Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Для создания психологически комфортной атмосферы в учебном процессе, а также обеспечения его наибольшей эффективности необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности эмоционально-психологического состояния ребенка. Состояние беспокойства и тревожности ребенка часто определяется обстановкой в семье, особенностями воспитания и взаимодействия родителей с ребенком… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Концепции тревоги в психологических исследованиях 8 отечественных и зарубежных психологов
    • 1. 2. Психодиагностические методы изучения тревожности
    • 1. 3. Причины формирования тревожных состояний у детей
    • 1. 4. Методы психокоррекционной работы
  • ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Объект исследования
    • 2. 2. Методы психодиагностического исследования
    • 2. 3. Методы психокоррекционной работы
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Результаты первого психодиагностического среза
    • 3. 2. Результаты второго психодиагностического среза
  • ГЛАВА 4. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
    • 4. 1. Психологическая помощь педагогам
    • 4. 2. Психологическая помощь родителям
    • 4. 3. Психокоррекционная работа с детьми
    • 4. 4. Результаты контрольного психодиагностического среза
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ВЫВОДЫ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Для создания психологически комфортной атмосферы в учебном процессе, а также обеспечения его наибольшей эффективности необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности эмоционально-психологического состояния ребенка. Состояние беспокойства и тревожности ребенка часто определяется обстановкой в семье, особенностями воспитания и взаимодействия родителей с ребенком, а также эмоциональной атмосферой в классе и личностными особенностями педагогов и родителей.

Изучение актуального состояния ребенка, его ближайшего окружения, знакомство с его самоощущениями в семье, в школе и анализ полученных данных позволяют не только констатировать наличие высокого уровня тревожности у ребенка, но и вскрыть причины и механизмы формирования этого состояния для разработки форм и методов психокоррекционной работы с детьми, способов индивидуальной и групповой консультативной помощи педагогам и родителям.

Анализ литературных источников показывает, что ряд авторов рассматривают проблемы изучения актуального состояния ребенка через диагностику ситуативной и личностной тревожности (Е.Т.Соколова, 1980; Б. Г. Херсонский, 1988; Г. Я. Кудрина, 1992) — вопросы влияния семьи и внутрисемейных отношений на формирование тревожных состояний у детей (А. С. Спиваков екая, 1986; Г. Т. Хоментаускас, 1989) — проблемы развития невротических состояний в связи с повышенной тревожностью ребенка (В.И.Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, 1977; А. С. Спиваковская, 1988) .

Авторы рассматривают вопросы влияния особенностей семейного воспитания на эмоциональное состояние и развитие ребенка (И.Э.Плотниекс, 1991; Р. Кэмпбелл, 1992; Г. В. Залевский, Л. Н. Авдеенок, 1995; И. Я. Стоянова, 1995).

Особое внимание уделяется проблемам совместной деятельности педагогов и учащихся. Учитель часто занимает доминирующую позицию, подавляя познавательную активность и инициативу учащихся, рассматривая детей как обучаемых объектов, способствуя формированию и развитию школьных, дидактогенных неврозов.

В.Е.Каган, 1984; И. В. Дубровина, 1995). Ряд авторов указывают на непосредственную связь стиля общения учителя с эмоционально гармоничным состоянием учеников (В.Г. Степанов, 1986; Г. А. Жук, 1989; Г. М. Бреслав, 1990; А. Л. Крупенин, И. Крохина, 1995) .

Многочисленные исследования посвящены вопросам снижения тревожности, стабилизации эмоционального состояния и лечения детских неврозов психотерапевтическими методами (М.И.Буянов, 1976; В. И. Гарбузов, 1977; Г. А. Ковалев, 1981; А. И. Захаров, 1982).

Однако в литературных источниках отсутствуют данные, указывающие на комплексный подход к решению проблемы снижения высокого уровня тревожности у школьника в связи с оказанием психологической помощи всем участникам педагогического процесса (детям, педагогам и родителям).

Изучение этих вопросов мы считаем важным для стабилизации эмоционального состояния ребенка, а также его эффективной адаптации в социуме.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Изучить факторы, способствующие формированию тревожности у учащихся 1−3 классов, и определить пути ее профилактики и коррекции.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Успешность адаптации к учебному процессу зависит от уровня тревожности ребенка, который обусловлен группой социальнопсихологических факторов и поддается профилактике и коррекции.

Для реализации поставленной цели, а также проверки выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить взаимосвязь уровня тревожности и эмоционально значимых отношений у учащихся 1−3 классов.

2. Изучить уровень тревожности педагогов и родителей и особенности родительского отношения.

3. Определить зависимость уровня тревожности детей от уровня тревожности педагогов и родителей, особенностей школьных и внутрисемейных отношений, социально-психологической проблематики семьи.

4. Апробировать комплексную программу психологической помощи участникам педагогического процесса.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: участники педагогического процесса (144 учащихся начальных классов экономико-математической гимназии N 1 г. Кемерово, 6 педагогов, 254 родителя).

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Факторы, способствующие формированию тревожности у младших школьников, и влияние на ее снижение профилактической и психокоррекционной работы.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Разработан новый комплексный подход, ориентированный на снижение тревожности у младших школьников с помощью профилактической работы с педагогами и родителями и психокоррекционной работы с учащимися.

Обоснован комплексный подход к оказанию психологической помощи всем участникам педагогического процесса, включающей :

1. Групповые консультации родителей, направленные на ознакомление с основными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, проблемами успешной адаптации к учебному процессу, возможными трудностями в воспитании и обучении и эффективными способами их преодоления.

2. Индивидуальные консультации педагогов и родителей, позволяющие определить основные проблемы в развитии, обучении и воспитании ребенка и, с учетом индивидуальной психодиагностики, сформулировать рекомендации для наиболее эффективного взаимодействия с ребенком, профилактики и преодоления его трудностей.

3. Психокоррекционную работу с детьми по методу Г. А. Азовцевой «Сказкотерапия для оздоровления и развития детей» .

На основании исследования учащихся начальной школы получены новые данные об изменении уровня тревожности у учащихся начальной школы в течение учебного года, о преобладающих видах тревожности в зависимости от класса, о связи тревожности ребенка с тревожностью педагогов и родителей, положением семьи в современной социальноэкономической обстановке.

Выявлены социально — психологические факторы, способствующие формированию тревожности у учащихся 1−3 классов. Анализ значимости этих факторов позволяет оценить влияние современной экономической ситуации на эмоциональное состояние младших школьников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. На основании результатов исследования апробирована программа профилактической и психокоррекци-онной работы с учащимися, педагогами и родителями.

Профилактическая работа с педагогами и родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных консультаций. Психокоррекционная работа с учащимися 1−3 классов включает занятия по развитию творческих способностей с применением метода сказкотерапии (урочная форма работы) и психокоррекционные занятия по методу сказкотерапии (внеурочная форма работы) .

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Повышенная тревожность учащихся 1−3 классов является дестабилизирующим фактором при адаптации ребенка к учебному процессу. Тревожность ребенка формируется под влиянием «тревожных» педагогов и родителей, обуславливающих особенности школьных и внутрисемейных отношений, в связи с положением семьи в современной социально — экономической обстановке.

2. Снижение уровня тревожности у младших школьников возможно лишь при комплексном подходе к оказанию психологической помощи всем участникам педагогического процесса.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялись в процессе экспериментальной работы в экономико-математической гимназии N 1 г. Кемерово. Результаты исследования обсуждались на заседаниях Отдела психологических проблем образования Института образования Сибира, Дальнего Востока и Севера РАО, на научной конференции «Современные проблемы пограничных и аддиктивных состояний», посвященной 15-летию НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН.

Основные идеи и результаты отражены в трех публикациях по теме исследования.

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Диссертация содержит 9 таблиц и 4 рисунка.

выводы.

1. Начальный период школьного обучения характеризуется высоким уровнем тревожности у учащихся 1−3 классов. Причем, в течение учебного года отмечается его значительное увеличение. Так, высокий суммарный показатель тревожности по шкале А. М. Прихожан был зафиксирован у 47,7% первоклассников в начале учебного года и у 79,6%ов концеу 66,7%о учащихся вторых классов — в начале учебного года и у 90,5% - в концеу 37,9%) третьеклассников — в начале учебного года и у 43,1% - в конце.

2. Для первоклассников наибольшее значение имеет система отношений со значимыми взрослыми (родителями и педагогами). У них наиболее высоки показатели межличностной тревожности (65,9% - в начале года и 86,4%о — в конце). Для учащихся вторых классов учение становится ведущим видом деятельности, и поэтому у них наиболее высок уровень учебной тревожности (у 66,1% - в начале года и у 85,7% - в конце).

3. Факторами, способствующими формированию и развитию тревожности у учащихся 1−3 классов, являются следующие психологические условия: повышенная тревожность родителей, неполная семья, конфликтный характер семейных взаимоотношений, преобладающая авторитарная воспитательная позиция родителей, а также современные социально — экономические условия: возможность родителей потерять работу, их неудовлетворенность работой, материальными и жилищными условиями.

4. Для стабилизации эмоционального состояния младших школьников необходим комплексный подход к психологической помощи, ориентированной на всех основных участников педагогического процесса: групповые и индивидуальные консультации для педагогов и родителей, урочные и внеурочные формы психокоррекционной работы с детьми.

5. Психокоррекционная работа с учащимися 1−3 классов по методу Г. А. Азовцевой «Сказкотерапия для оздоровления и развития детей» позволяет существенно снизить тревожность у учащихся 1−3 классов и способствует стабилизации их эмоционального состояния. Так, из 50 учащихся 1−3 классов, принимавших участие в психокоррекционных занятиях и имеющих до занятий высокий уровень всех видов тревожности по шкале А. М. Прихожан и тесту М. Люшера, по окончании занятий высокий уровень учебной тревожности отмечен только у 14 человек (28,0%), самооценочной — у 9 человек (18,0%), межличностной — у 5 человек (10,0%), ситуативной — у 4 человек (8,0%), личностной — у 5 человек (10,0%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Психодиагностическая работа, проведенная с учащимися 1 -3 классов, показала, что значительный их процент имеют повышенный уровень тревожности. Кроме того, в течение учебного года эти показатели увеличиваются.

Повышенный уровень тревожности мы рассматриваем как проявление расслабляющей тревоги, которая, несомненно, является дестабилизирующим фактором при адаптации учащихся к учебному процессу. Высокая тревожность мешает школьнику объективно оценивать свои возможности, проявлять инициативу при выполнении учебных заданий, свободно устанавливать контакты с педагогами, родителями и сверстниками.

Определяя значимые для формирования тревожности у младших школьников факторы, можно выделить психологические (неполная семья, повышенная тревожность родителей и педагогов, негативные самоощущения ребенка в семье и школе, конфликтный характер семейных взаимоотношений и авторитарная или гиперопекающая воспитательная позиция родителей) и социальные (возможность родителей потерять работу, наличие работы по специальности и степень их удовлетворенности работой, материальными и жилищными условиями).

В современной экономической обстановке для родителей имеют особую значимость именно социально-экономические проблемы семьи, тогда как психологическая проблематика теряет для них свою актуальность. Это делает необходимым оказание психологической помощи и ведение профилактической и психокоррекционной работы не только со школьниками, но и с их педагогами и родителями.

Наше исследование показало, что максимальная эффективность данных мероприятий достигается именно при комплексном решении проблемы. Работа ведется практически со всем ближайшим семейным и школьным окружением ребенка, что позволяет наиболее точно определить суть его проблем и форму необходимой психологической помощи.

Работа с педагогами и родителями в форме групповых и индивидуальных психологических консультаций позволяет им не только получить сведения об особенностях эмоционального состояния ребенка, но и рассмотреть совместно с психологом причины формирования этого состояния и способы его стабилизации.

Проведение психокоррекционных занятий по методу сказкотерапии Г. А. Азовцевой с учащимися 1 — 3 классов способствует снятию тревожности, развитию навыков социальной коммуникации, творческого мышления и воображения.

Мы считаем, что применение подобного опыта психологической помощи школьникам, педагогам и родителям необходимо в работе школьных психологов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсацмя (пограничные нервно-психические расстройства). М.: Наука, 1976.-243.
  2. А. Психологическое тестирование, кн. 1. М.: Педагогика, 1982.- 320.
  3. А. Психологическое тестирование, кн. 2. М.: Педагогика, 1982.- 336.
  4. Т.Ю., Карабекова Н. В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения //Вопросы психологии. 1993, N1. с.47−53.
  5. Н.Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом // Вопросы психологии. 1992, N 1−2. с. 33−42.
  6. Ф.Б. Психическая и психофизиологичкская адаптация человека.Л.: Наука, 1988.- 270.
  7. Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Минск, 1975.- 275.
  8. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.- 464.• 9. Болынунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. 1993, N 5. с. 39−43.
  9. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 1990.- 140.
  10. Г. В. Возрастно- психологическое консультирование. М.: изд-во МГУ, 1990.- 134.
  11. М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Центр, ин-т усовершенствования врачей., 1976.- 20.
  12. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988.- 207.
  13. М.И. Беседы о детской психиатрии. М., Просвещение, 1992.
  14. М.И. Тяжелые люди. М., Рос. об-во медиков-литераторов, 1993.-216.
  15. A.JI. Хорошо ли вашему ребенку в школе // Популярная психология для родителей. М.: Педагогика, 1988. с. 148- 152.
  16. Л.С. Проблемы развития психики // Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. Т.З.- 367.
  17. В.И. Навязчивые состояния у детей и подростков. Авто-реф. дис. Л., 1972.
  18. В.И. Нервные дети: советы врача. Л.: Медицина, 1990.-172.
  19. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. М.: Медицина, 1977.- 272.
  20. .М. Личность и нарушения общения. М.: Изд во МГУ, 1987.- 148.
  21. Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988, N 4.- с.161−167.
  22. О.А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи. Автореф. дис. М., 1993.
  23. И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: изд. центр «Академия», 1995.- 170.
  24. Жук Г. А! Психолого-педагогические основы обучения, воспитания и здоровья. Кишинев, Штиинца, 1989.- 115.
  25. Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988.- 170.
  26. Г. В. Фиксированные формы поведения. Иркутск, Вост.-Сиб. книжное изд-во, 1976.- 190.
  27. Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск: изд-во Том. ун-та, 1993.-272.
  28. Г. В., Авдеенок JI.H., Аксенов М. М. Семейный конфликт: механизм и профилактика // Сибирский психологический журнал 1995, вып. 1, с. 51.
  29. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. JL: Медицина, 1982.-216.
  30. А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.- 109.
  31. А.И. Неврозы у детей и подростков. JL: Медицина, 1988.248.
  32. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993.- 192.
  33. А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Гиппократ. 1995.
  34. А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). СПб.: «Респекс», 1995.-192.
  35. .В. Личность и патология деятельности. М., изд-во МГУ, 1971.- 100.
  36. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., изд-во МГУ, 1980.- 157.
  37. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 1984, N 4. с. 35 — 41.
  38. Ю.Н. Как дети понимают взрослых? Минск: изд-во БГУ, 1981.- 208.
  39. Г. А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений // Семья и формирование личности. М.: НИИОП, 1981.- 96.
  40. С.В. Психология семейных отношений. М., Педагогика, 1987.
  41. .И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1988.- 80.
  42. A.JI., Крохина И. М. Эффективный учитель. Ростов н/ Д., изд-во Феникс, 1995.- 480.
  43. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., Просвещение, 1976.- 303.
  44. Г .Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. Иркутск, Вост.-Сиб. книжное изд-во, 1992.- 62.
  45. .В. Психология и психофизиология тревожности как свойства и состояния // Физиология человека, 1981, т.7, N 5: с. 917−928.
  46. Р. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 1992.188.
  47. Р. Теория стресса и психофиозиологические исследования // Эмоциональный стресс. М.: 1970. с. 178 -209.
  48. Г. Ф. Биометрия. М.: Высш.шк., 1990.- 351.
  49. В.В. Нарушение психологического развития у детей. М.: изд-во МГУ, 1985.- 167.
  50. Н.Д. Психология характера. М., Просвещение, 1969.- 424.
  51. К. Акцентуированные личности. Киев, Выща.шк., 1989.-374.
  52. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., Медицина, 1977.-208.
  53. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.-416.
  54. В.К., Луньков А. И. Рассмотрим проблему: дигностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам (серия «Психологическая помощь и консультирование») М.: А.П.О., 1995, вып. 3- 48.
  55. А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома (серия «Психологическая помощь и консультирование») М.:А.П.О., 1995, вып. 4.-40.
  56. Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск: Вышэйш. шк., 1986.- 202.
  57. Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия // Руководство и лидерство. Л., 1973. с. 45−53.
  58. А. Самоактуализация // Психология личности. М., 1982. с. 108−117.
  59. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1990.- 256.
  60. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд во Ленингр. ун-та, 1960.-426.
  61. Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков //Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. М., 1985: с. 42−55.
  62. Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. Сб.-М.: Педагогика, 1987.- 149.
  63. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 357.
  64. Л.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск: Наука, Сиб. отд- ние, 1981.-178.
  65. Г. Н. Затяжные реактивные состояния у детей и подростков. М., Медицина, 1962.- 125.
  66. Г. Н. Нервные заболевания у школьников и их предупреждение. М.: Медицина, 1966.- 47.
  67. Н.К. О некоторых особенностях выбора цветов и сенсомо-торных реакций на световые стимулы различной модальности при изменении эмоционального состояния // Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980.
  68. И.Э. Психология в семье. М.: Педагогика, 1991.-206.
  69. A.M. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.: Педагогика, 1987.- 165.
  70. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи.М., Педагогика, 1990.- 158.
  71. A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике жизни. М. Знание, 1990.- 79.
  72. А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психологический журнал, т.12, N 1, 1991.-е. 47−55.
  73. Й., Поппер П. Секреты личности (пер. с венг.). М.: Педагогика, 1983.- 157.
  74. Р. Помощь трудным детям (пер. с англ.). М.: Прогресс, 1987.- 269.
  75. Р.У. Силы семейных уз: руководство по психотерапии в помощь семье. СПб.: Акцидент Ленато, 1994.- 134.
  76. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995. 529.
  77. К.Р. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Семья и школа, N10, 1987. с. 22−24.
  78. К.Р. Личные размышления относительно преподавания и учения // Открытое образование, N 5−6, 1993.
  79. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универ, 1994. 480.
  80. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., Просвещение, 1990.- 127.
  81. Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974. с. 95- 112.
  82. В.Я., Нохрина Л. Я., Судаков В. И., Басалаева Л. А. О новых формах специализированной помощи детям и подросткам с неврозами //Неврозы у детей и подростков. Тезисы докладов всесоюзной конференции. М., 1986.- 209.
  83. В.Я., Положий Б. С. Пограничные состояния и психические расстройства. Томск: изд-во Том. ун-та, 1990.- 209.
  84. О.С. Эмоциональные отношения в семье. Кишинев: Штиин-ца, 1991. -85.
  85. Т.П. Неврозы у детей и их предупреждение и лечение. М.: Медгиз., 1958.- 216.
  86. Е.Е. Реактивные состояния (психозы и неврозы) у детей и подростков. М.: Гос. науч.- исслед. ин-т психиатрии МЗ РСФСР, 1962.- 176.
  87. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: изд -во МГУ, 1980.-176.
  88. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., изд-во МГУ, 1989.- 213.
  89. Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств // Вопросы психологии, N 2 1995.- с. 92−105.
  90. А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986.- 159.
  91. А.С. Профилактика детских неврозов. М.: изд-во МГУ, 1988.-200.
  92. В.Г. Индивидуальный подход при разрешении конфликтных ситуаций // Конфликты в школьном возрасте и пути их преодоления и предупреждения. М.: МОПИ, 1986. 127.
  93. С.А. Специфика психологических мехенизмов адекватной эмоциональной оценки у тревожных детей //Неврозы у детей и подростков. Тезисы всесоюзной конференции. М., 1986. с. 172−174.
  94. И.Я. Ролевые особенности родителей учащихся младших классов и принципы семейной психологической помощи в школе // Сибирский психологический журнал, 1995, вып. 1.-е. 55−56.
  95. Т.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.1.М., 1955- т.2. М., 1959.
  96. В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987.-351.
  97. В.Я. Такие разные дети. Киев.: Рад. шк., 1989.-139.
  98. Флейк-Хобсон К. Мир входящему. М.:, Центр общечеловеч. ценностей. Республика, 1992.- 510 с.
  99. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеч. ценностей. Республика, 1993.- 510.
  100. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.- 283.
  101. М.А. Феномен принятия в психотерапевтическом консультировании // Вопросы психологии, N 2, 1993. с.49−54.
  102. Ю.Л., Буланова Г. В. Статус и эмоциональное состояние личности в группах разного уровня развития // Вопросы психологии, N 5, 1981.- 129−133.
  103. Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности // Вопросы психологии, N 5, 1991.- 56−64.
  104. .Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний. Киев: Здоровья, 1988.-102.
  105. Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.- 160.
  106. К. Невротическая личность нашего времени. М.: Изд кая группа «Прогресс — Универс», 1993.- 480.
  107. С.Г. Родительские тревоги. М.: Педагогика, 1989.- 175.
  108. В.А. К проблеме поведения и поступков личности // Психолого-педагогические проблемы формирования личности. М., 1988.
  109. В.А. Влияние поведения учителя на поведение младших школьников//Педагогическоевзаимодействие:психологический аспект. М., 1990.- 174.
  110. Д.Б. Психолого- педагогическая диагностика: проблемы и задачи () Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.
  111. A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии. JL, 1980.
  112. Abt L., Bellak L. Projective psychology. N.Y., 1950.
  113. Adlers A. Psychology a un dzive. Riga., 1932.- 114 p.
  114. Bellak L. The FAT, CAT and SAT in clinical use. N. Y., 1978.
  115. Dragus J. G., Haley E.M., Phillips L. Studies of Rorshsch content: a review of the research literature. «J. proj. tech., 1967″, v. 31, 1−2- 1968, v. 32, 1−2.
  116. Doan J.A. Family interaction and communication deviance in distrubed and normal families: a review of reseach // Family Process.- 1978, vol. 17-p. 357−376.
  117. Frank G.H. The role of the family in the development of psycho-patology//Psychological Bulletin., 1965.- vol. 64-p. 191−205.
  118. Frank L. K. Projective methods for the study of the personality.!. of psychol», 1939, v.8.
  119. Freud S. Collected papers. London., 1953.
  120. Fromm E. Escape from freedom. N.Y., 1941.
  121. Fromm E. Man for himself> N.Y., 1947.
  122. Hilgard E.R., Atkinson R.C. Introduction to psychology.- N.Y., Chicago- Harcout, Brace and World, 1967. 686 p.
  123. Jacob T. Family intaraction in disturbed and normal families: a methodological and substantive review//Psychological Bulletin. 1975, vol. 82.-p. 33−65.
  124. Jaspers K. Allgemeine Psychopathologie. 5 th. ed. Berlin, 1948.
  125. Kepinski A Lek. Warzawa, 1977.
  126. Kisker G. W. The disorganised personality.- N.Y.- Mc. Grow Hill, 1972.- 562.
  127. Lewin K. A dynamic thery of personality. N. Y, 1935.
  128. May R. The meaning of anxiety. N.Y., 1979.
  129. Rogers C. R. A theory of therapy personality and interpersonal relationships as developed in clientcentered flamework // Koch S. Psychology: A study of science, v.3, N.Y., 1959.
  130. Sargent H. Projektive methods: their origin, theory and application in personality receach." Psychol.Bull.", 1945, v.42.
  131. Spielberger C.D. Anxiety as an emotional state // Spielberger C.D. Anxiety: current theory and research, v.l., N.Y., Academia Press, 1972.
  132. Sullivan H.S. The interpersonal theory in psychatry. N.Y., 1953.
  133. Taylor J.A. A personality scale of manifest anxiety. Journal ab Abnormal and Social Psychology, 1948.
  134. Werner H. Comparative psychology of mental development. N.Y., 1957.
  135. White R.K., Lippitt R. Autocracy and Democracy: An experimental Equiry. Harper, 1960.
Заполнить форму текущей работой