Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правосознание и законность в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснованность и достоверность полученных результатов определяются его комплексным характером. В работе применены современные методы научных исследований, собран определенный эмпирический и теоретический материал. Автором использован широкий круг работ по общей теории государства и права, философии, социологии, политологии и других отраслей знаний, а также современные достижения отраслевых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие и соотношение правосознания и законности
    • 1. 1. Правосознание: понятие, структура, соотношение с другими правовыми явлениями
    • 1. 2. Законность: понятие, содержание, принципы, соотношение с правосознанием
  • Глава 2. Проблемы повышения уровня правосознания и укрепления законности в работе ФСИН России
    • 2. 1. Система факторов, определяющих состояние законности в ФСИН России
    • 2. 2. Правосознание как элемент системы обеспечения законности в деятельности ФСИН России
    • 2. 3. Проблемы формирования профессионального правосознания и профессиональной правовой культуры сотрудников ФСИН России

Правосознание и законность в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В сложных социально-экономических и политико-правовых условиях становления новой российской государственности существенное распространение получили различные нарушения законности, в том числе в деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России).

Органы Федеральной службы исполнения наказаний как органическая, недавно созданная (2004 г.)1 часть единой структуры органов исполнительной власти в настоящее время испытывают на себе сильное влияние происходящих в стране кризисных процессов. Это особенно ощутимо в условиях продолжающегося активного реформирования и развития уголовно-исполнительной сисЛ темы (УИС). Нарушения законности в системе органов Федеральной службы исполнения наказаний в значительной мере связаны с низким уровнем правосознания сотрудников. По своей социально-политической природе они не только крайне отрицательно воздействуют на эффективность охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также борьбы с различными видами преступности, но и делают частично невозможным или сильно затрудняют достижение основных задач деятельности этой службы, указанных в п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»).

Проблема укрепления законности в деятельности органов ФСИН России актуальна и тем, что ее сотрудники действуют от лица государства. Следовательно, правонарушения, совершаемые ими в связи с выполнением своих функ.

1 См.: Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. №> 1314 (в ред. от 18 января 2010 г.).

См.: О Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007—2016 годы)»: Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. № 540. ций, не стоят в одном ряду с правонарушениями, совершаемыми рядовыми гражданами. Они имеют, по сути, характер чрезвычайных, подрывают авторитет закона и государственной власти.

Следует отметить, что на состояние законности, а равно и на морально-психологическую готовность личного состава органов Федеральной службы исполнения наказаний к выполнению служебного долга оказывают влияние как общее положение в стране, таге и весь комплекс не в полной мере решенных вопросов социальной и правовой защиты сотрудников.

Соблюдение законности сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы важно и потому, что именно они являются активными участниками правотворческих и правоприменительных процессовот них во многом зависит состояние законности и правопорядка, а в конечном счете — становление российского демократического, правового и социального государства. В связи с этим теоретическое исследование состояния законности в деятельности сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, основных направлений профилактики нарушений законности и служебной дисциплины, применительно к условиям переходного периода, переживаемого современным Российским государством, имеет особую актуальность.

Утверждение высоких гуманистических начал в юридической практике Российского государства невозможно без обеспечения должного уровня правосознания и правовой культуры как в целом, так и в деятельности отдельных звеньев механизма государства, прежде всего правоохранительных органов, в том числе органов Федеральной службы исполнения наказаний.

Сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний подвержены влиянию криминальной субкультуры, которое в ряде случаев приводит к деформации правового сознания и снижению уровня их профессиональной правовой культуры.

Исследование правосознания сотрудников пенитенциарной системы продиктовано и иными обстоятельствами. В отечественных работах, посвященных вопросам правосознания, в большинстве случаев рассматривается профессиональное правосознание юристов в целом и сотрудников органов внутренних дел в частности. Правосознание сотрудников УИС имеет ряд особенностей, непосредственно связанных со спецификой их профессиональной деятельности, что обусловливает необходимость детального исследования правосознания данной категории сотрудников правоохранительных органов.

Степень научной разработанности темы исследования. Категория «законность» всегда представляла значительный научно-методологический интерес. Совокупность ее фундаментальных исследований образует цельную, относительно самостоятельную (в рамках общей теории права и государства) теорию законности. Прежде всего это заслуга таких отечественных ученых, как Н. Г. Александров, B.C. Афанасьев, М. И. Байтин, С. Н. Братусь, Н. В. Витрук, Н. Н. Вопленко, В. М. Горшенев, Х. С. Гуцириев, Ю. П. Еременко, В. Н. Казаков, В. П. Казимирчук, Д. А. Керимов, В. В. Клочков, В. Н. Кудрявцев, Н. С. Малеин, Н. И. Матузов, П. М. Рабинович, И. С. Самощенко, М. С. Строгович, В. А. Туманов, А. Н. Харитонов, Б. С. Эбзеев, JI.C. Явич.

Учение о законности постоянно развивается, дополняется новыми исследованиями, разработками отдельных аспектов этой важной теоретико-правовой проблемы. Значительный вклад в разработку ряда аспектов законности внесли O.K. Биктасов, С. Н. Болдырев, С. П. Булавин, Р. И. Елагин, А. Ф. Ефремов, С. П. Желтобрюхов, М. В. Заднепровская, М. Ю. Зиновьева, И. И. Лизикова, А. Б. Лисюткин, В. А. Потапов, Т. К. Примак, Е. А. Пушкарев, О. П. Сауляк, О. А. Степанов, А. Г. Фастов, В. В. Фролов и др.

Вопросам правосознания значительное внимание уделяли дореволюционные юристы — И. А. Ильин, Г. Ф. Шершеневич и др. Однако целостная и стройная теория правосознания как часть общей теории права сформировалась в 60−90-х годах прошлого века в работах П. П. Баранова, К. Т. Вельского, H.JI. Гранат, Е. А. Лукашевой, Г. С. Остроумова, А.Р. Ра-тинова, В. А. Сырцева, И. Е. Фарбера, Н. В. Щербаковой и др.

Несмотря на то что отдельные аспекты избранной темы получили значительное освещение в трудах названных авторов, в современной теоретико-правовой науке отсутствуют комплексные монографические работы, касающиеся проблемы обеспечения законности в деятельности ФСИН России и анализа профессионального правосознания сотрудников службы. Исключение — работа З. С. Токубаева, посвященная изучению проблем обеспечения законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений (ИТУ), которая в настоящее время частично устарела, а также исследование В. Г. Павлова, освещающее вопросы обеспечения законности в режиме отбывания наказания в виде лишения свободы, посвященное частным проблемам. Следовательно, имеющихся работ явно недостаточно для всестороннего исследования феномена законности в деятельности ФСИН России, выработки научно-практических рекомендаций по ее укреплению, тем более что вопросы правосознания сотрудников в этих работах достаточного освещения не получили. В связи с этим есть все основания полагать, что настоящая диссертация является одной из немногих, посвященных комплексному анализу состояния, специфики, тенденций развития и путей укрепления законности в деятельности ФСИН России.

Хотя обозначенный круг вопросов достаточно широко проработан, в представленном исследовании подробно акцентируется внимание на аспектах, еще не имевших детального обсуждения в отечественной юриспруденции. Кроме того, большинство работ написано довольно давно и не отражают современных реалий.

Объект исследования — система общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением законности в деятельности ФСИН России.

Предметом исследования выступают особенности правосознания сотрудников ФСИН России и их влияние на состояние и возможности укрепления законности в деятельности указанной службы.

Цель диссертационного исследования заключается в определении особенностей проявления правосознания и законности и их взаимовлияния в деятельности органов Федеральной службы исполнения наказаний.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи: проанализировать различные концепции законности и уточнить ее понятие;

— дать анализ понятия и признаков правосознаниявыяснить соотношение законности и правосознаниядать развернутую характеристику системы факторов, обеспечивающих законность;

— выделить особенности проявления правосознания и законности в деятельности органов уголовно-исполнительной системы;

— исследовать состояние законности и ее роль в деятельности органов уголовно-исполнительной системы.

Методология и методы исследования. Методологической основой данного диссертационного исследования выступает совокупность различных методологических приемов и средств познания. Использованы современные научные методы: общие, частные, специальные, в том числе диалекгико-материалистический, сравнительный, комплексный, системно-структурный, структурно-функциональный, логические, исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический и другие методы, применение которых обусловлено спецификой объекта и предмета исследования.

Научная новизна исследования обусловлена кругом поставленных задач и полученными результатами теоретического и практического характера. В работе комплексно исследуются проблемы повышения уровня правосознания и s укрепления законности в работе ФСИН России. По результатам проведенного исследования сформулирован ряд теоретических и практических положений:

— показан системный характер правосознания, его роль в жизни общества, предложено уточненное определение и выделены три слоя правового сознания;

— уточнено понятие законности и сформулировано соответствующее определение;

— показано, что повышение уровня правосознания и обеспечение законности в деятельности органов уголовно-исполнительной системы приобрело общесоциальное значение и стало фактором, определяющим стабильность режима законности и правопорядка в стране;

— обосновано положение о том, что обеспечение законности становится одной из основных целей внутриуправленческой деятельности, задачей каждого руководителя, а также каждого вышестоящего органа (подразделения) уголовно-исполнительной системы.

Новизна проведенного автором исследования обеспечила возможность сформулировать и доказать объективность основных положений, выносимых на защиту:

1. Правосознание представляет собой организационную систему, включающую в себя правовые знания и представления о прошлом, настоящем и будущем права, отношение к правовым явлениям и процессам, правовые навыки, умения и стереотипы правового поведения (деятельности), которая интегрирована в комплексную систему «общество» и согласовывает в обществе противоречия путем выполнения своих функций, и прежде всего — регулятивной.

2. В структуре правосознания можно выделить три основных слоя: верхний — правовая идеологиянижний — правовая психология и средний — политико-правовое и нравственно-правовое сознание, который, в свою очередь, является связующим звеном для двух предыдущих слоев.

3. Законность — особая разновидность правовых отношений государственных органов, иных организаций, наделенных властными полномочиями, и должностных лиц с другими субъектами, в том числе гражданами, основанная на строгом соблюдении законодательства и уважении прав и свобод человека и гражданина. В рамках этих отношений законность провозглашается как принцип, осуществляется как метод деятельности властных субъектов и в конечном итоге, реализуется как их режим.

4. На состояние законности в органах Федеральной службы исполнения наказаний воздействуют экономические, социально-политические, идеологические, юридические и организационные факторы: как позитивные, так и негативные, как внешние, так и внутренние, проявляющиеся на международном, общесоциальном (государственном) региональных и групповых уровнях.

5. Воспитание и обучение сотрудников ФСИН России должно быть комплексным, включающим в себя правовое, этическое, эстетическое и прочие виды воздействия. Особенно это актуально в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы при изменении приоритетов в ее деятельности: трансформации из репрессивно-карательного придатка государственного механизма в элемент правоохранительной системы, функционирующей на основе принципов уважения прав и свобод человека, законности и т. п.

6. Для решения задач обучения и воспитания сотрудников необходимы разработка и принятие Кодекса профессиональной этики сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний.

Обоснованность и достоверность полученных результатов определяются его комплексным характером. В работе применены современные методы научных исследований, собран определенный эмпирический и теоретический материал. Автором использован широкий круг работ по общей теории государства и права, философии, социологии, политологии и других отраслей знаний, а также современные достижения отраслевых юридических наук в исследуемой области. В процессе работы над диссертацией были проанализированы различные нормативно-правовые акты, в частности Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», и другое действующее законодательство, регламентирующее деятельность органов уголовно-исполнительной системы, указы Президента РФ, ведомственные нормативно-правовые акты.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется комплексным подходом к изучению основных проблем, обусловленных темой диссертации.

Результаты исследования имеют значение для развития общей теории права и государства, ряда отраслевых наук, совершенствования законодательства и повышения эффективности деятельности органов ФСИН России.

Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в научной деятельности при дальнейшем исследовании проблем законности и правосознания, а также в процессе преподавания в юридических вузах таких учебных дисциплин, как: «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права» и другие, подготовке методических рекомендаций и учебных пособий по данной проблематике.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Результаты проведенного исследования используются в учебном процессе по курсу теории государства и права на кафедре теории государства и права, международного и европейского права юридического факультета Академии ФСИН России, по курсу теории государства и права на кафедре тактики и оперативного использования внутренних войск ВУНЦ Сухопутных войск Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации, по курсу теории государства и права на кафедре государственно-правовых дисциплин Моеи ковского института предпринимательства и права, а также в практической деятельности УФСИН России по Рязанской области.

Структура и объем работы. Диссертация выполнена в объеме, соответствующем требованиям ВАК. Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проанализировав различные определения правосознания, мы пришли к выводу о том, что на их базе молено выделить несколько основных характеристик правосознания.

1. Правосознание как форма общественного сознания представляет продукт сознательной и в большинстве случаев целенаправленной деятельности человека.

2. Правосознание — это совокупность всего того, что отражает правовую действительность, то есть взглядов, представлений, понятий, идей, оценок, чувств и т. д.

3. Предмет отражения правосознания составляют право и все правовые явления, то есть правовая реальность в ее целостности и противоречивости.

4. Правосознание проявляется в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования.

5. Правосознание является организационной системой.

Таким образом, правосознание представляет собой организационную систему, включающую в себя правовые знания и представления о прошлом, настоящем и будущем права, отношение к правовым явлениям и процессам, правовые навыки, умения и стереотипы правового поведения (деятельности), которая интегрирована в комплексную систему «общество» и согласовывает в обществе противоречия путем выполнения своих функций, и прежде всего — регулятивной.

Все многочисленные элементы правосознания можно разделить на три большие группы:

1. Психологические элементы — это эмоции, переживания или настроения, то есть правовые чувства, которые в значительной степени определяют правомерность (противоправность) поведения и дают возможность выявить их причины. Именно на этой группе элементов необходимо прежде всего строить воспитание граждан и уважение к закону.

2. Идеологические элементы включают в себя правовые знания и идеи, понятия, теории и представления. Они объясняют людям деятельность государства, содержание прав и свобод граждан.

3. Поведенческие элементы — это убеждения, взгляды, ориентации и т. д., сформированные на основе правовой психологии и правовой идеологии и играющие большую роль в общественной деятельности.

Правосознанию присущи все признаки организационной системы: наличие определенных целей и задач, окружающей среды и самостоятельного функционального процесса, следовательно, правосознание является организационной системой.

Анализируя систему «правосознание», мы получили следующую структуру:

— нижний слой образует правовая психология, так как она в основном содержит нравственные оценки, присущие обыденному сознанию, и поэтому является основой правосознания;

— верхний слой составляет правовая идеология, которая интегрирует взгляды, концепции и теории;

— средним связующим слоем для данной системы выступает политико-правовое и нравственно-правовое сознание.

Рассматривая вопрос соотношения правосознания и законности, мы пришли к выводу о том, что уровень правосознания граждан и должностных лиц представляет собой неотъемлемый фактор обеспечения законности. Он теснейшим образом взаимосвязан с другими факторами обеспечения законности. Правовой акт, не соответствующий правосознанию большей части общества, вряд ли получит понимание и одобрение со стороны граждан, и наоборот, низкий уровень общественного, группового и индивидуального правосознания может свести на нет действие самого совершенного закона.

Правосознание оказывает непосредственное влияние на обеспечение законности посредством прямого влияния на правотворческую деятельность государственных органов и заключается в том, что все нормативные акты должны приниматься в соответствии со сложившимся общественным правосознанием. В противном случае эффективными они не будут.

В настоящее время в юридической науке, помимо существующего традиционного понимания законности, предпринимаются серьезные попытки создания нового определения данного правового явления, в котором было бы учтено современное либерально-юридическое понимание права. При этом учитываются различные особенности современной общественной жизни, непосредственно связанные со стремлением создать полноценное гражданское общество, с внедрением правовых законов в общественные отношения, признанием высшей ценностью личности вместе с принадлежащими ей правами и свободами.

Анализируя весь комплекс определений законности, считаем возможным дать следующую формулировку данного понятия: законность — особая разновидность правовых отношений государственных органов, иных организаций, наделенных властными полномочиями, и должностных лиц с другими субъектами, в том числе гражданами, основанная на строгом соблюдении законодательства и уважении прав и свобод человека и гражданина.

Для уяснения понятия и роли законности в условиях демократического развития общества немаловажное значение имеет вопрос о субъектах законности.

Рассматривая вопрос о принадлежности граждан к субъектам законности, мы пришли к необходимости разделить их на две категории:

— граждане, не наделенные какими-либо властными полномочиями;

— граждане, наделенные определенными властными полномочиями.

Конечно, мы допускаем, что в тех случаях, когда речь идет о государственных переворотах, революциях и прочих подобных событиях, совершаемых объединившимися гражданами, имеет место непосредственное их влияние на состояние законности в стране, но это, скорее, исключение, чем правило, а исключение, как известно, лишь подтверждает само правило.

Полагаем, что проводить различие относительно субъектов права и субъектов законности необходимо, но к субъектам последнего относить не всех граждан в целом, а только тех из них, которые наделены властными полномочиями.

При выявлении системы факторов, влияющих на состояние законности в деятельности ФСИН России, мы подразделили их на экономические, социально-политические, идеологические, юридические и организационные, а при рассмотрении каждой из групп факторов — на общие, присущие обществу в целом, и специальные, оказывающие влияние непосредственно на законность в органах ФСИН России.

Воздействие экономических факторов на состояние законности в органах ФСИН России осуществляется по двум основным направлениям: формирование личности сотрудника ФСИН России и создание ситуации, в которой сотрудник принимает решение о варианте своего поведения.

Необходимо отметить, что сочетание положительных сторон и недостатков в экономике приводит к тому, что действие многих факторов становится переменным, они приобретают характер «состояния», «уровня» (состояние производства, степень материальной обеспеченности, уровень преступности в экономической сфере и т. п.).

На законность в работе органов ФСИН России в первую очередь влияют общесоциальные и региональные экономические факторы, а также внутренние экономические условия деятельности этих органов, имеющие также соответствующие уровни проявления (Российская Федерация, республика, область, район и т. д.).

Вторую группу факторов составляют социально-политические факторы законности, которые действуют на режим законности косвенно, опосредованно, создавая социальную среду, способствующую наиболее эффективной реализации норм права.

Одним из определяющих социально-политических факторов, оказывающих существенное влияние на стабильность в обществе, является классовая структура, которая в современный период характеризуется сложностью и многоуровневым характером.

Роль идеологических факторов, влияющих на состояние законности, выражается прежде всего в том, что право способно фиксировать, охранять, создавать организационно-юридические предпосылки для функционирования и развития отношений в области идеологии, духовной культуры, морали.

Организация комплексной политической и воспитательной работы с личным составом — одно из основных направлений деятельности органов ФСИН России по укреплению законности. Эта работа должна непосредственно охватывать политическое, правовое, нравственное и эстетическое воспитание, а также профессиональную подготовку и психологическую закалку сотрудника ФСИН России.

Профессиональная ориентация, отбор, расстановка, закрепление кадров, дисциплинарная практика и другие виды кадровой работы должны быть нацелены на формирование нужных качеств личности сотрудников ФСИН России.

Также нельзя обходить вниманием юридические факторы, определяющие состояние законности.

Определяя перечень организационных факторов, мы можем отметить, что организационные факторы тесно связаны с юридическими, потому что последние реализуются настолько, насколько эффективно и слаженно функционирует система судебных и правоохранительных органов.

Большое влияние на состояние законности в Федеральной службе исполнения наказаний оказывает морально-психологический климат, состояние воспитательной работы и социальной защиты личного состава. Проанализировав всю систему факторов, влияющих на состояние законности, мы сделали вывод о том, что какая-то одна группа факторов не способна обеспечить должное состояние законности как в государстве в целом, так и в органах ФСИН России в частности. В управленческой деятельности по укреплению законности необходим комплексный учет всех указанных факторов (экономических, социально-политических, идеологических и др.).

Правосознание представителей каждой юридической профессии имеет свои специфические особенности, поэтому считаем возможным дать определение правосознания, носителями которого являются представители таких групп, как специализированное профессиональное правосознание.

Специфика профессионального правосознания сотрудников уголовно-исправительной системы проявляется в целях и задачах, которые стоят перед ними, в субъектном составе, характере компетенции субъектов, наборе правовых средств и методов, характере и условиях их труда, а также в том, что профессиональное правосознание представляет собой идеологическую форму правового опосредования целей, задач, характера и содержания уголовно-исполнительной деятельности.

В процессе деятельности сотрудников ФСИН России их профессио= нальное правосознание выполняет гносеологическую, оценочную и мотива-ционную функции.

Для успешной реализации органами ФСИН России правоохранительной функции необходимо наличие хорошо отлаженного механизма реализации норм права, а также высокого уровня правосознания и правовой культуры сотрудников. Достигнуть этого молено только при наличии четко организованной и продуманной системы работы в области правового воспитания личного состава.

Мы считаем, что при формировании профессионального правосознания сотрудников ФСИН России надо учитывать: уровень правосознания в данном регионе, районеуровень профессионального правосознания коллектива учреждения или органа ФСИН Россииуровень индивидуального профессионального правосознания каждого сотрудникасуществующее соотношение уровней общественного сознания данного региона, коллектива, индивидазадачи и функции конкретного органа ФСИН России, его служб и должностных лиц.

В процессе формирования профессионального правосознания сотрудников ФСИН России большое значение имеет самовоспитание личного состава, которое должно направляться на формирование у сотрудника глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям. Это достигается путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики. Безусловно, самовоспитание для сотрудников органов ФСИН России представляет собой один из способов профилактики деформации правосознания и поддержания высокого уровня профессионализма.

Профессиональное правосознание сотрудников ФСИН России по своим основным чертам не отличается от профессионального правосознания юристов, как такового. Его элементами являются правовые знания, правовые чувства, ценностные ориентации, правовые установки, стереотипы социально активного правомерного поведения и правовой профессиональный опыт. Однако наиболее яркое отличие профессионального правосознания сотрудников ФСИН России проявляется в целях и задачах, стоящих перед ними, в субъектном составе, характере компетенции субъектов, наборе правовых средств и методов, а также характере и условиях их труда.

Профессиональное правосознание сотрудников уголовно-исполнительной системы — это групповое сознание, под которым понимают коллективные чувства, знания и представления о праве и иных правовых явлениях. В них выражаются отношение и оценки правовых явлений со стороны социальных групп, коллективов, социальных образований, отличающиеся и от общественных, и от индивидуальных.

Формирование профессионального правосознания сотрудников ФСИН России непосредственно связано с долгим и противоречивым процессом формирования их профессиональной культуры. Правоведы подходят к рассмотрению данной проблемы с разных позиций.

Понятие правовой культуры сотрудников ФСИН России можно определить как социокультурное образование, проявляющееся на мировоззренческом, поведенческом уровнях и выступающее как совокупность ценностей, норм, профессионально значимых качеств, мировоззренческих установок, а также степень их освоения сотрудником уголовно-исполнительной системы, позволяющая обеспечить законность и эффективность их профессиональной деятельности.

Важно отметить, что ведущую роль в формировании профессиональной культуры сотрудников ФСИН России играют профессиональная этика и профессиональная эстетика.

По нашему мнению, формирование профессиональной этики сотрудника ФСИН России представляет собой сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований профессиональной морали в личные убеждения сотрудника, а также развития у него способности к саморегуляции поступков и регуляции общественного поведения, основанной на принципах порядочности, ответственности, справедливости и т. д.

Этическое и эстетическое в юриспруденции (с учетом их специфики), составляют неразрывное целое.

Эстетическая кулыура юриста в целом и сотрудника ФСИН России в частности — результат нравственно-эстетического воспитания личности, призванного обеспечить всестороннее обогащение ее духовного мира, сознательное отношение к общественному долгу и служебному этикету, развитое чувство прекрасного, помогающее восприятию и выполнению норм и правил правовой этики и деонтологии.

Проанализировав определение эстетической культуры юриста через призму пенитенциарной деятельности, мы полагаем, что эстетическая культура сотрудника ФСИН России проявляется в системе эстетических требований, предъявляемых как к внешнему виду сотрудника, так и к форме и содержанию его поступков в процессе осуществления пенитенциарной деятельности.

Содержание должного уровня правосознания предполагает, в частности, приобретение сотрудниками органов ФСИН России должного уровня правовой подготовки, системы убеждений, характеризующейся признанием права и пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Следовательно, правовое обучение и воспитание состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, формировании соответствующего отношения работников ФСИН России к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. К средствам правового воспитания сотрудников органов ФСИН России относятся: профессионально-правовое обучение, правоприменительная деятельность, служебная подготовка, самовоспитание.

Главным источником обучения сотрудников служит передача опыта, поскольку ни один внешний консультант или педагог не сможет подготовить начинающего работника к деятельности в рамках конкретного органа и вида деятельности.

На наш взгляд, сделать процесс адаптации нового сотрудника максимально эффективным в кратчайшие сроки, помочь ему овладеть нужными знаниями и умениями на практике, а также сформировать правильную профессиональную культуру и профессиональное правосознание может помочь хороший наставник.

Введение

наставничества, при условии тщательного подбора кандидатуры наставника, дает очевидные плюсы как для нового сотрудника, только что пришедшего на службу в учреждения или органы ФСИН России, так и для учреждения или органа ФСИН России в целом и самого наставника в частности.

Результаты проведенного нами исследования имеют значение для развития общей теории права и государства, ряда отраслевых наук, совершенствования законодательства, а также повышения эффективности деятельности органов ФСИН России.

Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в научной деятельности при дальнейшем исследовании проблем законности и правосознания, а также в преподавании в юридических вузах таких учебных дисциплин, как: «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», «Правоохранительные органы Российской Федерации», «Административное право», «Правовая этика» и других, подготовке методических рекомендаций и учебных пособий по данной проблематике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. — № 4. — Ст. 445.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № .38-Ф3 (с изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 5 апреля 2009 г. № 44-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. -№ 46. — Ст. 4532.
  3. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 (в ред. Указа Президента РФ от от 18 января 2010 г. № 80) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. -№ 42.-Ст. 4109.
  4. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. -№ 33.
  5. О Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007−2016 годы)»: Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. № 540 // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2006.-№ 39.- Ст. 4075.
  6. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) Электронный ресурс. URL.:http://daccess-dds-ny.un.org
  7. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации- приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138.1. Монографии, учебники, учебные пособия
  8. Административно-правовые аспекты правового воспитания личного состава органов внутренних дел / отв. ред. Ю. И. Римаренко. Киев, 1984.11 .Александров Н. Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М., 1961.
  9. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. —М., 2002.
  10. С.С. Право надежда наша. — Екатеринбург, 1999.
  11. С.С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. М., 1999.
  12. С.С. Проблемы теории права: в 2 т. — Свердловск, 1972. Т. 1.
  13. С.Н. Прокурорский надзор как способ обеспечения законности правовых актов управления: монография. Воронеж, 2005.
  14. БайтинМ.И. Сущность права (современное нормативное правопонима-ние на грани двух веков). Саратов, 2001.
  15. Л.Е. Правовое воспитание и предупреждение правонарушений органами внутренних дел. — Ташкент, 1977.
  16. П.П. О понятии механизма правовоспитательной деятельности. Ростов н/Д, 1981.
  17. Бельскш К. ТФормирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982. С. 64.
  18. И.А. Философия неравенства: письма к недругам по социальной философии. Письмо 13-е. О культуре // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. JL, 1991.
  19. А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М., 1991.
  20. И.В., Кузнецова Л. В. Профессиональная подготовка кадров: основные требования к управлению учебным процессом в образовательных учреждениях МВД РФ. М.- Барнаул, 2003.
  21. Н.А. Функции общественного правосознания. — Киев, 1986.
  22. П.П. Обеспечение законности в деятельности милиции. -Челябинск. 1997.
  23. М.Ф., Кремяпский В И. Соотношение структуры и функций в живой природе. М., 1966.
  24. А.Б. Теория государства и права: учеб. для вузов. 3-е изд. — М., 2000.
  25. В. Мораль и социальная психика. М., 1978.
  26. М.С. Профессиональная инкультурация в образовании: теория и практика: монография. Новокузнецк, 2001.
  27. ЪЪ. Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. Т. 1. — М.- JL, 1945.
  28. Н.Л. Правосознание и правовая культура. Общая теория государства и права. М., 2001.
  29. Н.Л. Правосознание и правовое воспитание. Общая теория государства и права. Академический курс / под ред. М. И. Марченко. -Т. 2: Теория права. М., 1998.
  30. Н.Л. Правосознание юриста как междисциплинарная проблема // Психология и право. М., 1985.
  31. Н.Л. Психологические основы обеспечения социалистической законности в деятельности органов внутренних дел // Обеспечение социалистической законности в деятельности органов внутренних дел. М., 1977.
  32. А.В. Профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел (понятие, функции, проблемы формирования): учеб. пособие. —Екатеринбург. 1995. С. 15.
  33. Х.С. Политико-правовая теория: становление и функционирование: монография. СПб., 1996.
  34. Диалектика познания сложных систем / под ред. B.C. Тетюхина. -М.: Мысль, 1988.
  35. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей. — М., 1966.
  36. ОТ. Моральная философия // Избр. труды / сост. Р. Г. Анрексян. М., 2002.
  37. С.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. Новокузнецк, 2000.
  38. А.Ф. Принципы и гарантии законности. Самара, 1999.
  39. За эффективность правового воспитания / под ред. Е. А. Нечаева. -М., 1987.
  40. А.Г., ОрловЮ.Г. Российские прокуроры: в 4 т. Т. 1. — М., 2001.
  41. К.Е. О содержании и структуре психологии социалистического правосознания. М., 1971.
  42. Из истории Всероссийской чрезвычайной комиссии 1917—1921 гг.: сб. док. М., 1960.
  43. И.А. Кризис современного правосознания. -М., 1993.
  44. И. Сочинения. М., 1965. — Т. 4. — Ч. 2.
  45. В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989.
  46. .А. Государство правовое и социалистическое // Теория государства и права. СПб., 2001.
  47. НА. Судебная власть: о сущем феномена в логосе: монография. — М.: Юрист, 2005.
  48. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  49. Криминология: учеб. для вузов / под ред. В. Д. Малкова. — М., 2006.
  50. В.Н. Законность: Содержание и современное состояние // Законность в Российской Федерации. М., 1998.
  51. Кудрявцев В.Н., Huiaimuuciaiii В, И., Салющенко И. С. Эффективность правовых норм. М., 1980.
  52. П.В. Профессиональная культура политолога // Социально-гуманитарные знания. М., 1999.
  53. О.Э. Сущность права: Проблемы теории и философии права. М., 2002.
  54. Е.А. Социалистическое правосознание и законность. -М&bdquo- 1974.
  55. Е.А. Социалистическое правосознание и законность. -М&bdquo- 1982.
  56. А.Е., Студетиаша С. С., Ямполъская Ц. А. Социалистическая законность в советском государственном управлении. — М., 1948.
  57. А.Е. Правовые проблемы науки управления. М., 1966.
  58. М.К. Проблемы реализации права. Иркутск, 1988.
  59. Л.С. Правосознание // Общественное сознание и его формы.-М., 1986.
  60. В.В. Правоприменительный риск: проблемы теории. -Владимир, 2001.
  61. Н.И. Теория государства и права. — М., 1997.
  62. В.Д. Методология систем: вербальный подход. М., 1999.-С. 10−13.
  63. Е.В. Социалистическое правосознание и советское правотворчество. Киев, 1968.
  64. B.C. Общая теория права и государства. М., 2002.
  65. B.C. Право и закон. М., 1983.
  66. П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. — М., 1996.
  67. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. / под ред. М. Н. Марченко. М., 2001. — Т. 3.
  68. С.И. Словарь русского языка / под общ. ред. Л.И. Сквор-цова. М., 2003.
  69. Организация и эффективность правового воспитания / ред. кол. Д. А. Керимов, Н. Г. Кобец, А. В. Мицкевич, А. Я. Сухарев. М., 1983.
  70. Г. С. Правовое осознание действительности. М., 1969.
  71. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909. — Т. 1.
  72. В.Т. Введение в промышленную социологию. — М., 1973.
  73. С.В. Правотворческая политика // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. ИЛ. Матузова и Л. В. Малько. М., 2003.
  74. А.Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988.
  75. Ю.С. Реализация норм советского права. Системный анализ. Казань, 1989.
  76. Роль правового воспитания в предупреждении правонарушений / под ред. А. В. Мицкевича. М., 1985.
  77. С.Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959.
  78. Р.К. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М., 1998.
  79. В. А. Социалистическое правосознание и реализация советского права. — Владивосток, 1984.
  80. Т.В. Правосознание и правовое воспитание // Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2002.
  81. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. A.M. Прохоров. -4-е изд. М.: Сов. энцикл., 1987.
  82. Н.Я. Профессиональное правосознание юристов. М., 1988.
  83. Э.Ю. Кант: взаимодополняемость морали и права. — М., 1992.
  84. Социология и психология осужденных в местах лишения свободы: учеб.-метод. пособие. М.: НИИ ФСИН России, 2005.
  85. М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М.: Наука, 1966.
  86. М.С. Проблемы общей теории права // Избр. труды. — М., 1990.-Т. 1.
  87. В.А. О юридической ответственности. М., 1978.
  88. Теория государства и права: учебник / под ред. AM. Васильева. — М., 1977.
  89. Уголовно-исполнительное право: учебник / под ред. И. В. Шмаро-ва. М., 1996.
  90. А.К. Структура общественного сознания. М., 1968.
  91. И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. -М., 1963.-205 с.
  92. A.M. Социальные факторы развития законодательства союзной республики. — Ереван, 1990.
  93. Хропанюк В. Н Теория государства и права. М., 2000.
  94. В.Н. Теория государства и права. — М., 1995.
  95. ЧерданцевА. Ф. Теория государства и права. — М., 2001. С. 381.
  96. В.М. Государство, демократия, законность. — М., 1967.
  97. А. С. Законность и правопорядок// Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М., 2000.
  98. В.М. Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел: основные направления воспитательной работы по их укреплению. -М., 1997.
  99. В.М. Правовая активность граждан в развитом социалистическом обществе. Красноярск, 1982.
  100. А.Н. Дифференциация или уравниловка // Социальные ориентиры обновления: общество и человек. М., 1990.
  101. Щегорцов В А. Социология правосознания. М., 1981.
  102. О.Ф., Овчаренко Н. И. Юридическая деонтология: учебник / под ред. О. Ф. Скакун. Харьков: Основа, 1999. — 280 с.
  103. Л.С. Общая теория права. JL, 1976.
  104. Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Сочинения. -М., 1960. — Т. 21.
  105. I. Статьи в периодических научных изданиях, сборниках научных трудов, материалах конференций
  106. Л.И. Понятие функции права // Журн. рос. права. 2006.
  107. Актуальные проблемы совершенствования гуманитарной и профессиональной подготовки в вузах Министерства юстиции РФ: межвуз. сб. науч.-практ. тр. / Иван, ф-л Владимир, юрид. ин-та Минюста России. -Иваново, 2004.
  108. В.К., Баранов В. М., Гогшан В. И. Логико-гносеологический и онтологический аспекты социалистического правосознания и правовой активности // Обеспечение охраны социалистической собственности в современных условиях. Горький, 1986.
  109. А.Н. Проблемы обоснования ценностных критериев в праве // Гос-во и право. 2002. — № 12. — С. 93.
  110. Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. — № 2.
  111. В.Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. 2004. — № 5.
  112. Е.А. Базовые стереотипы правосознания // Рос. юрид. журн. 1998. -№ 2.
  113. С.В. Правосознание молодежи: проблемы в условиях системного кризиса // Юрист. 1999. — № Ю.
  114. В.И. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях // Сов. гос-во и право. 1991. — № 12.
  115. К.К., Кононенко В. И., Кудрявцев С. В. Взаимодействие социально-экономических и социально-психологических процессов в генезисе преступности // Сов. гос-во и право. 1985. — № 12.
  116. Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. -№ 11−12.
  117. В.В. Факторы, влияющие на формирование профессионального правосознания российских юристов // История государства и права. 2003. — № 6.
  118. В.В. Профессиональная правовая культура и ее функции // Пути повышения эффективности политической работы в органах внутренних дел: сб. науч. тр. Л., 1987.
  119. А.В. Духовно-культурные гарантии уголовно-исполнительной законности // Юрид. вестн. 2005. — № 1−2.
  120. С.Н. Отражение правовых явлений в индивидуальном сознании // Сов. гос-во и право. 1988. — № 11.
  121. Экономика России: XXI век: Интернет-журн. 2007. № 22 // www.ruseconomy.rn
  122. И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. -1998. -№ 3.
  123. В.Ф. Профессиональная культура офицера // Военная мысль. 1990. -№ 6.
  124. В. В. Профессионализм сотрудников ОВД как важнейшая предпосылка эффективной безопасности личности II Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. — № 1 (3).
  125. М. Социальные ценности в юридическом образовании // Высшее образование в России. — 1997. № 2.
  126. И.Ю., Соколов Н. Я. Юристы как социально-профессиональная группа (советский период) // Гос-во и право. 2003. —№ 10.
  127. О.Н. Исторический опыт формирования правосознания государственных служащих в России // Юридическая наука и правоохранительная практика. Тюмень, 2008. С. 11.
  128. В.Л. Профессиональная культура офицера как фактор укрепления морального духа частей и подразделений // Актуальные проблемы укрепления морального духа социалистической армии: материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. М., 1989.
  129. И.Г. Философские аспекты профессиональной культуры работников военно-кадровых органов // Воен. мысль. — 1996. — № 5.
  130. Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журн. рос. права. —2004. — № 3.
  131. С.В. Социальные аспекты правотворчества и реализации права // Сов. гос-во и право. 1984. — № 8.
  132. С.В., Гаврилов О. А., Колдаева Н. П. и др. Исследование социальных факторов законодательной деятельности союзных республик // Правоведение. 1981. — № 3. — 1982. — № 1-
  133. А.Р. Структура и функции правового сознания // Проблемы социологии права. Вильнюс, 1970. — Вып. 1.
  134. Ю.А. Особенности правосознания на современном этапе // Юрид. образование и наука. 2007. — № 3.
  135. В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журн. рос. права. 2002. — № 10.
  136. М.Ю. О механизме обеспечения законности в управлении экономикой // Сов. гос-во и право. 1990. — № 7.
  137. Х.Л. Структура и способы регуляции нравственных отношений // Вопр. философии. — 1985. -№ 1.
  138. С.Х. О задачах профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России // Юрид. вестн. — 2005. — № 1 (2).
  139. Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. 2004. — № 2.1. Диссертации и авторефераты диссертаций.
  140. Н.Б. Теоретические основы советского уголовного правотворчества: дис.. д-ра юрид. наук. Махачкала, 1989. — 419 с.
  141. Я.Л. Корпоративный традиционализм полиции и режим законности: историко-правовое и сравнительно-правовое исследование: дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 2003.
  142. B.C. Обеспечение законности: вопросы теории и практики (по материалам органов внутренних дел): автореф. дис. д-ра юрид. наук. -М., 1993.
  143. Р.С. Проблемы правосознания в современном российском обществе: дис. канд. юрид. наук. — Саратов, 1999.
  144. А.М. Законность в досудебном производстве по уголовным делам: дис.. д-ра юрид. наук. Омск, 2006.
  145. Т.Б. Уголовная ответственность за должностные преступления (проблемы правотворчества и правоприменения в условиях административной реформы Российской Федерации): дис.. д-ра юрид. наук. -Владивосток, 2005. 403 с.
  146. Е.А. Структура и функции правосознания: дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.
  147. A.M. Ценности (проблема обоснования): автореф. дис.. канд. филос. наук. —М., 1994.
  148. Д.В. Социокультурные особенности профессионального правосознания в России: дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007.
  149. Н.Ю. Правосознание молодежи (теоретический и социологический аспекты): дис.. канд. юрид. наук. — Волгоград, 2000.
  150. А.Ф. Принципы и гарантии законности: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1999.
  151. А.Г. Правовое регулирование и прокурорский надзор в сфере отношений государства и религиозных объединений. Теория. Законодательство. Обеспечение законности: дис.. д-ра юрид. наук. — М., 2005.
  152. Т.Е. Социальные основы законотворчества в современной России: дис.. канд. юрид. наук. Владимир, 2004.
  153. JI.B. Профессиональная культура управления: сущность, структура, динамика (культурологический аспект): дис.. канд. филос. наук. -М., 1993.
  154. В.Б. Профессиональная компетентность офицерского состава (социально-философский анализ): автореф. дис.. канд. филос. наук.-М., 1997.
  155. С.Н. Правосознание как категория правоведения: теоретико-методологический аспект: дис. канд. юрид. наук. Казань, 2003.
  156. Д.А. Механизм правотворчества социалистического государства (вопросы теории): дис.. д-ра юрид. наук. — М., 1980. —398 с.
  157. Е.Б. Правовая культура сотрудников пенитенциарной системы в современном российском обществе (общеправовой анализ): дис.. канд. юрид. наук. Владимир, 2005.
  158. С.А. Правоисполнительная деятельность в современном российском обществе: проблемы теории: автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Владимир, 2006.
  159. Р.А. Деформация профессионального правосознания юристов: дис.. канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2005.
  160. А.Б. Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Сараю в. 1992.
  161. Д.Э. Де-аксиологическое правовое сознание и его формы: дис.. канд. юрид. наук. — Саратов, 2001.
  162. В.И. Правовой механизм обеспечения законности в сфере трудовых отношений рабочих и служащих: автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 1991.
  163. В.Г. Обеспечение законности в режиме отбывания наказания в виде лишения свободы: дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2002.
  164. Т.К. Совершенствование законодательства как средство обеспечения законности (по материалам деятельности органов внутренних дел): автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 1998. А
  165. А.А. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера (социально-философский анализ): автореф. дис.. канд. филос. наук. — М., 1995.
  166. А.Н. Актуальные проблемы конституционной законности в Вооруженных Силах Российской Федерации и роль прокуратуры в их решении: дис. д-ра юрид. наук. -М., 2002.
  167. С.П. Правовые идеалы судебной реформы в правосознании российского общества второй половины XIX начала XX века: исто-рико-правовое исследование: дис.. д-ра юрид. наук. — СПб., 2006.
  168. О.П. Законность в правоприменительной деятельности: автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2001.
  169. В.В. Правосознание гражданина: дис.. канд. юрид. наук. Красноярск, 2004.
  170. Д.В. Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации в формировании правосознания молодежи: дис.. д-ра социол. наук. М., 2004.
  171. А.С. Законность в сфере экономических отношений: теоретико-правовое исследование: дис.. д-раюрид. наук. М., 2001.
  172. Д.В. Законность как реальное выражение права: дис. канд. юрид. наук. Тамбов, 2007. С. 1249.
  173. А.Л. Восстановительная функция права: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1998.
  174. Я.В. Правосознание в структуре юридической деятельности: дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2000.
  175. КМ. Правомерное поведение как объект юридического исследования: дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2003.
  176. Т. В. Правотворческая инициатива как стадия правотворческого процесса: дис.. канд. юрид. наук. — М., 2006. — 223 с.
  177. С. О. Деформация профессионального правосознания военнослужащих федеральных органов государственной охраны: дис.. канд. юрид. наук, 2008.
  178. Ф.Ш. Правовое сознание в механизме правового регулирования общественных отношений: дис. канд. юрид. наук. Новгород, 2002.
  179. V. Электронные и Интернет-ресурсы http://demoscope.ru/weekly/2009/0361/barom05.php www.gks.ru http ://slo van.yandex.ru http://www.academjust.ryazantelecom.ru http://pvlast.ru www. ruseconomy .ru http://www.fsin.su
Заполнить форму текущей работой