Психологические проблемы отбора, подготовки и оценки педагогической деятельности инструкторов производственного обучения: На материале ОАО «Нижнекамскнефтехим»
![Диссертация: Психологические проблемы отбора, подготовки и оценки педагогической деятельности инструкторов производственного обучения: На материале ОАО «Нижнекамскнефтехим»](https://gugn.ru/work/4869880/cover.png)
Практика показывает, что к процессу профессиональной подготовки и переподготовки рабочих непосредственно на производстве привлекаются в первую очередь те, кто это производство знает и сам является специалистом высокой квалификации. Именно от них зависит качество учебного процесса в целом и уровень профессионального развития рабочих в частности. Однако при анализе литературы нами практически… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Психолого-педагогические проблемы профессионального отбора и обучения на производстве
- 1. 1. Теоретическая оценка возможности обучения на производстве и организация профессионального обучения
- 1. 2. Проблемы отбора и подготовки инструкторов производственного обучения из числа высококвалифицированных аппаратчиков нефтехимического производства
- 1. 3. Диагностический эксперимент отбора аппаратчиков по модели профессионально важных качеств
- 1. 4. Экспериментальное исследование психологической готовности инструкторов производственного обучения к педагогической деятельности
- Глава II. Психологические барьеры, возникающие в деятельности инструкторов производственного обучения
- 2. 1. Психологические проблемы, возникающие в процессе освоения высококвалифицированными аппаратчиками педагогической деятельности
- 2. 2. Экспериментальные исследования психологических барьеров, в педагогической и инновационной деятельности инструкторов производственного обучения
- 2. 3. Психологические стратегии преодоления барьеров, возникающих в педагогической деятельности инструкторов производственного обучения
- Глава III. Педагогическое самоопределение, профессиональное самосознание и оценка успешности деятельности инструкторов производственного обучения
- 3. 1. Педагогическое самоопределение и формирование педагогических убеждений инструкторов производственного обучения
- 3. 2. Педагогические способности инструкторов производственного обучения и психологический анализ успешности их деятельности
- 3. 3. Мотивация учебно-познавательной деятельности инструкторов производственного обучения
Психологические проблемы отбора, подготовки и оценки педагогической деятельности инструкторов производственного обучения: На материале ОАО «Нижнекамскнефтехим» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Инновационный характер производства, его высокая наукоемкость, приоритетность качества продукции предъявляют высокие требования к работникам промышленных предприятий. В этой связи подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров придается очень большое значение. На сегодняшний день это одна из сложнейших и важнейших проблем современного производства. С целью обеспечения производства необходимым количеством квалифицированных рабочих, владеющих профессиональным мастерством, отвечающих современным требованиям производства и научно-технического прогресса, на многих промышленных предприятиях организованы свои собственные системы профессиональной подготовки персонала.
Профессиональное обучение рабочих на производстве проводится с целью подготовки, переподготовки (переобучения), обучения вторым (смежным) профессиям и повышения их квалификации.
Проблемы взаимодействия человека с техникой, вопросы его профессиональной подготовки и профотбора привлекали многих ученых, среди которых в первую очередь следует назвать: С. Я. Батышева, А. П. Беляеву, Р. В. Габдреева, Ю. З. Гильбуха, К. М. Гуревича, Ю. М. Забродина, Д. Н. Завалишину, Г. М. Зараковского, Э. Ф. Зеер, В. П. Зинченко, Е. А. Климова, А. А. Крылова, Т. В. Кудрявцева, А. Б. Леонову, Б. Ф. Ломова, В. С. Мерлина, В. М. Мунипова, В. Д. Небылицына, К. К. Платонова, Ю. К. Стрелкова, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова и др. Исследованиями в области труда педагога занимались Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.
Наука не стоит на месте, создаются новые способы организации труда и режимы эксплуатации оборудования, внедряется система качества ведения работ и сертификации продукции, а с учетом возможности подключения модулей меняется иногда не только режим процесса, но и сама деятельность рабочего. Поэтому многие результаты проведенных ранее исследований на современном этапе требуют определенной коррекции и уточнения. В связи с этим становится особенно актуальной проблема формирования рабочего-профессионала, ориентированного на современные условия и перспективные методы выполнения производственной деятельности.
Практика показывает, что к процессу профессиональной подготовки и переподготовки рабочих непосредственно на производстве привлекаются в первую очередь те, кто это производство знает и сам является специалистом высокой квалификации. Именно от них зависит качество учебного процесса в целом и уровень профессионального развития рабочих в частности. Однако при анализе литературы нами практически не обнаружено работ в области исследования профессиональной деятельности инструкторов производственного обучения — квалифицированных рабочих, совмещающих свою основную (производственную) деятельность с педагогической. А между тем, оценка результатов их педагогической деятельности позволяет сделать вывод о том, что не все из них способны с позиции требований процесса профессиональной подготовки и переподготовки качественно провести лекционное или практическое занятие. Для достижения ожидаемых результатов, одним не хватает педагогического мастерства, другим профессиональной компетенции, а третьи не пригодны к данному виду деятельности по психологическим причинам, ввиду несоответствия их личностных качеств требованиям профессии. Таким образом, обнаруживаются не только проблемы в области психолого-педагогических и профессиональных знаний, но и информированность психологических механизмов профессионально важных структур и отдельных свойств.
Поэтому можно ставить вопрос о необходимости решения двойственной задачи: с одной стороны, выявить специалиста высокой квалификации с позиции практической деятельности, а с другой — среди них суметь отобрать пригодных к педагогической деятельности. И даже в этом случае специалист не застрахован от возникновения психологических трудностей, вызванных несоответствием его профессионально-психологической готовности реалиям педагогической деятельности.
Данная проблема, стоящая перед сотрудниками Учебного центра по подготовке персонала, превращает настоящее исследование в достаточной степени актуальное, как с позиции психологии труда, так и педагогической психологии. Это и позволило сформулировать тему исследования — «Психологические проблемы отбора, подготовки и оценки педагогической деятельности инструкторов производственного обучения» .
Цель исследования: выявить специфику профессиональной деятельности инструкторов производственного обученияметодологически обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию отбора и оценки профессионально-педагогической деятельности инструкторов производственного обучения из числа высококвалифицированных аппаратчиков, пригодных к работе в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих.
Объектом исследования является педагогическая деятельность высококвалифицированных аппаратчиков, привлекаемых в качестве инструкторов производственного обучения.
Предметом исследования выступает профессиональная пригодность к преподавательской деятельности высококвалифицированных аппаратчиков нефтехимического производства.
Работу инструктора производственного обучения можно отнести к разряду сложных видов профессиональной деятельности. С одной стороны, она требует от исполнителя глубоких профессиональных знаний в области обслуживания технологических объектов, позволяющих эффективно решать многообразные и сложные профессиональные задачи, с другой стороны, характеризуется большим количеством социальных контактов и высоким уровнем психологической напряженности.
Данное положение позволило выдвинуть основную гипотезу исследованияпривлечение высококвалифицированных аппаратчиков в качестве инструкторов производственного обучения будет успешным, если их отбор осуществлять, исходя из соблюдения критерия оптимизации в соотнесении профессиональных и возможных педагогических способностей, статуса личности на производстве и мотивации по отношению к предстоящей деятельности.
Реализация цели исследования и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась в ходе решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Исследовать сферу деятельности аппаратчиков нефтехимического производства и выявить психологические критерии успешности их деятельности.
2. Уточнить концепцию педагогических способностей с позиции рассматриваемой сферы профессиональной подготовки человек-техника-человек.
3. Разработать модель профессионально важных качеств высококвалифицированного аппаратчика нефтехимического производства, осуществляющего деятельность инструктора производственного обучения в системе повышения квалификации и профессиональной подготовки рабочих.
4. На базе методологических положений теории диагностики разработать и экспериментально проверить комплекс психодиагностических методик, пригодных для отбора и оценки профессионально-педагогической деятельности инструкторов производственного обучения из числа высококвалифицированных аппаратчиков предприятия.
5. Выявить трудности, возникающие в процессе педагогической деятельности у высококвалифицированных аппаратчиков, привлекаемых в качестве инструкторов производственного обучения, и разработать психолого-педагогическую технологию, направленную на их устранение.
Теоретической и методологической основой исследования являются концептуальные положения отечественных ученых, представляющих человека как активного субъекта, познающего и преобразующего в процессе деятельности окружающий мир и самого себя, — теория развития личности (К.ААбульханова — Слав-ская, Л. И. Анциферова, Л. И. Божович, А. В. Брушлинский, Ю. М. Орлов, СЛ. Рубинштейн, Е. В. Шорохова и др.), теория деятельности (Л.С.Выготский,.
A.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.), теория способностей (Б.Г.Ананьев, В. Н. Дружинин, А. Г. Ковалев, ВЛ. Крутецкий, Н. Д. Левитов,.
B.Н.Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.), идеи и принципы системного подхода (Б.Г.Ананьев, Б. Ф. Ломов, Е. А. Климов, С. Л. Рубинпггейн, Э. Г. Юдин и др.), деятельностного подхода (Г.В.Суходольский, В. Д. Шадриков и др.), личностно-деятельного подхода (Р.В.Габдреев, Т.В.Кудрявцев).
Методы диссертационного исследования включали: теоретический анализ проблемы, теоретическое моделирование, ситуационный анализ, эмпирические методы (констатирующий и формирующий психологический эксперимент, прямое и косвенное наблюдение, анкетный опрос, самооценка и экспертные оценки), психологическое тестирование, математические методы статистической обработки, сравнительный, корреляционный и логический анализ результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальной базой исследования был Учебный центр по подготовке персонала ОАО «Нижнекамскнефтехим». В исследовании приняли участие 109 аппаратчиков предприятия разных возрастных категорий, имеющих различный стаж педагогической деятельности в качестве инструкторов производственного обучения.
Организация исследования осуществлялась в пять этапов (период с 1995 по 2001 гг.).
Первый этап (1995;1996 гг.) — проведение диагностирующего эксперимента;
Второй этап (1996;1997 гг.) — изучение современного состояния проблемы, подготовка теоретической базы исследования посредством анализа фундаментальных трудов по философии, социологии, педагогики и психологии, определение программы исследования, разработка теоретических концепций, определение позиций и выдвижение гипотез исследования;
Третий этап (1997;1999 гг.) — теоретический анализ проблемы, разработка и практическое применение комплекса психодиагностических методик для отбора инструкторов производственного обучения и оценки их педагогической деятельности. Этому этапу сопутствовало экспериментальное исследование профессионально значимых качеств ИПО, в ходе которого проверялись гипотезы, уточнялись исходные положения, проводился первичный сбор и анализ эмпирического материала, изучался опыт проведения курсов подготовки и повышения квалификации инструкторов про-4) изводственного обучения, анализ которого позволил определить основные психолош-педагогические условия, обеспечивающие оптимизацию процесса развития профессионального мастерства ИПО;
Четвертый этап (1999;2000 гг.) — повторное психологическое тестирование и экспертная оценка деятельности инструкторов производственного обучения, прошедших курсы повышения квалификации, сопоставление первоначальных и полученных данных, анализ и обобщение опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, внедрение и практическое использование полученных результатов исследования;
Пятый этап (2001 г.) — формулирование выводов и оформление материалов диссертационного исследования. ш.
Научная новизна н теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
— впервые проведено комплексное изучение профессионально значимых качеств инструктора производственного обучения;
— раскрыта сущность психологического механизма отбора инструкторов производственного обучения из числа высококвалифицированных аппаратчиков;
— разработан и применен комплекс методик для отбора инструкторов производственного обучения и оценки их педагогической деятельности;
— теоретически обоснована и разработана модель успешного инструктора производственного обучения;
— разработана, обоснована и экспериментально подтверждена психолого-педагогическая технология, направленная на устранение трудностей, возникающих в деятельности инструкторов производственного обучения.
Практическая значимость исследования заключается в его научно-практической направленности, связанной с принципиальной возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов для совершенствования системы профессионального отбора и подготовки инструкторов производственного обучения, а также для развития и формирования у них профессионально значимых личностных качеств. Исследование выявило новые возможности влияния профессиональной подготовки на качество педагогической деятельности инструкторов производственного обучения и новые задачи в организации повышения их квалифи-#) кации. Предложенное психолого-педагогическое обеспечение позитивного изменения психологического содержания факторов, влияющих на педагогическую деятельность инструкторов производственного обучения, уже используется в практической работе на курсах их подготовки и повышения квалификации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Разработанная психологическая модель аппаратчика нефтехимического производства, профессионально пригодного к преподавательской деятельности, позволяющая эффективно производить отбор инструкторов производственного обучения и изменять их качественный состав.
2. Экспертная оценка деятельности инструкторов производственного обучения не только помогает определить социально-профессиональный статус данного работника, но и осуществить коррекцию самооценки, способствует саморазвитию личности;
3. Успешность педагогической деятельности инструкторов производственного обучения во многом зависит не только от профессиональных знаний, умений и навыков, но и от личностных качеств и повышает интерес к дальнейшему самообразованию и оптимизации деятельности на основном рабочем месте. т.
4. Условием успешной педагогической деятельности является специальная технология психолого-педагогического сопровождения инструкторов производственного обучения, направленная на развитие профессионально значимых качеств, преодоление психологических барьеров, формирование адекватной стратегии и мотивации.
Достоверность и объективность сформулированных в работе положений и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исследования, всесторонним анализом психолого-педагогической литературы, многоаспектным рассмотрением проблемы, использованием системы диагностических процедур, включающих в себя различные психологические методики, и комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и объекту исследования, а также применением качественного анализа, базирующегося на фундаментальных положениях психологической науки, и количественного анализа полученных в ходе эксперимента результатов с использованием аппарата математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментально-практической работы на курсах подготовки и повышения квалификации инструкторов производственного обучения.
Основные теоретические положения и выводы в виде докладов и сообщений неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры инженерной психологии КГТУ им. А. Н. Туполева и научно-практических конференциях в г. Казань (1995, 1998, 2000 гг.), в г. Нижнекамске (1996, 1998 гг.), в г. Набережные Челны (1997 г.), в г. Ижевске (1998 г.).
Ряд предложений и практических рекомендаций по отбору инструкторов производственного обучения и оценке их профессионально-педагогической деятельности внедрены в практику работы Учебного центра по подготовке персонала ОАО «Ниж-некамскнефтехим» .
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав основной час.
3) По результатам методики на внимание показан низкий уровень его концентрации и устойчивости. III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
По результатам психодиагностического обследования у Иванова И. И. выявлено несоответствие некоторых его индивидуальных особенностей требованиям профессии. Так инертность нервной системы, проявляющаяся в невысокой скорости реагирования на внешние раздражители и актуализации имеющихся знаний, нежелательна для данного вида деятельности, поскольку это природное свойство в случае возникновения аварийных ситуаций не будет способствовать успешному решению задач, связанных с обнаружением деффектов оборудования и оперативным нахождением способов их эффективной ликвидации. Кроме того невысокий уровень аккуратности и тщательности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания также снижают способность безошибочно и четко выполнять работу. Поэтому Иванов И. И. не может быть рекомендован на должность аппаратчика синтеза.
Психолог: С характеристикой ознакомлен:
Подпись Дата.
ОБРАЗЕЦ СВОДНОГО ПРОТОКОЛА РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ИПО ш.
Сл> п/п Тест Томаса пдо кло.
С Р К И П Ч/п Ч/т Ч/ч Ч/з Ч/о, А В С Е Е в Н I Ь М N О 01 02 03 д4 Р УП УЦ Т Э.
1. 2 8 9 5 6 5 5 9 4 7 10 9 8 8 6 10 7 8 3 6 6 4 6 4 8 3 4 2 3 16 53.
2. 6 6 9 4 5 3 8 9 4 6 11 12 4 7 4 5 5 10 5 7 3 8 6 4 6 3 7 6 17 52 39.
3. 2 6 9 8 5 4 11 5 1 9 6 9 5 2 2 9 4 5 4 4 6 9 2 5 11 3 6 1 9 51 18.
4. 4 7 7 6 6 4 5 9 7 5 10 9 5 4 4 10 7 5 3 7 8 3 4 4 8 6 5 3 11 29 46.
5. 1 7 7 8 8 6 И 5 3 5 8 8 4 3 7 10 4 3 4 8 8 9 8 3 9 8 9 0 4 74 36.
6. 3 8 11 4 5 7 3 12 2 6 12 7 7 6 7 10 11 5 5 4 6 6 4 2 7 3 6 5 19 30 81.
7. 2 8 9 7 4 7 4 6 7 6 10 12 4 5 3 9 8 6 6 4 4 6 4 5 4 7 6 1 4 53 45.
8. 3 3 9 6 9 5 9 8 2 6 9 8 5 6 5 8 3 5 3 8 9 11 7 5 8 7 7 2 2 72 31.
9. 4 8 6 8 4 2 8 10 7 3 6 15 7 5 3 12 7 8 3 9 6 3 7 4 8 4 3 0 10 15 24.
10. 1 8 6 8 7 3 2 8 8 9 6 6 5 10 4 8 8 7 2 6 6 8 6 8 6 4 5 2 11 40 58.
11. 3 8 6 8 5 5 9 7 2 7 10 9 4 6 4 9 4 8 5 7 9 5 6 8 8 7 1 5 50 27.
12. 5 5 9 7 4 5 9 8 6 3 8 9 7 8 2 10 9 5 6 3 3 7 7 7 9 4 5 3 5 39 44.
13. 8 7 7 5 3 2 10 4 10 4 8 6 8 6 2 12 6 6 5 5 7 2 8 6 9 4 6 3 11 20 30.
14. 7 4 7 7 5 8 7 9 4 2 7 7 8 6 6 7 8 6 4 3 7 6 3 4 И 4 5 12 22 56.
15. 3 7 6 9 5 5 6 8 3 8 10 7 7 4 8 6 8 9 0 6 4 9 10 6 6 7 7 3 17 49 55.
16. 3 9 8 5 5 6 8 8 3 5 11 7 7 7 5 10 5 5 3 2 8 4 8 4 8 7 7 5 14 38 54.
17. 0 6 8 8 8 3 9 7 1 0 8 5 1 4 5 8 4 8 6 6 6 9 3 6 И 3 4 0 2 59 26.
18. 2 6 8 7 7 5 7 3 7 8 10 13 6 0 6 6 3 8 5 10 6 8 7 9 6 8 4 1 3 59 15.
19. 5 6 5 6 8 5 9 7 5 4 9 9 6 4 5 9 7 4 5 5 8 8 7 7 8 4 5 2 4 47 40.
20. 4 7 6 6 7 5 12 8 3 2 9 9 6 8 6 5 6 4 5 7 10 8 6 8 3 10 2 3 2 58 36 I О.
§ § N.
ХАРАКТЕРИСТИКА по результатам психологического тестирования.
Сидорова Сидора Сидоровича, инструктора производственного обучения цеха 1307 завода БК.
Сидоров С.С. характеризуется как человек преимущественно сангвинического темперамента, эмоционально устойчивый, спокойный, серьезный, умеющий держать себя в руках даже в трудных жизненных ситуациях. Уверенный в себе, активный, при необходимости умеет довольно легко перестроиться в мыслях и действиях, быстро приспосабливается к изменившимся условиям жизни и деятельности, энергично берется за новое дело.
Достаточно добросовестный и ответственный, успешно решает практические оперативные вопросы, умеет объективно оценивать обстоятельства и людей. Обладает развитым чувством долга и стойкими моральными принципами, заботится о своей общественной репутации, хорошо выполняет общепринятые правила и социальные нормы.
Хорошо логически и творчески мыслит, внимательный, старается быть информированным в самых разнообразных вопросах, легко воспринимает новые взгляды и теории, быстро включается в учебный процесс. Способен продолжительное время терпеливо выполнять работу, требующую полной самоотдачи.
Характерными особенностями, определяющими его профессиональное поведение, являются: методичность и аккуратность, умение концентрироваться на главной цели, последовательность и настойчивость в преодолении трудностей, заинтересованность в гармоничных взаимоотношениях, стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.
В межличностных отношениях общительный, добросердечный, открытый. Старается держаться вежливо и тактично, следит за своей речью и манерами. Проницательный, рациональный, дипломатичный. Любит работать с людьми, терпимое отношение к которым, умение понимать и прощать помогают ему довольно легко уживаться в коллективе.
Конфликтные ситуации склонен решать на конструктивной основе, пытаясь выработать решения, которые бы удовлетворяли интересы обеих сторон. При рассогласовании интересов учитывает не только взгляды, но и чувства партнера, возникшие в споре. Предпочитает брать соперника в союзники.
По профессиональной направленности — «человек-человек» (83%) и ''человек-техника" (75%).
Психолог:С характеристикой ознакомлен: подпись) (подпись) (дата).
ХАРАКТЕРИСТИКА по результатам психологического тестирования.
Ильина Ильи Ильича, инструктора производственного обучения цеха 2505 завода СПС.
Ильин И.И. характеризуется как человек преимущественно холерического темперамента, обладающий ярко выраженной эмоциональной возбудимостью, высокой активностью и ускоренным темпом реакций. Но он не сразу перестраивается в изменившихся условиях, с трудом привыкает к новым требованиям и новой деятельности, медленно переключается с одного дела на другое. Упрям, часто застревает на одних и тех же делах, мыслях, чувствах. Энергичный, экспрессивный, эгоцентричный, непредсказуемый, плохо умеет управлять своими чувствами и контролировать проявление эмоций, не способен выражать их в социально-допустимой форме.
Богатое воображение, развитый эстетический вкус и своеобразная манера поведения свидетельствуют о тонкости эмоционального восприятия мира, повышенной чувствительности к происходящим событиям, наличии образного, художественного мышления.
По своей природе Илья Ильич экспериментатор и новатор. Строит далекие перспективные планы, стремится к новому и современному. Критикует устоявшееся, традиционное, готов отменить устаревшие правила, инструкции и законы. Склонен все менять и переделывать, даже то, что неплохо до сих пор себя зарекомендовало.
Инициативный, предприимчивый, но недостаточно дисциплинированный и ответственный, может бросить начатое дело, если оно перестает вызывать у него интерес, не особо стремится выполнять общественные требования и культурные нормы. Низкий уровень самоконтроля указывает на недостаточную способность сопоставлять, анализировать и корректировать отношения между целями, средствами и последствиями действий.
Характерными особенностями, определяющими его профессиональное поведение, являются: мечтательный стиль мышления, увлеченность своими идеями и мыслями, уход от шаблонов, способность изобретать новые приемы и способы работы, ориентация на достижение цели, стремление к самореализации и расширению сферы влияния, потребность в признании.
В межличностных отношениях в меру общительный, свободно вступает в контакты, но никому особенно не доверяет, к людям относится с некоторым предубеждением. Считает, что его интересы и желания окружающие воспринимают неправильно, не чувствует с никакой их поддержки, ему не хватает понимания, доброты и уступок со стороны других людей. Все это угнетает его, делает раздражительным и нетерпеливым, вызывает беспокойство и трудности при необходимости сосредоточиться. Вследствие эмоциональной дезорганизации мышления многое понимает буквально и конкретно. Чтобы упрочить свой статус и обрести независимость, несмотря на трудности своего положения, стремится, преодолевая сопротивление, добиться признания.
Поведение Ильи Ильича в конфликтных ситуациях характеризуется активным воздействием на окружающих в форме упорного отстаивания собственной точки зрения, стремлением в первую очередь удовлетворить свои интересы, вынуждая других людей принимать его вариант решения проблемы. Это вызывает у окружающих чувство отчуждения и воспринимается ими как незаинтересованность в сотрудничестве.
Уверенный в себе, исключительно доминантный и властный человек. Самооценка высокая, считает себя способным добиться значительного успеха и занять ведущее положение.
По профессиональной направленности — «человек-человек» (92%) и «человек-художественный образ» (67%).
Психолог:С характеристикой ознакомлен: подпись) (подпись) (дата).
Список литературы
- А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
- Аминов Н.А. Новый подход к концепции личностного и профессионального развития личности // Вопросы психологии. 1994. № 5. 145−149.
- Аминов Н.А., Морозова Н. А., Смятских А. Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работгников // Социальная работа и проблема подготовки кадров. М., 1992.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Под ред.А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 230 с — Т.2. 288 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1963. 339 с.
- Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Проблема принятия решения. М.: Наука, 1976. 7−16.
- Анциферова Л.И. Принципы связи психики и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. 57−117.
- Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. Т. 1.№ 2. 52−60.
- Артемьева Е.Ю., Лучко Л. М., Стрелков Ю. К. Методика изучения трудовых действий//Вопросы психологии. 1984. № 5. 151−153.
- Артемьева Т.И. Проблемы способностей: личностный аспект // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. 7−10.
- Архангельский Н. Очерки по психологии труда. М.: Трудрезервиздат, 1958. 160 с.
- Асеев В.Г. Мотивация, поведение и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 149 с.
- Асеев В.Г. Преодоление монотонности труда в промьппленности. М.: Экономика, 1974. 191 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд. МГУ, 1990. 367с.
- Бажин Е.Ф., Галынкина Е. Д., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. 152−161.
- Балинт И., Мурани М. Психология безопасности труда. М., 1968. 207 с.
- Барабошина Н.В. К проблеме формирования мотивов преодоления затруднений у студентов педагогического университета. // Материалы учредительного съезда Российского Психологического Общества. Т. 1. Вып. 2. М., 1995. 164.
- Берне Р. Развитие я-концепции и воспитание (пер. с англ.). М.: Прогресс, 1986. 422 с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Педагогика, 1982. 200 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 270 с.
- Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.АБодрова. М., 1991. 3−26.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1997. 349 с.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. 31−35.
- Брушлинский А.В. О формировании психического // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. 106−126.
- Буева Л.П. Человек, деятельность, общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999.519 с.
- Васильев И.А. Эмоции и мышление. М.: Изд. МГУ, 1980. 192 с. :Ф
- Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопросы психологии. 1998. № 3.
- Веккер Л.М. Психические процессы: В 2 т. Т. 2. Л.: Изд. ЛГУ, 1976. 336 с.
- Венда В.Ф. Перспективы развития психологической теории обучения операторов // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 4. 48−63.
- Вербицкий А.А. Технологии контекстного обучения в системе повышения квалификации. М., 1989.
- Вербова К.В., Парамей Г.В, Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. № 2. 66−70.
- Вербова К.В., Парамей Г. В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. № 2.
- Вершловский Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М., 1987. 97с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. 284 с.
- Выготский Л. Избранные психологические исследования. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. 500 с.
- Выготский Л. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.480 с.
- Вяткин Б.А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. 1994. № 4. 73−81.
- Габдреев Р.В. Психологические резервы инженерной подготовки: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. психол. наук. Киев, 1990. 38 с.
- Галкина О.И., Каверина В. Д., Климов Е. А. и др. Информационно-поисковая система «Профессиография». Л.: Изд. ВНИИ профтехобразования, 1972. 304 с.
- Гарбер Е.И., Козача В. В. Методика профессиографии. Саратов: Изд. Саратовск. ун-та, 1992. 196 с.
- Геллерштейн Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции. М.: Мед- гиз. 1958. 148 с.
- Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 496 с.
- Головин СЮ. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997. 798 с.
- Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. 75−82.
- Готгсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1994. 192 с.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970.272 с.
- Дмитриева М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд. ЛГУ, 1979. 224 с.
- Довба А.С. Профессия // БСЭ: В 30 т. М.: Сов. Энцикл., 1975. Т. 21. 155.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Изд. МГУ, 1984.208 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна вита, 1995.149 с.
- Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1994.
- Егоров А.С., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. Л., 1973.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Практическая психология. Псков, 1994. 280 с.
- Ерошенко А.А. Динамика структуры индивидуальных свойств мастера ПТУ в зависимости от овладения педагогической деятельностью: Дис. на соиск. учен, степ. канд. психол. наук. Пермь, 1981. 149 с.
- Зараковский Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности, М.: Наука. 1966.114 с.
- Зараковский Г. М., Медведев В. И. Классификация ошибок оператора // Техническая эстетика. 1971. JNb 10. 5−6,
- Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное образование. Екатеринбург: Изд. УГППУ, 1998. 126 с.
- Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога: Дис. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. Свердловск, 1988. 330 с.
- Зеер Э.Ф. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности // Материалы Учредительного съезда Российского Психологического Общества. Том 1. Вып. 2. М., 1995. 183−186.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал, 1997. Т. 18. № 6. 35−44.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
- Зинченко В.П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования: Ежегодник. 1975. М.: Наука, 1976. 82−127.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд. МГУ, 1987. 208 с.
- Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Изд. МГУ, 1992. 94 с.
- Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 2. 37−41.
- Ильин Е.П. Успешность деятельности, компенсация и компенсаторные отношения // Вопросы психологии. 1983. № 5. 96−99.
- История советской психологии труда: Тексты (20−30-е годы XX века). М.: Изд. МГУ, 1983. 50−67, 76−112, 127−140.
- Кандыбович Л, А., Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. 232 с.
- Капустина А.Н. Социально-психологическая диагностика профессиональных качеств личности: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. Л., 1985.
- Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности: учебное пособие. Ярославль: Яр. ГУ, 1988. 78 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Просвещение, 1988. 199 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд. КГУ, 1967. 278 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.512 с.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. 94 с.
- Климов Е. А, Путь в профессию. Л: Лениздат, 1988. 190 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. 288 с.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.256 с.
- Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж: Изд. НПО «Модек», 1996. 264 с.
- Корнеева Л.И. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. 22−26.
- Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд. МГУ, 1997. ^ 88. Корнилова Т. В. Риск и мышление // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 2. 20−32.
- Коротаев А.А., Тамбовцева Т. С. Качественно-психологическая характеристика индивидуальных стилей педагогического общения учителей // Интегральное исследование: педагогический стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. 79−81.
- Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. М.: Изд. МГУ, 1986. 120 с.
- Крогиус Н.В. К психологии конфликтной деятельности // «Ис1^сственный ин- теллекг» и психология. М.: Наука, 1976. 270−298.
- Крутецкий В.А., Балабаев Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., 1991. 67 с.
- Кудрявцев Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985. № 1.0.86−93.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессион. самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. 52−59.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. Л., 1965. 34 с.
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Использование психолого-педагогических зна- ' НИИ в практической деятельности учителя. М., 1983. 44 с.
- Ларичев О.И. Проблемы принятия решений с учетом факторов риска и безопасности // Вестник АН СССР. 1987. № 11. с. 38−45.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. 334 с.
- Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. 340 с. • 104, Леонгард К. Акцентуированные личности / Под ред. В. М. Блейхера. Киев, 1989.
- Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1984. 200 с.
- Леонова А, Б., Кузнецова А. С. Профилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М.: Изд. МГУ, 1987. 103 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев А. Н, Потребности, мотгивы, эмоции. М.: МГУ, 1971. 40 с.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический я^ ^^ рнал. I 1981. Т. 2. № 5. 3−22. 1. 110. Ломов Б. Ф. Категория деятельности и общения в психологии // Вопросы фило102. Софии. 1979. № 8. 33−48.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 344 с.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М: Просвещение, 1985. 319 с,
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. 233 с.
- Мерлин B.C. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты под ред. Ю. Б. Гипенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд. МГУ, 1982. 160−166.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
- Мерлин B.C. Очерки теории темперамента. Пермь: ПГПИ, 1973. 292 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова. Воронеж: НПО '*Модек", 1996. 448 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. / Учебно- методич. Пособие. М., 1998.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. 216 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.
- Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей // Склонности и способности. Л.:Изд.ЛГУ, 1962. 4−14.
- Навакатикян А.О., Крыжановская В. В., Кальниш В. В. Физиология и гигиена умственного труда. Киев, 1987.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с.
- Никифоров Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. Л.: Изд. ЛГУ, 1977. 112 с.
- Новиков A.M. Педагогические основы формирования трудовых умений: Авто- реф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Казань, 1989.
- Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси: Мецниере- ба, 1975. 376 с.
- Общая психодиагностика (учебное пособие) / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд. МГУ, 1987.
- Ожегов СИ. Словарь русского языка. Изд. 3-е. М.: 1953. 848 с.
- Ольхов О.Г. Опросник психофизиологического состояния рабочих горячих цехов металургической промышленности // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 5. 42−49.
- Основы психодиагностики. Уч. пособ. / Под ред. А.Г.111мелева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Остроменская Т.Б. Исследование индивидуального стиля деятельности машинистов энергоблока электростанций // Психологический журнал. 1990. Т.11. № 6. 69−75.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.224с
- Петровский А.В., Платонов К. К. Психология межличностных отношений. // Общая психология. М.: Просвещение, 1976. 136−157.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970. 263 с.
- Платонов К.К. Личность и труд. М.: Мысль, 1965. 69 с.
- Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 216 с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 312 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 254 с.
- Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983.
- Пономарев Ю.П. Способности оператора: теория и эксперимент // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6. 78−87.
- Пряжникова Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов // Вопр. психологии. 1994. № 6. 64−73.
- Психодиагностика: теория и практика / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Прогресс, 1986. 41- 150. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: УРАО, 1997.
- Психологические закономерности профессионализации. Ярославль: ЯШИ, 1991. 746 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко и др. М.: Педагогика-Пресс, 1997.
- Психологическое воздействие (проблемы теории и практики): Сб. научи, тр. М.: Изд. АПН СССР, 1989.
- Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: УГППУ, 1996. 148 с.
- Пустыльник Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М., 1968.
- Пучкова И.М. Психологические аспекты профессиональной подготовки пользователя ЭВМ: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 1995. 24 с.
- Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1988. № 1. 83−87.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999.416 с.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд. МГУ, 1985. 207 с.
- Рубинштейн Л. Бытие и сознание. М., 1957. 328 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Професс, 1982. 138 с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Межд. пед. академ., 1995. 192 с.
- Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотпивационно- эмоциональные аспекты. М., 1975. 175 с.
- Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. 160 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1973. 217 с.
- Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности. (Гносеологический подход.): Моногр. М.: Высш. шк., 1987. 134 с.
- Столиц В.В. Самосознание личности. М., 1983. 300 с.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд. ЛГУ, 1988. 168 с.
- Суходольский Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: Изд. ЛГУ, 1976. 126−146.
- Теплое Б.М. Об объективном методе в психологии // Теплов Б. М. Избр. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985.
- Томашевский Т. Человек в системе труда // Эргономика. М, 1971. 106−121.
- Тюлин М.Ю. Влияние психолого-профессиональных качеств учителя на способы его трудовой деятельности: Автореф. дне. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. Тверь, 1994. 24 с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 135−327.
- Филонов Л.Б. Интерес к собственной личности и регуляция человеком своего поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. 268−286.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Под ред. В. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. 391 с.
- Хелмицкий А. Психоанализ профессиональной деятельности // Прикладная психология и психоанализ. 1997. № 3. 11−20.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Изд. Института психологии АН СССР, 1977. 144 с.
- Шадриков В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль: Яросл. ГУ, 1981, 72 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорац. «Логос», 1994. 320 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
- Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности. М., 1974. 3−33 с.
- Шубина Л.С. Психическая саморегуляция как средство адаптации к учительской профессии // Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом процессе. Пермь, 1978. 97−104.
- Щербаков А, И. Волевые процессы и свойства личности. Л., 1963. 96 с.
- Щукин М. Р, О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 6. 26−31.
- Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс, Ж.Пиаже. Вып. 1−2. М.: Прогресс, 1966.
- Якобсон П.М. Проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1972. 164−302.
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды. Воронеж, 1998.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. — Л.: Изд. ЛГУ, 1983. 159 с.
- Argyle М. Social Interaction. London, 1969. 178 p.
- Arnold M.B. Emotion and personality. V.I. Psyhological aspect. N.Y., 1960. 98 p.
- Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality // Ann. Rev. Of Psycol. V. 32. 1981. P. 439−476.
- Buck R. Motivation, Emotion and Cognition. N.Y.: Plenum Press, 1991.
- Cattell Pffbities: Their structure, growth and action. Boston, 1971. 247 p.
- Creativity: Progress and Potenzial. Ed. By C.W.Taylor. N.Y., McGraw-Hill, 1964. P.3
- Dorken H. Professional Psychology in transition. S. F., L., 1986. 410 p.
- Heckhausen H., Schmalt H.D., Schneider K. Achievement motivation in perspective. Orlando, 1985. 337 p.
- Mcgrath J.E., Kelly J.R. Time and human interacthion. N.Y., L., 1986. 183 p.
- Qualitative research in psychology: Proc. of the Intern, assoc. for qualitative research in social science / Ed.: P.D.Ashworth. Pittsburg, 1986. 360 p.
- Richmond V.P., McCroskey J.C. Communication: apprehension, avoidance and effectiveness. Scottsdale, 1985. 121 p.
- The psychology of work and organization / Ed. G.Debus. Amst., 1986. 407 p.
- Venda V.F. The fundamental laws of psychology and ergonomics. Proc. IX* Congress of lEA. Bournemouth, 1985.