Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Возрастные и гендерные особенности стиля мышления студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обнаружено, что в юношеском возрасте в группах студентов с различным биологическим полом и в группах с различной тендерной идентичностью существуют различия в профиле стиля мышления: юношам характерен профиль стиля мышления, который совпадает с профилем стиля мышления представителей маскулинного типа: доминирование практического стиля мышления, далее управленческий, критический, инициативный… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
    • 1. 1. Стиль мышления как проблема психологии
    • 1. 2. Особенности развития мышления студентов юношеского возраста
    • 1. 3. Половые и тендерные особенности мышления и интеллекта студенов юношеского возраста
    • 1. 4. Тендерный подход к проблеме личности студентов юношеского возраста
  • ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цели, задачи и гипотезы исследования, общая характеристика выборки
    • 2. 2. Процедура и методы эмпирического исследования
  • ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ И ТЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
    • 3. 1. Различия стиля мышления в возрастных группах
    • 3. 2. Динамика стиля мышления в разные возрастные периоды
      • 3. 2. 1. Динамика инициативного стиля мышления
      • 3. 2. 2. Динамика критического стиля мышления
      • 3. 2. 3. Динамика управленческого стиля мышления
      • 3. 2. 4. Динамика практического стиля мышления
    • 3. 3. Особенности стиля мышления студентов с разной тендерной идентичностью
    • 3. 4. Психологические детерминанты стиля мышления студентов
  • Выводы по третьей главе

Возрастные и гендерные особенности стиля мышления студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Актуальность проблемы стиля мышления определяется востребованностью в современной России интеллектуально развитых граждан с различным уровнем и стилем познавательной деятельности. Современное общество с развитыми информационными технологиями предполагает развитие интеллектуально активной личности, обладающей творческим, оригинальным мышлением, для которого характерны различные стратегии и стили интеллектуальной деятельности. Индивидуальные различия интеллектуальной деятельности, связанные с особенностями отражения и разрешения противоречий, своеобразием способов решения задач, присущих конкретной личности, а также особенностями принятия решений и их реализации, проявляются в стиле мышления.

В настоящее время проведены фундаментальные исследования когнитивных стилей, в рамках которых рассматривались стилевые особенности мышления [Р.В. Гарднер, 1959; Дж. Каган, 1966; Дж.С. Клейн, 1959; В. А. Колга, 1976; Дж.А. Келли, 1955; А. В. Либин, 1996; Г. А. Уиткин, 1974; М. А. Холодной, 2004; П. Хольцмана, 1959; И. П. Шкуратовой, 1994 и др.] Были изучены когнитивные стили, раскрывающие различные характеристики мышления: скорость принятия решений — импульсивность/рефлексивность [Дж. Каган, 1966], самостоятельность в принятии решения — полезависимость/поленезависимость [Г.А. Уиткин, 1974], жесткость критериев при определении сходства между объектами — понятийная дифференцированность [Р.В. Гарднер, 1959], широта-узость используемых понятий — узкая/широкая категоризация [Д.Блок, 1981], уровень развития понятий — конкретная/абстрактная концептуализация [О.Харви, Д. Хант, Х. Шродер, 1961], простота-сложность используемых категорий — когнитивная простота/сложность [Д.Келли, 1955].

Наряду с рассмотрением характеристик мышления в рамках исследования когнитивных стилей собственно стиль мышления становится предметом изучения в работах следующих учёных: А. А. Алексеева и JI.A. Громовой, 1992; Г. А. Берулавы, 1995; А. К. Белоусовой, 2002; А. Ф. Харисона и P.M. Брэмсона, 1993; JI.H. Собчик, 1998; Р. Стернберга, 1998; и др. В этих исследованиях определены концептуальные основания теорий стиля мышления [А.К. Белоусова, 2002; Р. Стернберг, 1996; А. Ф. Харисон и P.M. Брэмсон, 1993; М. А. Холодная, 2004], рассмотрены стили мышления педагогов и учеников [Е.Л.Григоренко, Р. Стернберг, 1997], показана взаимосвязь стиля мышления и образа мира [Г.А. Берулава, 1995].

Отметим, что существует большой пласт работ, показывающих обусловленность стиля мышления свойствами нервной системы и конституционными особенностями человека [Д.Гриндер, Р. Бэндлер, 1993; В. В. Гуленко, 2000; Л. Н. Собчик, 1998; Д. Шарп, 1994; К. Г. Юнг, 1992]. Изучалось также влияние межпо-лушарной асимметрии на стиль мышления [Н.Н.Брагина, Т. А. Доброхотова, 1988; Д. Данивин, Р. Зенхаузен, 1992; С. Спрингер, Г. Дейч, 1983;]. В то же время только немногие исследователи обращались к изучению возрастных особенностей стиля мышления: выявлены стилевые особенности детей младшего школьного возраста [Г.А. Берулава, 1995], соотнесены стили мышления со стадиями интеллектуального развития в студенческом возрасте [Li-F. Zhang, 1998].

Тенденции современного образования, связанные с его реализацией в течение всей жизни, предполагают охват всех стадий жизненного пути человека. Решаемые в процессе образования важнейшие задачи, обеспечивающие приобретение, обновление и расширение знаний человека, повышение его интеллектуальной компетентности, требуют концентрации внимания педагогов и психологов на исследовании динамики и развития интеллектуальных особенностей развивающегося человека. Наблюдаемое в последнее время изменение парадигмы образования, связанное с акцентом на исследовательских методах, увеличении самостоятельной работы, побуждает расширить исследования по проблемам динамики стилей мышления на различных возрастных этапах, выявить тендерные особенности развития стиля мышления, определить связь стиля мышления с особенностями личности человека. Представляется очевидным, что без такого знания эффективность образовательного процесса на разных этапах жизненного пути человека, связанная со знаниями педагогами, родителями особенностей стиля мышления субъектов образовательного пространства, закономерностей их развития на разных возрастных этапах, тендерных различий в развитии стиля мышления, будет снижена. Эти вопросы являются особенно востребованными для юношеского возраста, на который приходится наибольший удельный вес в организации интеллектуальных форм деятельности, в развитии мышления и креативности. Таким образом, проведённый анализ исследований позволяет предположить, что выявление возрастных и тендерных особенностей стиля мышления в юношеском возрасте, динамики стиля мышления в разные возрастные периоды и психологических детерминант стиля мышления представляет значительный научный и практический интерес и требует теоретической и эмпирической разработки.

В связи с этим можно говорить, что малая изученность данного предметного поля, дефицит исследований по данной проблеме, высокий уровень её социальной востребованности обусловили актуальность изучаемой проблемы.

Проблема исследования состоит в выявление возрастных и тендерных особенностей стиля мышления студентов.

Целью исследования является выявление возрастных и тендерных особенностей стиля мышления.

Объект исследования — студенты, юноши и девушки в возрасте от 18 до 22 лет, а также группы лиц, относящиеся к различным возрастным периодам.

Предмет исследования — возрастные и тендерные особенности стиля мышления студентов.

Сформулированные цель, предмет и объект исследования, определили постановку задач исследования.

Теоретические задачи:

1. Изучить работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблеме психологических особенностей развития и функционирования мышления студентов.

2. Провести теоретический анализ современных психологических подходов к проблеме стиля мышления.

3. Провести теоретический анализ проблемы тендерных исследований особенностей мышления студентов.

4. Проанализировать проблему становления тендерной идентичности личности в юношеском возрасте в отечественной и зарубежной науке.

Методические задачи:

5. Подобрать методический инструментарий, адекватный целям, задачам исследования.

6. Определить эмпирическую выборку исследования для изучения возрастных и тендерных особенностей стиля мышления студентов.

7. Разработать методические указания для педагогов по формированию различных стилей мышления студентов.

Эмпирические задачи:

8. Исследовать стиль мышления в различных возрастных группах и определить профиль стиля мышления, характерный для юношеского возраста.

9. Исследовать динамику развития каждого стиля мышления в различных возрастных группах.

10.Исследовать тендерные различия стиля мышления студентов.

11 .Изучить взаимосвязь между тендерной идентичностью и стилем мышления студентов.

12.Выявить психологические детерминанты стиля мышления студентов.

13.Охарактеризовать особенности стиля мышления студентов.

Гипотезы исследования:

1. Существуют возрастные различия в развитии стиля мышления и его профиля у студентов, что будет обнаруживаться в особенностях суммарного показателя стиля мышления и видах развития профиля стиля мышления.

2. Существуют различия в характере развития каждого стиля мышления, что будет проявляться в специфических типах кривых развития, а также в наличии сенситивных и критических периодов, которые приходятся на различные возрастные этапы.

3. Существуют тендерные отличия стиля мышления, что будет проявляться в различных профилях стиля мышления у студентов с разной тендерной идентичностью.

4. В качестве основных психологических детерминант стиля мышления студентов будут выступать: интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные особенности и особенности межличностных взаимоотношений.

Цель, объект, предмет и задачи исследования обусловили выбор объекта эмпирического исследования.

Исследование проводилось в период с 2005 по 2009 год. Всего в исследовании приняли участие 1103 человека возрасте от 11 до 60 лет.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теории психического развития Б. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, В. В. Давыдова, И. С. Кона, Ю. Н. Кулюткина, Ж. П. Пиаже, Е. И. Степановой, Э. Эриксона и др.- теории стилей мышления А. А. Алексеева и JI.A. Громовой, А. К. Белоусовой, JI.H. Собчик, Р.Дж. Стернберга, Е. Торренса, А. Ф. Харисона и P.M. Брэмсона, К. Г. Юнга и др.- исследования когнитивных стилей Г. А. Берулавы, Дж. Кагана, Дж.С. Клейна, Р. В. Гарднера, П. Хольцмана, Дж.А. Келли, А. В. Либина, Г. А. Уиткина, М. А. Холодной, И. П. Шкуратовой, В. А. Колги и др.- исследования, выполненные в рамках тендерного подхода C.JI. Бем, Т. В. Бендас, Ш. Берн, Е. А. Здравомысловой, И. С. Клециной, Э. Маккоби, JI. Силз и др.

Методы и методики исследования.

В работе было использовано несколько групп методов:

— теоретический анализ психологической литературы, направленный на детальное изучение исследуемой проблемыанализ различных теорий мышления и стиля мышленияанализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме тендера;

— эмпирические методы: методика исследования стиля мышления А. К. Белоусовойанкета половых ролей С. Бем (BSRI) — 16-факторный личностный опросник Р. Кеттеллатест Т. Лири (адаптированный вариант Л.Н. Собчик) — САМОАЛ (адаптированный вариант Н.Ф. Калины);

— методы статистической обработки данных: описательной статистики, Н-Краскала-Уоллеса, U-критерий Манна-Уитни, корреляционного анализа по Спирмену. Компьютерная обработка данных проводилась с использованием прикладной программы SPSS 13.0.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Впервые выявлена и описана динамика развития профиля стиля мышления, изменения суммарного показателя выраженности стиля мышления в разные возрастные периоды, выделены виды развития профиля стиля мышления.

2. Впервые выявлена и описана динамика развития каждого стиля мышления и типы кривых развития каждого стиля мышления в разные возрастные периоды.

3. Впервые определены сенситивные и критические периоды в развитии каждого стиля мышления, которые обнаруживаются в различные возрастные периоды.

4. Впервые показаны отличия в профиле стиля мышления и суммарного показателя выраженности стиля мышления студентов с разной тендерной идентичностью.

5. Впервые установлены психологические детерминанты, взаимосвязанные с развитием каждого стиля мышления.

Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в изучение возрастных и тендерных особенностей стиля мышления. Проведён содержательный анализ теоретического и эмпирического материала, в ходе которого:

— расширены представления о психологии мышления и стилях мышления в рамках тендерного и акмеологического подходов, углублены знания о типах стилей мышления;

— раскрыто психологическое содержание половых и тендерных особенностей стиля мышления студентов юношеского возраста;

— выявлена динамика развития профиля стиля мышления, динамика развития каждого стиля мышления и типы кривых развития каждого стиля мышления в разные возрастные периоды;

— определены возрастные и тендерные отличия в профиле стиля мышления студентов;

— выделены психологические детерминанты, взаимосвязанные с развитием каждого стиля мышления.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлены результаты решения важной прикладной задачи по определению гендерных и возрастных особенностей стиля мышления, а также выявлению психологических детерминант, лежащих в основе стилевых особенностей мышления. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологических служб образовательных учреждений, в работе практических психологов, учителей, преподавателей. Данные, полученные в результате эмпирического исследования, могут служить основой для разработки тренинго-вых программ, направленных на формирование стиля мышления, развитие способностей обнаружения противоречий и их последующего разрешения, активизацию познавательной деятельности субъектов образовательного процесса. Результаты исследования позволят углубить содержание психологопедагогической работы по тендерной социализации и формированию тендерной толерантности в обществе. Полученные результаты могут использоваться при чтении лекций по курсам «Психология мышления», «Возрастная психология», «Гендерная психология», «Организационная психология».

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, применением комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, их валидностью, надежностью, репрезентативным объемом выборки, стандартизацией процедуры исследования, содержательным анализом и статистической обработкой данных, полученных в результате диагностики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Возрастные особенности в развитии стиля мышления обнаруживаются в различиях суммарного показателя выраженности стилей мышления, который проявляется в развитии максимальных значений по всем стилям мышления в ранней юности. В развитии профиля стиля мышления на различных возрастных этапах выделены два вида, отличающиеся соотношением стилей мышления и выраженностью управленческого стиля мышления.

2. Динамика развития каждого стиля мышления проявляется в особенностях, представленных в специфических типах кривых развития, демонстрирующих сенситивные и критические периоды, которые обнаруживаются на различных возрастных этапах.

3. Тендерные отличия стиля мышления проявляются в различных профилях стиля мышления студентов с разной тендерной идентичностью, при которых стиль мышления юношей совпадает с профилем стиля мышления представителей маскулинного типастиль мышления девушек совпадает с профилем стиля мышления представителей андрогинного типа.

4. У студентов в качестве психологических детерминант, определяющих развитие стиля мышления юношей и девушек, выступают: для инициативного стиля мышления: интеллектуальные качества — высокий интеллекттип межличностных отношений — «независимо-доминирующий" — эмоциональные качества — спокойствие, уверенность в себедля критического стиля мышления: тип межличностных отношений — «покорно-застенчивый" — для управленческого стиля мышления: качества самоактуализирующейся личности — стремление жить настоящимособенности межличностных отношений — стремление доминировать над другимиэмоциональные качества — сдержанность в проявлении эмоцийинтеллектуальные качества — практичность, реалистичностьдля практического стиля мышления: коммуникативные качества — доминантность, подозрительностьтип межличностных отношений — «властный-лидирующий" — качества самоактуализирующейся личности — стремление жить настоящимэмоциональные качества — спокойствие, уверенность в себе.

Апробация работы. Материалы исследования были получены в рамках работ по проектам, финансируемым РГНФ: грант РГНФ 2005;2007 гг., № 05−06−6 420а «Стиль мышления субъектов российской ментальности в меняющемся мире" — грант РГНФ 2007 г., № 07−06−95 885 м/М «Гендерные особенности стиля мышления в юношеском возрасте" — грант РГНФ 2007 г., № 07−06−95 687 и/М «Гендерные особенности когнитивного стиля в юношеском возрасте». Материалы исследования были представлены на всероссийской научно-практической конференции «Когнитивная психология образования: проблемы и перспективы» (Ростов-на-Дону, 2006) — на III Национальной научно-практической конференции «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты» (Москва, 2006) — на научной конференции «Наука и образование — гуманитарный потенциал развития общества» (Ростов-на-Дону, 2006) — на научно-практической конференции «Когнитивная психология образования: проблемы и перспективы» (Ростов-на-Дону, 2006) — на IV психологическом съезде Российского психологического общества (Ростов-на.

Дону- 2007) — в рамках стажировки в Институте психологии РАН на заседании лаборатории психологии способностей им. В. Н. Дружинина (Москва, 2007). Материалы исследования были представлены на заседании кафедры психологии образования факультета педагогики и практической психологии Педагогического института Южного Федерального Университета (Ростов-на-Дону, 20 052 009).

Полученные в работе результаты используются при чтении курсов «Общая психология», «Педагогическая психология», «Психолого-педагогический практикум», спецкурса «Психология интеллекта» на факультете педагогики и практической психологии, а также на школьных факультетах ПИ ЮФУ.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 работ общим авторским объемом 4,41 усл.п.л., в том числе 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ, и 1 учебное пособие.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из: введениятрех главзаключения, содержащего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемысписка литературы, включающего 216 наименований, из них 11 — на английском языке. В тексте содержится 21 рисунок и 15 таблиц. В приложениях представлены материалы эмпирического исследования и результаты математической обработки данных. Объем основного текста диссертации, включая список литературы, составляет 170 страниц.

Выводы по третьей главе.

Проведенное эмпирическое исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Стиль мышления рассматривается как определенное сочетание функций, направленных на производство и развитие новообразований, которое проявляется в динамике и направленности мыслительной деятельности человека. Существуют возрастные различия в суммарном показателе выраженности стилей мышления на различных возрастных этапах. В юношеском возрасте наблюдаются максимальные значения по всем стилям мышления. Это, на наш взгляд, является отражением того факта, что интеллектуальные функции достигают оптимума в юности. Были выявлены отрицательные корреляционные связи между выраженностью стилей мышления и возрастом испытуемых.

2. В развитии профиля стиля мышления выделены два вида: растущий, при котором значения стиля мышления, начиная от инициативного, через критический и управленческий, к практическому, плавно повышаютсянаблюдается в ранней юности и юности, в средней и поздней зрелости. В этом случае профиль стиля мышления: инициативный-критический— управленческий-практическийрастущий со спадом, при котором значения всех стилей мышления растут, за исключением управленческого стиля мышления, чьи значения резко снижаются. Профиль стиля мышления в данном случае: инициативный-управленческий-критический-практический.

3. Обнаружено, что существуют возрастные различия в динамике развития стилей мышления. Выделены сенситивные (достигают пика в развитии) и критические (минимальные значения) периоды в развитии каждого стиля мышления:

— юность является сенситивным периодом для развития инициативного, критического и управленческого стилей мышления;

— подростковый возраст — сенситивным периодом для развития практического стиля мышления;

— ранняя зрелость выступает критическим периодом для развития инициативного, управленческого и практического стилей мышления;

— поздняя зрелость — критическим периодом для развития критического стиля мышления.

4. Существуют различия в характере развития стилей мышления, было выделено 4 типа кривых развития стиля мышления:

1) одновершинный тип для инициативного стиля мышления (с пиком инициативного стиля мышления в ранней юности);

2) одновершинный тип с последующим угасанием для критического стиля мышления (с пиком критического стиля мышления в ранней юности);

3) «провалообразный» тип с подъемом для управленческого стиля мышления (со спадом управленческого стиля мышления в ранней зрелости);

4) затухающий тип с угасанием для практического стиля мышления (со спадом практического стиля мышления в ранней зрелости).

5. Обнаружено, что в юношеском возрасте в группах студентов с различным биологическим полом и в группах с различной тендерной идентичностью существуют различия в профиле стиля мышления:

— юношам характерен профиль стиля мышления, который совпадает с профилем стиля мышления представителей маскулинного типа: доминирование практического стиля мышления, далее управленческий, критический, инициативный стиль мышления. Определяющей выступает функция реализации идей, гипотез, придающая определенную направленность мышлению, реализация остальных функций осуществляется в практическом контексте, при непосредственном достижении выработанных идей;

— девушкам характерен профиль стиля мышления, который совпадает с профилем стиля мышления представителей андрогинного типа: доминирование управленческого стиля, далее практический, критический, инициативный стиль мышления. Другими словами, в данной группе превалирующей, подчиняющей себе мыслительную деятельность является функция, направленная на организацию других людей, т. е. открытие нового, обнаружение противоречий, их разрешение, выработка гипотез и их отсев производятся в рамках смыслопередачи;

— представителям фемининного типа характерен профиль с доминированием совмещенного стиля мышления (практический — управленческий), далее критический, инициативный стиль мышления.

6. Обнаружены тесные положительные корреляционные связи между выраженностью стилей мышления и уровнем маскулинности.

7. Были выделены психологические детерминанты, определяющие развитие стиля мышления студентов: для студентов с доминирующим инициативным стилем мышления характерны: интеллектуальные качества — развитый интеллект или высокие общие мыслительные способности, в том числе в решении абстрактных задач, широкие интеллектуальные интересы, сообразительность и оперативностьтип межличностных отношений — «независимо-доминирующий" — эмоциональные качества — спокойствие, невозмутимость, уверенность в себе и своих способностях, нечувствительность к одобрению окружающих. для студентов с доминирующим критическим стилем мышления характерен «покорно-застенчивый» тип межличностных отношений, характеризующийся неуверенностью в себе, повышенной склонностью к рефлексии, преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения, повышенным чувством ответственности, аккуратностью в работе. для студентов с доминирующим управленческим стилем мышления характерны: качества самоактуализирующейся личности — стремление жить настоящим, а не прошлым или будущимособенности межличностных отношений — стремление доминировать над другимиэмоциональные качества — сдержанность в проявлении эмоцийинтеллектуальные качества — практичность и реалистичность. для студентов с доминирующим практическим стилем мышления характерны: коммуникативные качества — доминантность и настороженностькачества самоактуализирующейся личности — стремление жить настоящимтип межличностных отношений — «властный-лидирующий" — эмоциональные качества — самонадеянность, уверенность в себе и своих силах, хладнокровие, спокойствие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе выполнения диссертационного исследования были проанализированы основные теоретические концепции изучения стиля мышления, тендерных особенностей мышления и интеллекта в юношеском возрасте, проведено эмпирическое исследование, что позволило сделать следующие выводы.

Основываясь на многочисленных исследованиях стилевых особенностей мышления, можно отметить, что, по данным зарубежных исследователей, существует взаимосвязь между уровнем развития основного новообразования в юношеском возрасте — идентичности и особенностями интеллекта, которые проявляются в существовании значимых различий в стиле мышления в зависимости от уровня идентичности. Помимо этого, юность представляет собой один из сенситивных периодов для развития психических процессов, мышления и умственного развития человека [Б.Г. Ананьев, 1972; А. Г. Маклаков, 2006; Е. Ф. Рыбалко, 1996]. Мышление в юношеском возрасте характеризуется: развитием теоретического мышления, направленного на открытие законов, свойств объектов [O.K. Тихомиров, 2007]- развитием способности к решению нестандартных задач [З.И. Калмыкова, 1981; А. Г. Маклаков, 2006; А. М. Матюшкин, 1982; Н. А. Менчинская, 1989; Я. Л. Пономарев, 1983]- доминированием стремления к установлению причинно-следственных связей и других закономерностей между явлениями окружающего мира, развивается критичность мышления, способность планировать и предвидеть [S. Gallagher, 1973; D. Keating, 1980]- ростом метакогнитивных умений, таких, как текущий самоконтроль и саморегуляция [В.Н. Дружинин, 2007; Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная, 2006; Г. Крайг, 2003; Р. Стернберг, 1998; Дж. Флейвел, 1976], и обогащением ментального опыта, способствующего развитию мышления в целом [В.Н. Дружинин, 2007; Р. Стернберг, 1998; Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная, 2006].

Содержание стилевых особенностей мышления определяет особенности усвоения и систематизации информации, характерные для индивидуального мышления. Стиль мышления рассматривается как определенное сочетание функций, направленных на производство и развитие новообразований, которое проявляется в динамике и направленности мыслительной деятельности человека.

Для анализа особенностей развития стиля мышления в разном возрастном периоде было введено понятие суммарного показателя выраженности стиля мышления (Нем), представляющего собой определенную сумму значений стилей мышления в профиле (инициативного, критического, управленческого, практического).

Существуют возрастные различия в суммарном показателе выраженности стилей мышления на различных возрастных этапах. В юношеском возрасте наблюдаются максимальные значения по всем стилям мышления, что является отражением того факта, что интеллектуальные функции достигают оптимума в юности. Обнаружены значимые различия в выраженности стилей мышления в выделенных возрастных группах.

Проведенный корреляционный анализ показал наличие тесных отрицательных корреляционных связей между возрастом испытуемых и стилями мышления. Другими словами, чем старше человек, тем менее выражены у него стили мышления и ниже суммарный показатель мышления. Предположительно, одной из причин этого является то, что с возрастом человек в большей степени в решении проблемных ситуаций опирается на свой прежний опыт, в котором присутствуют разные способы решения стоящих перед ним задач, поэтому инициация мышления, активность в селекции информации и смыслопередачи снижаются.

Во всех возрастных периодах в профиле стиля мышления доминирует практический стиль мышления, что отражает преобладание действенных, практических задач в мыслительной деятельности человекасамые низкие значения приходятся на инициативный стиль мышления на всех возрастных этапах. Наблюдаются возрастные различия в динамике развития стилей мышления, что проявляется в специфических четырех типах кривых развития. В юности пика достигает развитие инициативного, критического и управленческого стилей мышления, этот период можно назвать сенситивным для развития стиля мышления.

Анализ динамики развития стилей мышления на разных возрастных этапах позволил выделить два вида развития профиля стиля мышления: растущий, при котором значения стиля мышления возрастают, начиная от инициативного стиля мышления, продолжая критическим, управленческим и практическим стилем. Этот характер развития профиля стилей мышления свойственен ранней юности, юности, средней и поздней зрелостирастущий со спадом, при котором значения всех стилей мышления растут, за исключением управленческого стиля мышления. Значения управленческого стиля мышления резко падают, создавая впечатление некоторого «провала». Такое развитие характерно для двух возрастных этапов: подросткового возраста и ранней зрелости.

Наблюдается общая тенденция развития стилей мышления, которая является вполне объяснимой. Развитие идей от генерации — через критику и осмысление идей к их реализации, при этом практический стиль мышления как наиболее жизненно востребованный является доминирующим и более представленным в профиле. Моменты спада в становлении управленческого стиля мышления можно объяснить общей социальной позицией человека, находящегося на данном возрастном этапе: стремление выстраивать межличностные отношения с людьми, когда подросток переходит от позиции ребенка к позиции взрослого, стремясь обрести самостоятельность и научиться отвечать за себя (11−15 лет), и когда уже взрослый человек осваивает новую систему отношений с другими, при которой он учится брать на себя ответственность не только за себя, но и за других, и его самостоятельность ограничивается осознанием необходимости считаться с другими. Эти позиции, на наш взгляд, и могут определять изменения в развитии управленческого стиля мышления, связанные с его вынужденной перестройкой.

Обнаружено, что существуют возрастные различия в динамике развития стилей мышления. Выделены сенситивные (достигают пика в развитии) и критические (минимальные значения) периоды в развитии каждого стиля мышления: юность является сенситивным периодом для развития инициативного, критического и управленческого стилей мышленияподростковый возраст — сенситивным периодом для развития практического стиля мышленияранняя зрелость выступает критическим периодом для развития инициативного, управленческого и практического стилей мышленияпоздняя зрелость — критическим периодом для развития критического стиля мышления.

Анализ динамики развития стилей мышления на различных возрастных этапах позволил выявить четыре типа кривых развития стиля мышления:

1) одновершинный тип для инициативного стиля мышления (с максимумом инициативного стиля мышления в ранней юности) с последующим снижением функций (в ранней зрелости) и дальнейшим повышением, так что на этапе поздней зрелости выходит на превышение инициативного стиля мышления по сравнению с подростковым возрастом;

2) одновершинный тип с последующим угасанием для критического стиля мышления (с максимумом критического стиля мышления в ранней юности и с последующим снижением значений в остальные возрастные этапы);

3) «провалообразный» тип с подъемом для управленческого стиля мышления с постепенным нарастанием значений до максимального в период юности, с последующим спадом (в ранней зрелости) и медленным накоплением значений практически до уровня подросткового возраста;

4) затухающий тип с угасанием для практического стиля мышления, для которого характерно снижение значений от максимальных в подростковом возрасте до минимальных в ранней зрелости, с последующим резким нарастанием значений в средней зрелости и снижением в поздней зрелости, которые не выходят на уровень подросткового возраста.

Анализ тендерных исследований показал, что существуют различия в мышлении в юношеском возрасте. Использование гендерной категоризации для организации познавательных процессов отражается на формировании стиля мышления индивидов, в основе которого лежит отношение к входящей информации, ее селекции, переработки и последующем решении задач, стоящих перед индивидом в процессе его жизнедеятельности.

Обнаружено, что в юношеском возрасте в группах студентов с различным биологическим полом и в группах с различной тендерной идентичностью существуют различия в профиле стиля мышления: юношам характерен профиль стиля мышления, который совпадает с профилем стиля мышления представителей маскулинного типа: доминирование практического стиля мышления, далее управленческий, критический, инициативный стиль мышления. Определяющей выступает функция реализации идей, гипотез, придающая определенную направленность мышлению, реализация остальных функций осуществляется в практическом контексте, при непосредственном достижении выработанных идейдевушкам характерен профиль стиля мышления, который совпадает с профилем стиля мышления представителей андрогинного типа: доминирование управленческого стиля, далее практический, критический, инициативный стиль мышления. Другими словами, в данной группе превалирующей, подчиняющей себе мыслительную деятельность является функция, направленная на других людей, т. е. открытие нового, обнаружение противоречий, их разрешение, выработка гипотез и их отсев производятся в рамках смыслопередачипредставителям фемининного типа характерен профиль с доминированием совмещенного стиля мышления (практический — управленческий), далее критический, инициативный стиль мышления.

Обнаружены тесные положительные корреляционные связи между стилями мышления и уровнем маскулинности, что может свидетельствовать о более высоком уровне мыслительной активности у представителей маскулинного типа.

Были выделены психологические детерминанты, определяющие развитие стиля мышления студентов: инициативный стиль мышления положительно связан: с интеллектуальными качествами — высокий интеллекттипом межличностных отношений — «независимо-доминирующий» тип. Отрицательно связан с эмоциональными качествами — спокойствие, уверенность в себе;

— критический стиль мышления положительно связан с типом межличностных отношений — «покорно-застенчивый» типуправленческий стиль мышления положительно связан: с качествами самоактуализирующейся личности — стремление жить настоящимс особенностями межличностных отношений — стремление доминировать над другими. Отрицательно связан с эмоциональными качествами — сдержанность в проявлении эмоцийс интеллектуальными качествами — практичность, реалистичностьпрактический стиль мышления положительно связан: с коммуникативными качествами — доминантность, подозрительностьс типом межличностных отношений — «властный-лидирующий» и «недоверчивый-скептический» типы межличностного поведенияс качествами самоактуализирующейся личностистремление жить настоящим. Отрицательно связан с эмоциональными качествами — спокойствие, уверенность в себе.

Перспективы дальнейших исследований стилей мышления связаны с более глубоким изучением личностных детерминант стиля мышления, выявлением влияния профессии на становление стиля мышления, выявлением связи и взаимовлияния когнитивных стилей и стилей мышления, изучением тендерных особенностей стиля мышления у представителей разных возрастных групп. Практические рекомендации преподавателям высшей школы Широкое применение полученные данные могут найти в области педагогической психологии, практической психологии, педагогики с целью повышения мыслительной и познавательной активности обучаемых. На смену традиционному образованию, базирующемуся на информационно-знаниевой парадигме обучения, приходит инновационное образование, в основе которого лежит познавательно-развивающая парадигма образования, целью которого является формирование человека творческого, способного к инновационной деятельности, принятию инновационных решений, с активной познавательной самостоятельностью и развитым мышлением.

Для повышения эффективности мыслительной деятельности и формирования различных стилей мышления можно предложить как индивидуальные, так и групповые занятия, разработанные с учетом следующих рекомендаций:

1. Для развития инициативного стиля мышления в рамках образовательного процесса надо стимулировать у студентов познавательную активность посредством организации занятий, предполагающих обнаружение противоречий, генерацию идей, прогнозирование, т. е. инициацию мыслительного процесса в целом.

2. Развитию критического стиля мышления будут способствовать занятия, базирующиеся на различных формах занятий, направленных на анализ информации, ее отбор и селекцию с целью эффективного решения поставленных задач.

3. Управленческий спгиль мышления предполагает активизацию мыслительной деятельности, направленной на координацию и управление деятельностью других людей с целью эффективного решения поставленных задач. Создание учебных ситуаций, нацеленных на развитие умений доносить информацию до других и мотивировать их на выполнение совместной деятельности, будет способствовать развитию данного стиля мышления.

4. Для развития практического стиля мышления необходимо ориентировать образовательный процесс на практическое воплощение полученных знаний и достижение конкретных результатов через организацию прак-тико-ориентированных занятий по анализу проблемных ситуаций и решению задач.

5. В целом развитие инициативного, критического, управленческого и практического стилей мышления можно осуществлять в рамках групповых работ посредством организации совместной мыслительной деятельности с распределением между участниками функций генерации, селекции, смыслопередачи и практической реализации выработанных идей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // сихологический журнал. Том 4, № 1, 1983. С. 14−29
  2. Абульханов-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299с.
  3. B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопр. психол. 1987. № 2. С. 152−158
  4. Э.Р. К развитию когнитивных структур детей младшего школьного возраста // Когнитивная психология образования: проблемы и перспективы /Под ред. P.M. Чумичевой, А. К. Белоусовой. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. С. 68−70
  5. А.А., Громова Л. А. Поймите меня правильно. — СПб.: Экономическая школа, 1993. — 352 с.
  6. А.В. Идентичность: особенности становления в юношеском возрасте //Журнал практического психолога. 1999. № 1. С.3−9
  7. .Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. — СПб.: Речь, 2006. 144 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания // Памятник психологической мысли. — М.: Наука, 2000. — 351 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001.-272 с.
  10. .Г. Структура развития психофизиологических функции взрослого человека // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л. М. Се-менюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996. С.275−282
  11. А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. — 752 с.
  12. И.Г. Стиль и личность. // Индивидуальные и стилевые особенности личности. Сборник научных статей. / Под ред. Т. Ю. Синченко и В. Г. Ромека. Ростов-на-Дону: ЮРГИ, типография ООО «АНТ», 2002. С. 67−70.
  13. А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. — М.: Смысл: Издательский центр «Акдемия», 2007. — 528 с.
  14. Н.А. Тендерный тип мышления как реакция на классические образцы // Сб. тезисов конференции «Рациональное и иррациональное в современной философии / Отв. ред. А. Н. Портнов, М. А. Кукарцева. — Иваново, 1999. -354 с.
  15. А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2002. — 360 с.
  16. А.К. Диагностика стиля мышления // Теоретические и методические аспекты психологической помощи. Материалы межвузовской конференции. Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2000. С. 12−16.
  17. А.К. Стиль мышления как проблема общей психологии //Психологические исследования в образовании. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2001. С. 127−141.
  18. А.К. Разработка теста для диагностики стиля мышления //Межвузовский сборник научных трудов «Актуальные проблемы психологической диагностики». Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2001. С. 88−104
  19. А.К. Стиль мышления в психологии // Материалы Международной научно-практической конференции аспирантов. — Смоленск: СГГТУ, 2001. С. 40−45.
  20. А.К. Когнитивный стиль и стиль мышления: сходство и различия // Материалы 4 Всероссийского съезда РПО. Психология — Будущему России. Т.1. М.- Ростов-на-Дону: Кредо, 2007. С. 96−97
  21. А.К. Стиль мышления как фактор учебной деятельности //Психология образования: региональный опыт. Материалы II Национальной научно-практической конференции. -М.: Смысл, 2005. С. 16.
  22. А.К. Эффективность деятельности менеджеров и стиль мышления. Социальная психология сегодня: наука и практика: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2006. С. 19−20.
  23. А.К., Гугуева З. С., Молохина Г. А., Особенности стиля мышления человека в инновационном процессе // Российский психологический журнал. Том 4. М. 2007. № 2. С. 35−47
  24. А.К., Молохина Г. А. Тендерные различия в стиле мышления старшеклассников // «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты». Материалы III Национальной научно-практической конференции. Т. 2. М., 2006. С. 222−224
  25. А.К., Молохина Г. А. Проблема тендера в изучении мышления человека // Наука и образование гуманитарный потенциал развития общества/Отв.ред. Л. А. Мирская. Ростов-на-Дону: «Наука-Пресс», 2006. С. 85−87.
  26. А.К., Молохина Г. А. Возрастные особенности стиля мышления //Индивидуальные различия в познании и общении: Сб. науч. трудов /Отв.ред. Л. А. Мирская. Ростов-на-Дону: Изд. «Антей», 2007. С. 22−34.
  27. А.К., Пищик В. И., Молохина Г. А. Первичная психометрическая проверка методики определения стиля мышления // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Ростов-на-Дону, 2005. № 12. С. 73−84
  28. А.К., Пищик В. И., Молохина Г. А., Фисан А. Н. Мотиваци-оииые особенности менеджеров с различным стилем мышления // Материалы 4 Всероссийского съезда РПО. Психология Будущему России. Т. 1. М., Ростов-на-Дону, 2007. С. 94
  29. А.К., Пищик В. И., Синченко Т. Ю., Молохина Г. А. Стиль мышления: психодиагностика и возрастная психология (Учебное пособие). -Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2007. 104 с.
  30. Бем С. Л. Линзы тендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 336 с.
  31. Т.В. Тендерная психология: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005.-431 с.
  32. Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопр. психол. 2000. № 1. С. 87−95
  33. Ш. Тендерная психология. Законы мужского и женского поведения СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 318 с.
  34. Г. А. К проблеме стилевых особенностей мышления // Современные проблемы психологии мышления. Ежегодник, вып.2. -М.: 1995. С. 9−25
  35. Г. А. Новые тенденции в исследовании когнитивных стилей // Новые исследования проблемы когнитивных стилей в психологии / Под ред. Г. А. Берулава. М.: Российское психологическое общество, 1995. С. 3−13
  36. Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 236 с.
  37. Бестужева-Лада И.В., Захарова О. В. В лабиринтах эмансипации женщина как социальная проблема. М.: Academia, 2000. — 208 с.
  38. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. 172 с.
  39. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. — 612 с.
  40. Большой толковый социологический словарь / Под ред. Д. Джерри, Д. Джерри. В 2 т. М.: ВЕЧЕ ACT, 2001.
  41. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 416 с.
  42. А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления // Мышление: Процесс деятельности и общения. — М., 1982. С. 5−49
  43. А.В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1934. С. 6−14
  44. Введение в тендерные исследования. Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб.: Алетейя, 2001. — 708 с.
  45. Введение в тендерные исследования. Хрестоматия / Под ред. И. А. Жеребкиной Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб.: Алетейя, 2001.-991 с.
  46. Т.В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологичестких и социальных факторов // Вопр. психол. 1993. № 2. С.63−71
  47. Д.В. Тендерные исследования в психологии. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2003. — 57 с.
  48. Д.В. Социально-психологические характеристики межличностного общения и поведения мужчин с гомосексуальной идентичностью: Дис. канд.п.н. Ростов-на-Дону: РГУ, 1999. — 184 с.
  49. JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  50. JI. М. Конкретная психология человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1986. № 1. С. 52−63
  51. Э.Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. — 384 с.
  52. Тендерные стереотипы в прошлом и настоящем. — М.: ИЭА РАН, 2003.-272 с.
  53. В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека //Человек в системе наук / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Наука, 1989. С. 171−188
  54. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Знание, 1965. С. 433−456.
  55. С.С. К проблеме формирования у младших школьников когнитивного стиля «Дифференциальность-интегральность» // Актальные психолого-педагогические проблемы образования. Сб. науч. статей. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997. С. 74−83
  56. Ю.В. Тендерная социализация // Введение в тендерные исследования. Под ред. И. В. Костиковой. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 114−127
  57. Григоренко E. JL, Стернберг Р.Дж. Стили мышления в школе // Вестник московского университета. Сер. 14, Психология. 1996. № 2. С. 33−42
  58. Григоренко E. JL, Стернберг Р.Дж. Стили мышления в школе // Вестник московского университета. Сер. 14, Психология. 1996. № 3. С. 34−41
  59. И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. -М.: Изд. МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2005. 464 с.
  60. Т. Социология пола и тендерных отношений // Социология в России. Под ред. Ядова В. М: ИС РАН, 1998. С. 173−195.
  61. JI.JI. Психология мышления. М.: ПЕР СЭ, 2005. — 136 с.
  62. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. —424 с.
  63. В.В., Зинченко В. П. Предметная деятельность и онтогенез познания // Вопр. психол. 1998. № 5. С. 11−29.
  64. В.М. Всеобщий смысл стиля мышления. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Саратов, 2000. — 16с.
  65. В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2007.-368 с.
  66. Н.И., Тесля М. А. Структура и соотношение когнитивных стилей и интеллектуальных способностей (на материале профессиональных групп).// Вестник московского университета. Сер.14. Психология. 2003. № 3. С.44−51
  67. Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2005. — 376 с.
  68. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. -М.: Педагогика, 1984. 152 с.
  69. С.В. Развитие интеллекта как высшего уровня адаптационной системы в контексте тендерных различий. — СПб.: Сага, 2005. — 244 с.
  70. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003. — 544 с.
  71. Д., Каган В. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Д.: Медицина, 1979. 184 с.
  72. Индивидуальные и стилевые характеристики личности / Под ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромека Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРГИ, 2002. — 252с.
  73. Е.И., Слободчиков В. И. Возрастная психология. / Вопр. психол., 1998, № 4, С. 107−113.
  74. Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 478 с.
  75. В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопр. психол. 1987. № 2. С.54−61
  76. В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет // Вопр. психол. 2000. № 2. С.65−69
  77. В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков//Вопр. психол. 1989. № 3. С.53−62
  78. Н.Ф. Вопросник CAMOAJI адаптация вопросника POI /Personal Orientation Inventory by Everett Shostrom, 1963. http://vikrob.narod.ru /samoal.htm
  79. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.: Педагогика, 1981. 200 с
  80. В.Г., Зверева С. В. Возрастные и тендерные особенности системы психологических защит (на подростково-юношеской выборки). // Психологический журнал. 2005, том 26, № 4. С. 77−88
  81. И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс тендерной социализации. // Вопр. психол. 2003. № 6. С. 56−63
  82. Дж. Теория личности: психология личностных конструктов. СПб.: Речь, 2000. -249 с.
  83. И.С. Тендерная социализация: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 92 с.
  84. И.С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии // Вопр. психол. 2003. № 1. С.61−78
  85. И.С. Психология тендерных отношений: теоретическое обоснование // Тендер как инструмент познания и преобразования общества
  86. Ред.-сост. Е. А. Баллаева, О. А. Воронина, Л. Г. Лунякова. М.: РОО МЦГИ, ООО «Солтекс», 2006. — С. 142−152
  87. Когнитивная психология / Под ред. Дружинина В. Н., Ушакова Д. В. М.: ПЕР СЭ, 2002. 480 с.
  88. В.А. История разработки проблемы психологии зрелости //Феномен и категория зрелости в психологии / Отв.ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2007. С. 108−127
  89. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: «Политиздат», 1984. — 335 с.
  90. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. 336 с.
  91. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна: «Феникс +», 2001. — 208 с.
  92. Кон И. С. Психология половых различий // Вопр. психол. 1981. № 2. С. 47.57
  93. Кон И. С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— М.: Институт практической психологии, 1996. С.259−264
  94. Е.П. Становление личности женщины // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л.А. Коростыле-вой. СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1997. С. 174−185
  95. О.А. Особенности развития эмоциональных и вербальных оценок в мыслительной деятельности в юношеском возрасте: Дис. канд.п.н. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2005. — 179 с.
  96. И.В. Понятие тендера. Тендерные исследования // Введение в тендерные исследования. Под ред. И. В. Костиковой. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 8−25
  97. В.Н. Объяснение, предсказание, понимание // Логико-гносеологические исследования категориальной структуры мышления. Киев: Наукова думка, 1980. С. 246−261.
  98. И.Б., Канаркевич О. С., Петриевский В. Н. Психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 480 с.
  99. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2003. — 992 с.
  100. Краткий психологический словарь / Сост. JI.A. Карпенко- Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998—512с.
  101. У. Психология развития человека, 25 главных теорий // Под. ред. А. А. Алексеева. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 512 с.
  102. С.И. Психологические особенности различий в проявлениях любознательности девочек и мальчиков // Молодежь. Общество. Реформы. М.: Институт молодежи. 1994. — С. 109−113
  103. С.И. Психологические особенности реализации познавательной активности учащихся // Актальные психолого-педагогические проблемы образования. Сб. науч. статей. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997. С. 74−83
  104. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 464 с.
  105. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970.-231 с.
  106. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. — 112 с.
  107. В.А., Герасимова О. В. Тендерная идентичность и тендерная интерпретация парфюмерных запахов. // Мир психологии, № 2 (38), 2004. С.175−185
  108. Леви-Брюль Л. Первобытное мышления // Психология мышления. /Под. Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухива. М.: МГУ, 1980. С.130−140
  109. А.Н. Виды мышления. Мышление и чувственное познание // Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. С. 327−337
  110. А.В. «Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Эксмо, 2006. — 544 с.
  111. А.В. Единая концепция стиля человека. // Стиль человека: психологический анализ. — М.: Академия, 1998, 388 с. С.202−284.
  112. А.В. Стилевые особенности познавательных процессов и учебная деятельность. // Развитие и диагностика способностей. / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. -М.: Наука, 1991. 317 с. С.131−139.
  113. А.Г. Особенности развития когнитивной сферы подростка // Психология подростка. / Под ред. А. А. Реана. СПб.: ПР АЙМ-ЕВ РОЗНАК, 2006. С. 23−42
  114. Малкина-Пых И. Г. Тендерная терапия. — М.: Эксмо, 2006. 928с.
  115. Т.М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. — 400с.
  116. A.M. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. М.: КДУ, 2009. 190 с.
  117. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 208 с.
  118. М.И. Теории решения изобретательских задач / М.И. Мее-рович, Л. И. Шрагина. Минск: Харвест, 2003. — 428 с.
  119. Н. А. Проблемы обучения. Воспитания и психического развития ребенка: Избранные психологические труды / Под ред. Е. Д. Божович.- М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та- Воронеж: МОДЭК, 2004. — 512 с.
  120. B.C. Психология индивидуальности. / Мерлин B.C. Избранные психологические труды. М.: «Ось-89», 1996, 500 с. С.64−102.
  121. Е. Институциональный сексизм и стереотипы маскулинности // Тендерные аспекты социальной трансформации. Под ред. Малышевой М. М. Демография и социология, № 15. -М.: ИСЭПН, 1996. С. 196−206
  122. В.А. Стиль саморегуляции и его функции в произвольной деятельности человека. // Стиль человека: психологический анализ. — М.: Изд-во МГУ, 1998, 314 с. С. 142−162.
  123. Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А.В. Бруш-линского. М.: «Наука», 1982. — 288 с.
  124. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
  125. У. Что такое когнитивная психология? // История зарубежной психологии. Тексты. — М.: МГУ, 1986. С. 116.
  126. Н. Идеал женщины в структуре тендерных картин мира //Гендерные тетради. Под ред. Клецина А. СПб: ИС РАН. Вып. 2.1999. С. 13−19
  127. Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2001.-528 с.
  128. М. Женская психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.-3 84с.
  129. А. Гендерные аспекты речевого поведения // Журнал «Иной Взгляд». 2000. № 2. С. 11−12.
  130. . Избранные труды. — М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  131. . Речь и мышление ребенка. СПб., 1997. — 304 с.
  132. С.Е., Андреев И. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости / Вопр. психол. 1998. № 2. С.3−10
  133. Н.Н. Мышление дошкольника. — М.: Педагогика, 1977. —262с.
  134. Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976. 304 с.
  135. Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. — М.: Наука, 1983. С. 3−26
  136. В.В. Проявление когнитивного стиля личности в особенностях решения мыслительных задач. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Барнаул, 2000. 22с.
  137. Психология / Под ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2005. 651с.
  138. Психология индивидуальных различий. М.: «ЧеРо», 2002. — 776 с.
  139. Психология подростка. Под ред. А. А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. — 480 с.
  140. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «БАР-ХАТ-М», 2007. — 672 с.
  141. М. Интерпретация значения слова: тендерный контекст //Материалы 2-й международной междисциплинарной научно-практическойконференции «Женщина. Образование. Демократия» 1999. http://www.envila.iatp.by.
  142. H.JI. Тендерная асеиметрия социализации ребенка в традиционной русской семье // Тендерные стереотипы в прошлом и настоящем. — М.: ИЭА РАН, 2003. С. 4−27
  143. Н.К. Тендерная методология в социальной психологии //Тендер как инструмент познания и преобразования общества / Ред.-сост. Е. А. Баллаева, О. А. Воронина, Л. Г. Лунякова. М.: РОО МЦГИ, ООО «Солтекс», 2006. С. 125−133
  144. Н.К., Терешенкова Н. К. Возрастные и социокультурные аспекты тендерной социализации подростков // Вопр. психол. 2006. № 5. С.71−79
  145. О.М. Взаимодействие тендерных стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессии // Вопр. психол. 2004. № 4. С.76−83
  146. А.А. Психология изучения личности. — М.: 1999. — 288 с.
  147. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. — М.: Мир, 1994. 320 с.
  148. Н.М. Реформирование социальной сферы в контексте тендерных отношений // Тендер как инструмент познания и преобразования общества / Ред.-сост. Е. А. Баллаева, О. А. Воронина, Л. Г. Лунякова. М.: РОО МЦГИ, ООО «Солтекс», 2006. С. 58−69
  149. Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996. С. 283−294
  150. А.А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. 93 с.
  151. Е.Л. Современные стереотипы маскулинности и феминно-сти у молодежи // Социокультурный анализ тендерных отношений Сб. науч. статей / Под ред. Е. Ярской-Смирновой. Саратов, 1998. — 208с.
  152. И. «Женская» и «мужская» стратегии анализа проблем коммуникации // Материалы 2-й международной междисциплинарной научно-практической конференции «Женщина. Образование. Демократия» 1999. — http://envila.iatp.by
  153. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб., 1996. — 350 с.
  154. К.В. Использование процессуальных показателей для диагностики индивидуального стиля мышления // Новые исследования в психологии. -М., 1988. № 1.С. 38.
  155. И.Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А.В. Ли-бина. М.: «Смысл», 1998. С.64−79.
  156. B.C., Абросимова З. Б., Адамчук Д. В., Баранова Е. В. Возрастные и тендерные особенности отношения подростков к спорту // Вопр. психол. 2005. № 2. С.85−96
  157. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Институт прикладной психологии, 1998. 512с
  158. Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений ДМО. http://psylist.net/praktikum/dmoO 1 .htm
  159. Л.Н. Стили мышления и поведения через призму теорнии ведущих тенденций // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. -М.: Смысл, 1998. С. 205−217
  160. Н. Психология. Современные системы. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 543 с.
  161. Стиль человека: психологический анализ. / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998.-312 с.
  162. Л.Д., Корешкова Н. В. Психология личности и типология поведения. Ростов-на-Дону: «Пегас», 1994.— 155 с.
  163. И.Н. Маскулинность и глобальный тендерный порядок // Тендер как инструмент познания и преобразования общества / Ред.-сост. Е. А. Баллаева, О. А. Воронина, Л. Г. Лунякова. — М.: РОО МЦГИ, ООО «Солтекс», 2006. С. 273−281.
  164. Теория и методология тендерных исследований / Под общ. Ред. О. А. Ворониной. М.: МЦГИ МВШСЭМ — МФФ, 2001. — 416с.
  165. .М. Проблемы индивидуальных различий. М. Изд-во АПН РСФСР. 1961.-536 с.
  166. O.K. Психология мышления. — М.: «Академия», 2007—288с.
  167. Н.Л. К проблеме исследования когнитивного стиля у студентов-психологов // Актальные психолого-педагогические проблемы образования. Сб. науч. статей. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997. С. 158−162
  168. . О социальной гигиене мужчин // Курьер ЮНЕСКО, № 155. 1969. С.28−30.
  169. Д.В. Мышление и интеллект // Психология XXI века. / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Пер Сэ, 2003. С. 291−353
  170. Д.И. Стадии развития личности подростка. // Психология подростка. / Под ред. А. А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. С.141−168
  171. Д.И. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996. С.184−193
  172. Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2007. — 223 с.
  173. А. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. 365 с.
  174. А.А. Тендерные особенности организационного поведения //Вопр. психол., № 3, 2004. С. 29−37
  175. М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. — 384 с.
  176. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — СПб.: Питер, 2002. 272 с.
  177. М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта. Автореф. дисс. д-ра психол. наук. — М.: МГУ, 1990. 34 с.
  178. А.В. Основы применения ЭВМ в психологии. — Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2003. 64 с.
  179. К. Женская психология / К. Хорни. СПб., 1999. — 224с.
  180. Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии, 1996. 304с.
  181. А.А. Тендерная психология. М.: «Ось-89», 2006. — 256 с.
  182. Н.И. Умственное развитие: Принцип дифференциации. -СПб.: Питер, 2007. 448 с.
  183. Н.И. Изменение когнитивной репрезентации объектов в процессе умственного развития // Вопр. психол. 1987. № 6. С. 31−42.
  184. В.Б., Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 480 с.
  185. Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель. Воронеж: НПО Модек, 1994. — 424 с.
  186. М.А. Когнитивный стиль и общение. — Ростов-на-Дону: РГПУ, 1994.-154 с.
  187. М.А. Общая психология (Познавательные процессы). Когнитивные стили и их влияние на успешность обучения и общения. — Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2001. 45 с.
  188. Н.А. Научно-теоретические подходы к исследованию когнитивных стилей в зарубежной и отечественной науке, http://spf.kemsu.ru/ portal/psy2004/l .4.htm
  189. Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ.- общ. ред. и предисл. А. В. Толстых —М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. 352 с.
  190. Юнг К. Г. Психологические типы / Перевод: С. Лорие (под ред. В. Зеленского), СПб.: Азбука, 2001. — 502 с.
  191. Т.И. Образы мужчина женщин в сознании подростков //Вопр. психол. 1985.№ з. с. 84−90.
  192. Т.И. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. С. 130−146.
  193. Bern S.L. Gender schema theory and its implications for child development: Raising gender-aschematic children in a gender-schematic society // Ibid. P. 226−245.
  194. Bern S.L. Probing the promise of androgyny / Walsh M.R. (ed.). The psychology of women. Ongoing debates. New Haven- L.: Yale Univ. Press, 1987. P. 206 225.
  195. Bern S. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consult, and Clinical Psychology. 1974. V. 31. P. 634−643.
  196. Goldstein К., Scheerer M. Abstract and concrete behavior: An experimental study with special tests // Psychol. Monographs. N. Y., 1941. V. 53. N2.
  197. Harrison A.F., Bramson R.M. The art of thinking. N.Y.: Berkley Books, 1984.360 p.
  198. Kagan J. Moss H.A. Sigel. Psychological significance of Styles of thinking // J.G. Wrigght, J. Kagan (Eds.). Basic cognitive processes in children. Monograph Soc. Res. Child. Devel., 1963. -V. 28(2). P. 73−112.
  199. Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differences. V. 1, 2. Stanford, 1978.
  200. Perry D.G. Bussey K. The Social Learning Theory of Sex differences: Imitation is alive and well // Journal for Personal and Social Psychology. 1979. V. 37. P. 1699−1712.
  201. Sternberg R.J. Mental self-government: A theory of intellectual styles and their development//Human Development. 1998. Vol. 31. P. 197−221.
  202. Sternberg R.J. Thinking styles: Theory and assessment at the interface between intelligence and personality // Sternberg RJ., Ruzgis P. (eds). Intelligence and Personality. N. Y. Cambr. Univ. Press, 1996. P. 57−89
  203. Zhang Li-F. Thinking styles and cognitive development // The J. of Genetic Psychology, 2002a. -V. 163 (2). P. 179−195
Заполнить форму текущей работой