Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности космонавтов к деятельности в нештатных ситуациях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полеты человека в космос привели к появлению принципиально нового вида профессиональной деятельности в условиях невесомости. «Можно говорить о деятельности космонавта как специфическом виде труда. Этоодин из самостоятельных видов деятельности человека, поставленного в необычные и сложные условия, требующие его высокой активности, повышенной готовности реагировать на внезапно возникающие… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.Г

Глава 1. Формирование готовности космонавта — командира корабля к деятельности в нештатных ситуациях космического полета как психолого-акмеологическая проблема. $ ]. Обоснование необходимости повышения уровня готовности космонавтов — командиров кораблей к деятельности в нештатных ситуациях режимов сближения и стыковки космических аппаратов. $ 2. Специфика профессиональной деятельности космонавта — командира космического корабля. $ 3. Психолого-акмеологическая характеристика готовности к профессиональной деятельности космонавта — командира корабля.

§ 4. Теоретико-методологические основы проведения психолого-акмеологического анализа проблемы формирования готовности космонавтов — командиров кораблей.

Глава 2. Комплексный психолого-акмеологический анализ подготовки космонавтов — командиров кораблей к деятельности в нештатных ситуациях космического полета. I. Психологический анализ этапа космического полета. $ 2. Структура деятельности космонавта — командира корабля при возникновении нештатной ситуации. $ 3. Акмеологический анализ современного состояния системы подготовки космонавтов к деятельности в нештатных ситуациях.

3.1. Процесс формирования знаний, летно-космических навыков и умений космонавтов.

3.2. Цели, задачи, этапы и содержание подготовки космонавтов к деятельности в нештатных ситуациях космического полета.

3.3. Теоретическая подготовка космонавтов к деятельности в нештатных ситуациях космического полета.

3.4. Практическая подготовка космонавтов на комплексном тренажере к действиям в нештатных ситуациях.

Выводы.

Глава 3. Системно-ситуационный анализ деятельности космонавтов в нештатных ситуациях как основа для создания экспертной системы акмеологического контроля за состоянием психологической и физической готовности командиров кораблей. $ 1. Разработка методики системно-ситуационного анализа деятельности космонавтов в нештатных ситуациях режимов сближения и стыковки космических аппаратов. $ 2. Экспертная система акмеологического контроля за ' психологической и физической подготовкой космонавтов как средство оценки состояния их психофизической готовности к деятельности в нештатных ситуациях космического полета.

Выводы.

Формирование готовности космонавтов к деятельности в нештатных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В условиях интенсивного развития науки и техники резко возрастают требования к подготовке кадров, что в свою очередь ставит перед акмеологической, психологической и педагогической науками задачу дальнейшего повышения эффективности подготовки специалистов.

Полеты человека в космос привели к появлению принципиально нового вида профессиональной деятельности в условиях невесомости. «Можно говорить о деятельности космонавта как специфическом виде труда. Этоодин из самостоятельных видов деятельности человека, поставленного в необычные и сложные условия, требующие его высокой активности, повышенной готовности реагировать на внезапно возникающие неопределенные ситуации, способности переносить перегрузки, невесомость, изоляцию, владения определенной системой знаний, навыков и умений, требующие, наконец, высокой мотивированности и целенаправленности личности космонавта» , — писал Г. Т. Береговой (22). Высокий уровень фактора риска, ломка циркадных ритмов, социальная изоляция и действие мощного, не имеющего аналогов на Земле, фактора невесомости — все это делает работу космонавта тяжелой, сложной, почти неповторимой в иных условиях.

Ускоренное развитие космической техники приводит к углублению противоречия между возрастающим уровнем сложности техники, затрудняющим ее освоение, и психофизиологическими качествами космонавта, предъявляет все возрастающие требования к уровню его профессиональной и психофизической подготовки.

При этом эффективность решения профессиональных задач все более смещается из области сенсомоторных действий в область психической и интеллектуальной деятельности, то есть с формирования стереотипных двигательных автоматизмов к развитию познавательных процессов, логических умозаключений, ассоциативного и образного мышления — всей сферы высшей интеллектуальной деятельности. В этой связи обязательным становится индивидуальный подход в профессиональной подготовке и соответственно повышаются требования к психологическим и педагогическим качествам проводящих ее инструкторов.

Профессия космонавта в настоящее время продолжает формироваться на основании информации, обновляющейся с каждым новым космическим полетом. Эта профессия, очевидно, будет совершенствоваться еще достаточно длительное время, что обусловлено, прежде всего, принципиальной новизной задач, решаемых космонавтами в условиях космического полета. Участие космонавтов в новых, сложных видах и условиях профессиональной деятельности требует глубокого психологического анализа ее содержания и разработки на этой основе различных приемов, средств и методов, повышающих уровень здоровья, физическую выносливость, эмоционально-волевую устойчивость и формирующих профессионально важные качества, навыки и умения.

Решение задачи развития у космонавтов необходимых интеллектуальных, психологических и физических качеств, способствующих надежной профессиональной деятельности в космическом полете, должна обеспечивать научно-организованная, оптимальным образом управляемая система профессиональной подготовки космонавтов.

Личность будущего специалиста, способного принимать оптимальные решения в сложных ситуациях, может быть сформирована при соблюдении ряда условий его профессиональной подготовки в плане содержательно-целевом, организационно-процессуальном и операционально-технологическом.

Содержательно-целевой аспект означает направленность процесса подготовки на непрерывное социально-нравственное, общекультурное и профессиональное развитие космонавта, а также на отражение в целях и содержании подготовки опыта деятельности, накопленного за весь период пилотируемой космонавтики, во взаимосвязи его основных элементов: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта, мотивационноценностных отношений к пилотируемой космонавтике, а также окружающему миру в целом.

Организационно-процессуальный аспект подразумевает обеспечение, с учетом цели подготовки, диалектического единства процессов конструирования преподавателем содержания и средств подготовки, активного взаимодействия преподавателя и космонавта, а также самообразования и самовоспитания последнего.

Операционально-технологический аспект должен обеспечить ориентацию на использование заданного подхода при организации учебной профессиональной деятельности космонавта, максимальную реализацию его субъективной позиции в процессе обучения посредством рефлексивного управления и регулирование информационнокоммуникативных связей в системе «преподаватель-обу чаемый» .

Как показывает практика, в области пилотируемой космонавтики по-прежнему акцент, в основном, делается на совершенствование материально-технической базы. Однако, в настоящее время мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, когда все совершенство космических аппаратов уже не дает таких значительных результатов, которые были характерны на рубеже 60-х — 70-х годов нашего столетия. Проблема сегодня упирается уже в качество самой подготовки космонавтов и, прежде всего, командиров кораблей, выполняющих все динамические операции в полете.

Именно с учетом этого противоречия и его последствий был сделан выбор темы данного исследования и сформулирована проблема исследования.

Проблема исследования заключается в противоречии между требуемым уровнем готовности космонавта — командира корабля к деятельности в нештатных ситуациях космического полета и реальным, А уровнем его готовности, обеспечиваемым существующей системой подготовки, и обусловлена наличием неучтенных психолого-акмеологических факторов совершенствования процесса подготовки.

Цель диссертационного исследования: обоснование психолого-акмеологических факторов успешного формирования готовности космонавтов — командиров кораблей к деятельности в нештатных ситуациях космического полета.

Объектом исследования является процесс подготовки космонавтовкомандиров кораблей к деятельности в нештатных ситуациях космического полета.

Предметом исследования выступает процесс формирования готовности космонавтов — командиров кораблей к деятельности в нештатных ситуациях (на материале подготовки к деятельности и анализа реальной деятельности космонавтов в нештатных ситуациях режимов сближения и стыковки космических аппаратов).

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что процесс формирования готовности космонавтов — командиров кораблей к деятельности в нештатных ситуациях космического полета станет более управляемым и успешным при осознании и использовании следующих психолого-акмеологических факторов и условий их успешной подготовки:

— выявлении и использовании в процессе подготовки космонавтовкомандиров кораблей психолого-акмеологической структуры готовнбсти к деятельности в нештатных ситуациях космического полета;

— разработки и внедрении методики системно-ситуационного анализа деятельности космонавтов — командиров кораблей в нештатных ситуациях космического полета в целях выявления и использования психолого-акмеологических факторов формирования их готовности;

— создании и внедрении в практику компьютерной экспертной системы акмеологического контроля за состоянием психофизической готовности космонавтов — командиров кораблей к деятельности в сложных ситуациях космического полета.

В соответствии с объектом, предметом, проблемой, целью и гипотезой исследования в качестве его конкретных задач выбраны следующие:

1. Выявить специфические психолого-акмеологические особенности и структуру готовности космонавтов — командиров кораблей к деятельности в нештатных ситуациях космического полета, как основного внутреннего психолого-акмеологического фактора успешной деятельности космонавтов в нештатных ситуациях.

2. Провести комплексный анализ системы подготовки командиров кораблей к деятельности в НшС космического полета и выявить психолого-акмеологические факторы формирования их готовности в процессе подготовки.

3. Создать компьютерную экспертную систему акмеологического контроля за состоянием психофизической готовности космонавтовкомандиров кораблей, построенную на учете основных психолого-акмеологических факторов успешной подготовки космонавтов к деятельности в нештатных ситуациях космического полета.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились разработанные в философских, психологических, акмеологических и педагЬгических трудах положения о системно-структурном анализе в различных сферах объективной действительности, противоречиях познания и путях их преодоления, принципах и методах научного познания, роли анализа и синтеза в отражении реальности. В основу данного исследования были положены базовые принципы, разработанные общественными, естественными и прикладными науками усилиями отечественных и зарубежных ученых, которые использует и развивает акмеология: принципы развития, детерминизма, системности, интегративности (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. В. Брушлинский, В. Ф. Венда, В. А. Ганзен, А. А. Деркач, Ю. М. Забродин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, К. К. Платонов, А. Ю. Панасюк, В. Д. Шадриков, Е. А. Яблокова и др.). В исследовании они применялись для осуществления системного подхода к анализу проблемы формирования профессиональной готовности такой категории госслужащих, как космонавты — командиры космических кораблей. При этом использовались результаты исследований отдельных сторон проблемы оптимизации различных видов профессиональной деятельности, которые получены на конкретных научно-прикладных уровнях (О.С.Анисимов, Ю. К. Бабанский, Г. Т. Береговой, А. А. Деркач, О. И. Жданов, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, П. А. Корчемный, Л. Г. Лаптев, В. И. Лебедев, В. Л. Марищук, А. К. Маркова, В. А. Пономаренко, И. Н. Семенов, В. А. Сластенин, Е. А. Суслова, С. И. Съедин и др.)

Системный подход в исследовании базируется на идеях системного анализа (П.К.Анохин, Н. В. Кузьмина, В. И. Садовский, В. Д. Шадриков и др.) и комплексного структурно-функционального анализа профессиональной деятельности (Л.И.Анциферова, Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач, Е. А. Климов,

A.К.Маркова, К. К. Платонов, В. А. Пономаренко, Н. А. Юманов и др.).

Важное значение для диссертационного исследования имели основные разработки по диагностике и развитию (Б.Г.Ананьев, А. Адлер, Г. Айзенк, О. И. Жданов, Р. Б. Кеттелл, Н. И. Конюхов, К. Леонгард, А. Маслоу,

B.В.Петрусинский и др.).

Эмпирическую базу исследования составили: материалы отчетов о выполненных космических полетахматериалы анкетирования и интервьюирования 20 космонавтовкомандиров кораблей, выполнявших режимы сближения и стыковки в нештатных ситуацияхданные психологических и психофизических исследований 20 командиров кораблей (с применением метода экспертных оценок).

Методы диссертационного исследования. Наряду с теоретическими методами исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и сравнение) применялись следующие эмпирические методы:

• контент-анализ отчетов о выполненных космических полетах;

• анкетирование и интервьюирование космонавтов, выполнявших режимы сближения и стыковки в сложных ситуациях (ретроспективное интервью);

• самооценка;

• метод наблюдения при проведении тренировок космонавтов;

• актуальный анализ в моделируемых условиях;

• метод последовательной динамической оценки (МПДО) деятельности специалистов в сложных ситуациях;

• анализ личной педагогической деятельности по подготовке космонавтов к выполнению режимов сближения и стыковки космических аппаратов;

• тестирование (использовались следующие методики: миннесотовский многоаспектный личностный опросник — ММР1, 16-ти факторный опросник Кэттелла, тест Роршаха и др.);

• метод экспертных оценок.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию системного подхода к анализу деятельности и обусловлена точностью исходных методологических позиций, базирующихся на теории отечественной психологии и акмеологии, а также использованием комплекса состоятельных методов исследования (в частности, метода экспертной оценки), адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования. Результаты исследования подтверждаются данными, показывающими положительные изменения в уровне готовности космонавтов к действиям в нештатных ситуациях космического полета, апробацией и внедрением авторских методик системно-ситуационного анализа деятельности космонавтов — командиров кораблей в нештатных ситуациях и компьютерной экспертной системы акмеологического контроля за состоянием психологической и физической готовности космонавтов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. Обоснована психолого-акмеологическая структура готовности космонавтов к деятельности в нештатных ситуациях, состоящая из нравственно-мотивационного (настрой на выполнение поставленных задач, обеспечение безопасности экипажа и др.), интеллектуально-операционального (знания признаков НшС, способов обнаружения и выхода из НшС, алгоритмов поиска решений в ситуациях неопределенности, умения решать нестандартные задачи, высококлассные операторские умения и др.) и психофизического (профессионально важные психологические и физические качества, психические процессы, состояния и свойства) компонентов, позволяющая проводить подготовку космонавтов к деятельности в НшС с учетом конкретных психоло-го-акмеологических характеристик и показателей готовности.

2. Проведен комплексный анализ процесса подготовки космонавтов к деятельности в нештатных ситуациях и обоснованы основные методические принципы его совершенствования (личностного подхода, взаимосвязи теории и практики, проблемио-деятельностного обучения, алгоритмизации и моделирования НшС) в целях преодоления существующего в настоящее время информационно-тренировочного подхода в обучении космонавтов и обеспечения прогрессивного изменения процесса их подготовки к деятельности в НшС.

3. Теоретически обоснована и разработана прикладная методика системно-ситуационного анализа деятельности космонавтов — командиров кораблей в НшС космического полета с целью выявления психолого-акмеологических факторов формирования их готовности. Суть ее заключается в структурированном описании деятельности космонавтов в НшС и ее анализе по конкретным функциональным единицам, таким как: факторы и условия, характерные для

НшСдействия командира корабля на различных этапах развития НшС (восприятие информации о НшС, ее оценка, анализ и обобщение, принятие решения и его реализация) — взаимодействие командира корабля с бортинженером и наземной группой управления и др. 4. Разработана авторская экспертная система акмеологического контроля (ЭСАК) за состоянием психологической и физической готовности космонавтов, включающая в себя подсистемы оценки интеллектуального, психологического и функционального компонентов и интегрального психолого-акмеологического показателя психофизической готовности космонавтов. Впервые, с учетом анализа основных психолого-акмеологических факторов успешной подготовки космонавтов к деятельности в НшС, решена задача целенаправленного компьютерного контроля и управления процессом психологической и физической подготовки космонавтов.

Практическая значимость исследования состоит в следующем.

1. Разработаны конкретные авторские методики (инструкторская и полетная, см. Приложения 7 и 8) для проведения системно-ситуационного анализа деятельности командиров кораблей в НшС космического полета. Методики представляют собой реализацию метода последовательной динамической оценки (МПДО). Инструкторская методика (МПДО-И) позволяет производить описание и анализ деятельности членов экипажа в НшС инструктором экипажа. Полетная методика (МПДО-П) позволяет производить описание и анализ деятельности в НшС командиром корабля.

2. Разработана и реализована в практике подготовки космонавтов авторская компьютерная экспертная система акмеологического контроля (ЭСАК) за состоянием психологической и физической готовности космонавтов — командиров кораблей, позволяющая осуществлять диагностику их уровня психофизической готовности (определение интегрального психолого-акмеологического показателя психофизической готовности космонавтов) и оценку уровня развития профессионально важных качеств.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность к деятельности — это интегральное состояние, представляющее по своей сути оптимальное сочетание нравственно-мотивационной, интеллектуально-операциональной и психофизической составляющей в соответствии с требованиями деятельности и общепринятыми моделями функционирования индивидаготовность командира корабля к деятельности в нештатных ситуациях — это проявление общей готовности в специфическом виде деятельности, что и детерминирует своеобразие ее структурных компонентов (нравственно-мотивационного, интеллектуально-операционального и психофизического).

2. Формирование готовности космонавтов — командиров кораблей к деятельности в НшС требует преодоления существующего в настоящее время информационно-тренировочного подхода в обучении и внедрения современных технологий обучения на основе реализации принципов личностного подхода, единства теории и практики, проблемно-деятелъностного обучения, алгоритмизации и моделирования НшС.

3. Анализ системы психолого-акмеологических факторов формирования готовности командиров кораблей к деятельности в нештатных ситуациях показал, что среди них можно выделить подсистему объектных и субъектных психолого-акмеологических факторов. К субъектным факторам формирования готовности командиров кораблей к деятельности в нештатных ситуациях космического полета относятся:

— высокий исходный уровень развития нравственно-мотивационных качеств с преобладающей ориентацией на решение общественно-государственных задач;

— развитые интеллектуальные качества, высокая эрудиция, научная компетентность, нестандартность мышления;

— оптимальная индивидуальная стратегия жизнедеятельности космонавта, максимально ориентированная на формирование профессионализма;

— активная деятельносгная установка на достижение успеха в решении сложных, нестандартных задач;

— объективно — продуктивный познавательный стиль жизнедеятельности (развитая способность к профессиональному обучению, выработке необходимых навыков и умений и сохранению их в течение длительного времени);

— развитые профессионально важные качества (прежде всего такие, как эмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациямвысокая развитость и устойчивость операторских качествразвитая способность к наблюдению и быстрой ориентации в сложных условиях — высокая сенсомоторная координациясамостоятельность и уверенность в себевысокая помехоустойчивость и др.);

— сильный, подвижный, уравновешенный тип высшей нервной деятельности и оптимальное психофизическое состояние космонавта, осознание потенциальных психофизических ресурсов организма и повышенная способность к активной саморегуляции;

— способность к самостоятельной работе по профессиональной (в том числе психологической и физической) подготовке к предстоящей деятельности и др.

К объектным факторам формирования готовности командиров кораблей к деятельности в нештатных ситуациях относятся:

— использование инструкторско-преподавательским составом в процессе подготовки психолого-акмеологической структуры готовности командира корабля к деятельности в НшС космического полета;

— организация процесса подготовки с учетом результатов системно-ситуационного анализа деятельности космонавтов в нештатных ситуациях предыдущих космических полетов и др.

Формализация, экспертная оценка и моделирование с помощью ЭВМ данных психолого-акмеологических факторов позволило создать экспертную систему акмеологического контроля за состоянием психологической и физической готовности космонавтов — командиров кораблей, которая в системе позволяет получать интегральную оценку психофизической готовности космонавтов и тем самым совершенствовать контроль и управление процессом их подготовки.

Экспериментальная база исследования. Основной базой опытно-экспериментальной работы был Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Исследование выполнялось в четыре этапа.

Первый этап (1988;1991 гг.) — поисковый.

На этом этапе автором была вскрыта проблема, поставлена цель, определены объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, изучена философская, психологическая, акмеологическая и педагогическая литература по проблеме исследования и уточнены задачи исследования.

Второй этап (1991;1995 гг.) — теоретический.

Проведены теоретические исследования по выявлению психолого-акмеологической структуры профессиональной готовности космонавтовкомандиров кораблей. Разработка прикладной теории и конкретных методик системно-ситуационного анализа деятельности командиров кораблей в нештатных ситуациях. Разработка концептуальной и структурно-функциональной моделей компьютерной экспертной системы акмеологической контроля за состоянием психофизической готовности космонавтов — командиров кораблей.

Третий этап (1995;1997гг.) — опытно-экспериментальный.

В процессе подготовки космонавтов к действиям в нештатных ситуациях режимов сближения и стыковки ПКА проведены исследования по выявлению профессионально-ориентированной системы психологических и физических качеств командира корабля, определяющих их готовность к деятельности в сложных ситуациях. К исследованию привлекались 20 космонавтов, выполнявших режимы сближения и стыковки ПКА в космических полетах, и 7 инструкторов-методистов (в качестве экспертов), готовивших космонавтов к выполнению этих режимов. Эта работа сопровождалась проведением контрольных испытаний, получением «срезов» состояний космонавтов, анализом, обобщением и систематизацией полученного практического материала. Проведен анализ деятельности космонавтов в 24-х нештатных ситуациях реальных режимов сближения и стыковки (1968;1997гг.).

Четвертый этап (1997;1998 гг.) — заключительно-обобщающий.

На данном этапе проводилась обработка результатов экспериментальной работы, уточнялись теоретические положения, апробировались и внедрялись в практику подготовки космонавтов основные разработки диссертационного исследования, была оформлена диссертация.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора, докладывались на следующих научно-практических конференциях: на ХХ1Х-х Научных чтениях памяти К. Э. Циолковского (г.Калуга, 1994 г.) — на 2-й Международной научно-практической конференции (Звездный городок, 1995 г.).

Материалы диссертационного исследования нашли отражение в 14 публикациях общим объемом свыше 14 печатных листов (перечень публикаций прилагается).

Автор более 20 раз выступал с научными сообщениями, лекциями и докладами перед кандидатами в космонавты, космонавтами-командирами космических кораблей, бортинженерами, руководителями и инструкторско-преподавательским составом Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина по различным направлениям диссертационного исследования.

Соискатель участвовал в написании отчетов по четырем НИР и двум спецтемам, четырех учебных (два из которых — в качестве ответственного исполнителя) и одного методического пособия.

Кроме того, при непосредственном участии соискателя написаны и изданы два сборника научных материалов («Система подготовки космонавтов в России» Звездный городок, 1995 г. и «2-я Международная научно-практическая конференция»: Сборник тезисов. — Звездный городок, 1995 г.).

Методики системно-ситуационного анализа деятельности командиров кораблей в НшС космического полета и компьютерная экспертная система акмеологического контроля за состоянием психофизической готовности космонавтов внедрены в процесс подготовки космонавтов к полету в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина (Звездный городок) и обеспечения космического полета в Центре управления полетами (г.Королев), о чем свидетельствуют две справки о внедрении и удостоверение на рационализаторское предложение.

Основные результаты, полученные в процессе выполнения диссертационной работы, можно обобщить в следующую систему выводов.

1. Психолого-акмеологические факторы формирования готовности космонавтов — командиров кораблей к деятельности в сложных условиях можно классифицировать по различным логическим основаниям как субъектные и объектные, структурные и функциональные, индивидуальные и групповые и др.

К субъектным факторам формирования готовности командиров кораблей к деятельности в нештатных ситуациях космического полета относятся:

— высокий исходный уровень развития нравственно-мотивационных качеств с преобладающей ориентацией на решение общественно-государственных задач;

— развитые интеллектуальные качества, высокая эрудиция, научная компетентность, нестандартность мышления;

— оптимальная индивидуальная стратегия профессиональной жизнедеятельности космонавта, максимально ориентированная на формирование профессионализма, и характеризующаяся способностью к повышенной работоспособности за счет эффективной организации процесса жизнедеятельности;

— активная деятельностная установка на достижение успеха в решении сложных, нестандартных задач;

— объективно — продуктивный познавательный стиль жизнедеятельности (развитая способность к профессиональному обучению, выработке необходимых навыков и умений и сохранению их в течение длительного времени);

— развитые профессионально важные качества (прежде всего такие, как эмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациямвысокая развитость и устойчивость операторских качествразвитая способность к наблюдению и быстрой ориентации в сложных условиях — высокая сенсомоторная координациясамостоятельность и уверенность всебевысокая помехоустойчивость и др.);

— сильный, подвижный, уравновешенный тип высшей нервной деятельности и оптимальное психофизическое состояние космонавта, осознание потенциальных психофизических ресурсов организма и повышенная способность к активной саморегуляции;

— способность к самостоятельной работе по профессиональной (в том числе психологической и физической) подготовке к предстоящей деятельности и др.

К объектным факторам формирования готовности командиров кораблей к деятельности в нештатных ситуациях относятся:

— использование инструкторско-преподавательским составом в процессе подготовки психолого-акмеологической структуры готовности командира корабля к деятельности в сложных ситуациях космического полета;

— организация процесса подготовки с учетом результатов системно-ситуационного анализа деятельности космонавтов в сложных ситуациях предыдущих космических полетов и др.

К структурным компонентам процесса (в аспекте нашего исследованияфакторам) формирования готовности командиров кораблей к деятельности в нештатных ситуациях космического полета можно отнести:

— процесс подготовки (обучение, воспитание, тренировки, психологическая и физическая подготовка) космонавта — командира корабля к деятельности в нештатных ситуациях космического полета;

— методики подготовки космонавта — командира корабля к деятельности в нештатных ситуациях космического полета;

— алгоритмы деятельности командира корабля в НшС космического полета (штатной сложной ситуации, расчетной и нерасчетной НшС);

— набор моделируемых НшС в процессе подготовкиинструкторско-преподавательский состав (Уровень его профессиональной компетентности в проведении подготовки командиров кораблей к деятельности в условиях НшС);

— тренажная база (ее состав и возможности по обеспечению адекватной требованиям подготовки космических операторов к деятельности в НшС).

К функциональным факторам формирования готовности командиров кораблей к деятельности в нештатных ситуациях космического полета, по нашему мнению, следует отнести:

— применение космонавтом оптимальной стратегии профессиональной жизнедеятельности, максимально ориентированной на формирование профессионализма;

— использование в процессе подготовки результатов системно-ситуационного анализа деятельности космонавтов в нештатных ситуациях предыдущих космических полетовприменение в процессе подготовки космонавтов принципов личностного подхода, проблемно-деятельностного обучения, алгоритмизации и моделирования нештатных ситуаций и др.;

— использование компьютерной экспертной системы акмеологического контроля за состоянием психологической и физической готовности командиров кораблей и др.

К индивидуальным факторам формирования готовности командиров кораблей к деятельности в НшС космического полета, на наш взгляд, можно отнести все рассмотренные субъектные факторы формирования готовности космонавтов, а также некоторые объектные и функциональные факторы формирования готовности, направленные на развитие профессионализма космонавта — командира корабля, такие как:

— построение процесса подготовки космонавтов на принципе личностного подхода;

— учет индивидуальных психофизических особенностей космонавта в процессе его профессиональной подготовки;

— применение космонавтом оптимальной стратегия профессиональной жизнедеятельности, максимально ориентированной на формирование профессионализма.

К групповым факторам формирования готовности командира корабля к деятельности в составе экипажа при возникновении НшС относятся:

— единство и соответствие установок и личных интересов у членов экипажа на предстоящий космический полет;

— сходство и взаимокорректирующее сочетание у членов экипажа профессионально важных качеств с преимущественным превалированием показателей у командира экипажа (корабля);

— устойчиво позитивные формы эмоциональных установок членов экипажа друг к другу;

— прогрессивная обучаемость в эффективном взаимодействии членов экипажа в основных видах профессиональной подготовки;

— взаимодополняющее адекватное сочетание у членов экипажа особенностей межличностного поведенческого взаимодействия в потенциально конфликтных ситуациях.

Использование в процессе подготовки космонавтов — командиров кораблей выявленных психолого-акмеологических факторов позволяет повысить уровень формирования готовности космонавтов к деятельности в НшС космического полета.

2. С психолого-акмеологической точки зрения профессиональная готовность космонавта — командира корабля к деятельности в НшС космического полета — это интегральное состояние, проявляющееся в специфическом виде деятельности, представляющее по своей сути «сплав» нравственно-мотивационного (настрой на выполнение поставленных задач, обеспечение безопасности экипажа и др.), интеллектуально-операционального (знания признаков НшС, способов обнаружения и выхода из НшС, алгоритмов поиска решений в ситуациях неопределенности, умения решать нестандартные задачи, высококлассные операторские умения и др.) и психофизического (профессионально важные психологические и физические качества, психические процессы, состояния и свойства) компонентов.

Нравственно-мотивационный компонент составляют: высокие нравственно-этические качества, наличие устойчивых мотивов заниматься данным видом деятельности и интерес к ней, стремление активно действовать в НшС, ответственность за обеспечение безопасности экипажа и др.

Интеллектуально-операциональный компонент составляют: гибкость ума и широта профессионального кругозоратеоретические знания основ системы профессионального совершенствования и методические знания, навыки и опытумения решать нестандартные задачиналичие системы знаний о: признаках НшС, способах обнаружения и выхода из НшСпрофессиональные знания, навыки и умения (высококлассные операторские умения) и др.

Психофизический компонент: наличие хорошей профессиональной памяти, позволяющей в возникающей ситуации быстро и точно вспомнить алгоритмывысокоразвитое оперативное мышлениепрофессионально важные психологические качествапрофессионально важные физические качества (физическое развитие, общая и специальная физическая подготовленность) и др.

Таким образом, профессиональную готовность командира космического корабля к деятельности в НшС мы определяем как интегральное состояние, которое имеет свою особую структуру, раскрытую в ходе данного исследования. Специфика этой структуры определяется содержанием и особенностями деятельности космонавта — командира корабля и обусловливается особым единством ее нравственно-мотивационного, интеллектуально-операционального и психофизического компонентов.

3. Успешное формирование готовности командира космического корабля к деятельности в нештатных ситуациях возможно при внедрении прогрессивного акмеолого-педагогического процесса, основывающегося на применении следующих психолого-акмеологических принципов:

— принципа личностного подхода, предполагающего взаимодействие преподавателей и обучаемых с учетом личностных особенностей космонавтов и уровней их предшествующей подготовки и опытаосновной акцент здесь, с психолого-акмеологической точки зрения, делается на разработку индивидуальных программ обучения;

— принципа взаимосвязи теории и практики, предполагающего синтезирование теоретических знаний и практических уменийтакой синтез можно с полным правом назвать психолого-акмеологическим элементом готовности космонавта;

— принципа проблемно-деятельностного обучения, то есть целесообразного, заранее спланированного и обоснованного использования системы теоретических ситуационных задач и проблемных практических (моделируемых) ситуацийв качестве методов создания проблемных ситуаций можно выделить следующие: метод создания практических ситуаций, требующих принципиально нового решенияметод выдвижения гипотез и опытной их проверкиметод постановки обратных проблем, когда ее ставит космонавт, а разрешает преподаватель или инструкторметод совместного придумывания НшС, которых еще не было в реальной практике, и поиска оптимального выхода из нихметод «рефлексивность», когда космонавт воссоздает в своем сознании все этапы разрешения проблемы, а в результате — находит новое решение.

— принципа алгоритмизации, предполагающего разработку «жестких» и «гибких» предписаний на выполнение деятельности, использование алгоритмов распознавания НшС и поиска оптимальных решений по выходу из нештатных ситуаций;

— принципа моделирования НшС, согласно которому особое внимание в процессе подготовки космонавтов к деятельности в условиях НшС уделяется роли тренажеров, функционально-моделирующих стендов и дёловым игрампри этом, в качестве исходного материала преподаватели (инструкторы) могут использовать результаты системно-ситуационного анализа деятельности космонавтов в нештатных ситуациях реальных космических полетов.

С учетом специфики задач практической подготовки космонавтов к действиям в условиях НшС нами были выделены следующие методические принципы, вытекающие из основных дидактических принципов обучения и требований оптимизации процесса подготовки космонавтов: * - обеспечение преемственности тренировок с последовательным увеличением их сложности, который реализуется частичными наложениями циклограмм предыдущей и последующей тренировок (этим достигается подобие неразрывности программы космического полета) с постепенным возрастанием сложности предъявляемых экипажу задач;

— принцип постоянного выявления и «проигрыша» на тренировках новых возможных НшС однако, применение данного принципа на практике ограничивается техническими возможностями тренажных средств и нецелесообразностью моделирования отдельных расчетных НшС, создающих реальную угрозу безопасности экипажа (пожар, разгерметизация и др.), — это способствует увеличению остаточной неопределенности процесса подготовки;

— принцип постоянного увеличения в процессе подготовки степени неопределенности НшС, который реализуется с помощью следующих методических приемов: перехода от простых НшС к более сложным, то есть обучение начинается с ситуаций, не имеющих ограничения во времени для их парирования, когда может быть проведена консультация с наземной группой управления или с инструкторомперехода от общего к частному, то есть первоначально отрабатываются НшС, имеющие больше аналогии по распознаванию и выходу из нихпредъявления НшС более одного раза (при этом наиболее эффективно Ф предъявление ситуаций через определенный промежуток времени, а не сразу на одной тренировке или следующих друг за другом) — максимального приближения моделируемого процесса возникновения и развития нештатной ситуации к реальномуповышения самостоятельности экипажа по действиям в НшСперехода от одиночного ввода нештатной ситуации к их взаимному наложению друг на другаперехода от расчетных (предусмотренных) НшС к нерасчетным (непредвиденным).

— принцип постоянного контроля всех элементов процесса подготовки космонавтов к действиям в условиях НшС и управления этим процессом, который реализуется посредством текущей (по промежуточным результатам подготовки) и конечной (по итоговым результатам подготовки) обратных связей.

При отработке отдельной НшС замыкание обратной связи можно осуществить за счет использования следующих методических приемов: обеспечения правильного понимания НшС в случае ошибочной оценки ее экипажем, что предотвращает срыв тренировки и возвращает ее в нормальное руслообострения процесса развития НшС в случае неправильных действий экипажа по выходу из нее (позволяет при реальной угрозе срыва тренировки использовать создавшуюся ситуацию для того, чтобы показать экипажу, к чему может привести его ошибка в реальном полете).

Текущая обратная связь между тренировками осуществляется применением следующих методических приемов: учета при выборе НшС для очередной тренировки глубины знания экипажем бортовых систем ПКА и программы полета в целомразбора с экипажем после каждой тренировки правильности его действий в НшС.

Конечная обратная связь между этапами подготовки на тренажерах замыкается через уточнение после каждого этапа перечня НшС, включенных в программу подготовки.

4. В деятельности космонавта — командира корабля (космического оператора) в сложной (нештатной) ситуации можно выделить ряд этапов. Основные из них следующие:

1) восприятие информации, при котором космонавт выполняет ряд перцептивных действий: обнаружение (когда космонавт выделяет соответствующий стимул) — различение (выделение отдельных признаков и формирование образа) — идентификация (отождествление ситуации с эталоном, имеющимся в памяти) — опознавание расчетных НшС.

2) оценка информации, ее анализ и обобщение на основе заранее заданных или сформированных критериев оценки, то есть сравнение информационной модели с образно-концептуальной моделью ситуации. Образно-концептуальная модель ситуации является продуктом осмысливания космонавтом сложившейся ситуации с учетом стоящих задач, программы возможных действий и реакции объекта управления на управляющее воздействие. Соотнесение информации с образами является декодированием, на основе которого космический оператор осуществляет синтез.

На основе проведенного анализа деятельности космонавтовкомандиров кораблей в 24-х НшС режимов сближения и стыковки КА реальных космических полетов был сделан вывод, что обнаружение и опознавание расчетных (описанных в бортовой документации) НшС осуществляется подготовленными космонавтами без существенных затруднений. Однако, в случае возникновения нерасчетных (непредвиденных) НшС в 50% ситуаций космонавты — командиры кораблей испытывали серьезные трудности в оценивании ситуаций и поиске возможных решений по выходу из НшС.

3) принятие решенияпри этом возможны две ситуации: алгоритм решения известен или неизвестен. Во втором случае командир корабля вынужден осуществить постановку задачи и нахождение способа ее решения. Как показали результаты проведенного анализа, данный этап также представлял серьезные затруднения для командиров кораблей в 37% ситуаций (в 30% - трудности оказались непреодолимыми, режим стыковки не выполнен).

4) реализация принятого решения по выходу из НшС и выполнению режима (оказалась крайне сложной для космических операторов в 26% ситуаций — стыковка не выполнена).

5. Системно-ситуационный подход к анализу деятельности космонавтов отвечает основным принципам акмеологического анализа, позволяет избежать метода проб и ошибок при принятии организационных решений, так как ситуации профессиональной деятельности можно анализировать, классифицировать, конкретно исследовать. Разработанные методики для проведения системно-ситуационного анализа деятельности космонавтов в нештатных ситуациях представляют собой реализацию метода

Дк последовательной динамической оценки (МПДО).

Инструкторская методика (МПДО-И) позволяет производить описание и анализ деятельности членов экипажа в НшС инструктором экипажа. Большой объем теоретических знаний и опыт тренировок по подготовке космонавтов, а также оперативный анализ ситуаций, возникающих в реальном космическом полете, в составе наземной группы управления позволяют инструктору экипажа производить экспертные описания деятельности космонавтов в нештатных ситуациях.

Полетная методика (МПДО-П) позволяет производить описание и анализ собственной деятельности и деятельности бортинженера в НшС самим субъектом деятельности — командиром корабля.

Комплексная методика (МПДО-К) предназначена для комплексного анализа деятельности космонавтов в НшС. Она позволяет включить в систему анализа показатели психофизического состояния космонавта на момент возникновения НшС, а также личностные психологические качества о космонавта. В результате системно-ситуационныи анализ деятельности космонавта в НшС приобретает комплексный характер.

Разработанные в ходе данной работы авторские методикимодификации МПДО (метода последовательной динамической оценки) структурируют описания деятельности космонавтов в НшС режимов сближения и стыковки КА. Компьютерное обеспечение системно-ситуационного анализа деятельности позволило создать автоматизированный банк ситуаций, содержащий описания деятельности космонавтов в НшС космического полета.

Проведенный анализ деятельности командиров кораблей в 24-х НшС режимов сближения и стыковки КА (1968; 1997гг.) показал следующее:

1. Практически все НшС (100%), возникающие на режимах сближения и стыковки КА, оцениваются командирами кораблей как сложные, из них 33% - как очень сложные.

2. В 66,5% НшС остро ощущались новизна ситуации, неопределенность Л и недостаток информации, на основании чего можно сделать вывод о том, что командиры кораблей не были в достаточном объеме подготовлены к данным ситуациям.

3. 83% НшС характеризовались высокой динамичностью, дефицитом времени и требовали значительного увеличения темпа деятельности космонавтов.

4. 33% НшС были связаны с опасностью для экипажа, из них 7% -очень опасные.

5. В 7% НшС командиры кораблей испытывали «помеховое» влияние со стороны наземной группы управления, связанное с большим количеством вопросов, длительными задержками разрешения на выполнение операций и др. (как правило, это наблюдалось в тех случаях, когда группа управления не могла разобраться в ситуации).

На основании проведенного анализа выявлены слабые места, неучтенные психолого-акмеологические факторы в процессе подготовки космонавтов к деятельности в НшС и на этой основе выработаны практические рекомендации по совершенствованию процесса их подготовки.

6. Разработанная и реализованая в практике подготовки космонавтов авторская компьютерная экспертная, система акмеологического контроля (ЭСАК) за состоянием психологической и физической готовности космонавтов — командиров кораблей позволяет обрабатывать свыше 120 показателей и получать обобщенные значения компонентов психологической и физической готовности (интеллектуального, психологического и функционального), а также интегральный психолого-акмеологический показатель психофизической готовности космонавтов к деятельности в сложных условиях космического полета. ЭС АК предоставляет возможность в результате обработки введенной информации (тестовых и экспертных данных) получать 3 типа расчетных значений компонентов и интегральных оценок психологической и физической готовности космонавта:

1) эталонные значения (акмеологический уровень развития качеств);

2) текущие значения (уровень развития качеств на текущий момент);

3) относительные значения (процентное отношение текущих значений относительно акмеологических значений показателей).

При этом ЭС АК наряду с получением выводов и результатов обобщений позволяет сохранять те эмпирические данные, на основании которых они получены (экспертные оценки в баллах и значения конкретных показателей в соответствующих единицах измерения). ЭС, А К позволяет осуществлять ввод и хранение эмпирических данных на 1000 космонавтов. Введенные данные в ЭС АК обрабатываются методами математической статистики, система позволяет сохранять результаты обработки в виде «срезов», анализировать динамику изменения конкретных показателей по «срезам» и выводить результаты анализа на экран компьютера и на принтер. Результаты анализа могут выводиться либо в графической форме (в виде обобщенных диаграмм и графиков изменения отдельных показателей), либо в форме отчетов со значениями компонентов и интегральной оценкой психологической и физической готовности космонавта к деятельности в НшС космического полета.

Таким образом, экспертная система акмеологического контроля за состоянием психологической и физической готовности командиров кораблей выступает в качестве акмеологического средства контроля и управления процессом формирования психофизической готовности специалистов и, следовательно, средства совершенствования процесса их подготовки.

Заключение

Подготовка космонавтов к полету содержит ряд различных по продолжительности и характеру психолого-педагогических воздействий этапов. Одним из наиболее важных и ответственных, с точки зрения повышения надежности и эффективности деятельности космонавтов на борту ПКА, является этап подготовки космонавтов к действиям в нештатных ситуациях космического полета.

Данная работа имела своей целью обобщить накопленный опыт подготовки космонавтов к действиям в нештатных ситуациях режимов сближения и стыковки ПКА, разработать методику анализа деятельности космонавтов в НшС режимов сближения и стыковки космических аппаратов и компьютерную систему акмеологического контроля за состоянием психологической и физической готовности командиров кораблей. Все предыдущие методики имели один существенный недостаток — они были разработаны преимущественно теоретически, иногда с отрывом от реальной практики подготовки космонавтов, без учета возможностей наземных тренажных средств и интенсивно развивающихся бортовых информационно-управляющих систем и комплексов.

Необходимо подчеркнуть, что разработанные методики последовательной динамической оценки деятельности космонавтов в НшС и экспертная система акмеологического контроля за состоянием психологической и физической готовности командиров кораблей, имеют достаточно универсальный характер и при определенной их адаптации применимы в других сферах профессиональной деятельности, в том числе при анализе деятельности в различных управленческих ситуациях.

В заключение, определяя перспективы дальнейшего исследования, следует отметить, что назрела необходимость создания космической акмеологии как направления акмеологической науки. Космическая психология представляет собой уже сложившееся направление ^ психологической науки. Космическая педагогика тоже существует в реальности, однако, это пока лишь система эмпирически сложившихся форм и методов обучения, а также конкретных методик подготовки космонавтов. Необходимо выходить на уровень специальной теории, разработки содержания, научно обоснованной системы принципов, форм и методов подготовки командиров космических кораблей, бортинженеров и космонавтов-исследователей. Здесь предстоит большая работа, которая fc должна вовлечь как известных ученых — акмеологов, психологов и педагогов, так и практиков, занимающихся непосредственно подготовкой космических экипажей. В конечном итоге это послужит качественному изменению процесса подготовки космонавтов, а, следовательно, и повышению уровней надежности, безопасности и результативности полетов в космос.

4 $ 9

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.-М.:Мысль, 1991.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985.
  3. О.Н., Юманов H.A., Кадин И. Л., Завальнюк В.П., Сараева Л.М.
  4. .Г. Человек как предмет познания.-Л.: ЛГУ, 1968.
  5. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. -М.: Педагогика. 1980.
  6. П. К. Очерки по физиологии функциональных систем.-М.:Меди-^ цина, 1975.
  7. П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональныхсистем //Принципы системной организации функций.-М.: Наука, 1973, с.28−41.
  8. В.Г. Мотивация поведения личности. -М.:Мысль, 1976.
  9. И.В. Определение физической работоспособности в клинике испорте. -М.: Медицина, 1990.
  10. В.Г. Общество: системность, познание и управление.-М.:1. Политиздат, 1981.
  11. Ю.К., Сластенин В. А., Сорокин H.A. и др. Педагогика.-М. '<* Просвещение, 1988.17'. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.:Медицина, 1979.
  12. Е.М. Диалектика анализа и синтеза в научном познании.
  13. Минск: Изд-во АН БССР, 1963.
  14. A.B. Единство воспитания, обучения, развития и психологической подготовки воинов //Педагогические проле-мы воспитания советских воинов.-М.:ВПА, 1974.
  15. А.В., Белоусов Н. А., Сысоев В. В. Готовность к прыжкус парашютом.-М.:Изд-во ДОСААФ. 1982. * 21. Барабанщиков A.B. и др. Основы военной психологии и педагогики. -М.:Просвещение, 1988.
  16. Г. Т. Система подготовки астронавтов США. М., ЦПК имени1. Ю. А. Гагарина, 1975.
  17. Г. Т., Григоренко В. Н., Богдашевский Р. Б., Почкаев И.Н.
  18. Космическая академия.-М.:Машиностроение, 1987.
  19. Г. Т., Богдашевский Р. Б. и др. Космическая академия. 2-еизд.-М.:Машиностроение, 1993.
  20. Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности.-М.:Медицина, 1976.-с.175.
  21. H.A. Новые линии в развитии физиологии и их соотношенияс кибернетикой //Вопросы философии, 1962, N8.-с.78−87.
  22. Н.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
  23. Р. Б. и др. Экспериментальная модель непрерывной деятельности, ее психодиагностические возможности и перспективы использования //Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности.- М., 1983.
  24. A.A. Психология о личности.-М.: МГУ, 1988. % 37. Бодалев A.A. Личность и общение.-М., 1983.
  25. В.А., Малкин В. Б., Покровский Б. Л., Шпаченко Д. И. Психологический отбор летчиков и космонавтов.-М.:Наука, 1984.
  26. В. А. Объем и содержание понятия «управление» // Вопросыфилософии.-1966, N И.
  27. A.B. Психология мышления и кибернетика.- М.: Мысль, 1970.
  28. А.М., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структураи регуляция.- М.: Изд-во МГУ, 1987.
  29. Г. И., Ярополов В. И. и др. Обеспечение и оценка безопасности полетов экипажей ПКА.- Звездный городок, ЦПК им. Ю. А. Гагарина, 1987. ^ 46. Выготский Л. С. Собр. соч.,-Т.1.-М.:Педагогика, 1982.
  30. Ю. А., Лебедев В. И. Психология и космос. -М.:Молодая гвардия, 1968.
  31. П.Я. Введение в психологию.-М.: Изд-во МГУ, 1976.
  32. Д.М. Материалистическая диалектика философская основасистемных исследований //Системные исследования. Методологические проблемы.-М., 1980.
  33. А.А., Медведев В. И. Прогнозирование психофизиологическихсостояний.- Л.: Наука, 1973.
  34. Л.П., Пономаренко В. А. Психические состояния и надежностьдеятельности оператора // Вопросы кибернетики. Эффективность деятельности оператора.-М., 1982.- с.145−156.
  35. Л.П., Хачатурьянц Л. С. Проблемы управления состояниемоператоров // Деятельность космонавтов в полете и повышение ее эффективности. М.: Машиностроение, 1981.* с.116−157.
  36. Л.П. ' Резервы человеческой психики.-М.: Политиздат, 1987.
  37. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойстванервной системы.-М.:Наука, 1970.
  38. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения профессионализма. -М., 1993.
  39. Доктрина развития российской науки.-м.: Типография ЦИСН, 1996.
  40. Елизаров П.М. .Шлаен П. Я., Шорохов Ю. Н. Системный анализ и проектирование деятельности оператора // Системный подход в инженерной психологии и психологии труда.-М.:Наука, 1992.
  41. Д.Н. Функциональные методы в инженерной психологии //
  42. Системный подход в инженерной психологии и психологии труда. -М.: Наука, 1992.
  43. И.Д., Пономаренко В. А. Психологическое состояние человека в особых условиях деятельности //Психол. журнал, 1983, N6.-с.92−105.73.' Зазыкин В. Г. Деятельность специалистов в особых условиях (психолого-акмеологические основы).-М., 1994.74
Заполнить форму текущей работой