Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование у будущего учителя готовности к профессиональной адаптации в условиях региональной системы образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Готовность к педагогической адаптации адекватно отражает цель, структуру и содержание учебной и будущей профессиональной деятельности и включает в себя следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, конативный. Элементами мотивационного компонента выступают мотивы, связанные с выработкой профессионально-значимых качеств у учителя, мотивы, связанные с содержанием учения, и мотивы, связанные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. Теоретическое исследование проблем профессиональной адаптации начинающего учителя
    • 1. 1. Профессионально-педагогическая адаптация как педагогическое явление и теоретическая категория
    • 1. 2. Теоретический анализ структуры и уровней готовности к педагогической адаптации
    • 1. 3. Региональная система образования как фактор профессиональной адаптации учителя
    • 1. 4. Факторы и условия эффективного формирования у будущих учителей готовности к педагогической адаптации
  • ГЛАВА. Реализация экспериментальной системы формирования готовности студентов и начинающих учителей к профессионально-педагогической адаптации
    • 2. 1. Состояние и уровни сформированное&trade- готовности старшекурсников к профессионально-педагогической адаптации
    • 2. 2. Формирование у студентов и начинающих учителей готовности к педагогической адаптации
    • 2. 3. Оценка эффективности экспериментальной модели

Формирование у будущего учителя готовности к профессиональной адаптации в условиях региональной системы образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Позитивные изменения, происходящие в наши дни во всех сферах социально-экономической жизни России, значительно повысили требования к профессионально-личностному развитию учителя (и начинающего, и опытного). В этой связи усилилась значимость всесторонней качественной подготовки выпускников педвузов и начального этапа профессиональной деятельности молодого учителя.

Абсолютно очевидно, что при этом необходима быстрая и успешная адаптация начинающего учителя, от которой зависит вся его дальнейшая профессиональная карьера.

В своем исследовании мы исходили из идеи о том, что квалификация выпускника вуза должна соответствовать уровню автономности («способности работать без сопровождения»), поэтому особая роль адаптации заключается в переходе от профессионального формирования учителя к его уверенной самостоятельной работе. Мы полагали при этом, что адаптацияузловой момент профессионального развития учителя, а ее успешность зависит в первую очередь от того, подготовлен ли он в ходе вузовского образования к этому процессу.

С позиций деятельностного подхода к педагогической адаптации сложность адаптационных процессов во многом объясняется изменением ведущего вида деятельности вчерашнего студента: учебная деятельность заменяется обучающей (профессионально-педагогической).

Деятельность учителя всегда протекает в образовательной среде, которая, несомненно, оказывает существенное влияние на адаптацию начинающего учителя.

Ошибкой ряда исследователей (и чаще всего работников народного образования) является преувеличение роли коллектива конкретной, отдельно взятой школы (или другого образовательно-воспитательного учреждения) в адаптационных процессах начинающих педагогов. Мы исходили из положения о том, что только региональная система образования в целом, выполняя свои организационные, законодательные, управленческие и другие функции, является фактором, влияющим на адаптацию начинающего учителя. В связи с этим мы разработали систему мер и условий, способствующих оптимизации воздействия данного фактора на молодого учителя.

Достаточно распространенной и, на наш взгляд, также не совсем верной является точка зрения, согласно которой адаптация начинается только после прихода молодого специалиста на работу (на поствузовском этапе) и практически не связана с процессом вузовской подготовки студентов.

Мы основываемся на идее о непосредственной зависимости успешности адаптации студентов от качества их профессионально-личностной подготовки и утверждаем, что среди формируемых у будущих учителей профессионально-личностных качеств особое место должна занимать готовность к профессионально-педагогической адаптации.

С целью изучения данных педагогических явлений мы проанализировали достаточно многочисленные и многоплановые исследования, посвященные личности учителя, его подготовке, профессиональному и личностному развитию и становлению, процессу его вхождения в образовательную среду и профессиональную деятельность.

Концепции формирования готовности учителя к педагогической деятельности принадлежат Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. А. Сласте-нину и др.

В психолого-педагогической науке сложились различные подходы к изучению процесса профессионального развития будущего учителя. Одни исследователи рассматривают профессиональное развитие с позиций личности педагога, другие — с позиций его деятельности, а третьи — с позиций результативности профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе.

Однако вопросы профессионально-личностного развития учителя еще недостаточно разработаны в теории и практике педагогического образования.

Психолого-педагогические исследования, раскрывающие особенности подготовки учителя с точки зрения личностного развития, отражают процесс формирования профессионально значимых качеств личности, но не рассматривают становление субъективности учителя в процессе профессиональной деятельности", — доказывает Д. Ю. Ануфриева, изучающая саморазвитие учителя в процессе подготовки к педагогической деятельности.

Определенная новизна нашего подхода к проблеме профессионального развития содержится уже в объекте рассмотрения — профессиональное развитие будущего учителя, в то время как наиболее распространенным является изучение профессионального развития личности, уже обладающей определенной профессией. Под профессионализацией мы понимаем процесс становления личности специалиста и профессионала, процесс непрерывный, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность. Понятия «профессиональное развитие», «профессиональное становление», «профессионализация» мы используем как очень близкие.

Профессиональное развитие учителя предполагает формирование совокупности его профессионально-личностных качеств в определенной системе и последовательности.

Анализ онтологических, гносеологических и акмеологических аспектов профессиональной педагогической деятельности дает возможность рассматривать профессиональное развитие как процесс целенаправленных, закономерных изменений, приводящий к возникновению новых качественных состояний и свойств в сознании педагога.

Под эффективностью процесса профессионального развития учителя мы понимали высокую специальную подготовленность, органично сочетающуюся с общей культурой и высокими нравственными качествами личности, со стремлением к достижению наивысших результатов в работе, к непрерывному профессиональному совершенствованию.

В качестве компонентов профессионального развития мы рассматривали три блока:

— профессионально значимые личностные качества (основной блок), т. е. такие, наличие которых не отделимо от педагогической деятельности и которые определяются характером этой деятельности;

— психолого-педагогическая грамотность, т. е. общепрофессиональные знания;

— психолого-педагогические умения как способность учителя применять имеющиеся у него знания в практической деятельности.

Профессиональное становление с точки зрения структурно-функционального взаимодействия компонентов процесса представляет собой развитие потребностно-мотивационной и операционно-действенной сфер личности учителя. Потребностно-мотивационная сфера как интегративная характеристика личности учителя определяется совокупностью социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, составляющих основу мотивов. Операционно-действенная сфера личности, представленная совокупностью общих и специальных знаний, умений и навыков, определяет степень владения учителем современным содержанием и средствами решения профессиональных задач.

Практически не исследуются вопросы целенаправленной подготовки студентов к этапу вступления в самостоятельную профессиональную деятельность. Отсутствуют работы, посвященные проблеме формирования у будущего учителя готовности к адаптации к педагогической среде и профессиональной деятельности.

Потребность общества в педагоге-профессионале находится в явном противоречии со сложившейся массово-репродуктивной системой подготовки учителя, ведется без учета социального заказа конкретной территории, определенного региона.

Возникает противоречие между объективной необходимостью быстрой безболезненной адаптации молодого учителя к профессии и его неготовностью (психологической, на уровне знаний и умений) к ней.

Это и определило актуальность нашего исследования и выбор темы: «Формирование у будущего учителя готовности к профессиональной адаптации в условиях региональной системы образования».

Анализ документов по вопросам реформирования и модернизации российского образования, философской, психолого-педагогической литературы, а также рассмотрение деятельности профессиональных педагогических учебных заведений, условий адаптации молодых учителей к жизнедеятельности школ и других учреждений народного образования, широкое изучение практики подготовки студентов и работы учителей способствовали формулировке проблемы данного исследования: несоответствие качества подготовки учителей в педвузе их способности к быстрой и эффективной адаптации к профессиональной деятельности в системе образования.

Цель исследования: выявление педагогических условий подготовки учителя к успешной профессиональной адаптации.

Объектом исследования являются процессы профессиональной подготовки и адаптации учителя.

Предметом исследования выступают сущность и условия формирования у будущих учителей готовности к адаптации в системе образования.

Гипотеза исследования состоит в том, что успешность профессионально-педагогической адаптации учителя непосредственно зависит от сформированности у него готовности к этой адаптации, для чего необходимо: целенаправленное формирование у будущих учителей профессионально-педагогической направленности личности, ценностного отношения к педагогической теории и практике, мотивации к профессиональной деятельностираннее включение студентов в профессиональную деятельность в условиях региональной профессиональной средысоздание и реализация в региональной системе образования организационно-педагогических условий, способствующих успешной профессиональной адаптации начинающего учителя (в т. ч. изучение особенностей образовательной средыподдержание тесной связи начинающего учителя с вузомсовершенствование этапа стажировки).

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость постановки и решения в процессе исследования следующих задач:

1. Уточнить понятие «профессионально-педагогическая адаптация учителя», выявить особенности этой адаптации и обосновать ее теоретическую сущность;

2. Обосновать роль в процессе профессионально-педагогической адаптации такого профессионально-личностного качества, как готовность к адаптации;

3. Выявить состояние готовности к профессионально-педагогической адаптации студентов и начинающих учителей (на примере Тульского региона);

4. Определить социально-организационные и психолого-педагогические условия, способствующие успешному формированию у начинающих учителей готовности к профессионально-педагогической адаптации;

5. Наметить способы диагностики и выявить критерии оценки сформированное&tradeготовности к профессионально-педагогической адаптации, определения эффективности протекания адаптационных процессов;

6. Разработать и реализовать программу формирования готовности к педагогической адаптации у студентов старших курсов и начинающих учителей.

Методологической основой исследования являются: фундаментальные работы в области философии и социологии образованиясовременные научно-философские взгляды на адаптациюидеи активной роли среды в личностном развитиисовременные достижения и взгляды на проблемы обучения, воспитания и развития.

В исследовании применялись системный, деятельностный, исторический, личностный и моделирующий подходы к изучению проблемы.

Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: логико-исторический анализ в теоретическом исследовании, социологические методы сбора информации при проведении констатирующего и формирующего экспериментов, осуществление формирующего эксперимента для проверки основных положений гипотезы, методы педагогических исследований. Для проверки надежности полученных результатов эксперимента применялись методы математической статистики.

Исследование проводилось с 1999 по 2003 годы и включало в себя ряд этапов, которые соответствовали его логике и последовательности решения задач:

I этап (1999;2000 гг.) — аналитическая, экспериментальная работа.

На данном этапе осуществлялось накопление эмпирического материала, формировался понятийный аппарат исследования. Анализировались источники по подготовке учителя к адаптационным процессам. Начался констатирующий эксперимент.

II этап (2000;2002 гг.) — экспериментально-аналитическая работа. В рамках данного этапа производились систематизация и обобщение теоретического и собранного эмпирического материала по проблеме. Целенаправленно осуществлялся педагогический эксперимент.

III этап (2002;2003 гг.) — теоретическое обобщение и оформление результатов исследования. В этот период проводилась апробация полученных результатов исследования, осуществлялось их теоретическое осмысление, итоговая систематизация результатов исследования, формулирование выводов, оформление диссертационной работы.

Базой исследования явились Тульский государственный педагогический университет им. JI. Н. Толстого, тульские педагогические колледжи № 1 и № 2, Чернский государственный профессионально-педагогический колледж, областной педагогический лицей при ТГПУ, шесть школ Тульского региона. Выбор базы исследования определялся темой и задачами, стоящими перед исследователем.

Всего в эксперименте участвовало около 800 студентов и молодых учителей разных лет выпуска.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: уточнено понятие «профессионально-педагогическая адаптация», под которым понимается процесс вхождения учителя в образовательную среду, усвоения профессионального опыта, овладения ценностями среды, ее культурой, процесс начала реализации накапливаемого опытаобосновано понятие «готовность к адаптации», под которым понимается устойчивая характеристика личности, интегративное качество, образованное совокупностью мотивационного, когнитивного, конативного компонентов, обеспечивающее ее эффективное включение в педагогическую деятельность и вхождение в педагогическую средудоказана роль данного профессионально-личностного качества в процессе адаптацииразработана структурная схема готовности к педагогической адаптации, включающая в себя мотивационный компонент (мотивы, связанные с выработкой профессионально значимых качеств, с содержанием учения, с отношением к педагогической деятельности), когнитивный компонент (специализированные знания, психолого-педагогические знания, знания о способах и организации профессиональной деятельности), конативный компонент (способность к саморегуляции, к самодеятельности, к педагогическому творчеству);

— выделены принципы, в соответствии с которыми может быть построен процесс формирования у студентов педвуза готовности к профессиональной адаптации;

— выявлен комплекс социально-организационных и психолого-педагогических условий, способствующих формированию у студентов готовности к профессиональной адаптации;

— выявлены условия, способствующие формированию готовности к профессиональной адаптации в учебном процессе (организация профессионально-ориентированного изучения специальных дисциплин, развитие способности к саморегуляции в профессиональной деятельностиформирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности, развитие установки на творческую самореализацию и др.);

— охарактеризованы показатели готовности к педагогической адаптации: профессионально-педагогическая направленность, удовлетворенность выбором профессии, сформированность умений и навыков педагогической деятельности, активность самоорганизации и эмоциональная уравновеше-еность;

— определены критерии оценки сформированности готовности студентов к профессиональной адаптации и выявлена эффективность протекания адаптационных процессов;

— выделены и описаны шесть уровней развития готовности к профессиональной адаптации: стихийно-репродуктивный, последовательно-репродуктивный, реконструктивный, вариативный, субъективно-творческий, объективно-творческий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная модель формирования у будущих учителей готовности к профессиональной адаптации и условия ее реализации в деятельности педагогических учебных заведений и школ могут быть использованы преподавателями средних специальных и высших педагогических учебных заведений при формировании у студентов готовности к профессиональной адаптации, руководителями органов и учреждений образования различных регионов страны при организации условий эффективного и быстрого протекания ее у начинающих учителей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием системного и деятельностного подходов к решению проблемы, опорой на современные достижения психолого-педагогической науки и практикисочетанием теоретических и эмпирических методов исследованияпоэтапным педагогическим экспериментома также адекватностью методов исследования его целям и задачам, объективной оценкой полученных в опытной работе результатов, использованием аппарата математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

— для успешного протекания процесса адаптации к профессиональной деятельности у молодого учителя должна быть сформирована готовность к педагогической адаптации;

— готовность к педагогической адаптации адекватно отражает цель, структуру и содержание учебной и будущей профессиональной деятельности и включает в себя следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, конативный. Элементами мотивационного компонента выступают мотивы, связанные с выработкой профессионально-значимых качеств у учителя, мотивы, связанные с содержанием учения, и мотивы, связанные с отношением к педагогической деятельностикогнитивного компонента — знание предметов специализации, психолого-педагогические знания и знания о способах и организации деятельностиконативного компонента — способность к самодеятельности, способность к саморегуляции и к педагогическому творчеству;

— показателями готовности к профессионально-личностной адаптации являются: профессионально-личностная направленность, удовлетворенность выбором профессии, сформированность умений и навыков педагогической деятельности, активность самоорганизации и эмоциональная уравновешенностьуспешность формирования у начинающих учителей готовности к педагогической адаптации и протекания адаптационных процессов во многом зависит от состояния региональной образовательной среды, от раннего включения студентов в профессиональную деятельность и от реализации системы организационно-педагогических условий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на ряде конференций в гг. Брянске, Рязани, Орле и на научных конференциях аспирантов в ТГПУ им. JL Н. Толстого в 2000, 2001, 2002 и 2003 годах.

Материалы исследования используются в процессе подготовки учителей в Тульском госпедуниверситете, в тульских педагогических колледжах и Чернском педагогическом училище, в ряде районных комитетов образования г. Тулы и муниципальных образований при организации стажерской практики начинающих учителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе изучения и анализа литературы по проблеме нашего исследования, в процессе опытно-экспериментальной работы, проводимой в соответствии с высказанной гипотезой, были получены данные, подтверждающие эту гипотезу.

Во время формирующего эксперимента нам удалось осуществить и уточнить условия, направленные на формирование у студентов готовности к профессиональной адаптации, организовать систему обучения таким образом, чтобы практически реализовать модель формирования данного качества.

Обобщая итоги проведенной теоретической и экспериментальной работы, необходимо отметить следующее:

1. На основании изучения теоретических источников по философии, психологии и педагогике было введено понятие готовности к профессиональной адаптации, выявлена его сущность, структура, количественные и качественные показатели.

Готовность к профессиональной адаптации представляет собой интег-ративное качество, образованное совокупностью мотивационного, когнитивного, конативного компонентов, обеспечивающее продуктивную педагогическую деятельность независимо от негативного влияния внешних факторов.

Проявляясь в качественном своеобразии системы, педагогическая адаптация способствует развитию личности педагога и переходу количественных изменений в качественные, сохраняя в то же время некоторые общие признаки системы, обеспечивающие ее устойчивое функционирование и противодействие нарушающим состояние системы внешним факторам. Устойчивость проявляется в статической и динамической формах.

Исследование особенностей педагогической деятельности показывает, что именно в работе учителя, как ни в какой другой, личностные качества субъекта деятельности играют доминирующую роль, поэтому при рассмотрении адаптации личности педагога к профессиональной деятельности есть смысл говорить о профессионально-личностной адаптации как интег-ративном процессе, обеспечивающем продуктивную педагогическую деятельность независимо от негативного влияния внешних факторов. Профессионально-личностная адаптация рассматривается нами в структуре педагогической деятельности учителя и является составной частью ее личност-но-творческого компонента как наиболее полно отражающего моральные, эмоциональные, интеллектуальные и другие внутренние качества субъекта педагогической деятельности;

2. Поскольку готовность к профессиональной адаптации есть сложное и многокомпонентное качество, выявление уровня его сформированности представляет собой непростую задачу.

Для определения степени сформированности готовности к профессиональной адаптации нами было выбрано на основе теоретического анализа пять показателей, позволяющих судить о выраженности данного качества: профессионально-педагогическая направленность, удовлетворенность выбором профессии, готовность к педагогической деятельности, активность самоорганизации и эмоциональная уравновешенность.

Результаты определения уровня сформированности у выпускников педвуза готовности к профессиональной адаптации показывают, что он у будущих учителей находится на среднем уровне, однако имеются реальные возможности его повышения;

3. Была выявлена совокупность педагогических условий, способствующих формированию профессиональной готовности к учебно-воспитательному процессу: организация профессионально-ориентированного изучения специальных дисциплинразвитие способности будущих учителей к саморегуляции в профессиональной деятельностиформирование мотива-ционно-ценностного отношения к педагогической деятельностиразвитие установки на творческую самореализацию студента в процессе овладения педагогической профессией и др.;

4. В ходе теоретического анализа исследуемой проблемы была построена система формирования у студентов готовности к профессиональной адаптации как идеальная конструкция реального процесса ее функционирования в образовательном процессе вуза, включающая в себя статическую и динамическую формы проявления готовности и показывающая, что исходной позицией формирования данного качества будущего учителя является набор в вуз профессионально-ориентированных абитуриентов;

5. В процессе исследовательской работы на основе построенной модели был выработан план проведения и инструментарий формирующего эксперимента.

Сравнение экспериментальных групп с контрольными проводилось по следующим параметрам:

— анализ успеваемости студентов во время основного этапа, на основе которого можно судить о проявлении когнитивного компонента готовности их профессиональной адаптации;

— замеры уровня их познавательной активности;

— определение индекса удовлетворенности профессией и т. д.;

6. На основе полученных данных был проведен математический анализ результатов и статистически обоснована высказанная гипотеза, включающая в себя условия формирования у студентов готовности к педагогической адаптации. Репрезентативность выборки, а также сравнение результатов выработанной системы с традиционным подходом к обучению дают нам право говорить о достоверности полученных результатов;

7. На основании результатов опытно-экспериментальной работы была подтверждена эффективность спецкурса «Профессиональная адаптация будущего учителя», которому предназначается решить следующие задачи: дать студентам общефилософский анализ готовности вообще и готовности к педагогической адаптации в частности. Курс в течение 8 лет в ТГПУ им. JI. Н. Толстого читает проф. И. Л. Федотенко.

8. Результаты экспериментальных методик и проходившего в течение четырех лет эксперимента в образовательных учреждениях Тульской региональной системы образования подтвердили эффективность предложенной теоретической концепции и разработанной методики для формирования у будущих учителей готовности к профессиональной адаптации.

Тем самым задачи исследования были решены, гипотеза доказана.

В работе исследованы лишь некоторые вопросы формирования у студентов готовности к профессиональной адаптации в региональной системе образования. Мы не претендуем на окончательное решение проблемы, так как совокупность выявленных условий не исчерпывает ее полностью. Дальнейшие научные поиски следует направить на выявление индивидуально-личностных особенностей формирования в процессе обучения у будущих учителей готовности к профессиональной адаптации: повышение творческого потенциала студентов, раскрытие индивидуальных педагогических способностей, повышение роли творческой самореализации личности в процессе обучения в вузе и адаптации в профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Комплексная экспертиза состояния и перспективы развития общепедагогической подготовки учителя / О. А. Абдуллина // Педагогическое образование. — М.: МПГУ, 1992. — С. 7−11.
  2. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений / О. А. Абдуллина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990.-141 с.
  3. , И. Г. Теория педагогического риска: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. Г. Абрамова. СПб., 1996. — 36 с.
  4. , Г. В. Формирование творческих педагогических умений у студентов младших курсов: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В. Абросимова. Челябинск, 1990. — 17 с.
  5. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  6. , Г. В. Социальная психология высшего образования / Г. В. Акопов. Самара, 1993. — 312 с.
  7. , А. Г. На пороге самостоятельной жизни / А. Г. Алексеева. М.: Моск. Рабочий, 1979. — 142 с.
  8. , Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. 230 с.
  9. , Г. А. О понятии адаптации / Г. А. Андреева // Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. Л., 1973. — 173 с.
  10. , Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. М., 1997.-373 с.
  11. , М. В. Дифференциация образования: региональная стратегия и тактика обеспечения инновационных процессов / М. В. Артюхов. -Новокузнецк, 1996. -442 с.
  12. , В. Т. Профессиональная адаптация преподавателейвысшей школы: проблемы и перспективы / В. Т. Ащепков. Ростов н/Д, 1997. — 144 с.
  13. , В. Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Т. Ащепков. Ростов н/Д, 1998. — 43 с.
  14. , Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабан-ский. М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
  15. , И. Д. Профессиональная педагогическая деятельность и основы ее формирования у будущих учителей: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. Д. Багаева. — Л., 1991.-36 с.
  16. , Л. А. Формирование диагностических умений у будущих учителей в процессе изучения курса педагогики: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Байкова. М., 1995. — 13 с.
  17. , Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопр. Психологии. 1989. — № 1. — С. 92−100.
  18. , А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя / А. С. Белкин. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  19. , Е. П. Педагогическое образование: реалии и перспективы / Е. П. Белозерцев // Педагогика. 1992. — № 1−2. — С. 61−65.
  20. , В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод, пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высш. шк., 1989. — 144 с.
  21. , Н. Р. Психология личностного роста: Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / Н. Р. Битянова. М.: Междунар. пед. акад., 1995.-64 с.
  22. , М. И. Причины отсева студентов из педагогических вузов / М. И. Бордуков, А. М. Гендин, Р. А. Майер. Красноярск: Изд-во Краснояр. пед. ун-та, 1992. -221 с.
  23. , Н. Ю. Формирование педагогического мышления будущего учителя на основе межпредметных связей: Дис.. канд. пед. наук / Н. Ю. Бочарова. М., 1989. — 239 с.
  24. , О. Учитель как субъект педагогического общения / О. Бочарова. Кемерово, 1994. — 70 с.
  25. , В. И. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов / В. И. Брудный. М., 1975.-43 с.
  26. , В. М. Психолого-педагогические условия социально-профессиональной адаптации учащихся в школе-лицее: Дис.. канд. пед. наук / В. М. Бызов. Брянск, 1993. — 207 с.
  27. , М. А. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе / М. А. Вейт, Б. Г. Огаянц. — Минск, 1990.-96 с.
  28. , А. А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991.-207 с.
  29. , С. Г. Учитель крупным планом / С. Г. Вершлов-ский.-СПб., 1994.-133 с.
  30. , Е. Б. Профессионально-педагогическая практика / Е. Б. Весна, О. О. Киселева. М.: Модек, 1999. — 80 с.
  31. , И. Е. Общая культура учителя как фактор усиления педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Е. Видт. — Екатеринбург, 1995. 17 с.
  32. , Б. 3. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие / Б. 3. Вульфов, В. Д. Иванов. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 288 с.
  33. , Б. 3. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя / Б. 3. Вульфов, В. Н. Харькин. М.: ИЧП «Изд-во „Магистр“», 1995.-112 с.
  34. , JI. С. Собр. соч.: В 6 т. / JL С. Выготский. Т. 1 / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1982. — 487 с.
  35. , JI. С. Собр. соч.: В 6 т. / JI. С. Выготский. Т. 3 / Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  36. , С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения / С. А. Гапонова // Психологический журн. 1994. — № 3. -Т. 15.-С. 131−135.
  37. , Н. Ф. О задачах трудового воспитания учащихся профтехучилищ в современных условиях / Н. Ф. Гейжан // Социология образования. М., 1990. — Ч. Т. — С. 30−34.
  38. , С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / С. И. Гессен / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.-444 с.
  39. , В. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении / В. Г. Гранатов // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 45−51.
  40. , В. С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя / В. С. Грехнев. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  41. , JI. К. Социологические аспекты адаптации студентов младших курсов / JI. К. Гришанова, В. Д. Цуркан // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев, 1990. — 136 с.
  42. , В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. М.: Педагогика. — 1986. — 240 с.
  43. Диагностика успешности учителя / Под ред. Т. В. Морозовой. -М.: Пед. поиск, 1998. 94 с.
  44. Диагностика школьной дезадаптации. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1995. — 126 с.
  45. , М. В. Психологический анализ системы «человек-профессиональная среда» / М. В. Дмитриева // Вестн. Ленинград, ун-та. -1990. Сер. 6. — Вып. 1. — С. 82−90.
  46. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / К. М. Дурай-Новакова. М., 1983. — 32 с.
  47. , М. И. Готовность к деятельности в напряженных условиях: Психологический аспект / М. И. Дьяченко, J1. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. Минск, 1985. — 206 с.
  48. Егорова, J1. Г. Методические указания по социальной и профессиональной адаптации студентов в техническом вузе / JI. Г. Егорова. Казань, 1983.-48 с.
  49. Егорова, J1. Г. Факторы адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу в техническом вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Г. Егорова. Л., 1978.-21 с.
  50. , А. Н. Диагностика социально-психологической адап-тированности в новых условиях деятельности и общения: Автореф. дис.. канд. психол. наук / А. Н. Жмыриков. Л., 1989. — 15 с.
  51. , Г. А. Исследование в педагогической деятельности преподавателя высшей школы / Г. А. Засобина, В. С. Мухаммед. Иваново: Изд-во Иван. гос. ун-та, 1997. — 188 с.
  52. , В. И. Диагностика педагогической деятельности учителя (фрагменты будущей книги) / В. И. Зверева. М.: Новая шк., 1995. — 68 с.
  53. , JI. Г. Подготовка кадров в педагогическом институте / Л. Г. Земцова. Орск, 1993.- 156 с.
  54. , В. П. О целях и ценностях образования / В. П. Зинченко // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 3−16.
  55. , X. Теоретические основы самовоспитания будущего учителя в педучилище и педколледже: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / X. Ибрагимов. М., 1996. — 36 с.
  56. , Т. В. Особенности развития психологической готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. В. Иванова. -М., 1983. 21 с.
  57. , К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. / К. Ингенкамп. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  58. , И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. — М.- Белгород, 1993. -219 с.
  59. , Е. И. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге XXI века) / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. СПб: Изд-во «Петербург-ХХ1 век" — ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. — 160 с.
  60. , И. И. Теоретические основы формирования педагогической направленности мышления учителя в системе профессионального образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. И. Казимирская. М., 1992.-34 с.
  61. , И. Цивилизация и адаптация / И. Калайков. М.: Прогресс, 1984.-239 с.
  62. Калмакова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / 3. И. Калмакова. М., 1981. — 200 с.
  63. , В. А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель ученик» / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. — М.: Пед. о-во России, 1999.-78 с.
  64. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик,
  65. Н. Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  66. , Н. Э. Теория и практика профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. Э. Касаткина. М., 1995. — 38 с.
  67. , Н. Э. Социально-педагогические основы становления и развития личности учителя в университете / Н. Э. Касаткина, Б. П. Невзоров, JI. П. Халяпина. Кемерово, 1996. — 129 с.
  68. , Е. А. Психология профессионализма / Е. А. Климов. М., 1996.-400 с.
  69. , Г. М. Культура профессионального самообразования педагога / Г. М. Коджаспирова. М., 1994. — 342 с.
  70. , А. Ю. Педагогические аспекты творческого развития личности: Дис. канд. пед. наук / А. Ю. Козырева. М., 1995. — 230 с.
  71. , JI. Ф. Резервы эффективности педагогического труда / JI. Ф. Колесников. М., 1995. — 263 с.
  72. , В. П. Некоторые психологические показатели адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе / В. П. Кондратова // Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики. Воронеж, 1972.-132 с.
  73. , М. В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач: Дис.. канд. пед. наук / М. В. Корепанова. Волгоград, 1994. — 205 с.
  74. , Б. И. Роль педагогической теории в подготовке учителя / Б. И. Коротяев // Сов. педагогика. 1985. — № 1. — С. 75−80.
  75. , О. И. Мотивация выбора профессии и специальности студентами пединститута в процессе дидактической адаптации / О. И. Крягждене // Проблемы адаптации у студентов. Вильнюс, 1978. — 87 с.
  76. , П. С. Адаптация как функция развития личности / П. С. Кузнецов. Саратов, 1991. — 76 с.
  77. , Н. Е. Развитие методического мышления в процессепрофессиональной подготовки будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук / Н. Е. Кузовлева. — Липецк, 1995. — 233 с.
  78. , Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М., 1990. — 117 с.
  79. , Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. Л.: Ленингр. отд-ние о-ва «Знание», 1985. — 32 с.
  80. , Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопр. психологии. 1986. — № 2. -С. 21−30.
  81. , Ю. Н. Мышление учителя / Ю. Н. Кулюткин, Г. Г. Су-хобская. -М.: Просвещение, 1990.
  82. , Н. В. На пути к профессиональному совершенству / Н. В. Кухарев. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  83. , М. М. Социальная функция процесса обучения в решении задач формирования личности / М. М. Левина // Формирование социально активной личности учителя. — М., 1986. С. 79−82.
  84. , А. Н. Педагогическое общение / А. Н. Леонтьев. М.- Нальчик: ЭльФа, 1996. — 96 с.
  85. , Н. Ф. О динамике свойств личности курсантов летных училищ / Н. Ф. Лукьянов, Е. Н. Лобова, Н. Б. Третьяков // Психологический журн. 1990. -№ l.-T. 11.-С. 138−146.
  86. , Р. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / Р. Н. Лутошкин. М., 1988.
  87. , И. Д. Профессиональная адаптация выпускников пединститута / И. Д. Лушников. М.: Прометей, 1991. — 206 с.
  88. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М., 1996.-308 с.
  89. , А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М., 1993.- 194 с.
  90. , Г. П. Адаптация важнейшая проблема педагогики /
  91. Г. П. Медведев, Б. П. Рубин, Ю. Г. Колесников // Сов. педагогика. 1969. -№ 3.-С. 64−67.
  92. , JI. М. Структура социальной адаптации: Автореф. дис.. канд. пед. наук / JI. М. Милославова. JI., 1994. — 19 с.
  93. , Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Флинта, 1998. — 201 с.
  94. , Л. М. Проблемы профессиональной социализации личности / Л. М. Митина. Кемерово, 1996. — 160 с.
  95. , Л. М. Учитель как личность и профессионал / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 215 с.
  96. , А. Г. Профессиональная адаптация выпускников педвузов: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. Г. Мороз. Киев, 1983. — 50 с.
  97. , А. Г. Адаптация молодого учителя / А. Г. Мороз. Киев, 1990.-52 с.
  98. , И. В. Возможности организма человека / И. В. Муравов. -М., 1988.-89 с.
  99. , В. М. Дидактические основы обучения педагогической технике в процессе профессиональной подготовки учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. М. Мындыкану. М., 1992. — 30 с.
  100. , И. И. Из школяров в студенты / И. И. Наумченко // Нар. образование. 1991. — № 9. — С. 43−45.
  101. , Б. П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровневого университетского образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Б. П. Невзоров. М., 1998. — 33 с.
  102. Овладение педагогическим мастерством на педагогической практике: Методические рекомендации / Сост. Ю. И. Ильина. Новосибирск: НГПУ, 1995.-28 с.
  103. , Д. В. Практическая психология для учителя / Д. В. Ольшанский. М.: Онега, 1994. — 268 с.
  104. , А. М. Организационно-педагогические основы управления подготовкой учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. М. Орлов. -М., 1992.-18 с.
  105. , Т. С. Региональная модель подготовки и переподготовки учителя / Т. С. Панина. Кемерово, 1996. — 130 с.
  106. , Б. Д. Социально-психологический климат коллектива / Б. Д. Парыгин. М., 1981. — 28 с.
  107. , Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М., 1969.-659 с.
  108. , К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М., 1986.-256 с.
  109. , Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т. С. Полякова. — М.: Педагогика, 1983. 129 с.
  110. , В. И. Развитие профессионально-педагогической направленности студентов во внеаудиторной деятельности: Автореф. дис.. .канд. пед. наук / В. И. Попова. Оренбург, 1997. — 19 с.
  111. , Т. К. Формирование профессионально-педагогического мышления студентов: Дис.. канд. пед. наук / Т. К. Попова. Липецк, 1998. — 145 с.
  112. , Н. Ю. Дидактические условия эффективного использования учебно-познавательных задач в высшей школе: Дис.. канд. пед. наук / Н. Ю. Посталюк. Казань, 1982. — 260 с.
  113. Прикладные проблемы социальной психологии / Под ред. Е. И. Шороховой, В. П. Левкович. М., 1983.
  114. Проблемы психологии личности и психологии труда / Под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1960. — С. 133−157.
  115. Профессиональная деятельность молодого учителя: социально-педагогический аспект / Под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. -М., 1982.-С. 49.
  116. Профессия — учитель: Беседы с молодыми учителями / В. Г. Онушкин, С. Г. Вершловский, Ю. Н. Кулюткин и др. М.: Педагогика, 1987.-191 с.
  117. , С. М. Адаптация начинающих педагогов / С. М. Редлих // Профессиональные проблемы образования: концепции и подходы: Сб. науч. тр. / Под ред. J1. И. Кундозеровой. -М.- Новокузнецк, 1998. С. 88−102.
  118. , С. М. Педагогические основы социально-профессиональной адаптации учителя: Дис.. д-ра пед. наук / С. М. Редлих. М., 1999. — 361 с.
  119. , Е. И. Личность учителя: Теория и практика / Е. И. Рогов. -Ростов н/Д: Феникс, 1996. 509 с.
  120. , Е. И. Учитель как субъект педагогического исследования / Е. И. Рогов. М.: Владос, 1998. — 495 с.
  121. , Е. С. Психологические основы профессиографии / Е. С. Романова, Г. А. Суворова. М., 1990. — С. 11.
  122. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Гл. ред.
  123. B. В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. — 608 с.
  124. , А. Т. Формирование профессиональной пригодности / А. Т. Ростунов. Минск, 1984. — 176 с.
  125. , С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989.
  126. , Л. И. Перспективы профессионально-деятельностной подготовки учителей / Л. И. Рувинский // Сов. педагогика. 1988. — № 7. —1. C. 70−75.
  127. , В. Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Г. Рындак. М., 1996. — 41 с.
  128. , С. С. Интенсификация подготовки учителя в педвузе на основе сближения учебной и будущей профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук/С. С. Салаватова. Казань, 1991. — 17 с.
  129. , Н. К. Непрерывное педагогическое образование / Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 1997. — 166 с.
  130. , В. В. Психолого-педагогические вопросы профессиональной адаптации выпускников педучилищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Синявский. М., 1974. — 17 с.
  131. , А. Г. Вопросы динамики социально-психологической адаптации студентов к вузу / А. Г. Смирнов // Психологические условия становления личности в свете реформ общеобразовательной школы. М., 1998.-192 с.
  132. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования / С. Д. Смирнов. М., 1995. — 270 с.
  133. Социально-педагогическая среда как условие становления и развития региональных сфер образования / Под ред. Ю. В. Васильева, Е. С. Капралова. М.: Изд-во ИПК и ПРНОМО, 1994. — 136 с.
  134. , М. И. Профессиональные способности педагога. Акмео-логия воспитания и обучения / М. И. Станкин. М.: Флинта, 1998. — 364 с.
  135. , В. В. Теория и практика развития региональной системы педагогического образования учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. В. Тарасов. М., 1977. — 35 с.
  136. , В. С. Особенности самоуправляемых систем / В. С. Украинцев. -М., 1970.-46 с.
  137. , Дж. Психология как наука о поведении / Дж. Уотсон. -М., 1926.-384 с.
  138. , О. Н. Синергетическая модель образования / О. Н. Федорова // Мир образования. 1997. — № 5. — С. 14−16.
  139. Философский словарь. М.: Инфра-М, 1999. — 575 с.
  140. , Н. А. Формирование логико-педагогических умений в системе подготовки педагога: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. А. Царегородцева. М., 1997. — 17 с.
  141. , С. Квалификация и трудовые ориентации работников / С. Черволенко. Киев: Наукова думка, 1982. — 207 с.
  142. , Д. В. Технология обучения в высшей школе /
  143. Д. В. Чернилевский, О. К. Филатов. М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.
  144. , О. В. Формирование профессиональной направленности мышления будущего учителя в процессе изучения педагогики: Дис.. канд. пед. наук / О. В. Чукаев. Тула, 1992. — 213 с.
  145. , В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994.-320 с.
  146. , В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. М.- Воронеж, 1997.-288 с.
  147. , Н. А. Дидактическая подготовка студентов в учебном процессе педвуза: Дис.. д-ра пед. наук / Н. А. Шайденко. Тула, 1994. -315 с.
  148. , Н. Н. Механизм адаптации учащихся в начальном профессиональном образовании / Н. Н. Шамрай. — Орел, 1997. — 80 с.
  149. , Р. М. Профессиональное становление учителя сельской школы в процессе непрерывного образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Р. М. Шерайзина. СПб., 1994. — 44 с.
  150. , О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя / О. М. Шиян // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 63−68.
  151. , А. Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Автореф. дис. д-ра психол. наук / А. Э. Штейнмец. СПб., 1998.-43 с.
  152. , В. А. Психология учебной деятельности студентов / В. А. Якунин. -М., 1994. 156 с.
Заполнить форму текущей работой