Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ социализации ΠΊ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ основная характСристика подросткового возраста

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Боциализация ΠΊΠ°ΠΊ интСрнализация рассматриваСт ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ присвоСния Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ повСдСния ΠΊΠ°ΠΊ собствСнных. Π’Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Π²Π΅ сфСры ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ: присвоСниС ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ повСдСния ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ (символы, цСнности, установки ΠΈ Ρ‚. Π΄.). УспСшноС усвоСниС повСдСнчСских ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ связано с ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ самой ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ, ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒΡŽ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ социализации ΠΊ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ основная характСристика подросткового возраста (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Боциализация Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ являСтся процСссом вхоТдСния Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΈΡ€ прСдставляСт Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Π΅ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ Π΄ΠΈΠ°ΠΏΠ°Π·ΠΎΠ½ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… цСнностно-Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†ΠΎΠ² ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ повСдСния. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΉ психичСского развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ общСства ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ для психичСского развития Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ постоянного ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ взаимодСйствия Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ двигатСля всСх сфСр психичСского развития[1]. Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ с Π΄Π²ΡƒΡ… сторон. Π‘ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, эго ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ° ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ освоСниС систСмы ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€ΠΎΠ»Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, принятых Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Π² ΡΡ‚Ρƒ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ эпоху, Π° Ρ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ — социализация Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ процСсс ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ личностного самоопрСдСлСния Π² Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ°Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€ΠΎΠ»Π΅ΠΉ, Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… цСнностСй ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… смыслов ΠΈ Ρ‚. ΠΏ. Π‘Π°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ своСго Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌ сфСрам ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ[2].

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, процСсс социализации ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ рассмотрСн ΠΊΠ°ΠΊ Сдинство вхоТдСния Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ, Π³Π΄Π΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ усваиваСт ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°, ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ повСдСния ΠΈ Π΄Ρ€., ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ самоопрСдСлСния личности Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… общСством ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Π°Ρ… ΠΈ Ρ€ΠΎΠ»ΡΡ…. ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ взгляд Π½Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΊΠ°ΠΊ присвоСниС ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° позволяСт Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€ΠΈ Π΅Π΅ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈ: ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ½ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°Ρ†ΠΈΡŽ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΊΠ°ΠΊ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΡŽ. Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ взгляд ΠΏΠ° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ созидатСля своСго Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° позволяСт Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ посрСдством конструирования Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ своСго ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ самоопрСдСлСния Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствС ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… общСством цСнностСй ΠΈ Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²[3]. Π—Π΄Π΅ΡΡŒ ΠΌΡ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ΅ΠΌ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΊΠ°ΠΊ процСсс конструированиС Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Рассмотрим Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎ ΠΎΠ±Π΅ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ.

Боциализация ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ½ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°Ρ†ΠΈΡ Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ присваиваСмого ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°. ΠšΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π° Π·Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ Π΅Π³ΠΎ повСдСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ социализации. БоотвСтствСнно, Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Ρ‹ восприятия, ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. ΠŸΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€ΠΈΡ‚ΡƒΠ°Π» привСтствия, выполняСмый Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°Ρ… ΠΏΠΎ-Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ: особСнности тСлСсного ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚Π° (ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΈΠ²ΠΊΠ° Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠΆΠ°Ρ‚ия Ρ€ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ (ΠΈΠ»ΠΈ) поцСлуя), особСнности Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ активности (просто привСтствиС ΠΈΠ»ΠΈ вопрос ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ Π΄Π΅Π»Π°), особСнности пространствСнной дистанции Π² ΠΌΠ΅ΠΆΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ. ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ «ΠΈΠ½ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚урация» Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΎ М. Π₯СрсковицСм Π² 1960;Π΅ Π³Π³., ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ выдСлял Π΄Π²Π° этапа этого процСсса: ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ дСтства, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ происходит присвоСниС ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм социума, ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ зрСлости, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ ΠΈΠ·Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ личности, Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ осваиваСмых Π½ΠΎΡ€ΠΌ. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΈΠ½ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ мСТпоколСнная трансмиссия ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹.

Боциализация ΠΊΠ°ΠΊ интСрнализация рассматриваСт ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ присвоСния Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ повСдСния ΠΊΠ°ΠΊ собствСнных. Π’Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Π²Π΅ сфСры ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ: присвоСниС ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ повСдСния ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ (символы, цСнности, установки ΠΈ Ρ‚. Π΄.). УспСшноС усвоСниС повСдСнчСских ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ связано с ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ самой ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ, ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒΡŽ согласованности ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΠΉ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ окруТСния. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ личностных качСств являСтся ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅Π²Ρ‹ΠΌ процСссом, Π³Π΄Π΅ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‚ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ своСго повСдСния. НапримСр, Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½Ρ‹ΠΌ спортсмСном, ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ° со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, Ρ‚Ρ€Π΅Π½Π΅Ρ€ΠΎΠ² ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ·Π΅ΠΉ, Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… личностных качСств Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ быстрому ΠΈ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ освоСнию ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ повСдСния, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ соблюдСниС распорядка дня, Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠ° питания ΠΈ ΡΠ½Π°, расписания Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΊ ΠΈ Π²ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Π½ΠΈΡ… становятся Π·Π°Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΌ роста спортивных достиТСний, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… психологичСских качСств личности, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, воля, Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ, высокая позитивная самооцСнка ΠΈ Ρ‚. Π΄.

Боциализация ΠΊΠ°ΠΊ адаптация Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π° Π½Π° ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ соотвСтствия повСдСния ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ трСбованиям ΠΈ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΡΠΌ. Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ приспособлСния Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Ρƒ ΠΈ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, ΠΊΠ°ΠΊ основная Ρ†Π΅Π»ΡŒ социализации Π±Ρ‹Π»Π° обоснована социологом Π­. Гиддингсом. Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ адаптация Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° противопоставляСтся ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния. Π£ΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ связана со ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡΠΌ, поиску ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ баланса своих ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½ΠΎΡ€ΠΌ, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡŽ ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ систСмы цСнностСй, Π° Π½Π΅ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ.

Боциализация ΠΊΠ°ΠΊ конструированиС своСго ΠΌΠΈΡ€Π° Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ Π½Π° Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ самого ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° социализации, ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ принятия/нСпринятия, освоСния/нСосвоСния ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†ΠΎΠ², ΠΏΡ€Π΅Ρ€ΠΎΠ³Π°Ρ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ происходящСго, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ поиска, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΈ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° Π² Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΌ пространствС Π·Π°Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… общСством эталонов ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†ΠΎΠ². Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ выступаСт Ρ‚Π²ΠΎΡ€Ρ†ΠΎΠΌ своСго ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, социализация ΠΊΠ°ΠΊ конструированиС, ΠΏΠΎ ΡΡƒΡ‚ΠΈ, являСтся процСссом ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Π˜Π½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ — это процСсс поиска сСбя ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ самоопрСдСлСния. Π’ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС ΠΎΠ½ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½ с Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ чувства взрослости ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ пСрСТивания своСй готовности Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ, Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ взрослым, ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π°Π²Π°ΠΌΠΈ взрослого, Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ взрослый[4].

. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡ‹ самоопрСдСлСния Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… сфСрах ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ приводят ΠΊ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ своСго ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ развития, присущСго Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ самому подростку Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π΅Π³ΠΎ интСрСсов, цСнностСй ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΉ.

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π½Π΅ Π·Π°Π±Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ процСссы социализации Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ подростка Π² ΠΌΠΈΡ€Π΅ взрослых ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. Они ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‚ пространство понимания ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ», ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ: ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ происходящСС, ΠΊΠ°ΠΊ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ситуациях. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΡΡ‚ΠΈΡ… ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€Π°Ρ…, подросток Π²Ρ‹Π±ΠΈΡ€Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅ΠΌΡƒ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΎ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚СрСсно, Ρ‚ΠΎ, с Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΎΠ½ ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ся ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚.

ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΡŽΠ½ΠΎΡˆΠ΅ΡΠΊΠΈΠΉ возраст часто характСризуСтся скСптичСским, Π° ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΈ Π½ΠΈΠ³ΠΈΠ»ΠΈΡΡ‚ичСским, Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌ родитСлям, учитСлям ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ взрослым. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ° Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… ΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… для подростках сфСрах ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ мСТличностныС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ±Π° ΠΈ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠ²ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ самоопрСдСлСниС ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ€ΡˆΡ€ΡƒΡ‚Π°, ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅ ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅Π»Ρƒ, часто основываСтся Π½Π° ΠΎΠ±Ρ€Ρ‹Π²ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… знаниях, ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π΅ свСрстников, ΠΊΠΈΠ½ΠΎΡ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠ°Ρ…, Ρ‚Π΅Π»Π΅Π²ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Π°Ρ…, ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ· Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ‚Π° ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π€Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π΅ Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° позволяСт ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΡƒΡŽ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρƒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² Π½Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ искаТСнию понимания подростком своих ΠΏΡ€Π°Π², обязанностСй ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ. ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ ситуация нСсоотвСтствия ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΠΉ подростков ΠΈ ΠΈΡ… Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. БСгодня, ΠΊΠ°ΠΊ утвСрТдаСтся Π² ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π°Ρ… массовой ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, считаСтся Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ для подростка ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ Π² Ρ€ΠΎΠΌΠ°Π½Ρ‚ичСских ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ…, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ срСдС Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½ΠΈΠΆΠ΅ ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π΅ΠΌΠΎΠΉ. Π’Ρ‹Π±ΠΎΡ€ профСссии ΠΈ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ продолТСния образования Π·Π°Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡƒΡŽ осущСствляСтся подростком ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм мнСния Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ‚Π½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ процСсс ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ создания условий исслСдования возмоТностСй ΠΈ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚влСния обоснованного Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π°: Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π²Ρ‹Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ свой ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ, Π½Π°Π΄ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ, срСди ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ² Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ.

МоТно Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π²Π° ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½ΠΈΡ… Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Π° ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ процСссов социализации ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ ΠΈ ΡŽΠ½ΠΎΡˆΠ΅ΡΠΊΠΎΠΌ возрастС:

  • 1) ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ — ситуация, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° активная Π²ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡ‹ социализации ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π·Ρƒ подростка ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ия ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ «ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…» Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΎΠ² Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΡΠΌΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ окруТСния. Π˜Π½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ «ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΎΡΠΈΡ‚ся Π² ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Ρƒ» социализации. Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ повСдСния ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹:
    • — ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ «Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΌ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠΌ» ΠΈΠ»ΠΈ «Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅ΠΉ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡ΠΊΠΎΠΉ» Π² Π³Π»Π°Π·Π°Ρ… Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…;
    • — ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π΄Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ окруТСния: ТСстко фиксированныС оТидания, ярко выраТСнная ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° соотвСтствия/нСсоотвСтствия оТиданиям;
    • — Π΄ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ окруТСния («Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π΅ ΠΏΠΎΡΠΎΠ²Π΅Ρ‚ΡƒΡŽΡ‚», «ΠΎΠ½ΠΈ ΡƒΠΌΠ½Ρ‹Π΅, ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π½Ρ‹Π΅, ΠΈΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π½Π΅Π΅»);
    • — Π½ΠΈΠ·ΠΊΠ°Ρ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ для подростков Ρ‚Π΅Ρ… Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΎΠ², ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ сдСланы (сфСра ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ самоопрСдСлСния ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π΅Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠ° ΠΈ Π½Π΅ΠΈΠ½Ρ‚СрСсна для подростка, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ Π½Π°Π΄ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ с ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π΅ΠΌ класса, Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π²ΡƒΠ·Π° ΠΈ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΊ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ Ρ‚. Π΄.).

Π’ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ подростковой ΠΈ ΡŽΠ½ΠΎΡˆΠ΅ΡΠΊΠΎΠΉ срСдС ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π·Π° ΠΎΡ‚ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ сфСра ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ самоопрСдСлСния. Как ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ исслСдования, практичСски Π² 50% случаСв Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ профиля класса (Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ тСхничСский) ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ, Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ Π²ΡƒΠ·Π° ΠΈ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΊ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ с ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΎΠΌ самого подростка, Π° ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚вляСтся ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм мнСния ΠΈ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…[5]. ΠžΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ здСсь ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹Π΅, ΠΈ ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΈ, ΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ, ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Сля, ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ·ΡŒΡ ΠΈΠ»ΠΈ просто одноклассники, ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π° массовой ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΈ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡ участников ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… сСтСй ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ‚-сообщСства;

2) Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½ΠΈΠΉ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ социализации ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ — ситуация ярко Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ отвСрТСния Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠΊ социума, Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ, ярко Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ собствСнной ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Π½Π΅ΠΏΠΎΡ…оТСсти Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…, ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π· ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΊ поиска своСго ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствС ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… возмоТностСй. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ случаС поиск сСбя подростком осущСствляСтся Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½Π½ΡƒΡŽ Π±ΠΎΡ€ΡŒΠ±Ρƒ с ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ мироустройством. Π­Ρ‚Π° Π±ΠΎΡ€ΡŒΠ±Π° являСтся Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ «Π― — ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²» нСзависимо ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ²ΠΎ устройство ΠΌΠΈΡ€Π°. Достаточно лишь Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΎ установлСно общСством, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π²ΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ„Ρ€ΠΎΠ½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΡŽ с ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ. Как Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π²Π΅ основныС опасности ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Π’ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, поиск сСбя ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ «Π²ΡΠ»Π΅ΠΏΡƒΡŽ», Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ° Π² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ скудна ΠΈ Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€Π½Π°. ИсслСдованиС чСловСчСских ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ подростком происходит ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ± ΠΈ ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΎΠΊ, Π½Π°ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ (А. Π‘Π°Π½Π΄ΡƒΡ€Π°) фактичСски отвСргаСтся Π»ΠΈΠ±ΠΎ сводится ΠΊ ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΡƒΠΌΡƒ. Π’ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ «Π― — ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²» ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π½ΠΈΡŽ возмоТности Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ сСбя ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ΅ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ с ΠΎΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π½Π° ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ наслСдиС. Π‘ΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ цСнности, Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° Π²Π½Π΅ зависимости ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈ ΠΎΠ½ΠΈ подростку ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅Ρ‚, ΠΈΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°ΡŽΡ‚ΡΡ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ суТаСт пространство Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΠ° сСбя. Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ противодСйствия социуму Π² ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½ΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ… ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ привСсти ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Π΄Π΅Π²ΠΈΠ°Π½Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния, Π²ΠΏΠ»ΠΎΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠΉ Π±Π΅Π· признания Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ своих дСйствий: «Π­Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ Π²ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡΡ‚Π²ΠΎ, я ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎ Π·Π°Π±Ρ€Π°Π» Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ…ΠΎΡ‚Π΅Π»» .

  • [1] БСлинская Π•. П., Вихомандрицкая О. А. ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ социализации: история ΠΈ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. М.: Изд-Π²ΠΎ МПБУ. 2013
  • [2] АндрССва Π“. М. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ познания. М.: АспСкт ΠŸΡ€Π΅ΡΡ, 2002
  • [3] БСлинская Π•. П., Вихомандрицкая О. А. ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ социализации: история ΠΈ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ
  • [4] Поливанова К. Н. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ возрастных кризисов. М.: АкадСмия, 2000
  • [5] ΠžΡ€Π΅ΡΡ‚ΠΎΠ²Π° Π’. Π ., ΠœΠΎΡ…ΠΎΠ² Π’. А. ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ самоопрСдСлСния студСнтов Π’Π£Π—ΠΎΠ² // ΠŸΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° студСнчСской ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ. М.: Изд-Π²ΠΎ ВГНЛ, 2005
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ