Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Прогнозирование психологической компенсации и поведенческой адаптации у курсантов высших военных учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практические рекомендации. Разработанные дифференциально-диагностические шкалы, позволяют выделить курсантов в соответствии с их психотипом и местом расположения в диапазонах психологической нормы-акцентуации или пограничной аномальной личности. Психолого-математический анализ дает возможность оценить роль экстраверсии или интраверсии в формировании психотипологической предиспозиции, указав… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ И АДАПТАЦИИ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР)
    • 1. 1. Индивидуально-психологические особенности личности и проблемы социальной адаптации
    • 1. 2. Структура юнговской типологии личности
    • 1. 3. Экспериментально-психологические исследования при изучении типологии личности по факторам «экстра-интраверсии»
    • 1. 4. Акцентуация характера (определение, психологическая структура)
    • 1. 5. Концепция пограничной аномальной личности
  • ГЛАВА 2. СОБСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Выбор участников исследования
    • 2. 2. Психологические методы исследования
    • 2. 3. Модель многомерного патопсихологического анализа
    • 2. 4. Методы статистической обработки результатов исследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ КУРСАНТОВ С УСТОЙЧИВЫМИ И НЕУСТОЙЧИВЫМИ МЕХАНИЗМАМИ ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕНСАЦИИ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
    • 3. 1. Самооценка типа личности курсанта и результаты ее корректирования
    • 3. 2. Тип личности курсанта и уровень адаптации к условиям военного училища
    • 3. 3. Результаты многовекторного психологического и психолого-математического анализа курсантов сравниваемых групп

    3.4 Результаты многовекторного и психолого-математического анализа испытуемых, располагающихся в диапазоне психологической нормы-акцентуации, но принадлежащих к различным личностным психотипам, коморбидным экстра- или интраверсии.

    3.4.1 Результаты многовекторного и психолого-математического анализа испытуемых, располагающихся в диапазоне психологической нормы-акцентуации с шизоидной структурой личностного психотипа, коморбидного экстра- или интраверсии.

    3.4.2 Результаты многовекторного и психолого-математического анализа испытуемых, располагающихся в диапазоне психологической нормы-акцентуации с циклоидной структурой личностного психотипа, коморбидного экстра- или интраверсии.

    3.4.3 Результаты многовекторного и психолого-математического анализа испытуемых, располагающихся в диапазоне психологической нормы-акцентуации с эпилептоидной структурой личностного психотипа, коморбидного экстра- или интраверсии.

    3.4.4 Результаты многовекторного и психолого-математического анализа испытуемых, располагающихся в диапазоне психологической нормы-акцентуации с истероидной структурой личностного психотипа, коморбидного экстра- или интраверсии.

    3.4.5 Результат^ многовекторного и психолого-математического анализа испытуемых, располагающихся в диапазоне пограничной аномальной личности с различной структурой психотипа, коморбидного экстра- или интравертированным чертам личности.

    3.5. Сравнительная социально-психологическая характеристика экстра- и интравертов в составе курсантов училища.

Прогнозирование психологической компенсации и поведенческой адаптации у курсантов высших военных учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Кризис духовных и социальных ценностей, падение материального уровня жизни, бытовая неустроенность и неуверенность в завтрашнем дне офицеров, высокая криминогенная активность в современном обществе способствуют увеличению личностных и поведенческих, невротических и психосоматических расстройств социально-стрессового происхождения у субъектов военной образовательной среды.

Политические и социально-экономические преобразования последних десятилетий изменили состав поступающих в Высшие военные училища России. Адаптация к условиям закрытого военного учебного заведения требует изменения прежних стереотипов в сознании и поведении, без чего невозможны гармоничные процессы личностной компенсации и поведенческой адаптации.

Закрытая элитарная образовательная среда одновременно создает одинаковые условия существования для курсантов, но в тоже время акцентирует внимание на личностно-психологических особенностях курсантов. В этих случаях внутренние факторы личности, надежность индивидуальных конституционально-типологических механизмов компенсации и адаптации играют большую роль в продуктивном взаимодействии с факторами внешней среды.

Распространенность расстройств адаптации достигает 1,1−2,6 случая на 1000 человек населения (Ю.В. Попов, В. Д. Вид, 1998). В мирное время клинические признаки посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) обнаруживаются в общей популяции у 5% мужчин и у 12% женщин (Solomon S. et al., 1997), что способствует социально-психологической дестабилизации общества.

К проблемам национальной безопасности следует отнести разработку вопросов прогнозирования адекватного или деструктивного поведения у курсантов военных учебных заведений, дифференциальной психологической диагностики индивидуально-типологических особенностей личности, которые обусловливают успешную или аномальную личностную компенсацию и поведенческую адаптацию к социально-информационным стрессорам.

Оптимальность или аномальность адаптации курсантов является залогом твердости гражданской позиции, приобретенного военно-политического мировоззрения, государственной идеологии, боеспособности и толерантности к стрессовым факторам в условиях боевых действий.

Цель работы: исследование влияния взаимосочетания структуры личностного психотипа и экстравертированных или интравертированных черт личности на устойчивость к социально-информационным стрессорам.

Задачи исследования.

1. Изучить влияние информационно-стрессовых факторов на курсантов военных учебных заведений в зависимости от преобладания черт экстраверсии или интраверсии в структуре конкретного психотипа личности.

2. Провести экспериментально-психологические исследования, подтверждающие устойчивость или неустойчивость к социальным стрессорам, в зависимости от коморбидности структуры психотипа к экстраверсии или к интраверсии у курсантов.

3. Разработать психолого-математические модели дифференциальной диагностики испытуемых, относящихся к различным диапазонам конституционально-континуального пространства.

4. Создать психолого-математические модели дифференциальной диагностики курсантов военного училища, имеющих различную структуру личностного психотипа, сочетающегося с чертами экстраверсии или интраверсии.

Объект исследования: курсанты высшего военного закрытого учебного заведения.

Предмет исследования: взаимодействие индивидуально-психотипологических особенностей испытуемых с чертами экстраверсии или интраверсии личности в условиях современной российской образовательной среды.

Эмпирическая гипотеза исследования. В одинаковых социальнообразовательных условиях каждый индивид, обладающий особой индивидуально-типологической палитрой, демонстрирует психотипологические закономерности реагирования в ответ на социально-информационные воздействия. Курсанты военных училищ могут более или менее успешно адаптироваться к условиям военной образовательной среды. Правомерно предположить, что успешность адаптации и компенсации зависят от взаимодействия черт экстраверсии или интраверсии со структурой личностного психотипа.

Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно-конституциональном и континуально-генетическом подходе к личностной индивидуальности, предполагающем, что конституционально-типологические основы индивида детерминируют психологическую и психическую, личностную и поведенческую формы реагирования в ответ на социально-стрессовые условия. Необходимо учитывать особенности личностной и поведенческой изменчивости, обусловленные преимущественно конституциональными основами личности.

Теоретические и методологические предпосылки исследования: основополагающие методологические принципы и концепции отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генетической разноплановости личности, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии, о психическом «как процессе» (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. И. Донцов, В. П. Зинченко, К. К. Платонов, C.JI. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн) — материалистическая концепция личности с позиции психологии отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев) — специальная теория индивидуальности человека (В.М. Русалов) — континуально-генетическая концепция (А.В. Брушлинский) — представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (О.А. Ахвердова, Б. С. Братусь, К. С. Гюлушанян, В. Н. Дружинин, Е. А. Климов, В. Д. Небылицин, Б.М. Теплов) — концепция пограничной аномальной личности (О.А.

Ахвердова, И. В. Боев, Н.Н. Волоскова) — концепция интегральной индивидуальности (В.В. Белоус, Т. В. Белых, B.C. Мерлин, В.А. Шаповалов).

Положения, выносимые на защиту.

1. Личностная и поведенческая изменчивость у курсантов закрытых высших военных учебных заведений в пределах психологической нормыакцентуации наблюдается лишь при условии «расшатывания» структуры личностного психотипа присоединением экстравертированных или интравертированных черт личности, усиливающих или ослабляющих психологические механизмы компенсации и адаптации.

2. Курсанты диапазона психологической нормы — акцентуации отвечают личностной изменчивостью в пределах диапазона нормы лишь при воздействии значимых социально-информационных стрессоров.

3. Курсанты диапазона пограничной аномальной личности реагируют аномальной личностной и поведенческой изменчивостью на этапе воздействия бытовых социальных стрессоров, что прогностически неблагоприятно для представителей военной элиты.

Научная новизна исследования.

1. Впервые было проведено экспериментально-психологическое и психолого-математическое обследование курсантов закрытого высшего военного училища, результаты которого на уровне доказательной психологии подтвердили возможность «расшатывания» определенных психотипологических структур личности взаимодействием с экстравертированными или интравертированными чертами личности.

2. Доказано, что экстравертированные или интравертированные черты личности, взаимодействуя, взаимообуславливая личностную психотипологическую структуру, создают условия для формирования индивидуально-психотипологической предиспозиции личности, характеризующейся ослабленными психологическими механизмами компенсации и адаптации.

3. Подтверждена прогностически неблагоприятная роль экстравертированных черт личности для курсантов с циклоидной или истероидной структурами личностного психотипа и интравертированных черт для испытуемых с эпилептоидным, циклоидным и шизоидным психотипами, при условии их расположения в диапазоне пограничной аномальной личности.

Теоретическая значимость работы.

1. Впервые на примере курсантов закрытого военного училища доказано, что обобщенная интеграция интравертированных или экстравертированных черт личности в структуру психотипа детерминирует индивидуально-психотипологическую предиспозицию с ослабленностью механизмов компенсации и адаптации, проявляющуюся в условиях воздействия значимых социально-информационных стрессоров, что препятствует выполнению военнослужащими поставленных задач.

2. Результаты экспериментально-психологических и психо лого-математических исследований доказали стабильность индивидуально-типологических характеристик независимо от обследования на первом или на третьем курсах, а также сложный характер взаимоотношений между содержательной частью экстраверсии или интраверсии со структурой личностного психотипа и местом расположения испытуемого в конституционально-континуальном пространстве личности.

Практическая значимость исследования.

Результаты настоящего исследования имеют существенное значение для практической, военной и экстремальной психологии личности. Получены новые комплексные сведения (эмпирические, феноменологические, экспериментально-психологические, психолого-математические), позволяющие строить прогноз личностных переживаний и поведенческого стереотипа у курсантов от условной нормы до аномальной личностной и поведенческой изменчивости в условиях воздействия деструктивных социальных стрессоров.

Полученные результаты исследований курсантов военных училищ дают основание для адекватной профессиональной ориентации военной деятельности, прогнозирования оптимальных индивидуальнопсихотипологических характеристик курсантов, которые могут составить в будущем военную элиту офицерского состава армии. Использование указанных результатов позволит оптимизировать профессиональный отбор кандидатов в военные спецподразделения, выполняющие особо сложные и деликатные задания в условиях чрезвычайных ситуаций. Статистически достоверно выявленные результаты необходимо учитывать в ходе тестового отбора при поступлении юношей в военно-учебные заведения. Разработанную картуанкету целесообразно использовать при формировании учебных групп, с целью предупреждения возможных девиаций поведения курсантов в ходе адаптации к новым специфическим условиям.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, репрезентативностью выборки, составившей три группы испытуемых — основную, сравнительную и контрольную, использованием методик, адекватных предмету и задачам исследования, значимостью полученных экспериментальных данных, применением современных статистических методов обработки экспериментально-психологических результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы § внедрены в практику работы военных психологов, ГУ Клиника пограничных состояний СтГМАвнедрены в учебные программы студентов факультета психологии, специальности «Клиническая психология» Ставропольского и Краснодарского государственных университетов, курсантов ФПО Ставропольской государственной медицинской академии по специальности «Клиническая психология», «Психиатрия» и «Психотерапия».

выводы.

1. Анализ результатов экспериментально-психологического и психолого-математического обследования курсантов в современных закрытых военных высших учебных заведениях позволяет утверждать, что по индивидуально-типологическим характеристикам испытуемых правомерно расположить в различных диапазонах конституционально-континуального пространства личности: психологической нормы — акцентуации и пограничной аномальной личности.

2. Курсанты, по экспериментально-психологическим характеристикам, относящиеся к диапазону психологической нормы — акцентуации, отличаются устойчивыми психологическими механизмами личностной компенсации и поведенческой адаптации. Лишь значимая социально-информационные стрессоры способны вызвать психотипологическую изменчивость, динамику показателей в пределах диапазона нормы — акцентуации. Полученные факты дают основание для позитивного прогноза профессиональной военной деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.

3. Экспериментально-психологические и психолого-математические характеристики курсантов, располагающихся в диапазоне пограничной аномальной личности, свидетельствуют о неустойчивости, ненадежности психологических механизмов личностной компенсации и поведенческой адаптации. Банальные социально-информационные стрессоры способны привести к аномальным личностным переживаниям и аномальным поведенческим реакциям, что подтверждает развитие состояний декомпенсации и дезадаптации, свидетельствуя о профессиональной военной непригодности в условиях чрезвычайных ситуаций.

4. Экстравертированные и интравертированные черты личности по К. Юнгу достоверно видоизменяют, с точки зрения доказательной психологии личности, психотипологическую структуру личности, ослабляя или усиливая психологические механизмы защиты личности, как в условиях воздействия банальных стрессоров, так и чрезвычайных ситуаций. Полученные результаты наиболее значимы для военной и экстремальной психологии личности.

5. Результаты экспериментально-психологического и психолого-математического анализа курсантов позволяют утверждать на высокодостоверном уровне о прогностически малоблагоприятном сочетании личностных структур психотипов — эпилептоидного, циклоидного и шизоидного с интравертированными чертами личности, а циклоидного и истероидного психотипа — с экстравертированными чертами личности у курсантов, фиксируя место их расположения в конституционально-континуальном диапазоне пограничной аномальной личности.

6. На экспериментально-психологическом уровне установлено, что десять показателей, коррелирующих с уровнем адаптации к специфическим условиям военного училища, формируют четыре значимых для процесса личностной адаптации фактора, по каждому из которых устанавливаются преимущества: курсантов с экстравертивным типом адаптации в микросоциуме сверстниковкурсантов с интравертивным типом адаптации в среде младшего командного состава и руководства курсом.

7. У курсантов с указанными индивидуально-психотипологическими особенностями личности при взаимодействии с социально-информационными стрессорами повышается риск формирования личностной декомпенсации и поведенческой дезадаптации, что прогностически в условиях чрезвычайных ситуаций может приводить к аномальным личностным и поведенческим расстройствам, нарушая выполнение специализированных задач в военной области.

Заключение

.

Военная профессия является одним из наиболее сложных видов деятельности человека и требует от него высоко развитых психологических качеств личности. Общим для всех является жестко регламентированный образ жизни, ломкой прежних стереотипов, что предполагает усвоение индивидуалом новых норм отношений в учебной группе.

На примере сравнительного психологического анализа курсантов, располагающихся в различных диапазонах конституционально-континуального пространства личности, подтверждается вероятность психотипологически неоднородной субпопуляции молодежи, поступающей в военные училища. Шкала психолого-математической дифференциальной диагностики курсантов, располагающихся в диапазонах психологической нормы-акцентуации и ПАЛ позволяет любому практическому психологу осуществить психодиагностику в военной субпопуляции.

D-квадрат Махаланобиса равен 3 условным единицам, подчеркивая значительные качественные и количественные различия между курсантами, располагающихся в конституционально-континуальном пространстве в диапазоне психологической нормы — акцентуации и в диапазоне ПАЛ.

Правомерно утверждать, что 37% обследованных курсантов военных училищ под влиянием социально-стрессовых информационных факторов, скорее всего, обнаружат негативный психотипологический дрейф с признаками аномальных личностных и поведенческих отклонений, что будет подтверждать начало аномальной изменчивости компенсаторных и адаптационных психологических механизмов защиты личности. Именно этим курсантам сложнее всего будет соблюдать идеологию и корпоративные интересы военных специалистов, кроме этого, указанные испытуемые, в силу личностных и психологических особенностей, более всего склонны к вероятностному риску нарушения нравственных и духовных гуманистических принципов, к асоциальному стереотипу поведения.

Среди испытуемых контрольной группы отмечался негативный психотипологической дрейф у 83% студентов из диапазона нормы в сторону диапазона ПАЛ, что указывает на менее благоприятную атмосферу гуманитарной образовательной среды.

Сравнительный психологический анализ курсантов, имеющих различную структуру личностного психотипа, подтвердил значимые различия, зависящие не только от психотипологической структуры, но и от сочетания ее с экстраили интравертированными чертами личности, как это понимал великий К.Юнг. Так, на примере курсантов с циклоидным психотипом диапазона психологической нормы — акцентуации подгруппы «А» с экстравертированными чертами и подгруппы «В» с интравертированными чертами личности были обнаружены существенные отличия между сравниваемыми подгруппами.

При этом, D-квадрат Махаланобиса равен 7 условным единицам, что визуализирует расстояние между центрами проекций психологических показателей сравниваемых групп в трехмерном пространстве и чем больше это расстояние, тем выше достоверность и надежность полученных результатов в качественных и количественных характеристиках психологических различий курсантов с циклоидной структурой психотипа, но с преобладанием или экстра-или интравертированных черт личности.

Рассмотрим сравнительный психолого-математический анализ результатов обследования испытуемых, располагающихся в диапазоне ПАЛ, в зависимости от сочетания структуры психотипа с экстраили интравертированными чертами личности.

Курсанты с истероидной структурой психотипа диапазона ПАЛ, коморбидные экстра- (подгруппа «А») и интравертированным чертам характера (подгруппа «В»), были подвергнуты сравнительному психолого-математическому анализу, в результате которого удалось построить дифференциальную диагностическую шкалу, подтверждающую различия лишь в диапазоне ПАЛ между испытуемыми. Подобное положение позволяет предположить, что часть из испытуемых располагается ближе к границам психологической нормы — акцентуации, отличаясь меньшей выраженностью аномальности, а другая часть — к границам психопатии, свидетельствуя о значительной выраженности аномальных личностных переживаний и поведенческих нарушений.

Сравнительный психолого-математический анализ всех подгрупп курсантов, располагающихся в диапазоне ПАЛ, подтвердил наличие существенных качественных и количественных различий в изучаемых группах (р<0,01), что подтверждает аномальную личностную и поведенческую изменчивость субъектов обучения в закрытом военном учебном заведении, которая имеет преимущественно конституционально детерминированный характер. Последний тезис подтверждается тем, что все годы обучения субъекты образовательной военной среды находятся в строго одинаковых условиях, переносят одинаковые микросоциальные стрессорные воздействия. При этом уже на первом курсе выявляется существенная разница в психологической толерантности к бытовым и значимым для личности стрессорам. У одних заметны эпизоды личностной декомпенсации и поведенческой дезадаптации, проявляясь в аномальных личностных и поведенческих расстройствах, а у других, даже под влиянием стрессоров личностной аномальной изменчивости не наблюдается.

Таким образом, испытуемые диапазона ПАЛ не зависимо от экстравертированных или интравертированных черт личности, сочетающихся с той или иной структурой психотипа, отличались преобладанием аномальных личностных переживаний и аномального поведенческого стереотипа, что свидетельствовало о состоянии личностной декомпенсации и поведенческой дезадаптации. Если в условиях военной образовательной среды у курсантов отмечаются стойкие аномальные реакции в ответ на банальные социальные стрессоры, то правомерно предположить наличие стойких аномальных личностных и поведенческих расстройств в условиях стрессирования по типу чрезвычайных (боевых) ситуаций.

Психолого-феноменологический анализ структуры личностного психотипа всех курсантов, располагающихся в конституционально-континуальном пространстве диапазона психологической нормы — акцентуации, в сочетании с экстравертированностью или интравертированностью, как личностной черты, подтверждал на достоверном уровне (критерий Х-квадрат) вполне определенную психотипологическую изменчивость в рамках нормы.

Общая субпопуляция курсантов диапазона ПАЛ достоверно отличается от испытуемых диапазона нормы, как по количественным, так и по качественным показателям (р<0,01), что обуславливает у испытуемых данной группы склонность к аномальным личностным и поведенческим реакциям в условиях банального социального стрессирования.

У студентов контрольной группы кроме указанных параметров, свойственных диапазону ПАЛ, были более выражены (р<0,05) показатели шкал эмансипации (Е), склонности к алкоголизации (У) и конституциональной тревожности (КТ) с невротизацией (Н), что указывает на сдвиг в сторону общей невротизации.

Психолого-феноменологический анализ курсантов, относящихся, например, к эпилептоидной структуре личности диапазона психологической нормыакцентуации, при сочетании с экстравертированными или интравертированными чертами личности показал следующую закономерность изменчивости компенсаторных и адаптационных психологических механизмов защиты.

Курсанты с эпилептоидной структурой психотипа, у которых преобладали экстравертированнные черты личности, отличались высокой работоспособностью, упорством в достижении цели, высокой мотивацией занять лидирующие позиции в группе, что, впрочем, соответствовало их способностям и возможностям (р<0,01). Испытуемые характеризовались хорошими когнитивными способностями, выделяющими их из общей субпопуляции курсантов. Кроме этого, они отличались высоким уровнем волевой активности, умением объединить и организовать сверстников для достижения цели, часто скрывая истинную личную мотивировку стремлением к конкретной цели. Адекватно использовали свои физические возможности систематические занятия спортом) для управления системой отношений в группе, а также для ее отдельных членов. Свое физическое и интеллектуальное преимущество не демонстрировали, но не избегали подчеркнуть его в сложных, противоречивых или конфликтных ситуациях, что позволяло изменить эмоциональную атмосферу отношений на позитивную. Полученные властные полномочия адекватно использовали, стремясь распространить свое личное влияние на соседние группы, на курс в целом, находя при этом среди младшего офицерского состава лиц, которыми можно было бы манипулировать в своих или групповых интересах, что в значительной мере повышало личный престиж.

У представителей этой группы всегда были заметны тенденции к удовлетворению физиологических потребностей — пища, интимные отношения, стремление к физическому совершенствованию, однако, это проявлялось в рамках нормы, когда низшие потребности легко контролировались и управлялись самосознанием, волей, собственными эмоциями. Тем не менее, в благоприятных для этого условиях социальной среды могут проявиться мотивации на ослабление нравственных и духовных принципов, что может наложить отпечаток не только на личностные переживания, но на поведенческий стереотип со склонностью к делинквентности, бытовой алкоголизации в условиях профессионального или социального потворствования низшим эмоциям.

В условиях бытового и социального стрессирования курсанты проявляли себя как личности с хорошим запасом компенсаторных и адаптационных психологических возможностей. Индивидуальная психологическая толерантность к стрессорам всегда была высока, что позволяло избегать социально-психологических ситуаций, которые могли бы дискредитировать будущего военного специалиста.

Психолого-феноменологический анализ группы курсантов с эпилептоидной структурой психотипа, но преобладающими интравертированными чертами личности, отличал испытуемых от предыдущей группы (р<0,01) с преобладанием экстравертированности. Для представителей данной группы были характерны преимущественно все особенности перечисленные у экстравертов. Однако, курсанты данной группы в меньшей степени стремились стать лидером группы, подобная мотивация была заметно снижена по сравнению с экстравертами. Уделяя значительное время физическому самосовершенствованию, они в меньшей степени использовали этот фактор для объединения вокруг себя лиц, которыми можно было бы управлять, использовать в личных целях. При получении званий младшего сержантского состава они формально использовали свои властные возможности, не распространяя своего влияния на группу, на другие группы, не пытались психологически воздействовать на младший офицерский состав с целью достичь определенного подчинения своим условиям, которые экстраверты скрытно для окружающих осуществляли.

Курсанты с эпилептоидным психотипом и интравертированными чертами личности (р<0,01) почти всегда ограничивались элитарным кругом сверстников, с которыми связывали бы интеллектуальные, физические или эстетические интересы. Взрослея к третьему курсу, всегда добивались повышения в воинских званиях, охотно участвуя в хитросплетениях и интригах во взаимоотношениях не только с учащимися, но и с офицерами. Следует отметить, что в конфликтных ситуациях они всегда проявляли волевую целеустремленность, чтобы «переломить ситуацию» в своих интересах. Были склонны к нарушению циркуляров и инструкций для достижения цели, но, предварительно найдя наиболее слабого в психологическом отношении курсанта, когда в случае необходимости, за превышение властных полномочий всю вину можно было бы «свалить на него». Подобное поведение со склонностью к делинквентности, эпизодически повторяясь, не оставалось незамеченным для группы и курса, вызывая фрагментарные всплески отрицательных эмоций в отношении интравертов. Однако последние достаточно быстро и ловко могли блокировать отрицательные эмоционально-окрашенные отношения в свой адрес, выделяя промахи, ошибки и оплошности у других курсантов, часто их гипертрофируя, что позволяло манипулировать поведением и высказываниями окружающих.

Аналогичные манипуляции с младшим офицерским составом приводят к демонстрации успешности курсанта, подчеркивая оплошности, а порой и нелепости офицера.

Подобные функциональные нагрузки во взаимоотношениях, по всей видимости, уменьшали компенсаторные и адаптационные психологические возможности курсантов эпилептоидов с интравертированными чертами, что приводило их к эпизодическому употреблению спиртного или к физическим конфликтам, в которых они подчеркнуто демонстрировали свое преимущество. Нами расценивается подобное поведение как результат уменьшения психологической толерантности к социальным стрессорам с ограничением компенсаторных возможностей и признаками индивидуальной личностной изменчивости с дрейфом в диапазоне психологической нормы — акцентуации к границам ПАЛ.

Практические рекомендации. Разработанные дифференциально-диагностические шкалы, позволяют выделить курсантов в соответствии с их психотипом и местом расположения в диапазонах психологической нормы-акцентуации или пограничной аномальной личности. Психолого-математический анализ дает возможность оценить роль экстраверсии или интраверсии в формировании психотипологической предиспозиции, указав степень выраженности или слабости психологических механизмов защиты в виде компенсации и адаптации. Полученные результаты научно обосновывают и оптимизируют профессиональный отбор среди курсантов, военнослужащих, выделяя испытуемых с большей склонностью к аналитической, оперативной работе или участии в спецподразделениях. Выделяются группы курсантов, которым противопоказана военная деятельность, поскольку изначально определяется индивидуально — психотипологическая предиспозиция, которая ухудшает показатели личностной компенсации и поведенческой адаптации при взаимодействии с деструктивными социальными стрессорами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А., Арнольд О. Р. Сверхмедленные потенциалы мозга и регуляция бдительности у регуляция бдительности у интровертов и экстравертов: эффекты депривации сна / Психологический журнал. 1991. № 2. с. 51−59.
  2. Э.Б., Боровкова Г. К. Различия в месячных колебаниях умственной работоспособности у здоровых женщин в зависимости от фактора интро-экстраверсии. // Физиология человека. 1993. № 1. с. 119−123.
  3. Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. с. 7−17.
  4. О.А. Экспериментально-психологическая диагностика личностно-характерологического континуума подростков. Монография. Москва -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. — 154 с.
  5. В.В., Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы/ Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. с. 44−51
  6. В.В. Структурно-функциональная характеристика интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 1994. № 3. с. 130−136.
  7. И.В. Личностно-типологические конституциональные особенности подростков. // Тезисы научных работ. Окружающая среда и человек. -Ставрополь, 1996, с.18−19.
  8. Ю.Боев И. В. Пограничная аномальная личность.- Ставрополь, 1999, 362 с.
  9. И.В., Ахвердова О. А. Условия формирования пограничной личностной патологии. // Сб. науч. трудов. 1 Конгресс Юга России.- Ставрополь, 1998, Т.2.
  10. И.В., Ступак С. Ф. ФОРТРАН программа для дискриминантного анализа. — Москва, 1979, ВНТИЦ, с. 1−9, инв. номер П. 3 496.
  11. О.И. Прогнозирование аномальных личностных, поведенческих и невротических расстройств у военнослужащих на раннем постреактивном этапе / автореф. дис. к-та мед. наук. Москва — 2003. — 23с.
  12. О.И. Прогнозирование личностных, поведенческих и невротических расстройств у военнослужащих комбатантов. Ставрополь: Изд. СтГМА, 2005. — 128с.
  13. В.М., Фельдман Н. Б. апробация опросника для выявления личностной акцентуации//Врачебное дело. 1985. № 12. с. 84−85.
  14. Г. Психоанеминтические теории личности, пер. с англ. М.: Изд. «КСП», 1996.-247 с.
  15. .С. Аномалии личности,— М.: Мысль, 1988. 304 с.
  16. Ф.Е. Типология переживаний различных критических ситуаций // Психол. журнал. 1995. — Т. 16. — № 5. — с. 104−114.
  17. Р. Экспериментальная психология. М.: Издательство иностр. лит., 1950.-799 с.
  18. В. Очерки психологии. М.: Моск. книгоиздательство, 1912. — 300 с.
  19. В.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям / Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. с. 75−86.
  20. Э.А. Индивидуальный уровень активации инактивации и успшность деятельности функционирования состояния / Материалы симпозиума. М.: изд. МГУ. 1978. с. 12−13.
  21. Д. Сила нервной ситемы, интроверсия-экстраверсия, условные рефлексы и реакция активации // Вопросы прсихологии. 1968. № 3. с. 77−89.
  22. В.В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Социаника межвозрастной педагогике: учебно-метоадическое пособие. — 2-е изд. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та- М.: Совершенство, 1997, — 270 с.
  23. М.А., Шмелев А. Г. личностные конструкты в семантике фотопортрентов СОМДИ // Вестник Моск. университета, серия 14, психология. 1991. № 2. с. 31−41.
  24. Л.Г., Семикин В. В., Щедров В. И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния/ Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 6. с. 28−36
  25. Л.Г., Семикин В. В., Щедров В. И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизического состояния/ Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 6. с. 28−37.
  26. С.И. О связи темперамента с общими способностями / Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 2. с. 165−170.
  27. А.Л., Рубахин В. Ф., Шорин И. Г. Индивидуальный стиль руководства производственными коллективами. М.: Институт управления народным хозяйством, 1976. — 120 с.
  28. С.В. Психофизиологическая характеристика и диагностника личностно-типологического конституционального континуума подростков: автореф. дис. к-тапсихол. наук. СПб., 1999.-23 с.
  29. В.Н., Казаков К. В. Влияние акцентуации характера военнослужащих на адаптацию к военно-профессиональному обучению / Военно-медицинский журнал. 1995. № 2. с. 54−57.
  30. К. Акцентуированные личности. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенруттер, В. Я. Романова. М.: издательство МГУ, 1982. с. 270−287.
  31. А.Е. психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под редакций Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М.: изд. МГУ, 1982. с. 288−318.
  32. Э.М. Специализированная психологическая помощь подросткам шизоидного психотипа: автореф. дис. к-та психол. наук. Ставрополь, СГУ, 2003.-24 с.
  33. А.С. Связь когнитивной компетенции с проявлением внушаемости и ригидности в социальной перценции / Вестник МГУ. Серия 14, психология. 1979. № 2. с. 24−35.
  34. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: изд. Инст. психологии, 1996. 224 с.
  35. В.Н. Глубинная невербальная проективная методика Г. Фрилинга «цветовое зеркало» в исследовании личностных особенностей летчиков испытателей// Вестник моек, университета, серия 14, психология. 1995. № 3. с. 3−10
  36. А.В. Психофизиологическая и психологическая дифференциальная диагностика посттравматических стрессовых расстройств: автореф. дис. к-та психол. наук. СПб., 2000. — 21 с.
  37. О.В., Панченко A.JI. Субъективные характеристики сна и свойства личности/Вопросы психологии. 1991. № 6. с. 139−142
  38. А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. 2-е изд. Л.: Медицина, 1983, 255 с.
  39. А.Е., Лавкай И. Ю. Акцентуации характера и подростков // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 2. с. 112−117.
  40. А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.- 128 с.
  41. А.В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных черт личности / психологический журнал. 1995. Т. 16. с. 35−43.
  42. В.И., Афанасьев С. Э. Использование трехфакторной модели для описания акцентуированных форм поведения // Физиология человека. 1991. Т. 17.№ I.e. 170−172.
  43. В.И., Афанасьев С. Э. Зависимость линейного обучения курсантов от акцентуации их характера // Физиология человека. 1991. Т. 17. № 2. с. 131 134.
  44. В.Э. О некоторых методах изучения индивидуально-психологических различий, влияющих на поведение в стрессовой ситуации/ Вопросы психологии. 1968. № 2. с. 160−167.
  45. B.C. Психология индивидуальности / под. ред. Е. А. Климова М.: изд-во института практической психологии. Вопросник: НПО «Модек», 1996. -448 с.
  46. B.C. Типы зависимости свойств темперамента от свойств нервной системы //Вопросы психологии. 1973. № 6. с. 39−50.
  47. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  48. В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1990. -408 с.
  49. В.Д. Темперамент / Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М.: изд-во МГУ, 1982. с. 153−159.
  50. А.Х. Художественный и мыслительный типы личности: особенности эмоциональной сферы / Психологический журнал. 1994. Т. 15. № З.с. 45−57.
  51. Ю.М., Путилов А. А. Биоритмологические коррелянты личностных черт // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 6. с. 47−50.
  52. В.И. Психодиагностика черт (тест-опросники и субъективное шкалирование) // Общая психодиагностика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. с. 113 134.
  53. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Самара: Издательский дом «Бахран», 1997, — 640 с.
  54. М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр./ Предисл. А.В. толстых. — М.: Прогресс, 1988. — 256 с.
  55. В.М. новый вариант адаптации личностного теста EPJ/ Психологический журнал. 1987. Т. 8 № 1. с. 113−126.
  56. В.М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 5. с. 12−23.
  57. В.М. Предметный и коммуникативный аспект темперамента человека/ Физиологический журнал. 1989. Т. 10. № 1. с. 12−23.
  58. M.H. Уровни сознания и уровни активации / Журнал высшей нервной деятельности. 1990. Т. 40. № 6. с. 1097−1103.
  59. В.Н. О природе темперамента и его место в структуре индивидуальных свойств человека / Вопросы психологии. 1985. № 1. с. 19−33.
  60. Н.М., Калашникова И. Г. Психофизиологическое тестирование темперамента / Журнал высшей нервной деятельности. 1992. Т. 42. в. 1. с. 44−50.
  61. Э. Юнг и постюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. Паер. С анг. М.: ЧЕРО, 1997.-416 с.
  62. М.Е., Королькова Т. А. Влияние свойств нервной системы и темперамента на пространственную организацию ЭЭГ / Журнал высшей нервной деятельности. 1996. Т. 46. в. 5. с. 849−858.
  63. Е.А., Джебраилова Т. Д., Корабейникова И. И. Индивидуальные особенности физиологического обеспечения деятельности школьников при обучении работе на компьютере / Журнал вышей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1993. № 2. с. 302−312.
  64. Е.С. соционика для Вас. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. 296 с.
  65. Т.К. Об экстравертированности алкоголиков // Вопросы патопсихологии. М.: Б.и., 1970. с. 137−138.
  66. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. -М.: Просвещение. 1990. 208 с.
  67. Д. Типы личности: Юнговская типологическая модель. Перев. с англ. -Вопросник: НПО «Модэк», 1994. 128 с.
  68. Юнг К. Г. Психологические типы. -М.: Алфавит. 1992. 105 с.
  69. Юнг К. Г. Психологические типы / Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. ун-та, 1982. с. 199−218.
  70. Юнг К. Г. Психологические типы. Пер. с нем. М.: «Университетская книга», 1996.-716 с.
  71. Allen В.Р., Potkay Ch. R. On the arbitrary distinction between states and traits // J. Person. Soc. Psychol. 1981. V.41. № 5ю P. 916−928.
  72. Bakan P. Time of day preference, vigilance and extraversion-introversion // Vigilance. A symposium /Eds D. Buckner. J. MeGrath. N.Y., 1963. p. 114−118.
  73. Bakan P., Belton J., Tolin J. Extraversion-introversion and decrement in auditory vigilance task. Ibid. p. 22−26.
  74. Balli E.D. A factor analytic investigation of the personaliti typology of C.G. Jung. Dissertation Fbstracts Jnternatinal, 1967, (10−13).
  75. Binet A. Z’Etude experimentali de J’intelligence. Paris, 1903.
  76. Blake M.J.F., Corcoran D.U.J. Introversion Exbraveresion and circadian rhythms //Aspects of human efficiency. 1972. p. 261−272/
  77. Box R.E. Jemperament and the interpretation of freadom. 1966.
  78. Claridge G.W., Herrington R.N. Sedation threshold, personality and the theory of neurosis / J. Ment. Sci. 1960. v. 106, p. 1568.
  79. Corcoran D. Personality and inverted U-relation // Brit. J. Psychol. 1965. V. 56. P. 267−273.
  80. Eysenck H.J. The biological basis of personality. Springfield, 1967, 399 p.
  81. Exsenck H.J., Eysenck S.B.G. Manual of the Eysenck Personality Questionnaire. -London: Hodder and Stoughton, 1975. 47 p.
  82. Exsensk H.J., Eysenck S.B.G. Psychoticism as a Dimension of Personality. -London: Hodder and Stongton, 1976. -232 p.
  83. Eysenck H.J., Levy A. Alteration in choice behavior and extraversion // Life Scie. 1965. V. 4. P. 115−119.
  84. Gorlow Z., Simonson N.R., Kraus H. An empirical investsgats of the Jungian typology / British joural of Social and Clinical Psychology. 1966, 5 (2), p. 108−117.
  85. Gray H. Jyng’s psychological types in relation to occupation, race, body-build / Stanford Medical Bulleting, 1946,4 (3−4), p. 100−103.
  86. Gray H., Wheelwright J.B. Psychological types, their freguency of occurencep Journal of general Psychology. 1946, 34, p. 3−17.
  87. Gross, Otto. Zerebrale Sekudarfunktion, 1902. (See also an unsigned de psychologie (Geneva), 3 (103), 397−399.
  88. Hill A.B. Extraversion and variety-seeking in a momotonous task. // Brit. J. Psychol. 1975. V. 66. P. 4−113.
  89. Hill D.O. Exbraversion-inbraversion: An investigation of typological theory. Dissertation Abstracts inbernational. 1970, 31, 6257 B.a. Holland H.C. Measures of perceptual functions // Sxperiments in personality. London, 1960. v. 2.
  90. Jordan, Furneaux. Character as Seen in Body and Parentage. 3 rd edn., London, 1896.
  91. Leonhard K. Akzentuierte Personlihkeiten. Berlin: volk. u. Gesundheit, 2 Auflage, 1976. 328 s.
  92. Loomis M., Singer J. Jesting the bipolar assumption in Jung typology / Journal of Analytical Psychology. 1980,25 (4), p. 351−356.
  93. Meyers J.B. Manual: The Meyers Briggs Type Indicatior. 1962.
  94. Howard K., Fenwick P., Brown D., Norton K. Relationship between CNV asymmetrie and individual differences in cognitive performance, personaliti and gender / Jnt. J. Psychophysiol. 1992, v. 13 № 3. p. 191.
  95. Nuttin J. The future time perspective in human motivation and learing.- «Acta Psycholigica», 1964, vol. XXX111, p. 60−82.
  96. Nuttin J. Physikasche und biologische Modelle in der menshlichen Motivativationslehre.-«Psychologische Rundschau», 1969, Bd. 20, N 2, S. 115−124.
  97. Palmiere Z. Intro-extraversion as an organasing, princinle in fantasy production / Journal of analytical psychology. 1972, 17(2), p. 116−131.
  98. Price A. Heart rate variability and respiratory concomitants of visual an non-visual «imagery» and cognitive style /L. Rer. Pers. 1975. v. 9. № 4. p. 341−355.
  99. Saklofske D.H., Kostura D.D. Extraversion-introversion and intelligence // Personality and Jndividual Differtnces. 1990. № 11. p. 547−551.
  100. Stelle R.S., Kelly T.J. Eysenck personality guestionnaire and Jungian Myers -Briggs Jype indicator correlation of extraversion-intraversion / Journai od Consuling and Clinical Psychology 1974, 176, 44 (40), p. 690−691.
  101. Strieker J.Z., Ross J. Some correlates of a Jungian personality inventory / Psychological Reports. 1964, 14 (2), p. 623−643.
  102. White R.W. Motivation reconsidered: the concept of competence. -«Psychological Review», 1959, vol. 66, № 5, p. 297−333.
  103. H.A., Арнольд O.P. Сверхмедленные потенциалы мозга и регуляция бдительности у регуляция бдительности у интровертов и экстравертов: эффекты депривации сна / Психологический журнал. 1991. № 2. с. 51−59.
  104. Э.Б., Боровкова Г. К. Различия в месячных колебаниях умственной работоспособности у здоровых женщин в зависимости от фактора интро-экстраверсии. // Физиология человека. 1993. № 1. с. 119−123.
  105. Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. с. 7−17.
  106. В.В., Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы/ Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. с. 44−51
  107. В.В. Структурно-функциональная характеристика интегральной индивидуальности //Вопросы психологии. 1994. № 3. с. 130−136.
  108. В.М., Фельдман Н. Б. апробация опросника для выявления личностной акцентуации// Врачебное дело. 1985. № 12. с. 84−85.
  109. Г. Психоанеминтические теории личности, пер. с англ. М.: Изд. «КСП», 1996.-247 с.
  110. Р. Экспериментальная психология. М.: Издательство иностр. лит., 1950. — 799 с.
  111. В. Очерки психологии. М.: Моск. книгоиздательство, 1912. — 300 с.
  112. В.Ф. Динамика личностных психотипов в условиях хронического социального стресса: автореф. дис. к-та психол. наук. Ставрополь, СГУ, 2001. -24 с.
  113. В.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям /Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. с. 75−86.
  114. Э.А. Индивидуальный уровень активации инактивации и успшность деятельности функционирования состояния / Материалы симпозиума. М.: изд. МГУ. 1978. с. 12−13.
  115. Д. Сила нервной ситемы, интроверсия-экстраверсия, условные рефлексы и реакция активации // Вопросы прсихологии. 1968. № 3. с. 77−89.
  116. В.В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Социаника межвозрастной педагогике: учебно-метоадическое пособие. — 2-е изд. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та- М.: Совершенство, 1997, — 270 с.
  117. М.А., Шмелев А. Г. личностные конструкты в семантике фотопортрентов СОМДИ // Вестник Моск. университета, серия 14, психология. 1991. № 2. с. 31−41.
  118. Л.Г., Семикин В. В., Щедров В. И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния/ Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 6. с. 28−36
  119. Л.Г., Семикии В. В., Щедров В. И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизического состояния/ Психологический журнал.1994. Т. 15. № 6. с. 28−37.
  120. С.И. О связи темперамента с общими способностями / Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 2. с. 165−170.
  121. А.Л., Рубахин В. Ф., Шорин И. Г. Индивидуальный стиль руководства производственными коллективами. М.: Институт управления народным хозяйством, 1976. — 120 с.
  122. В.Н., Казаков К. В. Влияние акцентуации характера военнослужащих на адаптацию к военно-профессиональному обучению / Военно-медицинский журнал. 1995. № 2. с. 54−57.
  123. К. Акцентуированные личности. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенруттер, В. Я. Романова. М.: издательство МГУ, 1982. с. 270−287.
  124. А.Е. психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под редакций Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: изд. МГУ, 1982. с. 288−318.
  125. И. О темпераменте// Психология индивидуальных различий. М.: изд. МГУ, 1982. с. 148−152. |
  126. А.С. Связь когнитивной компетенции с проявлением внушаемости и ригидности в социальной перценции / Вестник МГУ. Серия 14, психология. 1979. № 2. с. 24−35.
  127. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: изд. Инст. психологии, 1996. 224 с.
  128. В.Н. Глубинная невербальная проективная методика Г. Фрилинга «цветовое зеркало» в исследовании личностных особенностей летчиков испытателей// Вестник моек, университета, серия 14, психология.1995. № 3. с. 3−10
  129. О.В., Панченко А. Л. Субъективные характеристики сна и свойства личности/Вопросы психологии. 1991. № 6. с. 139−142
  130. В.И. Влияний стрессогенных факторов на динамику структуры личности профессионала: автореф. дис. к-та психол. наук. Ставрополь, СГУ, 2001.-27 с.
  131. А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. 2-е изд. Л.: Медицина, 1983, 255 с.
  132. А.Е., Лавкай И. Ю. Акцентуации характера и подростков // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 2. с. 112−117.
  133. А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.- 128 с.
  134. А.В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных черт личности / психологический журнал. 1995. Т. 16. с. 35−43.
  135. В.И., Афанасьев С. Э. Использование трехфакторной модели для описания акцентуированных форм поведения // Физиология человека. 1991. Т. 17.№ I.e. 170−172.
  136. В.И., Афанасьев С. Э. Зависимость линейного обучения курсантов от акцентуации их характера // Физиология человека. 1991. Т. 17. № 2. с. 131−134.
  137. В.Э. О некоторых методах изучения индивидуально-психологических различий, влияющих на поведение в стрессовой ситуации/ Вопросы психологии. 1968. № 2. с. 160−167.
  138. B.C. Психология индивидуальности / под. ред. Е. А. Климова М.: изд-во института практической психологии. Вопросник: НПО «Модек», 1996. -448 с.
  139. B.C. Типы зависимости свойств темперамента от свойств нервной системы //Вопросы психологии. 1973. № 6. с. 39−50.
  140. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  141. В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1990.-408 с.
  142. В.Д. Темперамент / Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: изд-во МГУ, 1982. с. 153−159.
  143. .В., Павлов К. В., Владимирова И. М. Ваш психологический тип. С. Петербург, изд. «Андреев и сыновья», 1994. 237 с.
  144. А.Б. личность и сущность: внешние и внутренние «Я» человека. // Вопросы психологии. 1995. № 2. с. 5−19.
  145. Л.П., Криво В. М. Психофизиологическое исследование экстраверсии-интроверсии // Физиология человека. 1977. Т. 3. № 1. с. 28−35.
  146. Л.П., Романенко А. Ф. Системный поход к психологическому исследованию мозга человека. Л. Наука. 1988. 214 с.
  147. И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во МГУ, 1982. с. 21−23.
  148. А.Х. Художественный и мыслительный типы личности: особенности эмоциональной сферы / Психологический журнал. 1994. Т. 15. N° З.с. 45−57.
  149. Ю.М., Путилов А. А. Биоритмологические коррелянты личностных черт // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 6. с. 47−50.
  150. В.И. Психодиагностика черт (тест-опросники и субъективное шкалирование) // Общая психодиагностика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. с. 113 134.
  151. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Самара: Издательский дом «Бахран», 1997, — 640 с.
  152. М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр./ Предисл. А.В. толстых. — М.: Прогресс, 1988. — 256 с.
  153. В.М. новый вариант адаптации личностного теста EPJ/ Психологический журнал. 1987. Т. 8 № 1. с. 113−126.
  154. В.М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 5. с. 12−23.
  155. В.М. Предметный и коммуникативный аспект темперамента человека / Физиологический журнал. 1989. Т. 10. № 1. с. 12−23.
  156. М.Н. Уровни сознания и уровни активации / Журнал высшей нервной деятельности. 1990. Т. 40. № 6. с. 1097−1103.
  157. В.Н. О природе темперамента и его место в структуре индивидуальных свойств человека / Вопросы психологии. 1985. № 1. с. 19−33.
  158. Н.М., Калашникова И. Г. Психофизиологическое тестирование темперамента / Журнал высшей нервной деятельности. 1992. Т. 42. в. I.e. 44−50.
  159. Э. Юнг и постюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. Паер. С анг. -М.: ЧЕРО, 1997.-416 с.
  160. М.Е., Королькова Т. А. Влияние свойств нервной системы и темперамента на пространственную организацию ЭЭГ / Журнал высшей нервной деятельности. 1996. Т. 46. в. 5. с. 849−858.
  161. Е.А., Джебраилова Т. Д., Корабейникова И. И. Индивидуальные особенности физиологического обеспечения деятельности школьников при обучении работе на компьютере / Журнал вышей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1993. № 2. с. 302−312.
  162. Е.С. соционика для Вас. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. 296 с.
  163. Т.К. Об экстравертированности алкоголиков // Вопросы патопсихологии. М.: Б.и., 1970. с. 137−138.
  164. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение. 1990. — 208 с.
  165. Д. Типы личности: Юнговская типологическая модель. Перев. с англ. Вопросник: НПО «Модэк», 1994. — 128 с.
  166. В.А. Личностные критерии оптимальности подбора и психологической защиты руководителей административно-государственной системы с позиции конституциональной психологии: автореф. дис.. к-та психол. наук. Ставрополь, СГУ, 2002. — 23 с.
  167. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Алфавит. 1992. 105 с.
  168. Юнг К. Г. Психологические типы / Психология индивидуальных различий. Тексты. -М.: изд-во Моск. ун-та, 1982. с. 199−218.
  169. Юнг К. Г. Психологические типы. Пер. с нем. М.: «Университетская книга», 1996. 716 с.
  170. Allen В.Р., Potkay Ch. R. On the arbitrary distinction between states and traits //J. Person. Soc. Psychol. 1981. V.41. № 5юр. 916−928.
  171. Bakan P. Time of day preference, vigilance and extraversion-introversion // Vigilance. A symposium / Eds D. Buckner. J. MeGrath. N.Y., 1963. p. 114−118.
  172. Bakan P., Belton J., Tolin J. Extraversion-introversion and decrement in auditory vigilance task. Ibid. p. 22−26.
  173. Balli E.D. A factor analytic investigation of the personaliti typology of C.G. Jung. Dissertation Fbstracts Jnternatinal, 1967, (10−13).
  174. Binet A. Z’Etude experimental! de J’intelligence. Paris, 1903.
  175. Blake M.J.F., Corcoran D.U.J. Introversion Exbraveresion and circadian rhythms // Aspects of human efficiency. 1972. p. 261−272/
  176. Box R.E. Jemperament and the interpretation of freadom. 1966.
  177. Claridge G.W., Herrington R.N. Sedation threshold, personality and the theory of neurosis / J. Ment. Sci. 1960. v. 106, p. 1568.
  178. Corcoran D. Personality and inverted U-relation // Brit. J. Psychol. 1965. V. 56. P. 267−273.
  179. Eysenck H.J. The biological basis of personality. Springfield, 1967, 399 p.
  180. Exsenck H.J., Eysenck S.B.G. Manual of the Eysenck Personality Questionnaire. London: Hodder and Stoughton, 1975. — 47 p.
  181. Exsensk H.J., Eysenck S.B.G. Psychoticism as a Dimension of Personality. -London: Hodder and Stongton, 1976. 232 p.
  182. Eysenck H.J., Levy A. Alteration in choice behavior and extraversion // Life Scie. 1965. V. 4. P. 115−119.
  183. Gorlow Z., Simonson N.R., Kraus H. An empirical investsgats of the Jungian typology/British joural of Social and Clinical Psychology. 1966, 5 (2), p. 108−117.
  184. Gray H. Jyng’s psychological types in relation to occupation, race, body-build / Stanford Medical Bulleting, 1946, 4 (3−4), p. 100−103.
  185. Gray H., Wheelwright J.B. Psychological types, their freguency of occurencep Journal of general Psychology. 1946, 34, p. 3−17.
  186. Gross, Otto. Zerebrale Sekudarfunktion, 1902. (See also an unsigned de psychologie (Geneva), 3 (103), 397−399.
  187. Hill A.B. Extraversion and variety-seeking in a momotonous task. // Brit. J. Psychol. 1975. V. 66. P. 4−113.
  188. Hill D.O. Exbraversion-inbraversion: An investigation of typological theory. Dissertation Abstracts inbernational. 1970, 31, 6257 B.a. Holland H.C. Measures of perceptual functions // Sxperiments in personality. London, 1960. v. 2.
  189. Jordan, Furneaux. Character as Seen in Body and Parentage., London, 1896.
  190. Leonhard K. Akzentuierte Personlihkeiten. Berlin: volk. u. Gesundheit, 2 Auflage, 1976. 328 s.
  191. Loomis M., Singer J. Jesting the bipolar assumption in Jung typology / Journal of Analytical Psychology. 1980,25 (4), p. 351−356.
  192. Meyers J.B. Manual: The Meyers Briggs Type Indicatior. 1962.
  193. Howard K., Fenwick P., Brown D., Norton K. Relationship between CNV asymmetrie and individual differences in cognitive performance, personaliti and gender / Jnt. J. Psychophysiol. 1992, v. 13 № 3. p. 191.
  194. Nuttin J. The future time perspective in human motivation and learing.- «Acta Psycholigica», 1964, vol. XXXlll, p. 60−82.
  195. Nuttin J. Physikasche und biologische Modelle in der menshlichen Motivativationslehre.-«Psychologische Rundschau», 1969, Bd. 20, N2, S. 115−124.
  196. Palmiere Z. Intro-extraversion as an organasing, princinle in fantasy production / Journal of analytical psychology. 1972, 17 (2), p. 116−131.
  197. Price A. Heart rate variability and respiratory concomitants of visual an non-visual «imagery» and cognitive style / L. Rer. Pers. 1975. v. 9. № 4. p. 341−355.
  198. Saklofske D.H., Kostura D.D. Extraversion-introversion and intelligence // Personality and Individual Differtnces. 1990. № 11. p. 547−551.
  199. Stelle R.S., Kelly T.J. Eysenck personality guestionnaire and Jungian Myers -Briggs Jype indicator correlation of extraversion-intraversion / Journai od Consuling and Clinical Psychology 1974, 176, 44 (40), p. 690−691.
  200. Strieker J.Z., Ross J. Some correlates of a Jungian personality inventory / Psychological Reports. 1964,14 (2), p. 623−643.
  201. White R.W. Motivation reconsidered: the concept of competence. -«Psychological Review», 1959, vol. 66, № 5, p. 297−333.
  202. Woodworth R.S. Dynamics of behavior. N.V. Holt, 1958, 403 p.
Заполнить форму текущей работой