Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование основных направлений развития малого бизнеса в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в coli ф стоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в современных условиях развития экономики. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические и методологические подходы развития малого бизнеса в регионе
    • 1. 1. Природа развития предпринимательства и малого бизнеса
    • 1. 2. Место малого бизнеса в странах с развитой экономикой и его региональная обусловленность
    • 1. 3. Классификация предприятий малого бизнеса
  • Глава II. Формирование механизма анализа основных направлений развития малого бизнеса в регионе
    • 2. 1. Тенденции развития регионов и условий развития малого бизнеса
    • 2. 2. Региональные особенности развития малых предприятий Чувашской Республики
    • 2. 3. Разработка механизма определения основных направлений развития малого бизнеса в регионе
  • Глава III. Регулирование основных направлений развития малого бизнеса в Чувашской Республике
    • 3. 1. Анализ инфраструктуры развития малого бизнеса в Чувашии
    • 3. 2. Формирование инструментов развития малого бизнеса в регионе
    • 3. 3. Государственные рычаги стимулирования развития малого бизнеса в Чувашской Республике

Формирование основных направлений развития малого бизнеса в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последние годы проблемы малого бизнеса все более привлекают внимание ученых и практиков. Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам — налоги. Ориентация на малый бизнес улучшает психологический настрой в обществе и повышает ответственность людей за собственную судьбу.

Малый бизнес способствует гибкости, маневренности и увеличению объемов диверсификации производства, повышению качества продукции на базе достижений научно-технического прогресса. Оно обеспечивает формирование подлинно конкурентной среды и повышение эффективности производства. В связи с этим разносторонняя поддержка сферы малого бизнеса должна быть отнесена к числу основных направлений в развитии отдельных территорий. Однако, несмотря на явные достоинства малого бизнеса, в России и ее регионах его формирование идет спонтанно, а регулирование деятельности малых предприятий — интуитивно.

Современное развитие малых предприятий в субъектах РФ, как и в России в целом, характеризуется ярко выраженной нестабильностью, нарушением научно обоснованных критериев эффективного функционирования организаций, непроработанностью вопросов адаптации к складывающимся рыночным отношениям. Все это требует поиска новых путей повышения эффективности функционирования предприятий малого бизнеса, совершенствования его региональной структуры, что связано с необходимостью регионального подхода к данной проблеме.

Как в России в целом, так и в Чувашии имеются определенные особенности в формировании структур и механизмов поддержки малого бизнеса. Это во многом объясняется специфическими условиями, в которых осуществляются экономические реформы. Необходимо сформировать комплексный подход, используемый при осуществлении политики развития сектора малого предпринимательства в регионе, заключающийся в формировании основных направлений его развития, удовлетворяющей всесторонним потребностям предприятий малого бизнеса в Чувашии, с целью эффективного использования свободных трудовых ресурсов, уменьшения текучести кадров посредством формирования научно обоснованной системы регулирования и поддержки малого предпринимательства в регионе.

Таким образом, целью диссертационного исследования является выработка основных направлений развития малого бизнеса в условиях Чувашской Республики и предложение конкретных мероприятий по совершенствованию основных приемов и методов стимулирования развития предприятий малого бизнеса в регионе.

В соответствии с поставленной целью объектом исследования выступает сфера малого бизнеса как элемент региональной социально-экономической системы.

Предметом диссертационного исследования являются методы и подходы формирования основных направлений развития малого бизнеса в регионе.

В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:

1. Раскрыть теоретические подходы к объяснению природы предпринимательской деятельностиуточнить сущность понятия малого предприятия.

2. Научно обосновать целесообразность усиления роли регионального аспекта в развитии малого бизнеса.

3. Провести экономический анализ развития малого бизнеса Чувашии и его отраслевой структуры.

4. Разработать научные подходы к оценке уровня развития малого бизнеса в регионе.

5. Определить основные направления совершенствования методов государственного регулирования малого бизнеса региона.

Методологической и теоретической основой исследования является системный подход, широко используемый в современной науке.

Изучению механизмов управления малым бизнесом на различных уровнях государственного управления, вопросам поддержки субъектов малого бизнеса в рыночных условиях и информатизации современного общества посвящены работы отечественных и зарубежных авторов, в частности: М. Аллэ, Е. Анимицы, А. Блинова, М. Горенбургова, А. Крутика, Л. Кураков, Н. Найденова, Ю. Поповой, Ф. Хайека, Р. Хизрича, А. Хоскинга, М. Шамхалова, А. Шулуса, Й. Шумпетера и др. Их внимательное изучение подтверждает нашу уверенность в необходимости дополнительного анализа возможностей управления малым бизнесом в рамках социально-экономического развития региона.

Немаловажное значение для исследования имеет нормативно-правовая база деятельности малых предприятий Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации» и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и Чувашской Республики, регулирующие функционирование и налогообложение малых предприятий.

Статистическую базу диссертации составили материалы сборников Госкомстата Российской Федерации и Комгосстата Чувашской Республики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) сформирована классификация малых предприятий по объектному и временному признаку с целью определения приоритетных зон развития малого бизнеса в регионе, в соответствии с предложенным матричным подходом;

2) на основе анализа социально-экономического положения Мордовии, Чувашии и Татарстана определены основные тенденции в развитии малого бизнеса и выделены специфические особенности развития малого бизнеса в Чувашской Республике;

3) разработан логико-структурный механизм определения основных направлений развития малого бизнеса в регионе, включающий оценку уровня развития малых предприятий посредством определения несоответствий параметров развития и требований внешней среды для осуществления более адресной государственной поддержки предприятий данной сферы экономики;

4) определены основные этапы разработки региональных программных мероприятий развития малого бизнеса в Чувашской Республике на основе системного подхода;

5) предложен алгоритм определения уровней налогового льготирования малых предприятий по их значимости для региона и типу финансовой устойчивости.

Практическая значимость работы состоит в том, что методические выводы диссертации выражены в рекомендациях по развитию малого бизнеса в регионе. Основные положения, составляющие новизну, могут быть использованы:

— Правительством ЧР при разработке региональных программ поддержки субъектов малого предпринимательства;

— в учебном процессе при преподавании дисциплин «Экономика предприятий», «Государственное регулирование экономики» студентам и слушателям экономических специальностей.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на Ш Всероссийской научно-практической конференции «Качество и конкурентоспособность в XXI веке», г. Чебоксары, 2004 г.- на Межрегиональной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие промышленных отраслей региона», г. Чебоксары, 2005 г.- на П Всероссийской научно-практической конференции «Практический менеджмент в регионе», г. Чебоксары, 2005 г. В процессе диссертационного исследования по теме исследования опубликовано 13 печатных работ, объемом 4,6 печатных листов.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, библиографического списка.

Заключение

.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в coli ф стоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в современных условиях развития экономики. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, решающий ряд экономических задач, остро стоящих в большинстве регионов России: преодоление спада производства, его структурная перестройка, повышение конкурентоспособности продукции. В результате решаются социальные проблемы регионов: создание новых рабочих мест и повышение доходов занятых, а также насыщение рынка необходимым набором товаров и услуг. Главная роль малого бизнеса в решении социальных проблем состоит в том, что он, во-первых, создает рабочие места и дает дополнительные доходы, а во-вторых, включает самонастраивающиеся рыночные механизмы, которые разными путя-щ ми приводят к улучшению социально-экономической ситуации в регионах в самых разных ее аспектах.

Самым ярким проявлением воздействия малого бизнеса на решение социальных проблем является его вклад в сокращение безработицы. Усилия местных властей могут направляться не только на стимулирование его развития с надеждой на то, что оно приведет к решению проблем безработицы. Более активной ф формой воздействия на рынок труда является обеспечение региональными органами власти взаимодействия общественных организаций предпринимателей с центрами занятости населения.

Структура малого бизнеса в РФ в настоящий момент далека от той, которая может способствовать экономическому росту, расширению количества * новых рабочих мест и формированию высокотехнологичных направлений. Развитие малого предпринимательства, проявление его позитивных черт, структурное совершенствование этого сектора экономики, повышение его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности зависит от действий государства, которому необходимо сформировать соответствующие условия, а также минимизировать негативные внешние воздействия, зависимость от которых малого бизнеса крайне велика. Для реализации этих задач, в своем исследовании мы разработали научные подходы к оценке уровня развития малого бизнеса в регионе и определили основные направления совершенствования методов государственного регулирования малого бизнеса региона.

В процессе изучения теоретических и методологических основ развития предприятий малого бизнеса в регионе, рассмотрена сущность малого бизнеса и его роль в развитии экономики как страны в целом, так и ее регионов. Проанализирован зарубежный опыт становления и развития малых предприятий, где данный сектор экономики занимает ведущие позиции практически по всем показателям, определяющим уровень развития экономики страны.

Малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой функционирует во всех без исключения отраслях народного хозяйства. Основное их количество функционирует в торговле, бытовом и коммунальном обслуживании, обрабатывающей промышленности и строительстве. Активные позиции в последние годы занимает процесс создания малого инновационного бизнеса, связанного с развитием рискового капитала и специализирующегося на вложении средств в освоение производства новых видов продукции или создание новых технологий.

В работе предложена классификация малых предприятий по объектному и временному признаку. Данная классификация, по нашему мнению, позволяет более точно учесть специфику региона с точки зрения формирования и развития малого бизнеса. Предложенная организационно-временная классификация малых предприятий предоставляет возможность более избирательно определять приоритеты развития организационных форм малого бизнеса и адекватных им региональных механизмов.

Анализ основных направлений развития малого бизнеса в Чувашской Республике и оценка уровня его развития в регионе проведен нами на основе сравнение по темпам экономического роста трех регионов Приволжского Федерального округа: Татарстана, Чувашии, Мордовии и изучения региональных особенностей развития малого бизнеса в Республике Чувашия. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что уровень социально-• Ф экономического развития Республики Татарстан значительно выше, нежели в двух других республиках, следовательно, и развитие предприятий малого бизнеса в данном регионе происходит динамичнее и ориентировано по направлениям развития региона. Малый бизнес Чувашии носит несбалансированный характер и занимает какие есть пустующие ниши в регионе.

Потенциал Чувашской Республики: развитая промышленная инфраструктура, производственный потенциал, интеллектуальные ресурсы, благоприятны для развития предприятий малого бизнеса. Однако, несмотря на положитель-Ф ную динамику по некоторым показателям развития малого бизнеса в регионе, на наш взгляд, потенциал данной сферы экономики используется недостаточно, что вызвано рядом проблем в развитии данных предприятий.

Для того чтобы малый бизнес мог выполнять свои социально-экономические задачи, необходимо повышать жизнеспособность, устойчивость малых предприятий в регионе. Это в свою очередь становится возможным лишь в результате комплекса целенаправленных мер по поддержке малого бизнеса всех уровней власти, особенно на региональном уровне, в связи с необходимостью большего внимания решению социально-экономических проблем, различием степени развития, а так же особенностей функционирования каждо-®го региона. Адресности в поддержке можно достигнуть, если учитывать не только интересы региона, но и интересы самих малых предприятий, которые могут претендовать на поддержку. Для этого необходимо выявить требования и запросы малых предприятий, направления их развития, а также возможность поддержки, имеющиеся у региона в определенный момент времени.

Выявление основных потребностей малых предприятий представлено нами в виде логико-структурного механизма определения основных направлений и уровня развития малого бизнеса в регионе, заключительным этапом которого является — выработка программных мероприятий по решению запросов предприятий малого бизнеса.

Процесс регулирования основных направлений развития малого бизнеса в Чувашии изучен нами, посредством анализа инфраструктуры развития данной * Ф сферы экономики и формирования основных инструментов, воздействующих на малые предприятия региона, где предложена поэтапная разработка программных мероприятий развития малого бизнеса в регионе и информационное обеспечение данных программ. Для систематизации информации регионам и предприятиям предлагается использовать определенную учетную форму — бизнес-карту.

В работе исследованы государственные рычаги воздействия на предприятия малого бизнеса, где по каждому направлению их стимулирования предло-Ф жены рекомендации.

Для концентрации усилий государства на малых предприятиях действительно нуждающихся в поддержке, нами разработан алгоритм определения уровней налогового льготирования, в результате чего определяются группы ма-Щ' лых предприятий, имеющие те или иные налоговые льготы. На основе предложенного алгоритма проведен расчет уровней налогового льготирования некоторых малых предприятий Чувашской Республики.

Анализ перспектив развития малого бизнеса в Чувашии говорит о том, что потребуется еще немало времени, пока уровень его развития достигнет экономической и социальной значимости для региона. Тем не менее предприятия ма-®лого бизнес в республике набирают силу и сегодня они уже способны решать многие экономические проблемы, которые не посильны крупным предприятиям. Дальнейшее развитие данной сферы экономики в регионе позволит повысить его конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность, а также будет способствовать инновационному росту Чувашии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Заметки о российском предпринимательстве. М.: Статистика, 1994. С. 12.
  2. А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов. // Российский экономический журнал. 1998. № 3. С. 53−57.
  3. Р. Планирование в больших экономических системах: Пер. с англ. М.: Советское радио. 1972. 324 с.
  4. Актуальные проблемы становления рыночных отношений. Сборник научных трудов Академии наук Республики Татарстан. Выпуск 3. Казань: Изд-во «Фен», 2004. 275с.
  5. Т.А., Буев В. Малый бизнес в России: адаптация к переходным условиям // Экономист. 1995. № 9. С. 19−29.
  6. Т.А., Василенко Е., Карасева JL, Яковлев А. Совершенствование методологии статистического учета частного сектора экономики // Вопросы статистики. 1998. № 3. С. 26−38.
  7. М. Единственный критерий истины согласие с данными опыта // Международная экономика и международные отношения. 1989. № 11. С.34−39
  8. В.В. Чувашская Республика за десять лет (1994−2003).Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2004. 66 с.
  9. Е.Г. Новая парадигма развития малого предпринимательства в России. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. экон. Ун-та, 1996.111 с.
  10. Ю.Ансофф И. Стратегическое управление: Пер с англ. М.: Наука, 1989.100 с.
  11. П.Анчишкин А, Наука техника экономика, 2-е изд.М.: Экономика, 1989. С. 12.
  12. Н., Безденежных Т. Региональные особенности малого предпринимательства//Экономист. 1997. № 11. С. 51.
  13. И. А., Варламова З. Н., Васильева O.E. и др. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. акад. В.М. СеменоваСПб.: Питер, 2005.384 с.
  14. И.Баженов Ю. К., Баженов, А Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. М.: ИВЦ• # «Маркетинг». 1999. 104 с.
  15. Е. Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования // Экономист 2001. № 4. С. 45−54.
  16. А. Помочь малому бизнесу // Экономика и жизнь. 1996. № 6. С. 39.
  17. А. О. Малое предпринимательство: организационные и Ф правовые основы деятельности. М.: Ось-89. 1998. 336 с.
  18. А. О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
  19. А. Условия регулирования малого бизнеса.// Экономист. 1999. № 2. С. 75−78
  20. А.О., Федулин A.A., Мингалев B.C. Государство и бизнес: механизм реализации: Учебное пособие. М.: ГАСБУ, 1998. 356 с.
  21. И. Малое предпринимательство как экономическая категория // Экономика и общество. 1999. № 9. С. 148−152.
  22. В.Ю. Типы предпринимательских структур в Иркутской области//ЭКО. 1993. № 9. С. 103−108.
  23. А. В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1997. 608 с.
  24. Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства. // Вопросы экономики. № 4. 2001. С. 92−99.
  25. Е., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса. // Вопросы экономики. № 7. 2001. С. 109−118.
  26. Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства. //Вопросы экономики. 1999.- № 12.- С. 69−70.
  27. Гислуха А. Условия развития малого предпринимательства // Предпринимательство. 2001. № 1. С. 115−126.
  28. М., Виленский А. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса. //Вопросы экономики. № 5. 2001. С. 100−109.
  29. А. Малый бизнес против большого кризиса // Малое пред-Ф приятие. 1998. № 11. С. 10−12.
  30. М.А. Основы информатизации предпринимательства. СПб., 1995.155 с.
  31. Государственная поддержка малого предпринимательства на местном «уровне (методические рекомендации) — СПб., 1997.
  32. Государственное регулирование предпринимательской деятельности / Под ред. В. П. Андреева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995. 109 с.
  33. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Кушлина В. И., Волгина H.A. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. С. 735.
  34. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.-М.: ИНФРА-М-НОРМА. 1996. Ч. 1. — С. 176. Ч. 2. -С. 270.
  35. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2004.495 с.
  36. В.Д. Основы бизнеса. М: Финансы и статистика. 2000. 160 127.139.
  37. В. Плохо организованный рынок роскошь для государства // Оптовый рынок. 1998. № 10. С. 3.
  38. М. Потенциал малого предпринимательства и экономика • # Российских регионов // Российский экономический журнал.2003. № 9−10.1. С.30−51.
  39. М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал.2003. № 2 С.60−73.
  40. Е. Малый бизнес «зеркало рынка». Экономика и жизнь. 1995. № 2. С. 18−20.
  41. А. П. Проблемы развития малого предпринимательства Ф в Российской Федерации. // Финансы. 1999. № 12. С. 14−16.
  42. Г. Сравнительный анализ систем статистического учета малых предприятий в России и странах ЕС // Вопросы статистики. 1998. № 7. С. 3−50.
  43. Ч- 47. Ершова Г. Поддержка малого инновационного предпринимательства. // Экономист. 1996. № 5. С 26−28.
  44. Закон Чувашской Республики от 15 апреля 1996 г. № 6 «О государственной под держке малого предпринимательства в Чувашской Республике».
  45. Н. Российское предпринимательство: идеи и люди. // Вопросы экономики. 1995. № 7. С.82−86.
  46. Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус. // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 35.
  47. А.М., Демчук О. Н. Интегрированные процессы в сфере малого бизнеса региона. // Региональная экономика: теория и практика. № 5(20) 2005. С. 43−51.
  48. Инновационный процесс в странах развитого капитализма. /Под ред. И. Е. Рудакова. М., 1991.• 55. Иорданская Э. Мелкие и средние предприятия в Германии. // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 10. С. 130−137.
  49. В. «Теневые» параметры реформируемой экономики и антикризисный потенциал среднего класса. // Российский экономический журнал. 2001. № 3.
  50. И. Венчурное предпринимательство: сущность и особенности развития в России.// Известия вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки. 2001. № 3. С. 83−88
  51. Ф 58. Карачаровский В. Развитие малого высокотехнологичного бизнеса в
  52. России. // ЭКО. № 9.2004. С.68−79.
  53. М., Каретникова Т. Малый бизнес и проблемы его развития. Челябинск. 1995. t бО. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансыи статистика, 2003. 560 с.
  54. А. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения. // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 45−55.
  55. Конкуренция и антимонопольное регулирование / Под ред. А. Г. Цыганова. М.: Логос, 1999.368 с.• 63. Конституция Российской Федерации. М.: 1993. С. 200−210.
  56. В. Г Малое предпринимательство России в 2000 году // Внешнеэкономический бюллетень. 2001. № 11. С. 53−56.
  57. H.A., Устинов Г. А., Шуткин A.C. Эффективность использования государственных средств в малом предпринимательстве. // Финансы № 6.1996. с. 18.
  58. Н. Новый импульс развитию предпринимательства // Экономика и жизнь. 1996. № 19. С. 22.
  59. В.Л., Алешева С.А.Стратегические приоритеты социальной поддержки населения в современных условиях / Науч. ред. Л. П. Кураков. М: Вуз и шк., 2002. — 300 с.
  60. Л.П. Концепция социально-экономического развития Чуваш* # ской Республики: В 2 кн.М.: Пресс-сервис, 1997. Кн.2.-542 с.
  61. Л.П. Основы экономической теории: Учебное пособие. Чебоксары. Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам», 1997−505 с.
  62. Л.П. Проблемы реформирования российской экономики: Мо-нография.Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам», 1997. 708 с.
  63. Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы / Науч. ф ред.: А. Н. Петров, А.Д.ЕвменовМ.: Логос, 1998. 675с.
  64. Л.П. Стратегические приоритеты государственной политики занятости и развития рынка труда в России // Региональная инвестиционная политика: проблемы и перспективы развития. Чебоксары, 2001. — С.3−7.
  65. Ц- 73. Кураков Л. П. Экономическая теория: Учеб. пособие.5-е изд. доп. и перераб.М.: Вуз и шк.- Казань: Изд-во Тат. ин-та содействия бизнесу- Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. 812 е.- (Сер. Президент, программа подготовки управлен. кадров)
  66. Л.П., Берулава М. Н. Основы экономики: Учеб. пособие /Чуваш, гос. ун-т .М.: Гелиос АРВ, 2000. 416с. Ф 75. Кураков Л. П., Дедушкина Н. В. Основы экономики: Учеб.метод. пособие / Отв. ред. Владимирова М.П.М.:Гелиос АРВ, 2000. 223с.
  67. Л.П., Иванов Г. А. Современная экономика. Приоритет качества: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений.М.: Гелиос АРВ, 2000. 177с.
  68. Л.П., Кураков В. Л. Словарь-справочник по экономике.2-е изд.доп. и перераб. М.: Гелиос АРВ, 1999. 464 с.
  69. Л.П., Тарасевич Л. С. Стратегические направления развитияроссийской экономики.М.: Вуз и школа, 2001.305 с.
  70. Л.П., Толстов Л. Н. Программа социально-экономического развития Чувашской Республики. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 1996.148 с.
  71. Г. И. Малый бизнес и государство. М.: Луч, 1996.115 с.
  72. Лапу ста М. Г Малое предпринимательство. М.: Статистика. 1 997 100 с.
  73. М. Г. Предпринимательство. М.: ИНФРА. 2000. 448 с.
  74. М. Г. Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1998.-300 с.
  75. С. Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001, № 1.С. 90−96.
  76. Ф 85. Лэнгдон К. Основные объекты сбыта различны: технология продаж:
  77. Пер. с англ. Мн.: Амалфея. 1998. 304 с.
  78. Е.Е. Концептуальные основы макромаркетинга в сфере малого предпринимательства // Маркетинг в России и зарубежом. № 5(37), 2003. С. 221. Щ 29.
  79. К., Брю С. Экономикс. Принципы. Проблемы и политика. Т. 1.М.: Изд. «Республика», 1992. С. 399.
  80. Малое предпринимательстводело за малым // ЭКО. № 1. 2004. С-111 123.
  81. Малое предпринимательство в Чувашии, 2004. Стат. Сборник / Чуваш-# стат. Чебоксары, 2004. 83 с.
  82. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы / Рос. рссоц. разв. мал. биз.М., 1996. 303 с.
  83. В. А. Рыночная экономика и малый бизнес. Казань, изд-во Института экономики, управления и права, 1997.с. 50.
  84. А. Принципы экономической науки. Т.1. М.: Прогресс, 1993. С. 414.
  85. О. В. Обеспечение и развитие автотранспорта через сетьмалого предпринимательства: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 1998.
  86. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства / Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. // Статистика. 1999. С. 29−15
  87. Морозовский проект: Организация поддержки малого бизнеса. / Под ред. В. М. Каганова. М.: Академия менеджмента и рынка, 1995. 128 с.
  88. А. И Предпринимательство. СПб.: Инфра, 2001. 696 с.
  89. А. И., Игнатьев А. М., Куртик А. Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. /Учебное пособие для вузов. 2-е. изд., перераб. и доп. СПб.: Издательский дом «Бизнеспресса» 1999.608 с.
  90. Я. Финансовая система Японии в период послевоенного восстановления и высоких темпов экономического роста. // Финансовый бизнес1. Ф № 3,1997, С. 45−54.99. Налоговый кодекс РФ.
  91. Налогообложение в России: Учеб. пособие / Л. П. Кураков, В. В. Нестеров, Н. С. Желтлов, Вл.В. Нестеров. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2005.260 с.
  92. С. Ткаченко Н. В поддержку малого предпринимательства. // Экономика и жизнь. 1995. № 32. С. 3.
  93. С., Трофимова И. Зависимость эффективности производства от степени концентрации (на примере обрабатывающей промышленности США) / Соревнование двух систем. М.: Наука. 1988.С. 200.
  94. О Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.95 № 1045 // Экономика и жизнь. 1995. № 42. Прил. «Ваш партнер» С 8.
  95. Е. К проблеме взаимодействия малого и крупнокорпоративного предпринимательства в современном общественном производстве // Российский Экономический журнал. 2000. № 8. С. 84−87.
  96. В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие .М:. ИНФРА-М, 2000.124с.
  97. А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы С. 139−140.
  98. А. Перспективы развития малого предпринимательства в * • России. // Вопросы экономики. № 7.2002. С. 119−126.
  99. А. Предпринимательство в России. // Вопросы экономики. № 12.2002. С. 79−89.
  100. В. Парадоксы предпринимательства, парадоксы истории. // Вопросы экономики. 1995. № 7. С.62−69
  101. Пелих А. С, Шепеленко Г. И. Малые предприятия. М.: Гардарика, 1996.141 с.
  102. Положительный опыт развития малого предпринимательства в Рос-Ф сии. // Аналитический сборник. М.: АмиР, ИЛИ, 2001.384 с.
  103. A.M. Сущность и предпосылки государственной поддержки малого предпринимательства // Современный менеджмент в России. Ч.2/под ред. А. М. Омарова. М.: РАГС, 1998. С. 195−212
  104. ИЗ. Портер М. Международная конкуренция. М.: Наука. 1993. С. 95−107.
  105. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 мая 2003 г. № 110 «О порядке субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях субъектами малого предпринимательства».
  106. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 Ф апреля 2003 года № 101 «О Порядке субсидирования лизинговых платежейсубъектам малого предпринимательства».
  107. Постановление Совета Министров РСФСР № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 г.
  108. Предпринимательство. / Под ред. Горфинкеля В. Я. М.: ЮНИТИ, 1 1999. 439 с.
  109. Предпринимательство: Учебник для вузов В. Я. Швандара. М: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1999 С. 475.
  110. Развитое предпринимательство в системе местного самоуправления / Под ред. Э. Маркварта. М.: Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть», 2000. 600 с.
  111. И.И. Мелкий бизнес и эффективность американской эко-* Ф номики: Научно Аналит. Обзор. (Сер. Соц.-экон. проблемы развитиякап. стран). М.: ИНИОН, 1990.43 с.
  112. ., Фатхутдинов Р. Управление экономикой. М.: ЗАО «Интел-Синтез», 1999. 784 с.
  113. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002. Стат. сб./ Госкомстат России.М.: 2002. С. 26.
  114. Рекомендации по разработке комплексной программы маркетингагорода и привлечения инвестиций / Под ред. д.э.н. Б. М. Гринчеля. СПб., 1996. С • 6
  115. Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2005−2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2004 № 309.
  116. Республиканской программы государственной поддержки малогопредпринимательства в Чувашской Республике на 2002−2004 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 апреля 2002 г. № 125.
  117. Роль малых предприятии и экономике развитых стран: (Обзор). М.: ИНИОН, 1998. 127 с. ® 127. Российская газета, 23 июня. 2005 г. № 132.
  118. Российская газета, 7 сентября. 2005 года, № 198(3867).
  119. Российская газета, 2 февраля. 2006. № 14(3980).
  120. Российская газет,. 1 марта. 2000. №.29.
  121. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. / Госкомстат 1 России.М., 2004. С. 338.
  122. В. А. Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000. 231с.
  123. М. Л. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях совращенных радикальных рыночных реформ в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2 С. 44−59.
  124. Т.К. Мелкое производство в странах Востока (социально→ # экономические и политические аспекты). М., 1992.130 с.
  125. А. Развитие конкуренции на рынке товаров и услуг в сфере малого предпринимательства // Маркетинг. 2001. № 5. С. 81−86.
  126. В. Е. Государственное предпринимательство в рыночной экономике. М.: Экономика. 2000. 294 с.
  127. П. Экономика. Вводный курс. М.: Прогресс, 1964.843 с.
  128. Е. Ближе к делу! Муниципальный аспект финансово-Ф кредитной поддержки малого предпринимательства. // Муниципальная власть.2001. № 5. С. 73−75.
  129. Г. Формы финансирования малого инновационного бизнеса в США и Западной Европу. // Российский экономический журнал. 1997. № 1.5−6. С. 79.
  130. Н.К. Управление малым бизнесом: Руководство для предпринимателей: Пер. с англ. М.: Дело, 1997. 672 с.
  131. Т. Е. Венчурный бизнес в рыночной трансформации российской экономики. // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 2. С. 138−146.
  132. С.А. Малое предпринимательство: общественная под®- держка и содействие развитию. М.: 1999. 290 с.
  133. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1993. 569 с.
  134. В. Малый бизнес по-британски // МЭиМО. 1996, № 9.91с.
  135. Социально-экономическое развитие промышленных отраслей региона: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2005.344с.
  136. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э, А, М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.440с.
  137. Стратегическое планирование: Учебное пособие / под ред. проф. А. Н. Петрова. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003. 200 с.
  138. А.Н. Немонополистический сектор в условиях современного капитализма. М.: Наука, 1985.
  139. Е. Организационно-правовые меры развития малого бизнеса (на примере Москвы) // Хозяйство и право. 1998. № 5. С.20−27.
  140. JI.B. Формирование системы поддержки малого предпринимательства // Современный менеджмент в России.Ч.2 /под ред. А. М. Омарова. М.: РАГС, 1998. — С. 226−232.
  141. Указ Президента Чувашской Республики от 3 марта 2003 года № 19 Ф «Об ускоренном развитии малого предпринимательства в Чувашской Республике».
  142. Указ Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. № 81 «О Республиканской программе сбалансированности потребности экономики в кад
  143. Щ pax и рынка образовательных услуг на 2003−2005 годы и на период до 2010 года».
  144. Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации».
  145. Федеральный закон № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной ® поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  146. В. Цыгичко А. Разрушив крупное производство, погубим и малый бизнес // Экономика и жизнь. 1995. № 18. С. 3.
  147. Н.В. Российская экономика: пути ее трансформации / Науч. ред. Л. П. Кураков. М: Вуз и шк., 2002. 414 с.
  148. Ф.А. Конкуренция как процедура открытия. // Мировая экономика и международные отношения. 1989.- № 12. С. 36−42.
  149. А.Ф. Информатизация предпринимательской деятельности и обеспечение бизнес информации: Автореферат дис. на соиск. ученой степени канд. экон. наук. Спб., 1995. — 16 с.
  150. Хенеэйн-Абед М., Оснайя-Ортега X., Гомес-Кинтеро В. Малый и средний бизнес в глобальной рыночной экономике.// Консультант директора. 2000. № 5. С. 17−20.
  151. Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации. //Вопросыэкономики. № 7. 2001. С. 147−151.
  152. Л. Кого поддерживает Фонд поддержки // Экономика и жизнь. 1997. № 11.-С. 3.
  153. Г. П. Предприниматель кто он?: Из опыта российского и зарубежного предпринимательства. М: Межд. отн., 1992. 210 с.
  154. Чувашская Республика и регионы Приволжского федерального ок-Ф руга: Стат. сборник / Комитет государственной статистики Чувашской Республики. Чебоксары, 2004.181 с.
  155. Ф. Государственная поддержка малых и средних предприятий в Китае. // Вопросы экономики. № 7.2001. С. 140−146.
  156. Ц 165. Шевченко Н. С., Эмхаров A.A. Производственное предпринимательство в России: основные направления развития. Под ред. Ф. И. Шамхалова, М.: Экономика, 1998. 96 с.
  157. О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России. // Вопросы экономики. № 4. 2001. С. 65−83.
  158. А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах // • Вопросы экономики.2001. № 4. С. 84−91.
  159. А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России (спецкурс) // Российский экономический журнал. 1997. № 5−6 С. 84−100.
  160. А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России (спецкурс) // Российский экономический журнал. 1997. № 7 С. 83−98.
  161. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.1. С. 453.
  162. Экономика предпринимательства: курс лекций. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 1999.240с.
  163. Экономика предприятий торговли и сферы услуг: Учебное посо• бие / Под ред. Ю. А. Аванесова. М.: МИПП. 1996. 296 с.
  164. Экономика предприятия/Под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В .А. Швандара. -3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.718с.
  165. Экономика Чувашской Республики. Чебоксары, 2000. С.92
  166. Экономика: Учебник / Под ред. Л. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во БЕК, 1999. 816 с.
  167. Экономическая газета № 36,39 1992г.
  168. Экономический анализ и основы управления финансами: Учеб. по-ф собие / Авт.-сост.: Л. П. Кураков, Э. Н. Рябинина, М. П. Владимирова, В. л. Кураков. М.: Вуз и школа, 2002. 310 с.
  169. Экономический энцеклопедический словарь / Авт.сост. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков.М.: Вуз и школа, 2005.1030 с. С. 490 Абалкин
  170. Л.И. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества // Экономика и жизнь. -1991. -№ 8. С. 18−22.
  171. Е. Малый бизнес: не мешать работать // Российская газета. 2000. 8 апреля.
  172. Аоуаша Yuko, Teitz MB. Small Business Policy in Japan and the United States: A Comparative Analysis of Objectives and Outcomes. Berkley 1996. P. IX-X.• 181. Cook R. James. The start-up entrepreneur. Harper and Row Publishers. -New York, 1985. 306 p.
  173. Eckert A. Lee. Ray JRobert. Ryan J.D. Small Business: an entrepreneur’s plan, The Dryden Press. 1993. 388 p.
  174. The Silent Revolution: The Informal Sector in Five Asian and Near Eastern Countries San Francisco (Cal.). 1991. P. 3.184. Сайт www. cap. ru
Заполнить форму текущей работой