Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие ценностных ориентаций в профессиональной подготовке учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С учетом экспериментальных данных была разработана программа управления развитием ценностных ориентаций у будущих учителей технологии. Программа включает последовательность этапов, каждый из которых представляет логически завершенный цикл: этап приобщения к профессиональным ценностям и их осмыслениеэтап идентификации с профессиональными ценностямиэтап повышения значимости ценностных ориентаций… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические подходы к развитию ценностных ориентаций
    • 1. 1. Отражение проблемы развития ценностных ориентаций в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Ценностные ориентации, психолого-педагогическая характеристика их формирования и развития
    • 1. 3. Особенности формирования и развития системы ценностных ориентаций современной молодежи
  • Щ' Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование развития ценностных 43 ориентаций личности будущего педагога
    • 2. 1. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества учителя
    • 2. 2. Психологическая, оптимизация ценностных ориентаций студенческой молодежи
    • 2. 3. Управление процессом развития ценностных ориентаций
  • Выводы по второй главе

Развитие ценностных ориентаций в профессиональной подготовке учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социально-экономические преобразования, происходящие в России, обусловили изменения всей системы образования, и особенно, профессионального образования. Перемены в образовательной сфере поставили на повестку дня новые многочисленные проблемы, связанные с качественной подготовкой специалистов с педагогическим образованием и обретением ими необходимых профессионально значимых качеств и развитием ценностей профессионального плана (Н.В. Кузьмина, Б. С. Братусь, В. И. Слободчиков, А. К. Маркова, Н. Н. Обозов, И. А. Зимняя, В. Д. Шадриков, А. А. Реан, Е. Н. Волкова, А. Б. Орлов и др.).Поэтому одной из главных проблем развития личности специалиста является освоение ценностно-ориентированного подхода к отбору содержания образования, если оно подкрепляется адекватными изменениями в системе ценностных ориентаций личности специалиста.

Анализ научной литературы показал, что проблема развития ценностных ориентаций в профессиональной подготовке учителя изучена пока еще недостаточно.

Степень научной разработанности темы. Проблема ценностей привлекала к себе внимание, начиная с античности (Сократ, Платон, Аристотель, Аполлодор, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.). Позднее к ней обращались Т. Гоббс, Б. Спиноза, И. Бентам, И. Кант, Р. Г. Лотце, М. Шелер, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев и др.

Проблема ценностей и ценностных ориентации во всей их многогранности активно исследовалась в российской науке (B.C. Соловьев, Н. Бердяев, И. А. Ильин, А. Ф. Лосев, Л. Н. Толстой, В. Г. Федотова, Т. В. Холостова, Б. С. Братусь, Н. Ф. Фаустова и др.).

Разработка аксиологической проблематики в нашей стране имеет место в трудах таких философов, как А. Г. Здравомыслов, О. Г. Дробницкий, Л. П. Столович, С. Ф. Анисимов, В. Б. Ольшанский, А. А. Ручка, А. В. Розин, М. О Каган и др., которые, стоя на позициях материализма и оперируя диалектическим методом, исследовали проблему ценностей. Ими были сделаны попытки классифицировать ценности по значимости их для общества и человека.

Формированию убеждений и ценностных ориентаций молодежи посвящены исследовательские работы Л. М. Архангельского, JI.G. Лапиной, А. И. Титаренко, В. Г. Асеева, С. Ф. Анисимова, В. Т. Лисовского, С. Н. Иконниковой, Д. Л. Константиновского.

В отечественной психологической науке раскрыта зависимость ценностей и ценностных ориентаций от индивидуальных особенностей личности (В.Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Л.И. Божо-вич, Б. Ф. Ломов и др.), от окружающего мира (К.А. Абульханова — Славская, А. А. Бодалев, Л, П. Буева и др.), от духовного становления и развития личности (Б.С. Братусь, Н. А. Коваль, С. Б. Каверин, В. А. Токарева, В. К. Елисеев и др.).

В современной научной литературе ценности рассматриваются в связи с мотивационно-потребностной сферой личности, мировоззренческими структурами сознания (Н. И. Непомнящая, Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова, Г. Е. Залесский, Е. И. Головаха, Б. С. Братусь и др.) установками, направленностью и интеллектом (В.Г. Калашникова, Н. И. Кузьмина, В. И. Слободчиков, О. Н. Смищенко, Б. А. Сосновский, Э. Н. Фаустова, В. Г. Узунова, В. А. Якунин и.

ДР-).

В трудах И. В. Вачкова, Е. Н. Волковой, Ф. Н. Гоноболина, С. В. Кондратьевой, В. А. Крутецкого, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, А. Б. Орлова, A.M. Щербакова, В. А. Сластенина и др. разработаны основные представления о структуре педагогической деятельности, ее психологических детерминантах, профессионально значимых качествах личности учителя, развитие и формирование которых обеспечивает становление профессионала в сфере педагогического труда:

На современном этапе развития психолого-педагогической науки актуальными являются задачи личностно и ценностно ориентированного обучения, наиболее полно учитывающего индивидуально-психологические особенности личности, процесс становления и формирования ее самосознания.

Все большее внимание привлекает сфера педагогического образования. Формирование личности будущего учителя, приобщенной к системе общечеловеческих ценностей, начинается еще со школьной скамьи и продолжается в профессиональных учебных заведениях, по окончании которых специалист возвращается в школу, но уже в ином качестве — в качестве учителя, способного обогатить внутренний мир личности ученика и подготовить себе достойную смену. Молодому учителю как специалисту необходимы глубокое знание преподаваемого предмета, широкое общее образование, широкий политический и культурный кругозор, устойчивая система ценностных ориен-таций.

Несмотря на значительное внимание, уделяемое в психологической науке на развитие ценностных ориентаций личности, проблема развития профессионально-значимых ценностей в подготовке учителя пока еще не получила своего должного решения. В связи с этим, не преодоленными остаются следующие противоречия:

— между декларируемой значимостью профессиональных ценностей учительского труда и фактическим уровнем их психологической изученности;

— между значительным вниманием исследователей к содержательной стороне профессиональной деятельности учителя и психологическим исследованием процесса формирования его профессиональных ценностей;

— между имеющимся опытом формирования профессиональных ценностей в педагогической деятельности и системным подходом к управлению их развитием как акмеологическим процессом.

Выявленные противоречия создают проблему, которая заключается в том, что проблема развития ценностных ориентаций у будущих педагогов недостаточно исследована в психолого-педагогических исследованиях и вследствие этого пока еще не создана убедительная акмеологическая теория, которая рассматривала бы становление личности учителя в аксиологическом аспекте в процессе его профессиональной подготовки. Отсюда происходит неправомерное смещение внимания в сторону профессиональной компетентности педагогов в ущерб профессиональным личностным ценностям будущих специалистов.

Объектом исследования является процесс развития ценностных ориентаций в профессиональной подготовке учителя.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия, принципы и этапы развития ценностных ориентаций будущих учителей, влияющих на их профессиональное становление.

Цель исследования — изучить психологические условия развития системы ценностных ориентаций личности будущего учителя в учебно-воспитательном процессе и апробировать их в ходе психологического практикума.

Цель предполагает решение следующих задач исследования:

1. На основе теоретико-методологического анализа философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования уточнить структуру и содержание ценностных ориентаций личности педагога в современной социокультурной среде.

2. Выявить психолого-педагогические условия реализации ценностно-ориентированного подхода к обучению, активизирующие процесс становления ценностных ориентаций и формирования профессионально значимых качеств будущих специалистов в условиях высшего педагогического учебного заведения.

3. Выделить и экспериментально изучить особенности развития ценностных ориентаций у будущих педагогов.

4. Определить принципы формирования профессиональных ценностных ориентаций у будущих учителей, разработать и реализовать программу психологического практикума, направленного на развитие ценностных ориентации.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования выдвинута гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о том, что развитие ценностных ориентаций личности будущих педагогов в их профессиональной подготовке будет более успешным, если учитывать психологические условия, принципы и этапы данного процесса, направляя его на овладение профессиональными знаниями, общением и самопознанием, стимулирование личностного роста, а также на творческую самореализацию студентов.

Выбор комплекса методов исследования определялся целью и задачами диссертации. Применялся теоретико-методологический анализ литературных источников по проблеме исследованияпсихологическое тестирование, включая методики: «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) — «Многофакторный опросник личности» Р. Б. Кеттелла (16-PF-105-C) — модифицированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокичапрямое, косвенное и включенное наблюдение, комплексная и поэтапная социально-педагогическая диагностика ценностей личности путем анкетирования, интервьюирования и бесед, методы корреляционного, факторного и детермина-ционного анализа статистических результатов исследования.

Теоретико-методологической основой данного исследования стали принципы общей психологии и акмеологии — системности, развития, активности (JI.G. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Б. Ф. Ломов и др.) — психологии личности и развития (Б.Г. Ананьев, Л. И. Степнова, И. Н. Семенов, К. К. Платонов, Д. И. Фельдштейн, А.Г. Асмо-лов, В. Е. Василюк и др.) — ценностно-смыслового подхода к исследованию личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, С. Брат-ченко, В. К. Елисеев и др.) — психолого-акмеологического подхода к рассмотрению ценностей (Б.Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин и др.) — педагогической психологии (В.В. Давыдов, И. В. Дубровина, Н. И. Непомнящая, А. Г. Здравомыслов, В. В. Рубцов и др.).

Научная новизна. В диссертационном исследовании раскрыты с акмео-логических позиций содержание и структура ценностных ориентаций личности в условиях социального реформирования общества, обоснованы психолого-педагогические принципы и закономерности содержания учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего успешное становление ценностных ориентаций обучающихся. Обнаружена и изучена связь развития системы ценностных ориентаций молодежи с отдельными компонентами профессионально-педагогической подготовки учителя (личностным компонентом), формированием профессионально значимых качеств личности. Выявлена ведущая роль ценностных ориентаций при формировании профессионально значимых качеств в условиях высшего педагогического заведения.

Теоретическая значимость. Разработаны и теоретически обоснованы психолого-акмеологические условия становления ценностных ориентаций личности в процессе диагностического учета их развития в системе гуманитарного образования в вузе. Уточнено содержание использованных терминов «ценностные ориентации», «профессиональные ценности будущих педагогов». Сконструирован и экспериментально проверен комплекс средств лич-ностно-ценностной диагностики, форм совместно-творческой организации, контроля и самоконтроля учебного процесса и дидактических условий, способствующих формированию профессионально значимых качеств личности учителя как социально и профессионально компетентного специалиста.

Практическая значимость исследования. В диссертации разработан программно-целевой, дидактико-методический комплекс средств и условий успешной организации учебных занятий по овладению гуманитарным знанием, который может быть применён в целях развития социальных и профессиональных ценностных ориентаций обучающихся в учебных заведениях различного типа, а также рекомендован на курсах усовершенствования и переподготовки вузовских преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Предложены методические рекомендации для преподавателей вузов по проектированию и успешной реализации в учебно-познавательной деятельности личностно развивающих технологий, позитивно влияющих на ценностные ориентации обучающихся.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обусловлены применением валидных и надежных методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследованияэмпирической проверкой основных положенийрепрезентативностью выборки испытуемыхтщательным и корректным проведением качественного анализа и статистической обработки исходных данных, благодаря чему обеспечивается взаимопроверяемость и сопоставляемость результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования и результаты проведенного эксперимента были использованы при подготовке и преподавании таких учебных дисциплин, как «Социальная психология», «Педагогика высшей школы», «Введение в педагогическую специальность», «Социализация личности» .

Основные выводы и идеи исследования обсуждались на научно-методических, научно-практических конференциях: V-ой региональной научно-практической конференции «Инновационная деятельность учебных заведений в системе непрерывного образования» (Липецк, 2000 г.), VIII-ой региональной научно-практической конференции (Липецк-Усмань, 2003 г.), заседаниях кафедр психологии, педагогики Липецкого государственного педагогического университета, кафедры социальной психологии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.

Положения, выносимые на защиту:

1. В структуру содержания ценностных ориентаций личности студентов входят ценностная природа профессиональных знаний, общения и самопознания, стимулирование личностного роста, творческая самореализация студентов.

2. Психолого-педагогическими условиями реализации ценностно-ориентированного подхода к обучению будут: формирование профессиональных знаний как социальных ценностей, учебно-воспитательная деятельность педагога в социуме, расширение круга профессионального общения, саморазвитие творческой индивидуальности и адаптацию к динамическим социально-экономическим условиям, предполагающим непрерывное самообразование как ценность.

3. Особенностью развития ценностных ориентаций будущих педагогов является их зависимость от ценностного наполнения содержания образованиятехнологии преподавания учебных дисциплин, построенной на основе субъект-субъектных отношенийвнедрения педагогом профессиональных ценностей в процесс подготовки специалистоввовлечения студентов в самообразовательную деятельность, в которой происходит процесс интериориза-ции профессионально-значимых ценностей.

4. Основными принципами формирования профессиональных ценностных ориентаций учителя являются: установление диалогических отношений между педагогом и студентомличностно ориентированный характер учебного процессаединство управления и самоуправления в процессе ориентации студентов на профессиональные ценностиготовность будущего специалиста к технологиям формирования системы профессиональных ценностей, реализуемые на следующих этапах: познание профессиональных ценностей и их осмыслениеидентификация себя с ценностно-ориентированным типом профессиональной деятельностиповышение значимости ценностных ориентаций в процессе профессионального развитияреализация профессиональных ценностей в деятельности и поведении.

Организация исследования. Базу проведения исследования составил: Липецкий государственный педагогический университет, исследования были проведены в Усманском педагогическом колледже, Лебедянском педагогическом колледже, Елецком машиностроительном техникуме. В исследовании приняло участие 448 человек, из них студенты ЛГПУ — 322 человека, Лебедянского педагогического колледжа — 24 человека, Усманского педагогического колледжа — 47 человек, Елецкого машиностроительного техникума — 55 человек. Возраст испытуемых — от 16 до 24 лет. Исследование проводилось в период с 2000 по 2004 годы.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Результаты статистической обработки данных отражены в схемах, графиках, таблицах.

Выводы по второй главе.

В работе дана общая характеристика развития ценностно-ориентированного образования в России, начиная с анализа работ философов, педагогов и психологов XVIII века и заканчивая современными психолого-педагогическими тенденциями.

Ценностные ориентации являются одним из ведущих, стержневых образований личности, структурно составляющих мировоззрение и определяющих ее целостность, активную социальную позицию и готовность к деятельности. Вопрос о формировании ценностных ориентаций у будущего учителя технологии должен быть актуализирован в ходе вузовской подготовки специалиста к предстоящей самостоятельной педагогической деятельности.

Специфичными чертами ценностного мира учителя как профессионала являются системность ценностных ориентаций, характеризующихся профессиональной направленностью, обладание профессионально значимыми качествами учителя.

Теоретико-практические изыскания по интересующей нас проблеме привели к заключению, что система профессионально-ценностных ориентаций у будущих учителей включает в себя три взаимосвязанных компонента: эмпирический, теоретический, профессионально-деятельностный.

Эмпирический компонент характеризуется общими представлениями студентов о профессиональной деятельности, которые основаны на их личном опыте.

Теоретический компонент предполагает приобщение студентов к ценностям педагогической профессии в ходе их теоретической подготовки в вузе.

Профессионально-деятельностный компонент характеризуется проявлением конкретных поступков и деятельности будущих педагогов в рамках смоделированного или реального учебно-воспитательного процесса. Содержание каждого из компонентов обусловлено набором определенных ценностей.

В преддверии выпуска из университета назревает явная необходимость в выявлении сформированности профессионально значимых качеств личности будущих учителей, а также закреплении и систематизации профессиональных ценностей у будущих учителей технологии. Этому будет способствовать решение ряда задач: интеграция знаний по дисциплинам специализации и психолого-педагогического блокаобеспечение методической готовности будущего учителя к осуществлению внеклассной деятельности по предметузакрепление и развитие нравственных, эстетических чувств будущего педагога.

В качестве принципов обучения, положенных в основу процесса развития ценностных ориентаций нами были выделены: принцип гуманизации и гуманитаризации образованияпринцип природосообразностипринцип демократизациипринцип культуросообразностипринцип инновативности обученияпринцип единства деятельностного и личностного подходовпринцип положительного эмоционального фона (принцип мажора) — принцип непрерывности образованияпринцип аксиологизации обученияпринцип целостности.

В числе дидактических условий, обеспечивающих оптимизацию процесса развития профессионально-ценностных ориентаций у будущих учителей технологии, нами были выявлены следующие:

— осознание студентами социальной роли педагога, его предназначения в обществе;

— использование в подготовке будущих специалистов ценностно и лич-ностно ориентированной технологий обучения;

— диалогизация педагогического процесса;

— включение студентов в различные виды творческой деятельности;

— опора в процессе обучения на положительные эмоции;

— направленность системы преподавания на актуализацию и развитие потребностно-мотивационной сферы личности студента.

Процесс развития ценностных ориентаций у будущих специалистов в системе их профессиональной подготовки отличается большой сложностью и динамичностью. Перевод профессиональных ценностей в личностно значимые обусловлен влиянием внутренних и внешних воздействий, что требует координации структурных и функциональных характеристик системы развития ценностных ориентаций у студентов в заданных пределах условий. Эффективность ориентации будущих учителей на ценности педагогической профессии зависит от целенаправленного и планомерного управления этим процессом.

Оптимизация управления процессом развития профессионально-ценностных ориентаций у будущих учителей технологии возможна в случае соблюдения ряда принципов управления: принципа целесообразности в управлениипринципа оптимальности в управлениипринципа согласованности содержания, форм и методов организации педагогического процесса и содержания, форм и методов управленияпринципа вариативности в управлениипринципа объективности и полноты информации в управлении.

В ходе опытно-экспериментальной работы были обоснованы и апробированы следующие предпосылки эффективности управления процессом развития профессионально-ценностных ориентаций у студентов:

— учет материально-технической базы вуза, факультета, позволяющий осуществлять работу по развитию ценностных ориентаций;

— установление обратной связи в системе «студент-педагог»;

— наличие диалоговых отношений в системе «педагог-студент», активная позиция студента;

— личностно ориентированный характер организации учебного процесса;

— единство управления и самоуправления в процессе ориентации студентов на профессиональные ценности;

— оптимальное сочетание прямого и косвенного управления;

— личностный фактор педагога-руководителя;

— степень готовности студентов к разнообразной технологии обучения, направленной на формирование системы профессиональных ценностей;

— организация управления в соответствии с принципами управления процессом развития профессионально-ценностных ориентаций;

— поэтапность управления процессом развития профессионально-значимых ценностей.

С учетом экспериментальных данных была разработана программа управления развитием ценностных ориентаций у будущих учителей технологии. Программа включает последовательность этапов, каждый из которых представляет логически завершенный цикл: этап приобщения к профессиональным ценностям и их осмыслениеэтап идентификации с профессиональными ценностямиэтап повышения значимости ценностных ориентаций в процессе профессионального развитияэтап реализации профессиональных ценностей в деятельности и поведении. На каждом этапе при формулировании цели управления формированием ценностных ориентаций за исходную точку берется степень их сформированности. Завершенность цикла характеризуется переводом студента с одного уровня сформированности профессионально-ценностных ориентаций на другой — более высокий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мы осуществили историческое исследование теории ценностного отношения в таких науках, как эстетика, философия, психология, педагогика. В настоящее время уделяется много внимания реализации аксиологического подхода в системе подготовки педагогических кадров, причем делается акцент на необходимость и важность ориентации будущих учителей на профессионально-педагогические ценности.

Изучили особенности формирования и развития ценностных отношений человека к миру и самому себе через иерархию ценностей. Нами даны определения понятий, имеющих, по нашему мнению, отношение к ценностному аспекту мировоззрения человека, а, именно, ценность, ценностное сознание, ценностные ориентации личности и др.

Нами изучены типологизация и иерархизирование ценностей известными философами, психологами и педагогами.

Формирование и развитие системы ценностных ориентаций современной молодежи связаны с адаптацией, социализацией и повышением ценностно-мотивационного уровня учения.

В период развития личности происходит активное и интенсивное формирование мировоззренческих взглядов, формирование и становление устойчивой иерархии ценностей (системы ценностных ориентаций и отношений), самоопределение личности и нахождение «своего места» в обществе, целенаправленный процесс формирования нравственного облика высококвалифицированного специалиста — учителя в условиях высшего педагогического образования.

Проведенное диссертационное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и полученные в исследовании результаты позволили сделать следующие выводы:

1. Развитие ценностных ориентаций неотделимо от овладения профессиональными знаниями, самопознания, профессионального взаимодействия, личностного роста и самореализации в процессе профессиональной подготовки.

2. Формирование профессиональных знаний, расширение функций профессионального общения, адаптация к социально-экономической динамике общества выступают психолого-педагогическими условиями развития ценностных ориентаций будущих педагогов.

3. Ценностное наполнение содержания образованиятехнология преподавания учебных дисциплин, построенная на основе субъект-субъектных отношенийумение педагога внедрять профессиональные ценности в процесс подготовки специалистоввовлечение студентов в самообразовательную деятельность, в которой происходит процесс интериоризации профессионально-значимых ценностей определяют особенности развития ценностных ориентаций студентов педагогических вузов.

4. Установление диалогических отношений между педагогом и студентомличностно ориентированный характер учебного процессаединство управления и самоуправления в процессе ориентации студентов на профессиональные ценностиготовность будущего специалиста к технологиям формирования системы профессиональных ценностей являются основными принципами формирования профессиональных ценностных ориентаций учителя, которые реализуются на следующих этапах: познание профессиональных ценностей и их осмыслениеидентификация себя с ценностно-ориентированным типом профессиональной деятельностиповышение значимости ценностных ориентаций в процессе профессионального развитияреализация профессиональных ценностей в деятельности и поведении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  2. B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: Гос. Ком. РФ по высшему образованию. 1994. — 135 с.
  3. С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика: основы моделирования и первичной обработки данных М., 1983.
  4. А. Д. Истина как моральная ценность. // Аксиология: частное и общее. Новосибирск: Наука, 1987. — 242 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — с. 299−300.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука 1977.- 344 стр.
  7. .Г. Психологическая структура человека как субъекта. Человек и общество. Вып. 2. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.-С. 235−249.
  8. .Г. Психологическая структура личности и её становление в процессе индивидуального развития человека. / В кн.: О проблемах современного человекознания. М., 1977.- С. 187−274.
  9. В. И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988. — 236 с.
  10. Ю.Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1998.-253с.
  11. В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей. / Социология высшей школы подготовка специалистов для народного хозяйства. — Горький, 1982.
  12. Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1976.- Т. 4. — 830 с.
  13. И.С. Ценности и воспитание. // Педагогика. 1999. — № 4. -С. 117−120.
  14. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  15. B.F. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности. / Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987,221с.
  16. В.Г. Структура мотивации поведения. / Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988.
  17. П.Р. Профессиональные ориентации как педагогическая проблема. // Педагогические основы профориентации учащейся молодежи. -М., И.-с. 10−11.
  18. П.Р. Опережающее профессиональное образование и пути его осуществления. / Материалы международной конференции «Общее и профессиональное образование в условиях СУЗ». Калининград, 1995,93−96 с.
  19. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования ло-куса субъективного контроля. // Психологический журнал, 1984. Т.5. — № 3. -с.36−42.
  20. И.И. Проектирование как условие развития личностных качеств старших школьников.- Дисс. канд. психологич. наук М., 1998.-188 с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  22. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психолог, исследование. М., 1968. — 464 с.
  23. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1978.- № 4.- с.23−25.
  24. Н.И. и др. Педагогика. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1968, 526с.
  25. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. //Педагогика. 1997. — № 4. — c. l 1- 17
  26. Е.В., Бермус Г. А. Теория и практика личностно ориентированного образования. //Педагогика. 1996. — № 5. — с.72 — 80
  27. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного образования. // Педагогика. 1995. — № 4.- с. 27−31
  28. В.П. Реформирование образования в России. // Педагогика. -1997.-№ 5. с.17−41
  29. Брожик Владимир. Марксистская теория оценки. Пер. со словац. -М.: Прогресс, 1982. 261с.
  30. И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола, 1998. — 228 е., илл.
  31. Введение в философию. Ч. 1. -М., 1989
  32. М.А., Бугаков П. Г. Воспитание организованности основа профессиональной подготовки специалиста. — Липецк: ЛГТШ, 1995.- 142 с.
  33. М.А., Оганянц Б. Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе. Липецк, 1990 — 205 с.
  34. В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.2. Л., 1963. — 479 с.
  35. И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.
  36. Ю. Г. Поликарпов B.C. Человек. Энциклопедический словарь. 1999.-520 с.
  37. Выбор молодежью жизненного пути./ Опыт межрегиональных социологических исследований, Под ред. Е. М. Бабосова, М. Х. Титмы. Минск: Наука и техника, 1988. — 157с.
  38. Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Педагогика, 1982. — Т.4. — 432с.
  39. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика: Пер. с англ. — М.: Дело, 1991. — 320 с.
  40. С. Г. К вопросу о профессиональной психологии. // История советской психологии труда: Тексты (20−30е годы XX века)./ Под ред. Зинченко В. П. и др. М., 1983. — 358 с.
  41. С.М. Проблемы изучения преемственности высшей и средней школы. / Советская педагогика, 1980, № 9, стр. 53
  42. Н.Ф. Студент: путь к личности. М.: Мол. гвардия, 1982 -142 с.
  43. Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир, 1973.
  44. К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. 272 с.
  45. Р.Г. Выпускник средней школы: опыт сравнительного социо-лого-педагогического исследования. М.: Педагогика, 1977. — 176 с.
  46. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. -176 с.
  47. Л.А. Ценностные ориентации: гендерный аспект. // Социологические исследования, 1999, № 5, с. 130−133.
  48. В.В. О понятии личности в современной психологии. // Психологический журнал. 1988 — № 4. — Т. 9. — С. 22−32.
  49. Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. псих, наук.-1995.-С 9−11.
  50. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1998. — 572 с.
  51. Г. Г. Проблемы человеческих потребностей. // Вопросы философии, 1976, № 9, с. 30−43.
  52. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.
  53. Древнекитайская философия. В 2 т. М.: Мысль, 1972. — T.I. — 363 с.
  54. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей. //Проблема ценности в философии. М.-Л., 1966.- 243 с.
  55. О.Г. Мир оживших предметов. М.: Политиздат, 1967. -357 с.
  56. Д. Психология и педагогика мышления. Берлин: Госиздат РСФСР, 1922.- 196 с.
  57. С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
  58. А.Н. Профессия как сфера самореализации личности: Ав-тореф. дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д., 1990. — 24 с.
  59. А.Ю. Гуманистические ценности и ориентации в педагогике Личностно ориентированная педагогика в начальной школе. / Под ред. С. В. Кульневича и А. С. Петелина. Воронеж: Изд-во ВПТУ, 1997. — С. 20
  60. Н.К. Процесс формирования личности в условиях обучения и воспитания. Воронеж, 1973.
  61. Т.Е., Рубина Л. Я. Идейно-политическое воспитание будущего учителя в системе профессиональной подготовки. // Советская педагогика, 1980, № 2, с. 103.
  62. А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. — 224с.
  63. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 301 с.
  64. О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 375 с.
  65. М.С. Философская теория ценности. С.-П.: ТООТК «Петрополис», 1997.-205 с.
  66. Кан-Калик В. А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. Грозный, 1980. С. 5−13.
  67. В. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. // Воспитание школьников, 1993, № 4, с.2−8.
  68. Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988. 300 с.
  69. А.Г. О проблеме восприимчивости личности к воспитательным воздействиям. // Советская педагогика, 1980, № 6, с. 41.
  70. Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1997. 464 с.
  71. Компьютерный психологический опросник 17ЛФ-4, руководство для пользователя. // М, МИЛ «Гуманитарные технологии», 1991.
  72. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  73. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. формирования личности. Учеб. пособие для пед. ин-тов. М., 1976. — 175 с.,
  74. .Н. Формирование общественно-политической активности и общественно ценной жизненной позиции студентов педагогического института. Владимир, 1984. — 46 с.
  75. Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-хг. к2000-му).//Науч. ред.В.Н. Шубкин-М.: Эдиториал УРСС, 1999. -344 с.
  76. А.А. Влияние различных факторов на формирование мировоззрения студентов первых курсов. В сборнике статей «Труды кафедры философии и социально-политических теорий». Липецк: ЛГПУ, 2000 г.
  77. А.А. Анкета по выявлению ценностных ориентаций. Липецк: ЛГПУ, 1999 г.
  78. В.А. Становление ценностных ориентаций личности в процессе изучения социологии, в техническом вузе. //Материалы межвузовской научно-методической конференции (12 13 апреля 2000 г.). — Орёл: ВИПС. — с.153−156.
  79. В.А. Становление ценностных ориентаций личности в процессе изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин. // Теория и практика образования: история и современность. Липецк: 2000.- с. 103−110.
  80. В.А. Ценностно-мировоззренческое содержание знания и его роль в научно-познавательной деятельности. // Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛГПИ, 2001. — С.9−16.
  81. В.А. Ценностные ориентации личности в системе образования. // Сб. докладов и тезисов 9 научно-технической конференции по криптографии «Проблемы построения развития и защиты телекоммуникационных систем». Орёл: Академия ФАПСИ, 2001.-С.46−49.
  82. В.А. Проектирование образовательной среды как средство становления ценностных ориентации личности. // Брянск: БГ11У, 2001. -с.36−38.
  83. Краткий словарь по социологии. / Под общей ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина М.: Политиздат, 1989. — 479 с.
  84. А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. -Саратов: СВШМВД РФ, 1995. -140 с.
  85. М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников. -Брянск, 1999. 94 с.
  86. Н. С. Человек: потребности и ценности. Свердловск: Изд-во уральского ун-та, 1992. -152с.
  87. Н.В. Предмет акмеологии. Санкт-Петербург.: изд-во ЛГУ, 1995.-24 с.
  88. Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — с. 2027.
  89. Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психол. структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967. — 183 с.
  90. Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.-32 с.
  91. Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961. -98 с.
  92. .В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984. -215 с.
  93. С.В. Личностно ориентированное воспитание: Концепция. Содержание, Реализация. Ростов-на-Дону: Изд-во РГГГУ, 1995.- 168 с.
  94. В., Руткевич М. Интеллектуальный потенциал России. // НГ Наука, № 5 (май), 1999, с. 5.
  95. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
  96. Д. А. Очерк о психологии личности. М.: Смысл, 1993.43 с.
  97. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. Ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  98. З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
  99. В.Н. Жизненная позиция личности: идеологические и социально-психологические аспекты. -М.: Мысль, 1989. 171с.
  100. А.К. Психология труда учителя. М., 1993 .-190с.
  101. Н.Ф., Нешков А. К. Акмеологическая педагогика: факультативный курс. Орел: ВИПС, 1999 — 88с.
  102. Математика в социологии: моделирование и обработка информации. Под ред. А. Г. Аганбегяна, X. Блейлок, Ф. Бородкин, Р. Будон и др. М.: Мир, 1977.-551с.
  103. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. Отв. ред. В. Г. Андреенков. -М.: Наука, 1989. 175 с.
  104. Материалисты древней Греции. М.: Госполитиздат, 1955. — 239 с.
  105. А.А. Включение молодежи в социальную структуру. -Вильнюс, 1983.
  106. В. М., Ямпольский JI. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособ. для пед. ин-тов. М., 1985. — 319 с.
  107. Г. И., Непомнящий А. С. Человек в расцвете лет: ценностные ориентации. Рига: Авотс, 1989. — 219 с.
  108. JI.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. -215с.
  109. В. Н. Психология отношений. / Под ред. А. А. Бодалева. М.-В.: изд. Группа прогресс, Универс., 1995. — 296 с.
  110. Начало пути: поколение со средним образованием. / Отв. ред. М. Х. Титма. М.: Наука, 1989. — 240с.
  111. Р.С. Психология. В 3 кн. Изд.4. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 2: Психология образования. — 608 с.
  112. Р.С. Психология. В 3 кн. Изд.З. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 632 с.
  113. Н.Б., Свердлова В. П. Ценностные ориентации студентов на творчество в процессе обучения и в избранной профессии. Сб. науч. тр. М.: НИИ ВШ, 1990.
  114. В.Я. Социология образования. М.: МГУ, 1992. — 198 с.
  115. Н.Д., Духовные ценности и воспитание человека. // Педагогика, 1998, № 4.- с.3−8.
  116. Ф. По ту сторону добра и зла. Мн.: Беларусь, 1992. — 333 с.
  117. Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столица.-М., 1987.
  118. О.П. Современные технологии обучения в вузе. Сущность, принципы проектирования, тенденции развития. // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 26−28.
  119. В.Б. Личность и ее социальные ценности. // Социология в СССР, т. 1 М., 1966, с. 470 — 530.
  120. Основы математической статистики. / Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 е., ил.
  121. Основы научных исследований. Учеб. для техн. вузов / Под ред. В. И. Крутова, В. В. Попова. М.: Высшая школа, 1989. — 400 е., ил.
  122. В.Л. Формирование трудовых ориентаций молодежи (методологические и методические проблемы социологического исследования). -Киев: Наукова думка, 1985. 124 с.
  123. Т.А. Жизненные планы выпускников педагогического колледжа и их реализация (по материалам социологического исследования).// Социологические исследования, 1996, № 6, с. 82 86.
  124. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1968. — 526 с.
  125. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого. Изд. 2. М.: Роспедагентство, 1996. — 602 с.
  126. Педагогика. / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984. -368 с.
  127. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969. 659 с.
  128. Платон. Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1972.- Т.З.- 678 с.
  129. К. К. Структуры и развитие личности. / Отв. ред. Гла-точкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. 254 с.
  130. И.П. Педагогика: Учебное пособие. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  131. И.П. Педагогика. Кн.2. Процесс воспитания. М.: Вла-дос, 1999. — 256 с.
  132. Е.А. Ценностные ориентации личности как предмет социально-философского исследования: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1984. 20 с.
  133. . О стимулах становления человека и смены его ценностей. // Высшее образование в России, 1996, № 3. С. 57−60.
  134. В.А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи. // Социологические исследования, 1999, № 6, с. 96−99.
  135. Проблема ценностей в философии сборник статей под ред. А. Г. Харчева (глав, ред.) и др. М., Л.: Наука [Ленингр. отделение], 1966. — 261с.
  136. Проблемы профессиональной подготовки инженеров педагогов: межвуз. сб. — Ростов н/Д: РИСХМ, 1986. — 142 с.
  137. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. // под ред. Г. С. Никифорова. С.-Петербург, 1991. — 152 с.
  138. Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев-ского. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1990. 495 с.
  139. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования). // Педагогика, 1995, № 5. С. 87 — 90.
  140. А.В. Ценностная ориентация и благо человека. // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1996. — № 1. — С. 77−85.
  141. О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы —М.: Наука, 1993. 188 с.
  142. В.К. Социально-экономические проблемы педагогического образования и повышения эффективности использования педагогических кадров. // Советская педагогика, 1980, № 2, с. 97 98.
  143. А. Т. Формирование профессиональной пригодности. -М., 1984.-176 с.
  144. М.Н., Потапов В. П. После школы: социально-профессиональные ориентации молодежи. / Всерос. НПЦ проф. ориентации и психологической поддержки населения. М.: Б.И., 1995. — 223 с.
  145. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988.
  146. М.Н., Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения. М., 1970.
  147. А.А. Социальные ценности и нормы. Киев: Наук. Думка, 1978.-152 с.
  148. .А. Молодежь и становление новой России. // Социологические исследования, № 6,1998.
  149. Н.С. Формирование ценностных ориентаций личности. // Формирование личности в развитом социалистическом обществе. Саранск, 1978, — 154с.
  150. А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. Иркутск, 1996. — 25 с.
  151. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1988. — 512 с.
  152. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  153. Р. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию.// Свободная мысль, 1994, № 1. С. 52−61.
  154. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.- 542с.
  155. Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: «Республика», 1994. — 463 с.
  156. Л.Н. Ценностная природа категории прекрасного и этимология слов, обозначающих эту категорию. / Проблема ценности в философии. Л., 1966. — 35−43
  157. В. Методологический анализ ценностных ориентаций: Автореф. дис. канд. филос. наук. Томск, 1978. — 20 с.
  158. F.B. Основы математической статистики для психологов. Ленинград: ЛГУ, 1972.
  159. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975.
  160. М.Х., Саар Э. А. Молодое поколение. М., 1986.
  161. Н. Социальное самочувствие и ценности россиян. / Общая газета, 10−16 июля 1997, с. 9.
  162. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1968. — 424 с.
  163. В.П. Марксистская философия и проблема ценности. // Проблемы ценности в философии. М.-Л., 1966. — 279 с.
  164. М.Ф. Воспитание специалиста. Казань: изд. Казанского университета, 1990.
  165. Э.Н. Доминирующие ценностные ориентации студентов (по материалам социологического исследования).// Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1995, № 4, с. 96 — 102.
  166. Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР (социологические проблемы). М.: Мысль, 1976. — 159 с.
  167. Ф.Р. Молодежь и высшее образование в социалистических странах. М., 1984.
  168. Ф.Р. От поколения к поколению: социальная подвижность. М.: Мысль, 1989. — 237 с. (Социология и жизнь).
  169. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990. — 157с.
  170. Философская энциклопедия. / Под ред. Ф. В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1970. — 740 с.
  171. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов. // Межвуз. сб. Петрозаводск, 1989.
  172. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 366 с.
  173. В.Г. Будущие академики пока еще студенты (материалы социологического исследования, посвященного выявлению отношения к реформе высшего образования).// Вестник Российской АН, 1994, № 11, с. 1002 -1007.
  174. В.Г., Шереги Ф. Э. Высшая школа в зеркале социологии.// Социологические исследования, 1994, № 12, с. 41 51.
  175. X. Мотивация и деятельность. Т. 1,2. М., 1986.
  176. Численность населения по полу и отдельным возрастным группам по Липецкой области на 1 января 1995 года. Госкомстат. РФ, Липецкий обл. комитет госстатистики. Липецк, 1995.-30с.
  177. В.И., Черныш М. Ф. Мотивационная сфера сознания молодежи: состояние и тенденции развития. / Российская АН, институт социально-педагогических исследований: институт молодежи. М., 1993. — 96с.
  178. Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. 2-е изд. Рига: Занакте, 1991. — 303с.
  179. В. Д. Деятельность и способности. М., 1994. — 320 с.
  180. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. — 185 с.
  181. Ф.Э. и др. Социология образования: прикладной аспект. / Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчева и др. М.: Юристъ, 1997. — 300 с.
  182. Е.И. К вопросу о формировании ценностных ориентаций личности. // Советская педагогика, 1980, № 9.
  183. А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. Л., 1968. -120 с.
  184. А., Зотов А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов. // Социологические исследования, 1997, № 3.
  185. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. АН СССР, институт социологич. исслед. М., Наука, 1987. -245с.
  186. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
  187. Т. и др. Молодежь в России М.: Эпицентр, 1997. — 32 с.
  188. Munro T. Naturalism and Supernatural ism in Aesthetics. // Zeitschrift fur Aslhetic und Allgemeine Kunstwissenschaft. 1973. — Bd. 18. — S. 21 — 26
  189. Parker A.H. The Philosophy of Value. Arbor: University, of Michigan Press, 1957. — 402 p.
  190. Perry R.B. General Theory of Value. N.Y.: Macmillan Publishing Company, 1926. — 793 p.153
Заполнить форму текущей работой