Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции
![Диссертация: Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции](https://gugn.ru/work/4960871/cover.png)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Для создания психологически комфортной атмосферы в учебном процессе, а также обеспечения его наибольшей эффективности необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности эмоционально-психологического состояния ребенка. Состояние беспокойства и тревожности ребенка часто определяется обстановкой в семье, особенностями воспитания и взаимодействия родителей с ребенком… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. 1. Концепции тревоги в психологических исследованиях 8 отечественных и зарубежных психологов
- 1. 2. Психодиагностические методы изучения тревожности
- 1. 3. Причины формирования тревожных состояний у детей
- 1. 4. Методы психокоррекционной работы
- ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Объект исследования
- 2. 2. Методы психодиагностического исследования
- 2. 3. Методы психокоррекционной работы
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 3. 1. Результаты первого психодиагностического среза
- 3. 2. Результаты второго психодиагностического среза
- ГЛАВА 4. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
- 4. 1. Психологическая помощь педагогам
- 4. 2. Психологическая помощь родителям
- 4. 3. Психокоррекционная работа с детьми
- 4. 4. Результаты контрольного психодиагностического среза
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ВЫВОДЫ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРИЛОЖЕНИЕ
Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Для создания психологически комфортной атмосферы в учебном процессе, а также обеспечения его наибольшей эффективности необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности эмоционально-психологического состояния ребенка. Состояние беспокойства и тревожности ребенка часто определяется обстановкой в семье, особенностями воспитания и взаимодействия родителей с ребенком, а также эмоциональной атмосферой в классе и личностными особенностями педагогов и родителей.
Изучение актуального состояния ребенка, его ближайшего окружения, знакомство с его самоощущениями в семье, в школе и анализ полученных данных позволяют не только констатировать наличие высокого уровня тревожности у ребенка, но и вскрыть причины и механизмы формирования этого состояния для разработки форм и методов психокоррекционной работы с детьми, способов индивидуальной и групповой консультативной помощи педагогам и родителям.
Анализ литературных источников показывает, что ряд авторов рассматривают проблемы изучения актуального состояния ребенка через диагностику ситуативной и личностной тревожности (Е.Т.Соколова, 1980; Б. Г. Херсонский, 1988; Г. Я. Кудрина, 1992) — вопросы влияния семьи и внутрисемейных отношений на формирование тревожных состояний у детей (А. С. Спиваков екая, 1986; Г. Т. Хоментаускас, 1989) — проблемы развития невротических состояний в связи с повышенной тревожностью ребенка (В.И.Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, 1977; А. С. Спиваковская, 1988) .
Авторы рассматривают вопросы влияния особенностей семейного воспитания на эмоциональное состояние и развитие ребенка (И.Э.Плотниекс, 1991; Р. Кэмпбелл, 1992; Г. В. Залевский, Л. Н. Авдеенок, 1995; И. Я. Стоянова, 1995).
Особое внимание уделяется проблемам совместной деятельности педагогов и учащихся. Учитель часто занимает доминирующую позицию, подавляя познавательную активность и инициативу учащихся, рассматривая детей как обучаемых объектов, способствуя формированию и развитию школьных, дидактогенных неврозов.
В.Е.Каган, 1984; И. В. Дубровина, 1995). Ряд авторов указывают на непосредственную связь стиля общения учителя с эмоционально гармоничным состоянием учеников (В.Г. Степанов, 1986; Г. А. Жук, 1989; Г. М. Бреслав, 1990; А. Л. Крупенин, И. Крохина, 1995) .
Многочисленные исследования посвящены вопросам снижения тревожности, стабилизации эмоционального состояния и лечения детских неврозов психотерапевтическими методами (М.И.Буянов, 1976; В. И. Гарбузов, 1977; Г. А. Ковалев, 1981; А. И. Захаров, 1982).
Однако в литературных источниках отсутствуют данные, указывающие на комплексный подход к решению проблемы снижения высокого уровня тревожности у школьника в связи с оказанием психологической помощи всем участникам педагогического процесса (детям, педагогам и родителям).
Изучение этих вопросов мы считаем важным для стабилизации эмоционального состояния ребенка, а также его эффективной адаптации в социуме.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Изучить факторы, способствующие формированию тревожности у учащихся 1−3 классов, и определить пути ее профилактики и коррекции.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Успешность адаптации к учебному процессу зависит от уровня тревожности ребенка, который обусловлен группой социальнопсихологических факторов и поддается профилактике и коррекции.
Для реализации поставленной цели, а также проверки выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить взаимосвязь уровня тревожности и эмоционально значимых отношений у учащихся 1−3 классов.
2. Изучить уровень тревожности педагогов и родителей и особенности родительского отношения.
3. Определить зависимость уровня тревожности детей от уровня тревожности педагогов и родителей, особенностей школьных и внутрисемейных отношений, социально-психологической проблематики семьи.
4. Апробировать комплексную программу психологической помощи участникам педагогического процесса.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: участники педагогического процесса (144 учащихся начальных классов экономико-математической гимназии N 1 г. Кемерово, 6 педагогов, 254 родителя).
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Факторы, способствующие формированию тревожности у младших школьников, и влияние на ее снижение профилактической и психокоррекционной работы.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Разработан новый комплексный подход, ориентированный на снижение тревожности у младших школьников с помощью профилактической работы с педагогами и родителями и психокоррекционной работы с учащимися.
Обоснован комплексный подход к оказанию психологической помощи всем участникам педагогического процесса, включающей :
1. Групповые консультации родителей, направленные на ознакомление с основными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, проблемами успешной адаптации к учебному процессу, возможными трудностями в воспитании и обучении и эффективными способами их преодоления.
2. Индивидуальные консультации педагогов и родителей, позволяющие определить основные проблемы в развитии, обучении и воспитании ребенка и, с учетом индивидуальной психодиагностики, сформулировать рекомендации для наиболее эффективного взаимодействия с ребенком, профилактики и преодоления его трудностей.
3. Психокоррекционную работу с детьми по методу Г. А. Азовцевой «Сказкотерапия для оздоровления и развития детей» .
На основании исследования учащихся начальной школы получены новые данные об изменении уровня тревожности у учащихся начальной школы в течение учебного года, о преобладающих видах тревожности в зависимости от класса, о связи тревожности ребенка с тревожностью педагогов и родителей, положением семьи в современной социальноэкономической обстановке.
Выявлены социально — психологические факторы, способствующие формированию тревожности у учащихся 1−3 классов. Анализ значимости этих факторов позволяет оценить влияние современной экономической ситуации на эмоциональное состояние младших школьников.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. На основании результатов исследования апробирована программа профилактической и психокоррекци-онной работы с учащимися, педагогами и родителями.
Профилактическая работа с педагогами и родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных консультаций. Психокоррекционная работа с учащимися 1−3 классов включает занятия по развитию творческих способностей с применением метода сказкотерапии (урочная форма работы) и психокоррекционные занятия по методу сказкотерапии (внеурочная форма работы) .
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. Повышенная тревожность учащихся 1−3 классов является дестабилизирующим фактором при адаптации ребенка к учебному процессу. Тревожность ребенка формируется под влиянием «тревожных» педагогов и родителей, обуславливающих особенности школьных и внутрисемейных отношений, в связи с положением семьи в современной социально — экономической обстановке.
2. Снижение уровня тревожности у младших школьников возможно лишь при комплексном подходе к оказанию психологической помощи всем участникам педагогического процесса.
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялись в процессе экспериментальной работы в экономико-математической гимназии N 1 г. Кемерово. Результаты исследования обсуждались на заседаниях Отдела психологических проблем образования Института образования Сибира, Дальнего Востока и Севера РАО, на научной конференции «Современные проблемы пограничных и аддиктивных состояний», посвященной 15-летию НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН.
Основные идеи и результаты отражены в трех публикациях по теме исследования.
ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Диссертация содержит 9 таблиц и 4 рисунка.
выводы.
1. Начальный период школьного обучения характеризуется высоким уровнем тревожности у учащихся 1−3 классов. Причем, в течение учебного года отмечается его значительное увеличение. Так, высокий суммарный показатель тревожности по шкале А. М. Прихожан был зафиксирован у 47,7% первоклассников в начале учебного года и у 79,6%ов концеу 66,7%о учащихся вторых классов — в начале учебного года и у 90,5% - в концеу 37,9%) третьеклассников — в начале учебного года и у 43,1% - в конце.
2. Для первоклассников наибольшее значение имеет система отношений со значимыми взрослыми (родителями и педагогами). У них наиболее высоки показатели межличностной тревожности (65,9% - в начале года и 86,4%о — в конце). Для учащихся вторых классов учение становится ведущим видом деятельности, и поэтому у них наиболее высок уровень учебной тревожности (у 66,1% - в начале года и у 85,7% - в конце).
3. Факторами, способствующими формированию и развитию тревожности у учащихся 1−3 классов, являются следующие психологические условия: повышенная тревожность родителей, неполная семья, конфликтный характер семейных взаимоотношений, преобладающая авторитарная воспитательная позиция родителей, а также современные социально — экономические условия: возможность родителей потерять работу, их неудовлетворенность работой, материальными и жилищными условиями.
4. Для стабилизации эмоционального состояния младших школьников необходим комплексный подход к психологической помощи, ориентированной на всех основных участников педагогического процесса: групповые и индивидуальные консультации для педагогов и родителей, урочные и внеурочные формы психокоррекционной работы с детьми.
5. Психокоррекционная работа с учащимися 1−3 классов по методу Г. А. Азовцевой «Сказкотерапия для оздоровления и развития детей» позволяет существенно снизить тревожность у учащихся 1−3 классов и способствует стабилизации их эмоционального состояния. Так, из 50 учащихся 1−3 классов, принимавших участие в психокоррекционных занятиях и имеющих до занятий высокий уровень всех видов тревожности по шкале А. М. Прихожан и тесту М. Люшера, по окончании занятий высокий уровень учебной тревожности отмечен только у 14 человек (28,0%), самооценочной — у 9 человек (18,0%), межличностной — у 5 человек (10,0%), ситуативной — у 4 человек (8,0%), личностной — у 5 человек (10,0%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Психодиагностическая работа, проведенная с учащимися 1 -3 классов, показала, что значительный их процент имеют повышенный уровень тревожности. Кроме того, в течение учебного года эти показатели увеличиваются.
Повышенный уровень тревожности мы рассматриваем как проявление расслабляющей тревоги, которая, несомненно, является дестабилизирующим фактором при адаптации учащихся к учебному процессу. Высокая тревожность мешает школьнику объективно оценивать свои возможности, проявлять инициативу при выполнении учебных заданий, свободно устанавливать контакты с педагогами, родителями и сверстниками.
Определяя значимые для формирования тревожности у младших школьников факторы, можно выделить психологические (неполная семья, повышенная тревожность родителей и педагогов, негативные самоощущения ребенка в семье и школе, конфликтный характер семейных взаимоотношений и авторитарная или гиперопекающая воспитательная позиция родителей) и социальные (возможность родителей потерять работу, наличие работы по специальности и степень их удовлетворенности работой, материальными и жилищными условиями).
В современной экономической обстановке для родителей имеют особую значимость именно социально-экономические проблемы семьи, тогда как психологическая проблематика теряет для них свою актуальность. Это делает необходимым оказание психологической помощи и ведение профилактической и психокоррекционной работы не только со школьниками, но и с их педагогами и родителями.
Наше исследование показало, что максимальная эффективность данных мероприятий достигается именно при комплексном решении проблемы. Работа ведется практически со всем ближайшим семейным и школьным окружением ребенка, что позволяет наиболее точно определить суть его проблем и форму необходимой психологической помощи.
Работа с педагогами и родителями в форме групповых и индивидуальных психологических консультаций позволяет им не только получить сведения об особенностях эмоционального состояния ребенка, но и рассмотреть совместно с психологом причины формирования этого состояния и способы его стабилизации.
Проведение психокоррекционных занятий по методу сказкотерапии Г. А. Азовцевой с учащимися 1 — 3 классов способствует снятию тревожности, развитию навыков социальной коммуникации, творческого мышления и воображения.
Мы считаем, что применение подобного опыта психологической помощи школьникам, педагогам и родителям необходимо в работе школьных психологов.
Список литературы
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсацмя (пограничные нервно-психические расстройства). М.: Наука, 1976.-243.
- Анастази А. Психологическое тестирование, кн. 1. М.: Педагогика, 1982.- 320.
- Анастази А. Психологическое тестирование, кн. 2. М.: Педагогика, 1982.- 336.
- Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н. В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения //Вопросы психологии. 1993, N1. с.47−53.
- Белопольская Н.Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом // Вопросы психологии. 1992, N 1−2. с. 33−42.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологичкская адаптация человека.Л.: Наука, 1988.- 270.
- Березовин Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Минск, 1975.- 275.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.- 464.• 9. Болынунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. 1993, N 5. с. 39−43.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 1990.- 140.
- Бурменская Г. В. Возрастно- психологическое консультирование. М.: изд-во МГУ, 1990.- 134.
- Буянов М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Центр, ин-т усовершенствования врачей., 1976.- 20.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988.- 207.
- Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., Просвещение, 1992.
- Буянов М.И. Тяжелые люди. М., Рос. об-во медиков-литераторов, 1993.-216.
- Венгер A.JI. Хорошо ли вашему ребенку в школе // Популярная психология для родителей. М.: Педагогика, 1988. с. 148- 152.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. Т.З.- 367.
- Гарбузов В.И. Навязчивые состояния у детей и подростков. Авто-реф. дис. Л., 1972.
- Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. Л.: Медицина, 1990.-172.
- Гарбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. М.: Медицина, 1977.- 272.
- Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. М.: Изд во МГУ, 1987.- 148.
- Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988, N 4.- с.161−167.
- Добрынина О.А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи. Автореф. дис. М., 1993.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: изд. центр «Академия», 1995.- 170.
- Жук Г. А! Психолого-педагогические основы обучения, воспитания и здоровья. Кишинев, Штиинца, 1989.- 115.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988.- 170.
- Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения. Иркутск, Вост.-Сиб. книжное изд-во, 1976.- 190.
- Залевский Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск: изд-во Том. ун-та, 1993.-272.
- Залевский Г. В., Авдеенок JI.H., Аксенов М. М. Семейный конфликт: механизм и профилактика // Сибирский психологический журнал 1995, вып. 1, с. 51.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. JL: Медицина, 1982.-216.
- Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.- 109.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. JL: Медицина, 1988.248.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993.- 192.
- Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Гиппократ. 1995.
- Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). СПб.: «Респекс», 1995.-192.
- Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., изд-во МГУ, 1971.- 100.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., изд-во МГУ, 1980.- 157.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 1984, N 4. с. 35 — 41.
- Карандышев Ю.Н. Как дети понимают взрослых? Минск: изд-во БГУ, 1981.- 208.
- Ковалев Г. А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений // Семья и формирование личности. М.: НИИОП, 1981.- 96.
- Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., Педагогика, 1987.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1988.- 80.
- Крупенин A.JI., Крохина И. М. Эффективный учитель. Ростов н/ Д., изд-во Феникс, 1995.- 480.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., Просвещение, 1976.- 303.
- Кудрина Г .Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. Иркутск, Вост.-Сиб. книжное изд-во, 1992.- 62.
- Кулагин Б.В. Психология и психофизиология тревожности как свойства и состояния // Физиология человека, 1981, т.7, N 5: с. 917−928.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 1992.188.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофиозиологические исследования // Эмоциональный стресс. М.: 1970. с. 178 -209.
- Лакин Г. Ф. Биометрия. М.: Высш.шк., 1990.- 351.
- Лебединский В.В. Нарушение психологического развития у детей. М.: изд-во МГУ, 1985.- 167.
- Левитов Н.Д. Психология характера. М., Просвещение, 1969.- 424.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, Выща.шк., 1989.-374.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., Медицина, 1977.-208.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.-416.
- Лосева В.К., Луньков А. И. Рассмотрим проблему: дигностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам (серия «Психологическая помощь и консультирование») М.: А.П.О., 1995, вып. 3- 48.
- Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома (серия «Психологическая помощь и консультирование») М.:А.П.О., 1995, вып. 4.-40.
- Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск: Вышэйш. шк., 1986.- 202.
- Маслова Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия // Руководство и лидерство. Л., 1973. с. 45−53.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. М., 1982. с. 108−117.
- Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1990.- 256.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд во Ленингр. ун-та, 1960.-426.
- Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков //Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. М., 1985: с. 42−55.
- Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. Сб.-М.: Педагогика, 1987.- 149.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 357.
- Панин Л.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск: Наука, Сиб. отд- ние, 1981.-178.
- Пивоварова Г. Н. Затяжные реактивные состояния у детей и подростков. М., Медицина, 1962.- 125.
- Пивоварова Г. Н. Нервные заболевания у школьников и их предупреждение. М.: Медицина, 1966.- 47.
- Плишко Н.К. О некоторых особенностях выбора цветов и сенсомо-торных реакций на световые стимулы различной модальности при изменении эмоционального состояния // Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980.
- Плотниекс И.Э. Психология в семье. М.: Педагогика, 1991.-206.
- Прихожан A.M. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.: Педагогика, 1987.- 165.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи.М., Педагогика, 1990.- 158.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике жизни. М. Знание, 1990.- 79.
- Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психологический журнал, т.12, N 1, 1991.-е. 47−55.
- Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности (пер. с венг.). М.: Педагогика, 1983.- 157.
- Раттер Р. Помощь трудным детям (пер. с англ.). М.: Прогресс, 1987.- 269.
- Ричардсон Р.У. Силы семейных уз: руководство по психотерапии в помощь семье. СПб.: Акцидент Ленато, 1994.- 134.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995. 529.
- Роджерс К.Р. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Семья и школа, N10, 1987. с. 22−24.
- Роджерс К.Р. Личные размышления относительно преподавания и учения // Открытое образование, N 5−6, 1993.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универ, 1994. 480.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., Просвещение, 1990.- 127.
- Савенко Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974. с. 95- 112.
- Семке В.Я., Нохрина Л. Я., Судаков В. И., Басалаева Л. А. О новых формах специализированной помощи детям и подросткам с неврозами //Неврозы у детей и подростков. Тезисы докладов всесоюзной конференции. М., 1986.- 209.
- Семке В.Я., Положий Б. С. Пограничные состояния и психические расстройства. Томск: изд-во Том. ун-та, 1990.- 209.
- Сермягина О.С. Эмоциональные отношения в семье. Кишинев: Штиин-ца, 1991. -85.
- Симеон Т.П. Неврозы у детей и их предупреждение и лечение. М.: Медгиз., 1958.- 216.
- Сканави Е.Е. Реактивные состояния (психозы и неврозы) у детей и подростков. М.: Гос. науч.- исслед. ин-т психиатрии МЗ РСФСР, 1962.- 176.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: изд -во МГУ, 1980.-176.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., изд-во МГУ, 1989.- 213.
- Соколова Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств // Вопросы психологии, N 2 1995.- с. 92−105.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986.- 159.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.: изд-во МГУ, 1988.-200.
- Степанов В.Г. Индивидуальный подход при разрешении конфликтных ситуаций // Конфликты в школьном возрасте и пути их преодоления и предупреждения. М.: МОПИ, 1986. 127.
- Стеценко С.А. Специфика психологических мехенизмов адекватной эмоциональной оценки у тревожных детей //Неврозы у детей и подростков. Тезисы всесоюзной конференции. М., 1986. с. 172−174.
- Стоянова И.Я. Ролевые особенности родителей учащихся младших классов и принципы семейной психологической помощи в школе // Сибирский психологический журнал, 1995, вып. 1.-е. 55−56.
- Сухарева Т.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.1.М., 1955- т.2. М., 1959.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987.-351.
- Титаренко В.Я. Такие разные дети. Киев.: Рад. шк., 1989.-139.
- Флейк-Хобсон К. Мир входящему. М.:, Центр общечеловеч. ценностей. Республика, 1992.- 510 с.
- Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеч. ценностей. Республика, 1993.- 510.
- Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.- 283.
- Хазанова М.А. Феномен принятия в психотерапевтическом консультировании // Вопросы психологии, N 2, 1993. с.49−54.
- Ханин Ю.Л., Буланова Г. В. Статус и эмоциональное состояние личности в группах разного уровня развития // Вопросы психологии, N 5, 1981.- 129−133.
- Ханин Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности // Вопросы психологии, N 5, 1991.- 56−64.
- Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний. Киев: Здоровья, 1988.-102.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.- 160.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Изд кая группа «Прогресс — Универс», 1993.- 480.
- Шуман С.Г. Родительские тревоги. М.: Педагогика, 1989.- 175.
- Шустер В.А. К проблеме поведения и поступков личности // Психолого-педагогические проблемы формирования личности. М., 1988.
- Шустер В.А. Влияние поведения учителя на поведение младших школьников//Педагогическоевзаимодействие:психологический аспект. М., 1990.- 174.
- Эльконин Д.Б. Психолого- педагогическая диагностика: проблемы и задачи () Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.
- Эткинд A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии. JL, 1980.
- Abt L., Bellak L. Projective psychology. N.Y., 1950.
- Adlers A. Psychology a un dzive. Riga., 1932.- 114 p.
- Bellak L. The FAT, CAT and SAT in clinical use. N. Y., 1978.
- Dragus J. G., Haley E.M., Phillips L. Studies of Rorshsch content: a review of the research literature. «J. proj. tech., 1967″, v. 31, 1−2- 1968, v. 32, 1−2.
- Doan J.A. Family interaction and communication deviance in distrubed and normal families: a review of reseach // Family Process.- 1978, vol. 17-p. 357−376.
- Frank G.H. The role of the family in the development of psycho-patology//Psychological Bulletin., 1965.- vol. 64-p. 191−205.
- Frank L. K. Projective methods for the study of the personality.!. of psychol», 1939, v.8.
- Freud S. Collected papers. London., 1953.
- Fromm E. Escape from freedom. N.Y., 1941.
- Fromm E. Man for himself> N.Y., 1947.
- Hilgard E.R., Atkinson R.C. Introduction to psychology.- N.Y., Chicago- Harcout, Brace and World, 1967. 686 p.
- Jacob T. Family intaraction in disturbed and normal families: a methodological and substantive review//Psychological Bulletin. 1975, vol. 82.-p. 33−65.
- Jaspers K. Allgemeine Psychopathologie. 5 th. ed. Berlin, 1948.
- Kepinski A Lek. Warzawa, 1977.
- Kisker G. W. The disorganised personality.- N.Y.- Mc. Grow Hill, 1972.- 562.
- Lewin K. A dynamic thery of personality. N. Y, 1935.
- May R. The meaning of anxiety. N.Y., 1979.
- Rogers C. R. A theory of therapy personality and interpersonal relationships as developed in clientcentered flamework // Koch S. Psychology: A study of science, v.3, N.Y., 1959.
- Sargent H. Projektive methods: their origin, theory and application in personality receach." Psychol.Bull.", 1945, v.42.
- Spielberger C.D. Anxiety as an emotional state // Spielberger C.D. Anxiety: current theory and research, v.l., N.Y., Academia Press, 1972.
- Sullivan H.S. The interpersonal theory in psychatry. N.Y., 1953.
- Taylor J.A. A personality scale of manifest anxiety. Journal ab Abnormal and Social Psychology, 1948.
- Werner H. Comparative psychology of mental development. N.Y., 1957.
- White R.K., Lippitt R. Autocracy and Democracy: An experimental Equiry. Harper, 1960.