Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности слуховой и зрительной памяти детей с ЗПР

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

В ходе проведенного нами исследования по выявлению особенностей развития и протекания процессов произвольной слуховой и зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, мы выяснили, что у них имеются следующие отличительные особенности: В работе мы ставили перед собой основную цель, которая заключалась в изучении на теоретическом и эмпирическом уровнях… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы развития слуховой и зрительной памяти у детей с задержкой психического развития
    • 1. 1. Аспекты изучения памяти в педагогике и психологии
      • 1. 1. 2. Нейрофизиологическое изучение памяти
      • 1. 1. 3. Структурно-содержательные характеристики памяти
      • 1. 1. 4. Память детей с нормальным психическим развитием
    • 1. 2. Зрительная и слуховая память детей с задержкой психического развития
  • Резюме теоретической части
  • Глава 2. Методы исследования и характеристика обследуемых испытуемых
    • 2. 1. Цель, задачи эмпирического исследования
    • 2. 2. Организация исследования и характеристика обследуемых детей
    • 2. 3. Методы и методики исследования
  • Глава 3. Количественный и качественный анализ констатирующего эксперимента
    • 3. 1. Анализ результатов констатирующего эксперимента
  • Глава 4. Основные направления и методы коррекционной работы
  • Заключение
  • Список литературы

Особенности слуховой и зрительной памяти детей с ЗПР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Заключение

В работе мы ставили перед собой основную цель, которая заключалась в изучении на теоретическом и эмпирическом уровнях особенностей протекания и формирования памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Поставленная цель была нами в полной мере достигнута, также были реализованы все поставленные теоретические и эмпирические задачи.

В ходе проведенного нами исследования по выявлению особенностей развития и протекания процессов произвольной слуховой и зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, мы выяснили, что у них имеются следующие отличительные особенности:

• Снижение скорости запоминания материала;

• Значительное уменьшение объема запоминаемого материала по сравнению с нормой;

• Зрительная память детей с ЗПР преобладает над слуховой памятью.

• В целом наблюдается недоразвитие кратковременной памяти в сравнении с возрастной нормой;

• Чрезмерно медленное нарастание продуктивности запоминания;

• Повышенная отвлекаемость, низкий уровень концентрации, который влияет на процесс запоминания материала;

• Высокий уровень избирательности памяти.

Как показало проведенное нами эмпирическое исследование, для детей с задержкой психического развития характерно неумение рационально организовывать свою деятельность по запоминанию необходимого материала, контролировать его. Еще одним недостатком можно отметить отсутствие у детей с ЗПР умения применять мнемотехнические приемы по запоминанию материала.

В связи с этим нами была разработана программа, направленная на коррекцию произвольной памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР. Главной задачей разработанных нами занятий стало формирование у них особых навыков и приемов запоминания материала, развитие логической памяти.

Можно отметить, что в ходе предварительной беседы с педагогом был получен запрос на проведение коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР. Были сформулированы предварительные цели и задачи необходимой психокоррекционной работы с детьми. От педагога была получена полная информация о диагнозе детей, об условиях его протекания, условиях обучения и развития каждого ребенка. Также в ходе предварительной беседы с педагогом были оговорены сроки проведения программы, ее содержания, условия проведения и реализации.

По завершении психокоррекционной программы педагогу была предоставлена полная информация о результатах коррекции. Также были предоставлены перспективы развития каждого ребенка. Для закрепления полученного положительного эффекта от программы, педагогу был предоставлен перечень рекомендаций с обязательным условием их регулярного выполнения. Для того, чтобы положительный эффект сохранялся и продолжал развиваться необходимо близкое сотрудничество педагога с родителями детей, подвергшихся коррекционной программе.

При разработке коррекционно-развивающей программы мы опирались на ряд направлений:

• В развитии памяти детей с ЗПР делать упор на ведущий зрительный или слуховой…

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.В. Структура образа Я младшего школьника // Новые педагогические исследования: Сборник научных статей /Сост. В. И. Тютюнник. — Великий Новгород: НРЦРО, 2000. — 116 с.
  2. Н.В. Интеллектуальное развитие дошкольников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с.
  3. Г. А., Дембицкая Н. В. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка.СПб.: Владос, 2006. — 234 c.
  4. Л.Б., Гаврилушкина О. П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом.Издательство: Союз, 2005 г.
  5. Р. Развитие Я — концепции и воспитание. — М., 2000.- 124 c.
  6. Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.-136 с.
  7. Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — 136 с.
  8. Л.И. Проблемы формирования личности — М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995 — 352с.
  9. В.В., Дугинова Е. А., Еремина И. А. (сост.) Технологии развития памяти и мышления у детей с ОВЗ. Технологии развития памяти и мышления у детей с ОВЗ Электронный методический сборник для педагогов. — г. о. Новокуйбышевск, 2010 — 203 с
  10. Большой психологический словарь / под общ.ред. А. В. Петровского, Ярошевского М. Г. 2-е изд., — М.: Логос, 1990. — 494 с.
  11. Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. СПб.: 2007.
  12. Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.М.: изд-во «АСТ, Астрель», 2008 г. — 222 с.
  13. С.В. Нервная система в норме и патологии.Учеб. -метод. пособие. — Мн.: БГПУ, 2005. — 76 с.
  14. С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развитие памяти. Тесты для детей 5−6 лет. — М.: Академия Развития, 2007. — 18 с. (серия Детский сад: день за днем).
  15. В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении.Минск: Зорныверасень, 2008. — 112 с.
  16. В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии.М.: МГТУ им. М. А. Шолохова, 2007.
  17. А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики.Академия, 2004. — 272 с.
  18. Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб: институт специальной педагогики и психологии, 1998 г. — 50 с.
  19. В., Пузанов Б. П. (ред.) Дефектологический словарь: Том № 2 (в 2-х томах).М.: Издательство Московского психолого-социальногo института; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2007. Т. 2. 736 с.
  20. И. В. Андреева А.Д. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителей. М. — 2011. — 231 с.
  21. И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. — М.: Академия, 2009. — 325 с.
  22. Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога.Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 257 с.
  23. О. Ю. Математическая статистика для психологов — 2-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 336 с.
  24. М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь.Учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведе- ний / М. В. Жигорева. — М.: Издательский центр «Акаде-мия», 2006. — 240 с.
  25. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение, Владос, 1995/ http://adalin.mospsy.ru/r02_00/r02_06b.shtml
  26. Занятия, игры, упражнения / Под. редакцией Л. В. Кузнецовой; М. А. Панфиловой. — М.: Сфера ТЦ, 2002. — 64 с.
  27. О. В. Психология детей с ЗПР (Хрестоматия) СПб, Речь — 2005.- 432 с.
  28. Э.П. (сост.) Специальная психология: Хрестоматия. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2006. — 187 с.
  29. Коррекционная педагогика / под ред. В. С. Кукушина — М.: ИКЦ «МарТ», 2004 — 352с.
  30. Крюкова С. В. Слободяник Н.П. Программы эмоционального развития детей. — М., 2001.
  31. Л.В. Основы специальной психологии. — М., 2003.
  32. И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  33. Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.
  34. Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие. — М.: — Классике Стиль, 2004. — 72 с.
  35. И.Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. — 450 с.
  36. А.А. Педагогическое общение. — М.-Нальчик, 2006.
  37. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 2009.
  38. В.И. Специальная психология. — М., 2003.
  39. Е.А. Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти. М: «Академия», 2004. — 215 с.
  40. Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. — 269с.
  41. И.Ю., Рыбникова И. К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. М.: «Эйдос», 1996 г. — 38с.
  42. Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2008. — 288 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  43. .И. Групповая работа с семьей: детско-родительские отношения. Ковчег, 2001 — 165 с.
  44. З.И. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития. Уч.-метод. пособие. — Курск: Курск.гос. ун-т, 2007.- 134 с.
  45. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения. Пособие для практических психологов. М.: Школьная Пресса, 2005/Серия «В помощь психологу» — 32 с.
  46. В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2008. — 272 с.
  47. В.Б. Практическая психология в работе сдетьми с ЗПР. Пособие для психологов и педагогов.: Москва 2003 г.
  48. А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2007. — 288 с.
  49. Е.И. Психология общения. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
  50. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного учреждения. Программно-методическое пособие. / Под ред. Т. Г. Неретиной. 240 с.
  51. Смирнов А. А Проблемы психологии памяти. М.: «Просвещение». — 1995. — 124 с.
  52. А.М. Методика преподавания психологии. — М., 2006.
  53. Е.В. Отклоняющееся развитие. Причины, факторы и условия преодоления. Изд-во: Наука, 2003. — 284 с.
  54. Специальная психология / под ред. Лубовского В. И. — М.: «Академия», 2007 — 464с.
  55. И.В., Завьялова Т. П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников.М.: АРКТИ. — 2008. — 72 с. (Растем умными).
  56. Л. Д. Основы психологии — Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 2007.- 671 с.
  57. Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Издат. центр «Академия», 1998.
  58. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. —184 с.
  59. Г. А. Дошкольная психология. 5-е изд. Издательство: Академия. Серия: Педагогическое образование. — 2001. — 336 с.
  60. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. — М., 2004.
  61. Л.В. Развитие памяти детей.Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: «Академия развития», 1996. — 240 с.
  62. Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий. Москва, 2007. — 90 с.
  63. Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. Пособие для учителей начальных классов и психологов классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 80 с.
  64. А.М. Воспитание ребёнка с нарушениями развития.М.: НЦ ЭНАС, 2002. — 40 с.
  65. Электронный методический сборник для педагогов. Технология развития памяти и мышления у детей с ОВЗ. Самара. 2010 — 310 с.
  66. М.Г. Психолого-педагогические условия организации помощи детям с задержкой психомоторного развития в образовательном учреждении. Санкт-Петербург: РГПУ, 2009. — 18 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ