Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технологии формирования единого информационного пространства в регионе Российской Федерации: на примере Республики Татарстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Клементьев Д. С. Социология / Д. С. Клементьева. — М.: ИНФРА-М.2004; Култыгин В. П. Современные зарубежные социологические концепщи/ В. П. Култыгин. — М/. МГСУ. 2000; Осипов Г. В. Российская социология в XXI веке // Социологические исследования.2004; Ядов В. А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. — М.:Добросвет.1999. должно иметь место в любых действиях власти, направленных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
    • 1. 1. Методологические подходы к изучению и проектированию информационного пространства в социологических пауках
    • 1. 2. Специфика деятельности государственных органов по формированию единого информационного пространства в современных условиях
    • 1. 3. Технологии контроля единого информационного пространства
  • ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В РЕГИОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Республики Татарстан): технологический аспект
    • 2. 1. Особенности информационного пространства на территории Республики Татарстан: социологический анализ
    • 2. 2. Инновационные технологии в управлении информационным пространством в российской регионе
    • 2. 3. Организационные основы единого информационного пространства: региональный проект

Технологии формирования единого информационного пространства в регионе Российской Федерации: на примере Республики Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Понятие «информационное пространство» привнесено в научный оборот лексикой формирования теорий информационного общества, глобализации (сравним: киберпространство, виртуальное, правовое, культурное пространство и т. д.). Изначально понятие существовало в технократической среде, соотносясь с категориями информатики, что нашло отражение, прежде всего в законах и подзаконных актах, определяющих возможности Российской Федерации для интеграции в глобальный информационный процесс.

К 1993 году, когда термин «информационное пространство» был впервые атрибутирован в качестве научной дефиниции, ЮНЕСКО, объединяющая 161 государство, реализовывала новую стратегию в области коммуникаций и международного общения, которая заключалась в поддержке свободного потока информации и независимости средств' массовой информации в контексте развития общества и использования новейших медиатехнологий1.

В эпоху всеобщей информатизации и построения информационного общества единое информационное пространство становится одним из важнейших государствообразующих признаков. От того, насколько быстро и масштабно будет сформирована в России современная информационная среда, зависит ее национальная безопасность. Информационная безопасность является необходимой составляющей национальной безопасности Российской Федерации. Ценность информации как важного социального ресурса обуславливает возрастание значимости ее охраны и защиты. На это нацеливает «Доктрина информационной безопасности"2, утвержденная Президентом Российской Федерации в сентябре 2000 г.

1 См.: Конова Е. И. Международные организации в определении тенденций современной информационной политики. Журналистика в 2001 году. СМИ и вызовы нового века Тезисы научно-практической конференции. 4.4. С. 18.

2 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 № 187 // Парламентская газета. — 2000. — 30 сентября.

Единое информационное пространство является: с одной стороныважным обязательным признаком и предпосылкой успешного формирования информационного общества, необходимым условием вхождения в мировое информационное сообществос другой стороныглавным условием сохранения информационного суверенитета страны и укрепления государственности.

То, в каких условиях формируется единое информационное пространство (ЕИП) в современной России, в субъектах РФ играет важную роль в его становлении и полноценном функционировании.

ЕИП складывается в результате целенаправленной деятельности органов государственной власти страны. Управление этим процессом-есть результат взаимодействий различных субъектов, производящих и распространяющих информацию (общественные организации, государственные органы, частные лица, которые могут быть учредителями СМИ и влиять на «повестку дня» через пресс-конференции, выступления на радио и ТВ и т. п.). Среди данных субъектов не только отечественные организации, но и зарубежные.

Существует необходимость управления информацией со стороны государства, иначе ЕИП может и не сложиться, так как существуют конкурирующие между собой группы интересов.

Проблема в том, как управлять единым информационным пространством. Так, при тоталитарной модели ЕИП, власть сосредоточена в руках одного собственника власти — государства, информация строго контролируется, информационное пространство «страдает» от наличия продублированной информации, отсутствия различных интерпретаций того или иного события и т. д.

При плюралистической модели единого информационного пространства мы имеем технически и организационно отлаженный механизм информационных взаимодействий, субъектами которых могут являться органы государственной власти, федеральные, региональные средства массовой информации (СМИ) и т. д. В данных условиях можно говорить о наличии свободы выражения СМИ.

Формирование единого информационного пространства связано с необходимостью выработки новых методов, социальных механизмов и технологий управления этим процессом.

Появление в России в 1995 году государственной «Концепции формирования единого информационного пространства» обусловило необходимость решение таких проблем, как совершенствование его законодательной базы, а также научного определения самого понятия «единое информационное пространство».

Содержание Концепции нацеливает на изучение технологической стороны информационных процессов в современном российском обществе.

Таким образом, актуальность предлагаемой темы связана со следующими причинами:

1. Мы живем в эпоху информационной революции, когда огромное значение в жизни общества и государства имеют средства массовой I информации, которые создают вторую реальность или, по выражению теоретиков постмодернизма, гиперреальность.

2. Государственность имеет четко выраженные пространственные измерения и предполагает необходимость контроля со стороны государства не только над территорией страны, но и над ее экономическим, культурным и информационным пространствами. Не случайно в любой стране проводится определенная политика, направленная на управление информационным пространством. Учитывая его роль в формировании общегражданской идентичности, консенсуса в области целей и ценностей государственности, раскол информационного пространства чреват негативными экономическими и политическими последствиями.

3. В условиях существующего информационного плюрализма, люди, черпают информацию из разных СМИ и источников. Однако, необходимо нахождение общества в едином, а не в разных информационных пространствах. Поэтому важно, чтобы регионы Российской Федерации были в едином информационном пространстве. 4. В России мы имеем проблемы с формированием единой общегражданской идентичности, которые связаны, в том числе и с трудностями формирования единого информационного пространства Российской Федерации и эффективного контроля над ним.

Степень научной разработанности темы. С развитием идей информационного общества возникают такие понятия как: «информационная политика», «информационное пространство» и «информационные потоки». Есть разные подходы к пониманию этих словосочетаний. Одно понятие может обозначать различные феномены, которые связаны между собой наличием информации. Информационные технологии позволяют более свободно владеть не только ретроспективной информацией (уже накопленными и вновь получаемыми знаниями), но и манипулировать ими, управлять ими, превращать их в производительную силу, открывающую эру новых производств и состояний общества. Именно эту тему затрагивают в своих работах Д. Белл, П. Бурдье, Д. Ж. Гелбрейт, М. Кастельс, Х. М. Маклюен, Й. Масуда, В. Кесслер, К. К. Колин, С. Г. Свалова, Э. Тоффлер, Д. Фридман3. Большое значение имеют труды классиков системного подхода в социологии Т. Парсонса и Н. Лумана4.

Общая теория информации исследовалась в классических трудах Н. Винера, К. Шеннона, У. Эшби, позднее А. Урсула и др5. Однако, она.

3 См.: Bell, D. The coming of Post-industrial Society: a venture of Social Forecasting. — New York: Basic Books. 1973; Castells, M, The information age: Economy, Society and Culture. Black well publishers, 1996;., Toffler Al. The Third Wave/ Al. TofflerNew York: William Morrow and Co., Inc., 1980.

4 Парсонс, T. Функциональная теория изменения / T. Парсонс // Парсонс Т. О структуре социального действия. — Изд. 2-е. — M.: Академический проерт, 2002. — С.699−721 — Луман, Н. Общество как социальная система / Н. Луман. — M., 2004. — 232 с.

5 См.: Винер, Н. Кибернетика и общество/ Н. Винер/ Пер. с англ. Е. Г. Панфилова. — М.: Тайдекс Ко, 2002. — 184 е.- Шеннон, К. «Теория информации и кибернетики"/Пер. с англ. — М. 1963. С.- Эшби У. Р.

Введение

в кибернетику / У. Р. Эшби. — М.: 1959; Урсул А. Д. Информация /А.Д. Урсул // Методологические аспекты. — M.: 1971, — Урсул А. Д. Проблемы информации в современной науке /А.Д. позволяет только выделить самые общие принципы, которыми следует руководствоваться, изучая информационное пространство.

Роли средств массовой информации в политической жизни посвящены работы Ю. Хабермаса, К. Ясперса6.

В отечественной социологической литературе различные аспекты «информационного общества» проанализированы в трудах Р. Ф. Абдеева, Р. Н. Абрамова, И. А. Андреевой, Т. В. Андриановой, H.A. Васильевой, В. Г. Горохова, P.A. Доброхотова, С. А. Дятлова, Д. В. Иванова, Г. А. Котельникова, H.H. Моисеева, а также в работах других авторов7. Но целостной, завершенной социологической модели «информационного общества» в научной литературе еще не предложено, хотя попытки построения такой модели предпринимаются.

Проблема упорядочения управленческой информации, повышения эффективности государственного управления за счет внедрения и массового распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) освещена в работах А. А. Атаева, Г. В. Атаманчука,.

A.И. Берга, A.B. Волокитина, B.C. Комаровского, А. И. Радченко,.

B.Г.Шипунова8 и др.

Большое значение для раскрытия темы диссертации имеют работы таких отечественных авторов, как Т. Адамьянц, А. Воробьев, И. Дзялошинский, Я. Засурский, В. Попов, Е. Прохоров, А. Шевченко9 и.

Урсул // Филосовские очерки. — М.: 1975.

6 См.: Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность/Ю. Хабермас — М.: 1995; Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс — М.: 1994.

7 Доброхотов P.A. Политика в информационном обществе/Полис, № 3. — М., 2004,-С. 157.

Атаев A.A. Управленческая деятельность/ А. А. Атаев. — М.: Экономика, 1988, Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций/ Г. В. Атаманчук. — М.: Юрид. лит. 1997., Берг А. И. Информация и управление/ А. И. Берг, Ю. И. Черняк. — М.: Экономика, 1966; Волокитин A.B. Роль государства в развитии информационного общества / A.B. Волокитин, И. Н. Курносов // Информационное общество. -2000; Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход/.

A.И.Радченко. — Ростов-на-Дону, 2001; Шипунов В. Г. Основы управленческой деятельности./.

B.Г.Шипунов, Е. Н. Кишкель. — М.: Высш. шк., 2000. Комаровский B.C. Связи с общественностью в политике и государственном управлении/Под общ. Ред. Д-ра филос. Наук, проф. B.C. Комаровского.-М.: Издательство РАГС, 2001.

9 Адамьянц Т. З. К диалогической коммуникации: от воздействия к взаимодействию/Т.З. Адамьянц. — М., 1999; Воробьев A.M. СМИ как фактор формирования гражданского общества /A.M. Воробьев. -Екатеринбург, 1998; Дзялошинский И. Информационное пространство России: политическая метафора или научное понятие? // Право знать: Бюллетень правозащитного фонда комиссии по совбоде слова к информации. 2001. № 7−8- Средства массовой информации в постсоветской России / -H.H. Засурский, Е.Л. под ред. Я. Н. Засурского. M., 2002; Попов В. Д. Информациология и информационная политика/ В.Д. другие.

Изучению структуры зарубежного и отечественного информационного пространства уделили внимание такие авторы как А. Бангеманн, И. Л. Бачило, С. А. Дятлов, С. Э. Зуев, Г. Н. Манаенко, М. М. Назаров, Д. В. Туманов, Г. Л. Смолян, А.И. Соловьев10.

Значительное число публикаций посвящено анализу фундаментальных проблем теории и практики массовой коммуникации таких авторов, как Г. Г. Почепцов, В. Ф. Прокофьев, А. Р. Тузиков, Е.И. Шейгал11 и другие.

Следует отметить, что проблемы социологии массовой коммуникации, к которым относятся специфика, аспекты и тенденции развития информационного пространства, содержание информационной безопасности, особенности информационных воздействий в разных контекстах исследовались в отечественной и зарубежной литературе. Категориальным основам социологии массовой коммуникации посвящены работы отечественных ученых по методологии социологических исследований: Г. В. Осипова, Д. С. Клементьева, В. П. Култыгина, В.А. Ядова12 и других.

В современной отечественной и зарубежной социологической литературе социальное проектирование рассматривалось в различных контекстах. Прежде всего следует отметить, что социальное проектирование присутствует как элемент социального управления в тех случаях, когда управление ставит своей целью изменение ситуации. Оно.

Попов. — М., 2001; Прохоров Е. Г1. Журналистика и демократия/ Е. П. Прохоров. — М., 2001; Шевченко A.B. Психологические аспекты формирования информационной политики / Шевченко. — Ставрополь, 1999.

10 Бангеманн А. Европа и мировое информационное сообщество//рост, конкуренция, занятость, цели и пути в XXI век: Бюллетень Европейской комиссии. 1993; Бачило И. Л. Информационные ресурсы — фактор развития/ И. Л. Бачило // Информационные ресурсы. — 2003; Дятлов С. А. Принципы информационного общества/ С. А. Дятлов // Информационное общество. — 2000; Зуев С. Э. Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности), htpp://future.museum.ru/part01/10 601/htmМанаенко Г. Н. Специфика дискурса масс-медиа в современном информационном пространстве/ Вестник МГУ, сер. журналистика, № 1, — М., 2005; Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мнре / М. М. Пазаров. — М.: Изд-во «УРСС», 1999; Туманов Д. В. Современные зарубежные СМИ/ Д. В. Туманов. — Казань: изд-во КГУ, 2002; Смолян Г. Л., Черешкин Д. С. Пути России к информационному обществу. — М., 1997; Соловьев А. И. Политическая идеология: логика исторической эволюции / Вестник МГУ, сер. журналистика, № 2, — М., 2001. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации/ Г. Г. Почепцов. — М.: Центр, 1998; Прокофьев В. Ф. Тайное оружие информацношой войны / В. Ф. Прокофьев. — М., 1999; Тузиков А. Р. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурсамасс-медна/ А. Р. Тузиков. — М.: Социально-гуманитарные знания, 2002; Шейгал Е. И. Структура и границы политического дискурса// Филология — Philologica, № 14. — Краснодар, 1998.

Клементьев Д. С. Социология / Д. С. Клементьева. — М.: ИНФРА-М.2004; Култыгин В. П. Современные зарубежные социологические концепщи/ В. П. Култыгин. — М/. МГСУ. 2000; Осипов Г. В. Российская социология в XXI веке // Социологические исследования.2004; Ядов В. А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. — М.:Добросвет.1999. должно иметь место в любых действиях власти, направленных на преобразование или реформирование политических, экономических или правовых институтов. Теорию социального проектирования разрабатывали как отечественные, так и зарубежные авторы. Из отечественных авторов основы проектирования социальных систем и процессов заложили И. И. Ляхов, Г. А. Антонюк13. В.М. Розин14 поднял очень важный вопрос о ценностных и смысловых аспектах проектируемых социальных систем. Б.В. Сазонова15, Г. П. Щедровицкий позволили включить в социальное проектирование методологию общей теории систем. Ж. Т. Тощенко, И.В. Бестужев-Лада16, рассматривали социальное проектирование как вид и элемент социального управления. Крайне важны для понимания системно-структурной сущности социального проектирования работы И. И. Ляхова, Б. В Сазонова17.

В то же время специального исследования технологий формирования единого информационного пространства в контексте современного российского региона еще нет, а сам социальный механизм таких технологий в современных российских условиях представляют собой научную проблему.

Недостаточная разработанность проблемы технологий формирования единого общероссийского информационного пространства, настоятельная потребность в анализе особенностей его регионального функционирования определили выбор цели и задачи исследования, его объект и предмет.

Цель исследования — выявить региональную специфику технологий формирования единого информационного пространства в Российской.

13 Ляхов И. И. Социальное конструирование / И. И. Ляхов. — М, 1970. Антонюк Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием / Г. А. Антошок. — Минск. 1986.

Розин В. М. Социальное проектирование / Философия техники: история и современность. — М., 1997.

15 Сазонов Б. В. Социальное проектирование систем общественного обслуживания: построение понятий / Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М, 1986.

Тощенко Ж. Т. Социальное проектирование (методологические основы)//обществснные науки. 1983. № 1. Бестужев-Лада И.В. Теоретико-методологические проблемы нормативного социального прогнозирования//Тсорстико-методологическис проблемы социального прогнозирования и социального проектирования в условиях научно-технического прогресса. М., 1986.

17 Сазонов Б. В. Социальное проектирование систем общественного обслуживания: построение понятий/Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М., 1986. Ляхов И. И. Социальное конструирование / И. И. Ляхов. -М., 1970.

Федерации.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологические основы социологического исследования технологий формирования единого информационного пространства.

2. Конкретизировать базовые понятия исследования: «информация», «информационное пространство», «информатизация», «информационное общество», «информационная политика» в социологическом контексте.

3. Определить наиболее адекватные методологические подходы к социологическому изучению проектирования единого информационного пространства.

4. Проанализировать модели управления информационным пространством в условиях «тоталитарного государства» и в условиях «политического плюрализма».

5. Выявить специфику деятельности государственных органов по формированию единого информационного пространства в условиях перехода к информационному обществу.

6. Изучить российский и зарубежный опыт в сфере контроля единого информационного пространства.

7. Рассмотреть современное состояние российского информационного пространства.

8. Исследовать инновационные технологии формирования единого информационного пространства в региональном разрезе.

9. Дать анализ технологических аспектов комплексной программы «Электронный Татарстан».

Ю.Разработать технологии проектирования укрепления единого информационного пространства в регионе Российской Федерации (на примере Республики Татарстан).

Объект исследования — региональное информационное пространство, возникающее как результат взаимодействия федеральных, региональных, местных органов власти, общественных организаций и средств массовой коммуникации.

Предмет исследования — технологии формирования единого информационного пространства Российской Федерации на региональном уровне (на примере Республике Татарстан).

Теоретическая и методологическая база исследования.

Объект исследования и его социологическая трактовка определили выбор теоретико-методологических основ диссертационной работы.

Рассматривая единое информационное пространство, с одной стороны, как социальную коммуникацию мы опирались на структурно-функциональный подход (Э.Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс), позволяющий акцентировать внимание на функциональную специфику составных элементов ЕИП и рассмотреть их.

С другой стороны, характер исследования информационного пространства обусловил и использование базовых принципов системно-структурного подхода, так как единое информационное пространство представляет собой качественно новую систему социальных коммуникаций и воспроизводства смыслов (Н. Луман и др.).

Создание ЕРШ являет собой управляемый процесс и рассматривается нами как проект большой социальной значимости. Поэтому, рассматривая ЕИП как объект социального проектирования, мы опирались и на социально-проектный подход (В. Розин, В. Луков, Ж. Тощенко, П. Щедровицкий и др.).

Таким образом, в качестве основных методологических принципов социологического анализа формирования единого информационного пространства в социальных системах нами использовались системно-структурный, структурно-функциональный и проектный подходы.

Опора в рамках социологического исследования на интеграцию непротиворечивых теоретических положений классической и современной социологии позволила нарастить объяснительный потенциал исследования. Концепты и «конструкции» различных теорий, исходя из принципа дополнительности, использованы в авторской модели критически с учетом гносеологических плюсов и дополнительных методологических возможностей. Такой подход правомерен, активно применяется в социологии, поскольку в рамках именно этой интегральной науки синтез, системное, органично-целостное видение и изучение проблем единого информационного пространства позволяет лучшим образом достичь намеченной цели исследования, решить вытекающие из нее задачи и обосновать практические предложения по совершенствованию информационной политики.

Применение указанных теоретико-методологических принципов исследования соотносится с необходимостью эмпирического обоснования выбранных концептуальных подходов. Для получения эмпирической информации нами были использованы такие методы, как экспертный опрос, вторичный анализ социологических данных, интервью, анализ документов, метод Дельфи, кейс-стади.

Эмпирическая база исследования — законодательство Российской Федерации и других стран, международные правовые акты, документы и материалы законодательных, исполнительных и судебных органов, в том числе Федерального Собрания РФ, Администрации Президента и Правительства РФ, Указы Президента и постановления Правительства Республики Татарстан, архивные источники, материалы российской и республиканской периодической печати.

В диссертации использованы материалы опубликованных результатов социологических исследований, личные наблюдения и практический опыт автора, а также результаты экспертного опроса, проведенного диссертантом в Республике Татарстан среди руководителей пресс-служб органов федеральной, региональной и муниципальной власти, редакторов различных СМИ, а также руководителей, работающих в сфере информационного обеспечения.

Опрос проводился автором методом полуформализованного.

1 о интервью в течение 2005 года. Научная новизна исследования.

1. Уточнено определение понятия «единое информационное пространство» в социологическом контексте.

2. На основе теоретического и сравнительно-исторического анализа изучены модели формирования единого информационного пространства в зарубежных странах и в истории России.

3. Выявлены особенности современного регионального информационного пространства Российской Федерации (на примере Республики Татарстан).

4. Представлена авторская классификация технологий формирования единого информационного пространства, определена специфика их применения на региональном уровне.

5. На основе проведенного социологического исследования раскрыты технологии формирования единого информационного пространства в российском регионе.

6. Выявлены и обоснованы функции проекта «Федеральный информационный центр» (в разработке которого автор принимал непосредственное участие) в управлении формированием единого информационного пространства в субъекте Российской Федерации.

7. Единое информационное пространство в работе рассмотрено как предмет социального проектирования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и полученные результаты могут найти применение в обосновании и исследовании процессов, протекающих в условиях единого.

18 Программу и анкету исследования см. в Приложениях № 2 (С. 190−194) и № 3 (С. 196−200).

13 информационного пространства. Изученные технологии формирования ЕИП претендуют на универсальность и могут быть использованы при решении сходных задач в других регионах Российской Федерации. Материалы диссертации могут использоваться в преподавании учебных курсов по социологии массовой коммуникации, РЯ, управление общественными отношениями и т. п. для студентов специальностей ГМУ, связи с общественностью, журналистика. Результаты исследования также могут быть использованы при разработке информационной политики и определении стратегии развития СМИ на региональном уровне. Основные положения, выносимые на защиту.

1. Наиболее адекватной теоретико-методологической базой для исследования проблем единого информационного пространства является сочетание структурно-функционального, системного и проектного подходов.

2. С этих позиций дано авторское определение информационного пространства, как результата взаимодействия глобальных, федеральных, региональных, местных органов власти, общественных организаций и средств массовой коммуникации, а также самих пользователей информации.

3. Политический плюрализм, который является конституционным принципом современной российской государственности создает непривычные по сравнению с командно-административными традициями условия управления информационным пространством страны. Прежде всего, это — множественность субъектов производства информации, отсутствие полного административного контроля за СМИ, возможность идеологических разночтений. Все это требует выработки новых технологий формирования ЕИП.

4. Современное единое информационное пространство в Российской Федерации характеризуется двумя противоположными тенденциями: интеграции и дифференциации. Интеграция заключается в росте влияния федеральных каналов, печатных изданий и других СМИ, однако дороговизна этих изданий, затрудненность их доставки в отдаленные от центров районы, недостаточное оснащение телекоммуникациями и интересы локальных влиятельных общественных групп порождает определенную разорванность ЕИП. С другой стороны, проведение местной информационной политики предусматривает локальные интересы, в том числе рост местной прессы.

5. Для реализации концепции единого информационного пространства требуется более эффективный проектный подход формирования ЕИП, базовыми технологиями которого являются проекты «Электронная.

Россия", а на региональном уровне в качестве примера можно привести проекты «Электронный Татарстан» и «Федеральный информационный центр по Республике Татарстан». Механизм реализации проектов состоит из: нормативно-правовых, организационно-административных и идеологических элементов. Несогласованность в управлении ими приводит к трудностям формирования ЕРШ.

6. Социологический анализ выявил, что современное российское информационное пространство в регионах характеризуется слабой управляемостью со стороны федерального центра, явно недостаточной для формирования ЕИП в условиях политического плюрализма, наличием большого числа субъектов влияния, соответственно применительно к Республике Татарстан является слабоинтегрированным.

7. В этих условиях эффективными и перспективными технологиями управления формированием ЕРШ Российской Федерации в Татарстане являются: а) технологии формирования единой «повестки дня» (ресурсная база, обеспечивающая информацией региональные и муниципальные СМИ) — б) технологии распространения информации (отбор пула журналистов, пресс-службы, локальные сети, интегрированные с федеральными каналами распространения информации) — в) технологии, обеспечивающие идеологию «общегражданского консенсуса» в интерпретации основных событий в жизни страны (дискурсивное конструирование, выбор «спикера» и др.). Основными методами управления ЕИП в РТ со стороны ФИЦ по РТ являются: создание информационных ресурсов, организация пресс-конференций и круглых столов. То есть управление осуществляется через влияние на каналы распространения информации, а также влияние на новостную повестку дня и интерпретацию главных событий. Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были использованы в практической деятельности диссертанта. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на международных, всероссийских и внутривузовских конференциях (в частности, на Всероссийской научно-практической конференции «Экономическое и социальное развитие регионов России» (Пенза, 2005 г.) — на III Международной научно-практической конференции «Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: город, регион, предприятие» (Пенза, 2005 г.) — Научно-методической конференции КГТУ «Образовательный процесс в КГТУ: вчера, сегодня, завтра» (Казань, 2005 г.) — Конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Дни науки» института управления, экономики, права и социально-гуманитарных технологий (Казань, 2005 г.) — Межрегиональной научно-практической конференции «Регионы России: проблемы безопасности» (Казань 2005 г.) — Российском экономическом интернет-журналев Вестнике Казанского государственного технологического университета «Ученые записки КГТУ» (Казань, 2006 г.).

Основные идеи и результаты исследования отражены в 7 публикациях диссертанта.

Структура работы. Диссертация построена в соответствии с целью, задачами и отражает логику исследования. Состоит: из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Работа снабжена 8 приложениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение основ информационного обеспечения государственного управления, механизмов информатизации общества, проведенный опрос позволил сделать следующие выводы. Постановка и исследование проблемы информационного обеспечения государственного управления обусловлены ее актуализацией в связи с переходом к информационному обществу.

Информация играет важнейшую роль в органах государственной власти. Мы выяснили, что собой представляют понятия «информация», «информатизация», «информационная политика», «информационное общество», «информационные технологии».

Информация выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике, и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации. Чем полнее и объективнее информация, тем эффективней принимаемые управленческие решения и, следовательно, результаты от их реализации.

В работе были приведены материалы, в которых содержалась сложная совокупность требований к демократической системе средств массовой коммуникации. Она должна помогать людям выявлять их интересыусиливать секционные солидарности и способствовать функционированию организаций, необходимых для эффективного представления коллективных интересовподдерживать постоянное наблюдение за правительством и центрами властиобеспечивать ресурсы для защиты и выражения слабых и неорганизованных интересов. Кроме того, эта система должна создавать условия для формирования соглашения или компромисса на уровне общества в целом, который будет основан на учете специфики, а не на доминировании. Это может быть реализовано с помощью установления ядра или центральной системы общественного вещания. Это ядро должно быть окружено секторами частных предприятий, социального рынка, профессиональным и гражданским секторами массовой коммуникации. Последние будут усиливать функционирование общественного вещания как открытой системы диалога и служить дополнительным импульсом коллективной традиции гражданского общества.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что информация выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике, и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации. Чем полнее и объективнее информация, тем эффективней принимаемые управленческие решения и, следовательно, результаты от их реализации.

Информационное общество представляет собой интегральный феномен, охватывающий все аспекты функционирования социальной системы общества основными признаками которого являются:

— единое информационное пространство;

— информационная политика;

— высокий уровень информационных потребностей членов общества;

— широкое применение принципиально новых информационных технологий;

— развитая информационная структура;

— наличие эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение информации.

С одной стороны, современное информационное общество представляет собой принципиально новую ступень развития знаний, мировоззрения, человеческой культуры, а также производительных сил по сравнению с обществом индустриальным и характеризуется постоянным совершенствованием научно-технической базы, методов сбора, анализа и распространения информации. С другой стороны, по мере информатизации возрастает уязвимость объектов информационного пространства от оказываемых на него воздействий.

Информационное пространство является системообразующим элементом общества, представляющим собой совокупность информационных ресурсов и инфраструктуры, то есть всю сферу формирования, распространения и использования социальной информации, имеющую своей целью обеспечение полноценного функционирования других элементов социума в целом.

Из этого следует сделать вывод, что понятие «информационное пространство» функциональнее и ближе по смыслу термину «связь с общественностью». Информационное обеспечение — это предоставление необходимой правильной, достоверной и точной информации в органы государственного управления для принятия наиболее эффективных управленческих решений. Было подчеркнуто, что информационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность государственного аппарата.

Обеспечение государственного управления информацией, которая отвечает всем требованиям — вполне решаемо. В настоящее время эта проблема решается с помощью использования информационных технологий, современной электронно-вычислительной техники, создания различных баз данных, экспертных систем и систем подготовки принятия решений. Подобные способы позволяют довольно просто, а главное быстро собирать, обрабатывать и анализировать существующую информацию. Они также позволяют существенно облегчить процесс принятия решений для руководителей всех уровней. Можем смело констатировать, что информационное обеспечение является базой, на которой сроится управленческая^деятельность государственного аппарата.

Одним из оснований можно обозначить комплексный подход в реализации взаимодействия человека и машины в информационной работе. Ведь смысл информационного обеспечения государственного управления, в конечном счете, заключается в органическом соединении научных знаний, научной методологии и методики с новейшими техническими средствами во всех проявлениях информационной работы. Логично, что информационные преобразования сегодняшних дней выдвигают на первый план человека, от развитости и действий которого зависит успех в использовании новых возможностей.

На основе вышесказанного можно сформулировать несколько общих заключений:

1. Состояние политики как в национальном, так и в мировом масштабе в значительной степени определяется характером информационной среды.

2. Управление информационной средой есть ключ к управлению обществом, причем в зависимости от структуры информационного пространства (монополистической или плюралистической) манипуляции массовым сознанием могут пойти как на пользу, так и во вред общественным интересам.

3. Современные коммуникации создают благоприятные условия для жизнедеятельности гражданского общества, которое становится все более автономным.

4. Расширение демократии и процессы глобализации напрямую связаны с развитием информационной среды.

В наиболее развитых странах мира демократическая утопия, в центре которой находится не властная элита, а гражданское общество, уже стала реальностью. Нет такой силы, которая могла бы противопоставить себя их информационному единству или спровоцировать «столкновение цивилизаций». Поэтому дальнейшее распространение и укрепление информационного общества неизбежно.

Как показала практика, слепое копирование опыта западных стран не дает на российской почве желанного результата. Необходим скрупулезный отбор наиболее приемлемой концепции социально-экономического развития и формирования гражданского самосознания не столетиями, как это проходило на западе, а в более сжатые сроки. В этой ситуации от нашей страны требуется направить свои усилия на развитие информационной инфраструктуры.

Информационное обеспечение в Республике Татарстан проводится на основе Федерального законодательства РФ, Указов Президентов РФ и РТ, Постановлений Правительства РФ, законов РТ и других нормативно-правовых актов не противоречащих Конституции РФ и РТ.

Ускорение темпов развития информационных технологий с середины девяностых годов прошлого века привело к появлению перед региональными властями новых задач: это развитие высокотехнологичной информационной инфраструктуры в системах управления регионами, внедрение новых технологий в образовании, здравоохранении и социальном обеспечении, подготовка квалифицированных кадров для развития высокотехнологичных отраслей экономики. В Татарстане для решения этих задач создана Комплексная программа развития информатизации РТ «Электронный Татарстан». Кроме того, в республике принят закон, регламентирующий процессы информатизации.

Информационное обеспечение государственных органов целесообразно осуществлять на базе инфокоммуникационных технологий. Необходим оперативный доступ к достоверной и непротиворечивой информации о ключевых объектах государственного управления (государственные финансы, республиканская и муниципальная собственность, природные ресурсы и т. д.) на основе единой системы информационно-аналитического и технологического обеспечения деятельности органов государственной власти Республики Татарстан и создания общегосударственных информационных регистров. Важнейшим условием эффективного обеспечения информацией является внедрение электронного документооборота^ органах государственной власти.

Важнейшее условие — обязательное обучение сотрудников органов государственного управления информационным технологиям. Только информационные технологии позволяют объективизировать необходимую государственным органам информацию. То есть, максимально приблизить уровень достоверности тех данных, на основании которых они принимают решения, к истинному положению вещей. Исключение субъективности в информировании руководства' автоматически снизит вероятность поспешных или ошибочных решений.

Целью социологического исследования, проведенного автором, явились анализ состояния единого информационного пространства в Республике Татарстан, оценка деятельности пресс-служб органов власти, а также СМИ как срединного связующего звена, в состав которого входят равно как элементы объектов и субъектов власти. Проблема взаимодействия органов государственного управления и СМИ является актуальной, учитывая распространенное мнение о том, что СМИ — это четвертая власть.

Работа с информацией важнейший способ жизненности политики и реализации власти. Эффективность развития информационного пространства прямо пропорциональна деятельности средств массовой информации, а степень эффективности деятельности средств массовой информации непосредственно связано со степенью объективности, достоверности журналистской информации, которая призвана быть значимой, необходимой и практически используемой. В этих условиях пресс-службам необходимо координировать ведомственную политику с деятельностью СМИ. А средствам массовой информации, в свою очередь, объективно освещать деятельность министерств и ведомств.

Мы считаем, что в соответствии с современными принципами построения инфокоммуникационной инфраструктуры в Республике Татарстан организовано информационное взаимодействие органов власти между собой с населением и бизнесом через информационные технологии.

Таким образом, на примере Республики Татарстан, как одного из важных субъектов Российской Федерации, можно увидеть технологии формирования единого информационного пространства России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрист, 1997. — 31 с.
  2. Конституция Республики Татарстан: с изменениями и дополнениями на 1 октября 1997 года. Казань: Татарское газетно-журнальное издательство, 1997. — 117 с.
  3. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124−1 // Сборник законов РФ. М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 1999. — С. 214.
  4. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ // Сборник законов РФ. М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 1999. — С. 56.
  5. Об участии в международном информационном обмене: Федеральный закон РФ от 4 июля 1996 № 85 ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 28. — Ст. 3347.
  6. Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон РФ от 10 января 2003 № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. — Ст. 24.
  7. О связи: Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ // Российская газета. 2003. — 10 июля.
  8. О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти: Указ Президента РФ от 27 февраля 1994 г. № 9 // Российская газета. 1994. — 1 марта.
  9. Электронная Россия (2002−2010 годы): Федеральная целеваяпрограмма, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65// Российская газета. 2002. — 31 января.
  10. Электронный Татарстан (2004 2010 годы): Комплексная программа развития информатизации Республики Татарстан // http.www. mcrt.ru
  11. П.Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. М.: Главархив СССР, 1991.-101 с.
  12. , А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в РФ/ А. Б. Агапов. М.: Юристъ, 1997. — 344 с.
  13. , А. На пути к мировому правительству/ А. Адамишин // Россия в глобальной политике. 2002. — № 1.- С. 14 — 23.
  14. , Т.З. К диалогической коммуникации: от воздействия к взаимодействию / Т. З. Адамьянц. М., 1999. — 56 с.
  15. , Ю.А. Возникновение идеологии информационного общества/ Ю. А. Алексеева // Информационное общество. 1999. -№ 1.- С. 10−15.
  16. , Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием / Г. А. Антонюк. Минск, 1986. — 14 с.
  17. , М.И. Правовые аспекты обеспечения информационной безопасности / М. И. Асеева, Р.В. Нарбутов// Информационное общество. 1997. — № 1. — С. 27−32.
  18. , A.A. Управленческая деятельность/ A.A. Атаев. М.: Экономика, 1988.-251 с.
  19. , Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций/156
  20. Г. В.Атаманчук. M.: Юрид. лит., 1997. — 400 с.
  21. , В.Г. Социальная информация/В.Г. Афанасьев. М., 1994.-201 с.
  22. , А. Европа и мировое информационное сообщество// Рост, конкуренция, занятость, цели и пути в XXI век. Бюллетень Европейской комиссии. Приложение № 6. 1993. 292 е.
  23. , И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации/ И. Л. Бачило // Государство и право. 2001. — № 2. — С. 23−24.
  24. , И.Л. Информационные ресурсы фактор развития/ И. Л. Бачило // Информационные ресурсы. — 2003. — № 5. — С.3−9.
  25. , Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл М.: Academia, 1999.-956 с.
  26. , Г. В. От информационной доктрины к информационной политике/Г.В. Белов/Межотраслевая информационная служба, -1996.-№ 2.
  27. , А.И. Информация и управление / А. И. Берг, Ю. И. Черняк. М.: Экономика, 1966. — 64 с.
  28. Бестужев-Лада, И.В. Теоретико-методологические проблемы нормативного социального прогнозирования // Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и социального проектирования в условиях научно-технического прогресса. М., 1986. С. 116.
  29. , Е.В. Нужны ли информационные технологии машине государственного управления. Часть 1. / Е. В. Биряльцев, Д. Д. Загряцкий, П. А. Зиновьев // ComputerWorld Казань. — 1999. — № 10. -С. 16−18.
  30. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. — 1456 с.
  31. , C.B. Социология коммуникации/ C.B. Бориснев. М.:1. ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 270 с.
  32. , П. Социология политики / П. Бурдье. М., 1993. — 367 с.
  33. Ван Дейк, Т. А. Расизм и язык / Т. А. Ван Дейк. М, 1989.- 345 с.
  34. , E.JI. Коммуникационная политика России: нужен решительный шаг / E. J1. Вартанова // Вестник МГУ, Сер. Журналистика. 2001. -№ 1.-С. 58−73.
  35. , A.B. К вопросу об обеспечении национальной безопасности РФ (декларации и реальность)/А.В. Вахрамеев//Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 1. — С. 1222.
  36. , Г. Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации их аудитория, техника, бизнес, политика / Г. Н. Вачнадзе. — Тбилиси: Ганятлеба, 1989. -118 с.
  37. , М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания / М. Вебер. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. -345−415 с.
  38. , K.M. Работа органов местного самоуправления со СМИ / K.M. Вилер. Обнинск, 2001. — 53 с.
  39. , Н. Кибернетика и общество/ Н. Винер/ Пер. с англ. Е. Г. Панфилова. М.: Тайдекс Ко, 2002. — 184 с.
  40. , A.A. Интернет-СМИ как арена политической борьбы//А.А. Водолагин/Юбщественные науки и современность. -2002. -№ 1.~ С. 49−67.
  41. , A.B. Роль государства в развитии информационного общества / A.B. Волокитин, И. Н. Курносов // Информационное общество. 2000. — № 1. — С. 8−11.
  42. , A.M. СМИ как фактор формирования гражданского общества / A.M. Воробьев. Екатеринбург, 1998. -23 с.
  43. , Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт / Д. П. Гавра. СПБ.: Изд-во СПБ. Ун-та, 1995.-420 с.
  44. , И.Н. Менеджмент/ И. Н. Герчикова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-501 с.
  45. А.Г. Муниципальное управление: Учеб. пособие для вузов / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, Е. С. Савченко и др.- Под общ. Ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. М.: Муниципальный мир, 2002. -560 с.
  46. Глобализация и постсоветское общество. («Аспекты 2001»). Научное издание. — М.: Изд-во ООО «Стови», 2001. — 224 с.
  47. Государственная информационная политика: проблемы и технологии. Под ред. Е. П. Тавокина. М.: РАГС, 1998. с. 123.
  48. Государственная информация и демократизация общества. Мат. Международной конференции (15−16 мая 2000 г.). С-Пб., Российская национальная библиотека, 2001.-288 с.
  49. Государство и информация. М. 1996. — 416 с.
  50. , В.А. Информационные технологии для менеджеров/ В. А. Грабауров. М.: Финансы и статистика, 2001. — 367 с.
  51. A.A. СМИ постсоветской России / A.A. Грабельников. -М, 1997.-400 с.
  52. Г. В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях / Г. В. Грачев // Политические исследования. -2000.-№ 3. -С.151.
  53. , Г. Р. Очерки информационной технологии / Г. Р. Громов. -М., Инфоарт, 1992.-333 с.
  54. , М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход / М. Я. Дворнина. М.: ИПО Проф. Издат, 2001. — 111 с.
  55. , И.М. Информационное пространство/ И.М. Дзялошинский- Московский центр Карнеги, 2001. 467 с.
  56. , И.М. Журналист и информация/И.М. Дзялошинский -М.: МГУ, 1998.-248 с.
  57. , И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества/ И. М. Дзялошинский. М.: Пульс, 2001.-39 с.
  58. , И.М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе / И. М. Дзялошинский. М.: Пульс, 2001. — 44с.
  59. , В.П. Прикладная теория информации / В. П. Дмитриев. -М.: Наука, 1989.-321 с.
  60. , P.A. Политика в информационном обществе / P.A. Доброхотов. Полис, М., 2004 — 157 с.
  61. , В.И. Информатика в управлении производством/ В. И. Дудорин. М.: Менеджер, 1999. — 464 с.
  62. , С.А. Информационная парадигма социально-экономического развития/ С. А. Дятлов // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 1995. — № 3−4. -С. 17−30.
  63. , С.А. Принципы информационного общества/ С. А. Дятлов // Информационное общество. 2000. — № 2. — С. 77−85.
  64. , Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами / Л. Я. Дятченко. Москва-Белгород: Центр социальных технологий, 1993.-г 343с.
  65. Единая государственная система документационного обеспечения управления. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения.-М.: Б.и. 1990, 101 с.
  66. , С. Возвышенный объект идеологии/ С.Жижек. М., Художественный журнал, — 1999. — С. 231.
  67. , Я.Н. Закономерности и тенденции развития журналистики в переходный период / Я. Н. Засурский. М., 1995. -389 с.
  68. , И.С. Информационное обеспечение в организационных системах управления / И. С. Зингер. М.: Наука, 1987. — 206 с.
  69. , С.Э. Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности), htpp://future.museum.ru/partO 1/10 601/htm
  70. , В.Н. Информационное потребление и политические ориентации / В. Н. Иванов, М. М. Назаров // Социологические исследования, 2000. — № 7. — С. 83−90.
  71. Т.С. Информационные процессы в современной России. М.: РАГС, 1999.- С. 94.
  72. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 832 с.
  73. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  74. , М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. M.:Academia, 1999. — С. 490−505.
  75. , Д.С. Социология. М.: ИНФРА -М.2004.
  76. , В.И. Искусство управления / В. И. Кнорринг. М.: Издательство БЕК, 1997. — 288 с.
  77. , К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика/ К. К. Колин. М.- Екатеринбург: Акад. проект: Деловая кн., 2000.-350 с.
  78. Компьютеры будущего // Известия. 2000. — 15 февраля.
  79. , В.П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. М.: Международ, ун-т бизнеса и управления, 1997. — 304 с.
  80. , Е.И. Международные организации в определении тенденций современной информационной политики. Журналистика в 2001 году.
  81. СМИ и вызовы нового века. Тезисы научно-практической конференции. 4.4. с. 18.
  82. , C.B. Общество средства массовой информации -власть/ C.B. Коновченко. — Ростов н/Д.: СКАГС, 2001. — 237 с.
  83. , В.А. Нормативно-правовое обеспечение процесса вхождения России в информационное сообщество // Проблемы информатизации. 1997. с.60−67.
  84. , В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс/В.Н. Костюк. М., Магистр, 1997. — 48 с.
  85. , А.Н. Проблемы информационного воздействия в обществе: Философско-социологический анализ//А.Н. Кочергин, В. З. Коган.-М., 1980.
  86. , В.А. Кому принадлежит четвертая власть?/ В. А. Кузничевский // Российская газета. 1998. — 22 мая. — С. 6−7.
  87. , В.И. Информатика: организация и управление/ В.И. Кукин-М.: Экономика, 1991. 175 с.
  88. , В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: Учебное пособие. Ростов н/Д «Феникс», 2001.-416 с.
  89. , И.Д. Актуальные проблемы формирования государственной информационной политики//Ежегодник 98: Государственная служба России. — М.: РАГС, 1999. С. 257−265.
  90. , В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство/В .Н. Лопатин. Санкт-Петербургский университет МВД России. — СПб.: Фонд «Университет», 2000. — 428с.
  91. , И.И. Средства массовой информации, государство, право/ И. И. Лукашук. М.: Стольный град, 2001. — 322 с.
  92. , В.А. Социальное проектирование: Учеб. Пособие. 4-е изд., испр.- М.: Изд-во Московского гуманитарно-социальной академии: «Флинта», 2003.-240 с.
  93. , Н. Общество как социальная система / Н. Луман. М.: Изд-во «Логос», 2004. — 232 с.
  94. , Х.С. Информационное обеспечение принятия решений в органах государственного управления/ Х. С. Лутфуллаев. -Казань, 1991.-253с.
  95. , И.И. Социальное конструирование. М., 1970. с. 23.
  96. , В.Т. Европейское информационное пространство. М.: Прогресс, 1999. с. 208.
  97. , И. Интервью в январе/ И. Мишин// Журналист. -1997.-№ 8.-С. 44.
  98. , М.М. Массовая коммуникация в современном мире / М. М. Назаров. М.: Изд-во «УРСС», 1999. — 430с.
  99. , М.М. Массовая коммуникация и общество/М.М. Назаров. М.: Изд-во «УРСС», 2004.- с.53
  100. , Ю.А. О необходимости государственной информационной политики/Ю.А. Нисневич//Межотраслевая информационная служба. 1997. — № 1−2. — С. 7−10.
  101. И.Н. Информационная война и власть/ И. Н. Панарин. -М.: Мир безопасности, 2001. 223с.
  102. , Т. Функциональная теория изменения / Т. Парсонс // Парсонс Т. О структуре социального действия. Изд. 2-е. — М.: Академический проект, 2002. — С.699−721.
  103. , И.Р. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. М., 1986.- 354 с.
  104. , И.Р. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках / И. Р. Пригожин. М., 1985. — 302 с.
  105. ПЗ.Пороцкова, Е. Закон «О государственной поддержке СМИ /
  106. Е.Пороцкова // Читающая Россия. 1994, — № 10. — С.9 -18.
  107. , Г. Г. Информационно-психологическая война/ Г. Г. Почепцов. М., 1999. — 270с.
  108. , Г. Г. Теория коммуникации/ Г. Г. Почепцов. М.: Центр, 1998. — С.7 — 13.
  109. , Е.П. Демократические пути формирования единого информационного пространства// Вестник московского университета. Серия 10. Жрналистика, 1999, №?6, с. 3−19.
  110. , Г. Н. Специфика дискурса масс-медиа в современном информационном пространстве/ Вестник МГУ, сер. журналистика, № 1- М., 2005. С. 87 — 95
  111. , В.Ф. Тайное оружие информационной войны / В. Ф. Прокофьев. М., 1999. — 360 с.
  112. , А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход/ А. И. Радченко. Ростов-на-Дону, 2001.-720 с.
  113. , П.А. О смерти и бессмертии идеологии / Вестник МГУ, сер. философия, № 2. М. 1999. — С.42 — 50.
  114. , В.М. Социальное проектирование / Философия техники: история и современность. М., 1997. — С. 267.
  115. , Б.В. Социальное проектирование систем общественного обслуживания: построение понятий/Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М., 1986. С. 87.
  116. , С.Г. Информационные технологии управления/ С. Г. Свалова. Казань: Изд-во КФЭИ, 2000. — 83 с.
  117. , С.С. Информационные технологии в интеллектуальной деятельности/ С. С. Свирищенко. М., 1995. -250с.
  118. Связи с общественностью в политике и государственном управлении/Под общ. Ред. Д-ра филос. наук, проф. B.C.
  119. Комаровского.-М.: Издательство РАГС, 2001.- 450 с.
  120. , Г. Л., Черешкин Д. С. Пути России к информационному обществу. -М., 1997. 325с.
  121. , А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции / Вестник МГУ, сер. журналистика, № 2 М., 2001. — С. 12 -16.
  122. , М.В. Делопроизводство в управлении: Образцы документов / М. В. Стенюков, В. М. Пустозерова. М.: ПРИОР, 1999. -112с.
  123. , O.A. Теоретико-правовые основы обеспечения охранительной функции государства в условиях использования новых информационных технологий. М.: МЦНМО, 2002. с. 421.
  124. , Е.П. Социологическая информация: роль, методы получения и обработки: Учеб. Пособие. М.: МАКС Пресс, 2001. с. 324.
  125. , Л.Г. Современные СМИ/ Л. Г. Толчинский. М.: Выбор, 1998.-219с.
  126. , Ж.Т. Социология. М., 1999. — С. 428.
  127. , Ж.Т. Социальное проектирование (методологические основы)//общественные науки. № 1. М., 1983.- С. 56.
  128. , Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений/ Э. А. Трахтенгерц. М.: Синтег, 1998. — 376с.
  129. , А.Р. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс-медиа/ А. Р. Тузиков. М.: Социально-гуманитарные знания, 2002. — 362с.
  130. , Д.В. Современные зарубежные СМИ/ Д. В. Туманов. -Казань: изд-во КГУ, 2002. 335 с.
  131. , С.И. Телевизионные парадоксы/ С. И. Фрейлих. М.: Мысль, 1996.-154 с.
  132. , Е.И. Структура и границы политического дискурса //
  133. Филология Philologica, № 14. — Краснодар, 1998. — С.22 — 28.
  134. , К. «Теория информации и кибернетики»/Пер. с англ. М. 1963. С. 13.
  135. , В.Г. Основы управленческой деятельности./ В. Г. Шипунов, Е. Н. Кишкель. М.: Высш. шк., 2000. — 304 с.
  136. , В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет. 1999.
  137. , В.А. Социологическое исследование/ В. А. Ядов. М.: Наука, 1986.-596 с.
  138. , И. Системный кризис российских СМИ/И. Яковенко//Профессия журналист, 2001. — № 5 — С. 8.
  139. , JI.M. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления/ J1.M. Яскот. М.: МГУ, 1996. — 303 с.
  140. Althusser, L/ Selected Texts. In: Iagleton. Т. (ed.) Ideology. London and New York: Longman / L. Althusser. 1994. 432 p.
  141. Bell, D. The coming of Post-industrial Society: a venture of Social Forecasting. New York: Basic Books. 1973- 322 p.
  142. Castells, M. The information age: Economy, Society and Culture. Black well publishers, 1996. 236 p.
  143. Lefort «On the Genesis of Ideology in Modern Societies» in Ideology and Power in the Age of Lenin in Ruins / Snt. Martin Press, New York, 1991.-294 p.
  144. Toffler A. Powershift: Knowledge. Wealth and Violence at the edge of the XXI Century. N.Y.: Bantam. 1990. 560 p.
  145. De Fleur М/ Theories of mass communication. N.Y.: David McKay, 1966.-320 p.
  146. Masuda Y. Managing in the information society. 1990. — 186 p.
Заполнить форму текущей работой