Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка методов повышения эффективности использования мобильных сельскохозяйственных агрегатов как человеко-машинных систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для исследования процессов взаимосвязанной совместной работы человека-оператора и технической системы возникает необходимость в установлении количественных закономерностей влияния состояния оператора на эксплуатационные показатели эффективности работы. Исследования в данной области исследования не обеспечивают требуемого уровня решения соответствующих задач. Создание теоретических моделей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ факторов эффективного использования сельскохозяйственных мобильных агрегатов как человеко-машинных систем
    • 1. Условия и особенности использования сельскохозяйственных машинно-тракторных агрегатов
    • 2. Анализ тенденций развитиях. мобильных энергосредствпозиций их взаимодействияоператором
    • 3. Анализ тенденций развития зерноуборочных комбайнов с позиций их взаимодействия с оператором
    • 4. Особенности применения автоматизированных систем управления машинно-тракторными агрегатами
    • 5. Анализ и систематизация инженерно-психологических факторов повышения эффективности использования МТА
    • 6. Повышение эффективности использования МТА за счет рационализации условий труда механизатора
    • 7. Влияние физических факторов рабочей среды на эффективность использования МТА
    • 8. Анализ методик обоснования режима труда и отдыха механизатора
    • 9. Анализ методов моделирования мобильных человеко-машинных систем
    • 10. Методы анализа информационных потоков при управлении мобильными человеко-машинными системами
    • 11. Анализ влияния эксплуатационных факторов на производительность машинно-тракторного агрегата
    • 12. Выводы и задачи исследования
  • Глава 2. Научно-методические основы построения моделей функционирования человеко-машинных систем
    • 2. 1. Методологический подход к исследованию МТА
    • 2. 2. Анализ МТА как человеко-машинной системы
    • 2. 3. Обоснование методического подхода к исследованию эффективности использования МТА
    • 2. 4. Обоснование вида дифференциальной модели производительности МТА
    • 2. 5. Теоретическое обоснование аддитивной дифференциальной модели производительности системы «человек-машина»
    • 2. 6. Теоретическое обоснование мультипликативной модели производительности системы «человек-машина»
    • 2. 7. Обоснование методики оптимизации режима труда и отдыха механизатора
    • 2. 8. Обоснование методики анализа колебаний производительности в течение рабочего периода
    • 2. 9. Методические основы исследования свойств стационарности значений производительности
      • 2. 10. Дискретная модель динамики функционирования технологического комплекса
      • 2. 11. Теоретическое исследование информационной нагрузки на механизатора
      • 2. 12. Определение вероятностной оценки производительности МТА
      • 2. 13. Основы методики исследования напряженности выполнения механизатором рабочего процесса
  • Глава 3. Методика экспериментальной проверки теоретических моделей функционирования МТА
    • 3. 1. Общая характеристика МТА как объектов исследования с позиций инженерной психологии
    • 3. 2. Методические основы получения экспериментальных данных о функционировании МТА
    • 3. 3. Методика статистического анализа экспериментальных данных
      • 3. 4. Методика определения коэффициентов аддитивной дифференциальной модели производительности
    • 3. 5. Методика определения коэффициентов мультипликативной дифференциальной модели производительности
      • 3. 6. Методика гармонического анализа текущих значений производительности при циклическом выполнении работы
      • 3. 7. Методика оценки свойств стационарности потоков заявок систем обслуживания
      • 3. 8. Методика дискретизации марковских процессов с непрерывным временем
  • Глава 4. Анализ результатов экспериментальной проверю! теоретических моделей функционирования МТА
    • 4. 1. Статистический анализ характеристик точности выполнения рабочего процесса механизатором
    • 4. 2. Анализ взаимосвязи факторов, определяющих производительность МТА
    • 4. 3. Экспериментальная поверка дифференциальной модели производительности МТА с вождением по ограниченному динамическому коридору
    • 4. 4. Экспериментальная проверка дифференциальной модели производительности МТА с вождением без видимых ориентиров
    • 4. 5. Результаты проверки дифференциальной модели производительности для МТА с одновременным регулированием скорости и ширины захвата
    • 4. 6. Результаты экспериментальной проверки методики оптимизации режима труда и отдыха
    • 4. 7. Результаты анализа сезонной динамики производительности
    • 4. 8. Результаты спектрального анализа выборочных значений производительности при циклическом выполнении рабочего процесса
    • 4. 9. Результаты экспериментальной проверки дискретной модели динамики переходных процессов при эксплуатации технологических комплексов
    • 4. 10. Результаты апробации вероятностной оценки производительности МТА
    • 4. 11. Результаты анализа информационной нагрузки на механизатора при рабочем ходе
    • 4. 12. Результаты апробации методики исследования напряженности труда механизатора
  • Выводы

Разработка методов повышения эффективности использования мобильных сельскохозяйственных агрегатов как человеко-машинных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Низкий уровень производства сельскохозяйственной продукции растениеводства, значительные (до 40%) потери урожая, неудовлетворительное качество продукции, высокие затраты труда и средств объясняются серьёзными недостатками в развитии материально-технической базы сельского хозяйства [127]. Особое место в структуре основных фондов занимает её активная частьсельскохозяйственная техника, доля которой составляет 24,4% [ 208, 228]. В связи с этим, эффективность сельскохозяйственного производства определяется количественным и качественным составом технических средств.

С 1960;х годов развитие техники для механизации сельскохозяйственного производства осуществляется на основе комплексных программ в виде систем машин. Реализация систем машин обеспечивала комплексную поставку новой техники, плановое перевооружение сельского хозяйства и повышение производительности труда. Целенаправленное развитие техники с 1960 г. позволило за 10 лет сократить затраты труда на производство зерна в 2,9 раза, сахарной свеклы — в 1,8 раза и картофеля — в 1,7 раза [ 230 ]. Дальнейшая реализация технической политики в сельском хозяйстве к 1990 г. позволило снизить затраты труда на производство зерна в 1,8 раза, сахарной свеклы — в 2,28 раза и картофеля — в 1,25 раза [ 127, 231].

Показатели эффективности производства изменяются в широких пределах. Для одной климатической зоны и примерно одинакового технического оснащения затраты труда на производство зерна в Нечерноземной зоне в 1986. 1993 гг. при среднем значении 1,6 чел. ч/ц изменялись от 1,3 чел. ч/ц до 3,0 чел. ч/ц [ 84 ].

Основным фактором развития мобильной сельскохозяйственной техники является повышение её производительности. Совершенствование машин сопровождается повышением единичной мощности и массы, рабочих скоростей, усложнением конструкции, увеличением количества органов управления и средств отображения информации.

За годы реализации систем машин средняя мощносгь тракторного двигателя увеличилась за 20 лет более, чем в 2 раза. За счет увеличения мощности двигателя пропускная способность зерноуборочного комбайна за этот же период увеличилась примерно в 2,5 раза [ 220 ]. При этом, все более четко начинает просматриваться тенденция по снижению уровня использования потенциальных возможностей технических средствфактическая пропускная способность зерноуборочного комбайна в производственных условиях составляет 50. 60% от паспортных значений [ 145 ].

Опыт использования импортных зерноуборочных комбайнов фирмы «Case» B Башкирии показывает, что разница в средней сменной производительности в одинаковых условиях для разных механизаторов может отличаться более, чем в 2 раза [ 142 ].

В ходе совершенствования мобильных машин принимаются меры для улучшения условий труда механизатора. Существенно снижен уровень шума на рабочем месте, уменьшено содержание механических примесей в воздухе рабочей зоны, параметры микроклимата приближаются в: оптимальным значениям, уменьшены усилия на органах управления, повышена комфортность кабин и эргономические характеристики рабочих кресел. Шире начинают применяться многофункциональные системы автоматизированного контроля за работой технической системы. Однако введение в конструкцию дополнительных устройств усложняет эксплуатацию машин и способствует увеличению информационной нагрузки.

Рабочие скорости тракторов третьего поколения повысились до 2,5.4,2 м/с, что в 1,8.3,0 раза больше рабочих скоростей тракторов первого поколения [ 239 ]. Это в свою очередь уменьшило время, отводимое механизатору как оператору мобильной системы на восприятие информации, принятие решения и выполнение управляющего действия, что увеличивает напряженность его труда и приводит к большему утомлению.

Приведенные факты говорят о существовании и постепенном обострении противоречий между потенциальными возможностями технических средств и способностями человека-оператора их полного использования. Проблема усугубляется еще и тем, что при сокращении за последние 10″ лет тракторного парка на 39% [ 255 ], увеличивается интенсивность использования имеющихся технических средств и обслуживающего персонала.

По мере развития сельскохозяйственных мобильных агрегатов происходит расширение их функциональных возможностей. Номенклатура машин для агрегатирования с универсально-пропашным трактором класса 1,4 за 20 лет увеличилась более, чем в 2 раза [ 31 ]. В течение сезона механизатору приходится выполнять 15.20 видов полевых работ. При каждой смене видов работ у оператора наступает периода адаптации к новой деятельности, в ходе которой формируются соответствующие психомоторные программы. По мере восстановления навыков происходит рост производительности агрегата. Накопленный практический опыт по испытанию и эксплуатации мобильных агрегатов показывает возрастающее влияние состояния операторов на эффективность их применения. Традиционные методы организации работы мобильных машинно-тракторных агрегатов учитывают состояние оператора опосредованно в виде усредненных составляющих баланса времени смены. Методы количественного описания процессов работы МТА как человеко-машинных систем на данный момент не разработаны.

Для исследования процессов взаимосвязанной совместной работы человека-оператора и технической системы возникает необходимость в установлении количественных закономерностей влияния состояния оператора на эксплуатационные показатели эффективности работы. Исследования в данной области исследования не обеспечивают требуемого уровня решения соответствующих задач. Создание теоретических моделей, адекватно описывающих поведение человеко-машинной системы в зависимости от уровня эксплуатационных факторов, будет способствовать формированию информационной базы для проектирования, развитию методических основ исследования и испытания и способов эффективного их использования.

Основные направления данной работы сформировались в ходе анализа результатов испытаний новых сельскохозяйственных машин, проводимых на машиноиспытательных станциях. Экспериментальная проверка теоретических моделей проводилась на основе хрономегражных наблюдений за работой сельскохозяйственных агрегатов различного назначения в условиях ОПХ ЦМИС, Подольской МИС и ряда хозяйств Московской, Рязанской и Тверской областей. Для проверки теоретических моделей частично использовались результаты хрономегражных наблюдений за работой зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, проведенных доцентами кафедры ЭМТП Дьячковой В. Г. и Авдошиным Н. В. в ходе выполнения ими научно-исследовательской работы.

В выборе математических методов для описания процессов функционирования систем «человек-машина» неоценимую помощь оказал профессор кафедры высшей математики Судаков Р.С.

Выражаю благодарность научным консультантам: профессорам Зангиеву А. А. и Верещагину Н. И. за оказанную помощь при выполнении данной работы, профессорам Кленину Н. И. и Казакову B.C. за ценные советы в выборе направления и представлению результатов исследования, сотрудникам кафедры ЭМТП и специалистам ЦМИС, ВИМа и других научных коллективов за творческое и заинтересованное обсуждение предложенных решений и методов исследования МТА как человеко-машинных систем.

Выводы и рекомендации.

1.Мобильные сельскохозяйственные агрегаты являются сложными человеко-машинными системами, показатели функционирования которых зависят как от природно-производственных факторов, так и от факторов, характеризующих состояние оператора в процессе работы.

2.Влияние изменчивого состояния операторов на производительность мобильных агрегатов в процессе работы с ошибкой не более 5% описывается дифференциальной моделью. При этом в зависимости от характера совместного воздействия на оператора факторов, тормозящих и стимулирующих рост производительности, возможно аддитивное и мультипликативное представление дифференциальной модели.

3.На основании дифференциальной математической модели по максимуму среднесменной производительности установлено оптимальное соотношение, а между временем отдыха и работы оператора мобильного агрегата с учетом необходимости периодического восстановления психофизиологического потенциала работоспособности и неизбежной потери ритмики при чрезмерной длительности отдыха. Оптимальные значения аОПт в зависимости от вида и условий работы, а также индивидуальных особенностей оператора изменяются в диапазоне a0irr= 0,30. 1,20.

4.В зависимости от изменения состояния механизатора в процессе работы имеют место максимум производительности мобильных агрегатов в течение недели, а также сезона полевых работ. Максимум недельного цикла изменения производительности приходится на 3 или 4 день недели (среда, четверг), а для сезонного цикла — к 4 — 7 недели.

5.На основе теории дискретных цепей Маркова получена математическая модель динамики переходных процессов работы технологических комплексов, позволяющая оптимизировать их количественный состав с учетом утомляемости операторов в процессе работы. Установлено, что продолжительность перехода системы в стационарный режим работы составляет 0,9. .2,7 часа, которая соизмерима с длительностью основных фаз изменения работоспособности операторов.

6.Установлено, что процесс развития сельскохозяйственных мобильных агрегатов всех типов связан с непрерывным ростом эвггропии положения органов управления и в сочетании с увеличением рабочих скоростей приводит к существенному увеличению информационной нагрузки на оператора и его утомляемости. Суммарная энтропия для тракторов МТЗ-80 и МТЗ-100 соответственно в 2 и 4 раза выше, чем для трактора МТЗ-50. Для органов управления зерноуборочных комбайнов суммарная энтропия на 40.50% выше, чем для колесных тракторов. В связи с этим необходимо оптимальное построение систем контроля и управления мобильными агрегатами с учетом физических и других возможностей оператора в сочетании с современными средствами автоматической оптимизации отдельных его функций.

7.На примере агрегатов для междурядной обработки пропашных культур получена математическая зависимость коэффициента загрузки оператора от соответствующих параметров рядка растений и органов управления трактором с учетом скорости, позволяющая оптимизировать системы управления мобильными агрегатами по эргономическим критериям. Параметры систем управления при этом должны обеспечивать значения коэффициента загрузки оператора в диапазоне К3=0,1. .0,7.

8.Оптимальное значение коэффициента загрузки оператора на универсально-пропашном тракторе достигается на скорости 0,8 м/с при скорости поворота направляющих колес 0,1 рад/с и угле увода 0,03 рад и на скорости 2,1 м/с при угле увода 0,01 рад/с.

9.На основе теории статистических игр с природой в условиях неопределенности действующих факторов обоснована методика выбора оптимальной стратегии выполнения работы с гарантированным уровнем эффективности.

При этом наряду с природно-производственными факторами учитываются также индивидуальные особенности операторов при различных сочетаниях времени работы и отдыха.

Ю.Полученные результаты моделирования работы мобильных сельскохозяйственных человеко-машинных агрегатов обеспечивают повышение эффективности их использования при взаимосвязанном учете природно-производственных факторов и функциональных возможностей операторов.

Предлагаемые математические модели и опытные данные могут быть использованы при разработке новых конструкций человеко-машинных агрегатов, дальнейшего совершенствования методов испытаний новой сельскохозяйственной техники, а также при нормировании полевых механизированных работ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдула С Л., Гудзь С.ГТ. Харьковский тракторный: страницы истории// Тракторы и с.х. машины, 1996, № 5 с. 2 6.
  2. В.А. и др. Справочник по исследованию операций. Под общ. Ред. Ф. А. Матвейчука, — М.: Воениздат, 1979 .- 368 с.
  3. Автоматизация в растениеводстве / С. А. Иофанов ., Л. Коллар, А. Б. Лурье и др.. М.: Агропромиздат, 1992 г.
  4. Л.Е. Основы расчета оптимальных и допускаемых режимов работы машинно-тракторных агрегатов .- Л.: Колос, 1978. 296 с.
  5. Н.В. Обоснование технологических процессов уборки кормов с измельчением: Автореф. дисс. На соиск. Учен. степ. канд. техн. наук, — М.: МИИСП, 1986 г.
  6. С.П., Казаков A.M., Колотиков Н. И. Борьба с шумом и вибрацией в машиностроение. М.: Машиностроение, 1970 .- 208 с.
  7. В.В. Дифференциальные уравнения в приложениях . М.: Наука, 1987.-160с.
  8. Андреева-Галанина Е. Ц. Вибрация и её значение в гигиене труда .- Л.: Медгиз, 1956 .- 190 с
  9. В., Розанов В. Учебник по тракторам СТЗ-ХТЗ, «Универсал» и ЧТЗ. Учебник для школ трактористов. М.: Сельхозгиз, 1937 .- 215 с.
  10. Антропометрический атлас. М.: ВНИИТЭ, 1977.
  11. В.И. Обыкновенные дифференциальные уравнения .- М.: Наука, 1984 .- 272 с.
  12. A.M. Основы инженерной психологии. Инженерные задачи охраны труда и окружающей среды с сельхозмашиностроения .- Ростов на Дону: Изд-во РИСХМ, 1991 .-208 с.
  13. Ф.В. Справочные материалы по эргономике . Баку: Азерб. Гос. Издательство, 1968 г.
  14. Багру нов В.П., Водлозеров В. М. К вопросу об оптимальном передаточным отношении // Вопросы инженерной психологии в АСУ. JL: ЛГУ, 1972 г.
  15. Е.И., Широков Ю. Н. Агрозооэнергетика.- М.: Агропромиздат, 1989.- 125 с.
  16. . Методы оптимизации. Вводный курс. Пер. с англ.О.В.Шихеевой- под ред. В. А. Волынского. -М.: Радио и связь, 1988 .- 128 с.
  17. В.И., Голиков П. А., Панфилов JI.M. Ветров Е. Ф. О методике зональной оценки зерноуборочных комбайнов .- Тезисы докл. Международной научно-практической конференции «Агротехиспытания -98», М.: Информаагротех, 1998 г.
  18. В.И., Шкрабак B.C. Психология безопасности труда : Учебное пособие .- С-Петербург: С-Пет. гос. аграрный университет, 1996. 298 с.
  19. Х.Г. Научные основы технического нормирования механизированных полевых работ ,-М.: Колос, 1970 .- 440 с.
  20. Л.П., Маляренко Л. Г., Шашкин Е. С. Улучшение условий труда -важнейший фактор повышения конкурентоспособности тракторов // Тракторы и с.х. машины, 1996, № 6 с. 25 27.
  21. Биологические ритмы. Под ред. Ю. Ашофа в 2 томах М.: Мир, 1964
  22. М.Г. Введение в теорию систем «местность-машина» . М.: Машиностроение, 1973 .- 520 с.
  23. А.Ф., Араманович И. Г. Краткий курс математического анализа . -М.: Наука, 1971.-736с.
  24. Н.А. Физиология движений и активность, М.: Наука, 1990 г.
  25. Г. Н., Клебанов В. Н. Прогнозирование в управлении техническим уровнем и качеством продукции.- М.: Изд-во стандартов, 1984 .- 232 с.
  26. В.Н. и др. О работе машинно-тракторных агрегатов на повышенных скоростях //Механизация и элктриф. соц. с.х., 1959, № 12.
  27. В.Г. Математические методы оптимального управления. М.: Наука, 1969 г.
  28. И.Ф., Рысс А. А. Автоматизация технологических процессов . М.: Колос, 1996 .-351 с.
  29. М.Ю., Емельянов М. Д., Корешеков А. А. и др. Общая вибрация и её влияние на организм человека . М.: Медиздат, 1964. — 156 с.
  30. А.А., Кочергин А. И. Информация и психика. Новосибирск: Наука, 1977 198 с.
  31. Д.С. Технический уровень и сельскохозяйственной техники . Обзорная информация НИИТЭИинформ. М.: Колос, 1993−112с.
  32. Н.П. Моделирование сложных систем .- М.: Наука, 1978 .- 399 с.
  33. Н.И. О новых подходах к производственной эксплуатации МТА . Сб. научн. Трудов ВИМ «Техника 21», том 133, 2000 с. 138 — 140.
  34. JI.B., Флир Д. Е., Фанпггейн А. Я., Червяков Е. Н. Задачи и резервы совершенствования тракторных гидросистем // Тракторы и с.х. машины, 1996, № 1, с. 23−24.
  35. Е.С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1963 г.
  36. Н.И. Обоснование процесса с средств механизации уборки картофеля снижающих повреждения клубней // Дис. в виде научн. докл. на со-иск. учен. степ. докт. технич. наук, — М. МГАУ, 1991 г.
  37. Н.И., Левшин А. Г. Методический подход к эксплуатационно-технологической оценке с позиции инженера-психолога .- Тезисы докл. Международной научно-практической конференции «Агротехиспытания -98», М.: Информаагротех, 1998 г.
  38. Вентцель Е С., Овчаров Л. А. Теория случайных процессов и её инженерное приложение. -М.: Наука, 1991 .- 384 с.
  39. Вибрация в технике. Справочник т.6. Защита от вибраций и ударов. Под ред. К В. Фролова .- М.: Наука, 1981 456 с.
  40. Вибрация в технике. Справочник, т.1 Колебания линейных систем. Под ред. В. В. Болотина. М.: Машиностроение, 1978 .- 352 с.
  41. А.И., Лемакин Б. И. Автоматические системы контроля и управления с.х. машинами// Тракторы и с.х. машины, 1990, № 9
  42. В.М. Надежность функционирования системы зерноуборочного процесса «человек-машина-среда-транспорт» на прямом комбайниро-вании. Автореф. дисс. На соиск. Учен. степ. канд. техн. наук -Новосибирск: ИрГСХА, 1997 г.
  43. Н. Кибернетика и общество . М.: Наука, 1968 .-326с.
  44. Н. Кибернетика . -М.: Наука, 1958 .-215с.
  45. Влияние вибраций на организм человека .- М.: Наука, 1977 г.
  46. В.М., Ломов Б. Ф. к вопросу о механизмах психической регуляции действий оператора, работающего в режиме слежения // Вопросы инженерной психологии. Материалы 1 -й Ленинградской конференции по инженерной психологии. Л: ЛГУ, 1964.
  47. А.С. К методике исследования операторской деятельности тракториста// Механ. и электриф. с.х., Сб научн. Трудов ЦНИИМЭСХ, вып. 22 -Мн.: Ураджай, 1979 с. 56−65.
  48. И.А., Левшин А. Г., Ковалев С. А. Методические основы оценки безопасности при управлении колесным трактором .- Тезисы докл. Международной научно-практической конференции «Агротехиспытания -98», М.: Информаагротех, 1998 г.
  49. Н.Н. Теория игр для экономистов .- М.: Наука, 1985 .- 272 с.
  50. Е.А. Информационная оценка эффективности систем диагностики и обслуживания электроустановок. Сб. науч. трудов МИИСП, 1989 с. 14−20.
  51. У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. Пер. с англ. Под ред В. Ф. Венды. М.: Мир, 1968 .-518с.
  52. А.И., Плотников В. В., Нечаев А. В. Эргономичность с.х. тракторов: сравнительная оценка// Тракт. И с.х. маш., 1995, № 2 с. 16−20.
  53. Ю.А., Шипилевский Г. Б. Теория автоматических систем трактора- С-Пет. гос. аграрный университет, 1995 .- 156 с.
  54. Ю.А. Моделирование управляемого движения МТА. М.: МСХА, 1994 .- 84 с.
  55. A.M. Система прикладных статистико-математических методов обработки экспериментальных данных в сельском хозяйстве. В 2 х частях. — М.: Изд-во МСХА, 1992 г.
  56. С.П. Основы автоматизации с.х. агрегатов. М.: Колос, 1975 г.
  57. С.П., Волчанов В. А. Электроника и автоматика в мобильных сельхозмашинах. -М.: Агропромиздат, 1986 г.
  58. .В., Коваленко И. Н. Введение в теорию массового обслуживания. М.: Наука, 1987.-336 с.
  59. В.Я. Оценка условий труда на тракторах // Тракторы и с.х. машины, 1997, № 7 с. 38 39.
  60. В.Я. Зерноуборочные комбайны: производительность, качество, расход топлива// Тракторы и с.х. машины, № 8,1998 с.7−10.
  61. Н.Д. Экспериментальная психология исключительного действия. М.: Тайвола, 1995. — 324 с.
  62. В.Г. Методологический анализ системотехники. М.: Радио и связь, 1982 .- 160 с.
  63. .В. Курс теории вероятностей. М.: Наука, 1988 .- 448 с.
  64. В.В. Перспективы совершенствования трансмиссии с.х. тракторов И Тракторы и с.х. машины, 1996, № 12, с. 13 -15.
  65. Гром Мазничевский JI.M. Испытание трактора с системой автоматического управления двигателем и гидрообъёмной трансмиссии (К повышению проходимости МТА) // Мех. и электр. соц. с.х., 1969, № 9.
  66. Гуд Г. Х., Макол Р. Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем. Пер. с англ. — под ред Г. Н. Поварова .- М.: Сов. Радио, 1962 г.
  67. Р.С., Янпольский А. Р. Дифференциальные уравнения . М.: Высш. шк., 1976 .- 304 с.
  68. Ю.И. Методы оптимизации .- М.: Сов. Радио, 1980 .-272 с.
  69. В.Г., Оншценко В. Ф., Скрипец А. В. Авиационная инженерная психология . М.: Машиностроение, 1983 .- 216 с.
  70. Ф.М., Шаталов К. Т., Гусаров А. А. Колебания машин .- М.: Машиностроение, 1964 .- 308 с.
  71. Ф.М., Фролов К. В. Вибрация в технике и человек . М.: Знание, 1987- 160с.
  72. Динамика системы: «дорога шина — автомобиль — водитель «/ Под ред. А. А. Хачатурова. — М.: Машиностроение, 1976. — 536 с .
  73. М.А., Крылов А,.А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология- JL: ЛГУ, 1979 г.
  74. И.П., Утенков Г. Л., Чепрыга A.M. Системы автоматического управления режимами работы энергонасыщенных МТА// Тракторы и с.х. машины, № 2, 1998 с.30−32.
  75. Г. М., Долматов Э. В. Уборочно-транспортные группы на уборке зерновых . М.: Колос, 1977.
  76. Е.Ф. Обработка результатов измерений ,-М.: Изд-во стандартов, 1973 .- 192 с.
  77. .А. Методика опытного дела.- М.: Агропромиздат, 1982,-300 с.
  78. A.M. Математико-статистическая оценка эффективности в экономических задачах. М.: Финансы и статистика, 1982 .-176 с.
  79. А.П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествознание. М.: Сваминко, 1989 .- 280 с.
  80. .А., Смирнов Б. А., Терехов В. А. Инженерно-психологические основы конструкторской деятельности (при проектировании систем «человек- машина»). М.: Высш. школа, 1990. — 271 с.
  81. В.П. Справочник по MathCAD PLUS 6.0 PRO. М.. СК ПРЕСС, 1997 .-328 с.
  82. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика, — С-Пб.: Братство, 1994 .- 364 с.
  83. В.Г., Лысенко А. Н. Развитие модульного принципа создания МЭС // Техника в с.х., 1991, № 2.
  84. В.Г. Разработка технологий и системы машин для производства зерна в Центральном районе Нечерноземной зоны России: Диссертация в виде научного доклада. М.: МГАУ, 1997 г.
  85. А.А. Тенденции мирового сельскохозяйственного машинострое-ня. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Агротехиспытания -98». М.: Информагротех, 1998 .- с. 8 — 11.
  86. П.И., Гущина Н. Н., Линьков Н. В., Духина З. В. К вопросу физико-технической регламентации труда операторов мобильных с.х. машин: Сб. научн. трудов ВНИИОТСХ, вып.1, Орел, 1979 г, с. 64−68.
  87. В.П. Посох манделынтама и труба мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997 .- 336 с.
  88. В.П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 1979 .- 343 с.
  89. .И., Гаранин Г. В. Средства информации, обеспечивающие безопасность сельскохозяйственной техники // Тракторы и с.х. машины, 1997, № 5, с.32−34.
  90. В.Н. Повышение производительности и качества работы зерноуборочного комбайна на основе применения физической модели системы «комбайнёр-комбайн» : Автореферат дисс. на соиск. учен, степени канд. техн. наук. Челябинск, 1984 г.
  91. Г. И., Каштанов И. Н. Теория массового обслуживания. М.: Высш. шк., 1982 .-256 с.
  92. В.Д. Организация перевозок грузов в колхозах и совхозах .- М.: Россельхозиздат, 1978 .- 204 с.
  93. Х.И. Зерноуборочные комбайны «Нива» и «Колос» . М.: Колос, 1974 336 с.
  94. Х.И. Самоходные комбайны СК-3 и СК-4 .- М.: Сельхозгиз, 1962 .-344 с.
  95. Х.И., Зубарев Г. А., Семененко И. К. Комбайн «Коммунар». М.: Сельхозгиз, 1937 г.
  96. И.М., Никонов В. В., Кальченко Б. И., Расчет, проектирование и использование кабин тракторов . М.: Агропромиздат, 1989. — 213 с.
  97. В.А., Садовничий В. А., Бл. X. Сендов и др. Математический анализ. Начальный курс. Под. ред. А. Н. Тихонова. -М.:Изд. МГУ, 1985 .- 662 с.
  98. Инженерная психология в применении к проектированию оборудования. Под ред. К. Т. Моргана М.: Машиностроение, 1971.
  99. С.А., Еникеев В. Г., Скробич В. Ф., Шкрабак B.C. Становление агроинженерной науки и образование в России (ХХ1Х-ХХвв.). Снт.-П.: Химиздат, 1999 г.
  100. Г. В. Основы научных исследований в строительстве. Киев: Вища школа, 1985 208 с.
  101. С.А. Эксплуатация машинно-тракторного парка .- М.: Колос, 1974 .- 480 с.
  102. Ю.И. Виброметрия. Измерения вибраций и ударов. Общая теория, методы и приборы .- М.: Машгиз, 1963 771 с.
  103. B.C., Кожевникова Н. Г. Частотный, амплитудный и фазовый спектр рабочих ходов дренажных машин в дискретном режиме .- Сб. научн. Трудов МГАУ ,-М.: МГАУ, 1996 с. 36−42.
  104. ИЗ. Кальченко Б. Н. и др. Анализ универсальности тракторов и самоходных машин // Тракторы и с.х. машины, 1997, № 1? с. 21−23.
  105. Д.К. Трактор. Его работа и конструкции М.: Госмашметиз-дат, 1933 .-234 с.
  106. Н.И. Вибрация и нервная система.- Л.: Медицина, 1976. 167с.
  107. С. Математические методы в теории игр, программировании и экономике. -М.: Мир, 1977 .- 838 с.
  108. А.П., Б JI. Рождественский. Обыкновенные дифференциальные уравнения и основы вариационного исчисления. М.: Наука, 1984 -272с.
  109. Квалификационная характеристика трактористов-машинистов по категориям .- М.: Главгостехнадзор НЗ РСФСР, 1989 .- 20 с.
  110. М.Г. Быстрые статистические вычисления. Упрощенные методы оценивания и проверки: Справочник. Пер. с англ. Д. А. Астринскиого. М.: Статистика, 1979 .- 69 с.
  111. Р.Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. Пер. с англ. В. В. Подиновского, М. Г. Гафата, B.C. Ба-бинцева — под ред. И. Ф. Шахнова М.: Радио и связь, 1981 .- 560 с.
  112. Ю.К. Резервы в использовании машинно-тракторного парка . -М: Колос, 1982.-319 с.
  113. Ю.К., Левшин А. Г., Конде Бенгали Определение потребности в технических средствах для возделывания хлопчатника .- Сб. науч. трудов МГАУ, 1997 с. 70−76.
  114. Д. Транспортная психология / Пер. с нем. Под ред. В. Б. Мазуркевича. М.: Транспорт, 1990 .- 167 с.
  115. А.Н. Три подхода к определению понятия «количество информации». В кн. Колмогоров А. Н. «Теория информации и теория алгоритмов».- М.: Наука, 1987 с.91−118.
  116. Комбайны самоходные зерноуборочные «Дон-1500» и «Дон-1200». Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Ростов на Дону. ПО «Ростсельмаш», 1985 г.
  117. А.Ф. Пути улучшения использования сельскохозяйственной техники ,-М : Колос, 1980. 304 с.
  118. Концепция развития механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства России на 1995 год и на период до 2000 года М: РАСХН, 1992 — 188 с.
  119. Г., Корн Н. Справочник по математике (для научных работников и инженеров). М.: Наука, 1974 .- 832 с.
  120. В.И. Исследование и разработка рациональной компоновки и оформления приборной панели с.х. тракторов: Автореф. диссерт. На соиск. Учен. степ. канд. техн. наук -М.: ВИМ, 1982 г.
  121. Ю.М. Математические основы кибернетики .- М.: Энергия, 1980.-424 с.
  122. А.В. Формирование дневной фактической производительности биомашинных с.х. агрегатов (на примере заготовки кормов). Автореферат диссер. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук. Иркутск, 1999 г.
  123. М.А. Курс инженерной психологии -Таллин: Валгус, 1978.-364с.
  124. Р.Г. Автоматизированная система управления в с.х. М. Колос, 1975.
  125. Н.В., Артюшин А. А., Антышев Н. М. и др. Блочно-модульные принципы создания сельскохозяйственной техники. М.: Ин-формагротех, 1998. — 104 с.
  126. М.С. Системный анализ эффективности скоростных тракторов в сложных полевых условиях. Под ред. В. В. Кацыгина .- Минск: Наука и техника, 1980 .- 208 с.
  127. А.А. Теоретико-методические концепции инженерной психологии. Хрестоматия по инженерной психологии. Под ред. Б. А. Душкова. -М.: Высш. шк., 1991, с.27−40.
  128. А.А. Человек в автоматизированных системах управления. Л.: Изд-воЛГУ, 1972 .-192 с.
  129. В.Ю., Морозов Д. И. Кибернетические модели и психология -М. Наука, 1984 .-174 с.
  130. И.П. Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102,— М.: Колос, 1986 .- 256 с.
  131. И.П., Кутьков Г. М. Блочно-модульные мобильные сельскохозяйственные агрегаты . М.: НТБ ВИМ, вып. 76, 1990 с. 11 — 14.
  132. В.В. Обоснование параметров и исследование аппаратуры для регистрации неровностей рельефа : Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. техн. наук. -М.: 1976 г.
  133. В., Шамсудинов А. Зирганская МТС. Опыт работы //Сельский механизатор, № 2, 2000 с. 4 6 .
  134. Р.П. Конъюнктура российского рынка тракторов //Тракторы и с.х. машины, 1997, № 6 с. 2- 4.
  135. С. Теория информации и статистика . Пер. с англ. Д.И. Гордее-ва, А. В. Прохорова. Под. ред. А. Н. Колмогорова. -М.: Наука, 1967.-408с.
  136. .П. Повышение технологической надежности системы «оператор-комбайн» на уборке зерновых культур : Автореферат диссертации на соиск. учёной степ, доктор техн. наук. Челябинск: ЧИМЭСХ, 1987 г.
  137. Г. М. Современное состояние и направление развития теории трактора// Тракторы и с.х. машины, 1996, № 9, с. 7 13.
  138. Г. М. Технологические основы и тяговая динамика мобильных энергетических средств .- М: МГАУ, 1992. 154 с.
  139. Г. М. Технологические основы мобильных энергетических средств : Учебное пособие в 2-х ч.- М: МГАУ, 1999. 150 с.
  140. Лабораторный практикум по основам инженерной психологии. Под. ред. Б. А. Душкова. М.: Высшая школа, 1983 .-240с.
  141. А.В., Поликарпов Л. С. Климат и здоровье (метеотропные реакции сердечно-сосудистой системы). Новосибирск: Наука, 1994 .- 104 с.
  142. А.Г. Исследование по обоснованию методики моделирования показателей работы и оптимизации параметров комбинированного почвообрабатывающего агрегата: Дис. на соиск. Учен. степ. канд. технич. Наук. -М.: МИИСП, 1982 .- 225 с.
  143. А.Г. (в соавторстве) Изменение технико-эксплуатационных показателей пахотных агрегатов на базе трактора Т-150 КМ с 2-х точечной навеской. Сб. науч. трудов МИИСП, 1984 .
  144. А. Г., Скороходов А. Н. Использование техники при поточном выполнении производственных процессов. Методические указания для практических занятий. М.: МИИСП, 1986 .- 25 с.
  145. А.Г. (в соавторстве) Основы испытаний сельскохозяйственной техники. Программа дисциплины. М.: МИИСП, 1988 .- 25 с.
  146. А.Г., Шаров Н. М. Программный комплекс «Оптимизация параметров комбинированного почвообрабатывающего агрегата», — Регистрация ГосФАП № 5 048 ОФАП-сельхоз № СХ-049, 1981 .- 59 с.
  147. А.Г. Инженерно-психологические аспекты определения производительности системы «человек-машина». — Сб. науч. трудов МГАУ, 1995 с. 108−112.
  148. А.Г. Методические основы оценки надежности работы механизаторов при выполнении полевых работ. Сб. науч. трудов МГАУ, 1997 с. 89−93.
  149. А.Г. Производительность МТА как функция состояния механизатора. Сб. науч. трудов МГАУ, 1999 с. 96−102.
  150. А.Г., Зангиев А. А. Инженерно-психологические основы повышения эффективности использования тракторов и самоходных машин .-Сб. научн. трудов ВИМ «Техника-21», том. 133 с. 141−147.
  151. А.Г. Примерная программа производственной (профессиональной) практики по специальности 3106 «Механизация сельского хозяйства» среднего профессионального образования. -М.: ЦУМК, 1999 .- 125 с.
  152. А.Г. Сельскохозяйственная техника и работоспособность механизатора// Механиз. и электр. с.х., 2000, № 1 с. 22−24.
  153. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве. Учебное пособие .- М.: Изд-во «Академия», 2000 .- 380 с.
  154. Г. Практическая физиология труда . М.: Медицина, 1966.
  155. А.Б., Чернышева О Н. Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы (Хрестоматия). М.: Радикс, 1995 .- 448 с.
  156. А.Н. Деятельность, сознание, личность.-М.:Политиздат, 1977 г.
  157. А.Н., Кринчик Е. П. Переработка информации человеком// Инженерная психология, 1969 г.
  158. .А. Научные основы повышения производительности земледельческих агрегатов.- М.: БТИ ГОСНИТИ, 1962 .- 606 с.
  159. С.А., Пензин М. П. Влияние скорости движения тракторного агрегата на показатели качества его вождения // Траисторы и с.х. машины, 1969, № 1.
  160. Т., Хилз Ф. Сельскохозяйственное опытное дело. Планирование и анализ. Пер. с англ. Б.Д. Кирюшина- под ред. Д. В. Васильевой. М.: Колос, 1981 .-320 с.
  161. .Ф. Человек и техника. М.: Сов. Радио, 1966 .-464 с.
  162. М.Г. Влияние агрометеорологических условий на работу сельскохозяйственных машин и орудий . Л.: Гидрометеоиздат, 1983 .- 117 с.
  163. Л.Н. Статистические методы построения эмпирических формул. М.: Высш. школа, 1982 .- 224 с.
  164. Льюис К. Д Методы прогнозирования экономических показателей. Пер. с англ. Е. З. Демиденко .- М.: Финансы и статистика, 1986 .- 133 с.
  165. O.P. Напряженность физиологических функций у машинистов операторов разного возраста на пультах управления // Гигиена и санитария, 1971 г., № 3, с. 22−23.
  166. Манзон Б.М. MAPLE V power edition M.: Информационно-издательский дом «Филин», 1998 .- 240 с.
  167. Машины и оборудование для АПК, выпускаемые в регионах России. Каталог в 3 х частях .- М.: ИНФОРМАГРОТЕХ, 1997 г.
  168. М.С., Лященко М. В. Расчет геометрических параметров рулевых приводов // Тракторы и с.х. машины, 1996, № 5, с. 20 22.
  169. Д. Эргономические основы разработки сложных систем. Пер. с англ. Под ред. Мунипова В. М. .- М.: Мир, 1979 .- 456 с.
  170. Методика разработки операционной технологии механизированных полевых работ. Разработчики Киртбая Ю. К., Орманджи К.С.- М.:ВИМ, 1982 .192 с.
  171. А.Л., Кордашевский С. В. Статистические методы в сельхозмашиностроении М.: Машиностроение, 1978 .- 360 с.
  172. В.А. Усовершенствование типажа вентиляторов для кабин тракторов // Тракторы и с.х. машины, 1996, № 3 с. 18−21.
  173. В.А. Усовершенствование типажа системы нормализации микроклимата кабин тракторов // Тракторы и с.х. машины, 1993, № 3 .
  174. М.В., Гусева С. В. Микроклимат в кабинах мобильных машин. М.: Машиностроение, 1977 .- 230 с.
  175. В.М., Романов А. Н. Надежность водителя и безопасность движения М.: Транспорт, 1990 — 167 с.
  176. М. Системы «человек и машина » . Пер. с франц. Н. И. Андроновой. М.: Мир, 1973. — 256 с.
  177. Дж., Моргенштейн О. Теория игр и экономическое поведение .М.: Наука, 1970 .- 707 с.
  178. Н.И. Функционирование МТА в системе «человек машина-среда» (на примере пахотного): Автореф. дисс. На соиск. Учен. степ, канд. техн. наук .- Новосибирск: СибИМЭ, 1994 .- 16 с.
  179. А.В. Эргономика вождения самоходных машин. Тбилиси, 1985 -131с.
  180. В.А., Филипов Л. И. Теория информации в уравнениях и задачах. М.: Высш. шк., 1976 .-136с.
  181. Основные эргономические принципы разработки унифицированного посадочного места для тракторных сидений / И. А. Глузман, Я. И. Заяц, И. М. Илинич и др. М.: ГОНТИ НАТИ, 1980.
  182. Основы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1977. — 335 с.
  183. Основы тенденции развития защитных каркасов кабин: Обзорная информация. Серия «Тракторы и двигатели». М.: ЦНИИТЭИтракторсель-маш, 1982 с. 38.
  184. Г. Теория игр. Пер. с англ. И. Н. Врубневской, Г. Н. Дюбина, А. Н. Ляпунова. Под ред А. А. Корбут .- М.: Мир, 1971. 230 с.
  185. .А. Научное исследование : объект, направление, метод. Львов: Вища школа, 1979 .- 180 с.
  186. Я.Г. Устойчивость и колебания упругих систем .- М.: Наука, 1967.-420 с.
  187. Петросян J1.A., Зенкевич Н. А., Семина Е. А. Теория игр .- М.: Высш. Школа, 1998 .- 304 с.
  188. М. Моделирование сигналов и систем . Пер. с нем. под ред. Я. И. Хургина. -М.: Мир, 1981 .-300с.
  189. Я.В. Практические вопросы военной психологии .- М.: Воен-издат, 1987 г.
  190. Л.С. Дифференциальные уравнения и их приложения. М.: Наука, 1988 .-208с.
  191. Д.Н. Динамика и регулирование гидро- и пневмосистем .- М.: Машиностроение, 1987 .- 464 с.
  192. Приборы и системы для измерения вибрации, шума и удара. Под ред. В В. Клюева .- М.: Машиностроение, 1978 .- 448 с.
  193. Проведение работ по выбору оптимальных вариантов настройки навесного устройства на трактор Т-150К и Т-150КМ и навески плугов для пахат-ных работ в различных почвенных условиях. Научный отчет НАТИ ,№ 2046, 1983 г.
  194. Производственно экономические показатели развития АПК России в 1997 году: Статистический сборник в 2-х частях .- М.: Минсельхозпрод РФ, 1998 г.
  195. Протокол испытаний зерноуборочного комбайна СК-10 В.- Солнечногорск: ЦМИС, 1986 г.
  196. В.Ю. Организация рабочего места водителя . М.: ВНИИТЭ, 1973.
  197. Психологические факторы операторской деятельности/ А. И. Галактионов, В. Ф. Венды, В. А. Вавилова и др.- М., 1988 г.
  198. Психология и математика. М.: Наука, 1976 .- 295 с.
  199. М.А., Зубко В. П., Покубоярова Н. С., Мазурова Н. М. Научные основы формирования контингента механизаторов с.х. предприятий на перспективу.: Сб. научных трудов ВИМ, — «Научные основы эксплуатации МТГГ, том 95. М.: ВИМ, 1982, с. 29 -48.
  200. А.П. Человеко-машинные системы: эффект эргономического обеспечения. -М.: Экономика, 1987 .- 199 с.
  201. И.К. Основы теории энергетического действия вибрации на человека .- М.: Медицина, 1975 206 с.
  202. Ф.С. Дискретные математические модели с приложения к социальным, биологическим и экологическим задачам / Пер. с англ. A.M. Рапи-порта, С. И. Травкина. М.: Наука, 1986 .- 496 с.
  203. В.И. Дискретные цепи Маркова. М.: Наука, 1987.-240с.
  204. В.А. Методы исследования движения МТА// Тракторы и с.х. машины, № 6, 1998 с. 24−28.
  205. РТМ 23.1.4. -79 «Эргономические требования к органам управления тракторов». М.: НАТИ, 1980 г.
  206. А.И., Журавлева Г. М. Инженерная методика прогнозирования развития зерноуборочных комбайнов // Тракторы и с.х. машины, 1997, № 1, с.14−20.
  207. А.И. Перспективные модели зерноуборочных комбайнов // Тракторы и с.х. машины, 1976, № 2 с. 9 -12.
  208. Рынок зерноуборочных комбайнов в Западной Европе // Тракторы и с.х. машины, 1976, № 2 с. 17 20.
  209. Д.Н. Контроль качества механизированных работ в полеводстве. -М.: Колос, 1973.- 164 с.
  210. В.Н. Основания общей теории систем .- М.: Наука, 1974 г.
  211. В.А. Закономерности развития мобильной сельскохозяйственной техники . М.: Колос, 1994. — 159 с.
  212. Самоходный зерноуборочный комбайн СКД-6 «Сибиряк». Общее описание и инструкция по эксплуатации. Красноярск, 1981 г.
  213. Г. Г. Создание условий оптимальной работоспособности на производстве (психофизический аспект). М.: Экономика, 1978 — 168 с.
  214. Сельское хозяйство России. М: Госкомстат, 1995.
  215. Сельскохозяйственная техника. Каталог в 3 х частях .- М.: Информаг-ротех, 1992 г.
  216. Система машин для комплексной механизации сельскохозяйственного производства на 1976−1980 годы. Часть 1. Растениеводство. М.: ЦНИИ-ТЭИ, 1976 г.
  217. Система машин для комплексной механизации сельскохозяйственного производства на 1986 1995 годы. Часть 1. Растениеводство. — М.: Госагро-пром СССР, 1988. — 958 с.
  218. Системный анализ и научное знание .- М.: Наука, 1978 г.
  219. Системный подход в инженерной психологии и психологии труда/ Под ред. В. А. Бодрова, В. Ф. Венды. М.: Наука, 1992 г.
  220. В.Е., Пономарев А. И., Ефремов Д. Я. Исследование вибро-аккустических характеристик комплекса машин по возделыванию, уборке и послеуборочной обработке картофеля. Сб. научн. Трудов ВНИИОТСХ, вып. 1.- Орел, 1979 с. 47−52.
  221. А.Н. Обоснование методов повышения эффективности использования технологических комплексов в растениеводстве . Автореф. дис. на соиск. учен, степени док. техн. наук. М., 1997 г.
  222. В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятелности, — М.: Аспект Пресс, 1995 .- 255 с.
  223. Современные тенденции мирового сельскохозяйственного машиностроения. Итоги международной выставки «СИМА -95 «. В. А. Цуканов, А. А. Ежевекий и др. М: Тракторэкспорт, 1995.
  224. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Машиностроение, 1982. — 368 с.
  225. Справочник по скоростной сельскохозяйственной технике /А.Я. Поляк,
  226. A.Д. Щупак, Н. М. Антышев и др. М.: Колос, 1983. — 287с.
  227. Л.Д. Основы психологии . Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1997 .- 736 с.
  228. Ю.А., Петков Д. И., Витков В. Т. Автоматизированные системы мобильных агрегатов// Тракторы и с.х. машины, 1997, № 2 с. 19−22.
  229. Р.С. Испытания технических систем .- М.: Машиностроение, 1988, — 272 с.
  230. А.Т. Научно-методическое обеспечение испытаний сельскохозяйственной техники: Дисс. В виде научн. Доклада на соиск. Учен, степ. докт. техн. наук .-Зерноград: ВНИПТИМЭСХ, 1998 г.
  231. Р. Шум / Пер с англ. Д. И. Арнольда. М.: Мир, 1978 .- 308 с.
  232. Теория прогнозирования и принятия решений. Под ред. С. А. Саркисяна.-М.: Высшая школа, 1977 .- 351 с.
  233. И.П. Эффективность функционирования биохимических систем// Тез. докл. всесоюзн. научно-техн. конф. «Пути повышения уровня эксплуатационной технологичности машин в новых условиях экон. разв. агропром. комплекса» .- Харьков: 1990 с. 100−101 .
  234. С.П. Колебания в инженерном деле,— М.: Наука, 1967 444 с.
  235. П. Оценка точности результатов измерений. Пер. с англ.
  236. B.Н.Храменко- под ред. Е. И. Сычева .- М.: Энергоатомиздат, 1988 .- 88 с.
  237. Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатаци ,-М.: Машиностроение, 1991 -243 с.
  238. Тракторы «Беларусь» МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л. Руководство по эксплуатации и уходу .- Мн.: Ураджай, 1976 г.
  239. Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 .- М.: Колос, 1984 .- 254 с.
  240. Трактор «Беларусь» Т-142. Техническое описание и инструкция по эксплуатации .- Мн.: НПО МТЗ, 1986 г.
  241. И.И. Эксплуатационные показатели сельскохозяйственных тракторов .- М.: Машгиз, 1963 .- 271 с.
  242. Федеральная целевая программа стабилизации и развития инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса России на 2000−2006 годы .- М.: Информагротех, 1999 Г.-220 с.
  243. Федеральная целевая программа улучшения условий и охрана труда на 1998−2000 годы. Постановление правительства РФ № 1409 от 10 ноября 1997 г.
  244. Федеральный регистр технологий производства продукции растениеводства. Система технологий. М.: ИНФОРМАГРОТЕХ, 1999. — 517 с.
  245. Я.Е. Теория поворота транспортных машин .- М.: Машиностроение, 1970 .- 176 с.
  246. И.И., Красниченко А. В., Руководство по комбайну «Сталинец-6» . М.: Сельхозгиз, 1954 г.
  247. А.А. Математические методы анализа динамики и прогнозирования производительности труда. М.: Экономика, 1972 г.
  248. А.А. Спектры и анализ .- М.: Физматгиз, 1962 .- 236 с.
  249. П. Наука и искусство проектирования. Методы проектирования, научное обоснование решений .Пер. с англ. Коваленко Е. Г- под ред. Венды В. Ф. .- М.: Мир, 1973 .- 262 с.
  250. М.Н. Оценка проходимости мобильных машин // Тракторы и с.х. машины, 1998, № 5, с.20−22.
  251. А.Д. Опыт методологии для системотехники. Пер. с англ.- под общ. Ред. Г. Н. Поварова .- М.: Сов. Радио, 1975 г.
  252. Хрестоматия по инженерной психологии. Под ред. Б. А. Душкова. М.: Высш. шк., 1991 -287 с.
  253. В.П. Курс теории вероятностей. М.: Наука, 1987 .- 240 с.
  254. Н.М. Оптимальная организация производственных процессов . -М.: МИСП, 1971.-122 с.
  255. В.Д. Автоматизация уборочных процессов . М.: Колос, 1983 г.
  256. Ю.Г., Гальянов И. В., Бондарь С. А. О характере изменения механической работы механизаторов при управлении МТА и зерноуборочными комбайнами : Сб.научн. трудов ВНИИОТСХ, вып.1, Орёл, 1979 с. 69- 72.
  257. А.В., Кочнев В. Ф., Химушкин Ф. Ф. Введение в информационную теорию систем. Под. ред. А. В. Шилейко. М.: Радио и связь, 1985.-280с.
  258. Г. Б. Задачи и предпосылки автоматики . Автореферат.
  259. М. Эргономические параметры/ Пер. с чеш. Под ред. Мунипова В. М. .- М.: Мир, 1980 .- 237 с.
  260. А.В. Развитие инженерно-технической сферы АПК России //Тракторы и с.х. машины, 1997, № 6 с. 2- 4.
  261. А.Г. Измерение сенсомоторики. Обзор и оценка достижений за 12 лет.// Инженерная психология. Под ред. Д. Ю. Панова, В. П. Зинченко. -М.: Прогресс, 1964 г.
  262. Э.Г. Системный подход и принципы деятельности М.:Наука, 1978
  263. A.M., Яглом И. М. Вероятность и информация. М.: Наук, 1973 г.
  264. Bilodean Е. А Acquisition of Skill. -New York -San Francisco-London: Academic Press, 1966.
  265. Ienkins W.L., Connor M.B. Solve design Factors in making settings on a linear scale // S/Appl. Psychol, 1949.v.93.page 395−409.
  266. Isensee E., Guerike W Landtechnisch Analyse des Systems Schlepper and Arbeitsmaschine Ber. Landwirtsch., 1980, Bd 58, Y.3, S 445−465.
  267. Rockway M. P. The effect variations in control display ratio and exponentions time delay on tracking performance. USA F WADS TECH. REPORT. 1954, № 56 — 110.
  268. Schlepper-Katalog 92 Land wirts chaftsverlag GmbH. Munster-Hiltrup.
  269. Random Vibration. Volume 2. The M.I. Press, Massachusetts institute of Technology Cambuidge, 1963.
Заполнить форму текущей работой