Развитие организационно-экономического механизма рационального природопользования на основе экологического маркетинга предприятия
Степень научной разработанности проблемы. Концепция экологического маркетинга в российских условиях появилась в период переходной экономики и интеграции в мировую систему вследствие развития рыночных отношений, а в зарубежных научных исследованиях — в связи с внедрением идеологии экологического менеджмента, необходимостью становления конкурентной, социально ориентированной экономики. Этому… Читать ещё >
Содержание
- 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА
- 1. 1. Экологический маркетинг в экологической политике предприятия и организационно-экономический механизм его реализации
- 1. 2. Маркетинговые коммуникации предприятий в экологизации их деятельности
- 1. 3. Экологический маркетинг во внешней коммуникации предприятия
- 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 2. 1. Особенности коммуникации экологического маркетинга на градообразующих предприятиях
- 2. 2. Организация экологического маркетинга на ОАО «Уралэлектромедь» как элемент управления организационно-экономическим механизмом рационального природопользования
- 2. 3. Анализ основных показателей функционирования системы экологического маркетинга и экологического менеджмента на предприятиях ООО «УГМК-Холдинг»
- 2. 4. Реализация маркетинговых коммуникаций на градообразующих предприятиях ООО «УГМК-Холдинг»
- 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
- 3. 1. Результативность реализации принципов экологического маркетинга и системы экологического менеджмента
- 3. 2. Изменение в структуре ответственности в системе экологического маркетинга и экологического менеджмента и результативности природоохранных мероприятий
- 3. 3. Методическое обоснование оценки эффективности экологического маркетинга в экологизации деятельности предприятия
Развитие организационно-экономического механизма рационального природопользования на основе экологического маркетинга предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Эффективность экологизации воспроизводственного процесса на предприятии во многом зависит от оптимизации экономических отношений в сфере рационального природопользования. Одной из причин низкой эффективности организационно-экономического механизма природопользования на предприятиях является отсутствие анализа, оценки, обоснования условий и факторов экологизации деятельности предприятия и его внешних коммуникаций, т. е. отсутствие экологического маркетинга, который понимается как удовлетворение потребностей в природопользовании с одновременным сохранением природно-ресурсного потенциала.
Существует объективная необходимость в реализации комплекса целенаправленных мероприятий по удовлетворению экологических потребностей, в первую очередь на ключевом уровне взаимодействия системы «общество — природная среда» — на уровне предприятия, на основе всестороннего изучения факторов внутренней и внешней среды хозяйствующего субъекта. При этом востребован инструмент организационно-экономического механизма в системе взаимоотношений «производитель — потребитель», регулирующий соотношение полученной прибыли при соблюдении экологической и социальной ответственности бизнеса и призванный на уровне оперативного управления способствовать экологизации функционирования предприятия на всем жизненном цикле его продукции, включая ресурсопотребление, изготовление продукции, ее эксплуатацию и утилизацию отходов. Названные функции могут быть реализованы на основе экологического маркетинга, обособляющегося в системе общего маркетинга по целям, принципам, подходам, формам, средствам, методам и уровням деятельности.
Экологический маркетинг востребован в практической маркетинговой деятельности предприятия, прежде всего как средство в экологизации производства, удовлетворения потребностей населения в зоне воздействия предприятия в благоприятных условиях жизнедеятельности. Он нуждается в научном обосновании и методическом обеспечении развития, особенно на градообразующих предприятиях. Вышеназванное определяет актуальность исследования теоретических и практических аспектов управления процессом экологизации функционирования предприятия на основе принципов экологического маркетинга.
Степень научной разработанности проблемы. Концепция экологического маркетинга в российских условиях появилась в период переходной экономики и интеграции в мировую систему вследствие развития рыночных отношений, а в зарубежных научных исследованиях — в связи с внедрением идеологии экологического менеджмента, необходимостью становления конкурентной, социально ориентированной экономики. Этому направлению посвящены работы по экологическому менеджменту зарубежных и отечественных авторов: А. А. Браверманна, Е. Б. Галицкого, А. Маслоу, К. Норта, Н. В. Пахомовой, К. Рихтера, Н. Т. Федько, С. Шмидхайна, В. Я. Возняка, О. К. Ойнер, М. Е. Федотовой, Я. Я. Яндыганова.
Вместе с тем теоретическое осмысление и методология оценки эффективности экологического маркетинга, связанного с экологизацией функционирования предприятий, в большинстве публикаций отождествляется с функциями экологического менеджмента, что делает их использование затруднительным. Вопросы организации непосредственного маркетингового управления экологизацией деятельности предприятия обусловливают конкретизацию этой деятельности в трех основных аспектах: внутренние и внешние коммуникации предприятия, работа с другими хозяйствующими субъектами и общественностью, «территорией». Эта проблема недостаточно изучена и с точки зрения экономической ответственности всех участников процесса экологизации воспроизводственного процесса предприятий. Совокупность названных проблем обусловила выбор темы предмета и объекта исследования.
Объект диссертационного исследования — процесс экологизации промышленных предприятий, функционирующих в конкретной среде, в частности градообразующих предприятий, имеющих специфические функции не только как хозяйствующего субъекта, но и как участника в решении экологических проблем в разрезе экосистемы муниципальных образований и сопредельных территорий.
Предметом диссертационного исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе экологизации функционирования градообразующих предприятий на основе экологического маркетинга как элемента и инструмента организационно-экономического механизма рационального природопользования на них.
Область исследования соответствует п. 12.12. «Разработка механизма экологизации экономики», п. 12.15 «Разработка организационно-экономического механизма рационального природопользования» Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).
Цель диссертационного исследования — разработка теоретических аспектов внедрения экологического маркетинга, методического инструментария, практических рекомендаций по его применению в эффективной экологизации деятельности предприятий.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
— раскрыть содержание экологического маркетинга на градообразующих предприятиях как условия адаптивности их деятельности к конкурентной среде, уточнить понятийный аппарат экологического маркетинга, определить его роль, функции в экологизации деятельности предприятий, в его экологической политикеклассифицировать элементы маркетинговой коммуникации в аспекте экологизации деятельности предприятий, способствующие развитию организационно-экономического механизма рационального природопользования;
— определить текущее состояние системы экологического маркетинга на примере градообразующих предприятий, проанализировать социально-экономичеэкономические показатели его функционирования, выявить предпосылки развития экологического маркетинга на предприятияхразработать и применить методику оценки социально-эколого-экономиче-ской эффективности функционирования экологического маркетинга на градообразующих предприятиях, в том числе с позиции изменения структуры ответственности в системе организационно-экономического механизма рационального природопользования на предприятиях.
Теоретической и методологической основой исследования послужила совокупность научных представлений отечественных и зарубежных ученых, позволяющая выявить сущность процессов формирования и развития экологического маркетинга, теории и методики, фундаментальные положения в области маркетинга, экологического менеджмента, нормативно-правовые акты Российской Федерации в области экологической политики страны, региона, предприятий.
В работе применялись общенаучные методы исследования: анализ и синтез, монографический метод, экономико-статистическое сравнение, обобщение, группировка, выборка, анализ абсолютных и относительных показателей, параметров в реальных условиях функционирования предприятий, экспертные оценки.
Информационная база исследования, обеспечивающая доказательность концептуальных положений, достоверность выводов и рекомендаций, представлена нормативно-правовыми актами РФ, постановлениями Правительства РФ, целевыми экологическими программами региона, данными Федеральной службы государственной статистики РФ, отчетами Уральской горно-металлургической компании (УГМК), монографическими источниками, периодическими изданиями, информационными интернет-ресурсами, собственными исследованиями автора.
Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором.
1 Уточнены теоретические положения экологического маркетинга как элемента организационно-экономического механизма рационального природопользования на предприятии.
2 Выявлены специфические функции экологического маркетинга в экологическом воспроизводстве и экологической политике предприятия.
3 Проведена классификация экологического маркетинга по функциям в экологизации деятельности предприятия.
4 Выявлена роль экологического маркетинга в экологическом воспроизводстве градообразующих предприятий, входящих в состав УГМК.
5 Предложен методический подход к оценке социально-эколого-экономиче-ской эффективности внедрения системы экологического маркетинга на градообразующих предприятиях.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем.
1 Расширено представление об экологическом маркетинге как элементе организационно-экономического механизма рационального природопользования, уточнена сущность экологического маркетинга как комплекса целенаправленных мероприятий по удовлетворению экологических потребностей в системе «производитель — потребитель» (п. 12.15 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК).
2 Предложена классификация видов и функций экологического маркетинга с точки зрения экологического воспроизводства, способствующая развитию инструментария организационно-экономического механизма природопользования градообразующих предприятий (п. 12.12 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК).
3 Обоснована эффективность экологизации предприятия на основе внутренних и внешних коммуникаций экологического маркетинга (п. 12.15 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК).
4 Впервые предложен метод экологического баланса для обоснования эффективности экологического маркетинга в экологизации деятельности градообразующего предприятия (п. 12.12 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК).
5 Разработаны и апробированы методические подходы к оценке социально-экономической эффективности экологического маркетинга на градообразующих предприятиях (п. 12.15 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК).
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении определения экологического маркетинга в аспекте развития инструментария организационно-экономического механизма рационального природопользования на предприятиях на основе анализа взглядов отечественных и зарубежных авторов, в систематизации функций экологического маркетинга, способствующих повышению эффективности экологизации внутренней и внешней деятельности предприятия.
Практическая значимость диссертационной работы. Предлагаемый методический подход внедрения экологического маркетинга может быть использован как инструментарий экологизации деятельности градообразующих предприятий с целью повышения эффективности их природоохранной деятельности и конкурентоспособности.
Апробация результатов исследования. Основные научные результаты и положения диссертационного исследования обсуждались и получили положительную оценку на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях.
Результаты диссертационного исследования внедрены на предприятиях УГМК, в учебном процессе при подготовке экономистов-экологов в Уральском государственном экономическом университете, что подтверждено соответствующими документами. По результатам исследования с участием автора опубликована монография «Экологический маркетинг на градообразующих предприятиях» (Екатеринбург, 2009).
Публикации. Основные положения диссертационной работы нашли отражение в 10 публикациях общим объемом 10 п.л., в том числе в 3 публикациях в научных изданиях, рекомендованных экспертным советом ВАК РФ, и в 1 монографии.
Структура и объем диссертации
обусловлены предметом, целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 213 наименований, 6 приложений. Диссертация изложена на 138 страницах машинописного текста, содержит 22 таблицы и 16 рисунков.
Результаты работы по актуализации документации СЭМ. Для соответствия документации СЭМ требованиям международного стандарта ISO 14 001:2004 были пересмотрены пять процедур, кроме этого в течение года внесены изменения в две процедуры и Руководство по экологическому менеджменту. Дополнительно была пересмотрена инструкция И 3000−02−2006 «Порядок обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами и приборами» (для Верхне-Пышминской площадки и филиала ППМ), разработаны инструкции И 3000−03−2006 «Порядок обращения с отходами производства и потребления филиала ППМ» и И 3000−42 006 «Порядок обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами и приборами ПСЦМ».
Для обеспечения быстрого доступа нормативная документация СЭМ размещается в действующей на предприятии системе электронного документооборота «NauDoc».
Управление операциями. Все операции и виды производственной деятельности ОАО, связанные с наиболее важными экологическими аспектами, идентифицированы, рабочие критерии процессов производства установлены в нормативно-технической документации. Рабочие критерии в течение отчетного года в целом соблюдались.
Под методическим руководством технического отдела подразделения актуализировали 24 технологических инструкции и 75 рабочих инструкций, включая разработку новых и внесение изменений в действующие.
Подготовленность к аварийным ситуациям. Для улучшения подготовленности к возможным аварийным ситуациям с неблагоприятными последствиями для окружающей среды совместно с ООТиПБ разработана новая редакция процедуры.
П 1 944 429−4.4.07−2006 «Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них».
Распоряжением главного инженера № 415 от 07.12.2005 г. были утверждены перечни производств и отдельных объектов ОАО «Уралэлектромедь», для которых должны быть разработаны планы ликвидаций аварий (ПЛА) и планы локализации (ликвидации) аварийных ситуаций (ГШАС).
На Верхне-Пышминской площадке в соответствии с утвержденными графиками проведено 37 учебных тревог и 50 учебно-тренировочных занятий.
Результаты мониторинга.
1 Информация по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.
В результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия в 2008 г. в атмосферный воздух было выброшено 703,119 т загрязняющих веществ, это на 68,785 т меньше, чем в 2007 г. Снижение выбросов серной кислоты, оксидов меди, никеля произошло в основном за счет внедрения в цехе электролиза меди в качестве добавки к электролиту нового поверхностно-активного вещества (алкилсульфоната). В то же время за счет ввода в эксплуатацию нового цеха горячего цинкования металлоконструкций произошло незначительное увеличение выбросов аммиака.
Общий выброс загрязняющих веществ по предприятию не превысил установленных лимитов. Информация о выбросах основных загрязняющих веществ в атмосферу приведена на рисунке 3.1.
Контроль за состоянием атмосферного воздуха в жилой зоне в г. В-Пышма осуществляется на стационарной лаборатории ПОСТ № 1 (стадион «Металлург»). Сравнительная характеристика фактических средних концентраций содержания загрязняющих в атмосферном воздухе за 2007;2008 гг. приведена в таблице 3.3. По результатам годового мониторинга превышений среднесуточных ПДК не было зафиксировано. Снижены концентрации оксидов меди и никеля, свинца и его соединений, диоксида селена, теллура.
250 -i 200 -150 100 Н 50 0 о оо оо К оо ю ю.
МЭ оо г.
Ч, (N С Ln ^ чо.
Os.
T оо, а оо о гтг о оо оо чо оо" г-Г.
ГО о оо оо г-Г ©.
СП СП 2007 D2008 оо оо vo «/-> оч ю VO VO I I о о го гСЛ о» о" а н о п о я «.
Ctf к.
О. «и s о X о к ч «о.
О. и 5 о и О ч: я о «о «п и и я X л.
2 С св, а о о У я л.
N° о.
CN V св (N.
2 SS я.
0>
Q ей я м аи и о, а о о.
Ю (U.
СО Ей.
CQ о.
I-(U s я" U а: я ю U я я U к я ч, а о.
CJ.
Jd ей я 2.
5 <
Рисунок 3.1— Выбросы основных загрязняющих веществ в атмосферу в 2007;2008 гг., т в год.
Список литературы
- Официально-документальные материалы
- Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: ACT, 2003. 64 с.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
- Об окружающей природной среде: федер. закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.
- О безопасности: закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446−1.
- Об экологической экспертизе: федер. закон от 30 ноября 1995 г. № 174-ФЗ.
- Гражданский кодекс Российской Федерации: Офиц. текст по состоянию на 1 марта 2001 г. М.: Норма- ИНФРА-М, 2001.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды»
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации: федер. закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 35−36.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3. // Российская газета. 2003. 8 октября.
- О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: федер. закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 30. Ст. 2871.
- О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.
- Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 октября 1999. № 1370 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5011.
- Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Зеленый мир. 1996. №.2.
- Экологическая доктрина Российской Федерации // Зеленый мир. 2002, № Ю.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования № 7−12/47: офиц. изд. / Госстрой России, Минэкономики РФ, Минфин РФ, Госкомприроды РФ. М., 2000.
- Методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития регионов // Приложение № 6 к Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002−2010 гг. и до 2015 г.)»
- Федеральная целевая программа «Экологическая безопасность Урала (1999−2010 гг.)». Екатеринбург, 1998.
- О промышленной политике в Уральском регионе: аспекты концепций развития промышленного региона в свете реализации принципов экономического взаимодействия субъектов РФ, входящих в состав Уральской Ассоциации. Аналитический доклад. Екатеринбург, 1998.
- Концепция схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 г.: утв. постановлением Правительства Свердловской области от 30 июня 2000 г. № 542-ПП.Екатеринбург, 2000.
- Переработка техногенных образований в Свердловской области: федер. целевая программа, утв. постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 738.
- О взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Свердловской области: постановление Правительства РФ Свердловской области от 28 ноября 2003 г. № 738−1Ш.
- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Свердловской области о разграничении предметов ведения, пользования и распоряжения природными ресурсами и охране окружающей среды. М., 1996.
- Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в2001 г. Екатеринбург, 2002.
- Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влияния факторов среды обитания на здоровья населения Свердловской области в2002 г. Екатеринбург, 2003.
- Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влияния факторов среды обитания на здоровья населения Свердловской области в2003 г. Екатеринбург, 2004.
- Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влияния факторов среды обитания на здоровья населения Свердловской области в2004 г. Екатеринбург, 2005.
- Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влияния факторов среды обитания на здоровья населения Свердловской области в2005 г. Екатеринбург, 2006.
- Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия (приложения) // Зеленый мир. 1994. № 11—14.
- Экологический стандарт муниципального образования г. Екатеринбург: утв. экспертным советом при Комитете по экологии и природопользованию администрации г. Екатеринбурга. Екатеринбург, 2001.
- Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000.
- Россия в цифрах: крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003.
- Промышленность России: стат. сб./Госкомстат России. М., 1995.
- Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России. М., 1998.
- Свердловская область в 1993—1997 гг.: стат. сб. / Свердловский областной комитет государственной статистики. Екатеринбург, 1998.
- О состоянии окружающей среды Свердловской области в 2004 г.: гос. доклад.
- Регионы России: стат. сб.: в 2 т. / Госкомстат РФ. М., 1999.
- Регионы России: стат. сб.: в 2 т. / Госкомстат РФ. М., 2001.
- Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001.
- Конвенция ООН «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» / Экономический и социальный совет. Европейская экономическая комиссия (г. Эспо, Финляндия). Эспо, 1991.
- Социально-экономическое развитие городов и районов Свердловской области в 1998—2002 гг.: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Екатеринбург, 2003.
- Социально-экономическое развитие городов и районов Свердловской области в 1999—2003 гг.: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Екатеринбург, 2004.
- Социально-экономическое положение городов и районов Свердловской области в 1995—1999 гг. / Свердловский областной комитет государственной статистики. Екатеринбург, 2000.
- Социально-экономическое положение городов и районов Свердловской области в 1994—1996 гг. / Свердловский областной комитет государственной статистики. Екатеринбург, 1997.
- Социально-экономическое положение Свердловской области в 2000 г. / Свердловский областной комитет государственной статистики. Екатеринбург, 2001.
- Окружающая среда и здоровье населения России: атлас / под ред. М. Феш-баха. М.: ПЛИМС, 1995.
- История индустриализации Урала (1933−1937 гг.). Документы и материалы. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во. 1984.53 «Уралэлектромедь» — многопрофильное производство // Цветная металлургия. 2006. № 4.
- Итоговый отчет о функционировании СЭМ на ОАО «Уралэлектромедь» за 2005 г.
- Итоговый отчет о функционировании СЭМ на ОАО «Уралэлектромедь» за 2006 г.
- Итоговый отчет о функционировании СЭМ на ОАО «Уралэлектромедь» за 2007 г.
- Отчет по форме 2-ТП (водхоз) за 2007 г. по ОАО «Уралэлектромедь» (Верхне-Пышминская площадка).
- Отчет по форме 2-ТП (воздух) за 2007 г. по ОАО «Уралэлектромедь» (Верхне-Пышминская площадка).
- Отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2007 г. по ОАО «Уралэлектромедь» (Верхне-Пышминская площадка).
- Результаты мониторинга по ОАО «Уралэлектромедь» (Верхне-Пышминская площадка).
- Руководство по экологическому менеджменту ОАО «Уралэлектромедь» от 26 февраля 2007 № 78.1. КНИГИ
- Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения. М.: Наука, 2002.
- Адабашев ИИ. Трагедия или гармония? Природа машина — человек. М.: Мысль, 1973.
- Акимова Т.А., Кузьмин А. П., Хаскин В. В. Экология. Природа — Человек — Техника: учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
- Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминолю слов. М.: Мысль, 1983.
- Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1983.
- Анимица Е.Г., Власова Н. Ю. Градоведение: учеб. пособие. Екатеринбург, 1998.
- Анимица Е.Г., Власова Н. Ю., Сурнина Н. М. Теоретико-методологические аспекты структурной трансформации городов старопромышленного региона. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2000.
- Анимица Е.Г., Тертышный А. Т. Основы местного самоуправления. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Анимица Е.Г., Сурнина Н. М., Лысенко А. Г. Региональный имущественный комплекс: методология и практика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2000.
- Анимица Е.Г., Шарыгин М. Д. Современные проблемы пространственной организации российского общества.
- Анимица Е.Г., Власова Н. Ю., Дворядкина Е. Б., Сурнина Н. М. Структурная трансформация экономики городов старопромышленного региона. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2001.
- Анимица Е.Г., Дворядкина Е. Б., Некрасов В. Г. Горнозаводские города: научно-теоретические аспекты исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004.
- Алексеев С.В. Маркетинговое право. М.: НОРМА, 2002.
- Амблер Т. Практический маркетинг: пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.
- Аникеев С. Методика разработки плана маркетинга: практ. рук-во. М: ФОЛИУМ, Информ-Студио, 1996.
- Анн X., Багиев Г. Л., Тарасевич В. М. Маркетинг: учеб. для вузов / под общ. ред. Г. Л. Багиева. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005.
- Антипов КВ. PR для коммерсантов: учеб.-практ. пособие. М.: Дашков и К", 2000.
- Аксофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
- Ассэлъ Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М.: ИНФРА-М, 2001.
- Батурин Л.А., Игнатов В. Г., Кокин A.B. Экономика и управление природопользованием. Ростов н/Д: СКАГС, 1996.
- Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. М.: КНО-РУС, 2005.
- Беляевский И. К Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. М.: Финансы и статистика, 2001 г. 319с.
- Боэ/сук С.Г., Ковалъчук Л. Н. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2003.
- Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: Экономика- ТОО «КоМаркт Лтд», 1997.
- Власова Е.Я. Экология урбанизированных территорий. Екатеринбург. Изд-во Урал. гос. ун-та, 2007.
- Временная инструкция по рассмотрению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Екатеринбург: ГУПРиООС МПР России по Свердловской области, 2003.
- Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004.
- Геращенко В. Маркетинг: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2001.
- Глухое В., Лисочкина Т., Некрасов Т. Экономические основы экологии. СПб, 1995.
- Гончаров В.В. Важнейшие критерии результативности управления. М.: МНИИПУ, 1998.
- Голубков Е.П. Основы маркетинга. 2-е изд. М.: Финпресс, 2003.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М.: Финпресс, 1998.
- Гордон Я. Маркетинг партнерских отношений: пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.
- Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. СПб.: Изд-во СпбУЭФ, 1993.
- Горшков Д.В. Формирование экологичности продукции на стадиях ее жизненного цикла. Экологические характеристики продукции // Экологический консалтинг. 2004. № 2(14). С. 8−12
- Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2005 г."-315с.
- Гусева Т.А., Хачатуров Е. А., Макаров C.B. и др. Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности Электронный ресурс. М.: ЭКО-ЛАЙН, 1999. Режим доступа: http.7/www.ecoline.ru/mc/bookc/voluntary/index.html.
- Гусева Т.В., Дайман С. Ю., Михайлиди Д. Э. и др. Как наладить диалог с общественностью. М.: Социально-Экологический Союз, 1998.
- Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М.: Аспект пресс, 1997.
- Дихтлъ Е., ХёршгенХ. Практический маркетинг. М.: Высш. шк., 1995.
- Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.
- Игнатов В.Г., Кокин A.B. Экологичный менеджмент. Ростов н/Д: Книжное изд-во, 1997.
- Кенуорси Л. Как убедить предприятия уменьшить количество промышленных отходов (Руководство для граждан). М.: Информ. РХТУ им. Д. И. Менделеева, 1995.
- Классика маркетинга: пер. с англ. / сост. Б. М. Эникс, К. Т. Кокс, М. П. Москва. СПб.: Питер, 2001.
- Кондратьев К.Я., Данилов-Данильян В.И., Донченко В. К, Лосев КС. Экология и политика. СПб.: Науч.-исслед. центр экол. безопасности РАН, 1993.
- Короткое A.B. Маркетинговые исследования. М.: ЮНИТИ, 2005.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: пер с англ. / под общ. ред. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990.
- Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: пер. с англ. СПб.: Питер, 1998.
- Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга- пер. с англ. СПб.: Вильяме, 1998.
- Котлер Ф., Боуен Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998.
- Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль-СПб.: Питер. 1999.
- Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. Как создать, завоевать и удержать рынок: пер. с анг. М.: ACT, 2000.
- Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Спб: Питер, 2000.
- Крэнделл Р. 1001 способ успешного маркетинга. М.: Изд.-торг. дом ГРАНД, 2000.
- Кретов H.H. Маркетинг на предприятии. М.: Финстатинформ, 1994.
- Крылова Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
- Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: пер. с фр. М: Наука, 19 996.
- Маркетинг в Японии. М.: Информэлектро, 1990.
- Маслоу А. Теория человеческой мотивации. М.: Мысль, 1934.
- Маркова В Д. Формирование системы маркетинга на российских предприятиях. Новосибирск, 1997.
- Моисеев H.H. С мыслями о будущем России. М.: Фонд содействия развитию соц. и полит, наук, 1997.
- Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры: пер. с англ. М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1994.
- Мочадо Р. Маркетинг для малых предприятий. СПб., 1998.
- Наша планета. Программа ООН по окружающей среде // Журнал по проблемам устойчивого развития. 1994. Т. 6. № 5.
- Норт К. Основы экологического менеджмента (введение в экологию промышленного производства). М.: Премьер, 1996.
- Нъюсом Д., Терк Дою. В., Крукеберг Д. Все о PR. Теория и практика паб-лик рилейшнз: пер. с англ. 7-го изд. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контракт" — ИНФРА-М, 2001.
- Основы современного маркетинга: учебно-наглядное пособие / под общей ред. Г. Л. Багиева, СПб.: СПбУЭФ, 2002.
- Пашенцев E.H. ЗК: от бизнеса до политики. 2-е изд. М.: Финпресс, 2000.
- Пахомова Н.В., Рихтер К., Эндрес А. Экологический менеджмент. СПб.: Питер, 2003.
- PR: международная практика. М. Изд. дом «Довгань», 1997.
- PR. Связи с общественностью в сфере бизнеса. М.: ЭКМОС, 2001.
- Положение об аккредитовании экологической лаборатории / АО «Уралэ-лектромедь». В. Пышма, 2000.
- Проект норм ПДС загрязняющих веществ в водные объекты со сточными водами / АО «Уралэлектромедь». В. Пышма, 1998.
- Руководство по экономическому менеджменту для предприятий в странах Восточной Европы / К. Фритцше, Х. П. Баркетин, Н. Атапина. СПб.: ООО «Новая типография», 2003.
- СП 2.1.7.386−03. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления.
- Санитарные правила СП 2.1.7.1038−01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы».
- Санитарные правила содержания территорий населенных мест: утв. Минздравом 5 августа 1988 г. № 4690−88.
- СанПиН 2.1.7.1287−03. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы.
- Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. СПб.: Изд-во ДНК, 2003.
- Сэм Блэк. Введение в паблик рилейшнз. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
- Сребник Б.В. Маркетинг: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2005.
- Татеиси К. Вечный дух предпринимательства: Практическая философия бизнесмена: пер. с англ. М.: Московский бизнес, 1990.132
- Уайт С. Основы маркетинга. М.: ACT- Астрель, 2003.
- Фатрела Ч. Основы торговли: пер. с англ. Тольятти: Изд. дом «Довгань», 1995.
- Федъко Н.Г., Федъко B.JI. Маркетинговые коммуникации. Ростов н/Д: феникс, 2002.
- Фролова Н.Ю., Панин Ю. А., Пустуев A.JI., Кирин С. Г. Формирование механизма маркетинга в сфере упаковки потребительских товаров: теоретико-методологический аспект. Екатеринбург: Изд. дом УрГСХА. 2007.
- Хардинг Г. Маркетинг промышленных товаров. М.: СИРИН, 2002.
- Харлампович Т.Д. Экологическая технология в цветной металлургии. М, 1980.
- Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования: пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.
- Честара Дж. Деловой этикет: PR — для всех и для каждого / пер. с англ. JI. Бесковой. М: «Информпресс», 1999.
- Чумиков А.Н. Связи с общественностью: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2001.
- Швалъбе X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: пер. с нем. М.: Республика, 1995.
- Шмидт P.A., Райт X. Финансовые аспекты маркетинга: пер с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- Шмидхейни С. Смена курса. Перспективы развития и проблема окружающей среды. Подход предпринимателя. М.: Междунар. ун-т, 1997.
- Шмитт Б. Эмпирический маркетинг: как заставить клиента чувствовать, думать, действовать, а также соотносить себя с вашей компанией: пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
- Шулъц Д.Е., Танненбаум С. И., Лаутерборн Р. Ф. Новая парадигма маркетинга. М: ИНФРА-М, 2004.
- Экологически чистое производство: подходы, оценка, рекомендации / под ред. С. А. Пегова, И. С. Соловьева. Екатеринбург, 2000.133
- ЭвансДж. Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Сирин, 2002.
- Экологический паспорт АО «Уралэлектромедь». В. Пышма, 2000.
- Экологическое оздоровление экономики / под ред. В .Я. Возняк, Н.Г. Фой-гельман. М.: Наука, 1998.
- Яндыгаиов Я.Я. Экономика природопользования: учебник. М.: КНОРУС, 2005.
- Яндыгаиов Я.Я., Власова Е. Я., Буланичев В. А., Ибатуллин У. Г. Экологическая безопасность региона: аспекты управления. Екатеринбург: АМБ, 2008.
- Яндыганов Я.Я. Инвестиции в рациональное природопользование. Екатеринбург: АМБ, 2004.
- Яндыганов Я.Я., Власова Е. Я., Курилова Е. В. Эколого-экономические проблемы деятельности предприятий // Экономика предприятия: учебник / науч. ред. Б. И. Чайкин, В. Ж. Дубровский. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2002. С. 468—485.1. Статьи
- Бородин А.И. Методологические основы эколого-экономического управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 3. С. 67—80.
- Горшков Д.В. Экологический маркетинг. На пути к устойчивому развитию // Социально-экономическое развитие России: проблемы, поиски, решения. Саратов: Изд. центр СГСЭУ, 2003. С. 64−67.
- Горшков ДВ. Новые маркетинговые возможности. Рынок экологически чистых продуктов // Практический маркетинг. 2004. № 8. С. 10−23 Он же. Сегментирование экологически ориентированного потребителя // Экология и промышленность России. 2004. № 4. С. 16−24.
- Горшков Д.В. Рынок экологически чистых продуктов: зарубежный опыт и перспективы России // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 6. С. 15−29
- Горшков Д.В. Особенности продвижения экологически ориентированной продукции. Построение успешных коммуникаций с потребителем // Маркетинговое обозрение. 2004, № 2. -С. 27−35 (0,7 п.л.).
- Горшков Д.В. Экологический маркетинг как необходимый элемент развития экологически ориентированного потребительского рынка // Экономика и экология России в XXI столетии: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: СпбГТУ, 2004. С. 350−354.
- Горшков Д.В. Необходимость и особенности перехода предприятий к экологическому качеству продукции // Ломоносов-2004: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. М.: МГУ, 2004. С. 659−661.
- Горшков Д.В. Особенности продвижения экологически чистой продукции // Проблемы и перспективы российской экономики: сб. ст. III Всерос. науч.-практ. конф. Пенза, 2004. С. 28−30.
- Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро // Зеленый мир. 1993. № 3. С. 2.
- Карагодов И. Экологический менеджмент природопользования // Бизнес-информ. 1998. № 19. С. 3−7.
- Короткое Э.М. Концепция экологического менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 2. С. 12−23.
- Кунявский М.Е. Отраслевой маркетинг: Характеристика и особенности //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2001. № 1. С. 116−125.
- Хёнш Ш. Как заработать на экологии // Журнал «Губернский». 2006. № 6(42). С. 24−25.
- Хартия предпринимательской деятельности в интересах устойчивого развития: принята на II Всемирной промышленной конференции в апреле 1991 г. // Зеленый мир. 1993. № 8. С. 7.
- Горшков Д.В. Формирование и развитие российского рынка экологически чистой продовольственной продукции: автореф. дис.. канд. экон. наук. Саратов, 2005.
- Окулова Н.К. Совершенствование внутри-производственного механизма экономического стимулирования сокращения загрязнения окружающей среды предприятиями лесопромышленного комплекса: автореф. дис.. канд. экон. наук. Екатеринбург, 2001.
- Ойнер O.K. Формирование системы информационного обеспечения маркетинговой деятельности промышленных предприятий: автореф. дис.. канд. экон. наук. Екатеринбург, 2002.
- Шалимова Н.М. Совершенствование системы управления промышленным предприятием на основе интеграции международных стандартов: автореф. дис.. канд. экон. наук. Екатеринбург, 2006.
- Белоглазов В.А. УГМК одна из самых молодых и крупнейших вертикально-интегрированных структур в России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bmpravo.ru/stats.php.
- Менеджмент качества на предприятиях УГМК России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ugmk.com/ru/company/sysmen/
- МС ИСО 14 001:2004 России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ugmk.com/ru/company/sysmen/iso14/
- МС ИСО 9001:2000 России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ugmk.com/ru/company/sysmen/iso/
- Попов В.Ф., Толстихин О. Н. Экологический менеджмент России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sitc.ru.
- Система экологического менеджмента России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.elem.ru/ru/press/news/
- Спецификация OHSAH 8001:1999 России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ugmk.com/ru/company/sysmen/ohsah/
- Цель введения стандарта ISO 14 000 России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.standartization.com/IS09000/index.html.
- Экоэффективность системы экологического менеджмента России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ecobez.narod.ru.
- Классификация определений маркетинга ведущих зарубежных и отечественных экономистов
- Автор Определение маркетинга
- Ф. Котлер Социальный управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица или группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими
- С. Уайт Вся деятельность по планированию и реализации концепций, ценообразованию, стимулированию и распределению товаров и услуг потенциальным покупателям
- Г. Хардинг Система управления сбытом товаров
- Г. Ассель Действия, предпринимаемые индивидами и организацией для выявления и удовлетворения потребностей и пожеланий покупателей
- Р. Крэнделл Любые действия, направленные на приобретение или удержание клиента
- Автор Определение маркетинга
- П. Друккер Приведение всех ресурсов компании в соответствие с требованиями и возможностями рынка для получения прибыли
- Р. Эванс Предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена
- Е. Дихтль, X. Хёршген Усилия по получению преимуществ потребителей по сравнению с конкурентами с помощью комплекса специальных рыночных мероприятий
- В.А. Шумаев Предпринимательская деятельность, связанная с планированием движения товаров и услуг от производителя к потребителю, работа с рынком ради удовлетворения человеческих нужд и потребностей
- В.Д. Гончаров Система управления рыночной деятельностью
- Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн Сущность маркетинга состоит в том, чтобы производство товаров и оказание услуг обязательно ориентировались на потребителя, на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиями рынка
- Экологическая политика ОАО «Уралэлектомедь»
- ОАО «Уралэлектромедь» предприятие металлургического комплекса Уральской горнометаллургической компании, ведущее предприятие цветной металлургии страны, функционирование которого связано с выпуском рафинированной меди и изделий из нее.
- Перечень основных документов ОАО «Уралэлектромедь», позволяющих контролировать производственные операции и связанные с ними экологическими аспектами и управлять ими
- Экологический аспект Документ
- Использование земель, загрязнение почвенного покрова СТП 194 429−054−20 042 004 «СЭМ. Организация природоохранной деятельности в ОАО «Уралэлектромедь» Свидетельство на право собственности на землю
- Экологический аспект Документ
- Анализ выполнения программы достижения целевых и плановых экологических показателей
- ОАО «Уралэлектромедь» на 2007 г.
- Наиболее важный экологический аспект Экологический показатель Мероприятие Объем финансирования, тыс. р. Достигнутые результаты, причины переносацелевой плановый план факт
- Наиболее важный экологический аспект Экологический показатель Мероприятие Объем финансирования, тыс. р. Достигнутые результаты, причины переносацелевой плановый план факт
- Доведение экологической политики и результатов функционирования СЭМ доза интересованных сторон Информационные буклеты по СЭМ ОАО Подготовка и распространение буклетов по СЭМ 50,0 Служебная записка № 2781/160 от 20 октября 2006 г.
- Наиболее важный экологический аспект Экологический показатель Мероприятие Объем финансирования, тыс. р. Достигнутые результаты, причины переносацелевой плановый план факт
- Программа достижения целевых и плановых экологических показателей ОАО «Уралэлектромедь"на 2008 г.
- Наиболее важным экологический аспект Экологический показатель Мероприятие Объем финансирования, тыс. р. Источник финансированияцелевой целевой
- Наиболее важный экологический аспект Экологический показатель Мероприятие Объем финансирования, тыс. р. Источник финансированияцелевой целевой
- Обеспечение функционирования СЭМ Подтверждение соответствия СЭМ требованиям международного стандарта ИСО 14 001:2004 Проведение инспекционного аудита СЭМ на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 14 001:2004 400,0 Себестоимость
- Совершенствование экоаналитического контроля Приобретение нового лабораторного оборудование для экоаналитического контроля Приобретение нового лабораторного оборудования для экоаналитического контроля 3 100,0 Капитальные вложения
- Освоение плазменного спектрометра «Оп-тима 2100» 80,0
- Повышение уровня экологических знаний, умений и навыков персонала Обучение 1 650 чел. по вопросам экологии и системы экологического менеджмента Обучение руководителей, специалистов и рабочего персонала 500,0 Себестоимость
- Методика оценки эффективности экологического маркетинга на градообразующем предприятии
- Идеологией методики, предложенной автором, являются принципиальные положения, характеризующие сущность категории «социально-эколого-экономи-ческая эффективность» в данной интерпретации:
- Оптимизация затрат на достижение конечных результатов в ходе сопряжения и согласования.
- Основные параметры и показатели анализа, оценки и результативности экологического маркетинга по направлениям1
- Статистика по вероятности наступления и частоте события (отклонения, сбои, аварии).
- Предприятие должно не только создавать условия для повышения квалификации своих сотрудников. Оно должно, кроме того, создавать инструменты и предложения действий, чтобы экологическое сознание и мотивация к экологичным действиям могли быть эффективными.
- Здесь не учитываются возможные последствия использования продукции на других предприятиях-потребителях продукции, так как они могут быть включены в договорные отношения: «купля-продажа».
- При этом автор солидарен с подходом «СКОВИО» как наиболее приемлемом с точки зрения градообразующего предприятия, основного звена, формирующего параметры природопользования в масштабе МО, промузла, локальной экосистемы.
- Необходимость такого методического подхода вызвана следующими обстоятельствами:
- Объективен принцип «презумпции экологической опасности любого объекта и хозяйственного решения» — методологический принцип экологической экспертизы.
- Предотвратить возможные последствия всегда «дешевле», так как уже известно ориентировочное соотношение затрат на предупреждение последствий и затрат на «попытку» ликвидировать уже нанесенные последствия, которые оцениваются как примерно 1:10 165.
- В работе на примере анализа оценки функционирования экологического маркетинга на примере предприятий прогрессивной в этом аспекте УГМК представлена конкретизация проявления его эффективности.
- Авторская трактовка и подход к оценке эффективности экологического маркетинга градообразующего предприятия заключается в обособлении вклада элементов экологического маркетинга и количественной их оценке по баллам (рисунок Е.1).
- Рисунок Е.1 — Алгоритм оценки эффективности экологического маркетингана градообразующем предприятии
- Оценка эффективности функционирования экологического маркетинга градообразующего предприятия
- В работе приведена классификация основных факторов, объектов (элементов) коммуникаций, их содержания и форм, способствующих повышению эффективности экологического маркетинга (таблица Е.1).