Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление произвольных двигательных реакций различной степени сложности у детей 4-6 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Закономерности развития движений по существу отражают механизмы деятельности всей ЦНС и в первую очередь головного мозга, особенно в случае точных, тонких и филигранных моторных актов, обеспечивающих различный характер приспособительных реакций. Изучение особенностей двигательной деятельности детей в современных условиях является актуальной проблемой, т.к. детский организм наиболее чувствителен… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА И СТАНОВЛЕНИЕ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА обзор литературы)
    • 1. 1. Общие положения о направленности развития мозга в постнатальном онтогенезе
    • 1. 2. Становление произвольных регуляций высших психических функций
    • 1. 3. Формирование произвольной регуляции двигательных действий
    • 1. 4. Динамика психомоторного развития детей в онтогенезе от рождения до 7 лет
  • Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Контингент и организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • Глава III. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ДЕТЕЙ 4 И 5 ЛЕТ НА СТАНДАРТНЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
  • Глава IV. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА СТАНДАРТНЫЕ ТЕСТЫ К КОНЦУ ПЕРИОДА ПЕРВОГО ДЕТСТВА (6 ЛЕТ)
    • 4. 1. Динамика функционального состояния и произвольных зрительно-моторных реакций у шестилетних мальчиков и девочек
    • 4. 2. Влияние физкультурных занятий на адекватное решение сложных двигательных задач
  • Глава V. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ В РЕШЕНИИ МОТОРНЫХ ЗАДАЧ
  • ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Становление произвольных двигательных реакций различной степени сложности у детей 4-6 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Развитию моторной функции детей посвящено большое количество работ (Э.С. Вильчковский, 1983; М. А. Правдов, 1992; H.A. Ноткина, 1995; A.C. Солодков, Е. М. Есина, 1999; Е. В. Демидова, 2000; М. А. Рунова, 2000 и др.). В них достаточно подробно проанализирована функциональная последовательность становления движений по этажам центральной иерархии без акцента значения корковых механизмов. В тоже время корковые механизмы играют важнейшую роль в инициации и стимуляции формирования моторных программ, их реализации в виде двигательных актов различной степени сложности. Сложность процесса формирования целостного движения определяется заинтересованностью многих структур коры мозга и подкорковых центров, привносящих свойство произвольности, точность и эмоциональность. Эти аспекты в приведенных исследованиях предметно не обсуждались.

Закономерности развития движений по существу отражают механизмы деятельности всей ЦНС и в первую очередь головного мозга, особенно в случае точных, тонких и филигранных моторных актов, обеспечивающих различный характер приспособительных реакций. Изучение особенностей двигательной деятельности детей в современных условиях является актуальной проблемой, т.к. детский организм наиболее чувствителен к воздействию негативных экологических и социально-экономических факторов. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушения функций ЦНС вследствие травм, заболеваний разной этиологии, осложнений при беременности, родах. На этом фоне растет число дошкольников, имеющих низкий уровень развития произвольной регуляции действий, которая является основным компонентом, определяющим готовность к обучению в школе (H.JI. Горбачевская и др., 1991; Н. И. Гуткина, 1993; Л. Ф. Обухова, 1998; D. Drake, M.D. Duane, 1989). В связи с этим возникает необходимость изучения особенностей проявления произвольного управления в двигательных акциях у детей каждого возраста, входящего в первое детство.

Значительное влияние на совершенствование физиологических механизмов и протекание психических процессов оказывает большой объем информации, поступающий в ЦНС при спонтанной и организованной двигательной активности от проприорецепторов мышц и других сенсорных систем, развивающихся в динамике онтогенеза (М.М. Кольцова, 1973; B.C. Ротенберг, С. М. Бондаренко, 1989; Н. Д. Гордеева, 1995). В дошкольных учреждениях одной из основных форм организованной двигательной деятельности являются физкультурные занятия. В доступной литературе мало комментируется их влияние на развитие ЦНС и способность к управлению собственными действиями, хотя этот аспект достоин глубокого исследования особенно в манипуляциях руками, учитывая их выраженную функциональную связь с мозгом.

Целью работы явилось выявление особенностей возрастной динамики произвольных двигательных реакций детей в период первого детства и приспособительного поведения на фоне занятий физической культурой.

Задачи исследования.

1. Используя физиологические и психологические тесты, выявить последовательность формирования умений детей 4−6 лет подчинять свои действия осознанной цели, как модели характеризующей произвольность, обеспечивающей тонкое приспособление к условиям окружающей среды.

2. Дифференцировать степень вклада произвольности в успешность выполнения моторных тестов.

3. Оценить изменение структуры произвольных двигательных реакций на фоне физкультурных занятий, проходящих в режиме дошкольного учреждения.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

— определены этапы становления произвольных двигательных реакций верхних и нижних конечностей, различных по структуре и координационной сложности, у детей с праволатеральным моторным доминированием;

— выявлен и количественно зафиксирован широкий диапазон тендерных особенностей становления моторики детей и специфики формирования произвольности в их реализации;

— проведена дифференцировка двигательных реакций по степени вклада произвольности в успешность выполнения действия;

— обнаружены особенности проявления корреляционных взаимосвязей исследуемых двигательных реакций на этапах первого детства;

— выявлен стимулирующий срочный эффект физкультурных занятий, организованных адекватно шестилетнему возрасту, на резервы произвольной регуляции.

Теоретическая значимость работы состоит в расширении физиологических представлений о развитии двигательных функций и закономерностей формирования двигательных реакций на различные по сложности раздражители, обеспечивающих эффективность приспособительного поведения детей 4−6 лет.

Практическая значимость работы состоит в том, что:

— полученные результаты возрастной динамики физиологических (время простой и сложной реакции, время реакции на движущийся объект, «ручная ловкость») и психологических («копирование рисунка», «шифровка» и «кубики Косса») показателей у детей разного пола с учетом профиля асимметрии могут использоваться при индивидуальном подходе для диагностики развития произвольной моторики рук и зрительно-двигательной координации на разных этапах дошкольного возраста (4, 5 и 6 лет);

— в работу дошкольных учреждений внедрено устройство для регистрации времени реакции на движущийся объект;

— показано, что физкультурные занятия в дошкольных учреждениях, ориентированные на типовую программу Министерства образования (1984), при нагрузках, организованных адекватно возрасту, оказывают срочный положительный эффект на способность к управлению собственными действиями, повышая адаптивные реакции.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сокращение времени двигательного ответа в простой и сложной реакции рук и ног, а также реакции на движущийся объект и «ручной ловкости» отличается гетерохронностью и проявлением тендерных особенностей на разных этапах дошкольного возраста (4, 5 и 6 лет).

2. Сопоставление физиологических тестов (простая и сложная реакция, реакция на движущийся объект, «ручная ловкость») с психологическими («шифровка», «копирование рисунка», «кубики Косса») позволяет дифференцировать первые по степени вклада произвольности в успешность выполняемого действия.

3. Срочный эффект физкультурных занятий состоит в повышении функциональной активности ЦНС, проявляющейся в увеличении скорости проведения возбуждения, экстраполяции и повышении способности управления действиями, обеспечивающих адекватность приспособительного поведения.

Практическое применение полученных результатов. Материалы диссертации отражены в 9 печатных научных работах и одна принята к публикации на 11 Европейском конгрессе по Спортивной Психологии в Дании. Результаты исследований докладывались на XVIII Съезде Физиологического Общества имени И. П. Павлова (г. Казань, 2001) и на Юбилейной Международной конференции по нейрокибернетике, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А. Б. Когана (г. Ростов-на-Дону, 2002). Разработано устройство для контроля психофизиологической зрелости по реакции на движущийся объект (решение о выдаче патента на.

ВЫВОДЫ.

1. В онтогенезе в диапазоне первого детства от 4 до 6 лет имеет место положительная динамика произвольных двигательных реакций различной степени сложности, отражающаяся в увеличении скорости и точности двигательных ответов и отличающаяся гетерохронностью становления. Наибольшие темпы сокращения обнаруживаются в простой реакции рук и ног, в реакции на движущийся объект и в тесте «ручная ловкость», наименьшие — в сложной реакции рук и ног.

2. Тендерные отличия этого процесса в возрасте 4, 5 и 6 лет, касающиеся формирования произвольности в реализации двигательных действий, проявляются в простой реакции ног, в реакции на движущийся объект и в тесте «ручная ловкость», которые имеют важное значение в игровом поведении детей, а также при оценке на занятиях в дошкольных учреждениях информационных и наглядных материалов.

3. Произвольность в управлении поведения при решении ментальных и моторных задач слабо проявляется в начальном периоде первого детства (4 и 5 лет), что выражается в неспособности детей к адекватному выполнению психологических тестов и сложных двигательных реакций. Становление этого свойства происходит к 6 годам и подтверждается усложнением активности в решении тестов: «копирование рисунка», «кубики Косса», «шифровка» и точности дистантного анализа в реакции на движущийся объект. Наличие среднего оценочного бала в вышеперечисленных тестах показывает недостаточный уровень развития произвольности в 6 лет, необходимого для перехода к систематическому обучению.

4. Совершенствование произвольной моторики рук, выраженное в сокращении времени выполнения теста «ручная ловкость» и частоте движений кистью, обеспечивает прирост быстроты, координации движений, проявляющихся в исследуемых зрительно-моторных реакциях, что.

113 подтверждается большим числом корреляционных связей между исследуемыми показателями в каждом возрасте первого детства.

5. Дифференциация функций и прогрессивное усложнение иерархической организации структур ЦНС, выражающиеся в снижении числа достоверных корреляционных связей и увеличении коэффициентов между зрительно-моторными реакциями различной степени сложности, обеспечивают интенсивное психомоторное развитие детей в динамике первого детства (4−6 лет). Появление большого числа степеней свободы в межцентральных взаимоотношениях обеспечивает возможность ЦНС ребенка для эффективного двигательного обучения и формирования новых связей.

6. Адекватные шестилетнему возрасту нагрузки на физкультурных занятиях в дошкольных учреждениях (по результатам исследования моторной плотности и их содержания в каждой части занятия) усиливают срочный стимулирующий эффект на деятельность ЦНС и проявление функциональных и специфических психологических феноменов, повышая адаптивные реакции детского организма.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Анализ полученных данных в аспекте использования их в практике обучения детей в дошкольных учреждениях позволил сформулировать некоторые практические рекомендации, основанные на психофизиологических исследованиях деятельности мозга:

1. Оценку физиологической и психологической зрелости по показателям простой реакции на световой и звуковой раздражители следует проводить, начиная с первых лет периода первого детства (4 года), постепенно усложняя к 5 годам, переходя на сложные реакции. В 6 лет, когда повышается уровень обработки информации за счет появления в структуре ЭЭГ альфа-ритма и достигают определенной степени зрелости третичные зоны коры, внимание необходимо акцентировать на сформированность произвольности в двигательной и ментальной сфере. Для оценки произвольности в двигательной сфере следует применять реакцию на движущийся объект, учитывать и сопоставлять с результатами простой реакции. В ментальной — использовать психологические тесты на решение зрительно-двигательных задач.

Такой подход соответствует естественному созреванию механизмов деятельности мозга, требующих постоянной активации его структур на фоне повышения уровня обменных процессов в клетках.

2. Начиная с 4 лет в сочетании с двигательными реакциями разной сложности и психологическими тестами необходимо отслеживать формирование моторики рук. В этот период она имеет наибольшее число корреляций с показателями психомоторики, которые дифференцируются и еще больше укрепляются к 6 годам.

3. Многократное обследование детей по сложным физиологическим тестам непосредственно после физкультурных занятий в режиме дошкольного учреждения подтвердило необходимость построения.

115 содержания занятия с учетом нагрузок, адекватных возрасту, и поддержания моторной плотности на уровне 70−75%. Для обеспечения более быстрого восстановления введение в заключительную часть спокойных развивающих игр и использование различных двигательных ситуаций.

4. Для детализации проявления психофизиологических функций в возрастном аспекте при обработке результатов обследования детей использовать многомерные статистические анализы и динамику корреляционных связей, отражающих созревание ЦНС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. С. Аветисов Э.С., Ковалевский Е. И., Хватова А. В. Руководство по детской офтальмологии. — М.: Медицина, 1987. — 495 с.
  2. Е.К. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. Краснодар, 1991. — 104 с.
  3. Е.К., Бердичевская Е. М., Демидова Е. В. Физиологические особенности развития детей, подростков, юношей: Учеб. пособие. Краснодар, 1999. — 72 с.
  4. Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992. — 89 с.
  5. В. А. Сравнительное изучение функциональной межполушарной асимметрии у детей на разных этапах онтогенеза //В кн.: Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси, 1982. — 92 с.
  6. В.В., Фарбер Д. А. Отражение возрастных особенностей функциональной организации мозга в ЭЭГ покоя //В кн.: Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990.-С.45−64.
  7. .Г. Избранные психологические труды, т.2. М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
  8. И.Н. Соматотип и особенности функциональных показателей организма мужчин и лиц с легкой умственной отсталостью. Автореф. дисс.. .канд.биол.наук. Краснодар. — 2002. — 22 с.
  9. М.В., Соколова Н. В. Особенности умственной работоспособности медлительных и подвижных детей //Физкультура человека. 1993. — т.19. — № 4. — С. 14−21.
  10. Л.О., Журба Л. Т., Всеволжская Н. М. Руководство по неврологии раннего детского возраста. Киев.: Здоров’я, 1980. — С.41−42.
  11. Л.О. Детская неврология. М.: Медицина, 1984. — 576 с.
  12. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев.: Здоровь’я, 1987. -224 с.
  13. Т. Психическое развитие младенца /Пер. с англ. А. Б. Леоновой. -М., 1985. 320 с.
  14. М.М. Центральные механизмы регуляции произвольных движений у детей 6−10 лет //Физиология человека. 1998. — т.24. — № 3. — С.34−41.
  15. М.М., Мачинская Р. Н., Сугробова Г. А. Дифференцированное влияние функциональной зрелости коры и регуляторных структур мозга на показатели познавательной активности у детей 7−8 лет //Физиология человека. 1999. — т.25. — № 5. — С. 14−21.
  16. М.М., Любомирский Л. Е. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков /Физиология развития ребенка. М.: Образование от, А до Я, 2000. — 319 с.
  17. Е.М. Роль функциональной асимметрии мозга в возрастной динамике двигательной деятельности человека: Автореф. дисс. .докт.мед.наук. Краснодар. — 1999. -46 с.
  18. Е.М. Возрастная физиология в учебном процессе физкультурных ВУЗов: Учеб. пособие. Краснодар, 2001. — С.35−36.
  19. H.A. О построении движений. М.: Медгиз, 1966. -254 с.
  20. Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1980.-208 с.
  21. В.Л. Механизмы парного мозга. Л.: Наука, 1989. — 262с.
  22. A.A. Развитие точности реакции на движущийся объект в онтогенезе //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -1991. № 2. — С.90−92.
  23. Л.И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения //Вопросы психологии. 1976. — № 4. — С.10−15.
  24. Е.И. Время реакции человека. М.: Медицина, 1964. — 428с.
  25. В.П. Популярное введение в программу STATISTICA. -М., 1999.-150 с.
  26. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека: 2-е издание, перераб. и дополн. М.: Медицина, 1988. — 239 с.
  27. И.П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика, 2002. — 128 с.
  28. Г. В. Возрастное психологическое консультирование. -М., 1990. -214 с.
  29. В.В. К вопросу об эффективности саморегуляции произвольной деятельности в онтогенезе //Мат-лы XI междунар. конф. по нейрокибернетике. Ростов н/Д., 1995. — С.34−35.
  30. В.К. Физкультура без травм. М.: Просвещение, 1993. — 128 с.
  31. А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте //В кн.: Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей. М., 1981. — С.95−120.
  32. Н.Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста //Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 14−27.
  33. Н.Г., Гузева В. И., Суслова Г. А., Виноградова О. Ю., Фомина М. Ю. О корреляции физического и психомоторного развития детейпервого года жизни //Экол. детства: соц. и мед. пробл.: Матер. Всерос. Науч. конф.-Спб. 1994.-С.189−190.
  34. Э.С. Развитие двигательной функции у детей. -Киев, 1983.-208 с.
  35. Выготский J1.C. История развития высших психических функций //Соб. соч. т.З. М.: Педагогика, 1983. — 367 с.
  36. JI.C. Собрание сочинений в бтт., т.4. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  37. Горбачевская H. JL, Якупова Л. П., Кожушко Л. Ф., Симерницкая Э. Г. Нейробиологический причины школьной дезадаптации //Физиология человека. 1991. — т.17. — № 5. — С.72−80.
  38. Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М.: Наука, 1995. — 324 с.
  39. P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 560 с.
  40. А.Д., Иванников В. А. О различиях в способности к волевой регуляции действий у 6 летних школьников и дошкольников //Вестник МГУ. 1992. — с. 14. — № 1. — С. 14−20.
  41. В.Г., Соболева И. В., Менджерицкий A.M. Психофизиологическое исследование детей, обучающихся игре на музыкальном инструменте //Проблемы нейрокибернетики. Ростов н/Д. -2002. -т.1. — С.258−262.
  42. М.О., Озерецкий М. И. Психомоторика. М., 1930. -103 с.
  43. Н.И. Зона ближайшего развития и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения //Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988. — С. 18−36.
  44. Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993. -159 с.
  45. Л.С., Чернышенко Ю. К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3−6 лет средствами физического воспитания //ТиПФК. 1997. — № 2. — С.32−34.
  46. Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3−6 лет: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. -Краснодар. КГАФК. — 2002. — 27 с.
  47. Е.В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста (4−7 лет): Автореф. дисс. .канд.биол.наук. Краснодар. — 1988. -24 с.
  48. Е.В. Инновационные подходы к организации работы по функциональному и физическому развитию детей 3−10 лет в условиях образовательного комплекса //Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Краснодар, 2000. — С. 151−159.
  49. Демидова Е. В Физкультурно-оздоровительная работа в условиях прогимназии. Краснодар.: Краснодарские известия, 2001. — 154 с.
  50. В.А., Келлер X., Мураенко Н. М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфофункциональные константы детского организма (справочник). -М.: Медицина, 1997. 288 с.
  51. Н.В., Фарбер ДА., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. -144 с.
  52. T.B. Особенности выполнения сложных движений в дошкольном возрасте //В кн.: Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСРД960. — С.35−46.
  53. С.Н., Шамшинова A.M., Соколов E.H., Нестерюк Л. И. Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизиологических исследованиях //Сенсорные системы. 1996. — тЛО. -вып.2. — С.13−29.
  54. П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1988. — 127 с.
  55. Е.М. Влияние двигательной активности на развитие функциональных показателей и физических качеств у детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга. Автореф. дисс.. канд.биол.наук. Ярославль. -2001.-21 с.
  56. Л. А., Русова Т. В. Роль адаптивных реакция в формировании здоровья школьников //Росс, педиатрический журн. 1999. -№ 2. — С.52.
  57. Е.А. Роль психомоторного развития в становлении произвольности как предпосылки успешности обучения. Автореф. дисс.. канд.псих.наук. Краснодар, 1995. — 24 с.
  58. Л.Т., Тимонина О. В., Айнгорн Е. Д., Королева И. А. Взаимосвязь двигательных и психических нарушений в раннем постнатальном онтогенезе //Журн. невропатологии и психиатрии им С. С. Корсакова. 1982. — вып. 10. — С. 16−20.
  59. A.B., Лупандин И. В., Сурнина O.E. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы //Физиология человека. 1999. -т.25. -№ 6. -С.34−37.
  60. A.B. Половозрастная динамика зрительно-моторных реакций. Компонентный анализ времени реакции. Автореф. дисс.. .канд.биол.наук. Екатеринбург. — 2000. — 22 с.
  61. .М., Лышко A.A. Динамика умственной работоспособности первоклассников шестилеток при разной двигательной активности //Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С.50−56.
  62. Н.В., Огнерубова Л. Н., Скорик Е. И. Характеристика функциональных асимметрий некоторых билатеральных органов в раннем онтогенезе //Тезисы XXIX научной конференции студентов и молодых ученых ВУЗов Юга России. Краснодар. — 2002. — С. 14−15.
  63. Л.П. Педагогические аспекты отбора и прогнозирования результатов в спорте по показателю латентного периода двигательной реакции: на примере гандбола. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Краснодар. — 1980. — 26 с.
  64. A.B. Развитие произвольных движений. М.: Просвещение, 1980. — 430 с.
  65. Н.В., Колосова Т. С., Морозова Л. С. Особенности произвольной регуляции зрительно-моторных реакций у 6−7 летних детей //Эколог, образ.: актуал. пробл. 1999. -№ 1. — С.49−51.
  66. Н.В. Роль ЦНС в координации движений //В кн.: Физиология мышечной деятельности труда и спорта. Л.: Наука, 1969. — С. 135−151.
  67. В.Н. Роль экстраполяции и динамического стереотипа в механизмах формирования и совершенствования адекватных двигательных координаций //Физиологический журнал СССР им. И. М. Сеченова. 1982. -№ 7. — С.926−935.
  68. Ю.Ф. Здоровый дошкольник //Дошкольное воспитание. 1995. -№ 6. — С.11−17.
  69. Ю.А. Особенности физического и функционального развития детей дошкольного возраста при различных двигательных режимах: Автореф. дисс.. канд.биол.наук. Краснодар. — КГАФК. — 1999. -21 с.
  70. Ю.А. Проблемы «критических периодов» в онтогенезе //Актуальные вопросы специализированных направлений в образовании и физической культуре. Краснодар. — 2000. — С. 12−13.
  71. Л.Н., Леднова М. И. Взаимосвязь развития тонкой моторики кисти и высших психических функций у детей 7 лет //XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.-С.519.
  72. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.- М.: Изд-во МГУ, 1998.- 140 с.
  73. И.А., Кажемов A.A. Адаптация дошкольников к физической нагрузке //Тезисы XXV научной конференции студентов и молодых ученых ВУЗов Юга России (12 марта). Краснодар, 1998. — С.45−47.
  74. Г. А. Как помочь ребенку найти себя в движении //Дошкольное воспитание. 1996. — № 1. — С.38−55.
  75. Е.П. Психомоторика. Л., 1976. — 276 с.
  76. А .Я. Рефляция скорости произвольных двигательных реакций в норме и при поражении лобных долей мозга. М., 1966. — 112 с.
  77. H.H. Психологические особенности детей при переходе от младшего к старшему возрасту, феномен 5 лет. Автореф. дисс.. канд.псих.наук. М., 2000. — 26 с.
  78. Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей 6 лет //ТиПФК. 1993. — № 11. — С.40−41.
  79. Г. М. Влияние физических упражнений различной направленности на развитие движений и психики детей 3−7 лет. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Л. — 1982. — 24 с.
  80. А.И., Кириченко О. В. Сенсомоторная реактивность детей, проживающих в радиационно-неблагоприятной зоне //Физиология человека.- 2001. т.27. — № 2. — С.98−103.
  81. С.Ю., Гизуллина A.B., Сурнин В. А. Компьютерные методики изучения времени сенсомоторной реакции у детей дошкольного возраста //Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1996. -т.46. — вып.1. — СЛ88−189.
  82. С.Ю., Лупандин В. И. Время сенсомоторной реакции у детей дошкольного и младшего школьного возраста //Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1997. — т.47. — вып. 1. — С.159−162.
  83. С.Ю., Лупандин В. И. Возрастные особенности простых и дифференцировочных реакций у детей дошкольного возраста //Материалы международной конференции посвященной 55-летию Института возрастной физиологии. М. — 2000. -С.206−209.
  84. В.Н., Фарбер Д. А. Физиология развития ребенка. М.: Педагогика, 1983.-297 с.
  85. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. — 144 с.
  86. М.М., Усов А. Г. Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека //В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 1973. — С.65−95.
  87. .Б. Психомоторное развитие младших школьников. Методические разработки. -М., 1989. 109 с.
  88. З.И., Гатеев В. Физиология ребенка раннего возраста. -София.: Медицина и физкультура, 1970. 406 с.
  89. Г. Г. Психологические проблемы начального образования. Красноярск, 1994. — 68 с.
  90. Е.Е. Психические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. — 150 с.
  91. Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста //Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С.64−76.
  92. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001. — 992 с.
  93. Т.А. Динамика электроэнцефалографических показателей детей 6-летнего возраста под влиянием школьного обучения //Физиология человека. — 1991.-т. 17.-№ 1.- С. 172−175.
  94. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 464 с.
  95. Кураев А. Г Формирование функциональной межполушарной асимметрии мозга в организации зрительно моторной реакции у детей //Актуальные вопросы детской неврологии и психиатрии. — Ворошиловград, 1984.-22 с.
  96. М., Бузагло А. Влияние занятий физическими упражнениями на всестороннее развитие детей 2−5 лет //Physical education and sport. Sixth International Scientific Congress Modern Olympic Sport and Sport for All. Warsaw, 2002. — 259 p.
  97. JI.А., Лукьянец Г. Н. Возрастные особенности реакции организма детей 5−7 лет на работу с ПЭВМ //Физиология человека. 2001. -т.27. — № 6. — С.23−28.
  98. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. -М., 1983.-234 с.
  99. А.Н., Запорожец A.B. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. -М.: Междунар. образовательный и психологический колледж, 1995. 144 с.
  100. Л.И., Невская A.A. Сравнительное исследование закономерностей зрительного опознания в правом и левом полушариях //В сб.: Сенсорные системы. Л., 1985. — С.21−37.
  101. Т.Ю. Оптимизация режима двигательной активности дошкольников в зависимости от их возраста. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Минск. 1991.-24 с.
  102. Л.И. Возрастное развитие движений ребенка //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1997. — № 4. -С.56−60.
  103. В.Н. Характеристика длительности сенсомоторных реакций у детей с различной латерализацией функций. Автореф дисс.. канд.биол.наук. Саранск. — 1996. -26 с.
  104. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — т.1. — С.20−30.
  105. А.Р., Хомская Е. Д. Лобные доли и регуляция психического процесса. М.: Изд-во МГУ, 1966. — 172 с.
  106. А.Р. Сознательное действие, его происхождение и мозговая организация //Вопросы психологии. 1969. — № 5. — С. 13−29.
  107. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. -374 с.
  108. З.В., Сисенгалиева Г. Ж., Чулкова Н. Ю., Доброшевская С. П. Становление речевого поведения в раннем онтогенезе //XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова: Тез. докл. -Казань- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. С. 544.
  109. Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. М.: Педагогика, 1974. — 230 с.
  110. Лях В. И. Координационные способности школьников. Минск.: Полымя, 1989. — 169 с.
  111. JI.T. Воспитание координационных способностей у детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой. //Спорт и образ жизни: Мат-лы конф. Омск, 1994. — С.45
  112. Г. А. Справочные материалы для подготовки к экзаменам по спортивной медицине. Краснодар, 1998. — 72 с.
  113. И.В. Влияние особенностей развития психомоторики на успешность начального обучения: Автореф дисс.. канд.псих.наук. М. -2000. -24 с.
  114. Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития //Школа здоровья. — 1999. -т.6. № 1. С.8−25.
  115. В.Л. Методики психодиагностики в спорте. М., 1990. -256 с.
  116. Маркосян. A.A. Вопросы возрастной физиологии, М.: Просвещение, 1974. — 230 с.
  117. Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М.: ФиС, 1982. — 199 с.
  118. Т.М. Психофизиологическое созревание как условие психического развития //В кн.: Учителю о психологии. М.: Издат. Отд. ЦКФЛ РАО, 1996. — С.50−58.
  119. Т.М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию: Учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997.-240 с.
  120. О.И., Студеникин В. М. Когнитивная неврология //Росс, педиатрический журн. 2000. — № 5. — С. 40−43.
  121. Р.И., Лукашевич И. П., Фиман М. Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5−8 летнего возраста в норме и при трудностях обучения //Физиология человека. 1997. — т.23. — № 5. — С.5−11.
  122. В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях //Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды: Руководство по физиологии. -М.: Наука, 1979.-625 с.
  123. Т.С., Алфимова М. В. Характеристика параметров двигательных реакций при развитии и купировании стойких эмоциональных нарушений //Физиология человека. 1992. — т.18. — № 4. — С.78.
  124. Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению //Вестн. Моск. ун-та. сер. 14 психология. — 1996. — № 2. — С.46−50.
  125. Т.М., Лысенко В. В. Основы спортивной метрологии: Учебное пособие. Краснодар, 1999. — 189 с.
  126. М.Р. Новое в физиологии моторно-висцеральных рефлексов. — Пермь, 1967. 295 с.
  127. В.М., Макашвили М. А. Мозолистое тело передатчик информации //Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. -М.: Наука, 1986. — С.53−57.
  128. В.Н. Профили латеральности и некоторые особенности психических процессов (в норме и патологии). Автореф. дисс.. .канд.псих.наук. М. — 1990. — 24 с.
  129. B.C. Детская психология. М.: Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 1999. — 352 с.
  130. X. Семья и готовность ребенка к школе //В кн.: Формирование школьной зрелости ребенка. Талин, 1982. — С.37−50.
  131. В.В. Опыт применения парадигмы Стернберга при изучении когнитивных зрительных функций у человека //Журн. высш. нерв, деятельности. 1994. — т.44. — вып.2. — С.211.
  132. Ш. К. Влияние подвижных игр на некоторые психофизиологические особенности детей шестилетнего возраста //ТиПФК. -1996. -№ 3.- С. 23−25.
  133. Л.Д. Метод и значение точности, как двигательного координационного качества //Мат-лы межд. науч.-практич. конф.: «Проблемы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту». Чебоксары, 1999. — С.73−77.
  134. В. Подготовленность к обучению в школе в зависимости от среды развития ребенка //В кн.: Формирование школьной зрелости ребенка. Талин, 1982. — С.21−28.
  135. P.C. Психология., т.2. М.: Просвещение, 1994. — 496 с.
  136. Н.И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста //В сб.: Развитие познавательных способностей и волевых процессов у дошкольников. М, 1965. — С.56.
  137. H.A. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения. Спб.: ЛОИУУ, 1995. — 64 с.
  138. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы -Издание 3-е, стереотипное. М: Тривола, 1998. — 352 с.
  139. В.П. Формирование психомоторных способностей у школьников. Кишинев, 1989. — 140 с.
  140. И.П. Условный рефлекс. Полное собр. соч. М., 1951. -т.З. — С.147−158.
  141. Р.В., Седов K.M. Влияние упражнений развивающей направленности на физическое развитие и физическую подготовленность девочек 4−5 лет //ТиПФК. 1995. -№ 11. — С.43−45.
  142. К.К. Психологический практикум. М.: Высшая школа, 1980. — 165 с.
  143. В.Н. Адаптация в спорте. Киев: З’доровье, 1988.- 56с.
  144. O.B. Сравнительная характеристика приспособительных реакций организма к специфике профессиональной деятельности в разных видах боевых и спортивных единоборств: Автореф. дисс.. .докт.биол.наук. Краснодар. — 2001. — 51 с.
  145. H.H. Мышление дошкольника. М, 1977. — 158 с.
  146. С.Д., Смирнов И. Е. Физическая культура и здоровье детей //Росс. Педиатр. Журн. 1999. — № 2. — С.61−65.
  147. Е.А. Возрастные особенности межполушарной асимметрии в динамике психомоторной активности: Автореф дисс. .канд. псих. наук. Ростов н/Д. — 1998. — 26 с.
  148. М.А. Методика занятий физическими упражнениями с детьми 5−6 лет в детских садах: Автореф. дисс. .канд.пед.наук. — СПб., 1992. -26 с.
  149. Х.Д., Эггерс X., Кюльц, Курт Е., Вагнер. Критерии и нормативы соматического и психического развития от периода новорожденности до окончания периода созревания //Проблемы постнатального соматопсихического развития. М.: Медгиз, 1974. — С.49−107.
  150. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 319 с.
  151. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. -М.: Просвещение, 1989. 239 с.
  152. М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. -М.: Мозаика Синтез, 2000. — 256 с.
  153. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 286 с.
  154. М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). М.: Изд-во Academia, 1998.-448 с.
  155. С.А. Развитие мозга ребенка. Д.: Медицина, 1965. -396 с.
  156. K.M. Сравнительный анализ эффективности различных подходов к физическому воспитанию мальчиков 4−5 лет //ТиПФК. 1996. -№ 1. — С.14−16.
  157. JI.K., Васильева В. А., Цехмистренко Т. А. Структурные преобразования коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе //В кн.: Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. -Л.: Наука, 1990. С.8−44.
  158. И.М. Избранные произведения. М., 1953. — С. 112−123.
  159. И.М. Психология поведения /Под. ред. М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 320 с.
  160. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 190 с.
  161. O.A., Шарманова С. Б. Изменение эмоционального состояния и психических процессов и свойств дошкольника под влиянием физической деятельности //Мат-лы межд. симпозиума. Одесса, 1994. -С.32−34.
  162. А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое рук-во для учителей и родителей. М.: ТЦ «Сфера», 2000. -128 с.
  163. Е.О. Условия и предпосылки развития произвольного поведения в раннем дошкольном детстве: Автореф. дисс.. докт.псих.наук. -М.- 1992.-36 с.
  164. O.E., Синицару JI. А. Опыт развития воли и произвольности ребенка //Школа здоровья. 1996. — т.З. — № 3. — С.72−83.
  165. O.E. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения //Дошкольное воспитание. 1998. — № 3. — С.30.
  166. Е.Б., Виноградов Е. П., Никольская C.B. Физическое развитие детей дошкольного возраста. Спб., 1993. — 39 с.
  167. A.C., Есина Е. М. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. -№ 1−2. — С. 12- 15.
  168. A.C., Сологуб Е. Б. Возрастная физиология: Учебное пособие. СПб., 2001. — 187 с.
  169. В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 до 14 лет. M.: Новая школа, 1994. — 288 с.
  170. Т. А., Орехова Е. В. Психофизиология индивидуальных различий в младенчестве: современное состояние проблемы //Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С.128−145.
  171. E.H. Психомоторика спортсмена. М.: ФиС, 1984. -126 с.
  172. O.E., Лебедева Е. В. Половые и возрастные различия времени реакции на движущийся объект у детей и взрослых //Физиология человека. 2001. — т.27. — № 4. — С.56−60.
  173. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — СЛ65.
  174. В.И., Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф., Каневская Л .Я. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Книга для работников дошкольных учреждений. -М.: Просвещение. 1987. — 143 с.
  175. С.Б., Воронцов И. М. Детская спортивная медицина. -М, 1991. С13−20.
  176. Л.Ф., Кириллова Т. Г., Литвинова Л. П. Возрастно-половые особенности развития зрительно-моторных реакций у детей 5−7 лет в зависимости от воздействия сенсорного притока //Проблемы нейрокибернетики. Ростов н/Д. — 2002. — т.1. С.222−224.
  177. Д.А. Принцип системной структурно функциональной организации мозга и этапы ее формирования //В кн.: Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л.: Наука, 1990. -С.168−177.
  178. Д.А., Семенова Л. К., Алферова В. В. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. -198 с.
  179. Д.А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М.: Педагогика, 1990. — 64 с.
  180. Д. А., Дубровинская Н. В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте //Физиология человека. -1997. т.23. — № 2. — С.25−32.
  181. B.C. Труды 5 научн. конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М. — 1962. — С.189.
  182. Физическая культура в детском саду. Типовая программа. М.: ФКиС, 1984.-48 с.
  183. Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. Санкт-Петербург, 1992. -78 с.
  184. О.Г. Условия формирования произвольности поведения младших школьников: Автореф. дисс. .канд.псих.наук. М., 1999.-26 с.
  185. Т.Г. О готовности детей 6−7 лет к обучению в школе по данным физического развития, состояния сердечно-сосудистой системы и психофизиологического тестирования. Сборник научных статей. Алма-Ата, 1990.-30 с.
  186. H.A. Формирование двигательных интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4−6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности: Автореф. дисс. канд.пед.наук. Волгоград. — 1996. — 24 с.
  187. В.Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983. — 191 с.
  188. Э.Л. Психомоторное развитие детей 1 года жизни //Фельдшер и акушерка. 1991. — № 8. — С.21−25.
  189. Е.Д. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 256 с.
  190. Е.Д. Нейропсихология. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 288 с.
  191. Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1992.- 179 с.
  192. Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ, 1997. -288 с.
  193. Т.П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность ребенка. М.: Педагогика, 1991. — 231
  194. Хрипкова А. Г, Фарбер Д. А., Антропова М. В. Возрастная физиология и школьная гигиена. -М.: Просвещение, 1990. 60 с.
  195. К.Д. Симметрия асимметрия в спорте. — М., 1992. -256 с.
  196. М.И. Психогимнастика. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1990.- 160 с.
  197. Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучении и интеллект //Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С31−39.
  198. С.Ш., Шабалов И. П., Эрман Л. В. Руководство для участкового педиатра. Ташкент, 1990. — С.118−175.
  199. A.B., Хасанова H.H. Влияние расширенной двигательной деятельности на онтогенетическое развитие //Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: VIII годичное собрание Южного РАО. 4.II. — Ставрополь, 2001. — С.233−234.
  200. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  201. Д.Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  202. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. -367 с.
  203. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. -Москва-Воронеж, 1997. 298 с.
  204. Г. П. Функциональные возможности и физическая работоспособность дошкольников //Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. -М., 1977. С.124−134.
  205. В.В., Алешина Е. И., Воронович H.H., Хомич М. М. Новые подходы к оценке психомоторного развития детей //Педиатрия. 1998. — № 5. — С.57−60.
  206. Л.В., Юдина P.A. Работаем по программе «Старт» //Дошкольное воспитание. 1997. — № 1. — С.27−30.
  207. Andreassi J.L. Psychophysiology. Human Behavior and physiological response. 4th edition. London. Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2000.-P.449.
  208. Arceneaux J.M., Hill S.K., Chamberlin C.M., Dean R.S. Developmental and sex differences in sensory and motor functioning //Int-J-Neurosci. 1997 Feb. — 89(3−4). — P.253−263.
  209. Atkinson R.L., Atkinson R.C., Smith E.E., Bern D.J., Nolen-Hoeksema S. Hilgard’s Introduction to Psychology. Harcount College Publishers, 2000. — 767 P.
  210. Benes F.M. Brain development, VII. Human brain growth spans decades //Am-J-Psychiatiy. 1998 Nov. — 155(11). — P.1489.
  211. Bertoncini J., Norais J., Bijeljac-Babic R., McAdams S., Peretz I., Mehler J. Dichotic perception and laterality in neonates //Brain and Language. -1989. Y.37. -№ 3. — P.591−605.
  212. Best C.T., Hoffman H., Glanville B.B. Development of infant ear asymmetries for speech and music //Perception, Psychophysics. 1981. — V.31. -P.75−85.
  213. Bjorklund D.F. The role of immaturity in human development //Psychol-Bull. 1997. — 122(2). — P. 153−169.
  214. Cohn S.J., Carlson J.S., Jensen A.R. Speed information processing in academically gifted youths //Person, and Individ. Differences. 1985. — V.6. -P.5−7.
  215. Coren S. The lateral preference inventory for measurement of handedness, footedness, eyedness and earedness: Norms for young adults. //Bull. Psychonom. Soc. 1993. — V.31. -№ 1. -P.33.
  216. G. (Доман Г.) Гармоничное развитие ребенка. М.: «Аквариум». — 1996. — 448 с.
  217. Drake D., Duane M.D. Neurobiological correlates of learning disorders //Amer. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. 1989. — V.28. — № 3. -P.314.
  218. Ganiban J.M. The development of emotion regulatory processes during infancy. Poster presented at the Biennial International Conference on Infant Studies, Atlanta, April, 1998.
  219. Gazzaniga M.S., LeDoux J.E. The integrated mind. N.Y.: Plenum press. — 1980.-168 p.
  220. Gentry В., Hayes B.T., Dancer J., Davis P. Language and motor skills of preschool children with sickle cell disease //Percept-Mot-Skills. 1997 Apr. -84(2). — P.486.
  221. Giedd J. Brain development, IX. Human brain growth //Am-J-Psychiatry. 1999. — 156(1). -P.4.
  222. Greenberg L.V., Waldman I.D. Developmental Normative Data on the Test of Variable Attention //J. Child. Psychol. Psychiat. 1993. — V.34. — № 6. -P.1019−1030.
  223. Habib M., Poncet M. Prosopagnosia brain and face recognition //CPC: Cah. Psychol. Cognitive. 1989. — V.9. — № 1. — P.80−84.
  224. Hawn P.R., Harris L.J. Hand differences in grasp duration and reaching in 2 and 5 month old infants //In: Manual Specialization and The Developing Brain. -N.Y., 1983. P.331−348.
  225. Hiscock M., Kinsbourne M. Philogeny and ontogeny of cerebral lateralization //In: R.J. Davidson and K. Hugdahl ed. Brain Asymmetry, a Bradford book. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts, London, England. 1995. -P.536−578.
  226. Inui N. Simple reaction time and timing of serial reactions of middle-aged and old men //Percept, and Motor Skills. 1997. — V.84. — № 1. — P.219.
  227. Jensen A.R. Reaction time and psychometric «g» //A model for intelligence. Berlin-Heidelberg. N.Y., 1982. -P.93−132.
  228. Joseph R. Environmental influences on neural plasticity, the limbic system, emotional development and attachment: a review //Child- Psychiatry-Hum.-Dev. 1999. -29(3). — P. 189−208.
  229. Kamptner N.L., Cornwell K.S., Fitzgerald H.E., Harris L.J. Motor Asymmetries in the Human Infant: Stepping Movement //Infant Mental Health Journal. 1985. — V.6. — № 3. — P. 145−157.
  230. Katie R., Bonacin D., Blazevic S. Phylogenetically conditioned possibilities of the realization and of the development of complex //Coll Antropol. 2001 Dec. — 25(2). — P.573−583.
  231. Kinsburne M. The development of cerebral dominance //In: S.B. Filskov, T.J. Djlls Handbook of Clinical Neuropsychology. N.Y., 1981. -P.56−67.
  232. Keller N., Ayub B.V., Saigal S., Bar Or.O. Neuromotor ability in 5 to 7 year old children with very low or extremely low birthweight //Dev-Med-Child-Neural. 1998 Oct. -40(10). -P.661 -666.
  233. Kolb B., Fantie B. Development of the Child s Brain and Behavior //In: C.R. Reynolds, E. Fletcher-Janzen Handbook of Clinical Child Neuropsychology. Plenum press.- N.Y., 1997. — P. 17−42.
  234. Kuhtz-Buschbeck J.P., Stolze H., Zohnk K., Boczek-Funcke A., Illert M. Development of pretension movements in children: a kinematics study //Exp-Brain-Res. 1998 Oct. — 122(4). — P.424−432.
  235. Lanting C.I., Patandin S., Weisglas-Kuperus N., Touwen B.C., Boersma E.R. Breastfeeding and neurological outcome at 42 months //Acta-Paediatr. 1998 Dec. — 87(12). -P.1224−1229.
  236. Lassonde M., Briden M. The corpus collosum and cerebral speech lateralization // Brain and Lang. 1990. — V.38. — № 2. — P. 195−206.
  237. Longoni A. Age factors in lateral preferences //Arch. Psical. Neural, e. Psychical. 1988. — V.49. — № 1. — P.127−135.
  238. Makarenko M.V., Bohuts’ka T.O. The dinamics of the formation of the properties of the main nervous processes in children 4−7 years old //Fiziol- Zh. 1998.-V.44.-№ 1−2.-P.95−100.
  239. Marcotte A.C., LaBarba R.C. Cerebral lateralization for speech in deaf and normal children //Brain and language. 1985. — V.26. — № 2. -P.244−259.
  240. Mahler M.S., Pine F., Bergman A. The psychological birth of the human infant. A Member of the Perseus Books Group. 2000. — 309 P.
  241. McGrath M.M., Sullivan M.C. Medical and ecological factors in estimating motor outcomes of preschool children //Res-Nurs-Health. 1999 Apr. -22(2). — P.155−167.
  242. McManus Y., Sik Y., Cole D., Mellon A. The development of handedness in children //Brit J. Dev. Psichol. 1988. — V.6. — № 3. — P.257−273.
  243. Melekian B. Lateralization in the human newborn at birth: Asymmetry of the stepping reflex //Neuropsychologia. 1981. — V.19. — № 5. -P.707−711.
  244. Nordberg L. Sex differences in psychomotor and mental development //Eur-Child-Adolesc-Psychiatry. 1996. — V.5. — P.76−78.
  245. Owen S.E., McKinlay I.A. Motor difficulties in children with developmental disorders of speech and language //Child-Care-Health-Dev. 1997 Jul.-23(4).-P.315−325.
  246. Paus T., Zijdenbos A., Worsley K., Collins D.L., Blumenthal J. Structural maturation of neural pathways in children and adolescents: in vivo study //Science. 1999. — 283(5409). — P. 1908−1911.
  247. Perry B.D., Rollard R. Homeostasis, stress, trauma and adaptation. A neurodevelopmental view of childhood trauma //Child-Adolesc-Psychiatr-Clin-N-Am.- 1998.-7(1).-P.33−51.
  248. Posner M.J. Isolating attentional systems: A cognitive-anatomical analysis //Psychology. 1987. — 15(2). -P.107−121.
  249. Powe P.J., Evans P. Ball color, eye colour and a reactive motor skills //Percept, and Motor Skills. 1994. — V.79. — № 1. — P.671.
  250. Provins K.A. Handedness and speech: a critical reappraisal of the role of genetic and environmental factors in the cerebral lateralization of function //Psychol-Rev. 1997 Jul. — 104(3). — P.554−571.
  251. Pulkkinen L. Female and Male Personality Styles: A typological and developmental analysis //Journal of Personality and Social Psychology. 1996. -V.70.-№ 6.-P. 1288−1306.
  252. Rate R.R., Baranowski T., Dowda M., Trost S.G. Tracking of physical activity in young children //Med-Sci-Sports-Exerc. 1996 Jan. — 28(1). — P.92−96.
  253. Shumeiko N.S. Age-related changes in the cytoarchitectonics of the human sensori-motor cortex //Neurosci-Behav-Physiol. 1998. — 28(4). -P. 345−348.
  254. Somsen R.J., van’t Klooster B J., van-der-Molen M.W., van-Leenwen H.M. Growth spurts in brain maturation during middle childhood as indexed by EEG power spectra //Biol-Psychol. 1997. — 44(3). — P. 187−209.
  255. Stifter C., Moyer D. The regulation of positive affect: Gaze Aversion activity during Mother-Infant Interaction //Infant Behavior and Developmental. V. 14. — P. 111−123.
  256. Sturner R.A., Howard B.J. Preschool development. Part 2: Psychosocial behavioral development //Pediatric.-Rev. 1997 Oct. — 18(10). -P.661−666.
  257. Tan U. Nonverbal intelligence, familial sinistrality and left-handedness //Int. J. Neurosci. 1989. — 44. — № 1−2. — P. 9−16.
  258. Tsekhmistrenko T.A., Vasilyeva V.A., Shumeiko N.S. Structural transformation of human cerebral and cerebral cortex in postnatal ontogenesis //33 Ingern. Congress of Physiological Sciences, IUPS. Abstracts. St-Peterburg. 1997. -P.67.
Заполнить форму текущей работой