Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические особенности профессиональной деятельности следователя как субъекта труда в ходе производства следственных действий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические, экспериментальные выводы и выработанные практические рекомендации по их использованию позволяют оптимизировать с учетом индивидуально-психологических особенностей и профессионально важных качеств следователя процесс производства им следственных действий в ходе расследования уголовного дела. Выводы и результаты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологическая характеристика профессиональной деятельности следователя как субъекта труда в ходе производства следственных действий
    • 1. 1. Психологический анализ профессиональной деятельности следователя в трудах отечественных и зарубежных психологов
      • 1. 1. 1. Проблема экстремальности и конспиративности как факторов психологического содержания профессиональной деятельности следователя
      • 1. 1. 2. Сущность конфликтного и бесконфликтного характера следственной деятельности
      • 1. 1. 3. Сущность элементов трудового поста следователя в уголовном процессе
    • 1. 2. Психологическая структура профессиональной деятельности следователя
      • 1. 2. 11. Особенности познавательной деятельности следователя как субъекта труда
      • 1. 2. 2. Моделирование и корректировка выдвинутых версий как психологические особенности реконструктивной деятельности следователя
      • 1. 2. 3. Волевая характеристика организаторской деятельности следователя
      • 1. 2. 4. Коммуникативная компетентность как основной элемент коммуникативной деятельности следователя
      • 1. 2. 5. Психологическая специфика удостоверительной деятельности как способа процессуального закрепления событий и фактов, выявленных в процессе познания
    • 1. 3. Содержание этапов профессиональной деятельности следователя в ходе уголовного процесса с точки зрения психологии труда
      • 1. 3. 1. Реализация основных психологических особенностей профессиональной деятельности следователя в ходе производства допроса, очной ставки, предъявления для опознания, осмотра места происшествия
      • 1. 3. 2. Психологические особенности, объединяющие логическую структуру деятельности следователя при производстве обыска, выемки, проверки показаний на месте и следственного эксперимента
    • 1. 4. Профессионально — важные качества следователя, обеспечи -вающие высокий уровень его профессиональной деятельности
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Пути исследования рационального сочетания психологических особенностей деятельности следователя с нормативными требованиями профессии
    • 2. 1. Комплексное исследование личностных особенностей следователя как субъекта труда
    • 2. 2. Исследование представлений о наиболее важных профессиональных качествах, необходимых в деятельности следователя
    • 2. 3. Анализ данных, исследованных в процессе профессиографиро-вания трудовой деятельности следователя при производстве следственных действий
    • 2. 4. Соотношение уровня эмоционального выгорания и его корреляционных связей с другими характеристиками следователей
      • 2. 4. 1. Профессиональные деформации как негативные изменения структуры деятельности личности
      • 2. 4. 2. Эмоциональное выгорание как следствие профессиональной деформации следователя
      • 2. 4. 3. Оценка самоконтроля в общении следователя
      • 2. 4. 4. Возникновение негативной установки как результат деформирования структуры личности
      • 2. 4. 5. Возраст и стаж как показатели уровня эмоционального выгорания работника в должности следователя
    • 2. 5. Тренинг профессиональных умений как технология психологической подготовки следователей
      • 2. 5. 1. Теоретическое обоснование выбора технологии психологической подготовки следователей
      • 2. 5. 2. Формирующий, констатирующий и контрольный этапы эксперимента по оценке эффективности использования профессионального тренинга
  • Выводы по главе

Психологические особенности профессиональной деятельности следователя как субъекта труда в ходе производства следственных действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально — экономическое развитие России на современном этапе связано с многоплановыми преобразованиями во всех сферах функционирования общества, обусловливающими коренные изменения в характере и условиях труда, требованиях к специалистам.

Направленность российского общества на усиление защиты прав и свобод граждан, борьбу с преступностью потребовали квалифицированного не только правового, но и психологического обеспечения деятельности сотрудников правоохранительных органов. Важным элементом формирования профессиональной пригодности специалиста органов внутренних дел является профессионально — психологическая подготовка, организуемая и осуществляемая с целью привития необходимых трудовых умений и знаний.

Служебная деятельность в подразделениях внутренних дел имеет свои отличительные характеристики. Так, выполнение функциональных обязанностей сопряжено с повышенной социальной и профессиональной ответственностью сотрудника за свои действия. Несение службы в подразделениях следственных органов нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, психическими и физическими перегрузками, необходимостью общаться с самым разным контингентом граждан и требует от сотрудника решительных действий и способности пойти на риск. Эти специфические особенности профессиональной деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики сотрудников следственных подразделений. [23].

Профессиональная деятельность следователя помимо высоких специальных квалификационных знаний и умений требует наличия психологических знаний, обеспечивающих высокую культуру профессионального взаимодействия и психологического воздействия на людей, с которыми ему как юристу приходится контактировать в процессе производства следственных действий.

Повышение эффективности деятельности следователя возможно на основе развития научных знаний. Анализ психологической литературы по проблеме позволяет сделать вывод о том, что влияние психологических особенностей на деятельность следователя в ходе производства следственных действий в основном рассматривается с точки зрения соблюдения технологии их проведения. Однако, взаимосвязь профессионально важных качеств личности следователя с юридическими аспектами его деятельности при производстве следственных действий изучена недостаточно.

Для успешности профессиональной деятельности следователю помимо фундаментальных знаний законодательства требуются знания в области психологии труда, поскольку одной из ее задач является выявление рационального соотношения между личностью и требованиями, которые ей предъявляются соответствующей профессией. Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования психодиагностического комплекса мероприятий, опираясь на который, можно было бы, учитывая индивидуально — психологические особенности личности следователя, оказывать ему психологическую помощь при производстве следственных действий.

Таким образом, развитие научных знаний о психологических особенностях труда следователя, а также потребность практики в рекомендациях по оптимизации его деятельности в ходе расследования уголовного дела с целью повышения эффективности борьбы с преступностью в современных условиях определяют актуальность и выбор темы данного исследования.

Объект исследования: профессиональная деятельность следователя как субъекта труда.

Предмет исследования: психологические особенности профессиональной деятельности следователя как субъекта труда в ходе проведения следственных действий.

Цель исследования: выявить психологические особенности профессиональной деятельности следователя, обеспечивающие высокий уровень производства следственных действий.

Гипотеза исследования 1: высокий уровень профессиональной деятельности следователя как субъекта труда в ходе проведения следственных действий достигается при реализации им характерных для его должности специфических психологических особенностей, выражающихся в особом психологическом содержании его деятельности, а также наличии необходимых профессионально важных качеств личности.

Гипотеза исследования 2: специально организованный тренинг профессиональных умений может использоваться как эффективная технология психологической подготовки следователей для деятельности в рамках трудового процесса при производстве следственных действий.

Исходя из цели и гипотезы исследования, сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ подходов к пониманию основных психологических особенностей профессиональной деятельности следователя в отечественной и зарубежной литературе.

2. Изучить психологическую структуру и профессиональные риски в профессиональной деятельности следователя.

3. Определить профессионально-психологические качества следователя, необходимые для эффективной деятельности в рамках уголовного процесса.

4. Выявить специфику общения следователя как способа его профессиональной деятельности.

5. Провести исследование уровня эмоционального выгорания следователей и его связей с другими социальными и психологическими особенностями следователя.

6. Разработать и обосновать профессиограмму деятельности следователя, обеспечивающую успешное выполнение им своих должностных обязанностей и ориентированную на психологическое сопровождение при производстве следственных действий.

7. Разработать программу эксперимента по использованию тренинга профессиональных умений следователей для подготовки к профессиональной деятельности.

8. Провести анализ воздействия формирующего эксперимента на личностные и профессионально важные качества следователей.

9. На основе обобщения результатов теоретического и практического анализа разработать рекомендации по оптимизации способов профессиональной деятельности и психологического состояния следователей.

Теоретико — методологичекой основой исследования являются основополагающие исследования ученых — психологов в области психологии труда, инженерной психологии, эргономики, юридической психологии, а также теоретические основы психологической теории деятельности, основные разработки в области психологической подготовки профессионалов, в частности, следователей.

В рамках отечественной психологии традиционно разрабатывались и изучались принципы и методы психологического анализа профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, И. Я. Басов, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. И. Донцов, Е. Ю. Пряжникова, В. А. Понамаренко, Ю. К. Стрелков и др.), структура профессионально важных качеств, механизмы регуляции деятельности, проблема становления профессионала (Л.И. Анцыферова, В. А. Бодров, А. Д. Глоточкин, В. Н. Дружинин, А. П. Егоршин, А. Н. Леонтьев, А. В. Карпов, Г. Ю. Ксензова, Х. И. Лейбович, Б. Ф. Ломов, Е. М. Муравьев,.

A.И. Пригожин, С. Л. Рубинштейн, М. С. Савина, А. Ф. Шикун и др.), психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста (Ю.М. Антонян, В. Л. Васильев, М. И. Еникеев, Б. З. Зельдович, А. Р. Ратинов,.

B.В. Романов, A.M. Столяренко, Ю. В. Чуфаровский, Г. Г. Шиханцов и др.). Основные направления исследования определены на основе изучения современных достижений в области психологии труда (К. А. Абульханова —.

Славская, С. П. Безносов, В. Ф. Венда, Ю. Я. Голиков, Л. Г. Дикая, Т. А. Жалагина, A.JI. Журавлев, Г. М. Зараковский, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. Н. Костин, В. Л. Марищук, В. И. Медведев, А. И. Нафтульев, Н. С. Пряжников, К.К. Платонов).

Для комплексного решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (сравнительный анализ психологической литературы по проблеме исследования, в том числе отечественных и зарубежных ученых) — эмпирические (наблюдение, психологическое тестирование, опрос, беседа, экспертный анализ, профессиографирование) — методы психологии труда по классификации Е. А. Климова (анализ функциональных продуктов деятельности, сравнительный и ретроспективный анализ) — а также математико-статистические методы обработки результатов исследования.

Рамки и этапы исследования: работа над темой диссертации охватывает трехлетний период. На первом этапе (2006;2007 гг.) проводился анализ психологической литературы по научной проблеме, разрабатывалась программа исследования. На втором этапе (2008—2009гг.) осуществлялось эмпирическое исследование. На третьем этапе (2008;2010 гг.) проводилась обработка эмпирического материала и обобщение результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены психологические особенности деятельности следователя в ходе проведения следственных действий, обеспечивающие их профессионально важные качества личности, а также проанализированы психологические условия и профессиональные риски труда следователя, разработана профессиограмма его профессиональной деятельности, выявлены особенности профессионального общения следователя как основного способа его профессиональной деятельности, разработан эффективный метод психологической подготовки следователей.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: — систематизированы психологические знания, относящиеся к профессиональной деятельности следователя в ходе проведения следственных действий, и приведено теоретическое основание для ее дальнейшего изучения в области психологии;

— на теоретическом уровне обоснован системный подход к оценке индивидуально-психологических качеств, влияющих на эффективность профессиональной деятельности следователя;

— на основании теоретического и эмпирического анализа определена взаимосвязь профессионально важных качеств следователя с оптимизацией всех элементов его трудовой деятельности;

— теоретически обосновано использование психологического тренинга профессиональных умений следователя для повышения его профессиональной компетентности и коррекции эмоционального выгорания;

— основы психологического профессиоведения уточнены и дополнены посредством разработанной профессиограммы следователя с целью повышения эффективности его деятельности при производстве следственных действий, а также ее дальнейшего использования в рамках психологии труда.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические, экспериментальные выводы и выработанные практические рекомендации по их использованию позволяют оптимизировать с учетом индивидуально-психологических особенностей и профессионально важных качеств следователя процесс производства им следственных действий в ходе расследования уголовного дела. Выводы и результаты исследования могут быть использованы образовательными учреждениями при подготовке следователей к профессиональной деятельности, а также для их работы в органах внутренних дел РФ, органах ФСБ РФ, в Следственном комитете при прокуратуре РФ, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается их опорой на фундаментальные теоретико-методологические положения психологии, использованием комплекса методик, адекватных целям и задачам исследования, применением математико-статистической обработки результатов исследования' и их качественным анализом, а также успешностью внедрения исследования в практику.

Апробация исследования: Результаты исследования в виде теоретических выводов и практических рекомендаций, разработанной профессиограммы апробированы в практической деятельности следователей системы ОВД РФ, изложены в публикациях по теме исследования, обсуждались на заседаниях кафедры психологии и педагогики образования взрослых Тверского государственного университета (2005 — 2006 г.), на заседаниях кафедры психологии труда и клинической психологии Тверского государственного университета (2008;2009гг.), на научных конференциях: «Культура мира: перспективы на рубеже XXI века «, «Сознание современного Российского общества», «Актуальные проблемы психологии труда и психологии управления», «Психология и эргономика. Единство теории и практики», «Актуальные проблемы профессионализма педагогических и руководящих кадров», «Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований» (Тверь, 2006, 2007, 2008 гг.), городском семинаре психологов (Тверь, 2007 г.), «круглом столе» международной научно-практической конференции «Социальные риски в современном поликультурном обществе: психологические и педагогические аспекты» (Тверь, 2008 г.), межкафедральном научно-методическом семинаре аспирантов и соискателей факультета психологии и социальной работы ТвГУ (Тверь, декабрь 2009 г., март 2010 г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная деятельность следователя обладает специфическими, присущими только ей психологическими особенностями, проявляющимися в особой структуре, условиях и способах реализации и необходимых для ее успешного осуществления психологических качествах и умениях специалистов.

2. Психологическая структура деятельности следователя включает в себя различные компоненты, системообразующими среди них являются познавательная и коммуникативная* деятельность, а также действия, и операции, требующие применения разнородных по своему содержанию профессиональных умений следователя.

3. В следственной деятельности существуют определенные профессиональные риски, которые могут быть связаны как с внешними условиями осуществления деятельности и характером информации для решения профессиональных задач (необходимость общения с криминальными и девиантными личностями, дефицит информации и времени, необходимость одновременного ведения нескольких уголовных дел, ненормированный рабочий день, постоянное сталкивание с травматичными и морально тяжелыми ситуациями, негативными переживаниями других людей, иногда — присутствие реальной угрозы для жизни), так и с внутренними факторами в виде эмоционального выгорания и профессиональной деформации личности, которые в целом могут приводить к снижению эффективности деятельности и нарушению профессиональной и личностной идентичности.

4. Основным способом деятельности следователя является специальным образом организованное общение, которое носит многообразный характер как по способу осуществления, так и по характеристикам партнеров по общению.

5. Уровень эмоционального выгорания следователей зависит от таких характеристик, как возраст, стаж работы в следственных органах, высокоразвитый контроль над эмоциями и установкой по отношению к партнерам по общению.

6. Психологический тренинг профессиональных умений следователя является эффективным методом подготовки и переподготовки специалистов данной профессиональной области, так как приводит к обогащению поведенческих сценариев, выработке необходимых профессиональных качеств, и снижению риска развития негативных эмоциональных состояний и нарушений у следователя.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования, его целями. и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В тексте содержатся 27 диаграмм и 5 таблиц. Содержание диссертации изложено на 222 страницах, включая список литературы (158 наименований, 13 из них на иностранных языках) и приложение.

Результаты исследования полностью подтвердили выдвинутые нами гипотезы, поставленные задачи решены, цель достигнута.

Профессиональная деятельность правоохранительных органов деятельность государственная. Государство ставит перед этими органами определенные цели и задачи, направленные на охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя от преступных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений. Эти требования предъявляются как по отношению ко всей правоохранительной системе, так и к каждому ее звену, каждому ее работнику.

Современное развитие психологии труда и практика образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку сотрудников следственных отделов органов внутренних дел приводят к выводу о целесообразности проведения специальной психологической подготовки следователей в виде различного рода тренингов. В нашем исследовании мы показали результативность использования только одного вида тренингатренинга профессиональных умений с элементами супервизии для следователей. Не вызывает сомнения возможность и целесообразность разработки и внедрения других видов тренинга и активных форм обучения следователей, так как такая подготовка дает прочную базу для формирования профессионально важных качеств специалистов.

На наш взгляд, следственная работа относится к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения в которых связаны с общим высоким развитием личности. Для того, чтобы быть следователем, не требуются какие-то специальные природные задатки. Скорее всего, способности, которые необходимы для данной работы, являются приобретенными. Неспособность же к такой деятельности обусловлена не отсутствием задатков, а особенностями воспитания, в ходе которого не были сформированы необходимые качества.

Для наиболее эффективного и квалифицированного решения вопросов, постоянно возникающих перед следователем, наряду с общей и юридической эрудицией, профессиональным опытом и специальными способностями требуются также и обширные психологические знания, так как свои профессиональные задачи следователь реализует в общении с людьми. Различные коммуникативные ситуации возникают при производстве любого следственного действия по уголовному делу и присутствуют в сочетании с любым видом процессуальной деятельности следователя: познавательной, организационной, реконструктивной и удостоверительной.

Профессия следователя предъявляет строгий ряд требований к профессиональному отбору и профессиональной подготовке специалистов. Психологической наукой сформулированы основные принципы профессионального отбора. Правильная оценка профессиональных способностей тех, кто уже работает следователями, важна для дальнейшего развития этих способностей и повышения деловой квалификации следственных работников.

К сожалению, современная наука не располагает пока что достаточно надежными методами определения и измерения способностей, умений и навыков следственных работников, которыми можно было бы воспользоваться для решения вопроса о пригодности кандидата на должность следователя. Однако, в настоящее время в правоохранительных органах уже используются различные варианты выявления способностей, умений и навыков следственных работников при помощи тестов. Например, при приеме на работу в органы внутренних дел, а также при повышении в должности уже проходящих службу сотрудников принимается во внимание заключение психологической службы, основанное на результатах проведения тестирования с кандидатами на должности следователей и уже действующими сотрудниками.

На. практике для этого обычноиспользуются чисто эмпирические критерии, учитывая главным образом те свойства личности, которые противопоказаны для следственной работы (моральная неустойчивость, дефекты органов чувств и пр.). Что же касается методики положительных прогнозов о пригодности человека к следственной деятельности, то она еще очень далека от совершенства.

Кроме совершенствования психологического отбора на должность следователя остро ощущается необходимость в психологическом сопровождении его труда, что обеспечивает высокую культуру профессионального взаимодействия и психологического воздействия на людей, с которыми следователю в его трудовой деятельности приходится контактировать, т.к. этот вид деятельности сопряжен с большими психическими нагрузками. Психологическое сопровождение деятельности следователя при проведении следственных действий, мониторинг его психического состояния с целью своевременного выявления нарушений и их коррекции являются определяющими направлениями, влияющими на повышение эффективности труда следователя.

Высокий уровень профессиональной деятельности следователя как субъекта труда в ходе проведения следственных действий достигается при реализации им характерных для его должности специфических психологических особенностей, которые выражаются в наличии необходимых профессионально важных качеств, а также в особом психологическом содержании его деятельности.

Раскрытие процесса становления следователя, изучение и популяризация приемов овладения профессией, влияния на продуктивность этого вида трудовой деятельности имеет большое значение для улучшения подготовки кадров работников следственных органов и повышения их квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А., Сайко Э. В., Розин В. М. и др. Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты, 2001. 288 с.
  2. К. А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002, с. 88−103.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. Питер, 2001.-272 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. Питер.2001.-288 с.
  5. .Г., Степанова Е. И. Развитие психологических функций взрослых людей. М., 1972.
  6. Г. М. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс. 1997. 233 с.
  7. Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юрист, 1996.- 163 с.
  8. Ю.М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступления и наказания. М., 2006. -321 с.
  9. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. М., Институт психологии АН СССР, 1991.-213 с.
  10. JI.E. Тактика и этика судебного допроса. М., 1969.- 120 с.
  11. П.Асмолов А. Г. Психология личности. Принципыобщепсихологического анализа: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
  12. О.Я. Тактика следственных действий. Воронеж, 1995.- 224 с.
  13. , А.И. Психология обыска: лекция / А. И. Башкирский. -Челябинск, 1999. 276 с.
  14. С.А. Основы превентивной психологии. М.- Социальное здоровье России, 1993.-233 с.
  15. Р. С. Бородин С.В. Михайлов А. А. Курс уголовного судопроизводства. Учебник. В 3 томах. Том 3: Особый порядок уголовного судопроизводства. Воронеж: НПО Модэк, 2006/2007.344 с.
  16. , Р.С. Тактика следственных действий/ Р. С. Белкин, Е. М. Лифшиц. -М., 1997. 289 с.
  17. , Р.С. Криминалистическая энциклопедия Текст. / Р. С. Белкин. М., 1997. — 289 с.
  18. А.А. Личность и общение. М., 1995. — 272 с.
  19. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. Речь, 2000 г. — 440 с.
  20. А.В. Психология характера. Исторический очерк МГУ, 1997.-273 с.
  21. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М -Воронеж, 1996.-392 .
  22. В.Л. Организация рабочего места и рабочего времени следователя. Л., 1983, — 36 с.
  23. В.Л. Психологическая характеристика деятельности следователя. Л., 1970.-27 с.
  24. В.Л. Юридическая психология . Учебник. 2005 г. 655 с
  25. И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2001. — 255 с.
  26. А.Б., Туманова Л. В., Харитошкин В. В. Основы юридической психологии. Учебное пособие. Тверь, ТвГУ, 2000, -62 с.
  27. Гинзбург А. Я. Тактика предъявления для опознания. М. 1971, — 64 с28i Глазырин В. Ф., Кругликов А. П. Следственный, эксперимент. Волгоград, 1981, с. 25.- 88с.
  28. А.Д. Социальная психология и практика (избранные публикации). Уфа. 2001.- 213 с.
  29. H.JI. Деформация профессионального сознания личности работников правоохранительных органов и возможности ее профилактики // Проблемы действия права в новых исторических условиях. Труды Академии.М.Изд-во Акад. МВД РФ. 1993.С.56−67.
  30. Г. А. Моделирование в работе следователя. Л., 1980. 46 с.
  31. Л.Г., Занковский А. Н. Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991.- 214 с.
  32. Ю. Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. -Л., 1983.-103 с.
  33. М.И. Общая и юридическая психология. М., 1996.-631 с.
  34. , М.И. Психология обыска и выемки/ М. И. Еникеев, Э. А. Черный. М., 1994. — 176 с.
  35. Т.А. Монография: Профессиональная деформация преподавателя ВУЗа: структура и содержание. Тверь, 2002, -122 с.
  36. Т.А. Монография. Психологическое обеспечение преодоления профессиональной деформации личности преподавателя вуза. Москва, 2003. -111 с.
  37. Т.А. Профессионально-личностное самоопределение субъекта труда: профилактика и коррекция профессиональной деформации личности // Актуальные проблемы психологии управления. Коллективная монография. Тверь, 2004, с. 169−180.
  38. Ъ9. Жалагина Т. А. Профессиональная деформация преподавателя вуза // Психология и менеджмент: вчера, сегодня, завтра. Т. 1. М., 2002.-С. 83−86.
  39. А.Л. Феномен и категория зрелости в психологии. М.
  40. Труды Института психологии РАН. 2007.- 223 с.
  41. Журавлев A. JL, Дикая Л. Г. Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы. Институт психологии РАН. М., 2007. 624 с.
  42. А.Л. Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива. Институт психологии РАН. М., 2007.- 528 с.
  43. Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990.-217 с. 44.3авалишина Д. Н. Психологический анализ оперативного мышления. М., 1985.- 213 с.
  44. Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М., 1986.- 173 с.
  45. Г. М., Рысакова С.Л.Активный отдых в длительных космических полетах как психологическая проблема // Проблемы космической биологии. М.: Наука, 1977. — Т. 34. — С. 191−200.
  46. Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект. 2005.-336с.
  47. А.Ф. Криминальная психология. Киев. 1999.-240 с.
  48. .З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста. М., изд — во «Экзамен», 2003. 166 с.
  49. Е.М. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 382 с.
  50. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-метод. пособие. М.: МГУ, 1992. — 94 с.
  51. Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. Краснодар, 1978.- 54 с.
  52. С.Б. Мотивация труда. М., 1998.- 224 с.
  53. А.В. Структурно-функциональная организация процессов принятия решения в трудовой деятельности. Автореф. дисс. д-ра психол. Наук. М., 1992. 50 с.
  54. А.В. Психология труда. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.- 350с.
  55. А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. Институт психологии РАН. М., 2004.
  56. А.В. Психология менеджмента. М., Гардарики.2000.-584 с.
  57. И. Тактика и психологические основы допроса. М., 1965.164 с.
  58. Климов Е.А."Потемки" и «светильники» в становлении профессионала: пособие для занятых трудовым и профессиональным самовоспитанием. М.: МПСИ, 2009. — 177 с.
  59. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник 2-е изд., перераб. и доп.М., Изд-во: МГУ- Академия, 2004 г. — 336 с.
  60. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -М.: Академия, 2007. 302 с.
  61. Е.А. Психология профессионала. М.: ИПП- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 400 с.
  62. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224 с.
  63. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. -Обнинск: МГУ, 1993. 56 с.
  64. Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. -159 с.
  65. А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики) / Избр. произв. В 2 т. М., 1959. Т.1. С.27−61.
  66. В.Е. Правовая психология. Харьков, 1997.- 160 с.
  67. Конституция Российской Федерации.
  68. М.В. Введение в юридическую психологию. Киев, 1990.-259 с.
  69. Д.П. Установление следователем обстоятельств, имеющих психологическую природу. Воронеж, 1987.- 124 с.
  70. Д.П., Шиханцов Г. Г. Психология следователя. Воронеж, 1977.- 134 с.
  71. Г. Ю. Психология труда учителя. Тверь, Линия Принт, 2004. — 60 с
  72. Г. Ю. Уроки самоконтроля и самооценки: цели, компоненты, типы: Статья // Директор школы. 2001. № 2. С. 77−82
  73. Г. Ю. Психологические основы развивающих стратегий обучения: Статья // Проблемы психологии и эргономики. 2001. № 2, ч. 2. С. 1475. Кузнецов А. В. Уголовное право и личность. М., 1997 г. 168 с.
  74. Х.И. Вербальный интеллект и его формирование. // В сб. Психолого-педагогические аспекты многоуровневого развития. Т.9. Тверь, 1997.стр.20−24.
  75. , А.А. Расследование преступлений Текст. / А. А. Леви, А. И. Михайлов. М., 1997. — 263 с.
  76. В.В. Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства. Киев, 1981.
  77. А.Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М. 1995. — 448 с.
  78. А.А. Психология общения. М., 1997.- 252 с.
  79. Д.А. Очерк психологии личности. М., 1997.- 64 с.
  80. Е.М., Белкин Р. С., Тактика следственных действий. М., 1997.- 176 с.
  81. .Ф., Забродин Ю. М. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, 1985.- 232 с.
  82. Г. Ю., Паутов Л. В., Проскурин С. К. О современных проблемах отечественного профессиоведения. Вести МГУ, сер. 14 Психология, № 1,. 1996. с. 3 17.
  83. С.Г. Этические основы следственной тактики. М., 1980,96 с.
  84. Майерс Дэвид. Социальная психология.СПб., 1997 г.- 688 с.
  85. В.И. Очерки диалектической логики. М., 1974, с. 45.
  86. , В.П., Логика построения следственных версий Текст. / В. П. Малахов. М., 2001. — 125 с.
  87. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.- 312 с.
  88. Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб, 1991.- 152 с.
  89. Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. Л., 1991.- 108 с.
  90. .Я. Организация расследования преступлений как вид социального управления // Социологические исследования. 1991. № 4. С. 66−72
  91. Л. Л. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд. МГУ, 1989. — 216 с.
  92. В.Ф. Криминальная психология. М., Ось-89,2007.-263 с.
  93. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970.- 264 с.
  94. Пособие для следователя. Расследование преступлений повышенной общественной опасности / Под ред. Н. А. Селиванова, А. И. Дворкина. М., 1999. — 508 с.
  95. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БахраХ М., 2003.- 672 с.
  96. Е.Ю., Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2007.- 480 с.
  97. Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда. М. 2004. 480 с.
  98. Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999. — 108 с.
  99. Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. М.: ИПП, Воронеж: МОДЭК, 1997. — 352 с.
  100. Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. В. А. Бодров. М.: Логос, 2007. -855 с.
  101. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. М.: МПСИ- Флинта, 1998.- 184 с.
  102. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Под ред. Г. С. Никифорова. Спб.: Изд-во Спб. ун-та, 1991.- 152 с.
  103. Психология профессиональной подготовки / Никифоров Г. С., Зимичев A.M. и др. / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993. 172 с.
  104. Психология. Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.2-е изд. М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
  105. Психология и менеджмент: вчера, сегодня, завтра. Кол. монография.108. (Авт. кол. А. Ф. Шикун, И. М. Филинова, С.Н. Махновец) в 2- х т. М.:Воентехиздат, 2002. 269 с.
  106. А.Р. Судебная психология для следователей- М.-
  107. Юрлитинформ, 2000 г.- 352 стр.
  108. А.Р. Методологические вопросы юридической психологии/ Психологический журнал. Том 4, № 4, 1983. Стр. 107−118.
  109. А.Р. Проблемы психологии следственной деятельности.1. Краснодар, 1986.- 133 с.
  110. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. М.: Mill’У, 1990. — 182 с.
  111. В.В. Юридическая психология. М., Юристъ, 2001.-375с.
  112. А.А., Соколова М. В. Пособие по применению личностного опросника Р.Кеттелла. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2000.- 96 с.
  113. З.Г. Предъявление для опознания на предварительном следствии / З. Г. Самошкина, В. В. Крылов.— М., 2001. 103 с.
  114. Е.В. Математические методы в психологии. СПб, 1997.-350 с.
  115. В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  116. А.Б. Использование доказательств при допросе на предварительном следствии. М.: Юрлитинформ, 2001. — 131 с.
  117. В. В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.
  118. A.M. Психологические приемы в работе юриста. М., Юрайт, 2001. с. 288.
  119. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. — М.: Академия, 2001. 360 с.
  120. Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 1999. — 196 с.
  121. Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации М.: Кодекс.2009.
  122. Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 года1422.
  123. Федотов Сергей Николаевич. Психологические основы формирования профессиональной пригодности сотрудников органов1.177i
Заполнить форму текущей работой