Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационная социализация как актуальный источник развития в отрочестве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сами подростки (свыше 71% пользователей подросткового возраста) уверены в эффективности Интернета как способа найти любовь или наладить дружеские отношения. Новые технологии открывают возможности для знакомств не только коммуникабельным и успешным, но и одиноким, застенчивым подросткам. Подростки говорят, что завязать отношения в Интернете гораздо проще. Когда ты не видишь партнера… Читать ещё >

Информационная социализация как актуальный источник развития в отрочестве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные подростки, как социальная группа, наиболее активно использующая информационные технологии, через информационное пространство включается в поле всеобщих отношений и взаимосвязей. Информационное пространство явно направляет процессы самоопределения, самореализации, общественной организации и социальной включенности. При этом для подростков фактически не стоит вопрос адаптации в этом пространстве, в отличие от старших поколений, решающих проблему информационно-коммуникативного взаимодействия и осваивающих виртуальный мир.

Подростки самостоятельно ищут ориентиры взросления и не всегда критично используют их. Информационное пространство оказывается фактором социализации подростков, инструментом включения личности в общество и ее адаптации в окружающем мире по тем законам, которые диктует информационная среда. При этом влияние СМИ стихийно и спонтанно в отличие от традиционных институтов социализации, где воздействие на развитие носит относительно контролируемый и целенаправленный характер.

Средства массовой информации (Интернет, телевидение, печать, радио), составляющие магистральный информационный поток, создают новые условия развития подростков, которые можно охарактеризовать как информационный образ жизни. В молодежной среде возникают новые формы общения, регулирующие отношения, самопрезентации и структурирование информации другими нормами (социальные сети, онлайн-дневники, блоги, интернет-сообщества по интересам). Взаимодействие с информационным полем связано с определенным выбором, решением задач по формировало нию внутренних моделей мира. Так, В. Н. Марков даже предлагает понимать под информацией «индивидуальные основания выбора, осуществляемого субъектом деятельности» [2].

Современные информационные технологии, призванные облегчить работу с информацией, не снимают с их пользователя «бремя выбора», постепенно исподволь воздействуя на пассивного безропотного потребителя СМИ (XX в.), но требуют от субъекта активного выбора (XXI в.) [68]. В активном взаимодействии с информацией и в альтернативном выборе проявляется субъектность личности и ее активная психическая жизнь. Сам процесс включения в информационное пространство предполагает осуществление личных выборов (например, к какой социальной сети присоединяться и какую информацию о себе выкладывать).

Практически любое взаимодействие с информацией ведет к ее изменению на структурном или фактическом уровне, поэтому выбор и принятие решения становятся одновременно и действием по изменению информационной системы. «Текучая современность» не дает подросткам готовой картины реальности, и они вынуждены конструировать ее, все меньше опираясь на категориальные рамки прошлого, но все больше выстраивая гибкую, подвижную информационную картину мира, где в зависимости от задачи можно объединять единицы информации самыми разными способами.

Диалогичность и активность компьютерных сетей создают уникальные возможности для общения современных подростков. Интенсивный обмен впечатлениями, идеями, возможности моделирования различных ситуаций и целых миров в полной мере отвечают потребностям подростков в построении уникальной картины мира и собственной идентичности. Важной характеристикой интернет-пространства является демократичность общения и его доступность, принципиальное равенство всех участников, независимо от возраста и пола. Виртуальное общение создает новые социально-психологические группы, даже целые сообщества и продуцирует собственную культуру, оказывая все большее влияние на развитие личности подростка, и входит в первую тройку значимых источников информации. Интернет-общение позволяет подросткам получить о других новую информацию, помимо той, что лежит на поверхности, — более доверительную, интимную. Кстати, подростки характеризуют виртуальное общение как возможность заявить о себе честнее, искреннее, свободнее. Нередко страничка в социальных сетях, как комментируют сами подростки, оказывается более искренней самопрезентацией, чем та информация, которую человек готов сообщить в личной беседе.

Интернет-общение порождает новые феномены общения, связанные с формальной обезличенностыо и одновременно глубокой интимностью самопрезентаций, выделением именно тех аспектов Я, которые человек считает для себя центральными, которые стремится подчеркнуть для окружающих. Он пытается обратить их внимание па конкретные стороны своего Я, не ожидая вопросов или готовности сблизиться. По словам подростков, виртуальное общение позволяет «выразить то, что не можешь выразить в жизни, при живом контакте». При реальном общении возникает мощный коммуникативный барьер, а в Интернете можно выразить себя личностно.

Тем самым парадоксальным образом возрастает субъектность всех участников виртуального общения [2].

Интернет открывает для подростков такую возможность, как создание виртуальных личностей. В основе подобного моделирования могут лежать мотивационные (стремление удовлетворить некоторые потребности) или поисковые (стремление получить новый ролевой опыт) причины. Социализация в рамках построения виртуальной личности задается потребностями в расширении возможностей реальной социализации, в приобретении опыта самопрезентации, потребности в осуществлении «идеального Я» или реализации деструктивных, патологических мотивов.

Вопрос о непрямом, опосредствованном влиянии информационного пространства поднимался Ю. Д. Бабаевой и А. Е. Войскунским, по данным которых под влиянием компьютерных технологий происходит изменение традиционных форм деятельности в соответствии со следующими принципами [8]:

  • 1) принцип распространения преобразований (преобразованная под влиянием интеллектуальных технологий деятельность сама становится источником последующих преобразований других видов деятельности);
  • 2) возвратных воздействий (изменение конкретного вида информатизированной деятельности может приводить к изменению неинформатизированной (традиционной) формы этой же деятельности);
  • 3) генерализации преобразований (затрагиваются не только отдельные психические процессы, но и вся личность в целом);
  • 4) интерференции преобразований — одни изменения накладываются на другие, что может привести и к гиперболизации, и к нейтрализации последствий.

Новая информационная социальная ситуация развития подростков опосредует процесс общения и порождает новые модели поведения. Прежние ориентиры и универсальные стратегии не работают. Благодаря информационному влиянию меняется социальный, коммуникативный опыт подростков, трансформируются стратегии мышления. Все большую роль во взаимодействии с информационным пространством приобретает интуитивное мышление, способность нащупывать решения методом проб и ошибок.

Пластичность мышления подростков позволяет им формировать оригинальные ментальные схемы и поддерживать готовность усваивать разнообразные когнитивные модели. Подростки, активно пользующиеся поисковыми системами, способны быстрее, чем их сверстники, не использовавшие компьютеры, просеивать информацию, анализировать ее и принимать решения. Навыки поиска необходимой информации в гипертексте, в больших объемах информации формируют готовность рассматривать несовпадающие точки зрения и противоречивую информацию, что, в свою очередь, способствует личностному росту, формированию многомерной картины мира и толерантности.

Как показывают наши исследования, подростки в целом относятся достаточно критично к информационному пространству, отнюдь не «всеядны», проводят грань между вопросами, по которым «можно искать ответ в Интернете», и вопросами, которые требуют уточнения, проверки или даже поиска информации в других источниках. Большинство подростков продемонстрировали активную позицию во взаимодействии с информационным пространством [2].

Общение в информационном пространстве. Другим важным аспектом информационной социализации является коммуникация и социальная информация. Многие современные авторы доказывают определяющую роль информационного пространства в социализации подростков [10].

Накопленные за последнее десятилетие психологические знания позволяют охарактеризовать различные стороны интернет-коммуникации, главной характеристикой которой оказывается нелинейность закономерностей. Например, Е. П. Белинская рисует такое пространство информационной коммуникации, где на одном полюсе мы натыкаемся на анонимность, физическую непредставленность партнера, снижение формализма общения и его социальную нерегламентированность, легко переходящую в агрессию, а на другом — обнаруживаем активное стремление пользователей регулировать свои контакты в соответствии с социальными нормами, презентовать социальную идентичность и ориентацию па социальный статус за счет расширяющихся контактов и сетевой поддержки [10].

Наряду с этим, виртуальный мир обеднен социальным содержанием, в нем ограничены возможности взаимодействия, компромисса, переговоров. В компьютерном пространстве отсутствует личность партнера и личность самого игрока, что обрекает его как на социальную изоляцию, так и на решение сложных задач построения поведения в ситуации высокой неопределенности и необходимости построения персональных границ по индивидуализированным критериям. В целом переживание одиночества онлайн, несмотря на разветвленную сеть контактов и обилие виртуальных друзей, отмечает каждый четвертый подросток, и поддержку в трудных ситуациях подавляющее большинство подростков ищет в отношениях с друзьями реального, а не виртуального мира 1121.

Тем не менее коммуникационные возможности информационного пространства обширны и очевидно, что это среда социальная, а не безличная. Любой пользователь может найти круг собеседников, отвечающий его коммуникативным потребностям. В период активной социализации многие подростки предпочитают реальному общению виртуальное, в котором гораздо легче найти психологически совместимую группу общения.

Для тех подростков, кто испытывает сложности в непосредственном общении со сверстниками, Интернет становится мощным средством установления контактов и формирования диалогических отношений с самыми разными людьми. Новые способы коммуникации открывают возможности для тех застенчивых подростков или молодых людей с ограниченными возможностями здоровья или различными физическими недостатками, кто в реальной жизни нередко получает негативную оценку, не успев показать достоинства своей личности. Проблемы внешнего вида, столь значимые в подростковом возрасте, в виртуальном пространстве теряют влияние, а в контексте знакомства с мировым опытом взросления (в Интернете можно поговорить с подростком из США, Ирака или Индонезии, где модели и условия взросления различны) подростки оказываются способны пересмотреть смысл многих актуальных для себя вопросов.

Однако с точки зрения психологии справедливо возникает вопрос, насколько виртуальное общение соответствует социальным связям и тому, что принято считать человеческими отношениями. Структура отношений современных подростков очевидно меняется. Виртуальное общение не тождественно дружбе в традиционном смысле слова, посочувствовать неизвестному на расстоянии проще, чем оказать поддержку конкретному человеку; виртуальная дружба не предполагает обязательств, хотя и в таких отношениях подросток ищет себя и находит возможность понять собственное Я.

Кроме того, виртуальное общение, как отмечают исследователи, обладает рядом парадоксальных особенностей, принципиально отличающих его от традиционных форм. Если в реальном общении мы стремимся к константности собственного Я и проделываем определенную внутреннюю работу, призванную обеспечить последовательность рассуждений и поведения, то в интернет-общении личность часто приобретает множественный портрет, меняя возраст, пол и суждения. Возможность спрятаться под вымышленным ником позволяет исследовать все новые стороны своей личности, но не всегда связана с поиском стержневых характеристик [30]. Другой любопытной особенностью является наличие «общей личности» у близких друзей, когда подростки совместно используют псевдоним в чате или в сетевой игре. Проблемным остается вопрос, насколько подросток работает над развитием своей личности, если она представлена только виртуально, и завтра он может, наплевав на коммуникативные неудачи, выйти «в свет» с новым именем и подредактированной личностью, отказавшись от любой ответственности, так же как можно войти в игру новым героем, когда в результате неудачных действий умирает старый.

Главный парадокс интернет-пространства — это противоречие между доступностью целого мира и сохраняющимся одиночеством. Единство пространства оказывается только кажущимся феноменом, и на деле подросток чувствует себя не менее одиноким. Сетевой серфинг представляет собой одиночное плавание.

Интернет позволяет трансформировать многие традиционно групповые действия в индивидуальные. Посещение магазина или кинотеатра осуществляется, не выходя из дома, и ведет к очевидному сокращению контактов, пусть даже ситуативных, эпизодических и не всегда желанных. Однако сами «интернавты» удивительным образом не осознают это влияние. Как показывают исследования, большинство пользователей Интернета оценивают его как средство увеличения контактов и количества встреч, тогда как объективно круг социального общения сужается и даже время общения с ближайшими членами семьи принципиально сокращается [30].

Интернет делает возможным определенный тип отношений, но не является их причиной. Инструмент не может быть причиной, равно как Интернет не может разрушить социальность. Компьютерные игры и Интернет служат своеобразной лакмусовой бумажкой, которая высвечивает, подчеркивает существующие у подростка трудности. Со стороны кажется, что подросток лишает себя общения под влиянием компьютера, но механизм выходит за рамки непосредственно наблюдаемой связи. Существующие проблемы в реальном общении приводят к тому, что подросток изолирует себя в компьютерном мире.

Сами подростки (свыше 71% пользователей подросткового возраста) уверены в эффективности Интернета как способа найти любовь или наладить дружеские отношения. Новые технологии открывают возможности для знакомств не только коммуникабельным и успешным, но и одиноким, застенчивым подросткам. Подростки говорят, что завязать отношения в Интернете гораздо проще. Когда ты не видишь партнера, то испытываешь меньше тревоги и не боишься, что тебя негативно оценят или откажут во внимании. Интернет, трансформируя пространство, позволяет строить отношения исходя из интересов и личностных особенностей, а не территориальной или социальной принадлежности. Кроме того, общение онлайн может компенсировать чрезмерный темп построения подростками реальных отношений, когда интимное свидание назначается после нескольких поверхностных встреч. Переписка в Интернете иногда занимает продолжительный период времени узнавания друг друга, прежде чем пара рискнет встретиться.

Конечно, сохраняется и опасность обмана, и вероятность искаженных самопрезентаций, и возможность стать жертвой соблазнения. Однако все эти риски существуют и в реальных отношениях, а преодолеть их можно только общаясь, приобретая опыт и придерживаясь некоторых собственных ценностей. Интернет предлагает более легкий способ социализации для подростков, но только как начальный этап, логически предполагающий дальнейшее развитие отношений в реальности.

Электронная переписка, SMS (Short Message Service) и блоги (сетевые журналы или дневники событий) реанимируют столь органичные отрочеству эпистолярный жанр и жанр дневниковых исповедей. Значимым психологическим содержанием виртуальных коммуникаций является физическое отсутствие получателя в момент написания письма или странички в электронном дневнике, что облегчает возможность выразить чувства. Естественная потребность подростков говорить о себе по-прежнему актуальна, а электронные дневники пропорционально включают в себя и анонимность, и интимность, и публичность. Феномен интернет-блогов по психологическому содержанию соответствует потребностям подростков в исповедальное™ и демонстративности одновременно, открывая широкие возможности для рефлексии и самопрезентаций. Ну, а бедность языка современных подростков дополняется игровыми способами коммуникации, например «смайликами», создающими эффект физического присутствия. Смайлики (правильнее называть их «эмотиконы») сигнализируют об эмоциональном состоянии автора и позволяют добавить искру юмора в любое сообщение (табл. 6.2). Вводимая в виртуальном обмене информацией система кодировки (заглавные буквы, значки, сокращения) реализует в подростковой субкультуре многие традиционные лингвистические возможности, например, материализации текста, его множественной интерпретации, подтекстов и новых метафор, что фактически составляет опыт категоризации и символизации эмоциональных состояний.

Эмотикон (англ, emoticon) представляет собой пиктограмму, изображающую эмоцию; чаще всего составляется из типографских знаков. Особое распространение получил в Интернете и SMS (и прочих текстовых сообщениях). В повседневной русской речи обычно называются «смайликами» независимо от выражаемой эмоции. Эмотиконы являются интернациональными универсальными символами, уточняющими экспрессивно-интонационную окраску высказывания, которые можно отнести к паралингвистическим средствам письменной коммуникации.

Таблица 62

Примеры «классических», первоначально предложенных в японской

культуре эмотиконов

Icon (образ).

Meaning.

Значение.

__.

Troubled.

Расстроен.

(V).

Baby.

Малыш.

^АА ^А А.^.

Nervous.

Взволнован.

Embarrassed.

Смущен.

Электронная коммуникация возобновляет многие утраченные правила письменной речи и формирует новые, например, цитирование фрагментов сообщения, где дается опорная информация и вопросы, требующие прояснения, обмен вежливыми фразами, установление и поддержание контакта. Важно, что создавая свой язык, подростки никогда не спутают язык диктанта и язык SMS, так же как никогда не говорят в одном тоне с друзьями и родителями. Эти миры не пересекаются, и подростки свободно фланируют из одного образа в другой, в поисках собственного Я и подходящего для него места в мире.

Психологи высказывают опасения относительно формирования чувства дистанции и личного пространства у поколения, выросшего в «зоне доступа» и никогда не расстающегося с мобильными телефонами, которые обеспечивают иллюзорное чувство связи, контакта и защищенности. Поглощенность компьютерными играми или интернет-навигацией может вести к аутизации подростков как отказу от общения, сужению интересов, замене реального опыта практических действий их символизацией.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой