Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институциональный подход в политической философии М.К. Петрова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Институционально-эволюционная интерпретация теории М. К. Петрова позволяет адекватно описать самую интересную его политико-философскую концепцию — концепцию «Человек-государство». Это есть предмет третьей главы. Использование биографического подхода демонстрирует оригинальность и, вместе с тем, социальную и политическую обусловленность названной концепции М. К. Петрова. Общий вывод данной главы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Гносеология социальных наук как политическая проблема
    • 1. «Поведенческий тупик современности»: мировоззренческий кризис социальных наук
    • 2. Понятие политической философии
    • 3. Методология исследования М.К.Петрова
  • Глава 2. Теория институтов и институциональных изменений
    • 1. Теория институтов Д. Норта
    • 2. Теория институтов М.К.Петрова
  • Глава 3. Государство и личность: детерминация или альтернатива?
    • 1. «Человек-государство»: античный опыт
    • 2. Бюрократия, наука и личность: современный опыт

Институциональный подход в политической философии М.К. Петрова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Изменения российского общества в постсоветский период показывают, что провозглашённые в начале его реформирования задачи остались нерешёнными. Одной из главных причин этой неудачи можно считать недостаточное внимание к институциональным аспектам реформ, и преувеличенную надежду на самодостаточность макроэкономических и макрополитических изменений. Между тем для успеха преобразований необходима их институциональная поддержка в виде инфраструктур и гражданского одобрения новых норм и правил поведения. В современном российском обществе пока отсутствует адекватная желаемому типу социальных отношений институциональная структура. Поэтому практический интерес представляет политическая мысль Михаила Константиновича Петрова, содержащая оригинальную институциональную теорию и политико-философскую концепцию «человек-государство».

После известной работы С. С. Неретиной (см.: 81) сложилась устойчивая интерпретация М. К. Петрова как философа, науковеда и культуролога. Подобная интерпретация оставляет в тени социологическую и политико-философскую теории Петрова и ядро этих теорий — концепцию институтов. Между тем В. С. Библер и С. С. Неретина отметили «необходимый парадокс» культурологической концепции Петрова — его отказ от изучения сущностной «чтойности» культуры во имя анализа того, «каким образом» функционирует культура (см.: 11, с. 428−429- а также 81, с. 20). Этот парадокс является главным аргументом в пользу социологической и политико-философской интерпретации петровского наследия. Институциональная концепция Петрова и есть решение данного «парадокса».

Поэтому разделяя интерес культурологов к наследию М. К. Петрова, автор диссертации рассматривает этого мыслителя не как культуролога, а как социального и политического философа. Это позволяет сместить акценты и выявить в социокультурной теории Петрова оригинальную методологию и концепции институтов и «человекоразмерности».

Степень разработанности проблемы отражена в библиографическом указателе посвященном 80-летию со дня рождения М. К. Петрова (см.: 101). Однако его творчество остаётся сферой малоизученной. Анализ названного указателя и опубликованных работ о Петрове позволяет отметить любопытный факт: исследуются только философская, историко-философская, науковедческая (работы В. Н. Дубровина, Ю. Р. Тищенко, В. П. Макаренко,.

A.Н.Ерыгина, А. П. Огурцова, Л. П. Рогожкина, Э. М. Мирского, В. И. Молчанова и др.), культурологическая (работы С. С. Неретиной, М. А. Андреевой,.

B.С.Библера, А. Н. Ерыгина и др.) и лингвистическая (работы Н. М. Кузьменко и др.) составляющие петровского наследия. Работы, посвященные социологической, политико-философской и политологической проблематике и, в частности, институциональной теории М. К. Петрова, отсутствуют.

Гораздо лучше разработана институциональная теория, в контекст которой автор диссертации помещает и М. К. Петрова. Основоположниками институцио-нализма были Э. Дюркгейм в социологии и Т. Веблен в политэкономии. Первый под институтами понимал некие идеальные образования в виде обычаев, верований, стереотипов, определяющие практическую жизнь людейвторой — устойчивые привычки мышления, стереотипы мысли, разделяемые большей частью общества. Многие аспекты марксизма также можно отнести к институциональному направлению.

В 1970;1990;х годах возникает «новый» институционализм. В отличие от «старых» институционалистов (У.Гамильтон, К. Поланьи, Р. Мертон, Т. Парсонс, Дж. Ходжсон, Дж. Коммонс и др.), «новые» (Р.Коуз, Д. Марч, Д. Олсен, Л. Тевено, Д. Норт, М. Олсон, Р. Познер, С. Пейович, Э. де Сото, О. Уильямсон, Г. Демсец, Р. Нельсон, С. Уинтер и др.) под институтом понимают набор юридических и неформальных норм («правила игры» в обществе у Д. Норта). К неоинститу-ционализму иногда причисляют также Ф. Хайека и Дж.Бьюкенена.

В отечественной науке в рамках институционального подхода работают следующие авторы: О. Э. Бессонова, М. В. Глотов, А. Городецкий, Л. Д. Гудков и Б. В. Дубин, И. С. Дискин, И. Н. Игошин, О. В. Иншаков, С. Г. Кирдина, Р. М. Нуреев,.

A.Н.Олейник, В. М. Полтерович, В. В. Радаев, В. Л. Тамбовцев, А. Е. Шаститко,.

B.А.Волконский, Г. Клейнер, А. Г. Эфендиев и ряд других. Неформальные социальные структуры в институтах политической власти исследуются в работах таких авторов, как М. Н. Афанасьев, И. Бусыгина, Г. Г. Дилигенский,.

B.П.Макаренко, А. Г. Механик, С. П. Перегудов и др. Политическая институцио-нализация изучается в работах М. Ворожейкиной, Е. Я. Гельмана, А. Б. Даугавет,.

C.М.Елисеева, К. Е. Коктыша, А. Круассана, В. Меркеля, В. Д. Нечаева, П. В. Панова, А. В. Рыбакова, М. Урбана, А. Д. Хлопина, Ю. И. Шелистова и др.

Работы перечисленных авторов образуют серьезный теоретический фундамент для применения институционального подхода. Автор диссертации показывает, что в один ряд с перечисленными учёными следует поставить М. К. Петрова.

Объектом исследования выступает научно-философское наследие отечественного учёного Михаила Константиновича Петрова.

Предмет исследования: методология, теория институтов и политико-философские и исторические исследования М. К. Петрова.

Цель исследования: показать оригинальность и актуальность социологического, политологического и политико-философского аспектов наследия Михаила Константиновича Петрова.

Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:

— экспликация и обобщение результатов изучения мировоззренческих оснований социально-политических наук и методологии М. К. Петрова;

— анализ предложений М. К. Петрова по выходу из кризиса социально-политических наук;

— сравнительный анализ институциональных теорий М. К. Петрова и Д. Норта;

— выявление в работах М. К. Петрова содержания, дополняющего неоинсти-туционализм;

— экспликация политико-философской концепции М. К. Петрова «человек-государство»;

— описание сложностей реализации политико-философской модели «человек-государство».

Теоретико-методологическая основа исследования. Разделение труда в социальных науках обусловлено чаще всего не научными причинами. Сегодня происходит осознание «досадных последствий» подобного разделения труда: «.Экономисты, социологи, политологи имеют обыкновение придавать значение лишь тем переменным, которые непосредственно относятся к их отрасли знания. Данный процесс зашел столь далеко, что когда экономист или политолог „открывают“ факт существования стратификации общества или когда социолог обнаруживает наличие политических институтов, бюджетного дефицита или стоимости информации, то они объявляют это настоящим событием» (15, с. 102).

Ширится круг междисциплинарных исследований, которые часто приводят к возникновению «гибридных» дисциплин (политическая антропология, политическая социология, политическая психология и т. д.). Необходимость в адекватной политической теории требует экскурсов в работы представителей других социальных дисциплин.

К этому подталкивает и сама особенность подхода М. К. Петрова — анализ общественных институтов, не имеющий специфицирующих отметок дисциплинарное&trade-. Поэтому наиболее адекватной теоретической конструкцией, сквозь призму которой следует рассматривать наследие М. К. Петрова, является новый институционализм, размывающий дисциплинарные границы.

В первой главе используются философско-исторический подход и политическая концептология В. П. Макаренко (см.: 65, а также 66), а также методологический арсенал социологии знания для экспликации мировоззренческих оснований социально-политических наук. Во второй главе применяется компаративный метод для сравнения концепций институтов и институциональных изменений Д. Норта и М. К. Петрова и концепции ограниченной рациональности Г. Саймона и М. К. Петрова. В третьей главе кроме биографического используется метод теоретической реконструкции имплицитной идеологической основы исследований М. К. Петрова.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: ф — исследованы социологическая, политологическая и политикофилософская составляющие наследия М. К. Петрова;

— сформулирована точка зрения М. К. Петрова на кризис гносеологии со-циогуманитарного знания по мировоззренческим основаниям;

— названный кризис представлен как политическая проблема и описаны предложения М. К. Петрова по выходу из этого кризиса;

— эксплицирован подход М. К. Петрова к исследованию взаимосвязи личности и социально-политической системы;

— проведён сравнительный анализ концепций институтов и институциональных изменений Д. Норта и М. К. Петрова, а также определено новое содержательное ядро теории М. К. Петрова, отсутствующее в неоинституционализме связь знания с институтами);

— описана концепция «человекоразмерности» М. К. Петрова в сравнении с теорией ограниченной рациональности Г. Саймона;

— эксплицирована концепция «человек-государство» и элементы теории бюрократии М. К. Петрова, а также выявлены пункты сходства с теорией бюрократии К. Маркса в экспликации В. П. Макаренко;

— описаны сложности реализации петровской политической модели «человек-государство», обусловленные хреодным эффектом существования современных государств.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современные социально-политические науки испытывают кризис, 4 характеризуемый М. К. Петровым как «поведенческий тупик современности». В основе этого кризиса лежит методологический актуализм: социально-гуманитарное знание оказывается знанием о человеческом поведении в ущерб человеческому общению. Петров настаивает на методологическом тождестве и телеологическом противоречии познания физического и социального мира, базирующемся на признании результатов исследования средствами актуализма в качестве теоретического полупродукта с целью проблемообразования;

2. Необходимость исследования институционального «интерьера» человеческой деятельности определяется фактом невозможности изучения творчества средствами науки. Поэтому М. К. Петров основное внимание фиксирует на институтах трансмутации в обществе, на способах их включения в механизмы трансляции. Это сближает Петрова с неоинституционализмом, одним из корифеев которого является Д. Норт;

3. Сравнительный анализ институциональных концепций Д. Норта и М. К. Петрова позволяет эксплицировать следующие сходные положения:

— функциональными основаниями существования институтов являются: обеспечение социальной преемственности и стабильности, структурирование человеческой деятельности и общения;

— для каждого общества справедлив принцип функциональной однородности, полноты и достаточности любого набора действующих в обществе институтов. Этот принцип гарантирует их сравнимость по единому функциональному основанию и объясняет «системные эффекты»;

— институты есть переменные, зависимые от траектории предшествующего развития и от деятельности индивидов по изменению институтов, которая вызывается экзогенными (воздействие внешней среды) или эндогенными (накопление знаний) факторами;

— институциональная теория базируется на теории человеческого поведения, определяющей зависимость стимулов к деятельности от институциональной организации, от субъективных ментальных моделей агентов деятельности (идей и идеологий) и от способов расшифровки информации;

— в связи с этим пересматривается понятие рациональности, — она признаётся ограниченной. Для компенсации ограниченности рациональности выстраиваются институциональные структуры, сжимающие совокупный текст накопленного знания в процессе трансляции или ограничивающие массив знания человеческой «вместимостью». Эти институты определяют стремление общества к обучению и приобретению знаний, а также к поощрению инноваций и творческой деятельности. От степени их эффективности зависит способность общества к развитию и адекватному реагированию на изменения внешней среды;

— в функционировании институтов наиболее важен феномен их самоусиления и path dependence;

4. На основе этих и других аналогий делается следующий вывод: в социокультурной теории М. К. Петрова чётко обнаруживаются элементы институционально-эволюционного подхода;

5. У М. К. Петрова обнаруживается описание эффекта, подобного «хреодному"1, в отношении национального государства. Последнее есть самая неоптимальная форма социально-политической организации в условиях нестабильности среды и повышения уровня самосознания человека. Бюрократическая организация даёт неадекватные ответы на вызовы окружения и блокирует творческие потенции «онаученной» личности. Сравнительный анализ концепции бюрократии М. К. Петрова позволяет отнести его к линии К. Маркс-В.П.Макаренко в противопоставлении веберовской теории рациональной бюрократии;

6. В качестве альтернативы государственно-бюрократической организации М. К. Петров разрабатывает концепцию «человек-государство», главная идея которой состоит в уничтожении субъект-объектного властного отношения и политического отчуждения в условиях высокого уровня политического самосознания личности.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации. В современной политологии всё большее влияние приобретает новый институцио-% нализм. В данной работе показано, что ключевые положения названной теории можно обнаружить в трудах Михаила Константиновича Петрова. Теоретиче.

1 Понятие «хреодный эффект» (от греч. chre — предопределённый, обречённый и odos — путь) разработано в институционально-эволюционной теории (см., например, 82) и проявляется в том, что в силу случайных обстоятельств то или иное явление, начав развитие по неоптимальному пути, продолжает развиваться по первоначальной траектории, даже если она в конечном счёте тупиковая. При этом формирующаяся внешняя среда блокирует действие селекции. ский интерес представляют его концепции институтов, «человекоразмерности», «человека-государства», а также его гносеология.

Исследование имеет также практическую значимость для реформирования российского общества. Концепция Петрова «человек-государство» выявляет необходимые в процессе демократизации качества личности. Концепция институтов позволяет осмыслить неудачи реформирования самых различных сфер российского общества. Так, современное российское общество стоит перед необходимостью проведения реформы образования и науки. А Петров всю свою научную жизнь занимался исследованием проблем взаимоотношения личности, образования и науки и организации названных видов деятельности. Его концепция тезаурусной динамики и полиглотгической модели образования должна быть положена в основу российской реформы. Особое внимание Петров обращал на связь институциональных каналов трансляции и трансмутации знания в обществе со способностью общества к обновлению. Поэтому практическую значимость сегодня имеют взгляды М. К. Петрова на модернизацию в контексте его теории о циркуляции знания в обществе.

Содержание диссертационного исследования, многие его положения и выводы найдут применение при чтении учебных курсов по политологии, истории политических учений, политических процессов современной России, политической этике, политической бюрократии и т. д.

Апробация работы. Основные положения работы отражены в ряде публикаций:

— Константинов М. С. М. К. Петров: институциональные интерьеры политики (на примере Спарты и Афин) // Актуальные проблемы социального функционирования транзитивного общества. Социологические очерки. Ростов-на-Дону: 2003 г. Ч. 3. (0,35 пл.);

— Константинов М. С. Элементы институционально-эволюционной теории в социальной философии М. К. Петрова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2005 (2,8 пл.);

— Константинов М. С. Институциональный аспект в политической философии М. К. Петрова // Актуальные проблемы социального функционирования транзитивного общества. Социологические очерки. Ростов-на-Дону: 2005 г. Ч. 1. (0,35 п.л.).

— Константинов М. С. М. К. Петров: понятие политической философии // Проблемы современной России. Социокультурный анализ. Ростов-на-Дону: 2005. (0,4 п.л.) — а также в докладах на следующих научных конференциях:

— III Российский философский конгресс (Ростов-на-Дону, 2002 г.). Тема доклада: «Концепция „человек-государство“ М.К.Петрова»;

— Научно-теоретический семинар «Наследие М. К. Петрова и теоретические проблемы социальной философии и культурологии» 25−26 апреля 2004 г. в г. Донецк (Украина). Тема доклада: «Социальные институты: сравнительный анализ концепций М. К. Петрова и Д. Норта»;

— Методологический семинар отделения политологии факультета социологии и политологии Ростовского государственного университета (руководитель семинара д.ф.н. и д.п.н., проф., заведующий кафедрой политической теории В.П.Макаренко). Тема доклада: «Гносеология социальных наук как политическая проблема»;

— Конференция в 24 научной сессии факультета философии и культурологии РГУ «Третьи Петровские чтения» (Ростов-на-Дону, факультет философии и культурологии РГУ, 2005 г.). Тема доклада: «Теория институтов: М. К. Петров и Д. Норт».

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре политической теории факультета социологии и политологии РГУ.

Структура диссертационной работы подчинена решению задач исследования и включает: введение, три главы (состоящие из 7 параграфов), заключение и список литературы, насчитывающий 190 наименований. Общий объем диссертации 185 страниц.

Заключение

.

Итак, в первой главе эксплицированы основания кризиса современных социально-гуманитарных наук, определена политическая специфика и значимость этого кризиса, а также предложены два взаимосвязанных решения данной проблемы М. К. Петровым: мировоззренческое (модель нелинейного мышления) и методологическое (системный дуализм и эволюционизм при анализе институтов трансляции и трансмутации в обществе).

Во второй главе детальный сравнительный анализ теорий институтов и институциональных изменений Д. Норта и М. К. Петрова демонстрирует значительное сходство между подходами названных авторов: в плане методологии (институциональный эволюционизм и дуализм, принцип функциональной однородности, полноты и достаточности институциональной социальной системы) — при рассмотрении типов, факторов и агентов институциональных измененийпри сравнении концепций человеческого поведения (в обоих случаях тремя из ключевых положений являются пересмотр рациональности субъекта социального действия, связь знания, институтов и способности общества к обновлению, а также проблема оппортунизма в социальной организации) — проблема оппортунизма тесно связана с идеологией и понятием справедливости общественного устройства, что подчёркивает эффективность форм внегосударственно-го принуждения к соблюдению контрактов и позволяет решить нерешаемую в рамках государства «проблему безбилетника" — оба автора рассматривают государство как институт, в котором анти-стимулы доминируют над стимулами к действиюв связи с этим пересматривается понятие эффективности (нортовское понятие «адаптивной эффективности» содержательно близко к петровскому понятию эффективности, замкнутой на совокупную социальную потребность) — сходны позиции авторов и в понимании направленности институциональных изменений (при сравнении обществ, в которых институты трансмутации получили социальную нагрузку, и обществ, следующих хреодному эффекту).

Институционально-эволюционная интерпретация теории М. К. Петрова позволяет адекватно описать самую интересную его политико-философскую концепцию — концепцию «Человек-государство». Это есть предмет третьей главы. Использование биографического подхода демонстрирует оригинальность и, вместе с тем, социальную и политическую обусловленность названной концепции М. К. Петрова. Общий вывод данной главы: в концепции «Человек-государство» М. К. Петрова представлена альтернатива бюрократически-государственной организации общества. Данный вывод подтверждается двумя ключевыми тезисами: 1) наиболее адекватная форма социально-политической организации в современном нестабильном мире есть форма «Человек-государство" — 2) существование и усиление современных государств является результатом действия «хреодного эффекта», а не эволюционного (или любого другого закона). С теоретической (и с исторической) точки зрения нет никаких оснований считать государство агентом или формой социально-политического развития, поскольку бюрократическая организация блокирует развитие творческих способностей человека. С точки зрения нормативной понимание государства как высшего уровня развития общества просто аморально. С точек зрения политико-экономической и социальной теорию государства следует заменить теорией бюрократии К. Маркса-М.К.Петрова-В.П.Макаренко-Д.Норта.

Автор данной работы считает, что наследие М. К. Петрова содержит огромный эвристический и аналитический потенциал для развития политологии и всех социально-гуманитарных наук.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Блаженный. О граде Божием. Минск-Москва: 2000.
  2. Дж. Рынок «лимонов» (неопределенность качества и рыночный механизм) // Thesis. 1994. Вып.5. Риск, неопределенность, случайность.
  3. Альтернативные пути к цивилизации. М.: 2000.
  4. Е.В. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII в. М.: 1999.
  5. Аристотель Сочинения: В 4-х т. М.: 1975,1978,1981,1983гг.
  6. Архаическое общество: узловые проблемы социологии развития. Отв. ред. А. В. Коротаев, В.В.Чубаров- М. Т. 1: 1991 г.
  7. . Политическая антропология. М.: 2001.
  8. Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение // Thesis. 1993. Вып.1. Предмет исследования.
  9. Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры. М.: 2004.
  10. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: 1995.
  11. П.Библер B.C. О книге М. К. Петрова «Язык, знак, культура» // «АРХЭ». Культуро-логический ежегодник- Кемерово: 1993.
  12. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.. В 3-х т.т. Т.1.: Структуры повседневности. М.: 1986.
  13. Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: В 3 ч. 4.2.: Коллективные судьбы и универсальные сдвиги. М.: 2003.
  14. К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества//Thesis. 1993. Т.1. Вып.З.
  15. Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М.: 1998.
  16. Д. Американцы: Колониальный опыт. М.: 1993.
  17. Дж. Сочинения. М.: 1997.
  18. Вайзе П. Homo economicus и Homo sociologicus: монстры социальных наук //Thesis. 1993, вып. 3. Мир человека.
  19. JI.C. История Востока: В 2 тт. М.: 2001.
  20. М. Избранные произведения. М.: 1990.
  21. Т. Теория праздного класса. М.: 1984.
  22. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: 1998.
  23. Н. «Наука и общество» // Вопросы философии. 1961. № 7.
  24. Н. Творец и робот. М.: 1966.
  25. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: 1983.
  26. М.А. Восток в философско-исторической концепции К.Маркса и Ф.Энгельса. М.: 1972.
  27. В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: 2000.
  28. В.В. Нейтральные рынки, ненейтральные институты и экономическая эволюция // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2004. Т. 2, № 2.
  29. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: 1991.
  30. Э. Две попытки уйти от истории // Одиссей. Человек в истории. 1990. М.: 1990.
  31. Т. Сочинения в двух томах. T.l. М.: 1989.
  32. А.У. Наступающий кризис западной социологии. СПб.: 2003.
  33. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. Ред. Я. И. Гилинский. СПб.: 2000.
  34. В.Н. Культурология М.К.Петрова как ключ к преодолению второго «скандала в философии» // Философское и культурологическое россиеведение: феномен восточнохристианской цивилизации. EN АРХН: Вып. 1. Ростов-на-Дону: 2003.
  35. В.Н., Тищенко Ю. Р. М.К. Петров: жизнь и научные идеи // Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов-на-Дону: 1992.
  36. В.Н., Тищенко Ю. Р. Судьба философа в интерьере эпохи // Петров М. К. Историко-философские исследования. М.: 1996.
  37. В.Н., Тищенко Ю. Р. Потомки пиратов Эгейского моря // Петров М. К. Античная культура. М.: 1997.
  38. Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. М.: 1995.
  39. Э. О разделении общественного труда. М.: 1996.
  40. А.Н. Цивилизационная методология М.К.Петрова и проблемы модернизации России // Философское и культурологическое россиеведение: феномен восточнохристианской цивилизации. EN АРХН: Вып. 1. Ростов-на-Дону: 2003.
  41. А.А. Русская судьба, исповедь отщепенца. М.: 2000.
  42. А.А. Собрание сочинений в 10 т. Т.5.: Гомо советикус. М.: 2000.
  43. В. Гипотеза глубины. В кн.: Новое в лингвистике, вып. 4. М., 1965.
  44. Исследования по общей теории систем. Сборник переводов. М.: 1969.
  45. Д. Категории системного анализа политики // http://polit.msk.su/library/teoriayiston.html
  46. .Г. Что такое «политическая философия»? // Полис. 1996. № 7, 1997. № 1−2.
  47. Классика экономической мысли. Сочинения (Петти В., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж., Фридмен М.). М.: 2000.
  48. Р. Социология (наука или антинаука) // Thesis. 1994. Вып.4. Научный метод.
  49. М.С. Элементы институционально-эволюционной теории в социальной философии М.К.Петрова. Ростов-на-Дону: 2005.
  50. Р. Фирма, рынок и право. М.: 1993.
  51. Дж. Экономическая социология с точки зрения теории рационального выбора // Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 3.
  52. Краткий психологический словарь. Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Ростов-на-Дону: 1998.
  53. О. Анатомия российской элиты. М.: 2005.
  54. Н.М. Теории локальных цивилизаций и лингвокультурология М.К.Петрова. Ростов-на-Дону: 2001.
  55. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М.: 2002.
  56. Кун Т. Структура научных революций. М.: 2002.
  57. И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ // Кун Т. Структура научных революций. М.: 2002.
  58. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: 1999.
  59. Г. В. Сочинения в четырёх томах. Т. 3. М.: 1984.
  60. В.Я. Эволюция государства как политического института общества. Ростов-на-Дону: 2004.
  61. В.П. Анализ бюрократии классово-антагонистического общества в ранних работах Карла Маркса (Очерк проблематики и методологии исследования). Ростов-на-Дону: 1985.
  62. В.П. Русская власть (теоретико-социологические проблемы). Ростов-на-Дону: 1998.
  63. В.П. Главные идеологии современности. Ростов-на-Дону: 2000.
  64. В.П. Технократические мамелюки: социополитические аспекты концепции А.Макинтайра. Ростов-на-Дону: 2000.
  65. .П. Аналитическая политическая философия. Очерки политической концептологии. М.: 2002.
  66. В.П. Политическая концептология: обзор повестки дня. М.: 2005.
  67. В.П. Социокультурный фон исследований М.К.Петрова: проблема освоения и разработки // Практична Фшософ1я. 2005. № 2.
  68. В. О применении метода эволюционной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 3.
  69. А. После добродетели: Исследования теории морали. Москва-Екатеринбург: 2000.
  70. . Избранное: Динамика культуры. М.: 2004.
  71. . Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана. М.: 2004.
  72. Мамут J1.C. Этатизм и анархизм как типы политического сознания (домарксистский период. М.: 1989.
  73. Дж.П. Социальная структура. М.: 2003.
  74. Р.К. Явные и латентные функции //Американская социологическая мысль. М, 1994. С.386−399.
  75. Р.К. Социальная структура и аномия // Хрестоматия. Социология: Классические и современные парадигмы. М.: 2002.
  76. Л. фон Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М., 2000.
  77. Д. Политика для народа. Граждане в поисках своего места в политике. М.: 1995.
  78. Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: 1970.
  79. P.P., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений. М.: 2002.
  80. С.С. Личность через схематизмы культуры // Вопросы философии. 1990. № 5.
  81. С.С. Михаил Константинович Петров: жизнь и творчество. М.: 1999.
  82. А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1997. № 3.
  83. В.Д. Когнитивные революции и институциональные изменения // Полис. 2002. № 5.
  84. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: 1997.
  85. Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3.
  86. Д. Эволюция эффективных рынков в истории // http://institutional.boom.ru/North/Evolution.htm
  87. Д. Пять тезисов об институциональных изменениях // Квартальный бюллетень клуба экономистов. Вып. 4. Минск: 2000.
  88. А.В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. М.: 2002.
  89. М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теории групп. М.: 1995.
  90. М. Рационализм в политике и другие статьи. М.: 2002.
  91. Т. Понятие общества (компоненты и их взаимоотношения) // Thesis. 1993. Вып.2. Структуры и институты.
  92. Т. О структуре социального действия. М.: 2000.
  93. Т. О социальных системах. М.: 2002.
  94. Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. М.: 1996.
  95. М.К. Язык, знак, культура. М.: 1991.
  96. М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов-на-Дону: 1992.
  97. М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. М.: 1992.
  98. М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. М.: 1995.
  99. М.К. Историко-философские исследования. М.: 1996.
  100. М.К. Античная культура. М.: 1997.
  101. М.К.Петров (к 80-летию со дня рождения). Библиографический указатель. Ростов-на-Дону: 2003.
  102. М.К. История европейской культурной традиции и её проблемы. М.: 2004.
  103. М.К. Системные моменты тезаурусной характеристики современного развитого общества и возможные пути её оптимизации // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1989−1990.
  104. М.К. Человек и культура в научно-технической революции // Вопросы философии. 1990. № 5.
  105. М.К. Гласность и организация в деятельности учёного // Вопросы философии. 1992. № 6.
  106. М.К. Миф и научно-техническая революция // Вопросы философии. 1992. № 6.
  107. М.К. Эпонимическая характеристика // Философия в пространстве культуры: Россия и Запад. Вып. № 2. Ростов-на-Дону: 2001.
  108. М.К. Методологические проблемы культуроведения // Философское и культурологическое россиеведение: феномен восточнохристианской цивилизации. EN АРХН: Вып. 1. Ростов-на-Дону: 2003.
  109. М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: 1985.
  110. К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: 2002.
  111. Политическая наука: новые направления. М.: 1999.
  112. Политология. Краткий словарь. Под ред. В. Н. Коновалова. Ростов-на-Дону: 2001.
  113. Политология: энциклопедический словарь. Под ред. Ю. И. Аверьянова. М.: 1993.
  114. В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы. М.: ЦЭМИ РАН: 1999.
  115. В.М. Кризис экономической теории. М.: ЦЭМИ РАН: 1997.
  116. К.Р. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М.: 1983.
  117. К.Р. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8,9,10.
  118. К.Р. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10.
  119. К.Р. Открытое общество и его враги. М.: 1992.
  120. К. Нормальная наука и опасности, связанные с ней // Кун Т. Структура научных революций. М.: 2002.
  121. К.Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания. М.: 2004.
  122. Д. Малая наука, большая наука. В кн.: Наука о науке. М., 1966.
  123. Ранние формы социальной стратификации: генезис, историческая динамика, потестарно-политические функции, отв. ред. В. А. Попов. М.: 1993.
  124. Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: 1998.
  125. Дж. Современные социологические теории. СПб.: 2002.
  126. Дж. Теория справедливости. Новосибирск: 1995.
  127. Рэдклифф-Браун А. Р. Метод в социальной антропологии. М.: 2001.
  128. Г. Методологические основания экономики // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1989−1990.
  129. Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. 1993. Вып.З.
  130. Г. А. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т.1. Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: 1999.
  131. П.А. Принцип максимизации в экономическом анализе // Thesis. 1993. Вып.1. Предмет исследования.
  132. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: 2001.
  133. Современная экономика- под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов-на-Дону: 1998.
  134. Г. Синтетическая философия (В сокращенном изложении Говарда Коллинза). Киев: 1997.
  135. Э.Б. Первобытная культура. М.: 1989.
  136. JI. Рациональность или социальные нормы: преодоленное противоречие? // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 1.
  137. Типы общественных отношений на Востоке в средние века. отв. ред. Л. Б. Алаев. М.: 1982.
  138. С.Э. Человеческое понимание. М.: 1984.
  139. JI. Избранное: эволюция культуры. М.: 2004.
  140. О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: 1996.
  141. О.И. Фирма и рынки // Современная экономическая мысль. Серия: «Экономическая мысль Запада». Ред.: Афанасьева B.C. и Энтова P.M. М.: 1981.
  142. .Л. Наука и языкознание // Языки как образ мира. М.-СПб.: 2003.
  143. .Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Языки как образ мира. М.-СПб.: 2003.
  144. П. Избранные труды по методологии науки. М.: 1986.
  145. Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти, отв. ред. Н. А. Иванов. М.: 1993.
  146. Философия в пространстве культуры: Россия и Запад. Вып. № 2. Ростов-на-Дону: 2001.
  147. С., Шепард Дж. Начало Руси 750−1200. СПб.: 2000.
  148. Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: 1998.
  149. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: 1994.
  150. М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: 1996.
  151. М. Археология знания. Киев: 1996.
  152. М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: 1997.
  153. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: 1999.
  154. М. История сексуальности III: Забота о себе. Киев-Москва: 1998.
  155. М. Рождение клиники. М.: 1998.
  156. М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Часть 1. М.: 2002.
  157. М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Часть 2. М.: 2005.
  158. Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: 1992.
  159. P.JI. Экономическая теория как универсальная наука // Thesis. 1993. Вып.1. Предмет исследования.
  160. О.В. Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности. СПб.-М.: 2002.
  161. Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. М.: 2003.
  162. А. Условия и результаты формирования институтов // Вопросы экономики. 1997. № 3.
  163. А. Трансакционные издержки // Вопросы экономики. 1997. № 7.
  164. Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. 1997. № 7.
  165. Л.А., Штомпель О.М. М.К. Петров о катастрофическом факторе в развитии культуры // Философское и культурологическое россиеведение: феномен восточнохристианской цивилизации. EN АРХН: Вып. 1. Ростов-на-Дону: 2003.
  166. П. Социология социальных изменений. М.: 1996.
  167. Й. Капитализм, социализм, демократия. М.: 1995.
  168. Й. Теория экономического развития. М.: 1982.
  169. Т. Экономическое поведение и институты. М.: 2001.
  170. К.Дж. Коллективный выбор и индивидуальные ценности. М.: 2004.
  171. К.Дж. К теории ценового приспособления // Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Т.2. Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: 1999.
  172. К.Дж. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов // Thesis. 1993. Вып.2. Структуры и институты.
  173. К. Восприятие риска в психологии и экономической науке // THESIS. 1994. Вып.5. Риск, неопределенность, случайность.
  174. Этнические аспекты власти- отв. ред. В. В. Бочаров. СПб.: 1995.
  175. Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения. М.: 1991.1. На иностранных языках:
  176. Commons R. Institutional Economics // American Economic Review. 1931. vol.21.
  177. Demsetz H. The Firm in Economic Theory: A Quiet Revolution // American Economic Review, 1997, vol. 87, No 2.
  178. Downs A. An economic theory of democracy. New York: Harper and Row, 1957.
  179. Godel K. Uber formal unentscheidbare Satse der Principia Mathematica und verwandter Systeme 1 // Monatschifte fur Mathematik und Physik, 38, 1931
  180. Goodin R.E. Institutions and their design // Goodin R.E. (ed.) The theory of institutional design. Cambridge: 1996.
  181. Hall P.A., Taylor R.C.R. Political science and the four new institutionalism // Political Studies. 1996. vol. 44.
  182. Institutional Change in Transition Economies. Hampshire: 2002.
  183. March J.G., Olsen J.P. The new institutionalism: Organizational factors in political life // American Political Science Review, 1984, vol. 78.
  184. North D. Structure and Change in Economic History. New York: 1981.
  185. North D. The Paradox of the West // The Origins of Modern Freedom in the West, R. Davis ed., Stanford University Press, 1995.
  186. North D. Economics and Cognitive Science // http://institutional.boom.ru/North/NorthEconomicsandCognitiveScience.htm
  187. North D. Economic Performance Through Time: The Limits to Knowledge // http://institutional.boom.ru/North/NorthEconomicPerformanceThroughTimeThe LimitsoKnowledge. htm
  188. North D. Privatization, incentives and economic performance // http://institutional.boom.ru/North/northprivatization.pdf
  189. Przeworski A. Marxism and rational choice // Politics and Society. 1985. vol. 14.
  190. Zipf G.K. Human Behavior and the Principle of Least Effort. Cambr., Mass., 1949.
Заполнить форму текущей работой