Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Противодействие коррупции: соотношение международно-правового и внутригосударственного регулирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нуждается в совершенствовании и существующий в России механизм возвращения активов, полученных в результате коррупции. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона „О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма“ и федерального закона „О противодействии терроризму“» № 153-ФЭ от 27 июля 2006… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Противодействие коррупции в международном праве: общие положения
    • 1. Содержание и основные направления международного сотрудничества в противодействии коррупции
    • 2. Роль системы Организации Объединенных Наций в противодействии коррупции
  • Глава II. Региональные механизмы противодействия коррупции
    • 1. Противодействие коррупции в рамках Совета Европы и ГРЕКО
    • 2. Противодействие коррупции в рамках Европейского Союза
    • 3. Противодействие коррупции в рамках Африканского Союза
  • Глава III. Имплементация международных норм о противодействии коррупции в национальном законодательстве
    • 1. Антикоррупционное законодательство государств-членов
  • Европейского Союза (Болгария, Испания, Ирландия)
    • 2. Антикоррупционное законодательство государств других европейских государств (Исландия, Норвегия)
    • 3. Проблемы имплементации международных антикоррупционных норм в России (2002 — 2006 гг.)

Противодействие коррупции: соотношение международно-правового и внутригосударственного регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает эффективное государственное управление, нарушает принципы равенства и социальной справедливости и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. Негативное воздействие коррупции на общество не ограничивается указанными факторами. Она ведет к искажению условий конкуренции, затрудняет экономическое развитие и препятствует развитию рыночных отношений. МВФ считает коррупцию «глобальной проблемой современности"1. По данным ООН, в 2005 году доходы от коррупции во всем мире составили 1,2 трлн долларов и превысили доходы от продажи оружия и наркотиков вместе взятые. Набирает оборот транснациональная коррупция.

По оценкам Транспэрэнси Интернэшнл (далее — ТИ), в 2005 году уровень коррупции вырос в таких странах, как Коста-Рика, Габон, Непал, Папуа — Новая Гвинея, Сейшельские Острова, Шри-Ланка, Россия, Суринам, Тринидад и Тобаго и Уругвай. Средства, появившиеся у них благодаря снижению долгового бремени и включаемые в национальные бюджеты, «могут пропасть из-за алчности, расточительства и ошибок в управлении» .

Однако коррупция — «достояние» не только бедных стран. Так, согласно данным статистики, коррупция широко распространена в США3. Проблемы коррупции неоднократно становились предметом слушаний в Конгрессе и Сенате США4. В частности, большой резонанс получило обсуждение в Конгрессе США Акта о честной конкуренции и против взяточничества 1998 г., имплементирующего Конвенцию ОЭСР 1977 года5.

1 IMF working paper. WP/98/63. — P.35.

2 http://www.transparency.org.ru.

3 Cm.: Etzioni A. Capital corruption: The new attack on American. Democracy. — San Diego etc.: Harcourt, 1984; Kaufmann, D. Corruption: the facts // Foreign policy. — N.Y., 1997. — № 107. — P. 114−131.

4 Cm.: U.S. policy toward Russia: Hearing before the Comm. on intern, relations, House of representatives, 106th Congr., 1st sess. — Wash.: Gov. print, off, 2000. — 166 p.- The continued threat of corruption to U.S. border law enforcement agencies: Hearing before the Senate Caucus on international narcotics control, U.S. Senate, 106th Congr., 1st sess., Apr. 21, 1999. — Wash.: Gov. print, off., 1999. — III, 63 p.

Cm.: The international anti-bribery and fair competition act of 1998 // Hearing before the Subcomm. on finance a. hazardous materials of the Comm. on commerce, House of representatives, 105th Congr., 2nd sess. on H.R.4353, Sept. 10,1998.

Серьезную угрозу представляет коррупция для России. Согласно Индексу восприятия коррупции 2006 года6, опубликованному Транспэрэнси Интернешнл, Россия занимает 121-е место из 163 (см. приложение № 2)7. Однако реальный уровень коррупции в России, видимо, еще выше вследствие высокой латентности этого явления. Так, в 2005 году в России было осуждено: за получение взятки — 1454, за дачу взятки — 2271 человек8). Однако, как правильно замечает Н. Ф. Кузнецова, «если бы фактическая коррупция соответствовала статистическому отражению взяточничества, не было бы той озабоченности, которая проявляется в последнее время"9.

Мировое сообщество осознает всю опасность коррупции. Можно отметить недавние шаги, принятые Организацией Объединенных Наций, ОЭСР, Европейским Союзом, Советом Европы, Африканским Союзом, Группой государств против коррупции (ГРЕКО). В современном международном праве сформировался институт сотрудничества в борьбе с коррупцией. Нормы этого института определяют преступность «коррупционных» деяний, характеризуют субъектов коррупции, устанавливают правила осуществления юрисдикции, предусматривают меры «содействия» и правовой помощи и другие меры.

Российская Федерация участвует во многих международных механизмах по борьбе с коррупцией. Так, в 2006 году наше государство ратифицировало Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенцию ООН против коррупции. Россия также стала участницей специализированной антикоррупционной организации — ГРЕКО. Активно осуществляется взаимодействие с иностранными государствами и международными правоохранительными структурами.

6 Балл Индекса восприятия коррупции (ИВК) отражает восприятие уровня коррупции предпринимателями и аналитиками и оценивает его по шкале от 10 (коррупция практически отсутствует) до 0 (очень высокий уровень коррупции). Чем выше уровень коррупции в государстве, тем более низкое место она занимает в рейтинге ТИ.

7 www.transparency.org/surveys/#cpi.

8 http: www. russia-today.ru/2006no 15/15Duma 1 .htm.

9 Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее / под ред. А. И. Долговой. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. — С. 378.

Важной гарантией эффективной реализации международно-правовых норм о борьбе с коррупцией является наличие действенного внутригосударственного механизма имплементации международных обязательств. Многие страны (см. § 1 и 2 главы III) приняли существенные усилия по гармонизации своего права с международными документами. Этого, к сожалению, нельзя сказать о России. В отечественном законодательстве до сих пор нет даже определения коррупции. Несмотря на громкие заявления с высоких трибун состояние дел в правотворческой сфере с начала 90-х годов практически не изменилось. 11-й проект закона о борьбе с коррупцией был принят Госдумой ФС РФ в первом чтении еще в 2002 году, однако в 2005 году он был снят с рассмотрения. Сходная судьба постигла и другие антикоррупционные законопроекты. Не были должным образом имплементированы и ратифицированные в 2006 году конвенции СЕ 1999 года и ООН 2003 года (см. § 3 главы III настоящей работы). Это существенно снижает эффективность взаимодействия России с зарубежными государствами и международными организациями.

При указанных обстоятельствах исследование международно-правовых и внутригосударственных проблем противодействия коррупции становится все более актуальным.

Степень разработанности темы исследования.

Характеризуя степень научной разработанности проблематики, заметим, что соответствующие исследования активно проводятся как в зарубежной, так и в отечественной науке.

Так, в США борьба с коррупцией и государственное управление постоянно находятся в центре внимания ученых10. Например, А. Эциони, используя практику Верховного Суда США, анализирует коррупцию в среде видных американских политиков в 1970;1980;х годах11. Э. Дрю, Р. Вишни, К. Гет рассматривают различные внутригосударственные аспекты подкупа.

10 Ethics and public administration / With a forew. by Rohr J.A.- Ed. by Frederickson H.G. — Armonk (N.Y.) — L.: Sharpe, 1993.-XV, 269 p. Etzioni A. Capital corruption: The new attack on American democracy. — New BrunswickOxford: Transaction books, 1988. — 337 p. политических деятелей США12. Политическая коррупция в американских.

1 Л штатах является объектом исследования Д. Найса. Полномочия Комиссии по ценным бумагам и биржам США изучает Б. Эйдэс14.

Многочисленные исследования посвящены проблемам противодействия коррупции в европейской науке. В частности, Б. Аде анализирует противостояние коррупции в разных странах современной Европы15. Д. Л. Сайлер и Л. Грациано конструируют модели влияния коррупции на процесс европейской интеграции16. Р. Фолькема и К. Гетц доказывают взаимосвязь экономических проблем и коррупции17. В. Хетцер считает коррупцию «обратной стороной глобализации"18. Имеются исследования, посвященные коррупции в отдельных странах (Центральной и Восточной Европы19, Австрии"20, Франции21).

В России антикоррупционные исследования ведутся в рамках нескольких наук.

В уголовно-правовой науке это явление традиционно изучается в контексте борьбы со взяточничеством22. Коррупция рассматривается в.

12 Drew Е. Politics and money: The new road to corruption. — N.Y.: Macmillan, 1983. — 166 p.- Shleifer A., Vishny R. W. Corruption // Quart. Journal of Economics. — Cambridge. — 1993. — Vol. 108. — № 3. — P. 599−617.

1 Nice D.C. Political corruption in the American states // Amer, politics quart. — Beverly Hills, 1983. — Vol. 11. № 4. — P. 507−517.

14 См.: LaceyK.A., George B.C. Expansion of SEC authority into internal corporate governance: the accounting provisions of the Foreign corrupt practices act (a twentieth anniversary review) // Journal of transnational law & policy. — Tallahassee, 1998. — Vol. 7. — № 2. — P. 119−155.

15 См.: Ades В. Entretien avec Peter Eirren: Pouvoir, argent et morale // Politique intern. — 1999. — № 85. — P. 19−35.

16 См.: Seiler, D.-L. Corruption, echange politique et interets prives: comment construire un modele eurocompatible? // Lobbyisme, pluralisme et integration europeenne (Lobbying, pluralism and European integration). — Bruxelles, 1998. — P. 233−253- Graziano L. Lobbying and the public interest // Lobbyisme, pluralisme et integration europeenne (Lobbying, pluralism and European integration). — Bruxelles, 1998. — P. 36−50.

17 Getz, K.A.- Volkema, R.J. Culture, perceived corruption, and economics // Business & soc. — L.- New Delhi, 2001. — Vol. 40. — № 1. — P. 7−29.

18 Hetzer W. Organisierte Kriminalitat und Korruption // Aus Politik u. Zeitgeschichte. — Bonn, 2001. -№ 32/33. — S. 32 (30−38).

19 Drweski B. Les «mafias» de l’Est un phenomene heterogene et inedit // Pensee. — P., 2000. — № 327. — P. 27−38.

20 Feichtinger Wirl, Y. On the stability and potential cyclicity of corruption in governments subject to popularity constraints //Math, social sciences. — Amsterdam, 1994. — Vol. 28. — № 2. — P. 113−131.

21 См.: Alt E" Luc I. La lutte contre la corruption. — P.: Presses univ. de France, 1997. — 127 p. — P. 113−125- Cartier-Bresson J. Corruption, pouvoir discretionnaire et rentes // Debat. — P., 1993. — № 77. — P. 26−32- Chol E" Cooquide P. Marches publics, affaires privees // Expansion. — P., 1994. — № 485. — P. 108−113- Coquide P. Operation «mains propres» dans la sante. — P., 1994. — P. 98−102 и др.

22 См.: Волженкин Б. В. Служебные преступления. — М.: Юрист, 2000; Завидов Б. Д. Взяточничество. Уголовно-правовой анализ получения и дачи взятки — М.: ПРИОР, 2002; Кудрявцев В. Н., Лунеев В. В., Наумов A.B. Организованная преступность и коррупция в России (1997;1999). — М., 2000; Мелешко И. Л. Организованная преступность, коррупция и власть в Российской Федерации. — Ростов н/Д., 2000; Эксанова A.A. Подкуп как криминогенное преступление: правовая природа, квалификация, ответственность. — Н. Новгород, 2001 и др. качестве основного объекта исследования23 или как составляющая легализации преступных доходов24. При этом международно-правовой аспект в указанных работах практически отсутствует. В диссертационных исследованиях, как правило, лишь делаются ссылки на наличие международных договоров о борьбе с коррупцией25.

Криминология занимается вопросами выявления уровня коррупционности управленческих, правоохранительных и иных органов, разработкой мер по снижению латентности коррупционных деяний, причин, способствующих коррупции26. Активно изучается зарубежный опыт борьбы с этим явлением27. Большое количество трудов посвящено определению места.

23 См.: Дашкова Л. Г. Криминологические проблемы взяточничества: дис.. канд. юрид. наук. — М., 1996; Зайнетдтов В. Война против коррупции или против России? // Российская газета. — 1999. — 28 сенг.- Абдиев К. М. Понятие коррупции и система уголовно-правовых средств борьбы с нею: автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 1995; Афиногенов Ю. А. Разрешение законодательных коллизий как форма выражения системного подхода к уголовно-правовой борьбе со взяточничеством // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. — М., 2001; Гладких В. И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. -2001. — № 4- Клюковская ИН. Коррупция в России: понятие, состояние и проблемы противодействия: автореф. дис. канд. юрид. наук. — Краснодар, 1999; Мюерий А. И. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с коррупцией в органах власти: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Казань, 2000; Исаков Н. Правовая политика в сфере борьбы с коррупцией // Право и жизнь. — 2003. — № 56. — С. 90−103- Камынин И. Антикоррупционное законодательство // Законность. — 2003. — № 6. — С. 2−4- Гражданские инициативы и предотвращение коррупции / под ред. А. Ю. Сунгурова. — СПб., 2000; Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества / под ред. М. Б. Горнова. — СПб., 2000; Роль нотариата в противодействии коррупции и теневой экономике: доклад. — М., 2003; Федоровская М. А. Уголовно-правовые, криминологические и организационные проблемы противодействия коррупции и должностным преступлениям: автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2003; Мухин А. Коррупция и группы влияния. — М., 1999 и др.

24 См.: Алиев В. М. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем. Уголовно-правовое и криминологическое исследование: Монография. — М., 2001; Болотский Б. С. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества / Б. С. Болотский, А. Г. Волеводз, Е. В. Воронова, Б. Ф. Калачев. — М., 2001; Лавров В. В. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем: дис.. канд. юрид. наук. — Н. Новгород. 2000; Иванов Э. А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. — М., 1999 и др.

25 См.: Пекарев П. Я. Правовые аспекты борьбы с коррупцией на национальном и международном уровнях. — М., 2001; Камынин И. Международное законодательство о борьбе с коррупцией и нормы УК РФ // Законность. — 2005. -№ 11.

26 См .-.Долгова А. И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней // Коррупция и борьба с ней. — М., 2000; Эминов В. Е. Коррупционная преступность и борьба с ней. — М., 2001; Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: сборник материалов научно-практической конференции / Под. ред. В. В. Лунева. — М.: Юристь, 2001.

27 См.: Белявская O.A. Организованная преступность в Японии. — М., 1990; Воробьев И. А. Нормативное регулирование борьбы с организованной преступностью за рубежом. — М., 1994; Воробьев И. А. Организованная преступность в Германии. — М., 1996; Бастрыкин А. И. Борьба с организованной преступностью в США // Правоведение. — 1992. — № 3- Данилюк С. Е. Опыт системного противодействия организованной преступности в Республике Беларусь // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. — М., 2001. — С. 30−41- Иванов A.M. Организованная преступность и борьба с ней в Японии: дис.. канд. юрид. наук. — Владивосток, 2000; Мельник Н. И. Некоторые тенденции развития организованной преступности в Украине // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. — М., 2001. — С. 10−21- Нгуен Ван Чуен. Криминологические проблемы борьбы с организованной преступностью во Вьетнаме: дис. канд. юрид. наук. — М., 2000 и др. коррупции в структуре организованной преступности в России, а также выработке системы мер противодействия данному явлению28.

В последние годы был подготовлен и защищен ряд диссертаций, посвященных уголовно-правовым и криминологическим проблемам коррупции. Имеются работы по отдельным аспектам международного сотрудничества в борьбе с этим преступлением. Вместе с тем проблемы гармонизации международно-правовых норм и российского законодательства практически не рассматривались.

Диссертации по уголовному процессу и криминалистике посвящены, главным образом, расследованию различных проявлений коррупции31, а также проблемам производства по делам с участием иностранцев .

В конституционном и административном праве упор сделан на совершенствование законодательства о государственной и муниципальной службеопределяются меры предупреждения коррупции, вносятся предложения по созданию различных контролирующих органов33.

См.: Биккинин И. А. Программирование борьбы с организованной преступностью на уровне субъектов Российской Федерации: дис.. канд. юрид. наук. — М., 2000; Вакурин A.B. Понимание генезиса организованной преступности в экономике как основа разработки мер по ее предупреждению // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон: Сборник. — М., 2001. — С. 15−25- Ванюшкин C.B. Организованная преступность в реформируемой России и направления борьбы с ней: дис.. канд. юрид. наук. — М, 1999; Гыскэ A.B. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). — М., 2000; Шелли Луиз. Американо-российские связи в изучении и противодействии ОП и коррупции // Чиновникъ. — 2000. — № 1 (7).

29 Сайгипов У. Т. Коррупция как фактор организованной преступности в сфере экономики (криминологический анализ): дис.. канд. юрид. наук. — Махачкала, 1998; Мизерий А. И. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с коррупцией в органах власти: дис.. канд. юрид. наук.

— Нижний Новгород, 2000; Соловьев К. С. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с коррупцией: дис. .канд. юрид. наук. — М., 2001.

30 Цепелев В. Ф. Уголовно-правовые, криминологические и организационные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью, дис.. д-ра юрид. наук. — М., 2002; Кибальник А. Г. Влияние международного уголовного права на российское уголовное право: дис.. д-ра юрид. наук. — М., 2003.

31 Богуш Г. И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней: дис.. канд. юрид. наук. -М., 2003; Фролова Е. Ю. Методика расследования коррупционной деятельности в правоохранительных и судебных органах: дис. канд. юрид. наук. — М., 2005.

32 Жукова H.A. Производство по уголовным делам с участием иностранных граждан в досудебных стадиях в Российской Федерации: дис.. канд. юрид. наук. — СПб., 2003; Мазаева H.H. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: дис.. канд. юрид. наук. — М., 2004; Фойгель Е. И. Специфика расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых лицами из числа местных этнических организованных преступных групп (по материалам Восточной Сибири и Дальнего Востока): дис.. канд. юрид. наук. — Иркутск, 2004; Сизов A.A. Особенности досудебного производства по делам о преступлениях, совершаемых иностранными гражданами: дис.. канд. юрид. наук. — Воронеж, 2006.

33 Козбаненко В. А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание.

— М., 2003 Демин A.A. Государственная служба. — М., 2002; Денисов С. А. Формирование контрольной ветви.

В науке международного права борьба с коррупцией рассматривается, как правило, на уровне аспектов в отдельных публикациях34 либо в учебной литературе35. При этом, как правило, речь идет о характеристике и перечне коррупционных действий. Отдельные авторы изучают коррупцию с точки зрения сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью36. Однако практически не исследуется имплементация международных норм о борьбе с коррупцией в отечественном законодательстве.

Таким образом, несмотря на солидные исследования отдельных аспектов проблематики и их несомненную практическую востребованность, в настоящее время не создана целостная теория имплементации в России антикоррупционных норм международного права. Отсутствие такой теории крайне негативно сказывается как на качестве уголовного законодательства, так и на эффективности взаимодействия российских органов правопорядка с иностранными учреждениями юстиции. Не изучен должным образом и зарубежный опыт борьбы с этим антиобщественным явлением.

Цель и задачи исследования

.

Целью настоящего диссертационного исследования является комплексный анализ и разработка наиболее важных теоретических проблем международного права, посвященных борьбе с коррупцией и имплементации его норм в Российской Федерации, оценка действующего законодательства в государственной власти для противодействия коррупции // Государство и право. — 2002. — № 3. — С. 9−16- Кремков В. В. Организационно-правовые механизмы преодоления коррупции в системе государственной службы: дис.. канд. юрид. наук. — М., 2001; Куракин A.B., Тюрин В. А., Савостин A.A. Международные, европейские и национальные аспекты борьбы с коррупцией в системе государственной службы РФ // Право и политика. — 2005. — № 8 и др.

34 См.: Лукашук И. И. Международно-правовые формы борьбы с коррупцией: Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. В. В. Лунеева. — М., 2001. — С. 84−99- Игнатенко Г. В. Международные уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы борьбы с коррупцией // Crime.vl.ruФедоров И. В. Международные гражданско-правовые и гражданско-процессуальные аспекты пресечения коррупции // Crime.vl.ru.

35 См.: Иногамова-Хегай JI. В. Международное уголовное право. — СПб., 2003. — С. 266−278- Бирюков П. Н. Международное право: учебное пособие. — M.: Юристь, 2006. — С. 478−479.

36 Аминьева Я. А. Экспансия Российской организованной преступности в США // Знания молодых юристов XX [ веку: Материалы конференции. — Владивосток, 2001. — С. 50−63- Волеводз В. Г. Международный розыск арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества. — М., 2000; Иванов Э. А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. — М., 1999; Годунов И. В. Российская организованная преступность и ее транснациональная сущность. — М., 2001; Михайлов В. В. Палермская конференция ООН против транснациональной организованной преступности // Российская юстиция. — 2001. — № 7. — С. 15−20 и др. свете международных обязательств нашего государства и определение путей его совершенствования.

Указанная цель предопределяет постановку задач, основными из которых являются следующие: исследование основных тенденций международного сотрудничества в борьбе с коррупциейизучение универсального международно-правового регулирования в сфере борьбы с коррупциейхарактеристика регионального сотрудничества в области пресечения и наказания коррупциианализ опыта имплементации соответствующих международных норм в иностранных государствахизучение законопроектов о противодействии коррупции, рассмотренных Госдумой ФС РФ в 2002;2006 годахразработка мер по совершенствованию российского законодательства в свете международных обязательств нашего государства.

Методологическая и эмпирическая база исследования.

Методологической основой исследования является комплексный системный подход к анализу проблем соотношения международного и российского уголовного права и сопоставление российского законодательства с международными нормами. При подготовке диссертации использовались также общенаучные методы логического анализа и синтеза, нормативно-логический, системный, формально-юридический, метод сравнительного правоведения, другие методы, применение которых позволяет исследовать современные проблемы международного права, уголовного права.

Теоретической основой диссертации являются исследования, проведенные представителями: наук «уголовного права» и «криминологии» (А. А. Аслаханов, С. В. Бородин, С. В. Ванюшкин, Б. В. Волженкин, А. И. Долгова, и.

О. Л. Дубовик, С. В. Дьяков, Б. В. Здравомыслов, В. Н. Кудрявцев, И. И. Карпец, Н. Ф. Кузнецова, В. В. Лунеев, А. В. Наумов, А. И. Рарог, А. М. Яковлев и др.) — международного права (К. А. Бекяшев, П. Н. Бирюков, Р. М. Валеев, Л. Н. Галенская, Г. В. Игнатенко, Л.В. Иногамова-Хегай, А. Я. Капустин, Ю. М. Колосов, Г. И. Курдюков, И. И. Лукашук, Е. Г. Ляхов, С. А. Малинин, С. Ю. Марочкин, И. С. Марусин, Л. X. Мингазов, К. С. Родионов, О. И. Тиунов, Е. Т. Усенко, С. В. Черниченко и др.) — зарубежной юридической науки (А. Блэкман, Дж. Бартон, Г. Бёмер, Г. Бухс, Г. Гупта, Э. Дрю, Е. Кляйн, К. Кюне, Д. Курье, С. Роксин, С. Роуз-Аккерман, Л. Шелли и др.).

Нормативную базу диссертации составили международные договоры СССР и РФ, документы международных организаций (ОЭСР, Совета Европы, ГРЕКО, Европейского Союза, Африканского Союза и др.), акты российского права, законодательство иностранных государств (Болгария, Ирландия, Исландия, Испания, Норвегия). Кроме того, использовались законопроекты о противодействии коррупции, рассмотренные в Государственной Думе ФС РФ в 2002;2006 годах.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объект диссертационного исследования образует, во-первых, международно-правовой институт противодействия коррупции. Особое внимание в работе уделяется предмету регулирования этого института, его источникам, средствам противодействия коррупции. Во-вторых, объектом исследования является российское и зарубежное антикоррупционное законодательство и практика его применения.

Предметом диссертации является изучение коррупции как явления, выявление специфики национальной имплементации международных обязательств в сфере противодействия коррупции, разработка проблем нормативного обеспечения деятельности правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, с учетом международных норм и правил.

Научная новизна исследования.

Диссертация представляет собой первое в отечественной науке монографическое исследование современных проблем международного противодействия коррупции и различных аспектов имплементации международных норм антикоррупционной направленности. В диссертации поставлена и решена научная задача, имеющая важное значение как для международного, так и для внутригосударственного права.

В отличие от ранее изданных трудов произведен комплексный анализ соответствующих норм международного и внутригосударственного права. Охарактеризованы общие параметры имплементации в России международных обязательств в сфере борьбы с коррупцией.

Новизна работы также заключается в изучении проблем, недостаточно исследованных либо вообще не исследуемых в литературе. В их числе: выявление роли региональных международных организаций в борьбе с коррупциейвнутригосударственная имплементация соответствующих международных норм, юридические последствия ратификации в 2006 году двух антикоррупционных конвенций (ООН и СЕ) и вступления России в ГРЕКО и др.

Представляется, что существенная научная новизна диссертации заключается в изучении роли Африканского Союза в борьбе с коррупцией.

Впервые в отечественной науке рассмотрено современное антикоррупционное законодательство некоторых иностранных государств.

Думается, что новизной также обладают предложения по совершенствованию законодательства, приведению его в соответствие с международными обязательствами России, вытекающие из участия в антикоррупционных конвенциях СЕ и ООН и членства в ГРЕКО.

Автор также счел необходимым рассмотреть не только международно-правовые и уголовно-правовые, но и уголовно-процессуальные, а также некоторые административно-правовые меры борьбы с коррупцией. Комплексный подход к указанным проблемам позволяет сделать выводы.

Существенная новизна работы, по мнению автора, определяется следующими основными положениями, выносимыми на защиту:

1. Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией в настоящее время осуществляется по следующим направлениям: криминализация различных проявлений коррупциирасширение субъектов коррупционных правонарушенийприменение административных, финансовых, гражданско-правовых способов борьбы с коррупциейиспользование мероприятий, снижающих доходность от коррупционной деятельностирегламентация публичной службы и управленческой деятельности в частном секторе, снижающих уровень коррупционностиповышение прозрачности функционирования публичных институтовактивное вовлечение в противодействие коррупции институтов гражданского обществарасширение антикоррупционной деятельности международных межправительственных и неправительственных организаций.

2. Впервые в отечественной науке исследована антикоррупционная деятельность Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК). ЮНОДК сегодня является не только основным «поставщиком» антикоррупционных документов, принимаемых в системе ООН, но и оказывает практическую помощь государствам путем «кабинетного анализа» законопроектов, а также оценки действующего национального законодательства.

3. Выявлена специфика «оценочных процедур», осуществляемых международной организацией «Группа государств против коррупции» (ГРЕКО). В силу членства государства в ГРЕКО обязательства, вытекающие из актов Совета Европы, носящих «первоначально» рекомендательный характер, приобретают характер международно-правовых. Исполнение «рекомендаций» ГРЕКО на национальном уровне предполагает активную имплементационную деятельность.

4. Антикоррупционная деятельность в Европейском Союзе осуществляется не только в рамках «третьей опоры». Нормы антикоррупционной направленности регулируют: публичную службу (как в институтах ЕС, так и органах власти и управления государств-членов, а также в муниципальных образованиях) — публичные и частные финансыобщественные закупкифункционирование юридических лиц (коммерческих и некоммерческих) — финансирование политических партийправила межгосударственного движения капиталов и др.

5. Впервые в отечественной науке дана оценка Конвенции Африканского Союза о предупреждении и борьбе с коррупцией 2002 года и практике ее реализации.

6. В результате изучения практики имплементации международных норм по противодействию коррупции в некоторых европейских государствах (Болгария, Исландия, Испания, Ирландия, Норвегия) выявлены основные проблемы, возникающие при их реализации. Опыт указанных стран в реформе властных институтов и законодательства, полученный в ходе имплементационной деятельности, может быть использован и в России.

7. Выявлены пробелы российского законодательства в контексте участия РФ в международных антикоррупционных конвенциях.

А) Согласно содержанию статьи 8 и примечаниям к статьям 201 и 285 УК РФ, «иностранное публичное должностное лицо» или «должностное лицо международной организации» не обладают признаками, позволяющими признавать их субъектами коммерческого подкупа или получения взятки. Это не соответствует обязательствам Российской Федерации по статье 16 Конвенции ООН против коррупции. Не полностью соответствует Уголовный кодекс РФ и правилам статей 18 и 19 Конвенции в части борьбы с «торговлей влиянием» и «злоупотреблением служебным положением».

Б) Состав преступления по статье 291 УК РФ уже, чем того требует статья 2 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупциюв него не включены «иные преимущества неправомерного характера». Кроме того диспозиция части 1 статьи 291 УК не включает в себя обещание дать взятку. Это деяние может рассматриваться как приготовление к преступлению, но не влечет правовых последствий. По УК РФ (часть 2 статьи 30) «дача взятки» не является тяжким преступлением, поэтому ответственность за приготовление не наступает. Аналогичным образом обстоит дело и с «пассивным подкупом».

В) Нуждается в совершенствовании и существующий в России механизм возвращения активов, полученных в результате коррупции. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона „О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма“ и федерального закона „О противодействии терроризму“» № 153-ФЭ от 27 июля 2006 года не восполнил пробела, возникшего в результате исключения из УК РФ конфискации имущества. Во-первых, согласно положениям главы 15.1 УК РФ, конфискация имущества может применяться в отношении не всех коррупционных деяний. Во-вторых, «конфискация» наказанием не признанаона отнесена к «иным мерам уголовно-правового характера». Данное обстоятельство существенно ограничивает возможность его использования для возвращения из-за рубежа активов, полученных в результате коррупции.

Г) Став участником Конвенции ООН 2003 года и уголовно-правовой Конвенции Совета Европы 1999 года, Россия приняла обязательство привлекать к ответственности юридических лиц за коррупционные преступления. Однако законодательство РФ до сих пор не содержит соответствующих норм, что снижает эффективность антикоррупционной деятельности.

В свете международных обязательств России и с учетом опыта имплементации международных антикоррупционных норм европейскими государствами сформулированы предложения по совершенствованию российского законодательства.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Теоретическое значение диссертации обусловлено комплексным анализом международно-правовых и внутригосударственных аспектов борьбы с коррупцией. Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, представляют новое направление в науке уголовного права и международно-правовой науки. Многие положения работы могут применяться в правотворческой деятельности по совершенствованию уголовного законодательства.

Основные положения диссертации могут быть использованы в процессе преподавания основных учебных курсов «Международное право», «Уголовное право», спецкурса «Международное уголовное право». Кроме того, полученные результаты могут быть использованы в процессе подготовки учебных и учебно-методических материалов по указанным дисциплинам.

Апробация исследования.

Материалы исследования используются автором в учебном процессе при преподавании курса «Международное право», курса на выбор «Европейское право», спецкурса «Международное уголовное право» в Воронежском государственном университете.

Важнейшие положения диссертации, аргументы и выводы излагались на научно-практических конференциях (международных, республиканских и региональных). В их числе: заседания Российской ассоциации международного права (июнь 2006 года), научно-практические конференции Воронежского госуниверситета (март 2004 года, апрель 2005 года, апрель и октябрь 2006 года), МГИМО (декабрь 2006 года).

По проблемам диссертационного исследования опубликовано 7 научных работ общим объемом 4,9 печатных листа.

Структура диссертации.

Структура диссертации обусловлена поставленными целями и вытекающими из них задачами. Она состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, приложений и списка использованной литературы.

Практические рекомендации.

На основе опыта иностранных государств по имплементации международных антикоррупционных норм можно предложить следующие правила для служащих в Российской Федерации.

1. Должностные лица государственных и муниципальных структур не должны: иметь материальных интересов, которые противоречат добросовестному исполнению обязанностейзаниматься личными сделками, используя служебную информациютребовать и принимать любой дар, имеющий материальную ценность, от какого бы то ни было лица или организации, добивающихся от него официального решения, ведущих с ним дела или осуществляющих деятельность, контролируемую органом, в котором работает этот служащийвлиять в частных целях на других государственных служащих, пользуясь своим служебным положением или предлагая им личные выгоды.

2. Служащие обязаны: действовать беспристрастно и не предоставлять привилегий никаким частным организация и лицамсообщать об ущербе, обмане, злоупотреблении и коррупции соответствующим органам властидобросовестно выполнять свои обязанности, включая и все предусмотренные законом обязательстваизбегать любых действий, создающих впечатление, что служащие нарушают нормы права.

3. Служащий, отвечающий за прием на работу, продвижение по службе и назначение на должность, обязан следить за тем, чтобы проверка честности будущего работника осуществлялась в соответствии с законом.

4. Служащий, осуществляющий контроль или руководство другими служащими, должен принимать меры к тому, чтобы его персонал не совершал коррупционных действий с использованием служебного положения.

5. Служащий не должен использовать свою принадлежность к службе для получения работы за ее пределами. Он обязан незамедлительно доложить непосредственному начальнику о любом конкретном трудовом предложении, которое может привести к столкновению интересов.

6. Бывший служащий не должен в течение определенного периода действовать от имени лица или организации в деле, по которому он действовал или консультировал от имени государственной службы, что дало бы дополнительные преимущества этому лицу или этой организациине имеет права использовать или распространять конфиденциальную информацию, полученную им в качестве служащего.

7. В случае предложения служащему недолжной выгоды он обязан принять следующие меры: идентифицировать лицо, сделавшее такое предложениепостараться иметь свидетелей, например рядом работающих коллеготказаться от этой выгоды, если для ее использования в дальнейшем в качестве доказательства нет возможностиизбегать длительных контактов, хотя знание основания данного предложения может быть полезным при снятии показанийв кратчайший срок написать докладную об этой попытке, отразив это в официальном журналедовести как можно скорее этот факт до сведения непосредственного начальника или до компетентного правоохранительного органапродолжать работу в обычном порядке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международные документы
  2. Организация Объединенных Наций
  3. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 40. -Ст. 3882.
  4. Конвенция ООН против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеей ООН от 31 октября 2003 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. — № 26. — Ст. 2780.
  5. Рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития от 14 декабря 1990 года // Док. ООН. A/CONF. 144/28.
  6. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН «О борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях» от 16 декабря 1996 года // http://aznocorruption.org/fce/001/0019/files/undeclaration.htm
  7. Резолюция 41/104 Генеральной Ассамблеи ООН «Об учреждении Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК)» от 14 марта 1991 года// Док. ООН. A/RES/41/104.
  8. Резолюция 59/159 Генеральной Ассамблеи ООН по активизации работы в борьбе с транснациональной преступностью от 20 декабря 2004 года // Док. ООН. А/59/159.
  9. Резолюция 46/152 Генеральной Ассамблеи ООН «Программа ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия» от 18 декабря 1991 года//Док. ООН. A/RES/46/152.
  10. Резолюция 59/159 Генеральной Ассамблеи ООН «По координации усилий в области международного сотрудничества в борьбе с преступностью» от 20 марта 2006 года // Док. ООН. А/ ИЕ8/59/159.
  11. Резолюция Экономического и Социального Совета «Руководящие принципы для предупреждения преступности» от 24 июля 2002 года // http://www.un.org/russian/documen/ecosoc/2006/r2006−2Q.pdf
  12. Резолюция Экономического и Социального Совета «Стандарты и нормы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и их развитие» от 21 июля 2004 года // www.un.org/russian/documen/ecosoc/2004/r2004−28.pdf
  13. Резолюция Экономического и Социального Совета «Типовое двустороннее соглашение о совместном использовании конфискованных доходов от преступлений или имущества» от 18 июля 2005 года // www.un.org/russian/documen/ecosoc/2005/r2005−14.pdf
  14. Резолюция Экономического и Социального Совета «Укрепление основных принципов поведения судей» от 26 октября 2006 года // http://www.un.org/russian/documen/ecosoc/2006/r2006−23.pdf
  15. Резолюция Экономического и Социального Совета «Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией» от 26 октября 2006 года // http://www.un.org/russian/documen/ecosoc/2006/r2006−24.pdf
  16. Глобальная программа против коррупции: принята Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК) от 21 июня 2001 года // www.unodc.org/unodc
  17. Материалы Международной конференции по финансированию развития (18−22 марта 2002 года, Монтеррей) // Издание ООН № 11.02.11.А.7. Глава I. Резолюция 1.
  18. Материалы Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 26 августа 4 сентября 2002 года) // Издание ООН № 11.03.II.А. 1. Глава I. Резолюция 2.1. Совет Европы
  19. Конвенция Совета Европы об уголовно-правовой ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года // Совет Европы и Россия. 2002. — № 2. -С. 46−55.
  20. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года // http://coeural.ru/FILE/f000072.doc
  21. Дополнительный Протокол к Конвенции об уголовно-правовой ответственности за коррупцию от 15 мая 2003 года // http://conventions.coe.int/
  22. Рекомендация 19-й Конференции министров юстиции европейских стран (1994 год) «О создании Междисциплинарной группы по коррупции» // Multidisciplinary group on corruption // www.mgc.coe.int
  23. Программа действий борьбы с коррупцией утверждена Комитетом министров Совета Европы 1996 года // Programme of action against corruption adopted by the Committee of Ministers // Multidisciplinary group on corruption. PF/DAJ/GMC/program action E.
  24. Двадцать руководящих принципов по борьбе с коррупцией: приняты Комитетом министров Совета Европы от 6 ноября 1997 года // Resolution (97) 24 on the twenty guiding principles for the fight against corruption // http://www.coe.int
  25. Модельный кодекс поведения государственных служащих: принят Комитетом министров Совета Европы 11 мая 2000 года // Совет Европы и Россия.-2000.-№ 2.-С. 10.
  26. Общие правила против коррупции при финансировании политических партий и выборных кампаний: утверждены Комитетом министров Совета Европы в 2003 году // http://transparency.org.ru/INTER/DOC/2003r4rus.doc
  27. Резолюция 1455 (2005) «О выполнении Российской Федерацией своих обязательств»: принята на 21-м заседании ПАСЕ 22 июня 2005 года // Совет Европы и Россия. 2005. — № 1. — С. 23 — 25.
  28. Группа государств против коррупции (ГРЕКО)
  29. Соглашение об учреждении Группы государств против коррупции: утверждено Комитетом министров Совета Европы, резолюцией (98)7 12 мая 1999 года // Agreement Establishing The Group of States Against Corruption (GRECO) // www.greco.coe.int
  30. GRECO Evaluation procedure: утвержден Пленарной сессией ГРЕКО 6 октября 1999 года // GRECO (2003) 6Е Final Rev.
  31. Questionnaire for First Evaluation Round (2000−2001) GRECO 2000 (3 Final) //http://www.coe.int/t/dgl/greco/evaluations/roundl/questionnaire (roundl)en.asp
  32. First general activity report of GRECO (September 1999 December 2000) GRECO (2000) 22 Final // http://www.coe.int/t/dgl/greco/evaluations/ /roundl /reports (round 1) en. asp
  33. Questionnaire for Second Evaluation Round (2003−2005) GRECO 2003 (28E Final) // http://www.coe.int/t/dgl/greco/evaluations/round2/questionnaire (round2)en.asp
  34. Programme of Activities for 2005. Adopted by GRECO at its 21st Plenary Meeting (Strasbourg, 29 November 2 December 2004) // Greco (2004) 16E Final.
  35. Public Greco. First Evaluation Round. Compliance Report on Bulgaria (2004) 3E. // http://www.coe.int/t/dg 1 /greco/evaluations/roundl/GrecoEval 1 Rep (2001) 14E-Bulgaria.pdf
  36. Greco Eval I Rep of Espania (2001) IE Final. // http://www.coe.int/ /t/dgl/greco/evaluations/roundl/GrecoEval 1 (2001) lSpainEN. pdf
  37. Greco Eval I Rep of Ireland (2002) 14 E Final // http://www.coe.int/t/dgl/greco/ /evaluations/round 1 /GrecoEval 1 (2001)9IrelandJEN.pdf
  38. Public Greco Eval I Rep of Iceland (2001) 10 E Final // http://www.coe.int/t/dgl/ /greco/evaluations/roundl/GrecoEval1 (2001) 10IcelandEN. pdf
  39. Questionnaire on the incriminations provided for in the Criminal Law Convention on Corruption // http://www.coe.int/t/dgl/Greco/evaluations/round3/ /questionnaire (round3)en.asp.
  40. Public Greco. First Evaluation Round. Compliance Report on Bulgaria (2004) 3E.
  41. Public Greco Eval II Rep of Ireland (2005) 9 E.
  42. Situation Report on Corruption in the Baltic Sea Region 2001.
  43. Public Greco Eval I Rep Norway (2002) 3E.1. Европейский Союз
  44. European Assembly Elections Act, 1977.
  45. Единый европейский акт. Договор о Европейском Союзе акты / редкол. Ю. А. Борко (отв.ред.) и др. М.: Право, 1994.
  46. Конвенция о защите финансовых интересов Европейских сообществ от 26.07.95. // OJEC С 316,27 ноября 1995 года.
  47. Конвенция о борьбе с коррупцией, к которой причастны служащие Европейских сообществ или служащие государств-членов Европейского Союза: принята Советом ЕС 26 мая 1997 года. // JO С 195 du 25.6.1997, р. 2
  48. Амстердамский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе, Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты / Редкол. Ю. А. Борко (отв. ред.) и др. М.: Интердиалект^, 1999.
  49. Договор о Европейском Союзе. Консолидированная версия / Редколлегия Ю. А. Борко, В. Г. Шемятенков, Н. Ю. Кавешников. М.: «Интердиалект+», 2001.
  50. Ниццкий договор и Хартия основных прав Европейского Союза / под общей редакцией JI. М. Энтина. М.: Издательство НОРМА, 2003.
  51. Договор о вступлении Болгарии и Румынии в ЕС от 25 апреля 2005 года. // OJEC L 157, 21 июня 2005 года.
  52. Протокол к Конвенция о борьбе с коррупцией, к которой причастны служащие Европейских сообществ или служащие государств-членов Европейского Союза: принят 27 сентября 1997 года. // OJEC С 391, 23 октября 1997 года.
  53. Второй Протокол к Конвенция о борьбе с коррупцией, к которой причастны служащие Европейских сообществ или служащие государствчленов Европейского Союза". Принят 19 июня 1997 года. // OJEC С 221, 19 июля 1997 года.
  54. Directive 91/308/ЕЕС on Prevention of the use of the Financial system for the purpose of money laundering. // http:// www.europa.eu.int
  55. Council Framework Decision of 13 June 2002 on the European Arrest Warrant // OJEC L 190 du 18.7.2002.60. «Рамочное решение о борьбе с коррупцией в частном секторе». Принято 22 июня 2003 года // Journal officiel de l’Union europeenne L 192 du 31.7.2003.
  56. Соглашение «О партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, с другой стороны», 1994 года // БМД. 1998. — № 8. — С. 3 — 74.
  57. Резолюция Ассамблеи глав государств и правительств AHG-Dec 126 (XXXIV) (июне 1998 года) //www.gca-cma.org/ecorrup.htm#prin
  58. Правила процедуры (Rules of Procedure) от 13 марта 2004 года // AU/ABC/Rul/Corruption (I) Rev. 11. Российские правовые акты
  59. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 25 июля 1994 г. № 13. — Ст.1447.
  60. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1 мая 1995 г. № 18. — Ст. 1589.
  61. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 6 января 1997 г. — № 1 — Ст. 1.
  62. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ (по состоянию на 03.06.2005 в ред. фкз № 4-ФКЗ от 01.06.2005. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1997. — № 51. — Ст. 5712.
  63. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта, 27 декабря 2005 г.). // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002 г. — № 30, ст.3012
  64. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 27 декабря 2005 г.). // Российская газета, № 220, -20.11.2002.
  65. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -16 января 1995 г. № 3. — Ст. 167.
  66. Федеральный закон от 15. 07. 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. -№ 29. — Ст. 2757.
  67. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 8 мая 1994 г. № З-ФЗ (Редакция на 25.07.2002 г). // http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShowDocumID46867.html
  68. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2004. — № 31. — Ст. 3215.
  69. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. // Рос. газета. 2004. -31 июля.
  70. Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ. // Собрание Законодательства Российской Федерации. -2004.-№ 34. Ст. 3534.
  71. Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» от 27 декабря 2005 года № 196-ФЗ. // СЗ РФ.-2006.-№ 1. Ст. 7.
  72. Федеральный закон «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» № 125-ФЗ. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2006. — № 31 (Ч. 1). — Ст. 3424.
  73. Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН против коррупции» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2006. -№ 12. -Ст.1231.
  74. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2006. — № 31 (Ч. 1). — Ст. 3448.
  75. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. — № 33. — Ст. 3196.
  76. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.
  77. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Российская газета. 2000.23 февраля.
  78. Проект ФЗ «Об административных процедурах» (Законопроект 28 февраля 2001 года внесен в Госдуму ФС РФ. 13 марта 2001 года рассмотрен Советом ГД ФС РФ (Протокол № 68, пункт 57)). // http://wwwJegislatoe.ru/monitor/admprocedury/admprocedury.html.
  79. Проект ФЗ «Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации» (17 мая 2002 года закон принят Госдумой в первом чтении). // http://wwwJegislatoe.ru.
  80. Пояснительная записка «К проекту федерального закона «О противодействии коррупции» // http://www.legislature.ru
  81. Пояснительная записка «К проекту федерального закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике» // http://www.legislature.ru.
  82. I. Иностранное законодательство
  83. Уголовный кодекс Республики Болгария. М.: Юрлитформ, 2001. — 298 с. 2. «Директива о деятельности и координации между органами предварительного разбирательства» Болгария 27 февраля 2004. // Государственная газета. 2004. — 13а. № 30.
  84. Уголовный кодекс Испании 1955 года. М.: Зерцало, 1998. — 218 с.
  85. Акт о коррупции в органах власти 1889 года (Ирландия). // Public Bodies Corrupt Practices Act 1889.
  86. Акт о предотвращении коррупции 1906 года (Ирландия). // Prevention of Corruption Act 1906.
  87. Акт о предотвращении коррупции 1916 (Ирландия). // Prevention of Corruption Act 1916.
  88. Prevention of Corruption (Amendment) Act 2001 № 27 implementing the Convention //www.irlgov.ie/oireachtas
  89. Review of implementation of the Convention and 1997 Recommendation // www.irlgov.ie/oireachtas
  90. Acts of the Oireachtas. № 30 / 1993- - № 2 / 2004.10. «Акт о правосудии по уголовным делам (кража и мошенничество)» Ирландия 2001 год. (Criminal Justice (Theft and Fraud Offences) Act 2001). // www.irlgov.ie/oireachtas
  91. Закон Республики Кипр «О ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию». // A Law to ratify the Convention of the Council of Europe for the penalization of corruption. № 23 (III) of2000.
  92. Закон о криминальной процедуре Норвегии. (Criminal Procedure Act 1981) // http://www.srji.org/files/resources/access.pdf
  93. The General Civil Penal Code: act of 22 May 1902 no. 10 with subsequent amendments, the latest made by act of 1 July 1994 no. 50 Straffeloven (1902) / Norwegian Ministry of Justice. — [Oslo.: [The Ministry], 1995
  94. К. М. Понятие коррупции и система уголовно-правовых средств борьбы с нею / К. М. Абдиев.: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1995. -26 с.
  95. К. Н. Законодательство Европейского Союза о противодействии коррупции и отмыванию капиталов // http://www.jurfak.spb.ru/ centers/ traCCC/ article/aleshin.htm
  96. В. М. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем. Уголовно-правовое и криминологическое исследование / В. М. Алиев. -М.: Институт современного права, 2001. 236 с.
  97. Я. А. Экспансия Российской организованной преступности в США / Я. А. Аминьева // Знания молодых юристов XXI веку: Материалы конференции. — Владивосток: изд-во ДВГУ, 2001. — С. 50−63
  98. А. Я. К вопросу о ратификации Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» и ее реализации в УК РФ / А. Я Аснис// Адвокат. 2005. — № 4. — С. 37 — 41.
  99. Ю. А. Разрешение законодательных коллизий как форма выражения системного подхода к уголовно-правовой борьбе со взяточничеством / Ю. А. Афиногенов // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. -М., 2001.
  100. А. И. Борьба с организованной преступностью в США / А. И. Бастыркин // Правоведение. 1992. — № 3 — С. 74 — 80.
  101. О. А. Организованная преступность в Японии / О. А. Белявская. -М., 1990.-179 с.
  102. И. А. Программирование борьбы с организованной преступностью на уровне субъектов Российской Федерации / И. А. Бикинин.: дис. канд. юрид. наук. М., 2000. — 189 с.
  103. П. Н. Часть пятая УПК РФ. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства / П. Н. Бирюков. Воронеж: Воронежск. гос. ун-та, 2002. — С. 97.
  104. П. Н. Международное право: учебное пособие / П. Н. Бирюков. М.: Юристь, 2006. — С. 478−479.
  105. П. Н. О проблемах применения в ЕС «Структурного решения относительно европейского ордера на арест» // Международно-правовые чтения. Воронеж: Воронежск. гос. ун-та., 2006. — Вып. 5. — С. 143 — 152.
  106. Г. И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней /Г. И. Богуш.: дис. канд. юрид. наук. -М., 2003. 193 с.
  107. Бола Иге. Абача и банкиры: сорвать сговор // Форум по проблемам преступности и общества. Публикация Организации Объединенных Наций № 11.03.ГУ.2. 2002. — Том 2. — № 1.-С. 125−131.
  108. . С. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества / Б. С. Болотский. М.: Юрлитинформ, 2001. — 248 с.
  109. А. В. Понимание генезиса организованной преступности в экономике как основа разработки мер по ее предупреждению / А. В. Вакурин. // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон: Сборник. М., 2001. -С. 15−25
  110. Р. М. Контроль в современном международном праве / Р. М. Валеев: Дис. д-р юрид. Наук. Казань, 1999.
  111. С. В. Организованная преступность в реформируемой России и направления борьбы с ней / С. В. Ванющкин.: дис. канд. юрид. наук. М., 1999.-182 с.
  112. В. Г. Международный розыск арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества / В. Г. Волеводз. М.: Юрлитформ, 2000. — 477 с.
  113. . В. Служебные преступления / Б. В. Волженкин. М.: Юрист, 2000. — 389 с.
  114. И. А. Нормативное регулирование борьбы с организованной преступностью за рубежом / И. А. Воробьев. М., 1994 — 186 с.
  115. И. А. Организованная преступность в Германии / И. А. Воробьев. М., 1996−165 с.
  116. Д. В. Взаимодействие Европейского Союза и государств-членов (опыт Ирландии) / Д. В. Галушко.: дис. канд. юрид. наук. Воронеж, 2006. -197 с.
  117. В. И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. 2001. — № 4. — С. 15 — 19.
  118. Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс. М., 1936. — С. 229.
  119. И. В. Российская организованная преступность и ее транснациональная сущность / И. В. Годунов. М., 2001. — 179 с.
  120. Гражданские инициативы и предотвращение коррупции / Под ред. А. Ю. Сунгурова. СПб., 2000. — 184 с.
  121. А. В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ) / А. В. Гыскэ. М., 2000. — 119 С.
  122. С.Е. Опыт системного противодействия организованной преступности в Республике Беларусь / С. Е. Данилюк // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. М., 2001. — С. 30−41
  123. JI. Г. Криминологические проблемы взяточничества / Л. Г. Дашкова. дис. канд. юрид. наук. — М., 1996. — 193 с.
  124. А. А. Государственная служба / А. А. Демин. М., 2002. — 128 с.
  125. С. А. Формирование контрольной ветви государственной власти для противодействия коррупции / С. А. Денисов. // Государство и право. 2002. — № 3. — С. 9−16
  126. А. И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней / А. И. Долгова. // Коррупция и борьба с ней. М., 2000. — 115 с.
  127. Н. А. Об уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные преступления / H.A. Егорова // Упр. персоналом, 2003. № 9. -С. 65−67
  128. Н. А. Производство по уголовным делам с участием иностранных граждан в досудебных стадиях в Российской Федерации / Н. А. Жукова. дис. канд. юрид. наук. — СПб., 2003. — 182 с.
  129. . Д. Взяточничество. Уголовно-правовой анализ получения и дачи взятки / Б. Д. Завидов М.: ПРИОР, 2002 — 97 с.
  130. Э. А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним / Э. А. Иванов. М., 1999. — 86 с.
  131. А. М. Организованная преступность и борьба с ней в Японии / А. М. Иванов.: дис. канд. юрид. наук. Владивосток, 2000. — 181 с.
  132. Г. В. Международные уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы борьбы с коррупцией / Г. В. Игнатенко // http://www.crime.vl.ru
  133. Индекс восприятия коррупции 2005 // http://www.transparency.org.ru/ doc/ CPI2005russ01000144. pdf
  134. Индекс восприятия коррупции 2006 // http://www.transparency.org.ru/ doc/ CPI2006rus01000194. pdf
  135. Иногамова-Хегай JI. В. Международное уголовное право / JI. В. Иногамова-Хегай. СПб., 2003. — С. 266−278
  136. Н. Правовая политика в сфере борьбы с коррупцией / Н. Исаков // Право и жизнь. 2003. — № 56. — С. 90−103
  137. Т. М. Европейская и российская правовые системы: соотношение и проблемы согласования / Т. М. Калинина.: дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002. — С. 75−92.
  138. И. Антикоррупционное законодательство / И. Камынин // Законность. — 2003. № 6. — С. 24
  139. И. Международное законодательство о борьбе с коррупцией и нормы УК РФ / И. Камынин // Законность. 2005. — № 11. — С. 14−18
  140. А. Г. Влияние международного уголовного права на российское уголовное право / А. Г. Кибальник.: дис. д-ра юрид. наук. М., 2003.-395 с.
  141. А. Р. Европейский ордер на арест и перспективы развития института экстрадиции в международном праве / А. Р. Каюмова // Международно-правовые чтения. Воронеж, 2005. Вып. 4. — С. 57−62
  142. С. Г. Ответственность юридических лиц в проекте нового УК Российской Федерации / С. Г. Келина // Уголовное право: новые идеи. М., 1994.-121 с.
  143. С. Г. Правовые проблемы уголовной ответственности за взяточничество // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / под ред. В. В. Лунева. М.: Юрист, 2001.- 396 с.
  144. И. Н. Коррупция в России: понятие, состояние и проблемы противодействия / И. Н. Клюковская.: автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Краснодар, 1999.-59 С.
  145. В. А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание / В. А. Козбаненко. М., 2003. — 87 с.
  146. Н. И. Квалификация следователем должностных преступлений / Н. И. Коржанский. Волгоград, 1986. — 86 с.
  147. Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества / Под ред. М. Б. Горнова. СПб., 2000. -136 с.
  148. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: Сборник материалов научно-практической конференции / Под. ред. В. В. Лунева. М.: Юристъ, 2001. — 286 с.
  149. В. В. Организационно-правовые механизмы преодоления коррупции в системе государственной службы / В. В. Кремков.: дис.. канд. юрид. наук. -М., 2001. 192 с.
  150. Криминология: учебник / под ред. Н. Ф. Кузнецовой М.: Волтерс Клувер, 2004. — С. 378.
  151. В. Н., Лунеев В. В., Наумов А. В. Организованная преступность и коррупция в России (1997−1999). М., 2000. — 312 с.
  152. В. В. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем / В. В. Лавров. дис. канд. юрид. наук. — Н. Новгород., 2000. — 179 с.
  153. И. И. Международно-правовые формы борьбы с коррупцией: Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. В. В. Лунеева. М., 2001. — С. 84−99
  154. Ю. И. Ответственность за новые квалифицированные виды получения взятки // Соц. законность. 1987. — № 2. — С. 33−37.
  155. Н. Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования/ Н. Н. Мазаева.: дис.. канд. юрид. наук, -М., 2004. 187 с.
  156. Н. Государь. / Н. Макиавелли. М., 1954. — С. 137.
  157. С. В. Коррупция. Закон. Ответственность / С. В. Максимов. -М.: ЮрИнфоР, 2000. 96 с.
  158. И. С. Международные уголовные учреждения судоустройство и судопроизводство / И. С. Марусин. СПб., 2004. — 223 с.
  159. И. JI. Организованная преступность, коррупция и власть в Российской Федерации / И. JI. Мелешко. Ростов-на-Дону, 2000. — 76 с.
  160. Н. И. Некоторые тенденции развития организованной преступности в Украине / Н. И. Мельник // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. М., 2001. — С. 10−21
  161. А. И. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с коррупцией в органах власти / А. И. Мизерий.: дис.. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2000 — 186 с.
  162. Мировые СМИ о коррупции // Коррупция в России. Информационные и аналитические материалы. Вып. 1. — М., 2001 — С. 12.
  163. А. А. Коррупция и группы влияния / А. А. Мухин. М., 1999. — 79 с.
  164. С. Н. Некоторые аспекты борьбы с организованными преступными группами в Республике Саха (Якутия) / С. Н. Назаров // Российский следователь. 2000. — № 6. — С. 15−19.
  165. Нгуен Ван Чуен. Криминологические проблемы борьбы с организованной преступностью во Вьетнаме: дис. канд. юрид. наук. М., 2000. — 178 с.
  166. В. А. Организованная преступность на Дальнем Востоке / В. А. Номоконов // Уголовная юстиция. М., 1999. — С. 414−420
  167. Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения) / науч. ред. С. В. Максимов и др. М., 2000. — 187 с.
  168. П. Я. Правовые аспекты борьбы с коррупцией на национальном и международном уровнях / П. Я. Пекарев. М., 2001. — 69 с.
  169. Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее / под ред. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. -С. 378.
  170. Разрешение законодательных коллизий как форма выражения системного подхода к уголовно-правовой борьбе со взяточничеством // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. — С. 316.
  171. У. Т. Коррупция как фактор организованной преступности в сфере экономики (криминологический анализ) / У. Т. Сайгипов.: дисс. канд. юрид. наук. Махачкала, 1998. -201 с.
  172. Г. А. Диагностика российской коррупции / Г. А. Сатаров. М., 2002.- 189 с.
  173. А. А. Особенности досудебного производства по делам о преступлениях, совершаемых иностранными гражданами / А. А. Сизов. -дис. канд. юрид. наук. Воронеж, 2006. — 197 с.
  174. К. С. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с коррупцией / К. С. Соловьев.: дис. канд. юрид. наук. М., 2001. -187 с.
  175. Уголовное право РФ: Особенная часть / под ред. А. И. Рарога. М.: Юрист, 2003.- 587 с.
  176. И. От понятия «мздоимства» к понятию «взятка» / И. Упоров // Российская юстиция. 2001. — № 2. — С. 65−69.
  177. И. В. Международные гражданско-правовые и гражданско-процессуальные аспекты пресечения коррупции http://www.crime.vl.ru
  178. М. А. Уголовно-правовые, криминологические и организационные проблемы противодействия коррупции и должностным преступлениям / М. А. Федоровская.: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2003. 63 с.
  179. Е. Ю. Методика расследования коррупционной деятельности в правоохранительных и судебных органах / Е. Ю. Фролова. дис. канд. юрид. наук. — М., 2005. — 196 с.
  180. В. Ф. Уголовно-правовые, криминологические и организационные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью / В. Ф. Цепелев.: дис.. д-ра юрид. наук. М., 2002. -479 с.
  181. А. А. Подкуп как криминогенное преступление: правовая природа, квалификация, ответственность / А. А. Эксанова. Н. Новгород, 2001.-79 с.
  182. В. Е. Коррупционная преступность и борьба с ней / В. Е. Эминов.-М., 2001.- 112 с.
  183. А. Прощение долга и договор дарения // Российская юстиция. 2000. — № 3. — С. 13.
  184. Andenaes Johs. Das norwegische Strafrecht Berlin: Duncker & Humblot, 1962.-S. 72.
  185. Bradley, A.W. Parliamentary privilege and the common law of corruption: R. v. Greenway and others // Publ. law. L., 1998. — Autumn. — P. 356−363
  186. Bragad’ottir, R. The development of penal sanctions in Iceland // Nordisk Tidsskrift for Kriminalvidenskab. 2004. — № 91. — P. 232−42.
  187. Borgen Jan. What is corruption? // Collection of anti-corruption materials. -Oslo: ELSA, 2005.-P. 11.
  188. Chand Sh.K.- Moene, K.O. Controlling fiscal corruption. Wash.: IMF, 1997.- 17 p.
  189. Charleton, McDermott, Bolger. Criminal Law: Manual. Dublin: Butterworths Ireland Ltd, 1999.- P. 31.
  190. Doms-og kirkjum’aouneytio. Report from the administration of a programme on the reorganization of police affairs. Reykjavik, 2005. — P. 12−34.
  191. Etzioni A. Capital corruption: The new attack on American. Democracy. -San Diego etc.: Harcourt, 1984
  192. European sourcebook of crime and criminal justice: 2003. 2n ed. — Meppel: Boom Juridische uitgevers, 2003.
  193. Ethics and public administration / With a forew. by Rohr J.A.- Ed. by Frederickson H.G. Armonk (N.Y.) — L.: Sharpe, 1993. — XV, 269 p.
  194. Ghazanfar S. M.- May, K.S. Third world corruption // J. of social, polit, a. econ. studies. Wash., 2000. — Vol. 25, № 3. — P. 351−368.
  195. Gunnlaugsson, H. and Thorisdottir, R. Hidden crime in Iceland // U. Hauksson (ed.) Rannsoknir’elagsv’isindum. -2005.-V.-VI. -P. 101−110.
  196. Faure Y.-A. Les politiciens dans les entreprises en Cote-d'ivoire // Politique afr. -P., 1994.-№ 56.-P. 26−40.
  197. Ghura D. Tax revenue in sub-Saharan Africa: Effects of econ. policies a. corruption. Wash.: IMF, 1998. — 25 p. — (IMF working paper- WP/98/135).
  198. Hildigunnur Olafsdo’ttir (Reykjav ik' Academy) and Ragnheidur Bragad’ottir (University of Iceland). Crime and Criminal Policy in Iceland // European Journal Criminologie. L. — 2006. — Volume 3 (2). — P. — 221−253.
  199. Mbaku J. M. Institutions and reform in Africa: The public choice perspective. Westport (Conn.) — L.: Praeger, 1997. — P. 29−43. (XVIII, 282 p.)
  200. McAuslan P. Good governance and aid in Africa // J. of Afr. law. L., 1996.- Vol.40, № 2.-P. 170(168−182).
  201. Ninsin K. A. Globalisation and the future of Africa. Harare: AAPS, 2000. Occasional paper ser. / Afr. assoc. of polit. Science. Vol. 4. — № 1. — P. 6.
  202. Olowu B. Combating corruption and economic crime in Africa. An evaluation of the Botswana Directorate of Corruption and Economic Crime // International journal of public sector management. Bradford, 1999. — Vol. 12, № 6/7.-P. 604−614.
  203. Reginald Austin and Maja Tjernstrom. Funding of Political Parties and Election Campaigns. Stockhom: International Institute for Democracy and Electoral Assistance, 2003.
  204. Scandinavian criminal policy and criminology 1986−90 / edited by Norman Bishop. Stockholm: Scandinavian Research Council for Criminology, 1990. — P. 76.
  205. Schneider F. The Size of the Shador Economies of 145 Countries all over the World: First Results over the Period 1999 to 2003. Bonn: Institute for the Stude of Labour, 2004. — IZA Discussion Paper № 1431.
  206. Sullivan G.R. Reformulating the corruption laws the Law commission proposals // Criminal law rev. — L., 1997. — P. 730−739
  207. Sullivan G.R. Proscribing corruption some comments on the Law Commission’s report // Criminal law rev. — L., 1998. — Aug. — P. 547−555
  208. Szeftel M. Misunderstanding African politics: corruption & the governance agenda // Revue of Afr. polit. economy. Sheffield, 1998. — № 76. — P. 222 (P. 221−240).
  209. M. «Eat with us»: managing corruption and patronage under Zambia’s three republics, 1964−99 // J. of contemporary Afr. studies. Pretoria, 2000. — Vol. 18, N 2. — P. 207−224.
  210. The international anti-bribery and fair competition act of 1998 // Hearing before the Subcomm. on finance a. hazardous materials of the Comm. on commerce, House of representatives, 105th Congr., 2nd sess. on H.R.4353, Sept. 10, 1998.
  211. The general part of the criminal law in Norway / by Johannes Andenaes- translated by Thomas P. Ogle. South Hackensack, N.J.: Rothman, 1965. — P. 45.
  212. Versi A. Kenya: anatomy of corruption // Afr. business. L., 1998. — N 231.-P. 8−12.
  213. U.S. policy toward Russia: Hearing before the Comm. on intern, relations, House of representatives, 106th Congr., 1st sess. Wash.: Gov. print, off., 2000. -166 p.
  214. Wiehen M.H. Kontrollinstrumentarien der Korruptionspravention und -bekampfung in Deutschland // Aus. Politik u. Zeitgeschichte. Bonn. — 2001. — № 32/33.-S. 15−22.
  215. William M. Money and power in Uganda’s 1996 elections // African journal of political science. N.S. Harare, 1997. — Vol. 2, № 1. — P. 168−179.
  216. Д. Корупцията от архаика до наши дни // Социал-демокрация. — 2000. — Бр. 7/8. — С. 12−16.
  217. Т. Наказателно право. Обща част. С.: Ромина, 2006.
  218. Д. Обществен избор и корупция // Икон. Мисьл. 1999. -Г. 44. — Кн. 3.-С. 52−65.
  219. И. Индикатори за корупцията и сенчестата икономика // Икон, живот. 2001. — Г. 36, Бр. 31.-С. 9.
  220. В. Наказателно право. Компениум. С: Ромина, 2006
  221. . Общественная оценка чаевых и взятки как проявлений коррупции // Болт, социол. журн. София, 1983. — Т. 6. — С. 129 -143 и др.
  222. Р. Корупция, публични инвестиции и икономически растеж // Икономика. 1999. -№ 3. — С. 11.
  223. . Корупцията през погледа на западните специалиста // Правна мисьл. 1998. — Г. 39. Кн. 3. — С. 99 (96−100).
Заполнить форму текущей работой