Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с огромным интересом, который проявляется педагогической общественностью к развивающему потенциалу информатики в общем образовании и особенно в начальной школе, высказываются серьезные опасения, связанные с проникновением компьютерною обучения в младшую школу и детские дошкольные учреждения Mhoihc исследователи (Белавина И., Веир С., Горвиц С., Рубцов В. В., Каптелииин В. Н., Ю., Клейман… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
    • 2. 1. Экспериме!гталы (ые исследования особенностей психической деятельности человека при работе на компьютере
    • 2. 2. Экспериментальное исследование особенностей психической деятельности учащихся при освоении компьютерной грамотности
    • 2. 3. Факторный анализ результатов экспериментального исследования особенностей решения задач учащимися в компьютеризированной и традиционной деятельности
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИКИ КОМПЕНСАЦИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И
  • ПРИ БЕСКОМПЬЮТЕРНОМ ОБУЧЕНИИ
    • 3. 1. Анализ современных компьютерных игр и традиционных методик, направленных на развитие мышления младших школьников
    • 3. 2. Методика компенсаций особенностей формирования мышления в условиях компьютеризации обучения
    • 3. 3. Методика компенсации недостатков в формировании мышления при обучении без использования ПК
  • ВЫВОДЫ

Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества происходит активное внедрение компьютерных технологий в различные сферы деятельности человека, в том числе и в обучение и воспитание. Персональные компьютеры (ПК) находят применение уже не только в старшей и средней школе, но также и в младших классах, в учебных курсах информатики при компьютерной поддержке обучения другим предметам, а также во внеучебной, до-суговой деятельности. Применение компьютеров в этом случае имеет, как правило, развивающую направленность. Получили известность разнообразные методики и образовательные программы, нацеленные на развитие психических процессов детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В литературе применение компьютера в учебной и игровой деятельное! и детей рассматривается под углом зрения разработки новых обучающих программ и развивающих методик. При этом упускают из виду имманентное специфическое влияние условий обучения и игры с использованием компьютера на развитие психических процессов и функций у ребенка. При разработке учебных курсов информатики, а также различных игровых обучающих и развивающих компьютерных программ нет системности в представлениях о специфике психических функций в условиях компьютеризированной деятельности. В целом при обучении информатике и компьютерном обучении нет ориентации па те психические операции и виды деятельности, которые окажутся актуальными и ведущими в информационном обицсстс.

В немногочисленных теоретико-психологических работах по данной проблеме имеются противоречивые суждения о характере влияния компьютеризированной деятельности на развитие и формирование мышления.

Вместе с огромным интересом, который проявляется педагогической общественностью к развивающему потенциалу информатики в общем образовании и особенно в начальной школе, высказываются серьезные опасения, связанные с проникновением компьютерною обучения в младшую школу и детские дошкольные учреждения Mhoihc исследователи (Белавина И., Веир С., Горвиц С., Рубцов В. В., Каптелииин В. Н., Ю., Клейман Г. М., Нокс Дж., Пей-uepu С., Тихомиров О. К.) отмечаю! положительное влияние информатизации учебной деятельности на развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста, указывая, что ПК онеры наст широкие возможности для развития не только логического, но и творческого мышления ребенка. Однако сам процесс формирования мышления учащихся при компьютеризированном обучении на современном тгапе развития отечественной психологии остается неизученным.

Это делает актуальным проведение теоретического анализа и экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей формирования мышления в процессе компьютеризированной деятельности учащихся, что и обусловило выбор темы даино* и диссертационного исследования.

Целью данного исследования является изучение влияния компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся.

Объект исследования — процесс формирования мышления учащихся.

Предмет исследования — влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил выдвинуть следующую основную гипотезу: процесс мышления ребенка, включенного в компьютеризированную деятельность, будет значительно отличаться ог мыслительных процессов ребенка не знакомого с ПК. Компьютеризированная учебная деятельность приводит к неравномерному и неоднородному формированию мыслительных процессов у детей в сравнении с традиционной учебной деятельностью. В частности, она стимулирует развитие наглядно-образного мышления, но, вместе с тем, замедляет процесс формирования словесно-лог ического мышления. Компьютер может использоваться как средство развития мышления и как средство его стереотипизации.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ различных подходов к понятиям «мышление» и «интеллект» в современной отечественной и зарубежной психологии.

2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение влияния компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся.

3. Разработать систему развивающих заданий, компенсирующую неравномерность формирования мышления в компьютерной учебной деятельности учащихся и при обучении без использования компьютера.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные научно-теоретические принципы и подходы к изучению проблемы развития мышления, разработанные в трудах А. В. Брушлинского, J1.C. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной и других отечественных психологов. Мы опирались на концепцию, предложенную O.K. Тихомировым и названную «теорией преобразования».

База исследования. Исследование проводилось в течение 1995 — 2000 годов на базе средних школ № 28, № 57, прогимназии № 2, гимназии имени академика Басова г. Воронежа и среди студентов второго курса исторического и четвергого-нятога курсов физико-маi ематичеекого факультетов Воронежского государственного педагогического университета. Общий объем выборки составил 200 человек среди студентов и 211 человек среди учащихся третьих — пятых классов.

Исследование включало четыре этапа:

1) теоретический анализ литературы;

2) пилотажный экспсримсш,.

3) детализирующий эксперимент;

4) разработка компенсирующих методик.

На первом этапе исследования проводился анализ различных теоретических подходов к понятиям «мышление» и «интеллект» в современной отечественной и зарубежной психологии. Второй этап включал в себя проведение пилотажного эксперимента, в задачу которого входило экспериментальное обоснование гипотезы о том, что компьютеризация учебной деятельности стимулирует развитие наглядно-образного мышления, но, вместе с тем, замедляет процесс формирования словесно-логического мышления. Третий этап представлял собой экспериментальное исследование, направленное на изучение влияния компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся. Задачей четвертого этапа являлась разработка развивающих методик, а также системы заданий, компенсирующих неравномерность развития мышления в компьютерной учебной деятельности учащихся и при обучении без использования ПК.

Методы исследования. В соответствии с задачами исследования нами был использован широкий набор методов:

— теоретический анализ научной литературы,.

— наблюдение за различными видами деятельности школьников и студентов,.

— интервью,.

— стандартизированные опросы на основе разработанного нами набора заданий,.

— обработка данных методами многомерной статистики,.

— содержательная интерпретации выявленных факторов.

Достоверность результатов и выводов обеспечивалась комплексным применением апробированных теоретико-методологических концепций, валидных экспериментальных методик исследования, использованием методов математической статистики, а также содержательной интерпретацией полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней.

• предложена модель развития мышления, формирующаяся в процессе компьютеризированной учебной деятельности у учащихся при переходе из младшей школы в среднее звено;

• разработана экспериментальная методика, использование которой позволяет исследовать закономерности формирования наглядно-образного и словесно-логического мышления при компьютеризированной и некомпьютеризированной учебной деятельности;

• подтверждено в эксперименте положение о том, что компьютеризация учебной деятельности стимулирует развитие наглядно-образного мышления учащихся 3−5 классов, но, вместе с тем, замедляет процесс формирования словесно-логического мышления.

Полученные данные развивают теоретические представления о сущности влияния компьютерной деятельности на формирование мышления.

Практическая значимость. Разработаны развивающие методики, направленные на компенсацию неравномерности формирования мышления учащихся 3−5 классов в процессе компьютерной учебной деятельности, а также методика, стимулирующая развитие мышления учащихся в условиях обучения без использования ГТК. Данные методики нашли применение при подготовке школьных психологов, учителей начальной школы на психолого-педагогическом факультете и преподавателей информатики на физико-математическом факультете Воронежского государственного педагогического университета.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Компьютеризация учебной деятельности стимулирует развитие наглядно-образного мышления учащихся 3−5 классов, а также мыслительной деятельности, связанной с формальными операциями над словами. Негативное влияние компьютеризация учебной деятельности оказывает на развитие семантических операций (мыслительной деятельности, связанной с пониманием смысла слов и текста). В мыслительной деятельности учащихся 3 класса проявляются затруднения при определении необходимых состава и последовательности действий по выполнению заданий.

2. В мыслительной деятельности учащихся при выполнении заданий близких к традиционной учебной деятельности проявляются математический и лингвистический факторы, объясняющие дисперсию результатов выполнения тестовых заданий.

3. Недостатки формирования мышления учащихся 3−5 классов в условиях компьютеризированного обучения могут быть скомпенсированы с ломолдоо методики, развивающей составляющие мышления, не активизированные при компьютеризированной деятельности. В то же время отсутствие развивающего влияния компьютеризированного обучения может быть скомпенсировано специальной методикой, развивающей составляющие мышления, активизирующиеся при компьютерном обучении.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры практической психологии Воронежского государственного педагогического университета, на Всероссийских научно-практических конференциях «Черноземье» (1995, 1997), на II Международной научно-практической конференции «Образование — XXI век: Гармонизация образования — формирование одухотворенной личности»". Основные положения работы отражены в публикациях автора в Ежегоднике Российского психологического общества «Психология и практика». По теме диссертационного исследования опубликовано 5 научных статей, в том числи I в зарубежной печати, а также 5 тезисов докладов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации 173 страницы. В работе содержится 10 рисунков, 9 таблиц и 5 приложений.

выводы.

1. Выявлены статистически значимые различия при выполнении батареи тестовых заданий в компьютерном представлении и в традиционном представлении (на бумаге). На основе данных показателей можно утверждать, что успешность мыслительной деятельности, связанной с решением задач у опытных пользователей, зависит от наличия компьютера, который стимулирует их умственную деятельность, оказывается условием успешного выполнения заданий.

2. С помощью специально разработанной экспериментальной методики, направленной на исследование особенностей мышления при компьютеризированной и некомпьютеризированной учебной деятельности, экспериментально обоснована гипотеза о том, что компьютеризация учебной деятельности учащихся 3−5 классов стимулирует развитие у них наглядно-образного мышления, но, вместе с тем, замедляет процесс формирования словесно-логическою мышления.

3. По результатам факторною анализа экспериментального материала выявлено, что в мыслительной дежельности учащихся 3−5 классов при выполнении заданий близких к традиционной учебной деятельности основную роль играют два фактора: математический и лингвистический. У учащихся 3-го класса проявляются затруднения при определении необходимых мыслительных действий по выполнению заданийк пятому классу они исчезают.

4. Скомпенсировать неравт>мсрносm формирования мышления в про.

44 цессе компьютерной учебной деятельности учащихся 3−5 классов, а также в условиях обучения без использования ПК можно с помощью специально подобранного комплекса компенсирующих заданий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Алгоритм изобретения. — М., 1973.
  2. Н. М. Мышление и информация. М., 1963.
  3. . Г. Познавательные потребности и интересы. Уч. зап. ЛГУ, 1959, № 265.
  4. . Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
  5. . Г. Очерки психологии. Л., 1945.
  6. А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского М., 1982.
  7. ПК. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: «Медицина», 1975.
  8. Л. И. Роль анализа в познании причинно-следственных отношений. // В кн.: Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. М.: Издательство АН СССР, 1960.
  9. М. Я. Избранные психологические произведения. М., 1981.
  10. И. Психологические последствия компьютеризации детской игры // Информатика и образование. 1991, № 3 — 4
  11. ., Паулавичюс Р. Система анализа педагогических данных па ЭВМ. Вильнюс, 1987.
  12. Бит А. Современные идеи о детях. М., 1910.
  13. Битг) А. Измерение умственных способностей дсюй. С — П., 1999.146
  14. В. М, Бурлачук Л. Ф Псиojtoi ическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.
  15. В. Г., Рубцов В. В. Игровые компьютерные среды учебного назначения П Информатика и образование. 1990, № 5, С. 10−15.
  16. В. Г., Рубцов В. В Вопросы компьютеризации школьного обучения // Вопросы психологии. 1985, № 6, С. 177 — 178.
  17. Дж. Психология познания М., 1977.
  18. А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  19. А. В. Психология мышления и кибернетика. М.: «Мысль», 1970.
  20. А. В. Психолог ия мышления и проблемное обучение. -М. «Знание», 1983.
  21. А. От действия к мысли. М., 1956.
  22. . М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
  23. . М., Капица М. С. Психологические проблемы изучения интеллекта. / В кн.: Интеллекту, а льные процессы и их моделирование. М.: «Наука», 1987, С. 120−141.
  24. М. Продуктивное мышление М., 1987.
  25. М. В. Задачник Нестандартная математика в школе. М.: «Лайда», 1993.
  26. Л. С. Развитие реш и .мышления. Собрание сочинений В 6 I. Т. 3. — М., 1983, С 254 273.
  27. JI. С Мышление и речь. Собранно сочинений- В 6 т. Т. 2. -М., 1982, С. 5- 361.
  28. Л. С. Мышление и его развитие в детском возрасте. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. — М., 1982, С. 395 — 415.
  29. Л. С. Речь и практическое мышление Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. — М., 1984, С. 6 — 37.
  30. Т.В. Педагогическая психология. М., МГУ, 1995.
  31. Н. Л., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии, 1980, № 1.
  32. П. Я. Введение в психологию. М. 1976.
  33. П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Сб. «Психологическая наука в СССР», Т. Г М.: Издательство АПН РСФСР, 1959.
  34. П. Я., Талызина П. Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопросы психологии, 1957, N6.
  35. Ю. Развивающие игровые программы для дошкольников. // Информатика и образование. 1990, № 4.
  36. К. М., Горбачева Е. И. Умственное р у шигис. критерии и нормативы. М., 1991.
  37. К. М. Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.
  38. Jl. Л. Психологический анализ решения задач Воронеж, 1
  39. В. В. Виды обобщений в обучении. М., 1972.
  40. В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
  41. В. В., Рубцов В. В. Тенденции информатизации советского образования // Советская педагогика. 1990, № 2.
  42. М. Мыслительная деятельность детей М. «Педагогика», 1985.
  43. К. Подходы к исследованию продуктивного мышления. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М, 1981.
  44. К. Психология продуктивного (творческого) мышления. Сб. «Психология мышления» / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: «Прогресс», 1965.
  45. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет. М.: «Новая школа», 1996.
  46. Зак A 3. Развитие умственных способностей младших школьников. -М.: «Просвещение», «Владос», 1994.
  47. Зак А. З. Различия в мышлении детей. М., 1992.
  48. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В. Волина М.: «Просвещение», 1991.
  49. П. И., Невельский П. Б., Рыжкова 11. И., Сологуб В Г Вопросы психологии и теории информации. Обзоры зарубежных исследований. // Вопросы психологии. 1963, № 3.
  50. Интеллект человека и программы ЭВМ. / Под ред. О. К. Тихомирова. -М&bdquo- 1979.51. «Искусственный интеллект» и психология. / Под ред. О. К. Тихомирова. М&bdquo- 1976.
  51. Информатика в играх и задачах: I IV классы: Учебник-тетрадь/Под рук. А. В. Горячева. — М.: «Баллас», «Экспресс», — 1997, 1998.
  52. Информатика в младших классах: Приложение к журналу «Информатика и образование», №>3−4, 1999.
  53. Кабанова-Меллер Е. П. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Издательство АШ1 РСФСР, 1962.
  54. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Издательство АПН СССР, 1968.
  55. В. II. Панкин В. Ф Магематическая статистика. М.: «Высшая школа», 1998.
  56. В. Исследование ишсллскта человекообразных обезьян. М., 1930.
  57. ., НовембсрА., Стоун Дж Основы компьютерной грамотности М.: «Мир», 1989.
  58. Г. М. Школы будущею: компьютеры в процессе обучения. / Пер. с англ. М.: «Радио и связь», 19?7.
  59. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. // Проблемы информатизации высшей школы (специальный выпуск). Бюллетень № 3−4 (13−14), 1998.
  60. Т. В. Мышление в деятельности пользователя. // Пользовательский интерфейс. 1993, № 2.
  61. Т. В. Мышление, опосредованное данными ЭВМ. // Вопросы психологии. 1986, № 6.
  62. Т. В., Тихомиров О. К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: МГУ, 1990.
  63. М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. -М., 1977.
  64. А. Н. Моделирование мышления. М., 1969.
  65. Г. М. Школы будущего: компьютеры и процесс обучения. Пер. с англ. М.: «Радио и связь», 1987.
  66. Л. Н. Обучение учащихся методам рационального мышления и проблемам алгоритмов. // Вопросы психологии. 1961, № 1.
  67. П. С. Об умственной одаренности. М., 1960.
  68. Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
  69. А. И. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  70. А. И. Мышление. Философская энциклопедия., т. 3. М., 1964.
  71. П., Норман Д. Переработка информации у человека. М, 1974.
  72. Д. Р. Речь и мышление. М., 1975.
  73. А. Р. Язык и сознание. М., 1979.
  74. А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956.
  75. Е. Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности. М., 1988.
  76. Е., Косов Ю., Мележик Ю. Компьютерные игры в обучении // Информатика и образование. 1990, № 2, С. 66 — 71.
  77. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: «Педагогика», 1988.
  78. Е. И., Андриевская В. В., Комиссарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе. Киев: «Выща шк.», 1989.
  79. Е. И., Бондаровская В. М. Зарубежные концепции программированного обучения. Киев: «Квирту», 1964.
  80. Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. -М., 1965.
  81. Е. Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М.: «Тривола», 1994.
  82. Мышление, процесс, деятельность, общение. Под ред. Брушлинского А. В. М., 1982.
  83. Р. С. Психолог ия. Кн. 1 Общие основы психологии. М.: «Просвещение», «Владос», 1995.
  84. Н. Искусственный интеллект. М., 1973.
  85. С. Проблемы информатизации дошкольного образования // Информатика и образование. 1990, №. 2, С. 93 — 96.
  86. Дж. Что могу г дать компьютеры педагогике: Взгляд из американской школы // Информатика и образование 1990, № 1.
  87. Д., Шоу Дж., Саймой Г. А. Процессы творческого мышления. Сб. «Психология мышления» / Под ред А. М. Мапошкина. М.: «Прогресс», 1965.
  88. Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столица. -М.: МГУ, 1987.
  89. Я. Факторный анализ. М «Статистика», 1974.
  90. Пейнерг С Переворог в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М. «Педагогика», 1989.
  91. Ю., Дуванов Д., Зайдельман Я., Гольцман М. Роботландия. -М.: НЦ ПСО при МГК по НО, 1991
  92. . Избранные психологические труды. М., 1969.
  93. Планируем уроки информатики. М.: Информатика и образование, 1999.
  94. Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: «Просвещение», 1967.
  95. Я. А. Психология творческого мышления. М., 1968.
  96. Я. А. Психика и интуиция. М., 1967.
  97. Я. А. Психолог ия творчества и педагогика. М., 1976.
  98. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. М., 1990.
  99. Психологическая диа (нос гика. Проблемы и методы. М., 1981.
  100. Психологическая диагностика' Учебное пособие. / Под ред. К М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд--во УРАО, 1997.
  101. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. / Под ред. О К. Тихомирова. М., № 79
  102. Психологические исследования торческой деятельности. / Под ред О. К. Тихомирова. М1975
  103. Психологические проб. темы переработки знаковой информации. -М., 1977.
  104. Психология мышлении Под ред Л М Матюшкина. М., 1965.
  105. С. Л. Основы общей психологии. М., 19−16.
  106. Рубинштейн С. J1. О мышлении и путях его исследования. М.: Издательство АПН РСФСР, 1958.
  107. В. В., Каптелин В Н, Львовский В. А., Невуева Л. Ю., Ула-новская И. М. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения (психологическая концепция). // Информатика и образование. 1989, № 3, № 1
  108. Г. Пауки об искусст венном М., 1972.
  109. Ю. II. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М.: Издательство АПП РСФСР, 1962.
  110. П. М. 399 -задач для развития ребенка. Иллюстрированное пособие. М.: «Олма-Пресс», 1999.
  111. И. М. Избранные произведения в двух томах. М.: Издательство АН СССР, 1952, Т 1.
  112. А. Э Разните творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Гринго», 1996.
  113. В. Г. Вопросы психологии и теории информации. Обзоры зарубежных исследований. //Вопросы психологии 1963,№ 3.
  114. Р. Л. Когнитивная психология Пер. с англ М.: «Триио-ла», 1996.
  115. К.В. Общая теория функциональных систем. М.: «Медицина», 1984.
  116. Н.Ф. Теория по тип ни о формирования умственных дей ствий и проблема развития мышления Сб. «Обучение и развитие». М.: «Просвещение», 1966.
  117. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  118. Н. Ф., Кочурова Э. Н. «Перенос» приема подведения под понятие с одного вида понятия на другие. «Новые исследования в педагогических науках» М.: «Просвещение», 1965
  119. В. М. Избранные психологические труды. М., 1985.
  120. В. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  121. В. М. Способности и одаренность. М, 1941.
  122. Ти граном Л, И. Развитие логического мышления детей с -недостатками слуха. Книга для учителя. -М.: «Просвещение», 1991.
  123. O.K. Психология компьютеризации. Киев, 1988.2п. Тихомиров O.K. Психология мышления. ~М.: МГУ, 1984.
  124. О. К. Структура мыслительной деятельности человека. -М., 1969.
  125. О. К., Бабанин Л И ЭВМ и новые проблемы психологии. -М., 1986.
  126. О. К, Белавин-* И. Г'., Войскупский А. Е. Психология и практика программного обеспечения ЭВМ. Вести. Моек ун-ra Сер. Психология, 1981.
  127. О. К., Лысенко Г. Г Психология компьютерной игры 7 Новые методы и средства обучения. М. 1988, № 1.
  128. Л. Ф., Басов Л. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: ТОО «Гринго», 1995
  129. Г. Современный факторный анализ. М.: «Статистика», 1972.
  130. Человек и вычислительная техника Под ред. В. М. Глушкола. -Киев, 1970.
  131. Человек и компьютер. Под ред. О. К. Тихомирова. М. 1972.
  132. С. И. Об алгоритмизации процесса формирования понятий. // Вопросы психологии. 1967, № 2.
  133. ЭВМ: юра и творчество / Александров В. В., Алексеев А. И., Семейкой А. И.- Под общ. ред. д-ра техн. наук Александрова В. В. Л.: «Машиностроение», 1989.
  134. . Д. Б.&bdquo- Давыдов В. В Вопросы психологии учебной деятельности младших школы" и ко г, -М АПН РСФСР, 1962.
  135. Эсаулов, А Ф. Психмлогия решения задач. М.: Высш. шк, 3972.
  136. А. Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. Л.: Издательство ЛГУ, 1979.
  137. А. Ф. Активизация дчебно-познавателыюй деятельности студентов. -М.: Выеш шк., 1982.
  138. И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М., 1980.
  139. И. С. Знание и мышление школьника. М., 1972.
  140. Aiken R. Teachers and Computers. What is the key component // Papert Presentet at AEC (Automatization of the Educational System) in Secondary and High Schools. Institute Kurchatova. M., 1989, May 26.
  141. Aderson R. E., Baker P. M. The role of computer empathy in human-computer games // Small Group Research Laboratory Department of Sociology. Univ. of Minnesota. Minneapolis, 1975.
  142. Guilford J. P. The structure of intellect. // «Psychological bulletin». -vol. 53, 1956, No. 4.
  143. Guilford J. P. Three feces of intellect. // «The American psychologist». -vol. 14, 1959, No. 8.
  144. Kogan G., Kogan N. Individual Variation in cognitive processes. In Paul H Mussen (Ed). CarmichaeVs manual of Child Byhology. — N.Y., 1970.
  145. Newell A., Simon H. Human problem solving. N.Y., 1972.
  146. Papert S. Mindstorms: Children, Computers and Powerful Ideas. N. Y., 1980, P. 19.
  147. Spearman C. General intelligence, objectively determined and measured. // «American journal of psychology». 1901, No. 15.
  148. Spearman C. The abilities =."f man. I omlon, 1927.
  149. Thurslone L. Primary abilH? t"ГMan. N Y, 1957.
  150. Ph. Г. The structure of human abilities. Loudon, 1961.
  151. Weip S. The Computer in Schools: Machine as Humanizer // Symposium: Computers in Classroom Instruction. Harvard Educational Review. -1989, vol. 59, No. 1, P. 61.1. ЗАПУТАННОЕ ПИСЬМО.
  152. Все слова разорвались на части, и понять ничего нельзя. Попробуйтеразобрать, чт о бы то написано).
  153. РЫБУ НЕ СКОТИН, А КРЫШЕ СЪЕЛ.
  154. Вместо точек выбери и подставь буквы в начало и конец каждого слова так, чтобы получилось новое слово) 161 В начало слова: во м ко г ю в конец слова: а мор ок ня ть. рот.. ухо.. лоб.. усы.. нос .
  155. Подсказка: в первых трех словах буква «о» повторяется дважды, потом -один раз, в четвертом слове ее нет совсем.6. ГОЛОВОЛОМКА
  156. В каждом квадрате 9 клеток. Перемещая, но одной букве (внутри квадратов), превратите эту головоломку в волшебную фигуру, в которой буквы слева направо и сверху вниз образовали одни и те же слова.
  157. Примечание. В каждом квадрате второе слово начинается на «о». В нервом слове в каждом квадрате вторая буква «о».1. С О Ч СОМ1. МММ -----→ О Ч И1. Р ИО МИР1. А Г, А ТОМмое — —> ОСА1. МОГ МАГ1. НО, А Н О с1. СОД ----→ ОКА1. САК САД7. ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ.
Заполнить форму текущей работой