Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности возникновения и развития дореволюционной подготовки журналистских кадров (1880-1917 гг.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Царское правительство практически не было заинтересовано в деле подготовки журналистов или повышении их общеобразовательного и профессионального уровня даже для официальных изданий, выходивших практически во всех губернских городах. Особенностью проблем повышения общеобразовательного, культурного и профессионального образования корреспондентов в России являлось то, что государство не принимало… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В ПОСЛЕДНЮЮ ТРЕТБ XIX в. — ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX в
    • 1. Российская журналистика в период интенсивного развития капиталистических отношений
    • 2. Общественная дискуссия о месте и роли периодической печати в российском обществе конца XIX в. — начала XX в
  • ГЛАВА II. ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ В РОССИИ (1900−1917 гг.)
    • 1. Первые шаги на пути к профессиональной подготовке журналистов в России
    • 2. Практические пособия для начинающих и добровольных корреспондентов
  • ГЛАВА III. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МЕЖДУ ДВУМЯ БУРЖУАЗНЫМИ РУССКИМИ РЕВОЛЮЦИЯМИ
    • 1. Характеристика практических пособий, изданных после революции 1905 г
    • 2. Практические пособия о жанрах журналистики

Особенности возникновения и развития дореволюционной подготовки журналистских кадров (1880-1917 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное исследование посвящено изучению зарождения и развития профессиональной подготовки журналистских кадров России конца XIXпервых десятилетий XX в., которое можно разделить на два периода. Первый период начался после отмены крепостного права, когда относительно активно началась развиваться правительственная провинциальная печать, внесшая определенный вклад в становление единого информационного пространства. Именно в эти годы провинциальная печать стала испытывать дефицит журналистских кадров, были предприняты активные попытки привлечения добровольных корреспондентов из числа сельской интеллигенции, чиновничества, духовенства и других образованных слоев и групп российского общества. Этот период охватывает годы интенсивного развития капиталистических отношений, появления независимых газет и журналов, и закончился он во время первой русской буржуазной революции. В эти годы на развитие периодической печати оказали влияние не только быстрое развитие капитализма, но и русско-японская война. Особенностью этого периода является то, что «работники пера стояли вне обычных форм и условий профессиональной подготовки. Осознание своего призвания, выработка профессионального умения писать, та или иная литературная судьба были делом глубоко индивидуальным. Вместе с тем широкое распространение литературных профессий, несомненно, отражало общественную потребность и было необходимым общественно обусловленным процессом"1. Второй период занимает вторую половину первого десятилетия и заканчивается Первой мировой войной и Февральской буржуазной революцией 1917 г. Этот период характеризуется появлением первых школ для подготовки журналистов, дальнейшим развитием пособий для корреспондентов, а также появлением.

1 Лейкина — Свирская В Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века — М: Изд «Мысль», 1971. С. 212. услуг различных изданий, предлагавшим помощь начинающим корреспондентам в редактировании текстов.

Актуальность данного исследования состоит в схожести проблем подготовки журналистских кадров конца XIX — первых десятилетий XX в. и современного периода, периода перехода страны от одной общественной формации к другой. По некоторым данным, в Российской Федерации зарегистрировано более 45 тыс. периодических изданий. Несмотря на то, что в стране наравне с государственными высшими учебными заведениями открылись частные, в которых ведется подготовка журналистов, ощущается острая нехватка высокопрофессиональных кадров. Низкая оплата труда значительной части журналистского корпуса, социальная незащищенность, правовой нигилизм сотрудников СМИ и другие экономические и социальные проблемы оказывали и продолжают оказывать влияние на профессиональный уровень журналистов.

Состояние подготовки журналистов на современном этапе волнует журналистский корпус страны, как и сто лет назад, доказательством чему служит дискуссия на страницах журналов «Журналистика и медиарынок» и «Журналист». Автор одного из материалов, опубликованного в «Журналисте», Надежда Ажгихина пишет о «полном небрежении к профессиональным стандартам журналистики — в профессиональном обсуждении, в практике, в самой системе подготовки кадров этой самой журналистики, кажется, скоро и вовсе поставят под сомнение будущее нашего общего дела». Автор статьи ставит перед общественностью те же вопросы, что и сто лет назад: «Каким должен быть сегодня современный журналист? Какими навыками и личными свойствами ему необходимо обладать, чтобы состояться в профессии, сделать имя, быть востребованным и упрочить стабильность своей компании?» .

В этой связи изучение опыта подготовки журналистов в царской России и в последующие десятилетия являются актуальной задачей в современной.

2//Журналист 2006 № 10 С 47.

России, необходимо не только изучать этот опыт, но и применять его в современный период. Это относится не только к профессиональной подготовке сотрудников СМИ, но и привлечению так называемых добровольных корреспондентов. Тем более что печатные и электронные СМИ все чаще стали обращаться к аудитории с просьбой сообщать информацию об интересных событиях и происшествиях.

Объектом исследования явился процесс развития периодической печати России последних десятилетий XIX в. — первых десятилетий XX в., особенности становления истории и теории журналистики в рассматриваемый период.

Предметом исследования явилась подготовка начинающих и добровольных корреспондентов газет и журналов, повышение их профессионального уровня, а также анализ учебных пособий, которые готовились не только в столичных, но и в провинциальных городах России. Одновременно подверглись исследованию очное и заочное профессиональное образование журналистов. Необходимо подчеркнуть, что в данном исследовании рассматривались проблемы подготовки и повышения профессионального уровня корреспондентов и начинающих добровольных корреспондентов независимых периодических изданий. Не принимались во внимание официальная печать и религиозные издания. В отдельных случаях рассматривались схожие проблемы партийной печати, касавшиеся привлечения корреспондентов из среды рабочего класса. Данная диссертационная работа не затрагивает вопросы, связанные с деятельностью корреспондентов информационных агентств.

Цели и задачи исследования. Целью данной работы явился анализ профессиональной подготовки журналистских кадров, ее содержания, форм и методов в период интенсивного развития периодической печати России последних десятилетий XIX в. — первых десятилетий XX в.

Поставленная цель потребовала решения следующих конкретных задач:

• проанализировать особенности развития российской периодической печати на рубеже XIX-XX столетий;

• рассмотреть степень изученности истории и теории российской и зарубежной периодической печати;

• определить социально-экономические причины появления учебных пособий, предназначенных для повышения профессионального уровня корреспондентов;

• проследить эволюцию содержания учебных пособий в связи с изменением политической ситуации в России;

• изучить историю создания очных и заочных курсов подготовки корреспондентов, создаваемых в столичных и провинциальных городах, а также дать характеристику изучаемых на них дисциплин.

Методологической основой исследования явились историко-хронологический и типологический подходы к изучению материала. В работе были использованы сравнительно-исторический, дескриптивный и аналитический методы исследования, позволившие раскрыть процесс и различные формы профессиональной подготовки журналистских кадров, а также проанализировать особенности содержания учебных пособий последних десятилетий XIX в. — первых десятилетий XX в.

Обзор источников. Для изучения данной проблемы был привлечен широкий круг источников. Прежде всего, анализировались работы по истории периодической печати рассматриваемого периода, подготовленные видными историками, юристами и политиками, которые, несомненно, являлись пионерами в этой области. Среди них труды JI.E. Владимирова «Алексей Степанович Хомяков и его этико-социальное учение» (М., 1904), «Правовое творчество» (М., 1905) — М. К. Лемке «Очерки по истории русской цензуры и журналистике XIX столетия» (СПб., 1904) и «Думы журналиста» (СПб., 1903), Н. Я. Новомбергского «Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России: Лекции, читанные в Русской высшей школе общественных наук в.

Париже" (СПб., 1906), сборник статей «Периодическая печать на Западе» (СПб., 1903), B.JI. Львава-Рогачевского «Печать и цензура» (М., 1906), а также работы по истории зарубежной периодической печати иностранных авторов: Дж Мильтон. «О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопагетика)» (М., 1907), Саламон Людвиг «Всеобщая история прессы» (СПб., 1900), а также статьи, опубликованные в научных и общественно-политических журналах конца XIX — начала XX в. Отдельные работы, упомянутые выше, не потеряли своей научной ценности и были переизданы в сборниках под редакцией профессора Я. Н. Засурского и профессора Е. Л Вартановой — «История печати: Антология» (М., 2001) и «История печати: Антология» т. II (М., 2001). По правовым основам журналистики привлекался сборник документов «Русская журналистика в документах: История надзора» (М., 2003), вышедший под редакцией Б. И. Есина и Я. Н. Засурского, а также ряд работ, опубликованных по данной проблематике в конце XIX — начале XX вв. Среди них К. К. Арсеньев «Законодательство о печати» (СПб., 1903), В. Розенберг, В. Якушкин «Русская печать и цензура в прошлом и настоящем» (М., 1905), А. Скабичевский «Очерки по истории русской цензуры» (СПб., 1992) и ряд других.

Основной группой источников явились учебные и методические пособия, публиковавшиеся как исследователями периодической печати, так и непосредственно сотрудниками отдельных газет и журналов рассматриваемого периода. Одним из первых пособий по написанию материалов в газеты стало «Руководство к собиранию сведений для корреспондентных сообщений в редакцию неофициальной части «Вологодских губернских ведомостей», подготовленное и опубликованное в 1880 г. в Вологде редактором этого издания Н. А. Полиевктовым. Это пособие появилось в период количественного роста правительственной провинциальной печати. Данное руководство предназначалось для всех грамотных слоев населения того периода, однако в действительности оно являлось адаптированным изложением инструкций или памяток для членов научных обществ, формировавшихся в те же годы в России. Собирать и готовить материал для газет на основе этого пособия могли только люди, имевшие высокий образовательный ценз. Очевидно, что это руководство было единственным до конца XIX в.

Подготовка и публикация практических пособий для добровольных корреспондентов или начинающих журналистов стали практиковаться в самом начале XX в. не только в столичных городах, но и в ряде провинциальных, в частности, в Казани, Киеве, в которых быстро развивалась независимая периодическая печать. Одним из пионеров и энтузиастов подготовки пособий для корреспондентов стал П. Е. Эсперов, который в 1902 г. опубликовал работу под названием «Как надо корреспондировать и что необходимо знать корреспонденту газет и журналов». Потребность в подобных изданиях в российском обществе была таковой, что за шесть лет вышло в свет четыре издания этого пособия, которые расширялись и дополнялись новыми разделами с каждым переизданием. Последнее, 1908 г., издание предназначалось только для корреспондентов газет. В период первой русской революции и в последующие годы подобные издания появляются в Москве3, Киеве4, Казани5. Последнее пособие или руководство было опубликовано в 1916 г., которое в течение этого года выдержало два издания.

Необходимо подчеркнуть, что в предреволюционные и революционные годы были благоприятными для развития независимой журналистики в России. Отмена цензуры способствовала появлению сотен новых газет и журналов.

Источниками для написания данной диссертации послужили многочисленные газеты и журналы рассматриваемого периода, на страницах которых поднимались и освещались актуальные проблемы развития российской журналистики, давалась характеристика отдельным типам.

3 Макеев В. Полная школа писателей, корреспондентов и ораторов — М • Изд Журнала «Богатство», 1907. — 175 с.

4 Rut В Газетный корреспондент. — Киев Прогресс, 1907.-29 с.

5 Милов Н Теория областной корреспонденции в провинциальных газетах. — Казань Типография Б Л Домбровского, 1903 — 15 с подготовки сотрудников редакций, способы повышения их профессионального уровня и необходимость привлечения к сотрудничеству в печати добровольных корреспондентов из числа сельской и городской интеллигенции. С этой целью были просмотрены подшивки таких газет и журналов, как «Книжный вестник», «Вестник книгопродавцев», «Русское слово», «Русское богатство», «Самообразование», «Биржевые ведомости», «Московские ведомости», «Новое время», «Практическая жизнь» и ряд других изданий конца XIX — первых десятилетий XX в.

Важным источником для раскрытия отдельных проблем явились не публиковавшиеся ранее документы, найденные в Государственном архиве Российской Федерации, а также в Институте русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук. Среди них переписка видного юриста JI.E. Владимирова с чиновниками и видными общественными деятелями, оказавшими помощь в учреждении первых курсов для журналистов.

Источниками для написания данного исследования явились указы, законы, циркулярные письма и другие нормативные акты, регулировавшие деятельность периодической печати рассматриваемого периода.

Степень изученности проблемы. Изучение истории подготовки журналистов в России и СССР носило прерывистый скачкообразный характер. Впервые внимание к этой проблеме появилось после Октябрьской революции 1917 г. в период становления советской периодической печати. Одним из первых исследователей, изучавших эту проблему, стал К. П. Новицкий (К. Петровин) один из основателей и ректор Московского института журналистики (15 октября 1921 г.), который в первой половине 20-х годов опубликовал несколько работ в журнале «Журналист». Среди них «Газетное дело, как предмет преподавания» («Журналист», 1922, № 1), «Журнализм, как профессия и профессиональное образование» («Журналист», 1923, № 4), а также речь на открытии Московского института журналистики, которая была переработана и издана отдельной брошюрой в 1924 г. под названием «Газетоведение, как предмет преподавания». В данной работе К. П. Новицкий кратко рассматривал историю развития буржуазной журналистики. Он подчеркивал, что «усложнившаяся жизнь капиталистического общества требовала также сложной дифференциации умственного труда"6, в связи с чем, в начале ХХ-го столетия появляется новый тип школы, ставивший задачу «подготовки слуг капитала» в области печати, т. е. появляются школы журнализма. «До этого подготовка работников печати проводилась исключительно «ремесленническим» путем — в редакциях и типографиях газет. Неэкономичный ремесленнический способ подготовки «надлежащих слуг» в области печати не отвечал уже широкому развитию в капиталистических странах периодической прессы, требовавшей значительных кадров прекрасно обученных журналистов"7. К. П. Новицкий дает интересную характеристику «мелкой газетной братии»: «Они «сочинители» газет вездесущие, всезнающие и всевидящие. Это живая галерея психологических типов, ловких дельцов, пролаз, талантливых сочинителей разных «историк», знаменитых и никому не ведомых даже работодателям, газетных литераторов, могучих свергателей министерств, строгих моралистов, мелких разоблачителей со столбом позора на плечах, суровых обвинителей, изрекающих безапелляционные приговоры, религиозных проповедников. ,"8.

Обобщая мнение ряда исследователей печати первых двух десятилетий XX в., К. П. Новицкий пишет, что журналистика долгое время служила убежищем для неудачников, что небольшие провинциальные газеты и в настоящее время нередко редактируются лицами, которые «ни по своему образованию, ни по интеллектуальным качествам не могут считаться призванными руководить общественным мнением"9.

6 Новицкий К П. (К Петровин) Газетоведение, как предмет преподавания — М ¦ Издательский отдел ГИЖ, 1924. С. 4.

7 Новицкий К П. (К. Петровин) Газетоведение, как предмет преподавания — М Издательский отдел ГИЖ, 1924. С. 6.

8 Там же. С. 9.

9 Там же С. 10.

Касаясь центров подготовки журналистов в России, К. П. Новицкий называет «Высшие Курсы Журналистики», открытые JI.E. Владимировым в 1905 г.

В работе «Газетоведение, как предмет преподавания» К. П. Новицкий касается и такой проблемы, как подготовка журналистских кадров для партийной печати, прежде всего левых партий, быстро развивавшихся в первые десятилетия XX в. Он пишет, что в 1906 г. в Берлине социал-демократической партией была открыта специальная школа с шестимесячным курсом обучения для «подготовки образованных деятелей социалистического движения». В школе читались такие дисциплины, как «Устное и письменное изложение мыслей», «Техника газетного дела» и другие. В то же время автор подчеркивал, что «школа эта не могла удовлетворить в полной мере нужды в опытных работниках печати, которую испытывала тогда германская с.-д. партия, широко развивавшая свою газетно-издательскую деятельность"10.

Становление профессиональной подготовки журналистов в России остается одной из наименее изученной проблемой в отечественной историографии. За последние несколько десятилетий в периодической печати было опубликовано несколько небольших статей, посвященных этой проблеме, в частности, в «Вестниках» Московского и Ленинградского университетов. Одними из первых явились статьи профессора П. И. Есина «Из истории высшего журналистского образования"11, А. Ф. Бережного «О некоторых итогах и проблемах развития журналистского образования и журналистской науки в университетах нашей страны"12, а также статьи В. П. Таловова «Из истории.

13 журналистского образования", а также его другая небольшая работа «О первых практических руководствах для изучавших газетное дело в России"14.

10 Новицкий К. П. (К Петровин) Газетоведение, как предмет преподавания — М Издательский отдел ГИЖ, 1924. С. 19. Вестник Московского университета СерияХ Журналистика 1969 № 2.

12 Журналистика Наука, образование, практика — Л, 1971 -41с.

13 Вестник Ленинградского университета Серия II История, языкознание, литературоведение. 1987. Вып 3.

14 Вестник Московского университета СерияХ Журналистика 1989 № 4.

Теоретической основой данной работы явились принципы историзма и научной объективности, что позволило автору дать анализ подготовки журналистских кадров в развитии, а также связать этот процесс с эволюцией российской периодической печати рассматриваемого периода.

Хронологические рамки исследования охватывают период двух последних двух десятилетий XIX в. и заканчиваются временем февральской буржуазной революции 1917 г., коренным образом изменившей процесс развития периодической печати в России.

В работе над диссертацией автор опирался на труды отечественных исследователей по истории и теории журналистики: А. А. Грабельникова, А. А. Тертычного, В. В. Сбруева, Я. Н. Засурского, Г. Н. Трофимовой, B.JI. Цвика, Б. И. Есина, Е. И. Пронина, И. В. Кузнецова, Р. П. Овсепяна, Е. Г. Коренчука, Е. П. Прохорова и других.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка проследить процесс подготовки журналистских кадров в период интенсивного периода развития независимой периодической печати конца XIX — начала XX в.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты данной диссертационной работы позволяют получить достаточно полное представление о зарождении и развитии профессиональной подготовки журналистов в период интенсивного развития отечественных периодических изданий, о понимании различными слоями российской интеллигенции места и роли периодической печати и журналиста в обществе, о влиянии журналистики на формирование общественного мнения. Результаты и материалы исследования могут быть использованы на факультетах журналистики при подготовке учебных пособий по истории и теории отечественной печати царской России. Отдельные положения могут быть полезны и для теоретической и практической разработки проблем в сфере подготовки журналистских кадров на современном этапе.

Структура работы. Конкретно-исторический подход к предмету исследования, а также его цель обусловили структуру диссертации, которая содержит введение, три главы, заключение и библиографию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Привлечение добровольных или внештатных корреспондентов к сотрудничеству в периодических изданиях имеет многовековую историю. Эта проблема зарождалась одновременно с появлением рукописных, а затем и печатных периодических изданий. Из истории журналистики многих государств известно, что для описания тех или иных событий в газетах использовалась частная переписка, устные сообщения, полученные от участников или очевидцев тех или иных событий. Отдельные издатели газет в качестве добровольных корреспондентов привлекали чиновников всех рангов, обладавших общественно значимой информацией.

Острая необходимость в добровольных или во внештатных корреспондентах появлялась в сложные периоды развития той ли иной страны, прежде всего в период интенсивного развития капиталистических отношений, становления единого экономического, правового и информационного пространства, во время формирования политических партий и движений, принимавших активное участие в политической и общественной жизни своих стран, когда средства массовой информации стали являться не только орудием борьбы, но и средством получения прибыли.

Периодом интенсивного развития периодической печати в России явилась последняя треть XIX века — первые десятилетия XX века. Именно в эти годы, несмотря на существование светской и духовной цензуры, началось ускоренное развитие всех типов периодической печати — правительственной, независимой или частной печати, представленной массовыми и качественными периодическими изданиями, а также легальными и нелегальными газетами и журналами политических партий и движений, которые начали формироваться на рубеже XIX — XX веков.

Необходимость в расширении, углублении и повышении качества информационной насыщенности стали испытывать, прежде всего, официальные издания властей, публиковавшие на своих страницах законы, постановления, указы и другие нормативные акты, а также информационные сообщения о деятельности различных государственных служб и учреждений. Формирование общественного мнения в пользу царского правительства, управление государственной информацией, повышение культурного и общеобразовательного уровня, прежде всего, средних слоев населения, поняли редакторы центральных, а затем и провинциальных официальных изданий, предпринявшие попытку привлечь к сотрудничеству добровольных корреспондентов. В то же время необходимо отметить, что по ряду причин этот процесс для официальной печати не принял массового характера.

На рубеже XIX — XX веков в российской журналистике начинаются процессы концентрации и монополизации печати, относительно быстрое развитие провинциальной журналистики, резкое увеличение тиражей и объема периодических, прежде всего, газетных изданий, что повлекло за собой обострение конкуренции. Существовавшие в те годы российские телеграфные агентства еще не могли полностью удовлетворять возраставшие потребности печати, прежде всего, провинциальной в необходимой информации. Качество информационных сообщений и других материалов уже не соответствовало возраставшим запросам российских потребителей информации.

Невысокий профессиональный уровень многих сотрудников периодической печати низшего звена, а также их немногочисленность, требовали скорейшего решения этой проблемы. В течение короткого времени было необходимо не только увеличить журналистский корпус за счет привлечения добровольных корреспондентов из провинции, научить их «азам» журналистской деятельности, но и повысить профессиональный уровень всех сотрудников редакции. Необходимо подчеркнуть, что за решение этой сложной проблемы взялись представители науки, видные журналисты и публицисты, которые в короткие сроки смогли разработать необходимые пособия для начинающих и добровольных корреспондентов. Пособия издавались не только в столичных городах, но и провинциальных издательских центрах, таких как Киев и Казань. Одновременно открывались школы или курсы журналистики, дававшие более высокую профессиональную подготовку как начинавшим, так и уже работавшим журналистам. Несмотря на активную работу в этом направлении, меры были недостаточны. А. Попов в 1914 г. с сожалением писал в своей брошюре «Периодическая печать в Архангельске»: «Именно наше безлюдье и является причиной того, что архангельская пресса никогда не могла и до сих пор не может обслуживаться собственными силами без услуг приезжих работников"388.

В эти же годы шел активный процесс привлечения корреспондентов в левые партийные издания, прежде всего, марксистской (большевистской) ориентации. В отличие от газет общедемократического характера привлечение добровольных корреспондентов в большевистские издания, а также содержание и характер их материалов носил ярко выраженный классовый характер.

Русская революция 1905 г. оказала заметное влияние на формирование информационной политики многих периодических изданий. В тоже время революция если не прервала, то сдержала развитие школ и курсов журналистики, особенно очного обучения. В период революционных и последующих лет резко изменилось содержание и направленность учебных пособий для корреспондирования в газеты. Если в дореволюционный период учебные пособия давали рекомендации и советы по сбору информации сенсационного и неординарного бытового характера, как и где выбирать источники информации, как пересылать корреспонденции в газеты, определяли объем корреспонденций, а также советы по технике написания информационных сообщений. Дореволюционные пособия практически не затрагивали событий политической и общественной жизни страны, а ограничивались только событиями в области экономики и культуры, громкими судебными процессами, стихийными бедствиями и т. д.

388 Попов, А Периодическая печать в Архангельске — Архангельск Губернская типография, 1914 С 16.

Революционные события 1905 г. коренным образом изменили характер учебных пособий. От корреспондентов уже требовалось внимательное отслеживание деятельности различных политических партий, проведение ими отдельных акций, их участия в тех или иных событиях. Корреспондентам советовалось изучать программные документы партий, их количественный состав, степень их влияния в том или ином регионе. Важное место в пособиях отводилось освещению рабочего и крестьянского движения, что, в свою очередь, заставляет сделать вывод о том, что отдельные авторы пособий были близки или, по крайней мере, симпатизировали революционному движению.

Говоря о практических учебных пособиях, необходимо отметить их оригинальный характер. На всем протяжении рассматриваемого периода они учитывали все изменения, происходившие как в общественной и политической жизни страны, так и непосредственно эволюцию информационной политики газет и журналов. Кроме того, авторы или составители готовили учебные пособия не только для потенциальных добровольных корреспондентов, проживавших в небольших городах и сельской местности, но и для молодых журналистов начинавших свою деятельность непосредственно в редакциях периодических изданий.

Исходя из анализа учебных пособий, необходимо также отметить, что российская периодическая печать 1905;1917 годов, освещала все стороны политической, экономической жизни России, деятельности государственных институтов, органов юридической, законодательной и исполнительной власти.

Анализируя процесс профессиональной подготовки начинающих добровольных корреспондентов, повышения профессионального уровня уже работавших сотрудников в периодических изданиях России, необходимо отметить характерную особенность в отличие от аналогичных процессов европейских странах и США. В странах Европы курсы подготовки журналистов приобретали характер систематического обучения, во многом близкого к современному обучению. Как правило, они учреждались на юридических факультетах университетов, а подготовка журналистов продолжалась на протяжении нескольких лет.

Царское правительство практически не было заинтересовано в деле подготовки журналистов или повышении их общеобразовательного и профессионального уровня даже для официальных изданий, выходивших практически во всех губернских городах. Особенностью проблем повышения общеобразовательного, культурного и профессионального образования корреспондентов в России являлось то, что государство не принимало никакого участия в этом процессе в отличие от государств Западной Европы и США. Российские школы и курсы учреждались учеными или общественными деятелями нередко при непосредственной поддержке отдельных редакций газет и журналов, как в столичных, так и в провинциальных городах. В тоже время необходимо подчеркнуть, что программы очных вечерних курсов или школ во многом составлялись на основе программ зарубежных школ журналистики, а преподавательский состав, также как в Европе и США, формировался в первую очередь из числа юристов, преподавателей высших и средних учебных заведений, а также редакторов или видных публицистов и журналистов крупнейших периодических изданий.

Необходимо констатировать, что на протяжении практически полутора десятилетий, наиболее распространённой формой обучения являлась заочная, а центрами подготовки являлись редакции газет и журналов не только столичных, но и провинциальных городов. В ряде случаев отдельные центры на первое место ставили задачи коммерческого характера, а не повышения профессионального уровня своих учащихся, что вытекает из анализа содержания учебных пособий.

Из-за отсутствия в настоящее время точных статистических данных, представляется достаточно трудным определить число так называемых корреспондентов, обучавшихся в очной школе JI.E. Владимирова, а также количество пользователей учебными пособиями, готовившимися на протяжении 1900;1917 годов. Однако нет никакого сомнения в том, что они помогли в определенной мере восполнить дефицит добровольных корреспондентов, как для столичных, так и провинциальных изданий. Опыт подготовки журналистских кадров в дореволюционной России был использован в первые годы советской власти при открытии курсов, а затем и Государственного института журналистики, а также в середине 20-х годов при создании так называемой сети рабоче-крестьянских корреспондентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адресы присяжных поверенных московского судебного округа и их помощников. М., 1904. — 243 с.
  2. В. А. История русской журналистики (1860−1880 гг.). Пособие для заочников. Л. Изд. Ленинградского ун-та, 1963. — 107 с.
  3. Амирханов Р. У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток
  4. Запад» (на примере развития русской культуры). Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. — 240 с.
  5. В.И. История русской риторики. Хрестоматия. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2002. — 416 с.
  6. В.И. Русская риторика: исторический аспект. М.: «Высшая школа», 2003.-297 с.
  7. Г. З. Ораторское искусство. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Изд. МГУ, 1972.-256 с.
  8. Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.: «Аспект Пресс», 2005. — 176 с.
  9. Г. В. Зарождение периодической печати в России. СПб.: Сенатск. тип., 1908. — 78 с.
  10. .П. Газета «Правда» в годы Великой Отечественной войны. Учебно-методическое пособие по спецкурсу для студентов-заочников факультетов журналистики государственных университетов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. — 96 с.
  11. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444 с.
  12. ., Волк С. Газетный «удар». Информация в советской печати. М.: Тип. Госиздата «Красный пролетарий», 1930. — 101 с.
  13. А.Ф. О некоторых итогах и проблемах развития журналистского образования и журналистской науки в университетах нашей страны /Журналистика: наука образование, практика. Л.: 1971. С. 3−40.
  14. В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: Изд. «РИП-холдинг», 2004. — 174 с.
  15. П.А. Очерки современной журналистики. /Периодическая печать на Западе. СПб., 1904. С. 1 -57.
  16. А.Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. История мировой журналистики. 3-е изд., доп. и исп. М.: ИКЦМарТ, 2003.-432 с.
  17. Г. В. Обзор печати. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 96 с.
  18. В.Ф. Зло всей прессы. СПб.: Типо-литография Б. М. Вольфа, 1904.-39 с.
  19. Буржуазные теории журналистики. / Под ред. д.ф.н., проф. Засурского Я. Н. М.: Мысль, 1980. — 253 с.
  20. .И. Шелест страниц, как шелест знамен. Пресса России в трех политических режимах. М.: РеСК, Информ Форте, 2001. — 272 с.
  21. А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. М.: Изд. «Русский язык», 1982. — 197 с.
  22. С. «Скорпионы» (Современные деятели московской прессы). -М.: Типо-литогр. т-ва И. К. Кушнерев и К0, 1903. 88 с.
  23. А. Русская реклама. СПб.: Паровая Типо-Линография М. М. Розеноер, 1898.-23 с.
  24. Взаимодействие массовых информационных процессов: сборник научных трудов. / Под общей редакцией Г. И. Сергеева. М.: Изд-во УДИ, 1986. -105 с.
  25. М.Э. Как написать фельетон. М.: Мысль, 1982. — 208 с.
  26. Р. Искусство говорить публично, /под ред. А. Г. Тимофеева. -СПб.: Изд. «Вестника Знания», 1911. -48 с.
  27. Л.Е. Реформа уголовной защиты. Харьков: Тип. Каплана и Бирюкова, 1886. — 28 с.
  28. Владимиров Л.Е. Advocatus miles пособие для уголовной защиты. СПб., 1911.-230 с.
  29. Л.Е. Алексей Степанович Хомяков и его этико-социальное учение. М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1904. — 222 с.
  30. JI.E. Закон зла. 2-е изд. Харьков: Типография Адольфа Дарре, 1892.-24 с.
  31. JI.E. Значение идеи права в социальной жизни человечества. -Екатеринослав: Тип. Губернского земства, 1904. 13 с.
  32. JI.E. Правовое творчество. М.: Т-во Скоропеч. А. А. Левенсон, 1905. — 36 с.
  33. JI.E. Суд присяжных. Харьков: В университетской типографии, 1873. — 255 с.
  34. JI.E. Трудовое представительство. Б.м. и г. 28 с.
  35. JI.E. Уголовный законодатель, как воспитатель народа. М.: Т-во Скоропеч. А. А. Левинсон, 1903. — 244 с.
  36. Л.Е. Учебник законоведения. СПб., 1911.-333 с.
  37. Власть и пресса в России: К истории правового регулирования отношений (1700−1917): Хрестоматия. -М.: РАГС, 1999.-237 с.
  38. В.В. Русская пресса и цензура. Материалы для характеристики положения русской прессы. СПб.: Тип. «Россия», 1908. — 76 с.
  39. М. С. Ленинская «Искра». М.: Политиздат, 1964. — 253 с.
  40. А.И. Воспоминания, дневник и статьи / Под ред. Ветринского И. (В.Е. Чешихина). Нижний-Новгород: Типо-Литография «Нижегор. печатное Дело», 1913. — 300 с.
  41. В.В. Журналистика. СПб.: Изд. Михайлова В. А., 2001. — 447 с.
  42. Я.С., Юрьев В. К. Журналист и информация. М.: РИА «Новости», 1993.-204 с.
  43. Н.В. Пятидесятилетие Воронежских губернских ведомостей. Исторический очерк с биогр. ред. и сотрудников. Т.1. -Воронеж, 1888.-622 с.
  44. .Д., Макарова С. К., Новикова В. И., Оссовская М. П. Мастерство эфирного выступления. М.: «Аспект Пресс», 2004. — 283 с.
  45. И.Д. Журналы печатного дела (1867−1910). СПб., 1910.-7 с.
  46. В.М. Газетно-журнальные жанры: Теоретический курс. М.: Акад. Изд-во МЭГУ, 1993. — 175 с.
  47. А.А. Работа журналиста в газете. Редакционный коллектив. -М.: Изд-во УДН, 1984.-51 с.
  48. А.А. Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие для вузов по спец. «Журналистика». М.: РУДН, 1996. -167 с.
  49. А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества: Монография. М.: РУДН, 2001. — 330 с.
  50. Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М.: Изд. «РИП-холдинг», 2001. — 336 с.
  51. А.А. Работа журналиста в прессе. М.: Изд. «РИП -холдинг», 2003.-274 с.
  52. С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: Учебное пособие для вузов. -М.: Аспект Пресс, 2004. 287 с.
  53. Гус М. С. Информация в газете (опыт практических пособий). M.-JL: Государственное издательство, 1930.-261 с.
  54. В., Дзялошинская М. Деловая пресса России: настоящее и будущее. М., 1999. — 280 с.
  55. Е. А. Сытин И.Д. М.: Изд-во «Книга», 1983. — 271с.
  56. Ю.П., Козлова Ю. Б., Костылева Е. Г. Современная журналистика России. Уфа, 2003. — 120 с.
  57. .И. Путешествие в прошлое. -М., 1983. 160 с.
  58. .И. История русской журналистики (1703−1917). М.: Изд. «Флинта», «Наука», 2001. — 464 с.
  59. .И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики. 17 022 002. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. — 224 с.
  60. Г. В. История цензуры в России XIX XX в. — М.: «Аспект Пресс», 2001.-368 с.
  61. Журналистика: Наука, образование, практика. Л., 1971.-41 с.
  62. Из века в век. К 300-летию отечественной печати. 1702−2002. М., 2002. -235 с.
  63. Из истории региональной печати в России. М.: МГУ им. Ломоносова, 2004. — 53 с.
  64. Из истории русской журналистики / Под ред. Б. И. Есина. М.: Изд. Московского университета, 1973. — 267 с.
  65. Из истории русской журналистики. Статьи и материалы / Под ред. А. В. Западова. М.: Изд. Московского университета, 1959. 259 с.
  66. История мировой журналистики. Ростов — на — Дону: Международный институт журналистики и филологии, 2000. — 344 с.
  67. История печати: Антология. В 2-х тт. М.: Аспект Пресс, 2001. Т. 1.-419 е.- Т. 2.-494 с.
  68. История российской журналистики XVIII век: Хрестоматия: В 2 ч. Ч. 1. -М.: Изд-во УРАО, 2002. — 180 с.
  69. Как и о чем писать в газету «Правда». М., 1923. — 43 с.
  70. Как и о чем писать в газету сельскому корреспонденту. Кострома: Тип. «Красный мир», 1924. — 11 с.
  71. Как и о чем писать в газету. Самара, 1923. — 56 с.
  72. Как и о чем писать в газету? М.: Издание газеты «Правда», 1928. — 23 с.
  73. Как писать в газету. Необходимое руководство для селькоров газеты «Крестьянская правда» / Сост. П. Семеренко. М., 1925. — 30 с.
  74. В.В. Очерки по истории русской журналистики. (К двухсотлетию нашей периодической печати). М., 1903. — 60 с.
  75. С.В. Рабселькоровское движение в стране в первые годы советской власти. Учебно-методическое пособие для студентов вечернего и заочного отделений факультетов журналистики государственных университетов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — 47 с.
  76. М.Н. О печати. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1905. — 59 с.
  77. В. Газета. Ее организация и техника. М.: Изд-во Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, 1919. — 143 с.
  78. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001.-320 с.
  79. Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. -СПб.: Изд. Михайлова В. А., 2004.-496 с.
  80. JI. М. Очерки рабочей журналистики. Петроград — Москва: Изд. Петроград, 1924. — 167 с.
  81. П. Как писать в рабочую газету. М.: Изд. «Московский рабочий», 1922.-48 с.
  82. В.П. Пропаганда и агитация большевиков в дооктябрьский период. М.: Политиздат, 1983. — 96 с.
  83. .П. Журналистика шестидесятых годов XIX века. М.: Тип. Высш. парт. Школе при ЦК ВКП (б), 1948. — 68 с.
  84. Е.Г. Русская пресса и дипломатия накануне первой мировой войны. 1907−1914.-М.: Институт Российской истории, 1997.- 176 с.
  85. С.М. «Новороссийский телеграф» и его сподвижники. Одесса: Тип. JI. Нитче, 1881.-9 с.
  86. И.В. История отечественной журналистики (1917−2000): Учебный комплект (Учебное пособие: Хрестоматия). М.: Флинта, Наука, 2002.-604 с.
  87. И.В., Овсепян Р. П., Иванова Р. А. История отечественной журналистики (1917−1945). М.: Изд. МГУ, 1999. — 272 с.
  88. Г. А. Несколько слов о праздновании 200-летия русской печати. -Женева: Изд. Г. А. Куклин, 1903. 16 с.
  89. Кулябко-Корецкий Н. Г. Опыт издания народной газеты («Вятская газета» 1894−1898 гг.). -СПб.: Тип. В. Демакова, 1898. 18 с.
  90. Д.М. Как надо писать в газете. Общедоступное техническое руководство для начинающих корреспондентов. М.: 4-я тип. «Мосполиграф», 1927. — 142 с.
  91. М.Н. История русской книги в XIX веке. М.: Пашков дом, 2003. -360 с.
  92. A.M. Частные учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1912. — 338 с.
  93. Лев Толстой и русская печать. Сборник статей. 1902−1903. — М.: МГУ им. «1. Ломоносова, 2003.-215 с.
  94. Лейкина Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. — М.: Изд. «Мысль», 1971. — 366 с.
  95. М. К. Думы журналиста. СПб.: М. В. Пирожков, 1903. — 182 с.
  96. М. К. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX * столетия. СПб.: Пирожков, 1904. — 427 с.
  97. Справочники и энциклопедии
  98. Вся Казань. Адресная и справочная книга. Казань: Лито-Типография И.Н.1. Харитонова, 1899.-600 с.
  99. Вся Казань. Справочная книга на 1910 г. Казань: Типо-Линография И.С.1. Петрова, 1910. С. 1−88.
  100. Вся Москва. Адресная и справочная книга. М.: Суворин «Новое время», 1900−1917.
  101. А.А., Минаева О. Д. История русской периодической печати (1703−2003). Библиографический справочник. 2004. Т. 1. 213с.- Т. 2.-269с.
  102. И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. М.: Изд. Всесоюзной книжной палаты. 1956, 1957, 1958, 1960. Т. 1. — 440 е., Т. 2. — 386 е., Т. 3. — 415 е., Т. 4. — 553 с.
  103. Политические партии России. Конец XIX первая треть XX века. Энциклопедия. -М.: РОССПЭН, 1996. — 872 с.
  104. Энциклопедический словарь /Брокгауз Ф.А., Ефрон И. А. Т.- VI-а. СПб., 1893. С. 69.39.300 лет Российской печати. М.: Изд-во «Известия», 2003. — 561 с.
Заполнить форму текущей работой