Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Задачи и методы автоматизированного проектирования орнаментов в традиционном монголо-бурятском стиле

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что образы, формы и стиль украшения изделий народных промыслов складывались и совершенствовались в течение многих десятилетий, а то и столетий, они очень устойчивы для отдельных народов и групп родственных народов. Одно из направлений изучения народного традиционного искусства — раскрытие семантики, происхождения и скрытого смысла изображений. В Монголии и Бурятии искусствоведами в этом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Орнаменты и возможности их автоматизированного воспроизведения
    • 1. 1. Общая характеристика орнаментов
  • Создание орнаментов и технический дизайн
    • 1. 2. Классификация орнаментов по виду изобразительного элемента
    • 1. 3. Классификация орнаментов по виду симметрии
      • 1. 3. 1. Симметрия розеток
      • 1. 3. 2. Симметрия бордюров
      • 1. 3. 3. Симметрия сетчатых орнаментов
    • 1. 4. Цветовое решение орнамента, значение цвета
  • Цвет в проектировании
    • 1. 5. Возможности воспроизведения орнаментов с помощью ЭВМ
  • Выводы
  • Глава 2. Автоматизированное проектирование орнаментов монголоязычных народов
    • 2. 1. Принципы построения систем автоматизированного проектирования
      • 2. 1. 1. Общие характеристики САПР
      • 2. 1. 2. Программы САПР, их графические возможности
      • 2. 1. 3. Организация данных в САПР
      • 2. 1. 4. Информационная поддержка процесса АПР
    • 2. 2. Создание базы элементов орнаментов
      • 2. 2. 1. Классификация орнаментов для БД
      • 2. 2. 2. Ввод прототипов в БД
    • 2. 3. Создание пользовательского меню
    • 2. 4. Операции преобразования элементов
      • 2. 4. 1. Команды редактора ACAD
      • 2. 4. 2. Возможности команды STRETCH
      • 2. 4. 3. Другие способы и возможности преобразования элементов
      • 2. 4. 4. Создание новых элементов на основе прототипа
      • 2. 4. 5. Оформление углов прямоугольных рамок
      • 2. 4. 6. Моделирование узоров для разных способов воспроизведения
    • 2. 5. Автоматизированное генерирование орнаментов
  • Выводы
  • Глава 3. Автоматизированное воспроизведение ОМН
    • 3. 1. Вывод на принтер (графопостроитель). Использование орнаментов в оформлении товарных знаков
    • 3. 2. Вывод на станок с ЧПУ
    • 3. 3. Использование БД узоров для вышивки
  • Выводы

Задачи и методы автоматизированного проектирования орнаментов в традиционном монголо-бурятском стиле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Фактор эстетической привлекательности изделий самого разного назначения начинает играть все большую роль в связи с развитием рыночных отношений и усилением конкурентной борьбы на рынке товаров. Для самой разнообразной продукции необходима тщательная и разносторонняя дизайнерская проработка общих форм объектов и их деталей, приемов и способов украшения поверхностей. Орнаментирование издавна является одних из таких способов — важнейшим и наиболее традиционным. Орнаментами украшают здания внутри и снаружи, разнообразные бытовые предметы, одежду, оружие, книги, сувениры и ювелирные изделия.

Национальный орнамент — выразитель красоты и добра, феномен художественной культуры народа, несущий в себе опыт поколений. Сегодня, в условиях возрождения самосознания народов, больших перемен в жизни общества, естественно стремление ориентироваться на традиционную самобытность, на народное традиционное прикладное искусство. Придание национального своеобразия часто осуществляется через использование мотивов и приемов орнаментирования в народном: стиле.

Известно, что образы, формы и стиль украшения изделий народных промыслов складывались и совершенствовались в течение многих десятилетий, а то и столетий, они очень устойчивы для отдельных народов и групп родственных народов. Одно из направлений изучения народного традиционного искусства — раскрытие семантики, происхождения и скрытого смысла изображений. В Монголии и Бурятии искусствоведами в этом направлении сделано очень много. Другое важное направление — отбор наиболее удачных прототипов, представляющих высокую эстетическую ценность и удовлетворяющих строгим критериям.

Однако прямое копирование, воспроизведение отобранных образцов обычно невозможно и нецелесообразно.- по многим соображениям с традиционной орнаментикой нужно работать, сочетал мотивы, изменяя формы, приспосабливаясь к изделиям и учитывая новые эстетические требования.

Необходимо отметить, что в группу родственных народов., объединенных понятием «монголоязычные народы», входят народы, населяющие Монголию, а с составе России — Бурятию и Калмыкию, причем в результате исторически сложившихся условий жизни бурятского народа национальные орнаменты подразделяются на орнаменты, характерные для восточных или западных бурят. Но в целом орнаменты монголов, бурят и калмыков имеют единое происхождение, они очень походи, и поэтому объединены в данной работе аббревиатурой «ОМН» — «орнаменты монголоязычных народов» .

С момента появления орнаменты создавались и переносились на изделия вручную, что определялось способом производства самого изделия. Ритмические повторения рисунка, лежащие в основе орнамента, были обусловлены повторением элементов трудовых процессов (в ткачестве, плетении, строительстве и т. д.) С течением времени орнамент становится самостоятельным элементом искусства, живет своей жизнью, развиваясь и усложняясьнапример, в Улан-Удэ были выполнены интересные работы по построению и воспроизведению некоторых типов орнаментов с помощью автоматических механизмов с цикловым программным управлением [1−5].

Появление электронно-вычислительных машин позволило создавать компьютерные узоры, по-своему интересные, но ЭВМ дает возможность конструировать орнаменты и в русле народных традиционных мотивов, причем делать это более быстро за счет автоматизированной отрисов-ки симметричных элементов, варьирования цветовой гаммы, изменения масштабов и пропорций фрагментов узора. Выработаны многочисленные специальные приемы работы с изображениями на экране в диалоговых режимах, известно большое число специализированных графических редакторов и пакетов программ, которые используются, например, при выборе рисунков для тканей и обоев. С помощью мощных современных графических компьютерных программ, таких как система автоматизированного проектирования AutoCAD кампании Autodesk и пакет для подготовки иллюстраций CorelDRAW фирмы Corel Corporation возможно создание рисунков практически любой сложности, в многообразных цветовых сочетаниях.

Системы автоматизированного проектирования получили наибольшее распространение в области машиностроения, ¿-архитектурных чертежей, то есть именно там, где на графические изображений налагаются многочисленные, очень строгие ограничения, — техническое черчение характеризуется самой жесткой дисциплиной расположения частей изображений, условных обозначений и пр. Однако мир традиционных орнаментальных образов также накладывает существенные ограничения на изображения.

Важно, что САПР в машиностроении тесно связан с технологией, с разработкой программ для автоматического оборудования с ЧПУ. Объединение подходов, развитых, с одной стороны, в дизайне, а с другой — в автоматизированном проектировании в машиностроении представляется перспективным для рассматриваемых задач автоматизированного проектирования и нанесения народных орнаментов.

В первой главе рассматривается орнамент в целом, приводится полная традиционная классификация народных орнаментов и рассматриваются возможности автоматизации конструирования орнаментов с точки зрения их геометрии и возможностей современной компьютерной графики. п.

— (.

К общим характеристикам орнамента относятся такие, как композиционное построение, цельность при восприятии узора, симметрия и асимметрия рисунка, ритм и пластика.

В традиционной искусствоведческой классификации орнамент отличают во-первых, по используемым мотивам (геометрический, растительный, зооморфный, природный) и во-вторых по виду симметрии, обусловленному формой декорируемой поверхности, орнамент подразделяют на розетки, бордюры и панно (решетчатые орнаменты). Розетки содержат симметрию типа вращение-отражение, в бордюрах присутствует симметрия типа вращение-отражение-перенос по одной осипанно содержат самую богатую симметрию типа вращение-отражение-перенос по двум осям. Орнаменты, в зависимости от функционального назначения, могут также сочетать эти типы в различных комбинациях. Для классификации используются также названия отдельных элементов.

Достаточно подробно далее рассматривается цветовое решение орнаментов, т.к. цвет является одним из самых сильных декоративных средств. Приводятся известные психофизические характеристики цвета и некоторые символические значения различных цветов в орнаментике монголоязычных народов.

Проводится сравнение задач и методов орнаментирования с методами, используемыми в техническом дизайне, отмечается их схожесть, даже идентичность, — это касается как композиционного построения орнамента или технического изделия, так и общих законов цветового восприятия и влияния.

Далее рассматриваются возможности автоматизированного построения орнаментов с помощью ЭВМ, т.к. орнамент является регулярной, упорядоченной структурой, и правила его построения описываются теорией симметрии, а возможности современных средств машинной графики и графических пакетов прикладных программ позволяют довольно просто и быстро проектировать практически любые орнаменты, а также хранить большие объемы графической информации.

Вторая глава посвящена рассмотрению вопросов автоматизированного проектирования орнаментов монголоязычных народов (ОМН). Рассматриваются общие характеристики САПРов, известные графические программы, общие принципы организации хранения данных в САПР. Обосновывается выбор системы AutoCAD для решения задач автоматизированного проектирования орнаментов монголоязычных народов.

Следует отметить, что все представленные в тексте иллюстрации, исключая фото и некоторые ксерокопии, выполнены в среде программы AutoCAD и являются частью базы данных ОМН, созданной автором.

Отмечается необходимость расширения традиционной классификации, вводятся новые классификационные признаки, такие, как индекс сложности, характерные линии контуров узора, классификация по составу (композиции) орнамента и другие.

В главе приводятся различные методы трансформирования существующих орнаментов, их фрагментов и отдельных элементов, моделирования новых узоров на основании прототипов, а также пример автоматизированного построения орнамента в виде панно по программе.

В третьей главе рассмотрены способы нанесения орнаментов на различные материалы: бумагу, дерево, ткань, керамическую плитку. Полученные нами в системе AutoCAD орнаменты могут быть использованы в самых разных областях — от архитектуры до одежды, от производства печатной продукции до оформления разнообразных бытовых предметов, тем самым повышая эстетический уровень всех сфер жизни.

Рассматриваются разнообразные технологии нанесения узоров (автоматизированные: на вырубающем плоттере, станках с ЧПУ, в вышивальном автомате и механизированные, например, при вакуумном напылении) .

Таким образом, в настоящей работе, посвященной задачам и методам автоматизированного воспроизведения орнаментов в традиционном монголо-бурятском стиле, основные положения, выносимые на защиту, следующие:

1. Изучена существующая система классификации народных орнаментов и разработана на ее основе расширенная многоаспектная классификация орнаментов, их элементов и композиций, на базе которой может быть создана база данных для САПР орнаментов.

2. Осуществлена декомпозиция задач проектирования орнаментов по уровням: элементы, фигуры, композицииконкретизированы задачи проектирования и моделирования для каждого из уровней.

3. Предложены методы основных преобразований элементов, фигур и композиций орнаментов.

4. Сформулированы принципы построения систем автоматизированного генерирования декоративных орнаментов на основе их композиционного построения.

5. На базе типового программного обеспечения разработана структура автоматизированного проектирования ОМН.

6. Изучены традиционные способы нанесения орнаментов на различные материалы, возможности автоматизации некоторых процессов, исследованы возможности воспроизведения на автоматическом технологическом оборудовании с ЧПУ.

Основные результаты представленной работы формулируются следующим образом:

1. Определен традиционный типаж изображений фигур и элементов, а также композиционных схем монголо-бурятских орнаментов, систематизированы сведения о семантике орнаментов и о практических способах орнаментирования в различных областях.

2. Обоснована и осуществлена декомпозиция задач проектирования орнаментов по следующим уровням иерархической структуры: элементы, фигуры, фрагменты, композиционные схемыконкретизированы задачи и способы автоматизированного проектирования для каждого из уровней.

3. Построена многоаспектная классификация как орнаментов в целом, так и их элементов, фигур, фрагментов. Отдельно классифицированы композиционные построения орнаментальных панно.

4. На основе развернутой классификации, дополняющей традиционные, создана графическая база данных орнаментов. Поиск элементов.

— 114 в БД осуществляется с помощью СУБД ABASE., программы для быстрого просмотра чертежей AUTOMANAGER и поискового меню системы AutoCAD.

5. Разработана методика автоматизированного проектирования орнаментов монголоязычных народов на основе графического пакета AutoCAD и базы орнаментов.

6. Предложен и разработан комплекс дополнительных способов и средств моделирования и генерирования узоров и их элементов с привлечением различных графических пакетов программ, создания дополнительных команд в системе AutoCAD.

7. На базе типового программного обеспечения разработана структура автоматизированного проектирования орнаментов в национальном стиле в виде орнаментального панно, которое формируется по программе в диалоговом режиме с оператором.

8. Изучены традиционные процессы формирования и нанесения орнаментов на различные материалы, возможности автоматизации этих процессов, определены сферы применения результатов работы. Орнаменты из базы данных автора используются в качестве образцов для мелкосерийного производства в вышивальном цехе Улан-Уд.энской Тонкосуконной мануфактуры, что подтверждено актом внедрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.c. N 629 087 СССР МКИ2 В43 L1./00. Устройство для вычерчивания циклоидальных кривых/ A.A. Алексеев, К. Э. Жигжитов, С. О. Никифоров и др. — Опубл. 25.10.78. — N 39.
  2. A.c. N 1 108 022 СССР МКИ2 В43 L11/00. Устройство для вычерчивания циклоидальных кривых/ В. В. Слепнев, Ю. Ф. Мухопад, С. О. Никифоров и Др. Опубл. 15.08.84. — N 30.
  3. A.c. N 1 266 759 СССР МКИ2 В43 L11/00. Устройство для воспроизведения кривых в полярной системе координат/ А. Г. Сумкин, С. О. Никифоров, В. В. Павлов. Опубл. 30.10.86. — N 40.
  4. A.c. N 1 418 071 СССР МКИ2 В43 L11/00. Устройство для вычерчивания циклоидальных кривых/ В. В. Слепнев, Ю. Ф. Мухопад, С. О. Никифоров и др. Опубл. 23.08.88. N 31.
  5. A.c. N 1 778 020 СССР МКИ2 В43 LI1/00. Устройство для вычерчивания кривых/ А. Г. Сумкин, С. О. Никифоров, И. Б. Челланов. -Опубл. 30.11.92. N 44.
  6. И.И., Бесчастнов Н. П. Печатный рисунок на ткани (проблемы графической организации).- М.: Легпромбытиздат, 1990. 224 с.
  7. Конструирование машин: Справочно-методическое пособие: В 2 т. Т. 1/К.Ф. Фролов, А. Ф. Крайнев, Г. В. Крейнин и др.- Под общ. ред. К. Ф. Фролова. М.: Машиностроение, 1994. — 528 с.
  8. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
  9. Экспертные оценки и восприятие искусства. М.: НИИК. Труды. 48, 1976. 176 с.
  10. Г. Б., Мунипов В. М. О красоте машин и вещей. М.: Просвещение, 1981. 143 с.- 116
  11. Эстетические ценности предметно-пространственной среды/ A.B. Иконников. М. С. Каган, В. Р. Пилипенко и др.: Под общ. ред. A.B. Иконникова- ВНИИ техн. эстетики. М.: Стройиздат, 1990. -335 с.
  12. И.Т. Основы художественного конструирования. Киев, Вища школа, 1982. 149 с.
  13. A.C. Наука о цвете в живописи. М.: Искусство, 1986. 158 с.
  14. С.М. Искусство видеть: 0 творческой способности восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. — 223 с.
  15. A.B., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. М.: Наука, 1.972. 339 с.
  16. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий/ Под ред. З. Н. Быкова, Г. Б. Минерви-на. М.: Высшая школа, 1,986. — 239 с.
  17. А. де Моран. История декоративно-прикладного искусства. -М.: Искусство, 1982. 577 с.
  18. И.Б., Гуань Цзянь. Товарные знаки как произведения прикладного искусства/ Тез. докладов и сообщений международной научно-практ. конференции «Восток-Запад: диалог культур», 20−26 июня 1996 г. Улан-Удэ, ВСГАКИ, 1996. С. 47−49.
  19. Д. Ядамжав. Монгол ардын хээ угалзын эх д? рсУуд. Улаан-баатар, 1985. — 95 с.
  20. И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. Новосибирск, Наука, 1988. 158 с. — С. 74.
  21. Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX середины XX века. — М., Наука, 1979. — 206 с.
  22. И.Б., Кочева Т. В., Гуань Цзянь, Сенди Шокри. Ге- 117 ометрические образы народных орнаментов/Сб. докл. Всероссийск. науч. техн. конф. «Роль геометрии в искусств, интеллекте и САПР» 25−28 июня 1996 г. Улан-Удэ, РШ ВСТТУ, 1996. С. 71−74.
  23. H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. 321 с.
  24. Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1977. 288 с.
  25. С.Д. «Символика цвета в народных орнаментах», -«Знамя труда» N 63, 05.04.96.
  26. H.H. Производственная графика: Учебник для СПТУ -М.: Высш. школа, 1988 192 с.
  27. В.В. Александров, B.C. Шнейдеров. Рисунок, чертеж, картина на ЭВМ.-Л.: «Машиностроение», Ленингр. отделение, 1988.- 128с.
  28. A.B. Информатика и компьютерный интеллект. М.: Педагогика, 1991. — 128 с.
  29. Р., Швиндт П. Введение в автоматизированное проектирование. М.: Машиностроение, 1990. — 1.76 с.
  30. И., Люка М. Машинная графика и автоматизация конструирования. М.: Мир, 1987. — 272 с.
  31. Г., Краузе Ф.-Л. Автоматизированное проектирование в машиностроении. М.: Машиностроение, 1988. — 648 с.
  32. Ю.В. Как рисует машина. М.: Наука, 1988. — 224 с.
  33. Ю.М., Павлова A.A. Злектроиное графотворчеетво// Вычислительная техника и ее применение. 1991. — N 5. — С. 2:1−32.
  34. ДьюдниА.К. Графотворчество невидимого профессора, скрытого за экраном дисплея//В мире науки. 1988. — N 7. — С. 80−84.
  35. Ж.Н. Кадыров, И. Б. Челпанов. Казахский народный орнамент. Задачи запоминания, генерирования и преобразования средствами вычислительной техники. Наука Казахстана, N 7, 1−15 апреля 1994 г.
  36. И.О., Королева Н. С. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1992. — 159 с.
  37. Наука и религия, N 9, 1996, 4-я стр. обложки.
  38. В., Эссинг Г., Маас С. Диалоговые системы «человек ЭВМ». Адаптация к требованиям пользователя: Пер. с англ. -М.: Мир, 1984. — 112 с.
  39. Д., Джонстон Р. Компьютер-творец: Пер с англ.- М.: Мир, 1987. 225 с.
  40. С.В., Смирнова В. В. Компьютерная графика в математике и искусстве./В кн. «Тезисы докладов конференции „Графи-кон-92“. М., ИФВЭ, С. 18−21.
  41. A.A. Базовая графика версий языка БЕЙСИК, близких к МЗХ//В'ычислительная техника и ее применение. 1991. — N 1. — С. 20−32.
  42. А.К. Орнаменты: воображение, геометрия, компьютер //В мире науки. 1988. — N 8. — С. 80−83.
  43. А.К. •Биоморфы, попкорн и улитки//В мире науки. -1989. N 9. — С. 80−84.
  44. H.A., Бригадин А. Г., Халилев P.P. Автоматизация технологической подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ/Областная научно-техническая конференция молодежи и студентов по техническим наукам и высоким технологиям. Тезисы докладов.- 119
  45. Томск: изд. ТПУ, 1995. С. 48.
  46. Системы автоматизированного проектирования: Учеб. пособие для вузов: В 9 кн. /И.П. Норенков. Кн. 1: Принципы построения и структура. М.: Высш. шк., 1986. — 127 с.
  47. В.В. Куприянов, О. Ю. Печенкин, М. Л. Суслов, И. С. Уколов. САПР и системы искусственного интеллекта на базе ЭВМ. М.: Наука, 1991.- 159 с.
  48. И.П., Маничев В. Б. Основы теории и проектирования в САПР: Учеб. для втузов по спец. „Вычислительные мши., компл., сист. и сети“. М.: Высш. шк., 1990. — 335 с.
  49. М.Д. Машинная графика и автоматизация проектирования. М.: Сов. радио, 1975. — 232 с.
  50. ., Шлехтендаль Э. Автоматизированное проектирование: Основные понятия и архитектура систем: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1986. — 288 с.
  51. Мир ПК, N 9,10, 1994. С. 31.
  52. Мир ПК, N 10, 1995. С. 37.
  53. Мир ПК, N 4, 1995. С. 78.
  54. Ю.А., Полищук В. В. АВ’ГОКАД. Курс практической работы. М.: „ДИАЛОГ-МИФИ“, 1995. — 256 с.
  55. Р., Бойс Дж. Автокад для начинающих. Часть 1. -Казань: ГАРМОНИЯ Комьюникейшнз, 1993. 287 с.
  56. Р., Бойс Дж. Автокад для начинающих. Часть 2. -Казань: ГАРМОНИЯ Комьюникейшнз, 1993. 290 с.
  57. Дж. Компьютерная графика: Секреты и решения. -М.: Энтроп, 1995. 352 с.
  58. Г. А., Лямке В. Н., Э.-К.С. Шейбокене. Автоматизация конструирования на ПЭВМ с использованием системы AutoCAD. 1993. 336 с.- 120
  59. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева: Альбом.- М.: МИРТ, 1992. 128 с.
  60. Бурятский народный орнамент. /Составитель Балдаев Ф. И.: Альбом. Улан-Удэ, Бур.кн.из-во, 1972. — 60 с.
  61. A.B. Бурятское народное искусство. Улан-Удэ, Бурятское кн. из-во, 1970. 110 с. — С. 33.
  62. Ильина-Охрименко Г. И. Народное искусство семейских Забайкалья XIX—XX вв.еков. Улан-Удэ, Бурятское кн. изд-во, 1972. 88 с.- С. 17−18.
  63. О калмыцком прикладном искусстве. Волгоград, Нижне-Волжское кн. изд-во, 1967. 52 с. — С. 16.
  64. Ю.А. Автокад: программирование и адаптация. М.: „ДИАЛОГ-МИФИ“, 1995. — 240 с.
  65. Л.А. Введение в Autocad. Часть I. М.: Концерн „БУТЭК“, 1991. 104 с.
  66. A.A. Графическая система Аи1осас1//Вычислитель-ная: техника и ее применение, 1.991, N 10, С. 3−28.
  67. Т., Шлив П. Система автоматизированного проектирования Autocad. Справочник. М.: Радио и связь, 1989. 256 с.69″. Наградова M. Autocad. Справочник конструктора. М.: „Прометей“, 1991. 284 с.
  68. Мане В. CorelDRAW! 5: Пер. с нем. М.: БИНОМ. — 208 с.
  69. Веркман Каспер Дж. Товарные знаки: создание, психология, восприятие. М.: Прогресс, 1986. — 519 с.
  70. В.А. Михайлов. Тамги и метки бурят в конце XIX первой половине XX вв. Улан-Удэ: Изд-во ОНИ „Сибирь“, 1993. — 68 с.
  71. Д. Инженерная графика в САПР. М.: Мир, 1984. -391 с.
  72. Системы автоматизированного проектирования: Учеб. пособие- 121 для вузов: В 9 кн. /Под ред. И. П. Норенкова. Кн. 3: В. Г. Федорук, В. М. Черненький. Информационное и прикладное программное обеспечение. М.: Высш. шк., 1986. — 159 с.
  73. Э., Сеипянен Й. Мир Лиспа. В 2-х т. Т. 1: Введение в язык Лисп и функциональное программирование. Пер. с финск. -М.: Мир, 1990. 447 с.
  74. Э., Сеппянен Й. Мир Лиспа. В 2-х т. Т. 2: Методы и системы программирования: М.: Мир, 1990. 319 с.
  75. Автоматизация поискового конструирования (искусственный интеллект в машинном проектировании)/ А. И. Половинкин, Н. К. Бобков, Г. Я. Буш и др.- Под ред. А. И. Половинкина. М.: Радио и связь, 1981. — 344 с.
  76. Эндерде Г. и др. Программные средства машинной графики. Международный стандарт вК5: Пер. с англ./Г.Эндерле, ККэнси, Г. Пфафф. М.: Радио и связь, 1988. — 480 с.
  77. Автокад: справочник команд. Казань: ГАРМОНИЯ Комьюни-кейшнз. 1994.-336 с.
  78. Д., Легг С. Конструкторские базы данных. М.: Машиностроение, 1990. — 224 с.
  79. С.А. Программирование на языке Автолисп в системе САПР Автокад. М.: „Диалог-МИФИ“, 1991. — 96 с.
  80. AutoCAD. Полезные рецепты / ВайбараВ.А., Заболоцкий Д. В., Кнеллер М. И., Усвятцев О.В.- Под ред. М. И. Кнеллера. М.: Радио и связь, 1994. — 208 с.
  81. О.Н., Чайкин A.A., Шевченко В. Н. Язык программирования AutoLISP. Курс для учебных центров и самостоятельного изучения. М.: TRINIKA ltd., 1992. — 213 с.
  82. Д. Новые горизонты искусственного интеллекта. /"Наука и жизнь», N 3, 1996. С. 84−91.
  83. Ван Тассел Д. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ. М., Мир, 1985. — 332 с.
  84. Г. В. Теория систем автоматизированного проектирования. Мн.: Навука i тэхнша, 1994. — 631 с.
  85. A.B., Моисеев В. А., Стовманенко Л. М., Посудина О. Ю. Автокад для новичков и профессионалов. М.: Компьютер, Финансы и статистика, 1991. — 144 с.
  86. КочеваТ.В., Никифоров С. О., Слепнев В. В. Технические средства машинного воспроизведения орнаментов. Улан-Удэ. Тезисы конф. ВСТИ., 1992. С. 34.
  87. Т.В. Бурятский орнамент. Выпуск 1. Улан-Удэ, 1995. 16 с.
  88. С.О., Кочева Т. В., Очиров В. Д. Анализ и параметрический синтез механизмов для машинного орнаментирования изделий. /Тез. 2 международн. конф. «Механизмы переменной структуры и вибрационные машины», 5−7 октября 1995, Бишкек, 1995. С. 83−85.
  89. С.О., Кочева Т. В. Автоматизированное формирование народных орнаментов./ Тез. докладов и сообщений международной научно-практ. конференции «Воеток-Запад: диалог культур», 20−26 июня 1996 г. Улан-Удэ, 1996. С. 45−47.
  90. U.C. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры. -М.: Наука, 1979. 511 с.
  91. Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия. М.: Наука, 1981. — 344 с.
  92. Корн Г'., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. -М.: Наука, 1984. 832 с.
  93. Дж., ван Дэм А. Основы интерактивной машинной графики. Ч. 1, 2. М.: Мир, 1985.
  94. .В., Гутчин И. Б. Машина и творчество. Результаты, проблемы, перспективы. М.: Радио и связь, 1982 — 152 с. -(Кибернетика).
  95. Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М.: Радио и связь, 1981 — 144 с. — (Кибернетика).
  96. Г. А. АВТОЛИСП язык графического программирования в системе AutoCAD. — M.: Машиностроение, 1992. — 144 с. -(«Пользователю ПК»).
  97. А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ.- М.: Мир, 1975.- 124
  98. П. Об искусстве.- М.: Искусство, 1976. 118 с.
  99. Ю.В.Сидоров, М. В. Федорюк, М. И. Шабунин. Лекции по теории функций комплексного переменного. М.: Наука, 1976. — 408 с.
  100. И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. М.: Наука, 1986. — 544 с.
  101. А., Пратт М. Вычислительная геометрия. Применение в проектировании и на производстве. М.: Мир, 1982. 304 с.
  102. Д., Адаме Дж. Математические основы машинной графики. М.: Машиностроение, 1980. — 240 с.
  103. Математика и САПР: В 2-х кн., Кн. 1. /Шенен П., Коснар М., Гардан И. и др. М.: Мир, 1988. — 204 с.
  104. Джамп Д. AutoCAD. Программирование. М.: Радио и связь, 1992. — 336 с.
  105. Узоры симметрии./под ред. М. Сенешаль, Дж. Флека. М.: Мир, 1980. — 269 с.
  106. Д.Н. Языки машинной графики: Справочник. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1980. — 251 с.
  107. С.С. Основные понятия и конструкции языков программирования . М.: Финансы и статистика, 1982. — 80 с.
  108. Кречко Ю.А. AutoCAD: программирование и адаптация. Учеб.-справ, издание. М.: Диалог-МИФИ, 1995. — 235 с.
Заполнить форму текущей работой