Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Трудовая деятельность младших школьников как средство формирования экологических знаний и умений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая направленность экологического образования как неотъемлемой части политехнической подготовки школьников рас! фнта в научных трудах П. Р. Атутова, Й. Д. Зверева, В. Г. Разумовского. По мнению П. Р. Атутова, «политехническое образование необходимо пронизать идеями и принципами комплексной экологии, которая охватывает такие отношения, как общество и природу, здоровая окружающая среда… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ИНТЕГРАЦИЯ ТРУДОВОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 1−4 КЛАССОВ
    • 1. 1. Цели экологической подготовки учащихся начальных классов
    • 1. 2. Дидактические средства трудового технологического обучения в экологической подготовке младших школьников
    • 1. 3. Модель содержательного согласования трудовой и экологической подготовки учащихся 1−4 классов
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
    • 2. 1. Психолого-педагогические аспекты экологического образования младших школьников
    • 2. 2. Форш и методы организации трудовой деятельности младших школьников при формировании экологических знаний и умений
    • 2. 3. Эффективность формирования экологических знаний и умений средствами познавательно-трудовой деятельности по выращиванию растений

Трудовая деятельность младших школьников как средство формирования экологических знаний и умений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научно обоснованное управление природными процессами становится важнейшей потребностью прогрессивного развития государственного хозяйства и выдвигает новые требования к труженику, его производственным и духовным качествам. В этих условиях экологическое образование становится важной мерой воспитания рачительных хозяев земли и ресурсов, а ответственное отношение к природе — одной из определенных черт личности.

Преемственное формирование системы экологических знаний и умений, как первое звено экологического образования в общеобразовательной школе, необходимо осуществлять с начальных классов.

Большие возможности для этого имеются в предмете «трудовое обучение». Особый характер связей обучения с природной средой, когда в процессе трудовой подготовки школьники, в частности по сельскохозяйственному профилю, имеют дело непосредственно с природой как предметом труда — выращивают растения, ухаживают за животными, — позволяет ученику усваивать экологические знания в активной деятельности.

Однако проблема формирования экологических знаний и умений в трудовой подготовке посредством познавательно-трудовой деятельности остается мало изученной.

Имеется теоретическая платформа методики экологического образования, определяющая содержание, принципы, формы и методы экологической подготовки /И.Д. Зверев, И. Т. Суравегина, А. Н. Захлебный, И. Н. Пономарева, Б. Д. Комиссаров, Т. В. Кучер, Н. П. Родзевич, Г. С. Калинова, В. З. Резникова и др./.

Сформулированы основные общие принципы экологического образования: междисциплинарный подход в формировании экологической культура школьниковсистематичность и непрерывность изучения экологического материалаединство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению о кружащей природной средывзаимосвязь глобального, национального и 1фаеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе /31- 38- 83- 95/.

Указанные принципы должны реализовываться и при решении ряда специфических задач экологической подготовки в трудовом обучении, таких как:

— овладение практическими знаниями и умениями, изучение и оценка состояния окружающей среды, принятие правильных решений по ее улучшению, предвидение возможных последствий своих действий и не допущение негативных воздействий на природу во всех видах трудовой деятельности-.

I.

— сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение ей вреда или ущерба, загрязнение или разрушение окружающей природной среды;

— активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной /антропогенной/ среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.

Значительный вклад в осмысление проблемы воздействия природы на личность школьника в процессе трудовой деятельности и его отношение к ней внес А. П, Сидельковский. Он раскрывает факторы формирования отношения к природе, считая, что эстетическое отношение следует закрепить в труде по ее защите, уходу и др.

Автор указывает, что «основной причиной отрыва труда школьников от охраны окружающей среды следует признать недостатки экологической ориентации их практической деятельности. При организации труда как такового внимание учащихся обращается, главным образом, на его процесс и результаты. В то же время оно не привлекается к среде, на которую воздействует труд, и, следовательно, — к вопросам максимального сбережения ее в интересах общества» /94, 33−34/.

Практическая направленность экологического образования как неотъемлемой части политехнической подготовки школьников рас! фнта в научных трудах П. Р. Атутова, Й. Д. Зверева, В. Г. Разумовского. По мнению П. Р. Атутова, «политехническое образование необходимо пронизать идеями и принципами комплексной экологии, которая охватывает такие отношения, как общество и природу, здоровая окружающая среда, изменения природы в процессе труда, техника и природа, природа и нравственное-эстетическое развитие человека. Указанные отношения в той или иной мере должны найти отражение в содержании, методах и организационных формах политехнического образования» /в, 17/.

Ряд проблем экологической подготовки школьников в процес-^ се обучения сельскохозяйственному труду рассмотрен в работах J H.A. Пустовит, Е. А. Постниковой, Г. П. Логовеевой.

Эти ученые, изучая вопросы экологического воспитания школьников на занятиях сельскохозяйственного труда, видят его конечную цель в формировании готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления. Наличие такой готовности предусматривает три основных параметра ее: а/ ориентировку человека в разнообразных объективно существующих взаимозависимостях природных предметов и явлений, зависимое-* ти природы и человекаб/ умение оценивать состояние взаимодействующих компонентов с точки зрения их экологического благополучияв/ умение и стремление действовать в природе так, чтобы не принести ей ущерба /62, 45/.

На необходимость воспитания экологической культуры личности в деятельности указывается в концепции трудовой подготовки в системе непрерывного образования /рук. В.А. Поляков/ /50/.

Таким образом, в результате общего анализа состояния проблемы нами выявлено, что школьная практика накопила значительный опыт экологической подготовки учащихся при обучении труду на основе общих подходов к теории и практике экологического образования. Вместе с тем остаются неисследованными многие конкретные предметные аспекты проблемы. Это, в частности, выделение базисного содержания экологической подготовки по основным этапам трудового /технологического обучения в школе, обоснование эффективных форм и методов организации познавательно-трудовой деятельности, обеспечивающих природоведческую /познавательную/, отно-шенческую /мировоззренческую/ и практическую /активно-деятель-ностную/ направленности экологической подготовки. С позиций актуальности и приоритетности важным представляется этап начальной школы. Он является важным пропедевтическим базисом для всего последующего экологического образования школьников, так как потребности познания ребенком окружающей среды сензитивны его пси*-хофизиологическому развитию и социальному становлению. Стремление младших школьников к деятельностной активности предполагает использовать именно ее для экологической подготовки^.

Педагогическая важность деятельностного подхода в экологической подготовке учащихся 1−4-х классов, недостаточная научная и методическая разработанность данной дидактической проблемы и определили тему нашего исследования «Трудовая деятельность младших школьников как средство формирования экологических знаний и умений». При этом само содержание трудовой деятельности в условиях взаимодействия школьника с природой, повышение роли экологических знаний и умений предполагает наличие в ней когнитивного компонента. Это позволяет характеризовать ее как познавательно-трудовую деятельность, под которой понимается созидательная деятельность по осуществлению экологической подготовки младших школьников.

Методологическая сущность проблемы исследования заключается в поиске путей разрешения противоречия между потребностями общества и школьной практики в экологическом образовании учащихся и недостаточном научно-методическом обеспечении процесса формирования экологических знаний и умений, имеющих познавательную, мировоззренческую и активно деятельностную направленность на базисном пропедевтическом этапе в начальной школе.

Дель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы, методы познавательно-трудовой деятельности младших школьников в трудовом обучении для экологической подготовки учащихся.

Объект исследования: познавательно-трудовая деятельность учащихся начальной школы на занятиях по труду и технологии.

Предмет исследования: содержание, формы и методы организации познавательно-трудовой деятельности учащихся 1−4 классов на занятиях по труду и технологии, направленной на формирование экологических знаний и умений.

Гипотеза исследования: познавательно-трудовая деятельность младших школьников станет эффективным средством экологической подготовки, если будет обеспечено:

— содержательное соответствие экологических понятий технологиям труда, психофизиологическим особенностям и образовательному уровню развития младших школьников;

— моделирование семантических и функциональных связей содержания экологических знаний и умений учащихся 1−4 классов с содержанием познавательно-трудовой деятельности;

— применение практико-ориентированных форм и методов обучения трудовой деятельности.

Задачи исследования:

1. Определить для профиля сельскохозяйственного труда ведущие экологические понятия, формирование которых проходит в содержании обучения труду с первого по четвертый класс.

2. Разработать дидактические модели согласования содержания экологической подготовки и познавательно-трудовой деятельности учащихся начальных классов при обучении труду.

3. Обосновать комплекс форм и методов познавательно-трудовой деятельности, обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний и умений младших школьников.

4. Экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов познавательно-трудовой деятельности младших школьников для формирования экологических знаний и умений.

Методологической основой исследования являются концепция экологического образования, концепция функциональной природы политехнических знаний, трудовой подготовки, основополагающие труды отечественной и зарубежной педагогики по проблемам политехнического и экологического образования, теоретические положения о всестороннем развитии личности, современная психолого-педагогическая концепция деятельностного подхода, государственные документы по вопросам образования, а также документы об охране природы и рациональном щщюдопользовании.

В ходе исследования были использованы теоретические и экспериментальные методы: анализ философской, естественнонаучной, психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияпедагогическое наблюдениеизучение опыта преподавания технологии выращивания растенийбеседы с учителями и учащимисяанкетированиеконстатирующий и формирующий эксперименты.

Исследование осуществлялось в период 1991;1998 гг. и включало три этапа.

Этятш тг^вдогатт^;

1-й этап /1991;1992 гг./ состоял в теоретическом изучении проблемы, определении целей и задач теоретической и опытно-экспериментальной работы, проведении констатирующего и разработке методики формирующего эксперимента.

2-й этап /1992;1993 гг./ заключался в проведении формирующего эксперимента.

3-й этап /1993;1998 гг./ имел своей целью обработку данных экспериментальной работы, обобщение результатов исследования и написание на этой основе методического пособия.

Источники исследования. Основной опытно-экспериментальной базой служили школы Л 7, 9, 11, 13 г. Одинцово Московской области.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определены основные экологические понятия, формирование которых проходит в системе занятий по трудовому обучению с первого по четвертый класс;

— установлена совокупность форм и методов познавательно-трудовой деятельности младших школьников при обучении труду для их экологической подготовки;

— выявлено и согласовано содержание познавательно-трудовой деятельности и экологической подготовки, представленное в виде моделей.

Теоретическая значимость исследования заключается в семантическом и функциональном согласовании содержания экологической подготовки учащихся начальных классов и их познавательно-трудовой деятельности, представленного в виде моделей.

Практическая значимостьрезультатов исследования состоит: в разработке содержания экологической подготовки учащихся начальных классов в процессе обучения технологии выращивания растений, в разработке вариантов методики проведения практических занятий, направленных на формирование экологических знаний и умений младших школьников при обучении труду, в выделении уровней сформированности экологических знаний и умений младших школьников при обучении технологии выращивания растений.

Внедрение и апробация работы: разработанные методические пособия по экологической подготовке учащихся 1−4 классов при обучении технологии выращивания растений используются в практике школ Л 7, 9, И, 13 города Одинцово Московской области. Материалы исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на заседаниях лаборатории методики обучения технологии И0С0 РАО, на конференции молодых ученых И0С0 РАО /1998 г./, изложены в публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективность экологической подготовки младших школьников посредством познавательно-трудовой деятельности обеспечивается за счет семантического и функционального согласования содержания трудового обучения и экологии на основе моделирования.

2. Успешное формирование экологических знаний и умений у учащихся начальных классов в познавательно-трудовой деятельности определяется использованием в ней комплекса дидактических средств, включающего объекты труда, учебные карты по выращиванию растений, дающие экологическое обоснование трудовому и технологическому процессам, экологические элементы техносреды.

3. Процесс формирования экологических знаний и умений у учащихся 1−4 классов протекает успешно при реализации форм и методов, предусматривающих в познавательно-трудовой деятельности: сочетание практических занятий с опытнической работой, фенологическими наблюдениями в природеэколого-1фаеведческий характер практической деятельностисочетание разнообразных форм занятий — экскурсий, практических работ, полевых практикумов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы по второй главе.

1. С целью проверки гипотезы разработана методика педагогического эксперимента. Она предусматривала: сочетание практических занятий с опытнической работой, фенологическими наблюдениямиэколого-краеведческий характер практической деятельностиприменение активных методов обучения /наблюдение, опыт, измерение/- освоение технологий содержания растений в уголке живой природы, технологий рационального природопользования при обучении учащихся начальных классов сельскохозяйственному труду. Методика построена по вариативной программе, предполагающей использование различных комплексов дидактических средств.

2. Для оценки уровня сформированное ти у младших школьников экологических знаний и умений создан диагностический аппарат. Выделены уровни сформированности экологических знаний и умений младших школьников /на примере технологии выращивания растений/. В качестве обобщенного критерия эффективности формирования экологических знаний и умений использована характеристика категории экологической готовности учащихся к осуществлению познавательно-трудовой деятельности.

3. Процесс формирования экологических знаний и умений у учащихся начальных классов в познавательно-трудовой деятельности осуществляется более успешно при использовании комплекса дидактических средств, включающего объекты труда, учебные карты по выращиванию растений, дающие экологическое обоснование трудовому и технологическому цроцессам, экологические элементы техносреды.

138 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В диссертации исследован один из аспектов важнейшей задачи, решаемой школой — задачи воспитания экологически грамотной личности как субъекта труда — формирование экологических знаний и умений.

В результате анализа психолого-педагогической литературы, изучения состояния проблемы на практике разработана действенная методика формирования экологических знаний и умений у младших школьников посредством познавательно-трудовой деятельности.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили основные положения гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

1. К экологическим знаниям, связанным с технологиями сельскохозяйственного труда относятся следующие: необходимые условия жизни организмов, приспособленность организмов к среде обитания, экологические группы растений, взаимосвязи растений и животных, цепи питания, природные сообщества, 1фуговорот веществ в природе, человек в системе экологических связей на Земле.

Экологическая готовность младших школьников к труду включает следующие умения: умения по изучению окружающей среды путем исследования характера действия экологических факторов на живые организмы, а также их ответных реакций на действие экологических факторов /познавательные умения/- умения, связанные с конкретной деятельностью по охране, уходу и улучшению окружающей среды /технологические умения/- умения, измеряющие и оценивающие технологические воздействия на природные объекты на всех этапах технологического процесса /контрольно-оценочные умения/.

2. В основу построения модели согласования трудовой и эколо гической подготовки учащихся начальных классов заложено их семантическое и функциональное соотнесение содержания, форм и методов. Семантическое согласование трудовой и экологической подготовки младших школьников применительно к сельскохозяйственному труду направлено на формирование и углубление экологических знаний и выступает в качестве интегративного звена экологических, агротехнических и технико-технологических знаний. Это дает возможность вычленения экологического содержания на нескольких уровнях /экологическом, техническом, социальном, прикладном/ и в разных видах взаимодействия /познавательного, экологического, трудового, эстетического/.

Функциональное согласование трудовой и экологической подготовки предусматривает согласование технологических процессов и видов труда, доступных учащимся начальных классов, с экологическими процессами, происходящими в природных, преобразованных и искусственно созданных и управляемых человеком экологических системах /биоценозах, агроценозах/ и формирование экологических умений в разных видах трудовой деятельности /природоохранной, преобразовательной, созидательной/.

Эффективное формирование экологических знаний и умений учащихся начальных классов достигается при реализации методики, предусматривающей в познавательно-трудовой деятельности комI шгекс форм и методов: сочетание практических занятий с опытнической работой, фенологическими наблюдениями в природеэколо-го-краеведческий характер практической деятельностисочетание разнообразных форм занятий — экскурсий, практических работ. Методика предусматривает освоение ряда технологий: технологий содержания растений в уголке живой природытехнологий рационального и природоохранного природопользования при обучении учащихся начальных классов сельскохозяйственному трудутехнологий биотехнической работы младших школьников.

4. Успешное формирование экологических знаний и умений у учащихся начальных классов на основе познавательно-трудовой деятельности обеспечивает использование комплекса дидактических средств, который включает в себя объекты труда, учебные карты по выращиванию растений, дающие экологическое обоснование трудовому и технологическому процессам.

Перечисленные теоретические положения явились основой для составления учебно-методических пособий по труду, направленных на формирование у учащихся начальных классов экологических знаний и умений посредством познавательно-трудовой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активные методы обучения в природоохранном образовании
  2. Под ред. Д. Н. Кавтарадзе. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 52 с.
  3. .Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 486 с.
  4. П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  5. П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 11−14.
  6. П.Р. и др. Связь трудового обучения с основами наук: Книга для учителя / П. Р. Атутов, Н. И. Бабкин, Ю. К. Васильев. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  7. П.Р., Зверев И. Д. Современные проблемы политехнического образования учащихся // Сов. педагогика. 1981. -№ 3. — С. 11−18.
  8. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  9. С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении / Под ред. И. Ф. Свадковского. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.- 124 с.
  10. С.П. Принципы обучения: Лекции по дидактике. М.: МГПИ, 1975. — 94 с.
  11. С.С. Изучение природоведения как средство трудового воспитания младших школьников: Автореф, дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 19 с.
  12. А.Д. Организация и методика педагогических исследований /рекомендации и материалы/. М., 1981. — 43 с.
  13. Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа. 1997. — & 4. — С. 36−40.
  14. К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  15. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Пособие для учителей / Сост. Л. Ф. Мельчаков. М.: Просвещение, 1981. — 158 с.
  16. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема /Опыт теоретико-прикладного исследования/. Сборник научных статей. — М., 1997. — 64 с.
  17. NI.A., Казакова Л. Н. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся на уроках труда // Начальная школа. 1987. — & 7. — С. 42−45.
  18. Т.М. Урок труда: методическое пособие. М.: ACT — Пресс, 1998. — 127 с.
  19. М.Ю. Развитие новых форм организации экологического образования сельских школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 18 с.
  20. М.Н. Воспитание наблюдательности и творческой инициативы на уроках трудового обучения // Начальная школа. 1962. — Jfe 6. — С. 15−19.
  21. Л.А. Формирование элементов графической грамотности у учащихся на уроках труда в начальных классах: Дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 18 с.
  22. В.В., Ваданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван: Луйс, 1981. — 220 с.
  23. Н.С., Цветкова И. В. Экология и культура: Методика воспитания младших школьников. М.: Б.и., 1995. — 46 с.
  24. А.П. Некоторые формы организации сельскохозяйственного труда // Начальная школа. 1970. — Л 4. — С. 49−51.
  25. А.П. Опытническая работа на уроках сельскохозяйственного труда во 2 классе // Начальная школа. 1972. — Л 4.- С. 64−66.
  26. А.П. Содержание и организация труда младших школьников на учебно-опытном участке: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 22 с.
  27. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. М.: АШ СССР, 1990. — 180 с.
  28. Дидактика начального обучения: Сб. науч. тр. М.: АШ СССР, 1977. — 81 с.
  29. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
  30. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  31. Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении.- М.: Просвещение, 1960. 311 с.
  32. А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1986. — 32 с.
  33. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. -М.: Педагогика, 1981.- 184 с.
  34. А.Н., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Охрана природыв школьном курсе биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. — 207 с.
  35. А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1984. 159 с.
  36. И.Д. и др. Межпредметные связи в современной школе.- М.: Педагогика, 1981, 159 с.
  37. И.Д. Формирование системы знаний в процессе обучения и воспитания. Межпредметные и внутрипредметные связи -важный фактор осуществления воспитания и обучения // Сов. педагогика. 1983. — Л 2. — С. 71−83.
  38. И.Д. Экогласность и образование // Сов. педагогика.- 1991. Л 1. — С. 9−12.
  39. И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  40. А.Я. Воспитание у младших школьников любви к сельскохозяйственному труду через опытническую работу // Начальная школа. 1984. — Д 7. — С. 49−53.
  41. А.О. Пути и средства формирования познавательных умений и навыков у младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1982. — 17 с.
  42. В.М. Об усовершенствованном варианте проекта стандарта образовательной области «Технология» // Школа и производство. ~ 1998. Л 1. — С. 6−10.
  43. Г. П., Собцова Л. А. Связь уроков природоведения с уроками трудового обучения // Начальная школа. 1984. -№ 2. — С. 47−49.
  44. В.А. и др. Основы методики трудового и профессионального обучения / В. А. Кальней, В. С .Капралова, В.А.Поляков- Под ред. В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1987. — 191 с
  45. З.А. Формирование у младших школьников интереса к сельскохозяйственному труду // Начальная школа. 1978.- ¡-к 7. С. 38−41.
  46. З.А. и др. Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека: Пособие для учащихся 3-го класса четырехлетней нач. шк. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1990. — 47 с.
  47. Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. — * 4. — С. 5−14.
  48. Концепция трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ / Атутов П. Р., Поляков В. А. и др. М.: НИИ ТОиПО АПН СССР, 1988. — 61 с.
  49. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  50. Р.ф. Применение поэлементного анализа для отбора содержания проверочных заданий // Вопросы совершенствования проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. М.: АПН СССР, 1982. — С. 23−30.
  51. Критерии, методы и методика изучения и формирования отношений школьников к природе: Методические рекомендации и разработки. Ставрополь, Пятигорск: ПГПИИЯ, 1988. — 201 с
  52. Критерии и показатели эффективности трудовой подготовки школьников: Методические рекомендации. М.: АПН СССР, 1989. — 54 с.
  53. А.Г. Содержание и организация наблюдений за природой и трудом людей в начальных классах // Некоторые вопросы обучения младших школьников. Магадан, 1980. — 108 с
  54. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980. — 334 с.
  55. Н.Д. Психологические особенности младших школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. — 48 с.
  56. Н.Д. Психология труда. М.: Просвещение, 1969. -424 с.
  57. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  58. Г. П. Методика обучения сельскохозяйственному тру ду: Учебное пособие для вузов по спец. «Педагогика и методика начального обучения». М.: Просвещение, 1989. — 96 с
  59. Г. П. Формирование системы знаний о растениях у учащихся 2-го класса на основе межпредметных связей: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976. — 16 с.
  60. Г. П. Экологическое воспитание первоклассников на уроках сельскохозяйственного труда // Начальная школа.- 1990. 1 9. — С. 45−50.
  61. A.A. О психологической подготовке учащихся начальных классов к труду // Начальная школа. 1960. — № 6.- С. 15−19.
  62. A.A. Учителю о психологии младшего школьника.
  63. Пособие для учителя. ~ М.: Просвещение, 1977. 224 с.
  64. A.C. Воспитание гражданина: Сб. М.: Просвещение, 1988. — 302 с.
  65. Т.В. Содержание, формы и методы обучения на школьном учебно-опытном участке // Начальная школа. 1984.1. Jfe 7. С. 53−55.
  66. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  67. М.И. Современный урок. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Педагогика, 1985. 184 с.
  68. В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 3 класса четырехлетней нач. шк.- М.: Просвещение, 1992. 92 с.
  69. Методика изучения системы интересов учащихся / АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии. М.: Б.и., 1991. — 32 с.
  70. Методы и организационные формы политехнического образования школьников / Под ред. П. Р. Атутова, М.: 1978. — 107 с.
  71. В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя. Минск: Нар. асвета, 1987. — 109 с.
  72. .М., Наумова Л. Г. Экологическое просвещение на уроках труда в сельской школе // Школа и производство. 1993.- Л 2. С. 27−29.
  73. Младший школьник как субъект педагогического воздействия: Межвуз. сб. науч. тр. /Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л.: ЛПЗИ, 1989. — 131 с.
  74. Национально-региональные особенности экологического образования и воспитания / Тезисы докладов. Улан-Удэ: ТОО «Олзон», 1975. — 177 с.
  75. A.M. Как работать над диссертацией /пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю/. М.: Педагогический поиск, 1994. — 146 с.
  76. Г. С. Опыты и наблюдения над растениями. М.: Просвещение, 1976. — 175 с.
  77. Л.И. Урок в современной школе: Пособие для учителя. 2 изд., перераб. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  78. Организация экологического образования в школе. Пособие для работников средней общеобразовательной школы / Подред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. Пермь, 1990. — 150 с.
  79. Основы методики трудового обучения /В.М. Казакевич, В. А. Поляков, А.Е.Ставровский- Под ред. В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
  80. Отношение школьников к природе / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной, M": Педагогика, 1988. — 29 с.
  81. Л.П. Педагогические условия и средства экономической подготовки социального педагога в пед. вузе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 19 с.
  82. Педагогические принципы и условия экологического образования. Сб. науч. тр. / Редкол.: А. Н. Захлебный /отв. ред./ и др. М.: Изд-во АПН СССР. — 1983. — 98 с.
  83. И.Г. Избранные педагогич. сочинения: в 2-х т.
  84. Т. 1 / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981. — 336 с.
  85. A.A. Природоведение. Учебн. для 3 кл. четырехлетней нач. шк. / Под ред. И. Д. Зверева, М.: Просвещение, 1992. — 160 с.
  86. A.A. Программа «Природоведение и сельскохозяйственный труд», 3−4 класс // Начальная школа. 1995. — № 8.- С. 47−51.
  87. Подготовка младших школьников к проведению опытнической работы с комнатными растениями: Метод, рекомендации. М.: АПН СССР, 1989. — 35 с.
  88. О.Н. Работа по программе «Природоведение и сельскохозяйственный труд» // Начальная школа. 1995. — & 4. -С. 29−35.
  89. Е.А. Связь уроков природоведения с сельскохозяйственным трудом в сельской школе // Начальная школа. 1985- 2. С. 67−69.
  90. Преподавание основ охраны природы в начальной школе / Под ред. В. А. Ананьева. Томск: Б.и., 1994. — 249 с.
  91. Приоритеты современной педагогики: мир экология — сотрудничество. — М.: Центр педагогики мира, 1993. — 160 с.
  92. Проблемы природоохранного просвещения: Сб. статей. Новосибирск: Наука, 1980. — 189 с.
  93. Проблемы современной экологии и экологического образования: Сб. науч. тр. М.: Моск. вет. акад. им. К. И. Скрябина, 1994. — 144 с.
  94. Проблемы формирования экологической ответственности школьников: Сб. науч. тр. М.: 1984. — 78 с.
  95. Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. В 2-х частях. Таллин, 1980. — Часть 1. — 224 с.
  96. Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. /1−4/.- М.: Просвещение, 1996. 397 с.
  97. Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. -М.: Мысль, 1990. 639 с.
  98. Решение младшими школьниками познавательных задач природоохранительного содержания. Калининград: КГУ, 1995. — 19 с
  99. В.И. Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 3 класса трехлетней нач. шк. М.: Просвещение, 1988. — 96 с.
  100. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т.т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- 608 с.
  101. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 421 с.
  102. Сельскохозяйственная опытническая работа учащихся общеобразовательных школ / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: АПН РСФСР, 1970. — 260 с.
  103. Л.П. Задания по экологии для младших школьников // Начальная школа. 1998. — Л 2. — С. 42−49.
  104. Система вузовской подготовки будущих учителей начальных классов к экологическому воспитанию младших школьников /Метод, рекомендации. Киев, — Румк, 1987. — 47 с.
  105. М.Н. Дидактика средней школы. М.: Педагогика, 1982. — 150 с.
  106. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю, М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  107. М.Н. Обогащение интеллектуального содержания труда и некоторые проблемы психологии // Вопросы психологии.- 1957. A3. — С. 39−43.
  108. S.C. Экологическое образование в подготовке учителя. М.: Педагогика. 104 с.
  109. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.
  110. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении:
  111. Дидактическое исследование / Под ред. Л. В. Занкова. «М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 380 с.
  112. В.П. Актуальные проблемы начального обучения / Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976. — 207 с.
  113. А.Н. Экология русской культуры и народный месяцеслов // Человек и природа. 1988. — № 8. — С. 63−76.
  114. И.Т. Человек и природа на уроках биологии. -Минск: Нар. асвета, 1983. 80 с.
  115. И.Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995. — 96 с.
  116. И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир. М.: Новая школа, 1994. — 127 с.
  117. В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы сельской средней школы. -М.: Просвещение, 1969. 396 с.
  118. В.А. Сердце отдаю детям. Киев, Радянська школа, 1969. — 46 с.
  119. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  120. Я.Ю. Взаимосвязь обучения природоведению и сельскохозяйственному труду как условие усовершенствования знаний учащихся начальных классов: Автореф. дис.. канд. пед.наук. Вильнюс, 1978. — 18 с.
  121. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с
  122. К.А. Наука и демократия. Собр. соч., т. 11. М.: Сельхозгиз, 1939. — с. 223.
  123. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ / Под ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. — 176 с.
  124. Трудовое обучение в начальных классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. — 270 с.
  125. Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин. -Ташкент, Укитувчи, 1991. 190 с.
  126. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  127. Уроки трудового обучения: Третий класс. Пособие для учителя / Сост. И. Г. Майорова. М.: Просвещение, 1975. — 170 с.
  128. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты общего образования / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова.- М.: Прометей, 1997. 43 с.
  129. К.Д. Материалы для «Педагогической антропологии», т. 3. Спб, 1908. С. 10−11.
  130. Л.П. Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами наглядности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Харьков, 1984. — 17 с.
  131. Ю.Л., Кожина O.A. Экологические знания в образовательной области «Технология» // Школа и производство. -1996. А 2. — С. 16−18.
  132. И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: Академия развития, 1997. 189 с.
  133. Н.Е., Рожнев Я. А. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. — 128 с.
  134. И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. * М.: Просвещение, 1988. 160 с.
  135. Окольное экологическое образование: Сб. науч. мат. Казань: Природа, 1994. 72 с.
  136. Ю.Ю. Обучение как процесс управления познавательной деятельностью учащихся. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1973. — 131 с.
  137. B.C. Опытническая работа на учебно-опытном участке.- М.: Просвещение, 1971. 207 с.
  138. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов школьников. М.: Педагогика, 1988. -208 с.
  139. Г. й. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  140. Экологическое образование в деятельности школьного коллектива. Материалы международного семинара стран членов СЭВ и Финляндии / Под ред. И. Д. Зверева. — М.: АПН СССР, 1983.- 100 с.
  141. Экологическое образование в России: Проблемы и практика. /Сб. науч. статей/. Тобол, 1995. «136 с.
  142. Экологическое образование в школе: Концепция. М., Моск. центр межнац. и сравн. образования, 1994. — 32 с.
  143. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  144. Экологические очерки о природе и человеке. М.: Прогресс, 1988. — 640 с.
  145. Экология. Учебные программы для непрерывного экологического образования: Д/с школа — Вуз. — Борисоглебск.: 1995. — 59 с
  146. Д.Б. Избранные психологические труда. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  147. Д.Б. Психология обучения младших школьников. М.:1541. Знание, 1974. 64 с.
  148. Т.П. Игра в нравственно-экологическом воспитании младших школьников. Екатеринбург: Б.и., 1992. — 51 с.
  149. Г. А., Третьякова Л. Проблемы экологического образования // Вестник высшей школы. 1991. — Л 3. — С. 38−45.
Заполнить форму текущей работой