Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение уровня психологической компетентности как фактор формирования мотивации педагогической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Имеются работы по исследованию путей развития психологической компетентности педагогов. В качестве развивающих технологий предлагается работа над созданием адекватного образа «Я-учитель» (Г.А. Калиев, Н. Л. Чернов и др.), формирование потребности в саморазвитии педагога (Р.В. Абаканов, В. Н. Ярофеев и др.), развитие творческого потенциала учителя (Т.С. МакееваК.Г. Сергеев), расширение… Читать ещё >

Содержание

  • Введение

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ----------------------------------------------------12стр.

1.1. Исследование теоретических основ мотивации профессиональной деятельности педагога----------------------------------------------------------------------.12стр.

1.2. Теоретические подходы к исследованию психологической компетентности педагога--------------------------------------------------------------------------------------------28стр.

1.3. Теоретическое обоснование гипотезы исследования--------------------------------45стр.

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ—-55стр.

II. 1. Задачи и методы исследования мотивации педагогической деятельности и психологической компетентности-------------------------------------------------------------55стр.

11.2. Экспериментальное исследование мотивации педагогической деятельности и психологической компетентности-------------------------------------------------------------59стр.

11.3. Экспериментальное исследование взаимосвязи мотивации педагогической деятельности и психологической компетентности---------------------------------------76стр.

11.4. Экспериментальное исследование особенностей мотивационной структуры педагогической деятельности с учетом уровня сформированное&trade- психологической компетентности педагогов----------------------------------------------------------------------84стр.

Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ----------98стр.

III. 1. Цели, задачи и методы развивающей программы------------------------------------98стр.

111.2. Изменение показателей психологической компетентности педагогов.106стр.

111.3. Экспериментальное обоснование гипотезы исследования-----------------------116стр.

Повышение уровня психологической компетентности как фактор формирования мотивации педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сегодня, в эпоху достижений науки и техники, эпоху информатизации и компьютеризации, особенно остро ощущается потребность в педагоге как высококвалифицированном специалисте. Это заставляет педагогов кардинально переосмысливать не только содержание, но и мотивацию своей профессиональной деятельности, которая в настоящее время все больше приобретает внешне ориентированную направленность.

Внешняя мотивация не стимулирует в должной мере профессионального развития педагога, превращает его труд в деятельность, совершаемую под давлением внешней необходимости. Следствием этого становятся: профессиональная деформация личности педагога, усиление «феномена сгорания», утрата психического и физического здоровья. При этом вполне закономерно, что у учащихся наблюдается преобладание пассивности над активностью, формируются двойные жизненные стандарты, девиантные формы поведения и др. В результате происходит не только снижение эффективности и качества образовательного процесса, но и деформация ценностных ориентаций, жизненной философии его участников. В связи с этим приоритетным направлением деятельности системы образования стало переориентирование с внешнего типа мотивации профессиональной деятельности педагогов на внутренний тип. Однако при этом совершенно не учитывается психологическая структура педагогической деятельности, компонентом которой является психологическая компетентность педагога.

В отечественной и зарубежной психологии имеются исследования, посвященные проблеме мотивации педагогической деятельности. Раскрыто содержание понятий «мотивация педагогической деятельности» и «мотивы педагогической деятельности» (В.Г. Асеев, Г. С. Кожухарь и др.), изучены виды отношений педагогов к различным аспектам мотивации их профессиональной деятельности (И.Ф. Демидова, О.В. Маскаленко), описаны мотивационные структуры педагогической деятельности (O.JI. Головащук, A.B. Рыбаков). Имеются работы по выявлению путей развития мотивации профессиональной деятельности педагогов. В качестве развивающих технологий предлагается предоставление педагогу максимальных возможностей для самореализации (В.Т. Бессалаев, Ф.Т. Итяшева), осознание учителем ведущих мотивов собственного поведения, деятельности, общения и необходимости их изменения (JI.M. Митина), готовность действующей личности к трансформации деятельности (С.Х. Асадуллин, С.А. Зимичева) и ДР.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что большинство моделей формирования мотивации профессиональной деятельности педагога не ориентировано на психологический аспект педагогической деятельности. При этом, как подчеркивает B.C. Лазарев, нет опоры на психологические знания механизмов мотивации. Кроме того, по мнению JI.B. Шибаевой, педагогическая деятельность должна иметь глубокое психологическое обоснование, в котором центральное место отводится психологическому образованию педагогов. К разряду основополагающих в структуре данного психологического образования Е. И. Исаев относит психологическую компетентность педагогов. Особую актуальность эта составляющая профессионализма педагога приобретает в становящихся, реформируемых системах, что характерно для современного состояния российского образования (В.И. Слободчиков). Все сказанное свидетельствует об актуальности изучения психологической компетентности педагога как фактора формирования мотивации педагогической деятельности.

В психологической литературе имеются исследования, в которых анализируется содержание понятия «психологическая компетентность» (А.Д. Алферов, И. Ф. Демидова и др.), описывается ее структура (Л.И. Белозерова, Я. И. Украинский и др.), критерии (Р.В. Майменко, П. С. Указов и др.), компоненты психологической компетентности (В.М. Манохина, Б. И. Хасан и др.). Тем не менее, нет единства в понимании сущности психологической компетентности, отсутствуют исследования, посвященные анализу взаимосвязи психологической компетентности и мотивации педагогической деятельности.

Имеются работы по исследованию путей развития психологической компетентности педагогов. В качестве развивающих технологий предлагается работа над созданием адекватного образа «Я-учитель» (Г.А. Калиев, Н. Л. Чернов и др.), формирование потребности в саморазвитии педагога (Р.В. Абаканов, В. Н. Ярофеев и др.), развитие творческого потенциала учителя (Т.С. МакееваК.Г. Сергеев), расширение совокупности знаний, умений и навыков учителя по вопросам общей, возрастной, педагогической, социальной и дифференциальной психологии (Д.В. Васильев, С. А. Катаева и др.) и др. Несмотря на различия в подходах формирования психологической компетентности, большинство авторов сходятся на том, что для роста компетентности достаточно развития любого из ее компонентов. Но, по мнению Л. М. Митиной, поскольку психологическая компетентность представляет собой сложную личностную характеристику, то уделять внимание развитию лишь одного из компонентов невозможно. Однако на сегодняшний день отсутствуют программы развития психологической компетентности за счет формирования всех ее компонентов.

Изложенное выше позволяет нам сформулировать противоречие между необходимостью формирования у педагогов внутренне ориентированной мотивации педагогической деятельности и недостаточной разработанностью вопроса о роли психологической компетентности в ее формировании. Наличие данного противоречия определяет проблему нашего исследования, связанную с формированием мотивации профессиональной деятельности педагога посредством развития его психологической компетентности.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная методологическая, теоретическая, методическая и практическая разработанность дляпедагогического образования послужили необходимым основанием для определения цели исследования.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное исследование влияния психологической компетентности учителя на формирование мотивации педагогической деятельности.

Объект исследования: мотивация педагогической деятельности.

Предмет исследования: зависимость мотивации педагогической деятельности от уровня психологической компетентности педагога.

Задачи исследования:

1. Уточнить понятие «психологическая компетентность педагога», структуру и критерии психологической компетентности.

2. Теоретически обосновать влияние психологической компетентности на мотивацию педагогической деятельности.

3. Экспериментально исследовать взаимосвязь мотивации педагогической деятельности и психологической компетентности учителя.

4. Выявить особенности мотивационной структуры педагогической деятельности в зависимости от уровня психологической компетентности учителей.

5. Разработать программу формирования мотивации педагогической деятельности посредством повышения уровня психологической компетентности педагога и проверить ее эффективность.

Гипотезы исследования:

1. Структура психологической компетентности представляет собой единство гносеологического (совокупность психологических знаний), деятельностного (владение психологическими умениями) и личностного (согласованность профессионально значимых личностных качеств педагога) компонентов. В качестве критериев психологической компетентности выступают: уровень психологической грамотности педагога- ¦ способность педагога использовать психологические знания при реализации коммуникативных функций педагогической деятельностисформированность профессионально значимых личностных качеств педагога.

2. Все компоненты психологической компетентности — гносеологический, деятельностный, личностный — выступают в качестве факторов, влияющих на характер иерархической структуры мотивации педагогической деятельности.

3. Существует взаимосвязь отдельных мотивов педагогической деятельности и психологической компетентности: психологическая компетентность проявляет положительную корреляцию с внутренне ориентированными мотивами и отрицательную корреляцию с внешне ориентированными мотивами педагогической деятельности.

4. Мотивационная структура педагогической деятельности имеет свои особенности в зависимости от уровня психологической компетентности педагога: чем выше уровень развития психологической компетентности, тем ярче выражены внутренне ориентированные мотивы педагогической деятельности.

5. Формирование мотивационной структуры педагогической деятельности возможно за счет развития компонентов психологической компетентности: гносеологического, деятельностного и личностного.

Методологическую основу исследования составили:

— теория развития мотивации (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев);

— концепция мотивации педагогической деятельности (А.К. Маркова, Л.М. Митина);

— концепция психологической компетентности педагогов (Э.Ф. Зеер, М. И. Лукьянова, Л.М. Митина);

— структурный подход к изучению психических явлений (O.A. Конопкин, Б. Ф. Ломов, Н. И. Чуприкова и др.).

Научная новизна исследования заключается: в уточнении понятия психологической компетентности и ее структуры, в определении показателей и критериев уровней психологической компетентностив теоретическом обосновании влияния психологической компетентности на мотивацию педагогической деятельностив выявлении взаимосвязи мотивации педагогической деятельности и психологической компетентностив расширении научного представления об особенностях мотивационной структуры педагогической деятельности в зависимости от уровня психологической компетентностив обосновании психологической компетентности как фактора формирования мотивации педагогической деятельности.

Теоретическое значение исследования состоит в расширении представлений о содержательной и функциональной связи мотивации педагогической деятельности и психологической компетентности, в углублении представлений о природе и факторах процесса формирования мотивации педагогической деятельности. Обоснована роль психологической компетентности учителя как фактора формирования мотивации педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты представляют собой инвариант программы развития мотивации педагогической деятельности, на основе которого могут быть разработаны вариативные программы формирования внутренне ориентированной мотивации педагогической деятельности. Практическое использование полученных результатов возможно в процессе работы психолога с педагогическим коллективом школы, а также в системе повышения квалификации работников образования при внесении изменений в содержание образовательного процесса.

Достоверность результатов, исследования обеспечивается: обоснованностью исходных теоретических позиций- —использованием объективных методов исследованиярепрезентативностью объема выборкииспользованием методов математической статистики при обработке результатов.

Методы исследования.

Теоретические методы: содержательный анализ отечественной и зарубежной философской, психологической и педагогической литературы.

Эмпирические методы: тестирование — «Тест для. определения иерархической структуры мотивационной сферы и ведущих мотивов педагогической деятельности» (Н. А. Аминов, Н. А. Морозова, А. Л. Смятских), «Групповая оценка психологической компетентности педагога» (М.И. Лукьянова), «Психологическая грамотность педагога» (К.Е. Абзалова, А.Г. Михайлова).

Математические методы: вычисление среднего значения исследуемых признаков — М, стандартного отклонения — а, ранговый корреляционный анализ Спирмена, 1>критерий Стьюдента. Этапы исследования.

I этап (2002;2003 гг.) — поисковый. Осмысление теоретико-методологических основ исследования, выявление состояния изученности проблемы формирования мотивации педагогической деятельности в научной литературе и педагогической практике, определение ведущих позиций исследования (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, база исследования и т. п.) и его терминологического поля, осуществление поиска теоретико-методологической стратегии формирования мотивации педагогической деятельности.

II этап (2003;2006 -гг.) — опытно-экспериментальный. Экспериментальное исследование особенностей мотивации педагогической деятельности и уровня развития психологической компетентностивзаимосвязи мотивации педагогической деятельности и психологической компетентности. Разработка программы формирования мотивации педагогической деятельности посредством повышения уровня психологической компетентностипроверка эффективности развивающей программы.

III этап (2006;2007 гг.) — заключительно-обобщающий. Итоговая обработка результатов реализации программы, уточнение выводов, обобщение результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1.В качестве психологической компетентности выступает новообразование субъекта деятельности, представляющее собой системное проявление психологических знаний, умений и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие. сущность педагогической деятельности. В структуру психологической компетентности входят: гносеологический компонент (совокупность психологических знаний), деятельностный компонент (психологические умения), личностный компонент (согласованность профессионально значимых личностных качеств педагога). -«.

2. Существует неоднозначная взаимосвязь между мотивацией педагогической деятельности и психологической компетентностью: психологическая компетентность педагога проявляет положительную корреляцию с внутренне ориентированными мотивами (социофилия, понимание, аффилиация, саморазвитие) и отрицательную — с внешне ориентированными мотивами (власть, порядок, избегание неудач).

3. Мотивационная структура педагогической деятельности — сложное иерархическое образование, которое имеет свои особенности в зависимости от уровня сформированности психологической компетентности педагога: преобладание внутренне ориентированных мотивов обусловлено высоким уровнем психологической компетентности, преобладание внешне ориентированных мотивов педагогической деятельности — низким уровнем психологической компетентности.

4. Формирование мотивационной структуры педагогической деятельности возможно в процессе развития компонентов психологической компетентности педагога и включает в себя: повышение уровня психологической грамотностиразвитие психологических умений педагогической деятельностиразвитие профессионально значимых личностных качеств педагога.

Апробация результатов исследования. Представленные материалы апробировались: во-первых, в процессе экспериментально-психологической работы автора в общеобразовательных школах п. Белый Яр, д. Сайгатина Сургутского районаво-вторых, в 12 публикациях по теме исследования, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАКв-третьих, в докладах, сделанных на научно-практических конференциях различногоуровня: Открытой окружной конференции молодых ученых (г. Сургут, 2004) — Второй региональной научно-практической конференции «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций» (г. Тамбов, 2005) — Международная конференция «Рынок труда, качество профессионального образования и проблемы занятости молодежи» (г. Пенза, 2005) — V Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое сопровождение образовательного процесса: состояние, проблемы, перспективы» (г. Уфа, 2006) — 4) в обсуждениях на кафедре общей психологии Сургутского государственного педагогического университета. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (238- наименований) и приложения. Объем работы — 134 страницы печатного текста, 25 таблиц и 10 рисунков.

Выводы по третьей главе.

1. Развитие компонентов психологической компетентности, а именно: гносеологического, деятельностного и личностного, ведет к формированию психологической компетентности.

2. Формирование мотивационной структуры педагогической деятельности возможно в процессе развития компонентов психологической компетентности учителя и включает в себя:

— повышение уровня психологической грамотности;

— развитие психологических умений педагогической деятельности;

— развитие психологически значимых личностных качеств педагогов.

3. Общая тенденция формирования мотивации педагогической деятельности такова: повышение уровня психологической компетентности педагога ведет к перераспределению иерархии мотивов за счет усиления внутренне ориентированных мотивов педагогической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Наше исследование было посвящено проблеме формирования мотивации педагогической деятельности в соответствии с повышением уровня психологической компетентности педагога.

При этом в работе были затронуты вопросы мотивации как профессиональной, так и педагогической деятельностипсихологической компетентности, ее структуры и критериеввлияния психологической компетентности педагога на мотивацию его профессиональной деятельности. Рассматривая первый вопрос, мы пришли к выводу, что мотивация педагогической деятельности, как определенная совокупность мотивов, влияет не только на эффективность труда, но и на личность педагога. При этом, высокая удовлетворенность возможна, в основном, при преобладании внутренней мотивации педагогической деятельности. Если преобладает внешняя мотивация, то педагогическая деятельность становится просто средством для достижения чего-либо, не являясь самоцельюон выступает как обязанность чему-то внешнему, как цена за приобретение благ, необходимых человеку. Внутренняя мотивация педагогической деятельности не только стимулирует совершенствование профессионального мастерства, но также является источником развития как учителя, так и учащихся. Внешняя мотивация не стимулирует в должной мере профессионального развития педагога, превращает труд в деятельность, совершаемую под давлением внешней необходимости. В нашей работе была предпринята попытка формирования внутренне ориентированной мотивации педагогической деятельности через развитие компонентов психологической компетентности.

Рассматривая второй вопрос, мы под психологической компетентностью понимаем новообразование субъекта деятельности, представляющее собой системное проявление психологических знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность педагогической деятельности.

В качестве основных структурных компонентов психологической компетентности в нашем исследовании выступили: гносеологический, который включает в себя совокупность психологических знанийдеятельностный, обозначающий себя через владение психологическими умениями, помогающих реализации коммуникативного компонента педагогической деятельностиличностный, который выражается в согласованности профессионально значимых личностных качеств.

Критериями психологической компетентности являются: уровень психологической грамотности педагогаспособность педагога использовать психологические знания в педагогической деятельностисформированность профессионально значимых личностных качеств педагога.

Формирование психологической компетентности должно идти через развитие системы ее структурных компонентов: гносеологического, деятельностного и личностного.

Рассмотрение третьего вопроса показало, что все компоненты психологической компетентности, а именно: гносеологический, деятельностный и личностный выступают в качестве фактора формирования мотивации педагогической деятельности.

Экспериментальное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы.

1. В структуре психологической компетентности педагога в неравной мере представлены ее компоненты: более сформированным является деятельностный, в меньшей степени представлен гносеологический, наименее сформированным является личностный компонент психологической компетентности.

2. Психологическая компетентность проявляет положительную корреляцию с внутренне ориентированными мотивами (социофилия, понимание, аффилиация и саморазвитие), отрицательную корреляцию — с внешне ориентированными мотивами (власть, порядок и избегание неудач).

3. Мотивационная структура педагогической деятельности имеет свои особенности в зависимости от уровня сформированности психологической компетентности педагога: высокий уровень психологической компетентности предполагает преобладание внутренне ориентированных мотивов среди ведущихнизкий уровень психологической компетентностивнешне ориентированных мотивов.

4. Формирование мотивации педагогической деятельности возможно через развитие компонентов психологической компетентности: гносеологического — уровня психологической грамотностидеятельностного — психологических умений, личностного — профессионально значимых личностных качеств педагогов.

5. Общая тенденция формирования мотивации педагогической деятельности такова: повышение уровня психологической компетентности педагога ведет к перераспределению иерархии мотивов педагогической деятельности за счет усиления внутренне ориентированных мотивов.

Таким образом, гипотеза нашего исследования относительно формирования мотивации ^ педагогической деятельности посредством развития компонентов психологической компетентности: гносеологического, деятельностного и личностного, получила свое подтверждение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Ж. Внутренняя и внешняя мотивация профессиональной деятельности. — Минск, 2005.
  2. А.З. Формирование мотивов выбора профессии. Киев, 1999.
  3. Н.Г. Синдром хронической усталости педагога, Екатеринбург. 2001.
  4. Л.Д. Психология педагогической деятельности. Москва, 2007.
  5. А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности педагога // Вопросы психологии. 1988, № 4.
  6. H.A. Способность к рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры современного специалиста. // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста.-Новосибирск, 1994.
  7. Н.В. Поведение, учителя в конфликтной ситуации. -Ярославль, 1995.
  8. О.С. Акмеологические основы рефлексии самоорганизации педагога.- Москва, 2000.
  9. Т.Н. Формирование ценностных ориентаций. Екатеринбург, 1998.
  10. Ю.Анцыферова Л. И. Стрессоустойчивость и мастерство педагога.-Ижевск, 1997.
  11. М.А. Биологические мотивации. Баку, 1991.
  12. С.Х. Мотивация поведения и формирование личности. — Москва, 2006.
  13. С.Х. Влияние самооценки на формирование направленности личности будущего педагога. Москва, 1986.
  14. И.Асеев В. Г. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя, автореферат, канд. СПб 2002.
  15. Е.С. Психологические факторы и условия эмоциональной гибкости педагога. Москва, 2000.
  16. Дж. Возрастные изменения в мотивации. Москва, 1986.
  17. С.С. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя.- Киев, 2001.
  18. A.B. Изучение мотивации подростков. Минск, 1982.
  19. А.К. Системные механизмы мотивации. Москва, 1999.
  20. E.H. О природе побуждения // Вопросы психологии. 1983. № 4.
  21. А.Ш. Мотивация в основе познавательной деятельности студентов. Москва, 1987.
  22. Н.Г. Механизмы и принципы целенаправленного поведения. -Москва, 2003.
  23. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. Москва, 1993.
  24. Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. Москва, 1972.
  25. A.M. Тест для оценки мотивационной направленности личности Куля.- Москва, 2002.
  26. О.М. Индивидуальность и профессия.- Москва, 1991.
  27. Г. Ж. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. 1987. — № 2. — С.3−8.
  28. Ю.В. Профессиональная компетентность специалиста. Москва, 1999.
  29. Ф.Е. Психология переживания. Москва, 1984.
  30. Е.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Советская педагогика. 1990. — № 12. — С.65−71.
  31. И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя, автореферат, канд. Москва 1995.
  32. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -Москва, 1990.
  33. В.А. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика. 1989. — № 8. — С.73−77.
  34. A.A. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ. Психология. 1981. — № 2. — С.46−54.
  35. В.А. Инновации и новизна в педагогике // Советская педагогика. 1989. — № 12. — С.36−40.'
  36. Н.Д. Учитель ученик: характер их взаимоотношений и их влияние на уровень воспитанности, обучения и социальной активности школьников. — Л., 1983. — 72 с.
  37. A.A. Субъективность педагога. Москва, 1998.
  38. В. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. — 458 с.
  39. Л.С. Формирование субкультуры педагога профессионального образования. Москва, 1999.
  40. Ф. Мотивация персонала: теория и практика // Человек и труд. -2002.-№Ю.-С.80−83.
  41. . Что такое психология. Т.1 Москва, 1992.
  42. Ф.Н. Книга об учителе. Москва, 1965.
  43. Е.В. Способности и индивидуальность. Минск, 1995.
  44. В.И. О видах противоречий.- Киев, 1991.
  45. О.Л. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя, автореферат, канд. Москва 1995.
  46. В.В. Учитель о себе и профессии. Л., 1988. — 32 с.
  47. Д Амбросио Н. Индивидуальный стиль в педагогическом мастерстве учителя. Пермь, 1979.
  48. Г. З. Культура педагогического общения. М., 1990.
  49. И.Ф. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. М., 1986.
  50. Н.И. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М., 1987.
  51. A.A. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986.
  52. И.А. Эстетическая потребность. Москва, 1976.
  53. З.Дмитриева Т. П. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений // Психологический журнал. -1984
  54. О.Д. Методическая культура учителя // Советская педагогика. -1990.-№ 7.
  55. С.Б. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.
  56. Ю.Н. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование. Нижний Новгород, 2001
  57. A.B. Структура мотива и ее представленность в сознании человека.- Москва — 2000.
  58. E.H. Педагогический такт и мастерство учителя. -М., 1983.
  59. Ю.М. Ценностные ориентации личности современного учителя в педагогическом процессе // Психология учителя. М., 1989.
  60. В.И. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. -М., 1989.
  61. О. Г. Как возникает всеобщий язык? М. Наука, 1968.62.3амфир К. Андрагогика: теоретические основы обучения взрослых.-Екатеринбург, 1999
  62. С.П. Учитель XXI в: ноопсихологический подход к анализу профессиональной готовности к педагогической деятельности.- Москва, 2002.
  63. В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии, 1985. — № 3.
  64. К.Е. Типология личности и мотивация. Минск, 1976.
  65. Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. Киев, 1998.
  66. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.-С-Петербург. 2002
  67. Е.И. Теоретические основы содержания психологического образования педагогов // Современные проблемы образования. Тула, 1997.
  68. В.Г. Психологические основы профессионального обучения. -М., 1985.
  69. А.Н. Философские основы теории индивидуальности. -Л., 1973.
  70. Е.А. Профессионально-педагогическая культура преподавателя, С-Петербург. 2002.
  71. И.Г. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии. 1990. — № 2.
  72. Н.В. Педагогическое творчество учителей // Народное образование. 1985. — № 7.
  73. В.И. Психологическое воздействие: теория, методология, практика.- Москва, 1991
  74. Г. С. Диагностика развития педагогического творчества учителя.- Ставрополь, 1992.
  75. Т.И. Психология прогностических умений и способностей / Сост. Л. В. Регуш. 1984.
  76. И.А. Психологические проблемы самообразования учителя / Под ред. Г. С. Сухобской. Л., 1986.
  77. Д.В. Мотивация трудовой деятельности. Рига, 1984.
  78. С.Р. Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя // Вопросы психологии. 1987. — № 4.
  79. К.А. Профессиональная деятельность молодого учителя М., 1982.
  80. .В. Педагогические ситуации. М., 1983.
  81. Л.В. Психические состояния учителя и продуктивность урока // Вопросы психологии. 1989. — № 6.
  82. О.В. Психологический тип учителя как 'условие формирования профессионального стиля деятельности.- Нижний Новгород 1996.
  83. Н.Е. Как оптимизировать процесс воспитания. М., 1984.
  84. Л.Н. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. -Казань, 1989. '
  85. Н.Г. Формирование профессиональных интересов. Киев, 1996.
  86. В.А. В поисках оптимального варианта. М., 1987.
  87. А.Д. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.
  88. И.В. Потребность человека в общении. Минск, 1992.
  89. О.В. Диагностика и развитие личности учителя.- Москва, 2000
  90. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Львов, изд-во ЛГУ 1970.
  91. Ю.Н. Психологическое знание и учитель, Вопросы психологии- 1983, № 3.
  92. Л.Н. Психология потребностей: шаги к реальности // Вопросы психологии. 1985. — № 2. «
  93. С.Н. Психологические механизмы становления рефлексивных возможностей личности в мыслительной деятельности.-Кемерово, 2001
  94. Э.Л. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
  95. Р. Диагностика мотивации и склонности к риску. М., 1997.
  96. B.C. Управление школой: теоретические основы и методы. -М., 1997.
  97. B.C. Системное развитие школы. М., 2002.
  98. Ю.В. Проблема удовлетворенности профессией // Научно-техническая революция и социальная психология. М., 1981.
  99. О.Д. Некоторые особенности социальной перцепции воспитателя // Психология учителя. М., 1989.
  100. К. Намерение, воля, потребность. Москва, 1970.
  101. Н.Д. Мотивация трудовой деятельности и некоторые направления перестройки системы управления трудом // Ключевой вопрос социологии труда. М., 1988.
  102. В.Г. Учение о потребностях в современной психологии// Ученые записки МГПИ. Москва, 1939.
  103. Г. Психодрама: теория и практика. М., 1993.
  104. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  105. А.Н. Мотивация и психологические механизмы ее формирования.- Киев, 2002.
  106. Н.М. Структура педагогического мышления учителя // Вопросы психологии. 1987. — № 5.
  107. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие.- Москва, 2002
  108. .Ф. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие.- Москва, 2002.
  109. Т.Е. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.
  110. Э. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. М., 2005.
  111. В.Я. Методика преподавания психологии.- М., 1999.
  112. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения. Москва, 1987.
  113. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Львов, 1983.
  114. М. Мотивационная' теория эмоций // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
  115. Р.В. Условия творческого труда. М., 1970.
  116. МакКлеланд Д.. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.
  117. Е.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961.
  118. Н. Формирование мотивации личности учителя. М., 1990.
  119. В.М. Если вы учитель. М., 1989.
  120. А.К. Психология профессионализма.- Москва, Знание 1996.
  121. А.К. Психология труда учителя.- Москва, Просвещение -1993.
  122. В.Ж. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М., 1975.
  123. А. Мотивация и личность. Москва, 1998.
  124. Т.А. Мотивационные аспекты совместной учебной деятельности школьников. Москва, 1983.
  125. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
  126. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
  127. Л.М. Психологические особенности внутри личностных противоречий учителя, Вопросы психологии 1998, № 3.
  128. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя, Вопросы психологии — 1990, № 3.
  129. К.Г. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
  130. O.K. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. — № 1.
  131. А.И. Две ориентации в исследованиях мотивации за рубежом //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. — № 2.
  132. В.М. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. — № 5.
  133. X. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1972.
  134. С.В. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений // Человек и труд. 2003. — № 9.
  135. М.Д. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.- М.: ПЦ «Инсайт», 1992.
  136. З.И. Очерки по психологии труда. М., 1986.
  137. И.Н. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. -1982.- № 3.
  138. Е.М. Человеческий фактор в нововведениях // Психологический журнал.- 1985. № 4.
  139. E.H. На пути к профессиональному совершенству. М., 1990.
  140. Т.В. Психология обучения взрослых. М., 1985.
  141. . Мотивация// Экспериментальная психология, Москва, 1975 г.
  142. К. Психология влечений человека. Москва, 1971.
  143. Е.И. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации // Вопросы психологии. 1986. — № 5.
  144. В.Л. Формирование трудовой ориентации молодежи. Киев, 1985.
  145. Ю.М. Психология труда учителя, Москва, Просвещение 1993.
  146. Г. З. Мотивация' трудовой деятельности личности // Промышленная социальная психология. Л.: Изд-во Ленинградского унта, 1982.
  147. Е.А. Профессионализм педагога в реализации личностно-ориентированного подхода.- Ульяновск 2001.
  148. С.С. Формирование творческой индивидуальности учителя в педвузе. Ташкент, 1986.
  149. П.М. К психологии формирования авторитета учителя // Советская педагогика.- 1946. № 1−2.
  150. И.Н. Психолого-педагогические проблемы личностно-профессионального роста педагогов.- Хабаровск 1998.
  151. P.A. Мотивация профессиональной деятельности. Киев, 1986.
  152. К.К. Структура и развитие личности. Москва, 1986.
  153. К.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя.- Москва — 1999.
  154. Е.В. Психология, педагогика, акмеология высшего образования.- Москва, 2002
  155. В.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры. -Омск 1996.
  156. JI. К вопросу о мотивации наемного труда в сфере малого бизнеса // Человек и труд. 2000. — № 11.
  157. A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
  158. Е.И. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. — № 6.
  159. В.П. Методы системного педагогического исследования. JL, 1980.
  160. К. Творчество как усиление себя, Вопросы психологии -1990, № 1.
  161. С. О некоторых особенностях рефлексии учителя // Психология учителя. М., 1989.
  162. Л.И. Мотивация, деятельность и управление. Киев, 2003
  163. В.А. Формирование мотивации самообразования. Москва,-2004.
  164. П.А. Развитие мотивационно-познавательной сферы школьника. Киев, 1992. — ' - •>
  165. A.B. Структура свойств личности и особенностей черт характера и их роль в психической регуляции педагогической деятельности учителя на уроке.- Москва 1996.
  166. В.А. Вопросы эстетической культуры педагога, СПб 2002.
  167. Н.И. Учитель ученик. — М., 1984.
  168. К. Актуализирующаяся тенденция: «мотивы» и сознание // Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии / Пер. с англ. Е. В. Барзданиса, Ю. А. Менжерицкой. Ростов н/Д, 1996.
  169. A.B. Профессиональное самосознание в структуре интегральной индивидуальности учителя.- Пермь 1999.
  170. И.Р. Влияние стиля индивидуальности учителя на особенности его оценочной деятельности.- Сочи 2000.
  171. Г. И. Методологические аспекты стимулирования и мотивации труда//Вопросы философии. 1989. — № 5.
  172. Н.Я. Ценностная детерминация творческого педагогического труда в условиях перехода к новой образной парадигме.- Караганда -1997.
  173. H.B. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент, 1987.
  174. В.И. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования Л., 1984.
  175. С.П. Мотивационный анализ.-Харьков, 2001
  176. Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога.-Киев, 2002
  177. И.А. Психологическая структура субъективности как личностного свойства педагога.- Москва 1999.
  178. Н.В. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. — № 3.
  179. Е.В. Поэзия педагогики. М., 1976.
  180. О.С. Мотивационный тренинг, С-Петербург, 2001.
  181. В.А. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф.канд.дис. Л., 1980.
  182. В.И. ^ Психологические основы формирования профессионального мышления учителя.- Москва 1988.
  183. Словарь русского языка: в 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус.яз.- 1981−1984,
  184. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: М.: Рус.яз., 1993.
  185. И.А. Личностно-педагогическая саморегуляция как часть педагогической культуры учителя: Дис. канд.псих.наук. Ростов н/ Д, 1995.
  186. Ю.Д. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ, СПб 1999.
  187. Современный словарь русского языка С. Ожегова: М.: Рус.яз., 1992.
  188. Л.Ф. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1981. — № 6.
  189. П.С. Труд и талант учителя. М., 1989.
  190. H.A. Эмоциональность как профессионально-важное качество учителя, СПб 1997.
  191. Н.Ф. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969
  192. М.Н. Типы общения учителя // Психология учителя. М., 1989
  193. Е.И. Директор учитель — ученик. — М., 1982.
  194. Л.В. Влияние стиля индивидуальности учителя на особенности предъявления им учетной информации.- Сочи 1998.
  195. О.В. Психологические принципы развивающего обучения. -М., 1979.
  196. Г. А. Применение психологического механизма косвенного внушения в деятельности учителя.- Тверь 1995.
  197. П.С. Творческая лаборатория учителя. М., 1980.
  198. Э.З. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1986. — № 2.
  199. С.С. Школа глазами учеников и учителей // Вопросы психологии. 1990. — № 4.
  200. Н.В. Невербальные средства общения в деятельности учителя.- Москва — 1995.
  201. В.Д. Исследование мотивации повышения квалификации // Вопросы психологии, 1987, № 1.
  202. Ю.Д. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. -СПб.: Речь, 2001.
  203. Т.А. Полоролевое самосознание учителя как условие успешности его воспитательной деятельности.- Тюмень 1998.
  204. Э.Р. Этническая позиция личности и ее влияние на профессиональную деятельность педагога.- Казань 2000.
  205. .И. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск, 1988.
  206. JI. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. -Киев, 1975.
  207. X. Мотивация и деятельность Т 1−2. Москва, 1986.
  208. Г. Психология мотивации достижения.- СПб.: Речь, 2001.
  209. Н.Ш. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы: Дис. канд. пед. наук. Ростов н/ Д, 1995.
  210. С.И. О внешней и внутренней мотивации научного творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971.
  211. Г. А. Психология саморазвития, Москва, Интерпракс -1995г.
  212. C.B. Основные стратегии и тактики деятельности учителя в напряженных ситуациях.- Киев 1992
  213. Н.И. Педагогический анализ процесса становления психолого-педагогической компетентности педагога.- Екатеринбург -1999.
  214. А.Г. Пути формирования педагогической коммуникативной компетентности и педагогической рефлексии, автореферат, канд.- Новосибирск 1997.
  215. М.А. Учитель как исследователь. М., 1980.
  216. В.Э. Профессионализм педагога в реализации личностно-ориентированного подхода.- Ульяновск 2001.
  217. П.А. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.
  218. А.К. Психология высших устремлений. Мотивация и духовность личности. М.: Смысл, 2004.
  219. В.Д. Проблемы психологической переподготовки учителя при переходе его из традиционной системы обучения в развивающую.-Томск 1999.
  220. Т. Педагогическое творчество учителя // Советская педагогика. -М., 1988. -№ 1.
  221. Р.Г. Структуры и уровни психологической готовности учителя к профессиональной педагогической деятельности.- Бийск, 1982.
  222. Е.В. Психолого-педагогические последствия реализации педагогами различных моделей профессионального поведения.- Барнаул 1999.
  223. Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей.-Новосибирск, 1970.
  224. М.Л. Педагогическое предвидение. М., 1987.
  225. Л.В. К проблеме повышения психологической культуры школьной практики // Вопросы психологии. 1987, № 5, с.101−102.
  226. В.Р. Представления о педагогическом общении у разных групп учителей.- Москва 1996
  227. А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности, СПб 1998.
  228. А.И. Активное социально-психологическое обучение. -Л., 1985.
  229. И.С. Психолого-педагогические проблемы личностно-профессионального роста педагогов.- Хабаровск 1998.
  230. П.М. Проблема личности педагога.- Екатеринбург, 1 997 139
Заполнить форму текущей работой