Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эмоциональный интеллект и психологическая культура личности активных пользователей социальных сетей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определяя современное общество через категории «информационное», «постиндустриальное», «сетевое», исследователи подчёркивают происходящую в нём беспрецедентную интенсификацию процессов коммуникации и информационного обмена между отдельными индивидуумами, а также социальными группами и структурами. Существенный объём этих процессов протекает в пространстве, образованном Интернет-сервисами. Одними… Читать ещё >

Эмоциональный интеллект и психологическая культура личности активных пользователей социальных сетей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эмоциональный интеллект и психологическая культура личности активных пользователей социальных сетей.

Современный человек становится свидетелем и активным участником становления информационного общества. Интенсивные информационные и коммуникативные потоки, реализуемые с помощью новейших технологий (таких как Интернет), создают мощнейшие нагрузки на психические процессы человека и его личность. Соответственно перед психологией стоит задача поиска психологических ресурсов, которые могли бы способствовать снижению данных нагрузок и оптимизации процессов саморегуляции личности. Отечественные исследователи в связи с этим обращают внимание на изучение психологической культуры личности.

Определяя современное общество через категории «информационное», «постиндустриальное», «сетевое», исследователи подчёркивают происходящую в нём беспрецедентную интенсификацию процессов коммуникации и информационного обмена между отдельными индивидуумами, а также социальными группами и структурами. Существенный объём этих процессов протекает в пространстве, образованном Интернет-сервисами. Одними из наиболее востребованных ресурсов на данный момент являются социальные сети (online social networks), аудитория которых по всему миру составляет миллионы пользователей. Российское общество ответило на «бум» социальных сетей потоком публикаций в блогах и СМИ, осмысливая их как суррогат действительности, неполноценное общение, разрушительное для «реальных» взаимоотношений людей. Такая позиция, однако, является весьма популистской и не отражает действительного положения дел. Зарубежные научные исследования психологических особенностей пользователей социальных сетей свидетельствуют о большом потенциале личностного развития, который заложен во взаимодействии индивидуумов в рамках данного коммуникативного пространства. Темпы изучения данного проблемного поля в отечественной психологии значительно ниже. Ситуация осложняется также тем, что экстраполяция выводов, которые были сделаны на основе исследования участников чатов, форумов, on-line игр, на выборку пользователей социальных сетей не совсем корректна. Социальным сетям не присуща анонимность, которая считалась фундаментальным атрибутом интернет-общения и выступала в качестве основания для интерпретации результатов исследований интернет-общения. Подводя итог, можно отметить, что в отечественной науке существует пробел в изучении психологических феноменов и механизмов, сопряжённых с пребыванием личности в социальных сетях. интернет психический социальный интеллект Опираясь на господствующую в современной науке точку зрения, можно сказать, что социальный интеллект является механизмом, обеспечивающим эффективность общения личности. Это, пожалуй, единственное положение, разделяемое большинством исследователей относительно данного психологического явления (Г. Оллпорт, Дж. Гилфорд, Ю. Н. Емельянов, А. Л. Южанинова, В. Н. Куницына, Н. А. Батурин, Л. Г. Матвеева, С. С. Белова, Д. В. Ушаков и др.). Дискуссионность понятия «социальный интеллект» на данный момент зиждется на следующих вопросах: 1) является ли социальный интеллект группой интеллектуальных способностей или же личностным образованием? 2) если это интеллект в собственном смысле слова, то насколько он независим от общего интеллекта? 3) отвечает ли социальный интеллект только за понимание социального взаимодействия или также за поведение индивида? В зависимости от того, как исследователи отвечают на эти вопросы, меняется объём понятия «социальный интеллект», а также методические процедуры его исследования. Мы опираемся на подход к изучению социального интеллекта, который предложила Н. Ф. Калина [4]. Согласно данному подходу, социальный интеллект выступает когнитивной основой коммуникативной компетентности личности и связан в большей степени с опытом личности, личностными чертами и установками. Такое понимание может быть соотнесено с положением структурно-динамической теории интеллекта Д. В. Ушакова о развитии социального интеллекта путём имплицитного научения (то есть путём переживания непосредственного опыта). Это позволяет предположить, что, во-первых, при активном взаимодействии с другими людьми в условиях социальных сетей социальный интеллект будет развиваться; во-вторых, будет изменяться его место в структуре психологической культуры личности.

Для проверки данных гипотез было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие юноши (30 человек) и девушки (102 человека) в возрасте от 17 до 25 лет, зарегистрированные в социальной сети «ВКонтакте». Выделение групп «активных» и «неактивных» пользователей производилось на основе результатов иерархического кластерного анализа. В первый кластер вошли 56 человек, проводящие в социальной сети от нескольких часов до часа в день, просматривающие большое количество страниц, администрирующие группы («активные» пользователи). Второй кластер («неактивные пользователи») содержит 76 человек, которые посещают социальную сеть от одного раза в несколько месяцев до одного часа в день, просматривают гораздо меньше контента (по сравнению с первой группой) и неактивны в администрировании сообществ. Таким образом, в структуре социального интеллекта активных пользователей социальных сетей более выражены способности и умения, связанные с точной дифференцировкой социальных ситуаций, внутреннего состояния другого человека, межличностных отношений. Разнообразие представлений о социальной реальности и внутреннем мире человека, а также четкое, детальное распознавание различных элементов человеческих взаимоотношений позволяет активным пользователям более гибко вести себя с другими людьми и группой в целом. Возможно, это связано с тем, что общение в социальных сетях происходит в условиях дефицита невербальной и ситуационной информации о собеседнике, что способствует развитию дифференцированности социального восприятия. Кроме того, социальные сети включают в себя представителей различных социальных и культурных групп, отличающихся друг от друга ценностями и моделями поведения. Длительное и интенсивное общение с представителями разных социальных групп способствует формированию разнообразных представлений о социальной реальности. Вероятно, менее выраженные умения активных пользователей принимать отрицательную обратную связь обусловлены тем, что общение в социальных сетях психологически безопаснее по сравнению с общением face-to-face. Контроль над рискованными конфликтными ситуациями позволяет избегать отрицательной обратной связи от других людей. Подводя итог, можно отметить, что активное общение в социальных сетях способствует развитию социального интеллекта и его взаимосвязей с другими компонентами психологической культуры личности пользователей. Таким образом, интенсивный опыт общения даже в специфической коммуникативной среде может рассматриваться как источник личностного развития и повышения психологической культуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой