Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности адаптационных процессов у детей 5-6 лет г. Челябинска при применении комплекса здоровьеукрепляющих технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность. В Концепции дошкольного воспитания (1997) отмечается, что фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье. Между тем, в многочисленных публикациях последних лет (Бальсевич В.К., 1981, 2000; Апанасенко Г. Л., 1993; Шевченко С. Г., 1996; Гельд А. Л., Батурин Н. А., 1998; Романова Е. Е., 1999; Кудрявцев В. Т., 2000; Усаков В. И., 2003… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Особенности адаптационных процессов в дошкольном возрасте
    • 1. 2. Особенности адаптационных процессов у детей в условиях Уральского региона и г. Челябинска
    • 1. 3. Морфометрические и нервно-психические особенности развития дошкольников
    • 1. 4. Проблемы здравостроения в дошкольных образовательных учреждениях
    • 1. 5. Обзор существующих программ, направленных на укрепление здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях
    • 1. 6. Физиологические механизмы резервов здоровья
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы морфометрических и функциональных исследований
      • 2. 2. 1. Антропометрические измерения и расчеты
      • 2. 2. 2. Методы исследования сводов стопы
      • 2. 2. 3. Методы исследования осанки
      • 2. 2. 4. Методики исследования функциональных показателей кардио- ^ респираторной системы и расчета индексов
      • 2. 2. 5. Методы оценки физической подготовленности
    • 2. 3. Методы оценки нервно-психического состояния дошкольников
    • 2. 4. Биохимические методы исследования слюны
    • 2. 5. Методы оценки состояния здоровья
    • 2. 6. Методы математической статистики
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ
  • ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Характеристика комплекса здоровьеукрепляющих технологий
    • 3. 2. Динамика показателей роста и функционального состояния детейдошкольников г. Челябинска
      • 3. 2. 1. Физическое развитие детей
      • 3. 2. 2. Динамика показателей сердечно-сосудистой системы
      • 3. 2. 3. Динамика показателей дыхательной системы
      • 3. 2. 4. Физическая подготовленность дошкольников
    • 3. 3. Динамика параметров нервно-психического состояния
    • 3. 4. Динамика биохимических показателей слюны дошкольников
    • 3. 5. Динамика состояния здоровья дошкольников
    • 3. 6. Изменение корреляционных зависимостей в течение года

Особенности адаптационных процессов у детей 5-6 лет г. Челябинска при применении комплекса здоровьеукрепляющих технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В Концепции дошкольного воспитания (1997) отмечается, что фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье. Между тем, в многочисленных публикациях последних лет (Бальсевич В.К., 1981, 2000; Апанасенко Г. Л., 1993; Шевченко С. Г., 1996; Гельд А. Л., Батурин Н. А., 1998; Романова Е. Е., 1999; Кудрявцев В. Т., 2000; Усаков В. И., 2003) констатируется, что высокая стрессогенность социально-экономических факторов, эколого-гигиенических условий и стиля жизни в современном обществе обусловливают прогрессивное снижение уровня психофизического состояния и психосоциального здоровья населения, и, в первую очередь, наиболее социально и биологически уязвимых его групп. Материалы прошедшего VIII Конгресса педиатров (2003) со всей очевидностью демонстрируют закономерную тенденцию к ухудшению физического и психического здоровья подрастающего поколения (Баскович Г. А., 2003).

Особую тревогу специалистов вызывает здоровье детей-дошкольников Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни (Аршавский И.А., 1982; Бальсевич В. К., 1988; Немов Р. С., 1995; Обухова Л. Ф., 1996; Чернышенко Ю. К., 1998; Щедрина А. Г., 2003).

Причинами резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста, по мнению М. П. Асташиной (2003), является:

• падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая среда;

• ухудшение состояния здоровья родителей;

• дефицит двигательной активности детей;

• недостаточная квалификация педагогов и массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья детей;

• частичное разрушение службы врачебно-педагогического контроля в ДОУ.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу (89)1. При этом увеличение заболеваемости детей отмечается в различных регионах России.

Так, по результатам обследования городского врачебно-физкультурного диспансера Санкт-Петербурга в 1999 году лишь 3−4% детей дошкольного возраста являлись абсолютно здоровыми, в то время как подавляющее большинство имели функциональные отклонения и хронические заболевания. Среди функциональных отклонений наибольший удельный вес составляли отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата: около 70−80% детей имели признаки соединительно-тканных дисплазий: нарушения осанки, деформацию стоп, ранний остеохондроз межпозвоночных дисков и т. д. (Потапчук А.А., Лукина Г. Г., 1999).

В Дальневосточном регионе только за последние три года отмечен рост патологий у детей в возрастной группе от 3 до 7 лет с 35,8 до 53,8%- резко увеличилось число часто болеющих детей, а также детей с нарушениями осанки, заболеваниями органов зрения и сердечно-сосудистой системы (Решетнева Г. А., 2000).

Начиная с 90-х годов число детей, у которых были установлены те или иные формы психических отклонений развития или психиатрической патологии, каждые пять лет увеличивается на 15−20% (Батуев А.С., 2000).

По данным Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Челябинской области, общая заболеваемость детей Челябинска в 2002.

1 В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в библиографическом списке. году по сравнению с 2001 годом выросла на 5,56%: в 2001 году этот показатель составил 1991,4 (на 1000 населения), в 2002 году — 2 102,3. Несмотря на внедрение различных, в зависимости от патологии, методик оздоровления, абсолютный показатель заболеваемости среди детей по городу Челябинску в 2002 году составил 54 887, среди которых: ОРВИ — 38 940, воздушно-капельные инфекции — 4348, ангина — 1117 случаев.

И хотя, количественные данные, свидетельствующие об отклонениях в состоянии здоровья детей, достаточно противоречивы в публикациях разных авторов, все они едины в главном: отмеченная негативная тенденция продолжает усугубляться.

Выше изложенное свидетельствует о том, что задачи оздоровительного направления в системе дошкольного образования продолжают оставаться наиболее приоритетными.

Проводимые реформы в 90-х годах XX столетия не привели к позитивным результатам. Доктрина образования требует модернизации содержания образовательного процесса, придания ему здоровьеукрепляющей направленности. В связи с этим, выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач дошкольного образования обусловливает развертывание соответствующих научных исследований и выработку организационно-методических подходов к сохранению здоровья, его укреплению и формированию, начиная с детских лет (Асташина М.П., 2003). В этом аспекте издан ряд постановлений в целях развития и совершенствования оздоровительной работы с детьми. Так, приказом Минобразования РФ № 1418 от 15.05.2000 г. утверждено «Примерное положение о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения», другим приказом Минобразования РФ № 176 от 19.01.2001 г. принято решение разработать целевую федеральную программу «Образование и здоровье».

В настоящее время все активнее ведется поиск новых подходов к воспитательно-оздоровительной работе с детьми, основанных на анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий. Здо-ровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических, психофизических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранение духовного и физического благополучия дошкольников (Асташина М.П., 2003). Создание новых прогрессивных технологий здраво-строения посредством медико-биологического и психолого-педагогического проектирования приведет к расширению и обогащению как ближайших, так и отдаленных перспектив развития психосоматических возможностей ребенка.

Сегодня достаточно много разработано рекомендаций, написано учебных пособий, монографий, популярных изданий о здоровом образе жизни (Кон И.С., 1982; Белая Н. А., 1983; Берсенева А. П., 1991; Дубровский В. И., 2001). Однако физиологически обоснованных технологий повышения здоровья с учетом регионального подхода, как указывают некоторые авторы, написано относительно мало работ (Виру А.А., 1979; Меерсон Ф. З., 1981, 1984; Дильман В. М., 1987; Коркушо О. В. с соавт., 1990; Мажбич В. Н., 1990; Дуров A.M., 1991; Кучма В. Р., 1994).

Адаптация ребенка в современных условиях существования — сложный поэтапный процесс. В целом, сущность процесса приспособления ребенка к окружающей природно-социальной среде нельзя считать достаточно изученной, поэтому адаптация и сегодня является источником интенсивных научных дискуссий как среди физиологов (Авцин А.Г., Марачев А. Г., 1975; Куликов В. А., 1976; Панин Л. Е., 1978; Меерсон Ф. З., 1981, 1988; Казначеев В. П., 1983; Антропова М. В. с соавт., 1998), так и среди психологов (Эльконин Д.Б., 1974; Лейтес Н. С., 1984; Давыдов В. В., 1986; Асеев В. Г., 1989; Крутецкий В. А., 1994; Немов Р. С., 1995).

Цель исследования. Выявить особенности адаптационных процессов у детей 5−6 лет г. Челябинска при внедрении комплекса здоровьеукрепляющих технологий в режим дня дошкольного учреждения.

Для достижения цели исследования нами были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить морфофизиологический статус и особенности адаптационных процессов у детей 5−6 лет г. Челябинска.

2. Создать и внедрить комплекс здоровьеукрепляющих технологий в режим дня дошкольного образовательного учреждения.

3. Оценить эффективность внедренного комплекса здоровьеукрепляющих технологий по морфофункциональному статусу, резистентности организма к инфекциям и по адаптации к физическим нагрузкам.

Научная новизна исследования. Впервые внедрен многоплановый комплекс здоровьеукрепляющих технологий в режим дня дошкольного учреждения. Доказана его физиологическая эффективность, его перекрестное тренирующее значение относительно возрастания функциональных резервов, повышения адаптационных возможностей, резистентности организма в целом. Выявлены некоторые особенности физиологических параметров и процессов у детей дошкольного возраста в условиях крупного промышленного города.

Теоретическая значимость работы. Выявлены особенности физического развития и физической подготовленности, функционального состояния кар-диореспираторной системы и некоторых биохимических показателей у детей 56 лет с учетом регионального компонента. Физиологически обоснована возможность создания в дошкольных учреждениях условий для сохранения и улучшения здоровья детей путем внедрения комплекса здоровьеукрепляющих технологий.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику дошкольных образовательных учреждений научно-практических и методических рекомендаций по реализации здоровьеукрепляющих технологий, позволяющих нормализовать гомеостатические параметры организма, повысить функциональные резервы, резистентность и адаптационные возможности организма детей (уменьшение заболеваемости и пропусков по болезни более, чем на 40%), улучшить состояние опорно-двигательного аппарата (исправление осанки в 15,1% случаев и свода стопы в 14,6%), снизить уровень тревожности (на 19%).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Разработанный комплекс здоровьеукрепляющих технологий, внедренный в режим дня дошкольного образовательного учреждения, способствует сохранению и укреплению здоровья детей.

2. Здоровьеукрепляющие методики приводят к положительной перестройке основных гомеостатических и биохимических показателей организма дошкольников.

3. Комплексный метод, направленный на укрепление здоровья, с позиции системного подхода, способствует повышению резистентности и адаптационных способностей организма.

Апробация и внедрение результатов исследования. По теме исследования опубликовано 8 работ, 4 из них в центральной печати. Материалы исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях», — Тюмень, 2003; Региональной научно-практической конференции «Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы», — Челябинск, 1999; Ежегодной конференции по проблемам образования, здравоохранения, физической культуре и спорту в Южно-Уральском государственном университете и Уральской государственной академии физической культуры, — Челябинск, 2003; Семинарах педагогов Калининского района г. Челябинска, 2001, 2002. Имеются акты внедрения результатов исследования в деятельность МОУ № 452, 481, 482, г. Челябинска и МГДОУ № 109 г. Миасса Челябинской области, а также в учебный процесс факультета валеологии, физической культуры и спорта ЮУрГУ.

Публикации. Результаты исследования опубликованы в восьми статьях.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 153 страницах машинописного текста, включая 23 таблицы и 16 рисунков. Структура диссертации состоит из оглавления, перечня условных сокращений, введения, трех глав: обзора литературы, описания организации и методов исследования, результатов исследования и их обсуждения, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Приложение включает некоторые методики исследования. Библиография содержит 276 источников, из них 26 публикаций на иностранном языке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ АД — артериальное давление АДц — артериальное давление диастолическое АДс — артериальное давление систолическое АП — адаптационный потенциал ВИК — вегетативный индекс Кердо ВНД — высшая нервная деятельность ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения ВРИ — весоростовой индекс ВРС — внешняя работа сердца ДЖЕЛ — должная жизненная емкость легких ДОУ — дошкольное образовательное учреждение ЖЕЛ — жизненная емкость легких ЖИ — жизненный индекс ИК — индекс кровообращения ИС — индекс Скибински ИЭ — индекс Эрисмана KB — коэффициент выносливости ЛФК — лечебная физическая культура МГ — медицинская группа здоровья МОК — минутный объем крови ОГК — окружность грудной клетки ПД — пульсовое давление ПКР — показатель качества реакции ПСС — периферическое сосудистое сопротивление СОК — систолический объем кровотока СрАД — среднее артериальное давление ССС — сердечно-сосудистая система ЦНС — центральная нервная система ЧСС — частота сердечных сокращений.

124 ВЫВОДЫ.

1. Дети 5−6 летнего возраста г. Челябинска имеют некоторые особенности физического развития: сниженный темп прироста длины тела (на 2−3 см) и ЖЕЛ (на 100−150 мл), низкий жизненный индекс (на 5−8 мл/кг). Коэффициент выносливости превышает средние показатели по России (на 3−5 баллов). Самыми распространенными нарушениями являются отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата.

2. Комплекс здоровьеукрепляющих технологий привел к статистически значимому преимуществу детей основной группы в сравнении с контрольной по следующим показателям:

• физическое развитие по показателям массы (на 1−1,5 кг) и длины тела (на 1,5−2 см), весоростового индекса (на 6−8 у.е.), гармоничности развития (на 12,1%), состояния осанки (на 15,1%) и свода стопы (на 14,6%);

• толерантность кардиореспираторной системы к нагрузкам, уменьшение напряжения симпатического отдела вегетативной нервной системы;

• психометрические показатели: снижение индекса тревожности на 19,6%, рост самооценки, уменьшение количества вегетативных сдвигов и нарушений во взаимоотношениях;

• показатели физической подготовленности, за счет выносливости, скоростно-силовых качеств и совершенствования координационных способностей;

• показатели тканевого метаболизма: повышение концентрации в слюне лизо-цима (на 0,37 мкг/мл), магния (на 0,15 мг%) и кальция (на 0,53 мг%).

3. Состояние свода стопы определяет эффективность упражнений на быстроту и выносливость, что подтверждается достоверными корреляционными связями в основной группе (бег на 30 м — г = -0, 610- бег на 500 м — г = - 0,524).

4. Комплекс здоровьеукрепляющих технологий привел к увеличению количества положительных корреляционных связей между показателями кислородно-транспортной системы и показателями адаптационных реакций прямой (12) и обратной направленности (3). 5. Результаты работы свидетельствуют о повышении адаптационных возможностей организма детей основной группы, проявившиеся в уменьшение заболеваемости и пропусков по болезни на 46,5%, переводе 37,5% детей в I группу здоровья и 42,2% в основную медицинскую группу для занятий физической культурой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время сложились негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения, особенно в дошкольном возрасте. Существующие программы и методики, направленные на укрепление здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях, страдают отсутствием комплексности (социально-экологический, психолого-педагогический и медико-биологический) в подходах разрешения проблемы. Применительно к г. Челябинску вопросы физического развития, физической подготовленности и особенностей адаптационных процессов дошкольников изучены недостаточно.

В подтверждение литературных данных, свидетельствующих о высокой распространенности функциональных отклонений в состоянии детей дошкольного возраста, нами проведено исследование психофизиологических особенностей адаптационных процессов детей 5−6 лет г. Челябинска. При разработке комплекса здоровьеукрепляющих технологий учитывались выявленные особенности психического и физического состояния дошкольников. Итоги исследования доказали эффективность предложенных нами методик в укреплении здоровья и повышении адаптационных возможностей организма.

Было установлено, что дети основной группы при сравнении с дошкольниками, находившихся в обычных условиях, имели к концу года статистически значимое преимущество по большинству применяемых функциональных проб и тестов оценки состояния, подготовленности и развития организма и здоровья в целом. Так, показатели длины и массы тела, их средний прирост, весоростовой индекс у детей основной группы в конце исследования значительно превосходили аналогичные показатели контрольной. Была выявлена тенденция в сторону их более гармоничного развития, улучшения осанки и нормализации свода стопы.

Введение

в режим дня физических упражнений циклического характера, способствовало развитию выносливости, что положительно сказалась на увеличении адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы. У детей группы обследования было зафиксировано значительное снижение коэффициента выносливости, увеличение адаптационного потенциала. Уменьшилась напряженность симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВИК), реакция гемодинамических показателей на нагрузку и время их восстановления стали более благоприятными.

Дополнительные занятия по оздоровительному бегу и ритмической гимнастике были направлены на развитие выносливости, скоростно-силовых качеств и совершенствование координационных способностей. Их внедрение привело к значительному опережению детей основной группы в физической подготовленности. Результаты выполнения таких упражнений как, динамометрия кисти, бег на 30 м, челночный бег 3×10 м, бег на 500 м и метание мяча, у детей основной группы достоверно превышали результаты контрольной.

Включения занятий по релаксации и психогимнастики по Чистяковой, направленных на коррекцию, как индивидуально-личностных особенностей психики, так и межличностных взаимоотношений, привело к уменьшению индекса тревожности, росту самооценки, уменьшению количества вегетативных сдвигов и отклонений в личностно-индивидуальной сфере. Полученные данные были достоверно выше у детей в основной группе, чем в контрольной.

Использование специфических оздоровительных методик, направленных на рационализацию питания, увеличение двигательной активности, защиту от психологических стрессов и повышение устойчивости к простудным заболеваниям дошкольников, отразилось и на нормализации метаболических процессов. У детей основной группы отмечалось повышение концентрации одного из слагаемых резистентности (лизоцим), антиоксидантного фермента (каталаза) и увеличение микроэлементов (кальций, магний).

В целом рост адаптационных возможностей организма у детей основной группы привел к уменьшению количества случаев заболеваний, уменьшению количества пропусков по болезни и освобождений от занятий физической культурой, и как показатель этого — перевод в I группу здоровья 37,5% детей основной группы в сравнении с 11,8% контрольной.

Таким образом, выполненное исследование позволило в сравнительном плане рассмотреть адаптационные особенности организма детей при внедрен-нии в дошкольное образовательное учреждение здоровьеукрепляющих технологий. Результаты исследования свидетельствуют, что дети успешно адаптируются к условиям внешней среды. Используемые здоровьесберегающие технологии положительно повлияли на физическое, нервно-психическое развитие детей, их сердечно-сосудистую и дыхательную систему, на уровень физической подготовленности и метаболические процессы.

В ходе исследования нами были выявлены некоторые физиологические особенности адаптационных процессов у детей 5−6 лет г. Челябинска:

1. Ниже среднероссийских и региональных нормативов оказался ряд физиологических показателей:

• темп прироста длины тела;

• средние величины ЖЕЛ;

• показатель жизненного индекса.

2. Коэффициент выносливости сохранялся на уровне, превышающем средние показатели по России, что может свидетельствовать о низких возможностях сердечно-сосудистой системы ребенка противостоять стрессовым воздействиям окружающей среды.

3. Самые распространенные функциональные отклонения у дошкольников оказались со стороны опорно-двигательного аппарата.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.П. Физическое развитие детей Кировской области / Л. П. Абросимова, Е. В. Кабирова., Т. А. Симакова и др. //Гигиена и санитария.- 1998.-№ 2 С.30−32.
  2. А.П. Проявление адаптации и дезадаптации у жителей Крайнего Севера / А. П. Авцын, А. Г. Марачев. // Физиология человека. 1975. — Т.1. — № 4.-С. 578−600.
  3. Н.А. Функции организма в условиях гипоксии и гиперкапнии / Н. А. Агаджанян, А. И. Елфимов. — М.: Медицина, 1986. — 269 с.
  4. Н.М. Раздумья о здоровье. — 2-е изд. / Н. М. Амосов. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 192 с.
  5. В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников / В. А. Ананьева. — Томск: Томский государственный университет, 2000.- С.2−14.
  6. П.К. Общие принципы формирования приспособлений организма / ПХАнохин.//Вестник АМН СССР.-М., 1962.-№ 4.-С. 18−21.
  7. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин.- М.: Медицина, 1975. 448 с.
  8. А.П. Индивидуализаця процесса осуществления здроровьесбере-гающей функции физического воспитания детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук / А. П. Антропова. Челябинск: УралГАФК, 2001.- 169 с.
  9. З.Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности / М. В. Антропова. М., 1968. — 232 с.
  10. М.В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования / М. В. Антропова, Г. Н. Манке, Л. М. Кузнецова и др. // Педагогика. — 1995. № 2. — С.26−31.
  11. М. В. Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по разным педагогическим системам / М. В. Антропова, Б. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова и др. // Физиология человека. 1998. — Т.24. — № 5. — С.80−84.
  12. Г. Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики / Г. Л. Апанасенко // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — Спб.: Наука, 1993. С.43−59.
  13. Г. Л. Валеология на рубеже веков / Г. Л. Апанасенко // Валеоло-гия. -2000. -№ 1.-С.4−11.
  14. Н.И. Становление и развитие периферических «сердец» в онтогенезе / Н. И. Аринчин, Я. Т. Володько, Г. Д. Недвецкая и др. Минск: Наука и техника, 1987.-260 с.
  15. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития (основы негэнтропийной теории онтогенеза)/ И. А. Аршавский. — М.: Наука, 1982. — 270 с.
  16. И.А. Основы негэнтропийной теории биологии индивидуального развития, значение в анализе и решении проблемы здоровья/ И. А. Аршавский. // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — СПб.: Наука, 1993. С.5−24.
  17. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей института физической культуры) / Б. А. Ашмарин. — М.: Физическая культура, 1978.-223 с.
  18. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  19. В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема / В. К. Бальсевич. // Вопросы философии. 1981. — № 8.-С. 78−89.
  20. В.К. Физическая культура для всех и для каждого /В.К.Бальсевич. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  21. В.К. Онтокинезиология человека: Монография / В. К. Бальсевич. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
  22. А.В. Здоровье школьников / А. В. Баранов, Н. А. Матвеева. Красноярск: КрасГУ, 1989. — 378 с.
  23. А.С. Психическое и физическое здоровье молодежи / А. С. Батуев. // Валеология. 2000. — № 1. — С. 44−47.
  24. Н.А. Оценочная функция психики: Дисс.. д-ра психол. наук / Н. А. Батурин. СПб.: СПбГУ, 1998. — 385 с.
  25. Э.С. Теоретическая биология / Э. С. Бауэр. — М.- Л.: ВИЭМ, 1935. — 206 с.
  26. М.М. Знаете ли Вы своего ученика? / М. М Безруких., С. П. Ефимова. -М.: Просвещение, 1991. С. 58−69.
  27. Н.А. Руководство по лечебному массажу / Н. А. Белая. -М.: Медицина, 1983.-288с.
  28. А.П. Принципы и методики массовых донозологических обследований с использованием автоматизированных систем: Автореф. дисс.. д-ра биол. наук / А. П. Берсенева. Киев, 1991. — 27 с.
  29. Биохимия человека / Р. Морри, Д. Грениер, П. Мейс и др.: Пер. с англ. М.: Мир.-1993.-Т.1.-384 с.
  30. Т. Сохранение и укрепление здоровья ребенка / Т. Богина, М.Рунова. // Дошкольное воспитание. 1999. — № 6. — С.58.
  31. А.Т. Актуальные вопросы статистики здравоохранения /А.Т.Бойко, Т. Н. Грибанова, Т. Ю. Телешева. — Екатеринбург: «Екатеринбург», 2000. — 296 с.
  32. И.И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.
  33. В.В. Антропология / В. В. Бунак. — М.: Учпедгиз, 1941. — 368 с.
  34. О.В. Лизоцин и его роль в биологии и медицине / О. В. Бухарин, Н. В. Васильев. Томск, 1974. — С. 23.
  35. Е.В. Методические подходы к оценке и коррекции состояния здоровья учащихся с позиций учения о функциональных системах / Е. В. Быков, А. П. Исаев, Н. А. Кирасирова и др. //Вестник ЮУрГУ. 2001. — С.43−45
  36. Ю.С. Показатели кардиореспираторной системы у спортсменов разного возраста / Ю. С. Ванюшин. // Физиология человека. — 1998. — Т. 24. — № 3. С.105−108.
  37. Вариативные программы дошкольных образовательных учреждений и технология их использования: Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.А. Соло-менникова. М.: АРКТИ, 1999. — 32 с.
  38. Ю.Е. Экопатология детского возраста / Ю. Е. Вельтищев. // Педиатрия. 1995. — № 4. — С. 26−33.
  39. О.Е. Формирование правильной осанки у детей дошкольников / О. Е. Венницкая. //Начальная школа: плюс-минус. — 2000. — № 7. -С. 65−68.
  40. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. — С. 176, 269 270.
  41. Х.Л. Материалы по физическому воспитанию и его воздействию на показатели здоровья воспитанников детских садов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Х. Л. Виленкина. Тарту, 1971. — 19 с.
  42. А.А. Механизм общей адаптации / А. А. Виру. // Успехи физиологических наук. М., 1980. — Т. 11. — № 4. — С. 25−29.
  43. В.Г. Акселерация роста и развития детей / В. Г. Властовский. — М.: Изд-во МГУ, 1976 279 с.
  44. В.Б. Исследование особенностей состояния и взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем при функциональном тестировании / В. Б. Войнов, Н. В. Воронова, В. В. Золотухин. Ростов-на-Дону, 1998. — 88 с.
  45. В.Н. Функциональная диагностика в физическом воспитании школьника / В. Н. Волков, М. Н. Комлева. — Челябинск: ЧГПУ, 1998. — 80 с.
  46. Гигиена детей и подростков: Учебник / Под ред. Г. Н. Сердюковской. — М.: Медицина, 1989. — 320 с.
  47. И.Н. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка / И. Н. Гильяшева, Н. Д. Игнатьева. // Психологические методы исследования личности в клинике. Л., 1978. — С. 55−61.
  48. О.В. Влияние нормированной физической нагрузки на психофизиологической развитие дошкольника / О. В. Головин, Р. И. Айзман. // Валеология. 1999. — № 1. — С. 47−52.
  49. Л.Г. Пути и способы оптимизации здоровья детей 4−5 лет, воспитывающихся по программе «Из детства в отрочество» / Л. Г. Голубева. — Калуга, 1992.-220с.
  50. С.М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся / С. М. Громбах. // Школа и психическое здоровье учащихся. — М.: Медицина, 1988.-С. 9−32.
  51. А.А. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии / А. А. Гуминский, Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова. М.: Просвещение, 1990. — 239 с.
  52. Г. А. Организация социально-педагогической поддержки несовершеннолетних с отклоняющимся поведением / Г. А. Гусев. Свердловск: УралГУ, 1989.-С. 113−119.
  53. Г. А. Социальная адаптация и педагогическая реабилитация несовершеннолетних. Дисс. .канд. пед. наук / Г. А. Гусев. Екатеринбург: Изд-во СИПИ, 1993.-145 с.
  54. В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М., 1986.-С. 163−213.
  55. И.В. Проблемы причинности в медицине / И. В. Давыдовский. — М.: Медгиз, 1962. — 176 с.
  56. В.А. Процессы перекисного окисления в организме и природные ан-тиоксиданты / В. А. Дадали. // Введение в частную микронутриентологию / Под ред. Гичева Ю. П., Огановой-Вилкинсон Э. — Новосибирск, 1999. — С. 240−263.
  57. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие /Я. JI. Коломенский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус с соавт.: Под ред. Я. Л. Коломенского, Е. А. Панько. — Мн.: УшверЫтэцкае, 1997. — 237 с.
  58. В.М. Четыре модели медицины / В. М. Дильман. — Л.: Медицина, 1987. —287 с.
  59. В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности / В. И. Долгова, А. А. Напримеров, Я. В. Латюшин. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 167 с.
  60. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка / К. П. Дорожнова. М.: Медицина, 1983. — 160 с.
  61. Т.Н. Право на охрану здоровья /Т.Н. Доронова. // Дошкольное воспитание. 2001. — № 9. — С.3−8.
  62. В.А. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник / В. А. Доскин, Х. Келлер, Н. М. Мураенко и др. М.: Медицина, 1997. -288 с.
  63. В.И. Здоровый образ жизни / В. И. Дубровский. М.: Betorika — F, 2001.-560 с.
  64. A.M. Биологический возраст человека (хронологические аспекты) / А. М. Дуров. Тюмень: «Вектор Бук», 1991. — 200 с.
  65. .Б. Система эффективного закаливания / Б. Б. Егоров, Ю.Ф. Зманов-ский // Начальная школа. 2000. — № 7. — С. 12−15.
  66. О.Е. Валеологические аспекты двигательной активности человека. Новосибирск: НГУ, 1996. — С. 4−73.
  67. Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. // Дошкольное воспитание. 1988. — № 6. — С. 78−88.
  68. Ю.Ф. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении / Ю. Ф. Змановский, М. Н. Кузнецова, Н. В. Баранова. //Дошкольное воспитание. 1991. — № 10. — С.8.
  69. Ю.Ф. Здоровый дошкольник. Авторская программа доктора медицинских наук профессора Ю. Ф. Змановского / Ю. Ф. Змановский. // Дошкольное воспитание. — 1995. -№ 6. — С. 17.
  70. Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4−7 лет / Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова с соавт. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 143 с.
  71. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальным нагрузкам на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» // Дошкольное воспитание. 2000. — № 9. — С. 145.
  72. А.П. Экологические и демографические проблемы Уральского региона и пути их решения / А. П. Исаев, Н. А. Фомин. — Челябинск: УРАЛГАФК, 1997. —63 с.
  73. А.П. Психофизиологический потенциал и физическое состояние человека в современных образовательных учреждениях (экология, валеология, педагогический менеджмент) / А. П. Исаев, С. И. Кубицкий, А. З. Мишаров. — Челябинск: ЧСЭА, 1998. С. 24.
  74. А.П. Информационный переход. Проблемы и перспективы Российского образования и здравоохранения / А. П. Исаев, Е. В. Быков, А. С. Аминов и др. // Валеология. 2000. — № 4. — С.4.
  75. В.П. Современые аспекты адаптации / В. П. Казначеев. — Новосибирск: Наука, 1980. — с. 191.
  76. В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В. П. Казначеев, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. JL, 1980.-207 с.
  77. В.П. Очерки теории и практики экологии человека /В.П.Казначеев. — М.: Наука, 1983. — 260 с.
  78. B.C. Справочник по клинико-биохимической лабораторной диагностике: В 2-х т. Т.2. / В. С. Камышников. Минск: Беларусь, 2000. — 463 с.
  79. Е.Я. Оптимизация адаптивных процессов /Е.Я.Каплан, О. Д. Цыренжапов, П. Н. Шантанова. М.: Наука, 1990. — 92 с.
  80. Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. -Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.
  81. O.JI. Морфологические и функциональные показатели младших школьников северного города: Автореф. дисс.. канд. биол. наук /О.Л.Ковязина. Тюмень, 1998. — 24 с.
  82. О.В. Лечебная физическая культура в условиях детского дошкольного учреждения / О. В. Козырева. // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 2. — С. 56−58.
  83. В.В. Школьная валеология как новая область научных знаний / В. В. Колбанов. // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — Владивосток: Дальнаука, 1995. Вып. 2. — С. 5−11.
  84. Н.Н. Совершенствование физического воспитания дошкольников, проживающих в районная Крайнего Севера, средствами ритмической гимнастики: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Н. Н. Колесникова. Улан-Удэ: БГУ, 1999.-26с.
  85. Кон И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1982.-95 с.
  86. О.В. Значение спектрального анализа ритмограмм для выбора антиаритмических препаратов у больных пожилого возраста с экстрасистолической аритмией / О. В. Коркушко, В. Б. Шатило, Ю. И. Плачинда. // Кардиология 1990.-Т. 30,-№ 6.-С. 100−102.
  87. Э.Н. Рац. предложение / Э. Н. Коробейникова, Е. И. Ильиных. 1996. — № 19 181.
  88. М.Н. Методика воспитания быстроты у детей дошкольного возраста (4−6 лет): Автореф. дисс.. канд. пед. наук / М. Н. Королева. Омск: ОГИФК, 1985.-22 с.
  89. М.А. Метод определения активности каталазы / М. А. Королюк, Л. И. Иванова, И. Г. Майорова. // Лабораторное дело. 1988. -№ 5. — С.16−18.
  90. Коррекция дезадаптационных донозологических состояний с помощью природных адаптогенов. Пособие для врачей // Под ред. Маймулова В. Г., Дадали В. А., Баскович Г. А. с соавт. СПб, 1999. — С. 45.
  91. А.Д. Физическое воспитание и закаливание детей грудного возраста: Учебное пособие / А. Д. Котляров. 2-е изд., доп. и перераб. — Челябинск: ЧЦ У О РАО, 2001.-144 с.
  92. Т.И. Методика оздоровительной тренировки детей шестого года жизни: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Т. И. Кравчук. Омск: СибГАФК, 1996.-32 с.
  93. В. А. Психологические особенности младшего школьника /
  94. В. А. Крутецкий. //Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Изд-во МПА, 1994.-256 с.
  95. С.И. Система здоровьесберегающей среды образовательного учреждения (Мониторинг валеологического образования) / С. И. Кубицкий,
  96. A.П.Исаев, Е. В. Быков и др. / Под общ. ред. А. П. Исаева. — Челябинск, 1999. —105 с.
  97. В.Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками / В. Т. Кудрявцев. // Начальная школа. -2000. —№ 7.— С.3−8.
  98. В.Т. Развивающая педагогика оздоровления / В. Т. Кудрявцев. -М.: Линка-Пресс, 2000. С. 5−7.
  99. В.Т. Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4−7 лет / В. Т. Кудрявцев, Т. В. Нестерюк. Ч. I, II, 1999. — С. 3−8.
  100. В. А. Регуляция перекисного окисления липидов и активность контролирующих их систем у человека при адаптации в высоких широтах /
  101. B. А. Куликов. // Тезисы докл. межвуз. конф. «Медико-биологические проблемы акклиматизации и гигиены человека на Европейском Севере». — Архангельск, 1976. С. 77−78.
  102. В.П. Трехмерная модель здоровья / В. П. Куликов. // Валеология. 2000. — № 1.-С. 15−21.
  103. О.А. Правильно дышим красиво говорим / О. А. Куревина. // Начальная школа: плюс-минус. — 2000. — № 7. — С. 40−45.
  104. В.Р. Подходы к прогнозированию состояния здоровья различных групп населения / В. Р. Кучма, Т. А. Акинфеева, Н. Н. Панасюк и др. // Гигиена и санитария. 1994. — № 5. — С. 53−56.
  105. Г. Ф. Биометрия: Учебное пособие для биол. спец. ВУЗов /Г.Ф.Лакин. М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
  106. Л.И. Как быть здоровым душой и телом / Л. И. Латохина. // Дошкольное воспитание. — 1999. -№ 10. — С. 7−8.
  107. Л.И. Хатха-йога для детей / Л. И. Латохина. — М.: Просвещение, 1993.-125 с.
  108. Н. С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес. — М., 1984. — С.21−37.
  109. С.Г. Формирование осанки и комплексное развитие способностей детей 5−6 лет средствами художественной гимнастики: Автореф. дис.. пед. наук / С. Г. Лемешева. Хабаровск: ДГАФК, 2000. — 26 с.
  110. О.В. Физическое развитие детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера /О.В. Лимаренко, Н. А. Прокопьев, Е. А. Короткова. // Иероглиф, 2001. Т.4, № 18. — Медицина и фармация. — С.615−618.
  111. С.А. Сравнительные данные метаболического состояния учащихся и младшего и профильного звеньев, занимающихся и не занимающихся оздоровительными технологиями /С.А.Личагина, А. В. Ненашева, Ю. Г. Королева. // Вестник ЮУрГУ. 2001. — № 3. — С.54, 57.
  112. И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и пласкостопии / И. Д. Ловейко. — Л.: Медицина. Ленингр. отд., 1982.-149 с.
  113. .Н. Осцилловазометрия артериальных сосудов конечностей / Б. Н. Мажбич. Новосибирск: Наука, 1990. — 167 с.
  114. В.Г. Факторы неспецифической защиты в оценке резервных возможностей и оздоровлении детей и подростков / В. Г. Маймулов, Г. А. Басковичи. //Вестник СПбГМА им. И. И. Мечникова. 2002. — № 1−2. — С.46−50.
  115. В.Г. Коррекция дезадаптивных донозологических состояний с помощью природных адаптогенов. Пособие для врачей / В. Г. Маймулов,
  116. B.А.Дадали, Г. А. Баскович и др. СПб, 1999. — 210 с.
  117. JI.T. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4−6 лет): Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Л. Т. Майорова. Омск, 1988. — 19 с.
  118. Т.Н. Резервные возможности кровообращения / Т. Н. Маляренко, Г. А. Кураев, Ю. Е. Маляренко. // Валеология. 1999. — № 2. — С. 63−68.
  119. Т.Н. //В кн. Физиологические основы здоровья человека / Т. Н. Маляренко /Под ред. Б. И. Ткаченко. Санкт-Петербург- Архангельск: Издательский центр Северного государственного медицинского университета, 2001 — С. 165−200.
  120. Э.Н. Методы исследования в спортивной антропологии / Э. Н. Мартиросов. — Л.: ФиС, 1982. — 199 с.
  121. М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. М.: АРКТИ, 2000. — 88 с.
  122. В.И. Физиологическая и психологическая стабильность функций при действии экстремальных факторов / В. И. Медведев. JL: Наука, 1982.-104 с.
  123. Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика / Ф. З. Меерсон. — М.: Наука, 1981.- 178 с.
  124. Ф.З. Патогенез и предупреждение стрессорных и ишемических повреждений сердца / Ф. З. Меерсон. — М.: Медицина, 1984. 269 с.
  125. Ф. 3. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. — М.: Медицина, 1988. 256 с.
  126. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах. М., 1982. — 18 с.
  127. И.А. Понятие инструктора социальной адаптации. Дисс. .канд. филос. Наук/ И. А. Милославова. — JI., 1974. — 186 с.
  128. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста /Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. —М., 1983. —С. 10−15.
  129. О.Н. Индивидуальное здоровье человека: аспект биологической, психофизиологической и социальной адаптации / О. Н. Московченко. // Валеология. 2000. — № 4. — С.8−13.
  130. И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта / И. В. Муравов. — Киев: Здоров’я, 1989. — 276 с.
  131. Р.С. Психология. Общие основы психологии / Р. С. Немов. М.: Просвещение, 1995. — Кн.1. — 576 с.
  132. .А. Конституция человека / Б. А. Никитюк. // Итоги науки и техники. ВИНИТИ, Серия Антропология. — М., 1991. — № 4. — С. 3−149.
  133. Ю.С. Простые истины / Ю. С. Николаев, Е. И. Нилов. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 120 с.
  134. Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для ВУЗов / Ю. В. Новиков. М.: Агенство «ФАИР», 1998. — 320 с.
  135. О.А. Физическое воспитание как фактор адаптации детей 7−8 лет к обучению в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / О. А. Новоселова. -Челябинск: УралГАФК, 1999. 19 с.
  136. В.Н. Диагностика физического состояния как основа эффективного педагогического руководства двигательным развитием детей 5−7 лет: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / В. Н. Новохатько. Киев: КГИФК, 1984.-24 с.
  137. Л.Ф. Две парадигмы и исследования детского развития // Вопросы психологии / Л. Ф. Обухова. 1996. — № 5. — С.30−38.
  138. Оценка основных антропометрических данных полового созревания и артериального давления у детей: Метод, рекомендации ЛТод ред. И. М. Воронцова. Л., 1984. — С.43.
  139. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста /Сост. Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович. — СПб.: «Акцидент», 1998. — 32 с.
  140. Оценка физического развития. Методические рекомендации /Сост. А. Н. Узунова, О. Т. Богданова, Т. В. Иванова. — Челябинск, 1989. — С.49.
  141. Л. Е. Энергетические аспекты адаптации / Л. Е. Панин. Л.: Медицина, 1978.-192 с.
  142. Л.Е. Биохимические механизмы стресса / Л. Е. Панин. Новосибирск. «Наука», 1983. — С. 6.
  143. Е.А. О некоторых методах изучения самооценки дошкольника / Е. А. Панько. // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. Мн., 1987. — Вып.8. — С.6−8.
  144. В.В. Проблема управления функциями организма человека и животных в свете достижений биологии, физиологии и биокибернетики /В.В. Парин. // Проблемы управления функциями организма человека и животных. -М., 1973. —С. 6−15.
  145. Ю.Е. Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе ЛО.Е.Пересадина. // Начальная школа: плюс-минус. -2000.-№ 7.-С. 27−30.
  146. Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 57 лет: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Е. А. Пимонова. М.: ВНИИФК, 1990.-23 с.
  147. А.П. Опыт и методика проведения занятий дозированным бегом с дошкольниками в детском саду / А. П. Плешкова, Е. Н. Мятыга. // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 11. — С. 38−39.
  148. О.И. Планирование физической нагрузки с учетом сезонных «зон риска» здоровью детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / О. И. Плешакова. Волгоград: ВГАФК, 1998. — 25 с.
  149. М.В. Свойства высшей нервной деятельности у детей 6−7 лет северного города: Автореф. дисс.. канд. биол. наук / М. В. Плотникова. -Тюмень, 1998.-20с.
  150. Т.В. Содержание и методика занятий ритмической гимнастиков с детьми 5−6 лет в детском саду: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Т. В. Попова. СПб.: СПбГАФК, 1998. — 24 с.
  151. А.А. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте: Учебно-методическое пособие / А. А. Потапчук, Г. Г. Лукина. СПб.: СП. ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999.-С.З.
  152. Программа «Развитие»: Основные положения /Под ред. Л. А. Венгера. М.: Новая школа, 1994. 64 с.
  153. Программа воспитания и обучения в детском саду /Отв. ред. М. А. Васильева. -М.: Просвещение, 1985. 174 с.
  154. Н.Я. Формирование пропорций тела у детей разных соматических типов / Н. Я. Прокопьев. — Тюмень: «Вектор-Бук», 2001. — 152 с.
  155. А.А. Особенности ритма сердца и симпато-адреналовой системы у детей 6−8 лет в течение учебного года: Автореф. дисс.. канд. биол. наук / А. А. Псеунок. Казань, 1990. — 18 с.
  156. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации. — Москва, 2000. — С.325.
  157. Е.Е. Комплексное использование средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей 5−6 лет: Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук /Е.Е.Романова. — СПб.: СПбГАФК, 1999. 26 с.
  158. М.А. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности / М. А. Рунова. // Дошкольное воспитание. 1998. — № 6. — С. 81−86.
  159. М.А. Сохранение и укрепление здоровья ребенка / М. А. Рунова. // Дошкольное воспитание. 1999. -№ 6. — С. 16−18.
  160. М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М. А. Рунова. М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 256 с.
  161. С.И. Комплексная оценка здоровья населения промышленно развитого региона: Автореферат дисс. к.м.н. — М., 1995. — 53 с.
  162. Н.Е. Комплексная оценка состояния здоровья детей г. Екатеринбурга / Н. Е. Санникова, И. М. Шаламова, Л. В. Левчук. // Вестник УГМА. — 1998. -№ 7. С. 51−54.
  163. М.Р. Антропологические подходы в анатомии человека / М. Р. Сапин, Б. А. Никитюк. // Морфология. — СПб., 1992. — Т. 102. Вып. 5. — С. 7−18.
  164. М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. Р. Сапин., В. И. Сивоглазов. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. —448 с.
  165. Г. Стресс без дисстресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1979. — 123 с.
  166. Г. Н. Методология донозологической диагностики / Г. Н. Сердюковская, М. И. Чурьянова. // Вестник РАМН. 1995. — № 7. — С. 59−64.
  167. П.И. Физиологические основы здоровья человека / П. И. Сидоров, С. Л. Совершаева. / Под ред. Б. И. Ткаченко. — Санкт-Петербург- Архангельск: Издательский центр Северного государственного медицинского университета, 2001.-728 с.
  168. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей /Под. Ред Т. И. Ерофеевой. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.-344 с.
  169. Современные подходы организации физического воспитания детей 5−7 лет в дошкольном образовательном учреждении: Учебное пособие для педагогических и руководящих работников ДОУ / Автор-сост. Т. А. Тарасова. — Челябинск: ИДПОПР, 2002. 65 с.
  170. Е.Д. Экспериментальный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, терапия / Е. Д. Соколова, Ф. Б. Березин, Т. В. Барлас. //Materia Medica: Бюллетень для врачей и фармацевтов. — Изд. «Марус». 1996.-№ 1(9). С.6−12.
  171. В.Н. Психофизиологические и педагогические аспекты оценки физического развития и учебной успешности учащихся / В. Н. Соловьев. — Ижевск: УдмуртГУ, 1996. 256 с.
  172. А.С. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга / А. С. Солодков, Е. М. Есина. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1999. № 1−2. — С. 12−15.
  173. Сопоставление различных подходов к определению продуктов перекис-ного окисления липидов в гептан-озопропанольных экстрактах крови / И. А. Волчегорский, А. Г. Налимов, Б. Г. Яровинский с соавт. // Вопросы мед. Химии. 1989. -№ 1. — 112 с.
  174. М.И. Физиология развития / М. И. Степанова, Н. Н. Куинджи, З. И. Сезанюк и др. // Материалы международной конференции посвященной 55-летию Института возрастной физиологии РАО. 27−30 ноября 2000. — С. 408−409.
  175. Т.А. Пособие «Я и мое здоровье». Валеологические знания и умения — детям дошкольного возраста / Т. А. Тарасова, Л. С. Власова. — Челябинск, 1997. — 71 с.
  176. В.И. Основные принципы закаливания и его организация / В. И. Теленчи. // Гигиена детей и подростков: Учебник для студентов медицинских институтов / Под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева. М.: Медицина, 1986. —С. 220−231.
  177. Р.А. Стресс и его значение для организма / Р. А. Тигранян./ Отв. ред. и авт. предисл. О. Г. Газенко. — М.: Наука, 1988. — 176 с.
  178. .И. Физиология кровообращения. Регуляция кровообращения / Б. И. Ткаченко, В. Н. Левтов, Ю. Е. Москаленко и др. Л.: Наука, 1989. — 639 с.
  179. Тонкова-Ямпольская Р. В. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Р.В.Тонкова-Ямпольская. — М.: Медицина, 1984. — С.12−15.
  180. А.Г. Комплексная оценка физического развития детей и подростков г. Ростова-на-Дону / А. Г. Трушин. // Валеология. — 2000. — № 1. — С.61−72.
  181. .Г. Основные статистические величины соотношений частей тела детей дошкольного возраста г. Москвы (1965−1970 гг.) / Б. Г. Ужви. // Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР. М., 1977. — С.86−87.
  182. А.Н. Физическое развитие детей. Учебно-методическое пособие / А. Н. Узунова, О. В. Лопатина, М. Л. Зайцева. Челябинск, ЧГМА. — 1998. — 76 с.
  183. Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип / Г. А. Урунтаева. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — С.8.
  184. В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников / В. И. Усаков. — Красноярск, 1989. С. 12.
  185. И.Н. Здоровый ребенок. Справочник педиатра / И. Н. Усов. — 2-е изд. перераб. и доп. — Минск: Беларусь, 1994. — 446 с.
  186. Физиологические основы здоровья человека /Под ред. Б. И. Ткаченко. -Санкт-Петербург- Архангельск: Издательский центр Северного государственного медицинского университета, 2001. 728 с.
  187. С.О. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях / С. О. Филиппова. // Дошкольное воспитание. 1999. -№ 12. — С 36−38.
  188. С.О. Физическая культура дошкольников Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы / С. О. Филиппова. //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 3. — С. 58−63.
  189. Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4−6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Н. А. Фомина. Волгоград: ВГАФК, 1996. — 24 с.
  190. Ф.Н. Физиологические механизмы стресса и адаптации при остром действии стресс-факторов / Ф. Н. Фурдий. — Кишинев: Истиница, 1986. — 239 с.
  191. М.М. Этиопатогенез информационной болезни / М. М. Хананашвили. // Патофизиология и экспериментальная медицина. — 1992.- № 4.-С. 94−97.
  192. Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера / Ю. Л. Ханин. — Л.: ЛНИИФК, 1976.-18 с.
  193. Н.Б. Регуляция вариативности ритма сердца у здоровых и больных с психогенной и органической патологией мозга: Дисс.. докт. мед. наук / Н. Б. Хаспекова. М.: ИВНДиНФРАН, 1996. — 217 с.
  194. П. Биохимическая адаптация / П.Хочачка. Дж.Сомеро. (Пер. с анг). М.: Мир, 1988.-567 с.
  195. А.Г. Возрастная физиология / А. Г. Хрипкова. М.: Просвещение, 1978.- 187 с.
  196. А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена /А.Г.Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. — М.: Просвещение, 1990. -319 с.
  197. Е.Н. Телосложение и темпы онтогенеза / Е. Н. Хрисанфова. // Проблемы биологии человека: Мат. конф. — Киев, 1980. — С. 193−195.
  198. Н.В. Фитонцидные растения в интерьере / Цыбуля Н. В., Ферша-лова Т.Д. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2001. 112 с.
  199. Н.В. Школа здоровья / Цыбуля Н. В., Фершалова Т. Д. 2000. — Т. 7. -№ 2. -С.6−8.
  200. Е.А. Обоснование эффективности применения круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Ав-тореф. дисс.. канд. пед. наук / Е. А. Черепов. Челябинск: УралГАФК, 2002.-22 с.
  201. Е.С. Дети дружат с водой / Е. С. Черник. — М.: Знание, 1986. — 96 с.
  202. Ю.К. Научно-педагогическое основание инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Дисс.. д-ра пед. наук / Ю. К. Чернышенко. — Краснодар: КГАФК, 1998. — 392.
  203. М.И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. / Под ред. М.И. Буя-нова. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
  204. А.В. Нефиксированные изменения опорно-двигательного аппарата / А. В. Чоговадзе. //Лечебная физическая культура: Справочник /Под ред. В. А. Епифанова. М.: Медицина, 1987. — С.407−409.
  205. О.Г. Норма здоровья, проблемы, подходы и к их решению / О. Г. Чораян. // Валеология. 1996. — № 1. — С. 51−54.
  206. В.П. Состав тела, конституция человека / В. П. Чтецов. // Морфология человека: Сб. трудов. -М., 1983.-С. 15−18.
  207. Ю.Н. Закаливание школьников: Пособие для учителя / Ю. Н. Чусов.
  208. М.: Просвещение, 1985. — С. 128.
  209. С.Б. Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / С. Б. Шарманова. СПб.: С.-Петерб. НИИФК, 1995. -17 с.
  210. С.Б. «Морское царство». Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Учебное пособие / С. Б. Шарманова. / Под ред. А. И. Федерова. — Челябинск: УралГАФК, 1996. — 90 с.
  211. С.Б. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста. Совершенные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта / С. Б. Шарманова, А. И. Федоров. — Челябинск, УралГАФК, 1997.-С. 77−80.
  212. С.Б. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания / С. Б. Шарманова, А. И. Федоров. — Челябинск: УралГАФК, 1999. — 112 с.
  213. С.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста: состояние, проблемы, технологические решения /С.Б.Шарманова, А. И. Федоров. Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2002. — 60 с.
  214. С.Г. Валеология подростков и молодых семей / С. Г. Шевченко. // 3-й Национальный Конгресс по профилактической медицине и валеологии (28−31 мая 1996 г., С-Петербург, Россия): Тез. докл. — СПб., 1996. С. 185.
  215. Н.М. Современные подходы к оценке обеспеченности детей пищевыми веществами / Н. М. Шилина. // Вопросы детской диетологии, 2003. — Т.1.-С. 83−85.
  216. Н.И. Зависимость физического развития, функциональной и двигательной готовности детей 3−5 лет от качества физичнеского воспитания / Н. И. Шлык, И. В. Гуштурова, В. С. Зеленин. // Теория и практика физической культуры.-1990.-№ И.-С. 33−35.
  217. Г. А. Валеология — базовая наука о здоровье. Проблемы и перспективы здравостроения: Сборник научных работ /Г.А.Шорин, Т. Г. Мутовкина. /Под ред. А. П. Исаева (отв. за вып.) с соавт. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. — Вып.И. — 216 с.
  218. А.Г. Понятие и структура индивидуального здоровья человека (концептуальная модель) / А. Г. Щедрина. Новосибирск, 1993. — 28 с.
  219. А.Г. Педология — наука о детстве, как фундаментальная основа валеологии и педагогики / А. Г. Щедрина. — Новосибирск, 1996. — 43 с.
  220. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты / А. Г. Щедрина. Новосибирск: СО РАМН, 2003. — 164 с.
  221. Д. Б. Психология обучения младшего школьника /Д. Б. Элько-нин. М. Педагогика, 1974. — С.55−64.
  222. Arthey S. Suntanning and sunprotection: 2 review of the psychological literature / S. Arthey, V.A. Clarke. // Soc. Med. 1995. — Vol. 40. — P. 265−274.
  223. Benson H. Timeless healing. The power and biology of belief / H. Benson, M.Stark. 1996. — N.-Y. — 352 p.
  224. Bouchard С Sub maximal working capacity heart size in boys 8−18 years / C.Bouchard. // Eur. J. Appl. Physiol. And occup. Physiol. 1997. — Vol. 36. -№ 2.-P.l 15−126.
  225. Breirer A. Stress isn’t always bad / A. Breirer. // Hospital and Community. -1988.-Vol.39.-P. 591.
  226. Brozek J. Bode composition / J.Brozek. // Ann. N.Y.Acad. Sci. N.-Y., 1963. -Vol. 116.-P.43−67.
  227. Cantwell D.P. Psychiatric illness in the families of hyperactive children / D.P. Cantwell. // Arch. Gen. Psychiat. 1972. — Vol. 27. — P.414−417.
  228. Conrad К. Der Konstitutiontypus / K.Conrad. Berlin-Gottingen-Heidelberg, 1963.-246 s.
  229. Gabbard C. Relationship and comparison of selected anthropometric measures to muscular endurance and strength in children aged 3−5 years / C. Gabbard, P.Patterson. // Annal of Human Biol. — 1980. Vol.7. -N.6. — P.583−588.
  230. Gonzalez B.D. The effect of nutritional prevention of cardiovascular diseases on longevity / B.D.Gonzalez. // Nutr. Rev. 1992. — Vol. 50. — P. 407−412.
  231. Grant F. Hydriquinone dehydrogenises / F.Grant. //Annu. Rev. Biochem. — 1977. № 46. -P.439.
  232. Gumma K.A. Compartmentation in relation to metabolic control in liver /К.А Gumma., P.Mc. Lean, A.L.Greenbaut. //Essays-Biochem. 1971. — P.7−9.
  233. Halberg F. Chronobiology / F. Halberg. // Annual review of physic ology. — 1969.-Vol.31.-P. 675−725.
  234. Halberg F. Chronobiology in 1975 / F. Halberg. // Chronobiologia. 1976. — Vol.3. -P.l-11.
  235. Halberg F. Chronopsichiatria e crononeurologia / F. Halberg. // Ricer. clin. Lab.—1980. —Vol. 10.-№ 1, Suppl. — P. 39.
  236. Hildebrandt G. Outline of chronohygiene / G.Hildebrandt. // Chronobiologia. — 1976. — Vol.3. № 2. — P. 113−127.
  237. Holliday M.A. Body composition and energy needs during growth / M.A. Holliday. // In: Human growth. -N.-Y., L.: Plenium Press, 1978. Vol.2. — P. 117−139.
  238. Hoppe M., Vogt U. Zur Effiktivitat des Schulsportuntericht / M. Hoppe, U.Vogt. Sportwissenschaft, 1979. — № 4. — S. 416−427.
  239. Kraut J. Serine proteases: Structure and mechanism of catalysis / J.Kraut. // Annu. Rev. Biochem. 1997. — V.46. — P.331.
  240. Malina R. Growth of muscle tissue and muscle mass / In: Human growth / R.Malina. N.-Y., L.: Plenium press, 1978. Vol.2. — P. 273−294.
  241. Neute E. Neue Ergebnisse uder das sogenannte Philippinermas und seine Be-deutung ur die Beueteilung der Schulrete / E. Neute. // Arztliche Jundenkunde. — 1959.-H. 1−2.-S. 23−38.
  242. Oswald J. Slip the great restorer / J. Oswald. // Now Sci. 1970. — Vol. 46. — P. 170−172.
  243. Raschke F. Phase-coordin ation in the medium-frequency range of biological rhythms: a criterion of recuperative processes during sleep and wakefulness / F. Raschke. // Chronobiologia. — 1979. — Vol. 6. № 2. — P. 146−147.
  244. Rimland B. High dose vitamin В and magnesium in treting autsm reporme to Study hu Findinget al Petterl / B.Rimland. Auism — Der-Disend, 1998. Dec. 28(6).-P.581−582.
  245. Saltin B. Malleability of the system in overcoming limitation: functional elements / B. Saltin. //J. Exp. Biol., 1985.-V. 115.-P. 345.
  246. Schwarze G. Schulreife und Schulpflicht als voraussetzung fur eine hy-gienische Unterrichtsgestaltung / G.Schwarze. / Beitrage zur Hyg. Des Unterrichts -Berlin, 1961.-S. 28−36.
  247. Wimmer H.J. Mechanisms of enzimecatalyzed group transfer reactions / HJ. Wimmer, I.A.Rose. Annu. Rev. Biochem. 1978.-V.47.-P. 1031.
Заполнить форму текущей работой