Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный нами анализ различных научных источников позволяет сказать, что уровень разработанности проблемы готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника как результат его профессионального становления является недостаточным. Несмотря на значительное количество публикаций посвященных данной проблеме в педагогической науке, остается… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы содержания и структуры готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника
    • 1. 1. Теоретическое содержание аксиологического подхода в процессе воспитания
    • 1. 2. Особенности аксиологического подхода в музыкальном воспитании
    • 1. 3. Содержание и структура формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника
  • Выводы
  • Глава 2. Организация и методика экспериментального исследования формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника
    • 2. 1. Анализ начального уровня готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника
    • 2. 2. Экспериментальное исследование процесса формирования
  • А готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника
    • 2. 3. Сравнительный анализ результатов готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника
  • Выводы

Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На рубеже веков современное гуманистическое движение стремится проникнуть и утвердиться во всех сферах жизни, в частности в воспитании подрастающего поколения, как важнейшей сферы духовного производства. Аксиологический подход к воспитательному процессу является необходимой новой методологией, обеспечивающей формирование ценностного мира личности.

В реализации принципов гуманизации образования важную роль играет музыкально-воспитательный процесс. Музыкальное искусство оказывается способным строить и перестраивать человеческое ценностное сознание в его целостности — в единстве взглядов, мировоззрения и мироощущения, убеждений, характера и поведения. Специфические средства музыкальных произведений направляют эмоции и мысли слушателя на определенный объект, превращая беспредметные настроения в определенные чувства (любовь, ненависть, восторг, гнев и т. д.) и целенаправленные устремления (решимость, героизм и т. д.). Музыкальное искусство выступает как способ расширения жизненного опыта личности новыми ценностями через субъективные переживания.

Особенности музыкального искусства как способа человеческого общения позволяют через активное эмоциональное восприятие, личностную позицию в осмыслении, актуализации и творческом освоении социальных, эстетических, моральных и других ценностей, заключенных в содержании музыкального произведения, приобщиться к духовно-ценностному опыту человечества. В числе этих ценностей — любовь к ближнему, достоинство человека, стремление к гармонии с природой, созидание и творчество. Утвердившись в мировоззрении, ценностные ориентации становятся руководящими мотивами поведения в повседневной жизнедеятельности. В них фиксируется направление деятельности, содержится потенциальная духовная энергия равная по силе осознанной потребности.

Роль музыкального искусства требует изменения системы подготовки учителя музыки к профессиональной деятельности в школе. Современные требования к учителю предполагают формирования аксиологической сферы и практической готовности к реализации аксиологического подхода как в общем воспитательном процессе, так и в музыкальном.

Аксиологический подход в процессе воспитания определяется ценностно-философским осмыслением бытия. Впервые проблема ценностей определилась в западно-европейской философии XIX века. В отечественной философии к аксиологической проблематике обратились в 60-е годы XX века. Научные основы этой проблемы заложены в работах С. Ф. Анисимова, И. Ф. Балакиной, В. Брожик, Б. Быховского, В. В. Вольнякова, В. В. Гречанова, А. Ф. Зотова, А. Г. Здравомыслова, Е. А. Мамчур, И. С. Нарского и др.

Аксиологическое содержание культурообразующей функции философии, положенное в основу философии гуманизма, рассматривалось в трудах Н. А. Данилова, Ю. В. Китова, Н. Г. Краснояровой, Ю. Ю. Пономарева, Н. З. Чавчавадзе, Ш. Чхартишвили и др. Главной целью и продуктом аксиологической функции философии является универсализация, рационализация и гармонизация мировоззрения.

Аксиологическая функция философии как категориальное оформление и рационально-понятийная интерпретация ценностей жизни и культуры, разработка системы категорий, отражающей основную группу общественных явлений и видов деятельности, выступающих в качестве ценностей, освещены в работах О. Г. Дробницкого, В. Р. Полозова, В. П. Тугаринова и др. В аксиологическом аспекте гуманистическая функция философии охватывает все позитивные человеческие ценности, но высшие ценности, зафиксированные в категориях Красота, Добро, Истина образуют в своем триединстве основание гуманной духовности. Духовность определяется как идеальная форма бытия сущностных сил человека, в которую интегрированы эмоциональная, познавательная и результативная составляющие практического мироотношения.

Гносеологические и социологические аспекты аксиологии, природа моральных и эстетических ценностей затрагивались в работах К.А. Абульхановой-Славской, С. Ф. Анисимова, JI.M. Архангельского, О. М. Бакурадзе, М. М. Бахтина, В. А. Блюмкина, А. И. Бурова, И. Л. Вахнянской, В. В. Водзинской, Г. П. Выжлецова, М. В. Демина, А. А. Ивина, М. С. Кагана, Ю. В. Китова, Н. Г. Краснояровой, И. В. Малышева, И. М. Поповой, Т. И. Порохоровской, А. А. Ручка, JI.H. Столовича и др.

Подготовка будущего учителя, осуществляемая в настоящее время в системе среднего образования, должна быть нацелена на формирование готовности будущего учителя к творческой профессиональной деятельности.

В психолого-педагогической литературе проблема готовности учителя к профессиональной деятельности рассматривалась многократно. В исследованиях психологов (Б.Г. Ананьев, С. И. Архангельский, В. Г. Асеев, Л. И. Божович, JI.C. Выготский, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, Б. Т. Лихачев, В. Н. Мясищев и др.) обосновано профессиональное становление личности, а в трудах педагогов (О.А. Абдуллина, Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, Т. Бондаревская, М. П. Бочаров, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина, О. П. Рудницкая, В. А. Ситаров, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, И.С. Якиманская) определена структура педагогической деятельности и пути ее формирования.

Содержательное единство идеи личностного развития и гуманизации образования, теоретические основы аксиологического подхода в педагогике, формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности отражены в работах Т. Ф. Брайченко, В. В. Вольнякова, И. Н. Груздовой, Н. А. Данилова, И. Б. Котовой, Е. Н. Шиянова и др.

Проблема музыкального воспитания, значение ассоциаций и механизм отражения ценностей действительности музыкальным искусством исследована в работах Б. В. Асафьева, В. В. Ванслова, Ю. А. Кремлева, А. Ф. Лосева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. Г. Ражникова, Г. Б. Рубцовой, А. Н. Сохора, Г. С. Тарасова, Г. П. Шевченко и др.

Теоретико-методологические основы музыкального воспитания сформулированы в трудах Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, J1.B. Горюновой, H. J1. Гродзенской и др. Ими были разработаны требования к содержанию музыкального воспитания, обоснованы формы и методы музыкального воспитания, специфика формирования профессиональных качеств учителя музыки, его методологической культуры.

Пути и средства формирования музыкальных способностей, готовности к музыкально-эстетическому творчеству разработаны в исследованиях М. П. Блиновой, В. В. Богатова, Н. А. Ветлугиной, Б. А. Вяткина, И. А. Медведевой, В. И. Муцмахера, Т. Н. Тарановой, Г. С. Тарасова, Б. М. Теплова, Н. А. Терентьевой и др.

С введением в практику подготовки специалиста государственного образовательного стандарта (1998 г.) профессиональная деятельность стала рассматриваться как сознательная, социально-направленная и индивидуально-творческая. Результатом среднего педагогического образования должна стать подготовка педагога нового типа — педагога-гуманиста, готового к индивидуально-творческой ценностной деятельности по воспитанию личности младшего школьника. Новое качество подготовки специалиста в области музыкального воспитания определятся не только степенью готовности к применению на практике гуманистически-направленной деятельности, но и способностью к самостоятельной и творческой реализации аксиологического подхода.

В этой связи возникает объективная необходимость специального исследования теоретических и практических основ формирования готовности выпускника среднего специального учебного заведения к реализации аксиологического подхода в сфере музыкального воспитания младшего школьника.

Проведенный нами анализ различных научных источников позволяет сказать, что уровень разработанности проблемы готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника как результат его профессионального становления является недостаточным. Несмотря на значительное количество публикаций посвященных данной проблеме в педагогической науке, остается еще неизученным трактовка самого понятия «аксиологический подход в музыкальном воспитании», структура и содержание данного подхода в музыкально-воспитательной деятельности. Научного решения требуют такие стороны проблемы как: определение понятия аксиологический подход в области музыкального воспитанияпроцесс формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младших школьниковопределение содержания форм, методов, условий, уровней и критериев, обеспечивающих эффективную подготовку студентов средних учебных заведений к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младших школьников.

Таким образом, нами выявлена недостаточная научно-теоретическая разработанность этой проблемы. Профессиональная подготовка будущего учителя музыки по-прежнему ведется без системного подхода к развитию субъективного духовного мира личности, ее ценностного мировоззрения и формирования готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании.

Абстрактное отношение к личности, бессистемное обращение к ценностному потенциалу, заключенному в примерах музыкального искусства, ведет к тому, что студенты усваивают некоторый объем знаний, умений и навыков, которые не влияют на их ценностный потенциал, способствующий развитию ценностного мировоззрения, музыкально-эстетического вкуса, готовности к творческой, музыкально-эстетической деятельности. Не владея методологией аксиологического подхода в музыкальном воспитании, многие учителя не имеют субъективной позиции в музыкально-воспитательной деятельности, выраженной установки на самореализацию через творчество в музыкально-воспитательной деятельности, значительная их часть проявляет устойчивые стереотипы в музыкально-воспитательной деятельности.

Если систематизировать те внутренние ограничения, которые мешают творческой самореализации в музыкально-воспитательной деятельности, то можно увидеть «дефекты» в той части профессиональной подготовки, в которой отсутствует система формирования готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании. Наличие такой готовности приводит к пересмотру практической реализации целей и задач музыкального воспитания, способствующих самореализации, творческой актуализации и развитию ценностного мира личности, а ее отсутствие порождает стремление «быть как все».

Следовательно, назрела практическая потребность в разработке такой системы готовности учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании, которая позволяла бы актуализировать ценностное мировоззрение, музыкально-эстетический вкус, развивать творческие возможности в области музыкально-воспитательной деятельности, как у самого учителя, так и у его воспитанников.

Таким образом, недостаточная разработанность проблемы готовности современного выпускника колледжа к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, ее теоретическая и практическая значимость, а также наличие методологических предпосылок для ее решения определили выбор нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические и специальные музыкально-эстетические условия формирования готовности будущего учителя начальных классов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника? Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объектом исследования избран процесс профессиональной подготовки будущего учителя музыки начальных классов в педагогическом колледже.

Предметом исследования выступила совокупность психолого-педагогических и специальных музыкально-эстетических условий, определяющих готовность будущего учителя музыки к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.

В исследовании выдвинута гипотеза: успешная подготовка студентов педагогического колледжа к реализации аксиологического подхода в музыкально-воспитательной деятельности возможна, если:

• будет определено содержание и структура аксиологического подхода в музыкальном воспитании;

• будут определены психолого-педагогические и специальные музыкально-эстетические условия формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника;

• формирование готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании будет рассматриваться как неотъемлемая часть общей профессиональной подготовки учителя.

В соответствии с намеченной целью определены задачи: теоретически обосновать содержание и структуру аксиологического подхода в воспитании, определить специфику его проявления в музыкальном воспитаниивыявить уровни и критерии готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьникаопределить совокупность психолого-педагогических и специальных музыкально-эстетических условий формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьникаразработать и апробировать систему формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, как части его общей профессиональной готовностиосуществить экспериментальную проверку разработанной системы и выявить степень ее эффективности в сравнении с традиционной системой и технологиями подготовки учителя музыки начальных классов в условиях педагогического колледжаразработать методические рекомендации по формированию готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: аксиология как компонент философского знанияучение об аксиологической функции философиитеория диалектики эстетических ценностей и их значимости в художественном воспитании личноститеория профессионально-педагогической готовностиаксиологический подход в развитии ценностного потенциала и гуманистической направленности личноститеория музыкально-эстетического воспитания личности.

В процессе исследования применялись следующие методы: анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, эстетической литературы, учебно-методической документации по проблеме исследованияобобщение педагогического опыта, психолого-педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, педагогическое моделирование, организация и анализ опытно-экспериментальной работы, статистическая и аналитическая обработка экспериментальных данных, их систематизация, количественный и качественный анализ.

Опытно-экспериментальной базой явились группы школьного отделения Железноводского педагогического колледжа Ставропольского края, а также учителя и учащиеся начальных классов базовой общеобразовательной школы при педагогическом колледже города Железноводска Ставропольского края. Общий объем испытуемых составил 191 человек. В формирующем эксперименте участвовало 165 студентов педагогического колледжа, учителей и учащихся базовой общеобразовательной школы.

Организация исследования. Исследование осуществлялось поэтапно.

Первый этап — поисково-теоретический (1997 — 1998 гг.). На данном этапе исследовалась сущность феномена аксиологического подхода и разрабатывалась общая концепция исследования на основе анализа философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, эстетической литературыанализировался опыт профессионально-педагогической подготовки студентов, формирования их готовности к музыкально-воспитательной деятельности. На первом этапе определены сущность содержания и структуры аксиологического подхода и составляющие системы формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.

Второй этап — экспериментальный (1998 — 1999 гг.). Апробировалась методическая система формирования готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника. В ходе констатирующего и формирующего эксперимента были подвергнуты проверке гипотеза исследования, система формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника как части общепрофессиональной готовности к педагогической деятельности, программа спецкурса «Аксиологический подход в музыкальном воспитании младшего школьника».

Третий этап — обобщающий (1999 — 2000 гг.). Осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования, корректировались выводы первого и второго этапа исследования, систематизировались и обобщались экспериментальные данные. Были разработаны методические рекомендации по внедрению аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определено и теоретически обосновано содержание и структура аксиологического подхода в музыкальном воспитании. Обоснованы уровни и критерии готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника. Определены психолого-педагогические и специальные музыкально-эстетические условия для осуществления аксиологического подхода в музыкально-воспитательном процессе и предложена технология его осуществления. Разработана методическая система формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника с позиций требования государственного образовательного стандарта.

Практическая значимость исследования состоит в том, что совокупность теоретических положений и выводов, содержащихся в диссертации, позволила существенно повысить эффективность музыкально-воспитательного процесса в системе среднего профессионального образования и начальной школы. Разработаны методические рекомендации по формированию готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкально-воспитательном процессе младшего школьника. Созданные условия направили музыкально-воспитательный процесс на формирование гуманных ориентаций субъективно-ценностного мира личности, музыкально-эстетического вкуса, самореализации личности учителя в творческой музыкально-эстетической воспитательной деятельности.

Представленная в диссертации модель системы формирования готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, спецкурс «Аксиологический подход в музыкальном воспитании младшего школьника», в котором разработана система заданий, практических и самостоятельных работ, могут быть применены в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов, учителя музыки в среднем учебном заведении, а также в системе повышения квалификации педагогических работников.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась методологической обоснованностью исходных параметров, использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, достаточной источниковой базой, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимопроверяемостью.

На защиту выносятся следующие положения: содержание и структура аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьникатеоретическая модель формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, функциональные компоненты, уровни, условия и критерии готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьникаметодическая система формирования готовности студентов педагогического колледжа к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника представленная теоретическим, теоретико-методическим, организационно-практическим и диагностическими блоками.

Апробация и внедрение результатов исследования.

По теме исследования были опубликованы работы. Основные положения диссертации изложены: на краевом совещании работников учреждений среднего профессионального образования «Введение и реализация государственных образовательных стандартов как необходимое условие сохранения качества подготовки специалистов в педагогическом колледже» (Светлоград, август 1999 г.), научно-практических конференциях «Личность: культура и образование» (Ставрополь, апрель 1999 г.) — «Экология детства» (Ставрополь, май 2000 г.) «Формирование и развитие креативности и концептуального мышления дошкольников и младших школьников средствами искусства и природы» (Карачаевск, май 2000 г.) — XVIII Южно-Российских психолого-педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Майкоп, май 2000 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» (Краснодар, сентябрь 2000 г.) — доклады о проведении исследования заслушивались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Ставропольского государственного университета, методическом совете, заседании секции «Музыка» Железноводского педагогического колледжа, методических чтениях Минераловодского музыкального училища имени В. Сафонова.

Выводы, рекомендации и обобщения по проблеме исследования формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника использованы при разработке программы спецкурса «Аксиологический подход в музыкальном воспитании младшего школьника».

По материалам диссертационного исследования издано 6 публикаций автора, которые вышли в 1999 — 2000 гг.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Основной текст диссертации изложен на 178 страницах. Общий объем работы составил 213 страниц. Библиография включает 209 источников.

Выводы.

Обобщая опыт и результаты формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, мы сделали следующие выводы:

1. Готовность к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании является одним из важнейших условий формирования ценностного духовного мира, музыкально-эстетического вкуса, музыкальной культуры в целом, высокой степени самостоятельности в овладении способами ценностно-творческой музыкально-эстетической воспитательной деятельности личности.

2. Формированию готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника у студентов педагогического колледжа способствует создание психолого-педагогических и специальных музыкально-эстетических условий. Спецкурс «Аксиологический подход в музыкальном воспитании младшего школьника» как средство формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника включает в себя эти условия.

3. По мере освоения спецкурса и прохождения практики у студентов происходит формирование философских, психолого-педагогических, музыкально-эстетических основ аксиологического подхода, методических знаний и способов его применения в музыкально-воспитательном процессе, что способствует развитию личности будущего учителя музыки в свете гуманистической педагогики.

4. Соблюдение целенаправленности в реализации уровневой системы аксиологического подхода в музыкальном воспитании способствует повышению эффективности музыкально-воспитательного процесса: формированию духовного мира личности, ориентирующегося на неприходящие вечные ценности, заключенные в содержании музыкального произведениявысокому уровню интересов и потребностей в области музыкального искусстварасширению сферы информированности, повышению требований к источникам информацииразвитию и углублению восприятия ценностного содержания музыкального произведениявыходу музыкально-воспитательной деятельности на творческий уровень. Это подтверждают данные, полученные на завершающей стадии экспериментального исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Последние годы развития педагогической науки характеризуются повышенным интересом к проблемам аксиологии. Изучение аксиологических основ педагогики осуществляется на различных уровнях и находит отражение в научно-исследовательских работах. Наряду с этим можно констатировать возросший интерес педагогов-музыкантов к ценностным ориентациям в музыкальном воспитании подрастающего поколения, стимулированный развитием аксиологического подхода к педагогическим явлениям.

Вопрос о формировании готовности будущих учителей к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника до настоящего времени не рассматривался. Однако, без сомнения, данная проблема представляет определенный интерес.

Проведенное нами исследование в целом подтвердило выдвинутое предположение и позволило решить поставленные задачи. Было показано, что одним из направлений совершенствования гуманистически направленного профессионального развития будущего специалиста в системе среднего образования является формирование у него готовности к реализации аксиологического подхода в воспитании, на примере музыкального воспитания.

Опираясь на теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-эстетической литературы, в исследовании определено содержание и структура аксиологического подхода в музыкальном воспитании. Анализ исторической эволюции высших духовных ценностей раскрывает аксиологическое содержание культурообразующей функции философии как синтеза триединства категорий Красоты, Добра, Истины, который может быть положен в основу философии гуманизма. Духовность определяется как идеальная форма бытия сущностных сил человека, в которую интегрированы эмотивная, познавательная и результативно-творческая составляющие практического мироотношения. Этот вывод дает основание для определения аксиологического подхода в музыкальном воспитании — как синтеза триединства эмоционального, познавательного и результативно-творческого компонентов, реализующих гуманистическую функцию воспитания, что доказывает социальную значимость проводимого исследования.

В диссертации рассматривается проблема развития личности на основе общечеловеческих ценностей. Аксиологический подход в музыкально-воспитательном процессе может рассматриваться в широком смысле, как максимальное расширение границ личностного ценностного опыта через контакт с обширнейшими сферами уже накопленного ценностного духовного опыта прошлого и настоящего, и в узком смысле, как специально организованная деятельность по включению личности в жизнь на основе формируемых ценностных ориентаций.

Методологическим обоснованием аксиологического подхода в музыкальном воспитании является опора на интегрированные принципы или подходы, которые, определенным образом, соподчинены, представляют собой систему, где каждый из них предполагает другие и реализуется при условии осуществления остальных. Все эти принципы или подходы являются методологической основой гуманистического воспитания. Идея гуманизации образования является следствием применения аксиологического подхода к воспитанию. Принципы гуманистического воспитания (подходы) отражают основные требования к организации воспитательно-образовательной деятельности, указывают ее направленность, помогают подойти творчески к построению воспитательно-образовательного процесса.

В данном исследовании выявлены уровни и критерии готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.

Установлено, что эффективность формирования готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании обеспечивалась созданием и соблюдением комплекса условий: психолого-педагогических и специальных музыкально-эстетических. Современная психология и педагогика интенсивно занимается исследованиями проблем личности, ее отношений, установок, мотивов поведения, восприятия и т. д. Новейшие достижения психолого-педагогической науки являются необходимым условием осуществления аксиологического подхода в музыкальном воспитании. Музыкально-эстетическими условиями аксиологического подхода в музыкальном воспитании является раскрытие концептуально-понятийного аппарата музыкально-эстетической культуры как аксиологической системы. Музыка рассматривается как искусство, способствующее воспитанию и развитию личности: ее ценностного мировоззрения, духовной культуры, музыкально-эстетического вкуса, ценностно-ориентированного поведения. В результате исследования разработана и апробирована модель системы формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, которая включает ряд последовательных разделов: целевой, научно-определяющий, методико-исследовательский, результативный.

Экспериментальная проверка данной системы показала позитивные изменения как в личностном, так и в профессиональном развитии студентов. В ходе эксперимента у будущих учителей и у учащихся начальной школы изменились ценностные ориентации, интересы и потребности. Ценностное мировоззрение стало носить ярко выраженную гуманистическую ценностную направленность. Музыкально-эстетический вкус ориентируется на классические эталоны культуры. Музыкально-эстетическая деятельность носит ценностно-творческий характер. Полученные данные подтверждают это.

Анализ результатов формирующего эксперимента позволил утверждать, что формирование готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника в условиях профессиональной подготовки в педагогическом колледже, может быть сформирована при последовательном освоении следующих уровней:

I уровень — чувственно-логический;

II уровень — духовно-практический;

III уровень — музыкально-культурный.

Количественный и качественный анализ результатов исследования показал, что готовность к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника формируется как при теоретическом освоении студентами спецкурса «Аксиологический подход в музыкальном воспитании младшего школьника», так и в условиях педагогической практики. Результаты экспериментальной группы отражают качественную специфику системы формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании, отражающая их ориентиры на самостоятельную ценностно-творческую, музыкально-воспитательную деятельность.

Таким образом, в исследовании подтверждена гипотеза: подготовка студентов педагогического колледжа к реализации аксиологического подхода в музыкально-воспитательной деятельности успешно осуществляется при определении содержания и структуры аксиологического подхода в музыкальном воспитаниисформированности убеждения в необходимости готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании как неотъемлемой части общей профессиональной подготовки учителя через реализацию системы целенаправленного образовательного процесса, учитывающего психолого-педагогические и специальные музыкально-эстетические условия формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформировать выводы, которые изложены выше.

В дальнейшем представляется целесообразным исследование и разработка новых технологий формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании учащихся средних и старших классов, мировой художественной культуры, культурологии. Важным представляется формирование готовности к реализации аксиологического подхода в самостоятельной профессионально-педагогической деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. — М.: Прометей МГПУ им. В. И. Ленина, 1990.-188 с.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — 141с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-336 с.
  4. Ю.Б. Музыкальное воспитание в формировании духовного мира школьников// Роль искусства в коммунистическом воспитании школьников: Материалы V Всесоюзных пед. чтений. М., 1979. — С.81−92
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 55 с.
  6. .Г. О проблеме современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания// Избранные психологические труды: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1980.- Т. 1. С. 13−178
  8. А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. -255 с.
  9. С.А. Гуманистические ценности в системе профессионально-педагогической подготовки учителя в США (60 90 гг.): Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1998. — 16 с.
  10. Ю.Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые. -М.: Мысль, 1970. 183 с.
  11. П.Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-255 с.
  12. О.А. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1986.-37 с.
  13. Jl.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дис. докт.пед. наук. М., 1986. -37с.
  14. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  15. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  16. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -Л.: Музыка, 1965.- 151 с.
  17. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  18. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. -382 с.
  19. A.M. Влияние самооценки на характер межличностных отношений в студенческой группе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983.- 16 с.
  20. И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущих учителей: Автореф. дис. докт. пед. наук. Л., 1991.-36 с.
  21. О.М. Истина и ценность// Вопросы философии. 1966. — № 7. -С.45−48
  22. О.М. Природа морального суждения. Тбилиси: ТГУ, 1982. — 84с.
  23. И.Ф. Проблеме ценностей внимание исследователей// Вопросы философии. 1965. — № 9.-С. 152−157
  24. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1973.-320 с.
  25. М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. — 144 с.
  26. В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. — 64 с.
  27. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. -311 с.
  28. В.В. Формирование духовно-нравственных ценностей будущего учителя музыки: Дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 260 с.
  29. Т. Педагогический такт. М.: Учпедгиз, 1961. — 79 с.
  30. Ю.Б. Эстетика. -М.: Политиздат, 1988. 496 с.
  31. М.П. Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора и формирования: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1992. — 20 с.
  32. Т.Ф. Формирование ценностных ориентаций у студентов педагогического института средствами музыкального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1990. — 24 с.
  33. В. Марксистская теория оценки. М.: Прогресс, 1982. — 261 с.
  34. А.И. Эстетика: проблемы и споры. -М.: Искусство, 1975. 175 с.
  35. . Аксиология// Философская энциклопедия. М., 1962. — Т.1. -С.30−31.
  36. Ф. Сочинения: В 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1978. — 575 с.
  37. В.В. Об отражении действительности в музыке. М.: Искусство, 1953.-235 с.
  38. И.Л. Некоторые показатели эстетического отношения младших школьников к предмету: Сб. науч. тр./ Экспериментальное исследование по проблемам педагогической психологии/ Отв. ред. А. И. Соколов. М.: Музыка, 1978. — С.87−92
  39. Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 248 с.
  40. Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость// Восприятие музыки/ Ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Педагогика, 1980. — С.229−249
  41. В. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками/ Под ред. А. И. Введенского. М.: Канон-Пресс, Кучково поле, 1998. — 469 с.
  42. В.В. Понятия, установки, отношения и ценностные ориентации в социологическом исследовании// Философские науки. 1968. — № 2. — С.48−54
  43. Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педвузов: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983.- 16 с.
  44. В.В. Ценностные отношения в системе философского знания: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1985. — 26 с.
  45. Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960.-500 с.
  46. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. — 527 с.
  47. Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  48. Г. П. Эстетика в системе философского знания. Л.: ЛГУ, 1984. -175 с.
  49. Г. П. О методологической основе единства теории и практики эстетического воспитания студентов// Эстетическое воспитание в ВУЗе/ Отв. ред. Г. П. Выжлецов. Л.: ЛГУ, 1990. — 156 с.
  50. Н.И. Обучение студентов педагогических вузов реализации индивидуального подхода в воспитании младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 16 с.
  51. .А., Дрофман Л. Я. Влияние музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики// Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С.94−100
  52. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. — 447 с.
  53. Т. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1964. — 583 с.
  54. JI.B. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников// Музыкальное воспитание в школе. 1975. — № 10. — С.202−212
  55. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. М.: Просвещение, 1998. — 298 с.
  56. В.В. Аксиологический аспект философии: Автореф. дис. докт. философ, наук. М., 1989. — 37 с.
  57. А. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1980. — 496 с.
  58. Н.Л. Школьники слушают музыку. — М.: Просвещение, 1969. -77 с.
  59. И.Н. Механизм формирования ценностных ориентаций у студентов: Автореф. дис. канд. философ, наук. Минск, 1987. — 18 с.
  60. А .Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. — 359 с.
  61. А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. -350 с.
  62. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
  63. В.В. Учебная деятельность: состояния и проблемы исследования// Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С.5−14
  64. В. Гуманный// Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. — Т.1. — С.408.
  65. Н.А. Место и роль ценностных ориентаций в системе мировоззрения: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1990. — 16 с.
  66. Р. Сочинения. В 2 т. T.l. -М.: Мысль, 1989. 654 с.
  67. Н.В. Проблема ценности и ценностного отношения// Вестник МГУ. Сер. Философия. 1974. — № 2. — С.44−48
  68. А.И. О ценностных отношениях личности// Советская педагогика. -1974. № 5. — С.67−76
  69. О.Г. Проблема ценности в марксистской философии// Вопросы философии. 1966. — № 7. — С.33−44
  70. О.Г. Мир оживших предметов. М.: Политиздат, 1967. — 351 с.
  71. О.Г. Ценность// Философская энциклопедия. М., 1970. — Т.5. -С.462.
  72. Д.И., Черносвитов Е. В. К анализу структуры объективной реальности// Вопросы философии. 1979. — № 3. — С.43−49
  73. М.И., Кандыбович Л. И. Психология высшей школы. Минск: БГУ, 1981.-383 с. 77.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986−221с.
  74. Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей// Философские науки. 1987. — № 4. — С.11−18
  75. А.Ф. Диалектика развития науки: ее ценностные установки и познавательные схемы// Вопросы философии. 1976. — № 1. — С. 105−116
  76. А.А. Основная логика оценок. М.: МГУ, 1970. — 229 с.
  77. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя/ Сост. В. И. Викторов. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  78. М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1971. — 767 с.
  79. М.С. Человеческая деятельность. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  80. М.С. О духовном: опыт категориального анализа// Вопросы философии. 1985. — № 9. — С.81−82
  81. М.С. О философском понимании ценности// Вестник ЛГУ. Сер.6. -1987. — Вып.З. — С.44−50
  82. М.С. Мир общения. Проблема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  83. М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997.-205 с.
  84. И. Собрание сочинений: В 6 т. Т.5. М.: Мысль, 1966. — 564 с.
  85. И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. — 709 с.
  86. И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. — 591 с.
  87. Ю.В. Роль эстетического интереса в освоении эстетических ценностей: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989. 16 с.
  88. В.В. О различии эстетических и художественных ценностей// Контекст: 1986/ Отв. ред. Н. К. Гей. -М., 1987. С. 163
  89. A.M. Отражение. Деятельность. Познание. М.: Политиздат, 1970.-216 с.
  90. Н.Г. Роль эстетического идеала в формировании ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. канд. философ, наук. Тбилиси, 1980. -16 с.
  91. Ю.А. Проблема доходчивости искусства// Избранные статьи. Д.: Музыка, 1969.-204 с.
  92. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967.- 181 с.
  93. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. -167 с.
  94. М.М. Социальная функция процесса обучения в решении задач формирования личности// Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ им. Ленина, 1986. — С.79−82
  95. Г. В. Сочинения: В 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1982. — 636 с.
  96. Г. В. Сочинения: В 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1982. — 686 с.
  97. Г. В. Сочинения: В 4 т. Т.З. М.: Мысль, 1982. — 734 с.
  98. Г. В. Сочинения: В 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1989. — 554 с.
  99. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского университета, 1981. — 584 с.
  100. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985, — 175 с.
  101. .Т. Цели воспитания личности// Советская педагогика. 1991. -№ 4. — С.65−68
  102. .Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей УПК и ФПК. М.: Прометей, 1993. — 528 с.
  103. Д. Сочинения: В 3 т. Т.З. М.: Мысль, 1988. — 668 с.
  104. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 444 с.
  105. А.Ф. Основной вопрос философии музыки// Советская музыка. -1990. -№ 11.-С.64−71
  106. Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1967. -24с.
  107. И.В. Эстетическое в системе ценностей. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1983. — 151 с.
  108. Е.А. Проблема выбора теории. М.: Наука, 1975. — 231 с.
  109. И.А. Формирование эстетической оценки элементов звучащей речи и музыки у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.-26 с.
  110. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1972. — 152 с.
  111. В.В. Действенность музыкальной формы и восприятия музыки// Восприятие музыки/ Сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. -С. 178−194
  112. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе/ Сост. В. В. Гришин, П. В. Лушин. М.: ИКА «Москва», 1990. — С.34−35
  113. JI.А. Детерминация естественнонаучного познания. Л.: Изд-во ленинградского университета, 1977. — 104 с.
  114. Моделирование психологических ситуаций/ Под ред. Ю. Н. Кулюшкина, Г. С. Сухобской М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  115. М. Опыты: Избранные произведения в 3 кн. Кн. 1. М.: Голос, 1992.-384 с.
  116. Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание/ Сост. Н. А. Терентьева, Р. Г. Шитикова. М.: Просвещение, 1994. — 79 с.
  117. Музыкальные ритмы начальной школы: Сборник методических рекомендаций по организации музыкального воспитания учащихся 1−4 кл./ Сост. М. М. Баранник, М. П. Борисова и др. Ставрополь: Ставрополь сервис школа, 1998.- 144 с.
  118. Музыкальный фольклор. 1−4 кл./ Сост. Л. Л. Куприянова, Л. В. Шамина. -М.: Просвещение, 1992. 15 с.
  119. В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки. М.: МГПИ, 1988. — 62 с.
  120. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека// Психологическая наука в СССР. М., 1960. — Т.2. -С.111−112
  121. Т.В. Книга для учителя. Методические рекомендации к учебному комплексу «Музыка» (1−3 кл.). Таганрог: Айкэн, 1998. — 176 с.
  122. И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М.: Наука, 1969. — 246 с.
  123. И.С. Ценность и полезность// Философские науки. 1969. — № 3. — С.33−39
  124. И.С. Готфрид Лейбниц. М.: Мысль, 1982. — 636 с.
  125. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-382 с.
  126. Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1990. — 828 с.
  127. Ф. Так говорил Заратустра. М.: МГУ, 1990. — 302 с.
  128. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Под ред. В. В. Богословского. М.: Просвещение, 1973. — 351 с.
  129. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.-928 с.
  130. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин и др. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  131. Педагогика и психология высшей школы/ Под ред. С. И. Самыгина. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.
  132. Прикладная социальная психология/ Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — 688 с.
  133. В.Р. Природа философских ценностей: Автореф. дис. канд. философ, наук. -М., 1993. 16 с.
  134. Ю.Ю. Аксиологическая функция философии: Автореф. канд. философ, наук. Киев, 1992. — 16 с.
  135. И.М. Системный подход в социологии и проблема ценностей// Вопросы философии. 1968. — № 5. — С.95−105
  136. Т.И. Ценность и оценка в морали. М.: МГУ, 1989. — 88 с.
  137. Программа восьмилетней школы. М.: Просвещение, 1980. — 208 с.
  138. Программа «Музыка». 1−4 кл.: Для школ с углубленным изучением предметов эстетического цикла/ Сост. Г. П. Сергеева. М.: Просвещение, 1996.-79 с.
  139. Программа по музыке: С поурочной методической разработкой для общеобразовательной школы. 1−3 кл./ Э. Б. Абдуллин, Т. А. Байдер и др- под ред. Д. Б. Кабалевского. -М.: Просвещение, 1981. 112 с.
  140. Программы образовательных учреждений: Музыка. 1−7 кл./ Ю. Б. Алиев, В. К. Белобородова, Е. Н. Николаева и др.- под ред. Ю. Б. Алиева. М.: Просвещение, 1993. — 79 с.
  141. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. -96с.
  142. .С. Путешествие в страну музыки: Учебно-методическое пособие. СПб.: ГУПМ, МиМ-Экспресс, 1997. — 128 с.
  143. Н.И. Психология личности. М.: Изд-во УДН, 1987. — 197 с.
  144. C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704с.
  145. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 147 с.
  146. C.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959.-354 с.
  147. Г. Б. Роль искусства в формировании самосознания личности// Духовные ценности как предмет философского анализа. М., 1985. — С.11−17
  148. О.П. Формирование эстетических оценок у студентов педагогических ВУЗов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1977. — 25 с.
  149. И.Д., Цуккерман И. И. О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия. -М.: Искусство, 1974. 127 с.
  150. А.А. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова думка, 1976. -152 с.
  151. Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учебное пособие для студентов начальных отделений и факультетов средних педагогических учебных заведений. М.: Центр Академия, 1998. — 136 с.
  152. И.Н., Новикова Л. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте// Педагогика. 1998. — № 7. — С.14−17
  153. В.А. Проблемы подготовки будущего учителя к формированию личности младшего школьника (вопросы теории и практики)// Педагогическое образование. М., 1990. — Вып.1. — С.21−29
  154. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 164 с.
  155. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функции// Профессиональная подготовка учителя в системе высшего профессионального образования. М., 1982. -С.19
  156. В.А. и др. Проблема формирования социально активной личности учителя: состояние и перспективы исследования// Формирование социально активной личности: сущность, проблемы. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — ч.1.-С.19−50
  157. В.А., Тамарин В. Э. Формирование у студентов методологической культуры, современного стиля научно-педагогического мышления// Формирование личности учителя в педагогическом вузе. -Казань: КГПИ, 1989. -С.62−72
  158. В.А. Учитель и время// Советская педагогика. 1990. — № 9. -С.3−9
  159. B.C. Общий смысл искусства// Соч.: В 2 т. М.: Правда, 1990. — Т.2. — С.396.
  160. B.C. Красота в природе// Соч.: В 2 т. М.: Правда, 1990. — Т.2. -С.354.
  161. О.Н. Формирование профессиональной готовности студентов педагогических вузов к работе по эстетическому воспитанию младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1988. 15 с.
  162. А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. — 192 с.
  163. А.Н. Воспитательная роль музыки. Л.: Музыка, 1975. — 64 с.
  164. А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Музыка, 1975. -202 с.
  165. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования. Л.: Советский композитор, 1981. — 296 с.
  166. . Избранные произведения: В 2 т. Т.2. М.: Наука, 1975. — 727 с.
  167. Л.Ф., Фрумкин М. Л. Изучение профессионально-педагогической подготовленности студентов к работе в школе// Советская педагогика. -1975. -№ 11.-С.71−79
  168. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя воспитателя. — Ярославль: ЯГНИ, 1976. — 82 с.
  169. Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972 -271 с.
  170. Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. — 464 с.
  171. Т.Н. Подготовка воспитателя в дошкольных педагогических училищах к музыкально-эстетическому воспитанию детей: Дисс. канд. пед. наук. М., 1992.-207 с.
  172. Т.Н. Содержание и структура аксиосферы культуры и ее моделирование в образовании// Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах. Ставрополь, 1998. — С. 139−140
  173. Г. С. Музыкальные потребности, музыкальные способности, музыкальное восприятие// Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев, 1986. — С.56−69
  174. .М. Психологические вопросы художественного воспитания// Вопросы художественного воспитания. -М., 1947. № 4. — С.10−77
  175. Н.А. Художественно-творческое развитие младшего школьника на уроках музыки в процессе восприятия различных видов искусства. М.: Прометей, 1990. — 184 с.
  176. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1960. — 156 с.
  177. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: ЛГУ, 1968. — 124 с.
  178. В.П. Природа, цивилизация, человек. Л.: ЛГУ, 1978. — 128 с.
  179. А.А. Музыкальная эстетика и семиотика. М.: Музыка, 1974. — 208 с.
  180. Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. — 711 с.
  181. JI.A. Готовность к конструктивно-проектировочной деятельности как результат профессионального становления будущего педагога.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1999. -26 с.
  182. М.А., Гельфман Э. Г. Интеллектуальное воспитание личности// Педагогика. 1998. — № 1. — С.54−61
  183. К.М. Культурология// Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997. — 640 с.
  184. Ценности и ценностные отношения// Проблема ценностей в философии. -М.-Л.: Наука, 1966. -С.41−49
  185. Н.З. Культура и ценности. АН СССР, Ин-т философии. -Тбилиси: Мецниереба, 1984. 171 с.
  186. Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. -Рига: Зинатне, 1991.-303 с.
  187. Ш. Потребность и воля// Серия философии, психологии, экономики и права. 1971. — № 4. — С.80
  188. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 200 с.
  189. Г. П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков: Автореф. дис. докт. пед. наук. Ворошиловград, 1986. -48 с.
  190. Е.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1982.- 16 с.
  191. Е.Н. О ценностном подходе к формированию социально активной личности учителя// Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ им. Ленина, 1986. — С. 32−37
  192. Е.Н. Гуманистическое образование и профессиональная подготовка учителя: Учебное пособие. М., — Ставрополь: МГПИ им. В. И. Ленина, Ставропольский гос. пед. ин-т. — 1991. — 180 с.
  193. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дисс. докт. пед. наук. М., 1991. —400 с.
  194. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону: РИО АО Цветная печать, 1995. -314 с.
  195. А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. -479 с.
  196. Д.Д. Знать и любить музыку: Беседы с молодежью. М.: Молодая гвардия, 1958. — 15 с.
  197. Е.И. Азбука музыкально-творческого развития: Образовательно-игровое пособие по творчеству для учащихся. М.: Виконт, 1994. — 104 с.
  198. В.А., Беляев Э. В., Водзинская В. В. Междисциплинарный подход к изучению состояния между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением. М: Сов. Социологическая ассоциация, 1970. — 10 с.
  199. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения индивида. Методические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-295 с.
  200. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  201. И.С. Знание и мышление школьника. М.: Педагогика, 1985. -75 с.
  202. И.С. Принцип активности в педагогической психологии// Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С.5−13
  203. Value and Valuation// Encyclopedia of Philosohy. N.Y., 1967. — S.85.
Заполнить форму текущей работой