Формирование кадровой стратегии производственных предприятий в конкурентной среде
Производственные предприятия, работающие в условиях конкурентного рынка и находящиеся на стадии динамичного роста, переживают кризис с точки зрения управления персоналом компании. Переход предприятий от стратегии предпринимательства к стратегии динамичного роста, требует изменения характера взаимоотношений в компании, перестройки компаний из «организации семьи в «организацию — систему». Смена… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- 1. 1. Сущность понятия и этапы построения кадровой стратегии
- 1. 2. Особенности типов отношения к наемному работнику в организации и их взаимосвязь с кадровой стратегией
- 1. 3. Классификация.кадровых стратегий как способ обеспечения взаимосвязи общей и кадровой стратегий предприятий
- 1. 4. Систематизация факторов, влияющих на выбор производственными предприятиями кадровой стратегии в современных условиях
- 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ КОНКУРЕНЦИИ
- 2. 1. Методика исследования факторов формирования кадровой стратегии производственных предприятий в условиях возрастающей конкуренции
- 2. 2. Результаты исследования внешних факторов, влияющих на выбор производственными предприятиями кадровой стратегии
- 2. 3. Результаты исследования внутренних факторов, влияющих на выбор производственными предприятиями кадровой стратегии
- 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ КОНКУРЕНЦИИ
- 3. 1. Цели, задачи, принципы и направления реализации кадровой стратегии производственных предприятий, реализующих подход к персоналу как к конкурентному преимуществу компании
- 3. 2. Обучение рабочих кадров как способ формирования персонала как конкурентного преимущества компании
- 3. 3. Оценка эффективности реализации кадровой стратегии производственных предприятий, работающих в условиях возрастающей конкуренции
Формирование кадровой стратегии производственных предприятий в конкурентной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы исследования.
Актуальность диссертационной работы определяется появлением новых задач в управлении человеческими ресурсами, возникающих перед российскими производственными предприятиями в современных экономических условиях всевозрастающей конкуренции между товаропроизводителями и роста требований потребителей к качеству товаров и услуг. Десятилетний экономический кризис российского производства проявился не только в снижении объемов производств и росте числа убыточных производственных предприятий, но и оттоке квалифицированных кадров в другие отрасли, переориентации как молодежи, так образовательных учреждений на подготовку специалистов непроизводственных специальностей. В сложившейся ситуации производственные предприятия новой формации, выпускающие высокотехнологичную продукцию, не могут решать задачи управления человеческими ресурсами без стратегического планирования, без выработки адекватных внешним и внутренним условиям кадровых стратегий.
Авторы Правительственной Концепции действий на рынке труда на ZOOS-ZOOS годы отмечают, что уровень производительности труда в текущий период в России в три раза ниже, чем в развитых странах. Это приводит к недостаточным по сравнению с другими странами показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому инвестиционному потенциалу российской экономики, который не позволяет в необходимой степени внедрять современные технологии. Между тем, замечают авторы Концепции, российская экономика подошла вплотную к неизбежному этапу развития, когда для экономического роста на основе технологической модернизации отраслей требуются специалисты качественно нового уровня [104].
В сложившейся ситуации производственным предприятиям требуются стратегические ориентиры и общие подходы к решению проблемы управления квалифицированным персоналом в современных условиях.
Вопросам «кадров», «кадровой стратегии и политики», «стратегии управления персоналом», «формированию трудового потенциала», «формированию человеческих ресурсов» и пр., посвящено значительное количество работ как зарубежных (М.Армстронга, И. Ансоффа, Р. Аткинсона, Г. Беккера, С. Бира, А. Смита и др.), так и отечественных (Т.Ю. Базарова, А. Я. Кибанова, Б.М. Ген-кина, С. В. Шекшни, С. А. Дятлова и др.) авторов.
Вместе с тем, имеющийся мировой опыт не может быть напрямую перенесен на российскую действительность, поскольку в области управления человеческими ресурсами не существует стандартных (единообразных) решений по таким вопросам как формирование кадровой стратегии, кадровое планирование, развитие персонала. Необходима адаптация имеющихся разработок к условиям России. Если же говорить о разработках российских специалистов, то их анализ позволяет выделить несколько направлений исследований.
Во-первых, это исследования, выполненные в период плановой экономики, в период полной занятости населения, отсутствия конкурентных отношений между отечественными товаропроизводителями. Этим определяется концентрация усилий исследователей на вопросах повышения эффективности работающего на предприятии персонала: а именно, оптимальной расстановке кадров и нормировании труда, определении адекватного уровня вознаграждения, системе стимулирования персонала. Вопросы кадровых стратегий предприятия, планирования персонала, развития карьеры и т. п. оказались вне поля исследований отечественных экономистов в тот период.
Во-вторых, исследования «постперестроечного» периода. Это направление получило развитие в эпоху экономического кризиса в России 90-х годов. В рамках этого направления можно выделить.
— работы С. А. Дятлова, П. В. Журавлева, Ю. Г. Одегова, В. В. Травина, С. В. Шекшни и др., нацеленные на формирование кадровой стратегии или кадровой политики в организациях, находящихся в условиях стабильности;
— работы Т. Ю. Базарова, С. Г Беляева, О. Н. Громовой, В. И. Кошкина, Н. Г. Солодовой и др., нацеленные на формирование кадровой политики или кадровой стратегии в кризисных организациях в условиях нестабильности;
— работы С. П. Косарина, М. Н. Черных и других, нацеленные на разработку кадровых стратегий предприятий непроизводственной сферы: торговой, банковской, страховой.
В то же время проблемы формирования кадровой стратегии производственных предприятий в условиях возрастающей конкуренции пока не получили должного освещения в научной литературе.
Таким образом, проблема формирования кадровой стратегии производственных предприятий на конкурентном рынке является актуальной и недостаточно разработанной, а поиск методических подходов к ее решению — практически значимым.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке методических подходов к формированию кадровой стратегии производственных предприятий в конкурентной среде.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— определить понятийный аппарат исследования: уточнить сущность и специфику понятий «стратегия», «кадровая стратегия», «кадровая политика» и их взаимосвязь;
— описать особенности кадровых стратегий предприятия в зависимости от стадии развития предприятия;
— выделить внутренние и внешние факторы, влияющие на выбор кадровой стратегии производственными предприятиями, работающими в конкурентной среде;
— проанализировать и описать типичные экономические условия, в которых на современном этапе находятся производственные предприятия;
— описать и обосновать механизм выбора предприятиями кадровой стратегии и апробировать его на примере производственного предприятия, работающего в конкурентной среде;
— описать требования к кадровой стратегии производственных предприятий на рынке с высокой конкуренцией, определяемые внешними и внутренними факторами;
— спроектировать методические подходы к формированию кадровой стратегии производственных предприятий в условиях возрастающей конкуренции.
Объектом исследования является процесс формирования кадровых стратегий производственных предприятий в условиях возрастающей конкуренции.
Предметом исследования выступают методические подходы к формированию кадровой стратегии производственных предприятий в конкурентной среде.
Теоретической основой исследования явились идеи и концепции отечественных и зарубежных авторов: М. Амстронга, И. Ансоффа, Т. Ю. Базарова, Г. Беккера, Б. М. Генкина, С. А. Дятлова, А .Я. Кибанова, С. В. Шекшни и других, посвященные проблемам управления персоналом, формирования кадровых стратегий, формирования и развития человеческих ресурсовисследования М. Портера, Р. А. Фатхундинова, посвященные проблемам конкуренции.
Методологической базой выполнения исследования явились методы и приемы научного анализа: статистические методы обработки информации, элементы системного и комплексного подхода, методы сравнительного анализа, анкетирование, а также методы проектирования. Эмпирическую базу работы составили статистические материалы Госкомстата РФ, Центра Занятости г. Иркутска, данные, собранные по теме исследования, на базе группы из 26 предприятий-производителей строительных конструкций из ПВХ и алюминиевых профилей г. Иркутска и апробированные на базе одного из предприятий этой группы — ООО Фирма «Деметра».
Наиболее существенные результаты, полученные автором в ходе исследования:
— предложен и апробирован алгоритм создания кадровой стратегии, включающий анализ ситуации, постановку целей, проектирование условий реализации, контроль достижения результатов;
— выделены внутренние и внешние факторы, влияющие на выбор кадровой стратегии производственными предприятиями на конкурентном рынке, описаны типичные внешние и внутренние условия выбора производственными предприятиями кадровой стратегии в условиях возрастающей конкуренции;
— определены три качественно различных периода в развитии отечественного рынка труда: это дореформенный период, период активной трансформации экономики, период возникновения конкуренциивыявлен характерный для современного российского рынка труда дисбаланс спроса и предложения на инженерно-технические и рабочие кадры производственных предприятий;
— систематизированы и обобщены данные об общих и кадровых стратегиях предприятий-производителей светопрозрачных конструкций г. Иркутска. Полученные результаты имеют научную новизну. К наиболее значимым элементам научного вклада можно отнести следующее:
— разработана классификация кадровых стратегий, в основание которой положены тип отношения к персоналу и стадия развития предприятия;
— разработана матрица результатов формирования кадровой стратегии «структурирования организации» для производственных предприятий, работающих в условиях возрастающей конкуренции;
— предложена методика двухступенчатого обучения рабочих кадров, включающая предаттестационное обучение, аттестацию и постаттестационное обучение и рассматриваемая в качестве средства формирования персонала как конкурентного преимущества производственного предприятия;
— предложены три группы показателей оценки эффективности кадровой стратегии производственного предприятия в конкурентной среде: общефирменные, процессные и статистические показатели.
Практическая значимость работы заключается в разработке методических подходов к формированию кадровой стратегии производственных предприятий в условиях возрастающей конкуренции. Представленные подходы могут быть использованы руководителями производственных предприятий, функционирующих в условиях высокой конкуренции, для диагностики кадровой стратегии, при выборе кадровой стратегии, при разработке программ мероприятий в рамках кадровой стратегии, основанной на идее формирования персонала как невоспроизводимого конкурентного преимущества компании.
По теме диссертации опубликовано семь научных статей. Результаты исследования были представлены на конференции, организованной БГУЭП в г. Иркутске в 2003 году, «Проблемы формирования кадрового потенциала предприятий лесного комплекса», на конференции, проходившей в БГУЭП в 2005 году, «Проблемы и перспективы развития экономики труда и управления персоналом», российско-канадском семинаре «Стратегическое планирование в вопросах управления трудовыми ресурсами», проведенного ИГУ в г. Иркутске в 2004 году. Представленные методические разработки легли в основу кадровой стратегии промышленно-строительного предприятия ООО Фирма «Деметра» г. Иркутска.
Результаты, полученные в процессе работы, были использованы при подготовке учебных курсов «Кадровый консалтинг», «Управление персоналом» для студентов специальности «Экономика труда» БГУЭП в 2003 — 2004 годах.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (из 153 наименований), приложений. Общий объем диссертации составляет 214 страниц с 56 таблицами, 15 рисунками и 3 приложениями.
2.3. Результаты исследования внутренних факторов, влияющих на выбор производственными предприятиями кадровой стратегии.
К внутренним факторам, влияющим на выбор производственным предприятием кадровой стратегии, относятся:
1. цели и общая стратегия предприятия;
2. особенности технологии и специализации предприятия;
3. особенности кадрового состава предприятия;
4. особенности организационной культуры;
5. финансовые возможности предприятия.
Не останавливаясь на финансовых возможностях предприятий, опишем результаты влияния перечисленных факторов, на промышленно-строительные компании, работающие в условиях возрастающей конкуренции и изготавливающие светпрозрачные конструкции. Сделаем это на примере ООО фирма «Деметра», одного из лидирующих предприятий этого профиля в г. Иркутске. 2.3.1.Цель и общая стратегия предприятия, особенности его позиционирования на рынке.
ООО фирма «Деметра образовалась в г. Иркутске в апреле 1992 года и позиционирует себя как завод светопрозрачных строительных констркций, выпускающих изделий из пластикового и алюминиевого профилей: окна, двери, перегородки, лоджии, витражи, торговое оборудование и т. п. Общая численность сотрудников компании на 1 мая 2004 года 214 человек. «Деметра» является предприятием частной формы собственности. Цели и стратегия предприятия сформулированы дирекцией компании на основании анализа и прогноза ситуации на рынке строительных конструкций. Выбранные стратегические ориентиры определены на ближайшие 5 лет.
Промышленно-строительная компания «Деметра» позиционирует себя как «лидер» регионального рынка (см. п. 2.2), компанию-производитель, способную выпускать большие объемы продукции с высоким качеством, удерживая конкурентоспособные цены, приемлемые для лиц со средним и высоким уровнем дохода. Компания ориентированна на такие группы клиентов как 1. посредники — дилеры, реализующие продукцию конечным потребителям- 2. конечные потребители — класс со средним и высоким уровнем дохода, ориентированный на качественную продукцию. Соответственно, захват рынка возможен только при закупке современного оборудования, позволяющего расширить производственные мощности и снизить себестоимость продукции. Компанией принята стратегия захвата лидирующего положения через снижение издержек.40 Это значит, что все имеющиеся производственные ресурсы, должны быть более высокого уровня, чем у конкурентов и быть способными производить за единицу времени большее количество продукции, чем конкуренты. Выигрыш возможен только за счет эффекта масштаба — снижения объема накладных расходов при росте объемов производства. Определив основные цели общей стратегии предприятия, обратимся к особенностям технологии и специализации предприятия.
2.3.2. Особенности технологии и специализации предприятия.
ООО фирма «Деметра» осуществляет производство и монтаж строительных конструкций, и находится в некой «пограничной» отрасли, совмещая в себе черты и промышленного предприятия, и строительной организации. Традиционно, особенности строительства как отрасли условно подразделяют на две группы:
1. Технико-экономические особенности, включающие в себя особенности строительной продукции и особенности строительного производства.
2. Организационно — экономические особенности строительства связанные с условиями застройки, принадлежностью и назначением строящихся объектов, характером управления и организацией строительства.
40 Под снижением тдержек в компании не подразумевают бездумное сокращение расходов, но оптимизацию затрат, снижение себестоимости, повышение эффективности работы, рациональное использование имеющихся и вновь приобретаемых ресурсов.
Опишем отличительные черты строительства как отрасли в рамках представленных групп, далее спроектируем отличительные черты данного предприятия, являющегося с одной стороны, предприятием производителем строительной продукции, и, с другой стороны, предприятием, оказывающим услуги собственно строительных работ — монтажа и отделки. Результаты анализа представлены в таблицах (См. таблицы 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3).
Заключение
.
Результаты диссертационного исследования сводятся к нижеперечисленному.
Разработка кадровой стратегии предприятия является необходимой для предприятий, сориентированных на долгосрочное планирование и развитие. Формирование кадровой стратегии представляет собой самостоятельный, недавно зародившийся в науке раздел управления человеческими ресурсами, позволяющий разделить замысел организации о развитии человеческих ресурсов и реализацию этого замысла.
Разрабатывая кадровую стратегию производственных предприятий, необходимо действовать в рамках возможных «генеральных линий»" развития (стратегий) предприятия, а именно: минимизации издержек, дифференциации продукта или рынков, опираясь на знания о стадии развития организации в текущий момент времени (от предпринимательской до стадии резкого изменения курса).
В основе кадровой стратегии предприятия лежат различные методологические подходы к «наемному работнику» в организации. Выбор одного из методологических подходов предшествует построению кадровой стратегии предприятия. Выделяют четыре основных методологических подхода к «наемному работнику» в организации:
— как к безликой рабочей силе;
— как к носителю трудовых навыков, к персоналу, выполняющему функции в соответствии с предписываемой организацией ролью;
— как к человеческому ресурсу, способному стать человеческим капиталом и приносить прибыль компании;
— как к субъекту управления, «внутреннему потребителю», позволяющему компании успешно развиваться.
При подходе к наемному работнику в рамках 3 или 4 подходов, производственное предприятие может рассматривать сотрудника как конкурентное преимущество компании. При рассмотрении персонала как конкурентного преимущества производственное предприятие получает возможность превращения имеющегося человеческого потенциала компании — совокупности врожденных способностей и приобретенных знаний, умений, навыков, способностей, мотиваций работников — в «человеческий капитал», который начинает приносить доход. Для использования этого источника дополнительной прибыли работодателю необходимо:
— во-первых, четко представлять какие именно знания, умения, навыки, способности, мотивации сотрудников ему необходимы и будут приносит прибыль;
— во-вторых, сформировать (привлечь из вне или «вырастить» в рамках организации) сотрудников, обладающих такого рода знаниями, умениями, навыками, способностями, мотивациями;
— в-третьих, создать такую систему стимулирования и вознаграждения наемных работников, которая актуализирует имеющиеся у них компетенции и возможности, опираясь на мотивации работников.
Производственное предприятие, работающее в условиях возрастающей конкуренции, должно инвестировать в персонал средства в трех направлениях:
— обучение — специальная подготовка сотрудников;
— охрана и укрепление здоровья;
— формирование приверженности компании — желания и готовности превратить свои знания и способности в капитал компании, приносящий доход самому сотруднику и прибыль фирме.
Кадровая стратегия производственного предприятия должна строиться как активная рациональная кадровая стратегия, основанная на четком качественном анализе и прогнозе кадровой ситуации в рамках организации. При этом она может сочетать в себе элементы открытой и закрытой кадровой стратегии, в зависимости от оценки внешних и внутренних факторов, влияющих на выбор кадровой стратегии в целом.
К внешним факторам, влияющим на выбор кадровой стратегии, мы относим:
1. особенности экономической ситуации в отрасли (с учетом региональной специфики);
2. особенности демографической ситуации;
3. особенности рынка труда;
4. особенности конкурентной среды, в которой находится данное производственное предприятие;
5. особенности политической ситуации в стране.
К внутренним факторам, влияющим на выбор кадровой стратегии, мы относим:
1. цели и стратегию предприятия;
2. технологию и специализацию предприятия;
3. особенности кадрового состава предприятия;
4. особенности организационной (корпоративной) культуры;
5. финансовые возможности предприятия.
В работе дана классификация кадровых стратегий производственных предприятий в зависимости от стадии развития, его общей стратегии и типа отношения к наемному работнику. Классификация включает 10 кадровых стратегий. Производственные предприятия, проходя стадии развитии от стадии предпринимательства через стадию динамичного роста к стадии прибыльности, должны последовательно менять и тип кадровой стратегии.
Стадия динамичного роста для производственных предприятий, работающих в условиях возрастающей конкуренции, является сложной стадией развития, своеобразной точкой бифуркации, в которой возможны два противоположных варианта развития. Производственное предприятие может либо перейти в стадию прибыльности, либо в стадию ликвидации. Существенным фактором, влияющим на результат прохождения точки бифуркации, является грамотное построение и реализация кадровой стратегии «структурирования организации».
Анализ типичной экономической ситуации, складывающейся для российских производственных предприятий на конкурентном рынке, показал, что большинство из них находятся в стадии динамичного роста. Соответственно, задача грамотного построения кадровой стратегии на этой стадии развития приобретает особое значение.
Перечислим выделенные и описанные в диссертационной работе условия, в которых находятся производственные предприятия, работающие в конкурентной среде на современном этапе.
К типичным внешним условиям, складывающимся для производственных предприятий, работающих на конкурентных рынках, можно отнести.
1. Усиление конкуренции между отечественными товаропроизводителями на фоне возрастания требований потребителя к качеству продукции и услуг.
2. Дисбаланс на рынке труда — стремление молодежи и предложение ВУЗов специальностей гуманитарного и экономического профилей, перепроизводство кадров гуманитарной и экономической направленности при дефиците специалистов технического профиля порождает повышенный спрос на квалифицированные кадры в сфере производства различного уровня: от квалифицированных рабочих до специалистов высшего звена.
3. Сокращение объема трудовых ресурсов, уменьшение численности лиц трудоспособного возраста в связи с неблагоприятной демографической ситуацией.
4. Отсутствие системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала для производственных предприятий.
5. Отток кадров из регионов в столицы: Москва, Санкт-Петербург.
6. Рост конкуренции за хорошие кадровые ресурсы. Производственные предприятия, не имеющие возможности подготовки и обучения персонала, проводят на рынке стратегию «охоты на персонал» — перекупки специалистов, тем самым обостряется конкуренция за кадровые ресурсы.
К типичным для российских производственных предприятий, работающим в условиях возрастающей конкуренции, внутренним условиям можно отнести нижеперечисленные условия.
1. Производственные предприятия, работающие на конкурентном рынке, находятся на стадии динамичного роста, реализуют стратегию динамичного роста, и стремятся к завоеванию необходимой доли рынка.
2. Финансовые возможности предприятий в условиях роста конкуренции снижены, поскольку обострение конкуренции требует снижения цен, снижает долю прибыли. Вместе с тем, необходимость снижения себестоимости вынуждает собственников вкладывать средства в развитие производства для обеспечения конкурентных преимуществ. В результате в компаниях наблюдается дефицит свободных денежных средств.
3. Производственные предприятия, работающие в условиях конкурентного рынка и находящиеся на стадии динамичного роста, переживают кризис с точки зрения управления персоналом компании. Переход предприятий от стратегии предпринимательства к стратегии динамичного роста, требует изменения характера взаимоотношений в компании, перестройки компаний из «организации семьи в «организацию — систему». Смена общей стратегии компании приводит к смене стратегии управления персоналом, что встречает сопротивление в рамках организации, порождает неблагоприятную психологическую обстановку. Переход от «организации — семьи» к «организации — системе» неизбежно приводит к возникновению в рамках производственного предприятия группы «риск — персонала», являющегося носителями уникального производственного опыта и готового покинуть компанию, происходит отток части квалифицированных кадров.
4. Рост требований персонала к работодателю. На современном этапе потребности персонала не ограничиваются своевременной выплатой заработной платы, очевидны потребности в благоприятном социальном климате, в профессиональном развитии, социальной защите, в условиях динамичного роста компании и стремлении ее к структурированию, эти потребности при реализации кадровой стратегии «структурирования организации» депривируются, в сложившейся ситуации возрастает роль лояльности персонала.
В описанной типичной ситуации производственное предприятие должно выбирать кадровую стратегию — «структурирования организации» и, решая такие общестратегические задачи как описание технологий работы, повышение управляемости компании, вести работу по обучению сотрудников, обеспечению безопасных условий труда и формированию приверженности работников производственному предприятию.
В диссертации смоделирован процесс создания кадровой стратегии, представлен процесс формирования кадровой стратегии производственного предприятия, находящегося в стадии динамичного роста и работающего в условиях возрастающей конкуренции, обоснован выбор кадровой стратегии, «структурирования организации», основанной на отношении к персоналу как к конкурентному преимуществу. В диссертации сформулирована цель такой кадровой стратегии, описаны направления достижения этой цели и результаты по каждому направлению, принципы построения кадровой стратегии и ее компоненты, в итоге получена матрица результатов кадровой стратегии «структурирования организации».
Работа включает рекомендации по организации ступенчатого обучения рабочих кадров, состоящего из предатестационного обучения, аттестации и постаттестационного обучения.
Понимая значимость этапа оценки полученных результатов в ходе использования того или иного типа кадровой стратегии, в работе предложены показатели оценки эффективности кадровой стратегии в зависимости от стадии развития предприятия. На разных стадиях развития предприятия показатели оценки эффективности кадровой стратегии различны. Так на стадии динамичного роста это: коэффициент эффективности затрат на персоналуровень качества продукции и услугстепень и полнота реализации функций кадрового менеджментаудовлетворенность работников характером и условиями работыстатистические показатели.
В итоге, цель диссертационного исследования достигнута.
Разработаны методические подходы к формированию кадровой стратегии производственных предприятий, работающих в условиях возрастающей конкуренции. Представленные подходы являются инструментом для решения задачи формирования кадровой стратегии производственных предприятий.
Указанный инструмент включает в себя: описание внешних и внутренних условий, сходных для всех производственных предприятий, работающих в условиях возрастающей конкуренцииспособы оценки индивидуальных особенностей производственного предприятиямодель-классификатор кадровых стратегий, модель построения и выбора кадровых стратегийтаблицу зависимости вида кадровых стратегий и компонентов работы с персоналомматрицу результатов одного из видов кадровых стратегий — стратегии «структурирования организации" — принципы построения кадровой стратегииметодику ступенчатого обучения рабочих кадровпоказатели оценки эффективности кадровой стратегии.
Итак, диссертационное исследование содержит:
— анализ типичной для периода 2001 — 2004 годов экономической ситуации, складывающейся вокруг производственных предприятий, работающих в условиях возрастающей конкуренции;
— классификацию видов кадровых стратегий, в зависимости от стадии развития предприятия, его общей стратегии и типа отношения к наемным работникам;
— теоретическое обоснование необходимости выбора производственным предприятием отношения к персоналу как невоспроизводимому конкурентному преимуществу компании;
— матрицу результатов кадровой стратегии «структурирования организации» для производственного предприятия;
— методические рекомендации по организации ступенчатого обучения рабочих кадров, включающего предаттестационное обучение, аттестацию, постаттестационное обучение;
— показатели оценки эффективности кадровой стратегии производственных предприятий, работающих в условиях возрастающей конкуренции в зависимости от стадии его развития и выбранной общей стратегии.
Список литературы
- — № 2. — С.39−56.2 340 лет Иркутску. Статистический сборник. Иркутск, 2001. — 48с.
- Амстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами/ М. Амстронг- пер. с англ. М.: Инфра-М, 2002.- 328 с.
- Акофф И. Планирование будущего корпорации/ И. Акофф М.: Прогресс, 1985. — 224с.
- Аксенова Е.А. Методы эффективного обучения взрослых. Учебно-методическое пособие/ Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров, Х. А. Беков М. Берлин: ИПК госслужбы, 2000. — 160 с.
- Аксенова Е.А. Управление персоналом в системе государственной службы/ Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров, Х. А. Беков М.: ИПК госслужбы, 1997. — 222 с.
- Анализ трудовых показателей. М., 1989. — 288 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия/ И. Ансофф- Пер. с англ. -Спб., 1999.-416 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление/ И. Ансофф- Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-519с.
- Ардзинов В.Д. Маркетинг трудовых ресурсов в системе предпринимательства. -Спб., 1999.- 181с.
- Безгребельная И. Об определении потребности предприятия в профессиональном обучении работающих/ И. Безгребельная // Соц. труд 1990.- № 3- С.65−68
- Беккер Г. Человеческий капитал: главы из книги /Г. Беккер// США: Экономика, политика, идеология. 1993. № 11.- С. 109−119.
- Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение/ Г. Беккер // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. -СПб.: Начала-прес, Земля, 1993. Т.1, вып.1.- С. 141−159.
- Беккер Г. Экономический взгляд на жизнь: лекция лауреата Нобелевской премии в области экономических наук за 1992 г./ Г. Беккер // Вести. Санкт- Петербург. Ун-та, Сер.5. Экономика. 1993 — Вып. 3.- С. 92−112.
- Былков В.Г. Экономические факторы управления системой регионального рынка труда/ В. Г. Былков. — Иркутск: ИГЭА, 1996. 334.
- Васильев Я.Т. Региональная занятость и рынок труда: основы теории функционирования и прогнозирования/ Я. Т. Васильев. — Новосибирск: Наука, 2000.-215с.
- Вебер М. Избранные произведения/ М. Вебер- Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.-806с.
- Вербицкий А.А. психолого-педагогические основы контекстного обучения в ВУЗе / А. А. Вербицкий. М.:МПГУ, 1991. — 55с.
- Вареникин А.О. Динамика занятости в России с позиции теории специфики человеческого капитала/ А. О. Вареникин //Экономический журнал. -2001. № 3 — С.4−21.
- Винокуров М.А. Трудовые ресурсы региона и рынок труда/ М. А. Винокуров. Иркутск: ИГЭА, 1999.- 247с.
- Виханский О.С. Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс: Учебник для экономических специальностей вузов/ О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 416 с.
- Волгин Н.А. Отношение труда и капитала: проблемы и пути гармонизации/ Н. А. Волгин // Известия Академии труда и занятости. -2000.- № 3−4.-С.15−18.
- Волохов А.А. Формирование системы стратегического управления персоналом предприятия. М., 1998. 196 с.
- Воробьева J1.E. Рыночная трансформация кадровой политики ГАЗПРОМа в 90-х годах 20 века: этапы, тенденции, перспективы: дисс. канд. исторических наук/ JI.E. Воробьева. Волгоград, 2000. — 242 с.
- Габдреев Р.В. Методология. Теория. Психологические резервы инженерной подготовки/Р.В. Габдреев. М., 2001. — 167с.
- Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия/ В.П. Га-ленко. Спб., 1994. — 115 с.
- Галенко В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий: учебное пособие/ В. П. Галенко, О. А. Страхова, С. И. Файбушевич. — Спб., 1994.-80с.
- Генкин Б.М. Экономика и социология труда/ Б. М. Генкин. М., 1999. — 93 с.
- Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. В 2 т/ В. В. Гончаров — МНИИПУ, т.1.- 1998.-816с.
- Грейсон Дж. Американский менеджмент на пороге 21 века/ Дж. Грейсон, О. Делл — Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.- 319с.
- Громова О.Н. Формирование стратегии управления персоналом организации (теоретические и методологические аспекты): дисс. доктора экономических наук/ О.Н. Громова- ГУУ. М., 1999. — 283 с.
- Гусарова М.С. Формирование механизма кадровой стратегии строительных организаций: дисс.. канд. экономических наук/ М. С. Гусарова. — Тюмень, 2000. — 165 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/В.В. Давыдов. М.1996. — 541с.
- Давыдова О.А. Инвестиции в человеческий капитал: динамика, оценка эффективность/ О. А. Давыдова. Спб., 1998. — 142 с.
- Данилочкина Н. Роль учебного центра в обучении персонала промышленной группы/ Н. Данилочкина// Консультант директора. 2001.- № 5.- С.22−26.
- Детский сад в Японии: опыт развития детей в группе. М.: Прогресс, 1987.-240с.
- Добрынин А.И. Производительные силы человека: структура и формы проявления/ А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, С. А. Курганский. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.- 163с.
- Доброхвалов Д.С. Самая большая проблема кадров- найти думающих людей/ Д.С.Доброхвалов// Управление персоналом. — 2003. -№ 4. -С.44−46
- Дятлов В.А., Управление персоналом: учебное пособие для студентов экономических ВУЗов и факультетов / В. А. Дятлов, А. Я. Кибанов, В. Т. Пихало. -М.: ПРИОР, 1998−512 с.
- Дятлов С.А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования/ С. А. Дятлов, А.и.Добрынин, E.IO. Цыренкова- Спб.: Наука, 1993. — 309с.
- Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода/ С. А. Дятлов Спб., 1995. — 160с.
- Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами / Л. И. Евенко// Бизнес- образование. 1996. — № 1. — С. 22 — 29.
- Егоршин А.П. Управление персоналом. Учебник/А.П. Егоршин. Нижний Новгород: НИМБ, 2001. — 713с.
- Задиров П.И. Формирование кадровой политики на предприятиях малого предпринимательства: дисс.. канд. экономических наук/ П. И. Задиров. — М., 2001.-224 с.
- Занятость и безработица в Иркутской области. Ежемесячная экспресс -аналитическая информация. Январь октябрь 2003- Иркутск: Департамент Федеральной государственной служба занятости населения по Иркутской области, 2003. — Юс.
- Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты и перспективы.-М., 1998−255 с.
- Забродин Ю. Качество труда персонала успех российских реформ/Ю. Забродин//Служба кадров. — 2000. — № 9. — С.8−13.
- Заславский И. Труд, занятость, безработица/ И.Заславский. -М.: Департамент труда и занятости Правительства Москвы, 1992. — 158с.53