Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психологическая адаптация подростков, страдающих психосоматическими заболеваниями, как психолого-педагогическая проблема

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач современной школы, наравне с учебными задачами, является создание условий для успешной социально-психологической адаптации ученика. В связи с этим возникает необходимость учитывать не только индивидуальные особенности современного школьника, но и состояние здоровья ученика. В настоящее время каждый второй школьник имеет одно или несколько… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности развития личности и социально-психологической адаптированности подростков в период школьного обучения
    • 1. 1. Проблема подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии
      • 1. 2. 0. собенности и соотношение социально-психологической и школьной адаптации в подростковом возрасте
    • 1. 3. Здоровье и здоровьесберегающие технологии как необходимые условия формирования личности подростка в современной школе
  • Глава 2. Психологические особенности и социально-психологическая адаптация больных, страдающих психосоматической патологией
    • 2. 1. Природа психосоматических нарушений
    • 2. 2. Отражение болезни в психике человека
    • 2. 3. Личностные особенности при язвенной болезни
  • Глава 3. Исследование особенностей личности подростков и анализ проблем социально-психологической адаптации при психосоматической патологии
    • 3. 1. Организация и методы исследования
    • 3. 2. Исследование особенностей личности подростков
    • 3. 3. Взаимосвязь психоэмоциональных состояний и свойств личности подростков с некоторыми социально-психологическими характеристиками

    3.4. Психолого-педагогические рекомендации по организации работы в общеобразовательном учреждении, направленной на профилактику нарушений социально-психологической адаптации подростков страдающих психосоматическим заболеванием.

Социально-психологическая адаптация подростков, страдающих психосоматическими заболеваниями, как психолого-педагогическая проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач современной школы, наравне с учебными задачами, является создание условий для успешной социально-психологической адаптации ученика. В связи с этим возникает необходимость учитывать не только индивидуальные особенности современного школьника, но и состояние здоровья ученика. В настоящее время каждый второй школьник имеет одно или несколько хронических заболеваний. Соматическая патология порождает нарушение социальной адаптированности школьников, изменяя всю ситуацию школьного обучения таких детей. Вместе с тем данная проблема остается недостаточно изученной в педагогической психологии.

В настоящее время исследователями получено много данных о нарушениях личностного развития, социально-психологической адаптации при наличии психосоматического заболевания в зрелом возрасте (Г.А. Арина, С. Г. Боткин, Г. А. Захарьин, Б. В Зейгарник, Б. Д. Карвасарский, A.B. Квасенко, А. Р. Лурия, Николаева В. В., И. П. Павлов, Г. А. Соколова, М. В. Струковская, Тополянский В. Д. и др.)[59,68,69,116,117,122,153,161]. Немало исследований посвящено личностным особенностям, внутренней картине болезни и самосознанию детей с тяжелыми хроническими заболеваниями, онкопатологией, находящихся на индивидуальном обучении (К.С Асланян, М. П. Аралова, О. Г. Борзова, Д. Н. Исаев, И. Г. Киян, Н. А Коваленко, Ю. Е. Куртанова, Е. В Полевиченко, Е. Е. Руслякова, А.С.Султанова)[16,18,60,64]. Однако все еще недостаточно исследований, посвященных социально-психологической адаптации детей с менее тяжелыми психосоматическими заболеваниями, такими как язвенная болезнь, обучающихся в массовом порядке.

Язвенная болезнь не относится к числу тяжелых заболеваний, требующих длительного нахождения в лечебном учреждении, напрямую не угрожает жизни ребенка, но оно вносит значительные осложнения в процесс социально-психологической адаптации школьников, влияя на особенности межличностного взаимодействия, характер и стиль межличностных отношений в классе. Последнее, в свою очередь, порождает трудности и проблемы в школьном обучении таких детей.

Подростковый возраст является одним из сложных возрастных этапов развития личности, феноменология этого возраста хорошо изучена как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Л.И. Божович, JT.C. Выготский, И. Ю. Кулагина, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. Е. Личко, О. П. Макушина, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, Л. М. Семенюк, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, L. Dahlberg, В. Henrry, R. Malinosky-Rumell и др.) [37,38,48,49,76,77,85,86,95,97,103,110,111,128,147,148,163−165,174,179,180, 182, 183].

Этот возраст является важным этапом в процессе становления личности, в нем появляется внутренняя готовность к принятию взрослых норм жизнедеятельности, стремление занять активную социальную позицию в пространстве межличностного общения. Деятельность подростка направлена на усвоение норм взаимоотношений и расширение социальных связей (Л.С. Выготский, Т. В. Драгунова, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) [48,57,93−95,163−165,174].

Поэтому имеется насущная потребность исследования личностных особенностей подростков, страдающих психосоматическим заболеванием, выявления в школьном обучении трудностей социально-психологической адаптации таких детей, определение путей, форм и методов психолого-педагогической коррекции по устранению школьных трудностей у детей, страдающих психосоматическим заболеванием.

Объект исследования — социально-психологическая адаптация подростков.

Предмет исследования — личностные особенности подростков, страдающих психосоматическим заболеванием, влияющие на процесс социально-психологической адаптации в период школьного обучения.

Цель исследования — выявление трудностей социально-психологической адаптации подростков, страдающих психосоматическим заболеванием, связанных с личностными особенностями таких детей в период школьного обучения.

Гипотеза исследования. Мы предполагаемчто социально-психологическая адаптация подростков, имеющих психосоматическое заболевание, протекает по пассивному (конформному) типу, что обусловлено наличием у них ряда личностных особенностей, затрудняющих их поведенческую и эмоциональную интеграцию в школьный коллектив.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать основные научные подходы к пониманию социально-психологической адаптации.

2. Исследовать состояние изученности проблемы влияния психосоматического заболевания на психику человека и его социальную адаптированность в отечественной и зарубежной литературе.

3. Определить методический комплекс, адекватный изучению проблем социально-психологической адаптации старших школьников, страдающих психосоматическими заболеваниями.

4. Выявить личностные особенности подростков страдающих психосоматическим заболеванием, вызывающие трудности в межличностном взаимодействии в период школьного обучения.

Теоретической основой исследования являются представления:

— о специфике подросткового возраста как этапа становления личности (Л.И.Божович, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Э. Эриксон)[37,38,48,49,94, 125, 126,163−165,174, 175,];

— о социально-психологической адаптации в период школьного обучения как процессе активного взаимодействия с окружающей социальной средой (М. И. Бобнева, А. Бандура, Л. С. Выготский, Н. В. Гришина, И. А. Коробейников, Н. Г. Лусканова, К. Левин, A.A. Налчаджан, Ж. Пиаже, A.A.

Реан, E.B. Руденский, Фельдштейн Д. И., Tomas W) [ 20,33,49,55,115,138,163 165].

— о нарушении социально-психологической адаптации у больных, страдающих психосоматическим заболеванием (Д.Б. Анискин, Т. В. Барлас, P.A. Лурия, А. Менегетти, В. Я. Семке, В. Н. Судаков, Л. С. Свердлов, М. В. Струковская, В.Д. Тополянский) [13,22,68,108, 149,161].

Методы исследования:

1. Анализ психологической, педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования.

2. Изучение медицинской документации (истории развития ребенка).

3. Диагностические методики, направленные на изучение личностных особенностей подростков, стиля поведения в конфликтной ситуации, особенностей межличностных отношений:

— модифицированная форма опросника FRI для диагностики психических состояний и свойств личности;

— опросник Спилбергера для диагностики тревожности;

— методика Дембо — Рубинштейн (модификация А. М. Прихожан) для определения уровня притязаний и уровня самооценки;

— личностный опросник К. Томаса для определения предпочитаемого стиля поведения в конфликтной ситуации.

Эмпирическая база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «Общеобразовательная гимназия г. Новодвинск» в период с 2000 по 2005 годв нем приняло участие 60 человек в возрасте 1415 лет.

На основании медицинского заключения в истории развития ребенка участники эксперимента были поделены на две группы — экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу вошли учащиеся, страдающие язвенной болезнью 12-перстной кишки, в контрольную группу — учащиеся с диагнозом «практически здоров».

Научная новизна исследования заключается в выявлении личностных особенностей (замкнутость, низкая самооценка, нереалистический уровень притязаний) подростков, страдающих психосоматическим заболеванием, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию, провоцируя ее протекание по пассивному (конформному) типу в период школьного обучения. Установлено, что у большинства подростков, страдающих психосоматическим заболеванием, обнаружен невротический синдром астенического типа, характеризующийся высокими показателями невротичности, депрессивности, раздражительности, эмоциональной лабильности, низкой стрессоустойчивостью. Установлено, что подросткам, страдающим психосоматическим заболеванием, свойственны неэффективные способы взаимодействия с окружающими. Выявлено, что такие личностные особенности как высокий уровень невротичности и депрессивности являются детерминантами неконструктивного поведения у больных подростков. На основе проведенного исследования выделены базовые перспективные направления работы в образовательном учреждении по профилактике личностного неблагополучия и развития школьной и социально-психологической дезадаптации учащихся с психосоматическим заболеванием.

Теоретическая значимость исследования в том, что результаты исследования расширяют научные представления об особенностях социально-психологической адаптации подростков, страдающих психосоматической патологией, в период школьного обучения. Социально-психологическая адаптация рассматривается как психолого-педагогическая проблема, настоятельно требующая решения. В работе приводятся рекомендации по преодолению трудностей социально-психологической адаптации подростков, страдающих психосоматической патологией.

Практическая значимость исследования. Данные, полученные в результате исследования, позволяют разработать перспективные направления психолого-педагогической работы в образовательном учреждении по профилактике личностного неблагополучия и развития социально-психологической дезадаптации подростков, страдающих психосоматической патологией. Материалы исследования могут использоваться школьными психологами и педагогами, организующими психолого-педагогическую помощь часто и долго болеющим детям-школьникам.

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью методологии исследования, применением апробированных методик, адекватных поставленным целям и задачам исследования, однородностью и репрезентативностью выборки, использованием методов математической статистики.

Обработка результатов производилась с помощью программ Microsoft Excel для Windows ХР.

Положения, выносимые на защиту:

1. Для подростков страдающих психосоматической патологией характерны отличия от здоровых подростков на поведенческом, эмоциональном и личностном уровне, что характеризует социально-психологическую адаптацию, как протекающую по пассивному типу.

2. Выраженность таких психических состояний и свойств личности как невротичность, депрессивность, раздражительность, эмоциональная лабильность, личностная тревожность в группе подростков, страдающих психосоматической патологией, существенно выше, чем у здоровых подростков, что значительно повышает риск развития социально-психологической дезадаптации.

3. По сравнению со здоровыми детьми учащиеся, страдающие психосоматическим заболеванием, характеризуются неадекватно высоким уровнем притязаний и заниженной самооценкой, что обнаруживает картину внутриличностного неблагополучия.

4. Подросткам, страдающим психосоматическим заболеванием, свойственны малоэффективные стили межличностного взаимодействия, такие как приспособление и компромисс, что является показателем пассивной адаптации к социальной и школьной среде.

5. Основными детерминантами неконструктивного поведения у подростков, страдающих психосоматическим заболеванием, являются такие личностные особенности как высокий уровень невротичности и депрессивности. У больных подростков уровень депрессивности коррелирует с приспособлением, как предпочитаемыми стилям взаимодействия, а высокий уровень невротичности препятствует развитию навыков сотрудничества.

6. Коррекция трудностей социально-психологической адаптации детей, страдающих психосоматическими заболеваниями, связана с повышением компетентности педагогов в вопросах личностных и поведенческих особенностей таких подростков, профилактикой негативного педагогического воздействия. Ключевой задачей психокоррекции является формирование активной социальной позиции, позитивной самооценки, развитие личной ответственности и конструктивных форм взаимодействия больных подростков с соучениками и учителями, а также обучению их способам саморегуляции и умения мобилизовать в реальной ситуации имеющиеся знания и опыт для решения жизненных проблем,.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в 5-ти публикациях автора. Они обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии МПСИдокладывались на межвузовской научно-практической конференции аспирантов (Москва, 2003) — на областной научно-практической конференции Института повышения квалификации педагогических кадров (Архангельск, 2005), на областной научно-практической конференции «Современные научные подходы и практика управления здоровьем и безопасностью людей в образовательном учреждении» (Архангельск, 2006).

Материалы исследования использовались в семинарских занятиях для педагогов Новодвинской гимназии в 2003;2005 г. (г. Новодвинск.

Архангельской области).

Струюура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем диссертации — 159 машинописных страниц. Текст диссертации иллюстрирован таблицами и рисунками.

3.2.4. Результаты исследования стиля поведения в конфликтной ситуации.

При определении поведения в конфликтной ситуации мы получили следующие результаты (см. таблицу 8).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Достижение социально-психологической адаптированности больных школьников — важная психолого-педагогическая проблема, т.к. только через активное усвоение социального опыта, эффективное взаимодействие в системе учитель-.ученшс-ученики происходит личностное и интеллектуальное развитие, формирование учебной деятельности.

2. Наличие психосоматического заболевания у подростка вызывает нарушение в эмоциональной, личностной и поведенческой сфере, образуя триаду факторов, затрудняющих социально-психологическую адаптацию таких школьников.

3. Протекание социально-психологической адаптации подростков с психосоматическим заболеванием по пассивному типу обусловлено совмещением неблагоприятных личностных свойств и неэффективных поведенческих стратегий.

4. На основании проведенного исследования разработаны психолого-педагогические рекомендации по организации работы в общеобразовательном учреждении, направленной на профилактику нарушений социально-психологической адаптации подростков страдающих психосоматическим заболеванием.

Обнаруженные существенные различия в личностных, эмоциональных и поведенческих характеристиках подростков, страдающих язвенной болезнью 12-перстной кишки, и здоровых подростков подтверждают гипотезу о протекании социально-психологической адаптации подростков с язвенной болезнью по пассивному (конформному) типу. Наличие таких особенностей приводит к необходимости разработки рекомендации для педагогов, работающих с данной категорией детей. Учет личностных, эмоциональных, поведенческих характеристик подростков, страдающих психосоматическим заболеванием, в организации образовательного процесса снижает риск личностного неблагополучия и социально-психологической дезадаптации таких подростков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.A. Введение в общую психологию и психотерапию.— М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003
  2. Г. С., Юдич Ю. А. Психология в медицине. М.: Кафедра-М, 1998 год
  3. Абульханова Славская К. А. Стратегии жизни. М.: «Мысль», 1991
  4. К.А. Психология и сознание личности. — М.: Московский психологический институт, 1999
  5. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке/ под. ред Колесова Д. В. М: Педагогика, 1987
  6. А. Стиль жизни. // Психология индивидуальных различий. — М.:ЧеРо, 2000
  7. Ф. психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. -М.: изд. ЭКСМО-Пресс, 2002
  8. Ю.Л. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 1993
  9. Ю.Л. Состояние психологической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976
  10. Ю.Амбрумова А. Г., Тихоненко В. Н. Суицид, как социальнопсихологическая дезадаптация личности. Актуальные проблемы суицидологии.-М.: 1978
  11. П.Андреева Г. М. Психология социального познания. -М., 1997
  12. Г. М. Социальная психология. М., 1998
  13. Д.Б. Психологический стресс и соматические расстройства. //Лечащий врач № 1, 1998
  14. М.Антипов A.A. психологическая адаптация к экстремальным ситуация. -М.: изд. ВЛАДОС ПРЕСС, 2002.
  15. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита.// Психологический журнал № 1,1994
  16. A.C. Глобальный кризис .//Мир психологии и психология в мире № 0, 1994
  17. В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. .// Тревога и тревожность./под.ред. Астапова В.М.- СПб.:Питер, 2001
  18. А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000
  19. Н.В. Условия формирования «язвенной» личности в семье. //Медицинская помощь № 6, 1998 год.
  20. Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматический и невротических нарушениях. //Психологический журнал Т 15 № 6, 1994
  21. М.Н., Черносвитов A.B. Клинические особенности неврозоподобных состояний при различных соматических заболеваниях. Тбилиси: Собчата сакартвело, 1990
  22. A.B., Соколова А. Д. Психологические механизмы психосоматических заболеваний. //Российский медицинский журнал № 2, 1998
  23. М.М., Безобразова В. Н., Сонькин В. Д. школа и здоровье: история и современность// Управление школой 2005, 17
  24. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. JL: Наука, 1988
  25. Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы.// Тревога и тревожность./под.ред. Астапова В.М.- СПб. Литер, 2001
  26. Ф.Б., Безносюк A.B., Соколова А. Д. Психологические механизмы психосоматических заболеваний. //Российский медицинский журнал № 2, 1998
  27. Г. А. Методологические основы практической психологии. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004
  28. В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М.: изд. Институт практической психологии, 1997
  29. Бим Бад Б. М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации.// Педагогика, 1996, 1
  30. Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999
  31. М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978
  32. E.H., Зазыкина В. Г. психология личности в конфликте. -СПб.: Питер, 2004
  33. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.:Флинта: Наука, 1998
  34. A.A. Психология общения. М. Воронеж: 1996
  35. Л.И. Избранные психологические труды, / под.ред. Д. И. Фельдштейна, 1995
  36. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//хрестоматия по возрастной психологии. М.: Институт практической психологии, 1996
  37. Л.Г. Подросток в бизнесе// Социологическое исследование. 2001,9
  38. В.Ф. Социализация подростка: современные направления исследования. //Мир образования образование в мире, 2004, 1
  39. Л.В. Исследование уровня притязаний. Московский Университет, 1986 год.
  40. Л.В., Заслученова А. Н. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки притязаний. //Вопросы психологии № 1,1993 год
  41. Братусь Личность о. Александра Меня и современный кризис общества.// Мир психологии и психология в мире № 0, 1994
  42. М.Е., Зилеева Л. Д. К вопросу об отношении больного к своему соматическому заболеванию. //Терапевтический архив «Медицина». -М.: 1974 год.
  43. Н. Л. Психодинамические механизмы эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков.//Психология социальной работы. СПб., 2002
  44. ВОЗ, основные документы. Издания XXIX. Женева, 1968 год
  45. ВОЗ, основные документы. Издания XXIX. Женева. 1948
  46. Л.С. Психология. М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2000
  47. Выготский Л. С. Переживание как единица личности и среды.//Психология социальных ситуаций./ под.ред. Гришиной Н. В. СПб. Литер, 2001.
  48. В.И. Практическая психотерапия. С-Пб.: «Сфера», 1994
  49. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии № 3,1994
  50. Л.Я. психология эмоциональных отношений. — М.: изд. Моск. Ун-та, 1987
  51. С.Ю. (сост.) Словарь практического психолога —Минск: Харвест, 1997
  52. Ф.Д. Я — второе Я. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000
  53. Н.В. психология социальных ситуаций//Вопросы психологии № 1,1997
  54. В.В. Макиавеализм, манипулятивное поведение в межличностном общении.// Вопросы психологии, 2002, 6
  55. С.П. Мир личности: контуры и реальность. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.,
  56. К. Страх и виды тревожности.// Тревога и тревожность./под.ред. Астапова В.М.- СПб. Литер, 2001
  57. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. СПБ.: Питер, 2000
  58. В.И., Казаренкова Т. Б. высшая школа: социально -педагогическое взаимодействие.// Педагогика, 2000, № 5.
  59. Ф.О., Рохлин JI.JL, Шварцман JI.JI. Вопросы психотерапии и психопрофилактика в соматической клинике. //Четвертый всесоюзный съезд невропатологов и психиатров, Тезисы докладов, т.1. -М.: 1963
  60. П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.: изд. Институт практической психологии, 1997
  61. .Д. Медицинская психология. М.: Медицина, 1984
  62. A.B., Зубарев Ю. Г. Психология больного. М.: Медицина, 1980 год
  63. К.П., Фрайбергер Г., Розе Г. К., Вульф Э. Психиотрия, психосоматика, психотерапия. -М.: Алетейа, 1999
  64. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. // Психология индивидуальных различий. М.:ЧеРо, 2000
  65. Клиническая психотерапия/ Под ред. Бачерилова Н. Е
  66. Г. А. Общение и его воспитательное значение.//Мир психологии № 3,1996
  67. Г. А. Психическое развитие ребенка и его жизненная среда.// Вопросы психологии № 1, 1993
  68. C.B. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988 год.
  69. Кон И. С. Психология старшеклассника. -М.: Просвещение, 1980 год.
  70. Кон И.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. //Хрестоматия по возрастной психологии/ под. ред Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996
  71. М.Ю. подросток в замкнутом круге общения. М. — Воронеж: 1996
  72. М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков.//Вопросы психологии № 3, 1997
  73. М.В., Цивелько М. А., Мариков В. В., Карева М. Н. Практикум по психиатрии. — М.: Университет Дружбы народов, 199 781. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М: ПЕРСЭ, 2002
  74. Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2002
  75. О. В., Марцинковская Т. Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте.// Психология зрелости и старения. № 3, 1998
  76. В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998
  77. И.Ю. Возрастная психология. М.: УГНФ, 1997 год.
  78. Ю.А. Психология девиантного поведения. М.:ТЦ Сфера, 2001
  79. С.А. Основы психосоматики. СПб.: Речь, 2003
  80. Р. Как на самом деле любить детей. — М.: Знание, 1992
  81. В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д, 1986
  82. Л. Психология изменений и изменчивый мир подростка.// Журнал практического психолога, 1998 № 2
  83. Н.Д. психологическое состояние беспокойства, тревоги.// Тревога и тревожность./под.ред. Астапова В.М.- СПб. Литер, 2001,
  84. К. Акцентуированные личности. Киев, 1989
  85. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
  86. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000
  87. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972
  88. М.И. Общение, личность, и психика ребенка./ под.ред. Рузской А. Г. М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж, 1997
  89. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. -М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО изд. ЭКСМО пресс, 1999
  90. О.В. Педагогическая психология воспитания./ под. ред. Фельдштейна Д. И. -М.: Институт практической психологии, 1997
  91. А.Р. гуманизация учебно воспитательного процесса в общеобразовательной школе// лучшие страницы педагогической прессы 2004, 3
  92. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов М.: Наука, 1974
  93. H.A. Искусство общения с больным. М.: Медицина, 1991 год
  94. Д. Социальная психология — СПб.: Питер, 2002
  95. О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте.//Вопросы психологии № 5,2002
  96. В.Б., Солонин Ю. Н., Шилков Ю. М. Жизненный мир личности.// Социально-политический журнал, 1997 № 2
  97. П., Конджер Д., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка//Психология подростка. М., 1997
  98. В.Ф. Основы медицинской этики и деонтологии. М.: Медицина, 1989 год.
  99. Г. Осоциальной адаптации к деятельности.// психологический журнал, 2002, том 23, № 5
  100. А. Психосоматика. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003
  101. Мудрик A.B.Социализация и воспитание м.: Сентябрь, 1997
  102. B.C. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии, 1998.
  103. B.C. Феноменология развития и бытия личности. -М. '.Московский психолого-социальный институт, 1999
  104. Мэй Р. Проблема тревоги. М.:Изд. ЭКСМО — Пресс, 2001
  105. В.Н. Психология отношений. М.:Изд. «институт практичнскрй психологии, Воронеж, 1998
  106. В.Н., Топлоногий И. М. Основы общей и медицинской психологии.-М.: Медицина, 1968
  107. A.A. Социально-психологическая адаптация личности (форма, механизмы и стратегии). Ереван: изд. АН Армянской ССР, 1988
  108. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику
  109. В.В., Арина Г. А. От традиционной психосоматики к психологии телесности.// Вестник Московского Университета, сер. 14, психология 2,1996
  110. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: Тривола, 1995
  111. Р.В. Справочная книга школьного психолога М.: «Просвещение», 1996
  112. А.П. О взаимоотношениях между психической и соматической сферами в клинике внутренних болезней. Академия наук, Армянская ССР, Ереван, 1961
  113. Д.Н. Детская и подросткова психиатрия. М., 1993
  114. Л.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. — М.: Наука, 1981
  115. Пезнишкиан. Психосоматика и позитивная психотерапия. М.: Медицина, 1996
  116. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989
  117. . Теория Пиаже//Теория, эксперименты, дискуссии: сб. статей. М.: Гардарики, 2001
  118. . Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте. //Теория, эксперименты, дискуссии: сб. статей. М.: Гардарики, 2001
  119. Прикладная социальная психология/ под.ред. Сухова А. Н., Деркача A.A. М.: Институт практической психологии, 1998
  120. A.M. Тревожностьу детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.
  121. A.M. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности.// Тревога и тревожность./под.ред. Астапова В.М.- СПб. Литер, 2001
  122. Психологический словарь./ Под ред. Зинченко В. П. М.: Педагогика-пресс, 1998
  123. Психология подростка. Полное руководство/ Реан A.A. СПб. прайм — Еврознак, 2003
  124. Психология формирования и развития личности./ под ред. Анциферовой Л. И. -М.: Наука, 1981 год.
  125. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением./ под.ред. Беличевой С. А. -М.: изд. Консорциума «Социальное здоровье России»., 1999
  126. Развитие нравственных убеждений школьников./ Под ред. Боришевского М.И.
  127. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб.: Издательство «Питер», 2000
  128. Т.А., Шляхта Н. Ф. Методы изучения и психодиагностики личности.-М.: МПСИ: Флинта, 2000.
  129. Реан А. А Стили педагогического общения//Мир детства, 2003, 9
  130. A.A. Психология личности. Социолизация, поведение, общение. СПб.: «прайм — ЕВРОЗНАК», 2004
  131. Розин В. М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема. //Мир писхологии № 1, 2000
  132. Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. Тезисы докладов./ Под ред. Морозова Г. В., Лебединского М. С., Царегородцева Г. Н. — М.: 1972
  133. Росс Л, Нисбет Р. Человек и ситуация
  134. С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком, 1999
  135. Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. Введение в психологическую теорию социального функционирования личности Новосибирск, 1998
  136. Е.В. Психология неадаптивного развития личности. Введение в патопсихопедагогику. Новосибирск. Институт психлогии личности, 1998
  137. Э.В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции.// Мир психологии 2000.
  138. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси. Изд. «Мецниереби», 1989
  139. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.
  140. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.//Мир психологии и психология в мире № 0, 1994
  141. В.Я., Судаков В. Н., Свердлов Л. С. Ипохандрическое состояние в общесоматической практике. Томск: Издательство Томского Университета, 1991
  142. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. М., 2003
  143. Л.С. Трудные дети. М.: изд. Институт практической психологии, 1998
  144. Н.К. Анализ поведения урока с позиции здоровьесбережения//Практика административной работы в школе, 2005, 8
  145. Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях
  146. Спилбергер Ч Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги//Тревога и тревожность/ под.ред. Астапова В. М. -СПб: Питер, 2001
  147. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / под.ред. Циркина С. Ю. СПб.: Питер, 2001
  148. М.И. Психология общения. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000
  149. Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М.: Институт практической психологии., 1996
  150. В. А. Брачно-семейная адаптация, ее характеристики и содержание//психология семьи. Самара, 2002
  151. В.А. Молодежь вступает в брак. М. 1986.
  152. Телесность человека: междисциплинарные исследования./ Под ред. Николаевой В. В., Тищенко П. Д. -М.: 1991
  153. В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. — М.: Медицина, 1986
  154. Фазы и механизмы социализации//Социология: Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности. М., 2003
  155. Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса. //Мир психологии № 4,1996
  156. Д.И. Психология взросления: структурно -содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.
  157. Д.И. Психология развивающейся личности. М. -Воронеж: 1996
  158. Формирование личности старшеклассника./ Под ред. Дубровиной И. В. М.: Педагогика, 1989 год.
  159. Фрейд 3. Хроника хрестоматия. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999
  160. К. Невротическая личность нашего времение. М., 1993
  161. О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков. М.: Сентябрь, 2003
  162. .Н. Психические нарушения при соматических заболеваниях. — М.: Медицина, 1972
  163. О.М. Особенности отношения младших, средних и старших подростков к себе и другим людям как показатель уровня развития нравственного поведения. //Мир психологии № 4,1996
  164. В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М.: Логос, 2002
  165. Т. Развитие личностной неповторимости.// Психология индивидуальных различий. М.:ЧеРо, 2000
  166. Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна -М.: МПА, 1995
  167. Э. Детство и общество. СПб, 1996
  168. .Г. Здоровье: факт, норма и ценность. //Мир писхологии № 1,2000 г
  169. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. М.: канон, 1994
  170. Cord J. Parental behavior in the cycle of aggression. J. of Psychiatry, 1998, vol.51.
  171. Dahlberg L. Youth violence in the United States: major trends, risk factors, and prevention approaches. American journal of Preventive Medicine, 1998, 14
  172. Dahlberg L., Potter L.B. Youth violence: developmental pathways and prevention chllenges. American journal of Preventive Medicine, 2001, 20 (Is)
  173. Eron L. D. Parent child interaction, television violence and aggression of children. Am. Psychologist, 1982, vol. 37
  174. Henrry B. Et. Al. Temperamental and familial predictors of violent and non violent criminal convictions: age 3 tu age 18. developmental Psychology, 1996.
  175. Malinosky-Rumell R., Hansen Dj. Lond-term consequences of childhood physical abuse. Psychological Bulletin, 1993, 11 480%70% д7%60%50% 40% 30%20%10%1. Высокий В Средний1. Низкий1. г ^ ¿-г
Заполнить форму текущей работой