Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Кадровая политика и механизм ее реализации в отрасли народного хозяйства: на примере железнодорожного транспорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дано авторское определение понятия «механизм реализации кадровой политики в отрасли народного хозяйства», в которой выделены следующие элементы: система социальных средств, преобразование концептуальных идей кадровой политики отрасли в реальную практику формирования, развития и обеспечения востребованности ее кадрового потенциала. Расширена классификация механизмов реализации кадровой политики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Кадровая политика в отрасли народного хозяйства
    • 1. 1. Теоретико-методологические основы кадровой политики в отрасли народного хозяйства
    • 1. 2. Историко-социологический анализ кадровой политики в железнодорожной отрасли
    • 1. 3. Содержание кадровой политики в железнодорожной отрасли в условиях ее реформирования
  • Глава 2. Механизм реализации кадровой политики в отрасли народного хозяйства
    • 2. 1. Содержание процесса реализации кадровой политики в отрасли народного хозяйства
    • 2. 2. Структура механизма реализации кадровой политики в отрасли народного хозяйства
    • 2. 3. Управление персоналом как технологический механизм реализации кадровой политики в отрасли народного хозяйства

Кадровая политика и механизм ее реализации в отрасли народного хозяйства: на примере железнодорожного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Разработка и реализация государственной кадровой политики — одна из актуальных проблем развития современного российского общества, подверженного глубоким политическим, социальным и экономическим изменениям. Социально-экономические условия, сложившиеся в России, а также преобразования, проводимые государством, определяют новое содержание кадровой политики государственных органов и хозяйствующих субъектов, в частности, на железнодорожном транспорте, который составляет основу транспортной инфраструктуры страны и играет важную социальную роль для общества.

Проблемы кадровой политики и ее реализации в отрасли народного хозяйства в достаточной степени не изучены. Идет процесс реформирования крупнейшей и специфичной отрасли народного хозяйства — железнодорожной. Поэтому насущной становится потребность в глубокой теоретической проработке всех аспектов деятельности субъектов отрасли, в том числе вопросов разработки кадровой политики, ее реализации и применения основных положений на практике.

Актуальность исследования определяется: во-первых, социальной значимостью отраслей народного хозяйства, в частности, железнодорожной отрасли, являющейся системообразующейво-вторых, необходимостью и насущной потребностью глубокого и всестороннего изучения проблем кадровой политики и ее реализации в отрасли народного хозяйства, состояния кадрового потенциала и применения теоретических положений на практикев-третьих, потребностью развития кадрового потенциала отраслей народного хозяйства с помощью отраслевой кадровой политики, как инструмента приведения этого потенциала в соответствие с требованием временив-четвертых, отсутствием теоретически разработанной модели государственного участия в формировании и реализации, кадровой политики в государственных компаниях, являющихся монополистами в тех или иных секторах народного хозяйства, в том числе на железнодорожном транспортев-пятых, необходимостью разработки в целостном виде теории и методологии формирования и реализации кадровой политикиформирования, обеспечения востребованности и развития кадрового потенциала в отрасли народного хозяйства. В частности, отсутствует социологическая модель отраслевой кадровой политики, не встречается определение терминов «кадровая политика в отрасли народного хозяйства», хотя явление существует. В имеющихся классификациях кадровой политики не определена отраслевая кадровая политика.

Эти и другие обстоятельства обусловили актуальность темы выбранного исследования и предопределили его структуру.

Степень научной разработанности проблемы.

Большая часть источников по кадровой политике посвящена государственной кадровой политике в государственных органах власти, в системе государственной службы, при этом достаточно глубоко и подробно раскрыта сущность государственной кадровой политики. Часто подчеркивается, для какого социального образования разрабатывается государственная кадровая политика. Признается, что у каждого социального субъекта управления имеется и своя кадровая политика, основанная на государственной кадровой по5 i литике. Однако не уточняются и не определяются объекты, а также рамки воздействия каждого субъекта на объекты кадровой политики, в данном случае государства и железнодорожной отрасли, федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (ФОИВЖД) и единого хозяйствующего субъекта — ОАО «РЖД». В теоретическом плане практически не раскрыты сущность кадровой политики в отрасли и механизм ее реализации. Более того, в целостном виде отсутствует социологическая модель отраслевой кадровой политики и механизмов ее реализации, учитывающей современное состояние отраслей народного хозяйства. Поэтому изучение кадровой политики и ее реализации в отрасли народного хозяйства и, в частности, в очень важной для государства железнодорожной отрасли, структурно сочетающей в себе как государственные органы власти (Минтранс России, Росжелдор, Ространснадзор), так и негосударственные организации — ОАО «РЖД», его филиалы и зависимые дочерние акционерные общества, а также имеющей различные объекты, формы и методы кадрового обеспечения, видится весьма актуальной на сегодняшний день.

Вопросам кадровой политики посвящены многие работы отечественных и зарубежных авторов.

Теоретические основы государственной кадровой политики разработаны и отражены в трудах Н. М. Байкова, Х. А. Бекова, Г. П. Зинченко, В. И. Лукьяненко, К. О. Магомедова, Е. В. Охотского, И. Н. Панина, Б.Т. Понома-ренко, B.JI. Романова, В. А. Сулемова, А. И. Турчинова и др., а также представлены в материалах социологических исследований в системе государственной службы, проведенных учеными РАГС при Президенте РФ1. Однако целенаправленно кадровая политика в отдельных отраслях народного хозяйства еще слабо разработана.

Анализу экономических, психологических аспектов развития кадрового потенциала организации посвящены научные труды А. А. Лобанова,.

1 См.: Лукьяненко В. И. Принципы государственной кадровой политики // Служба кадров. 2002, -№ 7- Государственная кадровая политика и механизм ее реализации: Кадроведение: Курс лекций. 2-е изд. / Под общ. ред. Е. В. Охотского. -М.: РАГС, 1998; Социологические исследования в системе государственной службы 1992;2002: Информационно-аналитические материалы кафедры ГС и КП РАГС при Президенте Российской Федерации в 2001 году. -М., 2002; Сулемов В. А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии: Монография. -М.: РАГС, 2006; Его же: Кадровый потенциал государственной службы: критерии оценки, состояния и пути их развития. Кадровая политика в государственной службе / Социология власти: Информационно-аналитический бюллетень. 1997. -№ 3. С.24−35- Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. -М., 1998; Его же: Профессионализм государственного служащего должен быть конструктивным. Государственная служба. 2001, -№ 3- Механизмы реализации государственной кадровой политики: Сборник научных статей / Под общ. ред. А. И. Турчинова. -К.-М., 2003; Управление персоналом: Учебник / Под общ. ред. А. И. Турчинова. -М.: РАГС, 2003.

В.И. Матирко, A.M. Омарова, А. И. Панова, Э. Е. Старобинского, В. В. Травина и др.1.

Непосредственному изучению кадровых процессов и отношений в системе государственной власти посвящены исследования П. С. Межидовой, Г. В. Тартыгашевой и А. А. Хохлова .

Вопросы кадровой политики и ее реализации в социально-экономических системах и на предприятиях рассмотрены в трудах Н. В. Аро тамонова,.А. А. Збрицкого, Л. И. Ильиной, Г. И. Сидунова и др. .

Проблемы государственного регулирования кадровых процессов и отношений в организациях и на предприятиях негосударственного сектора народного хозяйства, в том числе в бизнес-структурах, касаются в своих трудах В. Г. Игнатов, В. А. Колесников, С. Г. Кузнецов, Е. В. Охотский, А.В. Понедел-ков, A.M. Старостин, В. А. Сулемов и Ю.А. Тихомиров4.

Отдельным вопросам, особенностям формирования и реализации кадровой политики в железнодорожной отрасли до и после начала ее акциони- ¦ рования посвящены работы Л. И. Васиной, В. И. Галахова, Б. А. Левина, О.И.

1 См.: Ивацевич Д. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. -М., 1993; Матирко В. И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. -М., 1996; Омаров A.M. Современный менеджмент в России. В 2-х частях. -М., 1997.

2 Межидова П. С. Регулирование кадровых процессов в государственной службе (социологический анализ). -М., 2002; Тартыгашева Г. В. Кадровые процессы и отношения в организации как объект социологического анализа: Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. -М., 2002; Хохлов А. А. Кадровые процессы в системе государственной власти. Социологический анализ. -М., 2002; Его же: Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. -Орел, 2001.

3 См.: Артамонов Н. В. Управление персоналом. Методология управления. -С-Петербург, 1998; Збрицкий А. А., Сидунова Г. И. Кадровая политика социально-экономических систем: инновационная стратегия: Монография. -Волгоград, 2004; Ильина Л. И. Управление кадровой политикой промышленного предприятия: Монография. -М., 2005.

4 См.: Игнатов В. Г., Колесников В. А., Кузнецов С. Г., Охотский Е. В., Понеделков А. В., Старостин A.M. Современная государственная кадровая политика и эффективность управления. -Ростов н/Д.: СКАГС, 1998; Игнатов В. Г., Понеделков А. В., Старостин A.M. Государственная кадровая политика и технологии ее реализации (на опьгге СевероКавказского региона). -Ростов н/Д.: СКАГС, 2001; Их же: Государственная кадровая политика в вопросах и ответах. -Ростов н/Д.: СКАГС, 2004; Сулемов В. А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии: Монография. -М.: РАГС, 2006; Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. -М., 1998.

Шунатова и др.1. Их труды в наиболее полном виде представляют кадровую политику и механизм ее реализации в железнодорожной отрасли.

Анализ научных трудов отечественных и зарубежных ученых и практиков позволило автору рассмотреть с научных позиций проблемы государственной кадровой политики и ее реализации применительно к важной отрасли народного хозяйства — железнодорожной.

В научной литературе пока отсутствуют работы, рассматривающие с позиций социологической науки кадровую политику и процесс ее реализации в отрасли народного хозяйства (в частности, на железнодорожном транспорте). В большинстве случаев исследователи акцентируют свое внимание на отдельных аспектах содержания кадровой политики. Отсутствие целостных систематизированных разработок по данной тематике определяет необходимость создания социологической теории отраслевой кадровой политики. Недостаточность теоретической проработки исследуемой проблемы, сложность и противоречивость ее решения на практике, особенно в период реформирования отрасли, обусловили выбор объекта, предмета и цели исследования, определили его исходные позиции и задачи.

Объектом исследования является кадровая политика как социальное явление и инструмент социального управления.

Предметом исследования является кадровая политика в отрасли народного хозяйства (на примере железнодорожного транспорта).

Цель исследования: раскрыть сущность и содержание кадровой политики, пути ее реализации применительно к отрасли народного хозяйства, выработать предложения и рекомендации по ее совершенствованию в железнодорожной отрасли.

Исходя из поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

1. Выявить теоретико-методологические основы кадровой политики в отрасли народного хозяйства.

2. Провести историко-социологический анализ кадровой политики в железнодорожной отрасли.

3. Раскрыть предпосылки формирования и содержание кадровой политики в железнодорожной отрасли в условиях ее реформирования.

4. Определить содержание процесса реализации кадровой политики в отрасли народного хозяйства.

5. Раскрыть структуру механизма реализации кадровой политики в отрасли народного хозяйства.

6. Исследовать управление персоналом как компонент и механизм реализации кадровой политики в отрасли народного хозяйства.

Гипотеза исследования состоит в том, что государство является определяющим субъектом, устанавливающим общие и единые требования для всех иных субъектов кадровой политики в отрасли народного хозяйства независимо от формы собственности и способов ведения хозяйствования. Для успешного функционирования отрасли народного хозяйства необходимо усиление государственного регулирования кадровых процессов и отношений в хозяйствующих субъектах акционерного типа. Проведение единой кадровой политики и ее реализации в отрасли народного хозяйства является залогом успешного выполнения задач, стоящих перед отраслью.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции теории управления, научные принципы конкретно-исторического, структурно-функционального анализа, как одного из проявлений системного подхода, единства теории и практики, личностного подхода, труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования проблем кадровой политики и кадрового менеджмента. В качестве социологических методов использованы репрезентативный опрос, экспертные оценки, контент-анализ документов. Автор исследует характерные социальные признаки кадровой политики отрасли народного хозяйства, их изменения в обществе в процессе реформирования железнодорожного транспорта и в каких формах это находит проявление в социуме, в самом человеке.

Источниковую базу исследования составили: законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации: Конституция РФ, федеральные законы РФуказы Президента РФ, постановления Правительства РФнормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспортеположения и выводы, содержащиеся в интервью, докладах и выступлениях руководителей российского государства,.

ФОИВЖД1, ОАО «РЖД» — статистические данные, материалы периодической печати и научно-практических конференций, диссертационные исследования, монографии и статьи, другие документы и материалы, посвященные кадровой политике и ее реализации.

Эмпирической базой исследования являются результаты социологических исследований, проведенных учеными кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС при непосредственном участии автора:

— «Проблемы функционирования и развития государственной гражданской службы Российской Федерагщи». Комплексный социологический опрос проведен в марте 2006 г. Руководитель исследования — д.с.н., профессор К. О. Магомедов. В качестве респондентов выступили 1102 государственных служащих. Опрос проведен в 17 субъектах Российской Федерации. Индекс в диссертации: ПФРГГС — 06;

— «Актуальные проблемы кадровой политики и управления персоналом предприятий, организаций и учреждений различных направлений деятельности в Российской Федерации». Социологический опрос проведен в октябре 2007 г. Руководитель исследования — д.с.н., профессор К. О. Магомедов. В качестве респондентов выступили 1120 чел. из числа населения и 250 экспертов. Опрос проведен в 7 федеральных округах Российской Федерации (в 20 субъектах РФ). Индекс: ПКПУПО — 07.

В качестве источников вторичного анализа в диссертации использованы следующие материалы социологических исследований и научно-исследовательских работ, проведенных коллективами ученых и аспирантов РАГС, а также социологических исследований, проведенных в системе железнодорожного транспорта:

— «Безопасность на железнодорожном транспорте». Сравнительный социологический опрос проведен в марте 2005 г. Руководитель исследования — д.т.н., профессор В. И. Галахов. Опрос проведен на 7 железных дорогахфилиалах ОАО «РЖД». Всего опрошено 2298 работников. Выборка репрезентативна по категориям основных профессий, обеспечивающих движение поездовсрокам нахождения работников в должности. Индекс: БДПРЖД -05;

— «Государственная кадровая политика: региональный аспект». Отчет о НИР / РАГСруководитель — д.с.н., профессор А. И. Турчинов, 2006 г. Индекс: ГКПРА — 06.

Основные научные результаты, полученные автором, и их новизна состоят в следующем:

1. Разработаны теоретико-методологические положения кадровой политики применительно к отрасли народного хозяйства: дано определение отраслевой кадровой политике, определены ее основные субъекты, объект, сущностные черты, цели, задачи. Дано авторское определение понятия «кадровая политика в отрасли народного хозяйства» в широком и узком смыслах, в котором выделены следующие элементы: стратегия субъектов управления отрасли по формированию, востребованности и развитию профессиональных возможностей ее кадрового потенциалаих деятельность по непосредственной востребованности и воспроизводству кадрового потенциала отраслиее соответствие с сущностными чертами, главными целями, принципами государственной кадровой политики, потребностями и возможностями отрасли. Расширена классификация кадровой политики как социального явления исходя из ее уровня и разновидности: промежуточными звеньями ее являются кадровая политика в отрасли народного хозяйства и кадровая политика в коммерческих предприятиях и организациях с государственной формой собственности. Кадровая политика в железнодорожной отрасли структурирована по уровням управления на кадровую политику субъектов федерального уровня, кадровую политику органов управления территориального уровня, кадровую политику организаций и предприятий локального уровня. Определены сущностные черты, цели, задачи отраслевой кадровой политики.

2. Выявлены этапы процесса формирования и развития кадровой политики в железнодорожной отрасли на основе эволюции субъекта кадровой политики, раскрыты характерные черты каждого периода: 1 этап (19 921 994 гг.), 2 этап (1995 — 2000 гг.), 3 этап (2001 — 2003 гг.), 4 этап (2004 г. — до настоящего времени). Выявлено два вида факторов, повлиявших на формирование и развитие кадровой политики в эти периоды. Это факторы внешней среды (социально-политическиефинансово-экономические, демографические, системные) и внутренние факторы (нормативно-правовые, организационные, финансово-экономические, научно-методические, информационные и производственные). Определено, что на 1, 2 этапах преобладали факторы внешней среды, на 3 и 4 этапах — внутренние факторы.

3. Раскрыты социально-экономические и политические, правовые, организационные, научно-технические и технологические предпосылки формирования и содержание кадровой политики в железнодорожной отрасли в условиях ее реформирования. Установлены объекты воздействия, рамки компетенции субъектов кадровой политики в железнодорожной отрасли в формировании и реализации кадровой политики в ней. Выявлены факторы, негативно влияющие на формирование и развитие кадровой политики в железнодорожной отрасли. Разработаны предложения по содержанию механизма государственного регулирования кадровой политики и ее реализации в ОАО «РЖД». Раскрыта роль государства в формировании кадровой политики в отрасли народного хозяйства, включая условия разгосударствления отрасли народного хозяйства.

4. Дано авторское определение понятия «механизм реализации кадровой политики в отрасли народного хозяйства», в которой выделены следующие элементы: система социальных средств, преобразование концептуальных идей кадровой политики отрасли в реальную практику формирования, развития и обеспечения востребованности ее кадрового потенциала. Расширена классификация механизмов реализации кадровой политики: в качестве специфических элементов механизма реализации государственной кадровой политики включены элементы механизма кадровой политики в хозяйствующих субъектах акционерного типа с государственной формой собственности и механизма кадровой политики в коммерческих предприятиях и организациях с государственной формой собственности. Классифицирован механизм реализации кадровой политики в железнодорожной отрасли по уровням управления на: механизм реализации субъектов федерального, механизм реализации органов управления территориального уровня, механизм реализации организаций и предприятий локального уровня. Рассмотрено в общем виде структура и содержание нормативного правового, организационного, технологического, научно-методического, информационного и финансово-экономического элементов механизма реализации кадровой политики в железнодорожной отрасли.

5. Раскрыты структура базовых элементов механизма реализации кадровой политики в железнодорожной отрасли и их содержание. Расширена классификация нормативных правовых актов, регламентирующих кадровую политику и ее реализацию в железнодорожной отрасли по следующим основаниям: по правовому признакупо субъекту разработки и утвержденияпо уровню разработки и примененияпо организационно-правовой форме субъекта разработки и примененияв зависимости от масштаба примененияпо предназначению. Разработаны рекомендации по совершенствованию базовых элементов механизма реализации кадровой политики в железнодорожной отрасли с учетом ее государственного регулирования.

6. Определены основные направления деятельности по управлению персоналом в ОАО «РЖД» и раскрыто их содержание. Разработаны рекомендации по совершенствованию управления персоналом в железнодорожной отрасли, предусматривающие: формирование кадрового потенциала, эффективность использования кадрового потенциала, развитие кадрового потенциала.

Диссертационное исследование является одной из первых работ, в которой предпринята попытка социологического анализа кадровой политики и механизма ее реализации в отрасли народного хозяйства. Впервые рассмотрены кадровая политика и механизм ее реализации в отрасли народного хозяйства, в том числе и в субъекте управления — ОАО «РЖД», где государство является единственным собственником. Работа носит новаторский характер.

Практическая значимость исследования состоит в историко-социологическом осмыслении формирования и развития кадровой политики и ее реализации в отрасли народного хозяйства (на примере железнодорожного транспорта), в дальнейшем развитии положений по ее формированию и реализации как основе эффективной деятельности отрасли.

Основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при формировании кадровой политики в отрасли народного хозяйства (в частности, на железнодорожном транспорте) и ее реализации, выработке управленческих решений в ходе регулирования кадровых процессов и отношенийпозволят обогатить научно-методическую и учебную базу подготовки специалистов служб управления персоналом, в том числе на железнодорожном транспорте. Также они могут быть использованы в процессе разработки и реализации программ для подготовки кадров по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Результаты данного диссертационного исследования могут быть использованы как на федеральном, так и на региональном (территориальном) уровнях.

Апробация работы.

Результаты исследования были использованы автором при участии в разработке Функциональной стратегии развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги» (Функциональная стратегия), являющейся составной частью «Стратегической программы развития ОАО „РЖД“ до 2010 г.» 1. Основные положения и выводы исследования обсуждены и апробированы на кафедре государственной службы и кадровой политики РАГС, докладывались автором на Пятой межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Российская наука управления и управленческие кадры: история и современность», проходившей в марте 2005 г. в г. Москве, а также отражены в научных публикациях автора по рассматриваемой проблеме в объеме 2,5 п.л.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование проблем кадровой политики и ее реализации в отрасли народного хозяйства позволяет сделать некоторые обобщения и выводы теоретического и практического свойства:

1. Исследование проблем кадровой политики и ее реализации осуществлено применительно к важной и специфической отрасли народного хозяйства — железнодорожной. Автор рассматривает кадровую политику в отрасли народного хозяйства на примере железнодорожного транспорта потому что железнодорожный транспорт, как объект исследования не типичен по структуре и содержанию деятельностисвоеобразно участие государства в регулировании его деятельностиформа хозяйствования — рыночная при сохранении 100% государственной собственностив настоящее время железнодорожная отрасль находится в стадии реформирования.

Исследование проблем кадровой политики и ее реализации в отрасли народного хозяйства осуществлено с учетом того, что кадровая политика в отрасли является производной государственной кадровой политики.

2. В научной литературе существуют различные определения термина «кадровая политика». Авторами используются различные подходы для того, чтобы отразить в нем наиболее характерные черты этого сложного социального явления. Кадровая политика рассматривается в широком и узком смыслах. Разные определения не исключают друг друга, а скорее дополняют и позволяют «взглянуть» на кадровую политику под разными углами зрения. Во всех определениях отсутствует отраслевой подход. Практически не разработан понятийный аппарат кадровой политики в отрасли народного хозяйства.

Кадровая политика в отрасли народного хозяйства — это производная государственной кадровой политики, одна из ее составляющих. Присущие государственной кадровой политике сущностные черты, главные цели, задачи, содержание, а также потребности и возможности отрасли должны быть определяющими для формирования и реализации отраслевой кадровой политики.

Кадровая политика в отрасли народного хозяйства независимо от форм собственности и ведения хозяйствования, существующей в ней, должна быть подвержена постоянному воздействию со стороны главного субъекта кадровой политики общества — государства, посредством государственной кадровой политики, которая разрабатывается и для отраслевого уровня. С другой стороны, характер и состояние объекта оказывают обратное воздействие на субъект, на содержание и технологии его регулирующего воздействия.

Кадровая политика в отрасли народного хозяйства как социальное явление имеет многосубъектную и многоуровневую структуру. Ее формируют ФОИВЖД и хозяйствующий субъект — ОАО «РЖД». Другие субъекты реализуют ее путем осуществления деятельности на уровне, определенном их компетенцией, но это уже отраслевая кадровая работа. У каждого субъекта разная кадровая работа, но в рамках федеральных задач. С другой стороны каждый субъект управления в отрасли имеет свою кадровую политику.

3. Историко-социологический анализ кадровой политики и ее реализации в железнодорожной отрасли в период с 1992 по 2003 гг. показал, что с распадом Советского Союза кадровая политика была направлена на сохранение кадрового потенциала отрасли, ее выживание и сохранение целостности в тяжелых социально-экономических условияхв дальнейшем ориентировалась на новые социально-экономические условия, предстоящее реформирование железнодорожного транспорта, выход его из государственной структуры хозяйствования. В результате проведения правильной кадровой политики в 90-е годы 20-го века удалось сохранить кадровый потенциал отрасли, подготовить отрасль к фундаментальному реформированию. Неблагоприятные факторы внешней среды повлекли изменения в этой социальной системе. Однако существовали и внутриотраслевые факторы, способствующие сохранению отрасли.

Преобразования в стране потребовали коренной перестройки самой кадровой политики в отрасли, что выразилось в ее демократизации, отказе от методов прямого давления и переходу к управлению на основе правовых и финансовых механизмов, созданию условий для эффективной деятельности и самореализации личности.

На определенном этапе функционирования железнодорожной отрасли правовая база и экономические механизмы, на основе которых осуществляло свою деятельность МПС, вступили в противоречие с внешней экономической средой, социальными условиями в стране, поэтому необходимо было существенно перестроить кадровую политику и ее реализацию в отрасли.

4. В железнодорожной отрасли отсутствуют единая кадровая политика и непосредственное государственное регулирование кадровых процессов и отношений хозяйствующего субъекта. На различных этапах развития социальных систем содержание государственного управления различно, но оно всегда должно быть эффективным и действенным. Административная • реформа в России создала условия для такой системы государственного управления. Автором проанализирована литература о влиянии государства на кадры в сфере экономики, сделан вывод, что ряд авторов необоснованно принижают роль государственного воздействия на кадры в сфере экономики и сужают рамки этого воздействия. Необходимо эффективное и действенное влияние государства на кадровые процессы и отношения в отрасли народного хозяйства.

При существующей системе разделения государственного управления и хозяйственного ведения на железнодорожном транспорте, отсутствии эффективного и действенного государственного регулирования по отношению к ОАО «РЖД», имеющемся составе и численности кадровых органов в государственных и коммерческих структурах на железнодорожном транспорте, невозможно осуществить единую кадровую политику. Необходимо повышение эффективности и действенности государственного регулирования кадровых процессов и отношений в ОАО «РЖД».

5. Теория механизма реализации кадровой политики в отрасли народного хозяйства — сложная и не разработанная в управленческой науке проблема. Существуют различные определения понятия «механизм реализации государственной кадровой политики». Они в той или иной степени отражают эту сложную систему социальных средств. По мнению автора, рассмотрение элементов механизма целесообразно через их предназначение.

Механизм реализации кадровой политики в отрасли народного хозяйства должен быть, прежде всего, государственным по своей сути, а его содержание должно отражать потребности и возможности отрасли, имеющуюся в ней структуру управления, наличие и состояние кадров, перспективы развития отрасли.

Отрасли в целом и каждому субъекту кадровой политики соответствует и свой механизм реализации кадровой политики. По мере уменьшения субъекта кадровой политики, масштаба и предмета его деятельности изменяются и набор элементов механизма, их содержание и специфика.

6. Механизм реализации кадровой политики в отрасли народного хозяйства имеет сложную и многоуровневую структуру и таковым он является, прежде всего, ввиду наличия нескольких уровней управления, различий в масштабах и специфике деятельности субъектов кадровой политики, их различной организационно-правовой формы, различных нормативных правовых источников кадровой политики и ее реализации и по другим причинам. На каждом уровне реализации и в каждом субъекте управления отрасли народного хозяйства как механизм реализации кадровой политики, так и каждый элемент его имеет свое содержание и особенностифункционирует в полной мере или частично, более или менее эффективно.

В железнодорожной отрасли ввиду разделения государственного управления и хозяйственного ведения отсутствует единый механизм реализации кадровой политики. Он действует раздельно в системе ФОИВЖД и в системе ОАО «РЖД», что является препятствием к действенному и эффективному государственному регулированию, контролю, надзору в сфере кадровой политики и ее реализации.

Необходимо повышение эффективности и действенности государственного регулирования, контроля, надзора реализации кадровой политики в отрасли, что будет способствовать совершенствованию механизма реализации кадровой политики в железнодорожной отрасли в направлении сближения механизмов реализации в ФОИВЖД и в ОАО «РЖД».

Государственное частное партнерство между государственными органами власти, организациями и ОАО «РЖД» в сфере кадровой политики и ее реализации осуществляется лишь в части научно-методического обеспечения, подготовки кадров и обучения для ОАО «РЖД», что явно недостаточно. Развитие государственного частного партнерства между государственными органами власти, организациями и ОАО «РЖД» будет способствовать совершенствованию механизма реализации кадровой политики в железнодорожной отрасли.

7. Кардинальные изменения подходов к управлению персоналом, наблюдаемые в последние годы в мире, реформирование железнодорожного транспорта естественным образом влекут изменения в принципах управления персоналом в этой отрасли народного хозяйства.

Ряд авторов реализацию кадровой политики в ОАО «РЖД» пытаются строить на базе управления человеческими ресурсами. По мнению автора, исходя из стратегических задач управления персоналом, данная точка зрения ошибочна. Реализация кадровой политики в железнодорожной отрасли строится на основе управления персоналом, которая является доминирующей концепцией для отрасли, а остальные применяются в той или иной степени в дополнение к основной.

Мероприятия управления персоналом в ОАО «РЖД» осуществляются в рамках общегосударственных задач и правил с учетом возможностей и потребностей железнодорожной отрасли.

Система управления персоналом в ОАО «РЖД» требует совершенствованиядолжна быть направлена на достижение стратегических целей государства и ОАО «РЖД» (экономических, социальных, маркетинговых, производственных, финансовых и др.) — осуществляться с учетом государственного регулирования со стороны ФОИВЖД.

8. Теория кадровой политики и ее реализации в отрасли народного хозяйства, в частности в железнодорожной, нуждается в дальнейшем теоретическом осмыслении и практическом применении, и прежде всего, в направлении уточнения структуры, содержания государственного регулирования кадровых процессов и отношений в отрасли, сближения государственной и хозяйствующей ветвей кадровой политики, механизма реализации и управления персоналом с учетом образования значительного количества дочерних и зависимых акционерных обществ в составе холдинга ОАО «РЖД»." .

По мнению автора, необходим ряд практических мер, направленных на совершенствование кадровой политики и ее реализации в отрасли народного хозяйства, в частности: определение в законодательном порядке содержания, структуры государственного регулирования кадровых процессов и отношений в отрасли народного хозяйства, уточнение функций федеральных органов исполнительной власти, на которые оно возложеноразработка и установление нового порядка взаимоотношений в сфере кадровой политики и ее реализации между ФОИВЖД и ОАО «РЖД" — ОАО «РЖД» и дочерними зависимыми акционерными обществами отрасли.

Основные теоретико-методологические положения, выводы и рекомендации, представленные в работе, целесообразно использовать в отрасли народного хозяйства (в государственных и коммерческих организациях и предприятиях), в учебных заведениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. -М., 1996.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Ось-89, 2002.
  3. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». № 119-ФЗ // Российская газета. 1995. 5 августа.
  4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  5. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
  7. Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта».
  8. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
  9. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  10. Положение о федеральной государственной службе. Утверждено указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2267.
  11. Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего. Утверждено указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 353.
  12. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте».
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
  14. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 «Об утверждении положения о Министерстве транспорта Российской Федерации».
  15. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 397 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта».
  16. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта».
  17. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002−2010 гг.). Утверждена постановлением Правительства РФ № 848 от 5 декабря 2001 г.
  18. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. -М., 2001.
  19. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). -М., 2003.
  20. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Одобрена Правительством РФ и утверждена приказом Министра транспорта РФ от 12 мая 2005 г. № 45.
  21. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, 2007.
  22. Среднесрочная программа развития транспорта до 2010 года.
  23. Концепция законопроекта «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
  24. Информационно-статистические материалы
  25. Выступление заместителя Министра путей сообщения П. А. Шевоцукова на заседании Коллегии МПС 3 июля 2001 г. «Об отраслевой целевой программе содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 2001−2005 гг.».
  26. Выступление руководителя Департамента кадров и учебных заведений МПС РФ Н. М. Бурносова на заседании Коллегии МПС РФ 3 июля 2001 г. «О концепции кадровой политики на железнодорожном транспорте России в период 2001—2010 гг.».
  27. Выступление руководителя Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Л. И. Васиной на заседании правления ОАО «РЖД» 6 апреля 2007 года.
  28. Доклад первого заместителя Министра путей сообщения Российской Федерации А. В. Целько на заседании Коллегии МПС РФ 3 июля 2001 г. «О кадровой и социальной политике на период реформирования железнодорожного транспорта».
  29. Доклад Министра путей сообщения РФ на расширенном заседании Коллегии МПС 27 сентября 1995 года «О коренном обновлении кадровой политики на железнодорожном транспорте».
  30. Доклад Министра транспорта РФ на заседании Правительства РФ «О ходе реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте, 2006.
  31. Коллективный договор Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на 2008−2010 годы // Газета «Сигнал». 2007. 12 декабря.
  32. Концепции целевой модели рынка транспортных услуг к исходу 3 этапа структурной реформы железнодорожного транспорта.
  33. Концепция организации оплаты труда на железнодорожном транспорте на период 2002—2003 гг.
  34. Концепция кадровой политики на железнодорожном транспорте России в период 2001—2010 гг.
  35. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО). Утвержден постановлением Госстандарта России от 30 сентября 2003 г. № 276-ст.
  36. Отраслевая целевая программа содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 2001−2005 годы.
  37. Отраслевая программа повышения уровня социальной защищенности работников железнодорожного транспорта на 2001−2005 гг.
  38. Подготовка специалистов, образование, культура и спорт на железнодорожном транспорте (статистический материал).
  39. Положение об основах профессиональной службы руководителей и специалистов открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Приложение № 27 к протоколу заседания правления ОАО «РЖД» от 22−23 декабря 2004 г. № 44).
  40. Положение о проведении аттестации работников ОАО «РЖД» от 23 декабря 2005 г. № 1313.
  41. Положение о дополнительном профессиональном образовании руководителей и специалистов ОАО «РЖД» от 25.11.2005 г. № 1165.
  42. Положение о формировании и подготовке резерва кадров ОАО «РЖД» от 27 декабря 2005 г. № 1290.
  43. Положение о молодом специалисте ОАО «РЖД» от 23 декабря 2005 г. № 1295.
  44. Положение о профессиональном обучении рабочих кадров открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 11 января 2006 г. № ВМ-137.
  45. Положение о Департаменте управления персоналом ОАО «РЖД».
  46. Положение о целевой подготовке кадров ОАО «РЖД».
  47. Положение о наставничестве в ОАО «РЖД».
  48. Проекты концептуальной рыночной модели железнодорожного транспорта на конец третьего этапа реформирования отрасли (на конец 2010 года и до 2015 года).
  49. Протокол заседания Правительства Российской Федерации № 34 от 06.09.2007 года.
  50. Приказ МПС России от 17.03.97 г. № 6Ц «О порядке установления должностных рангов руководителям и специалистам, проходящим профессиональную службу на федеральном железнодорожном транспорте».
  51. Приказ ОАО «РЖД» от 7 сентября 2005 г. № 136 «О должностях и рабочих профессиях в ОАО «РЖД», замещаемых специалистами с высшим и средним профессиональным образованием».
  52. Приказ ОАО «РЖД» от 12 сентября 2005 г. № 137 «Об утверждении Порядка оформления перевода работников ОАО «РЖД» на другую постоянную работу в ОАО «РЖД».
  53. Программа повышения качества подготовки специалистов и совершенствования системы формирования инженерных кадров железнодорожного транспорта России на 2001−2005 гг.
  54. Программа развития материально-технической базы вузов железнодорожного транспорта России на 2000−2002 годы.
  55. Проект Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, 2007.
  56. Распоряжение ОАО «РЖД» от 29 декабря 2005 г. № 2317р «Об утверждении Положения о порядке присвоения профессии и квалификации рабочим кадрам открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
  57. Россия в цифрах 2007: Краткий статистический сборник. -М., 2007.
  58. Стандарт управления персоналом ОАО «РЖД».
  59. Статистический отчет о работе железнодорожного транспорта за 2006 год. -М., 2007.
  60. Стратегическая программа развития ОАО «РЖД» до 2010 года.
  61. Типовое положение о службе управления персоналом органа управления железной дороги — филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 04.05.2005 г. № 602р.
  62. Указание Министра путей сообщения РФ № 59у от 18 мая 1995 года «О новых подходах к работе с кадрами на железнодорожном транспорте».
  63. Указание Министра путей сообщения РФ № 27у от 29 января 1998 года «Об итогах аттестации руководителей и специалистов железных дорог в 1997 году».
  64. Указание Министра путей сообщения РФ № 98у от 24 апреля 2000 г. «О проведении аттестации руководителей и специалистов федерального железнодорожного транспорта».
  65. Указание МПС России № 302у от 15 ноября 2000 г. «О мерах по укреплению кадрового потенциала железнодорожного транспорта и улучшению качества подготовки специалистов с высшим образованием».
  66. Указание МПС России № 19у от 21 января 2001 г. «Об итогах аттестации руководителей и специалистов железных дорог в 2000 году».
  67. Функциональная стратегия развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги». Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 10.05.2006 г. № 933р.1. Монографии, книги, статьи
  68. В.В., Андреева С. В., Белякова Е. В. и др. Большая юридическая энциклопедия. -М., 2007.
  69. А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации. -М, 2004.
  70. В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации. -М., 2003.
  71. В.М. Сущность механизма формирования и реализации государственной кадровой политики // Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации. -М.: изд-во РАГС, 2002.
  72. В.А. Рынок труда и модель специалиста-железнодорожника / В. А. Антропов, В. В. Мочалин // Железнодорожный транспорт сегодня и завтра: Материалы юбилейной научно-технической конференции / УР-ГАПС. Екатеринбург, 1999. -ч. 2. С. 375−380.
  73. В.А. Кадровое обеспечение железнодорожной отрасли. -М.: ВИНИТИ, 2003.
  74. Н.В. Управление персоналом. Методология управления. -Санкт-Петербург, 1998.
  75. Д.А. Управление персоналом: учебное пособие. -М., 2007.
  76. Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации: Учебное пособие. -М.: ИПК Госслужбы, 1996.
  77. А.А. Идеальный персонал. -М., 2007.
  78. Ю., Калугина Т. Управление профессиональным составом экономики активного населения в период до 2000 г. // Проблемы теории и практики управления. -М., 1997. -№ 4.
  79. Большая энциклопедия. -М.: изд-во «ТЕРРА», 2006. -Т. 16, 31, 34.
  80. Л.И. Проблемы корпоративного управления на железнодорожном транспорте: Труды научно-практической конференции 28−30 апреля 2004 года. -М., 2004. С.21−23.
  81. В.Р. Управление персоналом в схемах. —М., 2007.
  82. А.П., Матирко В. И. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: (опыт ФРГ). -М.: Дело, 1992.
  83. JI.E. Рыночная трансформация кадровой политики Газпрома в 90-х годах XX века: этапы, тенденции, перспективы. -Волгоград, 2000.
  84. А.Н., Грудицина Л. Ю. Толковый словарь юридических терминов. -М., 2007.
  85. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации: Кад-роведение: Курс лекций. 2-е изд. / Под общ. ред. Е. В. Охотского. -М.: РАГС, 1998.
  86. Государственная служба России: проблемы становления и развития. Материалы методологического семинара. -М., 2001.
  87. Государственная служба Российской Федерации: современное состояние, проблемы функционирования и первоочередные направления дальнейшего развития. -М., 2002.
  88. Государственная служба России: анализ становления, развития и кадрового обеспечения. -М., 2002.
  89. В.Д. Государственная гражданская служба. -М., 2005.
  90. Л.И. Управление человеческими ресурсами: стратегия и практика: Тезисы докладов на международной конференции 26−28 апреля 1996 г. -Алма-Ата. 1996. С. 23−25.
  91. А.П. Управление персоналом. -Н. Новгород, 2003.
  92. Е.Г., Церепелов А. Н. Управление персоналом и психология менеджмента. -Омск, 2006.
  93. А.А., Сидунова Г. И. Кадровая политика социально-экономических систем: инновационная стратегия: Монография. -Волгоград, 2004.
  94. Д.М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. -М., 1993.
  95. В.Г., Колесников В. А., Кузнецов С. Г., Охотский Е. В., Поне-делков А.В., Старостин A.M. Современная государственная кадровая политика и эффективность управления. -Ростов н/Д.: изд-во СКАГС, 1998.
  96. В.Г., Понеделков А. В., Старостин A.M. и др. Государственная кадровая политика и технологии ее реализации. -Ростов-на-Дону: СКАГС, 2001.
  97. В.Г., Понеделков А. В., Старостин A.M. и др. Муниципальная кадровая политика: проблемы организации и опыт профессионального развития служащих. -Ростов-на-Дону, 2003.
  98. В.Г., Понеделков А. В. Государственная кадровая политика в вопросах и ответах. -Ростов-на-Дону, 2004.
  99. Л.И. Управление кадровой политикой промышленного предприятия: Монография. -М., 2005.
  100. Интервью руководителя Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Л. И. Васиной газете «Гудок». 2007.
  101. Кадровая политика в сфере государственного и муниципального управления: Материалы научно-практической конференции 14−15 марта 2002 года. Нижний Новгород, 2002.
  102. Кадровая политика социально-экономических систем: инновационная стратегия. -Волгоград., 2004.
  103. В.И. Стратегия, кадровая политика и развитие персонала организации: Материалы региональной научно-практической конференции 6−7 апреля 2000 г. -Магнитогорск, 2000.
  104. B.C. Социальное управление: Курс лекций. -М.: РАГС, 2000.
  105. Т.А. Управление человеческими ресурсами. -М., 2002.
  106. Книга работника кадровой службы. -М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998.
  107. Концепции государственной службы и кадровой политики. -М.: РАГС, 2002.
  108. А.В. Правовое обеспечение и кадровая политика органов управления образованием Российской Федерации. —Орел, 2000.
  109. А.П. Управление персоналом и кадровая политика предприятий. -Пермь, 2001.
  110. Г. Б., Мамаева JI.B. Инновационный кадровый менеджмент. -Пенза, 2006.
  111. В.А. Кадровое обеспечение государственной службы. -Ростов н/Д.: Литер-Д, 1994.
  112. .А., Галахов В. И. Человек в транспортной среде. -М., 2001.
  113. .А., Галахов В. И., Заречкин Е. Ю., Усманов Б. Ф. Человеческие ресурсы корпорации. Стратегия и практика управления. -М., 2005.
  114. А.Е., Лукьяненко В. И., Новиков А. В. Управление персоналом государственных органов: система организации и функционирования. -М.: Наука, 1999.
  115. . В. По службе честь // Государственная служба. 2001. -№ 4, С. 88.
  116. .В. Управленческие отношения в государственной службе. -М., 2003.
  117. К.О. Актуальные проблемы развития государственной службы и кадровых процессов. -М., 1998.
  118. В.П., Нечипоренко В. Г. Государственная служба в России. -М., 2003.
  119. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М., 2000.
  120. Механизмы реализации государственной кадровой политики: Сборникнаучных статей / Под общ. ред. А. И. Турчинова. -К.-М., 2003.
  121. Муниципальная кадровая политика / Под общ. ред. В. Н. Иванова. -М.: Муниципальный мир, 2003.
  122. В.И. Управлять профессионалам // Служба кадров. 1998. -№ 3, С. 21−24.
  123. В.И. Укрепление кадрового состава // Служба кадров. 2000. -№ 4.
  124. A.M. Современный менеджмент в России. В 2-х частях. -М., 1997.
  125. А.А., Прокудина А. Н. Настольная книга кадровика торгового предприятия. -М., 2006.
  126. Н.П., Ковалевский В. Ф., Анисимов В. М. Кадры персонал: Словарь-тезаурус. -М., 1994.
  127. Н.В. Кадры предприятия. -М., 2007.
  128. И.В. Управление персоналом. -2-е изд. -Нижний Новгород: -«• НИМБ, 1999.
  129. А.К., Зайцев Г. Г., Лашманова Н. В., Дягилева Н. В. Управление персоналом в организации: Учебное пособие. -Санкт-Петербург, 2001.
  130. Г. И. «Кадровая политика: сущность, структура, развитие». -Волгоград: Политехник, 2003.
  131. В.Б. Кадровая политика в условиях социальных трансформаций. -Орел, 1999.
  132. Словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова. М., 1953.
  133. Служебная карьера / Под общ. ред. Е. В. Охотского. -М., 1998.
  134. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д. В. Валового. -М., 2000.
  135. Социологические исследования в системе государственной службы 1992−2002: Информационно-аналитические материалы кафедры ГС и КП РАГС при Президенте РФ. -Москва-Орел, 2002.
  136. Социологическая энциклопедия. -М. 2003. Т. 1.
  137. Н.С., Шуваева В. В. Государственная служба и кадровая политика. —Волгоград., 2005.
  138. В.А. Кадровый потенциал государственной службы: критерии оценки, состояния и пути их развития. Кадровая политика в государственной службе / Социология власти: Информационно-аналитический бюллетень, 1997. -№ 3, С. 24−35.
  139. В.А. Проблема формирования региональной кадровой политики и механизм ее реализации. -М., 2001.
  140. В.А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии: Монография. -М.: РАГС, 2006.
  141. А.Ю. Кадровая политика и государственная служба в Российской Федерации. -Казань, 2004.
  142. Ю.А. Курс административного права и процесса. -М., 1998.
  143. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. -М., 1998.
  144. А.И. Профессионализм государственного служащего должен быть конструктивным // Государственная служба. 2001, -№ 3.
  145. Управление персоналом / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. -М. 1998.
  146. Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А .Я. Кибанова. -М.: Инфра-М, 1998.
  147. Управление персоналом организации: Учебное пособие / Под ред. А. Я. Кибанова. -М.: Инфра-М, 2001.
  148. Управление персоналом: Учебник / Под общ. ред. А. И. Турчинова. -М.:изд-во РАГС, 2003.
  149. Управление персоналом развивающейся организации. Учебное пособие. -М.: ИПК Госслужбы, 1996.
  150. М.И. Основы государственного и муниципального управления. -Уфа, 2004.
  151. Д. Стратегия и планирование: Пер. с англ. — СПб., 2001.
  152. А.А. Становление и развитие кадрового обеспечения региональных органов власти. -Орел, 1999.
  153. А.А. Кадровые процессы в системе государственной власти (социологический анализ). -М., 2000.
  154. А.А. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. -Орел, 2001.
  155. А.А. Кадровая политика в сфере государственного и муниципального управления: Материалы научно-практической конференции 1415 марта 2002, -Нижний Новгород, 2002.
  156. О.И. Кадровая политика отрасли и пути ее реализации в условиях реформирования железнодорожного транспорта // Экономика железных дорог. 2002, -№ 11.
  157. Экономика труда: социально-трудовые отношения: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. -М.: Экзамен, 2004.
  158. Экономика: Энциклопедический словарь / В. Г. Золотогоров. -Минск, 2004.
  159. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. -М., 2007.
  160. Диссертационные исследования
  161. Т.Г. Механизмы реализации государственной кадровой политики в Северо-Кавказском регионе (на материалах Чеченской Республики): Дис.. канд. социол. наук. -М., 2004. -146 с.
  162. А.В. Механизмы реализации кадровой политики в государственном аппарате Российской Федерации (социологический анализ): Дис.. канд. социол. наук. -М., 2003. -166 с.
  163. Д.М. Государственная кадровая политика в кризисном регионе: Дис.. канд. социол. наук. -М., 2006. -173 с.
  164. Е.А. Востребованность кадрового потенциала государственной гражданской службы (социологический аспект): Дис.. канд. социол. наук. -М., 2004. -169 с.
  165. А.И. Профессионализация как деятельностная основа кадровой политики: Дис.. д-ра социол. наук. -М., 1998. 388 с.
  166. М.Е. Формирование системы управления персоналом в органах государственной власти (историко-социологический анализ): Дис. канд. социол. наук. -М., 2007. -170 с.
Заполнить форму текущей работой