Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Страховое предпринимательство в условиях перехода к рынку: Типология и динамика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время страховые компании выплачивают до 20 различных видов федеральных и местных налогов (в 1996 г. общий объем отчислений в бюджет всеми страховщиками составил свыше 1 трлн. руб.). Единственной налоговой льготой для отечественных страховщиков является не облагаемая налогом прибыль в размере не более половины дохода от инвестирования временно свободных средств при условии, что эта… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы анализа страхового предпринимательства
    • 1. 1. Социально-экономическое содержание страхового предпринимательства
    • 1. 2. Типология страхования в рыночной экономике
    • 1. 3. Страховое предпринимательство, его место и роль в инвестиционном процессе
  • 2. Развитие страхового предпринимательства в условиях перехода к рынку
    • 2. 1. Становление страхового рынка России
    • 2. 2. Итоги и перспективы развития страхового предпринимательства России
    • 2. 3. Специфика и перспективы развития страхового предпринимательства в регионе на примере Ростовской области)

Страховое предпринимательство в условиях перехода к рынку: Типология и динамика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В странах с развитым рыночным хозяйством общепризнанно, что страхование является одним из стратегических секторов экономики. Гарантируя собственникам возмещение ущерба при гибели имущества и потере дохода, создавая защищенность человека на все случаи жизни, страхование обеспечивает социально-экономическую стабильность в обществе. Резервы страховых компаний служат надежным источником крупномасштабных инвестиций в перспективные отрасли производственной и непроизводственной сферы.

Роль страхования проявляется прежде всего на микроэкономическом уровне, так как конкретные договоры страхования заключаются юридическими и физическими лицами с целью защиты своих имущественных интересов. При возникновении крупных природных или техногенных катастроф, охватывающих огромные территории, нарушающих производство сотен предприятий, угрожающих жизни тысяч жителей, возмещение соответствующего ущерба через систему страхования имеет макроэкономические последствия.

Огромные инвестиционные ресурсы страховых компаний (особенно по страхованию жизни) во многом предопределили макроэкономические пропорции развития ведущих государств мира.

Для современной России, когда сложилась повышенная степень уязвимости производственной сферы воздействию стихии и технологических катастроф, когда неуверенность в своем будущем характерна для большинства населения страны, потенциальная роль страхования особенно велика.

Отсутствие достаточных страховых резервов (а именно такова современная экономическая ситуация) обуславливает в случае возникновения стихийных бедствий, аварий и техногенных катастроф ломку прогнозных пропорций распределения внутреннего валового продукта (ВВП) на потребление, накопление и возмещение. Возникает необходимость направлять инвестиционные ресурсы на возмещение возникшего прямого и косвенного ущерба.

Однако средства, предусмотренные для капитальных вложений, находятся сегодня на крайне низком уровне. Поэтому их перераспределение, губительно отражаясь на инвестициях, не решает полностью и задачу быстрейшего восстановления разрушенного хозяйства, оказания помощи пострадавшему населению. Затягивание на неопределенное время восстановления производительных сил сокращает будущий объем ВВП, тем самым усугубляется проблема его оптимального распределения.

Непредвиденные расходы государства нарушают бюджетный баланс. А в условиях дефицита федерального бюджета увеличение его расходов непосредственно выступает серьезным инфляционным фактором. На усиление инфляции действует и нарушение соотношения между платежеспособным спросом населения и уменьшением предложения товаров и услуг вследствие прекращения производства, остановка транспорта и т. п.

Следовательно, создание необходимых финансовых резервов в различных формах — непременное условие макроэкономической стабильности. Однако увеличение централизованных резервов за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации в настоящее время мало реальная перспектива. Необходимость всемерного развития страхования и страхового предпринимательства реализации страхового фонда очевидна.

Формирование молодого страхового рынка России происходит в сложных условиях инфляции, в обстановке обостряющихся социально-экономических проблем. Резко обозначился широкий круг противоречий между потребностями в страховой защите и возможностями страхования. Определение путей преодоления этих противоречий представляется весьма актуальным.

При исследовании проблем развития страхования автор исходит из необходимости учитывать как его перспективы при завершении формирования рыночной экономики, так и особенности системы страхования в условиях переходного периода. Развитие страхования в краткосрочной и долгосрочной перспективе не может не воспринимать общемировые тенденции, но вместе с тем нельзя отрицать неизбежной специфики отечественного страхового дела, обусловливаемой историческими, социальными, национальными, демографическими и иными традициями.

Степень разработанности проблемы.

Развитие страхования должно вытекать из его природы, внутренней сущности. Механизм формирования фондов страхования и их использования не может быть понят, если нет ясности в теории страхования.

Вопросы теории исследовались отечественными учеными в ряде монографий. Хотя почти все они были написаны в уеловиях функционирования плановорегулируемой экономики, ряд содержащихся в них теоретических выводов представляются правомерными и в современных условиях. Однако несомненно, что в 70 — 80-х гг. невозможно было предвидеть переворота, который произошел в отношении к страховому делу и в его развитии.

За последние годы число публикаций по страхованию резко возросло. Но это преимущественно практические пособия, потребность в которых у новых страховых компаний очень велика, и статьи в периодической печати, анализирующие современные тенденции страхового дела.

Сложные проблемы развития страхового предпринимательства в условиях рыночной экономики России требуют углубленного теоретического исследования.

В научном плане требуют своего дальнейшего развития вопросы места и роли страхового предпринимательства в системе экономических отношений.

В практическом плане необходимо решение проблемы формирования страхового рынка, освоения нового страхового поля, обеспечения финансовой устойчивости страховых операций, усиления финансового контроля и надзора за страховой деятельностью.

Обозначенная проблема, а также оценка степени ее разработки в отечественной и зарубежной литературе определили постановку целей и задач диссертационного исследования, его логику и структуру.

Цели и задачи исследования.

Цель работы состоит в исследовании современной роли и перспектив развития страхового предпринимательства в России в условиях становления рыночной экономики.

Цель работы обусловила постановку следующих основных задач: определить место страхового предпринимательства в системе экономических отношений, его особенности в современных условияхдать оценку роли страхования в целом и страхового предпринимательства в рыночном хозяйстве и необходимость соответствующего отношения к нему со стороны государстваобосновать основные направления развития имущественного, личного страхования и страхования ответственности, добровольности и обязательности в их проведенииопределение места страхового предпринимательства в инвестиционном процессеанализ имеющихся достижений и недостатков современного страхового рынкавыявление приоритетного развитие важнейших видов страхования, учитывать стимулы и возможности нынешних страховых компаний (обществ) и меры по их финансово-организационному укреплениюисследовать предпосылки и факторы формирования страхового рынка, взаимодействия на нем страховых компанийразработать модель организационных и экономических преобразований системы страхования в соответствии с современными требованиями совершенствования управления страховой компаниейпоказать пути укрепления финансовой стабильности страховых организаций, оптимизации методов формирования их резервов.

Эти задачи обусловили структуру диссертационного исследования.

Методология исследования. В процессе разработки основных концептуальных положений, а также обоснования конкретных выводов и рекомендаций учитывались результаты научных исследований ведущих отечественных и зарубежных ученых в области финансов и страхования, труды российских научных учреждений и международных организаций, практика дореволюционной России, зарубежных стран в сфере страховой деятельности.

Автором проанализирован противоречивый опыт развития государственного страхования в послеоктябрьский период, что позволяет воспринять его позитивные стороны и отказаться от неприемлемых в современных условиях методов деятельности и видов страхования.

Обобщены статистические, методические, инструктивные материалы финансовых, страховых, экономических, налоговых ведомств, законодательные и нормативные акты по страхованию и смежным сферам деятельности.

Использовались методы сравнительного анализа, экспертных оценок и другие методы научных исследований.

На основе системного подхода рассматривались экономические, социальные и политические последствия предлагаемых решений.

Автор в своей работе использовал теоретико-методологические подходы к проблемным исследованиям, изложенные в трудах российских и зарубежных ученых: А. Бана-синского, В. А. Батадеева, Ю. С. Бугаева, К. Бурроу, К.Г. Вобло-го, М. В. Воробьева, Э. Т. Кагаловской, Е. В. Коломина, JT. А. Мотылева, Орналюк-Матецкой JI.A., В. К. Райхера, JT. И. Рейт-мана, С. Е. Хесина, В. В. Шахова и других.

• Большую помощь в настоящем исследовании оказали материалы отдела аудита страховых компаний фирмы «ДОНАУ-ДИТА» — Розина С. И., страховой компании «ЭНЕРГОГАРАНТ» — Кульчицкого А. И., Аксенова С. Н., Морозовой Г. Г., страховой компании «АДМИРАЛ» — Колесников Ю. А., начальника Ростовской территориальной инспекции департамента страхового надзора Акопова Л.В.

Выводы и предложения базируются также на многолетнем.

• опыте практической работы диссертанта в финансовой и страховой системе.

В соответствии с проведенным исследованием на защиту выносятся следующие основные положения:

1. Обязательным элементом общественного производства выступает страховой фонд, его экономическая природа опреде.

• ляется производственными отношениями, складывающимися по поводу производства и распределения материальных благ. С помощью страхового фонда во многом разрешается объективно существующие противоречия между человеком и природой, природой и обществом. Одновременно обеспечивая непрерывность процесса общественного производства.

2. Наиболее развитой системой образования страховых фондов является страхование, как система экономических отношений, при которых большие группы юридических и физических лиц за счет уплаты определенных взносов (платежей, страховой премии), определенным страховым предприятиям (юридическим лицам, которые занимаются проведением такой предпринимательской деятельностью) стремятся обеспечить себе возможность покрытия ущерба за счет ресурсов страховщика. Для этого страховые предприятия формируют страховые фонды, предназначенные для выплаты страхового возмещения участникам этого процесса — страхователям, которые пострадали от различных стихийных бедствий, непредвиденных событий.

3. Экономический анализ, страхового предпринимательства предполагает как изучение современного его состояния — социально-экономического содержания, типологии, интенсивности развития, региональной специфики, так и прогнозирование тенденций его развития, включая определения возможных в перспективе появления новых видов (подвидов) страхования, изменения структуры и форм предлагаемых страховых услуг.

4. Классификационная структура страхования предложенная автором показывает внутреннее содержание страхования, степень экономизации всех ее видов, выделяет отрасли личного и имущественного страхования, а также факторы, которые формируют их.

5. Специфика страхового предпринимательства в России заключается в ориентировании на проведение конъюнктурных видов страхования, что является результатом стихийного рыночного механизма взаимодействия спроса и предложения при отсутствии его должного регулирования.

6. Перестрахование является одним из основных факторов, обеспечивающих устойчивость и надежность страхового предпринимательства в целом. Если страхование выступает как известная форма разложения «рисков», то перестрахование (с его последующими звеньями) возводит его в высшую степень, способствуя тем самым дальнейшему расширению страховых операций и снижению предпринимательских рисков.

7. Развитие отечественного страхового рынка предполагает оптимальное сочетание добровольного и обязательного видов страхования, при доминировании первого. Новыми для Российской практики станут «Ипотечное страхование», «Страхование финансовых рисков» .

8. Важным фактором развития страховых отношений является развитие деловой этики страховщиков, а также деловой культуры среди потенциальных страхователей с учетом международных стандартов.

В принципе страхованием должны быть покрыты все предпринимательские, социальные и бытовые риски. Общество, население, предприниматели должны осознать простую истину — нет более надежных способов компенсации материальных потерь от всевозможных случайностей и стихийных бедствий, чем страхование, и это подтверждает весь мировой опыт.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке концепции формирования страхового предпринимательства как социально-экономического института в переходной экономике.

В диссертационном исследовании:

— теоретически разработана сущность страхового предпринимательства, его место в системе экономических отношений, особенности в условиях рыночной экономики. Автор расширил и развил прежние исследования по данному вопросу;

— проведены исследования в области формирования регионального страхового рынка Ростовской области и выявлены общие тенденции, свидетельствующие о недооценке страхового предпринимательства и нерациональном использовании страхового фонда;

— обобщены основные тенденции формирования страхового рынка в России, сформулированы требующие решения задачи. Среди них обеспечение правовых условий деятельности различных организационных форм страховых компаний (обществ), усиление роли государственного регулирования, расширение сферы обязательного страхования при приоритете добровольных видов страхования;

— раскрыта тесная взаимосвязь экономики и психологии страховой деятельности в ее историческом и логическом аспектах. Обоснована необходимость более внимательного учета психологических факторов в определении перспектив развития различных видов добровольного страхования;

— представлена типология страхования в рыночной экономике, построенная на основе эмпирических исследований, в рамках которой обозначены качества, необходимые современным страховым компаниям и факторы, определяющие требования к ним;

— на основе проведенного анализа сформулированы предложения по развитию регионального страхового рынка в Ростовской области.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется следующим:

1. Концептуальные положения диссертационного исследования могут стать исходной основой для теоретического обоснования основных направлений политики проведения реформ в сфере страхового предпринимательства и выработки практических рекомендаций по их реализации. Кроме того, результаты работы могут послужить основой последующего углубленного исследования проблем страхового предпринимательства.

2. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в процессе преподавания экономических дисциплин по темам, связанным с проблемами защиты имущественных интересов субъектов хозяйствования рыночной экономикитрансформации предпринимательского рискаразвития финансовых рынков.

3. В ходе исследования сделаны определенные концептуальные выводы, которые могут быть использованы при обосновании современных программ развития страхового предпринимательства и страхования в целом в условиях перехода к рыночным отношениям.

Апробация работы и внедрение ее результатов. Результаты исследований автора опубликованы в 6 научных работах, общим объемом 2,7 п.л.

Основные положения по исследованным автором вопросам докладывались на международных научно-практических конференциях по экономическим, финансовым, страховым проблемам.

Теоретические и методические разработки по теме исследования были включены автором в соответствующие разделы курсов страхового дела как в ВУЗах, так и в других аудиториях.

Материалы работы использованы Ростовской территориальной инспекцией департамента страхового надзора при разработке направлений развития страхования в регионе.

Многие выводы нашли практическое воплощение в деятельности Финансово-актуарного центра академии государственной службу, а также страховых организаций.

Структура диссертационной работы. Выбор темы, цель и методы исследования определили структуру диссертации, состоящую из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование и полученные результаты позволили обеспечить некоторый прирост знаний по анализируемой проблеме, выразившейся в том, что проблема развития страхового рынка приобретает в настоящее время особую актуальность. Стабилизация социально-экономического положения в Российской Федерации не может быть решена без качественного изменения страховой отрасли.

Россия активно идет по пути реформ по формированию рыночной экономики, а страхование составляет важнейший элемент рыночных отношений, часть кредитно-денежного механизма, обеспечивающего нормальный кругооборот денежных потоков.

Однако, как показывают объективные данные, российский страховой рынок переживает кризис, что выражается в сокращении объема страховых услуг, банкротством ряда страховых компаний, лишении многих компаний (почти 10% от общего числа действующих компаний) лицензий на право ведения страховой деятельности. Это, естественно, находит свое отражение в объемах собираемой страховой премии (страховых взносов), сужении возможностей страховщиков проводить превентивные мероприятия, формировать резервные фонды и осуществлять платежи в бюджет. В 1996 г. общий объем страховой премии, собранной российскими страховщиками, увеличился примерно на 15%, при годовом индексе инфляции в 22%. Причем рост объема страховой премии происходил в основном за счет обязательных видов страхования, при снижении доли страховых взносов по добровольным видам страховых операций. Более 90% всех возможных рисков в России не имеют страховой защиты. Поэтому в связи с ущербом, наносимым стихийными бедствиями, катастрофами, несчастными случаями, который, по расчетам, достигает 80 трлн. руб. в год, разрушаются производительные силы страны, поскольку государство в настоящее время не располагает достаточными ресурсами для возмещения потерь и ущерба (резервный фонд правительства по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий составляет около 1,3 трлн. руб.).

На наш взгляд, на нынешнем этапе реформирования экономики, наряду с совершенствованием налоговой, бюджетной и коммунальной систем, важным условием стабилизации социально-экономического положения является развитие страховых отношений.

Применение принципа единства исторического и логического, сравнительного анализа создает необходимые условия для раскрытия содержательной социально-экономической характеристики проблемы развития страхования в современных условиях.

На основе данного методологического подхода можно сформулировать следующие рекомендации и предложения:

1. Представляется необходимым ускорить принятие федеральных законов, регулирующих страховую деятельность в РФ.

Гражданско-правовые отношения в сфере страхования с 1 марта 1996 г. регулируются ГК РФ. В то же время в Кодексе четко определен перечень федеральных законов, принять которые следует в самом ближайшем будущем. К их числу относятся законы, регулирующие порядок организации и уровень требований к страховым организациям, а также лицензирование и осуществление государственного надзора за страховым рынком, проведение взаимного страхования и иные, не урегулированные в ГК РФ, вопросы страховых отношений. В связи с этим глава 48 ГК РФ должна содержать значительно более четкую, по сравнению с нынешней, регламентацию страховых отношений, связанных с возникновением, исполнением и прекращением страховых обязательств. Однако, видимо, наиболее целесообразна первоочередная подготовка, тщательная проработка и принятие федеральных законов «Об организации страхового дела», «О государственном надзоре за страховой деятельностью», «Об обязательном страховании». Необходимо также внести соответствующие дополнения и изменения в главу 48 ГК РФ, а затем признать действующий ныне Закон «О страховании» утратившим силу.

С тем, чтобы избежать возможных неточностей и ошибок в процессе законотворчества и учесть сложившуюся практику страховых отношений, к нему следует широко привлекать научную общественность и деловые круги, представляющие как интересы страховщиков, так и потенциальных страхователей.

2. На наш взгляд необходимым является включение расходов на страховые операции имущественных интересов предприятий и организаций различных форм собственности в затраты на производственно-хозяйственную деятельность, а также за исключение из налоговой базы расходов страхователей — физических лиц — по долгосрочному страхованию жизни.

3. Полагали бы целесообразным активизировать инвестиционную деятельность страховщиков, с тем чтобы в ее основу были положены принципиально новые ориентиры долгосрочных капиталовложений в реальный сектор экономики, нацеленный на приоритетные научно-хозяйственные отрасли, обеспечивающие производство конкурентоспособных товаров и услуг и развитие национального экспортного потенциала. В этих целях следовало бы создать систему государственных гарантий инвестиционной деятельности страховщиков, например, с помощью долевого участия государства в инвестициях, выпуска специальных федеральных ценных бумаг, предоставления налоговых льгот страховщикам при получении доходов от таких инвестиций.

4. По нашему мнению, ликвидацию Федеральной службы страхового надзора как самостоятельной государственной структуры и передачу ее функций Министерству финансов РФ следует рассматривать как временную меру по совершенствованию страхового надзора. Очевидно, что государственный страховой надзор должен быть самостоятельным органом с широкими полномочиями не только по выдаче лицензий на право ведения страховых операций, но и эффективного финансового контроля за деятельностью страховщиков, а также формирования правовых основ страхового администрирования, разработке типовых правил страхования и т. п.

5. Учитывая, что перестрахование является одним из основных факторов, обеспечивающих устойчивость и надежность страхования, мы полагаем необходимым принять последовательные и обоснованные правовые и финансово-экономические меры по стимулированию перестраховочных операций, и, в частности, предусмотреть в законодательстве нормы, обеспечивающие развитие перестрахования как самостоятельной сферы страхового предпринимательства, предоставлять налоговые льготы страховщикам, осуществляющим перестраховочные операции с зарубежными партнерами, при превышении их доходов, полученных по перестраховочным операциям от иностранных компаний по сравнению с соответствующими расходами.

Вызывает серьезные сомнения целесообразность создания федеральной перестраховочной корпорации с исключительными правами. Наиболее целесообразной мерой развития устойчивого рынка перестрахования было бы формирование пулов страховщиков как путем объединения капиталов, так и обмена акций, взаимного участия в уставных капиталах, стимулирования развития взаимоотношений страхового и банковского капиталов.

6. Отсутствие должной защиты национального страхового рынка от проникновения на него иностранных страховщиков, которые используют несовершенство российского законодательства для получения высоких доходов от прямых и перестраховочных операций и в том числе за счет бюджетных источников. В этом отношении особую тревогу вызывают многочисленные факты того, что не только отечественные страхователи, но даже и страховщики пользуются услугами иностранных страховых брокеров и выступают посредниками зарубежных страховых компаний. Видимо, в этом отношении государственному страховому надзору при выявлении таких случаев следует ужесточить санкции к страховщикам, вплоть до лишения их 'лицензий на право ведения страховой деятельности. Что касается страхователей — юридических и физических лиц, прибегающих к услугам иностранных страховщиков, то, с одной стороны, исключить их право на оплату страховых услуг за счет издержек производства и необлагаемой налоговой базы, а с другой — облагать повышенной ставкой налога — в 30−35% - сумму страховых возмещений.

Следует, вместе с тем, иметь в виду, что в связи с присоединением России к ВТО и ЕС предполагается полный допуск иностранных страховщиков на российский страховой рынок. Без соответствующей подготовки эта акция может привести к краху большинства отечественных страховых компаний и по цепочке отрицательно отразиться на финансовом положении страхователей, особенно при долгосрочных видах страхования.

Если к 1999 г. не будут приняты необходимые меры по поддержке и развитию отечественного страхового рынка и, в частности, по реформе налогообложения, совершенствованию законодательства, увеличению уставного капитала страховых компаний, видимо, следует в переговорном процессе по вступлению России в ВТО предусмотреть перенос допуска на российский страховой рынок иностранных страховщиков на более поздние сроки.

7. Реализация мер по поддержке и развитию отечественного страхового рынка предполагает оптимальное сочетание добровольного и обязательного видов страхования. В настоящее время к государственному обязательному страхованию относится медицинское страхование (до 80% общей суммы страховых взносов), страхование военнослужащих, работников налоговых органов и некоторых других категорий населения за счет бюджетных средств, а также страхование пассажиров за их счет при приобретении проездных документов. Практически все эти виды обязательного страхования вряд ли можно считать страхованием в классическом понимании, и они скорее относятся к мерам перераспределения средств бюджета и населения при помощи страховых компаний.

Между тем в отечественной страховой практике отсутствуют такие виды обязательного страхования, принятые во всех развитых странах мира, как страхование гражданской ответственности нотариусов, ответственности предприятий за ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды, и некоторые другие виды страхования ответственности. Отсутствие обязательности некоторых из этих видов страхования затрудняет вхождение РФ в единое страховое пространство Европы.

Видимо, для введения новых видов обязательного страхования необходимы соответствующая нормативно-правовая база, разработка типовых условий страховых отношений, дифференцированный подход к определению страховых взносов, определение лимитов страховых выплат и т. п.

8. Сдерживает развитие отечественного страхового рынка недостаточная во многих случаях профессиональная квалификация кадров в сфере страхования, в том числе страховых экспертов, аудиторов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, страховых посредников и др. Видимо, назрела необходимость унификации системы подготовки специалистов в области страхования, имея в виду единство квалификационных требований, уровней подготовки, государственных стандартов и лицензирования. Ныне подготовка специалистов по страхованию осуществляется в форме специализации в рамках специальности «Финансы и кредит». Это размывает и снижает требования к специальной подготовке специалистов-страховщиков. Необходимо использовать международные и национальные программы подготовки и повышения квалификации специалистов, а также установить государственный стандарт требований к лицам, осуществляющим страховые операции.

9. Важным фактором развития страховых отношений является развитие деловой этики страховщиков, а также деловой культуры среди потенциальных страхователей, применительно к международным стандартам.

В принципе страхованием должны быть покрыты все предпринимательские, социальные и бытовые риски. Общество, население, предприниматели должны осознать простую истину — нет более надежных способов компенсации материальных потерь от всевозможных случайностей и стихийных бедствий, чем страхование, и это подтверждает весь мировой опыт. При этом, однако, следует иметь в виду, что никакая рекламная и пропагандистская компания в этой области не дает ощутимых результатов без высокого рейтинга страховщиков в глазах населения и государственных гарантий надежности вложения средств в страховые операции со стороны государства.

10. Полагали бы весьма своевременным рассмотреть и в законодательном порядке принять меры к расширению операций по страхованию жизни работников предприятий и организаций всех форм собственности. Это страхование является составной частью материального обеспечения работников и должно, как и зарплата, включаться в издержки производства. Следует за счет налогового регулирования создать условия, когда предприятию будет экономически целесообразнее страховать своих сотрудников, чем повышать им заработную плату. Следует при этом подчеркнуть, что налоговые льготы в сфере долгосрочного страхования жизни применяются в большинстве развитых стран мира.

11. В настоящее время страховые компании выплачивают до 20 различных видов федеральных и местных налогов (в 1996 г. общий объем отчислений в бюджет всеми страховщиками составил свыше 1 трлн. руб.). Единственной налоговой льготой для отечественных страховщиков является не облагаемая налогом прибыль в размере не более половины дохода от инвестирования временно свободных средств при условии, что эта сумма будет использована на пополнение резервов по страхованию жизни. Ныне предлагается сократить более чем в два раза количество налогов, что, естественно, приветствуется деловыми кругамиоднако вызывает тревогу предложение разработчиков проекта Налогового кодекса установить фиксированный размер налога на прибыль в виде ежемесячной уплаты двух процентов от поступивших страховых взносов, но без учета переданных в перестрахование рисков и выплат страхового возмещения. Расчеты показывают, что эта схема налоговых платежей не только увеличивает налоговое бремя на страховщиков, но и приведет к разрушению нарождающейся системы страхования жизни, поскольку потенциальные страхователи естественно предпочтут страховым полисам банковские депозиты, доходы по которым не облагаются налогом.

Видимо, наиболее приемлемой системой налогообложения прибыли страховщика является введение налоговых ставок в зависимости от видов страхования, выделив при этом долгосрочные виды страховых операций, составляющих основу инвестиционной активности страховщиков.

12. Основным материальным достоянием большинства населения в РФ является жилье. Этот вид собственности благодаря процессу приватизации переходит от государства в руки граждан, а это означает, что риск случайной гибели или повреждения жилых помещений в соответствии с ГК РФ несет его собственник. А этот риск весьма высок: только по Московской области в 1996 г. произошло более десяти тысяч пожаров, в результате которых пострадало 2 тыс. квартир граждан, 1800 жилых домов, более 1500 дач, из которых страхованием было охвачено всего 15% всех рисков, а это, естественно, привело к крупным материальным потерям населения.

К сожалению, еще у большинства людей отсутствуют навыки страховой культуры и ответственности, а главное — нет механизма экономического стимулирования этого вида страхования. Видимо, по опыту зарубежных стран следовало бы создать экономические условия заинтересованности населения в добровольном страховании своего имущества. Необходимо принятие специальных нормативных актов, регламентирующих страхование не только частного, но и муниципального жилья. В частности, в этом отношении имеется и отечественный опыт. Правительство Москвы, например, приняло Постановление «О реализации системы страховой защиты жилья», согласно которому с 1 апреля 1996 г. девять уполномоченных страховщиков проводят страховые операции по добровольному страхованию муниципального жилья на льготных условиях. При этом страховой взнос страхователя составляет примерно 20% тарифа, а остальная сумма страхового взноса оплачивается из московского бюджета и при полном разрушении муниципального жилья Правительство Москвы обязуется предоставить страхователю новую жилую площадь, исходя из «социальных норм» — 18 кв. м на человека.

13. На наш взгляд, вопросы налогового регулирования страховых отношений должны решаться на основе общих правил, установленных федеральным законодательством с учетом того, что страховая защита должна обеспечивать минимальный уровень страховой суммы и не компенсированных (косвенных) страхованием потерь в пропорции от уплаченной премии. Дело в том, что установленная сумма страхового возмещения приводит к непропорциональному уменьшению уровня страховой защиты и увеличению не компенсированных страхованием потерь страхователя. А некомпенсируемый ущерб и остановка производства при страховых случаях влекут за собой рост безработицы, экономический спад, снижение поступления средств в бюджет и социальные фонды.

14. Валютное законодательство, на наш взгляд, регулирующее деятельность отечественных страховщиков, не только неудобно, но даже наносит ущерб российским страховщикам, которые практически лишены возможности осуществлять страховые операции в иностранной валюте. Особенно этот ущерб ощутим по крупным рискам и при проведении перестраховочных операций с иностранными страховщиками. Исключаются и расчеты в валюте между российскими страховыми и перестраховочными компаниями. Необходимо в нормативном порядке устранить эти ничем не оправданные ограничения, сдерживающие развитие страховых операций.

15. Большое значение для дальнейшего развития страхового рынка имеют интеграционные процессы стран СНГ, в том числе и в сфере страхования. Этому способствовала Международная конференция по проблемам формирования интегрированного страхового пространства на территории стран-участниц СНГ, созванная по инициативе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Всероссийского союза страховщиков при поддержке Департамента по страховому надзору Министерства финансов РФ, и Межгосударственного экономического комитета Экономического союза с участием руководителей и ведущих специалистов соответствующих структур стран, входящих в Содружество Независимых Государств — республик Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Казахстан, Россия, Узбекистан, Украина, состоявшаяся 15 декабря 1996 г. в Москве.

Интеграция в сфере страхования предполагает формирование условий для свободного передвижения страхового капитала, создания совместных международных компаний, филиалов национальных компаний на территории других стран Содружества, развитие деловых отношений между страховщиками и перестраховщиками стран СНГ.

К числу первоочередных задач, решение которых позволит стимулировать процесс интеграции, относится разработка международных соглашений по проблемам страхования, включая:

— соглашения о принципах деятельности страховщиков, перестраховщиков и страховых брокеров, имеющих национальные лицензии, на территории стран Содружества;

— соглашения по вопросам страхования владельцев автотранспортных средств, медицинского страхования, страхования ответственности при авиаперевозках и обязательного страхования пассажиров;

— совершенствование механизмов регулирования сотрудничества страховых организаций стран СНГ по перестрахованию крупных рисков, разработке типовых пуловых соглашений в области страхования и перестрахования в целях их применения на территории стран СНГ;

— организацию профессионального обучения страховых кадров.

Важнейшими стратегическими задачами процесса создания интегрированного страхового пространства являются:

— сближение страхового и финансового законодательств стран СНГ;

— разработка концепции развития единого страхового рынка.

На реализацию названных задач должна быть направлена деятельность национальных объединений страховщиков, торгово-промышленных палат стран Содружества, органов страхового надзора, а также Координационного совета по страхованию при МЭК.

К основным задачам Совета можно отнести:

— налаживание контактов с государственными законодательными и исполнительными органами стран СНГ с целью активного лоббирования законодательных процессов в интересах развития страхового дела;

— определение текущих задач на отдельных этапах интеграции и выработку практических мер по их реализации;

— анализ складывающейся ситуации на страховом поле стран СНГ и выработку соответствующих рекомендаций;

— обеспечение регулярной информацией о положении дел на страховых рынках стран СНГ;

— координацию работы по организации профессионального обучения страховых кадров и развитие научных исследований;

— содействие процессам формирования инфраструктуры международного страхового рынка стран СНГ.

15. Большое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить проблемам развития системы сельхозстрахования. Страхование урожая сельскохозяйственных культур осуществляется в промышленно развитых странах обычно на добровольной основе. Однако при этом довольно широко используется его государственная поддержка, как путем прямого субсидирования, так и предоставления страховщикам, фермерским и крестьянским хозяйствам различных льгот и преимуществ. В США, например, субсидируется до 40% страховых взносов при страховании урожая сельхозкультур, в Канаде — 50%. В Российской Федерации до 1991 г. — 55%.

Предлагается ввести в РФ страхование урожая сельхозкультур и животных с дотациями из бюджета за счет средств, предусматриваемых на поддержку сельского хозяйства. При этом страховые платежи должны предусматривать, как и в ОМС, минимальную доходность страховщиков и дифференцироваться по регионам.

17. В условиях монополии на страховые операции, существовавшей в нашей стране до 1990 г., государство, сохраняя за собой контроль за страховым делом, брало на себя и функции гаранта по защите экономических интересов страхователей. В условиях рыночной экономики при экономической свободе страховщика и страхователя государство и его органы выступают прежде всего в роли арбитра между субъектами договоров страхования. При помощи законов государство формирует правовые нормы, в рамках которых должны действовать участники страховых отношений. Государство и созданные им органы надзора и контроля следят за соблюдением этих норм и вмешиваются лишь в случае нарушения последних, предотвращая мошенничество и извращения, защищая субъекты договорных отношений, которые действовали в рамках принятых правил и норм.

Вместе с тем в формировании нормативной базы страховых отношений должны участвовать представители деловых кругов и научной общественности. При Правительстве РФ, например, утвержден Экспертный совет по страхованию, существуют такие советы и при Комитете по бюджету, финансам и налогам, и Экономическом комитете Госдумыработает Комитет ТПП РФ по страховой деятельности, Всероссийский союз страховщиков.

От этих структур страховщики и предприниматели вправе ожидать разработки и последующего активного продвижения законодательства по развитию страхового дела в стране применительно к международным стандартам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Теория страхования при социализме: Экономико-кибернетический аспект/ Под ред. Е. В. Коломина. -М.: Финансы, 1980. 159 с.
  2. В.А. Страхование имущества предприятий и организаций. М.: Финансы и статистика, 1992.
  3. Беккер Гэри С. Экономический взгляд на жизнь. Лекция лауреата Нобелевской премии в области экономических наук за 1992 год // Вестник СПб. гос ун-та. Сер. 5. Экон. 1993. № 3.
  4. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  5. О. Общая ответственность: перестрахование имущественных рисков // Страховое ревю. 1995. № 9.,
  6. Ю.С. История и перспективы страхового дела в России. // Финансы СССР. 1991. № 9.
  7. Ю.С. Проблемы страхования в России. М., 1993
  8. К. Основы страховой статистки, М., 1992
  9. Вестник экономики. 1997. № 8 9, май.
  10. Ю.Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет в страховых компаниях: Практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.
  11. П.Воблый К. Г. Основы экономии страхования. М.: «Анкил», 1993.
  12. М.В. Международный страховой рынок и страховые транснациональные корпарации. // Финансы СССР, 1987. № 2.
  13. Г., Ершова А., Фогельсон Ю. Договоры страхования: типичные ошибки при заключении и исполнении. // Финансовая газета. 1996. № 8.
  14. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. Федеральный закон РФ от 26.01.96 г. № 14-ФЗ // Экономика и жизнь 1996. № 7 — 8.
  15. Е. Особенности российского страхового рынка // Страховое дело. 1994. № 2.
  16. Доклад профессора Стокгольмского университета Билла Дюфвы. «Insurance Legislation in European Union and the problems of Sweden Insurance Industry». //Страховое дело. 1994. Ms 1−4.
  17. С.Jl. Русский страховой рынок исторический опыт. // Финансы СССР. 1991. № 9.
  18. С.П. Энциклопедический словарь. Экономика и страхование. М.: 1996.
  19. Ю.М. Страхование профессиональной ответственности. М., 1991
  20. Ю.М. Иностранное страхование в СССР. М.: Финансы и статистика, 1983.
  21. Закон РСФСР «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.91 г. № 2030−1 // Экономика и жизнь, 1992 № 11.
  22. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РСФСР „от 28.06.91 г.// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации 1991 — № 27. ст. 9207.
  23. Закон РФ „О внесении изменений и дополнений в Закон РФ
  24. Об основах налоговой системы в РФ“. Принят постановлением ВС РФ от 21.05.93 г. № 5007−1 // Экономика и жизнь -1993. № 22.
  25. Закон РФ „О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России“ от 16.07.92 г. № 3317−1 // Экономика и жизнь 1992.- № 35.
  26. Закон РФ „Об основах налоговой системы в РФ“ от 27.12.91 г. № 2119−1 // Экономика и жизнь 1992.- № 11.
  27. В.Р. Страховое право. Лекции, читанные в СПб Политехническом институте на экономическом отделении, страховом подотделе в 1907 году. Издание Студенческой кассы взаимопомощи.
  28. К вопросу об отнесении филиалов страховых организаций к категории налогоплательщиков. Информационное письмо Росстрахнадзора от 27.02.95 г. № 15/1−10 // Экономика и жизнь 1995.-№ 9.
  29. Э.Т., Левант Н. А. Справочное пособие по медицинскому страхованию в России. М., 1993.
  30. Э.Т., Попова А. А. Финансовые основы страхования жизни. М., 1971
  31. Е. Вглядываясь в историю страхового дела // Финансы. 1996. № 9.
  32. Е. Взгляд в будущее // Страховое ревю. 1995. № 10 •
  33. Е.В. Страхование общественного имущества при социализме. М.: Финансы, 1975.
  34. М.Г., Солнцева Е. Е. Перестрахование.-М.: 1994.
  35. Ф.В. Государственное страхование в СССР. М.: Финансы, 1968.
  36. В. Один страховщик хорошо, а много выгодно.// Экономика и жизнь — 1997. -№ 1.
  37. Н.П., Архангельский В. Д. Страховой рынок России и малое предпринимательство. СПб.: Изд-во СПбУ, 1995. -44 с.
  38. В. Росстрахнадзор: страховых компаний слишком много. // Коммерсант daily. — 1997. -№ 59.
  39. В.И. письмо Горькому. .Ленинский сборник, I. изд. 3.
  40. . А. Пер. С нем. „Основы страхового дела“. М., 1992.
  41. Маркс и Энгельс, Соч., т. V.
  42. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.
  43. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. II.
  44. Маркс. Капитал, Т. II. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., Т. 18
  45. В.И. Роль страхования в сельскохозяйственном производстве // Финансы. 1996. № 9. С. 46 49.
  46. Л.А. Государственное страхование в СССР и проблемы его развития. М.: Финансы, 1972.
  47. . Сто крупнейших страховых компаний России. // Экономика и жизнь 1996, — № 7.
  48. О введении в действие Закона РФ „О страховании“. Постановление ВС РФ от 27.11.92 г. № 4016−1// Российская газета. 1993.- 12 января.
  49. О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах. Федеральный Закон РФ от 30.11.95 г. № 188-ФЗ//Экономика и жизнь 1995.- № 50.
  50. О внесении изменений и дополнений в Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью. Постановление Правительства РФ от 24.10.94 г. № 1196 // Экономика и жизнь 1994 № 46.
  51. О годовой бухгалтерской отчетности страховых организаций за 1995 год. Приказ Росстрахнадзора от 07.12.95 г. № 0202/24.
  52. О порядке выдачи ссуд страхователям по договорам страхования жизни. Распоряжение Росстрахнадзора от 22.11.94 г. № 19/1−14р/02 // Экономика и жизнь 1994.- № 51.
  53. О страховании. Закон РФ от 27.11.92 г. № 4015−1 // Российская газета.-1993, — 12 января.
  54. Об утверждении новой редакции Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Приказ Росстрахнадзора от 19.05.94 г. № 02−02/ 08 // Экономика и жизнь -1994 № 25.
  55. Орналюк-Матецкая J1.A. Страховые операции. М.: Финансы и статистика, 1991. — 96 с.
  56. Перспективы развития страхового рынка Юга России. Правовые проблемы страхования. Ростов-на-Дону.: 1996.
  57. Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью. Утверждено постановлением СМ -Правительства РФ от 19.04.93 г. № 353 //Экономика и жизнь- 1993 № 18.
  58. Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками. Утверждено постановлением Правительства РФ от 16.05.94 г. № 491 // Экономика и жизнь 1994.- № 23.
  59. Правила размещения страховых резервов. Утверждены приказом Росстрахнадзора от14.03.95г. № 02−02/06 // Экономика и жизнь 1995.- №№ 19,21,25.
  60. Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни от 18.03.04 г. Письмо Росстрахнадзора // Экономика и жизнь 1994.-№№ 16,17.
  61. Приказ Росстрахнадзора № 02−02/18 от 28.06.96 „О методике расчета страховых тарифов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни“.//Российский страховой бюллетень. 1996. № 8
  62. Приказ Росстрахнадзора № 02−02/27. „Примерные правила страхования жизни с условием выплаты страховой ренты“ //Российский страховой бюллетень. 1996. № 8
  63. К.И. Страховое дело в России. М.: 1993.
  64. Разъяснения по вопросам, связанным с применением законодательства о налогообложении доходов банков, от страховой деятельности, операций с ценными бумагами Письмо ГНС РФ от 01.10.93 г. NBT-01/154H // Экономика и жизнь .- 1993.-№ 45.
  65. В.К. Общественно-исторические типы страхования. -М.: „ЮКИС“, 1992. 284 с.
  66. Л.И. Личное страхование в СССР. М.: Финансы, 1969.
  67. Л.И. Страховое дело. М.: 1992.
  68. А. Академик Дмитрий Лихачев: „Не бывает демократии без нравственности“ //Российская газета. 1994. 11 июня.
  69. А.В., Лебедева Н. И. Некоторые вопросы налогообложения страховых компаний. // Страховое дело. 1995. — № 8−9.
  70. Российская газета. 1995. 24 февраль.
  71. В.В. Экономика и организация страхового дела. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. — 135 с.
  72. С. Личное страхование в системе страховых отношений // Финансы. 1996. № 5.
  73. С. Личное страхование в системе страховых отношений // Финансы. 1996. № 6.
  74. Справочник страхового агента/Под ред. Л. А. Мотылева. -М.: Финансы и статистика, 1987. 206 с.
  75. Страхование от, А до Я. Под ред. Л. И. Корчесвкой, К. Е. Турбиной. М.: ИНФРА-М, 1996 — 624 с. 81. Страховое дело 1997. № 5.
  76. Страховое дело. Учебник По ред. Рейтман Л. И. М. 1992. .
  77. Страховой портфель отв. ред. Рубин Ю. Б., Солдаткин В.И.-М.: „СОМИНТЭК“, 1994. 640 с.
  78. Д. Страховой рынок в общеэкономических показателях развития России. // Экономика и жизнь 1996. — № 9.
  79. Е. Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской федерации для предпринимателей. М. Фонд „Правовая культура“, 1996.
  80. В.А. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков. М.: ИКФ „АНКИЛ“, 1995.
  81. В.А. Страховой рынок России. М., 1992
  82. Г. М. Развитие государственного страхования в СССР. М.: Финансы, 1978.
  83. Указ Президента РФ „О внесении изменений и дополнений в Указ Президента от22.12.93г. № 2270 „О некоторых изменениях в налогообложении и о взаимоотношениях бюджетов различных уровней“ от 24.12.93 г. № 2292 // Экономика и жизнь 1994.-№ 5.
  84. Указ Президента РФ „О некоторых изменениях в налогообложении и о взаимоотношениях бюджетов различных уровней“ от 22.12.93 г. № 2270 // Экономика и жизнь 1994.- №
  85. Условие лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Утверждены Приказом „Росстрахнадзора от 19.05.94 № 02−02/ 08 // Экономика и жизнь 1994-№ 25.
  86. Федеральный закон РФ „О внесении изменений и дополнений в Закон РФ"0 налоге на прибыль предприятий и организаций“ от 25.04.95 г. № 64-ФЗ // Экономика и жизнь -1995.-№ 18.
  87. Федеральный закон РФ „О внесении изменений и дополнений в Закон РФ „О налоге на прибыль предприятий и организаций“ от 03.12.94 г. № 54-ФЗ // Российская газета 1994.10.12
  88. Федеральный закон РФ „О внесении изменений и дополнений в Закон РФ „О налоге на имущество предприятий“ от 25.04.95 г. № 62/ФЗ // Экономика и жизнь. 1995.- № 18.
  89. Федеральный закон РФ „О внесении изменений и дополнений в законы РФ „О подоходном налоге с физических лиц“ и „О налоге на прибыль с предприятий и организаций“ от 26.06.95 г. № 95-ФЗ// Экономика и жизнь 1995.- № 27.
  90. Т. Страхование в условиях рыночной экономики: принципы и практика. СПб.: Изд- во СПбУЭФ, 1995. — 112 с.
  91. Г., Дедиков С. Проблемы правового регулирования перестрахования Л Страховое дело. 1996. № 10.98. Финансы 1997. № 3.'
  92. С.Е. Страховые монополии и их роль в экономике и политике Англии. М., 1963. '
  93. Д. Д. Финансовое управление в страховых компаниях пер. с англ. М., 1995 „
  94. В.В. Введение в страхование: экономический ас- • пект.- М.: Финансы и статистика, 1992. 192 е.: ил.
  95. Экономика и жизнь. 1993. № 25.
  96. Экономика и жизнь. 1994. № 11.
  97. Экономика и жизнь. 1997. № 11.
  98. Экономика и жизнь. 1997. № 12.
  99. Экономика и жизнь. 1997. № 5.
  100. Экономика страхования и перестрахования. М. 1996
  101. Экономическая эффективность государственного страхования. Под ред. А. П. Плешкова. М.: Финансы и статистика, 1990.
  102. Энгельс. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 14.110.de Soto Н. Constraints on People: The Origins of Underground Economies and Limits to Their Growth/Ed. by Jerry Jenkins. Beyond the Informal Sector. San Francisco.
  103. Harrison L. Latin America Culture Caused the Latin American Mess //The Washington Post National Weekly Edition. 1986. July 14.
  104. Intindola B. Technology transforming marketing supports // National Underwriter. Vol. 97. 1993. P. 7.
  105. Osterfeld D. Prosperity Versus Planning: How Government Stifles Economic Growth. Oxford. 1992.
  106. Petersen M.B. Controlling expenses emerges as top challenge // Life Association News. Vol. 88 Apr. 1993.
  107. Petersen M.B. LIMRA study shows who owns insurance // Life Association News. Vol. 88. Sep. 1993.
  108. Statistical Abstract of the United States 1993. New York. 1993.
  109. Общие показатели развития страхования в России1. Табл. П. 1.1.
  110. Динамика роста суммы страховых взносов, собранных российскими страховщиками, в трлн. руб.1994 1995 1996всего рост к пред. году, раз всего рост к пред. году, раз 2,93 всего рост к пред. году, раз
  111. Индекс потребительских цен 3,2 2,31 1,21. Табл.П. 1.2.
  112. Структура страховых взносов, собранных российскими страховщиками, в проц.1994 1995 1996всего в т. ч. добровол. страхов-е всего в т. ч. добровол. страхов-е всего в т. ч. добровол. страхов-е
  113. Все виды страхования 100,0 100,0 — 100,01. В том числе.
  114. Обязательное 20,8 28,4 — 40,9
  115. Добровольное 79,2 100,0 71,6 100,0 59,1 100,0из него: личное 57,1 72,1 53,0 74,0 37,0 62,6имущественное 19,9 22,6 16,7 23,3 20,1 34,0ответственности 4,2 5,3 1,9 2,7 2,0 3,4
  116. . П. 1.3. Уровень выплат, в проц.1994 1995 19961. Всего, 63,9 72 80,7 В том числе: обязательное 77,6 88,6 46,8добровольное 60,3 65,4 88,3из него: личное 67 75,2 86,7имущественное 39,7 36,5 32,7ответственности 56,5 47,8 4,7
  117. Основные итоги обследования деловой активности страховых организаций России в проц.1. Число ответивших: 1011. Основные характеристики1. Табл.П.2.1.1. Виды собственности
  118. Гос.предпр-е АООТ АОЗТ ТОО ичп8 24 42 25 11. Табл.П.2.2.
  119. Уставной капитал, в млн.рубл.
  120. До 30 31−60 61−100 100−200 201−500 501−1000 Свыше 100 029 9 0 17 21 10 61. Табл.П.2.3.
  121. Списочная численность работников (человек, без страховых агентов)
  122. До 30 31−50 51−100 Свыше 10 058 12 8 221. Табл.П.2.4.
  123. Продолжительность работы на страховом рынке
  124. До1 года 1 -2 года 3−4 года Свыше 4 лет2 23 51 241. Табл.П.2.5.1. Число филиалов
  125. Нет до 5 6−10 11−20 21−40 От 401. Всего 36 29 10 6 10 9
  126. В т.ч. иногор. 42 29 10 5 6 81. Табл.П.2.6.1. Число клиентов
  127. Физич. Лиц До 200 201−500 501−1000 Свыше 1000 Без ответа22 7 7 48 16
  128. Юрид. лиц До 50 51−100 101−200 Свыше 200 Без ответа
  129. Гос предпр-я 52 11 4 19 141. Комм. стр-ры 40 17 7 24 121. Специальные вопросы1. Табл.П.2.7.
  130. На юридических лиц На физических лиц На тех и других39 11 501. Табл.П.2.8.
  131. Основные клиенты СК Способы привлечения клиентов
  132. Юридические лица Работа страховых агентов 81
  133. Промышленные предприятия 76 Работа в прессе 70
  134. Малые предприятия разнообразных Реклама по радио, ТВ 50форм деятельности 53 Рекламные письма, буклеты 43
  135. Торговые фирмы 48 Рекомендации партнеров по бизнесу 43
  136. Транспортные организации 46 Реклама на улице, в транспорте 39
  137. Коммерческие банки 43 Другие способы 19
  138. Строительные организации 43 Табл.П.2.10.
  139. Сельскохозяйственные предприятия 26 Направления маркетинг. Исследований1. Финансовые компании 15
  140. Другие организации 36 Предоставление новых услуг 63
  141. Физические лица Определение страхового поля 60
  142. С высокими доходами 30 Изучение деятельности конкурентов 56
  143. Со средними доходами 66 Продвижение услуг 41
  144. С низкими доходами 24 Организация и оценка рекламы 34
  145. Все слои населения 9 Другие 9
  146. Табл.П.2.11. Основные направления размещения страховых резервов1. Банковские вклады 93
  147. Государственные ценные бумаги 70
  148. Ценные бумаги АО, прочие права уч. 501. Недвижимое имущество 431. Валюта 191. Предоставление кредита 41. Другие 4
  149. Табл.П.2.12. Основные факторы, препятствующие нормальной работе организации
  150. Неплатежеспособность предприятий 88
  151. Существующие условия налогообл. 781. Проблема кадров 37
  152. Недостаток собственного капитала 361. Монополизм ряда СК 161. Особых ограничений нет 21. Другое 91. Табл.П.2.13.
  153. Виды оказываемых страховых услуг
  154. Рисковое страхование жизни 61 Других видов имущества 62
  155. Накоп.(смешанное) страхование жизни 63 Страхование технических рисков 10
  156. Добров-ное медицинское страхование 39 Страхование ответственности владельцев транспортных средств 261. Пенсионное страхование 5
  157. Страхование автотранспорта граждан 49 Страхование гражданск, ответственности 20
  158. Страхование имущества граждан 55 Страх-е финан. и коммерческих рисков 25
  159. Страхование имущества организаций: 50 Перестрахо вание 40грузов Обязательное страхование 28транспортных средств 56 Другие виды 51. Табл.П.2.14.1. Отдельные вопросы
  160. Принадлежность организации к промышленной, банковской, финансовой, торговой группе 28
  161. Наличие собственной службы предупредительных мероприятий 26
  162. Конкуренция со стороны других страховых организаций 84
  163. Общие итоги деятельности СК Ростовской области1. Табл.П.3.1.
  164. Уставные капиталы СК и их структура, в млн. рубл.1995 1996 Рост к пр. году, раз 1995, % 1996, %
  165. Всего перечисленных организаций 7391 15 740 2,1
  166. Доля (%) перечисл. орган, в общем УК 63 641. Табл.П.3.2.1. Количество филиалов1995 1996
  167. Всего РГосстрах Всего РГосстрах
  168. Число филиалов 142 66 130 66из них в пределах России 142 66 129 661. Табл.П.3.3.
  169. Количество действующих договоров и их распределение1995 1996 Рост к пр. году, раз
  170. Всего РГосстрах Всего Ргосстрах
  171. Численность страховых агентов (СА) и комиссионное вознаграждение1995 1996 Рост к пр. году, раз
  172. Всего Р Го страх Всего РГострах
  173. Среднесписочная численность t, А (без совм. и раб. несп. состава), чел. 1643 1254 1590 1086 0,97
  174. Численность СА, принят, на работу по совмест. из других предпрятий, чел. 360 199 1440 153 4,00
  175. Численность СА, выполняв, работы по догов. подряда и др.дог.гр.-прав.хар. 1214 1744 736 1,44
  176. Комиссионные вознаграждения, начисленные СА, млн.руб. 3223 1682 5984 3963 1,861. Табл.П.3.5.1. Табл.П.З.б.
  177. Организационно-правовые и формы собственности СК.
  178. Количество стоаховых опг^ничапий -всего 58 Опгяничаиионно-ппавовые Аопмыфопмы собственности- Госуляпственные ппелппиятия 1
  179. Госулапствечная собственность 1 Мунинипапьные ппелппиятия
  180. В том чис, пе: Ппелприятия обш и пелиг
  181. Федеральная 2 объединений^ организаций) собственность субъектов Аелгепаиии Ппепппиятия
  182. Негосулапственная собственность 56 ичп1. Я том числе: АООТ 81. МУНИПИП^ЬНЯЯ 1 АОЗТ 49
  183. Собственность общественных организаций тоияпишествачастная 16 в том числе:1. Смешанная 39 АОЗТ „1. В том числе: ТОО 49
  184. Смешанная посСИЙСКад собственность 39 смешдр^ые товапитпесугвабез иностпанного участия1″ полные товапишества
  185. Смешанная собственность с совместнымроссийским и иностранным участием
  186. Страховые резервы, расходы и доходы СК, в млн. руб.1995 996 Рост к по. ronv. иаз
  187. Всего РГосстоах Всего РГосстоах
  188. Возврат стоаховых оезеовов (СР) 8089 991
  189. Результат изменений CP -4848 10 428 В том числе по стр. жизни — -17 073 5325 по страх, иному, чем страх, жизни 12 225 5103
  190. Результат операций по инвестициям всего: — - 27 482 4880за счет средств CP 9027 1622 24 501 4880 2,71 В т.ч. по страхованию жизни — 16 711 2753
  191. Прочие доходы от страховой деятельности — 3780 823
  192. Отчисления в CP 25 449 5143 В том числе отч. в резерв предупр. меропр. 971 415 4347 2867 4,48
  193. Расходы на аренду ОФ — 487 1811. Справочно:
  194. Балансовая прибыль 8344 27 866 7781 3.34
  195. БаёаШайё у быте 1277 117,8 1618 1,271. Табл.П. 3.7.
  196. Структура страхового портфеля, в млн. руб.1995 1996
  197. Стр. Стр. Кол-во Страхов. Стр. Стр. Кол-во Страхов. взносы выпл. чаключ. догов. сумма взносы выппл. заключ. догов. сумма
  198. Всего 66 743 46 657 7 798 421 1 285 761 267 148 175 964 3 108 895 42 344 742
  199. Добровольное страхование всего 52 441 35 146 1 709 312 1 120 382 176 591 104 236 2 399 266 8 126 026 В том числе:
  200. Справочно: добровольное страхо-еча счет средств граждан 19 748 11 072 1 595 895 280 665 98 099 61 402 1 844 944 6 469 315 В том числе: личное страхование 17 201 10 191 1 410 848 147 756 92 847 59 556 1 733 181 6 147 204
  201. Имущественное страхование 2494 695 184 674 1 300 630 5250 1847 111 756 322 078
  202. Страхование ответственности 53 186 373 2279 3 7 321. Табл.П. 3.8.
  203. Структура страхового портфеля и его динамика, в проц.1995 1996 Рост к пред. году раз
  204. Стр. вчн. Стр. выпл. Кол. закл. догов. Страх, сумма Стр. взн. Стр. выпл Кол. Закл догов Страх, сумма Стр. взн. Стр. выпл Кол. чакл. ¦aorqjp, Страх, сумма
  205. Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 4.00 3,77 0.40 32.93
  206. Показатели страхового портфеля и их динамика1995 1996 Рост к пр. год раз
  207. Коэф. Стр. взн. Стр. Коэф. Стр.взн. Стр. Коэф. Стр.взн. Стр.
  208. Выпл на один сумма выпл. на один сумма выпл. на один суммадоговор к стр. договор к стр. договор к стр.тыс. руб. взн. тыс. руб. взн. тыс. руб. взн.
  209. Всего 0.70 8.56 19 0.66 85.93 159 0.94 10.04 8.23
  210. Итоги деятельности некоторых ростовских СК1. Табл.П.4.1.
  211. Уставной капитал, доходы и прибыль СК>в млн.руб.
  212. Уставный капитал Всего доходов Балансовая прибыль1995 1996 1995 1996 1995 1996
  213. Берег“ 2000 2000 „Росгосстоах-Дон“ 15 651 „Литео-Полис“ 3686 11 438
  214. Адмирал“ 1000 1000 „Панацея“ 11 406 „Панацея“ 835 745
  215. Панацея“ 500 500 „Адмирал“ 8179 „Союз“ 522 394
  216. Эни“ 500 3000 „Литер-полис“ 7915 „Эни“ 225 407
  217. Литер-Полис“ 500 500 „Союз“ 549 „Адмирал“ 215 234
  218. Ctodoc“ 206 206 „Юг-Росса“ 1610 „Вера“ 156 227
  219. Ростов-Полис“ 200 460 „Эни“ 1407 „Константа“ 54 25
  220. Константа“ 15 15 „Ростов-Полис“ 1335 „Берег“ 28 360
  221. Союз» 10 250 «Вера» 1095 «Ростов-Полис» 23 111
  222. Росгосстрах-Дон" 6 500 «Константа» 102 «Юг-Росса» 21 -3
  223. Юг-Росса" 4 1000 «Берег» 44 «Сторос» 9 -32
  224. Вера" 4 404 «Сторос» 28 «Росгосстрах- -112 77 811. Табл.П.4.2.
  225. Количественные показатели страховой деятельности, в млн.руб.
  226. Страховые взносы Страх ВЫПЛ овые юты Отнош. стр.взн. К СТР. ВЫПЛ.1995 1996 1995 1996 1995 1996
  227. Росг099трах-Дон» 12 464 41 687 «Панацея» 8016 13 672 «Юг-Росса» 1.062 1.05
  228. Панацея" 9818 12 968 «Адмирал» 4957 30 594 «Ростов-Полис» 1,143 1.24
  229. Адмирал" 7079 32 625 «Росгосстрах-Дон» 4042 10 226 «Панацея» 1,225 0,95
  230. Литер-Полис" 5348 15 975 «Союз» 2036 20 065 «Адмирал» 1,428 1,07
  231. Союз" 3549 40 747 «Юг-Росса» 1482 9382 «Союз» 1,743 2,03
  232. Юг-Росса" 1574 9880 «Ростов-Полис» 1096 3850 «Эни» 2.16 2,9
  233. Ростов-Полис" 1253 4767 «Эни» 541 1003 «Росгосстрах- 3,083 4,08
  234. Эни» 1169 2906 «Вера» 69 196 «Сторос» 4.549 9.11
  235. Вера" 1026 1129 «Литер-Полис» 23 556 «Веса» 14,861 5,76
  236. Константа" 56 89 «Сторос» 3 253 «Литер-Полис» 232,519 28,73
  237. Сторос" 26 2304 «Константа» 158 «Берег» • 19,95
  238. Берег" 16 38 «Берег» 2 «Константа» — 0,561. Табл. П. 4.3.
  239. Страховые резервы и их использование, в млн.руб.
  240. Страховые резервы Дохо- 1995 ~ 1Ы от 1996 Отнош.дох. от. инв CP К СТр. ВЗИ1995 1996 1995 1996
  241. Росгосстрах-Дон" 61 838 «Росгосстоах-Дон» 1622 4880 «Константа» 2.359 1.051
  242. Адмирал" 2796 «Панацея» 1437 1374 «Сторос» 1.730
  243. Союз" 2750 «Союз» 1174 11 849 «Юг-Росса» 1,024 0.009
  244. Литер-Полис" 2364 «Адмирал» 1063 1506 «Панацея» 0,764 0.106
  245. Панацея" 1880 «Литер-Полис» 812 «Ростов-Полис» 0,563 0.028
  246. Вера" 709 «Эни» 167 203 «Эни» 0.437 0,07
  247. Эни" 383 «Ростов-Полис» 62 133 «Союз» 0,427 0,291
  248. Ростов-Полис" 116 «Юг-Росса» 26 92 «Адмирал» 0,380 0.046
  249. Юг-Росса" 25 «Константа» 16 94 «Питер-Полис» 0,343
  250. Берег" 14 «Сторос» 8 «Росгосстрах- 0,262 0,117
  251. Константа» 7 «Берег» 0 9 «Берег» 0,010 0.225
  252. Сторос" 5 «Вера» — «Вера» —
  253. Анализ страховых рынков Ростовской области1. Табл.П. 5.1.
  254. Страхование -всего, в млн.руб.
  255. Алмивал" 32 625.9 30 594.2 6204 186 698 12.21 1.07 5.26 5.72
  256. МСК «Асмек» 23 950.0 23 287.9 10 592 2131 8.97 1.03 2.26 0.09
  257. МСК «Айболит» 19 031.7 19 031.5 485 450 7.12 1.00 39.24 0.026 «Литев-Полис» 15 975.7 556.1 1 799 334 640 842 5.98 28.73 0.01 401.14
  258. МСК «Панаиея» 12 958.9 13 672.9 908 1121 4.85 0.95 14.27 0.098 «Юг-Росса» 9880.2 9382.0 945 12 248 3.70 1.05 10.46 1.24
  259. МСК «АсСтоа» 9031.4 8561.2 6154 706 3.38 1.05 1.47 0.0810 «Аскооалес» 7013.3 2159.1 2182 184 465 2.63 3.25 3.21 26.30
  260. П «Эмпилс» 5296.8 4909.5 387 6454 1.98 1.08 13.69 1.2212 «Ростов-Полис» 4767.8 3850.7 8916 8557 1.78 1.24 0.53 1.79
  261. KDoer" 4475.1 4300.9 4 5280 1.68 1.04 1Ц8.77 1.18
  262. МСК «Належла» 3988.8 3574.7 249 98 720 1.49 1.12 16.02 24.75
  263. МСК"Славяне" 2.9 0.4 2. 0.001 6.55 1.46- 267 148 175 962 310Ш1 423 447 100 1 52 0.085? 158,.51
  264. Добровольное страхование, млн. руб.
  265. МС К"Питер-Полис" 1615,0 1334.0 1 4206 100 0.91 1,21 1615.00 2.6018 «Рендер-Росгов» 1374,3 1519,8 878 9668 100 0,78 0,90 1,57 7.03
  266. МСК «АсСттш» 478,9 117.4 5632 706 5 0.27 4.08 0,09 1.47
  267. МСК «Асмек» 472,9 255.6 9619 2131 2 0,27 1.85 0.05 4.5127 «Время» 407,9 0,8 59 11 171 100 0.23 523,64 6.91 27.39
  268. МСК «Айболит» 93,2 15,9 96 450 0 0.05 5,88 0,97 4,8336 «Константа» 89,0 158.2 34 860 100 0.05 0.56 2.62 9,6737 «Фидея» 85,9 97,3 514 977 100 0.05 0,88 0.17 11,37
  269. МСК «Донмедстрах» 40,3 16,1 7 58 1 0,02 2,51 5,76 1,4439 «Пульсар» 39,6 45.5 6 40 100 0.02 0.87 6,60 1,0040 «Берег» 378 19 81 388 100 0.02 19,95 0.47 10,2641 «Панацея» 270 13 505 100 0,02 — 2,08 18,73
  270. Всего,--. 176 592 104 234 2 399 265 8 126 021 66 100.00 1.69 0.0736 46.021. Табл.П. 5.3.
  271. Личное страхование, в млн.руб.
  272. К «Кроет» 4475,1 4300,9 4 5280 100,00 3,02 1,04 1118,77 1.18
  273. МСК"Лкгер-Полис- 1615,0 1334,0 1 4206 100.00 1.09 1.21 1615.00 2.6016 «Эни» 1576,9 943,3 2365 111 926 54,26 1,06 1.67 0,67 70,9817 «Рендер-Ростов» 1374.3 1519,8 878 9668 100.00 0.93 0.90 1,57 7.03
  274. МСК «АсСтра» 478,9 117,4 5632 706 5,30 0.32 4.08 0,09 1.47
  275. МСК «Асмек» 472,9 255,6 9619 2131 1.97 0.32 1.85 0,05 4.51
  276. МСК «Айболит» 93,2 15,9 96 450 0.49 0.06 5.88 0.97 4.8332 «ЮРПОЛ» 92,5 34.9 13 93 25.99 0,06 2.65 7.12 1.0033 «Фидея» 68,2 97,3 479 488 79.40 0.05 0,70 0,14 7.1634 «Константа» 65,8 158,2 29 658 73.94 0,04 0,42 2.27 10.00
  277. МСК 40,3 16.1 58 1.06 0.03 2,51 5,76 1.4436 «Пульсар» 39,6 25,4 6 40 100,00 0,03 1,56 6,60 1.00
  278. Всего: 149 291 97 763 2 256 867 6 557 574 55.88 100.00 1.53 0.0661 43.92
  279. Страхование жизни, в млн. руб
  280. Донской Фермер" 1275.1 189.1 54 1211 98.86 1.02 6.74 23.61 0.95и «ДОН-АСКО-ВВЛ» 865.4 757.5 6939 1477 93.05 0.70 1.14 0.12 1.71
  281. Яросвет’ЧТаганрог) 696.7 630.5 6 697 86.71 0.56 1.11 116.12 1.00
  282. К' «Эвенга» 359.0 18.2 12 379 72.11 0.29 19.71 29.92 1.06г «Риск» 268.8 3.2 745 698 100.00 0.22 83.74 0.36 2.60
  283. Стаок" 234.1 210.0 3 213 99.89 0.19 1.11 78.03 0.91
  284. Страхование от несчастных случаев и болезней, в млн.руб. Табл.П.5.5.
  285. МСК «Ростсельмаш» 92 1,8 6 3817 6 0.63 50,13 15,33 41.501.г/. «II 66 158 29 658 74 0.45 0.42 2.27 10.00
  286. Всего: 14 645 7227 219 573 622 133 5,48 100.00 2,03 0.01 424,81
  287. Добровольное медицинское страхование, в млн.руб.
  288. МСК"Литер-Полис- 1615 1334 1 4206 100 15,91 1,21 1615,00 2.60
  289. МСК „Панацея“ 1318 1128 189 1121 10 12.98 1,17 6.98 0,85
  290. МСК „АсСтра“ 479 117 5632 706 5 4,72 4.08 0,09 1,47
  291. МСК „Асмек“ 473 256 9619 2131 2 4,66 1.85 0.05 4.516 „Аскоралес“ 454 83 14 839 6 4,47 5,50 32.41 1.85
  292. МСК „Ростсельмаш“ 282 237 619 247 20 2,77 1.19 0,46 0,888 „Яросвет“ (Таганрог) 107 16 1 107 13 1.05 6.75 106.77 1.00
  293. МСК „Айболит“ 93 16 96 450 0 0,92 5.88 0,97 4,8310 „ЮРПОЛ“ 93 35 13 93 26 0,91 2,65 7,12 1,00
  294. МСК „Надежда“ 81 41 49 1009 2 0,79 1.96 1,65 12,50
  295. МСК 40 16 7 58 1 0,40 2,51 5,76 1,44
  296. MC „Здоровье“ 25 й 36 158 21 0,25 2,70 0,70 6.2614 „Фидея“ 16 2 140 28 19 0,16 6.96 0.12 1,74
  297. Всего: 10 154 7791 16 435 15 769 3.80 100.00 1.30 0.6178 1.551. Табл.П.5.7.
  298. Имущественное страхование, в млн.руб.
  299. Наименование Стр. Стр. Кол-во Стр. Доля (%) Доля (%)в Стр.взн. Стр.взн. Стр. страховой компании взносы выплаты закл. сумма в соб.об. общ.об. к стр. на один сумма к
  300. МСК „Надежда“ 1,3 8 40 0,03 0,005 0,16 30,77
  301. Всего: 26 978 2938 142 355 1 551 945 10,10 100,00 9,18 0,1895 57,53
  302. Страхование имущества граждан, в млн. руб.
  303. МСК „Надежда“ 0.4 5 25 0,01 0,01 0.08 62.5021 „Аскоралес“ 0.4 1 25 0.01 0.01 0.38 66,6922 „Берег“ 0.04 2 4 0.11 0.00 0.02 87.50
  304. Всего: 5403 1847 111 834 324 280 2.02 100.00 2.93 0.0483 60.021. Табл.1.5.9.
  305. Страхование транспорта граждан, в млн.руб.
  306. Панаиея» 1.0 1 117 3.75 0.06 1.01 115.1214 «ЛОН-АСКО-ВВЛ» 0.3 2 0 0.03 0.02 0.15 1.07
  307. Всего: 169ft 911 4456 59 555 0.64 т. т 1.86 Q.38Q7 35 111. Табл.П.5.10.
  308. Страхование грузов граждан, млн.руб.
  309. Всего: 868 4 3764 17 943 0,32 100,00 243,03 0,2305 20,681. Табл.П. 5,11.
  310. Страхование имущества субъектов хозяйствования^ млн~руб.
  311. Н «Адмирал» 340,6 52.0 36 1154 1,04 1,59 6.55 9.46 3.399 «Южно-Российская» 250,0 1 12 500 100,00 1,17 — 250,00 50,00
  312. МСК «Надежда» 0.9 3 15 0,02 0,00 0.30 16,6725 «Бонус-Гарант» 10,0 15 —. — -
  313. Всего: 21 413 932 30 414 1 225 182 8.02 100.00 22.98 0.7041 57.221. Табл.П. 5.12.
  314. Страхование транспорта субъектов хозяйствования^ млн.руб.
  315. Всего: 1152 163 359 11 846 0,43 100,00 7,08 3,2077 10,291. Табл.П. 5.13.
  316. Страхование грузов субъектов хозяйствования, в млн.руб.
  317. Всего: 15 924 79 29 413 108 110 5,96 100,00 200,61 0,5414 67,89
  318. Страхование финансовых рцсков, в млн.руб. Табл.П. 5.14.
  319. Всего: 162 83 107 2164 0,06 100,00 1,95 1,5137 13,361. Табл.П.5.15.
  320. Страхование риска непогашения кредитов, в млн.руб.
  321. Всего: 55 1 1000 0,02 100,00 — 55,0000 18,181. Табл.П.5.16.
  322. Страхование вкладов граждан, в млн.руб.
  323. Всего: 2,3 57 46 0,0009 100,00 — 0,04 20,031. Табл.П.5.17.
  324. Страхование ответственности, в млн.руб.
  325. Всего: 323 3152 43 16 503 0,12 100,00 0,10 7,5225 51,021. Табл.П.5.18.
  326. Страхование ответственности за неисполнение обязательстве млн.руб.
  327. Наименование Стр. Стр. Кол-во Стр. Доля (%) Допя
Заполнить форму текущей работой