Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические проблемы отбора, подготовки и оценки педагогической деятельности инструкторов производственного обучения: На материале ОАО «Нижнекамскнефтехим»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практика показывает, что к процессу профессиональной подготовки и переподготовки рабочих непосредственно на производстве привлекаются в первую очередь те, кто это производство знает и сам является специалистом высокой квалификации. Именно от них зависит качество учебного процесса в целом и уровень профессионального развития рабочих в частности. Однако при анализе литературы нами практически… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психолого-педагогические проблемы профессионального отбора и обучения на производстве
    • 1. 1. Теоретическая оценка возможности обучения на производстве и организация профессионального обучения
    • 1. 2. Проблемы отбора и подготовки инструкторов производственного обучения из числа высококвалифицированных аппаратчиков нефтехимического производства
    • 1. 3. Диагностический эксперимент отбора аппаратчиков по модели профессионально важных качеств
    • 1. 4. Экспериментальное исследование психологической готовности инструкторов производственного обучения к педагогической деятельности
  • Глава II. Психологические барьеры, возникающие в деятельности инструкторов производственного обучения
    • 2. 1. Психологические проблемы, возникающие в процессе освоения высококвалифицированными аппаратчиками педагогической деятельности
    • 2. 2. Экспериментальные исследования психологических барьеров, в педагогической и инновационной деятельности инструкторов производственного обучения
    • 2. 3. Психологические стратегии преодоления барьеров, возникающих в педагогической деятельности инструкторов производственного обучения
  • Глава III. Педагогическое самоопределение, профессиональное самосознание и оценка успешности деятельности инструкторов производственного обучения
    • 3. 1. Педагогическое самоопределение и формирование педагогических убеждений инструкторов производственного обучения
    • 3. 2. Педагогические способности инструкторов производственного обучения и психологический анализ успешности их деятельности
    • 3. 3. Мотивация учебно-познавательной деятельности инструкторов производственного обучения

Психологические проблемы отбора, подготовки и оценки педагогической деятельности инструкторов производственного обучения: На материале ОАО «Нижнекамскнефтехим» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Инновационный характер производства, его высокая наукоемкость, приоритетность качества продукции предъявляют высокие требования к работникам промышленных предприятий. В этой связи подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров придается очень большое значение. На сегодняшний день это одна из сложнейших и важнейших проблем современного производства. С целью обеспечения производства необходимым количеством квалифицированных рабочих, владеющих профессиональным мастерством, отвечающих современным требованиям производства и научно-технического прогресса, на многих промышленных предприятиях организованы свои собственные системы профессиональной подготовки персонала.

Профессиональное обучение рабочих на производстве проводится с целью подготовки, переподготовки (переобучения), обучения вторым (смежным) профессиям и повышения их квалификации.

Проблемы взаимодействия человека с техникой, вопросы его профессиональной подготовки и профотбора привлекали многих ученых, среди которых в первую очередь следует назвать: С. Я. Батышева, А. П. Беляеву, Р. В. Габдреева, Ю. З. Гильбуха, К. М. Гуревича, Ю. М. Забродина, Д. Н. Завалишину, Г. М. Зараковского, Э. Ф. Зеер, В. П. Зинченко, Е. А. Климова, А. А. Крылова, Т. В. Кудрявцева, А. Б. Леонову, Б. Ф. Ломова, В. С. Мерлина, В. М. Мунипова, В. Д. Небылицына, К. К. Платонова, Ю. К. Стрелкова, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова и др. Исследованиями в области труда педагога занимались Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.

Наука не стоит на месте, создаются новые способы организации труда и режимы эксплуатации оборудования, внедряется система качества ведения работ и сертификации продукции, а с учетом возможности подключения модулей меняется иногда не только режим процесса, но и сама деятельность рабочего. Поэтому многие результаты проведенных ранее исследований на современном этапе требуют определенной коррекции и уточнения. В связи с этим становится особенно актуальной проблема формирования рабочего-профессионала, ориентированного на современные условия и перспективные методы выполнения производственной деятельности.

Практика показывает, что к процессу профессиональной подготовки и переподготовки рабочих непосредственно на производстве привлекаются в первую очередь те, кто это производство знает и сам является специалистом высокой квалификации. Именно от них зависит качество учебного процесса в целом и уровень профессионального развития рабочих в частности. Однако при анализе литературы нами практически не обнаружено работ в области исследования профессиональной деятельности инструкторов производственного обучения — квалифицированных рабочих, совмещающих свою основную (производственную) деятельность с педагогической. А между тем, оценка результатов их педагогической деятельности позволяет сделать вывод о том, что не все из них способны с позиции требований процесса профессиональной подготовки и переподготовки качественно провести лекционное или практическое занятие. Для достижения ожидаемых результатов, одним не хватает педагогического мастерства, другим профессиональной компетенции, а третьи не пригодны к данному виду деятельности по психологическим причинам, ввиду несоответствия их личностных качеств требованиям профессии. Таким образом, обнаруживаются не только проблемы в области психолого-педагогических и профессиональных знаний, но и информированность психологических механизмов профессионально важных структур и отдельных свойств.

Поэтому можно ставить вопрос о необходимости решения двойственной задачи: с одной стороны, выявить специалиста высокой квалификации с позиции практической деятельности, а с другой — среди них суметь отобрать пригодных к педагогической деятельности. И даже в этом случае специалист не застрахован от возникновения психологических трудностей, вызванных несоответствием его профессионально-психологической готовности реалиям педагогической деятельности.

Данная проблема, стоящая перед сотрудниками Учебного центра по подготовке персонала, превращает настоящее исследование в достаточной степени актуальное, как с позиции психологии труда, так и педагогической психологии. Это и позволило сформулировать тему исследования — «Психологические проблемы отбора, подготовки и оценки педагогической деятельности инструкторов производственного обучения» .

Цель исследования: выявить специфику профессиональной деятельности инструкторов производственного обученияметодологически обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию отбора и оценки профессионально-педагогической деятельности инструкторов производственного обучения из числа высококвалифицированных аппаратчиков, пригодных к работе в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих.

Объектом исследования является педагогическая деятельность высококвалифицированных аппаратчиков, привлекаемых в качестве инструкторов производственного обучения.

Предметом исследования выступает профессиональная пригодность к преподавательской деятельности высококвалифицированных аппаратчиков нефтехимического производства.

Работу инструктора производственного обучения можно отнести к разряду сложных видов профессиональной деятельности. С одной стороны, она требует от исполнителя глубоких профессиональных знаний в области обслуживания технологических объектов, позволяющих эффективно решать многообразные и сложные профессиональные задачи, с другой стороны, характеризуется большим количеством социальных контактов и высоким уровнем психологической напряженности.

Данное положение позволило выдвинуть основную гипотезу исследованияпривлечение высококвалифицированных аппаратчиков в качестве инструкторов производственного обучения будет успешным, если их отбор осуществлять, исходя из соблюдения критерия оптимизации в соотнесении профессиональных и возможных педагогических способностей, статуса личности на производстве и мотивации по отношению к предстоящей деятельности.

Реализация цели исследования и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась в ходе решения следующих взаимосвязанных задач:

1. Исследовать сферу деятельности аппаратчиков нефтехимического производства и выявить психологические критерии успешности их деятельности.

2. Уточнить концепцию педагогических способностей с позиции рассматриваемой сферы профессиональной подготовки человек-техника-человек.

3. Разработать модель профессионально важных качеств высококвалифицированного аппаратчика нефтехимического производства, осуществляющего деятельность инструктора производственного обучения в системе повышения квалификации и профессиональной подготовки рабочих.

4. На базе методологических положений теории диагностики разработать и экспериментально проверить комплекс психодиагностических методик, пригодных для отбора и оценки профессионально-педагогической деятельности инструкторов производственного обучения из числа высококвалифицированных аппаратчиков предприятия.

5. Выявить трудности, возникающие в процессе педагогической деятельности у высококвалифицированных аппаратчиков, привлекаемых в качестве инструкторов производственного обучения, и разработать психолого-педагогическую технологию, направленную на их устранение.

Теоретической и методологической основой исследования являются концептуальные положения отечественных ученых, представляющих человека как активного субъекта, познающего и преобразующего в процессе деятельности окружающий мир и самого себя, — теория развития личности (К.ААбульханова — Слав-ская, Л. И. Анциферова, Л. И. Божович, А. В. Брушлинский, Ю. М. Орлов, СЛ. Рубинштейн, Е. В. Шорохова и др.), теория деятельности (Л.С.Выготский,.

A.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.), теория способностей (Б.Г.Ананьев, В. Н. Дружинин, А. Г. Ковалев, ВЛ. Крутецкий, Н. Д. Левитов,.

B.Н.Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.), идеи и принципы системного подхода (Б.Г.Ананьев, Б. Ф. Ломов, Е. А. Климов, С. Л. Рубинпггейн, Э. Г. Юдин и др.), деятельностного подхода (Г.В.Суходольский, В. Д. Шадриков и др.), личностно-деятельного подхода (Р.В.Габдреев, Т.В.Кудрявцев).

Методы диссертационного исследования включали: теоретический анализ проблемы, теоретическое моделирование, ситуационный анализ, эмпирические методы (констатирующий и формирующий психологический эксперимент, прямое и косвенное наблюдение, анкетный опрос, самооценка и экспертные оценки), психологическое тестирование, математические методы статистической обработки, сравнительный, корреляционный и логический анализ результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования был Учебный центр по подготовке персонала ОАО «Нижнекамскнефтехим». В исследовании приняли участие 109 аппаратчиков предприятия разных возрастных категорий, имеющих различный стаж педагогической деятельности в качестве инструкторов производственного обучения.

Организация исследования осуществлялась в пять этапов (период с 1995 по 2001 гг.).

Первый этап (1995;1996 гг.) — проведение диагностирующего эксперимента;

Второй этап (1996;1997 гг.) — изучение современного состояния проблемы, подготовка теоретической базы исследования посредством анализа фундаментальных трудов по философии, социологии, педагогики и психологии, определение программы исследования, разработка теоретических концепций, определение позиций и выдвижение гипотез исследования;

Третий этап (1997;1999 гг.) — теоретический анализ проблемы, разработка и практическое применение комплекса психодиагностических методик для отбора инструкторов производственного обучения и оценки их педагогической деятельности. Этому этапу сопутствовало экспериментальное исследование профессионально значимых качеств ИПО, в ходе которого проверялись гипотезы, уточнялись исходные положения, проводился первичный сбор и анализ эмпирического материала, изучался опыт проведения курсов подготовки и повышения квалификации инструкторов про-4) изводственного обучения, анализ которого позволил определить основные психолош-педагогические условия, обеспечивающие оптимизацию процесса развития профессионального мастерства ИПО;

Четвертый этап (1999;2000 гг.) — повторное психологическое тестирование и экспертная оценка деятельности инструкторов производственного обучения, прошедших курсы повышения квалификации, сопоставление первоначальных и полученных данных, анализ и обобщение опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, внедрение и практическое использование полученных результатов исследования;

Пятый этап (2001 г.) — формулирование выводов и оформление материалов диссертационного исследования. ш.

Научная новизна н теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— впервые проведено комплексное изучение профессионально значимых качеств инструктора производственного обучения;

— раскрыта сущность психологического механизма отбора инструкторов производственного обучения из числа высококвалифицированных аппаратчиков;

— разработан и применен комплекс методик для отбора инструкторов производственного обучения и оценки их педагогической деятельности;

— теоретически обоснована и разработана модель успешного инструктора производственного обучения;

— разработана, обоснована и экспериментально подтверждена психолого-педагогическая технология, направленная на устранение трудностей, возникающих в деятельности инструкторов производственного обучения.

Практическая значимость исследования заключается в его научно-практической направленности, связанной с принципиальной возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов для совершенствования системы профессионального отбора и подготовки инструкторов производственного обучения, а также для развития и формирования у них профессионально значимых личностных качеств. Исследование выявило новые возможности влияния профессиональной подготовки на качество педагогической деятельности инструкторов производственного обучения и новые задачи в организации повышения их квалифи-#) кации. Предложенное психолого-педагогическое обеспечение позитивного изменения психологического содержания факторов, влияющих на педагогическую деятельность инструкторов производственного обучения, уже используется в практической работе на курсах их подготовки и повышения квалификации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Разработанная психологическая модель аппаратчика нефтехимического производства, профессионально пригодного к преподавательской деятельности, позволяющая эффективно производить отбор инструкторов производственного обучения и изменять их качественный состав.

2. Экспертная оценка деятельности инструкторов производственного обучения не только помогает определить социально-профессиональный статус данного работника, но и осуществить коррекцию самооценки, способствует саморазвитию личности;

3. Успешность педагогической деятельности инструкторов производственного обучения во многом зависит не только от профессиональных знаний, умений и навыков, но и от личностных качеств и повышает интерес к дальнейшему самообразованию и оптимизации деятельности на основном рабочем месте. т.

4. Условием успешной педагогической деятельности является специальная технология психолого-педагогического сопровождения инструкторов производственного обучения, направленная на развитие профессионально значимых качеств, преодоление психологических барьеров, формирование адекватной стратегии и мотивации.

Достоверность и объективность сформулированных в работе положений и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исследования, всесторонним анализом психолого-педагогической литературы, многоаспектным рассмотрением проблемы, использованием системы диагностических процедур, включающих в себя различные психологические методики, и комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и объекту исследования, а также применением качественного анализа, базирующегося на фундаментальных положениях психологической науки, и количественного анализа полученных в ходе эксперимента результатов с использованием аппарата математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментально-практической работы на курсах подготовки и повышения квалификации инструкторов производственного обучения.

Основные теоретические положения и выводы в виде докладов и сообщений неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры инженерной психологии КГТУ им. А. Н. Туполева и научно-практических конференциях в г. Казань (1995, 1998, 2000 гг.), в г. Нижнекамске (1996, 1998 гг.), в г. Набережные Челны (1997 г.), в г. Ижевске (1998 г.).

Ряд предложений и практических рекомендаций по отбору инструкторов производственного обучения и оценке их профессионально-педагогической деятельности внедрены в практику работы Учебного центра по подготовке персонала ОАО «Ниж-некамскнефтехим» .

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав основной час.

3) По результатам методики на внимание показан низкий уровень его концентрации и устойчивости. III.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам психодиагностического обследования у Иванова И. И. выявлено несоответствие некоторых его индивидуальных особенностей требованиям профессии. Так инертность нервной системы, проявляющаяся в невысокой скорости реагирования на внешние раздражители и актуализации имеющихся знаний, нежелательна для данного вида деятельности, поскольку это природное свойство в случае возникновения аварийных ситуаций не будет способствовать успешному решению задач, связанных с обнаружением деффектов оборудования и оперативным нахождением способов их эффективной ликвидации. Кроме того невысокий уровень аккуратности и тщательности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания также снижают способность безошибочно и четко выполнять работу. Поэтому Иванов И. И. не может быть рекомендован на должность аппаратчика синтеза.

Психолог: С характеристикой ознакомлен:

Подпись Дата.

ОБРАЗЕЦ СВОДНОГО ПРОТОКОЛА РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ИПО ш.

Сл> п/п Тест Томаса пдо кло.

С Р К И П Ч/п Ч/т Ч/ч Ч/з Ч/о, А В С Е Е в Н I Ь М N О 01 02 03 д4 Р УП УЦ Т Э.

1. 2 8 9 5 6 5 5 9 4 7 10 9 8 8 6 10 7 8 3 6 6 4 6 4 8 3 4 2 3 16 53.

2. 6 6 9 4 5 3 8 9 4 6 11 12 4 7 4 5 5 10 5 7 3 8 6 4 6 3 7 6 17 52 39.

3. 2 6 9 8 5 4 11 5 1 9 6 9 5 2 2 9 4 5 4 4 6 9 2 5 11 3 6 1 9 51 18.

4. 4 7 7 6 6 4 5 9 7 5 10 9 5 4 4 10 7 5 3 7 8 3 4 4 8 6 5 3 11 29 46.

5. 1 7 7 8 8 6 И 5 3 5 8 8 4 3 7 10 4 3 4 8 8 9 8 3 9 8 9 0 4 74 36.

6. 3 8 11 4 5 7 3 12 2 6 12 7 7 6 7 10 11 5 5 4 6 6 4 2 7 3 6 5 19 30 81.

7. 2 8 9 7 4 7 4 6 7 6 10 12 4 5 3 9 8 6 6 4 4 6 4 5 4 7 6 1 4 53 45.

8. 3 3 9 6 9 5 9 8 2 6 9 8 5 6 5 8 3 5 3 8 9 11 7 5 8 7 7 2 2 72 31.

9. 4 8 6 8 4 2 8 10 7 3 6 15 7 5 3 12 7 8 3 9 6 3 7 4 8 4 3 0 10 15 24.

10. 1 8 6 8 7 3 2 8 8 9 6 6 5 10 4 8 8 7 2 6 6 8 6 8 6 4 5 2 11 40 58.

11. 3 8 6 8 5 5 9 7 2 7 10 9 4 6 4 9 4 8 5 7 9 5 6 8 8 7 1 5 50 27.

12. 5 5 9 7 4 5 9 8 6 3 8 9 7 8 2 10 9 5 6 3 3 7 7 7 9 4 5 3 5 39 44.

13. 8 7 7 5 3 2 10 4 10 4 8 6 8 6 2 12 6 6 5 5 7 2 8 6 9 4 6 3 11 20 30.

14. 7 4 7 7 5 8 7 9 4 2 7 7 8 6 6 7 8 6 4 3 7 6 3 4 И 4 5 12 22 56.

15. 3 7 6 9 5 5 6 8 3 8 10 7 7 4 8 6 8 9 0 6 4 9 10 6 6 7 7 3 17 49 55.

16. 3 9 8 5 5 6 8 8 3 5 11 7 7 7 5 10 5 5 3 2 8 4 8 4 8 7 7 5 14 38 54.

17. 0 6 8 8 8 3 9 7 1 0 8 5 1 4 5 8 4 8 6 6 6 9 3 6 И 3 4 0 2 59 26.

18. 2 6 8 7 7 5 7 3 7 8 10 13 6 0 6 6 3 8 5 10 6 8 7 9 6 8 4 1 3 59 15.

19. 5 6 5 6 8 5 9 7 5 4 9 9 6 4 5 9 7 4 5 5 8 8 7 7 8 4 5 2 4 47 40.

20. 4 7 6 6 7 5 12 8 3 2 9 9 6 8 6 5 6 4 5 7 10 8 6 8 3 10 2 3 2 58 36 I О.

§ § N.

ХАРАКТЕРИСТИКА по результатам психологического тестирования.

Сидорова Сидора Сидоровича, инструктора производственного обучения цеха 1307 завода БК.

Сидоров С.С. характеризуется как человек преимущественно сангвинического темперамента, эмоционально устойчивый, спокойный, серьезный, умеющий держать себя в руках даже в трудных жизненных ситуациях. Уверенный в себе, активный, при необходимости умеет довольно легко перестроиться в мыслях и действиях, быстро приспосабливается к изменившимся условиям жизни и деятельности, энергично берется за новое дело.

Достаточно добросовестный и ответственный, успешно решает практические оперативные вопросы, умеет объективно оценивать обстоятельства и людей. Обладает развитым чувством долга и стойкими моральными принципами, заботится о своей общественной репутации, хорошо выполняет общепринятые правила и социальные нормы.

Хорошо логически и творчески мыслит, внимательный, старается быть информированным в самых разнообразных вопросах, легко воспринимает новые взгляды и теории, быстро включается в учебный процесс. Способен продолжительное время терпеливо выполнять работу, требующую полной самоотдачи.

Характерными особенностями, определяющими его профессиональное поведение, являются: методичность и аккуратность, умение концентрироваться на главной цели, последовательность и настойчивость в преодолении трудностей, заинтересованность в гармоничных взаимоотношениях, стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.

В межличностных отношениях общительный, добросердечный, открытый. Старается держаться вежливо и тактично, следит за своей речью и манерами. Проницательный, рациональный, дипломатичный. Любит работать с людьми, терпимое отношение к которым, умение понимать и прощать помогают ему довольно легко уживаться в коллективе.

Конфликтные ситуации склонен решать на конструктивной основе, пытаясь выработать решения, которые бы удовлетворяли интересы обеих сторон. При рассогласовании интересов учитывает не только взгляды, но и чувства партнера, возникшие в споре. Предпочитает брать соперника в союзники.

По профессиональной направленности — «человек-человек» (83%) и ''человек-техника" (75%).

Психолог:С характеристикой ознакомлен: подпись) (подпись) (дата).

ХАРАКТЕРИСТИКА по результатам психологического тестирования.

Ильина Ильи Ильича, инструктора производственного обучения цеха 2505 завода СПС.

Ильин И.И. характеризуется как человек преимущественно холерического темперамента, обладающий ярко выраженной эмоциональной возбудимостью, высокой активностью и ускоренным темпом реакций. Но он не сразу перестраивается в изменившихся условиях, с трудом привыкает к новым требованиям и новой деятельности, медленно переключается с одного дела на другое. Упрям, часто застревает на одних и тех же делах, мыслях, чувствах. Энергичный, экспрессивный, эгоцентричный, непредсказуемый, плохо умеет управлять своими чувствами и контролировать проявление эмоций, не способен выражать их в социально-допустимой форме.

Богатое воображение, развитый эстетический вкус и своеобразная манера поведения свидетельствуют о тонкости эмоционального восприятия мира, повышенной чувствительности к происходящим событиям, наличии образного, художественного мышления.

По своей природе Илья Ильич экспериментатор и новатор. Строит далекие перспективные планы, стремится к новому и современному. Критикует устоявшееся, традиционное, готов отменить устаревшие правила, инструкции и законы. Склонен все менять и переделывать, даже то, что неплохо до сих пор себя зарекомендовало.

Инициативный, предприимчивый, но недостаточно дисциплинированный и ответственный, может бросить начатое дело, если оно перестает вызывать у него интерес, не особо стремится выполнять общественные требования и культурные нормы. Низкий уровень самоконтроля указывает на недостаточную способность сопоставлять, анализировать и корректировать отношения между целями, средствами и последствиями действий.

Характерными особенностями, определяющими его профессиональное поведение, являются: мечтательный стиль мышления, увлеченность своими идеями и мыслями, уход от шаблонов, способность изобретать новые приемы и способы работы, ориентация на достижение цели, стремление к самореализации и расширению сферы влияния, потребность в признании.

В межличностных отношениях в меру общительный, свободно вступает в контакты, но никому особенно не доверяет, к людям относится с некоторым предубеждением. Считает, что его интересы и желания окружающие воспринимают неправильно, не чувствует с никакой их поддержки, ему не хватает понимания, доброты и уступок со стороны других людей. Все это угнетает его, делает раздражительным и нетерпеливым, вызывает беспокойство и трудности при необходимости сосредоточиться. Вследствие эмоциональной дезорганизации мышления многое понимает буквально и конкретно. Чтобы упрочить свой статус и обрести независимость, несмотря на трудности своего положения, стремится, преодолевая сопротивление, добиться признания.

Поведение Ильи Ильича в конфликтных ситуациях характеризуется активным воздействием на окружающих в форме упорного отстаивания собственной точки зрения, стремлением в первую очередь удовлетворить свои интересы, вынуждая других людей принимать его вариант решения проблемы. Это вызывает у окружающих чувство отчуждения и воспринимается ими как незаинтересованность в сотрудничестве.

Уверенный в себе, исключительно доминантный и властный человек. Самооценка высокая, считает себя способным добиться значительного успеха и занять ведущее положение.

По профессиональной направленности — «человек-человек» (92%) и «человек-художественный образ» (67%).

Психолог:С характеристикой ознакомлен: подпись) (подпись) (дата).

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
  2. Н.А. Новый подход к концепции личностного и профессионального развития личности // Вопросы психологии. 1994. № 5. 145−149.
  3. Н.А., Морозова Н. А., Смятских А. Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работгников // Социальная работа и проблема подготовки кадров. М., 1992.
  4. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Под ред.А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 230 с — Т.2. 288 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1963. 339 с.
  7. П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Проблема принятия решения. М.: Наука, 1976. 7−16.
  8. Л.И. Принципы связи психики и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. 57−117.
  9. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. Т. 1.№ 2. 52−60.
  10. Е.Ю., Лучко Л. М., Стрелков Ю. К. Методика изучения трудовых действий//Вопросы психологии. 1984. № 5. 151−153.
  11. Т.И. Проблемы способностей: личностный аспект // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. 7−10.
  12. Н. Очерки по психологии труда. М.: Трудрезервиздат, 1958. 160 с.
  13. В.Г. Мотивация, поведение и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 149 с.
  14. В.Г. Преодоление монотонности труда в промьппленности. М.: Экономика, 1974. 191 с.
  15. А.Г. Психология личности. М.: Изд. МГУ, 1990. 367с.
  16. Е.Ф., Галынкина Е. Д., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. 152−161.
  17. И., Мурани М. Психология безопасности труда. М., 1968. 207 с.
  18. Н.В. К проблеме формирования мотивов преодоления затруднений у студентов педагогического университета. // Материалы учредительного съезда Российского Психологического Общества. Т. 1. Вып. 2. М., 1995. 164.
  19. Р. Развитие я-концепции и воспитание (пер. с англ.). М.: Прогресс, 1986. 422 с.
  20. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Педагогика, 1982. 200 с.
  21. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 270 с.
  22. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.АБодрова. М., 1991. 3−26.
  23. Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1997. 349 с.
  24. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. 31−35.
  25. А.В. О формировании психического // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. 106−126.
  26. Л.П. Человек, деятельность, общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
  27. Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999.519 с.
  28. И.А. Эмоции и мышление. М.: Изд. МГУ, 1980. 192 с. :Ф
  29. Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопросы психологии. 1998. № 3.
  30. Л.М. Психические процессы: В 2 т. Т. 2. Л.: Изд. ЛГУ, 1976. 336 с.
  31. В.Ф. Перспективы развития психологической теории обучения операторов // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 4. 48−63.
  32. А.А. Технологии контекстного обучения в системе повышения квалификации. М., 1989.
  33. К.В., Парамей Г.В, Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. № 2. 66−70.
  34. К.В., Парамей Г. В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. № 2.
  35. Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М., 1987. 97с.
  36. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. 284 с.
  37. Л. Избранные психологические исследования. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. 500 с.
  38. Л. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.480 с.
  39. .А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. 1994. № 4. 73−81.
  40. Р.В. Психологические резервы инженерной подготовки: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. психол. наук. Киев, 1990. 38 с.
  41. О.И., Каверина В. Д., Климов Е. А. и др. Информационно-поисковая система «Профессиография». Л.: Изд. ВНИИ профтехобразования, 1972. 304 с.
  42. Е.И., Козача В. В. Методика профессиографии. Саратов: Изд. Саратовск. ун-та, 1992. 196 с.
  43. Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции. М.: Мед- гиз. 1958. 148 с.
  44. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 496 с.
  45. СЮ. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997. 798 с.
  46. Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. 75−82.
  47. Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  48. Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1994. 192 с.
  49. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970.272 с.
  50. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд. ЛГУ, 1979. 224 с.
  51. А.С. Профессия // БСЭ: В 30 т. М.: Сов. Энцикл., 1975. Т. 21. 155.
  52. А.И. Психология коллектива. М.: Изд. МГУ, 1984.208 с.
  53. В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна вита, 1995.149 с.
  54. В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1994.
  55. А.С., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. Л., 1973.
  56. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Практическая психология. Псков, 1994. 280 с.
  57. А.А. Динамика структуры индивидуальных свойств мастера ПТУ в зависимости от овладения педагогической деятельностью: Дис. на соиск. учен, степ. канд. психол. наук. Пермь, 1981. 149 с.
  58. Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности, М.: Наука. 1966.114 с.
  59. Г. М., Медведев В. И. Классификация ошибок оператора // Техническая эстетика. 1971. JNb 10. 5−6,
  60. Э.Ф. Личностно-ориентированное образование. Екатеринбург: Изд. УГППУ, 1998. 126 с.
  61. Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога: Дис. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. Свердловск, 1988. 330 с.
  62. Э.Ф. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности // Материалы Учредительного съезда Российского Психологического Общества. Том 1. Вып. 2. М., 1995. 183−186.
  63. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал, 1997. Т. 18. № 6. 35−44.
  64. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
  65. В.П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования: Ежегодник. 1975. М.: Наука, 1976. 82−127.
  66. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд. МГУ, 1987. 208 с.
  67. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Изд. МГУ, 1992. 94 с.
  68. Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 2. 37−41.
  69. Е.П. Успешность деятельности, компенсация и компенсаторные отношения // Вопросы психологии. 1983. № 5. 96−99.
  70. История советской психологии труда: Тексты (20−30-е годы XX века). М.: Изд. МГУ, 1983. 50−67, 76−112, 127−140.
  71. Кандыбович Л, А., Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. 232 с.
  72. А.Н. Социально-психологическая диагностика профессиональных качеств личности: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. Л., 1985.
  73. А.В. Психологический анализ трудовой деятельности: учебное пособие. Ярославль: Яр. ГУ, 1988. 78 с.
  74. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Просвещение, 1988. 199 с.
  75. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд. КГУ, 1967. 278 с.
  76. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.512 с.
  77. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. 94 с.
  78. Климов Е. А, Путь в профессию. Л: Лениздат, 1988. 190 с.
  79. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. 288 с.
  80. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.256 с.
  81. Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж: Изд. НПО «Модек», 1996. 264 с.
  82. Л.И. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. 22−26.
  83. Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд. МГУ, 1997. ^ 88. Корнилова Т. В. Риск и мышление // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 2. 20−32.
  84. А.А., Тамбовцева Т. С. Качественно-психологическая характеристика индивидуальных стилей педагогического общения учителей // Интегральное исследование: педагогический стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. 79−81.
  85. Ю.В. Очерки по психологии труда. М.: Изд. МГУ, 1986. 120 с.
  86. Н.В. К психологии конфликтной деятельности // «Ис1^сственный ин- теллекг» и психология. М.: Наука, 1976. 270−298.
  87. В.А., Балабаев Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., 1991. 67 с.
  88. Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985. № 1.0.86−93.
  89. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессион. самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. 52−59.
  90. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. Л., 1965. 34 с.
  91. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.
  92. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
  93. Ю.Н., Сухобская Г. С. Использование психолого-педагогических зна- ' НИИ в практической деятельности учителя. М., 1983. 44 с.
  94. О.И. Проблемы принятия решений с учетом факторов риска и безопасности // Вестник АН СССР. 1987. № 11. с. 38−45.
  95. Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. 334 с.
  96. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. 340 с. • 104, Леонгард К. Акцентуированные личности / Под ред. В. М. Блейхера. Киев, 1989.
  97. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1984. 200 с.
  98. Леонова А, Б., Кузнецова А. С. Профилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М.: Изд. МГУ, 1987. 103 с.
  99. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  100. Леонтьев А. Н, Потребности, мотгивы, эмоции. М.: МГУ, 1971. 40 с.
  101. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический я^ ^^ рнал. I 1981. Т. 2. № 5. 3−22. 1. 110. Ломов Б. Ф. Категория деятельности и общения в психологии // Вопросы фило102. Софии. 1979. № 8. 33−48.
  102. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 344 с.
  103. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М: Просвещение, 1985. 319 с,
  104. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. 233 с.
  105. B.C. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты под ред. Ю. Б. Гипенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд. МГУ, 1982. 160−166.
  106. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
  107. B.C. Очерки теории темперамента. Пермь: ПГПИ, 1973. 292 с.
  108. B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова. Воронеж: НПО '*Модек", 1996. 448 с.
  109. Л.М. Психология профессионального развития учителя. / Учебно- методич. Пособие. М., 1998.
  110. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. 216 с.
  111. А.В. Социальная педагогика. М., 1999.
  112. В.Н. О связи склонностей и способностей // Склонности и способности. Л.:Изд.ЛГУ, 1962. 4−14.
  113. А.О., Крыжановская В. В., Кальниш В. В. Физиология и гигиена умственного труда. Киев, 1987.
  114. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с.
  115. Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. Л.: Изд. ЛГУ, 1977. 112 с.
  116. A.M. Педагогические основы формирования трудовых умений: Авто- реф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Казань, 1989.
  117. В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси: Мецниере- ба, 1975. 376 с.
  118. Общая психодиагностика (учебное пособие) / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд. МГУ, 1987.
  119. СИ. Словарь русского языка. Изд. 3-е. М.: 1953. 848 с.
  120. О.Г. Опросник психофизиологического состояния рабочих горячих цехов металургической промышленности // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 5. 42−49.
  121. Основы психодиагностики. Уч. пособ. / Под ред. А.Г.111мелева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  122. Т.Б. Исследование индивидуального стиля деятельности машинистов энергоблока электростанций // Психологический журнал. 1990. Т.11. № 6. 69−75.
  123. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.224с
  124. А.В., Платонов К. К. Психология межличностных отношений. // Общая психология. М.: Просвещение, 1976. 136−157.
  125. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970. 263 с.
  126. К.К. Личность и труд. М.: Мысль, 1965. 69 с.
  127. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 216 с.
  128. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 312 с.
  129. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 254 с.
  130. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983.
  131. Ю.П. Способности оператора: теория и эксперимент // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6. 78−87.
  132. Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов // Вопр. психологии. 1994. № 6. 64−73.
  133. Психодиагностика: теория и практика / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Прогресс, 1986. 41- 150. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: УРАО, 1997.
  134. Психологические закономерности профессионализации. Ярославль: ЯШИ, 1991. 746 с.
  135. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко и др. М.: Педагогика-Пресс, 1997.
  136. Психологическое воздействие (проблемы теории и практики): Сб. научи, тр. М.: Изд. АПН СССР, 1989.
  137. Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: УГППУ, 1996. 148 с.
  138. Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М., 1968.
  139. И.М. Психологические аспекты профессиональной подготовки пользователя ЭВМ: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 1995. 24 с.
  140. А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1988. № 1. 83−87.
  141. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999.416 с.
  142. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд. МГУ, 1985. 207 с.
  143. Л. Бытие и сознание. М., 1957. 328 с.
  144. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993.
  145. Г. Стресс без дистресса. М.: Професс, 1982. 138 с.
  146. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Межд. пед. академ., 1995. 192 с.
  147. П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотпивационно- эмоциональные аспекты. М., 1975. 175 с.
  148. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. 160 с.
  149. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1973. 217 с.
  150. Л.П. Проблемы целостности личности. (Гносеологический подход.): Моногр. М.: Высш. шк., 1987. 134 с.
  151. В.В. Самосознание личности. М., 1983. 300 с.
  152. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд. ЛГУ, 1988. 168 с.
  153. Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: Изд. ЛГУ, 1976. 126−146.
  154. .М. Об объективном методе в психологии // Теплов Б. М. Избр. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985.
  155. Т. Человек в системе труда // Эргономика. М, 1971. 106−121.
  156. М.Ю. Влияние психолого-профессиональных качеств учителя на способы его трудовой деятельности: Автореф. дне. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. Тверь, 1994. 24 с.
  157. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 135−327.
  158. Л.Б. Интерес к собственной личности и регуляция человеком своего поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. 268−286.
  159. X. Мотивация и деятельность / Под ред. В. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. 391 с.
  160. А. Психоанализ профессиональной деятельности // Прикладная психология и психоанализ. 1997. № 3. 11−20.
  161. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Изд. Института психологии АН СССР, 1977. 144 с.
  162. В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль: Яросл. ГУ, 1981, 72 с.
  163. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорац. «Логос», 1994. 320 с.
  164. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
  165. Е.В. Психологический аспект проблемы личности. М., 1974. 3−33 с.
  166. Л.С. Психическая саморегуляция как средство адаптации к учительской профессии // Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом процессе. Пермь, 1978. 97−104.
  167. Щербаков А, И. Волевые процессы и свойства личности. Л., 1963. 96 с.
  168. Щукин М. Р, О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 6. 26−31.
  169. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс, Ж.Пиаже. Вып. 1−2. М.: Прогресс, 1966.
  170. П.М. Проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1972. 164−302.
  171. П.М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды. Воронеж, 1998.
  172. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. — Л.: Изд. ЛГУ, 1983. 159 с.
  173. Argyle М. Social Interaction. London, 1969. 178 p.
  174. Arnold M.B. Emotion and personality. V.I. Psyhological aspect. N.Y., 1960. 98 p.
  175. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality // Ann. Rev. Of Psycol. V. 32. 1981. P. 439−476.
  176. Buck R. Motivation, Emotion and Cognition. N.Y.: Plenum Press, 1991.
  177. Cattell Pffbities: Their structure, growth and action. Boston, 1971. 247 p.
  178. Creativity: Progress and Potenzial. Ed. By C.W.Taylor. N.Y., McGraw-Hill, 1964. P.3
  179. Dorken H. Professional Psychology in transition. S. F., L., 1986. 410 p.
  180. Heckhausen H., Schmalt H.D., Schneider K. Achievement motivation in perspective. Orlando, 1985. 337 p.
  181. Mcgrath J.E., Kelly J.R. Time and human interacthion. N.Y., L., 1986. 183 p.
  182. Qualitative research in psychology: Proc. of the Intern, assoc. for qualitative research in social science / Ed.: P.D.Ashworth. Pittsburg, 1986. 360 p.
  183. Richmond V.P., McCroskey J.C. Communication: apprehension, avoidance and effectiveness. Scottsdale, 1985. 121 p.
  184. The psychology of work and organization / Ed. G.Debus. Amst., 1986. 407 p.
  185. Venda V.F. The fundamental laws of psychology and ergonomics. Proc. IX* Congress of lEA. Bournemouth, 1985.
Заполнить форму текущей работой