Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методология организации и управления кадровым потенциалом федерального железнодорожного транспорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Усиление мотивов конструктивного трудового поведения в значительной мере связано с повышением престижности профессии и обусловленного ею социального статуса работника. Как подтверждают проведенные исследования, уровень престижности того или иного вида труда, наряду с экономическим фактором, определяется рядом причин социального и морально-психологического порядка, а также целенаправленной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ОТРАСЛИ
    • 1. 1. Социально-трудовые отношения в реформируемом обществе: векторы и динамика перемен
    • 1. 2. Стратегия развития железнодорожного транспорта и кадровой работы в отрасли
  • ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ОТРАСЛИ
    • 2. 1. Кадровый потенциал и концепция кадровой политики
    • 2. 2. Структурно-функциональная модель процесса организации и управления кадровым потенциалом
  • ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ОТРАСЛИ
    • 3. 1. Проблемы информатизации процессов организации и управления кадровым потенциалом
    • 3. 2. Технология комплексных методов организации и управления кадровым потенциалом
    • 3. 3. Кадровый мониторинг как технологический инструмент управления персоналом
  • ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ И РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ
    • 4. 1. Современный рынок труда и проблемы формирования кадрового потенциала
    • 4. 2. Служба управления персоналом: структура, функции и состав
    • 4. 3. Современная система подготовки кадров и планирование служебной карьеры
    • 4. 4. Отраслевая социальная политика и кадровый потенциал

Методология организации и управления кадровым потенциалом федерального железнодорожного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в обществе радикальные экономические и социальные преобразования выдвигают ряд актуальных проблем в сфере управления социально-трудовыми отношениями во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и на железнодорожном транспорте. Выработать оптимальную стратегию организации и развития производства, его технического перевооружения в условиях глобальных рыночных реформ невозможно без четких ориентиров и эффективных механизмов формирования и развития кадрового потенциала отрасли, базирующихся на принципиально новых результатах научных исследований.

Оптимизации управления кадровым потенциалом должна предшествовать глубоко продуманная концепция обновления отрасли, которая была бы адекватна динамике происходящих в обществе трансформаций. Реформирование железнодорожного транспорта предполагает коренные изменения управленческих функций во всех структурах. Более совершенный механизм реализации кадровой политики требует создания стройной системы профессиональной службы, более эффективной организации и координации работы с персоналом, пересмотра и переосмысления понятий «организация», «управления», «трудовые ресурсы», «кадровый потенциал» и т. д.

Основной проблемой диссертационного исследования является выявление путей совершенствования технологии организации и управления отраслевым кадровым потенциалом.

Под организацией, в общенаучном плане, принято понимать совокупность процессов или действий ведущих к регулированию и устойчивому взаимодействию всех частей одного целого.

Управление выступает как функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержку устойчивой деятельности, реализацию программы и целей деятельности.

Таким образом, организация и управление — это основа механизмов обеспечивающих устойчивое функционирование системы.

Устойчивость — это обеспечение равновесного состояния процесса соответствия: «ресурс» — «потребность». В данном случае устойчивость выступает как основной критерий процесса организации, независимо от масштаба и вида деятельности.

Актуальность проблемы диссертационного исследования, таким образом обусловлена:

• необходимостью разработки и теоретико-методологического обоснования концепции организации и управления кадровым потенциалом отрасли, процессов управления кадровым 5 рожного транспорта, регулярного и комплексного мониторинга динамики его развития, и постоянно действующего анализа возмущений;

• необходимостью выявления возможностей и практического применения на всех уровнях отраслевого управления современных информационных технологий, компьютерных средств в интересах повышения эффективности формирования и использования кадрового потенциала.

Степень разработанности проблемы. Разработка проблем управления трудовыми ресурсами, человеческим потенциалом имеет давнюю традициюкак за рубежом, так и в нашей стране. В диссертации эти проблемы рассматриваются в широком научном контексте, включая теорию систем, общую теорию управления, социальную инженерию и социальные технологии, социологию и психологию управления, системотехнику, другие отрасли теоретического знания. Каждая дисциплина привносит свои методологические особенности, предлагает собственные решения, но сама исследовательская тенденция складывается достаточно определенно.

Труды так называемого классического этапа развития научной мыслизарубежной и отечественной — отражают, как правило общую типологию подходов и явлений. Современный период в изучении проблем социального управления ориентирован в значительной мере на исследование эргономических, праксиологических и прочих факторов в процессе трансформации современного общества. Основная особенность нынешнего периода ученым и специалистам видится в переходе к новым формам организации производства и труда, опирающимся на принципиально иные управленческие и коммуникационные технологии. Создание единого и многомерного информационного пространства меняет не только организационные структуры и функции трудового процесса, но и мотивацию трудового поведения человека, его ценностные ориентации, профессиональную и нравственную культуру. Знакомство с зарубежной литературой позволяет уточнить некоторые специфические черты столь значимого адаптационного периода (Дж. Гелбрейт, Б. Карлофф, К. Поппер, Г. Хакен и другие) и вместе с тем соотнести их с техническими и технологическими средствами, которыми все в большей степени подкрепляется человеческий ресурс.

С разработкой новых идей в сфере социального управления, организации производства связан научный поиск ряда отечественных ученых (Заславская Т.И., Здравомыслов А. Г., Матирко В. И., Ядов В. А. и другие) — особенно в период 80−90-х годов, когда в стране развернулось тотальное реформирование общества. Впрочем и в дореформенный период наша наука стремилась находить пути оптимизации управления социально-трудовыми отношениями, кадровым потенциалом (Аганбегян А.Г., Афанасьев В. Г., Бестужев-Лада И.В., Гвишиани Д. М. и другие).

При всей условности разграничения этапов развития научных исследований нельзя, тем не менее, не видеть их качественных различий в подходах к наиболее значимым и сложным вопросам общественного бытия. Становится все более очевидной глобализация проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже нового тысячелетия. Современный мир стоит перед лицом острейших экологических и социальных угроз. С другой стороны, научно-технический прогресс, опыт разрешения социально-экономических противоречий открывают заманчивые перспективы, и на этом фоне становится понятной известная «конвергентность» исследовательских процессов в сфере управления, организации производства, в том числе на уровне отрасли.

Показательны с этой точки зрения посвященные системному анализу транспортных проблем труды Лившица В. Н., Ковшова Г. Н., Переселенкова Г. С., Першина С. П., Понарина A.C.- моделированию транспортных потоковКозлова И.Т., Позамантира Э. И., Сильянова В. В. и других ученых.

Математические модели и методы применительно к транспорту в целом рассматривались в трудах Акулиничева В. М., Иванова Г. Г., Луцкова С. Я., Смехова A.A., Спиридонова Э.С.- к отраслевой экономике в исследованиях Белова И. В., Галабурды В. А., Волкова Б. А., Шишкова А. Д., Шульги В. Я. и других.

Различные аспекты эффективности новых технологий и повышения качества эксплуатационной работы железных дорог представлены в трудах Дьякова Ю. В., Мандрикова М. Е., Персианова В. А., Резера С. М., Трихункова М. Ф. и еще ряда ученых.

Анализ научных публикаций по проблематике, связанной в первую очередь с формированием кадрового потенциала железнодорожного транспорта (Аколзина Г. И., Бурносов Н. М., Вовк A.A., Лёвин Б. А. и др.), также обнаруживает согласованность принципиальных исследовательских подходов с общими направлениями интересующих нас современных теоретических разработок. Однако большинство опубликованных научных работ носит традиционный характер, недостаточно учитывает специфику экономических преобразований в обществе и настоятельные запросы рынка. Более того, становится все очевиднее, что исследователям до сих пор не удалось выйти на решение проблем создания целостной научной концепции организации и управления отраслевым 8 кадровым потенциалом на уровне нынешних возросших требований и новых технических возможностей, которые предполагают иное качество информационно-коммуникативного обеспечения управленческого процесса.

Цель диссертационного исследования — обоснование общей концепции и разработка технологий организации и управления кадровым потенциалом федерального железнодорожного транспорта, включая специфику особенностей поэтапной трансформации отраслевой системы.

В соответствии с этой целью докторант ставит перед собой следующие задачи:

— обосновать необходимые теоретико-методологические предпосылки к созданию концепции организации и управления отраслевым кадровым потенциалом;

— предложить теоретико-методические принципы и механизмы регулирования социально-трудовых отношений в отрасли на этапе перехода к рынку;

— исследовать методы, процедуры и организующие механизмы единой в рамках отрасли технологии, призванной управлять кадровым потенциалом с использованием современных коммуникативных каналов и информационно-технической базы;

— проанализировать отраслевой опыт управления социально-трудовыми отношениями и кадровой работой и предложить на его основе модели и алгоритмы решения кадровых задач;

— предпринять системный анализ структуры, функций и состояния кадрового потенциала отрасли, уровня жизни персонала на предмет выявления путей совершенствования его социальной защиты;

— создать концептуальную и технологическую модель кадрового мониторинга как инструмента научного управления кадровым потенциалом.

В соответствии с замыслом, целью и задачами исследования на защиту выносятся:

• концепция и теоретическое обоснование технологии организации и управления отраслевым кадровым потенциалом, принципы и механизмы регулирования социально-трудовых отношений в отрасли, а также комплекс теоретических и операциональных понятий, раскрывающих предметную область, логику организации и управления кадровым потенциалом федерального железнодорожного транспорта;

• разработка и апробация структурно-функциональной модели кадрового потенциала отрасли как основы для совершенствования технологии организации работы с персоналом, а также разработка методики анализа кадрового потенциала железнодорожного транспорта;

• типовые методика и технология, обеспечивающие информационно-аналитические и прогностические потребности органов управления отрасли различных уровней.

Объект исследования — открытая, гибкая, динамически развивающаяся и объективно складывающаяся структура управления кадровым потенциалом на всех взаимосвязанных уровнях отраслевой организации.

Предмет исследования — технологии, методы и механизмы процесса организации и управления отраслевым кадровым потенциалом.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения теории систем, общей теории управления и системного анализа, социологии управления, информатики, теоретических основ технологизации управленческих процессов, теории моделирования и прогнозирования трудовых и производственных отношений. Автор опирается также на законодательные и нормативные акты, касающиеся Государственной службы и кадровой работы.

Многолетние исследования, проведенные диссертантом, включали изучение и выявление наиболее важных проблем развития отрасли по сложным и противоречивым моментам взаимоотношений железных дорог с клиентами, формирования масштаба социально-трудовых отношений на железнодорожном транспорте и границ складывающегося рынка труда.

Кроме того, научно-технический прогресс требует непрерывного переосмысления условий взаимодействия различных социально-экономических структур, формирующихся не только рыночной средой, но и складывающимся менталитетом России, а также, многолетним опытом нашей страны.

Исследовательская работа автора включала, кроме того, достоверный анализ по всем известным составляющим отраслевой организации: структурный уровень, соотношения подсистем и т. д.

В условиях складывающихся рыночных отношений наиболее сложной задачей является выявление противоречий, проявляющихся в конфликтных ситуациях, в сфере труда, престижности профессии.

Научная новизна диссертации состоит в обосновании, разработке и апробации концепции и информационной модели организации и управления кадровым потенциалом отрасли, технологии управления персоналом в условиях поэтапного перехода отрасли к рыночным отношениям.

В диссертации на основе проведенных исследований:

— предложена новая парадигма трансформации социально-трудовых отношений в отрасли, адекватно отражающая непрерывно изменяющиеся требования рыночной среды;

— разработана структурно-функциональная модель организации и управления кадровым потенциалом на всех уровнях его отраслевой организации, включая технологию ее реализации;

— обоснована составляющая оптимизации управления кадровым потенциалом отрасли;

— предложена информационная технология управления персоналом отрасли, обоснованы принципы формирования единой системы показателей моделирования управленческого процесса;

— обоснованы и раскрыты структура, функции, организационные основы, создана база развития мониторинга кадрового процесса в отрасли.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит:

— в создании и апробации комплексных методик анализа организации и управлении кадровым потенциалом на основе экспертных оценок и модифицированной корреляции;

— в разработке и реализации практических рекомендаций и методик управления персоналом в новых рыночных условиях;

— в обобщении опыта управления социально-трудовыми отношениями и кадровой работы железнодорожного транспорта в условиях рыночных реформ.

Апробация работы осуществлялась в ходе разработки под руководством или с участием автора научных проектов по заказу Министерства путей сообщения РФ, железных дорог России. Соискатель участвовал, кроме того в разработке международных проектов по заказу Европейского банка реконструкции и развития: «Пути реорганизации железнодорожного транспорта России» и «Подготовка высшего управленческого персонала и перераспределение людских ресурсов железнодорожного транспорта России» (Канадско-российский проект 1994;1995 гг. — российские представители В. М. Богданов, В. И. Галахов, В. П. Кулагин, Л.А. Мазо). Осмыслению диссертационных тем способствовал обмен опытом во время командировок автора на железные дороги Германии и Канады.

Основные положения диссертации изложены автором в 27 печатных работах, включая монографию, 7 методических пособий, брошюры, статьи, доклады и сообщения на научных симпозиумах, конференциях и методических семинарах. Общий объем публикаций по теме диссертации около 100 п.л. Основные положения диссертации опубликованы в работах:

1. Галахов В. И. Кадровое обеспечение федерального железнодорожного транспорта.-М.: Транспорт, 1998.-21,4 п.л.

2. Галахов В. И. Социологический анализ отношения населения к переходу на рыночную систему хозяйствования.-М.:МВПШ, 1990.-1,3 п.л.

3. Галахов В. И. Социологический анализ кадровой политики в регионе.-М.: МВПШ, 1991.-1,4 п.л.

4. Галахов В. И. Профсоюзы Москвы в условиях перехода к рынку.-М.МВПШ, 1991.-1,5 п.л.

5. Галахов В. И. О причинах сложившейся ситуации в обществе.-М.МВПШ, 1991.-0,9 п.л.

6. Галахов В. И. Социологический анализ деятельности органов государственной власти региона.-М.:РСПИ, 1991.-1,0 п.л.

7. Галахов В. И., Шмаков M.B. Переход к рыночной экономике: отношение населения Москвы.-М.:РСПИ, 1991.-4,2 п.л.

8. Баклашкин А. И., Галахов В. И., Левин Б. А. Рекомендации по повышению престижа специалистов железнодорожного транспорта в условиях экономической реформы.-М. ИПК МПС, 1993.-7,0 п.л.

9. Баклашкин А. И., Галахов В. И., Левин Б. А. Система контроля и прогнозирования социальных процессов на железнодорожном транспорте.-М.: ИПК МПС, 1993. 8,3 п.л.

10. Баклашкин А. И., Бурносов Н. М., Галахов В. И., Демещик В. В., Левин Б. А., Латыфуллин И. И. Работа с кадрами железнодорожного транспорта в условиях экономической реформы. Проблемы. Опыт. Рекомендации.-М.: ИПК МПС, 1993, — 3,0 п.л.

11. Система формирования стабильного кадрового потенциала железнодорожного транспорта в условиях экономической реформы. Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Проблемы повышения функциональной и экономической устойчивости работы транспортного комплекса и его кадрового обеспечения в условиях рынка».- Гомель- 1993, с. 18−20.

12. Галахов В. И., Кулагин В. П., Латыфуллин И. И., Левин Б. А., Устинова Г. И. Трудовые ресурсы железнодорожного транспорта в условиях экономической реформы. Методическое пособие.-М.: ИПК МПС, 1994. 6,5 п.л.

13. Галахов В. И., Кулагин В. П., Латыфуллин И. И., Левин Б. А. Формирование кадрового потенциала железнодорожного транспорта в условиях экономической реформы. Методическое пособие.-М.: ИПК МПС, 1994. 3,6 п.л.

14. Социально-трудовые отношения на железнодорожном транспорте России.

Методическое пособие.-М.: ИПК МПС, 1994. 2,6 п.л.

15. Галахов В. И., Кулагин В. П. Проблемы перераспределения трудовых ресурсов железнодорожного транспорта в новых экономических условиях.- М.: ИПК МПС, 1994. 1,3 п.л.

16. Галахов В. И. Основные направления формирования кадрового потенциала железнодорожного транспорта в условиях экономической реформы. Методическое пособие.-М.: ИПК МПС, 1994. 1,2 п.л.

17. Галахов В. И. Методика предупреждения трудовых конфликтов на предприятиях, отделениях и железных дорогах.-М.: ИПК МПС, 1994. 5,9 п.л.

18. Галахов В. И. Механизмы реализации кадровой политики на железнодорожном транспорте в современных экономических условиях.-М.: ИПК МПС, 1995.6,1 п. л.

19. Галахов В. И. Обеспечение занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта в новых экономических условиях.-М.: РГОТУПС,.

1995. 7,75 п.л.

20. Галахов В. И. Кадровая политика в новых условиях работы железнодорожного транспорта.-М.: РГОТУПС, 1995. 5,25 п.л.

21. Галахов В. И. Труд и измерение производительности на железнодорожном транспорте: опыт и проблемы.-М.: РГОТУПС, 1996. 1,75 п.л.

22. Галахов В. И. Карьера и ее планирование: опыт и проблемы.-М.: РГОТУПС,.

1996. 4,0 п.л.

23. Галахов В. И. Новый белорусский эксперимент нам не нужен// «Московский железнодорожник». -М.: 24 июня 1996, № 24. 0,2 п.л.

24. Галахов В. И. Подготовка персонала для работы в системе фирменного транспортного обслуживания. Методическое пособие.-М. :РГОТУПС, 1996. 1,5 п.л.

25. Богданов В. М., Галахов В. И., Мазо Л. А. Проблемы реорганизации железнодорожного транспорта в условиях реформирования экономики России.-М.: РАПС, 1996. — 5,5 п.л.

26. Галахов В. И., Гончару к А. П. Работа с клиентурой на железнодорожном транспорте: опыт и проблемы. Методическое пособие.-М.: РАПС, 1996. 10,1 п.л.

27. Концептуальные основы развития железнодорожного транспорта в новых экономических условиях. Методическое пособие.-М.: РАПС, 1997. 8,2 п.л.

ВЫВОДЫ ПО 4 ГЛАВЕ.

1. Сложность современного этапа экономических реформ состоит прежде всего в том, что формирующийся механизм управления трудом должен отвечать как задачам стабилизации экономики и преодоления кризисных явлений, так и задачам конструирования новой рыночной модели хозяйствования. Отсюда вытекает необходимость равноценного использования в переходном периоде рыночных и административных методов управления, допускающих достаточно широкое использование механизмов государственного регулирования социально-экономических процессов.

2. В трансформации социально-трудовых отношений особенно важную роль играет экономический фактор. Сложившаяся ныне в отрасли оплата труда основывается на тарифной ставке, премиальных выплатах, различных льготах и компенсациях, превышающих порой размер тарифной ставки. Подобная система слабо мотивирует улучшение качества труда работника и тормозит его профессиональный рост. Сущность перестройки единой системы оплаты труда сводится к более ее тесной увязке с результатами основной деятельности работника и интересами производства.

3. Усиление мотивов конструктивного трудового поведения в значительной мере связано с повышением престижности профессии и обусловленного ею социального статуса работника. Как подтверждают проведенные исследования, уровень престижности того или иного вида труда, наряду с экономическим фактором, определяется рядом причин социального и морально-психологического порядка, а также целенаправленной деятельностью кадровых служб по совершенствованию системы профессиональной ориентации работников, популяризации и рекламированию достоинств и преимуществ профильных профессий, имеющих первостепенное значение для развития железнодорожного транспорта. Создание целостной и эффективной системы профессионального воспитания работников существенно повысит конкурентоспособность отрасли на рынке труда.

4. В связи с возникновением угрозы высокой социальной напряженности по мере роста безработицы и снижения жизненного уровня работников отрасли острой и актуальной становится потребность в действенной государственной политике занятости. Такая политика призвана, помимо прочего, ограничить трудовые потери, сохранить и приумножить накопленный отраслью трудовой и кадровый потенциал. Для разработки политики занятости и эффективной реализации ее на практике необходимы научно обоснованная концепция, организационные механизмы и ресурсное обеспечение. Научный анализ проблем занятости и исследование накопленного в отрасли опыта создают предпосылки для концептуального и практического решения поставленных вопросов.

5. Возрастание роли кадровых служб отрасли в условиях рыночной трансформации актуализировало проблему их перестройки в соответствии с новыми функциональными требованиями. Проведение в жизнь современной.

259 кадровой политики предопределяет замену традиционных кадровых органов службами управления персоналом. Такие службы призваны стать целостной регулятивно-правовой системой, обеспечивающей социально-управленческие функции на всех структурных уровнях организации трудовых отношений.

6. Новые условия хозяйствования на железнодорожном транспорте привнесли глубокие конструктивные перемены в общую модель функциональной деятельности руководителя, специалиста и потребовали соответствующих изменений в системе их отбора, расстановки и продвижения, планирования карьеры в современном ее понимании. Отсюда возникла нужда в оптимизации деятельности образовательных учреждений отрасли и научной концепции непрерывного процесса подготовки и повышения квалификации руководящих кадров всех ступеней и уровней управления. При этом свое значение приобрел переход к профессиональной службе на контрактной основе.

7. Изменения в системе управления персоналом, предполагают смену методов управления кадрами, опору на мягкие методы руководства. Повышение роли персонала и изменение отношения к нему потребовали совершенствования кадровой работы, повышения значения кадровых служб, расширения их функций и полномочий.

8. Жесткая конкуренция заставляет современные фирмы концентрировать свою деятельность на клиенте, технологии его обслуживании. В этот процесс вовлекаются не только лучшие кадровые ресурсы, но и самые современные технические средства, новейшие информационные технологии.

9. Опыт, накопленный зарубежными железнодорожными компаниями и фирмами в рыночных условиях функционирования заслуживает самого тщательного изучения, критического осмысления и безусловного внедрения про.

260 веренных практикой принципов, методов и технологий кадровой работы с непременным учетом особенностей и специфики задач железнодорожного транспорта России.

10. Наряду с решением сложных организационных проблем, реализация современной кадровой политики немыслима без повсеместного внедрения эффективных психолого-педагогических методов и технологий кадровой работы. Центром их разработки и применения являются трудовые коллективы предприятий и учреждений отрасли. Психолого-педагогическая культура управленческого труда становится приоритетным направлением подготовки кадров, одним из средств погашения и смягчения социальной напряженности, кон-фликтогенности социальных отношений в трудовых коллективах.

11. В отрасли идет процесс глубоких преобразований социальной сферы в русле рыночных реформ. Социальные трансформации сопряжены с падением уровня жизни работников отрасли, ростом социальной напряженности, накоплением критической массы по части неудовлетворенности складывающимся порядком вещей. Разрядка, которая может возникнуть под действием даже случайных факторов, неизбежно вызовет кумулятивный эффект в целом по железнодорожному транспорту. Запас прочности в отрасли в этом смысле невелик, поскольку социальные настроения в обществе могут обретать эпидемический характер. Отсюда возникает необходимость непрерывного наблюдения за состоянием социальной, создания действенной социальной программы, имеющей направленный и адресный характер.

12. Из проведенного анализа вытекают несколько важных методологических посылов относительно организации отраслевого социального мониторинга. Прежде всего в условиях нынешнего экономического кризиса оценка.

261 доходов работников отрасли должна осуществляться с учетом уровня жизни членов их семей и по всему комплексу социально-бытовых потребностей. Подобный подход требует дифференциации по всем типологическим группам и категориям работников отрасли с применением сравнимых оценочных критериев их материального благосостояния и степени удовлетворения насущных жизненных потребностей. Эффективность социального мониторинга обусловлена созданием и апробацией пакета новых взаимосвязанных методик, применением компьютерных технологий сбора, обработки и хранения информации, строгой стандартизацией алгоритмов всего аналитического процесса.

13. С учетом сложившейся социальной ситуации должна разрабатываться общая стратегия отраслевой социальной политики и целенаправленно осуществляться трансформация социальной инфраструктуры в тесной координации с программами реализации этих задач в обществе. Вместе с тем необходимо учитывать специфику труда персонала железнодорожного транспорта при решении как каждой частной социальной проблемы, так и социальных задач системного уровня. Отсюда возникает потребность в разработке и реализации Комплексной программы социального развития отрасли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Радикальные преобразования в обществе, связанные с переходом к рыночным отношениям, поставили перед железнодорожным транспортом России ряд сложных и актуальных задач глубокой трансформации социально-трудовых отношений, формирования кадрового потенциала, управления персоналом в новых условиях функционирования отрасли.

Важнейшей предпосылкой решения этих задач являются выбор оптимальной стратегии развития железнодорожного транспорта, поиск эффективной системы управления отраслью, базирующихся на всесторонних научных исследованиях и анализе нового отечественного и зарубежного опыта.

Актуальной научной проблемой, составившей предмет настоящего диссертационного исследования, явилось изыскание путей оптимизации управления отраслевым кадровым потенциалом. Основной целью исследования являлась попытка научно-методологического обоснования общей концепции и разработка технологий организации и управления кадровым потенциалом отрасли в условиях поэтапной трансформации отраслевой системы на пути к рынку.

Реализация поставленной цели потребовала от автора проведения пролонгированного анализа целостной совокупности факторов и условий, детерминирующих регулирование социально-трудовых отношений в отрасли в ситуации перехода всей экономики страны к рынку. Исследования, продолжавшиеся в течение ряда лет (1993;1998 гг.), а также непосредственное участие в.

263 трансформационных процессах кадровой работы в отрасли, позволяют констатировать достижение следующих научных результатов и внесение на их основе практических предложений.

1. Раскрыты сущностные характеристики и закономерные связи понятий и категорий, отражающие содержание социально-трудовых отношений, формирования кадрового потенциала на кризисном этапе перехода отрасли к рынку. Полученные результаты могут служить основанием для выработки концептуальных положений в сфере отраслевой кадровой политики.

2. Создана и обоснована концепция организации и управления социально-трудовыми отношениями и кадровым потенциалом отрасли в условиях перехода к рынку. Предложены принципы и механизмы регулирования трудозаня-тости в отрасли, создания рынка труда, управления кадровыми процессами, отбора и ротации руководящих кадров, требований к подготовке специалистов.

3. Разработана и апробирована структурно-функциональная модель кадрового потенциала отрасли, как основа для совершенствования технологии организации и управления персоналом на различных ступенях организационной структуры системы.

4. Предложены и апробированы модели организационной структуры и функций управления персоналом предприятий и учреждений, а также подготовки кадров и планирования служебной карьеры. Систематизированы и оценены, в том числе и с использованием экспертных оценок, методы и технологии кадровой работы в трудовых коллективах как в обычных условиях, так и в экстремальных ситуациях трудовых конфликтов.

5. Обоснована необходимость радикального обновления концепции отраслевой социальнойполитики как неотъемлемого компонента кадровой политики и формирования кадрового потенциала. Предложено и апробировано методико-инструментальное оснащение комплексного анализа отраслевой социальной сферы, уровня и качества жизни работников отрасли и членов их семей.

6. Предложены и апробированы информационные технологии отраслевого кадрового процесса, а также инструментальное оснащение мониторинга «Кадры «, обеспечивающего моделирование и анализ кадровой ситуации, диагностику и прогнозирование кадровых процессов, разработку и контроль исполнения решений кадровых органов. Для обеспечения эффективного функционирования мониторинга предлагается создание при органах управления кадрами отрасли сети информационно-аналитических служб.

7. Разработанный и предложенный диссертантом комплекс концептуальных положений и технологических моделей решения различных задач организации и управления кадровым потенциалом отрасли в условиях перехода к рынку получил одобрение, поддержку и реализацию в различных управленческих структурах отрасли. Это обстоятельство создает известные предпосылки для более глубокой и всесторонней разработки в ближайшем будущем исследуемой диссертантом проблемы в интересах дальнейшего совершенствования социально-трудовых отношений в отрасли и развития кадрового потенциала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О декларации прав и свобод человека и гражданина. Постановление Верховного Совета РСФСР № 1920−1 от 22 ноября 1991 г.// Ведомости Совета Народных Депутатов (далее ВСНД) РСФСР и Верховного Совета (далее — ВС) РСФСР. -1991. — № 52. — С.1865.
  2. О защите прав потребителей. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. — № 15. — С.766.
  3. О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных. Закон РФ № 3523−1 от 3 сентября 1992 г. // Российская газета.1992.-20 октября.
  4. О правовой охране топологии интегральных микросхем. Закон РФ № 3521−1 от23 сентября 1992 г. //Российская газета. 1992.-21 октября.
  5. О неотложных мерах по стабилизации уровня жизни населения РФ в 1993 году. Указ Президента РФ от 27 марта 1993 г. № 405 // Российские вести.1993. 20 февраля.
  6. К парламентским слушаниям по вопросам совершенствования структуры управления на железнодорожном транспорте. М.: МПС РФ. 1997 г.
  7. О федеральном железнодорожном транспорте. Закон РФ от 25 августа 1995 г. // Российская газета. 1995.- 30 августа.
  8. О стандартизации. Закон РФ от 10 июня 1993 г. // Российская газета. 1993.25 июня.
  9. Об архивном фонде Российской Федерации и архивах. Основы законодательства РФ № 5341−1 от 7 июля 1993 г.// ВСНД. 1993. — № 33.- С.2221−2224.
  10. Положение об Управлении кадровой политики Президента Российской Федерации. Указ Президента РФ от 21 декабря 1996.
  11. Комитете при Президенте Российской Федерации по политике информатизации. Положение. Утв. Указом Президента РФ № 328 от 17 февраля 1994 г. // Российская газета. 23 февраля.
  12. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 19 902 000 годов. // Российская газета. -1997. 12 марта.
  13. Типовая региональная программа социальной защиты населения. М.: Министерство социальной защиты населения РФ. — 21 января.
  14. Транспортный Устав железных дорог Российской Федерации. Федеральный Закон. 1998, 8 января.
  15. К парламентским слушаниям по вопросам совершенствования структурыуправления на железнодорожном транспорте. М.: МПС РФ, 1997.
  16. Концепция государственной кадровой политики Российской Федерации (Проект).- М., 1996.1. КНИГИ И МОНОГРАФИИ
  17. Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972.
  18. А.Г. Управлениё и эффективность. М., 1981.
  19. И.С. Стратегическое управление. Сокр. пер. с англ. М., 1989.
  20. Г. И. Проблемы оценки и повышения эффективности использования трудовых ресурсов железнодорожного транспорта . М., 1990.
  21. В.И., Левин Б. А., Слобожанко A.B. Развитие персонала на железнодорожном транспорте. М.: ВЗИИТ, 1994.
  22. В.М. Основные принципы построения имитационной модели работы сортировочной станции. М., 1985.
  23. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат, 1975.
  24. В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). -.: Политиздат, 1968.
  25. В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977, с. 235.
  26. Э.В. Оценка экономической эффективности государственной системы научно-технической информации.// Комплексная организация исследований. М.: Наука, 1981.
  27. Э.В., Ярошенко В. Н. Эффективность информационного обеспечения управления. Экономика, 1987. — 111 с.
  28. Банк социологических данных. М.: ИСИ АН СССР, 1987. — 195 с.
  29. Ю.М. Проблемы компьютерного права. М.: Юрид. лит., 1991.
  30. Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986.
  31. Г. М. Методы демографического прогнозирования. М.: Финансы и статистика, 1982.43 .Белов И. В. Моделирование экономических процессов на железнодорожном транспорте. М., 1977.
  32. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  33. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование. М., 1984.
  34. В.Н. Основы математической теории активных систем. М., 1977. -302 с.
  35. В.Н., Грацианский Е. В., Еналеев A.C. и др. Организационные механизмы управления научно-техническими программами. Препринт / Институт проблем управления РАН. М., 1993. — 84 с.
  36. A.A. Измерение, анализ и использование роста производительности труда на железнодорожном транспорте. М., 1990.
  37. Н. Кибернетика. М.: Наука, 1983.
  38. Н. Мое отношение к кибернетике. Ее прошлое и будущее. Пер. с англ.- М.: Советское радио, 1969. 23 с.
  39. JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.
  40. Галль Жан-Марк. Управление людскими ресурсами. М.: Конкорд, 1995.
  41. Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972.
  42. Дж. Новое индустриальное общество. М.:1969.
  43. В.М. Основы безбумажной информатики. Изд. 2-е, испр. М.: Наука, 1982.-552 с.
  44. В.А. Маркетинг на транспорте. М., 1992.
  45. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
  46. С.Г., Перфилов A.M., Левандовский В. В., Юнкеров В.И. STATGRAPHICS на персональном компьютере. Санкт-Петербург, 1992.
  47. В.И., Паныпин Б. И. Информационная технология: вопросы развития и применения. Киев: Наукова думка, 1988.
  48. Г. Р. Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного использования. М., 1984.
  49. Г. Р. Очерки информационной технологии. М.: Инфоарт, 1993. -336 с.
  50. Е.М. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании.-Минск, 1984.63 .Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: Эдиториал, 1996.
  51. Д., Барбер Д., Прайс У., Соломонидес С. Вычислительные сети и сетевые протоколы. М.: Мир, 1982.
  52. Ю.В. Использование и развитие пропускной способности железных дорог. -М., 1981.
  53. Л.Г. Теория и практика принятия решений. М., 1984.
  54. В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. М.:1. Союз, 1995.68.3аславская Т.И., Рывкина Р. В. Экономическая социология и перестройка. -М., 1989.69.3дравомыслов А. Г. Социология конфликта. М.: Аспект-пресс, 1995.
  55. В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог. 1996.
  56. Г. И. Теория постиндустриального общества. М., 1975.
  57. Информатизация и технологизация социального пространства. Материалы к I Международному симпозиуму по социальным технологиям. М.~ Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1994. — 148 с.
  58. Информатизация регионов России: опыт, проблемы, перспективы. Первый научно-практический Конгресс. С.-Петербург, 16−20 мая 1995 г. Тезисы докладов.
  59. Информатика и культура: Сб. науч. трудов. Новосибирск: Наука, 1990.
  60. Г. Г. Экономические проблемы взаимосвязи науки и производства. -М., 1977.
  61. Информационное обеспечение в социологии: теоретические и практические аспекты. М.: ИСИ АН СССР, 1987.
  62. Искусство управления. М.: Экономика, 1977. — 246 с.
  63. Кадры управления: проблемы и система работы в России и за рубежом. М., 1992.
  64. Как работают японские предприятия. М., 1989.
  65. Ю.М. Информация управления: социальные аспекты. Киев: Нау-кова думка, 1991.
  66. Ю.М. Экономика и организация машинной информатики. Киев: Наукова думка, 1984. — 159 с.
  67. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М., 1991.
  68. Г. И. Мониторинг населения в системах территориального управления. Новосибирск: АН СССР. — 1989. — 21 с.
  69. М.С. Вестник МГУ: Экономика (серия 6). 1993.
  70. У., Клинальд Д. Системный анализ целевое управление. М.: Сов. радио, 1974.
  71. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982.
  72. Г. Н. Моделирование основных направлений развития транспорта в системе народно-хозяйственного планирования. М., 1985.8 8. Коз л ов И. Т. Пропускная способность транспортных систем. М., 1985.
  73. В.Н. Прикладное социологическое исследование. М.: Изд-во РГСИ, 1991.
  74. В.Н. Социология региона. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1995. — 69 с.
  75. В.Н. Социология социальной сферы. М.: Изд-во РГСИ. 1993.
  76. В.Н. Технология социологического анализа процессов социальной работы. М.: «Союз», 1997.
  77. Ф.Д. Процесс управления (системное исследование и разработка на примере региона). М.: Мысль, 1988.
  78. Н.М., Шамба Т. М. Интеллектуальная собственность и культурные ценности. М., 1994.
  79. Г. А. Оптимизация обработки информации в системах управления. Киев: Техника, 1989.
  80. Д.Ф. Структура социологического исследования. М., 1984.
  81. А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые основы. М.: Политиздат, 1980.
  82. Д.Р., Оукс Д. Анализ данных типа времени жизни. М.: Финансы и статистика, 1988.
  83. К.К. Информационные проблемы социально-экономического развития общества. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1995. — 72 с.
  84. ЮО.Комаров Э. С. Обработка анкет при помощи компьютерной системы «Социум». Практические работы. М.: Изд-во МГСУ 2Союз", 1995. — 22с.
  85. Ю.Т. Выборочный метод в социологии. М.: Финансы и статистика, 1975.
  86. Ю.К. Мир деловой игры (опыт обучения хозяйственных руководителей). М., 1989.103 .Кулагин A.C. Информационно -анализирующие системы в пропаганде. -М., 1980.
  87. A.C., Караханян М. А. Информационно- социологическая служба партийного комитета: роль, возможности, пути создания. М.: Политиздат, 1987.- 127 с.
  88. А.Н. Управление в Японии: организации и методы. М.: Мысль, 1981.
  89. .А. Научные основы решения кадровых проблем железнодорожного транспорта. М.: МИИТ, 1990.
  90. Г. С. Методы обработки разнотипных экспериментальных данных. -Новосибирск: Наука, 1981. 348 с.
  91. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Наука, 1975.
  92. Личностный потенциал работника: Проблемы формирования и развития. -М.: Наука, 1987.
  93. Ю.Лившиц В. Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте. -М.: Транспорт, 1986.
  94. Ч. Японская промышленная система. М., 1988.
  95. С.Я. Технология строительного производства. М., 1991.
  96. М.Е. Экономические проблемы повышения эффективности и качества грузовых железнодорожных перевозок. М., 1993.
  97. М. Современная технология и экономическое развитие Японии. М., 1986.
  98. М. Технология и эффективность социального управления: Пер. с болг. М.: Прогресс, 1982.
  99. Р.В. Социальное управление: кадры и кадровая политика. М.:1. Политиздат, 1986.
  100. В.И. Проблемы кадровой политики в госсударственном аппарате. М.: АНХ. «Дело», 1996.
  101. Математические методы анализы и интерпретации социологических данных. Под ред. Андреенкова В. Г. и Толстовой Ю. Н. М.: Наука, 1989.
  102. И.О. Информационная технология в общественных науках: инструменты, техника и применение. М.: ИНИОН, 1988.
  103. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973.
  104. Методологические вопросы изучения социальных процессов. Новосибирск, 1974.
  105. Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. Новосибирск, 1974.
  106. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1. Социологических опрос. Кн.2. Организационно-методологические проблемы опроса / Отв. ред. В. Г. Андреенков, A.M. Маслова. М.: Наука, 1990.
  107. У. Наука об управлении. М.: Мир. 1971. — 422 с.
  108. H.H. Социальные отношения: структура и формы проявлений. -Киев: Наукова думка, 1986.
  109. .Г. Анализ качественных признаков и структур. М.: Статистика, 1980.-386 с.
  110. Дж. Вычислительные алгоритмы в прикладной статистике. -М.: Финансы и статистика, 1988.
  111. В.В., Чернова H.A. Статистические методы планирования экстремальных элементов. М.: Наука, 1965. — 282 с.
  112. Общая теория управления. Под. ред. Н. П. Пищулина. М., 1993.130.0бщая теория управления. Курс лекций. М.: Изд-во РАУ, 1994.
  113. A.M. Управление и человек. М.: Политиздат, 1989.
  114. Основы социологии. Саратов: Изд-во СГУ, 1992.
  115. Основы теории оптимального управления. М., 1990.
  116. В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1982. — 272 с.
  117. Г. С. Изыскание и проектирование железных дорог. М. 1990.
  118. С.П. Автоматизированное проектирование организации строительства железных дорог. М., 1991.
  119. В.А. Моделирование транспортных систем. М., 1972.
  120. Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 133 с.
  121. В.Г. Введение в промышленную социологию. М.: 1973.
  122. К. Открытое общество и его враги. М., 1992.
  123. Г., Голдстайн Б. Информационные технологии миллионные прибыли. — М.: Экономика, 1990.
  124. А.И. Социология организации. М., 1980.
  125. Проблемы управления развитием социальной инфраструктуры. М.: Политиздат, 1990.
  126. Прогнозирование в социологических исследованиях: Методологические проблемы. М.: Мысль, 1978.151 .Производительность труда «белых воротничков». Пер. с англ. М., 1989.
  127. И. Теория измерений. М.: Мир, 1976.
  128. Р., Графитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972. — 608 с.
  129. Рабочая книга социолога. Под. ред. Г. В. Осипова, М. Н. Руткевича, В. Г. Андреенкова и др. Изд. перераб. и доп. М.: Наука, 1983. — 477 с.
  130. Рабочая книга по прогнозированию. М., 1982.
  131. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-286 с.
  132. Рао С. Р. Линейные статистические методы и их применение. -М.: Наука, 1968.
  133. С.М. Управление транспортом за рубежом. М.: Наука, 1994.
  134. Л.С. Доходы: уровень, дифференциация. М.: Мысль, 1991.
  135. Н.М. Социально-демографическая ситуация и социальная политика / Личность и семья в эпоху перемен. М, 1994.
  136. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд. АН СССР, 1989.
  137. В.М. Социальная сфера: проблема планирования. М.: Экономика, 1989.163 .Рыжов B.C. Информационные системы в управлении (сущность и структура) / Научное управление обществом. М.: Мысль, 1974.
  138. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991.
  139. P.A. Общественное мнение и государственное управление. М.: Политиздат, 1975.
  140. В.И., Панченко Е. Г. Искусство управления. Киев, 1988.
  141. Дж. Линейный регрессивный анализ. М.: Мир, 1980.
  142. В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения. М., 1977.
  143. A.A. Введение в логистику. М., 1993.
  144. Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  145. Социальная статистика: Учебник / под ред. чл. кор. РАН И. И. Елисеевой. -М.: Финансы и статистика, 1997.
  146. Социальная инфраструктура региона. Минск: Наука и техника, 1986.
  147. Социальная сфера: совершенствование социальных отношений. М.: Наука, 1987.- 351 с.
  148. Социально- стратификационные процессы в современном обществе. Кн.1 и 2.-М.: Изд-во ИС РАН. М., 1993.
  149. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. / Госкомстат России. М.: ОИПД ГМЦ ГК РФ, 1997.
  150. Социальные исследования: построение и сравнение показателей. М., 1976.
  151. Социальные проблемы управления трудовыми коллективами. М.: Про-физдат, 1978. — 264с.
  152. Социологическая информация в ЭВМ: сбор, хранение, контроль, редактирование. JL: Наука, 1983.
  153. Социология труда. М.: Изд. МГУ, 1993.
  154. Стандартизация показателей в социологическом исследовании. М., 1981.
  155. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях / Г. В. Осипов и др. М.: Наука, 1979.
  156. Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976, с. 182.
  157. А. Наука и информация. М.: Политиздат, 1971.
  158. Е.П. Эффективность социологического исследования: вопросы методологии и методики. М.: АОН, 1989. — 291 с.
  159. Ф.У. Менеджмент. М., 1992.
  160. Технология эффективной профессиональной деятельности (Пособие для специалистов, работающих с персоналом). М.: «Красная площадь», 1996.
  161. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М.: МГУ, 1977.
  162. О. Будущее труда. Новая технократическая волна на Западе. -М., 1986.
  163. .Т. Социология. Общий курс. Прометей, 1994.
  164. Труд, контакты, эмоции. Д., 1980, с. 28.
  165. Ю.Н., Макаров A.A. Анализ данных на компьютере. / Под. ред. В. Э. Фигурнова. М.: ИНФРА-М, Финансы и статистика, 1995.
  166. A.A. Социология региона: показатели, критерии. Барнаул, 1992.
  167. Р. Фактор обновления. Пер. с англ. М., 1988.
  168. Управленческое нововведение в США. Проблемы внедрения. М., 1986.
  169. Управление по результатам. Пер. с финск. М., 1988.
  170. У правление социальным развитием региона. М.: Политиздат, 1990.
  171. А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М.: АОН, 1990. — 191 с.
  172. А.Д. Информатизация общества и партии: проблемы и перспективы. Учебное пособие. -: АОН, 1991. 82 с.
  173. К. Введение в статистическую теорию распознавания образов. -М.: Наука, 1979. 203 с.
  174. .С. Территориальная организация общества (актуальные проблемы регионального управления и планирования СССР). М.: Мысль, 1981.
  175. Г. Синергетика. Пер. с англ. М., Мир, 1980.
  176. Холт Джейн. Стратегия реформ в транспортном секторе Российской Федерации. Вашингтон. Всемирный банк, 1994.
  177. В.Т. Математико-статистические основы социологических исследований. М., 1981.
  178. Человек и реформы. / М.: Центр социологических исследований ИР АТС, 1995.
  179. A.A. Основы статистического анализа в программной системе SPSS.-М., 1994.-80 с.
  180. У., Акофф Р., Арноф JL Введение в исследование операций. М.: Наука, 1968.
  181. А.Д. Народнохозяйственная эффективность повышения надежности технических средств на железнодорожном транспорте. М., 1986.
  182. К. Работы по теории информации и кибернетики. М., 1963.
  183. ШульгаВ.Я. Экономика железнодорожного строительства. С., 1982.
  184. П.Б. Метод экспертных оценок. М., 1987.
  185. Экспертные методы прогнозирования. М., 1985.
  186. Ядов В. А Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.
  187. В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных. Социология 4M. -М., 1991.
  188. Э.А. Информатика Электроника — Сети. — М.: Мир, 1990.
  189. СТАТЬИ И ПЕРЕОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
  190. P.A. О некоторых перспективах информации высшего образования в России // Компьютеры в образовании. 1994. — № 1. — С. 7−10.
  191. Н.В., Шведовский В. А. Трехмерное диаграммное моделирование // Социол. исслед. 1987. — № 3. -С. 102−107.
  192. В.Г. Проблема сравнительного анализа в современных социологических исследованиях / В кн. Методологические и методические проблемы сравнительного анализа в социологических исследованиях. Кн.1. М.: ИСИ АН СССР, 1982. — С. 8−12.
  193. И. Некоторые сравнительные показатели уровня жизни и благосостояния населения // Вестник статистики. 1990. -№ 11.- С.5−11.
  194. В.Г., Урсул А. Д. О сущности, видах, свойствах и функциях социальной информатики / в кн. Научное управление обществом. Вып. 11.-М.: Мысль, 1977. — С. 150−185.
  195. Э.В. Оценка экономической эффективности государственной системы научно-технической информации // Комплексная организация исследований. М.: Наука, 1981.
  196. И.Л., Волокитин A.B., Копылов В. А., Кристальный Б. В., Курило А. П. О проблемах законодательства в сфере информации, информатизации и информационной безопасности // Проблемы информации. Вып.1. — М., 1995.
  197. Н.М. Кадры забота и гордость отрасли // Железнодорожный транспорт, 1994, № 2.223 .Варламов К. И. Теория социального управления в условиях общественного кризиса // Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 1.
  198. Л.С. Статистический анализ на персональном компьютере. // МИР ПК, № 2, 1992.
  199. Г. Г. Социология и кибернетика // Социол. исслед. 1993. — № 11.
  200. Г. Социология в Америке: наука и общество// Социол. исслед. 1990.- № 5.
  201. С.Ю. Закономерности социальной эволюции: вопросы методологии// Социол. исслед. 1996, № 6.
  202. В., Зайцева А. Стоимость жизни, прожиточный минимум, инфляция (методология и анализ) // Вестник статистики. 1990. № 6. — С.24−31.
  203. A.A. Объем выборки // Социол.исслед. 1988. — № 6. — С.83−89.
  204. Демографическая политика в региональном разрезе. М.: Политиздат, 1988.
  205. A.B., Степанов Е. И., Чумиков А. Н. Российский социум в 1995 году: конфликтологическая экспертиза (первое полугодие) // Социол. исслед.- 1996, № 1.
  206. В.Н. Реформы и будущее России // Социол. исслед., 1996, № 3.
  207. В.Н. Информация и технология процессов социологического наблюдения социальной сферы. // Ученые записки. Научно-теор. сборник МГСУ, 1997, № 3
  208. И.В., Кашин В. К. Никологорский Д.Ю. Российская промышленность в интерьере кризиса. // Социол. исслед. 1996, № 1.
  209. Д.А. Рыночные категории и ценовая политика. // Желдортранс-порт, 1994, № 1
  210. Менеджер путей сообщения: каким ему быть? (В.Е. Павлов, A.A. Зайцев, А. Н. Ефанов и др. // Желдортранспорт, 1993, № 10
  211. И.С., Райков А. Н., Рахманин А. Е. Итоги и перспективы развития аналитических служб в органах исполнительной власти в 1993—1994 гг.. // Вестник РОИВТ. М.: ВИМИ, 1994. № 6. С.65−77.
  212. .Г. Моделирование многомерной социально-экономической информации // Математическое моделирование в социологии. Новосибирск: Наука, 1977.
  213. H.H. Компьютеризация, ее социальные последствия // Вопросы философии. 1987.- № 9.
  214. H.H. Математика в социальных науках // Математические методы в социологическом исследовании. М., 1981. — 10−24.
  215. A.B. Государственное регулирование деятельности транспорта. // Желдортранспорт, 1993, № 8.
  216. JI.A. Квалификация кадров и эффективность производства. // Желдортранспорт, 1990, № 2
  217. А.И. Информация советского общества реальность и перспективы // Научно-техническая информация. Сер.1. — 1989. -№ 11.
  218. Региональный социологический мониторинг // Регион: экономика и социология. Известия СО РАН. 1992. — № 3.
  219. Социальная теория и современность. Вып. 1−8. М., 1992, 1993.
  220. Социальная информатика. Сбор, научн. тр. М.: Изд-во ВКШ при ЦК ВЛКСМ. — 1990.-224 с.
  221. Социальная информатика. Сбор, научн. тр. М.: Изд-во ин-та молодежи.1993. 182 с.
  222. Социальная информатика. Сбор, научн. тр. М.: Изд-во ин-та молодежи.1994. 136 с.
  223. Социальная информатика. Сбор, научн. тр. М.: Изд-во ин-та молодежи.1995.- 152 с.
  224. М.М. Новая информационная технология: создание и обработка гипертекстов // Научно-техническая информация. Сер. 2 1988.- № 15.
  225. А. Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики (Краткие методологические пояснения) // Вестник статистики. 1992.-№ 12.-С. 11−15.
  226. М.Х., Тоодинг Л. М. Математические методы в арсенале социолога // Социол. исслед. -1986. № 4. — С. 123−138.
  227. .Т. О парадоксах общественного сознания (Социологический аспект) // Социол. исслед. 1995. -№ 11.
  228. A.A. Проблемная ситуация в социологии региона и моделирование // Математическое моделирование социальных процессов. М.: АОН при ЦК КПСС, 1989.
  229. В.А. Информатика и социальное познание // Информатизация общественного производства. Материалы международной конференции. -М.: Информэлектро, 1989.
  230. В.А., Шевченко Д. А. Новые информационные технологии в социологических исследованиях // Социол. исслед. 1991. — № 11.
  231. Ю.А. Социальные аспекты информатики // Научно-техническая информация. Сер.2. 1989. -№ 1.
  232. В.А. методологическое обоснование повторных и сравнительных исследований // Социол. исслед. 1985. — № 1. — С. 17−25.
  233. СЛОВАРИ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
  234. Большой энциклопедический словарь в 2-х тт. / Гл. редактор АМ. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991.
  235. Вычислительная техника и новые информационные технологии. Русско-английский терминологический словарь. М., 1992. — С. 133.
  236. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в 2-х томах.-М., 1997.273 .Государственные программы развития информационной техники и технологии (США, страны Западной Европы): научный аналит. обзор / ИНИОН АН СССР.-М, 1989.
  237. Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985.
  238. Динамика социальной стратификации. М.: ИНИОН, 1990.
  239. Динамические ряды по статистике здравоохранения, учреждений отдыха, социального обеспечения, физкультуры и спорта. Статистические отчеты. -Йошкар-Ола, 1986−1993 гг. 30 с.
  240. Доклад о состоянии окружающей природной среды республики Марий Эл в 1993 году. Йошкар-Ола, 1994. — 60 с.
  241. Исследования и разработки в области информационной техники и технологии: состояние и перспективы (Япония): науч. аналит. обзор / ИНИОН АН СССР.-М., 1987.
  242. Краткий политический словарь /Сост. и общ. ред. А. А. Оников. Н. В. Шишлин. Изд. 5-е, доп. — М.: Политиздат, 1988.
  243. Краткий словарь по социологии (под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н.И. Лапина). М.: Политиздат, 1988. — 479 с.
  244. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1987. — 766 с.
  245. Перечень основных показателей экономического и социального развития. Регионы Российской Федерации. М., 1992. — 144 с.
  246. Дж. Справочник по вычислительным методам статистики. М.: Финансы и статистика, 1982.
  247. Политология. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во коммерческого университета PUBLISHERS, 1993.
  248. Социальное управление. Словарь / Под ред. Добренькова В. И., Слепенкова И. М. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  249. Социология, том 4. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика. Словарь-справочник. Москва «Наука». 1991. С. 179.
  250. Социологический словарь. Сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. 2-е изд., пере-раб. и доп. Минск: Университетское, 1991. — 309 с.
  251. Социальные технологии: Толковый словарь. М.: Луч, 1995.
  252. В.Н. Автоматизированный анализ социологической информации (методология и методика интегрированного подхода). Дис. уч. степ. канд. социол. наук. М.: РАУ, 1993.
  253. А.О. Структура и этапность строительства социально-бытовых комплексов на железных дорогах. Автореферат дис. доктора технических наук. -М., 1996.
  254. Ю.В. Информатизация общества и социальное управление (социологический анализ). Дис. уч. степ. канд. социол. наук. М., 1990
  255. К.Е. Оптимизация управления социальными процессами в военно-социальных общностях на базе современных информационных технологий.
  256. Автореф. дис. уч. степ. канд. социол. наук. М.: ГКА ВС, 1994. — 26 с.
  257. С.Т. социологические службы в системе социального управления. Дис. уч. степ. канд. социол. наук. М., 1991.
  258. H.H. Закономерности процесса информатизации общества (философско-методологические проблемы). Дис. уч. степ. канд. филос. наук. -М., 1993.
  259. Д.К. Социологическое обеспечение процессов управления социальной защитой населения в регионе. Дмс. уч. степ. канд. социол. наук. М., МГСУ, 1995.
  260. Chaum D.L. Security without identification: Trensaction systems to make big brother obsolete. // CACM.- Oct. 1985.- Vol. 28, N 10.- P. 1030−1044.
  261. Davies, D.W., and Price, W.L.: «The application of digital signatures based on public key cryptosystems», Proc. of ICC, pp. 525−530 (Oct. 1980).
  262. Diffie W., Hellman M.E. New directions in cryptography // IEEE Trans. Informat. Theory.- 1976.- Vol. IT-22.- P. 644−654.
  263. , T., «A Public Key Cryptosystems and Signatyre Scheme based on Discrete Logarithms,» IEEE Trans, on Information Theory, vol. IT- 31, No.4, July 1985.
  264. Ganley O., Ganley G. To inform or to control? The new communications network. 1989. P. 16.
  265. Gerry Wind. Presetation at the Desember 9, 1994. Conference of International Academy of Management.
  266. Herb A. Das datenschutsrecht in der Bundesrepublik Deutschland // NEUE JUSTIZ.- В., 1991. 45, № 3.-, s.97−99.
  267. Hort K.J. The European insider dealing directive, // Common market law rev.
  268. Alphen AAN den RIJN, 1990.- Vol. 27, № 1. p.51−82.
  269. Knemeyer F.L. Auskunftsanspruch and behordliche auskunftsverweigerung. -, s.348- 351.
  270. Law of the Russian Federation «On the legal protection of computer programs and databases». // Rev. of Centr. A. East Europ. law. Leiden, 1992. — vol. l8, № 1. — p. 57−67.
  271. Masao Horibe Data protection and individual.// The internationalization of Japan. L., N.Y. — 1992.-, p. 284−298.
  272. Masyda J. The information on Society as Post- Industrial Society.- Tokyo, 1980.31 l.R. Merkle, «A digital signature based on a conventional encryption funtion»,
  273. CRYPTO 87.73. E. Montolivo and W. Wolfowicz, «Digital signature: an open problem», SYSTEM SECURITY 87.
  274. С., Савельева И.В. Computer program copyright law in the Russian Federation: international experience and Russian reality. / Saveleva I.V. // Rev. of Centr. A. East Europ. law.- Leiden, 1992.- vol.18, № 1. p.31−56.
  275. Сравнительная характеристика железных дорог России с другими крупными железными дорогами мира (1990 г.)
  276. Страна Длина Грузооборот Пассажирообороткм % млн. т/км % млн. пас/км %
  277. Россия 86 970 58,3 2 522 915 67,8 273 176 65,5
  278. Всего в г системе СНГ 147 360 100 3 717 081 100 417 168 100
  279. США (I класс) 193 158 131,0 1 530 743 41,2
  280. Зап. Германия 27 045 18,4 61 357 1,7 43 560 10,4
  281. Франция 34 070 23,1 49 677 1,3 63 761 15,3
  282. Англия 16 584 11,3 15 986 0,4 33 191 7,9
  283. Швеция 10 081 6,8 18 756 0,5 6 076 1,5
  284. Индия 62 637 42,5 229 601 6,2 295 644 70,9
  285. Китай 53 378 36,2 1 060 100 28,5 263 530 63,2
  286. Удельный вес различных видов транспорта в грузообороте транспортной системы России, %
  287. Удельный вес различных видов транспорта в пассажирообороте транспортной системы России, %
  288. ПРИВЕДЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ (млн. тонно-километров) В 1992 -1997 г. г.1992г. в 1993 г. в 1994 г. в 1995 г. в 1996 г. в 1997 г. в1. Дороги %к %к %к %к %к %к1991г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
  289. Октябрьская 82,1 93,6 83,0 97,6 91,5 100,3
  290. Калининская 105,2 80,3 74,4 84,6 80,7 98,2
  291. Московская 87,2 90,0 78,7 92,0 85,2 96,2
  292. Горьковская 89,9 83,3 74,0 94,9 91Д 97,7
  293. Северная 91,4 88,4 81,2 94,8 98"3 102,0
  294. Сев. -Кавказская 76,8 82,9 67,3 91,2 91,6 95,9
  295. Юго-Восточная 81,7 85,5 71,2 99,1 89,3 91,4
  296. Приволжская 90,7 91,2 66,7 102,9 92,7 107,4
  297. Куйбышевская 88,6 86,8 73,8 95,3 93,8 98,1
  298. Свердловская 92,7 88,0 78,4 104,1 92,5 103,71. Южно-
  299. Уральская 86,3 80,5 70,8 103,2 87,9 90,8
  300. Зап.-Сибирская 89,0 82,1 74,6 102,2 93,1 94,1
  301. Кемеровская 90,4 90,4 81,1 100,7 88,3
  302. Красноярская 86,8 83,3 74,0 94,8 98,0 92,2
  303. Вос.-Сибирская 87,8 86,4 78,0 92,0 99,5 92,2
  304. Забайкальская 88,5 91,3 78,5 92,1 96,3 93,3
  305. Дальневосточная 87,2 95,5 87,4 90,6 93,7 92,0
  306. Байкало- 86,5 91,2 98,7 106,5 80,41. Амурская
  307. Сахалинская 92,7 71,4 74,9 91,7 89,9 79,2
  308. По сети 87,2 87,0 76,7 96,9 91,9 96,5
  309. СТРУКТУРА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ (работ, услуг) ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА (процентах к итогу)1. В ТОМ числе мате- из них на оплата отчис- амор- прочие
  310. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ЭКСПЛУТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ ПО ОТРАСЛИ 1991−1997 г. г.ю со со1991 г. % 1992 г. % 1993 г. % 1994 г. % 1995 г. % 1997 г.
  311. Элементы затрат %
  312. Фонд оплаты труда 9206 34.87 132 213 29.72 1 382 691 31.43 5 129 529 26.83 11 518 547 22.37 21.4
  313. Отчисления на соцстрах 3349 12.69 50 097 11.26 531 444 12.08 1 973 130 10.32 4 415 164 8.58 8.1
  314. Топливо, всего: 978 3.70 35 554 7.99 301 864 6.86 832 467 4.35 2 659 116 5.16 5.0
  315. Электроэнергия, всего: 2147 8.13 56 016 12.59 532 092 12.09 2 067 253 10.81 5 415 674 10.52 10.8
  316. Материалы 896 3.39 12 476 2.80 98 885 2.25 541 684 2.83 2 544 179 4.94 6.0
  317. Прочие мат. затраты 993 553 5.20 2 561 754 4.98 4.3
  318. Амортизация на п.с. 2458 9.31 38 652 8.69 82 554 1.88 2 084 869 10.90 7 063 929 13.72 19.3
  319. Прочие 2372 8.99 48 651 10.93 706 213 16.05 1 858 800 9.72 4 333 320 8.42 7.4
  320. Ремонтный фонд 4992 18.91 71 273 16.02 763 698 17.36 3 638 410 19.03 10 976 929 21.32 17.6
  321. ИТОГО: 26 398 100.00 444 932 100.00 4 399 441 100.00 19 119 698 100.00 51 488 612 100.00 100
  322. Инвест. Фонд 28 977 485 309 1 255 322 3 268 180
  323. ИТОГО с инв.ф. 473 909 4 884 750 20 375 020 54 756 792
  324. Привед. раб. млн. ткм. 2 543 268 2 220 253 1 879 917 1 422 570 1 405 930 12 706
  325. Себест.руб.10 пр. ткм 1 2.13 25.98 143.23 389.47 661.86
Заполнить форму текущей работой