Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование человеческого капитала в условиях реформирования высшего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальные изменения, происходившие в обществе в 90-х гг., отрицательно сказались на развитии российской системы образования, вызвав необходимость ее реформирования. В рамках программы модернизации системы образования в стране был принят ряд документов: Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование человеческого капитала в современных условиях
    • 1. 1. Теоретические основы анализа человеческого капитала
    • 1. 2. Процесс формирования человеческого капитала в современных условиях
    • 1. 3. Факторы, влияющие на формирование человеческого капитала
  • Глава 2. Высшее образование как фактор формирования человеческого капитала
    • 2. 1. Состояние и тенденции развития российского образования в современных условиях
    • 2. 2. Проблемы развития высшего образования в России
    • 2. 3. Использование зарубежного опыта для формирования человеческого капитала нового качества
  • Глава 3. Совершенствование высшего образования как условие формирования человеческого капитала
    • 3. 1. Инновационное развитие высшего образования в России
    • 3. 2. Повышение качества оказания образовательных услуг путем усиления мотивации и стимулирования деятельности преподавателей
    • 3. 3. Диверсификация источников финансирования высшего образования

Формирование человеческого капитала в условиях реформирования высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап исторического развития мирового сообщества характеризуется ускорением научно-технического развития и социального прогресса. Воспроизводство знаний оказывает все большее влияние на динамику экономического роста. Опережающими темпами растут высокотехнологические отрасли экономики, связанные с производством и передачей информации.

Перспективы развития мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода страны к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, при доминирующей роли крупного механизированного, машинного производства, к постиндустриальной, где превалирует сфера науки, инновационного предпринимательства, образовательных услуг. Высокие темпы экономического развития будут определяться, в первую очередь, использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний и навыков, технологий и методов управления. Способ производства и применения знаний становится важным фактором конкурентоспособности страны, определяющем ее место на мировой арене. Повышение конкурентоспособности стран, обеспечение улучшения количественных и качественных характеристик функционирования, рост экономики становится возможным благодаря формированию человеческого капитала.

Возрастание роли человеческого капитала в структуре национального богатства требует обращения большего внимания на духовно-нравственные и социальные характеристики людей, обеспечения возможностей для каждого человека вести полноценную творческую и активную жизнь. Это ведет к необходимому формированию принципиально новой стратегии государственной политики, направленной на улучшение процессов формирования человеческого капитала.

Социально-экономические преобразования, происходящие в России, не могли не затронуть сферу формирования и использования интеллектуальных способностей людей. Развиваясь в русле общемировых тенденций, российская экономика пытается на рыночной основе создать условия для формирования человеческого капитала, способствующего ускорению перехода на инновационную стадию развития страны. Использование основных достижений научной мысли, развиваясь в рамках теории человеческого капитала, применительно к современным государственным условиям, позволяет оценить реальные последствия рыночных преобразований в области образования, здравоохранения, распределения доходов и занятости для различных социальных слоев населения с точки зрения формирования человеческого капитала.

Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счет интенсивного развития сферы образования, науки, техники. Успехи наукоемкого производства научно-технического и социального прогресса во все большей степени детерминируется качественными характеристиками национальной системы образования, качеством подготовки научных кадров и специалистов высокой квалификации в условиях реформируемой экономики. Становится понятно, что качественное развитие системы образования зависит от формирования человеческого капитала, то есть в процессе образования происходит формирование человеческого капитала. Только страны, располагающие высокоэффективной, отвечающей современным требованиям системой образования, могут войти в число развитых государств современного мира. Практически во всех развивающихся странах, демонстрирующих высоких темпы экономического роста, приоритетной сферой государственной поддержки является образование и повышение уровня грамотности населения, подготовка высокопрофессиональных специалистов, развитие наукоемких производств, основанных на высоких технологиях.

В настоящее время интерес ученых и политиков к проблемам образования усиливается.

Сейчас в России наблюдается устойчивый рост спроса на образовательные услуги, что свидетельствует о повышении престижа и ценности образования, особенно высшего. Несмотря на развитие сектора высшего образования на рынке труда и на рынке образовательных услуг существуют определенные проблемы, снижающие эффективность использования человеческого капитала: невостребованность человеческого капитала на рынке трудаассиметрия интересов рынка труда и рынка образовательных услугдисбаланс в масштабе выпуска специалистов, получивших высшее образование, которое проявляется в наличии дефицита или избытка численности работников, вследствие отсутствия согласованного механизма динамики спроса экономики на специалистов и функционирования системы профессионального образования.

В этих условиях перед вузами встают стратегические задачи, связанные с выбором и реализацией вузовских программ на создание высококонкурентного рынка образовательных услуг. К ним относятся: определение направлений институциональных и структурных преобразований вуза как на всероссийском, так и на международном уровнеповышение качества предоставляемых услугэффективное использование бюджетных средств, выделяемых государством на подготовку специалистов. Исходя из динамичной модели социально-экономического развития, создается современная система образования, своевременно реагирующая на запросы рынка труда, стимулирующая экономический рост и воспроизводящая специалистов, востребованных экономикой.

Решение данной проблемы требует новых методологических подходов взаимодействия системы образования и рынка труда, направленных на разработку комплекса программ подготовки кадров, изучения и прогнозирования потребности в специалистах на перспективу. Это в итоге позволит уменьшить затраты на подготовку и переподготовку кадров, ликвидировать возможность дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг, а также окажет положительное влияние на процесс формирования человеческого капитала.

Актуальность вопросов, связанных с процессом формирования человеческого капитала, обусловлена тем, что в условиях перехода экономики на новый уровень развития, определяющегося масштабами востребованности и использования новых знаний, требуется ускорение темпов роста экономики и обоснование направлений совершенствования системы образования с целью качественного изменения процесса формирования человеческого капитала.

Степень разработанности проблемы.

Предпосылки к возникновению и разработке концепции человеческого капитала восходят к теории труда представителей классической школы политэкономии: В. Петти, А. Смита, Д. Риккардо. Теория человеческого капитала в качестве самостоятельного течения мировой экономической мысли оформилось в начале 60-х гг. 20 в. благодаря исследователям лауреатов Нобелевской премии по экономики Т. Шульцу и Г. Беккеру. Важнейшие положения по теории человеческого капитала разработаны в трудах таких ученых как: М. Блауг, А. Маршалл, Дж. Милль, Мингер, Л. Туроу.

Немало сделано в рассматриваемой области и российскими исследователями. Несомненный вклад и большое практическое значение имеют научные исследования, связанные с вопросами формирования и использования производительных способностей в рамках развития концепции человеческого капитала. Среди российских исследователей-экономистов, заложивших основы собственно теории человеческого капитала российского общества, можно выделить работы Л. И. Абалкина Л.И., Ю. Г. Быченко, А. И. Добрынина, С. А. Дятлова, М. М. Критского, С. А. Курганского, И. Т. Корогодина, В. Н. Костюка, Л. Г. Симкиной. Большой интерес представляют работы, в которых исследуются различные аспекты экономики образования, здравоохранения, факторы, влияющие на дифференциацию в оплате труда — М. Е. Баскаковой, С.А.

Белякова, С. Ю. Рощина, В. П. Щетинина.

Разработка и внедрение инновационных подходов в подготовке кадров нового типа, в профессиональном образовании активно обсуждаются в работах таких российских и зарубежных ученых, как: О .Г. Берестнева, А. И. Вроейнстийн, А. Грубер, A.A. Давыдова, Ы. К. Долгушкин, В. П. Дрямов, СЛ. Иванов, Е. Д. Катульский, Б. А. Мамбетказиев, И. Д. Мацкуляк, О. И. Меньшикова, Дж. Ральф, JI.А. Свирщевская, Н. И. Сидоров, Н. В. Фадейкина, М. В. Черепанова, П. Е. Щеглов, Д. Г Щипанова, В. Н. Якимов.

Целью диссертационного исследования является выявление проблем формирования человеческого капитала в условиях реформирования высшего образования.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач, определивших логику и структуру данного исследования:

4. охарактеризовать теоретические основы формирования человеческого капитала в современных условиях;

5. исследовать факторы, влияющие на формирование человеческого капитала, и определить среди них место высшего образования;

6. выявить основные тенденции и систематизировать проблемы развития высшего образования в условиях его реформирования;

7. изучить возможность применения зарубежного опыта формирования человеческого капитала в современной российской системе высшего образования;

8. определить направления совершенствования процесса формирования человеческого капитала в условиях реформирования высшего образования.

Объектом исследования выступает человеческий капитал, формирующийся в сфере высшего образования.

Предмет исследования — социально-экономические отношения, возникающие при формировании человеческого капитала в условиях реформирования высшего образования.

Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды классиков политической экономии, принципы неоклассической теории, концепции и идеи, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам формирования человеческого капитала как главной движущей силы развития рыночной экономики, вопросы совершенствования развития высшего образования в условиях его реформирования, взаимодействие и влияние процессов, происходящих в системе высшего образования, на формирование человеческого капитала.

Необходимая глубина анализа, достоверность и обоснованность полученных в диссертации результатов базируется на использовании методов системного подхода, анализа, синтеза, экспертной оценки, анкетирования, логического анализа статистической обработки данных социологических исследований.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили монографии и другие научные публикации по теме исследования российских и зарубежных авторов, российское законодательство и другие нормативные документы, материалы, опубликованные в статистических сборниках Росстата, в информационных бюллетенях Министерства образования, официальных документах исполнительных органов власти, в периодической печати, данные ЮНЕСКО, Евростата, Всемирного банка, материалы социологических опросов ВЦИОМ, обобщенные автором, Интернет источники.

Основные результаты исследования, полученные лично автором, обладающие научной новизной и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

— выявлено, что процесс формирования человеческого капитала характеризуется с необходимостью разрешения противоречия, возникающего из-за несовпадения экономических интересов работника (собственника человеческого капитала) и работодателя (потребителя человеческого капитала). Данное противоречие обусловлено тем, что с одной стороны, существуют экономические интересы индивидов, связанные с получением дохода как результата реализации сформированных компетенций (знаний, навыков и умений), с другой стороны, экономические интересы работодателей, связанные с получением дохода (прибыли) и экономией на заработной плате и привлечении работников низкой квалификации, в то время как потребности модернизации экономики требуют привлечения специалистов высокого уровня квалификации (в том числе рабочих профессий);

— определена взаимозависимость между формированием человеческого капитала и изменением уровня дохода индивида: с увеличением дохода расширяются возможности для формирования человеческого капитала на новом качественном уровнес уменьшением дохода — воспроизводство человеческого капитала происходит в суженом масштабе: падает мотивация к получению высокого уровня квалификации, не оправдываются ожидания получения возрастающего доходасокращаются возможности доступа к получению качественных образовательных услуг в системе платного образования;

— доказана ведущая роль образования в процессе формирования человеческого капитала нового качественного уровня, поскольку именно высшее образование готовит высококвалифицированных специалистов, способных генерировать инновации, принимать нестандартные управленческие решения, эффективно функционировать в условиях рыночной неопределенности и экономической нестабильности, обеспечивая работнику большую мобильность в условиях изменяющегося рынка труда;

— систематизированы проблемы развития российской системы высшего профессионального образования, заключающиеся в: расширении масштабов предоставления платного высшего образованияувеличении стоимости образования по сравнению с доходами населенияпреобладании гуманитарного высшего образованиядиспропорциях в подготовке специалистов по регионам и группам специальностейсохранении устаревшей материально-технической базы вузовназревшей необходимости реформирования механизма финансирования высшего образования;

— определены основные направления совершенствования формирования человеческого капитала в условиях реформирования высшего профессионального образования: ориентация на инновационное развитие системы высшего профессионального образованиядиверсификация источников финансирования высшего образования с усилением роли государственного финансированиясовершенствование политики молодежной занятостиулучшения качества оказания образовательных услуг' путем повышения мотивационной составляющей деятельности преподавателей.

Теоретическое и практическое значение результатов исследования состоит в выявлении особенностей процесса формирования человеческого капиталауточнении содержания факторов, формирующих человеческий капиталвыявлении влияния высшего образования на развитие человеческого капитала в современных российских условияхв систематизации проблем развития реформируемого высшего образования как основного фактора формирования человеческого капитала.

Практическая значимость выводов и рекомендаций исследования заключается в возможности их использования в деятельности государственных органов управления профессиональным образованием, при совершенствовании деятельности высших учебных заведений, а также в процессе преподавания в вузах учебных дисциплин «Экономика труда», «Экономическая теория» и других.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и рекомендации диссертационного исследования обсуждались на международной научно-практической конференции «Проблемы рынка труда и формирования трудовых ресурсов» (Москва, 2010 г.), научнопрактических конференциях в Московском гуманитарном университете (Москва, 2009; 2010 гг.).

Публикации. По результатам диссертационного исследования опубликовано 6 научных статей, общим объемом 2,9 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение

.

Доминирующая роль высококвалифицированного творческого труда, появившегося благодаря повышению уровня образования во всем мире, становится определяющим фактором развития общества и экономики. Образование, профессиональная подготовка, научно-техническое развитие, являющиеся факторами формирования человеческого капитала, влияют на рост доходов населения и играют решающую роль в обеспечении конкурентных преимуществ перед другими странами. Основоположниками теории человеческого капитала, возникшей в рамках неоклассического направления, принято считать американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера. Заслуга разработки теории человеческого капитала принадлежит Т. ТТТулыту, который считал инвестирование в человеческий капитал (в частности, в образование) единственным путем преодоления бедности страны. Г. Беккер разработал базовую теоретическую модель человеческого капитала, в основу анализа которой положил представления о человеческом поведении, как рациональном и целесообразном, применяя экономические явления к самым разнообразным аспектам человеческой жизни.

До оформления теории человеческого капитала в самостоятельную концепцию многие ученые исследовали влияние воспитания и обучения, на рост производительности и доход. Такие идеи можно встретить в трудах В. Петти, А. Смита, Д. Риккардо, А. Маршалла. К. Маркс связывал процесс осуществления общественного прогресса с процессом формирования, накопления и совершенствования знаний. Вопросы формирования и эффективного использования созидательных способностей человека были достаточно глубоко изучены и российскими учеными (М.М. Критским, Л. И. Абалкиным, В. Н. Костюком, И. Т. Корогодиной, А. Н. Добрыниным, С.А. Дятловым). Они рассматривали категорию человеческий капитал с разных сторон, подчеркивая роль экономической ценности образования, инвестиций в образование, здравоохранение, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, способностей индивида для обеспечения экономического роста.

Процесс формирования человеческого капитала, представляя собой постоянный непрерывный процесс приобретения новых знаний, навыков, умений, которые могут использоваться в трудовой деятельности и приносить доход, имеет циклический характер, который обусловлен инновационным развитием экономики, подразумевающим появление новых технологий, оборудования, усовершенствованной организации производства. Цикл формирования человеческого капитала включает в себя этап получения новых знаний и этап их использования с целью повышения дохода. В зависимости от желаний и потребностей человека этап приобретения новых знаний может состоять из нескольких стадий формирования человеческого капитала. Основными стадиями первого этапа формирования человеческого капитала являются воспитание в семье и традиционные ступени формального образования в учебных заведениях, завершающееся ведением трудовой деятельности, приносящей доход. На завершающем этапе формирования человеческого капитала происходит возмещение затрат, потраченных на приобретение знаний в течение всех стадий, в виде получения дохода от применения этих знаний. Все стадии формирования человеческого капитала оказывают сильное влияние на воспитание личности и успешность человека во всех сферах жизни.

Постоянное развитие общества на базе самых разнообразных по содержанию и характеру нововведений приводит к началу нового цикла формирования человеческого капитала. Прежние знания устаревают, оказываются бесполезны и неактуальны, и появляется необходимость получить новую квалификацию в институтах дополнительного образования. Стремление к получению совершенно новых знаний обусловливает начало нового цикла формирования человеческого капитала, связанного с повышением дохода и качественного уровня человеческого капитала.

В ходе процесса формирования человеческого капитала возникает противоречие интересов работника и работодателя, связанные с получением дохода. Несоответствие интересов на рынке труда препятствует формированию человеческого капитала качественно нового уровня. Разрешение сложившегося противоречия связано с преодолением доминирования текущих финансовых и материальных интересов работодателей в ущерб реализации долговременных экономических интересов развития конкурентоспособного бизнеса и экономических интересов работников как основной движущей силы инновационного развития экономики.

Формирование человеческого капитала происходит под воздействием ряда факторов, таких как: уровень образования, уровень доходов населения, состояние рынка труда, состояние здоровья населения, уровень научно-технического развития страны, сформированные социальные и культурные ценности и нормы поведения в обществе. Человеческий капитал формируется, преимущественно, в сфере образования, а значит, уровень образования населения показывает качественный уровень человеческого капитала. Так как получение образования не является предметом первой необходимости, обеспечивающим жизнедеятельность человека, то сокращение доходов населения снижает потребности населения в образовательных услугах, что может нарушить процесс формирования человеческого капитала. Рынок труда определяет потребность в подготовке специалистов того или иного профиля, и, следовательно, влияет на формирование человеческого капитала. Состояние здоровья человека также оказывает непосредственное влияние на процесс формирования человеческого капитала, так как человек является носителем человеческого капитала. Высокая результативность труда, работоспособность, стремление к успеху зависит от хорошего здоровья и самочувствия. Общественный прогресс и нововведения каждый раз обусловливают возобновление циклов формирования человеческого капитала, тем самым, обеспечивая непрерывность его формирования.

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. В то же время образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней — цензов.

Социальные изменения, происходившие в обществе в 90-х гг., отрицательно сказались на развитии российской системы образования, вызвав необходимость ее реформирования. В рамках программы модернизации системы образования в стране был принят ряд документов: Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», которые нашли свое отражение в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», а также «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Основными направлениями модернизации выступают равенство возможностей и всеобщая доступность получения образования, повышение качества предоставления образовательных услуг, и, соответственно, обеспечение высокого качества подготовки выпускников в соответствии с потребностями рынка труда, повышение инвестиционной привлекательности образования. Реформирование высшего образования в России, в первую очередь, связано с присоединением России к Болонскому процессу, что выражается в переходе российской системы образования на западную модель. Многие положения Болонского соглашения внедряются в российскую систему образования — это двухуровневое обучение, система кредитов, международное сотрудничество в образовательной сфере. При этом, Россия продолжает уступать зарубежным странам по уровню государственных расходов на образование, что отрицательно отражается на процессе формирования человеческого капитала. Реализация программы модернизации российской системы высшего образования показала существенные результаты, но в то же время она далека от завершения. Осуществление программы идет медленнее, чем было запланировано, и многие положения реформы еще не реализованы. Об этом свидетельствует сохранение негативных тенденций: несбалансированность развития ступеней системы образованиянехватка специалистов среднего и начального профессионального образования при массовости высшего профессионального образованияувеличение доли негосударственного сектора в образовании по сравнению с государственным.

Состояние и проблемы современного высшего образования оказывают влияние на процесс формирования человеческого капитала. Одной из таких проблем является увеличение негосударственного сектора в системе высшего образования и сокращение государственного. Увеличение негосударственного сектора в высшем образовании означает уменьшение доступности получения образовательных услуг для широких слоев населения. Сокращение численности населения с высшим образованием отрицательно повлияет на процесс формирования человеческого капитала. Существующие диспропорции в подготовке специалистов по регионам и группам специальностей приведут к концентрации человеческого капитала в определенном регионе и по отдельной специальности, востребованной по тем или иным причинам в данном регионе. В результате это может отразиться на экономическом развитии страны в целом, связанным со снижением ее конкурентоспособности и ростом зависимости от торговых отношений с другими странами. Формирование человеческого капитала во многом зависит от уровня квалификации и качества труда преподавателей в вузах. Поэтому достойный уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава, привлечение молодых преподавателей являются важными условиями роста качества формирования человеческого капитала. Современное материально-техническое оснащение вузов способствует формированию человеческого капитала, так как оно облегчает и ускоряет процесс передачи и усвоения знаний. В России создание хорошей материально-технической базы все еще остается проблемой для многих вузов.

Опыт зарубежных стран в области реформирования высшего образования свидетельствует о положительных изменениях в экономике и обществе, вызывающих усиление роли человеческого капитала.

Введение

инновационных подходов к образованию, научно-техническое развитие приводит к формированию человеческого капитала нового качества.

Процесс формирования человеческого капитала во многом зависит от качества учебного процесса в вузе. Мировые рейтинги качества высшего образования свидетельствуют о происходящих в настоящее время негативных тенденциях в образовании в России, приводящих к снижению качества учебного процесса. Негативными тенденциями выступают, в частности, неудовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников и трудности трудоустройства молодых специалистов. Опыт зарубежных стран указывает на перспективные варианты решения: ранняя профориентация молодежи, а также разработка вузами и работодателями общих направлений осуществления образовательного процесса с учетом возможных изменений на рынке труда на ближайшую перспективу.

Наиболее интересным для России, на наш взгляд, является использование опыта развития международной мобильности студентов. Обучение студентов одной специальности в разных странах позволит им накопить бесценный опыт ведения бизнеса на международном уровне, уважая традиции и язык других народов. Привлечение иностранных студентов учиться в Россию может оказаться хорошим источником пополнения бюджета вуза и дополнительным резервом рабочей силы, которая в условиях сокращения трудоспособного населения в стране, может собой восполнить этот пробел.

Кроме того, положительным зарубежным опытом формирования человеческого капитала является использование сети Интернет. Использование.

Интернета в образовательных целях дает возможность, устраивать интерактивное общение студента с преподавателем или работодателем, размещать домашние задания и учебные пособия, обмениваться информацией с другими вузами. Использование зарубежного опыта реформирования высшего образования позволит прийти к положительным изменениям в российской образовательной сфере и сформировать человеческий капитал нового качества.

Основными направлениями совершенствования высшего образования, способствующими формированию человеческого капитала нового качества, являются ориентация на инновационное развитиеповышение качества оказания образовательных услуг путем усиления мотиваций и стимулирования деятельности преподавателейувеличение роли государственного финансирования в сочетании с поиском новых источников финансирования высшего образования в России.

Инновационное развитие высшего образования предполагает открытие современных научных центров на базе вузов, где преподаватели вузов смогут вести исследовательскую деятельность, используя результаты исследования в каждодневной преподавательской практике. Важным условием формирования научных центров при вузах является создание современной материально-технической базы, использование средств компьютерной телекоммуникации благодаря увеличению бюджетного финансирования вузов. Создание эффективных форм взаимодействия между существующими сейчас вузами и исследовательскими центрами представляется нам очень важным направлением совершенствования инновационного развития высшего образования. Одной из таких форм взаимодействия может выступать открытие малых предприятий на базе вузов. В современном мире малое предпринимательство приобретает все большее значение для инновационного развития высшего образования. Малые предприятия, созданные на базе и при поддержке руководства вузов, создадут возможность молодежи получить трудовой опыт, наладить профессиональные связи, проявить свои способности в бизнесе. Трудоустройство студентов на малых предприятиях при вузах во многих зарубежных странах считается эффективным способом борьбы с молодежной безработицей. Наиболее активными в предпринимательстве считаются молодые люди в возрасте 25−35 лет, так как они готовы идти на риск, внедрять нововведения, активно участвовать в процессе формирования человеческого капитала нового качества.

Кроме того, инновационное развитие высшего образования подразумевает создание в вузах программ бизнес-образования, призванных сблизить рынок труда и образовательный процесс. На наш взгляд, в настоящее время функционирует лишь незначительное количество инновационных программ в российских вузах, что негативно отражается на инновационном развитии страны и процессе формирования человеческого капитала. Поэтому увеличение количества программ бизнес-образования, а также их повсеместное внедрение в обязательную программу вузовского обучения представляется нам перспективным направлением совершенствования инновационного развития высшего образования в России.

Качество образовательного процесса вуза зависит от заинтересованности преподавателей в своем труде. Поэтому стимулирование и мотивация преподавательского персонала является важным условием повышения качества оказания образовательных услуг. Увеличение доли совместителей и штатных преподавателей, работающих на неполной ставкенеудовлетворенность преподавателей своим трудомдовольно низкий уровень заработной платыотток молодых кадров в другие отрасли, вследствие чего снижается численность молодых преподавателей — это лишь некоторые проблемы, которые наблюдаются в образовательной сфере и требуют решения в настоящее время. Внутриличностный конфликт между потребностями в творчестве и необходимостью искать дополнительные источники средств существования приводит преподавателей к чрезмерным рабочим нагрузкам из-за вторичной занятости. Качество преподавания при этом снижается, отрицательно влияя на процесс формирования человеческого капитала.

Повысить уровень заработной платы преподавателям возможно, на наш взгляд, если средства, полученные вузом, направить на увеличение фиксированной ставки оплаты труда при сохранении и увеличении всех стимулирующих выплат. Использование новой оргтехники, предоставление преподавателю современно оснащенного рабочего места, снижение уровня рабочей нагрузки, привлечение преподавателей к работе в малых предприятиях при вузах, организация бесплатных курсов повышения квалификации для преподавателей — все это позволит усилить мотивацию профессорско-преподавательского состава и поднять престиж преподавательского труда. Осуществление международных обменов среди преподавателей поможет им приобрести новые профессиональные компетенции, что в целом повысит качество предоставления вузом образовательных услуг.

Диверсификация источников финансирования высшего образования, подразумевающая увеличение направлений внебюджетного финансирования на фоне усиления бюджетного финансирования вузов, также является одним из направлений совершенствования высшего образования. Государственное финансирование традиционно продолжает оставаться основным источником финансирования высшего образования. Финансирование дополнительных услуг, предоставляемых вузом — проживание, питание, транспорт, факультативное образование, на наш взгляд, следует производить за счет внебюджетных источников. Использование средств, полученных из внебюджетных источников, становится особенно актуальным в условиях недостаточного бюджетного финансирования. Данные статистики свидетельствуют о том, что наибольший объем средств в 2009/10 гг. был получен вузами из внебюджетных источников, при этом, наибольшая доля денег приходилась на средства населения. В условиях отставания роста доходов населения от роста стоимости образовательных услуг, наиболее перспективным является предоставление образовательных кредитов, подразумевающих развитие отношений между студентами и банками, взаимовыгодных для обеих сторон. Возможными направлениями по привлечению внебюджетных финансовых источников выступают спонсорская помощь, проведение исследований для деловых кругов и государственных организаций, сдача вузовского имущества в аренду, получение стипендии или гранта на обучение за рубежом.

Таким образом, совершенствование высшего образования в России с целью достижения инновационного развития всех отраслей экономики будет способствовать формированию человеческого капитала нового качественного уровня, чем обусловливается актуальность исследования процесса формирования человеческого капитала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российский Федерации, ст. 43. //Текущий сайт «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/
  2. Закон № 83-ФЗ «О правовом положении бюджетных учреждений"// Текущий сайт Министерства финансов РФ http://wwwl.minfin.ru/ru/budget/83-fz/
  3. Закон «Об образовании РФ» от 10 июля 1992 года// Текущий сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/
  4. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года// Текущий сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3993/
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года// Текущий сайт Министерства экономического развития РФhttp://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/concept/
  6. Концепция естественно-научного образования в 12-летней школе// Текущий сайт Информационно-просветительского портала http://www.eduhmao.rU/info/l/3752/23 517/
  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Текущий сайт Специализированного образовательного портала «Инновации в образовании» http://www.edu.ru/db/mo/Data/d02/393.html
  8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации// Текущий сайт Специализированного образовательного портала «Инновации в образовании» http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
  9. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002// Текущий сайт Российского образовательного федерального портала http://www.edu.ru/db/mo/Data/d02/393.html
  10. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов// Текущий сайт Министерства финансов Российской Федерации minfin.ru по состоянию на 05.08.2010
  11. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации// Текущий сайт Министерства экономического развития Российской Федерации http://www.economy.gov.ru/minec/main
  12. Основные параметры проекта федерального бюджета-2010// Текущий сайт «Риа новостей» http://www.rian.ru/educrisis/20 091 223/201067616.html по состоянию на 15.01.2008
  13. Приоритетный национальный проект «Образование"// Текущий сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/pro/pnpo/
  14. Стенографический отчет о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, 31 августа 2010 года// Текущий сайт Президента России http://kremlin.ru/
  15. Стенограмма выступления В. Путина на съезде «Единой России», 2011// Текущий сайт «Российской газеты» http://www.rg.ru/2011/09/24/putin-stenogramma.html
  16. Стенографический отчет о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, 31 августа 2010 года// Текущий сайт Президента России http://kremlin.ru/
  17. В.А. Управление персоналом и человеческий капитал современной России. СПб., 2011.413 с.
  18. А.А. Наукограды России: история формирования и развития. М., 2009. 23 с.
  19. М. Карьерный ракурс// Российская газета. 19.02.2008. № 4592. С. 15−16.
  20. М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд./ Под ред. С. К. Мордовина. СПб., 2009. 134 с.
  21. Т. В. Ситуация успеха как фактор мотивации труда преподавателей пенитенциарных образовательных учреждений/ Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Челябинск, 2011. С. 109−114.
  22. Ю.Н. Человеческий капитал в инновационной экономике// Текущий сайт Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем http://www.miiris.ru/
  23. Г. Системы оценивания преподавателей студентами: управление инновации в российских вузах// Текущий сайт экономического портала «Экономика России и мировая экономика» http://institutiones.com/general/633-sistemi-ocenivaniya.html
  24. П.Ф. Плата за обучение и вакантные бюджетные места в вузах//Вопросы статистики. 2010. № 5. С. 35−42.
  25. Г. П., Ковалева Г. Г. Тенденции развития информационных и коммуникационных технологий// Форсайт. 2009. № 4. С. 44−55.
  26. М.Е. Экономическая эффективность инвестиций в высшее образование в современной России: тендерный аспект. М., 2002. 50 с.
  27. О.П. Инновационные модели образовательных систем в высшей школе России: современные тенденции// Успехи современного естествознания. 2009. № 6. С. 64−65.
  28. В. Н. Белкина H.A., Владыкина Л. Б. Формирование конкурентоспособного человеческого капитала предприятия. Екатеринбург, 2011. 132 с.
  29. С.А. Финансирование системы образования в России. М., 2006. 304 с.
  30. В.И. Технологические уклады и преодоление экономических кризисов// Электронный ресурс сайта Фонда исторической перспективыhttp://www.perspectivy.info/rus/ekob/tehnologicheskijeukladyJjreodolenijeekon omicheskihkrizisov2010−02−02.htm
  31. М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. Пер. с англ./ Под ред. B.C. Автономова. М., 2004. 416 с.
  32. И.О. Роль современного образования в развитии человеческого потенциала// Текущий сайт Объединения исследователей экономистов http://economyar.narod.ru/bocharova.pdf
  33. П. Формы капитала// Экономическая социология. 2005. № 3. С. 6074.
  34. Ю.Г. Механизм инновационного развития человеческого потенциала в условиях модернизации социально-экономической системы России. Саратов, 2009. 332 с.
  35. A.B. Человеческий капитал: цель образования, объект управления. М., 2009. 76 с.
  36. Л., Лазановски В. Международная мобильность студентов: паттерны и тренды// Alma Mater, 2007. № 9. С. 32−50.
  37. О., Дорохина М. Предпринимательство в России: обзор результатов GEY// Деловая мысль. 2009. № 7. С. 10
  38. В.П. Человеческий капитал и инновационное развитие: стратегия взаимодействия. Воронеж, 2010. 135 с.
  39. М. Роль человеческого капитала в инновационном развитии экономики России: вызов времени// Вестник Московского университета. 2009. № 6. С. 3−14.
  40. Е.В. Развитие человеческого потенциала в России// Российские реформы: социальный аспект. Материалы научно-практической конференции. М&bdquo- 1998. С. 67−69.
  41. Ф. Интеграция России в Болонский процесс// Сборник ассоциации «Профессионалы за сотрудничество». М., 2010. № 6. С. 156−167.
  42. А. Социальный портрет инновационного предпринимателя// Текущий сайт информационно-аналитического ресурса «Наука и технологии России» http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&dno:=42 284
  43. С. Мифы экономики: Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики. М., 2009. 196 с.
  44. B.C. Проблемы развития начального и среднего профессионального образования// Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской Конференции. М., 2009. С. 14−27.
  45. А.Я., Кондаков A.M., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. М., 2009. 29 с.
  46. О.П. Система мотивации профессорско-преподавательского состава как показатель качества образования в высшей школе// Вектор науки ТГУ. 2010. № 2(12). С. 179−183.
  47. Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза и колледжа/ Под ред. М. Г Романцова, М. Ю. Ледванова, Т. В. Сологуб. М., 2010. 56 с.
  48. Ю. Условия трудоустройства выпускников вузов на рынке труда// Кадровик. Кадровый менеджмент. 2009. № 8. С. 57−59.
  49. А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования. СПб., 1999. 120 с.
  50. Н.К. Успех модернизации АПК определяют кадры //Вестник кадровой политики аграрного образования и инноваций. 2011. № 11. С. 33−41.
  51. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994. 158 с.
  52. С.А. Рабочая сила в системе рыночных отношений. СПб., 1994. 138 с.
  53. Т.Г. Человеческий капитал организации: резервы формирования и развития. Барнаул, 2008. 203 с.
  54. Е. Зарплата молодого специалиста// Управление персоналом 2010. № 1. С. 31−33.
  55. Ю.С., Хачатурян A.A. Человеческий капитал в модернизации России: институциональный и корпоративным аспекты. М., 2011. 416 с.
  56. С. Продать науку// Эксперт Урал. 2009. № 41. 67 с.
  57. B.C., Лаптева A.B. Высшее образование в России: вызовы XXI века// Университетское управление. 2010. № 4. С. 6−17.
  58. А.Б. Образовательный кредит-перспективное направление финансирования вузов// Известия Томского политехнического университета. 2009. № 6. С. 101−104.
  59. Зарплата учителей и преподавателей ВУЗов// Зарплата. 2010. № 11. С.14−17
  60. . Особенности образования первичных доходов в российской экономике// Вопросы экономики. 2009. № 4. С. 80−90.
  61. И.Н., Волкова Л. П. Проблемы и перспективы международной интеграции высшего образования. Воронеж, 2009. 14 с.
  62. Т. Вдали от Швейцарии// Российская газета. 10.09.2010. № 5283. С. 14−16.
  63. В.Г. Человеческий капитал организации: диагностика и управление. Белгород, 2010. 143 с.
  64. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. М, 2009. 488 с.
  65. Индикаторы науки: 2009. Статистический сборник. М., 2009. 352 с.
  66. B.JI. Место России по уровню образования в мире// Текущий сайт информационного агентства «Дейта» http://deita.ru/analytics/v-rossii07.09.200 913 6634po-urovnju-obrazovanija-rossija-opustilas-s-3-go-na-27-e-mesto-v-mire.html
  67. B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000. 185 с.
  68. История экономических учений/ Под ред. В. И. Автономова, O.A. Ананьина, H.A. Макашевой: учеб. пособие. М., 2000. 760 с.
  69. И.В. Управление внебюджетными ресурсами высших учебных заведений// Университетское управление. 2008. № 4. С. 5−9.
  70. Е. О всеобщей мультимедиации всей страны// EqualAV, 2011. № 2. С.12−15.
  71. E.H. Курсом в 6-ой технологический уклад// Nano News Net, 19.02.2010. № 99/ Текущий сайт онлайн издания о нанотехнологиях в Россииhttp://www.nanonewsnet.ru/articles/2010/kursom-v-6-oi-tekhnologicheskii-uklad
  72. И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. М., 2008. 320 с.
  73. P.M. Рыночная мотивация формирования и развития человеческого капитала. Ульяновск, 2010. 149 с.
  74. Е.Д. Человеческий капитал в инвестиционном процессе. М., 2010. 104 с.
  75. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной экономике/ Под. ред. С. К. Мордовина. СПб., 2008. 132 с.
  76. Т.Л. Массовое высшее образование: потери и приобретения// Население и общество. 2009. № 375−376. С. 15−18.
  77. А., Лыжина Е. Учи ученого. Что сегодня происходит на рынке образования// Эксперт-Урал. 2011. № 39. С.3−9.
  78. Е. Новый МРОТ вдвое ниже прожиточного минимума// Вопросы статистики. 2009. № 5. С. 23−25.
  79. А.И. Человеческий капитал: становление, сущность, формирование и критерии оценки. М., 2009. 95 с.
  80. Д. Л. Школа и «внешние» факторы// Вопросы образования. 2011. № 4. С. 245−267.
  81. А.В. Истоки и основные положения теории человеческого капитала// Креативная экономика. 2007. № 5. С. 3−10.
  82. Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации. Воронеж, 2009. 252 с.
  83. Дж. Капитал социальный и человеческий// Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 168−170.
  84. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной экономике/Под. ред. С. К. Мордовина. СПб., 2008. 105 с.
  85. М.М. Человеческий капитал в условиях современной трансформации экономики: сб. науч. тр. СПб., 2000. 163 с.
  86. М.М. Человеческий капитал. СПб., 1991. 17 с.
  87. С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. Иркутск, 1999. 195 с.
  88. Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа// Среднее профессиональное образование. 2011. № 3. С. 28−29.
  89. Л.А. Экономический рост и человеческий капитал. Омск, 2009. 195 с.
  90. А. П. Здоровье — фундамент деловых успехов// Управление персоналом. 2007. № 10. С. 114−118.
  91. Л. США: малое предпринимательство как образ жизни// Человек и труд. 2008. № 9. С. 34−37.
  92. М. П. Шевченко Т.Н. Образовательные учреждения. Источники финансирования, налоги, учет. М., 2010. 320 с.
  93. Г. А. В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей// Экономика образования. 2008. № 4. С. 5−21.
  94. Т.Л. Человеческий капитал и источник достойных доходов населения. Орел, 2011. 355 с.
  95. В. Введение в эволюционную макроэкономику. М., 1997. 96 с.
  96. В. Воспроизводство основного капитала и экономическая теория// Вопросы экономики. 2010. № 3. С. 65−85.
  97. Т. Технологические уклады// Текущий сайт Центра Креативных технологий http://www.inventech.ru/lib/macro/macro-0026/
  98. К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Кн. 1. Процесс производства капитала. М., 1978. 308 с.
  99. К. Капитал. Т.24. 1983. 428 с.
  100. М.В. Социальная значимость и эффективность инвестиций в образование// Текущий сайт электронной версии журнала «Креативная экономика» http://creativeconomy.ru/library/prd 181 .php
  101. А. Принципы экономической науки: Т.1. М., 1993. 409 с.
  102. А.Б. Шаги к профессии// Текущий сайт электронной версии Российской газеты http://www.rg.ru/2010/03/03/obrazovanie.html
  103. О.И. Использование возможностей социального партнерства для регулирования заработной платы // Политическое образование. 2011. № 10. С. 20−25.
  104. О.И. Социально-трудовой потенциал: сущность, структура, факторы роста. М., 2008. 139 с.
  105. H.H. Формирование рынка человеческого капитала. Екатеринбург. 2009. 180 с.
  106. О.В. Научный парк МГУ// Текущий сайт научного парка МГУ http://www.sciencepark.ru/aboutus3.htm
  107. Модернизация российского образования: достижения и уроки. Аналитический доклад группы экспертов Всемирного банка// Образование и общество. 2005. № 5. С. 31−34.
  108. Молодежь в России. 2010. Стат.сб., М., 2010. 166 с.
  109. Н. Коррупция в вузах// Новое время. 2008. № 22. С. 43−46.
  110. М. «Сколково» vs наукограды// Текущий сайт электронного журнала «Наука и технологии России». http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&dno=35 208
  111. И.Б. Преподаватели экономических дисциплин: профессиональный потенциал, особенности занятости и трудовой мотивации. М., 2008.203 с.
  112. P.M. Человеческий капитал и проблемы его развития в современной России/ Национальный электронно-информационный консорциум библиотек http://www.neicon.ru/cons/hist.htm
  113. О реформировании российского образования: анализ ситуации, общественная дискуссия и первоочередные задачи// Текущий сайт Международного фонда социально-экономических исследований http://www.gorby.ru/presscenter/news/show28465/
  114. Образование в Российской Федерации: 2010. Стат. сб. М., 2010. 491 с.
  115. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? (доклад Общественной палаты РФ) М., 2007. С. 27−56.
  116. А. Об экономической сущности амортизации// Вопросы экономики. 2010. № 3. С.86−96.
  117. Оруджев 3. К вопросу о возникновении человеческого разума// Вопросы философии. 2009. № 12. С. 68−79.
  118. О. О. Современные проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на образование// Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2010. № 4. С. 108−111.
  119. А.П. Инвестология: инвестиции в человеческий капитал и качество жизни. М., 2010. 116 с.
  120. Е. На российском фронте борьбы с коррупцией// Текущий сайт Центра антикоррупционных исследований «Транспаренси Интернешнел -Р» http://www.transparency.org.ru/doc/2RUSpressrelease01000248.pdf по состоянию на 07.10.2010
  121. Е. Российские вузы перестроят на европейский манер// Солидарность. 2008. № 42. С. 15−18.
  122. В. Экономические и статистические работы. М., 1940. 191 с.
  123. Е.П., Галицкая Е. Г., Шмерлина И. А. Ценность высшего образования// Брошюра фонда «Общественное мнение». М., 2010. 13 с.
  124. И. (Вне)очередной закат Запада? Будущее религий, будущее цивилизаций// МЭ и МО. 2009. № 2. С. 101−108.
  125. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: стат. сб. М., 2011. 87 с.
  126. Предпринимательство в России после кризиса. Глобальный мониторинг// Текущий сайт информационно-делового портала о развитии http://www.brainity.ru/articles/2734/
  127. Прогноз развития высшего образования в России: 2009−2011// Под ред. Клячко Т. Л. М., 2009. 404 с.
  128. Прогноз научно-технического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу// Текущий сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/work/nti/dok/str/08.12.18-prog.ntr.pdf
  129. B.B. Вымогательство денег у учащихся, у их родителей -абсолютно недопустимо// Текущий сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/press/news/7441/
  130. В. Экономическая социология. Курс лекций: учеб. пособие. М., 1998. 230 с.
  131. Е. Население России: прогнозы и реальность// Текущий сайт Высшей Школы Экономики http://www.hse.ru/news/avant/7 636 547.html по состоянию на 12.12.2010
  132. Россия в цифрах: 2010. Стат. сб. М., 2010. 554 с.
  133. С.Ю., Разумова Т. О. Теория рынка труда: учеб.-метод, пособие. М., 1999. 191 с.
  134. Д. Сочинения. Т.1. М., 1955. 183 с.
  135. Я.С. Международная модель преподавателя высшей школы// Вестник КАСУ. 2008. № 1. С. 23−29.
  136. О.В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности// Текущий сайт Гильдии маркетологов http ://www .marketologi .ru/lib/saginov а/intervuz2. html
  137. A.B. Человеческий капитал и образование: цели, средства и реальность. Калининград, 2011. 158 с.
  138. Е.М. Человеческий капитал: особенности функционирования, накопления, использования. СПб., 2008. 126 с.
  139. М.П. Человеческий капитал и экономическая безопасность России: проблемы и перспективы. Казань, 2008. 179 с.
  140. Н.И., Соснова Е. В. Человеческий капитал: инвестиции в будущее //Торгово-промышленные ведомости. 2008. № 3(379). С. 10
  141. Н.И., Соснова Е. В. Интеллектуальный и человеческий капитал -главное конкурентное преимущество компаний //Вестник Университета Управления. 2008. № 1 (22). С. 76−87
  142. В. Т. Скоблякова И.В. Классификация и виды человеческогокапитала в инновационной экономике. 2009. Орел. 26 с.
  143. В.Т., Сошников И. В., Романчин В. И., Скоблякова И. В. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование/ М., Орел. 2005. 513 с.
  144. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. 145 с.
  145. И.Л. Политика занятости в России и мировой опыт// Проблемы теории и практики управления. 2009. № 1. С. 61−66.
  146. Современная концепция формирования и управления человеческим капиталом: монография/ Под ред. Шафеева Р. Ш. Оренбург, 2010. 124 с.
  147. С. Проблемы финансового обеспечения российских вузов в условиях бюджетной реформы// Вопросы образования. 2009. № 5. С. 47−65.
  148. Стратегический ответ России на вызовы нового века/ Под ред. Абалкина Л. И. М., 2009. 168 с.
  149. Г. Ф., Чистохвалов В. Н. Эволюция приоритетов Болонского процесса и некоторые правовые аспекты их реализации// Текущий сайт Федерального центра образовательного законодательства http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod2/7tkach.html
  150. Трудовые ресурсы: рынок труда и политика занятости: учебное пособие / Под ред. Е. В. Щанина, Пенза, 2009. 66 с.
  151. Уровень жизни населения: понятия, индикаторы, ситуация в России: аналитический материал. М., 2009. 17 с.
  152. И. Управление спросом и предложением на российском рынке образования// Текущий сайт информационно-аналитического портала1. SocPolitica"http://www.socpolitika.ru/rus/socialpolicyresearch/appliedresearch/document560
  153. O.shtml по состоянию на 08.11.2010
  154. С., Добруш Р., Шмалензи К. Экономика. М., 1993. 357 с.
  155. Формирование общества основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад всемирного банка. Вашингтон. 2009. 150 с.
  156. Н.Ф. Инновационная деятельность как главный источник повышения благосостояния и развития человеческого капитала// Аудит и финансовый анализ. 2007. № 2. С. 332−347.
  157. Человеческий капитал: основа и источник достойных доходов населения/ Под ред. Т. Л. Лукьянчикова. Орел, 2011. 356 с.
  158. Человеческий капитал в глобальной экономике: сборник научных трудов/ Под ред. Корнейчука Б. В., Леванкова В. А. СПб., 2009. 118 с.
  159. Человеческий капитал и образование/ Под ред. В. Н. Черковца. М., 2009. 324 с.
  160. Человеческий капитал и проблема формирования инновационной экономики/ Под ред. Л. Г. Симкиной, М. М. Критского. СПб., 2007. 226 с.
  161. Н.И. Роль среднего профессионального образования в обеспечении региона квалифицированными специалистами. Омск, 2009. 54 с.
  162. Ю.В. Роль образования в социально-экономическом развитии общества// Сервис в России и за рубежом. 2008. № 5. С. 3−8.
  163. М. Инновационное развитие основа ускоренного роста Российской Федерации. М., 2006. 76 с.
  164. Ф.Э., Дмитриев Н. М., Арефьев А. Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. 2009. 408 с.
  165. Ф.Э., Савинков В. И. Образование как фактор формирования интеллектуального потенциала России. М., 2011.288с.
  166. Щипанова Д. Г. Отношения социального партнерства и их развитие по урегулированию социально-трудовых отношений в трудовом коллективе
  167. Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. № 2(27). С. 3436.
  168. M .Я. Российское образование гуманитарный или технократический проект//Вопросы образования. 2011. № 4. С. 58−66.
  169. В. Трудовая миграция: кому она выгодна// Человек и труд. 2007. № 3. С. 87−88.
  170. Экономика государственных и муниципальных предприятий /Под общ. ред. И. Д. Мацкуляка. М., 2010. 485 с.
  171. Экономика образования: учеб. пособие/ Под ред. В. П. Щетинина, Н. А. Хроменкова, Б. С. Рябушкина. М., 1998. 306 с.
  172. Экономика труда (Экономика социально-трудовых отношений): учебное пособие/ Под ред. В. П. Колесникова, П. П. Лутовинова, В. М. Платонова, Л. Э. Пробста и др. М., 2009. 292 с.
  173. В.Н. Высшая школа в системе профессионального образования в России// Высшее образование для XXI века. М., 2006. С. 309−315.
  174. В.Н. От рабочей силы к человеческим ресурсам. М., 2010. 276 с.
  175. Е. Модернизация и общество// Вопросы экономики. 2007. № 5. С. 429.
  176. Высшее образование во Франции// Текущий сайт эмиграционных и обменных программ178. http://studentur.rU/articles/statiobobucheniivstranahzapadnoyevropi/2/
  177. Вузы и школы: зарплаты или подработки?// Текущий сайт Федерального Интернет-издания «Капитал страны» http://www.kapital-rus. ru/articles/article/174 139/
  178. Консалтинг и оценка рейтинга вузов// Текущий сайт информационного агентства «Рейтор» http://www.reitor.ru/common/img/uploaded/files/vtop2010.pdf
  179. Малые предприятия, созданные в бизнес-инкубатора РУДН// Текущий сайт Бизнес лаборатории РУДН http://business.mdn.rU/smallbusinesslist#
  180. Новости образования// Текущий сайт Всемирного Банка www.worldbank.com по состоянию на 11.05.2010
  181. Обучение за рубежом: популярные направления// Текущий сайт образовательного портала «Учеба» http://www.ucheba.ru/abroad-article/12 626.html по состоянию на 08.12.2010
  182. Оценка эффективности управления процессами интернационализации и внедрения инструментов Болонского процесса в российских вузах// Текущий сайт Болонского процесса в России http://www.bologna.ntf.ru/pl9aal.html по состоянию на 04.12.2009
  183. Предварительные итоги сплошно наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году// Текущий сайт Росстата http://www.gks.ru/bgd/regl/b0813/IssWWW.exe/Stg/d2/07−48.htm
  184. Развитие самозанятости в странах Европейского Союза и США// Текущий сайт портала информационной поддержки внешнеэкономической деятельности «Внешмаркет"187. http://www.vneshmarket.ru/content/documentrA4F92072−2395−4116−96E5-EE76169118C7.html
  185. Развитие и состояние дел в области образования взрослых// Текущий сайт ЮНЕСКОhttp://www.unesco.org/fileadmin/MULTIMEDIA/INSTITUTES/UIL/confintea/pdf/ NationalReports/Asia%20-%20Pacific/RussianFederation.pdf
  186. Расходы на здравоохранение// Текущий сайт MED новостей http://medportal.ru/mednovosti/news/2009/ll/05/healthmoney/ по состоянию на 04.06.2010
  187. Рейтинг лучших вузов мира// Текущий сайт интернет- журнала «Личные деньги» http://www.pmoney.ru/txt.asp?sec=1539&id=1 771 104
  188. Рейтинг стран мира по уровню образования// Текущий сайт Новостей Гуманитарных технологий http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info&ei=VHPqTMyaNc
  189. Рейтинг взяток в вузах Москвы// Текущий сайт газеты «Газета» http: //www. gazeta.ru/
  190. Современное образование в России// Текущий информационный сайт об образовании в России http://www.ruob.ru/russia.html
  191. Самые конкурентоспособные страны мира// Текущий сайт РБК http://rating.rbc.ru/article.shtml72008/10/09/32 159 490
  192. Службы занятости вузов// Текущий сайт газеты «Ведомости» http://www.vedomostivuz.ru/placement/ по состоянию на 06.03.2010
  193. Уровень грамотности// Текущий сайт Всемирного банка. http://data.worldbank.org/indicator/SE.ADT.LITR.ZS по состоянию на 08.09.2010
  194. Экономика высшего образования смена модели// Текущий сайт экспертного канала «Открытая экономика» http://opec.ru/1 340 471 .html
  195. Шумпетер Йозеф// Текущий сайт «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=688 931
  196. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. N.Y., 1964. 340 p.
  197. Education at a glance 2010: OECD indicators// Текущий сайт «Организации экономического сотрудничества и развития» http://www.oecd.Org/document/52/0,3343, еп264 939 263 238 458 988 036 096,0 0. html по состоянию на 09.08.2010
  198. Europe in figures. Eurostat yearbook 2009. Luxembourg, 2009. 560 p.
  199. Putnam R. Who killed civic America? Prospect. 1996. № 3. 103 p.
  200. Schultz T. Investment in Human Capital the Role of Education and of Research. N.Y., 1971. 129 p.
  201. Steinberg L. Comminities of families and education// Education and the American Family: A Research Synthesis. NY., London. 1989. 409 p.
  202. The Ratings// The New Times. 2008. № 22. P. 5−6
  203. The Global Competitiveness report: 2009−2010. Switzerland, 2009. 479 p.
  204. The Times Higher Education World University Rankings 2010−2011// Текущий сайт Рейтингов лучших университетов мираhttp://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2010−2011/top200.html по состоянию на 04.05.2010
  205. Trends in Global higher education: tracking an academic revolution. UNESCO, 2009. 28 p.
  206. World education report, 2009. Paris, 2010. 154 p.
Заполнить форму текущей работой