Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование механизма управления ресурсными потоками на предприятиях строительного комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С присоединением России к ВТО следует ожидать массового внедрения современных маркетинговых и логистических технологий ведущих иностранных предприятий на отечественный рынок. Зарубежные цепочки поставок — это единые закупки, ассортимент, контроль, минимальное количество персонала. В результате обеспечиваются огромные обороты ресурсных потоков и поддерживаются невысокий уровень рентабельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы управления ресурсными потоками на предприятиях строительного комплекса
    • 1. 1. Современное состояние системы управления ресурсными потоками на предприятиях строительного комплекса
    • 1. 2. Основные противоречия и необходимость координации и интеграции маркетинговых и логистических подсистем управления предприятием строительного комплекса
    • 1. 3. Проблемы координации функций маркетинговой и логистической подсистем при управлении ресурсными потоками на предприятиях строительного комплекса
  • Глава 2. Методические основы совершенствования механизма функционирования маркетингово-логистической подсистемы управления ресурсными потоками предприятия строительного комплекса
    • 2. 1. Анализ подходов к интеграции и координации функций маркетинговых и логистических подсистем в деятельности предприятия
    • 2. 2. Разработка научно-методических основ координации функций маркетинговой и логистической подсистем в деятельности предприятия строительного комплекса
    • 2. 3. Разработка механизма управления маркетингово-логистической подсистемой управления ресурсными потоками предприятия
  • Глава 3. Организация и управление маркетингово-логистической подсистемой управления ресурсными потоками предприятия строительного комплекса
    • 3. 1. Использование маркетингово-логистической подсистемы управления ресурсными потоками на предприятиях строительного комплекса
    • 3. 2. Создание центра координации маркетингово-логистической подсистемы управления ресурсными потоками предприятия строительного комплекса

Совершенствование механизма управления ресурсными потоками на предприятиях строительного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В процессе становления рыночной экономики в России произошли изменения в отношениях между предприятиями-производителями продукции (поставщиками ресурсов) и ее покупателями. Возникла объективная, экономически обоснованная для тех и других, необходимость выхода на новый уровень взаимоотношений поставщика и покупателя. Для более полного удовлетворения потребностей покупателя и учета возможностей поставщика в системе управления предприятием в последние годы появились и получили определенное развитие разнообразные управленческие концепции: маркетинг, логистика, управление проектами и т. д. Наиболее актуальными стали методы, направленные на учет и регулирование внешних и внутренних факторов деятельности предприятия, а также на эффективное использование его ресурсов.

Так, маркетинг как рыночная концепция и подсистема управления предприятием направлен сегодня, в ориентации всей совокупности хозяйственных функций предприятия, на удовлетворение спроса потребителей, на учет рыночной конъектуры, изучение и формирование потребностей покупателей.

Логистика как современная концепция и подсистема управления предприятием рассматривается в общем случае в качестве эффективного подхода к управлению материальными, информационными и энергетическими потоками с целью снижения затрат предприятия и эффективности его управления.

Координация и интеграция указанных концепций в деятельности предприятия может быть осуществлена на основе общих функций управления (management) и производственных функций проектного управления (project management).

Перечисленные выше концепции управления, маркетинга и логистики имеют свое назначение, специфику применения и степень воздействия на результаты деятельности предприятия. Однако, зачастую на предприятии на уровне подразделений маркетинга, логистики и т. п. при реализации этих концепций происходит дублирование или потеря функций, приводящих к неэффективному использованию его ресурсов. В то же время преобладание в использовании одной из них может привести к снижению эффективности деятельности предприятия и сделать его более уязвимым в конкурентной борьбе.

Известно, что все перечисленные выше концепции имеют широкое применение в сфере экономики и в том числе в строительном комплексе. Особенности строительного комплекса проявляются, с одной стороны, в большем количестве поставщиков материалов и комплектующих для строительных предприятий, а с другой, в значительном разнообразии и количестве видов материалов и комплектующих изделий. Поэтому в большинстве случаев необходимость и характер использования перечисленных концепций управления предприятием строительного комплекса определяют самостоятельно, исходя из собственного опыта и видения этого вопроса собственниками или менеджментом компаний, а также имеющихся ресурсов.

До сих пор не выработаны теоретические подходы к определению рационального взаимодействия указанных концепций в деятельности предприятия с учетом рыночной конъюнктуры и предпочтений потребителей. Поэтому одной из главных проблем в деятельности предприятия является сегодня проблема координации и интеграции указанных концепций, рационального распределения ответственности и полномочий подразделений при принятии и реализации решений и, в конечном счете, более полного удовлетворения потребности покупателей в продукции.

Интегративный характер строительного комплекса проявляется уже на первых, самых общих стадиях процесса строительства. Он выражается в совмещении различных функций субъектами инвестиционно-строительного комплекса. Так, инвестор может выполнять функции заказчика (застройщика), функции генподрядчика и даже эксплуатационные функции. Специализированные строительные организации могут выступать в роли субподрядчиков или заключать прямые договора с инвесторами (заказчиками).

Внедрение новых, прогрессивных методов ресурсного обеспечения производственных подразделений предприятий строительного комплекса и строительных площадок влечет за собой необходимость пересмотра взаимосвязей и уровня взаимодействия между всеми участниками процесса. Происходит переосмысление функций снабжения, транспортировки, хранения и распределения, и это может повлечь за собой превращение складов, баз снабжения и комплектации из простых хранилищ продукции в мощные логистические центры, которые должны осуществлять самые разнообразные операции по рациональному преобразованию и использованию ресурсных потоков.

Наблюдаемые изменения привели к применению маркетинговой и логистической концепций для оптимизации и управления бизнес-процессами и в строительном комплексе. Логистика при этом охватывает как сферу строительного производства, так и сферу обмена материальных благ (подсистему материально-технического снабжения и сбыта продукции). В совокупности с маркетингом она нацелена на создание и контроль деятельности единой системы управления ресурсами строительного производства, финансовыми потоками и экономическими расчетами.

Рынок строительных материалов и отрасль строительства являются сейчас теми секторами экономики, в которых уже имеются условия, достаточные для использования логистических и маркетинговых решений в организации ресурсных потоков:

— на рынке строительных материалов отмечается очень высокий уровень конкуренции;

— предприятия-производители строительных материалов располагают значительными резервами производственных мощностей, и для полной загрузки готовы к различным вариантам сотрудничества с покупателями, исходя из удовлетворения их повышенных требований;

— значительная часть ресурсного потока в инвестиционном процессе формируется внутри строительного комплекса и полностью зависит от действий его звеньев и подразделений, выбора ими рациональных решений и их последовательной реализации;

— ресурсный поток при строительстве того или иного объекта имеет четко выраженную продуктивную неоднородность производственного цикла. Как правило, состав материалов на каждой стадии цикла изменяется (при производстве фундаментальных работ, возведении стен, кровли, внутренних работах, строительстве коммуникаций и т. д.). Поэтому для каждой стадии строительного цикла необходимы адекватные ей логистические решения, которые могут принципиально отличаться друг от друга. Если в промышленности отправным моментом для логистического и маркетингового решении является продукт, то в строительстве — это стадия строительного цикла;

— поток ресурсов в строительстве непрерывно меняет свою пространственную направленность (по мере перемещения производства работ с одного объекта на другой) или разветвляется при одновременном возведении нескольких объектов. Стало быть, по одним и тем же материалам потребитель ресурсов должен использовать различные логистические решения, что не исключает и их совпадения в сходных условиях.

Концепция маркетингового и логистического управления, обусловленная глобализацией экономики и усилением производственных взаимосвязей, предусматривает интеграцию видов маркетинговой и логистической деятельности и внутри компании, и вне ее, с поставщиками и потребителями. Рассматриваться должна общая цепь поставок, в которую включены звенья из множества поставщиков, производителей и потребителей.

Стремление участников строительства к достижению максимальной прибыли побуждает их к созданию такого экономического механизма управления ресурсным обеспечением, который способствовал бы: интенсификации производства, расширению его масштабовповышению эффективности инвестиционного процесса, сокращению его продолжительностиснижению стоимости, ресурсоемкости и трудоемкости строительства.

С присоединением России к ВТО следует ожидать массового внедрения современных маркетинговых и логистических технологий ведущих иностранных предприятий на отечественный рынок. Зарубежные цепочки поставок — это единые закупки, ассортимент, контроль, минимальное количество персонала. В результате обеспечиваются огромные обороты ресурсных потоков и поддерживаются невысокий уровень рентабельности. Нашим производственным, подрядным и торговым предприятиям в строительном комплексе предстоит конкуренция с западными зарубежными фирмами, которые работают с разрекламированными брендами и приходят на рынок со своими производителями и рыночными технологиями.

Эффективным путем противостояния иностранным конкурентам в период интеграции российской экономики в мировом масштабе может стать создание подразделений внутри предприятий либо объединений компаний в рамках одной технологической цепочки, использующих современные принципы и направления маркетинговой и логистической интеграции и координации.

В целях подготовки к предстоящему присоединению России к ВТО и защиты строительного комплекса от негативных последствий глобализации целесообразно содействовать на самом высоком уровне созданию отечественных подрядных организаций, интегрированных с поставщиками строительных материалов и конструкций по логистическому принципу и способных конкурировать с иностранными предприятиями по качеству производства работ и методам взаимодействия с покупателями.

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью теоретической и практической проработки проблем совершенствования координации и интеграции подсистем менеджмента, маркетинга и логистики в деятельности предприятий строительного комплекса для регулирования их ресурсными потоками.

Вопросам организации и управления предприятиями и отдельными аспектами их деятельности, а также проблематике проектного управления посвящено значительное количество работ, в частности, таких авторов, как Р. З. Акбердин, И. Ансофф, В. В. Бузырев, Д. Д. Вачугов, Г. С. Вечканов, О. С. Виханский, В. И. Воропаев, М. Вудкок, И. Н. Герчикова, P.JI. Дафт, А. В. Игнатьева, А. Ф. Кибанов, М. М. Максимцов, М. Мескон, Э. С. Минаев,.

А.И. Наумов, A.M. Немчин, Ю. П. Панибратов, З. П. Румянцева, Ф. М. Русинов, Г. Ш. Сафаров, Е. Б. Смирнов, Д. Френсис, В. Д. Шапиро.

Аспекты, связанные с применением маркетинга и развитием маркетинговой деятельности предприятий, представлены в работах отечественных ученых Г. Г. Абрамшвили, И. Аренкова, Г. Л. Багиева, Л. Д. Гительмана, А. Горбунова, Е. П. Голубкова, JI.A. Коновалова, С. Н. Кретова, И. И. Пичурина, А. Романова,.

A. Сафаньянова, В. Тарасевича, В. Томилова, Е. А. Хруцкого, в трудах зарубежных авторов Ф. Котлера, Дж. Эванса и других.

Проблемам логистического подхода к управлению предприятиями и применению методов логистики посвящены работы таких авторов, как Б. А. Аникин, Н. В. Афанасьева, A.M. Гаджинский, М. Е. Залманова,.

B.C. Лукинский, Л. Б. Миротин, Ю. М. Неруш, Д. Т. Новиков, О. А. Новиков,.

A.Д. Плоткин, В. И. Сергеев, И. И. Сидоров, В. Н. Стаханов, Ы. Э. Ташбаев, И. А. Цвиринько. В зарубежной литературе вышеназванные проблемы нашли отражение в публикациях таких авторов как Д. Бауэрсокс, Д. Вуд, Д. Вордлоу, Дж. Джонсон, Э. Мате и другие.

Работы и публикации В. В. Гончарова, В. П. Грахова, В. К. Козлова,.

B.Е. Николайчука, Е. В. Попова, А. А. Смехова, С. В. Саркисова, А.И. Семенен-ко, Б. А. Соловьева, С. А. Уварова и части перечисленных выше авторов посвящены вопросам управления маркетингом и логистикой, а также взаимосвязи и координации этих подходов на уровне структурных подразделений предприятия.

В данной работе сделана попытка обобщить подходы перечисленных выше авторов к применению методов и приемов управления (производственного менеджмента), маркетинга и логистики, выявить их функциональные взаимосвязи, а также обозначить и решить проблему их координации и интеграции в деятельности предприятия при управлении его ресурсными потоками.

Цель исследования. Целью исследования является разработка теоретических основ и практических рекомендаций по координации и интеграции функций управления (производственного менеджмента), маркетинга и логистики в деятельности предприятия строительного комплекса для повышения эффективности управления его ресурсными потоками и уровня взаимоотношений с поставщиками ресурсов и покупателями его продукции.

Для достижения поставленной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

— исследовать особенности функционирования подсистем управления, маркетинга и логистики в системе управления ресурсными потоками предприятия;

— выявить общие функции подсистем управления, маркетинга и логистики при управлении ресурсными потоками предприятия;

— обосновать необходимость координации и интеграции функций управления, маркетинга и логистики в управлении ресурсными потоками предприятия;

— уточнить понятие маркетингово-логистической подсистемы (МЛП) управления ресурсными потоками предприятия, ориентированной на поставщика ресурсов и покупателя его продукции, а также определить принципы и область ее функционирования;

— разработать механизм функционирования МЛП управления ресурсными потоками предприятия, в т. ч. при реализации его проектов;

— разработать практические рекомендации по внедрению механизма управления МЛП управления ресурсными потоками предприятия строительного комплекса, в т. ч. при реализации его проектов.

Объектом исследования являются предприятия строительного комплекса, использующие в качестве инструментов развития подсистемы управления, маркетинга и логистики.

Предмет исследования — методы функционирования, координации и интеграции подсистем управления (производственного менеджмента), маркетинга и логистики, направленные на повышение эффективности управления ресурсными потоками предприятии и взаимодействия в цепочке: поставщик ресурсов — предприятие строительного комплекса — покупатель его продукции. и.

Теоретической и методологической основой исследования послужили методологические концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в областях управления, проджект-менеджмента, маркетинга и логистики, основы системного, логического и экономического анализа и статистические данные деятельности предприятий.

Научный результат:

— выявлено неэффективное взаимодействие подсистем управления (производственного менеджмента), маркетинга и логистики в системе управления ресурсными потоками предприятия, в частности, несогласованность целевых установок и информационного обеспечения, а также дублирование, необоснованное совмещение либо потеря их функций;

— обоснована необходимость координации и интеграции отдельных функций подсистем управления (производственного менеджмента), маркетинга и логистики в общей МЛП управления ресурсными потоками предприятия;

— уточнены и дополнены понятия потенциального и реального поставщика и покупателя в МЛП управления ресурсными потоками предприятия;

— уточнено понятие маркетингово-логистической подсистемы управления ресурсными потоками предприятия, ориентированной на концепцию превращения потенциальных поставщиков ресурсов и покупателей его продукции в реальных контрагентов;

— введены в научный оборот понятия вертикальной и горизонтальной координации и интеграции подсистем управления (производственного менеджмента), маркетинга и логистики в МЛП управления ресурсными потоками предприятия;

— разработана концепция организации и управления МЛП управления ресурсными потоками предприятия строительного комплекса, в т. ч. при реализации его проектов, ориентированная на использование возможностей реальных поставщиков ресурсов и удовлетворение потребностей реальных покупателей продукции;

— разработан механизм функционирования МЛП управления ресурсными потоками предприятия строительного комплекса, позволяющий регулировать и направлять деятельность подсистем управления, маркетинга и логистики и их служб на всем протяжении процесса преобразования его материально-технических и других видов ресурсов.

Научная новизна:

— определенные в ходе исследования недостатки функционирования подсистем управления (производственного менеджмента), маркетинга и логистики в деятельности предприятия по управлению его ресурсными потоками, заключающиеся в дублировании, необоснованном совмещении либо потере их функций его подразделениями, позволяют предложить пути координации и интеграции этих подсистем;

— выявленные общие функции во взаимодействии подсистем управления (производственного менеджмента), маркетинга и логистики в деятельности предприятия по управлению его ресурсными потоками, включающие в себя исследование рынков поставщиков ресурсов и покупателей готовой продукции, а также распределение готовой продукции, позволяют ввести в научный оборот понятие маркетингово-логистической подсистемы управления ресурсными потоками предприятия строительного комплекса;

— уточненные понятия потенциального и реального поставщика ресурсов и покупателя продукции предприятия, основанные на их взаимодействии с управленческими, маркетинговыми и логистическими структурами, позволяют установить необходимый уровень организации и управления МЛП управления ресурсными потоками предприятия;

— разработанная концепция функционирования и управления МЛП управления ресурсными потоками предприятия, включающая в себя внутреннюю и внешнюю логистическую функцию управления ресурсными потоками предприятия и внешнюю функцию управления маркетингом, ориентированная на реальных поставщиков ресурсов и покупателей его продукции, позволяет скоординировать и интегрировать функции всех участников этого процесса;

— выявленные взаимосвязи в деятельности МЛП управления ресурсными потоками предприятия, основанные на концепции вертикальной и горизонтальной координации и интеграции функций управления, маркетинга и логистики, позволяют обосновать ее общую и обособленную организационно-управленческую структуру в виде Центра координации, что позволяет исключить дублирование, необоснованное совмещение либо потерю функций управленческих, маркетинговых и логистических структур.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что применение предлагаемых в работе методов и рекомендаций позволит повысить эффективность управления ресурсными потоками предприятий строительного комплекса и решить проблему превращения поставщиков ресурсов и покупателей продукции из потенциальных в реальных контрагентов.

Апробация и внедрение. Результаты исследования докладывались на Всероссийском симпозиуме по миниэкономике, Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, научно-практической конференции «Формирование механизма экономического роста в РФ и Республики Башкортостан в координатах мирового развития» и конференциях молодых ученых ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ».

Выводы и рекомендации исследования, а также предлагаемые в работе подходы используются в практической деятельности предприятий строительного комплекса: ЗАО «Управляющая компания СПК» и ЗАО «Центральная компания» Финансово-промышленной группы «Средуралстрой».

Материалы исследования применяются в учебном процессе при чтении курсов: «Логистика», «Маркетинг», «Организация строительного производства», «Введение в специальность», «Актуальные проблемы экономики строительства» на кафедре Экономики и управления строительством и рынком недвижимости ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ».

Публикации. По теме исследования опубликовано 8 научных работ общим объемом 2,42 п.л. (авт. — 1,55 п.л.).

Диссертационная работа выполнена в соответствии с шифром специальности 08.00.05, специализациями строительство и логистика, областью исследования пп. 6.2, 15.63 согласно Паспортам номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки), утвержденным протоколом первого заместителя министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. №МК — 1 — пр.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы (109 наименований) и 3 приложений. Общий объем работы 174 страницы, в том числе 32 рисунка и 16 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Координация и интеграция функций управления с приемами и методами маркетинга и логистики в деятельности предприятия по управлению ресурсными потоками позволяет получить максимальные выгоды от их применения.

2. В процессе анализа взаимодействия предприятий строительного комплекса с поставщиками ресурсов и покупателями продукции выявлено, что часть из функций в необходимых для его реализации подсистемах управления, маркетинга и логистики дублируется, необоснованно используется другими подразделениями либо не выполняется вообще. В диссертации предложены рекомендации по устранению этих недостатков, наиболее существенной из которых является концепция создания маркетингово-логистической подсистемы управления ресурсными потоками предприятия, основанной на координации и интеграции функций управления, маркетинга и логистики.

3. В работе рассмотрен и проанализирован процесс управления ресурсными потоками предприятия, основанными на функциях менеджмента, маркетинга и логистики. Характер их взаимосвязи позволяет сделать вывод о следующей логической зависимости в управлении ресурсными потоками предприятия: функции управления материальной комплектацией и распределением готовой продукции следует выполнять с помощью приемов и методов менеджмента (кто и что?), опираясь на рекомендации маркетинговой подсистемы (что нужно?) и ресурсы логистической составляющей управления (как?).

4. В работе предложена концепция создания МЛП управления ресурсными потоками предприятия. Ключевая цель ее создания в рамках предприятияпривести деятельность предприятия и создаваемые им продукты в соответствие с ожиданиями и запросами покупателей продукции, а также наиболее полно использовать потенциал поставщиков ресурсов.

5. В диссертации предложен механизм координации и интеграции функций менеджмента, маркетинга и логистики предприятий строительного комплекса, нацеленный на взаимодействие структур, составляющих МЛП управления ресурсными потоками предприятия, который заключается в создании в рамках предприятия структуры — Центра координации, интегрирующей в себе подсистемы управления, маркетинга и логистики. Механизм управления МЛП управления ресурсными потоками предприятия включает в себя внешнюю координацию и внутреннее управление функциями менеджмента, маркетинга и логистики, а также вертикальную и горизонтальную их координацию в процессе управления.

6. В результате проведенных мероприятий по созданию маркетингово-логистической подсистемы управления ресурсными потоками на предприятиях строительного комплекса повысились уровни выполнения заявок покупателей и уровень использования ресурсов поставщиков, что привело к снижению потерь предприятия и росту его прибыли. Данный результат можно считать эффектом от внешней и внутренней координации и интеграции функций менеджмента, маркетинга и логистики на предприятии в подсистеме МЛП управления ресурсными потоками.

7. Созданный в данной работе механизм управления ресурсными потоками в современных условиях представляет собой реальную возможность повышения эффективности функционирования всего предприятия, которая может быть принята и использована отечественными компаниями строительного комплекса — подрядными организациями и предприятиями стройиндустрии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Gams М. Sales trainer. Kunden Zuriickgewinnen. NM Verlag Norbert Miiller AG & Co. KG, 1999.
  2. Антология экономической классики. Предисловие И. А. Столярова. М.: МП «ЭКОНОВ», «КЛЮЧ», 1993. — 475 с.
  3. Г. Л. Эффективность организации контроллинга маркетинговых решений: концепция и методология // Вестник ИНЖЭКОНА, 2004, вып. 2(3), С. 26−29.
  4. А.Г. Логистика коммерческого посредничества. Ростов-н/Д.: ЗАО «Книга», 2000. — 224 с.
  5. А.Г. Маркетинг и логистика в системах интегрированных предприятий // Вестник ИНЖЭКОНА, 2003, вып. 1, С. 123−125.
  6. В.В., Суворова А. П. Организационно-экономические особенности корпоративного управления развитием строительного комплекса в регионе // Вестник ИНЖЭКОНА, 2004, вып. 2(3), С. 61−68.
  7. К. Как сделать клиенту хорошо. // Business online, 2001, № 7.
  8. А. О службе логистики на предприятии. // Логистика, 2003 г., № 3. С. 13−15.
  9. А.Г. Направления исследования логистической системы предприятия // Строительный комплекс: Экономика, управление и инвестиции -Сб. науч. тр. Выпуск 5 / Отв. ред.: В. В. Бузырев, Е. В. Гусев, В. М. Аксенов-Челябинск, АКСВЕЛЛ. 2004., С. 129−131.
  10. К. Практическое руководство для консультантов предприятий. -Обнинск: Эндермик, 2000. 424 с.
  11. В.Ф., Стецик З. М., Горошко С. К. Система управления качеством в действии. (Обзор). (ВНИПИЭИЛеспром). М., 1977.-34 с.
  12. A.M. Логистика: Учебник для высших и средних учебных заведений. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.-228 с. 13,14,15.16,17,18,19
Заполнить форму текущей работой