Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Газетная реклама в России на рубеже веков: 1894-1905

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определяя хронологические рамки исследования, мы останавливаемся на десятилетнем периоде, с 1894 года по 1905 год. Такая расстановка границ не случайна. С приходом к власти последнего российского императора заканчивается период 60 — 90-х годов XIX века и начинается эпоха грандиозных социальных потрясений: забастовок, войн, революцийкапиталистическая индустриализация страны вызвала к жизни процесс… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМНОГО ПРОЦЕССА В
  • РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТНОЙ ПЕРИОДИКЕ
    • 1. 1. Положение русской периодической печати в 1861 — 1905 гг
    • 1. 2. Рекламный бизнес в России на рубеже веков
  • ГЛАВА II. ПРЕДМЕТНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕКЛАМНЫХ ОБРАЩЕНИЙ
    • 2. 1. Дифференциация рекламных текстов в зависимости от интересов читательской аудитории
    • 2. 2. Основные социальные сферы рекламных обращений
  • ГЛАВА III. ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ
    • 3. 1. Жанровое своеобразие рекламных объявлений
    • 3. 2. Рекламная аргументация как метод вербального воздействия на потребителя

Газетная реклама в России на рубеже веков: 1894-1905 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время российская пресса предлагает своим читателям обилие рекламной информации, принимающей всевозможные формы и охватывающей различные жанры печатной рекламы. Наравне с разделами объявлений, которым посвящены соответствующие тематические страницы, реклама нередко принимает облик статей, репортажей, интервью. И преимущества, и недостатки полос, заполненных объявлениями, заставляют задуматься об истоках газетной рекламы, о тех периодах, когда она переживала свое рождение, расцвет, переломные моменты.

Для современников второй половины XX века рекламные страницы газет пробудились, будто после длительной спячки, в перестроечные и послеперестроечные годы. Это были годы надежд на то, что страна сможет не только добиться демократических свобод, но и достичь политической, экономической и социальной стабильности. Для неискушенных потребителей СМИ реклама стала одним из новых, стремительно развивающихся веяний. Однако для тех, кто знал, что это новое — всего лишь на время забытое старое, столь стремительное возрождение не было неожиданным. Ведь канувший в небытие день вчерашний порой удивительным образом напоминает день сегодняшний.

На рубеже XIX и XX веков в России тоже остро ощущалась близость великих перемен: «С последним полуночным ударом часов 1900 года, — наступил Новый год, принес миру новый век. Отжито XIX столетие и, перестав быть «последним словом» человеческого творчества, отошло в область прошлого, как отходили век за веком его предшественники. На смену отжившего прошлого является новое XX столетие, со всеми своими жгучими вопросами настоящего и неизвестностями будущего"1.

Однако основные перемены начались уже во второй половине XIX века. После отмены крепостного права и осуществления ряда социально-экономических, политических и культурнообразовательных реформ (в том числе реформы печати), жизнь в России, казалось, должна была измениться к лучшему. С этого периода страна начинает развиваться по капиталистическому сценариюпериодическая печать, с которой снималась тяжесть предварительной цензуры, вздохнула свободнейреклама же после отмены государственной монополии на публикацию частных объявлений хлынула на страницы газет неостановимым потоком. Конечно, крепостнические пережитки в России сохранялись, а цензурные ограничения не многим меньше, чем в былые годы, препятствовали издательскому делу, но становление полноценного рекламного бизнеса происходило семимильными шагами. Особенно в сфере газетных объявлений. Даже ужесточившие существование печати «Временные правила» 1882 года никак не повлияли ни на количество рекламных объявлений, ни на их разнообразие, ни на оформление. На наш взгляд, за всю историю развития российской печатной рекламы самые яркие и неординарные образцы рекламных текстов представляет именно предреволюционная эпоха. Хотя данный период характеризуют политические и экономические кризисы, для газетной рекламы это время расцвета. Время, когда в связи с расширением производства, во-первых, обостряется конкуренция, а во-вторых, новые люди приходят в растущие города, приобщаются к городской жизни, нуждаясь в публикуемой периодическими изданиями информации, в том числе и рекламной.

Актуальность проведенного исследования обусловлена необходимостью обращения к истории предреволюционной печатной рекламы, являющейся связующей нитью между опытом, накопленным в течение двухвекового развития газетных страниц объявлений, и сегодняшним рекламным процессом. Во многих случаях именно незнание основных тенденций, сложившихся к началу XX века, является причиной недостатков современной печатной рекламы. С другой стороны, критический анализ объявлений прошлого ценен потому, что позволяет не повторять уже проработанных ошибок. Но, к сожалению, тема, освещенная в диссертации, не доводится, за редким исключением, до сведения будущих теоретиков и практиков рекламного дела.

Новизна работы состоит в том, что автору удалось показать динамику взаимодействия дореволюционной прессы и рекламы, провести предметную дифференциацию платных публикаций и выявить взаимосвязь между объявлениями 1894−1905 гг. и особенностями читательской аудитории газет. Кроме того, оригинальным является установление взаимозависимости между основными факторами политического, экономического и социального развития России и рекламным процессом.

Соотношение объекта и предмета исследования. Объектом нашего исследования стала газетная реклама конца XIX — начала XX века. В этот период наиболее явственно просматриваются основные тенденции, сложившиеся в сфере печатной рекламы за два столетия ее развития. В работе будут показаны характерные особенности публикации объявлений в различных по направлению и составу читательской аудитории изданиях.

Определяя хронологические рамки исследования, мы останавливаемся на десятилетнем периоде, с 1894 года по 1905 год. Такая расстановка границ не случайна. С приходом к власти последнего российского императора заканчивается период 60 — 90-х годов XIX века и начинается эпоха грандиозных социальных потрясений: забастовок, войн, революцийкапиталистическая индустриализация страны вызвала к жизни процесс модернизации и привела к изменению всей материально-технической структуры общества. Кроме того, с 1894 года и до конца века длился небывалый промышленный подъем: было завершено создание угольно-металлургической базы на юге России, приняло невиданные размеры железнодорожное строительство, увеличился приток иностранных капиталов, началось слияние банковского дела с промышленностью и т. д. А заключительным для рассмотрения в данной диссертации стал период, предшествующий первой российской революции. После 1905;1907 гг. и законодательство о печати, и тенденции и направления рекламного творчества изменяются. Например, после легализации политической деятельности сторонники неограниченной монархии активно защищают свои убеждения при помощи газетных объявлений, в то время как в исследуемый период политической рекламы на страницах изданий фактически не было.

В качестве предмета исследования в данной работе выступает вербальный срез рекламного обращения. Поэтому говоря в диссертации о рекламном сообщении, обращении, объявлении — мы подразумеваем информационное ядро страниц платных публикаций, лишь в особых случаях касаясь их визуального оформления.

Необходимо сказать и об опорном для исследования понятии. Под рекламой мы будем подразумевать «ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информативно-образные, экспрессивно-суггестивные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к нужным рекламодателю выбору и поступку"1.

Цели и задачи исследования. Основная цель данной работыпроанализировать тенденции функционирования рекламы в периодической печати конца XIX — начала XX вв. В диссертации объявления рассматриваются и как вербальное средство коммуникации, и как исторический феномен, свойства которого в какой-то мере были определены характером эпохи. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

• Проанализировать те аспекты политического и экономического положения России, которые повлияли на систему цензурных ограничений и на развитие печатной рекламыпоказать попытки правового регулирования рекламной деятельности.

1 Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа. М., 1999. С. 9.

• Выявить ведущие тенденции в издательском деле, определившие динамику рекламного процесса рассматриваемого периодапроанализировать взаимосвязь института прессы и рекламодателей.

• На основе контент-анализа состава рекламных объявлений определить особенности читательской аудитории исследуемых газет.

• Провести предметную дифференциацию платных публикаций и показать ее соотнесенность с различными сегментами читательского рынка.

• Определить жанровое своеобразие рекламных объявлений конца XIX — начала XX вв. на основе соотнесенности с современной классификацией жанров печатной рекламы1.

• Провести анализ основных приемов рекламной аргументации, используемых в текстах газетной рекламы.

Теоретическую базу нашего исследования составили работы российских и зарубежных исследователей в области исторического развития России, истории печати и рекламного дела. Опорную литературу, оказавшую влияние на становление позиции автора, можно условно разделить на четыре блока:

1. Исследования по истории нашей страны. В этом блоке, в первую очередь, нужно выделить работы, в которых рассматривается проблема устройства самодержавной России, анализируются последние годы правления династии Романовых2. Другим срезом.

1 См.: Ученова В. В., Шомова С. А., Гринберг Т. Э., Конаныхин К. В. Реклама: палитра жанров. М., 2000.

2 Ананъич Б. В., Ганелин Р. Ш., Дубенцов Б. Б. и др. Кризис самодержавия в России 1895−1917. Л., 1984; Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России, 1856−1861. М., 1984; Кулешов С. В., Волобуев О. В., Пивовар Е. И. и др. Наше отечество. Опыт политической истории. М., 1991; Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века. Л., 1981. экскурса в историю стали разработки по проблеме экономического положения страны, вставшей на путь капиталистического развития1. Среди авторов, посвятивших свои исследования указанным проблемам, диссертант хотел бы выделить группу историков — С. В. Кулешов, О. В. Волобуев, Е. И. Пивовар и др. -написавших работу «Наше отечество. Опыт политической истории». Данный труд особенно ценен тем, что в нем представлен всесторонний анализ истории нашей страны, выделены тенденции и политического, и экономического развития. Обращение к исторической тематике обусловлено междисциплинарным характером диссертационного исследования. Газетная реклама конца XIX — начала XX вв. отличается от рекламы как предшествующего периода, так и последующего. И все особенности рекламного процесса имеют политическое и экономическое обоснование.

2.

Литература

поднимающая вопросы развития печати в различные исторические периоды. Здесь мы не ограничиваемся только несколькими годами конца XIX — начала XX века. Этот период можно рассматривать лишь в контексте ряда предшествующих реформ, произошедших с момента отмены крепостного права в России. Данный блок включает и современные.

1 Бобович И. М. Экономическая история России, 1861−1914 годы. СПб., 1995; Бовыкин В. И. Формирование финансового капитала в России. Конец XIX в. — 1908 г. М., 1984; Наумова Г. Р. Российские монополии. М., 1984; Рязанов В. Т. Экономическое развитие России: Реформы и российское хозяйство в Х1Х-ХХ вв. Спб., 1998; Хромов П. А. Экономика России периода промышленного капитализма. М., 1963; Хромов П. А. Экономическое развитие России в XIX—XX вв. М., 1958.

1 2 работы, и исследования дореволюционных авторов, среди которых особенно важны труды, посвященные цензурным перипетиям переживаемого периода. Для настоящей диссертации большое значение имели научные разработки, в которых рассматривались смежные по проблематике темы. В этой связи выделим монографии Б. И. Есина, в которых рассматривается история печати на протяжении всех периодов ее развития, и книгу.

А.Н. Боханова, в которой много внимания уделено рекламным страницам газет. Из дореволюционных работ большое влияние на диссертанта оказало «Законодательство о печати» К. К. Арсеньева, где досконально описываются события, переживаемые печатью со времени правления Николая I и до 1903 года. Весь этот период рассматривается автором как с точки зрения улучшения положения периодических изданий (в эпоху правления Александра II), так и с.

1 Андреева Н. Ф., Машкова М. В. Русская периодическая печать. М., 1977; Антонова С. И. Периодическая печать как исторический источник по истории СССР (1895−1917гг). М., 1966; Антонова Т. В. Борьба за свободу печати в России. М., 1992; Балуев Б. П. Политическая реакция 80-х годов XIX века и русская журналистика. М., 1971; Боханов А. Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. М., 1984; Есин Б. И. История русской журналистики XIX в. М., 1989. Есин Б. И. Русская газета и газетное дело в России. М., 1981; Есин Б. И. Русская дореволюционная газета. М., 1971; Есин Б. И. Путешествие в прошлое (Газетный мир XIX века). М., 1983; Есин Б. И., Кузнецов И В. Три века московской журналистики. М., 1997; Жирков Г. В. История цензуры в России. XIXXX вв. М., 2001; Заславский Д. И. Журналистика 90-х и начала 900-х годов. М., 1948;Киселев А. П. История оформления русской газеты. М., 1990; Лапшина Г. В. Русская пореформенная печать 70 -80-х гг. XIX в. М., 1985; Летенков Э. В. Литературная промышленность России конца XIX — начала XX века. Л., 1988; Чернуха В. Г. Правительственная политика в отношении к печати. 60−70-е годы XIX века. Л., 1989.

2 Абрамович Н. Я. «Новое время» и соблазненные младенцы. Пг., 1916; Абрамович Н. Я. Русское слово. Пг., 1916; Арсеньев К. К. Законодательство о печати. СПб., 1903; Лемке М. К. Думы журналиста. СПб., 1903; Лемке М. К. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. СПб., 1904; Лемке М. К. Эпоха цензурных реформ 1859−1865 г. СПб., 1903; Ольминский М. Свобода печати. СПб., 1906. Розенберг В. Из истории русской печати. Организация общественного мнения в России и независимая беспартийная газета «Русские ведомости». Прага, 1924; Розенберг В., Якушкин В. Русская печать и цензура в прошлом и настоящем. М., 1905; Скабичевский A.M. Очерки истории русской цензуры. СПб., 1892. и точки зрения его ухудшения (с приходом Александра III). Причем надо отметить, что Арсеньев не только описывает нововведения в действующее законодательство на каждом переломном этапе, но и уделяет особое внимание жизненно важным для печати корректировкам, которые, как правило, закон обходил стороной. В работе приводятся конкретные примеры действия принятых цензурных ограничений. И наконец, к этому же блоку мы бы отнесли и заслуживающие особого внимания Уставы о цензуре и печати1. Эти документальные свидетельства, относящиеся к исследуемой эпохе, отображают все изменения, вызванные историческими перипетиями. 3. Научные работы российских и зарубежных авторов, посвященные изучению социальных, экономических и политических аспектов рекламной деятельности. В этом блоке тоже необходимо разграничить исследования дореволюционной поры2 и взгляд на рекламный процесс прошлого и настоящего современных теоретиков и практиков3. Из дореволюционных исследований Указ Правительствующему Сенату. СПб., 1865- Устав о цензуре и печати (Свод. Зак., t. XIY, изд. 1890 г. и по прод 1902 г.), с изменениями по 1 июля 1905 г. Сост. Ладыженский И. Н., Ратьков-Рожков И В. СПб., 1905; Устав о цензуре и печати (Св. Зак. t. XIY) с позднейшими узаконениями, законодательными мотивами, разъяснениями Правит. Сената и административными распоряжениями. Сост. Широков В. П. СПб., 1900.

2 Айзенштейн К. А. Как рекламировать с успехом. Настольное руководство для деловых людей. СПб., 1912; Айзенштейн К. А. Как сделаться хорошим продавцом, агентом, представителем. СПб., 1912; Веригин А. Русская реклама. СПб., 1898- Дигамма. Зло всей прессы. Газетное ростовщичество, обирание трудящейся бедноты и скрытое взяточничество. СПб., 1904; Николаев И. К. К вопросу о газетных публикациях. Обращение права печатания в государственную регалию. М., 1907; Плиский Н. Реклама, ее значение, происхождение и история. СПб., 1894- С. Я. Объявления и другие средства рекламы. М., 1904.

3 Айзенберг Н. М. Менеджмент рекламы. М., 1993; Арене У. Ф., Бове К. Л. Современная реклама. Тольятти, 1995; Дейян А. Реклама. М., 1993; Корнилов Л. В., Фильчикова Н. Б. От глашатая до неона. М., 1978; Музыкант В. Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. М., 1996; Назайкин А. Н. Эффективная реклама в прессе. М., 2000; Ученова В. В., Старуш М. И. «Философский месту рекламы в периодической печати посвящена работа С.Я. «Объявления и другие средства рекламы». Автор рассматривает и вопрос цензурного контроля над рекламным процессом, и роль платных публикаций в жизни отдельных изданий. Экономической проблематике в сфере газетных объявлений касаются Дигамма в работе «Зло всей прессы. Газетное ростовщичество, обирание трудящейся бедноты и скрытое взяточничество» и И. К. Николаев — «К вопросу о газетных публикациях. Обращение права печатания в государственную регалию». Этой же теме посвящены многочисленные журнальные публикации1 конца XIX — начала XX вв. Из современных исследований рекламы наибольшее значение для диссертации имело историческое осмысление рекламного прошлого, которое предстает перед нами в работе Ученовой В. В., Старых Н. В. «История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа», рекомендованной в качестве учебника для ВУЗов. Высказываемые авторами идеи и положения сыграли направляющую роль в становлении позиции диссертанта. Американская исследовательница российской рекламы Салли Уэст (Sally West) осветила выводы своей научной работы в публикации «Многообещающая земля: размах рекламы в императорской камешек» рекламного творчества (гносеология и культурология рекламы). М., 1996; Ученова В В., Старых Н. В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа. М., 1999.

ВВ. Захват печати капиталом него последствия. // Современник. 1913. № 8. С. 235−249, № 9. С. 248−263- Кривенко С. Н. Газетное дело и газетные люди // Русская мысль. 1906. № 10. С. 1−16- Рыкачев А. Пресса и капитализм // Русская мысль. 1913. № 2. С. 7−12- Слонимский Л. Периодическая печать и капитализм. // Вестник Европы. 1910. № 7. С. 286−295- Цыперович Г. Реклама. // Современный мир. 1911. № 1. С. 179−214.

России начала 20-го века"1. В этой статье собран богатый фактический материал, касающийся газетной рекламы. 4. Научные разработки, посвященные проблемам аргументации (в том числе рекламной) и вопросам психологического восприятия. В этом блоке в первую очередь хотелось бы выделить те исследования, в которых освещена тема повышения эффективности рекламного текста. Это работы Кафтанджиева X. «Тексты печатной рекламы», Кохтева Н. Н. «Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламный текстов», Назайкина А. Н. «Эффективная реклама в прессе». Эмпирическую базу данного исследования составили рекламные страницы нескольких газет: «Правительственного вестника», «Московских ведомостей», «Русских ведомостей», «Нового времени», «Биржевых ведомостей», «Русского слова», «Московского листка». Выбор изданий обосновывается несколькими причинами. Во-первых, эти газеты обладали очень высоким тиражами:

Согласно данным, сообщаемым редакциями газет в Главное управление по делам печати, тиражи 10 крупнейших газет России.

1 West S. The Material Promised Land: Advertising’s Modern Agenda in late Imperial Russia. // The Russian Review. Vol. 57. no. 3. July. 1998. P. 345−363.

2 Брутян Г. А. Аргументация. Ереван, 1984; Брутян Г А. Очерки теории аргументации. Ереван. 1992; Валюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990; Валюнас В. К. Целепробудительная функция эмоций. М., 1973; Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. СПб., 1915; Додонов Б. И. В мире эмоций. Киев. 1987; Еемерен Ф., Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация и ошибки. СПб., 1992; Зазыкин В. Г. Психология в рекламе. М., 1992; Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986; Изард К. Эмоции человека. М., 1980; Кафтанджиев X. Тексты печатной рекламы. М, 1995; Кениг Т. Психология рекламы, ее современное состояние и практическое значение. М., 1925; Кохтев Н. Н. Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламный текстов. М., 1997; Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971; Назайкин А. Н. Эффективная реклама в прессе. М., 2000; Полозов Г. С. Внушение и убеждение как социально-психические явления и их роль в формировании были следующими (данные за 1897 г. в тыс. экз.): «Новое время» — 50- «Новости» — 20- «С.-Петербургские ведомости» — 6- «Петербургская газета» — 25, «Петербургский листок» — 28, «Биржевые ведомости» (второе издание) — 50- «Правительственный вестник» — 11- «Московские ведомости» — 15- «Свет» — 30- «Русские ведомости» -40"1.

Что касается неупомянутых в вышеприведенной цитате «Русского слова» и «Московского листка», то их тиражи выросли в начале XX века («Русского слова» — до 80 000 экз., «Московского листка» — до 60 000 экз.2).

Во-вторых, для всестороннего анализа и широкого охвата разнообразных рекламных текстов, представленных общеполитическими газетами, мы подбирали издания таким образом, чтобы они разделялись по следующим параметрам:

1) Издавались как в Санкт-Петербурге («Правительственный вестник», «Новое время», «Биржевые ведомости»), так и в Москве («Московские ведомости», «Русские ведомости», «Русское слово», «Московский листок»),.

2) Разделялись на казенные издания («Правительственный вестник»), сдававшиеся в аренду («Московские ведомости») и частные (все остальные).

3) Различались по направлению: дворянско-монархические газеты — «Правительственный вестник», «Московские общественного мнения. М., 1972; Рузавин Г. И. Логика и аргументация. М., 1997; Тертычный А. А. Аргументация в публицистике. М., 1985.

1 Боханов А. Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. М., 1984. С. 32.

2 С. Я. Объявления и другие средства рекламы. Задачи рекламы, составление и распространение различных видов ее. М., 1904. С. 62. ведомости" — буржуазно-монархические — «Новое время», «Русское слово», «Биржевые ведомости», «Московский листок" — либерально-буржуазные — «Русские ведомости». 4) Обладали чертами как солидных изданий («Правительственный вестник», «Московские ведомости», «Русские ведомости», так и бульварной печати («Московский листок»), а также отображали зарождение финансовой прессы («Биржевые ведомости»). Благодаря исследованию страниц объявлений в таких разноплановых изданиях, мы постарались наиболее полно отобразить панораму газетной рекламы конца XIX — начала XX вв.

Исследуя количественное соотношение различных групп объявлений и характерные особенности рекламных текстов, наибольшее внимание мы уделили периоду, предшествующему Русско-японской войне, поскольку именно на данном временном отрезке мы видим максимальную концентрацию тенденций, сложившихся в рекламном процессе на рубеже веков. В качестве примеров в работе были продемонстрированы и объявления, датированные другими годами. Отметим, что при цитировании вербальных сообщений диссертант старался передать своеобразие их верстки, сохраняя сокращения, используемые в оригинале.

Методологическую основу исследования составили принципы историзма, социально-культурной обусловленности, позволившие добиться более глубокого осмысления содержательных аспектов рекламных объявлений конца XIX — начала XX вв. Был применен системный подход, который служит интеграции и объяснению развития рекламного процесса с помощью исследования внутренних взаимосвязей общества как целостной функционирующей системы, одной из составляющей которой является область коммуникаций. Также был использован структурно-функциональный анализ и метод генетической реконструкции.

В процессе работы диссертант стремился учесть и использовать достижения зарубежных и российских исследователей, опыт практиков рекламного дела с целью применения выработанного ими методического арсенала идей и принципов, которые могли бы служить ориентирами и инструментами при проведении количественного и качественного анализа рекламных текстов конца XIX — начала XX вв. В исследовании автору помогло базовое журналистское образование, практика работы в российских средствах массовой информации, участие в проведении рекламных кампаний.

Практическая ценность диссертации заключается в представлении ранее не освоенного среза истории печатной рекламы. Результаты научного анализа, выводы и положения, сформулированные автором в данной работе, могут быть использованы для разработки учебно-педагогического курса, подготовки профессиональных рекламистов и при построении общей теории рекламной коммуникации.

Отдельные положения данной работы были опубликованы в тезисах научно-практических конференций «Журналистика в 1999 году» — «Реклама в массовой русской газете начала XX века. 19 011 917 гг.», «Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития» -«Российский рекламный бизнес в сфере газетных объявлений» и «Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века» -«Варианты рекламных объявлений в газетах начала XX в." — в статьях.

Особенности рекламного процесса в газетах конца XIX — начала XX в." - «Вестник Московского Университета». Серия 10. Журналистика. 2001. № 4- «Обзор рекламных страниц общеполитических газет начала XX века» — «Вестник Московского Университета». Серия 10. Журналистика. 2002. № 3.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя к завершению исследование, проведенное в рамках данной диссертации, обозначим основные выводы, сделанные в работе.

Небольшой экскурс в историю нашей страны, которому мы посвятили часть первой главы исследования, позволил выявить ряд политических и экономических факторов, повлиявших на издание газет в целом и на публикацию в них объявлений, в частности.

Положение печати и ведущие тенденции рекламного процесса определялись, в первую очередь, цензурными ограничениями, изменившими суть и содержание многих изданий, и развитием капитализма, сделавшим приоритетом не верность органа печати своим убеждениям, а финансовый успех, конкурентноспособность, возможность стать первым источником сенсационных новостей.

Развитие промышленности, расширение производства, политические перипетии, рост городов, совершенствование технологии издательского дела и многое другое — создают к началу XX века новые условия печати. Ежедневная газета, тиражи которой с появлением массового читателя постоянно увеличиваются, представляет собой интереснейшее отражение своего времени, и рекламные объявления — одна из сторон ее существования. Причем одна из самых важных сторон, поскольку финансовое положение органов печати на рубеже веков в первую очередь определяют именно платные публикации. В то же время обеспечивали этот источник дохода высокие тиражи изданий: ярчайший пример — «Новое время» А. С. Суворина. Поэтому на рубеже веков каждая газета ищет своего читателя, и большинство изданий отходит от серьезной проблематики в сторону сенсационно-развлекательных сюжетов.

Исследовав рекламные страницы и применив метод контент-анализа при изучении различных групп объявлений, мы сделали вывод о взаимодействии рекламных текстов и сегментов читательской аудитории. На рубеже веков каждая газета имела свое лицо не только из-за содержания основной части издания, но и благодаря особому составу и оформлению рекламных страниц. Так, например, газета «Русские ведомости» является лидером по количеству предложений интеллектуальных услуг, что подтверждает «профессорский» характер издания, а «Московский листок», расходившийся среди рабочих и ремесленников, предлагает много объявлений о продаже строительных инструментов и хозяйственных принадлежностей.

Одной из задач нашего исследования было изучение соотнесенности газетных объявлений с основными социальными сферами и с тенденциями экономического и политического развития России. Количественный анализ показал, что большая часть рекламных текстов относилась к экономической сфере рекламной деятельности, в то время как политическая реклама находилась в зачаточном состоянии, поскольку если не принимать во внимание личностной саморекламы Николая II и всей царской династии, то до революции 1905 года политический блок рекламных сообщений в печати отсутствовал.

Рассматривая газетную рекламу конца XIX — начала XX вв. мы сочли необходимым не просто показать тематическое разнообразие и особенности публикуемых объявлений, но и обратить внимание на методы повышения эффективности рекламных текстов, используемые рекламодателями прошлого. Большинство этих приемом перешли в век сегодняшний, и в послеперестроечный период произошло возращение к истокам истинного рекламного творчества, с которым знакомит нас реклама исследуемого периода. Так, заключительная часть исследования показывает, что век назад использовался тот же арсенал жанров печатной рекламы, что и в настоящее время, а всевозможные приемы рекламной аргументации, как и сегодня, воздействовали на разум и чувства потребителей.

В диссертации показано, что к началу XX века теория и практика рекламы представляли собой фактически сформировавшийся процесс. Об этом свидетельствует и деятельность рекламных агентств, и теоретические исследования рекламного творчества, и критика сложившегося в сфере платных публикаций положения. Можно сказать, что на сегодняшний день наибольшие изменения по сравнению с днем минувшим отражает, во-первых, гигантский технологический скачок, а во-вторых, разрушение многих иллюзий прошлых веков, когда научные работы говорили о рекламе: «Ее ход следует, по-видимому, некоторому закону, который можно приблизительно выразить так: «реклама, служащая доброму делу, действует, чем далее, тем могущественнеереклама, служащая злу и обману, чем далее, тем более притупляется и становится бездейственнее «1.

Сегодня никто даже не подумает, что вышеприведенный «закон» может быть правдой. Однако мы так же, как и живущие в далеком прошлом, каково бы ни было наше отношение к рекламе, снова и.

1 Веригин А. Русская реклама. Спб., 1898. С. 6.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Я. «Новое время» и соблазненные младенцы. СПб., 1916. 48 с.
  2. Н.Я. Русское слово. Пг., 1916. 31 с.
  3. Н.М. Менеджмент рекламы. М., 1993. 80 с.
  4. К.А. Как рекламировать с успехом. Настольное руководство для деловых людей. СПб., 1912. 110 с.
  5. К.А. Как сделаться хорошим продавцом, агентом, представителем. СПб., 1912. 104 с.
  6. Альманах печати на 1909 г. СПб., 1909. 415 с.
  7. .В., Ганелин Р. Ш., Дубенцов Б. Б. и др. Кризис самодержавия в России 1895 1917. Л., 1984. — 664 с.
  8. Г. М. Социальная психология. М., 1988. 432 с.
  9. Н.Ф., Машкова М. В. Русская периодическая печать. (Общие и отраслевые библиографические указатели). М., 1977. 183 с.
  10. Ю.Антонова С. И. Периодическая печать как исторический источник. М., 1966. 56 с.
  11. П.Антонова Т. В. Борьба за свободу печати в России. М., 1992. -100 с.
  12. М.Ф. Пропаганда и реклама в книжной торговле. М., 1966. 136 с.
  13. У.Ф., Бове К. Л. Современная реклама. Тольятти, 1995. 661 с.
  14. К.К. Законодательство о печати. СПб., 1903. -264 с.
  15. В. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. 156 с.
  16. В.Ф. Логика. М. 1947. 387 с.
  17. .П. Политическая реакция 80-х годов XIX века и русская журналистика. М., 1971. 316 с.
  18. . Изучение читателей в России XIX в. М., 1969. -264 с.
  19. В.В., Музыкант В. Л. Реклама и маркетинг (Функции, цели, каналы распространения). М., 1994. 96 с.
  20. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. -616 с.
  21. Р., Майерс Д., Аакер Д. Рекламный менеджмент. М., СПб., Киев, 1999. 780 с.
  22. М. Эстетика словесного творчества. М., 1976.156 с.
  23. И.Г. Описание всех русских книг и повременных изданий. СПб., 1906. Вып. 1,2.
  24. Д.В. Реклама в промышленности. М., 1969. 78 с.
  25. Д.В. Формы и методы рекламы. Киев, 1969. -83 с.
  26. Д., Саму сев В. Реклама. Ее функции, цели и методы создания. Киев, 1974. 105 с.
  27. С.В., Толстяков А. П. Русские издатели конца XIX -начала XX века. JI., 1976. 172 с.
  28. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1997. 336 с.
  29. В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908. 175 с.
  30. С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990. 240 с.
  31. И.М. Экономическая история России, 1861 1914 годы. СПб., 1995. — 135 с.
  32. В.И. Формирование финансового капитала вРоссии. Конец XIX в. 1908 г. М., 1984. — 287 с.
  33. Н.М. Эстетические проблемы рекламы. М., 1969. 74 с.
  34. Н., Зубович М. Библиографический указатель по рекламе. М., 1969. 190 с.
  35. Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991. 125 с.
  36. А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. М., 1984. 152 с.
  37. А.Н. Крупная буржуазия России (конец XIX 1914 г.) М., 1992. — 264 с.
  38. А. Н. Николай II. М., 2001. — 207 с.
  39. А.Н., Олейников Д. И., Секирский С. С. и др. Российские консерваторы. М., 1997. 384 с.
  40. Г. А. Аргументация. Ереван, 1984. 105 с.
  41. Г. А. Философские проблемы аргументации. Ереван. 1986. 474 с.
  42. Ю.П. Социология массовой коммуникации. М., 1995.-111с.
  43. В.А. Краткий очерк истории русской торговли в связи с историей промышленности. СПб., 1994. 361 с.
  44. Д.В. Справочная книга о печати всей России. СПб., 1911.-656 с.
  45. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 288 с.
  46. А.И. Психология без всякой метафизики. СПб., 1915.-360 с.
  47. А. Русская реклама. СПб., 1898. 23 с.
  48. К.Д. Товарные знаки: создание, психология, восприятие. М., 1986. 518 с.
  49. И.Л. Приемы рекламы для рекламодателей и рекламистов. Новосибирск, 1993. 140 с.
  50. И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. Спб., 1998. 238 с.
  51. И.М. Основы экономики и организации рекламной деятельности. М., 1991. 77 с.
  52. В.Н., Дорошев В. Н. Основы психологии рекламы. Спб., 1995. 17 с.
  53. В.Н., Исакова Г. А. Основы психологии торговой рекламы. Л., 1983. 33 с.
  54. И.В. Газетный мир. СПб., 1913. 264 с.
  55. И.В. Практика газетного издательства. Пг., 1919. -48 с.
  56. Л.С. Психология искусства. М., 1987. 345 с.
  57. Н.А., Добробабенко Н. С. Практика рекламы. Новосибирск, 1991. 120 с.
  58. Гермес: Торговля и реклама / Сборник. Сост.: Матвеев Б. М. СПб., 1994. 473 с.
  59. Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М., 1994. 252 с.
  60. В. Москва и москвичи. М., 1983. 480 с.
  61. Л .Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. 174 с.
  62. Э.Г., Фингерит Е. М. Распространение печати в дореволюционной России и в Советском союзе. 1967. 152 с.
  63. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., 1998. 416 с.
  64. Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. М. 1993. 224 с.
  65. В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989. 120 с.
  66. В.М., Комаровский B.C. Связь с общественностью в органах государственной службы. М., 1996. 43 с.
  67. Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980. 181 с.
  68. А.Я. История мировой культуры. М., 1998. 425 с.
  69. П.С. Приключение имиджа. М., 1991. 220 с.
  70. .А. Массовое сознание. М., 1987. -367 с.
  71. Джеймс В. Энджел, Роджер Д. Блэкуэлл, Пол. У.Миниард. Поведение потребителей. СПб., 2000. 759 с.
  72. А. Реклама. М., 1993. 175 с.
  73. В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. М., 1984. 46 с.
  74. В.Е., Кардашиди И. П. Реклама в торговле: теория и практика. М., 1983. 166 с.
  75. Дигамма. Зло всей прессы. Газетное ростовщичество, обирание трудящейся бедноты и скрытое взяточничество. СПб., 1904. 39 с.
  76. Н. Изображение и слово. М., 1962. 314 с.
  77. .И. В мире эмоций. Киев. 1987. 142 с.
  78. .И. Эмоция как ценность. М., 1978. 272 с.
  79. В.А. Журналистика и Реклама: основы взаимодействия (опыт теоретического исследования). М., 2001. 264 с.
  80. Ф., Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация и ошибки. СПб. 1992. 207 с.
  81. К.Э. Психология эмоций. СПб., 2000. 464 с.
  82. .И. История русской журналистики XIX в. М., 1989.- 240 с.
  83. .И. Путешествие в прошлое (Газетный мир XIX века). М., 1983. 160 с.
  84. .И. Русская газета и газетное дело в России. М., 1981. -89 с.
  85. .И. Русская дореволюционная газета. М., 1971. 88 с.
  86. .И., Кузнецов И. В. Три века московской журналистики. М., 1997. 160 с.
  87. Г. В. История цензуры в России. XIX XX в.в. М., 2001.-368 с.
  88. В.Г. Психология в рекламе. М., 1992. 64 с.
  89. Д.И. Журналистика 90-х и начала 900-х годов. М., 1948.-24 с.
  90. А.В. Восприятие и действие. М., 1967. 323 с.
  91. Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России, 1856−1861. М., 1984. 254 с.
  92. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. 221 с.
  93. Р.А., Келасьев В. Н. Мифы российского сознания. СПб., 1995. 88 м.
  94. К. Эмоции человека. М., 1980. 439 с.
  95. Р. Эмоции и память. Реальность и мифы. Новосибирск. 1988. 86 с.
  96. Л.Г. Социология культуры. М., 1996. 280 с.
  97. Е.М. Эффект рекламы. М., 1980. 175 с.
  98. X. Тексты печатной рекламы. М., 1995.- 128 с.
  99. Т. Психология рекламы, ее современное состояние и практическое значение. М., 1925. 271 с.
  100. А.П. История оформления русской газеты. М., 1990. 192 с.
  101. В.А. Реклама в системе маркетинга. М., 1990. -123 с.
  102. И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. 688 с.
  103. Л.В., Фильчикова Н. Б. От глашатая до неона. М., 1978. 126 с.
  104. Ф. Основы маркетинга. М., 1996. 652 с.
  105. Н.Н. Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов. М., 1997. 96 с.
  106. Н.Н. Стилистика рекламы. М., 1991. 91 с.
  107. Н., Розенталь Д. Слово в рекламе. М., 1978. -70 с.
  108. А. Мастерская рекламного текста. Тольятти, 1995. -221 с.
  109. И.В. Теория и практика рекламы в Росси. Антология рекламы. М., 1996. 186 с.
  110. О.А. Как создается рекламный текст. Функционально-экспрессивные аспекты рекламного текста. М., 1998. 168 с.
  111. С.В., Волобуев О. В. и др. Наше отечество. М., 1991. Т.1.-392 с.
  112. Г. С. Русская пореформенная печать 70 80-х гг. XIX в. М., 1985. — 130 с.
  113. А.Н., Боковиков А. К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М., 1995. 136 с.
  114. А.М. Умение убеждать. М., 1963. 96 с.
  115. М.К. Думы журналиста. СПб., 1903. 182 с.
  116. М.К. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. СПб., 1904. 427 с.
  117. М.К. Политические процессы в России 1860-х годов. М., 1923. 684 с.
  118. М.К. Эпоха цензурных реформ 1859 1865 г. СПб., 1903. — 512 с.
  119. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. 40 с.
  120. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 576 с.
  121. М.Е. Психологическое айкидо. Ростов н/Д., 1992.-64 с.
  122. А.В. Короче афоризма, умнее заголовка. М., 1997. 92 с.
  123. А., Литвинов С. Сколько весит слово? «Статьевая» реклама в прессе. М., 1998. 90 с.
  124. Н.М. Русская периодическая печать. 1703 -1900, Пг, 1915. 1067 с.
  125. Ю.М. Структура художественного текста. М., 1969. 383 с.
  126. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982. 175 с.
  127. А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998. -416 с.
  128. М.А. Психология рекламы. М., 1925. 36 с.
  129. М.А. Реклама. М., 1924. 39 с.
  130. А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999. -480 с.
  131. И.Е. Пропаганда и реклама в книжной торговле. (Организация, формы, методы). М., 1982. 32 с.
  132. Мельник Г. С. Mass media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996. 159 с.
  133. Миронов Г. Е Государи и государевы люди: российские реформаторы и контрреформаторы XIX нач. XX в. М., 1999. — 256 с.
  134. Р.И. Психология рекламы. М. Новосибирск, 2001. 230 с.
  135. И. Слагая слоганы. М., 1998. 172 с.
  136. В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. М., 1996. 222 с.
  137. В.Л. Реклама: функции, цели, каналы распространения. Курс лекций. М., 1996−1997. Ч. 1−2.
  138. В.Л. Теория и практика современной рекламы. Ч. 1. Эффективные рекламные технологии. Паблик рилейшнз. Промоушн. Маркетинг. М., 1998. 400 с.
  139. В.Л. Теория и практика современной рекламы. Ч. 2. Политическая реклама. Политический маркетинг. Управление рекламной кампанией. М., 1998. -328 с.
  140. А.Н. Реклама недвижимости. Как продать дом, квартиру, офис, дачу с помощью рекламного объявления. М., 1998. 128 с.
  141. А.Н. Рекламная служба газеты. М., 1996. -192 с.
  142. А.Н. Эффективная реклама в прессе. М., 2000. 300 с.
  143. А.Н. Эффективная продажа рекламы. М., 2000. 200 с.
  144. Н.Н. Реклама в книжной торговле. М., 1925. 26 с.
  145. Г. Р. Российские монополии. М., 1984. 122 с.
  146. И.К. К вопросу о газетных публикациях. Обращение права печатания в государственную регалию. М., 1907. 39 с.
  147. Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1999. 304 с.
  148. Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. Век XX. М., 1999. 316 с.
  149. Д. Откровения рекламного агента. М., 1994. -110 с.
  150. Д. и другие. Тайны рекламного двора: советы старого рекламиста. М. -111 с.
  151. М. Реклама как фактор внушения в общественной жизни. Рига, 1913. — 46 с.
  152. М.С. Свобода печати. СПб., 1906. 76 с.
  153. А. Газеты и публика. СПб., 1902. 16 с.
  154. А. Еще о газетах. (Очерк современной прессы). СПб., 1902. 18 с.
  155. Н. Реклама, ее значение, происхождение и история. СПб., 1894. 175 с.
  156. Г. С. Внушение и убеждение как социально-психические явления и их роль в формировании общественного мнения. М., 1972. 159 с.
  157. А.Н. Язык, мышление, сознание. (Психолингвистические аспекты) Иваново, 1988. 92 с.
  158. Постатейные Объяснения к проекту Устава о печати. Б. Г. 63 с.
  159. Г. Г. Теория коммуникации. Киев, 1996. -175 с.
  160. Г. Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998. 349 с.
  161. Проблемы информации и печати / Е. П. Прохоров, К.Г. Pep, Е. И. Пронин. М., 1971. -310 с.
  162. Проект Устава о печати и цензуре. СПб, 1870. 119 с.
  163. Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М., 1981. 159 с.
  164. Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1998.-310 с.
  165. Е.П. Искусство публицистики: размышления и разборы. М., 1994. 359 с.
  166. .С. Искусство рекламы. Минск., 1984. -112 с.
  167. А. Техника рекламы объявлениями. СПб., 1909. 16 с.
  168. Реклама и PR. Библиографический указатель. Книги на русском и иностранных языках. М., 2001. 184 с.
  169. Реклама от «А» до «Я». Словарь рекламных терминов. Казань. 1992. 198 с.
  170. Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. М., 2000, 270 с.
  171. Р. Реализм в рекламе. 1969. 114 с.
  172. И .Я. Реклама: планка для «профи». Реклама в условиях рынка 90-х. М., 1997. 208 с.
  173. В.В. Из припоминаний и мыслей об А.С.Суворине // Письма А. С. Суворина к В. В. Розанову. Спб., 1913.
  174. В. Из истории русской печати. Организация общественного мнения в России и независимая беспартийная газета «Русские ведомости». Прага, 1924. -263 с.
  175. В., Якушкин В. Руская печать и цензура в прошлом и настоящем. М., 1905. 251 с.
  176. Д.Э., Кохтев Н. Н. Язык рекламных текстов. М., 1981. -125 с.
  177. В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 1996. 224 с.
  178. А.А., Черепанова И. Ю., Ходырев А. А. Тайны рекламы. Тверь, 1997. 290 с.
  179. В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991. 192 с.
  180. C.JI. Человек и мир. М., 1997. 189 с.
  181. Г. И. Логика и аргументация. М., 1997. 348 с.
  182. В.Т. Экономическое развитие России: Реформы и российское хозяйство в XIX XX вв. СПб., 1998. — 796 с.
  183. И. Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. М., 1979. 231 с.
  184. С.Я. Объявления и другие средства рекламы. М., 1904. -81с.
  185. Сборник «Гермес». Торговля и реклама. СПб., 1994. -474 с.
  186. В.И. Логика. М., 1987. 280 с.
  187. . Психология внушения. СПб., 1902. 375 с.
  188. П.В. Что такое эмоции? М., 1966. 98 с.
  189. A.M. Очерки истории русской цензуры. СПб., 1892. 495 с.
  190. О.В. Реклама вокруг нас. Киев, 1983. 160 с.
  191. Т.А., Суперанская А. В. Товарные знаки. М., 1986. 171 с.
  192. А. Язык как знаковая система. М., 1992. -223 с.
  193. А.А. Роль языка в средствах пропаганды. Томск, 1980. 210 с.
  194. С.Р. Рекламный план. Товар. Газета. Результат. М., 2000. 252 с.
  195. А.С. Дневник. М., 1992. 492 с.
  196. А. Информация и человек. М., 1980. 200 с.
  197. О.А. Структура процесса пропаганды и рекламы книги. М., 1985. 43 с.
  198. У., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. М., 1989. 629 с.
  199. В.А. Идеология пореформенного самодержавия. М., 1978. 279 с.
  200. .М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. М., 1962. 40 с.
  201. А.А. Психология публицистического убеждения. М., 1989. 63 с.
  202. В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001. 312 с.
  203. O.JI. Реклама как вид журналистского творчества. СПб., 1994. 24 с.
  204. Указ Правительствующему Сенату. СПб., 1865.
  205. А. Мифодизайн рекламы. М., 1995. -300 с.
  206. В.В. Основы торговой рекламы. М., 1976. 238 с.
  207. В.В., Васькин Е. В. Волшебный мир рекламы. М., 1982. 205 с.
  208. Устав о цензуре и печати (Свод. Зак., t. XIY, изд. 1890 г. и по прод. 1902 г.), с изменениями по 1 июля 1905 г. Сост. Ладыженский И. Н., Ратьков-Рожков И.В. СПб., 1905. 68 с.
  209. Устав о цензуре и печати (Св. Зак. t. XIY) с позднейшими узаконениями, законодательными мотивами, разъяснениями Правит. Сената и административными распоряжениями. Сост. Широков В. П. СПб., 1900. 302 с.
  210. В.В. От вековых корней. М., 1985. 174 с.
  211. В.В., Старуш М. И. «Философский камешек» рекламного творчества (гносеология и культурология рекламы). М., 1996. 106 с.
  212. В.В., Старых Н. В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа. М., 1999. 336 с.
  213. В.В., Шомова С. А., Гринберг Т. Э., Конаныхин К. В. Реклама: палитра жанров. М., 2000. 96 с.
  214. Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996. 232 с.
  215. Л.Н. Реклама в социальном пространстве. М., 1996. 106 с.
  216. Н.Б. Реклама в прессе. М., 1977. 149 с.
  217. Н.Б. Реклама как форма внешнеэкономической информационно-пропагандистской деятельности. М., 1982. 168 с.
  218. К. Путь к покупателю (теория и практика рекламного дела). M.-JL, 1926. 138 с.
  219. Э. Иметь или быть? М., 1990. 336 с.
  220. М.И. Искусство коммерческой рекламы. М., 1994. -175 с.
  221. JI.H. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Петрозаводск, 1994. 312 с.
  222. П.А. Экономика России периода промышленного капитализма. М., 1963. 288 с.
  223. П.А. Экономической развитие России в XIX -XX вв. М., 1958. 552 с.
  224. .Л. Некоторые особенности промышленного переворота в России. Свердловск. 1968. 188 с.
  225. Н.Т. Нетрадиционная рекламная деятельность: история, теория, семантика. Новокузнецк, 1997. 161 с.
  226. М.С., Фингерит Е. М. Русская периодическая печать. (1895 1917). Справочник. М., 1957. -351 с.
  227. С.И. История и практика рекламы. М., 1992. 169 с.
  228. В.Г. Правительственная политика в отношении к печати. 60−70-е года XIX века. Л., 1989. 208 с.
  229. Н.А. Архив газеты «Русское слово». // Источниковедение отечественной истории. М., 1982. 280 с.
  230. М.Г. Реклама во внешней торговле. М., 1960. 160 с.
  231. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. 215 с.
  232. Л.Е. Царизм и буржуазия во 2-ой половине XIX в. Л., 1981. 276 с.
  233. Г. Х. Социальная природа эстетических чувств. М., 1978. 64 с.
  234. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971. 223 с.
  235. JI.C. Уроки рекламных королей. М., 1998. 208 с.
  236. Н.А. Очерки истории русской цензуры в связи с развитием печати (1700−1903). СПб., 1904. 389 с.
  237. Юнг К. Г. Аналитическая психология. М., 1995. 309 с.
  238. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1996. -320 с.
  239. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. М., 1997. 536 с.
  240. П.М. Психология чувств и мотивации. М., 1998. 302 с.
  241. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. 316 с. 1. СТАТЬИ
  242. А.Н. Биржевая пресса России. // История СССР. 1980. № 2. С. 134−145.
  243. В.В. Захват печати капиталом и его последствия. // Современник. 1913. № 8. С. 235−249, № 9. С. 248−263.
  244. В.В. Образ в информационной рекламе. // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1994. № 2. С. 3843.
  245. Галкина-Федорук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности. // Сборник статей по языкознанию под ред. А. И. Ефимова. М. 1958. С. 103−124.
  246. Г. Написание эффективного текста. // Реклама, 1991, № 1−2.
  247. А.Е. За кулисами печати (Отрывки воспоминаний старого журналиста). // Исторический вестник. 1913. Июль. С. 97−130.
  248. А.П. Реклама в дореволюционной газете. // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1990. С. 28−34.
  249. К.В. Рекламный процесс в СССР в 30-е годы. // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2000. № 2. С. 49−55.
  250. С.Н. Газетное дело и газетные люди // Русская мысль. 1906. № 10. С. 1−16.
  251. И.Р. Сытин: Воспоминания о прошлом русской печати. II Ленинград. 1940, № 23. С. 16−19.
  252. М.К. Пропущенный юбилей. II Русская мысль. 1904. № 2. С. 34−62.
  253. Н.М. Материалы для характеристики положения русской прессы. II Всемирный вестник. 1908. № 7,8.
  254. М.В. Авторитет как фактор убедительности рекламного текста. // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2000. № 2. С. 35−48.
  255. А. Пресса и капитализм // Русская мысль. 1913. № 2. С. 7−12.
  256. Л. Периодическая печать и капитализм. // Вестник Европы. 1910. № 7. С. 286−295.
  257. И. Д. Контент-анализ рекламы: возможности и опыт применения. // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1991. № 3. С. 9.
  258. Г. Реклама. // Современный мир. 1911. № 1. С. 179−214.
  259. АВТОРЕФЕРАТЫ П ДИССЕРТАЦИИ
  260. В.Ю. Эволюция рекламы межличностных отношений в российской прессе XX века.: Автореф. дис. .канд. филол. наук. // МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1999.-19 с.
  261. В.В. Реклама в газете: (Системный дизайн, структура и композиция): Автореф. дис. .канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1997. 25 с.
  262. С.Е. Реклама: социологические аспекты анализа: Дис. .канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1997. 140 с.
  263. В.Е. Реклама как вид социальной деятельности. Философско-методологический анализ. Дис. .канд. филос. наук. М., 1982. 169 с.
  264. В.И. Исследование психолингвистических механизмов восприятия слова в процессе чтения. Автореф. дис. .канд. филол. наук. М, 1990. 25 с.
  265. .М. Реклама как социальный процесс: Особенности функционирования в России: Дис. .канд. социол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1998. -20 с.
  266. Л.В. Особенности функционирования языка в печатной рекламе: Дис. .канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. 1981. — 255 с.
  267. В.В. Социологческие методы в рекламной деятельности: Автореф. дис.. канд. социол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1995. — 23 с.
  268. В.Л. Реклама как социальный институт: возникновение и основные этапы развития: Автореф. дис. .д-ра социол. наук / Ин-т социально-полит, исслед. М., 1998.- 45 с.
  269. .С. Реклама как вид социальной информации: Автореф. дис. .канд. филол. наук / Белорус, гос. ун-т. Минск, 1992. — 17 с.
  270. Н.В. Специфика образности в публицистическом и рекламном типах текста: Дис. .канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1993. — 145 с.
  271. Г. Ш. Социокультурные аспекты рекламного воздействия как фактор конструирования духовной жизни трансформирующегося общества: Дис. .канд. социол. наук. Казань. 1998. 151 с.
  272. Т.А. Реклама как объект социологического анализа: Автореф. дис. .канд. социол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1996. 19 с.
  273. В.В. Социальная функция рекламы и особенности воздействия: Автореф. дис. .канд. филос. наук / Моск. ин-т нар. хоз-ва им. Г. В. Плеханова. М., 1970. 15 с.
  274. Д.К. Реклама как социальный институт: Автореф. дис. .канд. социол. наук / Казан. Гос. ун-т. -Казань, 1995. 16 с.
  275. Н.В. Социально-коммуникативная природа рекламы: Автореф. дис. .канд. социол. наук / Ин-т по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманит. и социал. наук. Ростов н/Д., 1997. -30 с. 1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  276. ЦГИА г. Москвы (Центральный государственный исторический архив г. Москвы:
  277. Фонд 31. Московский комитет по делам печати- Фонд 876. «Товарищество скоропечатни А.А.Левенсон" — Фонд 1563. Главная контора контрагентства «А. С. Суворин и К°" —
  278. Elliot В.А. History of English Advertising. London, 1962. -350 p.
  279. Goodrum C., Dalrymple H. Advertising in America. The First 200 years. NY., 1990. 288 p.
  280. Wood J. The story of Advertising. NY., 1958. 512 p.
  281. Биржевые ведомости»: 1902 1904 гг. «Московские ведомости»: 1901 — 1903 гг. «Московский листок»: 1896 — 1899 гг.- 1903 — 1904 гг.
Заполнить форму текущей работой