Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нравственное воспитание младших школьников в современных условиях: На материале Республики Мордовия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализируя тенденции, выявленные с учетом оценочно-эмоционального критерия, можно резюмировать: выявлена способность младших школьников к высказыванию суждений, несущих оценку отношения к нравственным качествамв 1 классе уровень эмпатии значительно выше по сравнению с уровнем, который наблюдается у школьников к окончанию начальной школыуровень эмпатии учащихся сельских школ значительно выше, чем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. «Теоретические аспекты изучения нравственного воспитания младших школьников»
    • 1. Анализ подходов учёных к проблеме нравственного воспитания историко-педагогичёский аспект)
    • 2. Специфика условий Мордовии, влияющих на нравственное воспитание школьников
    • 3. Задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников, вытекающие из региональной концепции воспитания
    • 4. Готовность педагогов и учащихся к реализации задач нравственного воспитания, отраженных в региональной концепции
  • Глава II. «Анализ реальной практики нравственного воспитания младших школьников в Республике Мордовия»
    • 1. Программа исследования нравственного воспитания младших школьников
    • 2. Состояние нравственного воспитания младших школьников в
  • Республике Мордовия
    • 3. Основные направления деятельности учителя по нравственному воспитанию младших школьников

Нравственное воспитание младших школьников в современных условиях: На материале Республики Мордовия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время страна переживает политический, экономический и социальный кризис, влияющий на нравственные устои общества. Отказ от прежних идеалов, отсутствие четко определенных целей, задач и ценностей вызвали нежелательные последствия в нравственном становлении подрастающего поколения.

Социологические, педагогические исследования свидетельствуют о том, что в эпоху социально-экономических перемен к наиболее сложным вопросам современной педагогической теории и практики относятся вопросы, связанные с нравственным становлением личности.

Наиболее остро встала проблема поиска путей нравственного воспитания школьников, обусловленная рядом причин:

— неоднозначностью влияния социально — политических, экономических, педагогических факторов и условий на осуществление процесса нравственного воспитания;

— неготовностью многих педагогических коллективов результативно осуществлять нравственное воспитание в значительно изменившихся социальных условиях;

— неориентированностью многих положений теории нравственного воспитания на современную социально-педагогическую действительность. !

Проведенное интервьюирование, анкетирование, опрос учителей начальных классов указывает на необходимость обновления парадигмы нравственного воспитания, на серьёзные затруднения, вызванные значительным изменением его целей, содержания, форм и методов.

Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная теоретическая разработанность определили выбор темы исследования:

Нравственное воспитание младших школьников в современных условиях (на материале Республики Мордовия)" .

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в современной начальной школе.

Предмет исследования: особенности нравственного воспитания младших школьников в изменяющемся обществе.

Цель исследования: определить важнейшие сущностные признаки нравственного воспитания младших школьников в изменяющемся обществеобосновать основные направления деятельности учителя по нравственному воспитанию младших школьников.

В ходе работы над диссертацией была выдвинута рабочая гипотеза нравственное воспитание младших школьников будет более успешным если:

— деятельность учителя будет базироваться на современных подходах к нравственному воспитанию, учитывающих прогрессивные этико-педагогические идеи прошлого и настоящего;

— будет применяться система работы учителя начальных классов по нравственному воспитанию, адекватная возрастным особенностям младших школьников;

— будут учитываться учителем особенности современной социально-педагогической ситуации региона.

Исходя из цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи: изучить подходы ученых к проблеме нравственного воспитания, учитывающие прогрессивные этико-педагогические идеи прошлого и настоящегорассмотреть специфику региональных социально-педагогических условий, влияющих на нравственное воспитание- ^ конкретизировать задачи нравственного воспитания младших школьников в соответствии с «Концепцией воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия» — определить готовность учителей и учащихся к реализации задач нравственного воспитания на основе совокупности критериевосуществить анализ реальной практики по формированию нравственных качеств у младших школьниковобосновать основные направления деятельности учителя по нравственному воспитанию младших школьников.

Методологической основой исследования являются: принципы объективности, целостного изучения явлений в их развитии и взаимной связи, единства логического и исторического, взаимосвязи теории и практикиположения аксиологии о системном характере личностных качеств.

Теоретической базой исследования явились работы, рассматривающие: аксиологический подход (С.Ф.Анисимов, Л. М. Архангельский, В. А. Блюмкин, А. А. Гусейнов, В. П. Зинченко, Г. Е. Леевик, Д. А. Леонтьев,.

A.И.Титаренко, В. А. Титов и др.) — проблемы развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Э. М. Александровская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. В. Гамезо, Р. Г. Гурова,.

B.В.Давыдов, А. А. Деркач, А. В. Иващенко, А. И. Крупнов, Н. Ф. Талызина, Л. М. Фридман и др.);

— проблемы нравственного воспитания в ряде концепций воспитания личности: исторически сложившихся (А.Ф.Афтонасьев, В. Г. Белинский, И. И. Бецкой, И. Ф. Богданович, Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, П. Н. Енгалычев, П. Ф. Каптерев, А. Г. Ободовский, А. Н. Острогорский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А.А.Ширинский-Шихматов, И. М. Ястребцов и др.) и современных (О.С.Богданова, А. А. Бодалев, Е. В. Бондаревская, Б. З. Вульфов, О. С. Газман, И. М. Ильинский, И. С. Марьенко, В. М. Коротов, Н. Е. Щуркова и др.);

— современные подходы к проблеме классификации нравственных ценностей (В.А.Блюмкин, А. В. Иващенко, В. А. Караковский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый, Г. П. Савкина, В. А. Сластенин, Н. В. Фролова, И. Ф. Харламов, А. И. Шемшурина, Н. Е. Щуркова и др.).

В выборе методов исследования учитывалась необходимость диалектического единства теоретических и эмпирических уровней познания.

Исходя из этого, основными методами исследования выступили: изучение и обобщение передового опыта, наблюдение, опытно-педагогическая работа, интервью, беседа, контент-анализ, сравнительный анализ.

Базой исследования стали школы Республики Мордовия. Оно проводилось с 1995 по 2000 год и включало следующие этапы:

— 1995 — 1996гг. — анализ психолого-педагогической и философско-этической литературы;

— 1996 — 1997 гг. — изучение практики нравственного воспитания младших школьников в республике;

— 1997 — 1998 гг. — экспериментальная работа в школах;

— 1998 — 1999 гг. — апробирована система авторских курсов по нравственному воспитанию младших школьников в экспериментальных классах школ Республики Мордовия;

— 1999 — 2000 гг. — научное обобщение и оформление результатов эксперимента, выявление тенденций процесса освоения младшими школьниками нравственных ценностей.

Обоснованность и достоверность результатов опытно-педагогической работы обеспечивалась соответствием общих теоретических положений и практических результатов, применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью экспериментальных данных.

Исследованием было охвачено свыше 650 учащихся начальных классов, более 350 учителей, около 300 родителей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

1) выявлены этапы становления и развития теории нравственного воспитания, представлена классификация подходов ученых к сущности нравственного воспитания, отражающая пять направлений и включающая в себя: когнитивный, оценочно-эмоциональный, мировоззренческий, поведенческий (деятельностный) и целостный подходы;

2) рассмотрена специфика условий в Республике Мордовия, влияющая на нравственное воспитание младших школьников в регионе и отражающая социальный, демографический, педагогический и организационно-методический аспекты;

3) конкретизированы задачи нравственного воспитания младших школьников, вытекающие из региональной концепции воспитания;

4) выявлена готовность учащихся и педагогов к реализации задач нравственного воспитания, отражающих ориентацию на общечеловеческие и национальные ценности, формирование нравственных отношений;

5) выявлены особенности нравственного воспитания младших школьников в регионе и причины, затрудняющие его осуществление;

6) обоснованы основные направления деятельности учителя по нравственному воспитанию младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная система критериев и показателей будет способствовать более глубокому изучению нравственного воспитания младших школьников в реальной педагогической практике, четкому определению характеристик, соответствующих типологическим группам младших школьниковиспользование предложенной методики исследования в дальнейшем может иметь определенную значимость при анализе динамики нравственной воспитанности в иных возрастных группах и социокультурных условиях.

В опытно-экспериментальных группах прошла успешная апробация системы курсов, направленных на формирование нравственности младших школьников. Представлен конкретный методический материал, способный помочь учителям в решении задач нравственного воспитания младших школьников в современных условиях (авторские программы курсов «Азбука нравственности» и «Воспитание сердца»), преподавателям педагогических училищ и ВУЗов, готовящих будущих учителей начальных классов (авторская программа спецкурса «Современные проблемы нравственного воспитания младших школьников»), и программа, разработанная для курсов повышения квалификации учителей начальных классов на базе РИПКРО («Современная школа и особенности воспитания гуманной личности»). Положения и выводы диссертации могут быть использованы в учебно-воспитательной деятельности педагогических учебных заведений, системы повышения квалификации работников народного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Различные аспекты содержания диссертационного исследования были изложены на VI психолого-педагогических чтениях молодых ученых, аспирантов, слушателей и студентов «Формирование и развитие личности» (г.Москва, 1996) — XXXI, XXXII, XXXIII, XXXIV, XXXV Евсевьевских чтениях (Саранск 1996, 1997, 1998, 1999 гг.) — Всероссийской конференции «Проблемы образования учащихся начальных классов» (Саранск, 1998) — региональных конференциях «Образование в Мордовском крае: история и современность» (Саранск, 1998) — «Школа XXI века: проблемы и перспективы» (Саранск, 1999), тезисах и статьях, опубликованных в сборниках научных трудов: «Современные проблемы психолого-педагогических наук» (Саранск, 1999), «Проблемы начального образования и профессиональной подготовки учителя» (Саранск, 1997), «Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов» (Саранск, 1998) и др.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе непосредственной работы с учащимися начальных классов общеобразовательных школ Республики Мордовия, со студентами педагогического факультета Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.

На защиту выносятся следующие положения исследования:

1. Этапами становления и развития нравственного воспитания являются:

I этап (XI — XVIII вв.) — период возникновения предпосылок становления теории нравственного воспитания.

II этап (XVIII — первая половина XIX в.) — период рассмотрения отдельных элементов процесса нравственного воспитания.

III этап (вторая половина XIX в.) — формирование основ теории нравственного воспитания.

IV этап (XX век) — становление системы нравственного воспитания подрастающего поколения.

Суть основных подходов к сущности нравственного воспитания заключается в следующем:

— Когнитивный — процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людейформирования умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении.

— Оценочно — эмоциональный подход — процесс формирования оценочных суждений, характеризующих отношение к нравственным ценностям, взаимоотношения людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств.

— Мировоззренческий подход — процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества.

— Поведенческий (деятельностный) подход — процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек нравственного поведениясвободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности;

— Целостный подход — процесс формирования и развития нравственно целостной личности ребенка.

2. Специфика выявленных условий, влияющих на нравственное воспитание школьников в регионе, проявляется в следующих аспектах:

— социальном: воздействие средовых компонентов, этнокультурных и региональных условий, семьи, детских и юношеских организаций;

— демографическом: численность народонаселения республики, его составпроцессы воспроизводства населениязависимость движения населения от социально — экономических и культурных факторов региона;

— педагогическом: приоритеты образования в регионедеятельность школы и учительства. организационно-методическом: региональная специфика образовательной системынаучный, кадровый, управленческий потенциал регионаособенности формирования бюджета региона.

3. Представленная классификация задач нравственного воспитания в изменяющемся обществе, прежде всего, включает:

— задачи, ориентированные на общечеловеческие ценности;

— задачи, ориентированные на национальные ценности;

— задачи, ориентированные на формирование отношения к обществу, республике, другим людям и самому себе.

4. Основными компонентами готовности педагогов и учащихся к реализации задач нравственного воспитания являются: интеллектуальный, оценочно-эмоциональный, поведенческий, рефлексивный и соответствуют обоснованным в исследовании критериям.

5. Особенности нравственной сферы младших школьников заключаются в следующем:

— в приоритете материальных ценностей над духовными,.

— в преобладании направленности личности младших школьников на эго-уровень,.

— в изменении характера ценностных ориентаций младших школьников,.

— в актуализации проблем гражданского, духовного, нравственного воспитания.

Причины, затрудняющие осуществление нравственного воспитания обусловлены социальными, демографическими, педагогическими, организационно-методическими условиями.

6. Исходя из цели и содержания нравственного воспитания младших школьников, определены основные направления деятельности учителя: а) учитель-младший школьник, б) учитель-родитель, в) учитель-учитель.J Структура диссертации включает введение, две главы, заключение,.

Результаты исследования показывают:

1) большая часть городских и сельских школьников (56%) имеют низкий и средний с тенденцией к низкому уровень эмпатии;

2) ни у кого из респондентов не выявлен высокий уровень эмпатии;

3) сельские школьники обладают более высоким уровнем эмпатии по сравнению с городскими школьниками: 35% (против 11% у городских) младших школьников имеют средний и средний с тенденцией к высокому уровень эмпатии. На наш взгляд, это объясняется большей включенностью сельских школьников в систему эмоционально — личностных отношений.

Анализируя тенденции, выявленные с учетом оценочно-эмоционального критерия, можно резюмировать: выявлена способность младших школьников к высказыванию суждений, несущих оценку отношения к нравственным качествамв 1 классе уровень эмпатии значительно выше по сравнению с уровнем, который наблюдается у школьников к окончанию начальной школыуровень эмпатии учащихся сельских школ значительно выше, чем у их городских сверстниковнаиболее распространенной группой, характеризующей сущность и степень нравственной направленности, является у городских школьников группа детей с устойчивой направленностью на себя, у сельских школьниковгруппа с неустойчивой направленностью на другого человека. Это связано с масштабами социума и степенью включенности в него младших школьниковдля городских школьников наиболее важными являются качества, способствующие выживанию и реализации себя в современных условиях конкуренции (решительность, смелость, аккуратность и т. д.). Учащиеся же сельских школ ориентированы на общекультурные ценности, помогающие жить и работать в едином социокультурном пространстве селасреди ценностей, предложенных детям для ранжирования, на 1 место встаёт здоровье. Это связано с существующей экологической обстановкой в Республике Мордовия.

3. Рефлексивный критерий.

Для реализации вышеназванного критерия была использована методика Л. М. Фридмана «Выбор». На основании полученных данных исследования, младшие школьники дифференцировались на 4 группы:

I группа — активное, устойчиво-положительное отношение к нравственным нормам, повсеместное проявление положительного поведения, отстаивание принятого и желаемого в поведении;

II группа — активное, но недостаточно устойчивое отношение к нравственным нормам, не всегда проявляется положительное поведение, наблюдается склонность к компромиссам, характерна ситуативность в некоторых видах деятельности в зависимости от актуальной потребности в поведении;

III группа — пассивное, недостаточно устойчивое отношение к нравственным нормам, поведение не является сознательно организованным, свойственен большой разрыв между нравственными нормами и поведением;

IV группа — неустойчивое отношение к нравственным нормам, характеризуется отсутствием связи между нравственными нормами и поведением.

Младшие школьники разделились по группам следующим образом (см. диаграммы 9 и 10).

Диаграммы 9 и 10 Распределение младших школьников по уровню нравственной рефлексии.

Город.

Село.

I группа.

II группа? III группа.

IV группа.

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа.

Город 38% 35% 23% 4%.

Село 56% 35% 9% 0%.

Применение ряда методик для определения степени сформированности в результате рефлексии первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях, позволяют нам выделить ряд особенностей:

1. Определяя для себя самую главную жизненную ценность, большинство учащихся начальных классов отдают предпочтение здоровью (39% городских и 18% сельских младших школьников). Поэтому здоровье занимает центральное положение в системе жизненных ценностей младших школьников (см. таблицу 16).

Жизненные ценности младших школьников (Сфера нравственных ориентиров младших школьников).

Ценности Город Село.

Здоровье 39% 18%.

Учеба 15% 22%.

Родственники 28% 8%.

Глобальные (мир, добро.) 3% 22%.

Друзья 13% 12%.

Труд 2% 15%.

Искусство 0% 3%.

2. Для определения идеала нравственного человека дети приводят в пример конкретного человека. Об этом свидетельствуют результаты, полученные благодаря анкетированию детей (см. рисунок 3).

3. Характеризуя человека как носителя нравственности, младшие школьники следующим образом ранжируют нравственные качества, необходимые для него (см. таблицу 17):

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдулина, А А. Система профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами музыки: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01.-Казань. 1994.-188с.
  2. JI.K. Загляни в свою душу: Тесты для Вас /Обл. асоц. «Интеллектика».- Омск, 1992.-26с.
  3. М.Т., Кулаженко Л. Е. Семейное воспитание и нравственное развитие ребенка/ М. П. Авсиевич, Л. Е. Кулаженко.- Минск, 1991.- 25с.
  4. Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994.-608с.
  5. В.И. Живая этика: спецкурс: 3 (4) класс Ставрополь: Кавказ, край, 1996.-62с.
  6. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (История и современность): Материалы XYHI сес. Науч. Совета по проблемам истории образования и воспитания, окт. 1997 г./ Под. ред.З. И. Равкина.- М.: ИТОП РАО, 1997.-370с.
  7. Актуальные проблемы нравственного воспитания. Новосибирск: Наука, 1987. — 244с.
  8. Актуальные проблемы нравственного воспитания молодёжи. М.:ВКШ при ЦК ВЖСМ, 1985.-146с.
  9. Э.М., Гильяшева И. Адаптивный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кетелла: Метод, рекомендации.-М.:Фолиум, 1995.-34с.
  10. Ю.Андреева А. Г. Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики: Дисс.канд. пед. наук:13.00.01-М., 1996.-122с.
  11. С.Ф. Мораль и поведение .- М.:Мысль, 1985.- 155с.
  12. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в./ Сост.П. А. Лебедев.-М.: Педагогика, 1990.-608с.
  13. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.(до реформ 60-х годов)/ Сост.П. А. Лебедев.-М.: Педагогика, 1987.-560с.
  14. П. Как обращаться к детским сердцам.- СПб: ХО" Библия для всех", 1995.-118с.
  15. В.П. Система подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников: Учеб. пособие по спецкурсу / Куйбышев: КГПИ, 1990.-84с.
  16. В.Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987.-400с.
  17. В.Г. Избранные педагогические сочинения./ Под ред. Медыского Е.Н.- М.: Из-во Академии педагогических наук РСФСР, 1948.-278с.
  18. Е.В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников: Автореф. дисс.канд.пед.наук: 13.00.01 .-Чебоксары, 1998.-16с.
  19. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. — (Б-ка школ, психолога).- 4.1.- 1996.- 318с.
  20. А.К. Формирование гуманности у младших школьников на основе нравственных идеалов народной педагогики: (На материале Респ. Кыргызстан): Дисс.. канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1994. — 223с.
  21. Ф.В. и др. Методика многостороннего исследования личности: Структура, основы интерпретации, некоторые области применения/ Ф. В. Березин, М. П. Мирощников, Е. Д. Соколов. М.:Фолиум, 1994. — 174с.
  22. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах.Т.1/Под ред.А. В. Петровского.-М:Педагогика, 1979.-304с.
  23. О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988.- 206с.
  24. Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории. М.: Педагогика, 1979.- 224с.
  25. Л.Е. Роль идейно-политической работы в нравственном развитии молодежи. /На материалах деятельности ДКСМ/ Дисс. на соиск. учен, степени канд.филос.наук.-М.: 1985.-237с.
  26. Т.Б. Прогнозирование в учебной деятельности и нравственном поведении младших школьников: Дисс.. канд. псих, наук: 19.00.07. СПб, 1996.-180с.
  27. Л.И. Ориентация учащихся общеобразовательной школы на нравственные ценности: (На материале пед. класса лицея): Дисс.канд.пед.наук: 13.00.01-Петрозаводск, 1997.-195с.
  28. М.А., Соколова Л. П. Воспитание школьников в духе гуманистической морали. Ярославль: ЯГПИ, 1987.-78с.
  29. К.Н. Основные задачи нравственного воспитания.// Вестник воспитания, 1896, № 2, с. 1 -47.
  30. Н.Д. Привычка основа нравственного воспитания. // Педагогика, 1997, № 5, с. 91−97.
  31. Е.П. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста. 4-е изд., совершенно перераб. -СПб.: 1891.- 393с.
  32. Возвращение к нравственности: в помощь учителю /Авт.кол.: Бенин В. Л., Карева В. А., Лукманова Х. Х. и др. Уфа, 1993. — 137с.
  33. Вопросы нравственного воспитания учащихся и студентов: сб. науч. тр.- Минск, 1991.-151с.
  34. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. А. М. Горького.-Омск:ОГПИ, 1991 .-43с.
  35. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски: сборник. (Сост. Н.А. Селиванова). М.: Знание, 1989.- 77с.
  36. .З. Семь парадоксов воспитания.-М.:Новая школа, 1994.79с.
  37. Н.Г. Школьные традиции как средство нравственного воспитания подростков в условиях обновления общего образования: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 1997. — 226с.
  38. В.А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в советской педагогике (1945−1985 гг.) / Отв. ред. В. И. Кожокарь. -Кишинев: Штиница, 1990.-169с.
  39. Г. Ф. Усвоение норм нравственности детьми младшего школьного возраста в процессе воспитания: Дисс. канд. пед. наук М., 1975.-117с.
  40. О.С. Ответственность школы за воспитание детей. М. /Педагогика, 1997, № 4, с. 45−52.
  41. О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). Методические рекомендации. М., 1992.
  42. М.В., Герасимова B.C., Орлова JI.M. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Под. общ. ред. М. В. Гамезо. М.: Альфа, 1994.-116с.
  43. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448с.
  44. Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. — 272с.
  45. М.И. Обеспечение единства нравственных знаний и поведения в процессе воспитания младших подростков: (На опыте школ-интернатов): Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Киев, 1986. — 216с.
  46. Ф. Формирование у младших школьников нравственных знаний и поведения в коллективной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01.- Душанбе, 1988. 182с.
  47. В.Н. Опыт социальной работы с семьёй в Ставропольском крае. М. Педагогика, 1997. — с. 43−47.
  48. Т.Н. Теоретические основы региональной концепции воспитания школьников в Республике Мордовия: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 1998.
  49. А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб.пособие.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 200с.
  50. А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред, и высш.пед. учеб. заведений. М.: издательский центр «Академия», 1998.-176с.
  51. Диагностика нравственного воспитания личности в процессе обучения / Пед. об-во РСФСР. Омск: Ом. обл. отд- ние Пед. об-ва РСФСР, 1989.-42с.
  52. Е.А. Формирование готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора: Автореф.дисс.канд.пед.наук: 13.00.08.-Калуга, 1998.-19с.
  53. Н.Н. Нравственное содержание духовности. Дисс.. канд. философск. наук: 09.00.05 М., 1995. — 118с.
  54. Н.А. Педагогические сочинения. / Под. ред. И. М. Духовного.- М.: Государственное учебно педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1949. — 623с.
  55. С.Г. Эффективность влияния референтной группы на формирование ценностных ориентаций личности. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. псих. н. -Курск, 1993, 145с.
  56. А.В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников:Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 1996. — 182с.
  57. М.Э. Проблемы нравственных взаимоотношений в школе. -Ташкент: Укитувчи, 1989. 45с.
  58. Л.С. Общение учителя с младшими школьниками как средство формирования у них эмоционально-нравственных отношений к действительности: Дисс.канд.пед.наук: 13.00.01.-М., 1998.-13с.
  59. В.В. Стимулирование свободного морального выбора поступка у младших школьников: Учеб. пособие к спецкурсу / Волгоградский гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 1993. — 79с.
  60. В.П. О целях и ценностях образования. // Педагогика, 1998, № 5, с.3−17.
  61. А.В. Критерии нравственной воспитанности (школьников) // Педагогика. 1992, № 11/12, с.22−26.
  62. Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности. Дисс. на соиск. уч.ст.к. психол. н. М., 1997. — 207с.
  63. Л.А. Формирование духовного мира младших школьников на традициях народной педагогики ханты и манси: Дисс.. канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1995. — 181с.
  64. А.В. Идейно нравственное воспитание старших школьников: Кн. для учителя. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 206с.
  65. А.В., Савкина Г. П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками: Учебно- методическое пособие.- М., 1993.-120с.
  66. Идейно нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: Кн. для учителя (Д.И.Водзинский, С. В. Лундина, Е. В. Перевозная и др.) — Под ред. Д. И. Водзинского, Ж. Е. Завадской. — Минск: Нар. асвета, 1991. — 174с.
  67. Интервью и беседа с Львом Толстым / Сост., вступ. статья и комментарии В. Я. Лакшина. М.: Современник, 1986. — 525с.
  68. X. Нравственное воспитание и его роль в становлении жизненно-значимых ценностей младших школьников: Автореф. дисс.канд.пед.наук: 13.00.01- Душанбе, 1998.-19с.
  69. З.И. Педагогика гуманизма . М.: Знание, 1990. — 80 с.
  70. В.А. Воспитай гражданина: Записки директора шк. № 825 Москвы. М.: Моск. рабочий, 1987. — 142с.
  71. Л.Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростков: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1986. — 186с.
  72. А.И. Педагогическая диагностика воспитательного процесса в малокомплектной сельской школе: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 1991 -163с.
  73. В.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших подростков средствами изобразительного искусства: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 Минск, 1993. — 212с.
  74. Комплексный психолого-педагогический эксперимент / А. М. Аронов, В. Г. Васильев, М.Д.ФруминДИ.Хасан.-Красноярск: УПЦ «Инопроф», 1994.- 58с.
  75. Концепция воспитания учащейся молодёжи Республики Мордовия /М-во образования Респ. Мордовия- Разработчики: Г. П. Савкина, Т. Н. Дёмина, М. В. Борискина, Е. Г. Мазур и др.- Саранск: Тип."Крас.Окт.", 1997.-80с.
  76. Н.А. Методика изучения переживаний ценностно-нормативных ориентаций личности: правовой, нравственный, социальный аспекты. / Под ред. Г. В. Залевсого. Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997. — 47с.
  77. В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования. //Педагогика, 1997, № 5, с. 46−52.
  78. Крупицы опыта: информ. метод, бюллетень / М-во образования Респ. Дагестан, экспер. науч. лаб. по формир. добрых человеческих отношений. -Махачкала: Из-во Пятигор. гос. лингв, ун- га, i 997. — 40с.
  79. Н.К. О коммунистическом воспитании школьников: Сб. статей, выступлений и писем / Сост. О. И. Грекова и др. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1987. -256с.
  80. И.С. Нравственное воспитание мальчика-подростка в однодетной семье: Дисс. канд. пед. пед. наук: 13.00.01. М., 1994. — 152с.
  81. Г. И. Цель и способы воспитания.-М.:Педагогика, 1990.136с.
  82. Г. Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности / О-во «Знание» РСФСР, Ленингр. орг. Л.: Ленингр. Дом научн. — техн. пропаганды, 1990. — 28с.
  83. В.И. О воспитании и образовании / Сост.В.П.Груздев- Общ. ред. и вступ. ст. В. И. Додонова.- М.: Просвещение, 1987.- 495с.
  84. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.-17с.
  85. П. Школьные типы (Антропологический этюд.) Семейное воспитание ребенка и его значение. Ч. 1. Издание второе. С. — П.: 1885. — 312с.
  86. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Прометей, 1995.-282с.
  87. А.С. Сочинения. В 7 томах. Т.5. М.: Из-во Академии педагогических наук, 1958. 556с.
  88. Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. -М.: Прометей, 1993.- 175с.
  89. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: (Учеб. пособие для пед. ин-тов) М.: Просвещение, 1980. — 183с.
  90. А.С. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры. Дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 1996. 198с.
  91. Методика завершения предложения. / Арханг. обл. ин-т переподг. и повышения квалификации работников образования. Архангельск: Правда Севера, 1995.- 7с.
  92. Методические указания по исследованию черт характера / Каз. ин-т физ. культуры. Алма-Ата: Каз. ин-т физ. культуры, 1990. — 10с.
  93. Методические указания по нравственному воспитанию учащихся /Респ. совет пед. об-ва Каз. СССР. Алма-Ата: РУМК, 1988. — 54с.
  94. Методическое пособие по организации нравственного воспитания в школе: Для слушателей ФППК, учителей и студ. пед. профиля / Сост. Т. Ч. Кочкарова. Бишкек: Кыргиз. гос. ун-т, 1992. — 67с.
  95. Мой мир и я: Отзывы о прогр. нравств. Воспитания / Междунар. Фонд Образования- (Сост. и отв. за выпуск А. Бжиска) М., 1996. — 63с.
  96. Молодежь Мордовии: факты, анализ, действия /Отв. ред. С. В. Полутин Саранск: НИИ регионалогии, 1999. — 80с.
  97. Мораль и образование (российско-американский проект). Доклады Российско Американской конференции. Под ред. М. С. Манковского (Россия) и А. Эллиса (США) — М.: 1993. — 199с.
  98. Моральная оценка поведения школьника / Приднестр. гос. корпор. ун-т им. Т. Г. Шевченко (Авт. — сост. А.Г.Холодюк). — Тирасполь: РИО ПГКУ, 1993.- 114с.
  99. Моральные ценности и личность / Под. ред. А. И. Тигаренко, Б. О. Николалчева. М.: Из-во Моск. ун-та, 3 994. — 175с.
  100. Т.В. и др. Проблемы нравственно эстетического воспитания младших школьников. — М.: НИИОЛ АПН СССР, 1988. — 39с.
  101. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 111с.
  102. С.А. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников с использованием прогрессивных идейбашкирской народной педагогики: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Уфа, 1995.-205с.
  103. С.И. Оптимизация процесса нравственного развития личности как социально-педагогическая проблема: Дисс. канд.филос.наук: 09.00.05.-Киев, 1989.-177с.
  104. Н.Н. Приемы нравственной активизации личности: метод, рекомендации. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.- 39с.
  105. В.И. Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника : Дисс.канд.пед.наук: 13.00.01.- М., 1994.-204с.
  106. Нравственная жизнь человека. Искания, позиции, поступки. /В.Н. Сагатовский, А. В. Разин, Ю. В. Согомонов и др. / М.: Мысль, 1982. — 295с.
  107. Нравственная культура личности / (И.Ф. Надольный, В. П. Андрущенко, Н. Е. Зелинский и др.). Киев: Вища. шк. Изд-во при Киев, гос. ун-те, 1986. — 190с.
  108. Нравственное воспитание младших школьников / Иркут. пед. институт Иркутск: Иркут. госпед. ин-т, 1989. — 152с.
  109. Нравственное воспитание: Пробл. теории и практики /(JI.M. Архангельский, А. И. Афанасьева, О. С. Богданова и др.- Редкол.: А.К.Уледов). М.: Мысль, 1979. 303с.
  110. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания./Под.ред.И. А. Каирова, О. С. Богдановой.-М.:Педагогика, 1979. 192с.
  111. Нравственное самосовершенствование личности: (По материалам «Круглого стола», Москва, 1987) /Сост.Макаревич М.А.- М.: Знание, 1989. 62с.
  112. Нравственные и эстетические аспекты активизации человеческого фактора / Бакин. гос. ун-т (Редкол. Дж. В. Мустафаев и др.). Баку: Из-во Бакин. ун-та, 1990.
  113. В.М. Педагогическая диагностика отклонений в нравственном развитии подростков: Дисс.канд.пед.наук.-М., 1973.- 190с.
  114. С.И. Словарь русского языка /Под ред. Шведовой, — М. Рус. яз., 1984.
  115. Организационно-педагогические основы руководства нравственным воспитанием школьников: Метод, рекомендации. Иркутск: Иркутск, гос. пед. ин-т, 1984.-69с.
  116. Организация нравственного воспитания школьников: Метод. рекомендации для работников школы (Сост. Щуркова Н. Е., Шнырева В.Н.) -М., 1989.-72с.
  117. Особенности нравственного воспитания младших школьников: метод. разработки: для спец.: 31 200 Педагогика и методика нач. обучения / Кабардино — Балк. гос. ун-т, 1995. — 14с.
  118. М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко. М.: Высшая школа, 1972. — 351с.
  119. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов сред.пед. учеб. заведений/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.- Под ред. С. А. Смирнова.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.-512с.
  120. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов, педагогических колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого.- М., Российское педагогическое агентство, 1996.- 600с.
  121. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.-М.: Школа- Пресс, 1997.-512с.
  122. Педагогическая диагностика в школе /А.И.Кочетов, Я. Л. Коломинский, И. И. Прокофьев и др- Под ред. А. И. Кочетова. Минск: Нар. асвета, 1987. — 223с.
  123. Педагогическая диагностика видения целостного педагогического процесса и его роль в деятельности учителя начальных классов. / Мн-во нар. образования Каз.ССР. Алма-Ата, 1991. — 48с.
  124. Д.И. Избранные педагогические сочинения. / Сост. В. В. Большакова. М.: Педагогика, 1984.- 363с.
  125. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.- Кн.2: Процесс воспитания.-256с.
  126. В.А., Парубочий В. П. Нравственное воспитание: (Учеб.пособие).-Тюмень: Тюм. юрид. ин-т МВД РФ, 1997.-35с.
  127. Т.И. Мир вокруг нас: Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания дошкольного и младшего школьного возраста.-М., 1998.-189с.
  128. М.М. Как оптимизировать процесс воспитания.-М.:3нание, 1984.- 80с.
  129. Пути и средства совершенствования нравственного воспитания учащихся в школе и семье: Сб. науч.тр./М-во просвещения БССР-Под. ред.В. В. Чечета и др.-Минск, 1987.- 125с.
  130. Н.Г. Формирование нравственных ценностей у детей в социально- педагогической деятельности образовательной школы: Автореф.дисс.канд.пед.наук: 13.00.06.-М., 1998.-24с.
  131. П.Г. Избранные педагогические сочинения./ Сост.В. Я. Струминский.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1958.-313с.
  132. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Гл.ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608с.
  133. Г. И. Воспитание нравственной позиции младшего подростка.-Дисс.канд.пед.наук: 13.00.01 .-Красноярск, 1982.-190с.
  134. Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп. -М.: Просвещение, 1978.- 351с.
  135. А.А. Воспитательная работа в начальных классах. Минск: Нар. асвета, 1986.- 117с.
  136. М.И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности в процессе обучения: Дисс.канд.пед.наук: 13.00.01.-Иркутск, 1997.-171с.
  137. А. Теория нравственных чувств.- М.: Республика, 1997.- 350с.
  138. Современные подходы к этическому образованию в школе: Концепция, учебные программы /С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства.-СПб.:СПб ГУМ, 1997. -78с.
  139. А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: Дисс. д-ра пед. наук в форме научного доклада.- М., 1998.- 47с.
  140. Сорока- Росинский В. Н. Педагогические сочинения ./Сост.
  141. A.Т.Губко.- М.: Педагогика, 1991, — 240с.
  142. Становление гуманистического мировоззрения личности: пособие для студентов пед. вузов./Под ред. Р.М.Роговой- М.:Ин-т развития личности, 1994.-223с.
  143. Н.К. Педагогика: Учеб. пособие.- Мн.: изд. Скакун1. B.М., 1998.- 448с.
  144. Г. Д. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших подростков (На материале сел. шк. Тувы): Дисс.канд.пед.наук: 13.00.01.-М., 1993.- 170с.
  145. С.П. Нравственная целостность личности: Дисс. д-ра филос. наук: 09.00.01.- Тюмень, 1995.-332с.
  146. В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3-х т. Т.1/ Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. -М.: Педагогика, 1979.- 560с.
  147. В.А. Как воспитывать настоящего человека.-М.:Педагогика, 1989.-288с.
  148. В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.- воспитат. работы в сел.сред.школе.-2-е изд., М.:Просвещение, 1979.-393с.
  149. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений.- М: Издательский центр 'Академия", 1998.-288с.
  150. В.Я. Семья как фактор нравственного воспитания : Дисс.канд.филос.наук: 19.00.05.-СП6., 1993.-221с.
  151. Умственное нравственное развитие младшего школьника в системе непрерывного образования: Межвуз.сб.науч. тр.- СПб.: Образование, 1993.-120с.
  152. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. TJ 4-е изд.- С.-116.: Типография Н. А. Лебедева, 1879. -482с.
  153. Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.- М., 1988.
  154. JT.M. Опыт оценки воспитанности учащихся.//Педагогика. 1997, том 4, с.63−66.
  155. Н.В. Оптимизация освоения нравственных ценностей школьной молодёжи . Дисс. на соиск. уч.ст.к.п.н.-М.- 1994.-235с.
  156. И.Ф. Нравственное воспитание школьников.:Пособие для класс, руководителей.- М.: Просвещение, 1983.- 160с.
  157. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1990.- 576 с.
  158. И.А. Педагогическое просвещение родителей младших подростков в современной общеобразовательной школе: Дисс.канд.пед.наук: 13.00.01.-Челябинск, 1996.- 265с.
  159. Христианство. Энциклопедический словарь.Т. 2 .- М.: Большая Российская энциклопедия.-1995.- 670с.
  160. А .Г. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в семье средствами народной педагогики: (На примере татарской семьи): Дисс.канд.пед.наук: 13.00.01.- Казань, 1996.-208с.
  161. С.Н. Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа Саха: Дисс.канд.пед.наук: 13.00.01.-Якутск, 1997.-233с.
  162. К.А. Буржуазные концепции нравственного воспитания: цели и средства. М: Знание, 1982. — 64с.
  163. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.-М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998.-512с.
  164. А.И. Система воспитания этической культуры школьников.- М.:ЛАТМЭС, 1996.- 134с.
  165. А.И. Этическая грамматика.- М., 1991- 64с.
  166. В.В. Планирование в коммунистическом воспитании: Педагогическая концепция Н. К. Крупской.- М.:Педагогика, 1988.- 264с.
  167. Шнекендорф 3. Воспитание учащихся в духе культуры, мира, взаимопонимания, прав человека //Педагогика. 1997. — N2. — с.43−50.
  168. Р. Духовно-душевные основы педагогики. (9 лекций, прочитанных в Оксфорде с 16 по 25 августа 1922 года) М.: Парсифаль, 1997.-143с.
  169. Т.П. Нравственно-экологическая культура младшего школьника.- Челябинск, 1993.-19с.
  170. Т.П. Педагогические основы нравственно- экологического воспитания младших школьников: Моногр.- Екатеринбург: Урал. гос. пед. институт, 1993.-118с.
  171. М.А. Теория и практика нравственно- гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80−90 гг.ХХ века: Дисс.канд.пед.наук: 13.00.01.-Ставрополь, 1997.-151с.
  172. Е.Ф. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у учащихся : Дисс.канд.пед.наук: 13.00.01.-Челябинск, 1996.-265с.
Заполнить форму текущей работой