Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование факторов и особенностей развития выгорания у сотрудников пожарной охраны

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Попытайтесь спокойно продумать меры для улучшения ситуации, с которой вы мысленно примирились как с необходимостью. Способность отличать неудачу от катастроф, частный промах от крушения всех жизненных планов. Принцип реальности нацеливает на трезвый подход к миру, в котором движение к какой-либо цели рассматривается не как прямолинейный процесс подъема на все новые и новые ступени, а допускает… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Особенности развития синдрома выгорания в профессиональной деятельности пожарных
    • 1. 1. Подходы к изучению понятия «выгорания» в профессиональной деятельности
    • 1. 2. Факторы, инициирующие возникновение синдрома выгорания
  • 2. Специфика психологических проблем сотрудников пожарной охраны
  • 3. Возможные меры профилактики синдрома выгорания у сотрудников пожарной охраны
  • Заключение
  • Список литературы

Исследование факторов и особенностей развития выгорания у сотрудников пожарной охраны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В связи с этим приобретает особую актуальность проблема эмоционального равновесия, стабильности и благополучия сотрудников различных служб. При подготовке программы мы поставили следующие цели:

изучение способов и стратегий совладения с симптомами эмоционального выгорания;

осуществление профилактических мероприятий по предупреждению эмоционального выгорания в профессиональной деятельности работников. Организация психологической помощи по предупреждению и совладению с симптомами эмоционального выгорания способствует решению задач: [7]информирование участников о факторах эмоционального сгорания обусловливающих дезадаптацию работника и мерах профилактики;

обучение сотрудников навыкам психогигиены. Действенным средством сохранения на высоком уровне работоспособности человека и, следовательно, повышения эффективности его труда служит психогигиена. Психическая гигиена — система принципов, установок и приемов, которые помогают укреплять психическое здоровье. Важнейшая функция психогигиены — предупредительная. Она состоит в том, чтобы организационными и психологическими средствами ограничивать действие факторов, способствующих возникновению и развитию нервных и психических процессов (заболеваний). Известный отечественный психолог Е. Жариков разработал приемы нейтрализации негативных состояний работников (так называемые элементы психогигиены), которые могут быть успешно использованы в профилактической работе сотрудников по предупреждению эмоционального выгорания, которые могут быть использованы на стадии предрабочегои рабочего психического состояния личного состава.

[ 5,7]Смена ориентаций — гибкость или динамичность установок. Предполагается поисковая активность: найти новую цель и начать искать пути ее достижения. Умение обесценивать то, чего не смог достичь («зелен виноград»).Переносить малые потери легче, чем значительные. Как говорил философ Сенека, беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало. Подготовка психики на случай неудачи («стрелянный воробей») — способность заранее в уме осмысливать возможную неудачу и ее последствия. Этот прием психогигиены предполагает полную рационализацию предстоящего события, т. е. многократное осмысливание его с такой степенью детализации, которая создает ощущение привычности.

Так как привычное и знакомое волнует нас меньше, чем неопределенное.

а) спросите себя: «Что может быть самым худшим, если я не смогу решить вою проблему?»; б) мысленно подготовьте себя к принятию самого худшего — в случае необходимости;

в) попытайтесь спокойно продумать меры для улучшения ситуации, с которой вы мысленно примирились как с необходимостью. Способность отличать неудачу от катастроф, частный промах от крушения всех жизненных планов. Принцип реальности нацеливает на трезвый подход к миру, в котором движение к какой-либо цели рассматривается не как прямолинейный процесс подъема на все новые и новые ступени, а допускает длинные, в том числе окольные (обходные) пути и косвенные средства. Психологический же механизм реализации принципа реальности состоит в основном в способности к терпению. Навык к расслаблению (релаксация). Каждому серьезному напряжению должна соответствовать так называемая «релаксационная пауза».

Предлагается 15−30 минут в день заниматься релаксацией. Доверительное общение («Жилетка»). Имеет терапевтическое значение эффекта разделенного горя. Этой же цели служит телефон доверия, исповедь.Юмор. Функция юмора — обеспечить удовлетворительное самочувствие в далеко не удовлетворительной ситуации. Как говорит восточная пословица, человек смеется, чтобы не плакать. Юмор — отличное средство победить собственные комплексы. Нельзя быть совершенным во всем, таких попросту нет.

И чем завидовать чужим достоинствам, не лучше ли внимательнее приглядеться к своим? Одно из них умение смотреть на неудачи с улыбкой. Таких людей обычно трудно выбить из колеи. Заполнение психики позитивным опытом. Приятно вспомнить успешное решение проблем. Чаще вспоминайте об удачах."Триумф".

Продумать свой положительный образ и следовать ему. Убедить себя, что все будет в порядке. Учитесь забывать. 12]Конфуций утверждал, что быть обманутым и ограбленным — это значительно меньше, чем продолжать помнить об этом. Немецкий философ В. Гумбольдт писал, что хранить в памяти негативные представления равносильно медленному самоубийству. [ 14] Или по д.

Карнеги: «Не пилите опилок», «Пусть прошлое хоронит мертвецов». Не работайте на износ. Научитесь говорить «нет». Ведь вы же не в состоянии сделать все, что требуют от вас окружающие. Если будете пытаться сделать все дела, помочь всем страждущим, станет совсем плохо. А поэтому необходимо уметь твердо и без угрызений совести уметь отказывать. Считайтесь с неизбежным. Если вы знаете, что не в ваших силах изменить или исправить какое-либо обстоятельство, скажите себе: «Это так, это не может быть иначе».

" Профилактика радостью". Предполагается овладение тренингом самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы. В личной и профессиональной жизни пожарного существуют (не могут не существовать) периоды, когда устойчивость к психотравмирующим влияниям ослабевает, появляется повышенная уязвимость. Если эмоциональные переживания особенно сильны и необходимо время, чтобы справиться с ними, это служит достаточным основанием временно изменить или даже прервать работу в данной сфере. В предотвращении феномена выгорания важны и организационные меры:

систематическое повышение квалификации работника;

обучение приемам снятия эмоционального напряжения; психологический комфорт работы пожарных, атмосфера поддержки и взаимопонимания;

коррекция предвестников феномена выгорания;

комфортные бытовые условия работы работника, обеспечение достаточными справочными материалами; [12]Наряду с профилактическими мерами, работникам, страдающим от синдрома эмоционального выгорания, может быть оказана профессиональная психологическая помощь, в частности, консультативная и коррекционно-реабилитационная. К сожалению, в настоящее время существует лишь небольшое количество опубликованных работ, посвященных описанию результативности консультативных сеансов и тренинговых программ по предупреждению и преодолению эмоционального выгорания. Поэтому в своей работе мы опирались на те разработки, которые имеются в психологии по оказанию помощи личности в кризисных ситуациях (Н. Осипова, 2004; В. Г. Ромек, В. А; Конторович, Е.И.; Крукович, 2004; В. А. Ясвин, 2001 и др.).Коррекционные мишени:

преобладание пониженного фона настроения;

депрессивное состояние личности;

повышенное психоэмоциональное напряжение;

поведенческая нестабильность;

чувство постоянной усталости;

агрессивное поведение;

отрицательная жизненная установка;

неэффективные копинг-стратегии поведения;

неспособность открыто выражать свои чувства;

нарушения на физиологическом уровне. Принципы и техники работы:

оценка значения происходящих событий;

определение своей роли в возникновении проблемы;

определение «преимуществ» проблемы;

методика релаксации;

техника постановки целей;

техника рационального преодоления проблемы. В процессе выполнения своих профессиональных обязанностей могут потребоваться экспресс методы снятия тревоги и напряжения. К таким методам мы можем отнести экспресс-прием для снятия тревоги, отрицательных эмоций через напряжение, комплекс дыхательной гимнастики, комплекс упражнений для нервно-мышечной релаксации организма, приемы медитации, расслабления, простые физкультминутки для глаз, для улучшения мозгового кровообращения. [

9]Таким образом, проблема психического выгорания стала особенно актуальна в последние годы. В научной литературе до сих пор нет однозначного определения тому состоянию человека, которое связано с пресыщением им своими профессиональными занятиями. Одни авторы называют это «эмоциональным выгоранием» (Т.В. Форманюк, 1994; В. В. Бойко, 1996; М. В. Борисова, 2005), другие — выгоранием психическим (К. Маслач, 1987; Н. Е.

Водопьянова, 2000; К. Старченкова, 2005). Во втором случае сущность этого понятия отражена более точно, потому что психическое выгорание, исходя из выделяемых в нем симптомов, включает в себя эмоциональное истощение «выгорание» лишь как один из трех составных компонентов этого сложного этого сложного состояния, в котором оказывается человек. [3,12,15]Заключение

Поставленная нами ранее в работе цель заключалась в рассмотрении проблемы эмоционального выгорания сотрудников пожарной службы. Данная цель была нами в полной мере достигнута, также были реализованы все поставленные задачи. Как мы выяснили в ходе теоретического анализа, особое внимание авторы прежних времен и современные уделяют выделению тех фактов, которые способствуют появлению склонности к эмоциональному выгоранию. Таким образом, в данной работе мы рассмотрели теоретические основы сущности и развития СЭВ. Анализ психологической литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать следующие выводы:

Синдром эмоционального выгорания привлекает внимание ученых различных стран. Накопленный за рубежом опыт послужил базой для систематической разработки данной проблемы в нашей стране. Однако многое еще не получило однозначного понимания. Исследователи традиционно выделяют две большие группы факторов вызывающих СЭВ: индивидуальные (субъективные) и организационные (объективные) факторы. Пока не существует определенного ответа на вопрос, что же является главным в возникновении этого явления: индивидуальные характеристики профессионала или обусловленность профессиональной деятельности. Стрессовые факторы и напряжение являются факторами, повышающими вероятность появления синдрома выгорания. Эмоциональное выгорание в деятельности в высокой степени зависит также от мотивации работы. Выгоранию подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом (у этих людей можно отметить сверхмотивацию).При столкновении с трудностями чаще всего их уверенность в своей компетенции снижается, уменьшается адекватность восприятия своих действий, как правильных, от чего у молодого работника начинается кризис.

Многие в этом случае бросают свою работу и «ищут себя» в других сферах деятельности, оставив за спиной те непреодолимые трудности. У сотрудников пожарной охраны состояния психического напряжения возникают при столкновении с профессиональноспецифическими событиями и ситуациями: с одной стороны, повседневной напряженной деятельностью, приводящей к профессиональному истощению, а с другой — так называемыми «критическими инцидентами», во время которых происходит гибель или серьезные ранения людей. В связи с этим становится особенно актуальным вопрос об изучении, профилактике и коррекции психологических и эмоциональных проблем сотрудников пожарной службы. Отношение к окружающему миру, к труду, к самому себе не только понимается человеком и проявляется в его действиях, но и переживается им в виде эмоций и чувств. Переживание, как и познание, и отношения, является атрибутом сознания как субъективного отражения реального мира, объективизирующегося в деятельности. Пожар или любая другая чрезвычайная ситуация, как правило, сопровождается более или менее сильными эмоциональными переживаниями.

Так, объявление сигнала «Тревога» оказывает сильное влияние на функциональное состояние пожарных, эмоциональный стресс, возникающий с момента получения сигнала о выезде, длительное время не исчезает и после окончания работы. В данной работе рассматривалисьпсихические состояниякакфункциональный настрой психики пожарного, который предопределяет его работоспособность, готовность к действию в экстремальных условиях, возможность быстро и точно реагировать на изменение обстановки, максимально мобилизоваться в нужный момент.

Список литературы

Водопьянова, Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативныхпрофессиях. / Н. Е. Водопьянова; под ред. Г. С. Никифоров.

СПб.:Изд-во

СпбГУ; 2000. К проблеме профессионально важных качеств пожарного // Проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи: материалы науч.

практ. конф., Екатеринбург, 16−17 февраля 1999 г./Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1999. — 98 с. Лаврова О. С. Синдром эмоционального выгорания и методы егопредотвращения // Работник социальной службы, 2007, № 2. С. 101−116.Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А. Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.

Сер. 2. 2001. № 11.

С. 16−23.Линдеман, X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности / X.Линдеман. М.: Просвещение, 2001

Методическое руководство по профессиональному психологическому отбору в системе МЧС России. Составители: М. М. Бобровницкая, О. Ю. Голубева, Т. Н. Коняева, Ю. С. Шойгу. Москва, 2006. — 125 с. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспектива//Психологический журнал, 2001, Т.22, № 1. С. 90−101.

Психологические исследования: Сборник научных трудов. Выпуск 6 (специальный) / Под ред. А. Ю. Агафонова, В. В. Шпунтовой — Самара, Изд-во: «Универс-Групп», 2008. — 406 с. Психология сегодня: сборник научных статей 13-й Всерос. науч.

практ. конф., Екатеринбург, 20−21 апр. 2011 г. / отв. за вып. А. М. Павлова; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.

пед. ун-т". Екатеринбург, 2011. 268 с. 125 лет Московскому психологическому обществу: сборник РПО. Отв.

Ред. Богоявленская Д. Б., Зинченко Ю. П. М.: 2011. — 380 с. Рисковать профессионально: Системный взгляд на проблему человеческого фактора в опасных профессиях: монография.

Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т. 2006. -110 с. Социальные науки и практики в XXI веке: из опыта молодежных исследований (риски и вызовы современности), VII всероссийская весенняя молодежная научная конференция / под общ.

ред. проф. В. П. Шалаева. — Йошкар-Ола:Марийский государственныйтехническийуниверситет, 2011.

— 360 с. Столяренко, Л. Основы психологии. / Л. Столяренко — Р. н/Д. — 1997

Суворов Г. Б. Обусловленность успешности физической подготовки бойцов ОМОН. // Ананьевские чтения: Б. Г. Ананьев и комплексные исследования человека в психологии (материалы научно-практической конференции) / Под общ. Ред. Л. А. Цветковой, Л. А. Головей. — Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003.

— 361 с. Человек и правоохранительная деятельность / Под.ред. В. П. Сальникова.

СПб.: Фонд «Университет», 2000. 320с. Шленков А. В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, принципы, технологии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. — Санкт-Петербург., — 2010. — 43 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях. / Н. Е. Водопьянова; под ред. Г. С. Никифоров.- СПб.:Изд-во СпбГУ; 2000.
  2. К проблеме профессионально важных качеств пожарного // Проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи: материалы науч.-практ. конф., Екатеринбург, 16−17 февраля 1999 г./Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 1999. — 98 с.
  3. О.С. Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Работник социальной службы, 2007, № 2. С. 101−116.
  4. , А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А. Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Сер. 2. 2001. № 11. С. 16−23.
  5. , X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности / X. Линдеман. М.: Просвещение, 2001.
  6. Методическое руководство по профессиональному психологическому отбору в системе МЧС России. Составители: М. М. Бобровницкая, О. Ю. Голубева, Т. Н. Коняева, Ю. С. Шойгу. Москва, 2006. — 125 с.
  7. В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспектива//Психологический журнал, 2001, Т. 22, № 1. С. 90−101.
  8. Психологические исследования: Сборник научных трудов. Выпуск 6 (специальный) / Под ред. А. Ю. Агафонова, В. В. Шпунтовой — Самара, Изд-во: «Универс-Групп», 2008. — 406 с.
  9. Психология сегодня: сборник научных статей 13-й Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 20−21 апр. 2011 г. / отв. за вып. А. М. Павлова; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. 268 с. 125 лет Московскому психологическому обществу: сборник РПО. Отв. Ред. Богоявленская Д. Б., Зинченко Ю. П. М.: 2011. — 380 с.
  10. Рисковать профессионально: Системный взгляд на проблему человеческого фактора в опасных профессиях: монография.-Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т. 2006. — 110 с.
  11. , Л. Основы психологии. / Л. Столяренко — Р. н/Д. — 1997.
  12. Г. Б. Обусловленность успешности физической подготовки бойцов ОМОН. //Ананьевские чтения: Б. Г. Ананьев и комплексные исследования человека в психологии (материалы научно-практической конференции) / Под общ. Ред. Л. А. Цветковой, Л. А. Головей. — Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003. — 361 с.
  13. Человек и правоохранительная деятельность / Под. ред. В. П. Сальникова.- СПб.: Фонд «Университет», 2000.- 320 с.
  14. А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, принципы, технологии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. — Санкт-Петербург., — 2010. — 43 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ