Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические механизмы повышения уровня активности общения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность действия выявленных психологических механизмов в повышении уровня активности общения личности проверялась в процессе формирующего эксперимента, который состоял из трех этапов: подготовительного, тренировочного и практического. На подготовительном этапе студентам раскрывалось содержание показателей активности общения, их значимость в коммуникативной деятельности. Тренировочный этап… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА АКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ
    • 1. Основные направления изучения активности общения в психологии
    • 2. Деятельностная концепция активности общения
    • 3. Психологические механизмы и факторы активности общения
  • ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АКТИВНОСТИ ОБЩЙНИЯ
    • 1. Личностные показатели сформированности активности общения
    • 2. Методы изучения активности общения
  • 3- Психологические механизмы повышения уровня активности общения
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ АКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ
    • 1. Организация и методы экспериментального исследования
    • 2. Анализ результатов влияния психологических механизмов на повышение уровня активности общения

Психологические механизмы повышения уровня активности общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях социально-экономических преобразований на | первый план в организации сотрудничества между людьми выходит проблема активности общения личности. Это связано прежде всего с тем, что познание мира ведется человеком не пассивно, а активно, диалогически, через общение. Появились и бурно прогрессируют новые технологии типа телекоммуникации, компьютерной коммуникации, которые значительно м&няют процессы человеческого общения. Наконец, пристальное внимание психологов и психотерапевтов обращено на проблемы общения еще и потому, что необходимо помочь застенчивым, необщительным людям, которые с трудом адаптируются к ft изменениям в окружающей их жизни. Вот почему задача повышения активности общения личности становится одной из актуальных в психологии в настоящее время.

Известно, что проблемы общения всегда находились в центре внимания отечественной и зарубежной психологии. Существенный вклад в их изучение внесли такие ученые, как Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Э. Берн, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. А. Петровская, К. Роджерс, М. Форверг, А. У. Хараш и др. В работах указанных авторов отражены результаты исследования общих методологических и теорети-^ ческих основ психологии общения.

Однако проблема активности личности в общении остается во многом еще не изученной. В частности не разработана система л психологических механизмов, от которых зависит повышение уровня активности общения личности. Как показал анализ литературных источников (JI.И.* Анцыферова, В. Г. Асеев, В. Г. Леонтьев, Е. В. Шорохова и др.) использование механизмов связано с их серьезной теоретической и экспериментальной разработкой. В современной психологии еще многое неизвестно о природе ме-I ханизмов, об их взаимосвязи, о технике их применения для целенаправленной интенсификации общения. Поэтому основное внимание в нашей работе было сосредоточено на исследовании системы психологических механизмов повышения уровня активности общения личности.

Цель исследования состоит в разработке системы психологических механизмов, средств и методов повышения уровня активности общения личности.

Объектом исследования избрано общение, уровень его активности у студентов Горно-Алтайского государственного университета.

Предметом исследования является система психологических механизмов повышения уровня активности общения личности.

Теоретический анализ литературных источников по проблеме ч и результаты поискового исследования позволили сформулировать гипотезу, имеющую следующие допущения:

1. Повышение уровня активности общения личности осуществляется посредством системы психологических механизмов.

2. Психологические механизмы повышения уровня активности общения неоднородны, разноуровневые, имеют разную степень г обобщенности и конкретизации.

3. К специфическим механизмам относятся такие как: механизм коммуникативной направленности, адаптации, идентификации, субъектной доминантности, эмоциональной удовлетворенности, личностной значимости, противоречие как механизм.

4. В качестве общего механизма выступает механизм результата коммуникативного действия.

Исходя из цели и гипотезы исследования, в работе ставятся следующие задачи:

1. Изучить психологическую природу активности общения.

2. Определить уровневые показатели активности общения, дать им характеристику.

3. Выявить и исследовать психологические механизмы повышения уровня активности общения.

4. Определить роль и значимость конкретных психологических механизмов в процессе повышения активности общения.

5. Разработать и использовать в учебном процессе экспериментальный курс, направленный на повышение уровня активности общения будущих педагогов.

6. Оценить эффективность экспериментального курса с помор щью диагностических методик.

В соответствии с поставленными задачами нами было проведено четыре основных этапа исследования. — %.

Первый этап. Теоретический анализ основных теорий и концепций в изучении природы активности общения.

Второй этап. Изучение и разработка системы психологических механизмов, при помощи которых обеспечивается повышение уровня активности общения личности.

Третий этап. Организация процесса активного социально-психологического обучения, направленного на повышение уровня ак-^ тивности общения посредством конкретных психологических механизмов.

Четвертый этап. Экспериментальное исследование психологических механизмов повышения уровня активности общения личности.

В заключении нами были сделаны общие выводы об условиях и закономерностях повышения уровня активности общения с помощью психологических механизмов.

Методологической основой исследования являются концепция деятельностной природы общения, ведущие принципы психологии — принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, системности и единства теории и практики.

В исследовании использовался комплекс различных методов: наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент, экспертная оценка, самооценка, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, тестовая диагностика.

Полученные результаты эксперимента обрабатывались с помощью методов математической статистики.

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:

1. Дано научное обоснование психологической природы активности общения.

2. Определены признаки активности общения, дана их характеристика.

3. Выделены уровни активности общения и их отличительные особенности.

4. Разработана система психологических механизмов повышения уровня активности общения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Повышение уровня активности общения обеспечивается посредством системы взаимодействующих психологических механизмов.

2. Психологические механизмы полифункциональны, имеют различную степень обобщенности и конкретизации.

3. К первому уровню обобщенности относятся механизмы адаптации, коммуникативной направленности, эмоциональной удовлетворенности, противоречия. Ко второму уровню — механизмы идентификации, субъектной доминантности, значимости. К третьему уровню — механизм результата коммуникативного действия.

4. Уровень активности общения регулируется как общими, так и специфическими, узко направленными механизмами.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Результаты исследования можно использовать для развития.

S. коммуникативных способностей личности. 4.

2. Результаты исследования могут быть использованы в процессах самосовершенствования, саморазвития активности личности в общении.

3. Результаты исследования также можно использовать в процедурах профессиональной ориентации и профессиональных консультаций.

4. Результаты исследования можно применять в психотренин-говой работе по оптимизации межличностного общения.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Тема человеческого общения является одной из актуальнейших в ряду тех, над которыми работает психологическая наука. Основные положения теории общения получили свое развитие и конкретизацию в многочисленных работах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В.Н. Мя-сищева, А. В. Петровского, А. У. Хараша и др., а также в целом ряде исследований, посвященныд изучению активности общения. К последним относятся: изучение взаимосвязи между динамическим признаками активности общения и показателями лабильности нервной системы А. И. Крупновым (1971), изучение соотношения эмоциональности и активности общения О.П. Санни-ковой (1984), изучение влияния активности общения на успешность деятельности Л. В. Жемчуговой (1979), изучение динамических характеристик активности общения А. И. Щебетенко (1984) и др.

Приступая к исследованию проблемы «Психологические механизмы повышения уровня активности общения», мы определились с основными понятиями: «общение», «активность», «дея тельность», «активность общения», «психологические механизмы». Теоретической основой их изучения в нашем исследовании стали работы вышеназванных авторов, а также КА. Абульхановой-Слав-ской (1989), Л. И. Анцыферовой (1981), В. Г. Асеева (1976), В. Г. Леонтьева (1992), А. Н. Леонтьева (1983) и др.

Методологической основой исследования активности общения стала концепция деятельностной природы общения. С позиций этой концепции общение рассматривается нами как особая деятельность сотрудничающих людей. Для ее возникновения необходима инициативность, особая активность субъектов, которая является психологическим, условием общения. Каждый участник общения стремится реализовать свою личную цель, которая формирует его активность как вектор направленного воздействия. Такое направленное воздействие, с целью преобразования, изменения внешней и внутренней среды, мы называем активностью общения.

Следовательно, активность общения, как неотъемлемая составляющая процесса общения в целом, представляет собой мысленную или реальную направленность воздействия личности на другого человека с целью получения информации, оказания определенного влияния, подчинения, управления, изменения взглядов и отношений.

Активность общения изучалась нами по трем базовым признакам направленности, интенсивности и продуктивности. Каждый из этих признаков, в свою очередь, проявлялся в разнообразных психологических показателях. Все выделенные показатели подтверждались и уточнялись эмпирически. Конструирование методов и методик эмпирического исследования осуществлялось по мере выявления сущности предмета, изучения его свойств и закономерностей. Для диагностики активности общения использовалась комплексная методика, включающая анализ результатов деятельности, анкетирование, наблюдение, экспертную оценку, естественный эксперимент, а также применение аппаратурной методики.

Изучение личностных качеств активности общения студентов 1 курса университета дало возможность собрать ряд объективных и субъективных данных, характеризующих индивидуальные особенности активности общения. Основываясь на полученных результатах мы выделили три группы студентов, различающихся по уровню активности общения. В первую группу вошли испытуемые, которые показали наиболее высокие результаты по степени выраженности признаков активности общения. Во вторую группу соответственно вошли студенты, у которых аналогичные показатели выражены слабее. В третьей группе оказались испытуемые с низким уровнем активности общения.

Изучение психологической природы активности общения предполагает рассмотрение не только ее структурно-содержательного, но и динамического аспекта. Исходя из этого, в нашей работе были исследованы факторы и психологические механизмы повышения уровня активности общения. В психологии термином «механизм» обозначается «система различных факторов, средств, обеспечивающих тот или иной процесс проявления психических свойств, различные психические изменения и т. д.» (Леонтьев В.Г., 1992). Основываясь на этом определении, в рамках нашего исследования, под психологическим механизмом мы понимаем систему различных факторов, условий, средств, структур, отношений, связей и других психических явлений, обеспечивающих побуждение и регуляцию процесса активности общения, формирующих тот или иной его уровень.

Следует отметить, что психологические механизмы, обеспечивающие процесс развития общения изучались рядом авторов (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, Т. П. Гаврилова, Н. Н. Обозов и др.). В большей степени эмпирическому исследованию подвергались такие механизмы, как идентификацияадаптация, эмпатия, социально-психологическая рефлексия и др.

Все они представляют собой группу так называемых межличностных психологических механизмов. Эта группа включает достаточно большое количество механизмов, выполняющих определенные функции и имеющих различную сферу приложения.

Однако основная задача, которая решается посредством психологических механизмов — координация индивидуальных усилий в некоторой совместной деятельности. Следовательно, психологические механизмы являются носителями движущих сил развития общения (в т.ч. активности общения).

В нашей работе психологические механизмы рассматриваются с точки зрения использования их для повышения уровня активности общения. В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования признаков активности общения нами было выдвинуто предположение о существовании системы психологических механизмов, с помощью которых обеспечивается повышение уровня активности общения. К таким механизмам мы отнесли следующие: механизм коммуникативной направленности, адаптации, идентификации, эмоциональной удовлетворенности, субъектной доминантности, значимости, противоречие как механизм и механизм результата коммуникативного действия.

Для рассмотрения действия перечисленных психологических механизмов в процессе повышения уровня активности общения, была изучена мотивационно-потребностная сфера студентов, участвующих в эксперименте. Однозначно был сделан вывод о недостаточной сформированности у группы студентов с низким уровнем активности общения направленности на предстоящую коммуникативную деятельность. По существу, этовыявило необходимость привлечения такого психологического механизма, как коммуникативная направленность, который проявляется в стремлении, мотивации к общению.

Одним из действенных мотивов к деятельности выступает коммуникативная потребность. «Для того, чтобы возникла по' требность в общении, оно должно стать проблемой» (Мегрелид-зе К.Р., 1965, с.56). Проблемная ситуация представляет собой «состояние неуравновешенности, противоречие» (Пономарев Я.А., 1976). Следовательно, противоречие проявляется как психологический механизм, при помощи которого обеспечивается повышение уровня активности общения.

Организация и направление активности общения во многом зависит от установки, отношения личности непосредственно к партнерам по общению. При этом возникает субъектная доминантность, «доминанта на лицо другого человека» (Ухтом-I ский А.А., 1954). За счет действия механизма субъектной доминантности, как векторной силы, происходит интеграция информационных процессов в единое однонаправленное целое.

Результаты нашего исследования показали, что студентам с различной эмоциональной диспозицией свойственен разный уровень активности общения. Оптимистически настроенные студенты, получающие эмоциональное удовлетворение от контактов с окружающими, характеризуются высоким уровнем сформированности активности общения. Тогда как пессимистически настроенные студенты, испытывающие отрицательные эмоции (страх, тоску и др.) в межличностных контактах, имеют низкий уровень активности общения. Поэтому эмоциональная удовлетворенность контактами является действенным психологическим механизмом повышения уровня активности общения личности.

За счет действия механизма эмоциональной удовлетворенности контактами активизируется механизм социальной адаптации. Адаптационный механизм представляет собой сложное образование. Его основным компонентом является результат деятельности. К показателям проявления адаптационного механизма мы относим уровень активности общения, который обеспечивается без каких-либо психофизиологических расстройств, а также психоэмоциональную цену достижения результатов деятельности. Высокий уровень адаптации соответствует высокому уровню активности общения личности.

Адаптация, будучи «начальной стадией уподобления человека социальной среде» (Леонтьев В.Г., 1992), непосредственно связана с идентификацией. В результате действия механизма идентификации происходит отождествление одного человека с другим, носителем привлекательных признаков, а также эмоциональное переживание этого тождества.

Базовым компонентом идентификации является переживание значимых для личности ценностей. «Значимость составляет необходимую основу актуализации и формирования всякого побуждения, проявляющегося в виде пассивного эмоционального переживания и в виде активного действия» (Асеев В.Г., 1976). Таким образом, значимость есть не только форма качественного проявления личностного смысла, но и психологический механизм, посредством которого происходит повышение уровня активности общения.

Поскольку основным показателем сформированности уровня активности общения выступает результат действия, то все описанные выше психологические механизмы направлены на достижение именно результата действия. Следовательно, они являются составляющими единого, генерализованного механизма — механизма результата действия.

Таким образом, на основе проведенного исследования, нами был сделан вывод о том, что психологические механизмы повышения уровня активности общения неоднородны и имеют разную степень обобщенности и конкретизации.

Эффективность действия выявленных психологических механизмов в повышении уровня активности общения личности проверялась в процессе формирующего эксперимента, который состоял из трех этапов: подготовительного, тренировочного и практического. На подготовительном этапе студентам раскрывалось содержание показателей активности общения, их значимость в коммуникативной деятельности. Тренировочный этап заключался в выполнении студентами системы творческих задач, построенных на принципах активных методов обучения общению и направленных на повышение уровня активности общения. И наконец, практический этап формирующего эксперимента был связан с самостоятельной реализацией испытуемыми знаний и приобретенных навыков и умений в реальном коммуникативном процессе.

Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что большинство студентов, участвующих в нем, получили высокую оценку почти по всем показателям активности общения, имели высокий и средний уровень их сформированности. Основными личностными качествами этих студентов были независимость суждений, стремление к достижению цели, незначительный уровень тревожности, эмоциональная устойчивость и лабильность. «.

Результаты эксперимента подтвердили наше предположение о существенном влиянии системы психологических механизмов на процесс повышения уровня активности общения личности.

Психологические механизмы полифункциональны, имеют различную степень обобщенности и конкретизации. Уровень активности общения регулируется как общими, так и специфическими, узко направленными механизмами. К специфическим механизмам относятся такие, как механизм коммуникативной направленности, адаптации, идентификации, механизм субъектной доминантности, эмоциональной удовлетворенности, личностной значимости, а так же противоречие как механизм. В качестве общего механизма выступает механизм результата коммуникативного действия.

Такова система психологических механизмов, при помощи которых обеспечивается повышение уровня активности общения * личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Активность и развитие личности. -М.: Наука, 1989. с. 10−14.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980 — 336с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — с.3−18.
  4. Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга.1. Краснодар, 1975. с.31−34.
  5. A.M. Формирование коммуникативной направленности студентов педагогического вуза // Психологические проблемы подготовки будущих педагогов. Кемерово, 1978. — с. 12−17.
  6. B.C. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал 1989. — Т. 10. — № 2. — с.59−64.
  7. В.Н. Анкетная методика измерения импульсивности // Новые исследования в психологии. 1983. — № 2. — с. 19−22.
  8. .Г. Избранные психологические труды. В 2 т. -М., 1980. -Т. 2. 380с.
  9. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. -Т. 2. — 238с.
  10. Ю.Андреева Г. М. Процессы казуальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии. 1979. — № 6. — с.29−37.
  11. П.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. — 238с.
  12. Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество.- вып. 8, 1973. с.42−57.
  13. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. -Т. 2. С. 8−18. — с.8−18.
  14. В.Г. Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. М., 1986. — 157с.
  15. А.Г. Личность как предмет психологических исследований. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 103с.
  16. Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: Дис.. канд. психол. наук. М., 1986. — 154с.
  17. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 245с.
  18. Г. З. Некоторые механизмы саморегуляции в формировании темпа деятельности // Вопросы психологии. 1985.- № 1. с.74−80.
  19. Г. А. Этапы и уровни проектирования критериев сформированности мышления // Психологическая диагностика. -Бийск, 1993. с.88−97.
  20. В.М. Коллективная рефлексология. Пг, 1921. — 40с.
  21. Н.Н., Петровская Л. А. О методах активной социально-психологической подготовки // Вестник МГУ. 1986. -№ 1. — с. 15−24.
  22. Н.Н., Петровская Л. А. Социально-психологический тренинг как предпосылка развития общения // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980. — с.26−32.
  23. А.А. Восприятие и понимание человека человеком.1. М.: МГУ, 1982. 200с.
  24. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. — 272с.2 5. Бодал ев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: ЛГУ, 1970. — 153с.
  25. Е.И. Механизмы умственной деятельности. М.: Педагогика, 1976. — 137с.
  26. Брюйн де Поль. Подготовка кадров для управления предприятием. -М., 1968. 125с.
  27. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1978. — 168с.
  28. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1988. — 150с.
  29. Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 487с.
  30. Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. М., 1981. — с.60−64.
  31. Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М.: Прогресс, 1972. — 212с.
  32. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 225с.
  33. Л.П. Общение с собой. Начало психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 319с.
  34. Н.Ф. Проблема активности личности й общественной значимости в психологии // Вопросы психологии личности / Под ред. Е. И. Игнатова. М., 1960. — с.26−29.
  35. А.И. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности // Вопросы психологии. 1979. — № 3.*- с.59−65.
  36. А.И., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность какфактор межличностного восприятия // Вопросы психологии 1990. — № 4. — с.42−51.
  37. Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л., 1991. — 53с.
  38. А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991. — 148с.
  39. Л.В. Исследование динамических характеристик общительности в юношеском возрасте. Автореф. канд. дисс. М., 1987. 18с.
  40. Л.В. Факторный анализ динамических качеств активности общительности // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1979. — с.34−39. 4
  41. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. — с.22−25.
  42. А.И. О сопоставимости динамических качеств общительности с временными характеристиками темперамента // Вопросы психологии 1967. — № 4. — с. 18−29.
  43. Л.А. Психологический словарь. М., 1990. — 303с.
  44. В.И. Мотивы поведения деятельности* М.: Наука, 1988. 192с.
  45. Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения. Ав-тореф. канд. дисс. -М., 1980. 19с.
  46. Г. А. Об активном обучении педагогическому общению // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. -М., 1983. с.27−66.
  47. Ковалев Г. А Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — с.43−54.
  48. О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980. 255с.
  49. Копылс>ва А.П., Теплицкая Т. Н. К вопросу формирования педагогической направленности старшеклассников // Психологические проблемы педагогической направленности в педагогических способностях. МГПИ, 1992. — с.24−27.
  50. Г. С. Принцип развития в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. — с. 21−28.
  51. А.И. Динамические черты активности и эмоциональности как основные характеристики темперамента // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. -Свердловск, 1989. с.7−12.
  52. А.И., Жемчугова JI.B. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках активности общительности старших школьников // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1978. — с.37−39.
  53. В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. -М., 1977. 104с.
  54. А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии 1979 -№ 1. — с. 128−132.
  55. А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — с.68−71.
  56. А.А. Психология общения. Тарту, 1974. — 74с.
  57. Леонтьев АН Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 102с.
  58. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — 496с.
  59. В.Г. Психологические механизмы мотивации. -Новосибирск, 1992. 216с.
  60. В. Г. Психологические механизмы мотивации. Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1987. — 92с.
  61. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Дисс. докт. психол. наук. Новосибирск, 1989. — 380с.
  62. .Ф. Категории деятельности и общения в психологии // Вопросы философии. 1979. № 8. — с.34−47.
  63. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 444с.
  64. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения человека // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — с. 3−4.
  65. В.А. Импульсивность целеустремленность // Саморегуляция поведения личности. — М., 1979. — с. 38−39.
  66. Р.А. Возрастные особенности в развитии коммуникативных потребностей. М., 1983. — 24с.
  67. Г. Метафизический дневник // Современная буржуазная философия. М., 1978. — с. 348−349.
  68. К.Р. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси, 1965. — 56с.
  69. Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения. Перевод с польск. М.: Прогресс, 1986. -198 с.
  70. Мид Дж. Сознание, самость и общество // Современная буржуазная философия. М., 1978. — с.63−79.
  71. К. Психология ответственности. Л., 1983. — 191с.
  72. B.C. Развитие личности ребенка // Вопросы психологии. -1984. № 4. — с.74−85.
  73. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. — 71с.
  74. В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии // Социально-психологические и лингвистические характеристики общения и развития контактов между людьми. Л., 1970. — с. 114−123.
  75. А.В. Вступительная статья к книге У. Рейтмана «Познание и мышление». М.: Мир. — 1968. — с.3−5.
  76. Н.Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — с. 14−16.
  77. Н.Н. Психология межличностных отношений. -Киев, 1990. 221с.83,Обуховский К Психология влечений человека. М., 1972. — 119с.
  78. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1984. — 525с.
  79. Г. А. Личностные взаимоотношения и активность личности в коллективе. М., 1985. — 127с.
  80. .Д. Основы социально-психологической теории.- М.: Мысль, 1973. 323с.
  81. .Д. Основы социально-психологической теории.- М., 1971. 269с.
  82. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М: МГУ, 1982. 167с.
  83. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М&bdquo- 1982. 195с.
  84. А.В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь. -М.: Политиздат, 1985. 299с.
  85. ЯА. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  86. Л.В. Методы изучения процессов идентификации // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — с. 163−168.
  87. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. 2 К. М. Гуревич. Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 1993. — 324с.
  88. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. -М.: Педагогика, 1989. — 370с.
  89. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 354с.
  90. О.П. Эмоциональность и регуляция активности общения // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — с.48−51.
  91. .П. За закрытой дверью. М., 1973. — 143с.
  92. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985. — 86с.
  93. Соковнин В. М О природе человеческого общения. Фрунзе, 1974.
  94. ЮО.Степанский В. И. О мотивации достижения успеха и избегания неудачи // Вопросы психологии. 1981. — № 6. — с.59−74.
  95. Л.А., Родимова И. А. Устройство для исследования личностных свойств людей, выполняющих совместную деятельность // Методы исследования межличностного восприятия. -Днепропетровск, 1973. с. 74−3 5.
  96. Те плов Б. М. Психология. М., 1966. — 192с.
  97. O.K. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992. — 163с.
  98. В.П. Теории атрибуции в зарубежной социальной психологии // Психология межличностного познания. М., 1981.
  99. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси, 1961. 450с.
  100. Юб.Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. — 144с.
  101. Ухтомский, А А. Собрание сочинений. В 3 т. Л., 1954. -Т. 1. — 356с.
  102. Ю8.Хайдеггер М. Бытие и время // Современная буржуазная философия. -М., 1978. 299с.
  103. Хараш А. У Восприятие человека как воздействие на его поведение // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1985. — с.42−48.
  104. ПО.Хараш А. У. Межличносный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды // Вопросы психологии. 1977. — № 4. — с.54−69.
  105. Ш. Хараш А. У. Принцип деятельности в исследовании межличностного восприятия // Вопросы психологии. 1980. — № 3.
  106. Д.Х. Когнитивные механизмы формирования мотивации речевых действий: Дисс.. канд. психол. наук. Новосибирск, 1995. — 128с.
  107. ПЗ.Черри К. Человек и информация. М., 1972. — 172с.
  108. Т. Социальная психология. М., 1969. — 226с.
  109. Р. Поведение животных. М., 1972. — 147с.
  110. Пб.Шорохова Е. В., Бобнева М. И. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. — с.9−15.
  111. ЕВ. Социальная детерминация поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения! М., 1976.
  112. А. И. Структура динамических характеристик общительности // Вопросы психологии. 1984. — № 3.
  113. И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. — 131с.
  114. Л.П. О диалогической речи // Русская речь. -Пг&bdquo- 1923. 99с.
  115. Ш. Ясперс К. Экзистенциальная коммуникация. М., 1982. — 124с.
  116. Bales R.F. Jheoretical Framework for Interaction process Analysis // Group Dynamics / Ed. by D. Cartright, AZander. N.Y. 1968.
  117. Bennis W.G. Goals and meta-goals of laboratory training. In R.T. Golembiewski A. Blumberg (Eds) Itasca, 1977. p. 19.
  118. Cartright D. The nature of group cohesiveness // Cartright D., Group Dynamics. N.Y. 1968. p.55−56.
  119. Cattell R.R. Personality and Moti. N.Y. 1971. 165p.
  120. Cherry C. On Human Communication. A Review, a Survey and Criticism. Cambridg (Mass.) L., 1966, p. 3−5,7. 157p.
  121. Dance F.E. The «Concept» of Communication // J. of Communication, 1970. V. 20. N. 2. p.20−24.
  122. Mc. Dougall W. Outline of psychology. N.Y.- Chicago, 1953.
  123. Dufren M. For human. N.Y., 1967. 60p.
  124. Freud Z. New introductional lectures on psycho-analysis. Meissner, 1971. 114p.
  125. Freud Z. Pulsions et destins de pulsions. Metapsychologie. N.Y., 1946. 180p.
  126. Newell, Simon H.A. The stimulation of human thought. Curren Jrends in psychological theory. Pittsburg, 1961.
  127. Lewin K. Understanding human motivation. London. 1926.
  128. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., — 1954. 40p.
  129. McQuail. Communication. London N.Y., 1978, p 49−55.
  130. Munje E. Personalizm. N.Y. 1968. 124p.
  131. Parsons T. Structure and process in Modern Societies. N.Y., 1965.
  132. Wessman A.G., Ricks J.H. Mood and personality. N.Y., 1966.
  133. Wilson E.O. Sociobiology. The New Synthesis. Cambridge (Mass.) -L., 1976. p.176−187.
  134. Схема протокола наблюдений
  135. Объекты наблюдения 1-й участок 2-й участок 3-й участок 4-й участок
  136. Особенности визуального контакта
  137. Дистанция между участниками эксперимента3. Частота прикосновений 4. Позы 5. Лицевая экспрессия 6. Жесты
  138. Количество инициативных предложений ч
  139. Отстаивание собственной точки зрения в ходе выполнения задания9. Т.п.
  140. Опросник для диагностики динамических параметров активности общения
  141. Испытываете ли Вы потребность в общении с людьми?
  142. Скучно ли Вам одному, хочется быть в обществе людей?
  143. Легко ли Вы вступаете в контакт с незнакомыми людьми?4.Много ли у Вас знакомых?
  144. Испытываете ли вы удовлетворение, пребывая в одиночестве?6.Разговорчивы ли Вы?
  145. Делитесь ли Вы своими заботами с неблизкими Вам людьми?
  146. Вы всегда можете найти тему для разговора, даже с незнакомым человеком?
  147. При знакомстве Вы обычно первым проявляете инициативу? Ю. Есть ли у Вас желание, встретив на улице знакомого человека, поговорить с ним?
  148. Всегда ли Вы целенаправленно организуете свое общение с другими людьми?
  149. Как Вы думаете, испытывают ли Ваши, знакомые удовлетворение от общения с Вами?
  150. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  151. Н.Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вступите ли Вы с ним в беседу?
  152. Вы по натуре живой человек?
  153. Нравится ли Вам находится среди людей?17.Постоянны ли Вы в дружбе?
  154. Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?
  155. Любите ли Вы давать советы?
  156. Тяготит ли Вас общение с незнакомым человеком?
  157. Какой тип темперамента у Вас преобладает?
  158. Считаете ли Вы себя открытым и общительным человеком?
  159. Любите ли Вы знакомиться с новыми людьми?
  160. Вы легко находите общий язык с людьми?
  161. Можете ли Вы назвать себя интересным собеседником?
  162. Отличаетесь ли Вы выразительностью в общении?
  163. Испытываете ли Вы внутреннюю неловкость, когда с кем-нибудь разговариваете?
  164. В общении Вы сдержанный, замкнутый человек?
  165. Проявляете ли Вы избирательность в общении с окружающими людьми?
  166. Часто ли Вам хочется остаться наедине с самим собой?
  167. Полагаетесь ли Вы в общении на свои чувства?
  168. Всегда ли Вы руководствуетесь в общении определенными целями?
  169. Часто ли Вы оказываетесь в компании в центре внимания окружающих?
  170. Стремитесь ли в общении выказать свое превосходство по отношению к собеседнику?
  171. Часто ли окружающие люди делятся с Вами своими проблемами?
  172. Часто ли Вы руководствуетесь в общении первыми побуждениями?
  173. Можно ли Вас назвать экспрессивным собеседником?
  174. Раздражает ли Вас обращение незнакомца на улице спросьбой показать дорогу?
  175. Начнете ли Вы первым разговор со своим попутчиком в поезде?
  176. Вы предпочитаете общаться с близкими Вам людьми?
  177. Стараетесь ли Вы планировать свое общение с окружающими?
  178. Сможете ли Вы при желании найти контакт с любым человеком в общении?
  179. Свойственны ли Вам в общении порывистость, нетерпеливость?
  180. Можете ли Вы поддержать разговор на любую тему?
  181. Проявляете ли Вы эмпатию в общении?
  182. Как часто при встрече со знакомыми Вы первый задаете вопрос?
  183. Стремитесь ли Вы к поиску взаимопонимания в общении?
  184. Как часто Вы говорите обдуманно, неторопливо?
  185. Присуще ли Вам высказываться под влиянием момента, не думая о возможных последствиях?
  186. Являются ли Ваши отношения с другими людьми постоянными и равными?
  187. Проявляете ли вы последовательность и настойчивость в осуществлении своих планов, намерений в общении?
  188. Импульсивный ли Вы человек?
  189. Легко ли Вы можете заставить себя общаться, разговаривать, если у Вас нет настроения?
  190. Часто ли Вы прерываете знакомство с людьми под влиянием каких-либо обстоятельств (например: переезд в другой район).
  191. Вы всегда реагируете спокойно на резкие иШ неудачные замечания в свой адрес?
  192. Проявляете ли Вы эмоциональное отношение к собеседнику?
  193. Есть ли у Вас постоянные друзья?
  194. Вызывает ли у Вас досаду чья-то просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  195. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения в письменном виде, чем в устной форме? бО. Ставите ли себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить это?61 .Принимаете ли Вы близко к сердцу проблемы Ваших друзей?
  196. Возникает ли у Вас чувство удовлетворения от общения с людьми?
  197. Есть ли у Вас стремление в общении понять собеседника?
  198. Вам часто удается завоевать симпатии других людей?
  199. В общении с людьми Вы чувствуете себя ведомым, а не ведущим?
  200. Уровни активности общения личности
  201. У меня много друзей 7 6 5 4 3 2 1
  202. Чувствовать себя уверенным (ой) среди множества незнакомых людей совсем нетрудно 7 6 5 4 3 2 1
  203. Люблю заводить новые знакомства с различными людьми7 6 5 4 3 2 1
  204. В новой компании чувствую себя хорошо7 6 5 4 3 2 1
  205. Всегда с удовольствием участвую в играх и развлечениях7 6 5 4 3 2 1
  206. В любой компании я всегда найду себе друзей7 6 5 4 3 2 1
  207. Если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с интересующим человеком, не чувствую никакой скованности и неудобства 7 6 5 4 3 2 1
  208. В общении с товарищами мне часто удается быть в центре внимания 7 6 5 4 3 2 1
  209. Считаю, что частое общение с товарищами не утомляет нименя ни их 7.654 321
  210. Я чувствую в себе способность внести оживление в любую компанию 7 6 5 4 3 2 11. Интересно знакомиться с новыми людьми7 6 5 4 3 2 1
  211. Я предпочитаю общение с товарищами уединению7 6 5 4 3 2 1
  212. Я сравнительно легко знакомлюсь с интересующим меня человеком 7 6 5 4 3 2 1
  213. Мне нравится постоянно быть среди людей7 6 5 4 3 2 1
  214. Мне довольно редко хочется быть одному7 6 5 4 3 2 1I
Заполнить форму текущей работой