Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономические основы и механизмы государственного регулирования рынка труда молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образование вообще и профессиональная подготовка в частности выступают как социальный институт формирования и воспроизводства рабочей силы, обеспечения подготовки молодежи к вступлению на рынок труда в соответствии с его требованиями. Однако очевидно, что рынок труда в России все еще слабо воздействует на сферу образования как регулятор развития, что способствует возникновению проблем, затрудняет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы функционирования рынка труда и его государственного регулирования
    • 1. 1. Социально-экономическое содержание рынка труда
    • 1. 2. Рынок труда: сочетание саморегулирования и государственного регулирования
  • Глава 2. Становление и развитие рынка труда молодежи в
  • России
    • 2. 1. Молодежь как один из субъектов рынка труда
    • 2. 2. Профессионально — квалификационная структура трудовых ресурсов молодежи
  • Глава 3. Особенности рынка труда молодежи
    • 3. 1. Роль системы высшего образования в профессиональной адаптации молодежи
    • 3. 2. Методика проведения статистического и социологического мониторингов рынка труда молодежи (региональный аспект)

Экономические основы и механизмы государственного регулирования рынка труда молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Рыночная трансформация экономики России привела к формированию факторных рынков, среди которых особое место занимает рынок труда. Его специфика связана с тем, что он представляет сферу отношений, в рамках которой происходит формирование, развитие и функционирование рабочей силы — ресурса, приобретающего первостепенное значение в связи с переходом к постиндустриальному обществу, к экономике, основанной на знаниях. Подчеркивая это, Д. Белл писал: «. Основным действующим лицом становится профессионал, потому что его образование и опыт позволяют ему отвечать всем требованиям, предъявляемым в постиндустриальном обществе"1.

Особым сегментом рынка труда выступает рынок труда молодежи. Его исследование актуализируется в связи с тем, что молодежь на рынке труда, с одной стороны, наиболее мобильный и чаще всего — наиболее квалифицированный производственный ресурс, а с другой — и наименее социально защищенный, особенно в условиях современной России. Его преобладание в структуре безработных, трудности адаптации к рыночным условиям, равно как и трудности социальной адаптации вообще, требуют внимания и глубокого анализа.

Обретение молодежью достойного места на рынке труда в определяющей степени зависит от теоретических знаний и уровня образования, без которых «нельзя соответствовать требованиям нового социального разделения труда». В связи с этим усиливается зависимость между степенью занятости населения, в том числе молодежи, и состоянием образовательной сферы.

Это определяет потребность в комплексном анализе сущности и структуры рынка труда в переходной экономике России, места в нем молодежи и путей и.

1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: ЮНИСЕФ, 1999. С. 171.

2 Там же. С. 210. средств формирования качественного уровня подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватного требованиям экономики, основанной на знаниях.

Историография научных исследований проблем рынка труда свидетельствует о том, что роль и место молодежи в формировании трудовых отношений мало изучены. Следует отметить, что проблемы молодежи, ее участия в общественно-политической жизни постиндустриального общества являлись предметом исследования таких западных ученых, как Д. Белл, П. Друкер, О. Тоффлер, М. Янг и др. В нашей стране проблемы молодежи рассматривались Н. Бестужевым-Лада, Е. Левановым, М. Титма, А. Шендриком и др.

Определенный вклад в научную разработку различных аспектов трудовых отношений вносят отечественные экономисты: Н. Антонова, И. Бугаян, Н. Капелюшников, А. Рофе, А. Котляр, которые поднимают вопросы социальнотрудовых отношений российского рынка труда и механизма его регулирования.

Вопрос регулирования движения ресурсов труда на макрои микроуровнях рассматривались В. Адамчуком, Б. Ишиным, В. Збышко, Ю. Кокиным, В Некрасовым, А. Никифоровой и др.

Большинство исследований, связанных с функционированием рынка труда, носит выраженный прикладной характер. Так, в центре внимания М. Кастельса, И. Бушмарина — новая структура трудовых ресурсов и ее качественные характеристикинайм как специфическую форму сделки на рынке труда исследуют М. Бейли, Д. Гардон и др.- сегментацию на рынке труда, обусловленную формами дифференциации найма, — В. Радаев, А. Семенов, Г. Данишевская и др.

Исследования, касающиеся экономики образовательной сферы, рынка образовательных услуг, взаимосвязи системы высшего профессионального образования России с рынком труда, нашли отражение в работах С. Климова, А. Рубцова, В. Северцева и др.

В современной российской науке дан анализ воздействия цен на образование, показана эффективность вложений в образовательные услуги.

Отдельные аспекты данных проблем освещены в работах А. Панкрухина,.

B. Кудинова, Е. Якуба. Принципы государственного влияния на образовательную систему раскрыты в трудах Е. Жильцова, А. Бабича, JI. Якобсона и др.

Аспекты региональной экономики, имеющие прямое отношение к проблемам социально-трудовой сферы, были предметом исследований отечественных: В. Белозерова, С. Берлина, Н. Довгатько, С. Рязанцева,.

C. Слепакова, О. Белокрыловой, В. Бутова, JI. Васюнина, Г. Гершковича, В. Игнатова, Т. Игнатовой, Н. Кетовой, А. Шухмина, А. Дружинина и др.

Несмотря на столь пристальное внимание к вопросам экономической роли государства и степени его воздействия на социально-трудовые отношения в области рынка труда молодежи и сопряженной с ним образовательной сферы, данную проблему нельзя считать исчерпанной и окончательно решенной.

Проблемы государственного регулирования рынка труда молодежи нуждаются в дальнейшем исследовании и анализе. Требует более предметного анализа профессионально-квалификационная структура молодежи, механизм взаимодействия в системе «рынок — высшая школа — государство», которая испытывает влияние со стороны внутренних и внешних факторов и нуждается в постоянном совершенствовании.

Все это подтверждает актуальность выбора темы диссертации: «Экономические основы и механизмы государственного регулирования рынка труда молодежи».

Целью диссертационного исследования является выявление специфики и роли молодежи как особого сегмента рынка труда, требующего государственного регулирования, и обоснование путей и средств повышения ее профессионально-квалификационного уровня в условиях реформирования системы образования в России, обеспечения сбалансированности спроса и предложения труда на этом сегменте.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

• на основе анализа основных теоретических концепций рынка труда обосновать авторские позиции по дискуссионным вопросам в ракурсе темы диссертационного исследования;

• определить необходимость активной комплексной государственной политики по регулированию рынка труда и сопряженной с ним образовательной сферы;

• проанализировать и охарактеризовать состояние и динамику рынка труда молодежи, факторы влияющие на спрос и предложение в молодежном сегменте рынка труда;

• выявить и охарактеризовать влияние сферы образования на позиции молодежи на рынке труда;

• обозначить основные направления совершенствования системы образования в аспекте ее взаимодействия с рынком труда молодежи.

Объектом исследования выступает рынок труда молодежи в его региональном и локальном аспектах, а также образовательные учреждения системы высшей школы.

Предметом исследования является система экономических и институциональных отношений по поводу формирования, развития и использования рабочей силы молодежи в рыночных условиях.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили использованные в рамках авторской концепции фундаментальные исследования неоклассической, кейнсианской и неоинституциональной теории, теории экономики, основанной на знании (knowledge-based economy), представленные в зарубежной и отечественной литературе.

Инструментарно-методологический аппарат основан на общенаучных принципах и методических подходах. Использовались методы логического, статистического, компаративного и факторного анализа, экономико-математического моделирования, мониторинга и прогнозирования. В работе нашли конкретное применение методы сравнения, классификаций, группировок, сравнения, опроса и наблюдений.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют нормативно-правовые акты государственных органов Российской Федерации, официальные статистические данные Международной организации труда (МОТ), Госкомстата России и статистического управления Ставропольского края, годовая отчетность предприятий Ставропольского края, обзорно-аналитические материалы, опубликованные в периодической печати, отчеты по НИР и собственные исследования и наблюдения.

Тема и содержание диссертационной работы соответствуют Паспорту специальностей ВАК (экономические науки) по специальности 08.00.05 -экономика и управление народным хозяйством (макроэкономика) п. 2.5. «Научные основы, методы и организация государственного регулирования национальной экономики" — по специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономика труда) п. 8.6. «Рынок труда, его функционирование и развитиезанятость населения (формирование формы и видов) — безработица (основные виды и формы, социально-экономические последствия, пути минимизации)».

Рабочая гипотеза диссертационного исследования исходит из обоснования особой значимости рынка труда и его специфического сегментарынка труда молодежи и обусловленности его состояния одним из важнейших компонентов внешней среды этого рынка — системой образования и состоит в разработке мер, способствующих формированию предложения труда молодежи, адекватного профессионально-квалификационным параметрам спроса на труд с позиций постиндустриального общества и экономики, основанной на знании.

Логика исследования основана на движении теоретического анализа от общей характеристики рынка труда как родового понятия к определению специфики рынка труда молодежи как видового сегмента единого рынка труда, и далее к определению мер по его сбалансированности на основе сочетания механизма рыночного саморегулирования и государственного регулирования через систему образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Рынок труда — один из факторных рынков, представляющий общественно-экономическую форму движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующую товарной (рыночной) экономике и имеющий сложную иерархическую структуру. Важнейшим элементом этой структуры в контексте тематики диссертационного исследования является внутренний (внутрифирменный) рынок труда, для которого характерно длительное и стабильное функционирование работника в рамках одной организации с постепенным перемещением вверх по служебной лестнице. Большую часть квалификации работника в этом случае составляют интерспецифические профессиональные знания, умения и навыки, полученные в процессе трудовой деятельности на данном предприятии. Формальное образование, полученное в учебном заведении, служит лишь своеобразным пропуском и основой, на которой выстраивается образование профессиональное.

2. Рынок труда, более чем другие факторные рынки, нуждается в государственном регулировании, ибо субъекты этого рынка — не только носители титула собственности на свою способность к труду, но и личности. Сфера труда становится сферой их социализации, зависящей от социального статуса труда в обществе, возможности получения признания и вознаграждения по труду, средством самовыражения и совершенствования. Поэтому государственное регулирование рынка труда носит не только экономический, но и социальный характер.

3. Положение молодежи на рынке труда амбивалентно как с позиции спроса на труд молодежи, так и с позиции его предложения. Спрос с одной стороны, стимулируется более высокими показателями качественных параметров рабочей силы и более продолжительным периодом работоспособности, высокой географической и профессиональной мобильностью, и, как правило, более высоким образовательным уровнем. С другой стороны, спрос ограничен недостатком профессионального и социального опыта, отсутствием знания специфики и корпоративной культуры конкретного предприятия. В условиях современной России ограничением спроса на труд молодежи является значительная скрытая безработица и значительные трансакционные издержки, связанные с увольнением излишних работников. На стороне предложения стимулирующими факторами являются необходимость обретения молодежью экономической самостоятельности и собственного источника доходов, социализации и карьерного роста, а ограничивающими факторами — низкий уровень оплаты труда, препятствующий расширению воспроизводства рабочей силы несоответствие притязаний молодежи к сферам и условиям приложения труда, направлениям ее профессиональной подготовки, а также значительная (особенно нелегальная) миграция и эмиграция наиболее квалифицированных работников, ограничение мобильности рабочей силы внутри страны.

4. Рынок труда молодежи характеризуется несбалансированностью (около 34% безработных составляют молодые люди в возрасте от 19 до 29 лет). Сбалансированность этого рынка требует преодоления информационной асимметрии, определяющей несоответствие потребностей экономики в рабочей силе образовательного и квалификационного уровня образования. Это требует не только совершенствования механизма рыночного саморегулирования (прежде всего через систему оплаты труда), но и улучшения работы институтов государственного регулирования рынка труда (законодательства, государственной службы занятости, системы подготовки и переподготовки кадров).

5. В современной системе образования в России обостряется противоречие между эгалитарным и элитарным образованием. Нарастающая коммерциализация образовательных услуг делает образование (особенно высшее по так называемым востребованным профессиям) недоступным для значительной части населения, что ухудшает ее конкурентные позиции на рынке труда. Разрешение указанных противоречий требует комплекса мер государственного воздействия, обеспечивающих доступ к высшему образованию всех способных и желающих его получить (государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), образовательные субсидии и кредиты, подготовка специалистов по заявкам и за счет конкретных фирм и т. п.).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании возрастающего обострения противоречий на рынке труда молодежи и разработке комплекса государственных мер, обеспечивающих равновесие на этом сегменте рынка труда, сопровождаемого синергетическим экономическим и социальным эффектами.

Получены результаты, содержащие элементы научной новизны:

1. Научно обоснованно, конкретизировано и дополнительно аргументировано положение о внутреннем рынке труда, выявлены особенности его функции и корреляционная взаимозависимость с системой образования.

2. Дана авторская характеристика специфики рынка труда молодежи транзитивной экономики и исследованы факторы, определяющие спрос и предложение этой категории труда в современной России.

3. Определены причины несбалансированности рынка труда молодежи и представлена система мер по ее преодолению, лежащих как на стороне спроса на труд (соответствие заявок предприятий на специалистов реальным потребностям, преодоление дискриминации в труде по полу и возрасту, установление заработной платы, соответствующей уровню образовательной и профессиональной подготовки), так и на стороне предложения (государственное регулирование структуры системы образования, профориентация, прогнозирование потребности в кадрах по конкретным специальностям и уровням подготовки и т. п.).

4. Обоснованы негативные экономические и социальные последствия нарушения гарантированного права конституцией равного доступа к образованию и указана система финансирования образовательной сферы на основе сочетания государственных, частных средств и средств обучающихся.

5. На основе авторского исследования локального рынка труда г. Пятигорска и подготовки кадров в вузах Кавказских Минеральных Вод (КМВ), данных мониторинга и экономико-математического моделирования разработана модель регулирования этого рынка.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в использовании системного методологического подхода к анализу состояния и динамики рынка труда в России и его специфического сегмента на основе использования модели мультиатрибутивного рынка, в которой в качестве объекта выступает рынок труда, обладающий совокупностью атрибутов, имеющих различную значимость для экономического и социального развития общества. Актуализированы факторы, определяющие требования к рынку труда с позиций постиндустриального общества и экономики, основанной на знании.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что на основе авторского анализа локального рынка труда и сопряженной с ним образовательной сферы даны конкретные рекомендации по подготовке специалистов и их трудоустройству, по совершенствованию структуры и финансировании высшей школы.

Материалы исследования могут быть использованы в преподавании курсов экономической теории, экономики труда, экономики образования и в целом могут стать основой для спецкурса «Государственное регулирование рынка труда и занятости» для студентов экономических специальностей.

Апробация материалов исследования. Основные концептуально-теоретические положения и выводы, прикладные аспекты диссертационного исследования нашли отражение во второй Всероссийской научно-практической конференции «Развитие системы экономического образования в России», проходившей в апреле 2003 г. в г. Москве, на конференции проведенной СКАГС при поддержке фонда им. Фридриха Эберта «Вертикаль власти: проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в современной России» в июне 2001 г. в г. Ростове — на — Дону. Кроме того ряд положений исследования выносился автором на обсуждение краевых научно-практических конференций: «Проблемы развития и реализации кадровой политики, совершенствование государственной муниципальной службы в Ставропольском крае», «Устойчивое социально-экономическое развитие региона КМВ». Автором был представлен проект положения о центре содействия трудоустройству в рамках Союза молодых специалистов, организуемого на базе ПФ СКАГС при поддержке Молодежного Союза экономистов и финансистов РФ, который был одобрен и нашел положительные отклики на научно-практической конференции в мае 2003 г. в г. Москве.

Основное содержание диссертации и ее результаты изложены в 6 публикациях автора общим объемом 1,65 п.л.

Структура диссертационной работы отражает логику, порядок последования и алгоритм решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, шести параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка используемой литературы и приложения, содержит 7 рисунков, 19 таблиц, изложена на 175 страницах.

Результаты исследования показали, что группа студентов имеет совокупной доход, около 5 тыс. рублей, сокращается число студентов с доходом в 3 тыс. рублей. Это объясняется тем, что студенты подрабатывают или имеют постоянную работу. На полном обеспечении у родителей 45% -респондентов.

Результаты линейного обсчета анкеты (Приложение 2).

При исследовании степени тесноты между качественными признаками, каждый из которых представлен в виде альтернативного признака, используют коэффициент ассоциации или коэффициент контингенции. Для вычисления этих коэффициентов строится «таблица четырех полей».

Ответ на первый вопрос Ответ на второй вопрос Всего да нет.

Да ац, а и.

Нет a2i а22.

Всего too.

Коэффициент ассоциации определяется по формуле:

А2.

— 2-•.

Д2 =.

11 •"12.

21 •"22 а\а22 + а2а2 «и а22 ~аг'аг> где, А — определитель матрицы второго порядка.

Рассмотрим анкету и определим группы вопросов, представляющие интерес с точки зрения наличия связи между рассматриваемыми вопросами и имеющие альтернативные ответы «да» и «нет».

К таким вопросам можно отнести следующие пункты анкеты:

— Совмещаете ли Вы учебу и работу? — К осуществлению трудовой деятельности Вы готовы психологически?

2. Совмещаете ли Вы учебу и работу? — Может ли выпускник получить высокооплачиваемую работу в регионе?

— Совмещаете ли Вы учебу и работу? — Может ли выпускник получить высокооплачиваемую работу в крупных городах?

— Имеете ли Вы стаж работы по своей специальности? — К осуществлению трудовой деятельности Вы готовы психологически?

— К осуществлению трудовой деятельности Вы готовы психологически? -Необходимо ли государственное регулирование системы трудоустройства выпускников ВУЗа?

— К осуществлению трудовой деятельности Вы готовы психологически? -Довольны ли Вы получаемой профессией?

— Обладаете ли Вы навыками практической деятельности? — Может ли выпускник получить высокооплачиваемую работу в регионе?

Рассчитаем коэффициент ассоциации для данных пар вопросов.

133 Ефимова M.P., Петрова Е. В., Румянцев B.H. Общая теория статистики. Учебник. M., 2000. С. 253.

Заключение

.

В ходе проведенного исследования нами установлено, что рынок труда определяется как совокупность экономических и социальных отношений, возникающих между собственником рабочей силы и ее покупателем по поводу конкретного рабочего места, на котором будет производиться товар или услуга. В ходе товарно-рыночных отношений для работника, как владельца рабочей силы, создается возможность получить рабочее место, на котором он может трудиться, зарабатывать деньги, необходимые ему для воспроизводства своей рабочей силы.

Опираясь на взгляды основоположников неоклассического направления экономической науки, отношения между работодателем и наемным работником не равноценны. Особая роль в них принадлежит государству как субъекту рынка, которое выступает в качестве работодателя-инвестора, финансирует крупные проекты, обеспечивает целевую поддержку и защиту на рынке труда, принимает меры по созданию дополнительных рабочих мест, является крупным работодателем.

Любая попытка макроэкономического исследования рынка труда может завершиться заключением об определяющей роли недостаточной конкурентоспособности предложения. Современный рынок не представляет собой единое целое. По существу, в его структуре выделяется два самостоятельных, независимых друг от друга рынка труда: организованный рынок труда, курируемый государством, и скрытый, неофициальный, обслуживающий подавляющую массу национальных трудовых ресурсов. Рынок труда, более чем другие факторные рынки нуждается в государственном регулировании, так как субъекты этого рынка не только носители титула собственности на свою способность к труду, но и личности. Таким образом, сфера труда становится сферой их социализации, зависящей от социального статуса труда в обществе, возможности получения признания и вознаграждения по труду, использования труда как сферы самовыражения и самосовершенствования. В этой связи государственное регулирование рынка труда носит не только экономический, но и социальный характер.

Особой категорией трудовых ресурсов является молодежь, положение которой на рынке труда характеризуется рядом особых признаков: высокими показателями здоровья, выносливости, продолжительным периодом работоспособности, мобильности, образовательным уровнем, готовностью к инновациям, модернизации. Вместе с тем, недостаток профессионального и социального опыта, отсутствие знания специфики предприятия ограничивает спрос на труд молодежи, и, как следствие, трудоустройство.

Стимулирующими факторами являются необходимость обретения молодежью экономической самостоятельности, собственного источника доходов, социализации и карьерного роста, а ограничивающими фактораминизкий уровень оплаты труда, несоответствие притязаний молодежи условиям, выдвигаемым рынком, ее профессиональной подготовки. Все вышеперечисленное требует не только совершенствования механизмов рыночного саморегулирования, но и улучшения и модернизация государственных институтов, осуществляющих регулирование и мониторинг рынка труда.

Одним из приоритетных направлений в реализации государственной молодежной политики является информационное обеспечение, поскольку, формирование и развитие информационного мышления у молодежи является сегодня главным условием социализации личности, становления нового поколения, способного преодолевать сложнейшие кризисные ситуации. Социальная защита осуществляется на разных уровнях и в разных формах. Одним из направлений защиты и поддержки молодежи является создание молодежных информационных служб, призванных помочь молодым людям на сложном этапе жизненного самоопределения и становления, полноценно реализовать свои профессиональные возможности на рынке труда.

Образование вообще и профессиональная подготовка в частности выступают как социальный институт формирования и воспроизводства рабочей силы, обеспечения подготовки молодежи к вступлению на рынок труда в соответствии с его требованиями. Однако очевидно, что рынок труда в России все еще слабо воздействует на сферу образования как регулятор развития, что способствует возникновению проблем, затрудняет вступление молодежи в трудовую жизнь и оптимизацию баланса трудовых ресурсов. Основным противоречием современного рынка труда выступает увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодежи и возможностями их удовлетворения. Это противоречие во многом объясняет особенности положения молодежи на рынке труда. Главная особенность — это растущее недоиспользование трудового потенциала молодежи, что само по себе нежелательно и носит еще более негативный характер в связи с тем, что замедляется процесс обновления рабочей силы и ротации кадров, особенно в отраслях не престижных по той или иной причине для молодежи.

В ходе исследования нами установлено, что одним из главных направлений государственной политики на рынке труда должно стать повышение конкурентоспособности молодежи через приобретение новых или углубление имеющихся профессиональных знаний и навыков для последующего трудоустройства.

В этой связи модернизация системы высшего профессионального образования должна осуществляться с учетом подготовки специалистов, а также по открытию новых специальностей, сбалансированных с потребностями территориальных рынков труда. Внедрение в учебный процесс новых технологий влияет на повышение качества обучения и способствовать мобилизации ресурсов молодежи для получения и закрепления знаний, умений и навыков.

В мировой экономике рынок труда становится ключевой сферой интеграционных процессов, центральным объектом которых является новый работник, мобильный, образованный, находящий практически в любом регионе земного шара виды занятости и место приложения труда, адекватные своим возможностям и способностям. Примечательной чертой нынешнего времени становится совершенствование человеческого потенциала, что является фактором экономического роста.

Весьма значимым качеством работника со знаниями и информацией становится его способность развивать свои коммуникативные функции, обладание искусством общения с другими людьми. Фирмы и корпорации должны учитывать то, что потребление информационных продуктов и производство новых во многих аспектах пересекаются, а стремление работников к развитию своего творческого потенциала приобретает общественно значимый характер.

Исследование показывает, что в трудовой сфере происходят качественно новые изменения, которые влияют на другие сферы, прежде всего на социальную сферу. Во-первых, малоквалифицированная рабочая сила сталкивается с растущей конкуренцией за рабочие места не только внутри страны, но и на международном рынке труда. Этому способствует миграция рабочей силы. Во-вторых, возрастает процесс утечки мозгов из страны, которые поневоле сокращают свое присутствие на пространстве международного разделения труда. В-третьих, конкуренция растет не только между работниками, но и между работодателями, которые ощущают дефицит в высокопрофессиональных специалистах. В-четвертых, глобализация противоречиво влияет на миграционные процессы. Капитал перемещается быстрее и двигается быстрее там, где есть дешевая рабочая сила. Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют создать условия для работы в иностранных фирмах не переезжая из страны. Эмигранты переводят в свою страну огромные денежные средства, технологии и знания, способствуют открытию новых рабочих мест.

Россия со своими нынешними демографическими, структурными проблемами и низким уровнем квалификации рабочей силы оказалась в мире, где правила игры задают постиндустриальные страны. Будет ли она хаотично адаптироваться к новым условиям или активно интегрироваться в глобальную экономику зависит от отношения к собственным человеческим ресурсам.

Привлечение дополнительных ресурсов для развития НИОКР должно осуществляться параллельно с вложением достаточных средств в систему высшего образования. Практика показывает, что Правительство не может удовлетворить все бюджетные требования, связанные с предоставлением услуг высшего образования требуемого качества. Перед страной стоят две задачи: старая задача — поддержка развития качества эффективности и равенства доступа к системе высшего образования и новая задача — поддержка развития основанного на знании. Учитывая жесткие бюджетные ограничения, а также усиление действия рыночных сил внутри страны цель, размах и способы осуществления государственного вмешательства в высшее образование претерпевают значительные изменения.

Реформирование новой школы в России подразумевает целый ряд стратегических преобразований. В их числе — два крупных направления: «Государственные именные финансовые обязательства» (ГИФО) и «Возвратные государственные субсидии на получение высшего образования». В Министерстве образования разрабатываются проекты по введению возвратных кредитов на образование и возвратных субсидий. Возвратные кредиты рассчитаны на средний класс и будут выдаваться на образовательные услуги в банке под имущественный залог. Предлагается система финансирования вузов через образовательные субсидии на договорной основе. Все это лишь попытка государства частично вернуть затраченные на профессиональное образование средства. Оставаясь при этом в рамках закона, декларирующего гарантию бесплатного высшего образования. Необходимо также предусмотреть постепенный переход от государственных субсидий на субсидии от самих высших учебных заведений. Только конкуренция и большая независимость от государства позволят на рынке образовательных услуг укрепиться достойным вузам, которые готовят кадры действительно востребованные современной жизнью.

Поведение вузов на рынке образовательных услуг зависит от общей социальной и экономической ситуации, характера и уровня развития рыночных отношений в стране, регионе.

В Ставропольском крае молодежь составляет четвертую часть населения (24%). На данный момент доля молодых людей среди безработных 30%, а в отдельных районах края достигает более 40%. Результаты проведенных нами мониторинговых исследований рынка труда молодежи показывают, что низкая конкурентоспособность связана с низким качеством профессиональной подготовки, отсутствием опыта и недостаточной предприимчивостью в поиске работы. Потребность в специалистах имеющих диплом о среднем специальном образовании сократилась в три рази. Подобная тенденция распространяется и на профессии требующие высшего образования. Вместе с тем 90% выпускников школ ориентированны на поступление в вузы. Найти работу по специальности может лишь каждый второй выпускник. Таким образом интеллектуальный потенциал молодежи края явно избыточен, система подготовки кадров нуждается в государственном регулировании, целью которого является модернизация системы образования на региональном уровне.

Государственное воздействие на рынок труда обусловлено необходимостью проведения двухзвеньевого мониторинга. Методика проведения мониторинга базируется на сочетании статистических и социологических методов сбора информации. Мониторинг проводится один раз в год для сопоставимости результатов в регионах в единый временной промежуток. Для правильности результатов мониторинга структура выборки должна соответствовать структуре потоков ищущих работу граждан. Полученные результаты будут положены в основу разработки федеральных и региональных программ занятости с целью более эффективного управления молодежным рынком труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. РФ. М.: Новая школа. 1995.
  2. Трудовой кодекс РФ. -М.: Эксмо, 2003.
  3. ФЗ «О занятости в Российской Федерации», М. Родэкс. 1999.
  4. ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» Российская газета 1999 12 мая.
  5. Занятость и безработица в РФ. Информационно-статистический бюллетень М. 1999−2003.
  6. Российский статистический ежегодник, М. 1999−2003.
  7. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001−2005 гг.)» Утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 г. № 1-Р.
  8. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997.-№ 6.
  9. А. Реформирование экономики и взаимодействие центра и регионов Российской Федерации//Вопросы экономики. 1996.-№ 6.
  10. Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство, М.: Наука, 1993.11 .Анализ и прогнозирование экономики региона// Москва: изд-во Наука, 1984. Ответственные редакторы: Чичканов В. П., Минакир П.А.
  11. А.В. Проблемы социально-правовой защиты детей и молодежи в современных условиях. М., 1998.
  12. Е. Россия: проблема безработицы в переходный период // Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 1.
  13. Н.Балашов Ю. К., Никифорова Т. В. Концепция глобальной занятости и пути ее реализации в развитых капиталистических странах // Труд за рубежом. 1989. — № 4.
  14. Г., Ромнов А., Слепухин Ю., Чеботаревский. Отношение населения к реформе финансирования высшего образования // Высшее образование в России. 2003. — № 5.
  15. А.А., Белокрылова О. С., Кетова Н. П., Рынок труда региона и его институциональная организация, Ростов-на-Дону, 2003.
  16. О.С., Скорев М. М. Влияние экономических институтов на производство и накопление знаний // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. — № 2.
  17. Р. Экономическая история России. XX век. 1999.
  18. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика// Калининград: «Янтарный сказ». 1998.
  19. . Становление рыночных отношений и занятости // Общество и экономика. 1995. — № 7−8.
  20. ., Костенко Т., Нановян А. Экономические последствия потерь безработицы. Оценка потерь // Общество и экономика. 2002. — № 5.
  21. B.C. Рабочая сила в условиях формирующихся рыночных отношений -М, 1994.
  22. И. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада. М., 1998.
  23. Бюро МОТ в Москве: Российская Федерация первый общегосударственный диалог по социальным аспектам глобализации. М., 2002.
  24. Ю.В. Теоретико-методологические вопросы развития рыночной экономики (региональный аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: Московский государственный социальный университет. 1995.
  25. Ю.В., Степанов А. А., Ушвицкий Л. И. Регион и рынок. //Ставрополь. Кавказская здравница. 1996.
  26. Т. Теория праздного класса. М., 1984.
  27. Н.Т. Либерализация внешней торговли и рынок труда: исследования и опыт зарубежных стран. -М.: Высшая школа экономики МГУ, 2003.
  28. Волгин Н. А Усиление социальной направленности экономики России. М., 1998.
  29. Н.А., Корнухин Д. Н. Социально-трудовая сфера в России в переходный период: реалии и перспективы. М. 1998.
  30. A.M. Швеция: социально-экономическая модель. -М.: Мысль, 1991.
  31. В.В. Эффективность рыночного процесса и эволюция институтов // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — 2002. № 4.
  32. В.В., Скорее М. М. Институциональная инерция и развитие российской системы образования // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. — № 4.
  33. Всероссийская конференция по экономическому развитию Сибири. Новосибирск, 8−11 июня 1993 //Регион: Экономика и социология.-1993.-№ 2−3.
  34. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. М. 2003.36.ВЦИОМ. 2000. — № 4.
  35. Гарсия-Исер М., Голодец О., Смирнов С. Критические ситуации на региональных рынках труда // Вопросы экономики. 1997.-№ 2.
  36. .Я. Регион и его интересы// Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 1996.-№ 1.
  37. В. Политическая экономия дерегулирования занятости // Вопросы экономики. 2003. № 4.
  38. К.П. Региональные программы: смена парадигмы // Регион: экономика и социология. 1995.-№ 3.
  39. Государственная политика на российском рынке труда. Реалии и перспективы / Сборник статей под ред. Л. Ю. Ельцовой Экономика, 2001.
  40. Государственный доклад «Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика». М., 1999.
  41. А.Г. Региональная политика в программах экономических реформ //Федерализм и региональная политика.-Вып.1.-Новосибирск: ИЭиОПП СОРАН.1995.
  42. А.А. Регион в едином рыночном пространстве России // Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета. 1995.-250с.
  43. Е. Стиглиц, речь с присуждением Нобелевской премии, 2001 год. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад всемирного банка. М.: Весь мир, 2003.
  44. Доклад о мировом развитии 2002 года. М., 2002.4 7. Доклад об уровне социально-экономического развития, качестве жизни населения и инвестиционной привлекательности регионов России в 2002 году. / Департамент региональной экономики, 2003.
  45. Н. Региональная экономика в системе рыночных отношений (методологические аспекты управления) / Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 4.
  46. Достижения науки должны работать на страну // Российская газета. 2000. 18 августа.
  47. Н. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики. 1998.-№ 1.
  48. П., Форэ Д. Экономические основы общества знания // Экономический вестник Ростовского государственного университета. -2003.-№ 1.
  49. Т.Г., Маховикова Г. А. Краткий словарь делового человека. -М.: Финансы и статистика, 1991.
  50. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики. Учебник. М., 2000.
  51. Ю.М. Кадровый потенциал российской экономики и проблемы развития человеческих ресурсов «Общество и экономика. -1997. № 7— 8.
  52. Г., Голиусова Ю. Современное студенчество: социологический портрет // Высшее образование в России. 2002. -№ 5.
  53. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение // Ростов-на-Дону: Издат.центр. „МарТ“, 1998.-319с.
  54. И.М. Молодежь как глоальная проблема человечества. Молодежная политика как императив XXI века. М., 1998.
  55. И.В. Бюджетное финансирование образования: назначение, состояние проблемы. М., 2001.
  56. З.И., Бессонова О. Э., Тапилина B.C. Основные направления региональной социальной политики // Регион: экономика и социология. 1997.-№ 2.
  57. Г. Региональная политика в местном и региональном измерении //Регион: экономика и социология. 1995.-№ 4.
  58. Кара-Мурза С. Еще одна утопия реформаторов // Российская федерация сегодня. 2004. — № 16.
  59. Е. Структура трудовых качеств работника // Человек и труд. — 1998.-№ 1.
  60. А.В. Рынок труда в России: некоторые проблемы конъюнктуры // Общество и экономика. 1995.-№ 1.6 7. Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики. М., 1993. Т2.
  61. Ким Т. Ю. На пути к формированию рынка труда. Сб. работ преп. гуманит. наук. Кубан. гос. тех. унив. Краснодар, 1994.
  62. И., Тимофеев JI. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. -М.: РГТУ, 2000.
  63. Ю.С. Экономические формы функционирования науки и образования в региональной воспроизводственной системе. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук в форме научного доклада // Ростов-на-Дону. 1993.
  64. Т.Г. Основные направления финансирования региональных инвестиционных программ развития социальной сферы //Вестник академии. Ростовская государственная экономическая академия. 1996.-№ 1−2.
  65. Концепция современной региональной политики в Российской Федерации // Регионология.1996.-№ 2.
  66. М.Н. Создание государственной системы управления образованием в России / Образование в России. Федеральный справочник. -М., 2001.
  67. А.О. Понятие рынка труда // Вопросы экономики. 1998. -№ 1.
  68. Р. Фирма, рынок и право. -М.: Дело, 1993.
  69. Н.Г. Рыночная экономика региона: проблемы становления //Вестник академии. Ростовская государственная экономическая академия. 1996.-№ 3−4.
  70. Я., Яковлев А., Гохберг JL, Ларионова М., Кузнецов Б. Россия формирование институтов новой экономики. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
  71. Я.И., Юдкевич М. М. Курс лекций по институциональной экономике. М.: ГУ-ВШЭ. 1999.
  72. А.В. Экономические проблемы развития региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук // Ростов-на-Дону. 1996.
  73. Е. Реакция рынка труда на притязания молодежи. М., 2003.
  74. И.И. Экономика и социология труда. М: Центр экономики и маркетинга, 1999.
  75. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: „АСА“, 1995.
  76. Н.И. Мировой опыт региональной политики// Новосибирск. Сиб АТС, 1996.НГУ. 1999.
  77. В., Тихонова Е., Ломтев А. Психологическая помощь как элемент профориентации молодежи // Человек и труд. — 2001. № 3.
  78. Д. Курс социально-экономического возрождения России //Рос.экон.журн.-1994.
  79. Н. Как помочь молодежи выбрать профессию // Человек и труд. -2001.-№ 7.
  80. О.Ю. Производственное отношение. Политико-экономическая модель // Ростов-на-Дону: Феникс. 1997.
  81. К., Энгельс Ф., соч. Т46. 41.
  82. А. Принципы экономической науки. -М.: изд. группа „Прогресс“, 1993. Т.1.
  83. Материалы Первого международного конгресса „Евразия: занятость в XXI веке“. МОТ. 2001.
  84. Материалы Первого общегосударственного диалога по социальным аспектам глобализации. М., 2002.
  85. К. Основания политической экономии / Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. М., 1997.
  86. Методические положения по статистике. Госкомстат. Т. 1. „Логос“. Москва. 1996.
  87. Методические рекомендации по разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов //Регионология.-1997.-№ 1.
  88. К. Формирование новой модели занятости // Экономист. -1997.-№ 3.
  89. Молодежь в меняющемся мире. Региональный мониторинговый доклад ЮНИСЕФ. 2000.
  90. Наемный труд на переломных этапах развития экономики / Под ред. P.M. Цвылева. -М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  91. А.А. Рынок труда: занятость и безработица. -М.: Международные отношения, 1999.
  92. Е. Программа разноуровневого непрерывного образования кадров сферы государственной молодежной политики // Вестник молодежной политики. -2004. № 2.
  93. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
  94. Д. Пять тезисов об институциональных изменениях // Квартальный бюллетень клуба экономистов. 2000. — № 4.
  95. А.Н. Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2000.
  96. Отчет Департамента по молодежной политике Минобразования России за 2002 г.
  97. К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб: Алетейя, 2002.
  98. В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. — № 2.
  99. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г.№ 5090 -1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1993.-№ 25.
  100. А. » Нехватка квалифицированных рабочих превращается в ограничитель экономического роста" \ Человек и труд. 2004. — № 3.
  101. Ф. Безработица в переходной экономике России // Человек и труд. 1998. — № 1.
  102. Т. В нужное время, в нужном месте // Губернские вести. -1999, 6 октября.
  103. С.М. К проблеме оценки качества образования // Экономика. 1998. — № 2.
  104. С.М. Феномен образования в меняющемся обществе // Экономический вестник Ростовского государственного университета. -2003. -№ 1.
  105. В. Социологические подходы к анализу рынка труда: предложение труда // Российский экономический журнал. 1995.-№ 3.
  106. Региональная экономика: учебное пособие для ВУЗов (Т.Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.) — Под ред. проф.Т. Г. Морозовой // М.: Банки и биржи ЮНИТИ.1995.
  107. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003.
  108. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1992−2001.
  109. А.И. и др. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда: Учебн. пособие. -М.: Изд-во «МИК», 1997.
  110. . К экономической теории неоднородных систем: опыт исследования децентрализованной экономики. М., 2001.
  111. Э.Р. Рынок труда и рынок занятости: притиворечия, определения, трактовки // Человек и труд. 1995. — № 2.
  112. Сборник материалов «Журналист в поисках информации». М., 2001.
  113. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. Учебное пособие. М.: Инфра — М, 1996.
  114. С. Оценка эффективности региональных программ содействия занятости населения // Экономист. 1997.-№ 6.
  115. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Наука, 1993.
  116. И., Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы ее измерения // Вопросы экономики. 1999. — № 11.
  117. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. Сб. / Госкомстат России. М., 2002.
  118. Дж.Ю. Экономика государственного сектора // М.: Изд-во Московского университета,-1997.-ИНФРА-М, 1997.
  119. Е.А. Институты и механизмы обеспечения занятости в переходной экономике. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2001.
  120. С.А. Стратегия регионального развития и приоритеты социально-экономической политики // Регион: экономика и социология. 1995 .-№ 4.
  121. И.М. Актуальные проблемы рыночной экономики / Уральский институт фондового рынка. Екатеринбург, 1993.
  122. В.В. Миграция и рынок труда в России // Общество и экономика. 1995. — № 2.
  123. Труд за рубежом. -М.: Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Министерства труда и социального развития РФ, 2003.
  124. Труд и занятость в России. М. Госкомстат. 2003.
  125. Увеличить уровень жизни народа экономическая стратегия кабинета В. В. Путина // Российская газета. 1999. 25 ноября.
  126. С.С. Занятость и рынок труда в регионах России // Общество и экономика. 1997. — № 7.
  127. И.П. Региональные оценки уровня жизни населения // Регион: экономика и социология. 1997.-№ 2.
  128. Л.Г. Основы государственной экономической политики // М.:Изд-во «БЕК». 1997.
  129. Н. О новой модели занятости // Российский экономический журнал. 1996. — № 11−12.
  130. А., Мкртчян Г. Проблемы молодежного рынка труда // Общество и экономика. 2001. — № 10.
  131. В.Г. Анализ фактора гарантированного экономического роста региона // Регионология. 1996.-№ 1.
  132. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России (1991−1997) / Под ред. Е. Т. Гайдара. М., 1998.
  133. Экономика труда: Учебник / Под ред. В. В. Адамчука. -М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
  134. Г. Д., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. -М.: изд-во МГУ, 1996.
  135. К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов // THESIS. 1993. — № 2.
  136. Я. История экономических учений: Учебник для вузов 2-е изд. -М.: ИНФРА-М, 1997.
  137. In stations of the third Rind: British and Swedish labour markets compared Douglas Mary and James // J. Ver Manag. — 1989 — № 4.
  138. The Global Competitiveness Report. 1997. № 5.
  139. In stations of the third Rind: British and Swedish labour markets compared Douglas Mary and James // J.VerManag. — 1989 — № 4.
  140. Hodgson G.M. The hidden persuaders: institutions and individuals in economic theory // Cambridge Journal of Economics. 2003. V. 27.
  141. Mokyr J. Knowledge, Technology and Economic Growth the Industrial Revolution // Technology and Productivity Growth. The Hhague: Kluwert, 2000.
  142. David P.A. Path Dependence, its critics, and the quest for «historical economics. Stanford, CA: Economics Department, Working Paper № 00−011. 2000.
  143. Lundvall В., Johnson В/ The Learning Economy // Journal Studies. 1994. № 1.
Заполнить форму текущей работой