Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение надежности шатунных подшипников автотракторных двигателей диагностированием масляного потока

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время одним из основных отказов двигателей является проворачивание вкладышей коленчатого вала, преимущественно шатунных (25-^-30%). На интенсивность процесса проворачивания вкладышей основное влияние оказывает давление масла и его расход через подшипники коленчатого вала. Недостаточное внимание уделяется диагностике, позволяющей предупредить проворачивание вкладышей в процессе работы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАДЁЖНОСТИ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
    • 1. 1. Анализ конструктивных схем подвода масла к подшипникам коленчатого вала
    • 1. 2. Анализ причин отказов подшипников коленчатого вала
    • 1. 3. Изменение технического состояния шатунных подшипников в процессе эксплуатации
    • 1. 4. Анализ способов и средств диагностирования шатунных подшипников
    • 1. 5. Выводы и задачи исследования
  • 2. МЕТОДИКА И ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Общая методика и программа исследования
    • 2. 2. Методика аналитического исследования
    • 2. 3. Методика экспериментального исследования
      • 2. 3. 1. Методика определения давления и расхода масла через каналы первого коренного подшипника
      • 2. 3. 2. Методика определения неразрывности и постоянства подвода масла к шатунным подшипникам
      • 2. 3. 3. Методика определения пределов регулирования индикаторов
    • 2. 4. Методика эксплуатационных исследований
  • 3. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ СМАЗКИ ПОДШИПНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ
    • 3. 1. Изнашивание деталей подшипников и элементов смазочной системы
    • 3. 2. Анализ условий подачи масла к шатунным подшипникам
    • 3. 3. Изменение условий смазки подшипников в процессе эксплуатации
    • 3. 4. Выводы
  • 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 4. 1. Анализ подвода масла через каналы коренного подшипника
    • 4. 2. Анализ подвода масла к шатунным подшипникам
    • 4. 3. Определение пределов регулирования индикаторов диагностического устройства
    • 4. 4. Выводы

Повышение надежности шатунных подшипников автотракторных двигателей диагностированием масляного потока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Затраты на ремонт и техническое обслуживание одного автомобиля в нашей стране в 3−5 раз превышают его первоначальную стоимость, а в себестоимости сельскохозяйственной продукции доля транспортных издержек достигает 10−12% [2,6,7,89].

Особенно значительные затраты (до 65% от всех затрат на поддержание работоспособности автомобиля) приходятся на его ремонт [55]. Поэтому актуальной задачей остается повышение надежности автомобилей при конструировании, изготовлении и ремонте.

Простои автомобилей, в том числе и КамАЗ, в эксплуатации вызваны отказами двигателей, и в первую очередь, двух основных групп сопряжений: шатунно-кривошипной и цилиндропоршневой [8, 46, 89].

В процессе эксплуатации автомобилей, тракторов, комбайнов и других машин происходит изменение их технического состояния, основными причинами которого являются изнашивание, усталостное разрушение, пластическая деформация, коррозия. Пластическая деформация и разрушение являются следствием конструктивно-технологических недоработок или нарушения правил эксплуатации. Указанные явления вызывают проворачивание шатунных вкладышей, что является одной из основных причин ремонта автомобильных двигателей ЗИЛ, ЯМЗ, ГАЗ, КамАЗ [28, 38, 69, 72−74, 77,84, 101, 118, 135].

До 25% отказов двигателя КамАЗ-740, вызвано проворачиванием шатунных вкладышей коленчатого вала, при этом значительная часть дефектов приходится на третью шатунную шейку.

Эксплуатационные характеристики подшипников зависят, в основном, от таких факторов как минимальная толщина масляной пленки, величине температуры, наличие абразивных частиц, некорректное расположение элементов системы подачи масла.

Несмотря на большое количество работ, посвященных причинам проворачивания шатунных вкладышей [15, 17, 20, 22, 27, 28, 31, 32, 38, 45, 63, 69, 71−74, 79, 80, 167], проблема повышения надежности двигателя КамАЗ путем выявления и устранения причин проворачивания вкладышей является актуальной и полностью не решена до настоящего времени.

Работа выполнялась в соответствии с НИР и программой по основным научным направлениям Саратовского государственного технического университета 10В1 «Разработка научных основ эффективных технологий обеспечения надёжности автотранспортных средств» .

Цель исследования. Повышение надёжности шатунных подшипников автотракторных двигателей путём совершенствования диагностирования состояния смазочной системы в процессе эксплуатации.

Объект исследования. Смазочная система двигателя КамАЗ.

Предмет исследования. Процесс подачи смазочного материала к шатунным подшипникам.

Научная новизна. Уточнена аналитическая зависимость давления масла от частоты вращения коленчатого вала, позволяющая определять условия, как неразрывности, так и разрыва масляного потока к шатунным подшипникам двигателя.

При использовании разработанного индикатора неразрывности потока жидкости были установлены границы критических режимов смазки в эксплуатации, при которых происходит разрыв потока масла и определены границы допустимых значений давления в смазочной системе.

Практическая ценность работы. Разработан способ и средство для контроля неразрывности потока масла к шатунным подшипникам в процессе эксплуатации (патент РФ на полезную модель № 70 703).

Разработаны и внедрены практические рекомендации, нормативы и технология диагностирования смазочной системы двигателей КамАЗ—740. Это позволяет снизить в эксплуатации себестоимость перевозок на 1,36%, повысить производительность перевозок на 6,4% и получить среднегодовой экономический эффект 17 184 руб. на один двигатель.

Реализация результатов работы. Результаты теоретических и экспериментальных исследований использованы в эксплуатационных и ремонтных предприятиях, при диагностике сопряжений в ОАО «КамАЗДизель «при создании встроенных диагностических средств автотракторных двигателей.

Научные положения, выносимые на защиту:

• Уточненная аналитическая зависимость давления масла в шатунных подшипниках коленчатого вала двигателя от конструктивных и режимных параметров и технического состояния.

• Обоснование условий разрыва масляного потока к шатунным подшипникам.

• Разработанный способ, средства, нормативы и технологию диагностирования смазочной системы, обеспечивающие повышение ресурса шатунных подшипников в эксплуатации.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ, получен патент на полезную модель, в том числе одна статья в издании, указанном в «Перечне. ВАК». Общий объем публикаций составляет 3,4 п. л., из которых 1,8 п.л. принадлежат лично соискателю.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, общих выводов, списка использованной литературы, включающего 209 наименований, в том числе 9 источников на иностранных языках, и приложений. Работа изложена на 126 страницах машинописного текста, содержит 25 рисунков, 10 таблиц.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

1. В настоящее время одним из основных отказов двигателей является проворачивание вкладышей коленчатого вала, преимущественно шатунных (25-^-30%). На интенсивность процесса проворачивания вкладышей основное влияние оказывает давление масла и его расход через подшипники коленчатого вала. Недостаточное внимание уделяется диагностике, позволяющей предупредить проворачивание вкладышей в процессе работы двигателя. При диагностировании технического состояния подшипников коленчатого вала применяются средства, основанные на измерении зазора в шатунном подшипнике, давления в системе смазки и прокачки масла через подшипники, спектральном анализе масла, визуальном наблюдении истечения масла. Отсутствуют способы диагностирования, позволяющие выбрать необходимые режимы работы двигателя, при которых шатунные подшипники не испытывают масляного голодания.

2. В процессе эксплуатации производительность масляного насоса снижается незначительно. С увеличением частоты вращения коленчатого вала при снижении давления и вследствие действия центробежных сил может происходить «динамическое запирание» канала в коренной шейке. При достижении равенства давления масла и приращения давления от центробежных сил может наступить разрыв потока масла в шатунный подшипник. При заданной частоте вращения коленчатого вала в процессе эксплуатации расход масла через зазор в коренных и шатунных подшипниках возрастает по экспоненциальной зависимости (3.21) а расход через канал в коренной шейке снижается, (3.22), что приводит к разрыву потока масла к шатунным подшипникам по условию (3.24).

3. Снижение давления масла с 0,5 до 0,25 МПа на номинальной частоте вращения коленчатого вала приводит к снижению расхода масла через шатунный подшипник на 34 — 38%. Величина потерь в канале коленчатого вала от действия центробежных сил значительна й составляет на оборотах более 2000 мин" 1 от 20% до 50% от номинального давления. Существуют режимы разрыва потока в шатунную полость, когда она заполнена маслом (первый критический режим), режимы периодического заполнения шатунной полости маслом, при которых некоторое время полость не заполнена (второй критическим режим).

4. Разработано диагностическое средство (патент РФ на полезную модель № 70 703). Пределы регулирования свето диодов диагностического средства следующие: для двигателей КамАЗ — 740,10: зеленый свыше 0,27 МПажелтый 0,23 -т- 0,27 МПакрасный менее 0,23 МПадля двигателей КамАЗ — 740,30 (Euro): зеленый свыше 0,33 МПажелтый 0,27-f-0,33 МПакрасный менее 0,27 МПа.

5. Диагностический параметр (давление в системе смазки) полностью соответствует основным требованиям по связи со структурным параметром (зазором в коренных подшипниках): чувствительности, однозначности, стабильности и информативности. Обоснованы нормативы (табл. 5.2), алгоритм и технология диагностирования смазочной системы.

6. Эффективность диагностирования заключается в снижении затрат на обеспечение работоспособности шатунных подшипников. Это позволяет снизить себестоимость перевозок на 1,36%, повысить производительность перевозок на 6,4% и получить среднегодовой экономический эффект 17 184 руб. на один двигатель.

5. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

5.1. Соответствие диагностических параметров основным требованиям.

Выявленный механизм проворачивания шатунных вкладышей устанавливает определяющую роль в развитии отказа состояния самого вкладыша, а именно, его напряженного состояния и влияния на него условий смазки шатунного подшипника. Показано, что отказ появляется не внезапно, а развивается по определенным закономерностям в течение довольно длительного времени. Расход масла через шатунные подшипники определяется давлением масла в кольцевом канале коренного подшипника, от которого они питаются, режимом работы и техническим состоянием двигателя. Для оценки диагностических параметров и связи со структурными были проведены эксплуатационные исследования (п. 2.4.). По семи двигателям каждой модели измеряли давление в системе смазки на номинальном и скоростном режиме перед их ремонтом. Затем при ремонте после разборки определяли износ коренных вкладышей и коренных шеек коленчатого вала. Зазор определяли как сумму износов вкладышей и шеек и середины поля допусков на номинальном зазоре.

Как показывает статистический анализ износа вкладышей и шеек коленчатого вала двигателей КамАЗ-740 и КамАЗ-740 (Euro) и связи зазоров в подшипниках с величиной давления в системе смазки, основное влияние на давление масла оказывает диаметральный зазор в коренных подшипниках. Это обусловлено тем, что через коренные подшипники проходят 60−70% всего объёма масла подаваемого масляным насосом [53, 56, 65]. Поэтому можно считать зазор в коренных подшипниках структурным параметром, для диагностического параметра — давления в системе смазки двигателя.

Для оценки точности и эффективности диагностирования используют ряд показателей, основными из которых являются: чувствительность, однозначность, стабильность и информативность [162]. Для оценки этих показателей была получена статистическая зависимость давления в системе смазки на номинальных режимах от среднего диаметрального зазора в коренных подшипниках, что показано на рис. 5.1.

Рисунок 5.1. Зависимость диагностического параметра Р от структурного S:

1 — КамАЗ — EURO, 2 — КамАЗ — 740.

5.1.1. Чувствительность.

Важнейшим требованием к диагностическому параметру является чувствительность [162], оцениваемая коэффициентом чувствительности: dS кч = dx.

5.1) где: dx и dS изменение соответственно структурного и диагностического параметров.

Применительно к диаметральному зазору в коренных подшипниках S и давлению Р в системе смазки: dP.

Кч = dS.

5.2).

Из рис 5.1 следует, что коэффициент чувствительности: 0,2−0,45 кч =.

0,26−0,14 кч =.

0,275- 0,525.

0,26- •0,13 2,083 МПа/мм для двигателей КамАЗ-740 1,923 МПа/мм для двигателей КамАЗ-740 (Euro).

Полученные значения свидетельствуют о достаточно высокой чувствительности диагностического параметра Р в наблюдаемом диапазоне изменения структурного параметра 5.

5.1.2. Однозначность.

Требование однозначности характеризуется отсутствием экстремума зависимости диагностического параметра от структурного, то есть dP dS.

Ф 0.

5.3).

Как следует из приведённых на рис. 5.1. экспериментальных статистических данных, такой экстремум отсутствует.

Вид функциональной зависимости: давления в системе смазки от зазора в подшипниках коленчатого вала, установлен в работах профессора А. С. Денисова [62, 63, 69, 70, 73]. Зависимость эта степенная: n a где: a — константа, зависящая от конструктивных особенностей системы смазки и свойств маслат — показатель степени.

Как следует из уравнения (5.4), экстремума функции не наблюдается.

5.1.3. Стабильность.

Стабильность диагностического параметра характеризуется величиной рассеивания при неизменном значении структурного. Проведенные 25 независимых измерений диагностического параметра Р при неизменном значении структурного позволили определить характеристики распределения и погрешность диагностического параметра [1−3]. где: tpn — критерий Стьюдента при доверительной вероятности р и числа измерений поР — среднеквадратичное отклонение единичного измерения Р. Статистические характеристики распределения и погрешность диагностирования приведены в табл. 5.1.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.Н. Закономерности изменения технического состояния подшипников коленчатого вала / Ф. Н. Авдонькин, А. С. Денисов // Надежность машиностроительных изделий: Науч. тр. ВИММЕСС. Т. XV1., серия 7. Русе, Болгария, 1975. С.115−121.
  2. Ф.Н. Изменения технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации / Ф. Н. Авдонькин. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1973. 191 с.
  3. Ф.Н. Критерии предельного состояния подшипников коленчатого вала / Ф. Н. Авдонькин, А. С. Денисов // Надежность и контроль качества. 1976. № 4. С. 36−41.
  4. Ф.Н. Методика определения оптимальной наработки двигателя до предупредительного ремонта / Ф. Н. Авдонькин, А. С. Денисов, Р. Е. Колосов // Автомобильная промышленность. 1977. № 1. С. 7−8.
  5. Ф.Н. Надежность и эффективность автомобилей КамАЗ / Ф. Н. Авдонькин, А. С. Денисов, А. А. Макушин // Автомобильная промышленность. 1986. № 5. С. 21−22.
  6. Ф.Н. Оптимизация изменения технического состояния автомобиля / Ф. Н. Авдонькин. М.: Транспорт, 1993. 352 с.
  7. Ф.Н. Повышение срока службы автомобильных двигателей / Ф. Н. Авдонькин. Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1969. 278 с.
  8. Ф.Н. Преждевременный ремонт двигателей Ярославского моторного завода / Ф. Н. Авдонькин А.С. Денисов // Повышение эффективного использования автомобильного транспорта: Науч. тр. Сарат. политехи, ин-т.- Саратов, 1972. С. 10−17.
  9. Ф.Н. Прогнозирование изменения технического состояния подшипников коленчатого вала / Ф. Н. Авдонькин, А. С. Денисов // Автомобильная промышленность. 1975. № 7. С.4−5.
  10. Ф.Н. Текущий ремонт автомобилей. / Ф. Н. Авдонькин. М.: Транспорт, 1978. 269 с.
  11. Ф.Н. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей/ Ф. Н. Авдонькин. М.: Транспорт, 1985. 215 с.
  12. Автомобили КамАЗ. Техническоен описание и инструкция по эксплуатации. М.: Машиностроение. 1990. 447 с.
  13. В.О. Исследование причин деформаций и повреждений коленчатых валов ЗИЛ-130 с целью увеличения межремонтного ресурса двигателя. Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата техн. наук-М., МИИСП, 1974. — 17 с.
  14. Ю.П. Определение причин проворачивания вкладышей подшипников коленчатого вала дизеля лесовозного автомобиля / Ю. П. Андрианов, М. А. Григорьев, Б. М. Бунаков // Химия и технология топлив и масел. 1976. № 3. С. 45−48.
  15. В.Д. Ремонт двигателей ЯМЗ / В. Д. Аршинов, В. К. Зорин, Г. И. Созинов // М.: Транспорт, 1978. 310 с.
  16. К.С. Расчет подшипника жидкостного трения с учетом деформации опорной поверхности / К. С. Ахвердиев, Ю. А. Евдокимов, Т. С. Головко // Трение и износ. 1987. Том 8. № 4. С. 671−677.
  17. Д.Д. Двигатели внутреннего сгорания строительных и дорожных машин / Д. Д. Багиров, А. В. Златопольский. М.: Машиностроение, 1974. 183 с.
  18. .С. Взаимозаменяемость и технические измерения в машиностроении / Б. С. Балакшин, С. С. Волосов и др. М.: Машиностроение, 1972. 282 с.
  19. В.Н. Причины и устранение случаев задира и проворачивания вкладышей подшипников коленчатого вала автомобильного дизеля КамАЗ В.Н. Барун, М. А. Григорьев и др. // Двигателестроение. 1983. № 4. С. 3−5.
  20. В.Н. Эксплутационные факторы и надежность автомобиля / В. Н. Басков, А. С. Денисов. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003.269 с.
  21. М.И. Контактные напряжения и усталостные разрушения автотракторных подшипников / М. И. Баулин // Автомобильная и тракторная промышленность. 1955. № 5. С. 5−7.
  22. Т.М. Гидравлика, гидравлические машины, гидравлические приводы / Т. М. Башта. М.: Машиностроение, 1970. С. 382
  23. Т.М. Машиностроительная гидравлика / Т. М. Башта. М.: Машиностроение, 1971. С. 543
  24. В.Н. Теория, конструирование и расчет тракторных и автомобильных двигателей / В. Н. Болтинский. М., Изд-во с/х лит., журн. и плакатов, 1962. С. 391
  25. В.А. Повышение долговечности транспортных машин / В. А. Бондаренко, К. В. Щурин, Н. Н. Якунин, В. И. Рассоха, В. Ю. Филиппов. М.: Машиностроение, 1999. С. 144
  26. .К. Качество сборки подшипников коленчатого вала и надежность дизельных двигателей / Б. К. Буравцев // Автомобильный транспорт. 1982. № 12. С.41−42.
  27. С.К. Повышение надежности шатунных подшипников коленчатых валов двигателей / С. К. Буравцев, Б. К. Буравцев // Двигателестроение. 1983. № 3. С. 3−7.
  28. Ф.Х. Методика прогнозирования остаточного ресурса по усталости восстановленных коленчатых валов по результатам стендовых испытаний / Ф. Х. Бурумкулов, JI.M. Лельчук, В. А. Денисов // Труды ГОСНИТИ. 1989. т.89. С. 51−59.
  29. Н.А. Подшипники из алюминиевых сплавов / Н. А. Буше, А. С. Гуляев, В. А. Двоскина, К. М. Раков. М.: Транспорт, 1974. 256 с.
  30. В.Г. Причины необратимых формоизменений тонкостенных вкладышей и пути повышения надежности подшипников высоконагруженных дизелей / В. Г. Быков, М. А. Салтыков, М. Н Горбунов // Двигателестроение. 1980. № 6. С. 34−37.
  31. В.Г., Салтыков М. А., Горбунов М. Н. Новый способ обеспечения стабильности геометрических параметров вкладышей для высоконагруженных подшипников дизелей//Двигателестроение, 1985.
  32. С.В. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания / С. В. Венцель. М.: Химия, 1979. 240 с.
  33. С.В. Смазка и долговечность двигателей внутреннего сгорания / С. В. Венцель. Киев: Техника, 1977. 207 с.
  34. В.А. Планирование эксперимента в технико-экономических исследованиях / В. А. Вознесенский М.: Финансы и статистика, 1981. 263 с.
  35. К.Н. Прогнозирование надежности механических систем. Л.: Машиностроение, 1978. — 208с.
  36. А.А. Обеспечение работоспособности шатунных подшипников автотракторных дигателей путем создания неразрывности масляного потока / А. А. Гафиятуллин. Дис. канд. техн. наук. Саратов, 2005. 130 с.
  37. Г. П., Е.А.Каменская и др. Надежность строительных машин М.: Стройиздат, 1975. 296с./
  38. Н.Т. Исследование изнашиваемости коленчатых валов дизелей ЯМЗ 240 и ЯМЗ — 240Н. — Автомобильная промышленность, 1971, № 10, 5−7 с.
  39. ГОСТ 14 846 — 69 Двигатели автомобильные, методы стендовых испытаний. -М.: Издательство стандартов, 1970. 15 с.
  40. ГОСТ 17 510–79 Надежность изделий машиностроения. Система сбора и обработки информации. Планирование наблюдений. М.: Издательство стандартов, 1972. — 15 с.
  41. ГОСТ 27 002 83 Надежность в технике. Термины и определения. Введен 01.07.84 г.-30 с.
  42. ГОСТ 2703 81 Методы показателей надежности. Надежность в технике, системе сбора и обработки информации. Введен 01.07.80 г.
  43. ГОСТ 503–71 Лента холоднокатаная из низко углеродистой стали. Технические условия.
  44. ГОСТ 9340 71 Вкладыши коренных и шатунных подшипников дизелей и газовых двигателей: технические требования. — М.: Издательство стандартов, 1971. — 15 с.
  45. М.А. Износ и долговечность автомобильных двигателей / М. А. Григорьев, Н. Н. Пономарев. М.: Машиностроение, 1976. 248 с.
  46. М.А. Исследование критериев предельного состояния двигателей / М. А. Григорьев, Е. П. Слабов // Автомобильная промышленность. 1972. № 12. С. 8−10.
  47. М.А. Качество моторного масла и надежность двигателей / М. А. Григорьев, Б. М. Бунаков, В. А. Долецкий. М: Изд-во стандартов, 1981. 160 с.
  48. М.А. Обеспечение надежности двигателей / М. А. Григорьев, В. А. Долецкий. М.: Изд-во стандартов, 1978. 324 с.
  49. М.А. Очистка масла в двигателях внутреннего сгорания / М. А. Григорьев. М.: Машиностроение, 1983. 148 с.51> Григорьев М: А. Очистка масла и топлива в автотракторных двигателях / М. Л. Григорьев. М.: Машиностроение, 1970. 270 с.
  50. И.Б. Долговечность- автомобильных двигателей / И: Б. Гурвич: М.: Машиностроение, 1967. 103 с.
  51. И.Б. Износ и долговечность двигателей / И. Б. Гурвич. Горький, Волго-Вятское кн. изд-во, 1970. 176 с.
  52. Дажин В. Г'. Методы оценки надежности восстановленных деталей / В. Г. Дажин // Вестник машиностроения. 1976. № 6. С. 11−14.
  53. Данилов- И.К. Индикатор- износа: кривошипно-шатуиного механизма ДВС / И. К Данилов, А. С. Денисов // Патент на полезную модель № 31 644. Зарегистрирован в гос. реестре полнзных мод. РФ 20.08.03. 2 с.
  54. Данилов ИСК. Моделирование и оптимизация структуры эксплуатационно- ремонтного цикла ДВС / И. К. Данилов. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2004.110 с.
  55. . И.К. Планирование ремонтных циклов: ДВС имитационными, моделями и сетями, Петри'/ И: К Данилов, А. С. Денисов // Динамика технологических систем. Сб. трудов VII Между нар. Науч. техн. конф. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 2004. С. 107−111. .
  56. Двигатель КамАЗ 740.11−240 Руководство по эксплуатации 740.11 .3 902 001РЭ, Набережные Челны, 1977,120 с.
  57. А. С. Изменение технического состояния двигателей: при эксплуатации: в доремонтном периоде / А. С. Денисов // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1982. № 8. С. 47−50:
  58. А. С. Изнашивание деталей двигателя при переменных режимах работы /А.С. Денисов, В. Н. Басков // Двигателестроение. 1986. № 1. С. 33−36.
  59. А. С. Исследование зависимости работоспособности подшипников коленчатого вала от изменения геометрической формы шейки/ А. С Денисов. Дис. канд. техн. наук. Саратов, 1975. 210 с.
  60. А. С. Определение целесообразности предупредительного ремонта двигателей ЯМЭ-238НБ и ЯМЗ-240Б / А. С. Денисов // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1985. № 8. С. 3−6.
  61. А. С. Оценка степени влияния эксплуатационных факторов на режимы работы автомобильного дизеля / А. С. Денисов, В. Н. Басков // Двигателестроение. 1985. № 11. С. 39−41.
  62. А. С. Режим работы и ресурс двигателей / А. С. Денисов, В. Е. Неустроев. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. 112 с.
  63. А.С. Анализ надежности автомобилей КамАЗ / А. С. Денисов, В. В. Китастый, Т. А. Кузнецова, А. И. Яблоков // Повышение эффективности использования автомобильного транспорта: Межвуз. науч. сб. Сарат. политехи, ин-т. Саратов, 1982. С. 26−33.
  64. А.С. Анализ причин эксплуатационных разрушений шатунных вкладышей двигателей КамАЗ-740 / А. С. Денисов, А. Т. Кулаков // Двигателестроение. 1981. № 9. С. 37−40.
  65. А.С. Анализ эксплуатационных режимов двигателей КамАЗ-740 / А. С. Денисов, В. Н. Басков // Двигателестроение. 1982. № 6. С. 4143.
  66. А.С. Анализ этапов процесса проворачивания вкладышей коленчатого вала / А. С. Денисов, А. Т. Кулаков // Повышение технической готовности автомобильного транспорта: Межвуз. науч. сб. Сарат. политехи, ин-т. Саратов, 1985. С. 14−18.
  67. А.С. Аналитическое исследование измения условий смазки шатунных подшипников в процессе эксплуатации / А. С. Денисов, А. Т. Кулаков, А. А. Гафиятуллин, Д. Л. Панкратов // Саратов: Весник Сарат. гос. техн. ун-т. 2005. № 3. С. 69−75.
  68. А.С. Влияние износа на режимы смазки шатунных подшипников дизеля КамАЗ-740 / А. С. Денисов, А. Т. Кулаков, Н. И. Светличный // Современные проблемы транспорта. Межвуз. научн. сб. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 2000. С. 25−28.
  69. А.С. Влияние макрогеометрии шеек коленчатого вала на срок службы вкладышей / А. С. Денисов, В. А. Сафонов. // Повышение эффективности использования автомобильного транспорта: Межвуз. науч. сб. Сарат. политехи, ин-т. Саратов, 1976. С. 36−40.
  70. А.С. Влияние условий подачи масла на его расход через шатунные подшипники и пульсации потока масла / А. С. Денисов, А.Т.
  71. , А.А. Гафиятуллин // Проблемы транспорта и транспортного строительства. Сб. науч. тр.. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 2005. С. 7682.
  72. А.С. Влияние эллипсности шеек на работоспособность подшипников коленчатого вала / А. С. Денисов // Повышение эффективности использования автомобильного транспорта: Межвуз. науч. сб. Сарат. политехи, ин-т. Саратов, 1976. С. 41−49.
  73. А.С. Диагностирование шатунных вкладышей двигателей КамАЗ / А. С. Денисов, А. Т. Кулаков // Повышение эффективности использования автомобильного транспорта: Межвуз. науч. сб. Сарат. политехи, ин-т. Саратов, 1986.- С. 12−17.
  74. А.С. Изменение напряженного состояния и геометрической формы шатунных вкладышей в процессе работы дизельного двигателя /
  75. A.С. Денисов, А. Т. Кулаков, А. Ю. Шарапин // Повышение эффективности использования автомобильного транспорта: Межвуз. науч. сб. Сарат. политехи, ин-т. Саратов, 1984. С. 14−19.
  76. А.С. Изменение технического состояния двигателей в межремонтном периоде / А. С. Денисов // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1982. № 9. С. 47−49.
  77. А.С. Изменение технического состояния подшипников коленчатого вала двигателя в процессе эксплуатации / А. С. Денисов,
  78. B.В. Федотов, Г. М. Строгов, В. Ю. Ищейкин // Повышение эффективности использования автомобильного транспорта: Сб. науч. тр. Сарат. политехи, ин-т.- Саратов, 1974. С. 20−36.
  79. А.С. Изменение условий смазки шатунных подшипников в процессе эксплуатации автомобильного дизеля / А. С. Денисов, А. Т. Кулаков // Двигателестроение. 1986. № 4. С.44−46.
  80. А.С. Контроль неразрывности смазки шатунных подшипников двигателей КамАЗ / А. С. Денисов, А. Т. Кулаков, А. А. Гафиятуллин // Восстановление и упрочнение деталей машин. Межвуз. научн. сб. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 2001. С. 31−37.
  81. А.С. Корректирование ресурса дизелей ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б по основным эксплуатационным факторам / А. С. Денисов, В. Е. Неустроев // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1985. № 10. С. 3−5.
  82. А.С. Корректирование ресурса тракторных двигателей / А. С. Денисов, В. Е. Неустроев // Степные просторы. 1984. № 7. С. 42.
  83. А.С. Надежность автомобилей в различных условиях эксплуатации / А. С. Денисов. Сарат. политехи, ин-т. Саратов, 1986. -85 с.
  84. А.С. Основы формирования эксплуатационно-ремонтного цикла автомобилей / А. С. Денисов. Сааратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 1999. 352с.
  85. А.С. Оценка неразрывности потока масла к шатунным подшипникам двигателя / А. С. Денисов, А. Т. Кулаков, А. А. Гафиятуллин // Проблемы транспорта и транспортного строительства. Сб. науч. тр.. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 2005. С. 72−76.
  86. А.С. Патент России № 1 810 640. Подшипник скольжения / А. С. Денисов, В. Е. Неустроев, А. Т. Кулаков. 10. 10. 1992.
  87. А.С. Повышение надежности двигателей ЯМЗ путем предупредительного ремонта / А. С. Денисов // Теория и практика управления надежностью машин: Межвуз. науч. сб. Хабар, политехи, ин-т. Хабаровск, 1977. С. 65−69.
  88. А.С. Пути наиболее полного использования ресурса двигателей ЯМЗ-240Б / А. С. Денисов, В. Е. Неустроев, В. Н. Басков, С. С. Григорьев // Двигателестроение. 1979. № 8. С. 35−40.
  89. А.С. Рациональный срок службы двигателей ЯМЭ-238 / А. С. Денисов, Р. Е. Колосов // Автомобильный транспорт. 1978. № 5. С. 3739.
  90. А.С. Ремонт и срок службы тракторных двигателей / А. С. Денисов // Степные просторы. 1978. № 11. С. 42−44.
  91. А.С. Совершенствование конструкции коленчатого вала двигателей КамАЗ / А. С. Денисов, А. Т. Кулаков, Н. И. Светличный, А. А. Гафиятуллин // Двигателестроение. 2003. № 3. С. 24−26.
  92. А.С. Улучшение смазки шатунных подшипников двигателя КамАЗ / А. С. Денисов, Н. И. Светличный, А. Т. Кулаков // Восстановление и упрочнение деталей машин. Межвуз. научн. сб. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 2000. С. 30−33.
  93. А.С. Что дает предупредительный ремонт? // А. С. Денисов, П. С. Беликов, И. К. Данилов / Автомобильный транспорт. 1990. № 5. С. 35−37.
  94. А.С. Эффективный ресурс двигателей / А. С. Денисов. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1983. 108 с.
  95. А.С., Авдонькин Ф. Н. Целесообразность предупредительного ремонта двигателей ЯМЗ-238НБ / А. С. Денисов, Ф. Н. Авдонькин // Техника в сельском хозяйстве. 1977. № 6. С. 70−73.
  96. А.С., Басков В. Н. Корректирование ресурса двигателей в зависимости от сочетания эксплуатационных факторов / А. С. Денисов, В. Н. Басков // Двигателестроение. 1984. № 9. С. 30−33.
  97. .В. Что такое трение? / Б. В. Дерягин. M: Издат. акад. наук СССР. 1963. 227 с.
  98. В.А. Комплексная система управления качеством на ЯМЗ / В. А. Долецкий // Стандарты и качество. 1973. № 1. С. 36−41.
  99. А. Д. Энергетика трения и износа деталей машин / А. Д. Дубинин. М.: Наука, 1963. 139 с.
  100. А.К. Трение, износ и смазка в машинах / А. К. Дьячков. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 123 с.
  101. И.Е. Ресурс двигателей можно увеличить//Автомобильный транспорт, 1989. № 1. С.34−35.
  102. JI.C. Основы надежности сельскохозяйственной техники / JI.C. Ермолов, В. М. Кряжков, В. Е. Черкун. М: Колос. 1982. 271 с.
  103. Н.С. Диагностика автотракторных дизелей / Н. С. Ждановский, А. В. Алилуев, А. В. Николаенко. JL: Колос, 1977. 264 с.
  104. Н.С. Надежность и долговечность автотракторных двигателей / Ждановский Н. С., Николаенко А. В. JL: Колос, 1974. 223 с.
  105. Н.С. Надежность и долговечность автотракторных двигателей / Н. С. Ждановский, А. В. Николаенко. Л.: Колос, 1981. 295 с.
  106. .П. Ремонт и регулирование топливной аппаратуры автотракторных и комбайновых двигателей / Б. П. Загородских, В. В. Хатько. М.: Россельхозиздат, 1986. 141 с.
  107. В.П., Прокопьев В., Крамаренко Г. Н. О сроках службы подшипников коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130//Автомобильный транспорт. 1972. № 9. С.43−50.
  108. Исследование условий нарушения гидродинамического режима смазки шатунного подшипника двигателя КамАЗ. Технический отчет НТЦ АО «КамАЗ». Набережные Челны. 1993. 214 с.
  109. В.И. Ремонт машин. М.: Сельхозиздат, 1961. — 485с.
  110. В.Е. Исследование влияния динамических эксплуатационных факторов на износ и долговечность двигателей внутреннего сгорания / В. Е. Канарчук. Дис. докт. техн. наук. Киев, 1974. 457с.
  111. А.И. Теория вероятностей и математическая статистика / А. И. Карасев. М.: Статистика, 1970. 344 с.
  112. А.И. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Статистика. 344с.
  113. С.Г. Динамически нагруженные подшипники судовых двигателей внутреннего сгорания / С. Г. Каратышкин. М.: Судостроение, 1968. 182 с.
  114. Л.И. Диагностика и техническое обслуживание тракторов и комбайнов / Л. И. Карпов. М.: Колос, 1972. 320 с.
  115. Н.Д. Исследование системы смазки двигателей ЯМЗ// Труды семинара по очистке воздуха, масла и топлива с целью увеличения долговечности двигателей. Вып. 10, кн. 1, М.: ОНТИ. С. 90−100.
  116. П.Д. Исследование системы смазки двигателей ЯМЗ / П. Д. Касич // Труды семинара по очистке воздуха, масла и топлива с целью увеличения долговечности двигателей. М.: ОНТЭИ, 1970. Вып. 10. Кн. 1. С. 90−100.
  117. Д. С. Контактно-гидродинамическая теория смазки / Д. С. Коднир. Куйбышев: Куйбышев, обл. кн. изд-во, 1964. 140 с.
  118. Р.Е. Оптимальные сроки замены вкладышей коленчатого вала и поршневых колец двигателей ЯМЗ / Р. Е. Колосов, А. С. Денисов // Автомобильная промышленность. 1978. № 3. С. 5−7.
  119. Р.Е. Эксплуатационная надежность двигателей ЯМЗ-240Б / Р. Е. Колосов, А. С. Денисов, В. Е. Неустроев, В. Н. Басков, С. С. Григорьев Степные просторы. 1977. № 10. С. 42−44.
  120. М.В. Прикладная теория подшипников жидкостного трения /М.В. Коровчинский. М.: Машгиз, 1954. 186 с.
  121. М.В. Теоретические основы работы подшипников скольжения/М.В. Коровчинский. М.: Машгиз, 1959. 403 с.
  122. М.В. Теоретические основы работы подшипников скольжения. М.: Машгаз, 1959. — 403с.
  123. .И., Носовский И. Г. и др. Надежность и долговечность машин. Киев: Техника, 1975. — 408с.
  124. К., Финкелыптейн Э. С. Работоспособность шатунных подшипников////Автомобильный транспорт, 1972. № 1. С.29−30.
  125. Р.Ф. Надежность машин массового производства. М.: Машиностроение, 1981. — 238с.
  126. Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей в США. М.: Транспорт, 1992- 352с.
  127. Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей. -М.: Транспорт, 1990. 272с.
  128. А.Т. А.С. № 1 382 109. Способ определения прогиба шатунного вкладыша двигателя внутреннего сгорания / А.Т. Кулаков, А.С. Денисов, В. В. Проваров // Открытия. Изобретения, 1987. С. 28.
  129. А.Т. Анализ эксплуатационных дефектов коленчатого вала двигателя КамАЗ-740 / А. Т. Кулаков, А. С. Денисов, А. А. Видинееев //
  130. Проблемы эксплуатации автомобильного транспорта и других машин и пути их решения. Сб. науч. труд. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 2005. С. 4−7.
  131. А.Т. Индикатор неразрывности потока жидкости / А. Т. Кулаков, Н. И. Свеличный, Р. Т. Тазеев // Патент на изобретение № 2 168 106. 2000. опубл. Б.И. № 15. 2001.
  132. А.Т. Критические режимы смазки шатунных подшипников дизеля / А. Т. Кулаков, А. С. Денисов, Н. И. Светличный // Восстановление и упрочнение деталей машин. Межвуз. научн. сб. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 2000. С. 26−30.
  133. А.Т. Нестабильность зазоров в шатунных подшипниках из-за образования прогиба вкладышей / А. Т. Кулаков, А. С. Денисов // Вестник Саратовского гос. тех. ун-та. 2006. № 3. С. 83−91.
  134. А.Т. Обеспечение надежности шатунныъ подшипников автотракторных двигателей / А. Т. Кулаков, А. С. Денисов, А.А.
  135. Гафиятуллин // Силовым агрегатам КамАЗ высокую надежность. Сб. статей. Набережные Челны: Камский политехи, ин-т. 2005. С 82−84.
  136. А.Т. Разработка способа диагностирования шатунных подшипников двигателей и практических рекомендаций для снижения их отказов в процессе эксплуатации (на примере КамАЗ-740) / А. Т. Кулаков. Дис. канд. техн. наук. Саратов, 1986. 173 с.
  137. А.Т. Устройство для проверки шатунных вкладышей двигателя / А. Т. Кулаков // Татарский ЦНТИ информ листок. 1986. №.51. 5 с.
  138. А.Г. Исследование работоспособности отремонтированных подшипников коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 и прогнозированиеих качества. Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата техн. наук. -М.: МАДИ, 1975, 16 с.
  139. B.C. Определение надежности автомобильных двигателей. -М.: НИИНавтопром, 1982. 42с.
  140. B.C., Зайцев Е. И., Бережной В. И. Модели и алгоритмй управления обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств/СПб ГИЭА 0- СПб, 1997.-95 с.
  141. B.C., Новодворский В. Ю., Соколов B.C. Надежность автомобильных двигателей КамАЗ в рядовой эксплуатации//Двигателестроение, 1983. № 11. С.34−36.
  142. А.И. Перспективы развития системы фирменного обеспечения технической эксплуатации автомобилей КамАЗ//Эффективность использования автомобилей КамАЗ: Материалы семинара/Моск. дом научн.-техн. пропаганды. М., 1982. — С.35−39.
  143. Г. А. Теория авторемонтного производства. М.: Транспорт, 1977.-224с.
  144. Н.Н. Качество ремонта автомобилей. М.: Транспорт, 1975. -368с.
  145. Л.В. Диагностирование технического состояния автомобилей на автотранспортных предприятиях / Л. В. Мирошников, А. П. Болдин, В. И. Пал. М.: Транспорт, 1977. 263 с.
  146. В.М. Управление надежностью сельскохозяйственной техники. -М.: Колос, 1984.-335с.
  147. И.А. Долговечность двигателей Л.: Машиностроение, 1976. -280с.
  148. Г. А. Очистка масла в дизелях / Г. А. Морозов, О. М. Арцимов Л.: Машиностроение, 1971. 192 с.
  149. Надежность и долговечность машин и оборудования под ред. Проникова А. С. М.: Изд-во стандартов, 1972. — 316с./
  150. В.И., Светличный Н. И., Загородских Б. П. Стабилизация геометрических параметров шатунных вкладышей двигателя КамАЗ-740 в эксплуатации.// Восстановление и упрочнение деталей машин: Межвуз. науч. сб./Сарат. государ. Технич. Ун-т, 2000.-С. 58−65.
  151. П.И. Основы конструирования. Том 1 М.: Машиностроение, 1977,618 с.
  152. П.И. Основы конструирования. Том 2 — М.: Машиностроение, 1977, 323−353 с.
  153. Основы трибологии (трение, износ, смазка)/Под ред. А. В. Чичинидзе: Учебник для технических вузов. М.: Центр «Наука и техника», 1995. -778с.
  154. П.Н. Романенко. Гидродинамика и тепломассообмен в пограничном слое (Справочник). М., «Энергия», 1974, 464 с. с ил.
  155. Д.Л. Индикатор неразрывности потока жидкости: пат. На полезную модель № 70 703 / А. С. Денисов, Д. Л. Панкратов, В. В. Кустов, А. Т. Кулаков, А.А. Гафиятуллин// № 20 007 132 317 27 августа 2007 г.
  156. Д.Л. Оценка неразрывности масляного потока к шатунным подшипникам ДВС / Д. Л. Панкратов // Совершенствование технологий и организации обеспечения работоспособности машин: сб. науч. тр. •/ Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 2007 г. С. 92−94
  157. Панкратов Д. Л. Диагностирование подшипников коленчатого вала по параметрам потока масла / А. С. Денисов, Д. Л. Панкратов // Проблемытранспорта и транспортного строительства: сб. науч. тр. / Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 2007 г. С. 36−41
  158. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Ч. П (нормативная). Автомобили семейства КамАЗ. ПО-200-РСФСР-12−0115−87.-М.: Минавтотранс РСФСР, 1987. 92 с.
  159. А.С. Надежность машин. М.: Машиностроение, 1978. — 592с.
  160. Ремонт автомобилей/Под ред. С. И. Румянцева. Изд. 2-е переработ, и доп. М.: Транспорт, 1986. — 326с.
  161. Руководства по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. Двигатели КамАЗ: 740.11−240, 740.13−260, 740.14−300, 740.30−260, 740.50−360, 740.57−320, 740.50−3 901 001КД. Набережные Челны: ОАО «КамАЗ», 2002.247с.
  162. Румшисский JI.3. Математическая обработка результатов эксперимента / Л. З. Румшисский. М.: Наука, 1971. 192 с.
  163. С.И., Синельников А. Ф., Штоль Ю. Л. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. М.: Высшая школа, 1989. — 272с.
  164. Н.И. Анализ отказов двигателей КамАЗ-740//Инженерные науки. Научный вестник. Вып. З/Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия. Волгоград. 2001.
  165. Н.И., Кулаков А. Т., Тазеев Р. Т. Патент № 2 168 106, -Индикатор неразрывности потока жидкости, Заявка № 2 000 112 558/06 (13 365) от 22.05.2000 г.
  166. А.И. Основы теории старения машин. М.: Машиностроение, 1971.-408с.
  167. В.Г., Лучинин Б. Н. Повышение долговечности деталей автомобильных двигателей за счет совершенствования конструкции систем смазки. М.: НИИНавтопром, 1980. — 59с.
  168. В.И., Попов Г. П. Оптимизация параметров шатунного подшипника тракторного дизеля//Двигателестроение, 1984, № 3. С.41−43.
  169. П.Э., Нурмухамедов Б. Д., Кузмин А. А. Условия подвода смазки и повышение надежности шатунных подшипников двигателей//Автомобильная промышленность, 1976. № 8. С.7−9.
  170. Техническая эксплуатация автомобилей под ред. Е. С. Кузнецова. М.: Транспорт, 1991.-413с./
  171. .А., Старостин М. Т., Мушниченко В. М. Ремонт автомобилей КамАЗ. Л.:Агропромиздат, 1987. — 288с.
  172. Э.С. Исследование надежности подшипников автомобильных дизелей//Надежность и контроль качества, 1971. № 9. -С.69−74.
  173. А.Т., Лущак Э. А. Влияние режима работы двигателя на тепловые и износные процессы сопряжения вал-вкладыш// Пути совершенствования сельскохозяйственной техники. — Минск.:Уражай, 1974. Вып.26. с.43−48.
  174. Н.В. Надежность отремонтированных автотракторных двигателей. -М.: Росагропромиздат, 1989. 159с.
  175. Цой И.М., Гурвич И. Б., Вопилов Л. П. Влияние исходного давления масла на износ подшипников коленчатого вала// Автомобильная промышленность. 1969, № 5. — с.3−5.
  176. Г. П. Применение присадок к маслам для ускорения приработки двигателей. М.:Химия, 1965. — 222с.
  177. Я.А., Стрелец А. И. Влияние температуры масла на работу шатунного подшипника форсированного дизеля// Энергомашиностроение. 1965, № 11 с.45−46.
  178. Johnson G. Failure of components // Automobile engineers, March, 1996/ -P.108−111.
  179. F.A.Martin Developments in engine bearings. «Tribol Retiprocat.Engines.Proc.9-th Leeds-Lyon Symp. Tribol 7−10 sept. 1982.», p.9−28.
  180. Paul R. Mernik General Motors Research Laboratories. Lubricant Flow to Connecting — Rod Bearing Through a Rotating Crankshaft. РЖ ДВС, № 8,1986 г.
  181. Paul R. Mernik Lubrikant flow to connekting-rod bearing through a rotating crankshaft. SAE TPS GM laboratpries, 1986, 7p.
  182. Schillinq A. Les huiles pour Motuvs et le qraissage des Moteuvs, Т.П., 1962
  183. Squire H.B. The fiction temperature/ A useful parameter in heat transfer analysis. The instruction of Mechanical Engineers, General Discussion on Heat Transfer, 11th to 13th September, p. 11−12, 1961.
  184. Von Dr. Ing. H. — J. Esch und Dr. — Ing. P.Kreuter. Der Olbedarf inatationer Gleitlager am Verbennungsmator. «Tribologie und Schmirungstehnik», № 2, 1986 (нем.).
  185. Von Dr.rer. na t. Erich Roemer Cliko-Metall-Werbe. Die Berechnung des Prebsitzer von Gleitlagerschalen. «MTZ», N 2, N 4, 1961.
  186. Znamizovsky K. a Kol. Provozni spolehlivost strou a agregatu. -Praha:SNTL, 1981. — 331s.
Заполнить форму текущей работой