Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воспитание демократической культуры личности школьника в коллективной организаторской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целью нашего исследования являлось теоретическое и экспериментальное обоснование условий воспитания демократической культуры школьников. В ходе исследования установлено, что одним из ведущих условий является технология коллективной организаторской деятельности, которая обладает уникальными возможностями для формирования демократически ориентированной личности в современных условиях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы воспитания демократической культуры школьника
    • 1. 1. Сущность и структура демократической культуры личности
    • 1. 2. Воспитание демократической культуры учащихся в зарубежной педагогике
    • 1. 3. Воспитание демократической культуры школьника в русской педагогике
    • 1. 4. Коллективная организаторская деятельность как педагогическая технология воспитания демократической культуры школьника
  • Выводы
  • Глава 2. Технология коллективной организаторской деятельности как средство становления демократической культуры учащихся в современной школе
    • 2. 1. Программа и методика воспитания демократической культуры школьника в процессе принятия демократических норм взаимодействия
    • 2. 2. Методика воспитания демократической культуры школьника в процессе реализации и распространения демократических норм взаимодействия
    • 2. 3. Развитие правовой активности и законопослушности школьников
    • 2. 4. Развитие способности к взаимопониманию, терпимости, демократической культуры школьников в целом
    • 2. 5. Профессиональная готовность педагогов к воспитанию демократической культуры школьников
  • Выводы

Воспитание демократической культуры личности школьника в коллективной организаторской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глобализация мира и проблемы выживания человечества в условиях непрекращающихся войн, межнациональных и религиозных конфликтов, экологических катаклизмов поставили на первый план задачу воспитания гражданина мира, способного сохранить планету как обиталище человечества. В середине 90-х годов ЮНЕСКО приступило к международному проекту гражданского воспитания для мира и демократии на земле. Обеспечение перехода от логики силы, страха, войны к логике разума, взаимопонимания и любви ЮНЕСКО считает своей первоочередной задачей. Первое десятилетие XXI века Организацией Объединённых наций объявлено десятилетием культуры мира и ненасилия. Ключевые элементы культуры мира — мир, демократия, права человека, толерантность. В педагогике мира вместо соперничества, конкуренции, индивидуализма ставится задача развития умения сотрудничать, работать сообща, помогать друг другу.

Демократизация, начавшаяся в нашей стране, поставила перед школой задачу воспитания молодого поколения, обладающего политической культурой демократического типа. Закон об образовании РФ в статье 2 о принципах государственной политики в области образования ориентирует на воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, на демократический характер управления в образовании. Осознание этих задач привело к усилению правового и политического просвещения в ВУЗах и в школах, введению специальных учебных предметов и практических занятий, но правовое воспитание часто остается сопряженным с бесправием ученика в школе. К выполнению диссертационного исследования нас побудили следующие противоречия:

— осуществление демократических преобразований в обществе и неготовность школы в целом и педагогов к осуществлению демократических процессов в образовательном учреждении;

— потребность передовых школ в реальной демократизации школы и отсутствие педагогических технологий организации этого процесса;

— наличие национального своеобразия в демократических процессах и игнорирование отечественного педагогического опыта гражданского воспитания подрастающего поколения.

Ключевой проблемой современного общества в России становится овладение демократической культурой большинством граждан, в связи с чем, особую значимость приобретает поиск путей перехода традиционной школы к демократической, разработка демократических основ жизнедеятельности школьников. На наш взгляд, педагогика общей заботы И. П. Иванова, и, прежде всего её составная часть, методика коллективной организаторской деятельности, обладает уникальными возможностями для формирования демократически ориентированной личности в современных условиях.

Цель исследования — теоретически и экспериментально обосновать ведущие условия воспитания демократической культуры личности школьников.

Объект исследования — демократические отношения в воспитательном процессе школы.

Предмет исследования — возможности технологии коллективной организаторской деятельности в воспитании демократической культуры школьников.

Гипотеза исследования. Если демократизация школы осуществляется через ряд этапов, обеспечивающих стимулирование, осознание и реализацию демократических преобразований и характеризующихся расширением области распространения коллективной организаторской деятельности, то создаются условия для формирования ценностного отношения учащихся и педагогов к демократическим изменениям, для воспитания демократической культуры школьников.

Задачи исследования.

1. Обосновать структурную модель демократической культуры школьника, вычленить ее критерии, показатели, уровни сформированною!!.

2. Выделить этапы демократшации жшнедеятелыюсти школьного коллектива и определить соответствующие им задачи и содержание воспитательной работы.

3. Разработать для каждого этапа развития школьного сообщества формы, методы, типовые ситуации восшггания демократической культуры личности педагогов и школьников.

4. Обосновать организационные и психолого-педагогичсские условия воспитания демократической культуры учащихся в современной школе.

Степень изученности проблемы.

Большой вклад в разработку концепции о необходимости соединения политики и культуры, формирования у широких слоев народа правосознания для обеспечения демократического развития страны внесли философы и педагоги дореволюционной России В. М. Гессен, H.A. Данилевский, И. А. Ильин, Б. А. Кистяковский, С. А. Котляревский, П. Б. Струве, Б. Н. Чичерин и др.

Наше исследование мы рассматриваем как продолжение поисков путей воспитания из школьников деятельных граждан через школьное самоуправление демократического типа, которое воплощали в жизнь ещё в дореволюционной школе (В.И. Обреимов, Я. Карась, Е. С. Левицкая, К. И. Май, К. Н. Вентцель и др.) Революция в России привела к политизации масс и школы, предоставила широкие возможности самоуправлению и социальному творчеству учащихся, что реализовалось в педагогической деятельности Н. К. Крупской, A.B. Луначарского, С. Т. Шацкого, H.H. Иорданского, В.Н. Сороки-Россинекого, М. М. Пистрака, В. Н. Шульгина, A.C. Макаренко. К сожалению, поиск путей демократического воспитания был прерван бюрократизацией страны и был продолжен только в годы хрущевской оттепели, что нашло своё выражение в комму-нарском движении в педагогике.

Проблема методики коммунарского восшггания являлась предметом научного исследования, выполненного его основоположником И. П. Ивановым, а также его последователями: воспитание нравственных идеалов у коммунаров — М. Г. Казакина, H.H. Ильинакоммунарство как социально-педагогическое явление — О. С. Газман, A.B. Мудриккоммунарская методика — B.C. Магун, В. Ф. Матвеев, С. Д. Поляков, С. А. Шмаков, Е. В. Титова, О. В. Лишин, В. И. Максаковазаботливое отношение к людям как сущностная категория воспитания —.

Н.П. Цареваготовность к труду — М. Д. Гермогеновасистема поручений в коллективной организаторской деятельности — С. Е. Макаренковоспитательные возможности коллективной организаторской деятельности — JI.C. Нагавкина, М. Л. Бесова, К.Д. Остановадуховно-нравственное воспитание на основе педагогики общей заботы — О. Н. Маслюк.

В поиске эффективных способов воспитания гражданина демократического общества принимают активное участие такие ученые как Л. Я. Азаров, С. С. Алексеев, В. М. Баранов, А. Ю. Головатенко, H.A. Бенедиктов, А. Д. Белявский, А. Ф. Никитин, В. Ю. Кричевский, В. Н. Малисова, С. К. Сизов, Н.И. Элиас-берг и др. Они разнонаправлено решают задачу широкого информирования общественности о значимости воспитания гражданина демократического общества, разрабатывают учебные программы, специальные занятия. Интересен опыт «школы демократической культуры», «движения юных парламентариев», осуществляемый A.C. Автономовым, В. В. Грибановым, В. В. Цалобановым, О. И. Фоминым и др. Он направлен на воспитание будущих политических деятелей через участие в политических дискуссиях, политической и общественной практике.

Особенно интересными для нас стали исследования В. И. Бочкарева, JI.К. Болясной, A.B. Гришина, В. М. Опапихина, А. Я. Троицкого и др., в которых разрабатывается идея развития школьного самоуправления на основе реализации демократической системы права. В зарубежном педагогическом опыте нам близки исследования У. Глейзсра, JI. Кольберга, Э. Гаррода, П. Мошера, Р. Кенни, Г. Линда, Ф. Хопман и др., занимающихся поиском условий создания и функционирования демократических школ.

Методология исследования базируется на единстве фшюсофско-культурологического, структурно-функционального и сравнительного подходов к решению поставленных задач и опирается на принципы: единства исторического и логического, конкретности истины, единства теории и практики, сознания и деятельности, социально-исторической обусловленности политикекультурных процессов, диалектики объективных и субъективных факторов в педагогике, восхождения от конкретного к абстрактному.

При изучении личности как субъекта деятельности и общения мы опирались на работы психологов А. Г. Асмолова, Б. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, CJI. Рубинштейна, A.B. Петровского, O.K. Тихомирова и др. Методологической основой для аналгоа развития политической культуры стали работы Л. П. Буевой, П. С. Гуревича, М. С. Кагана, О. Н. Козловой по обшей культурологии, в которых подчеркивается неразрывная связь рассматриваемого феномена с практической деятельностью. Мы опирались также на концепцию отношений В. Н. Мясшцева, комплексный подход к воспитанию И. П. Иванова, дихотомический подход П. В. Холмогорцева.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Демократическая культура личности может быть определена как мера социального развития человека, характеризующая его стремление и способность к эффективному социальному взаимодействию на основе гуманизма. Структурная модель демократической культуры личности школьника представляет собой системное образование, интегрирующее четыре взаимосвязанных сложных качества: способность к взаимопониманию, терпимость, законопослушность, правовую активность.

2. Становление демократической культуры школьника происходит через освоение и осмысление способов дсятсльностн на демократической основе, что обеспечивается применением коллективной организаторской деятельности для решения вопросов улучшения школьной жизни.

3. Процесс демократических преобразований школы должен проходить ряд этапов: стимулирование демократических преобразованийосознание явления демократии и принятие демократических нормотработка их функционированияраспространение опыта демократического управления на деятельность структурных подразделений школьного сообщества.

4. Условием эффективного воспитания демократической культуры школьников является повышение профессиональной готовности педагогов к демократическому взаимодействию, которое происходит через демократизацию иедагоггие-ского управлениясоздание опережающего демократического опыта учащихся и педагогов на учёбах актива, лагерных сборах, в дискуссионных формах общенияосуществление теоретического и практического обучения. Новизна исследования:

— понятие «демократическая культура личности» разработано как междисциплинарная и педагогическаякатегория;

-'коллективная организаторская деятельность обоснована как средство воспитания демократической культуры общности и личности;

— определена система принципов воспитания демократической культуры личности;

— установлена связь коллективной организаторской деятельности в наследии И.ГТ. Иванова с русской педагогической школой самоуправления и с традициями демократии в России.

Теоретическая значимость исследования:

— определено место и значение методики КОД в процессе демократизации современной школы;

— разработана и реализована структурная модель демократической культуры личности, определены её виды, критерии, показатели и уровни сформированности;

— выделены этапы демократизации жизнедеятельности школьного коллектива, определены задачи, специфика содержания, форм и методов воспитательной работы на каждом из этапов;

— выявлены проблемы готовности педагогов к демократическому воспитанию;

— обоснованы организационные и психолого-педагогические условия внедрения методики воспитания демократической культуры школьников.

Практическая значимость исследования заключается «в разработке:

— педагогического проекта «Шаги демократии», реализация которого представляет собой переносимый опыт последовательного перехода школы к демократическому управлению;

— форм и методов воспитания демократической культуры школьника в процессе становления и развития школьного сообщества;

— маршрута повышения готовности современных педагогов к осуществлению демократических преобразований школы;

— опросных диагностик для отслеживания условий и результативности демократического воспитания.

Методы исследовании: теоретический анализ проблемы на основе шучения философской, политологической, социологической, социально-психологической и педагогической литературыметод синтеза для выявления типичных черт демократического взаимодействиясравнительный анализ историко-педагогических и современных педагогических явлений детского самоуправленияписьменный опрос детей и педагогов с последующей статистической обработкой полученной информациипедагогический эксперимент, включающий методы целенаправленного наблюдения, интервью, анкетирования, бесед, конструирование воспитательных ситуаций, организацию жизнедеятельности школьного коллектива.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются всесторонним анализом состояния проблемы и путей её развития, принципом взаимосвязи теории и практики в познании, опоры на теоретико-практические и методологические труды в области человековедческих наук, разнообразием методов научного и эмпирического исследований, применением методов статистической обработки данных, полученных в организации и проведении эксперимента.

База исследования: средняя школа № 409 с углублённым изучением предметов эстетического цикла Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Основные этапы исследования.

Первый этап исследования (1990;1993 гг.) ориеитационный — связан с преподаванием предмета «Методика коллективной организаторской деятельности» па Всесоюзных курсах по теории и методике коллективного творческого воспитания и на выездных семинарах. Получение обратной связи от выпускников курсов об опыте применения методики побуждало к поиску условий, позволяющих эффективно использовать методику КОД в современных условиях, к осмыслению её развивающих возможностей.

На втором этапе (1993;1994 гг.) — теоретическом — шучались материалы политологии, социологии, управления, социальной психологии, связанные с темой исследования. Осуществлялось осмысление КОД как явления демократической культуры, «демократическая культура личности» прорабатывалась как научная категория, шло знакомство с опытом демократического воспитания. Осуществлялся отбор и разработка методов исследования, была составлена программа формирующего эксперимента.

Третий этап (1994;2001гг) — формирующий. Проводилась опытноэкспериментальная работа на базе 409 школы Пушкинского района С-Петербурга по формированию демократической культуры педагогов и учащихся. Полученные данные анализировались, определялась эффективность избранных форм, содержания и способов работы, условий функционирования детской республики «Союз творческих деятелей» .

Четвёртый этап (2001 — 2003 гг.) — завершающий. Осуществлялся количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, проводилась проверка и корректировка выводов, сделанных на основе эмпирических данных. Было проведено дополнительное исследование демократической культуры личности современного педагога, в ходе которого обследовано более 130 человек. Осуществлялось обобщение полученных данных, завершалось оформление диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались в преподавании учебных курсов «Методика работы с детским коллективом», «Основы педагогического управления», находили своё отражение в научных публикациях, представлялись на конференциях и семинарах (конференции Ассоциации исследователей детского движения, Съезд последователей И. П. Иванова, Педагогический форум, носвящённый 80-летию И. П. Иванова, Царскосельские чтения), на курсовой переподготовке в АПКПРО по теме «Права детей: социальные и образовательные программы» в декабре 2003 года. Школа № 409 стала победителем конкурса моделей детского самоуправления в Санкт-Петербурге (2003) и в России (2004).

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, теоретической и практической главы, заключения, библиографии, приложения. Основное содержание изложено на 170 страницах печатного текста. Список литературных источников содержит 208 наименований. Для наглядности использованы 2 схемы, 21 таблица, 14 приложений. Общий объём диссертации составляет 218 страниц.

Основные выводы из практической части исследования:

1. Становление демократической культуры школьника происходит через освоение и осмысление способов деятельности на демократической основе, реалюованных в личностном опыте. Более значимым для становления демократической культуры учащихся является не проживание в созданной для них гуманной системе, а принятие участия в её развитии, коррекции.

2. Реализация образовательного проекта «Шаги демократии» создаёт условия для развития демократической культуры школьников в целом и её компонентов: правовой активности, законопослушности, способности к взаимопониманию, терпимости. Происходит повышение стремления влиять на жизнь в школе, быть активными, самостоятельными, возрастает способность принимать решения, законы и ответственно относиться к их выполнению, осуществляется переход большинства учащихся от потребительской позиции, когда изменений ждут от вышестоящих, к ответственной активной и самокритичной позиции, когда ученики понимают, что качество окружающей жизни зависит от них самих, стремятся к сохранению демократических традиций.

3. Процесс демократизации управления повышает уровень требований детей к педагогам, вызывает трудности при реализации законов, неоднозначно влияет на систему отношений, в связи с чем, нужна специальная работа по формированию доверительных отношений между учителями и учащимися, по повышению демократической и педагогической компетентности педагогов через теоретико-практические занятия, накопление личного опыта сотрудничества с детьми, участия в педагогическом управлении через технологию КОД.

4. Большинство педагогов позитивно относится к идее демократизации, хотя они в большей степени готовы к гумапюации общения, отношений, чем к демократизации взаимодействия с детьми на основе правовых норм. Задачей системы обучения педагогических кадров должно стать повышение демократической культуры педагогов. Обучение педагогов должно носить не просвещенческий, а деятелы юстный характер.

Заключение

.

Анализ социокультурной ситуации б России на этане строительства демократического государства убеждает в значимости предпринятого исследования воспитания демократической культуры школьника. В практике работы школ задача повышения демократической культуры продолжает решаться главным образом через просвещение, через увеличение компонентов образовательного процесса, а не через качественное шменение уже существующих, таких как педагогическая позиция, система отношений и управления. Материалы международных конференций по воспитанию культуры мира подтверждают своевременность нашего исследования, его включённость в русло актуального педагогического поиска. Современная школа нуждается в разработанном педагогическом инструментарии демократического воспитания и в определении путей повышения готовности педагогов к осуществлению демократических процессов в школе.

Целью нашего исследования являлось теоретическое и экспериментальное обоснование условий воспитания демократической культуры школьников. В ходе исследования установлено, что одним из ведущих условий является технология коллективной организаторской деятельности, которая обладает уникальными возможностями для формирования демократически ориентированной личности в современных условиях. В теоретической части исследования нам удалось показать, что опыт самоуправления в русской педагогике отражает характерные для демократической идеи России единение государства и личности, коллегиальность, соборность, стремление к служению народу и государству и имеет свою специфику: ориентация на идеи связи с жизшло, его естественного появления и выращивания, реального соуправления, включённости в него большинства учащихся, широкого содержания, разнообразия форм, сменяемости состава участников. Методика коллективной органшаторской деятельности, сущностью которой является активное участие каждого члена коллектива в управлении его жизнедеятельностью, продолжает и развивает традиции детского самоуправления в русской педагогике.

Одной ш задач нашего исследования являлось обоснование структурной модели демократической культуры личности. В исследовании показано, что на этапе демократизации общества демократическую культуру можно рассматривать как меру со! щального развития человека, характеризующую его стремление и способность к эффективному социальному взаимодействию на основе гуманизма. Уровень демократической культуры определяется степенью развития 9 структурных компонентов, имеющих связи внутреннего подкрепления: признание ценности социализированных интересов, особенностей, прав и свобод всех людейадекватные представления о людях и о себепонимание и принятие действующих законов, правилстремление к всеобщему благу, согласию, взаимопомощистремление к самоуправлениюсочувствиеумение реализовать, отстаивать свои прававладение методом принятия взаимоприемлемых решений на основе открытости, диалогаумение выполнять обязанности, решения и соблюдать законы. Сочетание этих элементов определяет также уровень 4-х сложных личностных качеств, входящих в структуру демократической культуры личности: способность к взаимопониманию, терпимость, законопослушность, правовая активность.

В теоретическом исследовании установлено, что коллективная организаторская деятельность представляет собой демократический способ управления, участвуя в котором воспитанники приобщаются к современной управленческой демократической культуре, накапливают опыт сотрудничества, коллегиального принятия решений. Условием реализации её развивающих возможностей является установка педагога на развитие воспитанника и на руководство педагогическими принципами гуманшма, демократизма, самостоятельности, творчества, мажора, индивидуализации, развэтия, взаимосвязи этапов и циклов коллективной организаторской деятельности, самокритичности. В сообществе, реализующем систему коллективной организаторской деятельности в единстве с другими элементами педагогики общей заботы, складывается гуманистическая среда общения, накапливается опыт сотрудничества, преобразования социума на основе закона и права.

Практическое исследование было направлено на создание воспитательного процесса, направленного на развитие учащихся с учетом содержания и структуры демократической культуры личности. Апробация разработанного проекта «Шаги демократии» показала его жизнеспособность, оправданность выделенных нами этапов. Проект обеспечивает включенность детей и взрослых в процесс демократизации. Однако в проект могут быть внесены коррективы, касающиеся необходимости подготовительного этапа, на котором создаётся творческая группа заинтересованных педагогов, повышается компетентность педагогического коллектива в области демократического воспитания. При реализации проекта зона правового пространства ограничивается зоной влияния администраторов, не являющихся сторонниками демократизации школы.

Выбранный аппарат исследования позволил сделать объективные выводы об условиях и тенденциях воспитания демократической культуры школьников. Демократическая культура школьника произрастает из опыта социального творчества, в том числе законотворчества, в который вовлекают учащихся заинтересованные педагоги. Использование технологии коллективной организаторской деятельности делает процесс её воспитания более интенсивным, так как обеспечивает личностную включённость в процессы демократизации каждого ученика и педагога, накопление опыта совместного принятия решений, анализа и оценок в сфере взаимодействия субъектов школьной жизни.

Исследование результативности формирующего эксперимента показало наличие позитивной динамики в демократической культуре учащихся и составляющих её элементах: правовой активности, стремлении к самоуправлению, законопослушности, терпимости. Результаты 409 школы оказались выше результатов двух других школ по способности детей к взаимодействию, знанию и пониманию людей и стремлению к согласию. Важным результатом работы стало ценностное отношение детей к демократическим преобразования в школе и переход большинства учащихся от потребительской позиции, когда изменений ждут от взрослых, от вышестоящих, к ответственной и самокритичной позиции, когда ученики понимают, что качество окружающей жшни зависит от них самих. Исследование динамики развития демократической культуры показало связь этого процесса с реальным личностным опытом и его осмыслением. Более значимым для становления демократической культуры учащихся является не проживание в созданной для них гуманной системе, а принятие участия в её развитии, коррекции.

Экспериментально доказано, что осуществление воспитания демократической культуры школьника будет эффективным при выполнении следующих организационных и психолого-недагогических условий:

— Наличие творческой группы педагогов и администрации, стремящихся к демократическим преобразованиям и способных к сотрудничеству с детьми.

— Демократизация управления в системе не только учитель-ученик, но и учитель-администрация.

— Реальное изменение жизнедеятельности на основе совместно принятых детьми и педагогами решений актуальных вопросов.

— Наличие значительных временных ресурсов и системы обратной связи с учителями и учащимися, позволяющей оперативно выявлять проблемы и обеспечивать необходимое для дальнейшего продвижения теоретическое и практическое обучение детей и взрослых.

— Этапность демократизации школьной жизни, представляющая собой последовательность мотивации к демократическим изменениям, осознания явления демократии, отработки функционирования и распространения сферы демократических преобразований.

— Создание опережающего демократического опыта учащихся и педагогов на учёбах актива, лагерных сборах.

— Осуществление специальной работы по формированию доверительных уважительных отношений между учителями и учащимися, по повышению демократической и педагогической компетентности педагогов и, прежде всего, классных руководителей.

— Использование технологии коллективной организаторской деятельности, которая обеспечивает добровольное и осознанное участие детей и взрослых в демократическом развитии школы.

Основными препятствиями демократизации школы являются неготовность педагогов к демократическому взаимодействию (нежелание работать в условиях увеличения требований, инерция, скептицизм), неготовность учащихся к соунравлешпо (отсутствие ответственности, потребительская позиция, пассивность, неверие в перемены, тяга к работе на публику и т. д.).

Результаты экспериментальной работы профессиональной готовности современных педагогов к демократическому воспитанию выявили наличие ряда противоречий в их представлениях о демократическом воспитании. Современные педагоги в большей степени готовы к гуманизации отношений, чем к демократизации взаимодействия с детьми. Уровень познавательномировоззренческой и действенно-практической стороны демократической культуры современных педагогов оказался значительно ниже уровня мотивационной составляющей, что говорит о наличии потребности и необходимости обучения педагогов в вузах и системе повышения квалификации. Обучение педагогов должно носить не только просвещенческий, но и деятельностный характер.

В ходе проведённого исследования были решены поставленные задачи, подтверждена выдвинутая гипотеза. Исследование установило, что демократизация школы обеспечивает эволюцию качеств личности, входящих в демократическую культуру, если осуществляется через ряд этапов, обеспечивающих стимулирование, осознание и реализацию демократических преобразований и характеризуется расширением области реализации коллективной организаторской деятельности и сферы решаемых в ней на основе правовых норм вопросов.

Дальнейшее развитие решения проблемы демократизации школы может быть связано с исследованием вариантов индивидуально-личностного генезиса становления демократической культуры личности, анализом вариативности путей демократизации школы, с разработкой и апробацией конкретных эффективных программ повышения демократической культуры педагогов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Власть и совесть: политика, люди и народы в лабиринтах смутного времени. М.: Славянский диалог, 1994. — 268 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.— М.: Наука, 1980. —335 с.
  3. И.Д. Освоение педагогической концепции И.П. Иванова — путь к совершенствованию воспитательного процесса. — СПб.: Нестор, 2002. — 80 с.
  4. Г., Верба С. Гражданская культура и стабильная дсмокра-тия.//Полис. 1992. № 4. — С. 120−134.
  5. .Г. Человек как предмет познания. — JI., ЛГУ, 1968. -339 с.
  6. Антология педагогической мысли России второй половины XIX- начала XX в. /Сост. П. А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1990. 608 с.
  7. В.Г. Человек в управлении обществом. — М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  8. Базовая культура личности: теория и методология проблемы: Сб. науч. р. / АПН СССР/Отв. ред. О. С. Газман. М.: АПН СССР, 1989.- 149 с.
  9. В.И., Викулов А. М. Политическая культура молодёжи. Опыт социологического исследования. — Саратов: Издательство Саратов, университета, 1993.—64 с.
  10. М.А. Организация октябрятского коллектива. Минск: Народна асвета, 1980. — 96 с.
  11. П.П. Задачи и методы народной школы//Вестник воспитания. — 1916. № 1.-С. 1−36.
  12. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: МГУ, 1982.- 199 с.
  13. A.A. Личность и общение: избранные труды. — М.: Педагогика, 1983. —271 с.
  14. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте (психологическое исследование). М.: Просвещение. 1968. — 464 с.
  15. Т.В., Новикова Т. Г., Смирнов Н. К. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие: Учебное пособие для учащихся средних школ. — М.: АПКиПРО, 2003.- 186 с.
  16. С.К., Колесов Д. В. Толерантность. Введение в проблему. — М.: Издательство психолого-социального института, 2003. —239 с.
  17. О. А, Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны — СПб: Лсниздат, 1992. — 144 с.
  18. В.И. Директору школы о самоуправлении. — М.: Владос, 2001. — 192 с.
  19. В.И. Правовые основы взаимоотношений учителя, ученика, роди-телей.//Воспитанис школышковю — 1991. № 3. — С. 18−20.
  20. С.Р. Структура и динамика развития политической культуры. Автореферат дис.. доктора фил. наук. М: Академия общественных наук ЦК КПСС, 1991 г.-39 с.
  21. Л.П. Общественный прогресс и гуманюм.- М.: Знание, 1985.- 64 с.
  22. Бурлацкий Ф. М, Галкин I LA Современный Левиафан. Очерки политической социологии капитализма. — М.: Мысль, 1985. — 384 с.
  23. Л.П. Ученическое самоуправление в русской дореволюционной школе и педагогике как средство воспитания учащихся: Дис.. канд. нед. наук. Л., 1970.-347 с.
  24. А.Д. Воспитание и телесные упражнения в английских школах // Педагогический сборник. 1915. N 5. — С. 528−539.
  25. А. В. Повышение эффективности формирования культуры управленческой деятельности у курсантов военных инженерных училищ. Труды СПб Высшего Военно-инженерного училища связи. СПб.: ВВИУ, 1997. — 257 с.
  26. В.П. Основы новой педагогики. Т. 1 М.: Издание Т-ва И. Д. Сытина, 1913.-411 с.
  27. М.Д., Файнберг Р. И. Развитие ученического самоуправления в коллективной деятельности // Сов. Педагогика. — 1985 г., № 8. С. 52−55.
  28. С.А. Сощтальная культура и роль образования в её формировании: Дис.. д-ра фил. наук. С-Пб, 1997. -311 с.
  29. A.M. Средства массовой информации как фактор развития гражданской культуры: Автореферат дис. д-ра фил. наук. Екатеринбург, 1999. -20 с.
  30. Д.И. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений коллективно планировать совместную деятельность: Дис. .канд. пед. наук. Л., 1975. 164 с.
  31. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации: Сборник научных трудов /Под ред. Л.И.Новиковой— М.: НИИТИИП, 1992. — 134 с.
  32. .Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. — Москва Воронеж: Академия педагогических и социальных наук, 1996. —256 с.
  33. Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. З. Проблемы развития психики. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  34. Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.- 469 с.
  35. К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям: Дис.. доктора пед. наук. Минск, 1989.-431 с.
  36. К.С. Введение в политическую науку. М.: Логос, 1999. — 541 с.
  37. К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. -М.: Наука, 1990.-239 с.
  38. О.С. Социально-педагогические аспекты развития // Сов. педагогика. 1988. № 5. — С. 70−75.
  39. Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972. — 536 с.
  40. A.A. Моделирующая игра как фактор становления ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам: Дис.. канд. пед. Наук. С-Пб, 1996.-203 с.
  41. Ф. Психология управления: основные проблемы/ Общ. ред. Б. Ф. Ломова, В. Ф. Венды. М.: Прогресс, 1982 — 422 с.
  42. Глассер Уильям Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1981 г. — 176 с.
  43. A.C., Гонтарёва Г. А., Скворцова I I.A., Чспурснко Г. П. Управление педагогическими системами: учебное пособие. — СПб: ЛГОУ, 1999.- 132 с.
  44. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / Под ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 329 с.
  45. Л.Я., Шестоиал Е. Б. Политическая психология. — Ростов-на-Дону, 1996.-448 с.
  46. Д.В. Демократия и участие: опыт политического аналша: Дне. доктора пол. наук. Оренбург, 1977. 347 с.
  47. П.С. Философия культуры. Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: АО Аспект-Пресс, 1994. — 314 с.
  48. Р. Политические оппозиции в западных демократиях. Введение в теорию демократии. М.: Наука, 1992. — 570 с.
  49. А.И. Политическая культура как основа демократического развития общества: Дис. .д-ра полит, наук. С-Пб, 1995.
  50. А.И. Формирование современной культуры как средство преодоления кризисной ситуации в России.// Молодой человек в условиях кризиса. Материалы международ-ной научно-практической конференции. 28—30 июня 1994 г. -М.—СПб: Социум, 1994 — 161 с.
  51. Е.В. Средняя школа нового типа в западно-европейских государствах. СПб, С. Дороватовский и А. Чарушников, 1902.- 254 с.
  52. Д жури некий А. Н. Сравнительная педагогика. М.: Academia, 1998.- 168 с.
  53. Р.Л. Вклад прогрессивной русской педагогики конца XIX — начала XX вв. в разработку норм нравственного воспитания // Сов. педагогика. 1982. т.-С. 98—101.
  54. Дж. Демократия и образование.- М.: Педагогика-пресс, 2000. — 382 с.
  55. Евдокимова I I.A. Целеполагание как метод воспитания в учебной и внеучеб-ной работе со старшеклассниками: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1991 г.- 251 с.
  56. Г. Право современного государстваТ. 1. — М.: Логос, 1991. — 379 с.
  57. В.А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. -М.: Политиздат, 1991. — 141 с.
  58. А.У. Американцы в своих клубах и общественных центрах. М.-Л.: Работник просвещения, 1927.-238 с.
  59. Д.В. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление. М.: Просвещение, 1991— 127 с.
  60. И.П. Воспитывать коллективистов // Педагогический ноиск./Сост. И.II. Баженова М.: Педагогика, 1989. -C.38I -453.
  61. И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань: Рязанское отделение Российского Фонда культуры, 1994. — И1 с.
  62. И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990. -144 с.
  63. И.П. Энциклопедия коллективных и творческих дел. М.: Педагогика, 1989.-209 с.
  64. Л. А. Будущее в настоящем — жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова Рязань: РОИРО, 1996. — 94 с.
  65. M.B. Демократия и демократшация // Полис.-1996. № 5.- С. 11—15.
  66. H.H. Педагогический анализ воспитательных возможностей комму-нарского движения (на материале юношеских объединений Петрозаводска): Дис.. канд. пед. наук. Л., 1991 г. -151 с.
  67. Иорданский H. I I. Детский дом — коммуна, — М.: Изд-во 11ародного комиссариата социального обеспечения, 1919. -127 с.
  68. Иорданский ! LI I. Основы и практика социального воспитания. М.: Работник просвещения, 1925.-387 с.
  69. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политшдат, 1974.— 328 с.
  70. М.С. Проблема субъектно-объектных отношений в марксистско-ленинской философии. //Философские науки/ 1980. № 4, стр. 40-—49.
  71. М.С. Философия культуры. СПб: Петрополис, 1996. — 415 с.
  72. М.С., Козлов И. Ф. Единство воспитания и жизни ребёнка. М.: 1964 г.
  73. М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. Учебное пособие к спецкурсу. Л.:ЛГПИ, 1983. — 82 с.
  74. В.К. Демократия как историческая проблема России //Вопросы философии. 1996. JS&5. — С.32−52.
  75. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.: «Педагогика», 1982.-703 с.
  76. В.А., Л.И. Новикова, H.JI. Селиванова Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьной воспитательной системы. — М.: Новая школа, 1996. — 155 с.
  77. Я. Школьное товарищество//"Русская школа" 1897, № 1. — С. 115 118.
  78. Краткий психологический словарь// Под общей редакцией A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985. 431 с.
  79. .Н. Демократия как возможная судьба России // ОНС.- 1996, Л"2. -С. 34−42.
  80. .А. Философия и социология права- СПб: Изд-во РХГИ, 1998.-799 с.
  81. Коган JI. I I. Социология культуры. Учебное пособие. — Екатеринбург: УрГУ, 1992. 117 с.
  82. О.Н. Гуманизм и воспитание. Социокультурные проблемы реализации: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1994.— 32 с.
  83. Коллектив и личность. (Из истории педагогического наследия). / Сост. A.B. Мудрнк. М.: Знание, 1974. — 95 с.
  84. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.- Минск: Тетрасистсма, 2000. 248 с.
  85. Я.А. Избранные педагогические сочинения/Под ред. А.И. Пис-купова в 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1982.-576 с.
  86. Кон И. С. Ребёнок и общество. М., Наука, 1988. -269 с.
  87. Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе. Обобщение опыта работы школы Л'" 210 Ленинграда.- М.: АПН РСФСР, 1957. -400 с.
  88. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М.: Наука, 1980.-256 с.
  89. М.Я. Проблемы социальной типологии личности. — Л.: Лен. университет, 1971.- 152 с.
  90. К. Конспггуция республики учащихся. М.: Практичесюя знашя, 1918.-16 с.
  91. Ф.Ф., Корнейчик Г. Д., Равкин З. Н. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921—1931). /Под ред. Ф. Ф. Королёва и В. С. Смирнова. М.: АПН, 1961.-273 с.
  92. Е.В. Педагогика взаимодействий. — Екатеринбург: УПУ, 2000.146 с.
  93. О.С. Мир политики в восприятии младших школьников. Информационно-методические материалы. — Кострома: Авантитул, 2003.- 100 с.
  94. О.С. Политическое воспитание школьников: педагогический анахронизм или актуальная проблема?//Народное образование. 2002.№ 5. — С. 170−180.
  95. О.С. Современные подростки: штрихи к политическому портрету// Теория, история, методика детского движения. Выпуск № 6. — Кострома, 2002. -С. 74−81.
  96. Круглый стол по новому политическому мышлению //Психологический журнал. 1989 г., № 6- 1990 г., № 1.
  97. Н.К. Организационное и воспитательное влияние школы. Педагогическое собрание в 6 тт.- М.: Педагогика, т. 3. С. 310—320.
  98. Н.К. О школьном самоуправлении. Педагогические сочинения в 10 т., т.1. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
  99. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. М.: Педагогическое общество России., 1999.- 118 с.
  100. И.А. Структура первичного коллектива в детском движении: Дис. .кандид. псд. наук. СПб, 1992. -224 с.
  101. Н.В. Профессионалом личности преподавателя и мастера прош-водственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 120 с.
  102. Д.Н. Подготовка юных организаторов. М.: ВИК, подразделение оперативной печати, 1993. — 64 с.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политшдат. 1976. — 187 с.
  104. О.В. Педагогическая психология воспитания.- М.: Институт практической психологии, 1997.— 253 с.
  105. Личность и общество: человек в истории. Сб. статей // Отв. ред. А. Я. Гурсвич. -М.: Наука, 1980. 222 с.
  106. В. Молодая республика (быт и психология учащихся и школьная летопись 1921—22 гг). М.: Земля и фабрика, 1923. — 224 с.
  107. Ю.Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания: (Опыт разработки теоретических основ этикопенхологни и их применения к анализу исторического и этнографического материала). — СПб, тип. им. Котлякова, 1994 — 287 с.
  108. Д. Социальная психология. — СПб., Питер, 1997. — 684 с.
  109. A.C. Педагогическое собрание в 8 т. — М.: Педагогика, 1984.
  110. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. — М.: Педагогика, 1988.- 144 с.
  111. О.Н. Педагогическая система И.П. Иванова в современном контексте духовно-нравственного воспитания школьников: Автореферат дне.. канд. нед. наук. Рязань, 2002. — 19 с.
  112. Методика организации октябрятского коллектива Составитель Л. С. Нагав-кина Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — 43 с.
  113. Методические рекомендации к курсу социальная практика/Под ред. Н. И. Элиасберг.- СПб.: СПб УПМ, 1996. — 66 с.
  114. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука. 1988 г.— 425 с.
  115. H.A. Воспитание ответственности. М.: Высшая школа 1990 г. — 144 с.
  116. Г. И. Коммуникативные умения педагога— СПб.: СПбГУ, 1996.64 с.
  117. В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и методы руководителя. М.: Молодая гвардия, 1975. — 386 с.
  118. Моделирование процессов мирового развития и сотрудничества / Под ред. Гвишиани Д. И. М.: Наука, 1991.-—275 с.
  119. Р., Кении Р., Гаррод Э. Воспитание гражданина: демократическая школа. М.: Народное образование, 1996.- 232 с.
  120. A.B. Коммунарство — социально-педагогическое явление // Сов. Педагоп1ка.-1988. № 5. С. 75—77.
  121. A.B. Социальная педагогика М.: Academia, 1999 г. — 183 с.
  122. И.И., Хохлов Е. Б. Полицейское право в России: проблемы теории.-СПб.: из-во СПбУ, 1998. —173 с.
  123. Л.С. Формирование организаторских умений в коллективной деятельности октябрят: Дне. канд. пед. наук, Л., 1986. —279 с.
  124. P.C., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу. Книга для учителей о психологии ученического коллектива. М., Педагогика, 1988. — 144 с.
  125. A.A. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна: ИЦ Феникс, 1995. — 330 с.
  126. A.A. О характере политической власти в ранней Византии (IV—VI вв.) Историографический обзор.// Правоведение. 1996. № 3 — С. 176— 183.
  127. Л.И. Педагогика детского коллектива Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978.— 143 с.
  128. A.B. Постсоветское чиновничество: квазибюрократический правящий класс.// ОНС.- 1996. № 5. С. 5−15.
  129. Д.В. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 496 с.
  130. О.В. Гражданская культура (теоретико-методологические проблемы). Дис.. доктора фил. наук. СПб, 1997.—441 с.
  131. В.М. Развитие ученического самоуправления в школе (актуальные проблемы).- М.: Общество «Знание», 1987. — 40 с.
  132. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. Учебно-методическое пособие./ Под ред. A.C. Прутченкова. -М.: Новый учебник, 2003. 320 с.
  133. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, «Педагогика и психология», № 6, 1986. -80 с.
  134. Основы гражданского образования/ Под ред. Е. В. Крсстьянинова. Ниж. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1996.— 452 с.
  135. А.П. О значении естествознания в системе народного образованиям/Вестник воспитания. -1917. № 6. — С.24−27.
  136. Т.В. Оценочная деятельность пионерского коллектива как метод нравственного формирования личности: Дис.. канд. пед. наук. JI., 1986, — 255 с.
  137. С. А. Модернизация общества и становление демократии в России. Дис.. канд. полит, наук. СПб., 1994. — 209 с.
  138. И.С., Стельмашук Г. В. Актуальные вопросы политологии: лекции. СПб.: ЛГОУ, 1998. — 113 с.
  139. В. Трансформация демократии// Тексты по истории социологии XIX—XX вв. — М.: Наука 1994. — С. 170 179.
  140. Педагогика общей заботы. Сборник. / Под редакцией Т. В. Трухачёвой, И. Д. Аванесян, Е. В. Титовой. СПб.: Образование, 1996. — 102 с.
  141. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив, — М.: Политиздат, 1982. -255 с.
  142. Н.Ф. Конструктивное воспитание. Саратов: СОНО, 1928. -61 с.
  143. Политология. Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко- М.: Социально-иолитический журнал. 1993. —192 с.
  144. С.Д. О новом воспитании. Очерки коммунарской методики. М.: Знание, «Педагогика и психология», JS&2, 1990.- 80 с.
  145. Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли. //Под общ. ред. А. Ю. Гордина, Л. И. Новиковой. М.: Педагогика, 1973. -231 с.
  146. Проблемы демократизации педагогического процесса в школе. Методические рекомендации в помощь учителю/Сост. И. С. Батракова. — СПб.:РГПУ им. А. И. Герцена, 1991.-64с.
  147. Прутсманн Прпсщшла Дружный класс как маленькая планета — СПб.: Светлячок, 1998. 144 с.
  148. A.A. Психология и новые идеалы научности. (Материалы Круглого стола) // Вопросы философии. -1993. № 5. С. З—42.
  149. К.Д. Воспитание общественной активности пионеров. М.: Знание, «Педагогика и психология», — 1979. JV" 6. — 48 с.
  150. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: технология и творчество. JI.: ЛГПИ, 1989. — 84 с.
  151. Реализация прав ребёнка: возможности демократического школьного климата. Сборник учебно-методических материалов/ Сост. U.C. Вощенкова, П.П. Снмо-ненко/ Отв. ред. Т. В. Болотина M.: ЛПК и ПРО, 2003. — 177 с.
  152. Л.Л. Психология прогнозирования: способность, её развитие и диагностика- Киев: Вшца школа, 1997. — 88 с.
  153. Г. Школьное товарищество и его роль как фактора воспитания. // Вестник воспитания. 1901, № 1. — С. 116−121.
  154. Г. К психологии школьного класса. // Вестник воспитания. — 1903, № 4. -С.51−52.
  155. С.К. Психологические проблемы политического развития личности //Психологический журнал. Т.5. 1984. № 3. -С.80−93.
  156. С.Л. Вопросы общей психологии. М., Учпедгиз, 1945.-704 с.
  157. Г., Смитбург Д., Томпсон К. Менеджмент в организациях. М.: РАГС, Экономика, 1995. — 335 с.
  158. Н.А. Демократия: критерии, ценности и принципы// Вестник МГУ, сер. 12 «Соц.- полит, исследования».- М.: МГУ, 1991. № 2 С. 65—75.
  159. Сборник международных и российских законодательных актов «Права ребёнка». — М.: Новая волна, 1999. — 123 с.
  160. Словарь-путеводитель по понятиям педагогической концепции./ Под ред. Е. В. Титовой. СПб: ТОО ТК Петрополис, 1998. — 60 с.
  161. Л.И. Права ребёнка: теория и методика Минск: Белорусский фонд «Мы- детям», 1999. 137 с.
  162. Соловейчик С. Воспитание творчеством. М.: Знание, № 8, 1978. — 93 с.
  163. С. Воспитание по Иванову. М.: Педагогика, 1989.— 347 с.
  164. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. -237 с.
  165. Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление. Межвуз. сб. науч. трудов/Под ред.З. И. Васильевой. Л.: ЛГПИ, 1989 г. — 161 с.
  166. Социальная психология личности в Boirpocax и ответах / Под. ред. В.А. Ла-бунской. -М.: Гардарики, 1999.-396 с.
  167. Социология молодёжи. Учебник /Под ред В.Т. Лисовского- СПб: из-во СПбГУ, 1996. —457 с.
  168. Г. С. Психология в управлении. СПб.: ГУМП, 1999. — 79с.
  169. Н.Г. Совершенствование самоуправления классной комсомольской организации: Дис. канд. пед наук, Ленинград, 1986.-249 с.
  170. Э.П. Идеологические ценности основных демократических движений современности (опыт политологического анализа). Докторская диссертация. СПб.: ИПК РМВД РФ, 1994 г. — 373 с.
  171. Е.В. Если знать как действовать. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
  172. Ю.А. Диалектика управления и самоуправления. //Вопросы философии. 1983. № 3. — С. 18−24.
  173. А.Н. Правовое пространство школы.- М.: Мирос, 2002. — 112 с.
  174. Л.И. Психология органшаторской деятельности школьников. -М.: Просвещение. 1980. — 160 с.
  175. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения./Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой и Е. И. Соколовой — М.: Педагогическое общество России, 1999. 264 с.
  176. Учимся и учим культуре мира. Материалы осуществления российско-белорусского опыта. Выпуск 3 /Сост. Т. В. Трухачёва.- М.: Пресс-Соло, 2000. — 124 с.
  177. Д.А. Демократизация и политическая культура. // Вестник Московского Университета.- 1993. № 2. С. 63—72.
  178. Философский словарь.//Под ред. И/Г. Фролова. М.: Политиздат, 1981.- 440с.
  179. М.И. Демократизация образования по-российски: снова в начале пути?//Педагогика.-1996. № 4. -С.3−8.
  180. И. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием. Сб. «Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании» /Под редакцией О.С. Газмана- М.: УВИ, Инноватор, 1996.- С.26—28.
  181. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Составитель и автор статей А. И. Пискунов. — М.: Просвещение, 1981 — 528 с.
  182. Н.П. Воспитание заботливого отношения к людям у младших школьников: Дне. .канд. пед. наук. Л., 1982. 206 с.
  183. Т.В. Встречное движение. — М.: Знание, «Педагогика и психология» № 7, 1991. — 79 с.
  184. А.П. Культура активного политического действия. — М.: Мысль, 1986.-223 с.
  185. Т.Ю. Прогнозирование в формах организации деятельности пионеров. Дис. .канд. иед. наук. Л., 1988.
  186. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995. — 539 с.
  187. Е.Б. Очерки политической психологии. Выпуск VI.- М.: ИНИОН АН СССР, Институт молодёжи 1990. — 140 с.
  188. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. — М.: Наука, 1985.— 175 с.
  189. С.А. Феномен коммунарской методики.//Сов. педагогика.- 1988. № 5.-С. 63—66.
  190. Ф., Карл Т. Л. Что есть демократия и чем она не является// Диалог.- 1993. № 2, С. 40—46.
  191. В.Н. Основные вопросы сощ1ального воспитания.- М.: Работник просвещения, 1924. — 126 с.
  192. Н.М., Ривес С. М. От школы-коммуны ЛЬ 1 к детскому городку им. Октябрьской революции. Одесса: Одесск. губ. отд. нар. образ. 1922. — 168 с.
  193. Щеглова C. I I. Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. — М.: Социум, 2001. — 84 с.
  194. В.Л. Политическая культура: модели и реальность.- М.: ИНИОН, Институт молодёжи, 1990.-171с.
  195. Я. Элементарные понятия социологии Пер. с польского.- М.: Прогресс, 1969. — 240 с.
  196. Г. И. Деятельность — основа педагогического процесса.// Сов. Педагогика. 1982. № 8. — С. 76−79.
  197. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1988.—160 с.
  198. ЩурковаН.Е. Научить быть человеком: о специфике нравственного воспитания.- М., Знание, «Педагогический факультет», № 8, 1979. 96 с.
  199. А.Г. Социальная природа и факторы воспитания: (Некоторые социологические проблемы). М.: МГУ, 1983. — 123 с.
  200. Н.И. Как преподавать курс «Основы правоведения»? — СПб.: СПбУПМ, 1996.-50 с.
  201. Э. Детство и общество.- СПб: Ленато, 1996. -589 с.
  202. Юридический энциклопедический словарь. 2-ое издание./ Под ред. А. Я. Сухарева. — М.: Советская энциклопедия, 1987.
  203. И.М. Психология эмпатии: Теоретические и прикладные аспекты: Автореф. дне. д-ра психол. наук. СПб., 1995. 26 с.
  204. С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции.// Психология формирования и развития личности. — М.: 1981, с. 320−327.
  205. Ю.В. Великие прозрения П. Сорокина// Социс. 1999. № 6. — с. 3—13.
Заполнить форму текущей работой