Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мотивы учебной деятельности как фактор эффективности обучения взрослых в период профессиональной переподготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основу психолого-педагогических рекомендаций по организации психологического сопровождения процесса обучения взрослых в условиях дополнительного профессионального образования составили: понимание того, что мотивы учебной деятельности взрослых имеют динамический характер и определяются сознанием первичной профессиональной подготовки, содержанием и формами учебной деятельности в период… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теория мотивации учения в системе непрерывного образования
    • 1. 1. Теория мотивации: история и сущность
    • 1. 2. Исследование мотивов учебной деятельности в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 3. Методы научного исследования мотивов учения и особенности формирования профессионального самоопределения в процессе профессиональной переподготовки
  • Глава II. Экспериментальное исследование взаимодействия мотивов учебной деятельности взрослых в период профессиональной переподготовки
    • 2. 1. Модель соотношения мотива с эффективностью учебной деятельности слушателей факультета профессиональной переподготовки
    • 2. 2. Связь мотивов учебной деятельности взрослых с потребностью в познании, в достижении, в аффилиации, в доминировании
    • 2. 3. Мотивы и отношение к учению взрослых в период профессиональной переподготовки
  • Глава III. Дополнительное экспериментальное исследование влияния мотивов на эффективность учебной деятельности взрослых в период профессиональной переподготовки
    • 3. 1. Организация исследования и постановка задачи
    • 3. 2. Исследование мотивационной природы «легкости -^ трудности» учения взрослых в период профессиональной переподготовки
    • 3. 3. Исследование мотивационной природы удовлетворенности учением и отношения к новой профессии
  • Выводы

Мотивы учебной деятельности как фактор эффективности обучения взрослых в период профессиональной переподготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминацией его психики.

Все больше в разработке проблемы, особенно мотивов учебной, трудовой деятельности и общественно-политической активности, мотивов выбора профессии, нуждается общественная практика. На современном этапе социально — экономических преобразований России особое значение на последипломное образование и получение новой специализации имеет развитие общих способностей человека, его профессионального самосознания, мотивации (Е.А. Климов, Н. С. Глуханюк, И. В. Дубровина, Д. Н. Забродин, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Стрелков, В. Д. Шадриков, Р. В. Габдреев и др.).

Существующая система профессиональной переподготовки недостаточно уделяет внимания исследованию осознанных мотивов в учебной деятельности взрослых. Практическая актуальность рассматриваемой проблемы определяется, с одной стороны, динамическими процессами в системе профессиональной подготовки и переподготовки, требованиями к высокой эффективности результатов труда подготовленных специалистов. С другой стороны, необходимостью создания условий в системе непрерывного образования, результатом которых является эффективность учебной деятельности взрослых. Очевидность теоретической и практической значимости, надежность научных знаний о природе учебной деятельности контрастирует с реальным положением дел в педагогической психологии, обнаруживающем себя, в частности, в недостаточном количестве исследований характера мотивов учебной деятельности взрослых в системе последипломного образования, «мотивационного конфликта» между базовым высшим и последующим полученным образованием на факультете профессиональной переподготовки.

Как установлено в исследованиях (К.А. АбульхановаСлавская, А. К. Маркова, Н. И. Мешков, Н. В. Комусо. ва, Д. В. Оборина, C.B. Дроздов, В. И. Шкуркин, Т. А. Платонова, О. Б. Полякова, H.A. Бакшаева и др.)> содержательная и профессиональная сущность учебной деятельности взрослых в период специальной профессиональной переподготовки зависит от ряда психологических факторов, одним из которых и является мотив.

Через мотив учебной деятельности проектируется объективная модель средств воздействия на всех участников профессиональной переподготовки на различных стадиях его изменения.

Вопросы исследования мотивов как фактора эффективности учебной деятельности взрослых трудно решить, не опираясь на психологическую сущность процесса их становления, сохранения и развития. Возникнув, мотивы учебной деятельности взрослых становятся важным звеном в регулировании будущей новой профессиональной деятельности (C.B. Восковская, Т. А. Попова, A.A. Вербицкий, Ю. М. Орлов и др.).

Не менее важно рассмотреть особенности осознанных мотивов учебной деятельности взрослых, влияющих на эффективность обучения в период профессиональной переподготовки.

Цель исследования состоит в изучении мотивов учебной деятельности взрослых как фактора эффективности обучения на специальном факультете профессиональной переподготовки в системе непрерывного образования.

Объект исследования — мотивы учебной деятельности взрослых в период профессиональной переподготовки.

Предмет исследования — взаимосвязь мотивов учебной деятельности взрослых в процессе профессиональной переподготовки с потребностью в познании, достижении, аффилиации, доминировании.

Гипотезы исследования — существует реально действующая специальная группа мотивов учебной деятельности, которая влияет на эффективность обучения взрослых в период профессиональной переподготовки.

Взаимосвязь мотивов учебной деятельности взрослых с потребностями в познании, аффилиации, достижении и доминировании выступает фактором эффективности обучения в период дополнительного профессионального образования. Наличие этой взаимосвязи определяет «силу» осознаваемых учебных действий и получения успешных учебных результатов слушателей факультета профессиональной переподготовки, структуру отношения к учению в целом.

Задачи исследования:

1. Систематизировать концептуальные представления теории мотивов в отечественной и зарубежной психологии и описать сущность методов научного исследования мотивов учения взрослых.

2. Экспериментально подтвердить взаимосвязь мотивов учебной деятельности взрослых с потребностями в познании, достижении, аффилиации, доминировании.

3. Исследовать особенности мотивов учебной деятельности взрослых как фактора эффективности обучения в период профессиональной переподготовки.

4. Подготовить психолого-педагогические рекомендации по организации психологического сопровождения процесса обучения взрослых в условиях дополнительного профессионального образования.

Методологической основой диссертационного исследования послужили основные принципы отечественной психологии: единство сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев), системнодеятельностный подход (C.JL Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков и др.), субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова — Славская, A.B. Брушлинский), теория индивидуальных различий (В.М. Теплов), теория профессионального становления и сознания (Е.А. Климов, Р. В. Габдреев, Л. В. Сухарева и др.)? концепция профессионального самоопределения (Е.А. Климов). Частным теоретическим основанием послужили концепции субъективной профилизации (Н.С. Глуханюк), диссинхронии психического развития (И.Ф. Сибгатуллина), психологической профилактики и сопровождения учебной деятельности (В.Э. Пахальян).

Методы исследования:

— теоретический: обзорно — аналитический;

— эмпирический: включенное наблюдение, опросники, стандартизированные тесты;

— интерпретационные: методы статистической обработки эмпирических данных. .

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные теории, применением принципов системного анализа, валидностью используемых методик, критическим сопоставлением результатов, надежностью статистических методов.

Научная новизна исследования состоит в подтверждении положения о смыслообразующем значении мотива, отраженном потребностями, которые осознаются и сохраняются в сознании субъекта учебной деятельностиобосновании того, что сила мотива, представленная в вероятности выбора его в нормированном стандарте, чувствительность к восприятию вербальной формы мотива и его реальное мотивирующее действие в учебной деятельности взрослых различны и могут не согласовыватьсяобогащении концепции диссинхронии введением коэффициента «неравномерного мотива», характеризирующего степень разброса между показателями потребностей в познании, достижении, аффилиации, доминировании и удовлетворенностью учением взрослых в период профессиональной переподготовки и получения новой специальности, а также для развития теории построения структуры инновационных учебных заведений для последипломного образования взрослых.

Практическая значимость исследования: разработка психолого-педагогических рекомендаций по организации психологического сопровождения учебной деятельности слушателей специальных факультетов по профессиональной переподготовке ВУЗов, Академий повышения квалификации и переподготовки, Институтов развития образования.

Организация и основные этапы исследования.

Диссертация выполнялась в рамках научного направления работы кафедры педагогической и прикладной психологии Института развития образования Республики Татарстан.

Экспериментальная база исследования: специальный факультет профессиональной переподготовки «Практическая психология в сфере образования» Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан (2002 — 2004 гг.), Московский институт открытого образования (2002 — 2005 гг.), специальный факультет профессиональной переподготовки «Практическая психология в сфере образования» Института развития образования (2004 — 2005 гг.). Всего в исследовании приняло участие 1577 человек.

Апробация результатов. Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогической и прикладной психологии Института развития образования Республики Татарстан, докладывались на Всероссийском съезде практических психологов образования (Москва, 2003 г.), научнопрактической конференции «Организация и деятельность ресурсных центров в системе образования» (Нижний Новгород, 2004 г.), республиканских научно — практических конференциях (Казань 2004 г., 2005 г.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. К специальной группе мотивов, реально действующих в учебной деятельности взрослых, относятся мотивы: познавательные, профессиональные, творческого достижения, социальные мотивы (отражающие побуждения личного характера — личного престижа, сохранения статуса, самореализации, самоутверждения), материальные.

2. Взаимосвязь мотивов учебной деятельности взрослых с потребностями в познании, достижении, аффилиации, доминировании выступает фактором эффективности обучения взрослых в процессе профессиональной переподготовки.

3. Специально организованная образовательная среда, минимизирующая коэффициент «неравномерности мотива», характеризирующий степень разброса между потребностями и удовлетворенностью учением взрослых, способствует адекватному выстраиванию системы профессиональной переподготовки.

4. Психолого-педагогические рекомендации цо организации психологического сопровождения процесса обучения взрослых в условиях дополнительного профессионального образования эффективны, если у профессорско — преподавательского состава сформировано понимание того, что мотивы учебной деятельности взрослых имеют динамический характер и определяются сознанием первичной профессиональной подготовки, содержанием и формами учебной деятельности.

139 ВЫВОДЫ.

1. Анализ и систематизация представлений о теории мотива показали, что мотивы учебной деятельности взрослых можно рассматривать как побуждения, связанные с удовлетворением потребностей в получении новой профессии субъекта. К специальной группе мотивов, реально действующих в учебной деятельности взрослых в период профессиональной переподготовки, относятся познавательные мотивы, профессиональные, творческого достижения, материальные, социальные мотивы, отражающие побуждения личного характера, личного престижа, сохранения статуса, самореализации, самоутверждения.

2. Взаимосвязь мотивов учебной деятельности взрослых с потребностями в познании, аффилиации, достижении и доминировании выступает фактором эффективности обучения в период дополнительного профессионального образования. Наличие этой взаимосвязи определяет «силу» осознаваемых учебных действий и получения успешных учебных результатов слушателей факультета профессиональной переподготовки, структуру отношения к учению в целом.

3. Мотивы учебной деятельности взрослых связаны не только с академическими успехами, но и с другими показателями эффективности учебной деятельности: снижением ее трудности (познавательные, творческого достижения) — удовлетворенностью учением (познавательные, профессиональные, социальные мотивы с личностной направленностью, широкие социальные мотивы), снижением временных затрат на достижение учебных целей (познавательные, широкие социальные мотивы с альтруистической направленностью), развитием положительного отношения к будущей профессии в процессе обучения (познавательные, профессиональные, широкие социальные мотивы с альтруистической направленностью). Отрицательным мотивом удовлетворенности учением и отношением к новой профессии является мотив сохранения статуса.

4. Специально организованная образовательная среда, минимизирующая коэффициент «неравномерности мотива», характеризующий степень разброса между потребностями и удовлетворенностью учением взрослых, способствует адекватному выстраиванию системы профессиональной переподготовки и решению проблемы «мотивационного конфликта» между базовым высшим и последующим полученным образованием.

5. Основу психолого-педагогических рекомендаций по организации психологического сопровождения процесса обучения взрослых в условиях дополнительного профессионального образования составили: понимание того, что мотивы учебной деятельности взрослых имеют динамический характер и определяются сознанием первичной профессиональной подготовки, содержанием и формами учебной деятельности в период профессиональной переподготовкиметодические разработки для заместителей деканов специальных факультетов профессиональной переподготовки по организации их корпоративной деятельности с профессорско-преподавательским составомресурсные информационные единицы для деканатов дополнительного профессионального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе нами была построена опытная модель, позволяющая описывать силу, интенсивность определенного мотива в терминах вероятности выбора СФПП вербального выражения конкретного мотива в период переподготовки.

Разработанная нами модель влияния мотива не только поддается точному статистическому анализу и допускает применение широкого круга статистических критериев значимости, но она позволяет изучать любые виды мотивов, выраженные в вербальной форме в связи с профессиональной деятельностью.

Разработана операциональная характеристика общей интенсивности мотивации учебной деятельности взрослых в период переподготовки, которая позволяет представлять эту интенсивность в виде численности мотивов, выбранных СФПП из нормированного стандарта.

На основе экспериментальных исследований и корреляционного анализа построена группировка мотивов учебной деятельности взрослых в период переподготовки, в которой выделено пять групп мотивов: познавательные, профессиональные, творческого достижения, широкие социальные мотивы, с альтруистической направленностью, социальные мотивы личного характера (личного престижа, сохранения и повышения статуса, мотивы самореализации, самоутверждения, материального интереса). Эта группировка основана не только на теоретическом анализе содержания мотивов, но и на взаимосвязи с фундаментальными потребностями.

Разработана методика выявления реально действующих мотивов учебной деятельности взрослых. Установлено, что сила мотива, представленная в вероятности выбора его в нормированном стандарте, чувствительность к восприятию вербальной формы мотива и его реальное мотивирующее действие, различны и могут не согласовываться. Например, мотив желания в будущем заняться научно-исследовательской деятельностью и стремление принести наибольшую профессиональную пользу имеют различные уровни силы, соответственно 0,35 и 0,79- однако их влияние на уровень академических успехов непропорционально: первый мотив, хотя и «слабее» представлен в профессиональном сознании студентов, однако, оказывает большее влияние на успеваемость, чем второй, который имеет большую вероятность выбора. Это обстоятельство 'имеет большое значение для организации нравственно-этического стимулирования учения в период профессиональной переподготовки.

В учении о мотивах, развиваемом в психологии, известным является мнение о том, что смыслообразующее значение мотива определяется потребностями, которые осознаются, отражаются в сознании субъекта в виде мотива. Однако этот факт экспериментально не был достаточно исследован. В нашей работе установлены определенные корреляции между потребностями в достижениях, в аффилиации, в познании и в доминировании с определенными мотивами учебной деятельности. Так мотив «Нравятся новые учебные предметы, которые я изучаю» отражает потребности в познании, достижении и т. д.

В результате сравнения достаточно репрезеитивных групп СФПП, выбравших и не выбравших мотив, по уровню успеваемости мы обнаружили, что наибольшее влияние на уровень академической успеваемости оказывают мотивы познавательные: «Просто нравится учиться», «Нравятся новые учебные предметы, которые я изучаю», мотив творческого достижения «В дальнейшем думаю заняться научной работой по новой специальности». Эти данные позволяют сделать вывод о том, что они являются реально действующими мотивами и, таким образом, актуализация этих мотивов является средством повышения учебной активности взрослых.

На академические успехи оказывают существенное влияние и широкие социальные мотивы учения взрослых. Результаты учебной деятельности зависят от «Явключенности» в активный познавательный процесс, в основе которого лежит стремление поднять личный престиж, добиться самоуважения и уважения со стороны других. Эта группа мотивов является реально действующей в учебной деятельности взрослых. К ней относятся такие мотивы, как «Хочу быть в числе лучших», «Хочу в будущем принести больше пользы людям», «Не хочу никого подводить» и др.

Повышение интенсивности мотивации избегания оказывает отрицательное влияние на уровень академических успехов СФПП. СФПП, учение которых мотивируется стремлением избежать неудач, мотивами вынужденности, обнаруживают меньший уровень успеваемости, чем те, которые эти мотивы не выбирают в списке. Эти результаты имеют чрезвычайно важное значение для развития методов нравственно-этического стимулирования учения.

Эффективность учения определяется не только уровнем академических успехов, но и уровнем других характеристик: легкостью-трудностью учения, снижением ее трудностиудовлетворенностью учениемсубъективной оценкой затрат времени на достижение учебных результатовразвитием позитивного отношения к будущей профессии в процессе обучения. Обнаружились мотивы, которые оказываются реально действующими и существенно влияющими на выделенные нами характеристики эффективности учебной деятельности в процессе переподготовки.

Наибольшее влияние на «легкость» учения взрослых в период переподготовки оказывают мотивы творческого достижения, познавательные и широкие социальные с альтруистической направленностью. Поэтому повышение мотивации достижения стабилизирует процесс обучения взрослых, снимает напряженность, способствует снижению временных затрат на достижение учебных результатов и в то же время способствует «Явключенности» СФПП в активный самостоятельный процесс познания новой профессиональной деятельности.

Реально действующие мотивы оказывают влияние и на удовлетворенность учением. Анализ, произведенный нами позволил определить те, которые оказывают наибольшее влияние на удовлетворенность учением. Это оказались мотивы, содержащие достаточно выраженный эмоциональный компонент. Такие мотивы, как «Нравятся новые учебные предметы, которые я изучаю», «Просто нравится учиться», «Новые теоретические знания пригодятся в будущем в профессиональной деятельности психолога» и другие, способствуют повышению удовлетворенности учением.

Обнаружено также положительное влияние на удовлетворенность учением взрослых широких социальных мотивов первенства группы, получения признания со стороны группы профессорско-преподавательского состава, а также социальные мотивы личного престижа и др.

Характер мотивации учения оказывает существенное влияние на изменение отношения СФПП к новой выбранной профессии. Реально действующие положительные мотивы учения, согласно нашим данным, способствуют позитивному и реалистическому отношению к профессии. Так, среди выбравших мотив «Нравятся новые учебные предметы, которые я изучаю», тех, чье отношение к профессии изменилось в лучшую сторону, почти вдвое больше, чем среди тех, которые не выбрали данный мотив учения.

Научно организованное нравственно-этическое стимулирование учения, таким образом, предусматривает знание мотивов учебной деятельности, умение выделять определенный мотив, знание влияния мотива на эффективность учения взрослых и также учитывает индивидуальные особенности мотивационной сферы личности.

Однако, для того чтобы эти мотивы использовать как средство повышения эффективности, преподаватели вузов и ИПК должны владеть приемами формирования определенных мотивов, уметь эффективно апеллировать к ним в процессе проведения организационной, учебной, неучебной работ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков//Вопросы психологии. — 1985. — № 6. -С.38−45.
  2. Абульханова Славская, К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  3. , A.A. О разнородном характере мотивационной основы процесса учения// Материалы III Всесоюзного съезда психологов.- М., 1968. Т.1. — С.172−173.
  4. , H.A. Некоторые теоретические аспекты дифференциальной психодиагностики специальных способностей//Типологическая диагностика и образование/ Под. ред. Е. П. Гусевой. М., 1994.
  5. , Б.Г. Психология педагогической оценки//Уч. зап. ЛГУ, № 265. Серия философских наук, вып. 16. Психология, — Л.: Изд-во Ленинградского у-та, 1959. С.41−60.
  6. , Б.Г. Человек как предмет познания//Избранные психологические труды. М., Изд-во Педагогика, 1980. Т.1. — С. 17 178.
  7. , Л.И. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969.
  8. , В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. -М.: Мысль, 1976. 158 с.
  9. , В.Г. О диалектике детерминированного психического развития в психологии. М.: Наука, 1979. — С.21−38.
  10. , Л.И. Морозова, Н.Г., Славина, Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР, 1951.- № 36. 36 с.
  11. , Л.И. Отношение школьников к учению какпсихологическая проблема//Известия АПН РСФСР. 1951. № 36.
  12. , Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка//Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  13. , JI.B. Мотив как регулятор общественно-политической деятельности студентов. Сб. «Мотивы жизнедеятельности студентов. Каунас, 1971. С.335−337.
  14. , Д. Процесс обучения. М., Изд-во АНН РОСТ. 1992. -84с.
  15. , P.C. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. 1973. — № 4, -С.30−39.
  16. , P.C. Мотивация учебной деятельности и научно-познавательные интересы студентов//Новые исследования в психологии. М., 2002, вып.2, — С.39−41.
  17. , И.И. К проблеме диагностики мотивации//Вестник МГУ. Психология. Сер 14, 1998. — № 2.
  18. , A.A., Платонова, Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М., 1986.
  19. , В.К. Психологические механизмы в мотивации человека. М., 1990.
  20. Вопросы повышения эффективности и качества обучения в медицинском вузе (методическая разработка для преподавателей) / Под ред. Сыченкова И. А. М., — 1978. — 78 с.
  21. , JI.C. Педагогическая психология. М.: Работник просвещения, 1926, — 348 с.
  22. , JI.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПНРСЗСР, 1960. — 500 с.
  23. , Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Московский университет, 1988.
  24. , Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М.: Наука, 2001. — 167 с.
  25. , П. Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Москв. ун-та, 1976. — 149 с.
  26. , А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению//Воспитание, обучение и психологическое развитие. М., 1999. — 4.1. — С. 54.
  27. , Ж. Что такое психология: в 2-х т. М., 1992.
  28. , Н.Д. Исследование успеваемости студентов (факторный анализ)//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во СПбГУ, 2003. — С. 92−96.
  29. , В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1974. — 424 с.
  30. , В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы психологии. 1976, — № 4, — С.3−15.
  31. , И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. М., 1974.
  32. , И.О. Мотивация познавательной деятельности студента в учебном процессе//Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас, — 1991. Вып. 3. — С.263−270.
  33. , Б.И. Потребность, отношение и направленность личности//Вопросы психологии. 1973. — № 5. — С. 18−29.
  34. , И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, A.M. Учебник по общей психологии. М.: Академия, 2002.
  35. , P.A. Процесс развития мотивации учения в свете современных философских концепций развития//Стимулы и мотивы познавательной деятельности учащейся молодежи. Владимир, 2000, с.62−66.
  36. , И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2005. -384 с.
  37. , B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов н/Дону, 1971. 224 с.
  38. Ильин, Е П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
  39. , Г. Н. Влияние дальности цели на активность личного и общественного мотивов учебной работы у старшеклассников//Экспериментальные исследования личности и темперамента. Пермь, 1972. — Вып.7. — С.71−100.
  40. , В.Е. О двойственном характере детерминации мотивов поведения личности//Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас, 2001. — Вып.4. — С.33−38.
  41. , Е.А. Выбор профессии и профконсультация // Профессионально-техническое образование. 1972. — № 7. -С.50−51.
  42. , И.И. Социальные и личные мотивы, определяющие отношение студентов университета к высшему образованию//Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас, 2001. Вып. 4.- С.302−307.
  43. , В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 192 с.
  44. , A.M. О факторах, влияющих на учебную успешность студентов младших курсов//Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Спб ГУ, 2003. — С. 29−30.
  45. , Т.Д. Уверенность в успехе и эффективность учебной деятельности студентов педвуза//Психолого-педагогические исследования организации и оптимизации обучения. М., 1980. — С.111−113.
  46. , П.Н. Методика формирования познавательного интереса у студентов медицинского вуза. М., 1978. — 20 с.
  47. , И.В. //Потребность человека в эмоционально -доверительном общении. Психология XXI века: Тезисы Международной Межвузовской научно — практической студенческой конференции. — СПб., 1999.
  48. , Ю.Н., Сухобская, Г.С. Мотивация познавательной деятельности. JL, 1972. — 117 с.
  49. , М.М., Яковлева, Н.В. Мотивация учебной деятельности и успешности обучения студентов в вузе// Психологический журнал. 1996. — Т. 14, — № 4.
  50. , А.Н. Деятельность и сознание//Вопросы философии. 1972, № 9. — С.12.
  51. , А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. Изд-во МГУ, 1971. — 40 с.
  52. , А.Н. Проблемы развития психики. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 495с.
  53. , А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. -Известия АПН ВЖР. 1947. Вып.7. — С.3−40.
  54. , Г. Психология для учителя. Прикладная педагогическая психология. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003.- 416 с.
  55. , И. Процесс и структура человеческого учения.' М., Прогресс. — Изд. 2. — 2004. — 854 с.
  56. , В.Т., Дмитриев, A.B. Личность студента СпбГУ, 1994. — 184 с.
  57. , Ц. Методы измерения мотивации достижения // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: Мецниереба, 1994. С. 153−157.
  58. , А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 479 с.
  59. , В .Я., Мещерякова, А.И. К вопросу об адаптации и формировании личности студента в высшей школе//Проблемы педагогики высшей школы. М., 1993. — С. 1 ?81 -188.
  60. Магомед Эминов, М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. .канд. — М., 1987.
  61. Магомед Эминов, М. Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика. — М., 1987.
  62. , Э.А., Морозова, Н.П. // Факторы, влияющие на успеваемость студентов I и П курсов. Вопросы научной организации учебного процесса. Труды Сибирского автомобильно-дорожного института. Сб. 1, вып. 39, Омск, 1993.- С. 11−19.
  63. , А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников//Вопросы психологии. 1980. — № 5. -С. 47−60.
  64. , А.К., Абрамова, Г.С. Психологические исследования учебной деятельности школьников//Воспитание, обучение и психическое развитие, М., 1977.- ч.2, — С.32−441.
  65. , А.К., Матис, Т.А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990, — 191 с.
  66. А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. — 352с.
  67. , М.В. Мотивация учения младших школьников. -М., 1984.
  68. , H.A. Психологические основы обучения//Орновы дидактики. М., Просвещение, 1967. — 170с.
  69. , B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие для спецкурса. Пермь, 1991. — 220с.
  70. , H.H. О потребностях человека, их возвышении и формировании. Изд-во Знание, М., 1981. — 64 с.
  71. , Т.С. Некоторые особенности влияния мотивации на успешность обучения студентов//Мотивация учения. Волгоград, 1976.- С.102−108.
  72. Моральное стимулирование учения студентов (методическая разработка в помощь преподавателю вуза). Орлов Ю. М., Творогова Н. Д., Шарай В. Б., Шкуркин В. П., Изд-во I ММИ им. И. М. Сеченова, 1998. — 31с.
  73. , В.Ф. Проблемы воспитания познавательной мотивации личности в учебной деятельности. Спецкурс лекций. — М., Ф-т психологии МГУ, 1997. — 75с.
  74. , В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии.- 1976. № 6, — С.54−68.
  75. , С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях Киев, Наукова думка, 1975. — 144 с.
  76. , Н.И. и др. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. -1980. -№ 1. С. 20−30.
  77. , P.A. Диалектические основы активизации учебной деятельности студентов. Изд-во Казанского ун-та, 1975. 304 с.
  78. , Е.М. К теории вопроса изучения мотивационной сферы личности. В сб.: Личность в системе коллективных отношений. М., 1990. — С. 178.
  79. , Е. Мотивация // Экспериментальная психология / Ред. -сост. П. Фресс, Ж. Пиаже / Пер. с франц. М. 1986. Гл. XV.
  80. , К. Психология влечений человека М.: Прогресс, 1972. — 246 с.
  81. , Ю.М. Академическая успешность и социальные потребности личности//Потребности и мотивы учении-деятельности студентов медвуза. М., 1976. — С.4−26.
  82. , Ю.М. Измерение социогенных потребностей с помощью тестов тематической апперцепции//Проблемы сформирования социальных потребностей. Тбилиси, 1994. — С. 159−161.
  83. , Ю.М. Положение учащихся в группе и его мотивы к учению//Третий Всесоюзный съезд общества психологов СССР. М., 1968. т.2.
  84. , Ю.М. Шкала отношения к учению и шкала экзаменационной тревоги, для студентов//Психолого-педагогические исследования организации и оптимизации обучения в медицинском вузе. М., 1980. — С.97−106.
  85. , Ю.М., Творогова, Н.Д., Шкуркин, В. И. Стимулирование побуждения к учению. М., 1988.
  86. , Ю.М., Шкуркин, В.И., Орлова, Л. П. Построение тест-вопросника для измерения потребности в достижениях// Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М., 1974. — С.76−95.
  87. , Д.Э. Личностно ориентированное консультирование в образовании. — М.: ПЕР СЭ, 2003. — 192 с.
  88. , A.B. Возрастная педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973. 288с.
  89. , A.B. Мотивация как проявление потребностей личности//Общая психология (учебник для студентов пед. институтов) / Под ред. А. В. Петровского. Изд.2-е. доп. и переработан. М., Просвещение. 1977. — С.110−129.
  90. , A.B. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности // Вопросы психологии. 1973. — № 5, — С.3−17.
  91. , В.А. К пониманию личности в психологии// Вопросы психологии. 1981. — № 2. — с. 40−46.
  92. Прогнозирование социальных потребностей молодежи / Под ред. Бестужева И. В. и Орлова Ю. М. М.: Наука, 1998. 207 с.
  93. , C.JI. Бытие и сознание. М., 1975. — С.307−320.
  94. , C.JI. Принципы и пути развития психологии. -М.: Изд-во АН СССР, 1959. 354 с.
  95. , C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  96. , И.Х. Процесс формирования отношения студентов к академической деятельности в вузе//Мотивы жизнедеятельности студента. Каунас, 1991. — С. 289−294. '
  97. , Г. А. Мотивация деятельности студента как один из факторов, влияющих на бюджет времени студента// Мотивация жизнедеятельности студента, Каунас. 1991. С. 394 402.
  98. , И.Ф. Одаренные интеллектуально. Казань, Издательство Казанского Университета. — 2003. — 255 с.
  99. , И.Ф. Психологический компонент профессиональной компетентности // М.: Методист, 2002. — № 5. — с.27−29.
  100. , JI.C. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотив деятельности школьника: Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.
  101. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1997. 800 с.
  102. , Н.Д. Техника общения студента и его успешность на экзамене//Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза, М., 1976. — С. 62−65.
  103. , Э.Д. Мотивы и задачи интеллектуальной деятельности. М., 1983. С.53−62.
  104. , Э. Процесс учения у человека. М.: Учпедгиз, 1935. — 159 с.
  105. , Э. Психология обучения взрослых. М.: Учпедгиз, 1931. 164 с.
  106. , Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 450 с.
  107. , Г. А., Петровский, А. В. Проблема потребностей в психологии личности // Вопросы психологии. 1965. — № 8. -С. 12−20.
  108. , JI.M., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
  109. , X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. — 392 с.
  110. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ И. И. Ильясов, В. А. Ляудис и др.- под ред. И. И. Ильясова, В .Я. Ляудис. М., 1980.
  111. , Р. Психология влияния. СПб., 1999.
  112. , В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991.
  113. , В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. — № 3.
  114. , Ш. А. Роль и место социогенных потребностей в учебно-воспитательной деятельности/УНекоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. Тбил.: Мецниереба, 1994.- С. 5−32.
  115. , Ш. Н. Проблема мотивации волевого поведения. Тбилиси, 1958.
  116. , В.Д. Деятельности и способности. М.: Логос, 1994.
  117. , Т.В. Динамика профессиональной мотивации молодогоучителя / Под ред. С. Г. Верийловского. Л. — 1978. -С.54−71.
  118. , В.Б. Личностные особенности и экзаменационный стресс//Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974. С. 87.
  119. , В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность/ЛПотребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. М., 1976. С.91−102.
  120. , В.И., Аврамков, Д.В. Мотивы, активизирующие учебную деятельность студентов//Психолого-педагогические исследования организации и оптимизации обучения в медицинском вузе. М., 1980. С.141−145.
  121. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 2002. 351с.
  122. , П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969, — 317с.
  123. Allport, G.W. The nature of personality. Cambridge, 1990. — p. 78.
  124. Anderson, H. E., White, W. R, Waloh, J.A. Generalized, effects of praise and reproof. Journal of Educational Psychology, 1966. -vol.57, — p. 169−179.
  125. Atkinson, J.W. Motivational Determinants of Rislctalcing behavior.- Psychol. Eev.v.64, 1997. p. 559−572.
  126. Atkinson, J.W. The achievement motive and recall of interrupted and complete Tasks. J. Bexp. Psychol., 1935. — p. 584−590.
  127. Baker, R.W., Madell, Т.О. A continued investigation of susceptibility to destraction in academically underachieving and achieving male college students. Journal of Educational Psychology. 1995. vol. 56, — p. 254−258.
  128. Berlyne, D.E. Conflict, arousal and curiosity. N.Y., 1960.
  129. Boyd, R. Measuring need of achievement and need of affiliation in the classroom. Australian Psychologist, 1996. — v. 11, — N 2, -p.185−192.
  130. Bryan, J. F., Lock, E.A. Goal setting as a means of increasing motivation.- Journal of Applied Psychology, 1997. vol. 51, -p.274−277.
  131. Buck, R. Human Motivation and Emotion. N.Y., 1976.
  132. Cattell, R.B. Personality and Motivation: Structure and Measurement. N. Y., 1957.
  133. Entwistle, D.E. Attensity factors of specific set in school learning. — Harvard Educations. — Review, 1991. — vol. 51, — p. 84 101.
  134. Entwistle, N.J. Academic motivation sand school attainment. -British Journal of Educational Psychology, 1998. vol. 58, — p. 181 188.
  135. French. E.G. Some characteristics of achievement motivation. J. Exp. Psychol, 1995. — p. 252−526.
  136. Hall, G. Psychology of Motivation. N.Y., 1961.
  137. Heckhausen, H. Motivationsanalyse der Ansprchsniveau. Setzung, psychologische Forschung. 1 955.
  138. Heckhausen, H. Hofmung und Furcht in der Leistungsmotivation. Meisenheim am Glan, Hain, 1993. p.587.
  139. Heckhausen, H. Motivation und Handeln. Lehrbuch der otivationspsychologie. Berlin, Springerverlag, 1990. — 785 S.
  140. Heckhausen, H. The anatomy ofachievent motivation. N.Y., Academic Press, 1997. — p. 215.
  141. Henning, W. Lemmotive bei Schulern. Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1998. — 98 S.
  142. Heyns, B., Veroff, J., Atkinson, I. A scoring manual for the affiliation motives. In «Motives in Fantasy Action and Society». N.7., 1998. p.205−218.
  143. Kennedy, W.A., Willieiat, H.G. Praise and blame as incentives. Psychological Bulletin, 1994. vol. 62, — N 5, — p. 525−552.
  144. Kelley, H. H. Atribution in social interaction. N. Y., 1955.
  145. Lewin, K. A dynamic theory of personality. N.Y.: Me Grau-Hill, 1995. 286 S.
  146. Lewin, K. Principles of topological psychology. -New York, London: MeCrow-Hill, 1996. 251 S.
  147. Lorf, M., Rosenfeld, G. Padagogische Psychologie und sozialistische Bildung. Berlin, 1996. — 28 S.
  148. Madsen, K.B. Modern Theories of Motivation. Copenhagen: Muksgard, 1991. p. 3 — 55.
  149. Maslow, A.H. Motivation and Personality. K.7., 1994. 411 S.
  150. Maslow, A.H. Toward a psychology of being. Princeton, 1968. -240 S.
  151. Me Clelland, D. C., Atkinson, J. W., Clank, R. A. et all. A Scoring manual for the achievement motive. In: Motives in fantasy action and society. J. Atlcinson (red). N. Y: D. Van, Nostrand Company, 1998. — p. 179−204.
  152. Me Clelland, D.C. Power: the inner experience. N.Y., Irvington publ., 1995. 427 S.
  153. Me Clelland, D.C. Bisk taking in Children with high and low Meed for Achievement. In: Motivation in fantasy Action and Society. D. Van Nostrand Company. N.Y. 1996. — p. 506−521.
  154. Me Glelland, D., Dark, E., ICoby, Th. and J. Atkinson. The effect of the Need for Achievement in Thematic apperception: «Motives in Fantasy Action and Society». N. Y, 1998. — p. 64−82.
  155. Mehta, P. The achievement motive in high school boys. New. Delhi, 1999. — p.202.
  156. More, A. Delay of feedback and. the acquisition and. retention of verbal material in the classroom. Journal of Educational Psychology, 1999. — vol. 60, — p. 559−542.
  157. Morgan, G.D., Murray, H.A. A method for investigating fantasies: the thematic apperception test. «Archives of Neurology and Psychiatry"-, 1995. — vol. 54, — N 2, — p. 289−506.
  158. , H.A. (Ed). Explorations in personality. N.Y., Oxford Univ. Press, 1998. — p. 761.
  159. Nuttin J. Motivation et perspectives dvenir. Louvain: Presses Tjniv. d-e Louvain, 1990. p. 288.
  160. Nuttin, J. Theorie de la motivation humaine. Du besoin au projet daction. P.: Presses Tiniv. d-e Prance, 1990. — p. 504.
  161. Rosenfeld, G. Theorie und Praxis der Lemmotivation.-Berlin: V3B Deutsehe Terlager Wissenschaften, 1997. 216 S.
  162. S. Freud. New Introductory Lectures on Psychjo-Analysis. -N.Y., 1995. p. 25−105.
  163. Veroff. J. A scoring manual for the Power motive. -In: «Motives in Fantasy Action and Society». N.Y., 1998. — p. 219−255.
  164. Winterbotton, M. R. The relation of need for achievement to learning experiences in independence, and mastery. In: Motives in Fantasy, Action, and Society. Princeton. N.Y., 1998. — p. 455−478.
  165. Woodworth, R.S. Dynamic Psychology. N. Y, 1998. — p. 405.
Заполнить форму текущей работой