Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие организационно-экономического механизма рационального природопользования на основе экологического маркетинга предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень научной разработанности проблемы. Концепция экологического маркетинга в российских условиях появилась в период переходной экономики и интеграции в мировую систему вследствие развития рыночных отношений, а в зарубежных научных исследованиях — в связи с внедрением идеологии экологического менеджмента, необходимостью становления конкурентной, социально ориентированной экономики. Этому… Читать ещё >

Содержание

  • 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА
    • 1. 1. Экологический маркетинг в экологической политике предприятия и организационно-экономический механизм его реализации
    • 1. 2. Маркетинговые коммуникации предприятий в экологизации их деятельности
    • 1. 3. Экологический маркетинг во внешней коммуникации предприятия
  • 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 2. 1. Особенности коммуникации экологического маркетинга на градообразующих предприятиях
    • 2. 2. Организация экологического маркетинга на ОАО «Уралэлектромедь» как элемент управления организационно-экономическим механизмом рационального природопользования
    • 2. 3. Анализ основных показателей функционирования системы экологического маркетинга и экологического менеджмента на предприятиях ООО «УГМК-Холдинг»
    • 2. 4. Реализация маркетинговых коммуникаций на градообразующих предприятиях ООО «УГМК-Холдинг»
  • 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
    • 3. 1. Результативность реализации принципов экологического маркетинга и системы экологического менеджмента
    • 3. 2. Изменение в структуре ответственности в системе экологического маркетинга и экологического менеджмента и результативности природоохранных мероприятий
    • 3. 3. Методическое обоснование оценки эффективности экологического маркетинга в экологизации деятельности предприятия

Развитие организационно-экономического механизма рационального природопользования на основе экологического маркетинга предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Эффективность экологизации воспроизводственного процесса на предприятии во многом зависит от оптимизации экономических отношений в сфере рационального природопользования. Одной из причин низкой эффективности организационно-экономического механизма природопользования на предприятиях является отсутствие анализа, оценки, обоснования условий и факторов экологизации деятельности предприятия и его внешних коммуникаций, т. е. отсутствие экологического маркетинга, который понимается как удовлетворение потребностей в природопользовании с одновременным сохранением природно-ресурсного потенциала.

Существует объективная необходимость в реализации комплекса целенаправленных мероприятий по удовлетворению экологических потребностей, в первую очередь на ключевом уровне взаимодействия системы «общество — природная среда» — на уровне предприятия, на основе всестороннего изучения факторов внутренней и внешней среды хозяйствующего субъекта. При этом востребован инструмент организационно-экономического механизма в системе взаимоотношений «производитель — потребитель», регулирующий соотношение полученной прибыли при соблюдении экологической и социальной ответственности бизнеса и призванный на уровне оперативного управления способствовать экологизации функционирования предприятия на всем жизненном цикле его продукции, включая ресурсопотребление, изготовление продукции, ее эксплуатацию и утилизацию отходов. Названные функции могут быть реализованы на основе экологического маркетинга, обособляющегося в системе общего маркетинга по целям, принципам, подходам, формам, средствам, методам и уровням деятельности.

Экологический маркетинг востребован в практической маркетинговой деятельности предприятия, прежде всего как средство в экологизации производства, удовлетворения потребностей населения в зоне воздействия предприятия в благоприятных условиях жизнедеятельности. Он нуждается в научном обосновании и методическом обеспечении развития, особенно на градообразующих предприятиях. Вышеназванное определяет актуальность исследования теоретических и практических аспектов управления процессом экологизации функционирования предприятия на основе принципов экологического маркетинга.

Степень научной разработанности проблемы. Концепция экологического маркетинга в российских условиях появилась в период переходной экономики и интеграции в мировую систему вследствие развития рыночных отношений, а в зарубежных научных исследованиях — в связи с внедрением идеологии экологического менеджмента, необходимостью становления конкурентной, социально ориентированной экономики. Этому направлению посвящены работы по экологическому менеджменту зарубежных и отечественных авторов: А. А. Браверманна, Е. Б. Галицкого, А. Маслоу, К. Норта, Н. В. Пахомовой, К. Рихтера, Н. Т. Федько, С. Шмидхайна, В. Я. Возняка, О. К. Ойнер, М. Е. Федотовой, Я. Я. Яндыганова.

Вместе с тем теоретическое осмысление и методология оценки эффективности экологического маркетинга, связанного с экологизацией функционирования предприятий, в большинстве публикаций отождествляется с функциями экологического менеджмента, что делает их использование затруднительным. Вопросы организации непосредственного маркетингового управления экологизацией деятельности предприятия обусловливают конкретизацию этой деятельности в трех основных аспектах: внутренние и внешние коммуникации предприятия, работа с другими хозяйствующими субъектами и общественностью, «территорией». Эта проблема недостаточно изучена и с точки зрения экономической ответственности всех участников процесса экологизации воспроизводственного процесса предприятий. Совокупность названных проблем обусловила выбор темы предмета и объекта исследования.

Объект диссертационного исследования — процесс экологизации промышленных предприятий, функционирующих в конкретной среде, в частности градообразующих предприятий, имеющих специфические функции не только как хозяйствующего субъекта, но и как участника в решении экологических проблем в разрезе экосистемы муниципальных образований и сопредельных территорий.

Предметом диссертационного исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе экологизации функционирования градообразующих предприятий на основе экологического маркетинга как элемента и инструмента организационно-экономического механизма рационального природопользования на них.

Область исследования соответствует п. 12.12. «Разработка механизма экологизации экономики», п. 12.15 «Разработка организационно-экономического механизма рационального природопользования» Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Цель диссертационного исследования — разработка теоретических аспектов внедрения экологического маркетинга, методического инструментария, практических рекомендаций по его применению в эффективной экологизации деятельности предприятий.

Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:

— раскрыть содержание экологического маркетинга на градообразующих предприятиях как условия адаптивности их деятельности к конкурентной среде, уточнить понятийный аппарат экологического маркетинга, определить его роль, функции в экологизации деятельности предприятий, в его экологической политикеклассифицировать элементы маркетинговой коммуникации в аспекте экологизации деятельности предприятий, способствующие развитию организационно-экономического механизма рационального природопользования;

— определить текущее состояние системы экологического маркетинга на примере градообразующих предприятий, проанализировать социально-экономичеэкономические показатели его функционирования, выявить предпосылки развития экологического маркетинга на предприятияхразработать и применить методику оценки социально-эколого-экономиче-ской эффективности функционирования экологического маркетинга на градообразующих предприятиях, в том числе с позиции изменения структуры ответственности в системе организационно-экономического механизма рационального природопользования на предприятиях.

Теоретической и методологической основой исследования послужила совокупность научных представлений отечественных и зарубежных ученых, позволяющая выявить сущность процессов формирования и развития экологического маркетинга, теории и методики, фундаментальные положения в области маркетинга, экологического менеджмента, нормативно-правовые акты Российской Федерации в области экологической политики страны, региона, предприятий.

В работе применялись общенаучные методы исследования: анализ и синтез, монографический метод, экономико-статистическое сравнение, обобщение, группировка, выборка, анализ абсолютных и относительных показателей, параметров в реальных условиях функционирования предприятий, экспертные оценки.

Информационная база исследования, обеспечивающая доказательность концептуальных положений, достоверность выводов и рекомендаций, представлена нормативно-правовыми актами РФ, постановлениями Правительства РФ, целевыми экологическими программами региона, данными Федеральной службы государственной статистики РФ, отчетами Уральской горно-металлургической компании (УГМК), монографическими источниками, периодическими изданиями, информационными интернет-ресурсами, собственными исследованиями автора.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором.

1 Уточнены теоретические положения экологического маркетинга как элемента организационно-экономического механизма рационального природопользования на предприятии.

2 Выявлены специфические функции экологического маркетинга в экологическом воспроизводстве и экологической политике предприятия.

3 Проведена классификация экологического маркетинга по функциям в экологизации деятельности предприятия.

4 Выявлена роль экологического маркетинга в экологическом воспроизводстве градообразующих предприятий, входящих в состав УГМК.

5 Предложен методический подход к оценке социально-эколого-экономиче-ской эффективности внедрения системы экологического маркетинга на градообразующих предприятиях.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем.

1 Расширено представление об экологическом маркетинге как элементе организационно-экономического механизма рационального природопользования, уточнена сущность экологического маркетинга как комплекса целенаправленных мероприятий по удовлетворению экологических потребностей в системе «производитель — потребитель» (п. 12.15 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК).

2 Предложена классификация видов и функций экологического маркетинга с точки зрения экологического воспроизводства, способствующая развитию инструментария организационно-экономического механизма природопользования градообразующих предприятий (п. 12.12 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК).

3 Обоснована эффективность экологизации предприятия на основе внутренних и внешних коммуникаций экологического маркетинга (п. 12.15 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК).

4 Впервые предложен метод экологического баланса для обоснования эффективности экологического маркетинга в экологизации деятельности градообразующего предприятия (п. 12.12 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК).

5 Разработаны и апробированы методические подходы к оценке социально-экономической эффективности экологического маркетинга на градообразующих предприятиях (п. 12.15 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК).

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении определения экологического маркетинга в аспекте развития инструментария организационно-экономического механизма рационального природопользования на предприятиях на основе анализа взглядов отечественных и зарубежных авторов, в систематизации функций экологического маркетинга, способствующих повышению эффективности экологизации внутренней и внешней деятельности предприятия.

Практическая значимость диссертационной работы. Предлагаемый методический подход внедрения экологического маркетинга может быть использован как инструментарий экологизации деятельности градообразующих предприятий с целью повышения эффективности их природоохранной деятельности и конкурентоспособности.

Апробация результатов исследования. Основные научные результаты и положения диссертационного исследования обсуждались и получили положительную оценку на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях.

Результаты диссертационного исследования внедрены на предприятиях УГМК, в учебном процессе при подготовке экономистов-экологов в Уральском государственном экономическом университете, что подтверждено соответствующими документами. По результатам исследования с участием автора опубликована монография «Экологический маркетинг на градообразующих предприятиях» (Екатеринбург, 2009).

Публикации. Основные положения диссертационной работы нашли отражение в 10 публикациях общим объемом 10 п.л., в том числе в 3 публикациях в научных изданиях, рекомендованных экспертным советом ВАК РФ, и в 1 монографии.

Структура и объем диссертации

обусловлены предметом, целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 213 наименований, 6 приложений. Диссертация изложена на 138 страницах машинописного текста, содержит 22 таблицы и 16 рисунков.

Результаты работы по актуализации документации СЭМ. Для соответствия документации СЭМ требованиям международного стандарта ISO 14 001:2004 были пересмотрены пять процедур, кроме этого в течение года внесены изменения в две процедуры и Руководство по экологическому менеджменту. Дополнительно была пересмотрена инструкция И 3000−02−2006 «Порядок обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами и приборами» (для Верхне-Пышминской площадки и филиала ППМ), разработаны инструкции И 3000−03−2006 «Порядок обращения с отходами производства и потребления филиала ППМ» и И 3000−42 006 «Порядок обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами и приборами ПСЦМ».

Для обеспечения быстрого доступа нормативная документация СЭМ размещается в действующей на предприятии системе электронного документооборота «NauDoc».

Управление операциями. Все операции и виды производственной деятельности ОАО, связанные с наиболее важными экологическими аспектами, идентифицированы, рабочие критерии процессов производства установлены в нормативно-технической документации. Рабочие критерии в течение отчетного года в целом соблюдались.

Под методическим руководством технического отдела подразделения актуализировали 24 технологических инструкции и 75 рабочих инструкций, включая разработку новых и внесение изменений в действующие.

Подготовленность к аварийным ситуациям. Для улучшения подготовленности к возможным аварийным ситуациям с неблагоприятными последствиями для окружающей среды совместно с ООТиПБ разработана новая редакция процедуры.

П 1 944 429−4.4.07−2006 «Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них».

Распоряжением главного инженера № 415 от 07.12.2005 г. были утверждены перечни производств и отдельных объектов ОАО «Уралэлектромедь», для которых должны быть разработаны планы ликвидаций аварий (ПЛА) и планы локализации (ликвидации) аварийных ситуаций (ГШАС).

На Верхне-Пышминской площадке в соответствии с утвержденными графиками проведено 37 учебных тревог и 50 учебно-тренировочных занятий.

Результаты мониторинга.

1 Информация по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.

В результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия в 2008 г. в атмосферный воздух было выброшено 703,119 т загрязняющих веществ, это на 68,785 т меньше, чем в 2007 г. Снижение выбросов серной кислоты, оксидов меди, никеля произошло в основном за счет внедрения в цехе электролиза меди в качестве добавки к электролиту нового поверхностно-активного вещества (алкилсульфоната). В то же время за счет ввода в эксплуатацию нового цеха горячего цинкования металлоконструкций произошло незначительное увеличение выбросов аммиака.

Общий выброс загрязняющих веществ по предприятию не превысил установленных лимитов. Информация о выбросах основных загрязняющих веществ в атмосферу приведена на рисунке 3.1.

Контроль за состоянием атмосферного воздуха в жилой зоне в г. В-Пышма осуществляется на стационарной лаборатории ПОСТ № 1 (стадион «Металлург»). Сравнительная характеристика фактических средних концентраций содержания загрязняющих в атмосферном воздухе за 2007;2008 гг. приведена в таблице 3.3. По результатам годового мониторинга превышений среднесуточных ПДК не было зафиксировано. Снижены концентрации оксидов меди и никеля, свинца и его соединений, диоксида селена, теллура.

250 -i 200 -150 100 Н 50 0 о оо оо К оо ю ю.

МЭ оо г.

Ч, (N С Ln ^ чо.

Os.

T оо, а оо о гтг о оо оо чо оо" г-Г.

ГО о оо оо г-Г ©.

СП СП 2007 D2008 оо оо vo «/-> оч ю VO VO I I о о го гСЛ о» о" а н о п о я «.

Ctf к.

О. «и s о X о к ч «о.

О. и 5 о и О ч: я о «о «п и и я X л.

2 С св, а о о У я л.

N° о.

CN V св (N.

2 SS я.

0>

Q ей я м аи и о, а о о.

Ю (U.

СО Ей.

CQ о.

I-(U s я" U а: я ю U я я U к я ч, а о.

CJ.

Jd ей я 2.

5 <

Рисунок 3.1— Выбросы основных загрязняющих веществ в атмосферу в 2007;2008 гг., т в год.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официально-документальные материалы
  2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: ACT, 2003. 64 с.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  4. Об окружающей природной среде: федер. закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.
  5. О безопасности: закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446−1.
  6. Об экологической экспертизе: федер. закон от 30 ноября 1995 г. № 174-ФЗ.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации: Офиц. текст по состоянию на 1 марта 2001 г. М.: Норма- ИНФРА-М, 2001.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  9. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды»
  10. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации: федер. закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 35−36.
  11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3. // Российская газета. 2003. 8 октября.
  12. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: федер. закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 30. Ст. 2871.
  13. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.
  14. Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 октября 1999. № 1370 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5011.
  15. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Зеленый мир. 1996. №.2.
  16. Экологическая доктрина Российской Федерации // Зеленый мир. 2002, № Ю.
  17. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования № 7−12/47: офиц. изд. / Госстрой России, Минэкономики РФ, Минфин РФ, Госкомприроды РФ. М., 2000.
  18. Методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития регионов // Приложение № 6 к Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002−2010 гг. и до 2015 г.)»
  19. Федеральная целевая программа «Экологическая безопасность Урала (1999−2010 гг.)». Екатеринбург, 1998.
  20. О промышленной политике в Уральском регионе: аспекты концепций развития промышленного региона в свете реализации принципов экономического взаимодействия субъектов РФ, входящих в состав Уральской Ассоциации. Аналитический доклад. Екатеринбург, 1998.
  21. Концепция схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 г.: утв. постановлением Правительства Свердловской области от 30 июня 2000 г. № 542-ПП.Екатеринбург, 2000.
  22. Переработка техногенных образований в Свердловской области: федер. целевая программа, утв. постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 738.
  23. О взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Свердловской области: постановление Правительства РФ Свердловской области от 28 ноября 2003 г. № 738−1Ш.
  24. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Свердловской области о разграничении предметов ведения, пользования и распоряжения природными ресурсами и охране окружающей среды. М., 1996.
  25. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в2001 г. Екатеринбург, 2002.
  26. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влияния факторов среды обитания на здоровья населения Свердловской области в2002 г. Екатеринбург, 2003.
  27. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влияния факторов среды обитания на здоровья населения Свердловской области в2003 г. Екатеринбург, 2004.
  28. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влияния факторов среды обитания на здоровья населения Свердловской области в2004 г. Екатеринбург, 2005.
  29. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влияния факторов среды обитания на здоровья населения Свердловской области в2005 г. Екатеринбург, 2006.
  30. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия (приложения) // Зеленый мир. 1994. № 11—14.
  31. Экологический стандарт муниципального образования г. Екатеринбург: утв. экспертным советом при Комитете по экологии и природопользованию администрации г. Екатеринбурга. Екатеринбург, 2001.
  32. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000.
  33. Россия в цифрах: крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003.
  34. Промышленность России: стат. сб./Госкомстат России. М., 1995.
  35. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России. М., 1998.
  36. Свердловская область в 1993—1997 гг.: стат. сб. / Свердловский областной комитет государственной статистики. Екатеринбург, 1998.
  37. О состоянии окружающей среды Свердловской области в 2004 г.: гос. доклад.
  38. Регионы России: стат. сб.: в 2 т. / Госкомстат РФ. М., 1999.
  39. Регионы России: стат. сб.: в 2 т. / Госкомстат РФ. М., 2001.
  40. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001.
  41. Конвенция ООН «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» / Экономический и социальный совет. Европейская экономическая комиссия (г. Эспо, Финляндия). Эспо, 1991.
  42. Социально-экономическое развитие городов и районов Свердловской области в 1998—2002 гг.: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Екатеринбург, 2003.
  43. Социально-экономическое развитие городов и районов Свердловской области в 1999—2003 гг.: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Екатеринбург, 2004.
  44. Социально-экономическое положение городов и районов Свердловской области в 1995—1999 гг. / Свердловский областной комитет государственной статистики. Екатеринбург, 2000.
  45. Социально-экономическое положение городов и районов Свердловской области в 1994—1996 гг. / Свердловский областной комитет государственной статистики. Екатеринбург, 1997.
  46. Социально-экономическое положение Свердловской области в 2000 г. / Свердловский областной комитет государственной статистики. Екатеринбург, 2001.
  47. Окружающая среда и здоровье населения России: атлас / под ред. М. Феш-баха. М.: ПЛИМС, 1995.
  48. История индустриализации Урала (1933−1937 гг.). Документы и материалы. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во. 1984.53 «Уралэлектромедь» — многопрофильное производство // Цветная металлургия. 2006. № 4.
  49. Итоговый отчет о функционировании СЭМ на ОАО «Уралэлектромедь» за 2005 г.
  50. Итоговый отчет о функционировании СЭМ на ОАО «Уралэлектромедь» за 2006 г.
  51. Итоговый отчет о функционировании СЭМ на ОАО «Уралэлектромедь» за 2007 г.
  52. Отчет по форме 2-ТП (водхоз) за 2007 г. по ОАО «Уралэлектромедь» (Верхне-Пышминская площадка).
  53. Отчет по форме 2-ТП (воздух) за 2007 г. по ОАО «Уралэлектромедь» (Верхне-Пышминская площадка).
  54. Отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2007 г. по ОАО «Уралэлектромедь» (Верхне-Пышминская площадка).
  55. Результаты мониторинга по ОАО «Уралэлектромедь» (Верхне-Пышминская площадка).
  56. Руководство по экологическому менеджменту ОАО «Уралэлектромедь» от 26 февраля 2007 № 78.1. КНИГИ
  57. Л.И. Россия: поиск самоопределения. М.: Наука, 2002.
  58. ИИ. Трагедия или гармония? Природа машина — человек. М.: Мысль, 1973.
  59. Т.А., Кузьмин А. П., Хаскин В. В. Экология. Природа — Человек — Техника: учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  60. Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминолю слов. М.: Мысль, 1983.
  61. Е.Г. Города Среднего Урала. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1983.
  62. Е.Г., Власова Н. Ю. Градоведение: учеб. пособие. Екатеринбург, 1998.
  63. Е.Г., Власова Н. Ю., Сурнина Н. М. Теоретико-методологические аспекты структурной трансформации городов старопромышленного региона. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2000.
  64. Е.Г., Тертышный А. Т. Основы местного самоуправления. М.: ИНФРА-М, 2000.
  65. Е.Г., Сурнина Н. М., Лысенко А. Г. Региональный имущественный комплекс: методология и практика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2000.
  66. Е.Г., Шарыгин М. Д. Современные проблемы пространственной организации российского общества.
  67. Е.Г., Власова Н. Ю., Дворядкина Е. Б., Сурнина Н. М. Структурная трансформация экономики городов старопромышленного региона. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2001.
  68. Е.Г., Дворядкина Е. Б., Некрасов В. Г. Горнозаводские города: научно-теоретические аспекты исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004.
  69. С.В. Маркетинговое право. М.: НОРМА, 2002.
  70. Т. Практический маркетинг: пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.
  71. С. Методика разработки плана маркетинга: практ. рук-во. М: ФОЛИУМ, Информ-Студио, 1996.
  72. Анн X., Багиев Г. Л., Тарасевич В. М. Маркетинг: учеб. для вузов / под общ. ред. Г. Л. Багиева. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005.
  73. Антипов КВ. PR для коммерсантов: учеб.-практ. пособие. М.: Дашков и К", 2000.
  74. И. Стратегическое управление: пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  75. Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М.: ИНФРА-М, 2001.
  76. Л.А., Игнатов В. Г., Кокин A.B. Экономика и управление природопользованием. Ростов н/Д: СКАГС, 1996.
  77. В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. М.: КНО-РУС, 2005.
  78. Беляевский И. К Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. М.: Финансы и статистика, 2001 г. 319с.
  79. Боэ/сук С.Г., Ковалъчук Л. Н. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2003.
  80. А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: Экономика- ТОО «КоМаркт Лтд», 1997.
  81. Е.Я. Экология урбанизированных территорий. Екатеринбург. Изд-во Урал. гос. ун-та, 2007.
  82. Временная инструкция по рассмотрению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Екатеринбург: ГУПРиООС МПР России по Свердловской области, 2003.
  83. Е.Б. Методы маркетинговых исследований. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004.
  84. В. Маркетинг: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2001.
  85. В., Лисочкина Т., Некрасов Т. Экономические основы экологии. СПб, 1995.
  86. В.В. Важнейшие критерии результативности управления. М.: МНИИПУ, 1998.
  87. Е.П. Основы маркетинга. 2-е изд. М.: Финпресс, 2003.
  88. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М.: Финпресс, 1998.
  89. Я. Маркетинг партнерских отношений: пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.
  90. В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. СПб.: Изд-во СпбУЭФ, 1993.
  91. Д.В. Формирование экологичности продукции на стадиях ее жизненного цикла. Экологические характеристики продукции // Экологический консалтинг. 2004. № 2(14). С. 8−12
  92. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2005 г."-315с.
  93. Т.А., Хачатуров Е. А., Макаров C.B. и др. Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности Электронный ресурс. М.: ЭКО-ЛАЙН, 1999. Режим доступа: http.7/www.ecoline.ru/mc/bookc/voluntary/index.html.
  94. Т.В., Дайман С. Ю., Михайлиди Д. Э. и др. Как наладить диалог с общественностью. М.: Социально-Экологический Союз, 1998.
  95. Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М.: Аспект пресс, 1997.
  96. Е., ХёршгенХ. Практический маркетинг. М.: Высш. шк., 1995.
  97. П. Маркетинг, ориентированный на стоимость: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.
  98. В.Г., Кокин A.B. Экологичный менеджмент. Ростов н/Д: Книжное изд-во, 1997.
  99. Л. Как убедить предприятия уменьшить количество промышленных отходов (Руководство для граждан). М.: Информ. РХТУ им. Д. И. Менделеева, 1995.
  100. Классика маркетинга: пер. с англ. / сост. Б. М. Эникс, К. Т. Кокс, М. П. Москва. СПб.: Питер, 2001.
  101. К.Я., Данилов-Данильян В.И., Донченко В. К, Лосев КС. Экология и политика. СПб.: Науч.-исслед. центр экол. безопасности РАН, 1993.
  102. A.B. Маркетинговые исследования. М.: ЮНИТИ, 2005.
  103. Ф. Основы маркетинга: пер с англ. / под общ. ред. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990.
  104. Ф. Маркетинг-менеджмент: пер. с англ. СПб.: Питер, 1998.
  105. Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга- пер. с англ. СПб.: Вильяме, 1998.
  106. Ф., Боуен Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998.
  107. Ф. Маркетинг-менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль-СПб.: Питер. 1999.
  108. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. Как создать, завоевать и удержать рынок: пер. с анг. М.: ACT, 2000.
  109. Ф. Маркетинг. Менеджмент. Спб: Питер, 2000.
  110. Р. 1001 способ успешного маркетинга. М.: Изд.-торг. дом ГРАНД, 2000.
  111. H.H. Маркетинг на предприятии. М.: Финстатинформ, 1994.
  112. Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  113. .Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: пер. с фр. М: Наука, 19 996.
  114. Маркетинг в Японии. М.: Информэлектро, 1990.
  115. А. Теория человеческой мотивации. М.: Мысль, 1934.
  116. Маркова В Д. Формирование системы маркетинга на российских предприятиях. Новосибирск, 1997.
  117. H.H. С мыслями о будущем России. М.: Фонд содействия развитию соц. и полит, наук, 1997.
  118. Р. Маркетинг: ситуации и примеры: пер. с англ. М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1994.
  119. Р. Маркетинг для малых предприятий. СПб., 1998.
  120. Наша планета. Программа ООН по окружающей среде // Журнал по проблемам устойчивого развития. 1994. Т. 6. № 5.
  121. К. Основы экологического менеджмента (введение в экологию промышленного производства). М.: Премьер, 1996.
  122. Д., Терк Дою. В., Крукеберг Д. Все о PR. Теория и практика паб-лик рилейшнз: пер. с англ. 7-го изд. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контракт" — ИНФРА-М, 2001.
  123. Основы современного маркетинга: учебно-наглядное пособие / под общей ред. Г. Л. Багиева, СПб.: СПбУЭФ, 2002.
  124. E.H. ЗК: от бизнеса до политики. 2-е изд. М.: Финпресс, 2000.
  125. Н.В., Рихтер К., Эндрес А. Экологический менеджмент. СПб.: Питер, 2003.
  126. PR: международная практика. М. Изд. дом «Довгань», 1997.
  127. PR. Связи с общественностью в сфере бизнеса. М.: ЭКМОС, 2001.
  128. Положение об аккредитовании экологической лаборатории / АО «Уралэ-лектромедь». В. Пышма, 2000.
  129. Проект норм ПДС загрязняющих веществ в водные объекты со сточными водами / АО «Уралэлектромедь». В. Пышма, 1998.
  130. Руководство по экономическому менеджменту для предприятий в странах Восточной Европы / К. Фритцше, Х. П. Баркетин, Н. Атапина. СПб.: ООО «Новая типография», 2003.
  131. СП 2.1.7.386−03. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления.
  132. Санитарные правила СП 2.1.7.1038−01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы».
  133. Санитарные правила содержания территорий населенных мест: утв. Минздравом 5 августа 1988 г. № 4690−88.
  134. СанПиН 2.1.7.1287−03. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы.
  135. С.Г. Методы маркетинговых исследований. СПб.: Изд-во ДНК, 2003.
  136. Сэм Блэк. Введение в паблик рилейшнз. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
  137. .В. Маркетинг: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2005.
  138. К. Вечный дух предпринимательства: Практическая философия бизнесмена: пер. с англ. М.: Московский бизнес, 1990.132
  139. С. Основы маркетинга. М.: ACT- Астрель, 2003.
  140. Ч. Основы торговли: пер. с англ. Тольятти: Изд. дом «Довгань», 1995.
  141. Н.Г., Федъко B.JI. Маркетинговые коммуникации. Ростов н/Д: феникс, 2002.
  142. Н.Ю., Панин Ю. А., Пустуев A.JI., Кирин С. Г. Формирование механизма маркетинга в сфере упаковки потребительских товаров: теоретико-методологический аспект. Екатеринбург: Изд. дом УрГСХА. 2007.
  143. Г. Маркетинг промышленных товаров. М.: СИРИН, 2002.
  144. Т.Д. Экологическая технология в цветной металлургии. М, 1980.
  145. Г. А. Маркетинговые исследования: пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.
  146. Дж. Деловой этикет: PR — для всех и для каждого / пер. с англ. JI. Бесковой. М: «Информпресс», 1999.
  147. А.Н. Связи с общественностью: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2001.
  148. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: пер. с нем. М.: Республика, 1995.
  149. P.A., Райт X. Финансовые аспекты маркетинга: пер с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  150. С. Смена курса. Перспективы развития и проблема окружающей среды. Подход предпринимателя. М.: Междунар. ун-т, 1997.
  151. . Эмпирический маркетинг: как заставить клиента чувствовать, думать, действовать, а также соотносить себя с вашей компанией: пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
  152. Д.Е., Танненбаум С. И., Лаутерборн Р. Ф. Новая парадигма маркетинга. М: ИНФРА-М, 2004.
  153. Экологически чистое производство: подходы, оценка, рекомендации / под ред. С. А. Пегова, И. С. Соловьева. Екатеринбург, 2000.133
  154. ЭвансДж. Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Сирин, 2002.
  155. Экологический паспорт АО «Уралэлектромедь». В. Пышма, 2000.
  156. Экологическое оздоровление экономики / под ред. В .Я. Возняк, Н.Г. Фой-гельман. М.: Наука, 1998.
  157. Я.Я. Экономика природопользования: учебник. М.: КНОРУС, 2005.
  158. Я.Я., Власова Е. Я., Буланичев В. А., Ибатуллин У. Г. Экологическая безопасность региона: аспекты управления. Екатеринбург: АМБ, 2008.
  159. Я.Я. Инвестиции в рациональное природопользование. Екатеринбург: АМБ, 2004.
  160. Я.Я., Власова Е. Я., Курилова Е. В. Эколого-экономические проблемы деятельности предприятий // Экономика предприятия: учебник / науч. ред. Б. И. Чайкин, В. Ж. Дубровский. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2002. С. 468—485.1. Статьи
  161. А.И. Методологические основы эколого-экономического управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 3. С. 67—80.
  162. Д.В. Экологический маркетинг. На пути к устойчивому развитию // Социально-экономическое развитие России: проблемы, поиски, решения. Саратов: Изд. центр СГСЭУ, 2003. С. 64−67.
  163. ДВ. Новые маркетинговые возможности. Рынок экологически чистых продуктов // Практический маркетинг. 2004. № 8. С. 10−23 Он же. Сегментирование экологически ориентированного потребителя // Экология и промышленность России. 2004. № 4. С. 16−24.
  164. Д.В. Рынок экологически чистых продуктов: зарубежный опыт и перспективы России // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 6. С. 15−29
  165. Д.В. Особенности продвижения экологически ориентированной продукции. Построение успешных коммуникаций с потребителем // Маркетинговое обозрение. 2004, № 2. -С. 27−35 (0,7 п.л.).
  166. Д.В. Экологический маркетинг как необходимый элемент развития экологически ориентированного потребительского рынка // Экономика и экология России в XXI столетии: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: СпбГТУ, 2004. С. 350−354.
  167. Д.В. Необходимость и особенности перехода предприятий к экологическому качеству продукции // Ломоносов-2004: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. М.: МГУ, 2004. С. 659−661.
  168. Д.В. Особенности продвижения экологически чистой продукции // Проблемы и перспективы российской экономики: сб. ст. III Всерос. науч.-практ. конф. Пенза, 2004. С. 28−30.
  169. Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро // Зеленый мир. 1993. № 3. С. 2.
  170. И. Экологический менеджмент природопользования // Бизнес-информ. 1998. № 19. С. 3−7.
  171. Э.М. Концепция экологического менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 2. С. 12−23.
  172. М.Е. Отраслевой маркетинг: Характеристика и особенности //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2001. № 1. С. 116−125.
  173. Ш. Как заработать на экологии // Журнал «Губернский». 2006. № 6(42). С. 24−25.
  174. Хартия предпринимательской деятельности в интересах устойчивого развития: принята на II Всемирной промышленной конференции в апреле 1991 г. // Зеленый мир. 1993. № 8. С. 7.
  175. Д.В. Формирование и развитие российского рынка экологически чистой продовольственной продукции: автореф. дис.. канд. экон. наук. Саратов, 2005.
  176. Н.К. Совершенствование внутри-производственного механизма экономического стимулирования сокращения загрязнения окружающей среды предприятиями лесопромышленного комплекса: автореф. дис.. канд. экон. наук. Екатеринбург, 2001.
  177. O.K. Формирование системы информационного обеспечения маркетинговой деятельности промышленных предприятий: автореф. дис.. канд. экон. наук. Екатеринбург, 2002.
  178. Н.М. Совершенствование системы управления промышленным предприятием на основе интеграции международных стандартов: автореф. дис.. канд. экон. наук. Екатеринбург, 2006.
  179. В.А. УГМК одна из самых молодых и крупнейших вертикально-интегрированных структур в России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bmpravo.ru/stats.php.
  180. Менеджмент качества на предприятиях УГМК России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ugmk.com/ru/company/sysmen/
  181. МС ИСО 14 001:2004 России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ugmk.com/ru/company/sysmen/iso14/
  182. МС ИСО 9001:2000 России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ugmk.com/ru/company/sysmen/iso/
  183. В.Ф., Толстихин О. Н. Экологический менеджмент России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sitc.ru.
  184. Система экологического менеджмента России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.elem.ru/ru/press/news/
  185. Спецификация OHSAH 8001:1999 России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ugmk.com/ru/company/sysmen/ohsah/
  186. Цель введения стандарта ISO 14 000 России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.standartization.com/IS09000/index.html.
  187. Экоэффективность системы экологического менеджмента России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ecobez.narod.ru.
  188. Классификация определений маркетинга ведущих зарубежных и отечественных экономистов
  189. Автор Определение маркетинга
  190. Ф. Котлер Социальный управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица или группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими
  191. С. Уайт Вся деятельность по планированию и реализации концепций, ценообразованию, стимулированию и распределению товаров и услуг потенциальным покупателям
  192. Г. Хардинг Система управления сбытом товаров
  193. Г. Ассель Действия, предпринимаемые индивидами и организацией для выявления и удовлетворения потребностей и пожеланий покупателей
  194. Р. Крэнделл Любые действия, направленные на приобретение или удержание клиента
  195. Автор Определение маркетинга
  196. П. Друккер Приведение всех ресурсов компании в соответствие с требованиями и возможностями рынка для получения прибыли
  197. Р. Эванс Предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена
  198. Е. Дихтль, X. Хёршген Усилия по получению преимуществ потребителей по сравнению с конкурентами с помощью комплекса специальных рыночных мероприятий
  199. В.А. Шумаев Предпринимательская деятельность, связанная с планированием движения товаров и услуг от производителя к потребителю, работа с рынком ради удовлетворения человеческих нужд и потребностей
  200. В.Д. Гончаров Система управления рыночной деятельностью
  201. Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн Сущность маркетинга состоит в том, чтобы производство товаров и оказание услуг обязательно ориентировались на потребителя, на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиями рынка
  202. Экологическая политика ОАО «Уралэлектомедь»
  203. ОАО «Уралэлектромедь» предприятие металлургического комплекса Уральской горнометаллургической компании, ведущее предприятие цветной металлургии страны, функционирование которого связано с выпуском рафинированной меди и изделий из нее.
  204. Перечень основных документов ОАО «Уралэлектромедь», позволяющих контролировать производственные операции и связанные с ними экологическими аспектами и управлять ими
  205. Экологический аспект Документ
  206. Использование земель, загрязнение почвенного покрова СТП 194 429−054−20 042 004 «СЭМ. Организация природоохранной деятельности в ОАО «Уралэлектромедь» Свидетельство на право собственности на землю
  207. Экологический аспект Документ
  208. Анализ выполнения программы достижения целевых и плановых экологических показателей
  209. ОАО «Уралэлектромедь» на 2007 г.
  210. Наиболее важный экологический аспект Экологический показатель Мероприятие Объем финансирования, тыс. р. Достигнутые результаты, причины переносацелевой плановый план факт
  211. Наиболее важный экологический аспект Экологический показатель Мероприятие Объем финансирования, тыс. р. Достигнутые результаты, причины переносацелевой плановый план факт
  212. Доведение экологической политики и результатов функционирования СЭМ доза интересованных сторон Информационные буклеты по СЭМ ОАО Подготовка и распространение буклетов по СЭМ 50,0 Служебная записка № 2781/160 от 20 октября 2006 г.
  213. Наиболее важный экологический аспект Экологический показатель Мероприятие Объем финансирования, тыс. р. Достигнутые результаты, причины переносацелевой плановый план факт
  214. Программа достижения целевых и плановых экологических показателей ОАО «Уралэлектромедь"на 2008 г.
  215. Наиболее важным экологический аспект Экологический показатель Мероприятие Объем финансирования, тыс. р. Источник финансированияцелевой целевой
  216. Наиболее важный экологический аспект Экологический показатель Мероприятие Объем финансирования, тыс. р. Источник финансированияцелевой целевой
  217. Обеспечение функционирования СЭМ Подтверждение соответствия СЭМ требованиям международного стандарта ИСО 14 001:2004 Проведение инспекционного аудита СЭМ на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 14 001:2004 400,0 Себестоимость
  218. Совершенствование экоаналитического контроля Приобретение нового лабораторного оборудование для экоаналитического контроля Приобретение нового лабораторного оборудования для экоаналитического контроля 3 100,0 Капитальные вложения
  219. Освоение плазменного спектрометра «Оп-тима 2100» 80,0
  220. Повышение уровня экологических знаний, умений и навыков персонала Обучение 1 650 чел. по вопросам экологии и системы экологического менеджмента Обучение руководителей, специалистов и рабочего персонала 500,0 Себестоимость
  221. Методика оценки эффективности экологического маркетинга на градообразующем предприятии
  222. Идеологией методики, предложенной автором, являются принципиальные положения, характеризующие сущность категории «социально-эколого-экономи-ческая эффективность» в данной интерпретации:
  223. Оптимизация затрат на достижение конечных результатов в ходе сопряжения и согласования.
  224. Основные параметры и показатели анализа, оценки и результативности экологического маркетинга по направлениям1
  225. Статистика по вероятности наступления и частоте события (отклонения, сбои, аварии).
  226. Предприятие должно не только создавать условия для повышения квалификации своих сотрудников. Оно должно, кроме того, создавать инструменты и предложения действий, чтобы экологическое сознание и мотивация к экологичным действиям могли быть эффективными.
  227. Здесь не учитываются возможные последствия использования продукции на других предприятиях-потребителях продукции, так как они могут быть включены в договорные отношения: «купля-продажа».
  228. При этом автор солидарен с подходом «СКОВИО» как наиболее приемлемом с точки зрения градообразующего предприятия, основного звена, формирующего параметры природопользования в масштабе МО, промузла, локальной экосистемы.
  229. Необходимость такого методического подхода вызвана следующими обстоятельствами:
  230. Объективен принцип «презумпции экологической опасности любого объекта и хозяйственного решения» — методологический принцип экологической экспертизы.
  231. Предотвратить возможные последствия всегда «дешевле», так как уже известно ориентировочное соотношение затрат на предупреждение последствий и затрат на «попытку» ликвидировать уже нанесенные последствия, которые оцениваются как примерно 1:10 165.
  232. В работе на примере анализа оценки функционирования экологического маркетинга на примере предприятий прогрессивной в этом аспекте УГМК представлена конкретизация проявления его эффективности.
  233. Авторская трактовка и подход к оценке эффективности экологического маркетинга градообразующего предприятия заключается в обособлении вклада элементов экологического маркетинга и количественной их оценке по баллам (рисунок Е.1).
  234. Рисунок Е.1 — Алгоритм оценки эффективности экологического маркетингана градообразующем предприятии
  235. Оценка эффективности функционирования экологического маркетинга градообразующего предприятия
  236. В работе приведена классификация основных факторов, объектов (элементов) коммуникаций, их содержания и форм, способствующих повышению эффективности экологического маркетинга (таблица Е.1).
Заполнить форму текущей работой