Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегическое управление инновационной трансформацией хозяйственной системы региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным научным результатом диссертационного исследования является разработка системы стратегического управления хозяйственной системой региона в условиях её комплексной трансформации, обусловленной объективным и последовательным переводом всех подсистем на инновационный тип развития. Данный процесс предполагает: существенные изменения структуры региональной экономикитрансформацию регионального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы инновационной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой и Российской Федерации
    • 1. 1. Эволюция теории инноваций и её современные аспекты
    • 1. 2. Опыт управления инновационным развитием регионов в странах с развитой рыночной экономикой
    • 1. 3. Институциональные основы инновационной деятельности в
  • Российской Федерации и её регионах
  • Глава II. Состояние и приоритетные направления перевода региональных хозяйственных систем на инновационный путь развития (на примере Владимирской области)
    • 2. 1. Анализ динамики инновационных процессов на региональном уровне
    • 2. 2. Обоснование структуры и содержания стратегии инновационной трансформации хозяйственной системы региона
    • 2. 3. Механизм формирования и реализации инновационной политики в регионе
  • Глава III. Формирование стратегии инновационной трансформации хозяйственной системы региона
    • 3. 1. Основные принципы стратегического управления трансформацией экономики региона в инновационном 98 направлении
    • 3. 2. Обоснование содержания инновационной политики в структуре стратегии инновационной трансформации экономики региона
    • 3. 3. Региональные и межрегиональные аспекты территориального планирования инновационного развития

Стратегическое управление инновационной трансформацией хозяйственной системы региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Переход Российской Федерации к рыночной экономике, разрыв устоявшихся экономических связей вызвал длительный системный кризис, который затронул не только государственные основы и общественные устои, но и всю экономическую систему. По ключевым макроэкономическим и социальным показателям Россия попала в полосу значительной отрицательной динамики. Используемые на практике модели управления территориальным развитием оказались неадекватными реально складывающейся ситуации. Новый этап реформирования экономики, обусловленный необходимостью ее перевода на инновационный путь развития, требует новых принципов и подходов к повышению устойчивости функционирования хозяйственных систем. Возрастает теоретическая и практическая значимость детального исследования тенденций развития, дальнейшего совершенствования форм и методов государственного регулирования хозяйственных процессов на федеральном и региональном уровнях управления.

Все составные компоненты социально-экономической системы страны взаимосвязаны, но особую роль в ней всё больше играет региональный уровень, что предопределяется многими причинами, в том числе: передачей значительной части полномочий и ответственности за их выполнение на региональный уровень государственной власти по созданию комплекса условий для полноценной жизнедеятельности сообщества людей, проживающих на данной территориинеобходимостью реализации различных моделей территориального управления с учетом природно-климатических, социально-экономических, национально-этнических и других особенностей в условиях усиливающейся дифференциации развития регионов Россиибольшей эффективностью ряда направлений экономических реформ, задействования ресурсных возможностей и материально-финансовых источников развития на региональном уровне, особенно в условиях упразднения отраслевых структур управления на Федеральном уровнепотребностью учета специфики территорий в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики и т. д.

В тоже время ассиметрия в социально-экономическом развитии регионов постоянно усиливается, при этом более 50% суммарного ВРП страны производится в десяти субъектах РФ. В них же сосредоточены основные инвестиции и другие ресурсы экономики, что порождает социальные противоречия и конфликты.1.

Во многих регионах не созданы полноценные материально-технические и экономические условия для реализации региональными и муниципальными органами власти своих полномочий, что проявляется в высоком уровне дотационности бюджетов 67 субъектов Российской Федерации, низких темпах обновления основных производственных фондов и их активной части, медленном решении ряда социальных проблем.

Российская экономическая система перестала воспроизводить полноценные внутренние факторы саморазвития, в том числе инновационные. Недостаточная системность работы государственных органов управления не позволяет создать и запустить единый хозяйственный механизм подъёма страны, решить насущные социально-экономические проблемы. Отсутствие инвестиционных накоплений ещё раз подтверждает необходимость поиска наиболее оптимальных, с точки зрения социальной результативности, путей инновационной трансформации России и её регионов.

Возникает потребность формирования новых подходов к управлению функционированием и развитием региональных хозяйственных систем и,.

1 Кретинин В. А. Региональная экономика и управление: переход к устойчивому развитию. Монография. -Владимирское книжное издательство «Собор», 2007, с. 6−7. прежде всего, выработки эффективной инновационной политики, обеспечивающей поступательное и комплексное развитие региона.

Актуальность указанной работы обусловлена ещё и тем, что для обеспечения устойчивого функционирования экономики России и её регионов необходимы стратегический, системный подход к внедрению в экономику научных достижений, разработка механизмов активизации инновационной деятельности как базового компонента экономической устойчивости региона, государственного регулирования процессов формирования целостного инновационного комплекса субъекта Российской Федерации.

Возникает потребность в чётко разработанной и продуманной государственной инновационной политике, как в Российской Федерации, так и её регионах. Следует использовать различные способы и средства управляющего воздействия, позволяющие в той или иной степени влиять на ход инновационных процессов, увеличение продолжительности жизненного цикла инноваций и рост их эффективности. «Очевидно, для реализации поставленных целей нужны и совершенно новые требования к государственному управлению. Оно должно способствовать формированию чётких целей развития и создавать систему, ориентированную на их достижение. Реальные результаты в построении инновационного общества должны стать главным критерием оценки работы всей государственной машины».1.

Предстоит осуществить эффективную трансформацию хозяйственной системы региона не методом проб и ошибок, а придать этому процессу научный, стратегический характер, исходя из долгосрочных целей и текущих задач территориального развития. Всё это требует проведения комплексных научных исследований по созданию оптимального механизма воздействия на региональную хозяйственную систему с учётом важнейших достижений отечественной и мировой науки.

Отработка механизма государственного регулирования2 трансформационных процессов позволит значительно сократить время и объём вовлекаемых ресурсов на осуществление реформ, а также ослабить их побочные негативные проявления.

Степень научной разработанности проблемы. Трансформационным процессам на федеральном и региональном уровнях государственного регулирования уделяется повышенное внимание как российских, так и зарубежных исследователей.

В научных трудах видных отечественных ученых — Л. И. Абалкина, О. Т. Богомолова, В. И. Вернадского, Е. П. Велихова, А. Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, В. И. Кушлина, В. Д. Магилевского, Н. П. Тихомирова, В. Ф. Уколова, А. Д. Урсула, А. Н. Фоломьева, Ю. В. Яковца и других критически проанализированы итоги, трансформационных процессов, разработаны обновленные теоретические и методические подходы к переводу экономики России, ее отдельных регионов и территориальных экономических подсистем на принципы устойчивого развития. Значительный вклад в развитие научных взглядов на стратегию управления социально-экономическими системами разного уровня сделан в работах зарубежных учёных Р. Акоффа, М. Гэри, Д. Джонсона, К. Иберла, Р. Хилсмена, Р. Штойера, а также российских учёных — К. Балдина, В. Варфоломеева, Н. Карданской, О. Кулагина, Ю. Лапыгина, Р. Фатхутдинова и других.

Однако, существующие теоретические и методологические подходы к оценке региональных потенциалов инновационного развития недостаточно.

2 В данном исследовании формирование механизма эффективного государственного регулирования исследуется на уровне субъекта РФ. Под механизмом государственного регулирования экономики понимается совокупность конкретных форм и методов регулирования, организационных структур, а также правовых норм, с помощью которых достигается приспособление экономической системы к изменяющимся условиям. совершенны, поскольку не отражают в полной мере особенностей расширенного воспроизводства, необходимости комплексного подхода к учету и анализу сложившихся на территории производительных сил, изменившихся экономических отношений в разрезе «государство — субъект РФ», что порой приводит к принятию ошибочных стратегических решений.

С учетом большой научной и практической значимости представляется целесообразным по вопросу инновационной трансформации хозяйственной системы региона проводить дополнительные и комплексные исследования, позволяющие разрабатывать механизмы стратегического управления данными процессами в регионе.

Целью диссертационного исследования является разработка целостной системы стратегического управления инновационной трансформацией хозяйственной системы региона в условиях современной модернизации российской экономики.

Указанная цель предопределила постановку и решение следующих логически связанных задач:

1. обобщить опыт управления инновационным развитием регионов в странах с развитой рыночной экономикой, систематизировать формы и методы государственного регулирования инновационных процессов, выявить наиболее эффективные из них для возможного применения в России;

2. исследовать реальное состояние и динамику инновационных процессов в субъектах РФ, систематизировать наиболее значимые проблемы и сдерживающие факторы развития;

3. обосновать содержание матриц решений по инновационному обновлению экономики региона, а также основное содержание стратегии трансформации хозяйственной системы региона в инновационном направлении;

4. построить целостную систему стратегического управления инновационной трансформацией экономики региона;

5. обосновать содержание, механизм формирования и реализации инновационной политики в структуре стратегии инновационной трансформации хозяйственной системы региона;

6. проработать региональные и межрегиональные аспек! Ы территориального планирования инновационного развитиясформулировать теоретические и практические рекомендации для последующих исследователей.

Объектом исследования в диссертационной работе является региональная хозяйственная система, рассматриваемая как совокупность образующих её компонентов, процессов и их взаимосвязей, ориентированных на инновационное обновление посредством последовательного совершенствования стратегического управления трансформационными процессами в регионе.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений, возникающих в ходе инновационной трансформации хозяйственной системы региона, а также процесс формирования целостной системы стратегического управления инновационным развитием экономики региона.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют достижения современной экономической науки в области общественного воспроизводства, инновационного типа развития, государственного регулирования экономики и теории систем. В работе учтены положения Конституции и основополагающих Законов РФ, Постановления Правительства РФ по вопросам экономической реформы, управления инновационным развитием. Использованы научные разработки.

Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Института социально-экономического развития ЦФО, Владимирского государственного университета и ряда других Вузов страны. Исследование базируется на системном подходе, в нем применены методы моделирования, прогнозирования и программирования, стратегического планирования, декомпозиции, агрегирования, статистического и SWOT- ^ анализа, экспертной оценки, наблюдения, а также экономико-географический, картографический и другие.

Информационнуюбазуисследованиясоставили правительственные программы, материалы Федеральной службы госстатистики, аналитические отечественные и международные материалы по исследуемой проблеме, в том числе полученные через Интернет, а также информационно-аналитическая база комитетов по экономической и промышленной политике администрации Владимирской области. Достоверность исследования обеспечивается наличием системы логических доказательств и аргументов, обоснованных лично автором.

Основным научным результатом диссертационного исследования является разработка системы стратегического управления хозяйственной системой региона в условиях её комплексной трансформации, обусловленной объективным и последовательным переводом всех подсистем на инновационный тип развития. Данный процесс предполагает: существенные изменения структуры региональной экономикитрансформацию регионального воспроизводственного цикла в инновационном направлении по всем основным параметрам. Разработанная система базируется на обновленной методологической основе, предусматривающей принципиально новое взаимодействие основных субъектов управления инновационным процессам, при котором наука играет доминирующую роль в инновационном развитии регионаосновное содержание инновационной политики формируется исходя из стратегических задач по трансформации хозяйственной системы региона с учётом его сильных и слабых сторон, динамично изменяющегося внешнего окружения, а также долгосрочных ориентиров федерального, межрегионального, муниципального и корпоративного развития.

Диссертационное исследование выполнено в рамках направлений п.п. 4.10 и 5.17 Паспорта специальностей ВАК Российской Федерации (экономические науки).

Научная новизна работы состоит в следующем:

В рамках направления «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью»:

1. Уточнены природа, содержание и функции инноваций, которые заключаются не только в удовлетворении, но и в формировании новых потребностей человека.

2. Обоснованы результативные формы и методы повышения инновационной активности в регионе, в их числе: формирование зон опережающего развития, отраслевых, межотраслевых и межрегиональных инновационных кластеров, объединяющих научные, образовательные учреждения, производство и рыночную инфраструктуруобеспечение опережающего развития фундаментальных наук, а также важнейших прикладных исследований и разработоквзаимодействие государственного и частного капиталов в целях ускоренного развития науки, техники и технологийрациональное сочетание государственного регулирования, рыночных механизмов, воздействия некоммерческих саморегулируемых организаций, мер прямой и косвенной мотивации работников инновационной сферыформирование регионального заказа на подготовку научных и инженерных кадров высшей квалификации как важнейшего интеллектуального и организационного ресурса, повышение в этих целях роли Вузов и создаваемых университетских комплексов.

3. На основе системного видения трансформационных процессов и принципов их регулирования разработана модель формирования инновационной инфраструктуры в регионе, в состав которой включены инновационно-технологические центры, научные, технологические парки городов и районов, общественные саморегулируемые организации, финансовые институты, консалтинговые фирмы, малые и средние предприятия, реализующие инновационные проектыобоснованы структура холдинга для управления инновационной деятельностью в регионе и этапы процесса сопровождения инновационного продукта от разработки до внедрения, включающего в себя разработку механизма внедрения инноваций, формирование ресурсного обеспечения, организацию и стимулирование сотрудничества с научно-техническими центрами и институтами, конкурсный отбор инновационных проектов и другие.

Дана авторская классификация коммерческого, экономического, бюджетного, социального и экологического эффектов, достигаемых не только от внедрения инноваций в деятельность коммерческих организаций, но и от перепродажи покупных новшеств и собственных разработок.

В рамках направления «Региональная экономика»:

4. Доказана целесообразность изменения содержания государственно-частного партнёрства в инновационной сфере региона. Предложено перейти от утвердившейся в науке и практике трёхзвенной модели партнёрства «Власть-бизнес-сообщество» к обновлённой — «Наука-власть-бизнес-сообщество», обеспечивающей более рациональное взаимодействие всех субъектов управления и достижение комплексного эффекта инновационной деятельности.

5. Обоснованы принципы регионального и межрегионального территориального планирования в целях инновационного преобразования территорий, максимально эффективного использования их потенциалов. К данным принципам отнесены: равномерное размещение производственного потенциала по территории субъекта РФ или экономического мегарегиона с учётом наличия источников сырья, топлива, энергии и мест потребления готовой продукции, территориального разделения труда, созданного научно-технического потенциала и имеющейся па территории инфраструктурыцелеполагающая установка достижения (хотя бы в перспективе) бюджетной самообеспеченности территорийцелесообразность формирования в зоне транспортных коридоров промышленно-обслуживающих кластеров по выпуску инновационной продукциидостижение рациональной зональной специализации сельхозпроизводства и развития перерабатывающих мощностей, предприятий малого и среднего бизнесаприоритетное размещение на территории предприятий, обеспечивающих мультипликативный эффектпостроение агламерационных кластеров для расширения межрегиональных связей, реализации проектов по дальнейшему развитию транспортной и энергетической инфраструктуры.

Практическая значимость работы обусловлена реализацией одного из главных принципов экономики — взаимодействия теории и практики. Положения и выводы, сформулированные в ходе исследования, нашли применение при реализации на территории Владимирской области проекта Европейского Союза Tacis и опубликованы в учебно-методическом пособии «Стратегический выбор развития региона: методология и функциональные подходы». Авторская система стратегического управления трансформацией экономики региона в инновационном направлении явилась основой для разработки базовой программы инновационного развития региона и использована Институтом социально-экономического развития ЦФО при формировании «Стратегии развития Владимирской области до 2027 года».

Отдельные рекомендации, содержащиеся в диссертации, находят практическое применение в деятельности департаментов, комитетов администрации и Счётной палаты Владимирской области по совершенствованию форм и методов управления экономикой на региональном и муниципальном уровнях.

Учитывая, что Владимирская область не является сырьедобывающей, не располагает значимыми запасами природных ресурсов, в структуре её хозяйственного комплекса преобладают перерабатывающие отрасли экономики, типичные для многих областей ЦФО (Тульской, Костромской, Рязанской, Ивановской и др.), а по социально-экономическому развитию она относится к группе регионов «с уровнем ниже среднего», предложенные механизмы инновационной трансформации, а также другие теоретические и фактические материалы, обобщённые в исследовании, могут быть с высокой степенью достоверности использованы в практической деятельности органов государственной власти других субъектов Российской Федерации.

Внедрение и апробация результатов исследования. Отдельные положения и выводы диссертационного исследования излагались автором и получили поддержку на многочисленных международных и межрегиональных научно-практических конференциях, состоявшихся в 2003;2008 годах в городах Москве, Новочеркасске, Владимире, Муроме и других. Различные фрагменты исследования докладывались на заседаниях коллегии Счётной палаты Владимирской области. Материалы, подготовленные диссертантом, используются на практических занятиях со студентами по дисциплинам «Региональная экономика и управление» и «Инновационное управление развитием территории» во Владимирском филиале РАГС при Президенте РФ.

По материалам исследования автором подготовлено 28 научных публикаций общим объёмом более 20 печатных листов.

Основные результаты деятельности по направлениям наука и инновации по Владимирской области п/п Наименование показателя 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007.

1. Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки 37 35 33 34 35 32 30.

2. Численность работников, выполнявших исследования и разработки (на конец годачеловек):

Разработки основной деятельности 9197 8873 8244 8638 7913 7640 7453.

Научно-педагогические работники 630 608 580 614 772 882 709.

Численность аспирантов 542 569 605 594 606 592 616.

3. Технологические инновации*.

Удельный вес организаций, 9,1 8,9 7,3 9,9 10,7 12,9 9.8 данные приведены по крупным и средним предприятиям и организациям отраслей «промышленность», «связь», «информационно-вычислительное обслуживание», «общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка» занимающихся инновационной деятельностью в общем числе обследованных организаций, %.

Число инновационно-активных предприятий 42 20 34 44 51 62 48.

4. Удельный вес предприятий, участвовавших в технологическом обмене, в общем числе инновационно-активных предприятий, %: предприятия, приобретавшие технологии 40,5 40,0 47,1 40,9 33,3 41,9 41,7 предприятия, передававшие технологии 4,8 — 2,9 4,5 7,8 1.6 8,3.

5. Затраты на технологические инновации, млн. рублей 649,7 798,2 638,9 1089,6 673,5 1333,9 1857,1.

6. Общий объём отгруженной инновационной продукции, млн. рублей 2137,0 2289,9 2920,2 2413,2 3390,6 6642,0 6546,6.

Ряд научных разработок воплощены в образцы, которые прошли этап производственной подготовки и выпускаются серийно (вакцина против птичьего гриппа — института защиты животных, всеволновый радиоприемник и аппаратура симплексной связи для малых судовМуромского радиозавода, УКВ радиостанция «Фазан» — завод «Электроприбор» и другие). Специализированным конструкторским бюро приборостроения и автоматики (г. Ковров) сконструирована и запущена в производство серия роботов, предназначенных для работы в крайне опасных и тяжелых для человека условиях. ОАО НПО «Магнетон» внедрил уникальную методику выращивания монокристаллического магнита заданной конфигурации. Следует отметить достижения в научно-технической сфере малых научных предприятий и творческих коллективов. Так, в ООО «Экофил» создаются и реализуются уникальные, не имеющие в мире аналогов системы водоподготовки, основанные на самых передовых научных разработках в этой области. ООО «Контэл» — разрабатывает и производит свободнопрограммируемые контроллеры, предназначенные для автоматизации локальных и комплексных систем управления. В ООО «Центр теплофизических исследовании «Терма» (г. Александров) — разработаны новые методы выращивания кристаллов.

Разработки научных организаций области получают достойную оценку научного сообщества. На прошедшем в начале февраля 2007 года Международном Салоне инноваций и инвестиций 6 разработок владимирских организаций удостоены медалей. Ежегодно в рамках регионально-федерального сотрудничества наши представители области выигрывают конкурсы на софинансирование научных разработок из средств федерального бюджета через Российский Фонд Фундаментальных Исследований.

На территории Владимирской области сложились благоприятные условия для развития наукоемкой промышленности медицинской направленности. Так, создание научно-производственного биотехнологического центра по разработке отечественных препаратов, получаемых методом генной инженерии, используемых в гематологии, онкологии, госпитальной практике, позволит обеспечить передовыми конкурентоспособными научными разработками данную отрасль производства.

Вместе с тем, анализ регионального инновационного потенциала показывает, что основным сдерживающим фактором его дальнейшего развития является отсутствие интеграционного механизма, основанного на привлечении и использовании необходимых ресурсов (финансовых, производственно-технологических, управленческих и т. д.), а также эффективных мотивационных стимулов и условий для успешного продвижения инноваций на рынок. Основным источником покрытия расходов на технологические инновации являются собственные средства организаций. За счёт них в год финансируется более 80% капитальных и текущих затрат на инновации.

В период «реформ» наиболее пострадал «человеческий капитал». Численность научных работников сократилась с 18 до 7,6 тысяч человек, т. е. в 2,4 раза, причём это снижение произошло за счёт потери (в 3 раза) специалистов непосредственно осуществляющих научные исследования и разработки. Произошёл значительный отток кадров в более престижные, высокооплачиваемые сферы деятельности.

В современных условиях сложился серьёзный разрыв между разработчиками научно-технической продукции, промышленностью и другими заказчиками. Слабые взаимосвязи научно-исследовательских организаций с конкретными предприятиями, а также отсутствие опыта коммерциализации разработок являются серьёзными причинами, сдерживающими продвижение наукоёмких проектов в производство. Формирование региональной инновационной системы находится на начальном этапе развития. Её организационные элементы функционируют независимо друг от друга. Создаваемая инфраструктура инновационной деятельности требует доработки, так как не выполняет значительной части функций, определяющих эффективность инновационной деятельности (защита прав интеллектуальной собственности, венчурное финансирование, страхование рисков, патентно-лицензионная работа и.

ДР-).

Каталог инновационных проектов Владимирской области1 свидетельствует о том, что значительная их часть принадлежит по новационному потенциалу к модифицированным, по степени новизны — к относительным и условным. Не случайно значительная доля выпускаемой продукции в области отстаёт от современного мирового уровня по.

1 — анализ проведён с использованием базы данных комитета по промышленной политике и науке администрации Владимирской области конкурентоспособности, техническому уровню и патентной защищённости.

Опрос, проведённый органами госстатистики на предприятиях Владимирской области, показал, что среди основных факторов, препятствующих инновациям, можно выделить:

Экономические, в том числе: недостаток собственных денежных средств, высокая стоимость нововведений, слабая финансовая поддержка со стороны государства, низкий платёжеспособный спрос на новые продукты, высокий экономический риск.

Внутренние факторы, включающие в себя: низкий инновационный потенциал организации, недостаток квалифицированного персонала, неразвитость кооперационных связей.

И прочие, такие как: не высокая стимулирующая роль законодательной базы, регулирующей инновационную деятельность, неразвитость рынка технологий и инновационной инфраструктуры.

Для решения региональных проблем необходимо: разрабатывать организационно-финансовые механизмы управления развитием инновационной деятельностиинтегрировать ресурсы и субъекты науки, промышленности и бизнеса для инновационной деятельности (формировать инновационные кластеры) — создавать межрегиональные рынки инноваций и привлекать инвестиции в инновационную сферуформировать благоприятную среду для инновационной деятельности.

В условиях Владимирской области с её мощным промышленным потенциалом главным ресурсом инвестирования для ускоренной модернизации производства на основе внедрения новых технологий должны стать внутренние финансовые источники. В настоящее время этому препятствуют следующие негативные факторы: неустойчивое или плохое финансовое положение предприятий, около 23 процентов которых является убыточными, что сводит до минимума возможность проведения работ по обновлению и расширению номенклатуры продукции и переоснащению производстванизкая инновационная активность потребителей НИОКР, в том числе по причине отсутствия механизма и стимулов такой деятельности.

Не менее важной проблемой развития инновационной сферы наряду с её финансированием является невостребованность научно-технических работ, что приводит к снижению темпов прироста объёмов научно-технических работ во всех отраслях экономики. Причина подобного явления — в слабой связи инновационных процессов с реальными рыночными потребностями в инновациях.

Активное участие потребителей в разработке новых товары будет также способствовать стимулированию инновационного процесса и снижению маркетинговых затрат на завершающих этапах инновационного процесса, связанных с появлением новинки на рынке, её продвижением и коммерческим стимулированием.

2.2. Обоснование структуры и содержания стратегии инновационной трансформации хозяйственной системы региона.

На основании оценки состояния и динамики инновационных процессов во Владимирской области, а также SWOT-анализа инновационного комплекса региона, использования методов анкетирования хозяйственных руководителей и экспертных оценок в ходе исследования определены сильные и слабые стороны хозяйственной системы региона, перспективные возможности и угрозы для его развития.

Установлено, что сдерживающими факторами в трансформации хозяйственной системы региона в инновационном направлении (слабыми сторонами) являются:

• Значительный удельный вес предприятия традиционной экономики с устаревшей структура издержек, основанной на экстенсивных методах организации производства. В данном секторе экономики занято 96% работающих, при этом производительность труда на порядок ниже, чем на вновь созданных предприятиях с иностранными инвестициями.

• Высокая степень износа основных производственных фондов и объектов инженерной инфраструктуры, что не обеспечивает требуемых темпов развития региона. Так, степень износа в 2006 г. по видам экономической деятельности составляла1: «добыча полезных ископаемых» — 63,2% (по России — 53,3%), «обрабатывающие производства» — 46,6% (47,5%), «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» — 50,7% (52,2%). Самый высокий износ имеют машины и оборудование, транспортные средства. Средний возраст машин и оборудования в промышленности — 13 лет. В целом, старение основных фондов происходит значительными темпами (2−3% в год), что свидетельствует об ограниченных возможностях.

По данным терршориального органа Федеральной службы госс1атистики по Владимирской области. предприятий в проведении мероприятий по модернизации собственного производства. На большинстве предприятий модернизация основных технических средств, оборудования, зданий не производилась в течение длительного срока, и степень износа приближается к критическим значениям.

• Недостаточный уровень загрузки производственных мощностей. По многим основным видам продукции производственные мощности используются менее, чем на половину. В результате высокая доля условно-постоянных затрат в структуре себестоимости продукции не обеспечивает ее конкурентоспособность.

• Утеря основных производственных и оборотных средств предприятий вследствие неэффективного управления активами. Из-за объективных причин, связанных с изменениями рыночной конъюнктуры, структуры потребительского спроса, а также субъективных — обусловленных неэффективным непрофессиональным управлением активами, прекратили свою деятельность, в том числе ликвидированы в процессе банкротства, ряд предприятий, среди которых льнопрядильные фабрики Вязниковского района (Лукновская, Октябрьская, Буторлинская, им. Р. Люксембург), Карабановская текстильная мануфактура, заводы по производству бытовых швейных машин в г. Гусь-Хрустальном и др.

Заключение

.

Кратко подводя итоги настоящего исследования можно отметить, что в процессе его проведения обобщены теоретико-методологические основы инновационной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой и Российской Федерации, значительное внимание уделено детальному анализу уровня теоретических знаний и практического опыта, накопленных по управлению инновационным развитием, уточнению основных принципов функционирования региональных хозяйственных систем как объектов управления и современным особенностям их трансформации.

Систематизированы теоретические подходы и практика по совершенствованию государственного регулирования инновационными процессами в странах Европейского Союза, США, Канаде, Японии и других. Отмечено, что для оказания поддержки в приоритетных секторах экономики используются такие инструменты воздействия как субсидии, займы по сниженным процентным ставкам, налоговые льготы. Действуют системы ускоренной амортизации оборудования, антимонопольного законодательства, стимулирования деятельности персонала фирм и другие.

Систематизируя возможность использования зарубежного опыта для управления инновационным развитием в России и её регионах отмечено, что главная задача состоит не только в том, чтобы лучше понять суть тех или иных проблем в той или иной стране, а в овладении способами их решения с целью использования в российских условиях. При этом следует понимать, что нет единой модели развития хозяйственных систем, но существуют общие принципы.

Отмечено, что формирование в регионах инновационной системы нового типа только начинается. Предстоит создать действенную систему превращения идей в готовый продукт, востребованный на рынке. Необходимо решать вопросы инфраструктурного сопровождения инновационных проектов, подготовки квалифицированных кадров, в том числе менеджеров инновационного бизнеса, оценить стратегическую значимость достижения инновационного эффекта и другие.

На примере Владимирской области обосновано, что основным сдерживающим фактором дальнейшего развития инновационного потенциала является отсутствие интеграционного механизма, основанного на привлечении и использовании необходимых финансовых, производственно-технологических, управленческих и других ресурсов, а также эффективных мотивационных стимулов и условий для успешного продвижения инноваций на рынок.

На основе оценки состояния и динамики инновационных процессов во Владимирской области, а также SWOT-анализа, использования методов анкетирования хозяйственных руководителей и экспертных оценок определены сильные и слабые стороны хозяйственной системы региона, перспективные возможности и угрозы для её развития. Сформированы матрицы решений по инновационному обновлению хозяйственной системы региона. Анализ решений и первоочерёдность их выполнения позволили обосновать цель, задачи и направления стратегии инновационной трансформации хозяйственной системы Владимирской области, а также механизм формирования и реализации инновационной политики в регионе. Оптимальным вариантом трансформации хозяйственной системы региона в инновационном направлении признана успешная реализация инновационного сценария развития, позволяющего в долгосрочной перспективе максимально использовать все сильные стороны и возможности региона, минимизировать потенциальные риски усиления межрегиональной конкуренции и глобализации экономики. Доказано, что инновационная политика на практике должна стать единством планов и действий органов госвласти по организационному, правовому и финансовоэкономическому стимулированию нововведений во всех сферах жизнедеятельности.

В заключительной главе исследования обоснованы основные положения системы стратегического управления трансформацией экономики региона в инновационном направлении. Среди наиважнейших требований предложен принцип сопряжения стратегических интересов и синхронизации действий на федеральном, окружном, региональном и муниципальном уровнях управления при максимальном учёте стратегических интересов важнейших бюджетообразующих корпораций.

Доказана целесообразность четырёхзвенной модели государственно-частного партнёрства в инновационной сфере «Наука-власть-бизнес-сообщество». Сформулированы рекомендации администрации, Законодательному Собранию Владимирской области и саморегулируемым общественным организациям по приоритетным направлениям инновационного обновления региона, учёту ресурсной обеспеченности, энергодефицитности территорий, а также транспортного фактора для формирования промышленно-обслуживающих кластеров в зоне транспортных коридоров. Значительный акцент делается на необходимости дальнейшего развития инженерной инфраструктуры для реализации значимых региональных и межрегиональных проектов. Дана классификация возможных видов эффектов инновационной деятельности при комплексном решении вопросов трансформации экономики субъекта РФ.

В качестве пожеланий для дальнейших исследований предложено более детальное изучение вопросов ресурсного подкрепления инновационной деятельности на всех её этапахкадрового обеспечения бизнесаподготовки специалистов в сфере инновационного менеджментасовершенствования правового регулирования экономической деятельности на федеральном уровне и в субъектах РФ.

В частности отмечено, что формируемая государственная политика по стимулированию инновационной деятельности должна предусматривать поддержку фундаментальных и прикладных исследований, содействовать созданию чёткого и отлаженного механизма коммерциализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработокпривлечению высококвалифицированных специалистов и учёных, способных организовать эффективное научно-исследовательское, производственное, маркетинговое, информационно-консультационное сопровождение процесса разработки, внедрения и доведения инноваций до конечного потребителя.

Предстоит последовательно совершенствовать методики долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития регионов путём перехода от экстраполярного прогнозирования к стратегическому сценированию, позволяющему не только давать научно обоснованное предложение о вариантах экономического развития в будущем, но и выбирать наиболее оптимальные из них.

Последующим исследователям проблем инновационной сферы целесообразно:

• создать эффективную систему мониторинга, позволяющую формировать целостную систему сведений о научно-инновационном потенциале и инновационной активности организаций по видам экономической деятельности в регионах Российской Федерации на основании оперативной информации о текущей ситуации в данной сфере-%.

• разработать эффективную методику изучения и оценки спроса на инновационные технологии, учитывающую специфические особенности и возможности региональных рынков предложения технологий;

• создать систему мониторинга трансфера технологий, позволяющую отслеживать процесс продвижения инновационного продукта по стадиям инновационного цикла;

• разработать механизм стратегического управления инновационными процессами в регионах с учётом сведений, полученных в процессе инновационного мониторинга, и результатов исследования спроса на инновационные технологии;

• сформировать долгосрочные программы инновационного экономического развития регионов, направленные на максимально эффективное использование сравнительных преимуществ, возможностей и перспектив развития, выявленных в процессе мониторинга инновационной активности секторов экономики и предприятий;

• последовательно совершенствовать законодательную базу формирования цивилизованного рынка нематериальных активов и эффективного осуществления деятельности по правовой охране объектов интеллектуальной собственности, коммерциализации результатов научно-технической деятельности, учёту и использованию нематериальных активов коммерческих организаций.

Практическая реализация сформулированных в работе рекомендаций позволит целенаправленно осуществлять комплексные меры по переводу экономики, региона на инновационный путь развития, обеспечить достижение экономического, бюджетного, экологического, научно-технического и других видов эффектов инновационной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Конституция Российской Федерации М.: Издательство «Известия», 1993 г.
  3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.
  4. Закон Российской Федерации «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ». 24.06.1999 г.
  5. Закон Владимирской области «О научно-технической политике и мерах государственной поддержки научной деятельности и инноваций во Владимирской области"//№ 17−03, 05.04.1999.
  6. Закон Владимирской области от 02.09.2002 № 90−03 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области». // Владимирские ведомости. N 175−176 от 11.09.2002.
  7. Закон Владимирской области от 11.10.2006 № 141−03 «Об областной целевой программе «Обеспечение территории Владимирской области документами территориального планирования (2006 2010 годы)».
  8. Концепция государственной инновационной политики РФ на 2001−2005гг.
  9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2004, 2005, 2006, 2007 годах.
  10. Постановление Губернатора области от 14.03.2006 № 175 «О разработке проекта схемы территориального планирования Владимирской области».
  11. Стенографический отчет о заседании президиума Государственного совета «О мерах поддержки развития промышленности в Российской Федерации». // 19 февраля 2007 года, Волгоград.
  12. Стратегия социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Минрегион России. 2005. Источник: Интернет www.minregion.ru.
  13. Указ Губернатора области от 15.12.2005 № 21 «О Концепции развития промышленности Владимирской области на 2006−2010 годы». // Владимирские ведомости. N 413−416 от 28.12.2005.
  14. Указы и постановления Губернатора, Законы Владимирской области по вопросам хозяйственно-экономической деятельности за 2000−2008 годы.
  15. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ от 23 августа 1996 года.
  16. Градостроительный кодекс Российской Федерации.1. Монографии и сборники
  17. , А.Г. Стратегия экономического развития Российской Федерации Текст./ А. Г. Аганбегян // Материалы проекта Fin Rus 9804 Европейского Союза. Инновационные центры и наукограды, М., 2001.
  18. , И. Т. Инновационный менеджмент Текст./ И.Т. Балобанов// СПб: Изд-во «Питер», 2001. 304с.
  19. , B.C. «Инвестиционные проблемы российской экономики» Текст./ B.C. Бард-М., 2000.
  20. , П.М. Особенности инновационного предпринимательства и управление его развития Текст./ П.М. Бегиджинов// М. Монолит. 2002. -282с.
  21. , В.Н., Основы региональной экономики Текст./ В. Н. Бутов, В. Г. Игнатов, Н. П. Кетова // Учебное пособие. М., Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. 448с.
  22. М.В. Инновационное законодательство России / М. В. Волынкина — М.: Аспект Пресс, 2005. 240 с.
  23. , Г. С., Колосов В. Г., Османов Н. О. Основы инноватики и инновационной деятельности Текст./ Г. С. Гамидов, В. Г. Колосов, Н.О. Османов// СПб., Политехника, 2000. 323 с.
  24. , A.JT. Стратегическое управление Текст./ А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин // Учебник. М.: Омега-Л, 2004.- 472с. ISBN 5−98 119−075−2.
  25. , А.Л. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. Текст./ А. Л. Гапоненко, В. Г. Полянский. — М.: Изд-во РАГС, 1999.-208 с.
  26. , О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. Текст./ О. Г. Голиченко М.: Изд-во РАГС, 2006.
  27. Государственное регулирование рыночной экономики Текст./ Под общей редакцией В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. Учебник для вузов М.: ОАО «ПО «Экономика», 2000.
  28. Государственное регулирование рыночной экономики Текст./ Учебник. Под общ. ред. В. И. Кушлина. М.: Издательство РАГС, 2006. — 616с.
  29. , Л.М. Статистика науки и инновацийТекст./ Л.М. Гохберг// Курс социально-эконмоической статистики. Учебник для вузов. М.: Омега-Л, 2007.
  30. М.Я., Котлер Э. А. Центральный федеральный округ: Экономика и инновационный потенциал. Научно-практическое издание. М.: ИНТЭК, 2007. — 284 с. — ISBN 978−5-94 857−027−3.
  31. , А.Г. Основы региональной экономики Текст./ А. Г. Гранберг // Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000, 495с.
  32. , Б. И. Инновационное развитие и конкурентность российских предприятий Текст./ Б. И. Гурков // М.: ТЕИС, — 2003. 236с.
  33. , Г. В. Институциональные формы управления региональной экономикой Текст./ Г. В. Гутман, В. А. Кретинин и др. // Владимирский государственный педагогический университет, г. Владимир, 2002, 157с. — ISBN 5−869 553−099−9.
  34. , Г. В. Стратегия развития муниципалитета Текст./ Г. В. Гутман,
  35. A.Е. Илларионов, В. А. Кретинин, Ю. Н. Лапыгин, А. И. Муратов // Издательство «ЮРКНИГА», М., 2003, 256с. ISBN 5−95−89−0025−0.
  36. , И.Г. Государственное регулирование науки в России Текст./ И. Г. Дежина М., 2007.
  37. , Ю.А. Направления и механизмы обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона Текст./ Ю. А. Дмитриев,
  38. B.А. Кретинин, С. А. Максимов // Редакционно-издательский комплекс Владимирского государственного университета, 2004, 300с. ISBN 5−89 368−495−8.
  39. , Ю.А. Инновационный менеджмент Текст./ Ю.А. Дмитриев// Владимир, Собор, 2006. 320с. ISBN 5−94 002−442−3.
  40. , Ю.А., Жаров А. А. Активизация инновационной деятельности основа развития экономики в современный период Текст./ Ю. А. Дмитриев, А.А. Жаров// Владимир, Собор, 2005. — 232 с.
  41. , А.А. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия на основе инновационной деятельности Текст./ А.А. Жаров// Владимир. ИД «Русская оценка». — 2004. — 116 с.
  42. , И.А. Инновационный менеджмент Текст./ И. А. Иванов Ростов-на-Дону, изд. «БАРО-ПРЕСС», 2001.
  43. , В.В., Кузык Б. Н. Будущее России: инерционное развитие или инновационный прорыв Текст./ В. В. Ивантер, Б.Н. Кузык// М.: ИНЭС, 2005.
  44. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование Текст./ Под редакцией профессора Ю. В. Яковца. М.: Изд-во РАГС, 2000.
  45. Инновационный тип развития экономики России Текст./ Учебное пособие под редакцией Фоломьева А. Н. М.: Изд-во РАГС, 2005, 264 с.
  46. Инновационный путь развития для новой России Текст./ Отв. ред. В.П. Горегляд- Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. М.: Наука, 2005, 343 с. rJ
  47. Инновационно-технологическое развитие экономики России: проблемы, факторы, стратегии, прогнозы Текст./ Под ред. В. В. Ивантера. М., 2005.
  48. Инновационный тип развития экономики Текст./ Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. под общей ред. А. Н. Фоломьева. М.: Изд-во РАГС, 2008. -712 с. ISBN 978−5-7729−0320−9.
  49. , А.Т. Национальная система венчурного инвестирования Текст./ А. Т. Каржаув, А. Н. Фоломьев М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005, 239 с.
  50. , Г. Д. Инновационные коммуникации Текст./ Г. Д. Ковалёв// Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  51. , А.Н., Кушлин В. И., Яковец Ю. В. и др. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование Текст./А.Н. Козырев, В. И. Кушлип, Ю. В. Яковец Учебное пособие под ред. Ю. В. Яковца. — М., РАГС, 2000.
  52. , Д.И. Инновационная деятельность. Текст./ Д.И. Кокуриы// М.: Экзамен, 2001 -576 с.
  53. , А.В. Устойчивое развитие хозяйственных систем Текст./ А. В. Колосов // Учебное пособие. М.: Издательство РАГС, 2005, 270с.
  54. , Н.Д. Большие циклы конькжтуры и теория предвидения Текст./ Н. Д. Кондратьев М., «Экономика», 2002 г. — 767с.
  55. Конкурентоспособность российской экономики: Сборник статей / Под общ. ред. А. Н. Фоломьев. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 288с.
  56. Конкурентоспособность России в условиях глобализации / Под общей ред. В. Е. Егорова, С. В. Степашина. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 446 с.
  57. , В.А. Системное управление устойчивым развитием региона Текст./ В. А. Кретинин. Учебное пособие. — Владимир, ООО «ВКИ «Собор», 2006. — 40 с. — ISBN 5−94 002−416−7.
  58. , В.А. Механизм повышения экономической устойчивости хозяйственной системы региона. Монография. Издательство РАГС, М., 2006−252 с. ISBN 5−94 002−442−3.
  59. , В.А. Управление региональной экономикой — механизмы перехода от антикризисного к устойчивому развитию Текст./ В. А. Кретинин, Т. Д. Омарова, Н. В. Чайковская // моногр.- Муром: Изд. -полиграфический центр МИ ВлГУ, 2005, 216с. ISBN 5−8439−0085−1.
  60. , Э.И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятий Текст./ Э. И. Крылов, И.В. Журавкова// Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 384 с.
  61. , Б.Н. Россия 2050 стратегия инновационного прорыва Текст./ Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец // Изд.: Москва «Экономика», 2004. — 632с. ISBN 5−282−2 385−7.
  62. , Б.Н. Россия и мир в XXI веке Текст./ Б. Н. Кузык — М., 2005.
  63. , Б. Н., Яковец Ю. В. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года Текст./ Б. Н. Кузык, Ю.В. Яковец// М.: Институт экономических стратегий, 2006.
  64. , В.И. Траектория экономических трансформаций Текст./ В. И. Кушлин М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004, 310с.
  65. , В.И. Инновационность хозяйственных систем Текст./ В. И. Кушлин, А. Н. Фоломьев, А. З. Селезнев, Е. К. Смирницкий М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 208с., 13 п.л.
  66. , Ю.Н., Кретинин В. А. и др. Инвестиционная политика в регионе. Владимир Текст./ Ю. Н. Лапыгин, В. А. Кретинин и др. // Владимирская книжная типография, 2004, 274 с. ISBN-5−87 846−414−4.
  67. , Ю.Н. Стратегическое развитие организаций Текст./ Ю. Н. Лапыгин, А. Е. Илларионов, В. А. Кретинин и др. Владимир: Владимирская книжная типография, 2004, 273 с. — ISBN 5−87 846−415−2.
  68. , Ю.Н., Колесников А. В., Кузнецов С. А. Инвестирование инноваций Текст./ Ю. Н. Лапыгин, А. В. Колесников, С.А. Кузнецов// Владимир: ВлГУ, ВГПУ, 2005. 224 с. — ISBN — 5 — 87 846 — 466 -7.
  69. , В.Г. Производительные силы и социальный прогресс Текст./ В. Г. Лебедев М., «Книга и бизнес», 1997, т 350с.
  70. , Д.С., Поршнев А. Г. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы Текст./ Д. С. Львов, А. Г. Поршнев М.: Изд. «Экономика», 2002, с. 702.
  71. , A.M. Теория и практика инвестиционного обеспечения развития экономики депрессивных регионов Текст./ A.M. Марголин, З. А. Хутыз Москва: НЦС и МО, 2004, 267 с.
  72. , В.Г. Инновационный менеджмент Текст./ В.Г. Медынский// Учебник. М.:ИНФРА-М, 2005. — 295 с.
  73. , Л.Э., Храмов Г. С. Научно-технический потенциал России Текст./ Л.Э. Миндели// Часть И. ЦИСН. 2003.
  74. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет Текст./ Под ред. И. С. Королёва М., Юристь, 2003 — 604 с.
  75. Научно-технический потенциал России и его использование Текст./ Под общ. ред. В. И. Кушлина, А. Н. Фоломьева. М.: СканруС, 2001.
  76. Общий и специальный менеджмент Текст./ По ред. А. Л. Гапоненко, А. Г. Панкрухина. М.: РАГС, 2002, 568 с.
  77. Перспективы развития российской экономики и её место в глобальном экономическом пространстве Текст./ Материалы к VIII Кондратьевским чтениям. Москва. 2000.
  78. , К.И. Научно-техническое развитие регионов России: теория и практика Текст./ К. И. Плетнёв // Изд-во «Эдиториал УРСС», М., 1998.
  79. , К.И. Международное научно-техническое сотрудничество Текст./ К. И. Плетнёв Учебное пособие. — М.: Изд-во РАГС, 2006. — 44 с.
  80. , К.И. Экспертиза в развитии экономики по инновационному пути Текст./ К.И. Плетнёв// Учебное пособие — М., 2007.
  81. , К.И. Экономические аспекты интеллектуальной собственности Текст./ К.И. Плетнёв// Учебное пособие — М., 2005.
  82. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития Текст./ Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковец // Учебник, М.:ЗАО «Издательство «Экономика». 2006. 427с.
  83. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза Текст./ Рук. авт. кол л. и отв. ред. А. Г. Гранберг. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2000. 435 с.
  84. , С.А., Орлова Н. А. Особые экономические зоны в России Текст./ С. А. Рыбаков, Н. А. Орлова М. СПб, 2006.
  85. Стратегия как инструмент муниципального и регионального развития: теория, проблемы, практика Текст./ Под общей редакцией А. Е. Илларионова, В. А. Кретинина. М.: ИКФ «ЭКМОС». 2004.
  86. Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации Текст./ Под ред. А. Г. Гранберга. М., 2004.
  87. Структурная трансформация инновационно активной национальной экономики / Под общ. ред. В. И. Кушлина, А. Н. Фоломьева М.: Изд-во РАГС, 2007. — 294 с.
  88. Управление инновациями. Модульная программа для менеджеров. М.: ИНФРА-М, 2000−251с.
  89. Управление инновациями. В 3-х книгах. Книга 1. Основы организации инновационных процессов Текст./А.Д. Хорин, И. Л. Коленский. Под ред. Ю. В. Шленова. Учеб. пособие, М.: Высшая школа, 2003. — 252 с.
  90. , Э.А. Инновационный менеджмент Текст./ Э.А. Уткин// М.: АКАЛИС, 2000.
  91. Факторы стратегического развития Текст./ Под ред. проф. Ю. Н. Лапыгина. — Владимир: ВГПУ, 2005. 165 с.
  92. , Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник Текст./ Р. А. Фатхутдинов. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.- 504с.
  93. , Р.А. Инновационный менеджмент Текст./ Р. А. Фатхутдинов //СПб: Питер, 2003.
  94. , А.Н. Инновационное инвестирование Текст./ А. Н. Фоломьев, В. Г. Ревазов СПб.: Наука, 2001, 184с. — ISBN 5−02−26 170-х.
  95. , А.Н., Гейчер Э. А. Менеджмент инноваций. Теория и практика Текст./ А. Н. Фоломьев, Э. А. Гейчер // М., АИРО XX, 1999.
  96. , А.Н., Нойберт М. Венчурный капитал Текст./ А. Н. Фоломьев, М. Нойберг // СПб.: Наука, 1999.
  97. , А.Н. Переход к инновационному пути развития экономики (Кейз-стади) Текст./ А.Н. Фоломьев// М.: РАГС, 2005. 45 с.
  98. Ю2.Шумпетер, Й. Теория экономического развития Текст./ Й. Шумпетер -М., 1982.
  99. ЮЗ.Шукшунов, В. Е. История, состояние и задачи по дальнейшему развитию и повышению эффективности инновационной деятельности в высшей школе России Текст./ В.Е. Шукшунов// М.: Ассоциация «Технопарк», 2002.- 139 с.
  100. , Ю.В. Теория и механизм инноваций в рыночной экономике Текст./ Ю. В. Яковец, В. И. Кушлин, А. Н. Фоломьев, Н. В. Гапоненко и др.- М.: Международный фонд Н. Д. Кондратьева, 1997. 183с.
  101. , Ю.В. «Циклы. Кризисы. Прогнозы» Текст./ Ю. В. Яковец М.: Наука, 1999.-448.
  102. Юб.Янсен, Ф. Эпоха инноваций Текст./ Ф. Янсен// Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002.-308с.
  103. VIII Всесибирский инновационный форум /Томск, 19−21 октября 2005. -Тверской ИнноЦентр, 2005. — 384 с.
  104. J. Baldwin, P. Hanel, D. Sabourin. Determinants of Innovative Activity in Canadian Manufacturing Firms: The Role of Intellectual Property Rights. Statistics Canada, 2000 r.
  105. W., Langdon M. 4th Generation R&D. Managing knowledge, Technolgy and Innovation. John Wiley&Sons, Inc. — 1999. — 335pp. ?1.I. Статьи и доклады
  106. , Л. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики Текст./ Л. Андреева// Экономист. 2004.-N1.- С. 81−88.
  107. , Ф., Смирнова Г., Нечаева О. Сущность понятия инновации и его классификация Текст./ Ф. Бездудный, Г. Смирнова, О. Нечаева// Инновации. № 2−3. — 1998. — С. 98.
  108. , С.М., Дорошенко Ю. А. Методика оценки инновационной активности организации Текст./ С. М. Бухонова, Ю.А. Дорошенко// Экономический анализ: теория и практика, 2005, № 1(34), С.2−8.
  109. , О. Российская инновационная система: проблемы развития Текст./ О. Голиченко // Вопросы экономики. 2004. № 12. — С. 16 — 17.
  110. , В.И. Моделирование устойчивого развития с учетом инновационных процессов Текст./ В. И. Гурман // Экономика и математические методы, 2003, том 39. № 1. — С. 3−11.
  111. , В.В. Национальная инновационная система как институциональная основа экономики постиндустриального общества Текст./ В. В. Иванов // Инновации, № 5 (72), 2004 г., С.З.
  112. , О.П., Трифилова А. А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий Текст./ О. П. Корабейников, А. А. Трифилова, И.А. Коршунов// Менеджмент в России и за рубежом. № 3. — 2000. — С. 29−43.
  113. , О.П., Трифилова А. А. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента Текст./ О. П. Корабейников, А. А. Трифилова, И.А. Коршунов// Менеджмент в России и за рубежом.- № 4. — 2001.-С. 25−36
  114. , Д. Управление научно-техническим развитием Текст./ Д. Львов// Проблемы теории и практики управления. 2004. № 3. — С.64 — 65.
  115. Сахаровская//Экономический анализ: теория и практика, 2005, № 1(34), С.9−12.
  116. Проект концепции государственной инновационной политики РФ на 2001−2005// Инновации. № 3−4. — 2000. — С. 8−14.
  117. , А. Возможности инновационного развития в регионе Текст./ А. Румянцев// Экономист. 2004. № 1. — С. 34 — 35.
  118. , Б. Сила инновационного саморазвития Текст./ Б. Санто // Инновации, № 2 (69) 2004, С.5−8.
  119. , А. Инновационные приоритеты развития Текст./ А. Спицын// Экономист. 2004. № 5. — С. 31 — 32.
  120. , А.А. Методологические аспекты инновационного развития предприятий в условиях трансформации экономической среды Текст./ А.А. Трифилова// Вестник отделения строительных наук РААСН. № 6. — 2002. -С.216−225.
  121. , В.Н. Развитие промышленности как основы национальной инновационной системы Текст./ В.Н. Фридлянов// Инновации, № 2−3, 2003 г., С. 5.
  122. , А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России Текст./ А. Шеховцов, М. Шестакова, А. Громов// Вопросы экономики. 2000. — № 10 — С.110−117.
  123. , Ю.В. Кузык Б.Н, Кушлин В. И. Прогноз инновационного развития России на период до 2050 года с учетом мировых тенденций Текст./ Ю. В. Яковец, Б. Н. Кузык, В.И. Кушлин// Инновации. 2005. № 2.1. Материалы госстатистики и экономических исследований
  124. , А.Н. Формирование и научно-технологическое развитие промышленных корпораций в России Текст./ А. Н. Андрухович // Диссертация на соискателя ученой степени д.э.н., М., РАГС, 1998.
  125. , В.Г. Организация инвестиционной деятельности в реформируемом промышленном регионе Текст./ В. Г. Дворниченко // Диссертация на соискание ученой степени к.э.н., М., 1998.
  126. Научно-технический потенциал Владимирской области / Статистический сборник территориального органа Федеральной службы госстатистики по Владимирской области, Владимир. 2008. — 67 с.
  127. Научно-технический потенциал Владимирской области. Статистический ежегодник. Владимирстат, Владимир, 2007, 2008.
  128. Научно-технический потенциал области / Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Владимирской области, Владимир. 2008. — 12 с.
  129. Научно-техническая деятельность предприятий и организаций Владимирской области в 2007 году/ Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Владимирской области, Владимир. 2008. — 51с.
  130. Подготовка научных кадров во Владимирской области в 2007 году/ Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Владимирской области, Владимир. 2008. — 8 с.
  131. Регионы России. Социально-экономические показатели. Статистический ежегодник. Росстат, Москва, 2004, 2005, 2006, 2007.
  132. Сборники Федерального органа госстатистики России — Социально-экономическое положение России 2000 2008 гг.
  133. Справочно-правовая система «ГАРАНТ».
  134. Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  135. Тенденции инновационного процесса в организациях области / Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Владимирской области, Владимир. 2008. — 16 с.
  136. , Т.В. О формировании стратегии устойчивого развития России Текст./ Т.В. Ярыгина/ Материалы работы межпарламентской группы. Стенографический отчет Государственной Думы РФ от 2 октября 2002 года.
  137. Tacis. Проблемы и перспективы развития российских территорий высокой концентрации научно-технического потенциала. М.: СканруС, 2001.
  138. Tacis. Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. М.: СканруС, 2001.
  139. Tacis. Наукограды России: от методологии к практике. М., СканруС, 2001.
  140. Tacis. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС. М.:СканруС, 2001.
  141. Tacis. Основные направления государственной и региональной политики инновационного развития в социально-экономической сфере в странах Европейского Союза. М.: СканруС, 2001.
  142. Tacis. Коммерческое развитие научно-исследовательских организаций России. М.: СканруС, 2001.157.http://www.avo.m15 8. http://www.inno vbusiness.ru
  143. Формирование и функции инноваций1. Формирование инноваций1 вариант2 вариант1. Исследование спроса1. Поиск Формирование нового * спроса на → Инновацияинновацию
Заполнить форму текущей работой