Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальные отношения в современном российском обществе (социологический анализ)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из положения, что важнейшим фактором развития системы социальных отношений является государство как главный в обществе институт управления, обоснованы функции государства в социальной сфере в период формирования и развития в обществе рыночных отношений. В соответствии с обоснованной социальной задачей данного периода — государство призвано к роли гаранта защиты и обеспечения человеческой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    • 1. 1. Концептуальные основы исследования сущности социальных отношений
    • 1. 2. Типология социальных отношений современного российского общества
    • 1. 3. Влияние факторов информационного общества на современные социальные отношения
    • 1. 4. Специфика социологического исследования социальных отношений
  • Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
  • СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 2. 1. Социологический анализ истории социальных отношений в России
    • 2. 2. Альтернативы и перспективы развития социальных отношений в условиях развития рыночных отношений
    • 2. 3. Социально-философская методология исследования эволюции социальных отношений
  • Глава III. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО ОБЩЕСТВА
    • 3. 1. Динамика социальных отношений в период трансформации российского общества
    • 3. 2. Социально-трудовые отношений как основа социальных отношений
    • 3. 3. Социально-психологические аспекты развития общества в период формирования рыночных отношений
  • Глава IV. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 4. 1. Роль государства в стабилизации и эффективном развитии социальных отношений
    • 4. 2. Социальная политика как фактор развития социальных отношений российского общества
    • 4. 3. Местное самоуправление — основа формирования социальных отношений
    • 4. 4. Уровень и качество жизни показатель состояния социальных отношений в современном обществе

Социальные отношения в современном российском обществе (социологический анализ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления содержания и форм проявления социальных отношений в современном российском обществе, возникающих противоречий в их формировании и путей оптимизации средствами государственного управления.

Следует подчеркнуть, что социальные отношения традиционно являются объектом государственного управления. Это зафиксировано, в частности, в Конституции РФ, принятой в 1993 г. в которой Российская Федерация декларируется в качестве социального государства. Реализация данной конституционной нормы предполагает активную деятельность государства, направленную на обеспечение высокого уровня социальной защищенности граждан, достижение социальной справедливости и солидарности, гармонизацию отношений между институтами государственного управления и гражданским обществом и ДР.

Действительно, в последние годы федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти усилили внимание к развитию социальной сферы, которое проявляется в принятии национальных проектов социального развития, в определенном росте инвестиций в человеческий капитал, во внедрении адресных принципов социальной поддержки различных социальных групп и т. д.

Однако, как представляется, существует большой разрыв между декларациями идеи и конституционного принципа становления социального государства, с одной стороны, и реальной практикой реализации социальной политики в деятельности органов государственной власти. Проводимые в обществе реформы пока не привели к существенному улучшению социальной сферы российского общества. Напротив, наблюдается обострение ряда проблем социального характера. В их числе огромный разрыв в уровне доходов богатых и бедных слоев населения, несоответствие уровня оплаты труда его реальной эффективности во многих отраслях экономики, деградация системы здравоохранения и др.

Эти проблемы красноречиво показывают данные социологических опросов населения, осуществляемых по общероссийской репрезентативной выборке. Так, например, доля отрицательных оценок состояния социальной сферы устойчиво преобладает над долей положительных оценок. В обобщенном виде отношение населения к социальной политике, проводимой государством, характеризуют данные таблицы 1. В ней представлены результаты мониторинга «Народ и власть», осуществляемого Социологическим центром РАГС при участии автора настоящей диссертации1.

Таблица 1.

Распределение ответов на вопрос «По Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В какой мере, на Ваш взгляд, выполняется это положение?», в % от количества опрошенных.

Варианты ответа 2003 г. 2006 г. 2007 г.

В полной мере 0,9 5,3 5,3.

Не в полной мере 31,1 32,6 46,0.

Почти не выполняется 38,9 29,6 28,1.

Совсем не выполняется 21,7 13,9 15,4.

Затруднились ответить 7,4 18,6 5,2.

Судя по полученным данным социологических опросов населения, доля критических суждений по поводу существа социальной политики в российском обществе уменьшается. Тем не менее, такого рода суждения в общественном мнении преобладают.

1 См.: некоторые результаты социологического мониторинга «Народ и власть»" // Социология власти. — 2008. № 3. — С.37.

Рассматривая эти данные, следует особо указать на актуальность изучения социальных отношений на эмпирическом уровне, позволяющем оценивать реальную практику деятельности государственных органов, связанную с регулированием этих отношений и с решением конкретных социальных проблем.

Именно эмпирические исследования дают возможность выявить остроту противоречий в социальной сфере общества: между трудом и капиталом, между рыночной экономикой и невозможностью использования рыночных принципов в ряде областей социальной сферы, между уравнительным подходом в налогообложении и социально-экономической дифференциацией населения и др.

Эти противоречия обусловлены как объективными, так и субъективными причинами, которые нуждаются в обстоятельном социологическом анализе, смысл которого в разработке рекомендаций по оптимизации практики регулирования социальных отношений.

В обществе назрела потребность в определении четкой государственной социальной концепции с обоснованием таких, результатов социальной политики, как повышение уровня и качества жизни населения, развитие человеческого потенциала страны, повышение эффективности формирования и использования финансовых, материальных, информационных и кадровых ресурсов социальной сферы.

Актуальность темы

исследования обусловлена, во-первых, потребностью обоснования теоретико-методологических и методических подходов к разработке концепции формирования социальных отношений в новых общественных условияхво-вторых, необходимостью определения стратегии государственной социальной политики на основе критериев эффективного использования социальных, экономических, интеллектуальных и иных ресурсов развития российского общества в новом тысячелетиив-третьих, важностью объективной эмпирической оценки реальной практики государственного регулирования процессов социальной сферы с целью ее оптимизации.

Степень научной разработанности темы. Различные аспекты социальных отношений исследуется в работах философов, экономистов, социологов, политологов и представителей других наук. В исследованиях отечественных социологов советского периода (до 1990;х гг.) преобладал подход исторического материализма, классовый оценки социальных явлений. В дальнейшем исследования по социальной проблематике, осуществляемые российскими социологами, интегрировали теоретические предпосылки анализа социальных отношений разработанные видными социологами стран Западной Европы и США.

Характеристика социальной сферы как одной из важнейших социетальных сфер общества (наряду с экономической, политической и духовной), сущность, структура и формы реализации социальных отношений (в узком толковании этого понятия), теоретические основы социальной стратификации российского общества, роль государства в формировании социальной инфраструктуры, специфика формирования общественного мнения по социальным проблемам обстоятельно рассматриваются в трудах Н. А. Аитова, Ю. В. Арутюняна, Н. М. Блинова, И.В.Бестужева-Лады Т. И. Заславской, А. Г. Здравомыслова, Г. И. Осадчей, М. Н. Руткевича, Ж. Т. Тощенко, В. А. Ядова и ряда других отечественных ученых. Одно из главных концептуальных положений, которыми руководствуются эти авторы и которое активно использовано в настоящем диссертационном исследовании состоит в том, что социальные отношения представляют собой особый, относительно самостоятельный тип общественных отношений, определяющих формирование и реализацию социальных потребностей и интересов членов общества, их образ жизни и социальное самочувствие.

Столь же важное теоретическое и практическое значение для диссертационного исследования имеют результаты исследований содержания и результатов государственной социальной политики, в том числе в период формирования рыночных отношений. Они представлены в работах В. Э. Бойкова, Н. А. Волгина Н.А., В. В. Ракитского, Ф. И. Шаркова, С. Ф. Фролова и ряда других исследователей. Внимание указанных авторов научных трудов уделено выявлению интересов представителей различных социальных слоев и групп их отношения к реализации принципов социальной справедливости, к проводимым реформам социально-трудовых отношений, системы образования, здравоохранения, пенсионной реформы.

Немаловажное значение имеют исследования социальной дифференциации российского населения, особенно причин и показателей бедности, результаты которых представлены в публикациях С. А. Айвазяна В.Н.Бобкова, Н. М. Римашевской и других авторов.

В последнее десятилетие XX века для характеристики социальных отношений стал широко использоваться индекс развития человеческого потенциала (ИЧП), который стал оценочным критерием качества и уровня жизни населения, показателем степени социальных возможностей конкретного государства. Методология расчета, значения этого индекса представлены в работах зарубежных и отечественных специалистов, в материалах ООН, МОТ и других международных организаций. Критически оценивая методологию расчета этого индекса, все же следует констатировать, что его использование позволяет осуществлять некоторые сравнения уровня жизни населения разных стран.

Исследования социальных процессов и отношений широко представлены в зарубежной литературе. Так, например, вопросы преодоления дефицита социальных ресурсов в новом постиндустриальном обществе рассматривались в работах А. Тоффлера,.

Дж.Гэлбрета, Д. Рисмана, Д.Белла. Когда в 1958 г. Д. Рисман впервые использовал термин «постиндустриальное общество», он имел в виду, прежде всего, общество доступности, изобилия, возможности полного удовлетворения потребностей большего количества населения. Основным выводом их исследований стало положение, что устранение дефицита в обществе, наличие доступности товаров и услуг, выравнивание доходов в обществе позволяет преодолеть вражду, соперничество, агрессию, ненависть и стабилизировать социальные отношения.

Н.Браун, Р. Лейциг, Ч. Рейнг, Т. Розак особое внимание уделили субъективному, моральному аспекту социальных отношений, проблемам социальных отношений связанных с развитием культуры, общественного сознания, духовностью, нравственными приоритетами общества. П. Бурдье, П. Ламберг, П. Леви, Ф. Хофман также отдают приоритет духовным, психологическим и нравственным критериям социальной жизни.

Представители структурно-функционального метода Р. Мертон, Дж. Милль, Т. Парсонс и разработали продуктивную в научном и практическом плане методологию изучения социальных отношений в рамках функций социальной системы, включающей: 1) воспроизводство сложившихся форм, «образцов системы" — 2) внутреннюю интеграцию системы- 3) ориентацию на достижение целей по отношению к окружающей среде- 4) адаптацию к условиям окружающей среды- 5) самоорганизацию.

С учетом накопленного теоретико-методологического арсенала и имеющейся базы эмпирических исследований представляется целесообразным осуществление комплексного анализа социальной сферы. Настоящее диссертационное исследование направлено на решение именно этой задачи — на разработку концепции развития социальных отношений в условиях перехода общества из одного в другое качественное состояние, на обоснование оптимальной государственной социальной политики и механизмов регулирования социальных процессов с целью повышения уровня и качества жизни населения, создания условий для развития человеческого капитала.

Цель диссертационного исследования — выявить содержание и основные формы проявления социальных отношений в современном российском обществе, в соответствии с которыми определить способы оптимизации государственного регулирования социальных процессов.

Задачи диссертационного исследования.

1. Проанализировать эволюцию научных воззрений отечественных и зарубежных ученых на содержание социальных отношений и осуществить сравнительный анализ основных теоретико-методологических подходов к их социологическому изучению.

2. Обосновать концептуальные подходы к анализу социальных отношений в современном российском обществе.

3.На основе данных эмпирических исследований рассмотреть специфику проявления социальных отношений в современном российском обществе.

4. Определить объективные и субъективные факторы функционирования социальных отношений, а также возможные альтернативы и их формирования в условиях рыночной экономики.

5. Разработать рекомендации, направленные на оптимизацию государственной социальной политики и практики регулирования социальных процессов.

Объект диссертационного исследования — социальные отношения в современном российском обществе.

Под социальными отношениями в диссертационном исследовании подразумевается один из основных типов общественных отношений, проявляющихся в крупной, относительно самостоятельной и устойчивой части общества — в его социальной сфере. К этой сфере, по справедливому определению Г. И. Осадчей, относятся все субъекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей.

Социальные отношения складываются во всех видах и областях человеческой жизнедеятельности — в труде, быту, обучении, здравоохранении, досуге и др. по поводу удовлетворения жизненных потребностей людейпо поводу социального статуса субъектов взаимодействияпо поводу возможностей удовлетворения жизненных потребностей людей и способов их жизнедеятельности и т. д. Соответственно принято выделять социально-трудовые, социально-статусные, социально-бытовые и иные разновидности социальных отношений.

Предмет исследования — состояние социальных отношений способы их оптимизации посредством государственного управления социальными процессами.

В диссертации имеется в виду, прежде всего, социальное управление, представляющее собой воздействия на процессы, которые тоже называются социальными в узком смысле, протекающие в одной из основных сфер общественной жизни — социальной. К ним относятся процессы, непосредственно связанные с развитием условий и образа жизни людей, их социальных качеств и возможностей удовлетворения ими своих жизненных потребностей, с развитием социальных общностей, организаций и других социальных образований как целостных систем.

Теоретико-методологическая основой диссертационного исследования являются научные разработки указанных в предыдущем изложении ученых, основанные на диалектическом, структурно-функциональном и системном подходе к изучению общественных процессов и явлений.

В диссертации используются научные методы типологизации социальных процессов и явлений, социального прогнозирования и проектирования, разработанные С. А. Айвазяном, П. Бергером, В. И. Герчиковым, Г. Г. Татаровой, Ж. Т. Тощенко и рядом других социологов.

Эмпирические исследования осуществлены на основе современных методик формирования и реализации выборочных совокупностей опрашиваемых респондентов и с соблюдением научных стандартов их социологического опроса.

Источниковедческую и эмпирическую базу исследования составили: нормативно-правовые документы, постановления и распоряжения Правительства РФ по проблемам социальной политики, приоритетные национальные проекты: «Доступное и комфортное жильегражданам России», «Здоровье», «Образование», законодательные акты Российской Федерации по проблемам государственной социальной политики в том числе Федеральный закон от 22 августа 2004 г № 122-ФЗматериалы социологических исследований, проведенных Социологическим центром и кафедрой социологии РАГС при Президенте РФ под руководством д.ф.н., проф. В. Э. Бойкова в 2003;2007 гг., в том числе результаты социологических исследований, проведенных при участии автора:

Социальная справедливость в массовом сознании российского общества". Объем выборочной совокупности — 2404 человека. Опрос проведен с 25 ноября по 3 декабря 2003 года по общероссийской многоступенчатой квотной выборке в 25 субъектах Российской Федерации;

Социально-трудовые отношения в современном российском обществе: тенденции, противоречия и способы их разрешения" (декабрь 2004 г.) — опрос проведен в 20 субъектах РФ по общероссийской выборке, репрезентирующей работников основных отраслей экономики, занятых на предприятиях различных форм собственности. Объем выборки -1612 респондентов;

Социальная напряженность в российском обществе" (ноябрь 2006 г.) — опрос проведен в 26 субъектах РФ, представляющие все экономико-географические зоны страны по общероссийской репрезентирующей выборке. Объем выборки — 2407 респондентов и 504 эксперта.

Основные научные результаты диссертационного исследования и их новизна. Работа представляет собой комплексное теоретико-прикладное исследование социальных отношений в современном российском обществе, проведенного на основе анализа и учета особенностей трансформации политических, экономических условий, процессов общественной дифференциации и формирования нового общественного мировоззрения.

С учетом анализа существующих в отечественной и зарубежной социологии теоретико-методологических подходов обосновано, что социальные отношения включены в сферу социальной деятельности, которая имеет свои субъекты и свой предмет. Социальные отношения характеризуются воспроизводством и совершенствованием личности, социальных групп посредством удовлетворения их жизненных потребностей. Объектом социальных отношений являются: жизнеобеспечение людей и защита, обеспечение основных форм человеческой жизнедеятельности. В социальной сфере главным является. достижение высоких уровня и качества жизни людей.

Основой управления социальными отношениями является социальная политика государства, в рамках которой первостепенное значение имеют: во-первых, управление процессами изменений в системе условий жизни членов общества, включая развитие социальной инфраструктурысети учреждений, призванных обеспечивать жизненные потребности людей, и качества из работыво-вторых, управление процессами формирования и развития социальных качеств людей (образованности, законопослушности, нравственных и гражданских качеств, высоких духовных потребностей и др.) и, соответственно, изменений в их образе жизнив-третьих, управление развитием социальных отношений, формирующих рассматриваемую сферу и отдельные ее подсистемы, с целью оптимизации этих отношений.

Определено, что оптимальное развитие социальных отношений базируется на совершенствование системы социального партнерства. В социальную сферу, наряду с ее традиционными субъектами должен быть вовлечен на партнерской основе рыночный сектор в качестве эффективного субъекта социальной политики.

Обосновано, что с позиций социологического подхода, показателями проявления социальных отношений являются социальные индикаторы благополучия граждан, выстроенные на основе объективных и субъективных оценок. При этом субъективные показатели в характеристике социальных отношений позволяют более адекватно отразить их реальное состояние. Результаты исследований и реальная практика свидетельствуют, что недооценка субъективных показателей функционирования социальных отношений приводит к серьезным ошибкам в управлении социальными проектами, оказывает негативное влияние на организационные и социально-экономические решения, которые принимаются государственными органами, как федерального, так и регионального уровней.

На основе данных эмпирических исследований показано обесценение личных достижений людей (в образовании, уровне квалификации и др.) как фактора достижения ими надлежащего социального положения и престижа человека в обществе. Проведенный анализ показал, что это обусловлено существенным рассогласованием между личными (деловыми, творческими и др.) качествами людей как признаками их социального ранжирования и реальным уровнем их доходов, величина которых определяется независящими от индивидов обстоятельствами. Указанное рассогласование отмечают до 60% респондентов, в том числе подавляющее большинство из категории высококвалифицированных специалистов гуманитарных и технических профессий.

Не менее существенным показателем деформации социальных отношений является критическое восприятие населением практики реализации принципов социальной справедливости. Основная масса опрошенных (до 80%) считает, что социальная справедливость в обществе должна выражаться в наличии равных шансов на получение определенного уровня образования, элементарных медицинских услуг, обеспечение соответствия доходов выполняемой (или ранее выполненной) работы. В рамках этих координат такое же количество опрошенных отмечают недостаточную реализацию этих ориентиров социальной справедливости в российском обществе в целом и лично применительно к себе.

Обоснованна эффективность системного мониторинга социальных отношений, показатели которого скоординированы с системой индикаторов разработанных в соответствии и с учетом критериев индекса человеческого потенциала. Мониторинг общественного мнения граждан, общественности за ходом реформ становится сигналом «снизу» на действия государства, реализуемые «сверху», что может позволить дебюрократизировать процесс реформирования и создать условия для активизации низовых институтов и структур гражданского общества;

Показано, что развитие социально ответственной частной инициативы является одним из перспективных направлений в обеспечении общей системе роста благополучия населения. Противоречия между бедностью и богатством обусловливают высокую степень рассогласования интересов верхних и нижних слоев населения.

На основе выводов концепций самоорганизации социальных систем Ф. Лютенса, Г. Николиса, И. Пригожина, Р. Уотермена показана необходимость преодоления существующей в обществе социальной дифференциации, особенно тенденций ее усиления, посредством, с одной стороны, развития социальной инфраструктуры общества, с другойпредоставления равных условий и возможностей для развития человеческого потенциала. Показано, что экономическое развитие общества наиболее эффективно может осуществляться через повышение уровня и качества жизни социальных групп, посредством гарантий социальной защищенности граждан.

Выявлено, что в результате проводимых реформ в настоящее время сформировалась устойчивая замкнутость социальных слоев российского общества, возникли социально-экономические препятствия не позволяющие бедным и малообеспеченным слоям населения осуществлять вертикальную мобильность. На этой основе сделан вывод, что доля бедных слоев населения в ближайшие годы скорее будет возрастать, чем снижаться, что является следствием окончательного использования прежних жизненных ресурсов малообеспеченных россиян, а также невозможности для большинства из них в силу особенностей их человеческого потенциала и условий региональных рынков труда самостоятельно выйти из состояния нуждаемости. Качество социальных условий жизни улучшают в основном те, кто уже находится в более благополучном положении.

Обоснованы методы управления социальными отношениями в период ликвидации государственной системы социального обслуживания, переориентации социальной политики с принципов патернализма на принципы социальной ответственности, определены пути и способы оптимизации государственного регулирования социальной сферой общества на основе внедрения принципа координации действий и социальных возможностей «государство-бизнес-население».

Научная и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты проведенного исследования выражены в конкретных рекомендациях, которые могут быть использованы в практике социального управления федеральных, региональных органов государственной власти и органов муниципального управления. Результаты исследования также могут быть использованы в развитии теоретико-методологических и прикладных аспектов парадигмы трансформации социальных отношений в современном российском обществепри формировании современной государственной политики в сфере управления социальными отношениями, совершенствовании базы социального законодательства.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные результаты диссертации были отражены в статьях и публикациях, а также в предложениях автора, направленных в комитеты Государственной Думы Российской Федерации. Основные положения диссертации изложены в выступлениях автора на научно-практических, международных, межрегиональных и региональных конференциях и семинарах, в том числе на Всероссийском семинаре-совещании «Формы и методы реализации социальной политики и федеральных социальных программ на региональном и муниципальном уровне» (Москва, апрель 2004 г.), на 1У Международном форуме «Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества» (ноябрь 2006 г.) и на Международной научно-практической конференции «Государство, НКО, и бизнес: процесс взаимодействия» (ноябрь 2006 г.).

Важнейшие положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры социологии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Результаты исследования влияния социальных реформ на социальные отношения свидетельствуют о негативном их влиянии на уровень и качество жизни значительной части россиян. В период кардинальных реформ страна потеряла приоритеты во многих сферах жизни общества. Прежние социальные условия жизни населения определялись бесплатным здравоохранением и образованием, системой социальных гарантий. С переходом к рыночным отношениям многие из.

1 См.: Конституция Российской Федерации, Ст. 2- М.: Изд-во «Ось — 89», 2002. -С.4—5. прежних социальных благ были утрачены без компенсации их доступными платными услугами, поддержкой профсоюзов, отстаивающими интересы трудящихся.

Обоснованно, что в новых условиях необходимо изменение системы государственного управлений и регулирования социальными отношениями в обществе, прежде всего исходя из приоритетов социально ориентированного содержания управления в соответствии с конституционными гарантиями. Основой управления социальными отношениями является социальная политика государства, в рамках которой первостепенное значение имеют: во-первых, управление процессами изменений в системе условий жизни членов общества, включая развитие социальной инфраструктурысети учреждений, призванных обеспечивать жизненные потребности людей, и качества из работыво-вторых, управление процессами формирования и развития социальных качеств людей (образованности, нравственных и гражданских качеств, высоких духовных потребностей и, др.) и, соответственно, изменений в их образе жизнив-третьих, управление развитием социальных отношений, формирующих рассматриваемую сферу и отдельные ее подсистемы, с целью оптимизации этих отношений.

Доказано, что необходимость реформирования отражает потребность в создании современной социальной сферы, обновлении социальных технологий для более эффективного и отвечающего нуждам общества решения социальных проблем. Такое реформирование является условием более эффективного использования ресурсов, направляемых на социальные цели.

Определено, что формирование в новой России социальных отношений происходит под воздействием сочетания внешнего и внутреннего факторов. Внешним фактором является мировой императив построения информационного общества с органичной для него «новой экономикой», основанной на научном менеджменте, высоких технологиях и приоритетах: управленческого интеллекта перед эксплуатацией природных ресурсовинтеллектуального и человеческого капитала перед материальным капиталоминновационного развития перед ориентацией на сырьевые отраслиэкспорта знаний вместо экспорта сырья.

Внутренним фактором выступает фактор управления в переходной социальной системе, а именно то, в какой мере российские реформы выполняют императив введения России в координаты информационного общества и новой экономики. Выполнение этого означает проведение в переходной социальной системе, какой является сегодня Россия, институциональной (структурной) социально-экономической реформы в таких конкретных направлениях, как:

— перевод системы государственной службы на базу передовых информационно-коммуникационных технологий с целью создания в стране единой информационно-коммуникационной сети партнерских отношений между государством, обслуживающим общество, и всеми адресатами государственных услуг;

— создание в национальной экономике структурных условий для ее перехода на инновационный, высокотехнологичный путь развития;

— формирование конкурентоспособного национального рынка знаний, научных, образовательных, высокотехнологичных услуг, который бы непосредственно работал на устойчивый рост качества жизни в стране;

— защиты конкурентной среды и формирование системы поддержки малого и среднего бизнеса как фактора устойчивости социальных отношений в обществе;

— решения социальных задач — занятости, роста материального благосостояния людей;

— формирование системы отношений социального партнерства в аспекте установления партнерских, предусматривающих совместное решение проблем отношений между всеми субъектами социально-экономического взаимодействия — государством, бизнесом, профсоюзами и другими общественными организациями, работодателями и работниками — при уважении всеми партнерами интересов друг друга.

В социальную сферу, наряду с ее традиционными субъектами должен быть вовлечен на партнерской основе рыночный сектор в качестве эффективного субъекта социальной политики. Социальное партнёрство — многоуровневое явление, реализуемое как в обществе в целом, так и в отдельных его сферах. В широком смысле слова социальное партнёрство исследовано, как процесс сотрудничества на основе согласия интересов различных социальных групп с целью решения текущих и перспективных задач, как в интересах этих групп, так и в интересах всего общества. В то же время социальное партнёрство — это и идеология, порождённая определённым уровнем социально-экономического развития, в основе которого отказ, как от доктрины классовой борьбы, так и от доктрины ничем не ограниченной власти капитала и рынка.

Социально-экономические отношения, складывающиеся на основе установления партнерства рынка и государства, — это отношения экономической свободы. Категория «экономическая свобода» имеет систему показателей, используемых экспертами в оценке социально-экономической эффективности страны, когда уровень экономической свободы свидетельствует об уровне развития партнерских отношений. Низкий рейтинг России по показателям экономической свободы — это экспертное свидетельство сложившейся в стране системы отношений не соответствующих принципам социального партнерства.

Главные задачи социальной политики известны и общепризнанны: повышение жизненного уровня населения, ликвидация абсолютной бедности, уменьшение чрезмерной имущественной дифференциации, эффективное функционирование учреждений социальной сферы и т. д. В текущей же ситуации социальная политика ставит перед собой следующие цели: рост заработной платы, пенсии и пособий, постепенное преодоление разрыва между низкими зарплатами и пенсиями и прожиточным минимумом, приближение к реальной оценке прожиточного минимума, сохранению социальных учреждений.

Обосновано, что с позиций социологического подхода, показателями проявления социальных отношений являются социальные показатели благополучия граждан, выстроенные на основе объективных и субъективных оценок. При этом субъективные показатели в характеристике социальных отношений позволяют более адекватно отразить их реальное состояние. Результаты исследований и реальная практика свидетельствуют, что недооценка субъективных показателей функционирования социальных отношений приводит к серьезным ошибкам в управлении социальными проектами, оказывает негативное влияние на организационные и социально-экономические решения, которые принимаются государственными органами, как федерального, так и регионального уровней.

Выделена первостепенная значимость, приоритет воздействия личных интересов на все процессы общественной жизни. Устойчивое развитие любой государственной системы возможно в условиях сбалансированного развития личности и общества, общества и государства.

Учитывая принципиальное значение проблемы соотношения, рационального сочетания и взаимодействия личных, общественных и государственных интересов, обоснованна система предпочтений интересов, характерные для государств и общественно-политических систем и их взаимоотношения с интересами личности. Обоснован вывод, что системное согласование приоритетов развития и системная сбалансированность интересов личности, общества и государства, рациональное сочетание общественного, так и личного, создают условия, необходимые для самоутверждения и всестороннего развития личности, обеспечивают совокупность сбалансированных жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Анализ мирового опыта свидетельствует о наличии общих методологических подходов развитых государств к учету социальных факторов. К таким положениям отнесены:

— признание активной роли высших структур власти в постановке перспективных и текущих целей государственной социальной и экономической политики;

— обеспечение компромисса между темпами экономического роста и динамикой социальных показателей таких, как показателями уровня социальных гарантий и защищенности трудящихся, оплаты служащих в госсекторе и др.;

— использование в системе регулирования специальных механизмов социального характера влияющих на функционирование социально-экономической системы в целом;

— комплексный подход к регулированию социальной сферы, с ориентацией не только социально-производственную составляющую (занятость, безработица, профессиональное обучение и т. п.), но более факторы обеспечения здоровья и развития личности;

— развитие гибких механизмов реализации принятых социальных показателей, предполагающих становление долговременных отношений партнерства между властью и бизнесом на предприятиях всех форм собственности.

На основе данных эмпирических исследований показано обесценение личных достижений людей (в образовании, уровне квалификации и др.) как фактора достижения ими надлежащего социального положения и престижа человека в обществе. Проведенный анализ показал, что это обусловлено существенным рассогласованием между личными (деловыми, творческими и др.) качествами людей как признаками их социального ранжирования и реальным уровнем их доходов, величина которых определяется независящими от индивидов обстоятельствами. Указанное рассогласование отмечают до 60% респондентов, в том числе подавляющее большинство из категории высококвалифицированных специалистов гуманитарных и технических профессий.

Не менее существенным показателем деформации социальных отношений является критическое восприятие населением практики реализации принципов социальной справедливости. Основная масса опрошенных (до 80%) считает, что социальная справедливость в обществе должна выражаться в наличии равных шансов на получение определенного уровня образования, элементарных медицинских услуг, обеспечение соответствия доходов выполняемой (или ранее выполненной) работы. В рамках этих координат такое же количество опрошенных отмечают недостаточную реализацию этих ориентиров социальной справедливости в российском обществе в целом и лично применительно к себе. Социологические опросы показывают, что массовое сознание российского общества в основном раскрепостилось от прежней идеологической табуированности, стало менее политизированным и вполне толерантным в оценках частного предпринимательства. Наряду с этими изменениями общественной психики следует обратить внимание на то, что в последние годы в ней прочно укоренилось чувство тревоги. Психологический стресс обусловлен многими обстоятельствами. Это и реальные трудности элементарного выживания, угроза террористических актов и техногенных катастроф, конфликты на этнической и социально-бытовой почве, разгул преступности, наконец, субъективный дискомфорт, обусловленный неопределенностью грядущего социально-экономического и политического устройства страны. Одной из форм социально-психологической адаптации людей к действительности стала их мимикрия, то есть коррекция взглядов, ценностных ориентаций, норм поведения и т. д. в соответствии с реалиями новых взаимоотношений. Нередко это приспособление выражается в амбивалентности моральных воззрений — в несогласованности между исповедуемыми идеями и принципами нравственности, с одной стороны, и реальным уровнем моральных требований к себе и окружающим — с другой. Такие явления, как ловкачество, беспринципность, продажность и другие антиподы морали все чаще воспринимаются в обыденном сознании не как аномалия, а как вполне оправданный вариант взаимоотношений в быту, в политической деятельности, бизнесе и т. д.

Например, две трети опрашиваемого населения не видит ничего зазорного в уклонении от уплаты налогов, более того — 36,7% респондентов вообще убеждены, что такого рода обман государства' морально оправдан. При явно негативном отношении абсолютного большинства населения к сложившейся системе взяточничества свыше половины опрошенных предпочитают откупаться от чиновников для разрешения возникающих проблем с властью. Отмеченные и другие деформации индивидуальной и общественной морали, равно как и разгул преступности, воспринимаются зачастую как неотъемлемые спутники повседневной жизни.

Оценивая процессы трансформации ценностной структуры общественного сознания в российском обществе, следует обратить внимание на то, что в ней обозначились две тенденции: 1) обновление компонентов нормативно-ценностной структуры и 2) заметное упрочение значимости ранее существовавших ценностей. Возможно, в отдаленной перспективе это выразится в становлении новой моральной системы, в преодолении несоответствия между моралью советского периода нашего развития (в которой много было прогрессивного, но существовала и «двойная мораль») и постсоветскими общественными отношениями.

Обоснованна эффективность системного мониторинга социальных отношений, показатели которого скоординированы с системой индикаторов разработанных в соответствии и с учетом повышения уровня и качества жизни населения. Мониторинг общественного мнения граждан относительно проведения социальных реформ может своевременно корректировать реформы и создать условия для активизации гражданского общества;

В диссертации показано, что развитие современных социальных отношений в российском обществе имеет социокультурные особенности. Социокультурная трансформация есть комплексное, преимущественно, эволюционное преобразование общества как социокультурной системы. Комплексность преобразований рассматривается, как трансформационный процесс, который охватывает основные структуры и явления системы и поэтому не сводится к «реформам сверху», а его ход и результат в значительной степени зависят от действий массовых социальных групп. Это обусловливает принципиальную неоднозначность результата. Результатом трансформации может стать как поступательное, прогрессивное развитие общества, так и его регресс и даже деградация, когда в результате трансформационных изменений общество оказывается отброшенным на несколько уровней назад в своем развитии. Глобализация также может быть рассмотрена как процесс трансформации в глобальном масштабе, протекающий не линейно, неоднозначно и во многом непредсказуемо даже для определяющих субъектов данного процесса. В диссертационном исследовании определено, что, если рассматривать западное общество как социальную систему, то главная тенденция такой общественной системы направлена на возникновение равносильных элементов, обеспечивающих баланс системы, в российском обществе исторически сложилась система, при которой государство не имеет серьезной оппозиции, с которой ему было бы необходимо считаться.

Исходя из положения, что важнейшим фактором развития системы социальных отношений является государство как главный в обществе институт управления, обоснованы функции государства в социальной сфере в период формирования и развития в обществе рыночных отношений. В соответствии с обоснованной социальной задачей данного периода — государство призвано к роли гаранта защиты и обеспечения человеческой жизнедеятельности. Соглашаясь с тем, что человеческая жизнедеятельность защищается и обеспечивается, прежде всего, экономически, в работе обоснована позиция, с учетом практики развитых стран, сегодня только рост и наличие материальных благ, их возрастающее потребление нельзя напрямую связывать с повышением жизненного уровня населения, он также зависит и от уровня и качество жизни людей в конкретной стране, от принципов социального распределения, доступности для всех групп населения. Если раньше утверждались концепции экономического роста и удовлетворения потребностей как самоцели, таким образом, формировалось иидеализировалось общество потребления, то в новых условия возникает необходимость придать жизни человеку достойное качество, включая как материальную, так и духовную составляющую. Наиболее существенные компоненты данной концепции — характер духовных ценностей, норм поведения и форм общения, содержание и творчество в труде, свободное время, качественная сторона условий труда, быта, наличие развитой инфраструктуры, социальных услуг. Сюда также относятся понятия свободы демократии, ощущения удовлетворения жизнью, счастье и несчастье и др.

Важнейшей задачей социальной политики государства является обеспечение воспроизводства социальных ресурсов, что обуславливает целостность, динамизм, стабильность общественной системы, достижение определенного уровня социального равновесия, осуществление социальной солидарности в обществе. В работе показано, что социальная политика призвана способствовать более полному удовлетворению витальных и социальных потребностей человека. На этой основе складываются социальные отношения, а также происходит социальное воспроизводство и развитие общественных групп и связей между ними. По данным социологических опросов, по мере развития российских реформ определенная часть населения выражает недовольство ухудшением своего материального положения. Всё большую часть населения стали в последнее время волновать социальные права, такие как право на медицинскую помощь, бесплатное образование, обеспечение при болезни и в старости, увеличивается число тех, кто стал считать важным гарантированный государством прожиточный минимум.

Главной причиной отсутствия успеха современных реформ является игнорирование человеческого фактора, его составляющих, в том числе благосостояния населения. В современном российском обществе возникла настоятельная потребность формирования дифференцированной социальной политике государства, ориентированной на создание равных жизненных шансов для каждой категории населения при строгом учете их социальных условий жизни и ресурсными возможностями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С учетом накопленного теоретико-методологического арсенала и имеющейся базы эмпирических данных осуществлен комплексный анализ социальных отношений современного российского общества. Настоящее диссертационное исследование направлено на обоснование оптимальной государственной социальной политики и механизмов регулирования социальных процессов с целью повышения уровня и качества жизни населения, создания условий для развития человеческого капитала.

Современное общество представляет собой сложную социальную систему, развитие которой обусловливается человеческими взаимодействиями и подчиняется объективным законам. Эволюционные состояния общества в каждый конкретно-исторический момент времени являются продуктом системного, закономерного взаимодействия процессов: геополитических, экономических, социокультурных, научно-технических, психофизиологических и информационных процессов. Общество рассматривается как социальная система, состояния которой формируются и обусловливаются всей совокупностью сложных процессов, подчиняющихся объективным законам развития, так и порождающихся интересами, волей и действиями отдельных личностей и социальных групп.

В настоящее время существует разрыв между декларациями идеи и конституционного принципа становления социального государства, с одной стороны, и реальной практикой реализации социальной политики в деятельности органов государственной власти. Согласно полученным данным социологических опросов населения, доля критических суждений по поводу существа социальной политики в российском обществе уменьшается, но такого рода суждения в общественном мнении преобладают. Рассматривая эти данные, следует особо указать на актуальность изучения социальных отношений на эмпирическом уровне, позволяющем оценивать реальную практику деятельности государственных органов, связанную с регулированием этих отношений и с решением конкретных социальных проблем. Показано, что именно эмпирические исследования дают возможность выявить остроту противоречий в социальной сфере общества: между трудом и капиталом, между рыночной экономикой и невозможностью использования рыночных принципов в ряде областей социальной сферы, между уравнительным подходом в налогообложении и социально-экономической дифференциацией населения и др.

С учетом анализа существующих в отечественной и зарубежной социологии теоретико-методологических подходов обосновано, что социальные отношения включены в сферу социальной деятельности, которая имеет свои субъекты и свой предмет. Социальные отношения характеризуются воспроизводством и совершенствованием личности, социальных групп посредством удовлетворения их жизненных потребностей. Объектом социальных отношений являются: жизнеобеспечение людей и защита, обеспечение основных форм человеческой жизнедеятельности. В социальной сфере главным является достижение высоких уровня и качества жизни людей. Выявлено, в современном российском обществе назрела потребность в определении четкой государственной социальной концепции с обоснованием таких результатов социальной политики, как повышение уровня и качества жизни населения, развитие человеческого потенциала страны, повышение эффективности формирования и использования финансовых, материальных, информационных и кадровых ресурсов социальной сферы. Подводя итоги диссертационного исследования, прежде всего, следует отметить, что была рассмотрена актуальная проблема — влияние социальных реформ на социальные отношения в российском обществе.

Влияние социальных реформ на социальные отношения исследуют психологи, социологи, политологи, экономисты. В данном исследовании осуществлен комплексный анализ влияния социальных реформ на социальные отношения с позиций социологии управления. Особое внимание уделялось выявлению основных факторов такого влияния, а также способности человека управлять социальными условиями своей жизни. Определены объективные обстоятельства жизнедеятельности россиян, дан анализ их оценок реальных жизненных ситуаций, отношений к этим объективным обстоятельствам. Последствия социальных реформ для состояния российского общества, привели к осознанию необходимости формирования принципиально новой социальной политики — такой политики социального развития, в которой человек должен стать её главным приоритетом.

По Конституции РФ «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». 'Именно человек во всём многообразии его потребностей является главной целью развития каждого государства и человеческого сообщества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.2. .Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 24 апреля 2005 года.
  3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 года.
  4. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003−2005 годы). М., 2003.
  5. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005−2008 годы). М., 2005.
  6. Европейская Хартия о местном самоуправлении от 15 октября 1985 года.
  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Издание официальное. -М.:
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ. «О естественных монополиях».
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 22.08 2004 № 122-ФЗ).
  10. Доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке. М.: Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, 2001.
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. №ф3−131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  13. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  14. Р.У. Конституция и управление федеративным строительством России в условиях глобализации. М.: «Формула права», 2005.-299с.
  15. Е.А. Политика в личностном измерении // Политология студенту. — М., 1992. — 204с.
  16. Аристотель. Физика. Сочинения. В 4-х т. Т.З. — М.: Мысль,
  17. Г. П. Политическая социология. Курс лекций. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. 256с.
  18. Г. В. Сущность государственной службы. М.: Изд-во РАГС, 2002. 272с.
  19. А.С. Социально-культурные проблемы развития России. -М., 1992.
  20. А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. — 800 с
  21. Бауман 3. Индивидуализированное общество / Бауман 3. Пер. с англ. под ред. Иноземцева В.Л.- Центр исслед. постиндустр. о-ва, Журн. «Свободная мысль». -М.: Логос, 2002. -LXIII, 326 с.
  22. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 г. М.: Наука, 1990.
  23. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992 — 512с.
  24. Л. фон. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М.: «Прогресс», 1969.
  25. . Р., Моутон Д. Научные методы управления. Киев: Наукова Думка, 1990 240с.
  26. А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн.: Кн.1 304с. Кн.2 — 351с. — М.: Экономика, 1989.
  27. Н.М. Профсоюзы и создание социально-политических условий для регулирования социальных и трудовых проблем / Болибок, Н.М., Паршуков Ю.Б.- Северо-Кавказская академия государственной службы. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004. — 43 с.
  28. А.П. Социокультурная динамика образования: Исторический опыт России. / А. П. Булкин. Издание 2-е, стереотипное. — Дубна: Феникс+, 2005. — 207с.
  29. А.П. Социокультурная динамика образования: Исторический опыт России / А. П. Булкин. Дубна: Феникс+, 2001. -207с.
  30. Ф. Новый Органон. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1978.
  31. М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 652с.
  32. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 652с.
  33. П. Искусство менеджмента. М.: «Новости», 2003.
  34. Н. Кибернетика. М.: Наука, 1983. — 340с.
  35. Г. Что и как нужно сделать,, чтобы стать предпринимателем. Практическое руководство для начинающих. Минск: «Полифакт», 1991. 128с.
  36. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. Пер. с англ. М.: Дело, 1991. — 320с.
  37. О.С. Обзор книг Питера Блау по проблемам теории общества и социальной структуры. М.: Ин-т социол. исслед., 1979. -99с.
  38. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. -М.: Мысль, 1975.-372с.
  39. Тендер, власть, культура: социально-антропологический подход: Межвузов, науч. сб. по материалам конф. (май 2000 г.) / Саратов, гос. техн. ун-т- Редкол.: Ярская-Смирнова Е.Р.(отв. ред.) и др. Саратов, 2000.-177 с.
  40. Ф. История цивилизации в Европе / Пер. с фр. С-Пб., 1892.-290с.
  41. Т. Избранные произведения. В 2-х томах. T. l 583с. Т.2 — 748с. — М.: Мысль, 1965.
  42. Государственная власть и местное самоуправление: проблемы, пути взаимодействия. Екатеринбург. 1997. -280с.
  43. Государственная служба России: диалог с обществом / Комаровский B.C., Атаманчук Г. В., Тимофеева JI.H. и др.- Редкол.: В. С. Комаровский (отв. ред.) и др.- РАГС при Президенте РФ. Каф. политологии и полит, упр. М.: Изд-во РАГС, 1998. — 209 с.
  44. Государственное управление и самоуправление в России: Очерки истории / РАГС при Президенте РФ. Каф. истории рос. государства- Семьянинов В. П. (отв. ред.), Кожурин B.C., Петров В. Т. и др. М., Изд. РАГС, 1995.- 196 с.
  45. М.Н., Ирхин Ю. В. Актуальные проблемы политической науки: Коллективная монография. — М.: Экономическая демократия, 1996.- 188с
  46. Дж., Дейл О. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. 319с.
  47. JI.H. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989.-712с.
  48. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: Рольф, 2002. -560с.
  49. А.А. Социальная информатика: переходные периоды в социальных системах // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1997 / Под ред. Гвишиани Д. М., Садовского В. Н. и др. М., 1997
  50. А. Человеческий капитал // Управление человеческими ресурсами / Под ред. Пула М., Уорнера М. СПб., 2002. — 302с.
  51. П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. Иноземцева B.JI. М.: Academia, 1999.-243с.
  52. Э. О разделении общественного труда- Метод социологии / Пер. с фр. Гофмана А. Б. М.: Наука, 1991. — 574с
  53. Э. Самоубийство. Социологический этюд. М.: Мысль, 1994.-399с.
  54. Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. Гофмана А. Б. М.: Канон, 1995. — 352с
  55. Р. Власть и нравственность: согласие, благополучие, безопасность. М.: Славянский диалог, 1997. — 216с.
  56. П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Персонал. Словарь понятий и определений. М., «Экзамен», 2000. -465с.
  57. Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004. 400с.
  58. Н. JI. Специфика социальной системы России. -Ижевск: Издательство ИжГУ, 2000. 284с.
  59. H.JI. Социологические исследования малого бизнеса в Удмуртии. Ижевск, ИжГТУ 2000. — 218с.
  60. Захаров H. JL, Кузнецов A.JI. Мотивация труда работников промышленных предприятий. //Проблемы региональной экономики. № 14, 1999. Ижевск, Изд. ИЭУ УдГУ, 1999.
  61. Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования / Пер. с нем. Бокача И. И. и Ильина И. А. / Под ред. Кистяковского Б. А. М.: Сабашниковы, 1909. — 223 с.
  62. Н. Национальные инновационные системы / Н.И. Иванова- РАН- Ин-т мир. эк. и междунар. отнош. М.: Наука, 2002. -244с.
  63. О.А. Парадигмы политической науки и общественные отношения в условиях реформ / О. А. Колобов // Власть иобщественность: социальные аспекты взаимодействия. Н. Новгород, 1997.-381с.
  64. А. Бандитский Петербург. СПб.: Фили-пресс. 1996.-576с.
  65. Коэнен-Хуттер Ж. Социология и проблемы современного общества / Ж. Коэнен-Хуттер // Социология на пороге XXI века: основные направления исследований. М., 1999. — 384с.
  66. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981. — 302с.
  67. В.И. Траектории экономических трансформаций. М.: Экономика, 2004. — 311с.
  68. Г. Психология народов и масс. — СПб.: «Макет», 1995.329с.
  69. К. Н. Собрание сочинений. В 9 т. М., 1912−1913.
  70. , А.Я. Власть и общество: диалог в письмах / Лившин, А.Я., Орлов, И.Б. М.: РОССПЭН, 2002. — 205,2. с.
  71. Д. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. — М.: Мысль, 1985
  72. Н. Почему необходима «системная теория»? //Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994, — 269с.
  73. . Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998. л -290 с
  74. К. Экономические рукописи 1857−1858. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т.46. — 4.1. — 547с.
  75. Р.Ф. Профсоюзы и проблемы социальной защиты населения (опыт Западной Европы) / Р. Ф. Матвеев- Северо-Кавказская академия государственной службы. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004. — 46с.
  76. Д.И. Заветные мысли. М.: Мысль, 1995. — 318с.
  77. Д. ИБМ. Управление в самой преуспевающей корпорации мира. / Пер. с англ. B.C. Загашвили. М.: Прогресс, 1991. -454с.
  78. Р. Социальная структура и аномия.//Социология преступности, М., 1966.
  79. Р. Явные и латентные функции.//Структурно-функциональный анализ и совр. социология. М., 1968.
  80. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1992.
  81. Местная государственная служба во Франции: Организация и общий статус. М.: Издание посольства Франции в Москве, 1993.
  82. Михеев, Александр Валентинович. Трансформация социально-трудовых отношений в России на рубеже XX—XXI вв.еков: историческоеисследование / Михеев, Александр Валентинович. М.: КноРус, 2004. — 303 с.
  83. П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб: издательство «Нотабене», 1992. -445с.
  84. С. Век толп. — М.: «Центр психологии и психотерапии», 1996.
  85. Новейший философский словарь. Минск, 1999. — 633с.
  86. О Г. Зиммеле: Гофман А. Б. Социальная антропология Марселя Мосса // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Тр. по социал. антропологии / Пер. с фр. М.: Вост. лит., 1996.
  87. Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. М., 1996.
  88. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия: От М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму / Под ред. Давыдова Ю. Н. М.: Наука, 1994. — 380с.
  89. Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997.-270с.
  90. Политическая наука: новые направления / Пер. с англ. М. М. Гурвица, А. Л. Демчука, Т. В. Якушевой. Научный редактор Е. Б. Шестопал. М.: Вече, 1999.-816с.
  91. Г. Х. Будет ли у России второе тысячелетие. М.: Экономика, 1998. 352с.
  92. Практическая психология для менеджеров. М., 1996.
  93. Психология: Словарь / Под общ. ред. Петровского А. В. и Ярошевского М. Г. 2-е изд. — М., 1990. — 412с.
  94. Путь к эффективному государству: План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. М.: Изд-во МГУ, 2002. 98с.
  95. Г. Я. Социально-трудовые отношения. М., 2003. ЮО. Ролз Дж. Теория справедливости / Пер. с англ. Целищева В.В.и др. Новосибирск, 1995.
  96. Э. Введение в кибернетику. М., 1959.
  97. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах: всерос. науч.-практ. конф, март 2005 г.: сб. материалов под ред. А. И. Кравченко, Г. С. Ширококаловой, В. Н. Тимохина Пенза: Приволж. Дом знаний, 2005: Множ. участок ПДЗ 7.
  98. ЮЗ.Ротстайн Б. Политические институты: общие проблемы // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингеманна. М.: Вече, 1999. -238с.
  99. .Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. — 416с.
  100. О.Н. Власть и общество: на пути к диалогу: (региональные аспект): Моногр. / Савинова О.Н. Н. Новгород: Литера, 1998, — 143с.
  101. Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организации. М.: Экономика, 1995.
  102. А. Технический анализ Социальных Систем. Грозный, 1999. //http://www.ras.ru/~moshkow/.
  103. П.А., Нордхаус В. Д. Экономика: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. Л. С. Тарасевича, А. И. Леусского. 15-е изд. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 799с.
  104. Т., Воутилачнен Э., Лоренс П., Ниосичен И. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1988 — 318с.
  105. А. Проблема доверия / пер. с англ. Мюрберг И. И., Соболевой Л. В. М.: Идея-Пресс, 2002. — 254с.
  106. Ш. Синк Д. С. Управление производительностью. М.: Прогресс, 1989. -528с.
  107. Н.К. Управление малым бизнесом. М.: Дело, 1997.-672с.
  108. Современные западные исследования социологической классики / Под ред. Гирко Л. В. М.: ИНИОН РАН, 1992. — Вып.1: Георг Зиммель. — 100с.
  109. Современные тенденции развития регионального экономического сотрудничества в Восточной Азии. Материалы научной конференции ИМЭМО РАН / Под ред. Чуфрина Г. И. М.: ИМЭМО РАН, 2003.-81с.
  110. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — 543с.
  111. Социальная политика: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. НА. Волгина. М.: Академ, проект, 2005. — 688с.
  112. Социальное положение в России. Кто виноват и что делать? Наша позиция / Под ред. В. П. Незнамова, Н. Е. Чудновского. М., 2005.
  113. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. Кн. 2: Социально-экономические модели (из мирового опыта) / под ред. К. Микульского — Международная ассоциация академий наук, РАН. М.: Экономика, 2005. — 9092.с.
  114. Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 2. Книга первая: Субъекты. Органы управления. Государственная служба. -Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2001.-400с/
  115. . Ю.Н. Служебное право. М.: БЕК, 1996. — 698с.
  116. Степнова JLA. Социальная мифология и проблемы современного социального мышления. М.: Изд-во РАГС, 1999.
  117. Г. Социальная логика. СПб.: «Социально-психологический центр», 1996. —427с.
  118. Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. М.: Издательство «Республика», М., 1992.
  119. Дж. Структура социологической теории. М., 1985.384с.
  120. А.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.-512с.
  121. А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. — 563с.
  122. П. Идея социальной науки и ее отношение к философии: Пер. с англ. / Уинч, Питер. М.: Рус. феноменолог, о-во, 1996. — XXI, 106с.
  123. Фрейд 3. Введение в психоанализ (лекции). М.: СТД, 2003.623с.
  124. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. СПб: Вост.-Европ. Ин-т Психоанализа, 1994. — 253с.
  125. Ф. Доверие: Социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ. / Под общ. ред. Колопотина М. М.: ACT: Ермак, 2004.-733с.
  126. Г. И. Новый взгляд на развитие общественных отношений. М.: Талицы, 1996. — 48с.
  127. Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение / Пер. с англ. М., 1992. — 331с.
  128. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: ACT, 2004.-941с.
  129. Д. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1992.253с.
  130. В.А. Память. М.: Современник, 1982 — 762с.
  131. Чичканов, Антон Валерьевич. Социальные отношения в современном российском обществе: монография / Чичканов, Антон Валерьевич- РАГС при Президенте РФ, Кафедра социологии. М.: Изд-во РАГС, 2005.- 163с
  132. О. Закат Европы. М.: Айрис пресс, 2003. — 528с.
  133. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  134. В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.
  135. Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России / Ю. В. Арутюнян // Социологические исследования 2002.-N 9.
  136. А.С. Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку. // «Атмода». — Рига 1990, 29 апреля.
  137. А.С. Социо-культурная методология анализа российского общества // Материалы независимого теоретического семинара. http://www.russ.ru/antolog/inoe/oglav.htm/oglav.htm.
  138. Ахиезер А. С. Дебри неправды и метафизика истины. // «Общественные науки и современность». -М., 1991, №.5.
  139. Ахиезер А. С. Социокультурная динамика России. К методологии исследования. // «Полис». М., 1991, №.5
  140. Г. А. О преодолении кризиса идентичности: итоги и перпективы 2000 г. / Г. А. Белов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. 2000.-N 6.
  141. Е.Д. Реформа государственной службы в РФ в контексте демократизации политической системы и формирования гражданского общества / Е. Д. Богатырев // Власть. 2005.-N 2.
  142. С. Россия в меняющемся мире: внешние и внутренние вызовы / С. Валентей, Л. Нестеров // Вопр. экономики. -2002.-N 3.
  143. Н.М. Проблемы консолидации общества и власти // Социологические исследования — 2005.- N 5.
  144. Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера // Социологические исследования 2003.-N 4.
  145. Выступление Президента РФ В. В. Путина на Выездной сессии Давосского экономического форума в Москве 10 марта 2003 г. // www.novosty.ru.
  146. А.А. Общественная толерантность: возможности и препятствия // Полития. — 2003 .-№ 1.
  147. С.Ю. Будущее России в инновационной экономике // Науковедение. М., 2002. — № 1.
  148. JI. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. М., 2003. — № 3.
  149. А.А. Социальная информатика: переходные периоды в социальных системах // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1997 / Под ред. Гвишиани Д. М., Садовского В. Н. и др. М., 1997.
  150. А. Общественное сознание (политика, культура, этика) // http://www.narcom.ru/ideas/socio/127.html.
  151. Духовные наставления св. саровского старца о. Серафима // http://www.lib.ru/HRISTIAN/.
  152. В.И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности // Социологические исследования 2005.-N6.
  153. А. Реальный коммунизм // Завтра. 2004. № 3.
  154. Игорь Юргенс о взаимоотношениях бизнеса и власти // Новости малого бизнеса. М., 2004. — № 14.
  155. В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. 1997. — № 10.
  156. Иноземцев В.Л. Fin de siecle. К истории становления постиндустриальной хозяйственной системы (1973−2000) // Свободная мысль-XXI. М., 1999. — № 8.
  157. Качество роста 2000/В. Томас и др.: Пер. с англ. М.: Весь мир, 2001.
  158. А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития / А. П. Кочетков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. 1998.-N 4.
  159. Ю. Мировые модернизации и судьбы страны // Свободная мысль. 1998. — № 2. С. 89−101
  160. Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации // Вопросы философии. — М., 1992. № 12.
  161. Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. М., 2000. — № 6.
  162. А. Три аккорда // Известия. М., 2004. — 22 января
  163. А. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи / А. Маршак // Социологические исследования 1998.-N 12.
  164. May В, А. Что угрожает росту // Эксперт. 2004. № 9.
  165. Р. Социальная структура и аномия. // Социологические исследования. 1992. — № 3,4.
  166. Р. Социальная теория и социальная структура. //Социологические исследования. 1992. — № 2.
  167. Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность // Проблемы управления. 1993. № 3.
  168. Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. № 2.
  169. Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. М., 1999. — № 2.
  170. Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. № 2.
  171. Нил Соровский преподобный. О восьми главных страстях и победе над ними. М.: Благо, 1997. // http://www.lib.ru/PIRISTIAN/.
  172. С. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей // Проблемы теории и практики управления. М., 2002. — № 1.
  173. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. //Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Структуры и институты. 1993. — Т.1. — Вып. 2. -94−122 с.
  174. Т. Общетеоретические проблемы социологии. // Социология сегодня М., 1965.
  175. Е.В. Природа социальных отношений и социологический вектор мировой истории / Е. В. Пашинцев // Соц,-гуманитар. знания. 2002. -N 5.
  176. С. Неолиберальная глобализация: есть ли альтернатива? // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 4.
  177. Ю.К. Формационная и цивилизационная триады // Свободная мысль. 1998. — № 8.
  178. Д.В. Венчурное финансирование: механизмы и этапы функционирования // Науковедение. М., 2002. — № 2.
  179. .М. СНГ и Россия: прогноз на будущее // http://www.ispr.ru/Confer/conferl 8−13 .html.
  180. .Г. Актуальные вопросы научно-технической политики // Науковедение. М., 2002. — № 1.
  181. И.И. Об основаниях формирования пропорций социально-политического развития общества / И. И. Санжаревский// Соц.-гуманитар, знания. 2003.-№ 5.
  182. Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве // Философия и общество. 1997. — № 6.
  183. В.Г. Проблемы формирования гражданского общества // Социально-политические науки. -1991. № 4.
  184. А.И. На возврате дыхания и сознания. // http://www.vehi.net/samizdat/izpodglyb/01 .html.
  185. Ю.Е. Слова «правда» и «цивилизация» в русском языке. //Известия Академии Наук, ОЛЯ, 1972. Т.31. — Вып.2.
  186. Е. «И коридоры власти могут вести в тупик» // Бизнес для всех. М., 2003. — № 36.
  187. Н.Е. Россияне: нормативная модель взаимоотношений общества, личности и государства / Н. Е. Тихонова // Обществ, науки и современность. 2005.-N 6.
  188. О. Деполитизировав олигархов, государство не стало сильнее // Известия. М., 2004. — 26 октября.
  189. А. Трансформация современной России: возможности и пределы // Власть. 2002. — № 12.
  190. В. Актуальные проблемы модернизации российской промышленности // Общество и экономика. 2002. № 8 — 9.
  191. С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. 1994. — № 1.
  192. Д. Прогноз воспроизводства человеческого капитала необходимый элемент экономической стратегии // Человек и труд. — М., 2001. — № 3.
  193. . Некоторые аспекты формирования рыночной инфраструктуры трансфера технологий // Проблемы теории и практики управления. М., 2003. — № 3.
  194. М.А. Массовые адаптационные стратегии и перспективы институциональных трансформаций // Мир России. 2001. № 3.
  195. В.А. Россия как трансформирующееся общество (Резюме многолетней дискуссии социологов) // Общество и экономика. М., 1999. -№ 10−11.
  196. В.А., Ядов Н. В. Социальные и индивидуальные факторы изменений в диспозиционной структуре личности // Социологические очерки: Ежегодник. М., 1991.
  197. Blau P. Exchange and power in social life. N.Y., 1964/
  198. Castells M. The power of identity. Maiden- Oxford: Blackwell publishers, 1997
  199. Castells M. The rise of the network society. Maiden- Oxford: Blackwell publishers, 1996
  200. Comte A. The Positive Philosophy. (New York: D. Appleton & Co., 1854.
  201. Diccinario de Sciencias Politicas. Buenos Aires, 1989. P.464.
  202. Duim J. The long wave in economic life // Economist. 1977. -Vol.125, № 4.-543 p.
  203. Fukuyama F. Trust: the social virtues and the creation of prosperity.- L.: Hamish Hamilton, 1995. 457 p.
  204. Galbraith J. The good society. The humane agenda. Boston — N.Y., 1996
  205. Homans G. Social behavior. Its elementary forms. -N.Y., 1961.
  206. Levi-Strauss C. Structural Anthropology. New York: Basic Books, 1963.
  207. Lucas R. Making a miracle // Econometrica. New Haven: Conn, 1993.-Vol.61, № 2.-P.290.
  208. Lucas R. On the mechanics of economic development // Journal of monetary economics. Amsterdam, 1988. — Vol.22, № 1. — P.3−22.
  209. Luhman N. The Differentiation of Society. New York, 1982.
  210. Luhman N. Trust and Power. New York, 1979.
  211. Luhmann N. Soziale Systeme: Grundriss einer allgemeinen Theorie. 1984. S. 184ff.
  212. McAuley, Mary. Russia’s politics of uncertainty / McAuley, Mary.- Cambridge: Cambridge univ. press, 1997. XIX, 351 p.
  213. Merton R. K. Social Theory and Social Structure. Glencoe, IL: Free Press, 1957.
  214. Metcalf S. The economic foundations of technology policy: Equilibrium and evolutionary perspectives // Handbook of the economics of innovation and technical change / Ed. By Stoneman P. L.: Blackwell, 1995.
  215. Morland D., Cowling M. Political issues for the twenty-first century- VT: Ashgate, cop. 2004.- 270 p.
  216. Parsons T. Social system and the evolution of action theory, N. Y-L., 1977.
  217. Parsons T. Societies- evolutionary and comparative perspectives, Englewood Cliffs (N. J.) 1966.
  218. Parsons T. Some problems of general theory in sociology.//Theoretical sociology. -N. Y., 1970.
  219. Parsons T. The social system, Glencoe, 1959- Economy and society, L., 1964 (совм. с N. Smelser).
  220. Parsons T. The Structure of Social Action. New York: Free Press, 1937
  221. Parsons T. The System of Modern Societies. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1971.
  222. Parsons T. Toward a general theory of action, Camb., 1959 (совм. с E. A. Stills).
  223. Simmel G. The philosophy of money. L. etc.: Routledge & Kegan Paul, 1978.-512 p.
  224. Tainter J.A. The Collapse of Complex Societies. Cambridge: Cambridge univ. press. 1988.
  225. Touraine A. Pourrons-nous vivre ensemble? Egaux et differents. -P., 1997.
  226. Toynbee AJ. A Study of History. Vol. 1−12. — London, 19 341 961.235. rels.obninsk.com.236. www.ariom.ru.237. www.carnegie.ru.238. www.comunicationadv.msk.ru.239. www.levada.ru.240. www.philosophy.ru.241. www.senat.org.
Заполнить форму текущей работой