Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ограничения исследования: в ходе изучения особенностей проявления агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью влияние клинических причин не учитывалось, а лишь фиксировалось. При анализе результатов применения метода экспертных оценок не преследовалась цель независимости экспертизы, однако педагогам предлагалось охарактеризовать не своих учащихся, а детей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Теоретический анализ проблемы агрессивности и ее коррекции у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
    • 1. 1. Теоретические подходы к агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью как феномену
    • 1. 2. Причины и механизмы возникновения агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
    • 1. 3. Основные подходы к психолого-педагогической коррекции проявлений агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
  • Выводы
  • Глава вторая. Экспериментальное изучение особенностей проявления и причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
    • 2. 1. Клинико-психолого-педагогические особенности испытуемых с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, особенности педагогов и семей
    • 2. 2. Разработка и апробация методов и методик экспериментального изучения агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
    • 2. 3. Изучение основных проявлений агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
    • 2. 4. Изучение психологических и социальных факторов агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
  • Выводы
  • Глава третья. Особенности коррекции и профилактики агрессивности у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
    • 3. 1. Содержание работы с родителями и педагогами по реализации программы
    • 3. 2. Основные направления коррекционной работы по преодолению агрессивности у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
    • 3. 3. Апробация и анализ эффективности применения комплексной программы работы по снижению уровня агрессивности подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
  • Выводы

Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования на социальном уровне определяется тенденциями к гуманизации и гуманитаризации Российского общества на данном этапе социокультурного развития. В педагогической науке и практике усиливаются интеграционные процессы, требующие создания оптимальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и возможностями. В связи с этим особо остро встает вопрос социальной адаптации и интеграции в общество детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Б 71 — умеренная умственная отсталость, Б 72 — тяжелая умственная отсталость по Медицинской классификации болезней 10-го пересмотра), для осуществления которой значительную роль играет профилактика и коррекция их агрессивности.

Кроме того, в последние годы не только ученые, но и средства массовой информации подчеркивают усиление агрессивных тенденций в обществе в целом и в учреждениях системы образования и социальной защиты населения. Все эти процессы безусловно действуют и в отношении категории детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Актуальность исследования на психолого-педагогическом уровне определяется, прежде всего, тем, что дети и подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, особо нуждающиеся в адекватном психолого-педагогическом сопровождении, получают его в недостаточной степени в отличие от лиц с легкой умственной отсталостью, которые «в подавляющем большинстве случаев становятся предметом заботы разных специалистов» [Л.М. Шипицына, 2002]. Это обусловлено, прежде всего, крайне коротким периодом современной истории оказания помощи этим детям, насчитывающим не более двух десятилетий [И.М. Бгажнокова, 2007]. Лишь с момента вступления в силу «Закона об образовании» [1992] начинают открываться специальные классы для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые считались ранее «необучаемыми».

Другой серьезной проблемой, осложняющей обучение и воспитание, и, как следствие, процесс социальной адаптации лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является их агрессивность [Л.М. Шипицына, 2004]. Сложность изучения данного феномена у этой категории детей и подростков определяется неоднозначностью подходов к пониманию причин агрессивности, этиологии и механизмов ее формирования у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Среди основных причин необходимо учитывать не только клинические (обусловленные тяжестью органического поражения, метеочувствительностыо, гормональными изменениями), но и психолого-педагогические и социальные (копирование поведения окружающих, страх, сепарация от близких людей).

Актуальность изучения агрессивности детей и подростков не только с ограниченными возможностями здоровья, но и нормально развивающихся определяется и на научно-теоретическом уровне тем, что долгое время существовал негласный запрет на изучение данной темы, поскольку в соответствии с господствующей государственной идеологией считалось, что в нашей стране агрессивности нет. Ориентация на «мирное» развитие общества делала проблематику агрессивности неперспективной, что привело к ее фактическому исключению из области научного исследования. В коррекционной психологии только начинают рассматриваться механизмы агрессивности лиц с эмоционально-волевыми нарушениями [С.А. Морозов, О.С. Никольская], легкой умственной отсталостью [Е.А. Стребелева], задержкой психического развития [Т.П. Артемьева, Г. В. Грибанова, Г. А. Карпова]. В контексте умеренной и тяжелой умственной отсталости феномен агрессивности изучен крайне недостаточно, встречаются лишь отдельные ссылки на ее симптомы [Л.О. Бадалян, Е. К. Грачева, Н. Ф. Дементьева, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Н. Исаев, А. Р. Маллер, Г. Е. Сухарева, Г. К. Ушаков, Л. М. Шипицына и другие]. В большом количестве исследований описываются: раннее развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, особенности формирования у них навыков самообслуживания, привитие им трудовых навыков, в то же время, практически нет ни одного комплексного исследования, направленного на изучение у детей и подростков указанной категории феномена агрессивности.

Актуальность исследования на научно-практическом уровне определяется тем, что отсутствие глубоких теоретических разработок в отношении изучения агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью определяет также отсутствие практических разработок, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы (ЭВС) и поведения, что на практике крайне востребовано.

Все вышесказанное указывает на несоответствия между: усилением в обществе агрессивных тенденций и недостаточной разработанностью проблемы их изучения и коррекции в отношении различных категорий детей и подростков, в том числе с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюпоявлением разработок, направленных на изучение и коррекцию рассматриваемого феномена у детей и подростков: нормально развивающихся, с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями, и отсутствием разработок, учитывающих особенности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюувеличением внимания к вопросам психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и отсутствием комплексных программ коррекционного воздействия, направленных на профилактику и коррекцию у них проявлений агрессивностинеобходимостью адекватной оценки особенностей агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и отсутствием соответствующего диагностического инструментария, учитывающего психолого-педагогические особенности этой категории испытуемыхпрактической значимостью проблемы оптимизации эмоциональной сферы детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в контексте их успешной интеграции и недостаточной изученностью причин и механизмов формирования агрессивных проявлений у них.

На основе анализа актуальности и указанных несоответствий выделена проблема исследования: теоретическое обоснование, разработка и внедрение в практику программ психологического изучения, профилактики и коррекции агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Актуальность выявленной проблемы и указанных несоответствий определили тему исследования: «Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью».

Цель исследования: определение психологических особенностей (проявлений и причин) агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе диагностической и коррекционной работы.

Объект исследования: проявления агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в контексте клинико-психолого-педагогических особенностей их развития.

Предмет исследования: психологические особенности проявлений агрессивности и ее причин у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Гипотеза исследования:

— признавая справедливость утверждения об общих закономерностях нормального и аномального развития, предполагаем, что наряду с характерными для нормально развивающихся и умственно отсталых сверстников, дети и подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют специфические, характерные только для них проявления агрессивности;

— специфика агрессивности указанной категории детей и подростков детерменирована причинами, ее вызывающими, и не может быть рассмотрена вне контекста тех ситуаций, в которых влияние причин наиболее очевидно;

— диагностика, коррекция и профилактика агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью возможна лишь при реализации комплексного подхода, учитывающего разнообразные причины и факторы, приводящие к агрессивностиустановление причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью будет возможно в ходе применения авторской методики, направленной на выявление ассоциативных связей между эталонами гнева и референтными лицами;

— реализация комплексной программы психологической работы будет способствовать еще более глубокому установлению психологических особенностей агрессивности названной категории детей и подростков, проявляющихся под влиянием коррекционной работы.

В соответствии с целью, предметом, гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Теоретический анализ основных подходов к проблеме изучения психологических особенностей (проявлений и причин) агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

2. Составление и реализация диагностической программы изучения психологических особенностей агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью через изучение самих испытуемых, референтных лиц (родителей и педагогов).

3. Разработка и апробация собственной диагностической, методики, направленной на выявление ассоциативных связей между эталонами гнева и референтными лицами, для установления причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

4. Выявление психологических особенностей (проявлений и причин) агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

5. Изучение влияния особенностей семейного воспитания и агрессивности педагогов, работающих с детьми и подростками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уровень проявления психологических особенностей агрессивности последних.

6. Разработка, апробация, определение эффективности реализации комплексной программы профилактики и коррекции агрессивности у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе анализа и с целью уточнения выявленных проявлений и причин.

Методологические основы исследования составили: подход к личности как к системе отношений, прежде всего, социальных [A.A. Бодал ев, В.Н. Мясищев]- положения о единстве возрастных закономерностей при нормальном развитии и при умственной отсталости [JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, У. В. Ульенкова и др.]- теоретико-практические основы изучения особенностей развития, обучения и воспитания умственно отсталых детей и подростков [И.В. Белякова, Л. С. Выготский, С. Д. Забрамная, В. В. Коркунов, В. В. Лебединский, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн и др.]- положения о неразрывной связи диагностической и коррекционно-развивающей работы [С.Д. Забрамная, И. Ю. Левченко, М. А. Одинцова, В. Г. Сивицкий и др.]- положения о зависимости развития личности от пребывания в различных социальных группах [A.B. Петровский]- положения о внутрисемейных детерминантах дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков [Е.Л. Птичкина, Е. В. Саенко, В. И. Тарасов и др.].

Методы исследования: теоретические (проблемно-ориентированный анализ, позволивший сформулировать исходные положения исследованияподбор, изучение и анализ психологической, педагогической и медицинской литературы) — эмпирические (наблюдение, анкеты, беседы, тесты, опросники, проективный метод, метод экспертных оценок) — экспериментальные: констатирующий, формирующий, контрольный этапы психологического экспериментаметоды математической статистики (критерии t — Стьюдента, FФишера, rsранговой корреляции Спирмена).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими основами исследованияприменением комплекса теоретических и эмпирических методов исследованияличным участием автора во всех этапах исследования, проведенного в соответствии с намеченной целью и поставленными задачамиприменением стандартизированных методик психодиагностики и психокоррекции, адекватных предмету и задачам исследованиядостаточной репрезентативностью выборки испытуемыхиспользованием количественно-качественного анализа полученных данныхприменением методов математической статисткиапробацией разработанной программы.

Ограничения исследования: в ходе изучения особенностей проявления агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью влияние клинических причин не учитывалось, а лишь фиксировалось. При анализе результатов применения метода экспертных оценок не преследовалась цель независимости экспертизы, однако педагогам предлагалось охарактеризовать не своих учащихся, а детей и подростков из других подобных учреждений. В ходе анализа особенностей проявлений и причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью сравнение с агрессивностью у детей и подростков с легкой' умственной отсталостью проводилось только в отношении установления частоты и длительности проявлений. В ходе теоретического анализа и экспериментальной работы не проводилось дифференциации между умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Дети и подростки рассматривались как единая группа, поскольку тяжесть имеющихся нарушений у лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью приводит к тому, что даже в подростковом возрасте по своим психолого-педагогическим особенностям они практически не отличаются.

Научная новизна исследования:

1. Получены новые научные данные о психологических особенностях агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

2. Систематизированы конкретные причины, вызывающие проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

3. Предложена авторская диагностическая методика, направленная на выявление ассоциативных связей между эталонами гнева и референтными лицами, для установления причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в том числе неговорящих.

Теоретическая значимость исследования:

1. Расширены данные исследований, посвященных изучению психологических особенностей агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в области общей и специальной психологии.

2. Теоретически обоснована терминологическая и содержательная стороны понятия «агрессивность» применительно к детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

3. Теоретически обоснована представленная в исследовании диагностическая программа, направленная на выявление психологических особенностей агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

4. Определены теоретические основания для построения и апробации коррекционной программы, направленной на профилактику и преодоление агрессивности у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Практическая значимость исследования:

1. Комплекс диагностических методик (в том числе авторская), представленных в программе, направленный на выявление особенностей проявления агрессивности и ее причин у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, может повторяться при необходимости в сходных условиях в отношении указанной категории лиц и давать аналогичные результаты.

2. При необходимой доработке диагностическая программа по выявлению психологических особенностей агрессивности может применяться в отношении детей с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития.

3. Рекомендованная программа психологической работы по преодолению агрессивности (формирующий этап эксперимента) является одним из вариантов коррекционной работы и может применяться на практике педагогами-психологами, работающими в учреждениях системы образования и социальной защиты населения.

4. Теоретико-практические данные, полученные в ходе исследования, могут использоваться для обучения студентовлиц, повышающих свою квалификациюдля практических работников, занимающихся обучением и воспитанием детей и подростков данной категориии могут быть использованы для разработки соответствующих спецкурсов, учебных пособий, методических рекомендаций для родителей.

Положения, выносимые на защиту.

1. У детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под влиянием комплекса клинических, социальных и психологических патогенных факторов формируется агрессивность, значительно затрудняющая их интеграцию в общество.

2. Реализация диагностической программы в констатирующей части исследования на основе большого объема фактических данных позволила уточнить психологические особенности агрессивности испытуемых: выявить наличие агрессивности у детей и подростков данной группы, проявления которой обусловлены сочетанным действием таких факторов, как: сепарация от близких людей, тяжесть интеллектуальных нарушений, противоречивое воспитание в семье и образовательном учреждении, отсутствие своевременного целенаправленного психолого-педагогического воздействия и др. Кроме того, данная программа позволяет осуществить комплексный подход к изучению проявлений и причин агрессивности с учетом психологических особенностей испытуемых.

3. Авторская методика, направленная на выявление ассоциативных связей между эталонами гнева и референтными лицами, может применяться для установления причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в том числе неговорящих.

4. Предложенная в ходе формирующего этапа эксперимента программа коррекционной и профилактической работы, направленной на нивелировку психологических особенностей агрессивных проявлений в поведении, придание им социально одобряемой направленности, показывает свою эффективность в работе с детьми и подростками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Организация и базы исследования.

Изучение проявлений и причин агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также анкетирование и беседы с родителями проводились в: общеобразовательных специальных (коррекционных) школах для детей с нарушением интеллекта № 169 и 123 г. Екатеринбурга, Екатеринбургском детском доме-интернате, Социально-педагогическом центре для детей-инвалидов г. Екатеринбурга. Анкетирование, беседы и изучение с помощью теста А. Ассингера педагогов проводились кроме указанных, в: Нижне-Туринском и Карпинском детских домах, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида г. г. Волчанска, Каменск-Уральского, Карпинска, Новоуральска, пос. Монетного и других учреждениях Свердловской области.

В экспериментальном исследовании приняли участие 228 респондентов, из них: 140 детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, 50 педагогов и 38 родителей. В целом было проанализировано 2480 протоколов наблюдений и рисунков, выполненных детьми и подростками- 150 анкет педагогов- 114 заполненных родителями анкет и результатов тестовых заданий.

Исследование проводилось с 2002 по 2008 г.

Апробация и внедрение результатов исследования прошли в форме публикаций, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, и преподавательской деятельности по подготовке и переподготовке педагогических кадров, а также:

— в форме докладов с последующей публикацией тезисов на Международных (г. Екатеринбург, 2003, 2004, 2006) — Всероссийских (г. Челябинск, 2004; г. Бийск, 2005; г. Ставрополь 2006) — областных (г. Екатеринбург, 2004, 2005, 2006, 2007,2008) — городских (г. Екатеринбург, 2003, 2004) и межвузовских научно-практических конференциях (г. Екатеринбург, 2003, 2005);

— в виде отчетов на заседаниях кафедры специальной психологии Института Специального Образования (ИСО) УрГПУ и методическом совете специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта № 169 г. Екатеринбурга по теме исследования (2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008).

Материалы диссертационного исследования используются автором при проведении лекционных и практических занятий со студентами очного и заочного отделений факультета коррекционной педагогики ИСО УрГПУ по дисциплинам: «Психология детей со сложными недостатками развития», «Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития», «Воспитание и обучение глубоко умственно отсталых детей». Материалы исследования использовались при разработке специализации «Воспитание и обучение глубоко умственно отсталых детей» для специальности 50 714- «Олигофренопедагогика».

По теме исследования имеется 13 публикаций:

Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр

ВАК МО и РФ.

1. Токарская, Л. В. Проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / JI. В. Токарская // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2008. — № 11.-0,75 п.л.

2. Токарская, JI. В. Психологический анализ причин агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / JI. В. Токарская // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Аспирантские тетради. — 2008. — № 37. — 0,75 п.л.

Статьи в сборниках научных трудов и тезисов докладов на научнопрактических конференциях.

3. Степанова (Токарская), JI. В. Исторические аспекты отношения общества к детям с глубокими умственными дефектами [Текст] / JI. В. Степанова, О. В. Алмазова // Совершенствование коррекционно — развивающей работы с детьми в специальных учреждениях: Сборник статей / Под ред. В.В. КоркуноваУрал, гос. пед. ун-тИн-т спец. обр — я. — Екатеринбург, 2002. — 0,9 п.л. / 0,5 п.л.

4. Степанова (Токарская), Л. В. Пути компенсации и коррекции развития детей с тяжелой умственной отсталостью, осложненной нарушением слуха [Текст] / Л. В. Степанова // Материалы международн. науч.-практ. конф. -Урал. гос. пед. ун-тИн-т спец. обр — я. — Екатеринбург, 2003. — 0,2 п.л.

5. Степанова (Токарская), Л. В. Работа с родителями учащихся с тяжелым нарушением интеллекта как одно из условий поддержки детей в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Л. В. Степанова // Психо лого-педагогические проблемы этической психологии (Часть II): материалы межрегион, научн.-практ. конф. — апрель, 2003. — Шадринск: Шадринский филиал Моск. гос. открыт, пед. ун-та им. М. А. Шолохова, 2003. — 0,3 п.л.

6. Токарская, Л. В. Родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями [Текст] / Е. И. Бурдакова, Н. В. Минакова, Л. В. Токарская: метод, рекомендации. Мин. соц. защиты населения Свердл. обл.- Террит. исп. орган гос. власти Свердл. Обл. Управл. Соц. защ. населения Железнодорожного р-на г. Екатеринбурга.- Екатеринбург, 2003. — 1,75 п.л. / 0,7 п.л.

7. Токарская, Л. В. Особенности семьи, воспитывающей ребенка с тяжелой умственной отсталостью, по данным специальной литературы [Текст] / Л. В. Токарская // Изучение и образование детей с нарушениями развития: Сборник аспирантов и соискателей/ Урал. гос. пед. ун-т — Екатеринбург, 2004, — 0,4 п.л.

8. Токарская, Л. В. Диагностика семей детей-инвалидов [Текст] / Л. В. Токарская // Образование Екатеринбурга на рубеже XXXXI веков: ретроспектива и развитие: материалы X городских Педагогических чтений / под общ. ред. A.A. Симоновой, H.H. Давыдовой. — Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2004. — 0,2 п.л.

9. Токарская, Л. В. Особенности семей учащихся с тяжелым нарушением интеллекта [Текст] / Л. В. Токарская // Актуальные проблемы специального образования: материалы международн. семинара «Теоретико-методологические и практические основы лечебной педагогики, г. Екатеринбург, 24−26 марта 2004 г./ Урал. гос. пед. ун-т — Екатеринбург, 2005, -0,2 п.л.

10. Токарская, JI. В. Особенности применения теста А. Ассингера для изучения педагогов, работающих с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости [Текст] / Л. В. Токарская // Гуманизация образования в контексте системного подхода: Труды 2-й Всероссийской научн.-практ. конф. (Бийск, 15−16 апреля 2005 г.): Бийск: РИО БПГУ им. В. М. Шукшина, 2005, — 0,5 п.л.

11. Токарская, Л. В. Выявление агрессивности у лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с использованием метода экспертных оценок [Текст] / Л. В. Токарская // Системный подход к изучению детей с различными формами дизонтогенеза -42: материалы международн. научн.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т — Екатеринбург, 2006, — 0,7 п.л.

12. Токарская Л. В. Психологические причины агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л. В. Токарская, О. В. Алмазова // Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка лиц с проблемами в развитии: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 15−16 мая 2008 г.) в 2-х частях. Часть 2 / Отв. ред. H.A. ПершинаБийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. — Бийск: ГОУ ВПО БПГУ, 2008, -0,5 п.л. / 0,3 п.л.

13. Токарская, Л. В. Психолого-педагогическая реабилитация семей, воспитывающих детей-инвалидов [Текст] / Л. В. Токарская // Социальная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях социального обслуживания семьи и детей: Межрегиональн. конф. «Семейная политика и пути ее совершенствования"/ Гос. области, учрежд. соц. обслуживания «Первоуральский центр социальной помощи семье и детям «Росинка»» — Первоуральск, 2008, — 0,8 п.л.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 219 наименований (7 -на иностранном языке) — 32 таблиц, 3 рисунков, 7 приложений.

Выводы.

Мы предложили программу психолого-педагогического воздействия, направленного на профилактику и коррекцию агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которая должна стать основной целью их психологической реабилитации.

Данные, полученные в ходе проведения исследования позволяют определить основные направления психологической помощи детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью:

— Психокоррекционная работа, направленная на снижение уровня агрессивности, преодоление других отклонений в поведении, развитие адекватных способов общения;

— Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;

— Психологическое консультирование педагогов по особенностям снижения уровня агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и предупреждению эмоционального выгорания.

Опыт коррекционной работы, которая проводилась в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 169 города Екатеринбурга в течение одного года, показал, что уровень агрессивности испытуемых данной группы может быть снижен.

Для детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью особенно важно, чтобы психокоррекционная и профилактическая работа велась постоянно, в течение длительного времени, даже при результативности мероприятий. Это обусловлено, прежде всего, имеющимися у них нарушениями, косностью и тугоподвижностью процессов, длительным усвоением и быстрым забыванием освоенных способов поведения. Прекращение коррекционной работы может привести к ухудшению их состояния. Содержание работы определяется особенностями конкретного ребенка и его семьи или группы, выявленными в ходе диагностики, с учетом возрастных и общих для всех детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью особенностей. Основными задачами является снижение уровня общей возбудимости, агрессивности, формирование адекватных способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Работа начиналась, как правило, с индивидуальных форм, затем после освоения детьми некоторых способов поведения происходит переход к групповым формам, являющихся наиболее предпочтительными. Содержание занятий определялось проблемами, выявленными на диагностическом этапе.

Психологическая помощь семье в основном ограничивалась сообщением особенностей детей, причин появления отклонений в поведении и обучению конкретным способам улучшения поведения. Хотя отмеченные в литературе и выявленные в ходе обследования особенности семей, воспитывающих детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью определяют необходимость более глубокого изучения личностных особенностей родителей, взаимоотношений членов семьи друг с другом и проведения психокоррекционной работы с ними, особенно с матерями, по преодолению переживаний в связи с проблемами ребенка и формированию адекватного отношения к этим проблемам и готовности участвовать в коррекционной работе.

Таким образом, проведенная нами работа по разработке программы профилактики и коррекции агрессивности подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также направлений оказания психологической помощи родителям и педагогам, показала ее эффективность. Однако, для достижения более значительных результатов, необходимо увеличить время ее внедрения, а также вовлекать в эту работу все окружение детей. Кроме того, представленная программа требует дальнейшей корректировки, хотя уже в настоящее время может быть рекомендована к применению в работе с детьми и подростками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Заключение

.

Анализ теоретических данных об особенностях детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью, их агрессивности и ее причин подтвердил, что проблема исследования и выбранная нами тема в рамках этой проблемы, действительно актуальны. Однако, несмотря на то, что большинство исследователей, описывающих особенности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью указывают на наличие у них агрессивности и даже называют некоторые причины, большая часть описаний опирается лишь на субъективные данные, полученные в ходе беседы с родителями и педагогами, а также наблюдений. Практически никто из исследователей, не занимался изучением особенностей проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также разработкой или адаптацией к особенностям данной категории детей и подростков, конкретных методик коррекционной работы.

Несмотря на то, что все исследователи указывают на значимость социальной приемлемости поведения для социальной интеграции детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в общество, приводятся лишь отдельные направления работы по изучению особенностей проявления и снижению уровня агрессивности детей и подростков данной группы.

В ходе экспериментальной работы нами были изучены данные о клинических особенностях участников эксперимента, условиях их семейного воспитания, описаны ход и процедура обследования.

В экспериментальном исследовании приняли участие 228 респондентов, из них: 140 детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, 50 педагогов и 38 родителей. В целом было проанализировано 2480 протоколов наблюдений и рисунков, выполненных детьми и подростками- 150 анкет педагогов- 114 заполненных родителями анкет и результатов тестовых заданий.

1. Получили подтверждение основные положения, лежащие в основе исходной гипотезы.

2. Использование авторской методики, предполагающей соотнесение эталонов агрессивности с референтными лицами может быть эффективно для изучения агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в том числе неговорящих. Для изучения отношения ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к значимым для него лицам может использоваться Цветовой тест отношений Е. Ф. Бажина и A.M. Эткинда с изменениями. Классические психодиагностические процедуры типа опросников и тестов не эффективны для изучения агрессивности подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью даже в модифицированном и адаптированном варианте.

3. Проявления агрессивности лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью определяются комплексом разнообразных факторов и условий социального развития, включающих как типичные для всех категорий детей и подростков, в том числе нормально развивающихся {гормональные изменения, подростковый возрастприем медицинских препаратов и алкоголяастенические явления, возникающие вследствие насыщения работойметеочувствительность и другие вегетативные расстройстваналичие психопатологических синдромовэмоциональное состояние и самочувствие педагоговотрыв детей и подростков от семьи, частая смена учрежденийчастые переводы их из группы в группуневозможность удовлетворения потребностейвнезапные изменения в окружении ребенканеблагоприятные условия среды, в том числе в семьепрямое повторение того, что дети сами испытывают от других людейподражательность и внушаемостьпорицание и критика), так и имеющие своеобразие для детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (ослабленность дифференцировочного вида активного торможенияневозможность снятия сексуального напряжениястепень умственной отсталостиэтиология нарушенийособая сензитивность к прикосновениялгнепонимание того, что такое раздражение и как сдерэ/сать себяотсутствие речистрахпохвалапривычка).

4. Снижение интеллектуальных возможностей у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью затрудняет дифференцировку негативных эмоций и возможность их контроля.

5. В отношении особенностей проявления агрессивности (интенсивности, форм и др.) наиболее благоприятна ситуация у детей, постоянно проживающих в семьях и посещающих специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Воспитанникам групп пятидневного пребывания детского дома и их родителям нужна дополнительная психолого-педагогическая помощь, направленная на снижение действия фактора необходимости регулярного отрыва от семьи на длительное время. Это в лучшей степени могло бы быть решено за счет создания условий для обучения детей данной группы в образовательных учреждениях по месту жительства ребенка.

6. Апробация разработанной программы профилактики и коррекции агрессивности у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, подтвердила гипотезу о значимости комплексного подхода для снижения проявлений агрессивности и придания им социально приемлемых форм. Даже столь короткий период коррекционного воздействия (1 год) позволил добиться положительной динамики, что свидетельствует об эффективности программы в целом, особенно в части сдерживания агрессивных проявлений, сокращения их длительности.

7. Успешное внедрение даже игровых методов коррекции агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью требует адаптации инструкций, особой организации игр, использования дополнительного материала.

8. Результаты апробации разработанной программы коррекции и профилактики агрессивности позволяют говорить о ее положительном влиянии не только на психологические особенности агрессивности испытуемых, но и на отдельные аспекты психической деятельности, личность подростков в целом, в системе ее социальных отношений (с педагогами, родителями).

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, его задачи выполнены. Гипотеза в ходе работы подтвердилась, так как у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью была.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития Текст. /. — Челябинск: Издатель Татьяна Лурье — 1999. -356 с.
  2. , А. Воспитание детей. Взаимодействие полов Текст. / А. Адлер, Феникс, 1998.
  3. , А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер, Питер, 2003. 256 с.
  4. Азбука для родителей. Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной неполноценностью Текст. / Минск: БелАПДИ, 1996. 108 с.
  5. , Н. А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Текст. / Н. А. Александрова // Дефектология. 2002. — № 6. — С. 11−16.
  6. , А. В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна Текст. / А. В. Алёхина // Дефектология. 1999. — № 5. — С. 11−17.
  7. , О.В. Психолого-педагогическая диагностика Текст.: Учебное пособие / О. В. Алмазова. Екатеринбург: Издатель Калинина Г. П., 2007. — 227 с.
  8. , Б. Г. О методах современной психологии Текст. /Б. Г. Ананьев // // Психологические методы. Л., 1976. — С. 23- 35.
  9. , С. В. Половое воспитание детей и подростков с особыми потребностями Текст.: учебно-методическое пособие / С. В. Андреева. -Псков: ПОИПКРО, 2004. 76 с.
  10. , А. Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Ю. Асанов, Н. С. Демикова, С. А. Морозов — под ред. А. Ю. Асанова. М.: Академия, 2003. — 224 с.
  11. , Л. О. Невропатология Текст.: учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Л. О. Бадалян. М.: Академия, 2000.-384 с.
  12. , А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений Текст. / А. Бандура, Р. Уолтере. М., 1999.- 240 с.
  13. , Л. Б. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталыми детьми Текст. / Л. Б. Баряева, С. Ю. Ильина, Г. Ф. Нестерова, В. П. Шиянова // Дефектология. 1994. — № 6. — С. 56−58.
  14. , Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития Текст.: учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, А. Зарин. — СПб.: Союз, 2001. — 416 с.
  15. , И. М. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми подростками Текст. / И. М. Бгажнокова, Ф. В. Мусукаева // Дефектология. 1998. — № 5. — С. 46−52.
  16. , Л. Агрессия: причины, последствия и контроль Текст. / Л. Берковиц. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 512 с.
  17. Р. Кинетический рисунок семьи, Текст. Р. Берне, С. Кауфман, 2003. С. 160.
  18. , В. М. Толковый словарь психиатрических терминов Текст.: в 2 т. Т. 1. Т. 1 / В. М. Блейхер, И. В. Крук — под ред. канд. мед. наук С. Н. Бокова.-1996.-480 с.
  19. , М. Г. К клинической картине фенилпировиноградной олигофрении (фенилкетонурии) Текст. / М. Г. Блюмина // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1964. № 7. — С. 10−35.
  20. , Л. Г. Из опыта обучения детей с синдромом Дауна Текст. / Л. Г. Будникова // Дефектология. 1997. — № 6. — С. 19−20.172-. .•.'¦¦¦¦.¦
  21. , Р. Агрессия Текст. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб: 1997.320 е. ¦
  22. , В. Н. Физическое воспитание: Программа по физическому воспитанию детей с глубоким нарушением интеллекта Текст. / В- Н. Важинская, А. И- Емельянова. — СПб-: ИСПиЩ 2002. — 33 с.
  23. ,. А. А. Пособие по воспитанию и< обучению глубоко умственно отсталых детей в детских домах Министерства социального обеспечения РСФСР Текст. / А. А. Ватажина, И. И: Зелингер. М.: ЦИЭТИН, МСО РСФСР, 1962. -90 с.
  24. , Д. Реабилитация детей-инвалидов Текст.: руководство для семей, имеющих: детей1 с физическими и умственными- недостатками- работников- местных служб здравоохранения и реабилитации / Д. Вернер.- [б. и.], 1995.-662 с. /
  25. , Е. Ф. Сенсорное воспитание- детей с выраженной интеллектуальной- недостаточностью в условиях, специального дошкольного учреждения Текст.: автореф. дис.. канд- пед. наук / Е. Ф. Войлокова. — СПб:: [б. и.], 1999.-18 с. V ' .
  26. , Е. А. Проектирование медико-социально-педагогической реабилитации детей- инвалидов с глубокой умственнойотсталостью Текст. Е. А. Воронова, В. В. Маскин, Т. К. Меркулова. -Рязань: Ряз. обл. ин-т развития образования, 1997. 61 с.
  27. Воспитание и трудообучение умственно отсталых детей Текст. / сост. И. С. Гуревич, Е. С. Зиновьева. М., 1954. — 76 с.
  28. , Р. Психотерапия детских проблем Текст. / Р. Гарднер. -СПб.: Речь, 2002.-416 с.
  29. , Г. С. Особенности формирования общетрудовых умений у дошкольников с тяжелой умственной отсталостью Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. С. Гоголева — Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: [б. и.], 2004. — 179 с.
  30. , Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры Текст. / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 64 с.
  31. , А. Н. Очерки по олигофренопедагогике Текст. / А. Н. Граборов. М.: Государствен, учебно-педагогич. издат-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1961. 132 с.
  32. , Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома Текст. / Г. В. Грибанова // Дефектология. -1993. -№ 6. С. 13−19.
  33. , А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними Текст. / А. Гуггенбюлль — пер. с нем. СПб., 2000. — 210 с.
  34. , Н. Ф. Медико-педагогическая помощь умственно отсталым детям в специализированных учреждениях социального обеспечения Текст. / Н. Ф. Дементьева, Л. Н. Поперечная // Дефектология. — 1984. № 5. -С. 3−7.
  35. , Н. Ф., Цикото Г. В., Исаева Т. Н., Багаева Г. Н., Еремина А. А. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью Текст.// Дефектология, № 5, 1999, с.63−67.
  36. Дефектологический словарь Текст. М.: «Педагогика» 1970.-276 с.
  37. Дидактические материалы к программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития Текст. / Под ред. Л. А. Головчиц. М.: УМИЦ «Граф- Пресс», 2003.52 с.
  38. , А. Г., Замской В. Я. Методика организации массовых мероприятий в детских домах-интернатах Текст. М.: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1977.-73 с.
  39. , В. А. Профессиональная переподготовка педагогов для работы с тяжело умственно отсталыми детьми Текст. / Дис.. канд. пед. наук / Ярославск. гос. пед. ун-т. им. К. Д. Ушинского Ярославль, 2001. 179 с.
  40. , С. Д. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью Текст. / С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева. — М.: Институт общегуманитарных исследований В. Секачева, 2002. — 112 с.
  41. , С. Д. Методические указания к психологопедагогическому изучению детей-имбецилов Текст. М.: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1979. — 76 с.
  42. , С. Д. Некоторые особенности мимики глубоко умственно отсталых детей (имбецилов) Текст. // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка. Межвуз. сб. научных трудов. М., МГПУ имени В. И. Ленина, 1982. С. 108- 113.
  43. , С. Д. Особенности деятельности детей с болезнью Дауна. // Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей Текст. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984, С. 114−118.
  44. , С. Д. Роль музыки в коррекции личности детей-имбецилов Текст. // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка. Сборник научных трудов. М.: МГПУ имени В. И. Ленина, 1981 — С. 72−76.
  45. , С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого- педагогического обследования детей Текст.: Пособие для психол. — пед. комис. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 32с.- 115 карт. — (Коррекционная педагогика).
  46. , А. В. Пути социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью Текст.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2003. — 23 с.
  47. , Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка Текст. М., 1935.- 176 с.
  48. Зинкевич- Евстигнеева, Т. Д. Как помочь «особому» ребёнку Текст.: кн. для педагогов и родителей / Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева, Л. А. Нисневич. 3-е изд. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2001.- 128 с.
  49. Зинкевич- Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии Текст.- СПб.: ООО «Речь», 2001. 310 с.
  50. , Е. В. Девиантология Текст.: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.
  51. , Т. Н. Система работы по формированию словарного запаса у глубоко умственно отсталых детей Текст.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1984, — 18 с.
  52. Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта Текст. / Под ред. А. Р. Маллера, Г. В. Цикото. Сб. научных трудов.- М.: НИИ Дефектологии АПН СССР, 1978. с. 68.
  53. , Д. Н. Психическое недоразвитие у детей Текст. Л., 1982.
  54. , Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков Текст.: руководство для врачей / Д. Н. Исаев. СПб.: Речь, 2003. — 391 с.
  55. , Т. Н. Формирование игры у детей дошкольного, возраста с тяжелой умственной отсталостью Текст. Дис.. канд. пед. наук / Моск. гос. откр. пед. ун-т. им. М. А. Шолохова Москва, 2001. 120 с.
  56. История развития медико-социальной помощи детям с врожденной умственной отсталостью Текст. М.: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1982. — 25 с.
  57. Как учить и развивать умственно отсталых детей. Курс лекций и практических занятий для персонала медицинских учреждений, составленный доктором Карлом Грюневальдом Текст. — СПб.: Петербург XXI век, 1994. — 123 с.
  58. Клинико-генетические исследования олигофрении Текст. / Под ред. М. С. Певзнер. М., 1972.
  59. , В. В. Психиатрия детского возраста Текст.: руководство / В. В. Ковалев. М.: Медицина, 1995. — 560 с.
  60. , С. Л. Детская агрессия Текст. СПб.: Питер, 2004. -224 е.: ил. — (Серия «Детскому психологу»).
  61. , В.Т. Девиантное поведение у подростков. Мн.: Беларусь, 1988.
  62. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта Текст. выпуск 1. — СПб., 1996. — 70 с.
  63. , Н. Л. Развитие эмоционального мира детей Текст. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.-208 е., ил.
  64. , М. И., Маллер А. Р., Цикото Г. В. Экспериментальное обучение глубоко умственно отсталых детей в условиях вспомогательной школы Текст. // Дефектология, 1976, № 6, с.26−30.
  65. , Р. Как справляться с гневом ребенка Текст. — СПб.: Мирт, 1997.
  66. , В.А. Психология экспрессивного поведения Текст. / В. А. Лабунская. М.: Знание, 1989. — 64 с.
  67. , А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Текст. Л.: Медицина, 1983.
  68. , Е. Т. Оценка возможностей социализации детей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью Текст.: учеб. пособие. — Псков: ПОИПКРО, 2001. 40 с.
  69. , Е. Т. Современные подходы к проблеме социализации детей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в России и странах Западной Европы Текст.: учеб. пособие. Псков: ПОИПКРО, 2000. -47 с.
  70. , К. Агрессия Текст. М., 1994.
  71. , В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей Текст. М., 1989.
  72. , Н. Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье Текст. М., 1972. 56 с.
  73. Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми Текст. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. — 190 е., ил.
  74. , С. С., Шостак Б. И. Клиника олигофрении Текст. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак-тов пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1973.
  75. , Д. Социальная психология Текст. Интенсивный курс. — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. 512 с. — (Проект «Мэтры психологии»),
  76. Мак-Кей, М., Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева Текст. -СПб., 1999.
  77. , А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. М.: Академия, 2003. — 208 с.
  78. , А. Р. Воспитание ребенка с болезнью Дауна в семье Текст. // Дефектология, 1986, № 4, с.82−86.
  79. , А. Р. Педагог и семья ребенка- инвалида (Некоторые вопросы педагогической этики) Текст. // Дефектология, 1995, № 5, с.15−19.
  80. , А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями Текст.: кн. для родителей / А. Р. Маллер. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 80 с.
  81. , А. Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью Текст. // Дефектология, 1991, № 5, с.69−74.
  82. , А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей Текст. / М-во соц. обеспечения РСФСР. М.: Просвещение, 1990.- 128 с.
  83. , А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта Текст.- Науч. -исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  84. , А. Р., Цикото Г. В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми Текст. // Дефектология, 1984, № 1, с.34−39.
  85. , Е. Н. Нарушение регулирующей роли речи у глубоко умственно отсталых детей Текст. // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Отв. ред. А. Р. Лурия Изд-во АПН РСФСР. М., 1958. С. 267−294.
  86. , Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина — под ред. В. И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2003.-408 с.
  87. Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с глубокой умственной отсталостью в возрасте от 4 до 10 лет Текст. /А. А. Ватажина, Н. С. Малинкин. / Под ред. М. И. Кузьмицкой, А. А. Ватажиной.- М.: ЦИЭТИН, НИИ Дефектологии АПН СССР, 1971. SO с.
  88. МКБ-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике Текст. / Под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. СПб.: Адис, 1994.
  89. , А. А. Медико-социальная реабилитация умственно отсталых подростков в детских домах- интернатах Текст.: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Ленинград., 1986. — 18 с.
  90. , А. Искусство и ЭВМ Текст. / А. Моль. М., 1975. — 238 с.
  91. , Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. вузов: В 3 кн. — 3-е изд. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики Текст. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 632 с.
  92. , Н. В. Клинико-демографическая характеристика, роль причинно-следственных факторов и абилитация хромосомных болезней у детей Свердловской области Текст.: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Екатеринбург., 2001.-22 с.
  93. , Н. А., Шлыкова А. А. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, 1-Х классы) Текст. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004, 136 с.
  94. Обучение и воспитание умственно отсталых детей. Опыт работы учреждений для глубоко умственно отсталых Текст. / Под ред. Г. М. Дульнева, М. И. Кузьмицкой. Науч. исслед. ин-т дефектологии. Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1960 — 152 с.
  95. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями (Из опыта работы Псковского лечебно-педагогического центра) Текст. / Под редакцией Царева А. М. -Псков: ПОИПКРО, 1999. 136 с.
  96. Обучение общеобразовательным предметам умственно отсталых детей в домах-интернатах Текст. Труды / Под ред. А. А. Ватажиной, М. И. Кузьмицкой. М.: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1970 90 с.
  97. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования Текст. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. — 304 с.
  98. Г. Становление личности Избранные труды Текст. / Под общей редакцией JT.A. Леонтьева — М.: Смысл, 2002. 464 с.
  99. Организация воспитательной работы с умственно отсталыми детьми в домах- интернатах Министерства социального обеспечения РСФСР Текст. Сборник научных трудов. Выпуск 1. / Под ред. А. А. Ватажиной // Мин-во соц. обеспеч. РСФСР. ЦИЭТИН. М., 1969. -116 с.
  100. Организация работы по трудовому воспитанию умственно отсталых детей в домах-интернатах министерства социального обеспечения РСФСР Текст. Сборник научных трудов. Выпуск И. /Под ред. А. А. Ватажиной. М.: МИНСОБЕС РСФСР ЦИЭТИН, 1969. — 132 с.
  101. Организация трудовых процессов в домах инвалидов-психохроников министерства социального обеспечения РСФСР Текст. Методическое письмо № 32. М.: МИНСОБЕС РСФСР ЦИЭТИН, 1958. — 132 с.
  102. Организация учебно-воспитательной работы в детских домах-интернатах для глубоко умственно отсталых детей Текст. М.: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1983. — 16 с.
  103. Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова Текст.: [Программно метод, пособие] / Под ред. С. В. Андреевой. — Псков: ПОИПКРО, 2000.- 140 е.: ил.
  104. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии Текст.: опыт словаря справочника / авт. — сост. А. Н. Нигаев, О. JI. Алексеев, Е. В. Шиврина. — 2-е изд., стер. — Екатеринбург.: Урал. гос. пед. ун- т, 2003. -118 с.
  105. Основы обучения грамоте глубоко умственно отсталых детей Текст. М.: ЦБНТИ МИНСОБЕС РСФСР, 1976. — 14 с.
  106. , Д.Н. Детская и подростковая психиатрия. М., 1993.
  107. , JI. Опыт исследования эмоционального реагирования и социального взаимодействия младенцев с синдромом Дауна Текст. //Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии. Сборник научных статей. М.: «Права человека», 2003. — С. 201- 209.
  108. , М. С. Дети- олигофрены Текст. М.: Изд. АПН, 1959.
  109. , М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов Текст. М.: Изд. АПН, 1963.
  110. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад — Редкол. М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.: ил.
  111. , М. Маленькие ступеньки Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Текст. / Мойора Питерси и Робин Трилор. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001. 8 книг.
  112. , Л. Н., Дементьева Н. Ф., Табунова Е. Н. Об использовании методики В.М. Когана в дифференциальной диагностике степеней имбецильности у подростков Текст. // Дефектология, 1988, № 2, с.28−35.
  113. Практикум по развитию социально- перцептивной сферы умственно отсталых школьников Текст.: Учеб. пособие / М. Г. Агавелян, О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян- Челябинск, Челяб. гос. Ун-т. 1999. 157 с.
  114. Принципы отбора детей во вспомогательные школы Текст. / Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. Изд. 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1973. 224 с.
  115. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей Текст. -М.: Мин. соц. обеспечения РСФСР, Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. -М., 1981.
  116. Психологическая энциклопедия. Текст. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. — 1096.: ил.
  117. Психологические термины и понятия / под ред. Б. Э. Мура и Б. Д. Файна. М., 2000.
  118. Психология детства. Текст. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 368 с.
  119. , М. Помощь трудным детям Текст.: Пер. с англ. М., 1987.
  120. , А. А. Социальное сиротство в современной России Текст. М., 2002.
  121. , Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании Текст., 1996.
  122. , А. А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик Текст.
  123. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. — М.: «Плэйт», 2004. — 48 е.: ил. — (Серия «Игровая терапия для детей и взрослых»).
  124. , В. В. Дифференциальная диагностика при синдроме Дауна Текст. // Диагностические проблемы психиатрии (Сборник научных трудов) / Под ред. Г. В. Морозова. ЦНИИ Судебной психиатрии им. В. П. Сербского. М., 1973, 248 с.
  125. , В. В. О патогенезе и основах современного лечения болезни Дауна Текст. М., 1963.
  126. , Н. Игры и занятия с особым ребенком Текст. Руководство для родителей / Пер. с англ. H. JI. Холмогоровой. М.: Теревинф, 2004. — 240 с. — (Особый ребенок).
  127. , Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей Текст. СПб.- Лихтенштадт. 1903. 319 с.
  128. , Е. В. Психологические особенности положительных и отрицательных эмоциональных состояний школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Текст. / Е. В. Семенова: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Екатеринбург., 2008. — 23 с.
  129. , Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции Текст.: учеб. пособие / Л. М. Семенюк. — 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 96 с.
  130. , Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.
  131. , Г. К. Основы безопасности жизнедеятельности Текст. Программа по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2002. — 25 с.
  132. , И. Изучение материнского отношения к детям раннего возраста с синдромом Дауна Текст. //Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии. Сборник научных статей. М.: «Права человека», 2003. — С. 214 218.
  133. , И. М. Избранные философские и психологические произведения Текст. М., 1947.
  134. .Ф. Радикальный бихевиоризм Текст. М.: Прайм-Еврознак, 2007. 128 с.
  135. Современные подходы к болезни Дауна Текст. / Под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда: Пер. с англ./ Под ред. М. Г. Блюминой. М.: Педагогика, 1991.
  136. Современный словарь по педагогике Текст. / Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. — 928 с.
  137. Социологический энциклопедический словарь Текст. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор
Заполнить форму текущей работой