Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономическая природа и эффективность услуг при социализме (на примере туристской услуги)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенностью оценки экономической эффективности туризма является учет его социальных результатов. Это проявляется, с одной стороны, в том, что основной задачей туристских организаций на народнохозяйственном уровне является удовлетворение потребностей трудящихся в активных формах отдыха, поэтому туристским организациям выделяются дотации из профсоюзных средств (на питание туристов и на заработную… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УСЛУГ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ
    • I. Непроизводственная сфера в системе общественного разделения труда. П
    • 2. Социально-экономический характер труда занятых в нематериальном производстве, его особенности
    • 3. Экономическая сущность услуги при социализме
  • ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИЗМА
    • I. Особенность туризма как сферы услуг
    • 2. Критерии социально-экономической эффективности туризма
    • 3. Совершенствование ценообразования на туристско-экскурсионные услуги
    • 4. Эффективность трудовых затрат в туризме
  • ЗАКЛШЕНИЕ

Экономическая природа и эффективность услуг при социализме (на примере туристской услуги) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В качеотве основной задачи развития советского общеотва в XI-й пятилетке ХХУ1 съезд КПСС поставил обеспечение роота благосостояния народа, улучшение условий труда и быта, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей советских лгодей*~. Ее решение предполагает создание не только материально-технической базы и повышение роста производительности труда, но и развитие тех отраслей народного хозяйства, которые непосредственно обеопечивают расширенное воспроизводство и подъем производительных сил. В этой связи на сферу услуг возлагается большая ответственность в решении социальных задач, связанных о ростом образовательного и культурного уровня трудящихся, улучшением медицинского обслуживания, увеличением свободного времени трудящихся на основе развития сети бытового обслуживания, совершенствования форм и организации досуга.

При современном уровне развития общественного производства в структуре экономики все большее значение приобретают виды деятельности по созданию нематериальных благ. Возможности расширения сферы услуг овязаны с роотом производительности труда в сфере материального производства. Усложнение производимых продуктов, а также повышение удельного веса технически сложных товаров длительного пользования требует новых форм обслуживания в процессе их потребления. Одновременно о этим происходят качественные изменения в функциональном содержании и характере труда в отраслях сферы услуг.

1 См.: Материалы ШТ съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1982, о. 38.

В настоящее время интенсивно развиваются отрасли, определяющие нау чно-т ехниче о кий прогреос и формирование личного фактора. Интенсификация общественного производства обострила вопрос о способах восстановления физических и духовных сил человека — одного из важнейших моментов воспроизводства рабочей силы. Необходимость рационально! организации рекреационной деятельности трудящихся, повышение ее эффективности связаны также с ростом материального благосостояния, увеличением свободного времени.

В последние десятилетия туризм стал значительным социально-экономическим явлением в хозяйственной и культурной жизни большинства стран мира. В нашей стране туризм развивается быстрыми темпами не только как составная часть общегосударственного дела восстановления работоспособности советских людейактивные формы отдыха играют важную роль в коммунистическом воспитании трудящихся, повышении их общеобразовательного и культурного уровня.

В сфере туристоко-экскурсионного обслуживания занято свыше 150 тысяч работников, использующих крупную материально-техническую базу и предоставляющих ежегодно туристско-экскурсион-ные услуги миллионам граждан нашей страны1. Одним из основных направлений развития туризма на ближайшее десятилетие является повышение его экономической и социальной эффективности, качества обслуживания. Это соответствует общей ориентации социалистической экономики на преимущественно интенсивные факторы эконо.

1 В системе Центрального совета по туризму и экскурсиям было обслужено туристов: в 1970 г. — 9,8 млн. чел., в 1975 г.

— 25,4 млн. чел., в 1982 г. — 34,1 млн. чел., в 1985 г.

— 37 млн. чел. (план). — Абуков А. Х. Туризм на новом этапе.

— М.: Профиздат, 1983, с. II, 27. мического роста" '*.

В связи с возрастающим значением туризма как отраоли сферы обслуживания населения появляется необходимость в определении его места и значения в расширенном социалистическом воспроизводстве, вклада в воспроизводство совокупной рабочей силы, а также критериев, характеризующих результативность туристско-экскурсионных учреждений и социально-экономическую эффективность труда занятых в них работников.

Предметом настоящего диссертационного исследования является внутренний туризм. Исследование базируется на новых явлениях в сфере туризма в последние десятилетия. Для них характерен переход туристско-экскурсионного обслуживания на качественно новую ступень, связанную с изменением структуры материально-технической базы, поиском новых видов и форм обслуживания и т. д., что имеет своим конечным результатом наиболее полное удовлетворение спроса на туристско-экскурсионные услуги.

Разработанность темы исследования. Проблемы непроизводственной сферы занимают важное место в работах советских экономистов по политической экономии социализма. Значительный вклад в исследование непроизводственной сферы внесли Э. М. Агабабьян, Е. И. Капустин, Я. М. Кронрод, А. Ф. Кожухарь, В. Е. Козак, В.Ф. Май-ер, В. А. Медведев, Г. А. Оганян, М. И. Скаржинский, Д.И. Прав-дин, В. М. Еутгайзер, М. В. Солодков и многие другие. Экономическая наука определила роль нематериального производства в развитии производительных сил и производственных отношений социализма, дала методологический подход к оценке эффективности нематериальных услуг.

1 См.: Материалы ХХУТ съезда КПСС. — М. Политиздат, 1982, с. 31−32.

Вместе с тем некоторые аспекты экономической теории непроизводственной сферы остаются до сих пор дискуссионными. Это, в частности, касается разграничения материального производства и непроизводственной сферы, характера труда работников, источников финансирования непроизводственной сферы и др. В диссертационной работе дан анализ существующих точек зрения, изложены позиции автора по данным вопросам.

Соискателем в ходе исследования изучены и использованы работы советских экономистов по вопросам социально-экономической эффективности услуг (Булатовой З.Г., Козловой И. В., Комарова В. Е. и др.), а также работы, в которых освещаются те или иные вопросы туризма, имеющие отношение к теме диссертации (Азара В.И., Ананьева A.M., Власова А. А., Крачило Н. П., Новикова В. Н., Кривошеева В. М., Ходорнова Л. Ф. и др.).

С выявлением туризма как социально-экономического явления, когда наметились основные тенденции его развития, качественно меняется его структура и постоянно повышается значимость в общественном воспроизводстве, остро ощущается недостаточная разработанность теории услуг, проблем непроизводственной оферы. В экономической литературе отсутствуют работы политэкономическо-го аспекта по вопросам туризма, что обусловило выбор автором темы диссертационного исследования.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологической основой диссертации является марксистско-ленинская теория производительного и непроизводительного труда. Решение поставленных в работе проблем базируется на фундаментальных трудах классиков марксизма-ленинизма. Теоретическим источником при исследовании в диссертации проблем услуг при социализме послужили также документы и решения съездов Коммунистической партии Советского Союза, постановления партии и правительства, решения по хозяйственным вопросам. В ходе исследования диссертант использовал работы советских ученых-экономистов по вопросам непроизводственной сферы, материалы научных конференций и совещаний, методические разработки, статьи и монографии по туризму, данные отчетов ряда туристско-экскурсионных организаций.

Целью диссертационного исследования является выяснение политико-экономической сущности туристской услуги как результата труда работников сферы туристско-экскурсионного обслуживания как с точки зрения производительных сил, так и производственных отношений социализма. Анализ теоретических вопросов развития непроизводственной сферы должен способствовать разработке методических и практических рекомендаций для повышения эффективности и качества туристско-экскуроионного обслуживания.

В диссертационном исследовании были поставлены следующие задачи:

— показать экономическое содержание сферы услуг и в связи с этим дать подход к классификации ее отраслей в зависимости от критериев — характера труда и результата труда занятых в них работников;

— исследовать функциональные особенности услуги туризма, обусловленные его взаимодействием с различными звеньями народного хозяйства;

— рассмотреть сферу применения экономических показателей (рентабельность, прибыль, себестоимость, производительность труда), их взаимосвязь и соотношение с социальными показателями при оценке услуг непроизводственной сферы;

— определить социально-экономические критерии эффективноети туризма как составной части сферы услуг и на этой основе внести конкретные предложения по совершенствованию туриотско-экскур-сионного обслуживания в соответствии о требованиями основного экономического закона социализма.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— проведен политико-экономический анализ сферы услуг на примере туристско-экснуроионного обслуживания как совокупности видов общественно организованной деятельности, влияющей на развитие производительных сил;

— дан подход к классификации отраслей сферы усдуг в зависимости от их функциональной роли в социалистическом общественном воспроизводстве;

— показана взаимосвязь планомерного развития непроизводственной сферы с увеличением свободного времени населения, в пространстве которого потребляются нематериальные услуги;

— исследование социально-экономичеокого содержания услуг непроизводственной сферы показало, что услуги туризма как результат труда работников разных сфер деятельности, имеющих своей конечной целью наиболее полное удовлетворение постоянно растущих нематериальных потребностей трудящихся в отдыхе создают потребительные стоимости, входящие в затраты на расширенное воспроизводство рабочей силы, и увеличивают фонд личного потребления населения;

— использование положения, что «оказание» услуг в своей основе предполагает также определенные затраты времени, характерные для каждого вида услуги на данном этапе общественного развития и определенном уровне научно-техничеокого прогресса, позволяет применять временные нормы нематериальных услуг, поскольку их производство и потребление во времени совпадают. Это создает методологическую основу оценки качества услуг и трудовых затрат, что показано на примере туризма;

— изучение практики туристско-экскурсионного обслуживания позволило сформулировать ряд рекомендаций, которые в своем главном содержании выражают идею пересмотра системы обслуживания в связи с переходом на качественно новую ступень развития, необходимость использования экономических рычагов в их взаимосвязи с организационной и политико-воспитательной деятельностью тури с тс коэкскурсионных организаций, и в частности — даны предложения по введению мер, направленных на повышение действенности системы материального стимулирования работников туризма, совершенствование ценообразования на туристские услуги и т. д.

Практическая ценность работы. Содержащийся в диссертационной работе теоретический анализ сферы услуг на конкретном примере туристско-экскурсионного обслуживания отвечает актуальным задачам развития туристско-экскурсионного дела, поставленным в решениях партии и правительства.

Выводы и предложения по совершенствованию ценообразования на туристско-экскурсионные услуги, обоснование необходимости изучения влияния спроса, сезонности и других факторов на экономические результаты деятельности (рентабельность, прибыль, себестоимость), введение показателя оценки качества и эффективности труда в комплексном обслуживании направлены на совершенствование хозяйственного механизма отрасли, повышение качества и эффективности туристско-экскурсионного обслуживания, могут быть использованы при разработке новой системы планирования и материального стимулирования труда работников.

Материал исследования используется в курсе лекций «Актуальные вопросы экономики туристско-экскурсионного дела» для специалистов отрасли.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались автором на заседании проблемной группы «Расширенное социалистическое воспроизводство рабочей силы» (декабрь, 1981 г.).

Материал диссертационного исследования используется в лекциях: «Ценообразование на туристско-экскурсионные услуги», «Социально-экономическая эффективность туризма» по курсу «Актуальные вопросы экономики туристско-экскуроионного дела» для практических работников отрасли в Институте повышения квалификации работников туриотско-экскурсионных организаций.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

— 153 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате общественного разделения труда появляются новые виды деятельности, выполняющие различные функции в расширенном социалистическом воспроизводстве. Результаты труда работников непроизводственной сферы — нематериальные услуги, -направленные на человека и удовлетворение его нематериальных потребностей, занимают все больший удельный вес в потреблении населения. Увеличению потребностей в услугах во все возрастающих масштабах способствует рост материального благосостояния, образовательного и культурного уровня трудящихся, интернационализация хозяйственной жизни. Это является выражением действия закона возвышения потребностей не только в производстве, но и в быту.

Развитие непроизводственной сферы — объективный процесс, обусловленный повышением требований к качеству рабочей силы со стороны общественного производства в условиях научно-технической революции и увеличением свободного времени трудящихся, которое определяет как возможность развития непроизводственной сферы, так и объемы потребления нематериальных благ, требующих определенных затрат времени.

Непроизводственная сфера представляет собой совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса, оказывающих нематериальные услуги, связанные с расширенным воспроизводством совокупных работников и социальными условиями жизни людей. Непроизводственная сфера является составной частью сферы услуг, последняя включает в себя все отрасли, оказывающие все виды услуг: как материального, так и нематериального характера. Развитие сферы услуг определяется основным экономическим законом социализма.

Услуга выступает как деятельность, особенность которой заклгочается в том, что затраченный в этой сфере труд не овеществляется в предметной форме. На оказание услуги так же как и материальных продуктов затрачивается живой и прошлый труд. Затраты прошлого труда через стоимость основных непроизводственных фондов входят в общественно необходимые издержки производства услуг. Сохраняющиеся при социализме товарно-денежные отношения создают стоимостную форму оценки услуг в соответствии с затратами на их «производство». В сфере обращения услуги выступают в денежной форме — в ценах.

Услуги, обладая определенным потребительским эффектом, вступают в народнохозяйственный оборот в качестве потребительских благ и увеличивают фонд личного потребления.

Труд работников сферы услуг, связанный с материально-бытовым обслуживанием населения, а также с воспроизводством и развитием совокупной рабочей силы, производит потребительные стоимости, необходимые обществу для всестороннего развития всех его членов. Эта сфера существует как за счет необходимого, так и за счет прибавочного продукта. Труд работников этих отраслей народнохозяйственного комплекса создает дополнительное количество потребительских благ, необходимых для удовлетворения потребностей в них.

Несколько особое место среди отраслей непроизводственной сферы занимает туризм. Появление и высокие темпы развития туризма стали возможны благодаря высокому развитию производительных сил, в результате чего общество выделяет материальные средства и трудовые ресурсы на удовлетворение специфических потребностей трудящихся — в активной форме отдыха. Развитие туризма зависит во многом от уровня материального благосостояния и наличия свободного времени трудящихся.

Туризм как составная часть сферы услуг призван сыграть определенную роль в реализации поставленных перед народом социальных задач построения коммунистического общества. Именно этим определяется производительная форма труда в социалистическом плановом хозяйстве. Производительный характер труда при социализме имеют те виды деятельности, которые воспроизводят как материальную основу существующего общественно-экономического строя, так и социалистические производственные отношения. Причем не только направленность деятельности, но также количественная и качественная мера труда работников сферы услуг должна соответствовать реализации основной цели социалистического производства, что определяется народнохозяйственными планами.

Труд работников туристско-экскурсионного обслуживания является планомерно организованным, обобществленным, характеризуется разнообразием видов деятельности, которые относятся к разным отраслям народного хозяйства, но объединены одной общей целью и направленностью — создание условий для активного отдыха населения.

Сущность туристской услуги та же, что и других услуг нематериального производства. Издержки на производство туристских услуг включают стоимость основных непроизводственных фондов и заработную плату обслуживающего персонала. Количество созданных нематериальных благ — туристских услуг — в денежном выражении обеспечивает не только возмещение затрат на их оказание, но и удовлетворение общественно необходимого уровня потребностей в услугах данного вида при имеющихся возможностях.

Особенность туристской услуги в отличии от услуг непроизводственной сферы состоит в ее комплексном характере. В комплексную туристскую услугу входят разные виды деятельности по обслуживанию туристов во время путешествия. Одновременно с этим происходит потребление туристами потребительных стоимостей, которые не принимают непосредственно товарную форму (продукты овеществленного труда прошлых поколений: памятники истории и архитектуры и т. д.), а также данные природой в готовом виде (водопады, горы, климат и т. д.). Для потребления туристской услуги характерна мобильность потребителя к месту потребления и наличие привлекательности при ее оказании.

Туристские услуги оказывают косвенное влияние на увеличение объемов производства и повышение его эффективности путем воздействия на работников общественного производства вне процесса трудовой деятельности, создавая ему условия отдыха и тем самым способствуя более быстрому восстановлению физических сил и снятия нервного напряжения, что становится все более необходимым в условиях растущей интенсификации общественного производства .

Торизм вносит также вклад в совершенствование социалистического образа жизни путем воздействия на воспитание членов общества в духе патриотизма, интернационализма, повышения их общеобразовательного и культурного уровня и т. д.

Особенностью туризма как составной части сферы услуг является то, что деятельность работников направлена на человека и здесь производятся потребительные стоимости, которые надо реа-лизовывать как при посредстве товарно-денежных отношений, так и распределять их в зависимости от той социальной нагрузки, какую они несут. Большая социальная значимость туристских услуг определяет особенность их потребления, что проявляется прежде всего, в форме их распределения: посредством удовлетворения платежеспособного спроса населения, так и через общественные фонды потребления.

Затраты в сфере туризма — это затраты как на потребление, так и создание национального дохода. Это повышает требования к эффективности и качеству туристско-экскурсионного обслуживания.

Экономические показатели эффективности деятельности туристско-экскурсионных учреждений носят стоимостной характер (прибыль, рентабельность, себестоимость). В то же время экономические результаты зависят от таких факторов как сезонность, спрос и т. д. Для повышения экономической эффективности услуг туристских учреждений необходимо совершенствовать экономическую работу основных звеньев сферы обслуживания: туристских баз и гостиниц, бюро путешествий и экскурсий, автохозяйств и т. д.- улучшать практику планирования, более широко использовать экономические рычаги — хозяйственный расчет, материальное стимулирование и др.

Особенностью оценки экономической эффективности туризма является учет его социальных результатов. Это проявляется, с одной стороны, в том, что основной задачей туристских организаций на народнохозяйственном уровне является удовлетворение потребностей трудящихся в активных формах отдыха, поэтому туристским организациям выделяются дотации из профсоюзных средств (на питание туристов и на заработную плату работников), получаемая ими прибыль не отчисляется в государственный бюджет, а остается в отрасли и используется на ее дальнейшее развитие. С другой стороны, туристско-экскурсионные учреждения функционируют как хозрасчетные учреждения, они не только окупают все затраты на оказание туристских услуг, но и получают прибыль.

Повышение экономической эффективности предполагает необходимость планирования, учета, анализа затрат живого и овеществленного труда на оказание туристских услуг, а также осуществление мероприятий, направленных на повышение уровня обслуживания. Большое значение в данном направлении имеет изучение спроса на туристско-экскурснонные услуги, чему в настоящее время практически не уделяется внимания.

В соответствии с поставленной задачей совершенствования хозяйственного механизма и его звеньев, в том числе ценообразования как важнейшего инструмента планового управления одним из основных направлений повышения эффективности хозрасчетной деятельности туристско-экскурсионных организаций является совершенствование ценообразования на туристско-экскурсионные услуги. Оно включает в себя: установление научно обоснованных норм туристско-экскурсионного обслуживания, более глубокую дифференциацию цен, основой которой служат скидки и наценки к основной цене в зависимости от сезона, географического местоположения, комфортабельности туристских хозяйств и других факторовотражение в цене качества обслуживания. Это говорит о том, что цены туристско-экскурсионных услуг должны быть более гибкими и экономически обоснованными.

Для осуществления этих задач необходимо устранить имеющиеся недостатки в методике расчета цен на туристские путевки, вышестоящим организациям (советам по туризму и экскурсиям) следует контролировать установление цен на путевки подведомственных им организаций с целью недопущения расхождения цен на одинаковые маршруты, для чего необходимо постоянно осуществлять анализ хозяйственно-финансовой деятельности туристско-экскурсионных учреждений, выяснять причины отклонения фактической себестоимости от плановой, экономически обосновывать различия в региональных затратах, ставить величину цены в зависимость от качества обслуживания на маршруте.

Наряду с экономическими показателями эффективности туристских услуг стоят показатели качества обслуживания, отражающие степень соответствия туристоко-экскурсионного обслуживания общественным потребностям в них на данном этапе. Эффективность ту-ристско-экскурсионного обслуживания зависит во многом от труда работников обслуживающего персонала. Для повышения эффективности и качества обслуживания необходимо правильно и целесообразно использовать экономические рычаги материального стимулирования труда работников, повышать их заинтересованность в результатах своего труда. Система материального поощрения только тогда в полной мере действенна, когда отражает количественную и качественную характеристику труда каждого работника.

В диссертационной работе предлагается для оценки труда работников туризма ввести оценочный показатель, который в своей основе имеет временную норму «производства» и потребления нематериальных услуг, учитывает все возможные отклонения от норм в предоставлении услуг туристам. Основой исчисления показателя служит балльный метод оценки всех видов деятельности, входящих в обязанности работников соответствующих категорий. Применение предложенного оценочного показателя в соответствии с действием закона распределения по труду позволит полнее управлять эффективностью и качеством труда в сфере туристско-экскурсионного обслуживания.

Необходимо использовать имеющиеся большие резервы в повышении эффективности труда работников сферы туризма в результате внедрения в практику обслуживания достижений научно-технического прогресса, научной организации труда, повышения квалификаци.

ЭННОГО уровня и т. д.

Из изучения туристско-экскурсионного обслуживания следует, что повышение его социально-экономической эффективности требует пересмотра использования всей системы экономических рычагов и стимулов в управлении хозяйственно-финансовой деятельностью туристско-экскурсионных организаций. Это требование выдвигается жизнью, когда для максимального удовлетворения спроса на турист-ско-экскурсионные услуги необходимо осуществить комплекс хозяйственных, культурных, политико-воспитательных мероприятий, характеризующихся как экономическими показателями, так и социальными результатами и отражающими качество обслуживания.

Правильное л научно обоснованное использование экономических показателей (прибыль, рентабельность, себестоимость, производительность труда) позволит значительно повысить социально-экономическую эффективность туризма, что проявится в наиболее рациональном использовании свободного времени трудящихся и удовлетворении их нематериальных потребностей, а тем самым в реализации основного экономического закона социализма.

— 161.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Нищета философии. Т. 4, с.65−185.
  2. К. Наемный труд и капитал. Т. 6, с.428−459.
  3. К. Из рукописного наследства. Т. 12, с.709−738.
  4. К. К критике политической экономии. Т. 13, с.1−167.
  5. К. Критика Готской программы. Т. 19, с.6−32.
  6. К. Капитал. Т. I, т. 23, с.5−784- т. П, т. 24, с. З-596- т. Ш, т. 25, ч.1, с.3−505, т. 25, ч. П, с.3−458.
  7. К. Теории прибавочной стоимости (1У том «Капитала»). Т. 26, ч.1, с.3−352, т.26, ч. П, с.3−648- т. 26, ч. Ш, с. 3−568.
  8. К. Письмо Людвигу Кугельману, II августа 1868 г. Т. 32, с.460−462.
  9. К. Экономические рукописи 1857−59 гг. Т. 46, ч.1, с. 3−508, т. 46, ч. П, с.5−521.
  10. Ф. Принципы коммунизма. Т. I, с.322−339.
  11. Ф. Карл Маркс. Т. 19, с.105−115.
  12. Ф. Анти-Дюринг. Т. 20, с.5−338.
  13. Ф. Маркс и Родбертус. Предисловие к первому немецкому изданию К. Маркса «Нищета философии». Т. 21, с. 180−194.
  14. Ф. Дополнения к третьему тоцу «Капитала». Т. 25, ч. П, с.459−486.
  15. Ф. Письмо Конраду Шмидту, 27 октября 1890 г. Т. 37, с.414−422.
  16. К. Маркса и Ф. Энгельса приводятся: Сочинения, 2-е изд.- В. И. Ленина Полное собрание сочинений, 5-е изд.
  17. К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Т. 2, с. 124−202.
  18. К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Т. 3, с.7−544.
  19. К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Т. 4, с.419−459.
  20. В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. Т. I, с.67−122.
  21. В.И. К характеристике экономического романтизма. Т. 2, с.119−262.
  22. В.И. Проект и объяснения программы социал-демократической партии. Т. 2, С.81-П0.
  23. В.И. Еце к вопросу о теории реализации. Т. 4, с. 67−87.
  24. В.И. Заметка к вопросу о теории рынков. Т. 4, с. 44−54.
  25. В.И. Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемое социалистами революционерами. Т. 7, с.43−50.
  26. В.И. Карл Маркс. Т. 26, с.43−93.
  27. В.И. Государство и революция. Т. 33, с.1−120.
  28. В.И. Как организовать соревнование. Т. 35, с.195−205.
  29. В.И. Очередные задачи советской власти. Т. 36, с. 165−208.
  30. В.И. Доклад на П Всероссийском съезде профессиональных союзов. 20 января 1919 года. Т. 37, с.435−453.
  31. В.И. Проект программы РКП(б). Т. 38, о.81−124.
  32. В.И. Великий почин. Т. 39, с.1−29.
  33. В.И. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. Т. 39, с.271−282.
  34. В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Т. 40, с.314−316.
  35. В.И. Задачи союзов молодежи. Т. 41, с.298−318.
  36. В.И. К «Тезисам о производственной пропаганде». Т. 42, с.374−375.
  37. В.И. Лучше меньше, да лучше. Т. 44, с.389−406.
  38. В.И. Проект тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики. Т. 44, с.341−353.
  39. В. И. Телеграмма Х.Г. Раковскому, 19 апреля 1919 г. Т. 50, с.381−382.
  40. Документы и материалы Коммунистической партии Советского Союза и советского государства, труды и речи руководителей партии и советского государства
  41. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1974. — 144 с.
  42. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1974.- 320 с.
  43. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976.- 256 с.
  44. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982.- 223 с.
  45. Материалы Пленума ЦК КПСС, 1Ф-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  46. Материалы Пленума ЦК КПСС, 26−27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 30 с.
  47. Материалы Пленума ЦК КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  48. КЬнституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 октября 1977 г.
  49. М.: Политиздат, 1978. 61 с.
  50. Материалы ХУЛ съезда профессиональных союзов СССР. М.: Профиздат, 1982. — 176 с.
  51. Н. Материалы ХУЛ съезда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. Стенографический отчет. М.: Молодая гвардия, 1974, т. I. — 416 с, т. П. — 400 с.
  52. Материалы ХУШ съезда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. Стенографический отчет. М.: Молодая гвардия, 1978. Т. I. — 432 с, т. П. — 400 с.
  53. К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. «КЬммунист», 1983, Л 9, с. 17−39.
  54. Ю.В. Избранные речи и статьи. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1983. — 320 с.
  55. Источники статистических данных
  56. Народное хозяйство СССР в 1982 г. Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1983. — 574 с.
  57. Об итогах выполнения Государственного плана экономическогои социального развития СССР в 1983 году. «Правда», 29 января 1984 г.
  58. Л.Ф. Заключительный отчет НИР БНИЛТЭ. Тема: «Социально-экономические исследования развития различных видов туризма и экскурсий в СССР». Сходня, 1980. — 217 с. & г. р. 78 043 167.
  59. Данные отчетов Московского городского бюро путешествий за 1978−1983 гг.
  60. Данные отчетов Московского областного совета по туризму и экскурсиям за 1980−1983 гг.4. Диссертации
  61. В.А. Методологические проблемы экономики туризма. Автореф. дис.. канд. экон. наук. М.: 1975.- 25 с.
  62. Е.А. Экономические проблемы организации и управления туризмом в СССР. Автореф. дис.. канд. экон.- 166 -наук. М.: 1976. — 24 с.
  63. Отечественные и зарубежные работы (книги, статьи)
  64. Л.И. Конечные народнохозяйственные результаты: сущность, показатели, пути повышения. М.: Экономика, 1978. — 151 с.
  65. А.Х. Туризм на новом этапе. (Социальные аспекты развития туризма в СССР). М.: Профиздат, 1983. — 296 с.
  66. Э.М. Экономический анализ сферы услуг. М.: Экономика, 1968. — 160 с.
  67. Э.М. Производство и потребление услуг в десятой пятилетке. М.: Мысль, 1977. — 167 с.
  68. Э.М. Исследование экономической природы и закономерностей нематериального производства в условиях развитого социалистического общества. М.: 1978. — 38 с.
  69. Э.М. Проблемы распределения и рост народного благосостояния. М.: Наука, 1979. — 261 с.
  70. Э.М. Экономические основы воспроизводства нематериальных благ при социализме. М.: Наука, 1983. -- 271 с.
  71. В.И. Ценообразование на гостиничные услуги в зарубежных странах (Информационный обзор). М.: 1970. — 94 с.
  72. В.И. Совершенствование ценообразования на гостиничные услуги. М.: 1971, вып. 10. — 96 с.
  73. В.И. Экономика и организация туризма. (Методологические вопросы). М.: Экономика, 1972. — 184 с.
  74. В.И. Введение в экономику иностранного туризма. (Вопросы методологии). М.: 1975. — 87 с.
  75. М.А. Международный туризм. М.: Международные отношения, 1968. — 208 с.
  76. М.А. «Невидимый экспорт» и международные отношения. М.: Международные отношения, 1971. 271 о.
  77. М.А. Экономика и география международного туризма. М.: йзд-во Моск. ун-та, 1975. — 299 о.
  78. М.Г., Ванин В. В. Отчет НИР ВНИЛТЭ: «Комплексная система управления качеством туристско-экскурсионного обслуживания». № г. р. 78 064 896. Сходня, 1977. — 147 с.
  79. А., Первушин С. Производительность труда: теория, практика, резервы роста. «Коммунист», 1983, Л 2, с. 14−23.
  80. В.И. Бюджет времени при социализме. Теория и методы исследования. М.: Наука, 1973. — 287 с.
  81. В.И. Свободное время и образ жизни. М.: 1976. -- 25 с.
  82. З.Г. Хозрасчет и эффективность производства бытовых услуг. М.: Легкая индустрия, 1978. — 200 с.
  83. З.Г. Анализ экономической эффективности бытовых услуг. М.: Легкая индустрия, 1978. — 239 с.
  84. А.П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. М.: Наука, 1978. — 364 о.
  85. Э.А. Необходимая и прибавочная продукция в СССР.- М.: Мысль, 1973. 104 с.
  86. В.Г., Ржаницина Л. С. Общественные фонды потребления и социальное планирование. М.: Црофиэдат, 1981. — 143 с.
  87. А.А. Туризм. Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1977. — 92 с.
  88. Временные директивы относительно статистических данных по международному туризму. Нью-Йорк: ООН — 1У, 1978.57 с.
  89. Вопросы развития туризма. Сборник. Сухуми: Алашара, 1973. — 129 с.
  90. Вопросы теории и методологии развития непроизводственной сферы и услуг. /Козак В.Е., Правдин Д. И., Солодков М. В. и др. Киев: 1976. — 43 с.
  91. В.И. Основы планирования цен. Ереван: Айас-тан, 1974. — 120 с.
  92. Я. Туризм в народном хозяйстве. Сокр. перевод с польск. яз. М.: Прогресс, 1974. — 212 с.
  93. Географические проблемы организации отдыха и туризма. (Тезисы докладов к рабочему совещанию). М.: 1969. -- 128 с.
  94. География и туризм. Сборник. М.: Мысль, 1973. — 222 с.
  95. Т.Г. Материальное производство основа общественного развития. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 29 с.
  96. Л.Н. Экономика коммунального хозяйства. Услуги. Тарифы. М.: Экономика, 1966. — 191 с.
  97. Е.С. Общественно-необходимое рабочее время и проблемы планового ценообразования в условиях развитого социализма. М.: Высшая школа, 1979. — 144 с. 535.1!урьев В. И. Классификация отраслей народного хозяйства. -М.: Статистика, 1971. 124 с.
  98. ItyceB в.А. Плановое ценообразование. (Учебное пособие). -Рига- МИПК, 1975. 115 с.
  99. Доходы и потребление населения. Под ред. В. Ф. Майера. -М.: 1975. 240 с.
  100. С.Г., Долматов Г. М. Экономика и организация зарубежного туризма. (Учебное пособие). М.: ЦРИБ «Турист», 1979. — 376 с.
  101. Д.Н., Фалькович Н. С. География международного туризма. М.: Мысль, 1972. — 263 с.
  102. Г. П. Непроизводственная сфера и социалистическое воспроизводство. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 119 с.
  103. Ф.Ф. Основной экономический закон коммунистической формации. Киев: Изд-во Киев, ун-та, 1972. — 302 с.
  104. Интуристу 50 лет. — М.: 1978. — 15 с.
  105. Д.К. Туризм путь взаимопонимания между народами. — М.: Знание, 1977. — 48 с.
  106. Использование природных ресурсов для организации туризма и отдыха. Сборник статей. Омск: 1972. — 144 с.
  107. История политической экономии социализма. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1983. — 606 с.
  108. Е.И. Социалистический образ жизни и его экономический аспект. М.: 1974. — 84 с.
  109. А.Х. Доходы и потребление населения в СССР. -М.: Статистика, 1980. 271 с.
  110. В.И. 0лимпиада-80 (Экономический аспект). М.: Знание, 1978. — 48 с.
  111. Т.В., Бабуцкий П. Я. Экономика, организация х планирование гостннячного хозяйства. Киев: Вшца школа, 1973. — 208 с.
  112. А.Ф. Проблемы воспроизводства рабочей силы в непроизводственной сфере. Кишинев: Картя Молдованяскэ, 1981. — 186 с.
  113. В.Е. Производительный и непроизводительныйаруд. (Очерки теории). Киев- Наукова думка, 1971. — 212 с.
  114. В.Е. Непроизводственная сфера: вопросы теории. -Киев, Наукова думка, 1979. 312 с.
  115. И.В. Рентабельность важнейший качественный показатель эффективности предприятий бытового обслуживания населения. — М.: 1971. — 19 с.
  116. В.Е., Улановская В. Д. Социально-экономическая эффективность сферы услуг. М.: Наука, 1980. — 127 с.
  117. КЬмаров В. Е. Сфера обслуживания и народное благосостояния. М.: Знание, 1973. — 61 с.
  118. В.Е. Сфера услуг и эффективность общественного производства. «Вопросы экономики», 1975, Л 2, с.113−120.
  119. В.Е. Эффективность сферы услуг. (Критерии и показатели). Препринт докл. М.: 1977. — 23 с.
  120. Комплексный план развития сферы обслуживания населения. /Константинов В.М., Майер В. Ф., Рутгайзер В. М. М.: Экономика, 1977. — 231 с.
  121. А.Э., Трубин В. В. Проблемы регулирования перераспределения рабочей силы. М.: Экономика, 1978. — 167 с.
  122. Г. А. Торговля услугами или эксплуатация? М.: Международные отношения, 1971. — 175 с.
  123. Н.П. Основы туризмоведения. Киев: Вища школа, 1980. — 117 с.
  124. А.И. Прибавочный продукт при социализме: (Вопросы теории и методологии). Минск: Вышэйшая школа, 1978. — 271 с.
  125. В.М. Туризм как отрасль экономики. В кн.: БСЭ.3.е изд., 1977, т. 26, с. 989−993.5.64^ Кривошеев В. М., Фадеев Б. Г. Туризм. Туризм в СССР. В кн.: БСЭ. 3-е изд., т. 26, 1977, с.982−987.
  126. Я.А. Социалистическое воспроизводство. М.: Госполитиздат, 1955. — 368 с.
  127. Б^делин Е. Г. Диалектика производства и потребностей. -М.: Политиздат, 1977. 175 с.
  128. К^зьминов И.й. и др. Экономический закон распределения по труду: сущность, действие и использование. М.: Мысль, 1975. — 192 с.
  129. В.Ф., Еутгайзер В. М. Во имя народного благосостояния. М.: Политиздат, 1976. — 62 с.
  130. В.Ф. Доходы населения и рост благосостояния народа. М.: Мысль, 1968. — 220 с.
  131. В.Ф. Заработная плата в период перехода к коммунизму. М.: Экономиздат, 1963. — 302 с.
  132. В.Ф. Уровень жизни населения СССР. М.: Мысль, 1977. — 263 с.
  133. П.И. 0 сферах деятельности и проблеме производительного труда при социализме. Улан-Удэ:урят. кн. изд-во, 1975. — 355 с.
  134. П.А., Шияин И. Г. Критерий эффективности социалистического воспроизводства (Социально-экономический аспект). М.: Мысль, 1973. — 381 с.
  135. Маркетинг. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974. — 447 с.
  136. И.С. Экономические вопросы перераспределения рабочей силы при социализме. М.: Наука, 1976. — 231 с.
  137. Материально-техническая база коммунизма. М.: Мысль, 1977, т. I — 230 е., т. П — 383 с.
  138. В.А. Общественное воспроизводство и сфера услуг.- М.: Экономика, 1968. 206 с.
  139. В.А. Социалистическое воспроизводство и структурные сдвиги в экономике. М.: Экономика, 1973. — 183 с.
  140. С.Ф. Слово об отдыхе. Изд. 2-е, переработанное. -М.: Советская Россия, 1978. 365 с.
  141. Методические указания к составлению государственного плана развития народного хозяйства СССР. М.: Экономика, 1969. — 780 с.
  142. Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР. М.: Экономика, 1974, — 790 с.
  143. Методические указания по формированию сети предприятий бытового обслуживания населения в курортных зонах, санаториях, домах отдыха. Минск: Ин-т Белбыттехпроект, 1979.- 18 с.
  144. Н.И. Цена услуги, ее функции и пути совершенствования. «Финансы», 1982, J5 4, с,
  145. Национальный доход в социалистическом обществе. /Атлас М.С., Ноткин А. И., Семенкова Т. Г. и др. М.: Финансы, 1977. — 383 с.
  146. Непроизводственная сфера в СССР. М.: Мысль, 1981.- 351 с.
  147. Новиков В. Н. Потребление услуг непроизводственной сферы
  148. На примере учреждений длительного отдыха). Киев: Нау-кова думка, 1977. — 154 с.
  149. Общественно-необходимые затраты труда и цены. Сборник.- М.: 1973. 333 с.
  150. Г. А. Распределительные отношения в непроизводственной сфере. Киев: Наукова думка, 1974. — 247 с.
  151. Основной экономический закон социализма./ Черковец Б. Н., Чижова Л. Г., Чагина Г. С. и др. М.: Наука, 1978. — 351 с.
  152. П.С. Массовый туризм средство патриотического воспитания. — М.: Знание, 1979. — 36 с.
  153. П.С., Емельянов Б. В. Экскурсия. М.: Знание, 1972. — 39 с.
  154. .Н. Свободное время в социалистическом обществе. Теоретический анализ соотношения свободного времени общества и личности. М.: Наука, 1974. — ЗП с.
  155. Планирование цен. Учебное пособие./ Александров В.й., Евдокимова Т. Г., Кантор Г. М. и др. М.: Высшая школа, 1982. — 256 с.
  156. Д.И. Непроизводственная сфера: эффективность и стимулирование. М.: Мысль, 1973. — 301 с.
  157. Д.И. Сфера услуг и культура обслуживания. М.: Знание, 1973. — 64 с.
  158. Д.И. Развитие непроизводственной сферы при социализме: темпы, пропорции, перспективы. М.: Экономика, 1976. — 158 о.
  159. II2i Рамзес В. Б. Социально-экономическая роль сферы услуг в современной Японии. М.: Наука, 1975. — 382 с.
  160. Методические указания по составлению хозяйственно-финансового плана бюро путешествий и экскуроий. М.: 1980.46 с.
  161. О дифференциации цен на туристские путевки: Постановление Секретариата ВЦСПС. от I апр. 1976 г. М.: 1976. — I с.
  162. О Межведомственном совете по туризму и экскурсиям при ВЦСПС: Постановление от П сент. 1981 г. ВЦСПС. Президиум.- М.: 1931. 8 с.
  163. О мерах по дальнейшему улучшению качества обслуживания туристов и экскурсантов: Постановление Секретариата ВЦСПС. от I апр. 1976 г. М.: 1976. — П с.
  164. О мероприятиях по выполнению постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране». Постановление от 30 янв. 1981 г. ВЦСПС. Президиум. М.: 1981.- 8 с.
  165. О нормативах и методике расчета цен на туристские путевки: Постановление Секретариата ВЦСПС от 30 дек. 1974 г. М.: 1974. — 20 с.
Заполнить форму текущей работой