Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся
Вместе с огромным интересом, который проявляется педагогической общественностью к развивающему потенциалу информатики в общем образовании и особенно в начальной школе, высказываются серьезные опасения, связанные с проникновением компьютерною обучения в младшую школу и детские дошкольные учреждения Mhoihc исследователи (Белавина И., Веир С., Горвиц С., Рубцов В. В., Каптелииин В. Н., Ю., Клейман… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
- 2. 1. Экспериме!гталы (ые исследования особенностей психической деятельности человека при работе на компьютере
- 2. 2. Экспериментальное исследование особенностей психической деятельности учащихся при освоении компьютерной грамотности
- 2. 3. Факторный анализ результатов экспериментального исследования особенностей решения задач учащимися в компьютеризированной и традиционной деятельности
- ГЛАВА 3. МЕТОДИКИ КОМПЕНСАЦИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И
- ПРИ БЕСКОМПЬЮТЕРНОМ ОБУЧЕНИИ
- 3. 1. Анализ современных компьютерных игр и традиционных методик, направленных на развитие мышления младших школьников
- 3. 2. Методика компенсаций особенностей формирования мышления в условиях компьютеризации обучения
- 3. 3. Методика компенсации недостатков в формировании мышления при обучении без использования ПК
- ВЫВОДЫ
Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества происходит активное внедрение компьютерных технологий в различные сферы деятельности человека, в том числе и в обучение и воспитание. Персональные компьютеры (ПК) находят применение уже не только в старшей и средней школе, но также и в младших классах, в учебных курсах информатики при компьютерной поддержке обучения другим предметам, а также во внеучебной, до-суговой деятельности. Применение компьютеров в этом случае имеет, как правило, развивающую направленность. Получили известность разнообразные методики и образовательные программы, нацеленные на развитие психических процессов детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В литературе применение компьютера в учебной и игровой деятельное! и детей рассматривается под углом зрения разработки новых обучающих программ и развивающих методик. При этом упускают из виду имманентное специфическое влияние условий обучения и игры с использованием компьютера на развитие психических процессов и функций у ребенка. При разработке учебных курсов информатики, а также различных игровых обучающих и развивающих компьютерных программ нет системности в представлениях о специфике психических функций в условиях компьютеризированной деятельности. В целом при обучении информатике и компьютерном обучении нет ориентации па те психические операции и виды деятельности, которые окажутся актуальными и ведущими в информационном обицсстс.
В немногочисленных теоретико-психологических работах по данной проблеме имеются противоречивые суждения о характере влияния компьютеризированной деятельности на развитие и формирование мышления.
Вместе с огромным интересом, который проявляется педагогической общественностью к развивающему потенциалу информатики в общем образовании и особенно в начальной школе, высказываются серьезные опасения, связанные с проникновением компьютерною обучения в младшую школу и детские дошкольные учреждения Mhoihc исследователи (Белавина И., Веир С., Горвиц С., Рубцов В. В., Каптелииин В. Н., Ю., Клейман Г. М., Нокс Дж., Пей-uepu С., Тихомиров О. К.) отмечаю! положительное влияние информатизации учебной деятельности на развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста, указывая, что ПК онеры наст широкие возможности для развития не только логического, но и творческого мышления ребенка. Однако сам процесс формирования мышления учащихся при компьютеризированном обучении на современном тгапе развития отечественной психологии остается неизученным.
Это делает актуальным проведение теоретического анализа и экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей формирования мышления в процессе компьютеризированной деятельности учащихся, что и обусловило выбор темы даино* и диссертационного исследования.
Целью данного исследования является изучение влияния компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся.
Объект исследования — процесс формирования мышления учащихся.
Предмет исследования — влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся.
Теоретический анализ проблемы исследования позволил выдвинуть следующую основную гипотезу: процесс мышления ребенка, включенного в компьютеризированную деятельность, будет значительно отличаться ог мыслительных процессов ребенка не знакомого с ПК. Компьютеризированная учебная деятельность приводит к неравномерному и неоднородному формированию мыслительных процессов у детей в сравнении с традиционной учебной деятельностью. В частности, она стимулирует развитие наглядно-образного мышления, но, вместе с тем, замедляет процесс формирования словесно-лог ического мышления. Компьютер может использоваться как средство развития мышления и как средство его стереотипизации.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ различных подходов к понятиям «мышление» и «интеллект» в современной отечественной и зарубежной психологии.
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение влияния компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся.
3. Разработать систему развивающих заданий, компенсирующую неравномерность формирования мышления в компьютерной учебной деятельности учащихся и при обучении без использования компьютера.
Методологическую основу исследования составили фундаментальные научно-теоретические принципы и подходы к изучению проблемы развития мышления, разработанные в трудах А. В. Брушлинского, J1.C. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной и других отечественных психологов. Мы опирались на концепцию, предложенную O.K. Тихомировым и названную «теорией преобразования».
База исследования. Исследование проводилось в течение 1995 — 2000 годов на базе средних школ № 28, № 57, прогимназии № 2, гимназии имени академика Басова г. Воронежа и среди студентов второго курса исторического и четвергого-нятога курсов физико-маi ематичеекого факультетов Воронежского государственного педагогического университета. Общий объем выборки составил 200 человек среди студентов и 211 человек среди учащихся третьих — пятых классов.
Исследование включало четыре этапа:
1) теоретический анализ литературы;
2) пилотажный экспсримсш,.
3) детализирующий эксперимент;
4) разработка компенсирующих методик.
На первом этапе исследования проводился анализ различных теоретических подходов к понятиям «мышление» и «интеллект» в современной отечественной и зарубежной психологии. Второй этап включал в себя проведение пилотажного эксперимента, в задачу которого входило экспериментальное обоснование гипотезы о том, что компьютеризация учебной деятельности стимулирует развитие наглядно-образного мышления, но, вместе с тем, замедляет процесс формирования словесно-логического мышления. Третий этап представлял собой экспериментальное исследование, направленное на изучение влияния компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся. Задачей четвертого этапа являлась разработка развивающих методик, а также системы заданий, компенсирующих неравномерность развития мышления в компьютерной учебной деятельности учащихся и при обучении без использования ПК.
Методы исследования. В соответствии с задачами исследования нами был использован широкий набор методов:
— теоретический анализ научной литературы,.
— наблюдение за различными видами деятельности школьников и студентов,.
— интервью,.
— стандартизированные опросы на основе разработанного нами набора заданий,.
— обработка данных методами многомерной статистики,.
— содержательная интерпретации выявленных факторов.
Достоверность результатов и выводов обеспечивалась комплексным применением апробированных теоретико-методологических концепций, валидных экспериментальных методик исследования, использованием методов математической статистики, а также содержательной интерпретацией полученных данных.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней.
• предложена модель развития мышления, формирующаяся в процессе компьютеризированной учебной деятельности у учащихся при переходе из младшей школы в среднее звено;
• разработана экспериментальная методика, использование которой позволяет исследовать закономерности формирования наглядно-образного и словесно-логического мышления при компьютеризированной и некомпьютеризированной учебной деятельности;
• подтверждено в эксперименте положение о том, что компьютеризация учебной деятельности стимулирует развитие наглядно-образного мышления учащихся 3−5 классов, но, вместе с тем, замедляет процесс формирования словесно-логического мышления.
Полученные данные развивают теоретические представления о сущности влияния компьютерной деятельности на формирование мышления.
Практическая значимость. Разработаны развивающие методики, направленные на компенсацию неравномерности формирования мышления учащихся 3−5 классов в процессе компьютерной учебной деятельности, а также методика, стимулирующая развитие мышления учащихся в условиях обучения без использования ГТК. Данные методики нашли применение при подготовке школьных психологов, учителей начальной школы на психолого-педагогическом факультете и преподавателей информатики на физико-математическом факультете Воронежского государственного педагогического университета.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Компьютеризация учебной деятельности стимулирует развитие наглядно-образного мышления учащихся 3−5 классов, а также мыслительной деятельности, связанной с формальными операциями над словами. Негативное влияние компьютеризация учебной деятельности оказывает на развитие семантических операций (мыслительной деятельности, связанной с пониманием смысла слов и текста). В мыслительной деятельности учащихся 3 класса проявляются затруднения при определении необходимых состава и последовательности действий по выполнению заданий.
2. В мыслительной деятельности учащихся при выполнении заданий близких к традиционной учебной деятельности проявляются математический и лингвистический факторы, объясняющие дисперсию результатов выполнения тестовых заданий.
3. Недостатки формирования мышления учащихся 3−5 классов в условиях компьютеризированного обучения могут быть скомпенсированы с ломолдоо методики, развивающей составляющие мышления, не активизированные при компьютеризированной деятельности. В то же время отсутствие развивающего влияния компьютеризированного обучения может быть скомпенсировано специальной методикой, развивающей составляющие мышления, активизирующиеся при компьютерном обучении.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры практической психологии Воронежского государственного педагогического университета, на Всероссийских научно-практических конференциях «Черноземье» (1995, 1997), на II Международной научно-практической конференции «Образование — XXI век: Гармонизация образования — формирование одухотворенной личности»". Основные положения работы отражены в публикациях автора в Ежегоднике Российского психологического общества «Психология и практика». По теме диссертационного исследования опубликовано 5 научных статей, в том числи I в зарубежной печати, а также 5 тезисов докладов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации 173 страницы. В работе содержится 10 рисунков, 9 таблиц и 5 приложений.
выводы.
1. Выявлены статистически значимые различия при выполнении батареи тестовых заданий в компьютерном представлении и в традиционном представлении (на бумаге). На основе данных показателей можно утверждать, что успешность мыслительной деятельности, связанной с решением задач у опытных пользователей, зависит от наличия компьютера, который стимулирует их умственную деятельность, оказывается условием успешного выполнения заданий.
2. С помощью специально разработанной экспериментальной методики, направленной на исследование особенностей мышления при компьютеризированной и некомпьютеризированной учебной деятельности, экспериментально обоснована гипотеза о том, что компьютеризация учебной деятельности учащихся 3−5 классов стимулирует развитие у них наглядно-образного мышления, но, вместе с тем, замедляет процесс формирования словесно-логическою мышления.
3. По результатам факторною анализа экспериментального материала выявлено, что в мыслительной дежельности учащихся 3−5 классов при выполнении заданий близких к традиционной учебной деятельности основную роль играют два фактора: математический и лингвистический. У учащихся 3-го класса проявляются затруднения при определении необходимых мыслительных действий по выполнению заданийк пятому классу они исчезают.
4. Скомпенсировать неравт>мсрносm формирования мышления в про.
44 цессе компьютерной учебной деятельности учащихся 3−5 классов, а также в условиях обучения без использования ПК можно с помощью специально подобранного комплекса компенсирующих заданий.
Список литературы
- Альтшулер Г. С. Алгоритм изобретения. — М., 1973.
- Амосов Н. М. Мышление и информация. М., 1963.
- Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы. Уч. зап. ЛГУ, 1959, № 265.
- Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
- Ананьев Б. Г. Очерки психологии. Л., 1945.
- Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского М., 1982.
- Анохин ПК. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: «Медицина», 1975.
- Анциферова Л. И. Роль анализа в познании причинно-следственных отношений. // В кн.: Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. М.: Издательство АН СССР, 1960.
- Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., 1981.
- Белавина И. Психологические последствия компьютеризации детской игры // Информатика и образование. 1991, № 3 — 4
- Битинас Б., Паулавичюс Р. Система анализа педагогических данных па ЭВМ. Вильнюс, 1987.
- Бит А. Современные идеи о детях. М., 1910.
- Битг) А. Измерение умственных способностей дсюй. С — П., 1999.146
- Блейхер В. М, Бурлачук Л. Ф Псиojtoi ическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.
- Болтянский В. Г., Рубцов В. В. Игровые компьютерные среды учебного назначения П Информатика и образование. 1990, № 5, С. 10−15.
- Болтянский В. Г., Рубцов В. В Вопросы компьютеризации школьного обучения // Вопросы психологии. 1985, № 6, С. 177 — 178.
- Брунер Дж. Психология познания М., 1977.
- Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
- Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. М.: «Мысль», 1970.
- Брушлинский А. В. Психолог ия мышления и проблемное обучение. -М. «Знание», 1983.
- Валлон А. От действия к мысли. М., 1956.
- Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
- Величковский Б. М., Капица М. С. Психологические проблемы изучения интеллекта. / В кн.: Интеллекту, а льные процессы и их моделирование. М.: «Наука», 1987, С. 120−141.
- Верггеймер М. Продуктивное мышление М., 1987.
- Возлинская М. В. Задачник Нестандартная математика в школе. М.: «Лайда», 1993.
- Вытшский Л. С. Развитие реш и .мышления. Собрание сочинений В 6 I. Т. 3. — М., 1983, С 254 273.
- Выготский JI. С Мышление и речь. Собранно сочинений- В 6 т. Т. 2. -М., 1982, С. 5- 361.
- Выготский Л. С. Мышление и его развитие в детском возрасте. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. — М., 1982, С. 395 — 415.
- Выготский Л. С. Речь и практическое мышление Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. — М., 1984, С. 6 — 37.
- Габай Т.В. Педагогическая психология. М., МГУ, 1995.
- Гальперин Н. Л., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии, 1980, № 1.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию. М. 1976.
- Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Сб. «Психологическая наука в СССР», Т. Г М.: Издательство АПН РСФСР, 1959.
- Гальперин П. Я., Талызина П. Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопросы психологии, 1957, N6.
- Горвиц Ю. Развивающие игровые программы для дошкольников. // Информатика и образование. 1990, № 4.
- Гуревич К. М., Горбачева Е. И. Умственное р у шигис. критерии и нормативы. М., 1991.
- Гуревич К. М. Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.
- Гурова Jl. Л. Психологический анализ решения задач Воронеж, 1
- Давыдов В. В. Виды обобщений в обучении. М., 1972.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
- Давыдов В. В., Рубцов В. В. Тенденции информатизации советского образования // Советская педагогика. 1990, № 2.
- Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей М. «Педагогика», 1985.
- Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М, 1981.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. Сб. «Психология мышления» / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: «Прогресс», 1965.
- Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет. М.: «Новая школа», 1996.
- Зак A 3. Развитие умственных способностей младших школьников. -М.: «Просвещение», «Владос», 1994.
- Зак А. З. Различия в мышлении детей. М., 1992.
- Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В. Волина М.: «Просвещение», 1991.
- Зинченко П. И., Невельский П. Б., Рыжкова 11. И., Сологуб В Г Вопросы психологии и теории информации. Обзоры зарубежных исследований. // Вопросы психологии. 1963, № 3.
- Интеллект человека и программы ЭВМ. / Под ред. О. К. Тихомирова. -М&bdquo- 1979.51. «Искусственный интеллект» и психология. / Под ред. О. К. Тихомирова. М&bdquo- 1976.
- Информатика в играх и задачах: I IV классы: Учебник-тетрадь/Под рук. А. В. Горячева. — М.: «Баллас», «Экспресс», — 1997, 1998.
- Информатика в младших классах: Приложение к журналу «Информатика и образование», №>3−4, 1999.
- Кабанова-Меллер Е. П. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Издательство АШ1 РСФСР, 1962.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Издательство АПН СССР, 1968.
- Калинина В. II. Панкин В. Ф Магематическая статистика. М.: «Высшая школа», 1998.
- Кслср В. Исследование ишсллскта человекообразных обезьян. М., 1930.
- Ксршан Б., НовембсрА., Стоун Дж Основы компьютерной грамотности М.: «Мир», 1989.
- Клейман Г. М. Школы будущею: компьютеры в процессе обучения. / Пер. с англ. М.: «Радио и связь», 19?7.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. // Проблемы информатизации высшей школы (специальный выпуск). Бюллетень № 3−4 (13−14), 1998.
- Корнилова Т. В. Мышление в деятельности пользователя. // Пользовательский интерфейс. 1993, № 2.
- Корнилова Т. В. Мышление, опосредованное данными ЭВМ. // Вопросы психологии. 1986, № 6.
- Корнилова Т. В., Тихомиров О. К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: МГУ, 1990.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. -М., 1977.
- Кочергин А. Н. Моделирование мышления. М., 1969.
- Клейман Г. М. Школы будущего: компьютеры и процесс обучения. Пер. с англ. М.: «Радио и связь», 1987.
- Ланда Л. Н. Обучение учащихся методам рационального мышления и проблемам алгоритмов. // Вопросы психологии. 1961, № 1.
- Лейтес П. С. Об умственной одаренности. М., 1960.
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
- Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А. И. Мышление. Философская энциклопедия., т. 3. М., 1964.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М, 1974.
- Лурия Д. Р. Речь и мышление. М., 1975.
- Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.
- Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956.
- Лысенко Е. Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности. М., 1988.
- Маргулис Е., Косов Ю., Мележик Ю. Компьютерные игры в обучении // Информатика и образование. 1990, № 2, С. 66 — 71.
- Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: «Педагогика», 1988.
- Машбиц Е. И., Андриевская В. В., Комиссарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе. Киев: «Выща шк.», 1989.
- Машбиц Е. И., Бондаровская В. М. Зарубежные концепции программированного обучения. Киев: «Квирту», 1964.
- Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. -М., 1965.
- Моргунов Е. Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М.: «Тривола», 1994.
- Мышление, процесс, деятельность, общение. Под ред. Брушлинского А. В. М., 1982.
- Немов Р. С. Психолог ия. Кн. 1 Общие основы психологии. М.: «Просвещение», «Владос», 1995.
- Ннльсон Н. Искусственный интеллект. М., 1973.
- Новоселова С. Проблемы информатизации дошкольного образования // Информатика и образование. 1990, №. 2, С. 93 — 96.
- Нокс Дж. Что могу г дать компьютеры педагогике: Взгляд из американской школы // Информатика и образование 1990, № 1.
- Ныоэлл Д., Шоу Дж., Саймой Г. А. Процессы творческого мышления. Сб. «Психология мышления» / Под ред А. М. Мапошкина. М.: «Прогресс», 1965.
- Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столица. -М.: МГУ, 1987.
- Окунь Я. Факторный анализ. М «Статистика», 1974.
- Пейнерг С Переворог в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М. «Педагогика», 1989.
- Первин Ю., Дуванов Д., Зайдельман Я., Гольцман М. Роботландия. -М.: НЦ ПСО при МГК по НО, 1991
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
- Планируем уроки информатики. М.: Информатика и образование, 1999.
- Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: «Просвещение», 1967.
- Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М., 1968.
- Пономарев Я. А. Психика и интуиция. М., 1967.
- Пономарев Я. А. Психолог ия творчества и педагогика. М., 1976.
- Психологическая коррекция умственного развития учащихся. М., 1990.
- Психологическая диа (нос гика. Проблемы и методы. М., 1981.
- Психологическая диагностика' Учебное пособие. / Под ред. К М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд--во УРАО, 1997.
- Психологические исследования интеллектуальной деятельности. / Под ред. О К. Тихомирова. М., № 79
- Психологические исследования торческой деятельности. / Под ред О. К. Тихомирова. М1975
- Психологические проб. темы переработки знаковой информации. -М., 1977.
- Психология мышлении Под ред Л М Матюшкина. М., 1965.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 19−16.
- Рубинштейн С. J1. О мышлении и путях его исследования. М.: Издательство АПН РСФСР, 1958.
- Рубцов В. В., Каптелин В Н, Львовский В. А., Невуева Л. Ю., Ула-новская И. М. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения (психологическая концепция). // Информатика и образование. 1989, № 3, № 1
- Саймон Г. Пауки об искусст венном М., 1972.
- Самарин Ю. II. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М.: Издательство АПП РСФСР, 1962.
- Семченко П. М. 399 -задач для развития ребенка. Иллюстрированное пособие. М.: «Олма-Пресс», 1999.
- Сеченов И. М. Избранные произведения в двух томах. М.: Издательство АН СССР, 1952, Т 1.
- Симановский А. Э Разните творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Гринго», 1996.
- Сологуб В. Г. Вопросы психологии и теории информации. Обзоры зарубежных исследований. //Вопросы психологии 1963,№ 3.
- Солсо Р. Л. Когнитивная психология Пер. с англ М.: «Триио-ла», 1996.
- Судаков К.В. Общая теория функциональных систем. М.: «Медицина», 1984.
- Талызина Н.Ф. Теория по тип ни о формирования умственных дей ствий и проблема развития мышления Сб. «Обучение и развитие». М.: «Просвещение», 1966.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
- Талызина Н. Ф., Кочурова Э. Н. «Перенос» приема подведения под понятие с одного вида понятия на другие. «Новые исследования в педагогических науках» М.: «Просвещение», 1965
- Тешюв В. М. Избранные психологические труды. М., 1985.
- Тешюв В. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
- Тешюв В. М. Способности и одаренность. М, 1941.
- Ти граном Л, И. Развитие логического мышления детей с -недостатками слуха. Книга для учителя. -М.: «Просвещение», 1991.
- Тихомиров O.K. Психология компьютеризации. Киев, 1988.2п. Тихомиров O.K. Психология мышления. ~М.: МГУ, 1984.
- Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. -М., 1969.
- Тихомиров О. К., Бабанин Л И ЭВМ и новые проблемы психологии. -М., 1986.
- Тихомиров О. К, Белавин-* И. Г'., Войскупский А. Е. Психология и практика программного обеспечения ЭВМ. Вести. Моек ун-ra Сер. Психология, 1981.
- Тихомиров О. К., Лысенко Г. Г Психология компьютерной игры 7 Новые методы и средства обучения. М. 1988, № 1.
- Тихомирова Л. Ф., Басов Л. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: ТОО «Гринго», 1995
- Харман Г. Современный факторный анализ. М.: «Статистика», 1972.
- Человек и вычислительная техника Под ред. В. М. Глушкола. -Киев, 1970.
- Человек и компьютер. Под ред. О. К. Тихомирова. М. 1972.
- Шапиро С. И. Об алгоритмизации процесса формирования понятий. // Вопросы психологии. 1967, № 2.
- ЭВМ: юра и творчество / Александров В. В., Алексеев А. И., Семейкой А. И.- Под общ. ред. д-ра техн. наук Александрова В. В. Л.: «Машиностроение», 1989.
- Эльконин. Д. Б.&bdquo- Давыдов В. В Вопросы психологии учебной деятельности младших школы" и ко г, -М АПН РСФСР, 1962.
- Эсаулов, А Ф. Психмлогия решения задач. М.: Высш. шк, 3972.
- Эсаулов А. Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. Л.: Издательство ЛГУ, 1979.
- Эсаулов А. Ф. Активизация дчебно-познавателыюй деятельности студентов. -М.: Выеш шк., 1982.
- Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М., 1980.
- Якиманская И. С. Знание и мышление школьника. М., 1972.
- Aiken R. Teachers and Computers. What is the key component // Papert Presentet at AEC (Automatization of the Educational System) in Secondary and High Schools. Institute Kurchatova. M., 1989, May 26.
- Aderson R. E., Baker P. M. The role of computer empathy in human-computer games // Small Group Research Laboratory Department of Sociology. Univ. of Minnesota. Minneapolis, 1975.
- Guilford J. P. The structure of intellect. // «Psychological bulletin». -vol. 53, 1956, No. 4.
- Guilford J. P. Three feces of intellect. // «The American psychologist». -vol. 14, 1959, No. 8.
- Kogan G., Kogan N. Individual Variation in cognitive processes. In Paul H Mussen (Ed). CarmichaeVs manual of Child Byhology. — N.Y., 1970.
- Newell A., Simon H. Human problem solving. N.Y., 1972.
- Papert S. Mindstorms: Children, Computers and Powerful Ideas. N. Y., 1980, P. 19.
- Spearman C. General intelligence, objectively determined and measured. // «American journal of psychology». 1901, No. 15.
- Spearman C. The abilities =."f man. I omlon, 1927.
- Thurslone L. Primary abilH? t"ГMan. N Y, 1957.
- Vernon Ph. Г. The structure of human abilities. Loudon, 1961.
- Weip S. The Computer in Schools: Machine as Humanizer // Symposium: Computers in Classroom Instruction. Harvard Educational Review. -1989, vol. 59, No. 1, P. 61.1. ЗАПУТАННОЕ ПИСЬМО.
- Все слова разорвались на части, и понять ничего нельзя. Попробуйтеразобрать, чт о бы то написано).
- РЫБУ НЕ СКОТИН, А КРЫШЕ СЪЕЛ.
- Вместо точек выбери и подставь буквы в начало и конец каждого слова так, чтобы получилось новое слово) 161 В начало слова: во м ко г ю в конец слова: а мор ок ня ть. рот.. ухо.. лоб.. усы.. нос .
- Подсказка: в первых трех словах буква «о» повторяется дважды, потом -один раз, в четвертом слове ее нет совсем.6. ГОЛОВОЛОМКА
- В каждом квадрате 9 клеток. Перемещая, но одной букве (внутри квадратов), превратите эту головоломку в волшебную фигуру, в которой буквы слева направо и сверху вниз образовали одни и те же слова.
- Примечание. В каждом квадрате второе слово начинается на «о». В нервом слове в каждом квадрате вторая буква «о».1. С О Ч СОМ1. МММ -----→ О Ч И1. Р ИО МИР1. А Г, А ТОМмое — —> ОСА1. МОГ МАГ1. НО, А Н О с1. СОД ----→ ОКА1. САК САД7. ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ.