Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Геометрия и основные эксплуатационные показатели коаксиальной планетарной передачи 3К с внутренним зацеплением типа эвольвента-прямая

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе приведён обзор литературы, дан анализ существующих типов планетарных передач и методов их расчёта. Отмечен большой вклад отечественных и зарубежных ученых в дело создания рациональных конструкции передач и их исследования, в том числе таких, как эффективные коаксиальные безводильные планетарные передачи с приближенным зацеплением сателлита типа эвольвента — удлиненная эвольвента… Читать ещё >

Содержание

  • Принятые обозначения
  • I. ПЛАНЕТАРНЫЕ ПЕРЕДАЧИ С ДВУМЯ ВНУТРЕННИМИ ЗАЦЕПЛЕНИЯМИ САТЕЛЛИТА, ОСОБЕННОСТИ ИХ ГЕОМЕТРИИ
    • 1. 1. Типы планетарных передач с двумя внутренними
  • Зацеплениями сателлита
    • 1. 2. Геометрический синтез внутренних зацеплений планетарных передач
    • 1. 3. Основные показатели качества передач, их зависимость от геометрических параметров зацеплений
    • 1. 4. Цель и задачи исследования
  • II. ГЕОМЕТРИЯ ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ ТИПА ЭВОЛЬВЕНТА — ПРЯМАЯ ПЛАНЕТАРНОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗК
    • 2. 1. Формообразование зубьев — перемычек колеса коаксиальной безводильной планетарной передачи ЗК
    • 2. 2. Синтез приближенного зацепления типа эвольвента — прямая по заданному его углу
    • 2. 3. Геометрический синтез зацепления колеса, нарезанного Сборной фрезой
    • 2. 4. Интерференция профилей зубьев приближенного зацепления
  • III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОАКСИАЛЬНОЙ ПЛАНЕТАРНОЙ ПЕРЕДАЧИ
    • 3. 1. Циклическая кинематическая погрешность передачи
    • 3. 2. Закон распределения напряжений и деформаций по длине зуба колеса
    • 3. 3. Влияние геометрических законов распределения нагрузки по длине перемычек
    • 3. 4. Коэффициент формы неэвольвентного зуба колеса
  • Принятые обозначения

H — высота перемычки нетрадиционного (неэвольвентного) колеса- Лf — высота зуба неэвольвентного колеса- а0 — угол профиля зуба — перемычки колеса (угол поднутрения) — а — текущее значение угла приближенного зацепления- ас- угол приближенного зацепления, соответствующий среднему значению передаточного отношения (ас = aw) — ad, аи — углы однопарного приближенного зацепления в нижней и верхней его граничных точках-

Па- длина профильной нормали зуба — перемычки-

1а — перпендикуляр к профильной нормали зуба — перемычки, проведенный через центр окружность колеса- rag>rae~ величины радиусов — векторов точки касания эвольвенты и прямой, проведенных из центров окружностей сателлита g и тихоходного нетрадиционного колеса е, соответственно- rcg- величина радиуса-вектора, соответствующая среднему значению передаточного отношения- rug, rdg — величины, радиусов — векторов сателлита в верхней и нижней точках однопарного приближенного зацепления соответственно- rue>rcie~ величины радиусов — векторов тихоходного колеса в верхней и нижней точках однопарного приближенного зацепления- -(pg,(pe — фазы зацеплений сателлита и тихоходного колеса-

А — погрешность угла поворота тихоходного колеса, обусловленная отклонением профиля зуба от эвольвенты-

П — число дисковых фрез, используемых для формообразования зубьев — перемычек-

Ъ0 — ширина дисковой фрезы- 10 — расстояние между фрезами-

Нп — плечо нормальной силы в зацеплении относительно основания зуба колеса-

Нц, — плечо нормальной силы относительно центра тяжести сечения перемычки- бУ^) — окружная погонная нагрузка в зацеплении- 8 — податливость зуба колеса- Сн — удельная контактная жесткость зацепления- р — радиус кривизны переходной кривой зуба колеса (при нарезании дисковой фрезой равен радиусу режущей кромки фрезы) — I- осевой момент инерции сечения перемычки- 5 — средняя толщина зуба-перемычки.

Геометрия и основные эксплуатационные показатели коаксиальной планетарной передачи 3К с внутренним зацеплением типа эвольвента-прямая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшей задачей машиностроения является создание простых по конструкции передач, имеющих максимальную несущую способность при минимальных габаритах и массе, низкой себестоимости. Снижение массы и габаритов передач, входящих в состав большинства современных машин, приводит, как правило, к существенному снижению веса и габаритов всей машины. В этом отношении наилучшими передачами являются планетарные зубчатые механизмы типов 2К-Н и ЗК (классификация проф. Кудрявцева В.Н.).

С каждым годом растет производство планетарных редукторов общего и специального назначения как в нашей стране, так и за рубежом. Появляются новые, рациональные схемы этих механизмов, что. говорит об актуальности задачи исследования и усовершенствования планетарных передач.

Большой вклад в развитие теории и практики использования планетарных передач внесли отечественные и зарубежные учёные Э. Л. Айрапетов [3−6], М. И. Анфимов [2], Э. Бакингем [11], И. А. Бостан [10], Д. П. Волков [16,17], Э. Б. Булгаков [18,20], М. Д. Генкин [3,4], Ю. А. Державец [29−32], К.И.З аблон-ский [37,38], А. Ф. Крайнев [16], В. Н. Кудрявцев [44−48], К. Лангенбек [100], В. В. Морозов [56], Ф. И. Плеханов [54,63−75], Л. Н. Решетов [76,77], А.Л. Фили-пенков [83], В. М. Ястребов [91−94] и многие другие.

Из всех типов планетарных механизмов наибольшее распространение получили многопоточные передачи 2К-Н с одним внешним и одним внутренним зацеплениями сателлита, передачи 2К-Н с двумя внутренними зацеплениями сателлита и многопоточные ЗК с одним внешним и двумя внутренними зацеплениями указанного звена. Механизмы с двумя внутренними зацеплениями са теллита обладают большим передаточным отношением при небольшом числе деталей и хорошо зарекомендовали себя в тихоходных приводах и механизмах повторно-кратковременного действия.

В последнее время ведутся работы по созданию рациональных безводиль-ных планетарных передач типа ЗК, в которых отсутствуют водило и подшипники сателлитов, что упрощает конструкцию, делает ее дешевле и снижает массу и габариты.

Наиболее эффективными изсуществующих безводильных планетарных механизмов является разработанные в Ижевском государственном техническом университете коаксиальные передачи, содержащие центральное колесо, выпол- ' ненное в виде барабана с зубьями — перемычками неэвольвентной формы.

Эти передачи имеют ряд особенностей, связанных с отличием одного из внутренних зацеплений сателлита от эвольвентного, конструкцией тихоходного колеса и симметричной схемой нагружения. Влияние их на работоспособность механизма и показатели его Качества не достаточно изучены. Исследования указанных передач касались в основном геометрии приближенных зацеплений типа эвольвента — удлиненная эвольвента и эвольвента — удлиненная эпициклоида. В неответственных же приводах и тихоходных механизмах возможно выполнение центрального колеса с профилями зубьев — перемычек, очерченными по прямой, что не требует использования специального инструмента для формообразования зубьев — перемычек и упрощает шлифование их рабочих поверхностей, а также позволяет регулировать форму профиля зуба у основания.

В связи с этим актуальным является исследование геометрии приближенного зацепления типа эвольвента — прямая безводильной планетарной передачи ЗК и влияния геометрических параметров на показатели работы зубчатого механизма.

Целью исследования является повышение нагрузочной способности коаксиальной планетарной передачи путём совершенствования геометрии зацепления и оптимизации параметров неэвольвентного колеса.

В работе решаются следующие задачи:

— обоснование выбора типа приближенного зацепления;

— создание геометрической теории плоского приближенного зацепления типа ¦ эвольвента — прямая, включающей его синтез и анализвопросы интерференции профилей зубьев;

— оценка важнейших качественных и эксплуатационных показателей иссле-. дуемой коаксиальной безводильной планетарной передачи;

— создание методики расчета приближенного зацепления типа эвольвентапрямая;

— выработка рекомендаций по проектированию безводильной передачи ЗК;

— создание новых, рациональных конструкций передач.

На защиту выносятся:

— геометрическая теория внутреннего плоского приближенного зацепления типа эвольвента — прямая (уравнения геометрического синтеза, формулы определения параметров режущего инструмента, условия отсутствия интерфе- • ренции);

— формулы определения погрешности угла поворота колеса, вызванной отклонением профиля зуба — перемычки от эвольвенты;

— зависимость коэффициента неравномерности распределения нагрузки по длине перемычки от ее геометрических параметров;

— зависимость коэффициента формы зуба нетрадиционного центрального колеса от параметров приближенного зацепления;

— комплекс расчетных и экспериментальных данных;

— рекомендации и методика расчёта безводильной коаксиальной планетарной ' передачи;

— новые конструкции плайетарных передач (конструкции защищены патентами).

Научная новизна работы заключается в следующем:

— выполнено научное обоснование использования в безводильной планетарной передаче ЗК приближенного зацепления типа эвольвента — прямая;

— получены уравнения геометрического синтеза приближенного зацепления типа эвольвента — прямая, учитывающие связь его с геометрией второго внутреннего зацепления сателлита;

— установлены условия отсутствия интерференции профилей зубьев;

— получены формулы определения погрешности угла поворота колеса, вызванной отклонением зацепления от теоретически точного эвольвентного;

— уточнены зависимости, устанавливающие закон распределения нагрузки по длине перемычки с учетом геометрии зацепления;

— созданы научные предпосылки для разработки новых, оригинальных конструкций безводильных планетарных передач, защищенные патентами на изо-. бретения.

Результаты работы имеют практическую значимость. Выполненное научное исследование и выработанные на его базе рекомендации позволяют снизить себестоимость коаксиальной безводильной планетарной передачи, повысить ее нагрузочную способность и надёжность, связанную с лучшей в отношении интерференции и заклинивания геометрией.

Созданные конструкции безводильной планетарной передачи с внутренним зацеплением типа эвольвента — прямая и методы их расчёта использованы на Чайковских предприятиях «Риконт» и «Спецмаш» при создании лебедок различных типоразмеров и привода системы контроля нефтяной скважины. Коаксиальная безводильная передача и результаты ее исследования используются в учебном процессе в Чайковском технологическом институте Ижевского государственного технического университета.

Основные положения диссертации докладывались на следующих научно-технических конференциях. и семинарах: научно-технические конференции «Ученые ИжГТУ — производству», Ижевск, 1997;2000; международная конференция «Теория и практика передач зацеплением», Ижевск, 1998; международная конференция «Молодые ученые в третьем тысячелетии», Ижевск, 2000; научно-технический семинар работников Чайковского технологического института, Чайковский, 2000; региональная конференция «Социально-экономические проблемы региона», Чайковский, 2000.

По теме диссертации опубликовано семь работ, получен патент и положительное решение на изобретения.

Содержание работы изложено в пяти главах.

В первой главе приведён обзор литературы, дан анализ существующих типов планетарных передач и методов их расчёта. Отмечен большой вклад отечественных и зарубежных ученых в дело создания рациональных конструкции передач и их исследования, в том числе таких, как эффективные коаксиальные безводильные планетарные передачи с приближенным зацеплением сателлита типа эвольвента — удлиненная эвольвента или эвольвента — удлиненная эпициклоида. Однако изготовление нетрадиционного колеса такой передачи требует использования специального инструмента, что не всегда оправдано. Кроме того, зубья — перемычки точкой формы не всегда удовлетворяют требованиям прочности и надежности. Последнее связанно с явлением интерференции профилей зубьев. В связи с этим интерес представляют планетарные передачи с внутренним приближенным зацеплением сателлита типа эвольвента — прямая.

Вторая глава посвящена разработке геометрической теории приближенного зацепления эвольвентного сателлита с центральным колесом, боковые профили зубьев — перемычек которого очерчены по прямой. Получены уравнения геометрического синтеза несопряженного зацепления, позволяющие определить рациональные значения параметров передачи и зуборезного инструмента при различных способах формообразования зубьев — перемычек. Установлена связь между параметрами эвольвентного и приближенного внутренних зацеплений сателлита планетарной передачи, рациональное соотношение между которыми улучшает показатели ее качества. Установлены условия отсутствия интерференции профилей зубьев приближенного зацепления.

В третьей главе осуществлен анализ приближенного зацепления. Получены зависимости погрешности угла поворота тихоходного колеса передачи от ее параметров. Разработан инженерный метод определения коэффициента формы зуба, учитывающий влияние на него размеров перемычек. Уточнены формулы определения коэффициента неравномерности распределение нагрузки по длине перемычки колеса.

В четвертой главе приведены результаты экспериментального исследования безводильных планетарных механизмов, позволяющие оценить правильность основных теоретических положений диссертации. Дано описание опытных образцов передачи и установок для их испытания. Представлены экспериментальные данные по определению погрешности угла поворота тихоходного колеса, вызванной отклонением очертания профиля зуба — перемычки от эвольвенты, и результаты их статистической обработки. Приведена экспериментальная зависимость коэффициента формы зуба нетрадиционного тихоходного колеса передачи от радиуса кривизны переходной кривой, полученная на базе определения напряжений в основании зуба методом тензометрирования. Представлены результаты научных испытаний образцов передачи.

В пятой главе даны рекомендации по проектированию передач, разработаны алгоритм и методика геометрического расчёта зацеплений и определения параметров зуборезного инструмента, выработаны рекомендации по расчету зубьев — перемычек на прочность. Приведены рациональные конструкции планетарных механизмов, разработанные на базе проведенного исследования и защищенные патентами на изобретения.

1. ПЛАНЕТАРНЫЕ ПЕРЕДАЧИ С ДВУМЯ ВНУТРЕННИМИ ЗАЦЕПЛЕНИЯМИ САТЕЛЛИТА, ОСОБЕНОСТИ ИХ ГЕОМЕТРИИ.

1Л. Типы планетарных передач с двумя внутренними зацеплениями сателлита.

Внутренние зацепления сателлита выгодно отличаются, как известно, от внешних более высокой несущей способностью, поэтому часто используются в планетарных передачах. Последние при наличии двух внутренних зацеплений имеют небольшое число деталей, хорошие массо-габаритные характеристики и обладаю большим передаточным отношением.

Передачи 2К-Н с ведущим (быстроходным) водилом (передачи Давида) выполняются с двух — или одновенцовыми сателлитами (рис. 1.1.). Разница чисел зубьев венца сателлита и тихоходного колеса принимается равной 1-ь7, что обеспечивает многопарность зацеплений, высокую нагрузочную способность и жесткость механизма.

Недостатками этих конструкций является асимметрия нагружения их элементов, наличие больших центробежных сил и необходимость выполнения подшипникового узла сателлита массивным. Передачи, выполненные по этим схемам, имеют сравнительно низкий коэффициент полезного действия г/, особенно при большом передаточном отношении. Последнее определяется в соответствии с методом Виллиса (метод остановки водила) по формуле [46].

Обычно в передачах с одновенцовым сателлитом принимается 1е — Ъъ — 1.

Сложнее подобрать числа зубьев колес, удовлетворяющие требуемому передаточному отношению и наилучшим технико-экономическим показателям, при двухвенцовых сателлитах. Перебор возможных вариантов сочетаний чисел зубьев колес требует больших затрат времени даже если для этого используются.

1.1).

§-2Н современная вычислительная техника. Существуют таблицы, позволяющие ускорить этот процесс [60].

Передачи типа ЗК с одним внешним и двумя внутренними зацеплениями сателлита выполняются обычно многопоточными и содержат солнечную шестерню, одно — трехвенцовые сателлиты, неподвижное и тихоходное центральные колеса с внутренними зубьями, водило (рис. 1.2.). Они представляют собой сочетание передач Джеймса с одним внешним и одним внутренним зацеплениями сателлита и Давида. Распределение потока мощности между сателлитами обеспечивает высокую нагрузочную способность этих передач. КПД их несколько выше КПД передач Давида, но существенно ниже аналогичного показателя работы передачи Джеймса. При 1Ьае >20, 7] < 80%.

Недостатком указанных конструкций является также асимметрия нагруже-ния их элементов, что требует использования жесткого водила и подшипников сателлитов. При выполнении сателлитов двух — трёхвенцовыми необходимо обеспечить взаимное положение отдельных венцов таким, чтобы выполнялось известное условие сборки механизма. Чаще всего указанные передачи выполняются с одновенцовыми сателлитами.

Передаточное отношение механизма в общем случае (рис. 1.2.а) может быть найдено по формуле [46].

Передачи ЗК с одновенцовыми сателлитами имеют худшие кинематические возможности: при одинаковых диаметрах колес внутреннего зацепления их передаточное отношение несколько меньше, и оно изменяется при изменении чисел зубьев не столь плавно, как в передачах с двух и трехвенцовыми сателли.

Коэффициент полезного действия таких передач, как показали исследования проф. Ястребова В. М. и его учеников, примерно на 5% ниже [93,94]. Это вызвано, вероятно, необходимостью назначения большого положительного.

1.2) тами. смещения инструмента при нарезании неподвижного колёса с внутренними зубьями, что ведет к увеличению угла зацепления, а следовательно, к возникновению дополнительных радиальных нагрузок и дополнительных потерь мощности на трении.

Однако планетарные передачи типа ЗК с одновенцовыми сателлитами проще, технологичнее аналогичных передач с двух — трехвенцовыми сателлитами, так как не требуют точной фиксации одного венца относительно другого, что затрудняет сборку механизма [46], не требуют перенастройки станка на изготовление разных венцов.

Недостатками приведенных на рис. 1.2. а, б, в схем планетарных передач является наличие водила и подшипников сателлитов, воспринимающих пару сил, стремящуюся развернуть сателлит относительно его поперечной оси. В связи с этим в последнее время ведутся работы по созданию новых, эффективных невстроенных планетарных многопоточных передач, в том числе передач, • не содержащих водила [34,36,52−54]. Наиболее простой и эффективной из них является коаксиальная безводильная передача ЗК, схематично изображенная на рис. 1.2. г., которая предложена проф. Плехановым Ф. И. [67,72,74].

Безводильная передача содержит, как и ранее описанные, ведущую солнечную шестерню, двух — трехвенцовые сателлиты (венцы одинаковы), неподвижное колесо с внутренними укороченными зубьями и расположенное в нем тихоходное колесо с зубьями — .перемычками, роль водила играет опорное кольцо. Зубья — перемычки нарезаны долбяком или червячной фрезой с близким к нулю углом профиля исходного контура и очерчены по удлиненной эпициклоиде или удлиненной эвольвенте, близкой на рабочем участке к обычной эвольвенте внутреннего зуба (рис. 1.3). Зубья колес подбираются так, чтобы фазы зацеплений сателлитов не4 совпадали, и непрерывность вращения обеспечивалась при укороченных зубьях неподвижного Ь и тихоходного в колес (при коэффициенте перекрытия ?< 1). а) б) Н.

XI $ 1 иг т^и н к а) ё!

Рис. 1.1. Схемы планетарных передач типа 2К-Н с двумя внутренними зацеплениями сателлита.

31 б).

9 г Ш Г 1 Ж.

•2 И ш ж Ш шл.

92 Я.

— 1.

7777, г).

Р, 5.

-*.

— к.

Рис. 1.2. Схемы планетарных передач типа ЗК с двумя внутренними зацеплениями сателлита: а — с трехвенцовыми сателлитамиб — с двухвенцовыми сателлитамив — с одновенцовыми сателлитамиг — безводильная.

Указанные безводильные передачи нуждаются в совершенствовании, рационализации их конструкций и параметров для улучшения качественных и эксплуатационных показателей.

Основные результаты диссертационной работы заключаются в следующем:

— выполнено обоснование выбора внутреннего приближённого зацепления сателлита с нетрадиционным центральным колесом планетарной передачи типа ЗК: зацепления типа эвольвента — прямая;

— получены уравнения геометрического синтеза зацепления при разных методах формообразования зубьев: нарезание двумя или более фрезами одновременно, обеспечивающее соответствующий числу фрез угол поднутрения зубьев — перемычек и угол зацепления в выбранной точке контакта, либо профилирование, позволяющее получить любой угол поднутрения, соответствующий заданному углу приближённого зацепленияпоказано, что при рациональных числах зубьев колёс и рациональной в отношении обеспечения требуемых коэффициентов перекрытия высоте сечения перемычки (0,8т) кромочный контакт в зацеплении сателлита с тихоходным колесом отсутствует, если угол теоретически точного зацепления не превышает 18° ;

— разработаны методы проверки приближённого зацепления на интерференцию профилей зубьев, позволяющие правильно выбрать параметры и спроектировать передачу, надёжную в отношении отсутствия заклинивания;

— осуществлён анализ приближённого зацепления по выведенным уравнениям, дающим возможность определить погрешность угла поворота колеса в зависимости от параметров приближённого зацепленияотмечено, что отклонение очертаний бокового профиля перемычки от эвольвенты существенно увеличит циклическую кинематическую погрешность передачи (погрешность соответствует примерно 12 степени точности по нормам плавности), это даёт основание рекомендовать передачу для использования в тихоходных приводах;

— исследовано влияние параметров приближённого зацепления и тихоходного колеса на коэффициент формы его зуба, показавшее, что изгибная прочность зуба — перемычки с профилем очерченным по прямой, примерно на 50% выше прочности зуба — перемычки, профиль которого очерчен по удлинённой эвольвенте или эпитрохоиде;

— уточнены зависимости, связывающие податливость зуба — перемычки колеса с коэффициентом неравномерности по длине линии контактауказанный коэффициент при относительной длине перемычки Ь/т<2 не превышает величины 1,5, что меньше на 20% коэффициента неравномерности аналогичной перемычки с профилями зубьев — перемычек колеса, очерченными по удлинённой эвольвенте или удлинённой эпициклоиде;

— проведена серия экспериментов и натурных испытаний планетарных передач с приближённым зацеплением типа эвольвента — прямая, показавших высокую несущую способность и надёжность этих механизмов и подтвердивших правильность основных теоретических положений работы;

— разработаны алгоритм и методика расчёта коаксиальной безводильной планетарной передачи, выработаны рекомендации по выбору рациональных её параметров и конструктивных особенностей;

Заключение

.

Коаксиальные безводильные планетарные передачи ЗК с приближённым внутренним зацеплением сателлита являются эффективными и перспективными зубчатыми механизмами, обладающими рядом преимуществ по сравнению с аналогичными традиционными передачами: симметричной схемой нагружения элементов, отсутствием нетехнологичных и дорогостоящих деталей, возможностью неконсольного выполнения выходного вала и улучшения условий работы подшипников, отсутствием подшипников сателлитов и, следовательно, числа их зубьев и увеличения модуля зацеплений, что благоприятно сказывается на несущей способности механизма.

Однако реализовать эти преимущества в достаточной мере не всегда удаётся. Это связано с наличием приближённого зацепления, которое лимитирует нагрузочную способность передачи и является не вполне надёжным в отношении интерференции профилей зубьев.

Обычно тихоходное колесо коаксиальной планетарной передачи нарезается нестандартным зуборезным инструментом: долбяком или червячной фрезой с близким к нулю углом профиля исходного контура. При этом профили зубьев перемычек колёс оказываются очерченными по удлинённой эпициклоиде, удлинённой эвольвенте или эквидистантным им кривым. Для предотвращения кромочного контакта в зацеплении назначается большое отрицательное смещении инструмента, что ведёт к существенному снижению изгибной прочности зубьев. Кроме того, при таких методах формообразования зубьев — перемычек угол профиля (поднутрение) их оказывается недостаточным, в результате чего возникает опасность интерференции профилей зубьев и заклинивания передачи.

Нарезание (чистовое) колеса двумя или более дисковыми фрезами или поднутрение зубьев — перемычек стандартным инструментом позволяет в значительной степени избавиться от указанных недостатков и, кроме того, избежать необходимости использования дорогостоящего специального зуборезного инструмента, что особенно важно при мелкосерийном производстве. Боковой профиль зуба — перемычки в этом случае имеет вид прямой, необходимый угол наклона которой может быть выдержан с достаточной точностью, высота зуба и радиус его переходной кривой могут изменяться в широких пределах, что даёт возможность выбора оптимальных их значений, исходя из условия обеспечения максимальной несущей способности.

Сравнительно небольшая высота такого зуба в месте его соединения с ободом колеса делает зуб — перемычку более жёстким, снижает прошиб перемычки и улучшает условие её контакта с эвольвентным зубом сателлита.

Геометрический синтез внутреннего приближённого зацепления типа эвольвента — прямая осуществляется исходя из условия обеспечения коэффициента перекрытия равного единице. При этом исходным параметром для расчёта является угол зацепления в выбранной точке контакта или число дисковых фрез, используемых для формообразования зубьев — перемычек.

Анализ указанного зацепления показал, что кинематическая погрешность его выше погрешности зацеплений типов эвольвента — эпитрохоида и эвольвента — удлинённая эвольвента. Однако этот показатель качества не является определяющим при выборе конструкции передачи ЗК, так как механизмы такого типа рекомендуется использовать в тихоходных приводах (по сравнению с передачами других типов они имеют меньший ресурс и худшие виброакустические характеристики).

В таких показателей качества, как коэффициент формы нестандартного зубы, коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине перемычки, надёжность зацепления в отношении отсутствия интерференции и заклинивания механизма, передача с зацеплением типа эвольвента — прямая выгодно отличается от аналогичных коаксиальных планетарных передач с приближённым зацеплением других типов.

Выполненное экспериментальное исследование натурные испытания образцов передач, спроектированных на базе полученных теоретических данных, подтвердили правильность последних. Испытания осуществлялись в лаборатории Чайковского технологического института и на предприятиях «Спецмаш «, «Риконт «г. Чайковский. Подтверждены высокая несущая способность планетарных передач с предложенным внутренним зацеплением, их надёжность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Упругие деформации зубьев цилиндрических колес. Зубчатые зацепления. Под ред. Кетова Х. Ф. — JL- 1947. — с. 230 — 234.
  2. М.И. Редукторы. Конструкции и расчёт, изд. третье. М.: Машиностроение, 1972. — 284 с.
  3. Э.Л., Генкин М. Д. Деформагивность планетарных механизмов. -М.: Наука, 1973.-212 с.
  4. Э.Л., Генкин М. Д. Податливость обода эпицикла планетарного редуктора // Известия вузов. Машиностроение. 1967. — № 1. — с. 60 — 66.
  5. Э.Л. Совершенствование расчёта на прочность зубчатых передач // Передачи и трансмиссии. 1991. — № 1. — с.8 — 19.
  6. Э.Л., Нахатакян Ф. Г. Влияние изгибной деформации зубьев прямозубых цилиндрических передач на параметры контакта зубьев // Вестник машиностроения. 1990. — № 8. — с. 21 — 23.
  7. И.А., Шор Б.Ф., Шнейдерович P.M. Расчёт на прочность деталей машин. Изд. 2-е, исправл. и доп. М.: Машиностроение, 1966. — 616 с.
  8. Л.С. и др. Экспериментальное исследование типажных планетарных передукторов и мотор редукторов // Тез. докл. всесоюзного научно — технического совещания. — Алма — Ата, 1974. — с.228 — 235.
  9. Т.П. и др. Справочник по корригированию зубчатых колёс. Часть вторая. М.: Машиностроение, 1967. — 471с.
  10. И.А. Создание высоконапряжённых планетарно прецессионных редукторов нового поколения // Передачи и трансмиссии. — 1991. — № 1. — с. 75 — 79.
  11. Э. Руководство по проектированию зубчатых передач. М.: Маш-гиз, 1948.- 148 с.
  12. В.В., Решетов Д. Н., Маурин H.H. Показатели изгибной прочности и жёсткости зубьев цилиндрических прямозубых колёс// Вестник машиностроения. 1987. — №Ц. — с. 29−31.
  13. В.В., Решетов Д. Н., Маурин H.H. Показатели прочности и податливости зубьев при 17,5 профильном угле исходного контура // Известия вузов. Машиностроение. 1995. — № 6. — с. 17 — 20.
  14. Э.А., Гриньков В. А., Саблин A.M. Опыт продольной модификации зубьев передач электропоездов // Вестник машиностроения. 1981. — № 3. -с.46−49.
  15. А.Е., Карякин A.B. Новые методы расчёта сопряжённых профилей // Труды международной конф. «Теория и практика зубчатых передач „(1998- Ижевск, Россия). Ижевск, 1998. — с. 141 — 147.
  16. Д.П., Крайнев А. Ф. Планетарные, волновые и комбинированные передачи строительных и дорожных машин. М.: Машиностроение, 1968. -616 с.
  17. Д.П., Крайнев А. Ф. Современные многопоточные передачи строительных и дорожных машин. М.: Машиностроение, 1972. — 101 с.
  18. Э. Б. Голованов В.В., Климов A.B. Василенко В. Г., Микулович В. И. Контроль и оценка состояния зубчатых передач в сборе методом кинемато-метрирования // Вестник машиностроения. 1991. — № 6. — с. 7 — 11.
  19. Э.Б. Соосные зубчатые передачи. Справочник. М.: Машиностроение, 1987. — 256 с.
  20. Э.Б. Область существования соосного зацепления // Вестник машиностроения. 1979. — с. З — 5.
  21. P.P., Гаркави JI.M. Определение коэффициента неравномерности поширине венцов шевронных зубчатых передач//Вестник машиностроения 1965.-№ 4.-с. 35−38.
  22. P.P., Леванов В. К. К вопросу об изгибной прочности зубчатых пере-дач/УПовышение несущей способности механического привода. Л.: Машиностроение, 1973. — с. 90 — 101.
  23. JI.M. Распределение нагрузки по ширине венцов солнечных шестерён планетарных редукторов// Труды ЛМИ. Л., 1967. — Вып. 61. — с. 93 -101.
  24. В.А. Зубчатые передачи в машиностроении. -М.: Машгиз, 1962. -530 с.
  25. А.Е. О распределении удельной нагрузки по ширине венцов плавающих колёс с податливым ободом // Конструирование и производство планетарных передач. Алма-Ата, 1974. — с. 15−23.
  26. М.Б. Концепция нагрузки по ширине зубчатого колеса // Расчёт и конструирование деталей машин. М.: Машгиз, 1956. — с. 78 — 115.
  27. К.И., Лифшиц Г. А. Синтез приближенных зацеплений по точкам пе-ресопряжения//Зубчатые и червячные передачи. Л.: Машиностроение, 1974. — с. 17−23.
  28. В.И. Аспекты проблемы автоматизации проектирования передач и редукторов// Передачи и трансмиссии. 1991. — № 1. — с. 20 — 24.
  29. Ю.А., Гаркави Л. М. Определение коэффициентов концентрации удельной нагрузки косозубых венцов внутреннего зацепления // Известия вузов.Машиностроение. 1967. — № 7. — с. 63 -68.
  30. Ю.А. Исследование реактивного момента подвески плавающих звеньев планетарной передачи при перекосе их осей // Повышение несущей способности механического привода. Л.: Машиностроение, 1973. — с. 151 — 166.
  31. Ю.А. Определение неравномерности распределения удельной нагрузки по длине зубьев в планетарных передачах ЗК // Труды ЛМИ. -Л., 1967.-Вып.61.-с. 74−80.
  32. Ю.А. Методика расчёта зубчатых колёс с тонким ободом// Вестник машиностроения. 1990. — № 7. — с. 13−15.
  33. М.М. Геометрический синтез приближённого зацепления типа эвольвента прямая // Труды конф. „Молодые учёные в начале 3-го тысячелетия“, — Ижевск, 2000. — с.
  34. М.М. Некоторые особенности конструирования нетрадиционных безводильных планетарных передач// Труды конф.“ Преподаватели ИжГТУ -производству.» Ижевск, 1998. — с. 55−56.
  35. М.М. Анализ основных показателей качества планетарных передач с приближённым с приближённым зацеплением сателлита // Труды конф. «Преподаватели ИжГТУ производству «(2000- Ижевск). — Ижевск, 2000. -с. 75 — 77.
  36. М.М., Жукова С. А., Паньков Д. П. Особенности проектирования коаксиальных планетарных передач II Труды конф. Преподаватели ИжГТУ -«производству «(2000- Ижевск). Ижевск, 2000. — с. 78 -80.
  37. К.И. Расчёт и конструирование зубчатых передач. Киев: Маш-гиз, 1958.-171 с.
  38. К.И., Горобец И. П. Планетарные передачи. Вопросы конструирования. -Киев: Техника, 1972. 146с.
  39. O.JI. и др. Экспериментальное исследование планетарных редукторов // Вестник машиностроения. 1976. — № 3. -с. 57 — 62.
  40. A.A., Шоломов Н. М. Коэффициенты концентрации напряжений для цилиндрических прямозубых внешнего зацепления // Вестник машиностроения. 1985. — № 2. — с.24 — 26.
  41. Я.Г. Методика расчёта зубчатых передач на прочность. — М.: Маш-гиз, 1963.-224с.
  42. Ю.Я. К расчёту зубчатых передач на прочность зубьев при изгибе по ГОСТ 21 354 75 // Вестник машиностроения. — 1984. — № 8. — с.9.
  43. А.И., Решетов Д. Н. Повышение несущей способности и долговечности зубчатых передач. М.: Машиностроение, 1968. — 288 с.
  44. В.Н. Выборы типов передач. М. — Л.: Машгиз, 1955. — 56 с.
  45. В.Н. Зубчатые передачи. М. — Л.: Машгиз, 1957. — 263 с.
  46. В.Н. Планетарные передачи. Л.: Машиностроение, 1966. -307с.
  47. В.Н., Державец Ю. А., Глухарев Е. Г. Конструирование и расчёт зубчатых редукторов. Л.: Машиностроение, 1971. — 326 с.
  48. В.Н. К вопросу об уточнении оценки несущей способности цилиндрических зубчатых передач // Вестник машиностроения. 1983. — № 3. -с. 17−19.
  49. Ф.Л. Теория зубчатых зацеплений. М.: Наука, 1968. — 584 с.
  50. Ю.Н. Вычислительная техника в инженерных и экономических расчётах. Учебное пособие. Куйбышев, 1973. — 199 с.
  51. В.И., Журкина Н. С. Расчёт геометрии планетарных передач типа ЗК с одновенцовым сателлитом // Вестник машиностроения. 1990. — № 9. — с. 31−33.
  52. Н.Г. Основы проектирования нетрадиционной планетарной передачи с приближённым зацеплением сателлита // Автоматизированное проек-тир. в технолог, подготов. производства: Межвуз. сб./ Ижевский Гос. тех. ун-т. -Ижевск: ИжГТУ, 1995. с. 85.
  53. Н.Г. Производство механизмов, выполненных на базе нетрадиционной планетарной передачи // Труды международной конф. «Теория и практика зубчатых передач.» (1996- Ижевск, Россия).- Ижевск, 1996. с. 189- 192.
  54. Г. И., Беляев А. И. Условия сборки двухпоточных зубчатых передач // Вестник машиностроения. 1984. — с. 18−19.
  55. В.В. Планетарные исполнительные механизмы с винтовыми звеньями и моноблочные приводы на их основе // Труды международной конф. «
  56. Теория и практика зубчатых передач .» (1998-Ижевск, Россия). Ижевск, 1998.-с. 331 -336.
  57. Г. Концентроация напряжений. М. — Л.: Гостехиздат, 1947. — 204 с.
  58. Н.Я. Расчёт редукторов. Выбор параметров и табличный метод расчёта передач. М.: Машиностроение, 1964. 172 с.
  59. Обработка металлов резанием: Справочник / Под ред. А. А. Панова. М.: Машиностроение, 1996. — 153 с.
  60. М.И., Шишков В. А. Таблицы для подбора зубчатых колёс. М.: Машиностроение, 1973. — 528 с.
  61. С.И. Определение спектральной плотности и корреляционных функций путём обработки осциллографических записей эксперимента // Известия вузов. Машиностроение. 1967. — № 1. — с. 65 — 59.
  62. А.И. Детали машин. М. — JL: Машгиз, 1953. — 720 с.
  63. Ф.И., Ефимов И. Н., Клементьев С. М., Ефимова М. М. САПР нетрадиционных планетарных передач // Труды международной конф. «Информационные технологии в инновационных проектах «. Ижевск, 1998. — с. 111−113.
  64. Ф.И., Ефимова М. М. Принципы конструирования безводильных планетарных передач // Труды конф. «Преподаватели ИжГТУ -производству». Ижевск, 1998. — с. 49 — 50.
  65. Ф.И., Ефимова М. М. Геометрия плоского приближённого зацепления нетрадиционной планетарной передачи И Труды международной конференции «Теория и практика зубчатых передач (1998- Ижевск, Россия). -Ижевск, 1998. с. 177 — 184.
  66. Ф.И., Янченко Т. А. Исследование КПД безводильной планетарной передачи // Тез. докл. 2-ой республ. конф. мол. Учёных (1981- Ижевск). -Ижевск, 1981.-с. 65.
  67. Ф.И. Безводильные планетарные передачи // Машиностроитель. -1987.-№ 8.-с. 70.
  68. Ф.И. Синтез приближённого внутреннего зацепления безводиль-ной планетарной передачи П Вестник машиностроения. 1988. — № 2. — с. 14 -17.
  69. Ф.И. Расчёт на изгиб зубьев сателлитов с тонкостенным ободом // Известия вузов. Машиностроение. 1990. — № 7. — с. 27 — 31.
  70. Ф.И. Исследование неравномерности распределения нагрузки и напряжений изгиба по длине прямого зуба колеса с жёстким ободом // Вестник машиностроения. 1992. — № 10. — 11. — с. 27 — 28.
  71. Ф.И. К выбору относительной ширины зубчатых колёс планетарных передач // Известия вузов. Машиностроение. 1977. — № 8 — с. 61 — 63.
  72. Ф.И. Нарезание колёс внутреннего приближённого зацепления // Техника машиностроения. 1994. — № 2. — с. 22 — 23.
  73. Плеханов Ф. И, Исследование напряжённо деформированного состояния зубьев колёс в зоне их контакта // Передачи и трансмиссии. — 1995. — № 1. — с. 57−66.
  74. Ф.И., Макаров Н. Г., Назаров A.M. Нетрадиционные планетарные передачи типа ЗК // Техника машиностроения. 1996. — № 2. — с. 59.
  75. Решетов JLH. Конструирование рациональных механизмов. М.: Машиностроение, 1972. — 208 с.
  76. Решетов JLH. Самоустанавливающиеся механизмы: Справочник. М.: Машиностроение, 1991.-283 с.
  77. Д.Н. Детали машин. М.: Машиностроение, 1989. — 496 с.
  78. Г. А. Оптимизация зубчатых редукторов // Вестник машиностроения. 1985. — № 9. — с. 30−35.
  79. Г. А. Генеральные задачи редукторостроения // Передачи и трансмиссии. 1991. — № 1.-с. 5−7.
  80. В.Н. Измерение напряжений в основании зубьев колёс при циклическом нагружении с использованием датчиков деформации интегрального типа // Передачи и трансмиссии. 1991. — № 1. — с. 46 — 48.
  81. B.JI. Напряжённое состояние зубьев цилиндрических прямозубых колёс. М.: Машиностроение, 1972. — 92 с.
  82. А.Л. Исследование деформированного и напряжённого состояний при расчёте зубчатых колёс планетарных передач // Зубчатые и червячные передачи. Л.: Машиностроение, 1974. — с. 159 — 171.
  83. И.Н., Шоломов Н. М. Коэффициенты концентрации напряжений при расчёте зубчатых колёс с податливым ободом // Зубчатые и червячные передачи. Л.: Машиностроение, 1974. — с. 126−131.
  84. Л.Д. Передачи зацеплением зубчатые и червячные. М.: Маш-гиз, 1961.-478 с.
  85. Г. И. Анализ двухпарного контакта в зубчатых передачах // Труды международной конференции «Теория и практика зубчатых передач «(1998- Ижевск, Россия). Ижевск, 1998. — с. 200 — 205.
  86. Н.М. Напряжённое состояние центрального колеса внутреннего зацепления с тонким ободом // Вестник машиностроения. 1980. — № 4. — с. 15−18.
  87. Н.М. Определение напряжений в основании зубьев колёс с тонким ободом // Вестник машиностроения. 1984. — № 4. — с. 9 — 12.
  88. Д.И. Пути снижения веса и повышения долговечности планетарных передач // Тракторы и сельхозмашины. 1967. — № 11. — с. 34 — 35.
  89. Е.А. Поверхности качества для анализа зубчатых передач // Труды международной конф. «Теория и практика зубчатых передач «(1998- Ижевск, Россия).-Ижевск, 1998. -с.212−217.
  90. В.М. Выбор параметров планетарных передач типа ЗК // Вестник машиностроения. 1969. — № 10. — с.46 — 48.
  91. В.М., Васильченко Ю. Л. Вопросы прочности зацеплений планетарных передач ЗК с одновенцовыми сателлитами // Зубчатые и червячные передачи. Л.: Машиностроение, 1974. — с. 155 — 159.
  92. В.М., Поздеев A.C. Исследование планетарного редуктора ЗК с одновенцовыми сателлитами // Зубчатые и червячные передачи. Л.: Машиностроение, 1974. — с. 330−332.
  93. В.М., Русанова В. И., Янченко Т. А. Сравнительный анализ планетарных передач с одновенцовыми и двухвенцовыми сателлитами // Исследование и расчёт механических передач. Ижевск: Удмуртия, 1966. — с. 11 — 25.
  94. Richter W. Auslegung von Iunenver zahnungen und Planetengetrielen. Konstruktion. — 14 (1962), — Hest. -12 s.
  95. Engene I., Radzimoksky. Planetari gears drives // Machinedesign. 1958. — № 9. -p. 18.
  96. Klein H. Das Wolfrom Getrieble — eine Planetengetriebelau form fur hohe Ubersetzungen // Feinwerktechnik und Mestechnik. — 1981. — 89,4. — s. 177.
  97. Duhar A. Kinematica vinoveho differencial // Strojirenqtvi. 1990. — 40, № 6. -s.339−341.
  98. Litvin F.L. Development of Gear Technoloqy and Theory of Gearing. NASA, Lewis Research Center, 1998. 114 p.
  99. Langenbeck K., Wagner G. Planeten und Planetenschraubgetrieble im Ver-gieich // Konstruktion. — 1989. — 41, № 11. — s. 351 -363.
  100. Zhang Y., Leduc D. Power circulation in planetary trains used as continiously variadle power transmission // Eur. I. Mech. Eng. 1993. — 38, № 1. — p. 3 — 8.
  101. Yates D.E., Lack G.T. Development tegzing of epicyclic gearing // Trans. ASME. I. Eng. gas Turbines and Power. 1992. — 114, № 2. — p. 328 — 333.
Заполнить форму текущей работой