Методика изучения творчества И. А. Бунина в современной общеобразовательной школе, 5-9 классы
Необходимым условием реализации поставленных задач становится при этом детальный анализ художественного текста, помогающий понять литературное произведение как произведение искусства, созданное талантом писателя, и активизация творческой деятельности учащихся, в центре которой обучение основам интерпретации художественного текста и создание самостоятельных творческих работ. В ходе его были решены… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы изучения творчества И. А. Бунина в средней школе
- 1. 1. Психолого-педагогические и методические проблемы изучения творчества писателя в школе
- 1. 2. Творчество И. Бунина в оценках критиков начала века и в современном литературоведении
- 1. 3. Творчество И. Бунина в школьных программах, учебниках и практике преподавания литературы в средней школе (1−11 классы)
- Глава II. Этапы создания системы изучения творчества И. Бунина в средних классах общеобразовательной школы
- 2. 1. Проблема отбора произведений и способ их систематизации в курсе литературы (5−9 классы)
- 2. 2. Изучение творчества И. Бунина в 5 классе общеобразовательной школы
- 2. 3. Изучение лирики И. Бунина в 6 классе общеобразовательной школы
- 2. 4. Формирование представлений о жанре при изучении творчества И. Бунина в 7 классе
- 2. 5. Лиро-эпические произведения И. Бунина на уроках литературы в
- 8. классе
- 2. 6. Завершение изучения творчества И. Бунина в 9 классе основной школы
Методика изучения творчества И. А. Бунина в современной общеобразовательной школе, 5-9 классы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Творчество замечательного русского писателя, лауреата Нобелевской премии, И. А. Бунина вызывает неизменно высокий интерес в методике преподавания литературы в средней школе. Обострение противоречий современного общества делает особенно актуальным изучение произведений писателя, обращавшегося в своем творчестве к вечным ценностям: любви к природе, отчему дому, родине. Изучение лирики и прозы такого тонкого художника, каким является И. Бунин, способствует формированию эстетического вкуса учащихся, развитию их эмоциональной сферы.
Однако в практике современной школы творчество И. Бунина, представленное фрагментарно в 5−9 классах, изучается в основном на заключительном этапе литературного образования учащихся.
На наш взгляд, изучение творчества И. Бунина в 5−9 классах средней общеобразовательной школы должно быть систематизировано и на каждом этапе иметь свою специфику, обусловленную возрастными и психологическими особенностями школьников, их интересом к предложенным произведениям с тем, чтобы знакомство учащихся с творчеством писателя носило не эпизодический характер, а являлось подготовкой к изучению монографической темы в старших классах. Изучение творчества И. Бунина в определенной системе поможет более глубокому постижению учащимися личности художника слова, эстетических взглядов писателя, нашедших отражение в его произведениях.
Потребность в создании теоретически обоснованного варианта системы изучения творчества И. Бунина в средних классах и недостаточное освещение этого вопроса в методической литературе обусловили выбор темы и актуальность нашего исследования.
При формировании концепции исследования мы опирались на труды литературоведов В. Н. Афанасьева, А. К. Бабореко, Т. М. Бонами, И.П. Вантен-кова, А. А. Волкова, В. А. Гейдеко, Л. К. Долгополова, В. Я. Линкова, Ю. В. Мальцева, О. Н. Михайлова, В. В. Нефедова, А. А. Нинова, О. В. Сливицкойтруды современных методистов Г. И. Беленького, О. Ю. Богдановой, М.Г. Ка-чурина, Т. Ф. Курдюмовой, С. А. Леонова, В. Г. Маранцмана, Л. В. Тодорова, М. В. Черкезовой.
Объект исследования — процесс восприятия и изучения произведений И. Бунина учащимися 5−9 классов.
Предметом исследования является система изучения творчества И. Бунина в 5−9 классах общеобразовательной школы.
Цель исследования — теоретическое обоснование и практическая разработка эффективной системы изучения творчества И. А. Бунина в 5−9 классах общеобразовательной школы.
В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: система изучения творчества И. Бунина в 5−9 классах будет эффективной;
— если место каждого изучаемого произведения будет мотивировано, исходя из особенностей восприятия его учащимися конкретных классов, художественной природы самого произведения;
— если постижение художественного своеобразия лирики и прозы И. Бунина будет осуществляться на основе творческой деятельности учащихся;
— если при изучении творчества И. Бунина будет соблюден принцип усложнения работы ученика-читателя, то есть будет происходить процесс литературного образования учащихся.
Задачи исследования. Определение цели, объекта, предмета, гипотезы позволило выделить конкретные задачи исследования.
1. Изучить работы по теории и истории литературы, психологии, педагогике, теории и методике обучения литературе, имеющие отношение к теме нашего исследования.
2. Проанализировать действующие школьные программы и учебники, выяснить, как творчество И. Бунина представлено в каждом из классов средней общеобразовательной школы.
3. Обосновать содержание системы изучения творчества И. Бунина в 59 классах, исходя из значимости и взаимосвязанности произведений в его художественном мире.
4. Выявить особенности читательского восприятия произведений И. Бунина, которые предполагается включить в программу.
5. Отобрать произведения И. Бунина для изучения по классам, опираясь на художественную природу произведения, особенности читательского восприятия, возрастного развития, интересы учащихся и общие задачи литературного развития школьников.
6. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности предлагаемой системы изучения творчества И. Бунина в 5−9 классах.
Методологической основой исследования явились основные труды по психологии, дидактике, методике преподавания литературы, литературоведению, эстетике. Для решения поставленных задач использовались методы теоретического (теоретический анализ и синтез, изучение трудов по психологии, литературоведению, эстетике, методике преподавания литературы), диагностического (опрос, беседы с учителями, анкетирование учащихся), опытно-экспериментального (обучающий эксперимент, проверка данных эксперимента на основе анализа творческих работ учащихся и т. д.) планов.
Исследование проводилось в три этапа: Первый этап (1995;1997гг.) -изучение литературы по проблеме диссертации, определение гипотезы исследования, подготовка плана проведения констатирующего эксперимента.
Второй этап (1997;1998 гг.) — проведение констатирующего эксперимента с целью выявления особенностей восприятия школьниками произведений И. Бунина, подготовка программы обучающего эксперимента.
Третий этап (1998;1999 гг.) — проведение обучающего эксперимента на базе средних школ № 22, № 7, № 23 г. Балашихи и № 1037 г. Москвы, анализ полученных данных, оформление работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
— с опорой на литературоведческую, психологическую, методическую концепции теоретически разработана и обоснована одна из возможных систем изучения творчества И. Бунина в 5−9 классах средней общеобразовательной школы;
— разработана и экспериментально проверена эффективность системы изучения творчества И. Бунина, целесообразность определенных методов, форм, приемов анализа содержания и формы художественного произведения;
— созданы методические модели уроков по изучению творчества И. Бунина.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные материалы могут быть использованы при создании учебников и учебных пособий различных типов, составлении программ, а также в непосредственной практике изучения творчества И. Бунина в школе.
Достоверность результатов и основных рекомендаций, приведенных в диссертации, обеспечивается опорой на достиженйя современного литературоведения, педагогики, психологии, методики обучения литературе, подтверждается результатами констатирующего и обучающего экспериментов, личным участием автора в опытной работе в средней школе № 22 г. Балашихитщательным анализом результатов обучения.
Апробация работы: содержание и результаты исследования докладывались на педагогических советах и методических объединениях словесников, на Голубковских чтениях (1998 г.), обсуждались на заседаниях лаборатории русской словесности Института общего образования. Материалы исследования нашли отражение и в публикациях автора.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Содержание системы изучения творчества И. Бунина определяется возрастными и психологическими особенностями восприятия школьников, их интересами, потребностями, ценностными ориентирами, а также художественной природой произведений.
2. Постепенное знакомство с жизнью и творчеством И. Бунина от класса к классу помогает освоить его художественный мир в целом и подвести учащихся к целостному представлению о творчестве И. Бунина на заключительном этапе литературного образования.
3. Условием адекватного восприятия вынесенных для изучения произведений должен стать целостный анализ произведений, в который включается композиционный и стилистический анализ текста, пристальное внимание к художественной детали и осмысление ее роли в нем.
4. Последовательное усложнение форм организации познавательной и творческой деятельности учащихся создает условия для стимулирования интереса учащихся к творчеству писателя.
Заключение
.
Целью нашего исследования было создание одного из вариантов системы изучения творчества И. А. Бунина в 5 — 9 классах общеобразовательной школы.
В ходе его были решены задачи, сформулированные во введении. В своей работе мы исходили из того, что изучение творчества И. А. Бунина должно носить строго выверенный системный характер, обладать научностью и учитывать специфику читательского восприятия, обусловленную возрастными и психологическими особенностями школьников.
Предложенная в диссертации система изучения творчества И. А. Бунина, которая включает как отбор произведений, так и создание методической модели уроков, дает возможность постепенного формирования представлений о личности писателя в сознании учащихся по мере их встреч с его творчеством на разных этапах литературного образования школьников, с постепенным усложнением материала от класса к классу.
Необходимым условием реализации поставленных задач становится при этом детальный анализ художественного текста, помогающий понять литературное произведение как произведение искусства, созданное талантом писателя, и активизация творческой деятельности учащихся, в центре которой обучение основам интерпретации художественного текста и создание самостоятельных творческих работ.
Важным условием общения учеников-читателей с произведениями И. А. Бунина является создание эмоционально-положительной обстановки, активизирующей читательскую мысль учащихся, способствующей созданию интерпретаций текста, адекватных авторскому замыслу.
Результаты эксперимента подтвердили верность базисных положений и методическую целесообразность разработанной нами системы изучения творчества И. А. Бунина в средних классах.
Однако мы не претендуем на окончательный вариант избранной нами методической проблемы и видим перспективу дальнейшего исследования в.
— расширении круга произведений И. А. Бунина, предлагаемых для изучения в 5 — 9 классах;
— установлении взаимосвязи творчества И. А. Бунина с творчеством других писателей в курсе литературы в средней школе.
Список литературы
- Аверин Б.В. Из творческой истории романа И.А.Бунина «Жизнь Ар-сеньева» /Бунинский сборник (материалы научной конференции, посвященной столетию со дня рождения И.А.Бунина). Орел, 1974. — С. 67−89.
- Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Вып. 3. М., 1 910 140с.
- Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М.: Республика, 1994,591с.
- Алехина И.В. А.П.Чехов и И. Л. Бунин. Функции подтекста: Автореферат дисс. канд. филол. наук. М., 1989. — 18с.
- Анализ художественного произведения в школе. Сборн. научн. трудов /Ред. кол.: А. М. Докусов и др. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1972. — 248с.
- Афанасьев В.Н. И.А.Бунин (к 100-летию со дня рождения). М.: Знани 1970−48с.
- Бахрах А. Бунин в халате //Слово. 1990, № 10. С. 67−73.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.:Искусство, 1979.424с.
- Беленькая Л.И. Социально-психологическая типология читателей-детей //Социально-психологические проблемы чтения. Сборник научных трудов. Вып. 1. М., 1974. — 36с.
- Беляева Н.В. Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе: теоретические основы и практика: Автореферат дисс. канд. педагог, наук. М., 1997. — 21с.
- Благасова Г. М., Ив.Бунин и М.Горький. (Некоторые проблемы стиля). Автореферат дисс. канд. филол. наук. М., 1975. — 19с.
- Блок А.А. О лирике //Собр. соч. в 6 томах. Т.5. М., 1971. — с. 117 144.
- Блок А.А. Письма о поэзии //Собр. соч. в 6 томах. Т.5. М., 1971. -с. 219−241.
- Бонами Т.М. Художественная проза И.А.Бунина (1887−1904). Владимир, 1962. — 108с.
- Бочаров Г. К. За сорок лет . Записки словесника. М.: Просвещение, 1972. — 224с.
- Брюсов В.Я. Ив.Бунин. Новые стихотворения. Москва. 1902 //Новый путь. 1903. № 1. — с.193−194.
- Брюсов В.Я. Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней. М.: Скорпион, 1912. 224с.
- Бунин И.А. Избранная проза: Книга для ученика и учителя /Сост. А. Н. Архангельский. М.: Олимп, 1998. — 656с.
- Бунинский сборник (материалы научной конференции, посвященной столетию со дня рождения И.А.Бунина). Орел, 1974. — 764с.
- Былины /Предисл., подг. текста и коммент. В. И. Калугина. -М.: Современник, 1980. С. 89, 121.
- Вантенков И.П. Бунин-повествователь (рассказы 1890−1916г.). -Минск: Изд. БГУ, 1974. 160с.
- Владимиров О.Н. Сонет в творчестве И.А.Бунина (к постановке вопроса) //Проблемы метода и жанра. Вып. 18. — Томск, 1994. — С. 250−263.
- Водовозов В.И. Словесность в образцах и разборах. Изд.6. — СПб.: Изд. Л. Ф. Пантелеева, 1905. -432с.
- Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. -288с.
- Волков А.А. Проза Ивана Бунина. М.: Московский рабочий, 1969.- 448с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб.: Союз, 1997. 96с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. — 576с.
- Гейдеко В.А., А.Чехов и Ив.Бунин. М.: Советский писатель, 1987.- 368с.
- Гейдеко В.А. Проблематика и поэтика рассказов А.П.Чехова и И. А. Бунина. (Сравнительный анализ). Автореферат дисс. канд. филол. наук. -М., 1973.-23с.
- Гейдеко В.А. Толстовство в творчестве Бунина //Бунинский сборник. Орел, 1974. — с. 240−249.
- Гинзбург Л.В. Над строкой перевода: Статьи разных лет. М.: Советская Россия, 1981. — 144с.
- Гоголь Н.В. Полное собр. соч. Т. VIII, М.: АН СССР, 1937 — 1952. С. 472.
- Горький М. Собрание сочинений в 30 т. М.: ИМ Л И, 1949−56.
- Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. Пг.: Мысль, 1923. — 224с.
- Долецкая И.И. Первоначальное знакомство с творчеством Л.Н.Толстого в школе //Л.Н.Толстой в школе: Сборник статей М., 1977. — с. 19−25.
- Дон Аминадо. Поезд на третьем пути. М.: Книга, 1991 — 336с.
- Збарский И.С. Внеклассное чтение произведений Л.Н.Толстого в школе //Л.Н.Толстой в школе: Сбор. ст. М., 1977. — с. 121 — 128.
- Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев. М. Скифы, 1991. — 216с.
- Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики: Школьный курс. М.: Новая школа, 1997. — 144с.
- Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах. М.: Просвещение, 1964. — 164с.
- Карсалова Е.В., Леденев А. В., Шаповалова Ю. М. «Серебряный век» русской поэзии: Пособие для учителей. М.: Новая школа, 1996. — 192с.
- Катаев В.П. Трава забвенья //Алмазный мой венец. М.: Советский писатель, 1981. -528с.
- Качаева Л.А. Мастер живописания природы //Русская речь, 1980. № 5.-С. 10−16.
- Качурин М.Г. Художественная деталь и анализ текста (IV-V классы) //Анализ художественного произведения в школе. Сборник научных трудов. -Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1972. С. 80−89.
- Ковалев В.П. Бушшские «рисунки пером». //Русская речь. 1972. № 3. — С. 22−29.
- Колобаева Л.А. Проза И.А.Бунина. -М.: Изд. МГУ, 1998. 88с.
- Коровина В.Я. От составителя //Пушкин в школе: Пособие для учителя /Сост. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 1978. С. 3−4.
- Крутецкий В.А., Лукин Н С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965. -316с.
- Крутикова Л.В. «Жизнь Арсеньева» итоговая книга И.А.Бунина //Бунинский сборник. — Орел, 1974. — С. 17−34.
- Кузнецова Г. Н. Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад. М.: Московский рабочий, 1995. -416с.
- Курляндская Г. Б. Авторская позиция И.А.Бунина в романе «Жизнь Арсеньева"//Бунинский сборник. Орел, 1974. — С.35−66.
- Кучеровский Н.М. И.Бунин и его проза (1887−1917). Тула, 1980.319с.
- Лахостский К. П. Фролова В.Ф. Пушкин в школе. Л.: Учпедгиз, 1956. -413с.
- Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. -М.: Изд. МГУ, 1989. 174с.
- Л.Н.Толстой в школе: Сб. статей /Сост.: Т. Ф. Курдюмова. М.: Просвещение, 1977. — 152с.
- Лонгфелло Г. Гайавата (The song of Hiawatha). Сказка из жизни североамериканских индейцев /Перевод и предисловие Д. Л. Михаловского. -СПб. -М.: Изд. т-ва М. О. Вольф, 1913. 186с.
- Любимов Н.М. О переводах Бунина /Собр. соч. И. Бунина в 9 т. Т. 8. М.: Худ. лит., 1967. — С. 409−421.
- Любимов Н.М. Перевод искусство. — М.: Советская Россия, 1982.-128с.
- Максимов Л.Ю. О методике филологического анализа художественного произведения (на материале рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание») //Русский язык в школе. 1993, № 6. — С. 3−12.
- Мальцев Ю.В. Иван Бунин. 1870−1953 Посев, 1994. — 432с.
- Маркович Я.С. Традиционное и новаторское в поэзии И.А.Бунина. Автореферат дисс.. канд. филол. наук. М., 1973, — 23с.
- Медведев В.П. Изучение лирики в школе. М.: Просвещение, 1985.- 208с.
- Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. -М&bdquo- 1985. -318с.
- Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. М.: Современник, 1976. — 279с.
- Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М.: Советский писатель, 1989. — 512с.
- Назарова Л.Н. Бунин и Тургенев //Бунинский сборник. Орел, 1974.-с. 209−223.
- Народные русские сказки: Из сборника А. Н. Афанасьева. М.: Худ. лит., 1983. -С.128.
- Нефедов В.В. Бунин-художник (предшественники, современники, наследники). Автореферат, докт. филологических наук. М., 1991. -24с.
- Николина Н.А. Образное слово И.А.Бунина //Русский язык в школе. 1990, № 4.
- Нинов А.А. М.Горький и И.Бунин. История отношений. Проблемы творчества. 2-е изд. — Л.: Сов. писатель, 1984. — 559с.
- Одоевцева И.В. На берегах Сены. М: Худ. лит., 1989. — 333с.
- Острогорский В.П. Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми. СПБ., 1874. — 140с.
- Паустовский К.Г. Золотая роза //Избранные произведения. В Зт. Т.З. М.: Русская книга, 1995. — 512с.
- Петровский А.В. Общая психология. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1977. -479с.
- Потебня А.А. Из лекций по теории словесности. 3-е изд. Харьков, 1930. — 130с.
- Проблемы теории и практики изучения русского языка: Межвузовский сборн. научн. трудов. Выпуск I. М., Пенза, 1998. — 210с.
- Проклов Ю.Д. Проблема изучения личности писателя в средней школе: Дисс. канд. пед. наук. М., 1977. — 208с.
- Пронько С.А. Вопросы лингвостилистической интерпретации поэтического текста (На материале поэмы Г. У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» и перевода И.А.Бунина): Автореферат дисс.. канд. филолог, наук. -М., 1976. -21с.
- Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919−1939. М.: Прогресс-Академия, 1994. — 296с.
- Рез З. Я. Изучение лирических произведений в школе (IV-VII классы): Пособие для учителя. Л., 1968. — 176с.
- Рез З. Я. Лермонтов в школе. Л.: Учпедгиз, 1959. — 216с.
- Рез З. Я. Методика работы над лирикой Пушкина //Пушкин в школе: Пособие для учителя /Сост. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 1978. — С. 189−203.
- Ржевский Л. Памяти Бунина //Грани. 1953, № 20. — С.6.
- Романовская З.И. Живое слово. 3 класс: Проб, учебник. В 2 ч. 4.1. М.: Просвещение, 1993. — 288с.
- Романовская З.И. Чтение //Обучаем по системе Л. В. Занкова: 3 класс. (Книга для учителя) /Авт.: И. И. Аргинская и др. М.: Просвещение, 1994.-С. 146−254.
- Романовская З.И. Чтение //Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−3) по системе Л. В. Занкова. М.: Просвещение, 1996. — С. 42−57.
- Русские писатели. 1800−1917: Биографический словарь /Редколл.: П. А. Николаев и др. Т. 1. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 672с.
- Русский сонет. XVIII начало XX века. — М: Московский рабочий, 1983.-558с.
- Рыбникова М.А. Работа словесника в школе. М. — Пб., 1922.180с.
- Сатаров К.С. Мастерство И.А.Бунина. (Новелла и повесть 20-х годов). Автореферат дисс. канд. филолог, наук. -М.: 1971. — 25с.
- Северянин И. Гармония контрастов: Стихотворения. М.: Летопись, 1997. -381с.
- Седых А. Далекие, близкие. М.: Московский рабочий, 1995. -320с.
- Славецкий В.И. Диалектика бунинского поэтического стиля //Вопросы теории и истории лирики: Межвуз. сборн. Научных трудов. Воронеж: Изд. воронежского ун-та, 1988. — С. 34−47.
- Сливицкая О.В. Фабула композиция — деталь бунинской новеллы //Бунинский сборник. — Орел, 1974. — с. 90−103.
- Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1991. — 192с.
- Совалин В. Послесловие //Русский сонет. XVIII начало XX века. -М.: Московский рабочий, 1983. — С. 493−534.
- Соколова Г. П. На урок с Иваном Буниным //Русский язык в школе. 1997, № 5. — С. 16−28.
- Социально-психологические проблемы чтения: Сбор, научн. трудов. -Вып. 3. -М., 1977.
- Столович Л.Н. Жизнь, творчество, человек: Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. 415с.
- Сырица Г. С. «И цветы, и шмели.» //Русский язык в школе. 1993, № 1. — С. 44−46.
- Танкова Н.С. Урок по рассказу И.А.Бунина «Господин из
- Твардовский А.Т. О Бунине //Собр.соч. И. А. Бунина в 9 т. Т.1. Вступ. статья. М.: Худ. лит., 1965. — с. 7−49.
- Титаренко С.Д. Сонет в русской поэзии первой трети XIX века: Автореферат дисс.. канд. филолог, наук. Томск, 1983.
- Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. М.: Просвещение, 1965. -184с.
- Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений Юбилейное изд. Т.53. -М.: АН СССР, 1932 — 1958. — 559с.
- Три века русской поэзии /Сост. Н. В. Банников. М.: Просвещение, 1979. -864с.
- Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. /Письма. Т.1−12. М., 1974−83.
- Чуковский К.И. Высокое искусство. М.: Советский писатель, 1988. -352с.
- Чуковский К.И. Смерть, красота и любовь в творчестве И.А.Бунина//Нива. -1914 ,№№ 49−50. С. 947−950, 967−969.
- Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М: Знание, 1976. -64с.