Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние психологических рисков образовательной среды на эмоционально-личностную сферу подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмоционально-личностная сфера подростков может быть описана схематической моделью, включающей влияние образовательной среды на подростка и отношение подростка к образовательной среде. При этом первое можно охарактеризовать через самоотношение, тревожность, страхи и степень фрустрации, а второе — особенностями эмоционального отношения к учению и уровнем личностной адаптации. Психологические риски… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Психологические риски образовательной среды в эмоционально-личностной сфере подростков
    • 1. 1. Развитие личности в средовых отношениях
    • 1. 2. Образовательная среда школы как предмет психологического исследования
    • 1. 3. Психологическая безопасность образовательной среды школы
    • 1. 4. Психологические риски образовательной среды школы
    • 1. 5. Значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков
      • 1. 5. 1. Эмоционально-личностное благополучие подростков
      • 1. 5. 2. Отношение подростков к образовательной среде
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. Организация и методы экспериментально-психологического исследования психологических рисков образовательной среды школы, влияющих на эмоционально-личностную сферу подростков
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Характеристика методов исследования
      • 2. 2. 2. Статистическая обработка данных
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования особенностей влияния психологических рисков образовательной среды на эмоционально-личностную сферу подростков
    • 3. 1. Результаты оценки психологических рисков образовательной среды
      • 3. 1. 1. Психологическая безопасность образовательной среды учащихся в школах I и II
      • 3. 1. 2. Психологическая безопасность образовательной среды учителей в школах I и II
      • 3. 1. 3. Психологическая безопасность образовательной среды родителей в школах I и II
      • 3. 1. 4. Психологические риски образовательной среды в школах I и II
    • 3. 2. Результаты оценки эмоционально-личностной сферы подростков
      • 3. 2. 1. Эмоционально-личностное благополучие подростков в школах I и II
        • 3. 2. 1. 1. Самоотношение подростков в школах I и II
        • 3. 2. 1. 2. Тревожность, страхи, фрустрация подростков в школах I и II
      • 3. 2. 2. Отношение к среде у подростков в школах I и II
        • 3. 2. 2. 1. Эмоциональное отношение к учению подростков в школах I и II
        • 3. 2. 2. 2. Поведенческие компоненты личностной адаптации подростков в школах I и II
    • 3. 3. Особенности влияния психологических рисков образовательной среды на эмоционально-личностную сферу подростков
    • 3. 4. Исследование возрастных особенностей эмоционально-личностной сферы подростков в школах 1иП
  • Выводы по главе

Влияние психологических рисков образовательной среды на эмоционально-личностную сферу подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска — и здесь есть основания говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально-опасных психолого-педагогических технологий. Задача формирования здо-ровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей защищенность участников образовательного процесса от внешних рисков и угроз, поставлена на государственном уровне: в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в городской целевой программе развития образования г. Москвы «Столичное образование — 5» на 2009 — 2011 гг. Эта задача особенно актуальна, поскольку подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, дискомфорта в межличностных отношениях и других деструктивных факторов, нарушающих психологическую безопасность образовательной среды. В этом возрасте есть риск разрушения основ личностно-эмоционального благополучия.

Важнейшей практической задачей учреждений образования становится создание такой социальной среды, которая выступает как развивающий и поддерживающий ресурс для личностного потенциала её субъектов. В этом контексте психологическую безопасность следует рассматривать как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер и создать состояние психологической защищенности школьников, которое будет способствовать эффективному отражению ее неблагоприятных воздействий на подростков.

В настоящее время в области проблем психологической безопасности образовательной среды школы проводится множество исследований (В.В. Рубцов, Ю. М. Забродин, 2008; И. А. Баева, E.H. Волкова, Е. Б. Лактионова, 2009; В. В. Ковров, О. В. Вихристюк, 2009; J. Bluestein, 2001; S. Brand, 2003; M.R. Randazzo, 2006 и др.). Однако понятийный аппарат для анализа рисков, связанных с обеспечением психологической безопасности еще не сложился, отсутствует систематизация подходов, порождающая неопределенность в понимании и интерпретации феноменов психологической безопасности. Наименее изученным является вопрос влияния психологических рисков образовательной среды школы на личность подростков.

Объект исследования — показатели психологической безопасности образовательной среды средней школы и эмоционально-личностная сфера подростков.

Предмет исследования — психологические риски, нарушающие психологическую безопасность образовательной среды, влияние которых может негативно сказаться на эмоционально-личностной сфере подростков.

Гипотезы исследования:

Психологические риски, характеризующие среднюю степень психологической безопасности образовательной среды, нарушают эмоционально-личностное благополучие подростков, в частности, способствуют развитию отрицательного самоотношения, тревожности, страхов и фрустрации.

Личностные эффекты, обусловленные наличием психологических рисков в образовательной среде, в свою очередь, формируют негативное отношение подростков к этой среде, что может проявляться в отрицательном эмоциональном отношении к учению и нарушении поведенческих компонентов личностной адаптации.

Цель исследования — рассмотреть особенности влияния психологических рисков образовательной среды школы на эмоционально-личностную сферу подростков.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1. На основании анализа имеющейся литературы и обобщения результатов исследования выявить значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков.

2. В ходе пилотного исследования с помощью методов экспертной оценки психологической безопасности выявить психологические риски образовательной среды.

3. В ходе эмпирического исследования провести проверку гипотез об отрицательном влиянии рисков на эмоционально-личностную сферу подростков.

4. Путем обобщения результатов эмпирического исследования определить рамки влияния психологических рисков образовательной среды на эмоционально-личностную сферу подростков.

Методологическую основу исследования составляют представления о сущности обучения и воспитания, развитые в трудах Л. И. Божович, JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконинаподход к психологической безопасности образовательной среды и системы её экспертизы И. А. Баевой, В. В. Рубцовасовременные технологии исследования характеристик образовательной среды в работах О. В. Вихристюк, Ю. М. Забродина, В. В. Ковровасоциокультурное направление развития психологической службы в образовании И. В. Дубровиной, H.H. Толстых, A.M. Прихожан.

Методы исследования:

• анализ литературных источников по проблеме исследования;

• включенное наблюдение, беседы, анкетирование;

• эмпирическое исследование, направленное на выявление влияния психологических рисков образовательной среды на эмоционально-личностную сферу подростков;

• методы математического анализа эмпирических данных с помощью использования статистической программы SPSS 17.0.

В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:

• «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И. А. Баевой;

• личностный опросник «Я-концепция» Е. Пирс и Д. Харрис, модифицированный A.M. Прихожан;

• опросник школьной тревожности Б. Филлипса;

• методика «Карта наблюдения» Д. Стотта, модифицированная A.M. Прихожан, H.H. Толстых.

• методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Ч. Д. Спилбергера (State — Trait Personality Inventory), модифицированная А. Д. Андреевой.

Научная новизна и теоретическая значимость работы:

1. Предложена классификация психологических рисков в основе которых находится комплекс межличностных отношений системы «личность — образовательная среда». С помощью метода экспертных оценок (включающего опрос всех участников образовательного процесса) выявлены три группы психологических рисков образовательной среды, оказывающие влияние на эмоционально-личностную сферу подростков.

2. Расширены представления о критериях оценки психологического здоровья подростков. К предложенным критериям отнесены значимые параметры эмоционально-личностной сферы: во-первых, влияние образовательной среды на подростка, отражающееся на состоянии таких компонентов эмоционально-личностного благополучия как самоотношение, показатели тревожности, страхов и фрустрациии, во-вторых, отношение подростка к образовательной среде, в частности, поведенческие компоненты личностной адаптации, эмоциональное отношение к учению.

3. Описаны новые феномены, показывающие характер и степень влияния психологических рисков образовательной среды на значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков, в частности, на эмоционально-личностное благополучие (самоотношение, тревожность, страхи, фрустрации), а также на отношение подростков к данной среде (эмоциональное отношению к учению, поведенческие компоненты личностной адаптации).

Практическое значение.

В исследовании получены факты, которые раскрывают роль психологических рисков образовательной среды в эмоционально-личностной сфере подростков, обучающихся в основной школеэто позволяет составлять программы повышения психологической безопасности образовательной среды с целью профилактики и купирования отрицательных эффектов воздействия среды, а также сохранения и восстановления психологического здоровья учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечивается соответствием схемы построения эмпирического исследования теоретическим позициям, обоснованным выбором методического инструментария, адекватного исследовательским задачамрепрезентативной выборкой испытуемых, а также корректным использованием статистической программы SPSS 17.0, с помощью которой совершена обработка результатов эмпирического исследования.

Апробация работы и внедрение результатов.

Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры возрастной психологии МГППУ, на круглых столах Центра Экстренной психологической помощи МГППУ в 2007, 2008, 2009, 2010 гг., докладывались на городских межвузовских научно-практических конференциях «Молодые ученые — московскому образованию» VII, VIII, IX, X (2007, 2008, 2009, 2010 гг.).

В качестве базы исследования выступили средняя общеобразовательная школа Северо-Восточного округа г. Москвы и центр образования Юго-Западного округа г. Москвы. Выборку исследования составили учащиеся 5−8-х классов (в возрасте от 10 до 15 лет) в количестве 333 человек. К исследованию психологической безопасности образовательной среды школы был привлечен институт экспертов — все участники образовательного процесса — ученики 5-х — 8-х классов (333 человека), родители (108 человек) и учителя (44 человека).

Положения, выносимые на защиту:

1. Предложена классификация из трех групп психологических рисков, позволяющая осуществлять оценку уровней психологической безопасности образовательной среды всеми участниками образовательного процесса. Первую группу рисков образует система межличностных отношений с участниками образовательного процесса, препятствующая признанию референтной значимости образовательной среды. Во вторую группу рисков входит система взаимоотношений с участниками образовательного процесса, препятствующая удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении. Третью группу образуют риски психологического насилия.

2. Эмоционально-личностная сфера подростков может быть описана схематической моделью, включающей влияние образовательной среды на подростка и отношение подростка к образовательной среде. При этом первое можно охарактеризовать через самоотношение, тревожность, страхи и степень фрустрации, а второе — особенностями эмоционального отношения к учению и уровнем личностной адаптации. Психологические риски образовательной среды школы оказывают негативное влияние на эмоционально-личностное благополучие подростков, в частности, приводят к развитию отрицательного самоотношения, росту школьной тревожности, страхов и фрустрации.

3. Психологические риски, нарушающие эмоционально-личностное благополучие, в свою очередь, оказывают отрицательное влияние на отношение подростков к образовательной среде, в частности, приводят к отрицательному эмоциональному отношению к учению и нарушению личностной адаптации.

Выводы по III главе, посвященной исследованию влияния психологических рисков образовательной среды школы на эмоционально-личностную сферу подростков:

1. Реализована программа эмпирического исследования, в ходе которого установлено статистически значимое отрицательное влияние всех трех групп психологических рисков образовательной среды на эмоционально-личностную сферу подростков.

2. Описаны новые феномены, которые раскрывают конкретное влияние психологических рисков образовательной среды школы на параметры личности подростков:

• Психологические риски образовательной среды оказывают отрицательное влияние эмоционально-личностное благополучие подростков, в частности, являются причиной негативного самоотношения и появления у учащихся тревожности, страхов и фрустрации.

• Показано, что психологические риски, нарушающие эмоционально-личностное благополучие, в свою очередь, оказывают значительное влияние на отношение подростков к образовательной среде, в частности, приводят к отрицательному эмоциональному отношению к учению и нарушению личностной адаптации.

• Степень отрицательного влияния психологических рисков на эмоционально-личностную сферу учащихся младшего, среднего и старшего подросткового возраста в целом зависит от уровня психологической безопасности образовательной среды, однако статистически значимой зависимости этого влияния от возраста учащихся не обнаружено.

• Выявлены особенности влияния трех групп психологических рисков. Первая группа рисков больше влияет на отношение личности к среде. Вторая и третья группы, наоборот, больше влияют на личность. Наибольшее влияние на личность подростков оказывают риски третьей группы, а на отношение подростков к среде — риски первой группы.

Общее заключение и выводы.

Психологические риски — один из важнейших вопросов, касающихся психологического комфорта и психологической безопасности. Психологический аспект риска имеет непосредственное отношение к психологической безопасности личности. Проблема психологической безопасности в образовании может быть рассмотрена в аспекте изучения рисков его субъектов.

В нашем исследовании предложена классификация психологических рисков в основе которых находится комплекс межличностных отношений системы «личность — образовательная среда». С помощью метода экспертных оценок (включающего опрос всех участников образовательного процесса) выявлены три группы психологических рисков образовательной среды, оказывающие влияние на эмоционально-личностную сферу подростков.

Расширены представления о критериях оценки психологического здоровья подростков. К предложенным критериям отнесены значимые параметры эмоционально-личностной сферы: во-первых, влияние образовательной среды на подростка, отражающееся на состоянии таких компонентов эмоционально-личностного благополучия как самоотношение, показатели тревожности, страхов и фрустрациии, во-вторых, отношение подростка к образовательной среде, в частности, поведенческие компоненты личностной адаптации, эмоциональное отношение к учению.

Описаны новые феномены, показывающие характер и степень влияния психологических рисков образовательной среды на значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков, в частности, на эмоционально-личностное благополучие (самоотношение, тревожность, страхи, фрустрации), а также на отношение подростков к данной среде (эмоциональное отношению к учению, поведенческие компоненты личностной адаптации).

В целом результаты диссертационного исследования влияния психологических рисков образовательной среды школы на эмоционально-личностную сферу подростков позволяют сделать следующие выводы:

1. В ходе эмпирического исследования выявлены 3 группы психологических рисков, в основе которых находится комплекс межличностных отношений системы «личность — образовательная среда», создающие соответствующий (низкий, средний или высокий) уровень психологической безопасности образовательной среды школы. Первую группу рисков образует система межличностных отношений с участниками образовательного процесса, препятствующая признанию референтной значимости образовательной среды. Во вторую группу рисков входит система взаимоотношений с участниками образовательного процесса, препятствующая удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении. Третью группу образуют риски психологического насилия.

2. Установлено статистически значимое отрицательное влияние психологических рисков, и, соответственно, уровня безопасности образовательной среды школы на личность обучающихся. В образовательной среде, отягощенной психологическими рисками, выявлен более высокий процент подростков с нарушениями эмоционально-личностного благополучия:

• с низким (негативным) уровнем самоотношения и составляющей его самооценкой поведения, интеллекта, ситуации в школе, внешности, тревожности, общения;

• с повышенными показателями тревожности в школе, фрустрации потребности достижения успеха, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха не соответствовать требованиям окружающих, низкой физиологической сопротивляемости стрессу, страхов в отношениях с учителями.

3. Показано, что психологические риски, нарушающие эмоционально-личностное благополучие, в свою очередь, оказывают значительное влияние на отношение подростков к образовательной среде, в частности, приводят к отрицательному эмоциональному отношению к учению и нарушению личностной адаптации.

4. Степень отрицательного влияния психологических рисков на эмоционально-личностную сферу учащихся младшего, среднего и старшего подросткового возраста в целом зависит от уровня психологической безопасности образовательной среды, однако статистически значимой зависимости этого влияния от возраста учащихся не обнаружено.

5. Выявлены особенности влияния трех групп психологических рисков. Первая группа рисков больше влияет на отношение личности к среде. Вторая и третья группы, наоборот, больше влияют на личность. Наибольшее влияние на личность подростков оказывают риски третьей группы, а на отношение подростков к среде — риски первой группы.

Таким образом, заявленные гипотезы получили эмпирическое подтверждение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2000.-416 с.
  2. Е.В. Влияние образовательной среды на развитие ответственности подростков в преодолении жизненных проблем // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб., 2001. С. 65−69.
  3. C.B., Битянова М. Р. Психологический мониторинг как средство анализа и проектирования развивающей среды образовательного учреждения. М.: МГППУ, 2006.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  5. . Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 384 с.
  6. Ананьев В А. Основы психологии здоровья: Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. — СПб., 2006. 384с.
  7. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М-В., 1996.
  8. В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001.- 160 с.
  9. O.A., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие. 4.1. Ставрополь: СГУ, 2003. — 373 с.
  10. И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: Союз, 2002. — 271 с.
  11. И.А., Волкова E.H., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды/ учебное пособие/ Под ред. И. А. Баевой. -М.: Экон-Информ, 2009. 248 с.
  12. М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. -432с.
  13. Безопасность образовательной среды: сборник статей (в 2-х частях). Часть I, II/ Отв. ред. и сост. Г. М. Коджаспирова. М.: Экон-Информ, 2008. -166- 143с.
  14. Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. М.: Академия, 2009. 304 с.
  15. Е.П., Дубовская Е. М. Изменчивость и постоянство как факторы социализации личности Электронный ресурс. // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2009. N 5(7). URL: http://psystudy.ru.
  16. H.JI. Такие HeformatHbie дети .Психологические новеллы. М.:Когито-центр, 2007. — 239с.
  17. Р. Я-концепция и Я-образы/ Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: «Бахрах-М», 2006. — с. 133 — 220.
  18. М. В. Образовательная среда как фактор эмоциональной депривации, влияющей на соматическое здоровье подростков: Дис.. канд. психол. наук. Москва. 2004 170 с.
  19. М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов. — М.: МГППУ, 2006. — 96 с.
  20. М.Р., Глазунова О. И. Антропологический подход к решению проблем успешности обучения ребенка в школе. // Психологическая наука и образование. 2005. № 1, — с. 5 — 8.
  21. А. А. Восприятие человека человеком. JL: ЛГУ, 1965. -123 с.
  22. A.A. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 188 с.
  23. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М., 1968.-464с.
  24. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии, 1978, № 4- С. 23 — 35.
  25. Л. И. Проблемы формирования личности/ Избранные психологические труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна. Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1997 — С. 228 — 244.
  26. .С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. — 296 с.
  27. .С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 301с.
  28. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие.-М.: Российское педагогическое агентство, 1998.-263с.
  29. Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде).: Метод, рекомендации для специалистов системы образования. М.: ООО «Алвиан», 2007. — 96с.
  30. В. А. Плинер Я.Г. Педагогическая экспертиза школы. -М.: Педагогический поиск, 2000. 160 с.
  31. Ф.Е. Процесс переживания/ Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2006. — С.309 — 337.
  32. С.Г. Эффективная школа. СПб.:ЦПИ, 1995. — 168с.
  33. В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006. — 496с.
  34. А. В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся: Дис.. канд. пед. наук.Оренбург. 2002. 172 с.
  35. Л.С. Вопросы теории и истории психологии. Собрание сочинений в 6 томах, Т. 1. М.: Педагогика, 1982 — 488 с.
  36. Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений в 6 томах, Т. 2. М. Педагогика, 1982. — 504с.
  37. Л.С. Проблемы развития психики. Собрание сочинений в 6 томах, Т. 3. М.: Педагогика, 1983 — 368 с.
  38. Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков. Сообщение III // Психологическая наука и образование. -1997. № 3.
  39. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века: идея свободы ребенка в образовании как пед. цель // Клас. рук. 2000. — N 3. — С. 6−33.
  40. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию:/ Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко.- М.: Прогресс, 1988.464 с.
  41. У. Школы без неудачников: Учебное пособие. М.: Прогресс, 1991.—184 с.
  42. Э.А. Способности и индивидуальность. — М.: Прометей, 1993.-306с.
  43. А.И. Опасность и безопасность// Безопасность труда в промышленности. 2002. № 9. — С. 41 — 43.
  44. В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий// Психологическая наука и образование. -1997. № 2 88с.
  45. В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина В. В. Давыдова.: Метод, пособие к практикуму по экспертизе образовательных технологий. — М.: AHO «Центр «Развивающее образование», 1999. — 76с.
  46. A.A. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 6 — С. 43 — 52.
  47. В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996 —544с.
  48. Л.Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. — Изд. Алтайского государственного университета. -2000. 123с.
  49. С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды/ Под ред. Лебедевой В. П., Панова В. И. М., 1997. — 222с.
  50. В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. М. Педагогическое общество России, 2002. — 202с.
  51. Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным и криминальным поведением: Дис.. д-ра психол. наук. Москва. 2000. 457 с.
  52. Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2006. — 128с.
  53. Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Москва. 2005.
  54. И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Авт.- сост. Е. Е. Данилова М.: Академия, 1998. — 160 с.
  55. И.В. Психологическое здоровье школьников.// Практическая психология образования. М., 1998. — С. 33−43.
  56. И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы.- М.: Академия, 1995. 168 с.
  57. И.В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Прихожан A.M., Толстых Н.Н .Психология как учебный предмет общеобразовательной школы// Вестник практической психологии образования № 4 (13) октябрь-декабрь 2007. — С.82 — 85.
  58. И.В. Школьная психологическая служба// Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР. — М., Педагогика, 1991. 232с.
  59. И.В., Поливанова Н. И., Ривина И. В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке. // Психологическая наука и образование. 2004. № 1, С. 63 — 73.
  60. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006. -336с.
  61. Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. М.: Финстатинформ, 2002. — 360с.
  62. Ю.М., Рубцов В. В. Образовательная среда феноменология и практика безопасности/ Безопасность образовательной среды: сборник статей (в 2-х частях). Часть II/ Отв. ред. и сост. Г. М. Коджаспирова. — М.: Экон-Информ, 2008. — 143с.
  63. A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. М., 1978. — С.243 -267.
  64. А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., Речь, 2007. — 320 с.
  65. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, Лен-издат, 2000. — 336 с.
  66. Защита детей от жестокого обращения./ Под ред Е. Н. Волковой. -СПб.: Питер, 2007. 254 с.
  67. С.П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2002. — 228с.
  68. В. М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков: Дис.. канд. психол. наук. Москва. 2002.280 с.
  69. Т. С. Нарушения психологической безопасности в контексте активности профессионала: Дис.. д-ра психол. наук. Москва. 2000. 409 с.
  70. В.Е. Тоталитарное сознание ребенка: семейное воспитание. // Вопросы психологии. 1992. — № 1 — С. 14−21.
  71. Киколов А. И. Обучение и здоровье.- М.: Высшая школа, 1985.-68с.
  72. Г. М., Вихристюк О. В., Ковров В. В., Коджаспиров А. Ю. Безопасность детского образовательного учреждения: концепции. М.: Экон-Информ, 2009. — 76с.
  73. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспект. М.: Экон-Информ, 2009. — 386с.
  74. Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.— 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1986. — 361с.
  75. Я.Л., Белановская О. В. Психологическое здоровье и проблема зрелости личности/ Психология образования. Психологическое обеспечение «Новой школы»: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. -М., 2010. С. 225 — 226.
  76. Кон И. С. Категория «Я» в психологии/ Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2006. — С. 15−34.
  77. М.Ю. Психология межличностных отношений подростка в закрытых учебно-воспитательных учреждениях: Автореф. дис. докт. психол.наук. -М., 1994. 81с.
  78. Я. Право ребенка на уважение//Педагогическое наследие. -М., 1990.-С. 175−194.
  79. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2005, 9-е издание. -944 с.
  80. И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения: Дисс. на соискание ученой степени д.пед.н. М. 2001.-314с.
  81. В.В. Обеспечение психологического здоровья студентов средствами психологической службы педагогического колледжа: Дис.. канд. психол. наук. Ростов н/Д. 1999.- 185 с.
  82. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. М.: Ун-т Российской академии образования, 1998. — 326с.
  83. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей -— М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 192 с.
  84. Т.И. Психологическая культура в образовательном контексте/ Психология образования. Психологическое обеспечение «Новой школы»: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. М., 2010.-С.227- 229.
  85. Н. С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь. М.: Институт психологии РАН, 1996 г. — 245 с.
  86. O.E. Потенциал современной школы// Школа в начале третьего тысячелетия. СПб., 2000. — С. 11 — 17.
  87. O.E. Уклад школы как составная часть школьного образования// Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб., 2000.-С. 34−38.
  88. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования. //Педагогика. 1996. N 6, С. 25 — 30.
  89. К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000−368с.
  90. А.Н. Деятельность и личность.// Вопросы философии, № 4, 1974. -С. 87−97.
  91. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Моск. ун-т, 1981.- 405 с.
  92. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. 2 изд. -М.: Смысл, 1997. -64 с.
  93. C.B. Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы III Всероссийской научно-практ.конференции (27.09. 30.09.06.). -М., 2006.
  94. Х.Й. Психология развития в Эстонской ССР. Вопросы психологии, 1987. Электронный ресурс. http. V/www.voppsy.ru/issues/1987/876/876 016.htm.
  95. М.И. Формирование личности ребенка в общении. -Спб.: Питер, 2009. -320 с.
  96. Н.П. Роль когнитивного развития в обеспечении психологического здоровья школьников/ Психология образования. Психологическое обеспечение «Новой школы»: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. -М., 2010. -С.234 235.
  97. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Памятники психологической мысли. -М.: Наука, 1999 350 с.
  98. Макаренко, A.C.: Избранные педагогические сочинения. В 2 томах. -М.: Педагогика, 1977−1978 710с.
  99. C.B. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество. Автореф. дис. канд психол.наук. М., 2003.
  100. В.Г., Ситаров В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. -М.: Академия, 2000. 216 с.
  101. А.К., Матис И. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990 192с.
  102. Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия/ Руководство и лидерство. -Д.:ЛГУ, 1973. 150с.
  103. А. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой A.M. -СПб.: Евразия, 2001. 478с.
  104. А. Психология бытия. -М.: Рефл-бук К.: Ваклер, 1997 -304с.
  105. И.А. Какие проблемы у наших детей-старшеклассников. -М.: МГППУ, 2007 Электронный ресурс.-http://psyparents.ru/index.php?view=articles&-sc=71&-cat=7&-item=2524&-full= yes
  106. A.B., Румянцева П. В. Трудный класс. Диагностика и кор-рекционная работа. -СПб.: Речь, 2006. 320с.
  107. И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. -М.: Генезис, 2008 184с.
  108. Л.Б. Консультация по переписке с подростками. Руководство для практических психологов. —Нижний Новгород, 2001. 29с.
  109. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. М.: Флинта, 2008.-280с.
  110. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных/2-e изд., испр. и доп. -СПб.: Речь, 2006.-392с.
  111. Г. С. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2003.- 607с.
  112. А. П. Внутренние конфликты подросткового возраста// Культурно-историческая психология. 2006 — № 3. — С.38 — 50.
  113. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство /Под ред. И. А. Баевой. СПб., Речь, 2006 -288с.
  114. Образование в Москве. История и современность. -М.: «Мосгорар-хив», 2000.
  115. Л.Ф. Возрастная психология. -М. Педагогическое общество России, 2004. 442с.
  116. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1998−352с.
  117. С.И. Толковый словарь русского языка. М.:ИТИ Технологии, 2005.-944с.
  118. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002 — 272с.
  119. М.В. Влияние фрустраций на социализацию подростков. Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 2004.
  120. В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. — 352с.
  121. В.И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. № 1, С. 5 — 21.
  122. В.И. Экологическая психология. Опыт построения методологии. -М.: Наука, 2004.-197с.
  123. Пахальян В. Э, Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. М.: Питер, 2006.- 294с.
  124. В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей.// Прикладная психология.-2002.-№ 5−6.
  125. A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью.// Вопросы философии. № 3, 1982 с. 44 — 53.
  126. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  127. . Избранные психологические труды. -М.: МПА, 1994. 680с.
  128. Г. Н. Нервные заболевания у школьников и их предупреждение. -М.: Медицина, 1966.-47 с.
  129. К.Н. Психологический анализ возрастной периодизации // Культурно-историческая психология. 2006. № 1 — С. 26 — 31.
  130. Н.И., Ермакова И. В. Образовательная среда урока в школах разных типов // Психол. наука и образование. 2000. — N 3. — С. 72−80.
  131. Е.Ю. Сохранение и укрепление психического здоровья учащихся важное условие предупреждения школьной дезадаптации Электронный ресурс. /http://www.nbuv.gov.ua/portal/socgum/pspo/200 132/docpdf7ponomareva. pdf
  132. Практическая психология образования /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998−528с.
  133. А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.// Психологическая наука и образование-1998. № 2 С. 11- 17.
  134. A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни. -М.: Знание, 1990.
  135. A.M. Проблема подросткового кризиса// Психологическая наука и образование. 1997. — N 1. — С. 82−87.
  136. А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. —М.: AHO «ПЭБ», 2007. — 56 с.
  137. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. / Под ред. Е. Н. Волковой. СПб.: Питер, 2008. — 240с.
  138. Психология подростка: учебник/ Под ред. A.A. Реана. -СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. 480с.
  139. Психолого-педагогическая безопасность образовательного учреждения/ сборник текстов и учебно-методических материалов./ Сост. Г. М. Коджас-пирова, В. В. Ковров, А.Ю. Коджаспиров/ Под ред. Г. М. Коджаспирова, В. В. Ковров -М.:Экон-Информ, 2009. -344с.
  140. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. — 4-е изд. —¦ Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с.
  141. М. Субъект и поддерживающая среда. /Средовые условия развития / Под ред. Т. Нийта. -Таллин. 1989. С. 67−92.
  142. JI.A. Наш проблемный подросток: понять и договориться /Под ред. Л. А. Регуш. СПб.:Союз, 2001. — 191с.
  143. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-480 с.
  144. К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М. Смысл, 2002 г. — 528 с.
  145. Е.С., Гребенникова Л. Р. Механизмы защиты как специфические средства решения универсальных проблем адаптации/ Самосознание и защитные механизмы личности. -Самара: Бахрах-М, 2006. С. 566 — 594.
  146. С.JI. Основы общей психологии. 4-изд. — СПб.: Питер, 2004. — 678 с.
  147. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 190 с.
  148. В.В., Марголис A.A., Гуружапов В. А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) //Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 1996. 4.
  149. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  150. В.В. Развитие образовательной среды региона. М., 1997.
  151. В.В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: МГППУ. 2002. -272 с.
  152. Т.Я., Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.: НИИ детства Рос. дет. фонда. -М.: Дом, 1993. 38с.
  153. М.М. Ребенок и образовательная среда// Известия РАО, — 2006 № 2.
  154. Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции А. Адлера. СПб.: СПбГУ, 1993. — 152с.
  155. Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру: монография -СПб.: Речь, 2000 .-346с.
  156. A.M. Развитие воспитательной систем школы как закономерный процесс: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 1991. -17 с.
  157. В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурныемодели школы. Выпуск 7. Инноватор. Bennet colledge. -М., 1997 — С.177- 185.
  158. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: введение в психологию субъективности. -М.: Школа-Пресс, 1995. 384с.
  159. В.И., Шувалов A.B. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии.2001. — № 4. С. 91 — 105.
  160. И.М. Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста // Психологическая наука и образование. -2005. № 1 С. 28 — 32.
  161. В. С., Абросимова 3. Б., Адамчук Д. В., Баранова Е. В. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. Том X. Выпуск XVII/ Под ред. B.C. Собкина. — М.: Центр социологии образования РАО, 2005. — 359 с.
  162. Е.Т. Соотношение физического Я-образа и самооценки/ Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. -Самара: Бахрах-М, 2006. -С. 109 133.
  163. В.Г. Психология трудных школьников: учебное пособие. — М., Академия, 1996 320с.
  164. В.В., Толстых H.H. Школа развития индивидуальности (основные положения образовательной технологии) Электронный ресурс. / http://schooll096.narod.ru/st2.htm.
  165. В.В. Состояния самозащиты личности/ Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. -Самара: Бахрах-М, 2006. С. 66 -84.
  166. И.П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них. Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 2003.
  167. C.B. Школа в начале третьего тысячелетия/ Материалы пятой научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Образование-Культура, 2000.
  168. C.B. Школьник в современной образовательной среде. -СПб., 2001.
  169. Тревога и тревожность: Хрестоматия/ Сост. И общая редакция В. М. Астапова. М.: ПЕР СЭ, 2008. — 240с.
  170. И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии, № 6, -1998, С. 18—24.
  171. И.М. Понятие образовательной среды./ Образовательная система «Школа 2100» качественное образование для всех/ Сборник материалов/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- М.: Баланс, 2006.
  172. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — 312с.
  173. А. Защитные механизмы/ Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. -Самара: Бахрах-М, 2006. С. 339 — 357.
  174. Фрейд 3. Страх/ 3. Фрейд// Тревога и тревожность: хрестоматия/ сост. и общ.ред. В. М. Астапов СПб, 2001 — С. 31 — 43.
  175. А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоIровье // Вопросы психологии. — 1999. — № 2, С. 61 74.
  176. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов// Сост. JI. М. Семенюк
  177. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
  178. О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 208 с.
  179. О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис.. .докт. психол. наук. М., 2001.- 142с.
  180. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003. — 608 с.
  181. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов -М.: Интерпракс, 1994. 156 с.
  182. P.M. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции). Сарат. гос. ун-т. Саратов, 2003
  183. Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства/ Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия -Самара: Бах-рах-М, 2006. С. 220 — 232.
  184. Ширяева О. С Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Авт. дисс. .канд. психол. н. Хабаровск. Сахалинский государственный университет, 2008.
  185. Экспертиза психологической безопасности образовательной среды/ информационно-методический бюллетень ГЭП II ур./ Ред.-сост. И.А. Бае-ва, В. В. Ковров М.: Экон-Информ, 2009. — №№ 2,3,4,5. — 76, 88, 96, 102 с.
  186. Д.Б. Детская психология. М., 1960. -316с.
  187. Д.Б. Достижения и проблемы дальнейшего развития детской психологи в СССР //Вопросы психологии. -1978. № 1.
  188. Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 1995.
  189. Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000. — 416 с.
  190. Е.Г., Улановская И. М. Эффективность развития детей, обучающихся по образовательной программе «Школа 2100» / В сб. «Образовательная система «Школа 2100» качественное образование для всех» — М., 2006.
  191. B.C. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек.- М.: Просвещение, 1986. 165с.
  192. И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
  193. П.М. Психология чувств и мотивации. /Акад.пед.и соц.наук.Моск.психолого-соц.ин-т-Под ред.Е. М. Борисовой. М., Воронеж, 1998. — 304 с.
  194. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. -М.: Сентябрь, 2000. 125 с.
  195. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. 365с.
  196. Allender J. A. Fourth Grade Fantasy// J. of Humanistic Education. 1982. Vol. 6. P.37 38.
  197. Badoux A. Social support in healthy and psychologically distressed French populations Psychology, Health & Medicine. Abingdon: May 2000. Vol. 5, Iss. 2- p. 143.
  198. , J. 2001. Creating emotionally safe schools: a guide for educators and parents. Deerfield Beach, FL: HCI Pub.
  199. Bowen N. K., Bowen G. L., Ware W.B. Neighborhood Social Disorganization, Families, and the Educational Behavior of Adolescents.2002- 17- 468 Journal of Adolescent Research.
  200. Brand, S. et al. 2003. Middle school improvement and reform: development and validation of a school’s assessment of climate, cultural pluralism, and school safety. Journal of educational psychology, vol. 95, no. 3, p. 570−588.
  201. E. «Adolescents» Interpretation of Social Class Influence on Schooling//J. of Classroom Interaction. 1993. Vol. 28. №l.P.l 12.
  202. Edmondson A. Psychological safety and learning behavior in work teams// Administrative Science Quarterly. 1999. 44 (2). P. 350 383.
  203. Hoy K.W., Tarter J.C., Kottramp R.B. Open school/ Healthy Schools. London: Sage, 1991.
  204. King J., Ph.D., Investigation of characteristics of mentoring relationships and positive youth outcomes University of Maryland, Baltimore County, United States Maryland, 2009, p. 137.
  205. Kagan D.M. How Schools Alienate Students at Risk: A Model for Examining Proximal Classroom Variables// Educational Psychologists. 1990. Vol. 25. № 2. P. 105- 120.
  206. Pinquart M., Silbereisen R. r K., Juang L.P. Moderating Effects of Adolescents' Self-Efficacy Beliefs on Psychological Responses to Social Change. 2004- 19- 340 Journal of Adolescent Research.
  207. , M.R. 2006. Handbook of school violence and school safety: from research to practice. New York, NY: Erlbaum Associates.
  208. Robinson, E., M.A., Creativity and emotion: The impact of anger, fear, excitement, and calmness on creative problem solving University of Nebraska at Omaha, United States, 2009, p. 150
  209. Ryan A. M., Patrick H.N. The Classroom Social Environment and Changes in Adolescents' Motivation and Engagement During Middle School. Am Educ Res J 2001- 38- 437.
  210. Schmuck R. Some aspects of Classroom Social Climate// Psychol. In the Schools. 1966. Vol. 3.P.5−5.
Заполнить форму текущей работой