Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль мотивационного компонента образа-Я в развитии самосознания школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема изучения Образа-Я не является новой в психологической литературе. Накоплен материал о содержании Образа-Я и его структуре (Р. Берне, Л. Венгер, У. Джемс, И. Кон, Е. Климов, Ч. Кули, Дж. Мид, А. Налачджан, С. Пантилеев, М. Розенберг, Е. Соколова, И. Чеснокова, Т. Шибутани, S. Epistein, P. Lecky, W. Strein и др.). Многие работы раскрывают возрастные особенности представлений о содержании… Читать ещё >

Содержание

  • Актуальность исследования
  • Объект исследования
  • Предмет исследования
  • Цель исследования
  • Гипотезы
  • Задачи исследования
  • Методологическая основа
  • Методы исследования
  • Достоверность
  • Научная новизна и теоретическая значимость исследования
  • Практическая значимость
  • Положения, выносимые на защиту
  • Глава 1. «Проблема изучения возрастных особенностей Образа-Я учащихся в психологопедагогической литературе»
    • 1. Анализ понятийного аппарата и методов изучения Образа-Я
    • 2. Анализ работ по изучению возрастных особенностей развития Образа-Я
    • 3. Теоретические предпосылки построения эмпирического исследования
  • Глава 2. «Эмпирическое исследование возрастных особенностей развития Образа-Я у учащихся»
    • 1. Цели и задачи эмпирического исследования, выбор испытуемых
    • 2. Принципы построения специального варианта ценностно-нормативной методики
  • ЦНМ) для изучения возрастной динамики в развитии Образа-Я
    • 3. Принципы обработки ценностно-нормативного метода исследования при изучении особенностей формирования Образа-Я
    • 4. Обсуждение результатов
  • Выводы

Роль мотивационного компонента образа-Я в развитии самосознания школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В истории философии, психологии и педагогики всегда был актуален вопрос о личности, ее составляющих, в частности, о том каким себя представляет человек, каков его Образ-Я. И здесь же возникает вопрос о том, как влияет Образ-Я на поведение человека, как используется это образование в жизнедеятельности человека? Как присваиваются и используются материальные и духовные ценности, которые преподаются в процессе школьного обучения? Ведь важно не только познать Образ-Я ребенка, но и узнать, а что с этим делать, стоит ли учить чему-то новому. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных этой проблеме, говорит о том, что пока наблюдается недостаток данных о генезе и функционировании Образа-Я, как регулятора жизнедеятельности человека в целом. Пробелы в этих знаниях во многом тормозят создание для них эффективных, научно обоснованных программ развития и психологического сопровождения.

Проблема изучения Образа-Я не является новой в психологической литературе. Накоплен материал о содержании Образа-Я и его структуре (Р. Берне [14], Л. Венгер [28], У. Джемс [44], И. Кон [76−79], Е. Климов [74], Ч. Кули [83], Дж. Мид [194], А. Налачджан [107], С. Пантилеев [116], М. Розенберг [197], Е. Соколова [144−145], И. Чеснокова [166], Т. Шибутани [169], S. Epistein [185], P. Lecky [190], W. Strein [198] и др.). Многие работы раскрывают возрастные особенности представлений о содержании своего «Я» (Р. Берне[14], Л. Божович [20−22], Г. Залесский [49−58], Р. Крайг [80], И. Чеснокова [166], W.J. Livesley, В. Bromley [191] и др.). Служил предметом специального психологического исследования и вопрос об уровнях развития Образа-Я (И. Кон [76−79], В. Мейли [101], Р. Мерлин [99], М. Розенберг [197] и др.), овладение которыми в разных возрастных группах может означать не только знание своего «Я», но и готовность его реализовать. В литературе представлен разнообразный набор методик для изучения Образа-Я, или его компонентов.

Данная работа была выполнена в рамках сформулированного Г. Е. Залесским ценностно-деятельностного подхода, когда в качестве предмета изучения выступают ценностные (мотивационные) образования личности, к которым относится Образ-Я. В рамках ценностно-деятельностного подхода выделяется два компонента Образа-Я — когнитивный и мотивационный. Когнитивный блок Образа-Я отражает содержательные представления о себе, что в целом соответствует традиционному представлению об Образе-Я в психологии. Мотивационный блок представляет собой связь Образа-Я как когнитивного образования с ценностно-мотивационной сферой личности[58].

Однако вопрос о роли мотивационного компонента Образа-Я недостаточно исследован. При этом ряд авторов подчеркивает, что в процессе жизнедеятельности у человека формируется некоторое стабильное психическое образование — образ самого себя, позволяющий ему более адекватно и эффективно действовать (Андреева Г. М. 5]- Бурменская Г. В. [25]- Захарова А. В. 60]- Карабанова О. А., [68]- Мухина B.C. [104]- Обухова Л. Ф. [110]- ОрестоваВ.Р. [113]- ОлесикА.М., [111]- И. Чеснокова [166]- М. Розенберг [197] и др.).

Вместе с этим, при достаточно большом количестве материалов о механизме связи типов ценностно-смысловой ориентировки (ЦСО) с особенностями развития самосознания, самооценки (А.С. Герасимова [36], Г. Е. Залесский [49−58], Н. В. Зубова [65], Н. В. Куприянова [84],.

Г. П. Редя [132], Е. Б. Редькина [58]), отсутствуют данные о влиянии разных типов личного способа ценностно-смысловой ориентировки (ситуативный, конформный, мировоззренческий) на формирование и развитие Образа-Я.

Недостаточно изученным остается вопрос и о способах выделения уровней развития Образа-Я в единстве когнитивного и мотивационного компонентов, показателей выделения этих уровней, которые в литературе представлены в виде основных этапов формирования обобщенных и иерархизированных представлений о себе и своих качествах. В методиках изучения развития «Я» роль мотивационного компонента (связь Образа-Я и поведения) учтена недостаточно, а данные о содержании выделяемых личностных качеств раскрываются без опоры на мотивацию.

Объект исследования.

Развитие самосознания личности.

Предмет исследования.

Характер связи между когнитивным и мотивационным компонентами Образа-Я, условия формирования качеств Образа-Я как ценностно-смысловых образований личности.

Цель исследования.

Цель исследования — выявление возрастных особенностей формирования Образа-Я в единстве взаимодействия двух компонентов — когнитивного и мотивационного (связь Образа-Я с мотивацией).

Гипотезы:

1. Существуют возрастно-психологические особенности развития Образа.

Я, обусловленные его мотивационным компонентом:

• Развитие «Я» в младших классах (2−4-й классы) обусловлено развитием только когнитивного компонента Образа-Я.

• Формирование мотивационного компонента Образа-Я начинается в средней школе (4−6-й классы) и обусловлено осознанием связи качеств с деятельностью целеполагания.

• В старших классах Образ-Я может выполнять функцию регулятора поведения.

2. Для достоверности целесообразно изучать Образ-Я школьников в конкретной деятельности, что обусловлено зависимостью выделяемых учащимися личностных качеств от ситуации.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ и оценка предлагаемых в психологической литературе подходов к изучению проблемы возрастных особенностей развития Образа-Я, роли мотивационного компонента в функционировании этого образования.

2. Разработка диагностической ценностно-нормативной методики (ЦНМ) исследования Образа-Я во взаимодействии двух компонентов.

3. Анализ особенностей развития Образа-Я у учащихся разных возрастных групп, характера связи между его когнитивным и мотивационным компонентами.

4. Анализ качеств Образа-Я заявленных учащимися вне деятельности и в ситуациях конфликтного общения у детей школьного возраста.

Методологическая основа.

Методологической основой исследования служили основные положения психологической теории деятельности (о деятельностном характере психологических процессов, условиях их выработки) — учение о роли ориентировочной деятельности, ее мотивационного компонента в формировании понятий и действий с ними (Гальперин П.Я. [32−34], Талызина Н. Ф. [151]), данные ценностно-деятельностной концепции о наличии тесной связи между характером ценностно-смысловой ориентировки личности и особенностями ее убеждений, ориентаций, качеств (Залесский Г. Е. [49−58]).

Методы исследования.

Исследование проводилось методом возрастных срезов. В качестве конкретных диагностических методик использовались: специально разработанные опросники, направленные на выявление уровней сформированности когнитивного компонента Образа-Яструктурированное интервью, основанное на составленном предварительно опросникеавторский вариант ЦНМ, позволяющий оценить мотивационную значимость выделяемых качеств Образа-Я (насколько эти качества выполняют функцию ориентиров при выборе поведения в конфликтных ситуациях), а также позволяющий сформулировать критерии выделения уровней сформированности Образа-Я в единстве взаимодействия когнитивного и мотивационного компонентоввключенное наблюдение и беседа.

Достоверность.

Достоверность полученных результатов обеспечивается теоретической обоснованностью выдвинутых гипотез, репрезентативностью и достаточно большим объемом выборки (N=352), комплексным характером исследования, сочетанием адекватных методов статистической обработки полученных данных с их качественным анализом.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. В работе впервые проведен анализ предлагаемых в литературе подходов к изучению роли мотивационного компонента (связи Образа-Я и поведения) в развитии Образа-Я.

2. Получены данные, свидетельствующие о необходимости учитывать при изучении Образа-Я, мотивационный компонент, то есть уровень применения качеств в ЦСО (выполняют ли они в сознании учащихся роль личностных ценностей, как регуляторы оценки ситуаций, выбора целей и способа поведения в них).

3. Впервые выделены возрастные особенности развития Образа-Я в единстве когнитивного и мотивационного компонентов, получены данные о приобретении качествами статуса регуляторов поведения в подростковом возрасте.

4. Показано расхождение в описании качеств Образа-Я в зависимости от типа деятельности («присущих вообще» и в конкретной ситуации), из чего вытекает целесообразность ставить учащихся в конкретные ситуации при изучении Образа-Я.

5. Подтверждена возможность и целесообразность распространения ценностно-нормативного метода диагностики (Г.Е. Залесский) для изучения особенностей формирования Образа-Я в единстве когнитивного и мотивационного компонентов.

Практическая значимость.

1. Разработанный и апробированный авторский вариант ЦНМ может быть использован для диагностики возрастных особенностей становления Образа-Я в единстве когнитивного и мотивационного компонентов.

2. Результаты исследования могут быть использованы при организации учебного процесса в средних образовательных учреждениях, при построении личностно-ориентированного обучения, а также в обучающих программах по педагогической, возрастной и социальной психологии при обучении студентов-психологов, педагогов и социальных работников.

Положения, выносимые на защиту.

1. Качества, входящие в Образ-Я, начинают выполнять роль ценностносмысловых образований в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте эти качества не имеют побудительной силы. В раннем подростковом периоде качества выступают как побудители, источники активности, и затем у школьников с 6-го и по 11-й класс, происходит включение их в структуру ценностно-смысловой ориентировки, качества начинают играть роль ценностей.

2. Без специального формирования у учащихся Образа-Я, личностные качества, выделяемые как положительные, не всегда включаются в структуру личностных ценностей, а потому не участвуют в ценностно-смысловой ориентировке, не являются критерием выбора способа поведения.

3. При построении методик по изучению Образа-Я необходимо руководствоваться соотнесением их с конкретной деятельностью, так как в результате исследования было выявлено различие между ответами на вопросы о выборе качеств вне деятельности и в связи с конкретной деятельностью.

4. Разработанный вариант ценностно-нормативной методики, апробированный в исследовании, реализует основные принципы психодиагностики и служит адекватным подходом к выявлению возрастных особенностей формирования Образа-Я в единстве его когнитивного и мотивационного компонентов (Образ-Я как регулятор поведения).

Апробация и внедрение результатов исследования.

Апробация результатов исследования проводилась на кафедре психологии образования и педагогики МГУ имени М. В. Ломоносова (2009г.), на научном совете по проблемам формирования мировоззрения учащихся и студентов при Президиуме научной академии образования (2004 г.). Результаты исследований обсуждались на Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2006», «Ломоносов 2007», «Ломоносов 2008» (Москва, МГУ, 2006, 2007, 2008 гг.). На основании материалов диссертации подготовлен факультатив по теме «Введение в психологию: особенности формирования стержневых образований личности» для 10−11-х классов лицея № 1 им. Г. С. Титова г. Краснознаменска Московской области, так же материалы диссертации используются на уроках литературы в средней школе № 9 г. Рузаевки. Материалы исследования нашли свое отражение в 4 опубликованных работах.

Выводы.

Полученные данные указывают на состоятельность выдвинутых гипотез.

1. Личностные качества Образа-Я учащихся, могут выполнять роль ценностно-смысловых образованийв подростковом возрасте качества могут служить для оценки ситуации и выбора поведения в ней.

2. Динамика развития Образа-Я имеет возрастные особенности, связанные с развитием мотивационного компонента Образа-Я. Во всех возрастных группах учащимся присуще выделение качеств как критериев выбора поведения. При этом данные качества в начальной школе не выступают.

— как регуляторы поведения, а включение качеств в структуру ЦСО происходит начиная с 6-го класса.

3. Развитие когнитивного и мотивационного компонентов Образа-Я в младших классах часто идет параллельно, и лишь в возрасте 11−13лет происходит пересечение и взаимодействие этих двух компонентов, и качества начинают функционировать как ценностно-смысловые образования.

4. Выявленная зависимость выделяемых личностных качеств от ситуации у детей школьного возраста, подтверждает необходимость изучения Образа-Я в конкретной деятельности.

5. Развитие «Я» включает момент присвоения особенностей нравственно-мировоззренческого компонента, тогда как уровень сформированности строится на характере взаимодействия двух компонентов (когнитивного и мотивационного). Соответственно, в случае, когда структура сформирована на высшем уровне, но направленность личностных качеств ведет к использованию деструктивной модели поведения, признать уровень развития Образа-Я высоким неправомерно.

6. Подтвердилась возможность и целесообразность распространения ценностно-нормативного метода диагностики (Г.Е. Залесский) для изучения особенностей формирования Образа-Я в единстве когнитивного и мотивационного компонентов. С ее помощью удается выяснить, включены ли личностные качества в систему личностных ценностей (служат критерием выбора целей и поступков) или остаются на уровне когнитивного представления об их оценке и целях применения.

Заключение

.

Данное диссертационное исследование показывает, что Образ-Я (в единстве когнитивного и мотивационного компонентов) может являться достаточно мощным предиктором поведения. При этом без специального формирования возможно развитие деструктивного Образ-Я. Если экстраполировать результаты данного диссертационного исследования на другие сферы деятельности, где качества Образа-Я выступают побудителями активности (жизненная активность, учебная деятельность и т. д.) целесообразно предположить, что там также возможно формирование негативного Образ-Я, который будет являться источником активности учащихся. Результаты данного диссертационного исследования позволяют сформулировать критерии по формированию конструктивного Образа-Я в единстве когнитивного и мотивационного компонентов. Поэтому важным шагом в проведении дальнейшей работы в рамках данного направления будет разработка обучающей программы (модуля в рамках школьного курса) по формированию конструктивного Образа-Я у детей школьного возраста, основываясь на ценностно-деятельностной концепции Г. Е. Залесского. Предположительно, это позволит интегрировать положительные влияния семьи и школы, ослабить или снять отрицательные моменты воздействия на формирование Образа-Я (в единстве когнитивного и мотивационного компонентов).

Мы полагаем, что благодаря разработке более строгих критериев развития Образа-Яоснованных на взаимодействии двух компонентов, составляющих «Я», открывается возможность не только для более строгого выявления особенностей возрастных закономерностей развития Образа-Я и основ для его формирования, но так же, для сопоставления данных представленных разными авторами и полученных с помощью различных методик.

Перспективы дальнейшего исследования вопросов связанных с механизмами формирования Образа-Я (в единстве его когнитивного и мотивационного компонентов) и его роли в структуре личности лежат в следующих направлениях:

• проследить особенности развития Образа-Я в различных возрастах (у студентов и взрослых) — тендерные различия,.

• проследить за особенностями функционирования Образа-Я в различных социокультурных условиях (село, город, мегаполису людей различных национальностейпредставителей различных религиозных конфессий),.

• проследить последовательность поведения учащихся с высоким уровнем развития Образа-Я, то есть изучить кросс-ситуативное влияние качеств Образа-Я находящегося на мировоззренческом уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: Изд-во МГУ, 1990.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. и вступ.ст. A.M. БоковиковаМ.: Прогресс, 1994.
  3. Е.Ю., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М., Кроз М. В. Измерение уровня самоактуализации личности М.: МГУ, 1987.
  4. А. Психологическое тестирование / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982.
  5. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994.
  6. И.В. Проблема личностной идентичности // Вопросы психологи. 1996 — № 1 — С. 135.
  7. А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. — Киров: Альфа, 1995.
  8. Т.В. Самосознание и Я-концепция ребенка. Великий Новгород: «НОВГУ им. Ярослава Мудрого», 2002.
  9. В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: ИПРАН, 1993. Ю. Асмолов А. Психология личности. Принципы общепсихологическогоанализа. М.: Смысл, 2002.
  10. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя. // Вопросы психологии. 1990 — № 2 — С. 153−159.
  11. Т.С. Психологическое исследование социальной идентичности // Социальная идентификация личности М.: Институт социологии РАН. 1994-Кн. 2. — С.202−237.
  12. Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Пер. с англ. Н. Ф. Цветкова Спб.: Братство, 1992.
  13. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: «Прогресс», 1986.
  14. Р. Я концепция и Я — образы / Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, Изд. Дом «Бахрах», 2003.
  15. О.А. Развитие самосознания в детском возрасте / О.А. Белобрыкина- Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск: Изд.-во НГПУ, 2003.
  16. Е.П. Временные аспекты Я -концепции и идентичности. // Мир психологии 1999 — № 3 — С.40−46.
  17. М.Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева H.JI. Работа психолога в начальной школе.- М.: Генезис, 2001 352 с.
  18. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983 — 272 с.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер 2008 400с.
  20. Л.И., Неймарк М. С. «Значащее переживание» как предмет психологии // Вопр. психол. — 1972. № 1. — С. 130−141.
  21. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1972. — С. 7−44.
  22. Е.В. Я-концепция и стили поведения в конфликтных ситуациях в юношеском возрасте. Дипломная работа /БГУ Белгород: 2000.
  23. В.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999.
  24. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: МГУ, 1990 — 136с.
  25. Ф.Е. Психология переживания. М.: «Московский университет», 1984.
  26. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в ВУЗе / Под ред. Н. Н. Обозова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.
  27. А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практ.рук. / А. Л. Венгер М.: Генезис, 2001.
  28. Л.С. Педология подростка //Собр. соч.: В 6 т./ под. ред. А. В. Запорожец М.: Педагогика, 1984 — Т.4,3.
  29. Л.С. Психология. М.: «Апрель-Пресс» «Эксмо-Пресс», 2002.
  30. В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. — № 1. — С. 96−105.
  31. П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976.
  32. П.Я. Психология как объективная наука. // Изб. психол. тр.: В 70 т. М. Воронеж: Издательство «Институт практической психологии», НПО «МОДЭК», 1998.
  33. П.Я., Талызина Н. Ф. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. М.:МГУ, 1976.
  34. А.С. Мотивация учения в контексте деятельностного подхода. -Белгород: БГУ, 2008.
  35. А.С. Особенности отношения учащихся к различным формам обучения, дисс. канд. психол. наук. Текст., М.:2003.
  36. Р. Психология и жизнь / Р. Герриг, Ф. Зимбардо СПб.: Питер, 2004.
  37. . Что такое психология? М.: Мир, 1992 — Т.1,2.
  38. Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе. — Л.: Лениздат, 1990.-171с.
  39. Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе.// Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В.- М.: Наука, 1983. л
  40. С. Путешествие в поисках себя. М.: 2001.
  41. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Воладарской. — М.: Педагогика, 1986.
  42. Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. -М.: Академия. 1999.
  43. У. Психология. -М., 1986 г.
  44. В., Колесников Ю. Microsoft Excel 2000 СПб.: 1999 г.
  45. М.И., Кандыбович JI.A. Краткий психологический словарь: личность, образование, самообразование, профессия. — Минск: Университетское, 1998.
  46. О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: «Питер», 2000.
  47. А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста : Дис. канд. психол. наук Текст.: Москва, 2001 199 с.
  48. Г. Е. Алгоритмический анализ мышления спортсмена в игре // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. JI.H. Ланда. -М.: Педагогика, 1973.
  49. Г. Е. О психологическом аспекте готовности спортсменов к участию в соревнованиях // Психология личности спортсмена. — М.: 1981.
  50. Г. Е. Психологические основы формирования убеждений: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. Текст. М.: 1991.
  51. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М.: МГУ, 1982.
  52. Г. Е. Психология мировоззрений и убеждений личности. М.: 1990.
  53. А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. — С. 11−14.
  54. А.В. Генезис самооценки: Автореф. докт. дис. М., 1989.
  55. Н.В. Исследование стержневых образований личности. Образ-Я и Я-Концепция: Дипломная работа / МГУ им. М. В. Ломоносова М.: 1998.
  56. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность. / Серия психологические исследования. М.: Смысл, 2004, 320с.
  57. В. Психология взросления. Развитие индивидуальности в семье и обществе. Этерна, 2006.
  58. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: 1997.
  59. Как построить свое «Я». // Под. ред. Зинченко В. П. М.: Педагогика. 1991.
  60. Дж., Сервон Д. Когнитивные структуры и интерпритационные процессы. СПб.: Питер, 2003.
  61. Т.Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.- 1989.
  62. К.Н. Условия целенаправленного формирования моральных убеждений: Автореф. дисс. канд. психол. наук.Текст. М., 1982.
  63. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях : Учеб. пособие. — М.: МГУ, 1995.
  64. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. — М.: Знание, 1986.
  65. Е.А. Введение в психологию труда. А., 1987.
  66. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: 1980.
  67. Кон И.С. В поисках себя. М.: 1984.
  68. Кон И. С. Открытие Я. М.: 1978.
  69. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
  70. Р. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
  71. Краткий психологический словарь/ под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов на Дону: «Феникс», 1999.
  72. Кун М., Макпартленд Т. Кто Я?.// Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М. 1984.
  73. Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Пер. с англ. Смирновой Н. М., Зотова О. А. М.: Идея-Пресс, 2001.
  74. Н.В. Исследование характера взаимосвязи особенностей Образа-Я и типов Ц.С.О.: Дипломная работа /МГУ им М. В. Ломоносова -М.: 2002.
  75. . Инстанция буквы в бессознательном. М., 1997.
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  77. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: МГУ, 1971.
  78. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1965.
  79. Д.А. Очерк психологии личности М.: 1993.
  80. Д.А. Системно-смысловая природа и функция мотива // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1993. -№ 2. — С.73−82.
  81. Е. Развитие личности школьника. Работа со словарем психологических качеств. М.: Генезис. 2007.
  82. Т. Искушение будущим / Под ред. Р. Форте- Пер. с англ.Ш.Валиева. -М.: Ультра. Культура, 2004.
  83. Т. Философия природы: пер. с нем. / Т. Липпс М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2007.
  84. М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж: Институт практической психологии НПО МОПЭК, 1997.
  85. М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста //Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. М.: 1983.
  86. Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007.
  87. С.В. «Образ-Я» и представление о сверстниках у подростков переживающих одиночество: Дисс. канд. психол. наук. Текст. М.: 2003.
  88. А. Мотивация и личность. СПб.: Питер. 2008.
  89. B.C. Психология индивидуальности. Воронеж: 1996.
  90. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. // Под ред. Корниловой Т. В. М.: Форум, 1998.
  91. Р. Различные аспекты Я // Психология личности: Тексты. М.: 1982-С.132−141.
  92. С. Психология развития. Методы исследования. СПб.: Питер 2004.
  93. О.И. Природа личности. Сущность, структура и развитие. -М.: Воскресенская типография, 2007.
  94. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: 1981.
  95. В.Н. Психология отношений.// Избр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Ин-т практ. психологи, 1982.
  96. В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности: тексты. — М.: 1982.
  97. А.А. Социально-психическая адаптация. Ереван: 1988.
  98. Н.И. Психодиагностика личности. М. «Валдос» 2003.
  99. Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2003.
  100. . Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
  101. A.M. Психологические характеристики самосознания современного подростка: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. / A.M. Олесик- Рос.гос. пед. ун-т. -М., 2002.
  102. Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002.
  103. В.Р. Формирование личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте. Дисс. канд. психол. наук Текст. / В. Р. Орестова М. 2001. — 182с.
  104. А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека// Вопросы психологии. — 1995 № 2 — С.5−19.
  105. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М:. 1980.
  106. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М.: 1991.
  107. С.Р. Методика исследования самоотношения (МИС) // Практикум по психодиагностике: Конкретные психодиагностические методики. М.: Изд-во МГУ, 1989. — С. 165−170.
  108. .Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Под ред. В. А. Ядова.- Л.: Изд-во «Наука».
  109. Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. — М.: Аспект Пресс, 2001, 607с.
  110. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.
  111. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  112. К.К. Об изучении и формировании личности учащегося. -М.: 1991.
  113. A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Дис. докт. психол. наук. -М.: 1996.
  114. Психологические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А. А. Бодалева. — JL: ЛГУ, 1976.
  115. Психология личности: Хрестоматия в 2-х томах. /Составитель Д. Я. Райгородский. Самара: 2002.
  116. Психология самосознания: Хрестоматия. / Составитель Д. Я. Райгородский. Самара: 2000.
  117. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990.
  118. Г. Психодиагностика. М.: Когито-Центр, 2003.
  119. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М.: Аспект Пресс, 2000.
  120. Раусте фон Врихт М. Образ «Я» как подструктура личности // Проблемы психологии личности, под. ред. Е. В. Шорохова, О. И. Зотова -М.: Наука 1982-С. 107.
  121. А.А. Практическая психодиагностика личности. М.: Речь, 2001.
  122. Г. П. Влияние характера социальной ориентировки на развитие самосознания учащихся. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Текст. — М.: 1993.
  123. Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного Я. //Вестник Московского Университета, сер. 14, психология. -М.: 1981 -№ 1 С. 14−22.
  124. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. 1994.
  125. Н.А. Как понять подростка. М.: «Роспедагенство», 1995.
  126. Н.А. Способы межличностного познания, их развитие и формирование у учителей, родителей и школьников.: Дисс. д-ра психол. наук. Текст. М.: 2004.
  127. В. «Образ-Я» и поведение. Иерусалим: «МАХАНАИМ», 2000.
  128. С.Л. Основы Общей психологи. -М.: 1990.
  129. Е.В. Особенности Я концепции подростков с нарушением поведения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. / Е.В. Свистунова- Моск.гор.пед.ун-т. -М., 2002.
  130. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: 1989.
  131. К.А. Условия формирования Образа-Я и представлений о сверстнике у подростков.: Дисс. канд. психол. наук.Текст. М.: 2004.
  132. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., М.: 2000.
  133. Т.Д. Влияние учебного коллектива на формирование убеждений старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М.: Академия, 2002.
  134. Е.Т. Проективные методы исследования личности М.: 1980.
  135. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: 1989.
  136. В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. — 240 с.
  137. А. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: 2000.
  138. А.Г. Сознание и самосознание. М.: 1972.
  139. В.В. Самосознание личности. М.: 1987.
  140. С. Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. М.: Баланс Бизнес Букс, 2007.
  141. Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. — М.: Академия, 1998.
  142. Г. С. О неповторимости человеческой личности // Вопросы психологии. М.: 1989 — № 3 — С. 122.
  143. Е.Е. Роль ценостно-смысловых образований в адаптации к хроническому стрессу// Психол. журнал. 2001. — № 2 — С. 27−35.
  144. В.П. Современные теории личности. Л.: Ленинград, 1990.
  145. Г. Социальная идентичность и межгрупповые отношения. -М.: 1982.
  146. Дж. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2003.
  147. Дж. Неизведанное Я. М.: ACT, 2007.
  148. Фрейд 3. Я и Оно. М.: 1996 г.
  149. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: 1975.
  150. JI. Теория когнитивного диссонанса / A theory of cognitive dissonance / Пер. А. Анистратенко, И. Знаешева. СПб.: Ювента, 1999.
  151. К. Мотивация и деятельность: в 2-х томах — М.: Педагогика, 1986.
  152. М., Вульф Д. Непараметрические методы статистики М.: 1983.
  153. К. Невроз и личностный рост. СПб.: 1997.
  154. Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1. / Составители: О. А. Карабанова, А. И. Подольский, Г. В. Бурменская. М.: 1999.
  155. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: 1999.
  156. И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: 1977.
  157. В.П. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопр. психол. 1996 — № 3. — С. 116−132.
  158. В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. -М.: МПСИ, МОДЭК, 2007.
  159. Т. Социальная психология. М.: 1969
  160. Е.В. Проблема «Я» и самосознание //Проблемы самосознания. М., 1966.
  161. Э.Г., Кулаков С. Л., Черемисин О. В. Исследование образа «Я» у подростков с аддиктивным поведением // Психологические исследования и психотерапия в наркологии: сборник научных трудов, т. 123, Л.: 1989.
  162. С.Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопр. психол. — 1989 № 6. — С. 34 — 42.
  163. Д.Б. Психология игры. М.: 1978.
  164. Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте //Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. Ю. И. Фролова. М.: 1997.
  165. Э. Юность и кризис идентичности. М.: 1996.
  166. Э. Молодой Лютер. М.: 1996.
  167. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: 1994.
  168. В.А. Социальная идентичность. М.: 1993.
  169. В.А. Солидарности россиян в повседневной жизни в общегосударственном масштабе / В. А. Ядов // Общество и экономика. -2002. № 12. — С.90−94
  170. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного общения // Вопросы психологии. 1995. № 2. — С.31−42.
  171. Alpay Е. Self-Concept and Self-Esteem. Department of Chemical Engineering and Chemical Technology, Imperial College of Science, Technology and Medicine, Prince Consort Road. London. SW7 2BY. 2005.
  172. Bandura A., Cervone D. Journal of personality and social psychology, 45(5), 1017−1028, 1983
  173. Breakwell G.M. Coping with threatened identities. N.Y., 1986.
  174. Burns R. B. The self-concept in theory, measurement, development and behaviour. London: Longman, 1979.
  175. Epstein S. The Self-concept revisited. Or a theory of theory//American Psychologist. 1973/Vol. 28. p. 404−416.
  176. Fromm E. Men for himself. New York: 1964.
  177. Huitt W. Educational psychology interactive: self-concept and self-esteem 1998.
  178. Huitt W. Becoming a brilliant star: An introduction. 2004.
  179. Kohlberg T. From In to Ought: how to commit the naturalistic falleci and get away with it in the study of moral development // (Ed.) Mischell T. Cognitive Development and Epistemology. N.Y., 1971.
  180. Lecky P. Self-consistency: A Theory of personality. Long Island- New York: Island Press, 1945.
  181. Livesley W.J., Bromley D.B. Person perception in childhood and adolescence. New York: John Wiley & Sons Ltd, 1973.
  182. Markus H. Self-schemata and processing information about the self //Journal of Personality and Social Psychology 1977 — 35 — P.63−78.
  183. Marsia J.E. Identity in Adolescence // Handbook of adolescent psychology. -N.-Y., 1980.-P. 213−231.
  184. Mead G.H. Mind, self and society. Chicago: University of Chicago Press, 1934.
  185. Moeller T.G. What research says about self-esteem and academic performance //Education Digest, 34. 1994. -P. 25−40.
  186. Parker B. Borden Introduction to Psychological Theory. NY.: 1887.
  187. Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-image. Princeton University Press, 1965.
  188. Strein W. Advances in research on academic self-concept: Implications for school psychology.// School Psychology Review, 22, 1993, P. 273−284.
  189. Thomas K.W. Conflict and Conflict Management, in M. Dunnette (Ed.), Handbook of Industrial and Organizational Psychology Chicago: Rand McNally, 1976.
  190. Zimbardo P., Richard G., Psychology and Life Hardcover, Addison-Wesley, 2004.
Заполнить форму текущей работой